0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Транскрипт суры аль аср. Разъяснение суры «Предвечернее время

Толкование суры «Аль-Аср = Время»

Именем Аллаха, Милостивого, Милующего!

Эта состоящая из трёх аятов сура, которую большинство учёных считают мекканской, получила своё название по первому аяту, в котором Всевышний Аллах поклялся временем.

Эта сура относится к числу трёх самых коротких коранических сур вместе с сурами 108 «Каусар» и 109 «Победа». Несмотря на то, что эта сура достаточно короткая, она несёт в себе очень важный смысл. В эти три аята уложена в действительности концепция человеческой жизни и в них указываются причины счастья либо злосчастья потомка Адама, а также его спасения и преуспеяния либо погибели. В этой суре Всевышний Аллах утверждает жизненно важную истину, которую все мы должны не просто знать: мы должны руководствоваться ею в нашей земной жизни, строить своё земное существование в соответствии с ней, и именно она должна направлять нас и определять наши действия в этом мире.

Эта истина заключается в том, что на самом деле весь род человеческий — в убытке и злосчастии, за исключением обладающих четырьмя спасительными свойствами. Это вера, благие деяния, привычка завещать друг другу истину и проявлять терпение. Это самые достойные действия и основы религии, на которых зиждется преуспеяние человека, а также его счастье в обоих мирах. Эти свойства помогают человеку спастись в Судный день, снискать довольство Аллаха и обрести вечное блаженство в Раю.

Аллах поклялся временем, поскольку в нём заключены чудеса могущества Аллаха, указывающие на Его величие, что потомки Адама — в гибели и ущербе. Исключение составляют лишь те, кто уверовал в Аллаха и совершал благие дела, те, кто завещал друг другу придерживаться истины, трудиться в покорности Аллаху и проявлять терпение в этом.

Связь между названием суры и её главной темой очевидна, поскольку Всевышний Аллах клянётся временем в подтверждение той важнейшей истины, которая и составляет главную тему этой короткой, но очень глубокой по своему содержанию суры. Время относится к числу великих знамений Всевышнего Аллаха и чудесных проявлений Его безграничного могущества. Таким образом, в этой суре, как и во многих других сурах Своей Книги, Всевышний Аллах клянётся Своим великим творением, свидетельствующим о Его могуществе, совершенстве, мудрости и абсолютном знании. Ни один разумный человек не может подвергать сомнениям значимость времени. И то, что именно им клянётся Всевышний Аллах в подтверждение упомянутой истины, не может не свидетельствовать и о важности и значимости самой этой истины.

Также нетрудно проследить связь между началом данной суры и её концом. Всевышний Аллах клянётся временем в начале суры, а завершается сура упоминанием о составляющих преуспеяния и спасения для потомков Адама, причём время является одним из основных ресурсов человека и вместилищем его деяний, как благих, так и скверных, поскольку земная жизнь человека — это отпущенное ему Всевышним время, которым он может воспользоваться по своему усмотрению, наполняя его своими действиями и, как следствие, прокладывая себе дорогу либо к преуспеянию и Раю, либо к убыткам и Аду.

Прослеживается связь и между началом данной суры и концом предыдущей суры «Страсть к приумножению». Если та сура завершается указанием на положение людей, которых страсть к приумножению мирских благ и стремление превзойти других количеством этих благ отвлекли от мира вечного, исповедания единобожия, покорности Господу миров, богобоязненности и благодарности Ему за даруемые им блага, то эта сура начинается с клятвы, призванной подтвердить важную истину: человек непременно оказывается в убытке, о чём говорилось в предыдущей суре, если только он позволит мирским благам отвлекать себя от главного и действительно важного и не будет обладать указанными в данной суре спасительными свойствами.

Эта сура и предыдущая имеют много общего в своём содержании. Так, в обеих сурах содержится указание на две категории людей: это счастливые и преуспевшие обитатели Рая и злосчастные и потерпевшие убыток обитатели Огня. Так, в первой суре говорится о категории злосчастных, которые предпочли мирское вечному и, хотя другая категория в суре не упоминается, из данных в суре описаний понятно, что те, кому присущи противоположные качества и кто сумел избежать этих, относятся к категории счастливых и преуспевших. А в данной суре, наоборот, упоминаются качества, которыми человек должен обладать, чтобы не относиться к категории злосчастных, оказавшихся в убытке. И хотя не упоминаются качества тех, кто относится к категории оказавшихся в убытке, из приводимых в суре описаний понятно, что ими являются те, кому не присущи упомянутые в ней качества счастливых и преуспевших. Таким образом, в действительности обе суры посвящены двум названным категориям людей и присущим им качествам: в одной суре Всевышний Аллах предостерегает нас от обладания качествами, которые делают человека несчастным в обоих мирах и приводят его в Ад, а в другой суре Господь побуждает нас к обладанию качествами, которые помогают человеку стать счастливым в обоих мирах и войти в Рай.

Суру можно условно разделить на два смысловых отрезка, которые посвящены следующим темам: клятва Всевышнего Аллаха одним из Своих великих знамений; важная истина, подтвердить которую призвана клятва Всевышнего Аллаха.

Клятва одним из великих знамений

Клянусь временем.

Эта часть суры самым тесным образом связана с её главной темой, поскольку клятва временем призвана подтвердить ту важнейшую истину, которая и является её главной темой.

Учёные дали разные толкования слову «аср» (время). Некоторые толкователи считали, что подразумевается послеполуденная молитва (аср), которая особо выделяется в Коране: «Оберегайте молитвы, и особенно, среднюю [послеполуденную] молитву. И выстаивайте [молитву] пред Аллахом смиренно» (сура 2 «Корова», аят 238) .

Некоторые же считали, что подразумевается предвечернее время. То есть в данной суре Всевышний Аллах клянётся завершением дня, подобно тому, как в других сурах Он клянётся его началом — рассветом, утром и так далее. В разных сурах Всевышний Аллах нередко клянётся определённым временем суток в подтверждение каких-то важных истин, и эта сура, согласно этому толкованию, относится к числу таких сур.

Согласно другому мнению, имеется в виду время вообще, ибо оно относится к числу величайших знамений Всевышнего Аллаха и является вместилищем людских деяний. Среди избравших это мнение был и Ибн Касир (да помилует его Аллах).

Вне зависимости от толкования, очевидна важность и значимость этой клятвы Всевышнего Господа и сразу становится понятно, что и истина, которую данная клятва призвана подтвердить, чрезвычайно важна и однозначно заслуживает нашего внимания, принятия и размышлений.

Важная истина, подтвердить которую призвана клятва Всевышнего Аллаха

что [всякий] человек — в убытке,

кроме тех, которые уверовали, совершали благие деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!

Связь между этой частью суры и её главной темой хорошо заметна, поскольку эти аяты как раз утверждают жизненно важную истину, составляющую смысловую основу и главную тему данной суры. Связана эта часть суры и с предыдущей: если та часть суры представляет собой клятву Всевышнего Аллаха, то эта часть представляет собой утверждение, для подтверждения и подчёркивания которого и приводится та клятва.

Читать еще:  Что означает звезда в православии. Пятиконечная звезда в православии

В этой части суры, равно как и во многих других сурах Корана, содержится указание на то, что люди делятся на две категории. Одни уверовали, творили благое, обладали угодными Всевышнему Аллаху качествами и совершали угодные Ему деяния, то есть исполняли Его веления, соблюдали Его запреты и стремились к Его довольству. Другие же отказались уверовать, отвернулись от истины, отказались внять призыву посланников Господа миров, ослушивались Всевышнего Аллаха и решили вступить на путь, ведущий в Ад, вместо того, чтобы следовать путём, который ведёт к спасению, преуспеянию и Раю. Очевидно, что и судьба представителей этих двух категорий будет различной. Представители одной окажутся в убытке как следствие сделанного ими выбора, отказа принимать истину и пускать веру в свои сердца и вершимых ими деяний. Таких, увы, будет очень много, и участь их в Судный день будет незавидной.

Но второй категории людей нечего опасаться подобной участи. Их участь будет совершенно иной, противоположной, и это неудивительно. Ведь это люди, которые последовали тем путём, который Всевышний Аллах указал им. Это путь к спасению, вечному счастью, довольству Аллаха, преуспеянию и Раю. Как же может быть скверной их участь? И что общего могут они иметь со злополучными обителями Ада, которые сделали свой выбор и предпочли мирское вечному, злосчастье — счастью, гибель — спасению, а Адское пламя — прекрасной райской обители.

В данной суре перечислены четыре фактора успеха. Всевышний Аллах по милости Своей указывает нам на то, что мы должны делать и какими мы должны быть, чтобы преуспеть, получить великую награду, избежать Адского пламени и попасть в вечную райскую обитель — лучшее место пребывания. Чтобы пополнить число счастливых и преуспевших обителей Рая, человек должен уверовать, ибо без веры не может быть спасения, награды, преуспеяния и Рая. И он должен совершать благие дела. Благие — значит угодные Всевышнему Аллаху. Это условие подразумевает покорность Аллаху, ибо совершение благих дел предполагает исполнение велений Аллаха и соблюдение Его запретов.

Также представителям рода человеческого надлежит заповедовать друг другу истину после того, как она стала известна им. Это Коран и Сунна и учение религии в целом. Когда человек проповедует единобожие и знакомит окружающих с этой великой истиной, когда приобретает и передаёт полезное знание в кругу единоверцев, призывает к одобряемому и удерживает от порицаемого, это входит в заповедание друг другу истины, которое может иметь множество выражений.

Также от человека требуется проявлять терпение ради Всевышнего и побуждать к этому других. Терпение — одна из опор, на которых зиждется правильное исповедание мусульманином своей религии. Терпение необходимо человеку и когда речь идёт о покорности Аллаху, и когда его постигают самые разные испытания. Терпение неотделимо от веры. А это означает, что каждый человек должен воспитывать его в себе, если он надеется преуспеть, снискать довольство Всевышнего Аллаха и пополнить число счастливых обитателей Рая.

Сура «Аль-ʼАср»

Сура «Аль-Аср» («Предвечернее время») была ниспослана в Мекке. В ней 3 аята.

Имам аш-Шафии говорил:

«Если человек будет глубоко размышлять над этой сурой, ее будет ему достаточно (как наставления)»[1].

Имам ат-Табарани передал хадис от Убайдуллаха ибн Хисна, что, когда два сподвижника Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) встречались, они не расходились, пока один из них не прочтет эту суру[2].

[1] Ибн Касир, Каир, 4/675.

ПЕРЕВОД:

Клянусь временем,

ТАФСИР (Толкование):

Имам Фахруддин ар-Рази пишет:

«Всевышний Аллах клянется временем, ибо это удивительное явление. Во времени протекает вся жизнь человека: радости и горести, болезни и здоровье, богатство и бедность. Во времени происходят и более удивительные вещи. Человеческая жизнь поделена на годы, месяцы, дни и часы. Если человек попусту растратит тысячу лет, а в последний миг жизни покается, то он навечно попадет в Рай. Тогда он поймет, что самым ценным, что случилось с ним в жизни, был этот миг. Время — одно из основных благ, поэтому Аллах и клянется временем, указывая на то, что день и ночь — это ценности, впустую растрачиваемые человеком.

И время более ценно, чем пространство, поэтому клятва временем — это клятва самой важной половиной мироздания.

Они (язычники) винили во всех своих бедах и неудачах время, но Всевышний Аллах клянется, что время — это безупречный, чистый дар и благо, а ругать и винить во всех своих бедах человек должен самого себя»[1].

[1] «Ат-Тафсир аль-Кабир», 32/84-85.

ПЕРЕВОД:

поистине, человек — в убытке,

ТАФСИР (Толкование):

«Время уходит. Вместе с ним уходит и жизнь человека. И кто за отведенный ему промежуток не прибрел ничего поистине ценного (для вечности) — тот в убытке»[1].

«Аллах дал человеку бесценный капитал — время его жизни — чтобы человек инвестировал его в прибыльные дела. Если человек будет совершать благое, то получит бесконечную прибыль, а если станет вкладывать свой капитал в дурные дела, то, потеряв капитал, окажется в убытке.

Об этом сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует):

كل الناس يغدو فبايع نفسه فمعتقها أو موبقها

«Каждый человек, просыпаясь утром, начинает торговлю: одни освобождают (спасают) свою душу от гибели, а другие губят ее»[2]»[3].

[3] Ма’ариф аль-Куран, 8/870.

ПЕРЕВОД:

кроме тех, которые уверовали, совершали благие поступки, заповедовали друг другу истину и заповедовали друг другу терпение.

ТАФСИР (Толкование):

Как же распорядиться бесценным капиталом времени, чтобы не понести убытки, но получить прибыль в виде вечного счастья?

Первое и главное — это вера (иман). Умирая мусульманином, человек спасается от самого страшного убытка — вечного пребывания в Аду.

Второе — это благие дела. Полноценно выполнявший религиозные обязанности мусульманин будет, по Милости и Воле Аллаха, избавлен от попадания в Ад даже на время. Уже эти две вещи избавляют человека от убытка. Но Всевышний добавляет к ним еще две.

Слово « تَوَاصَى » («заповедовать») означает «настойчиво советовать друг другу, указывая наилучший выход в сложившейся ситуации»[1]. Иными словами, для спасения и счастья нужно не только спасать себя, но и указывать верный путь другим.

Что же главное в жизни? О чем нужно напоминать другим, к чему их призывать?

Во-первых, к истине. В самом широком смысле и в вышеупомянутых терминах истина — это то, во что следует инвестировать капитал времени, что ведет человека к прибыли и избавляет от убытка: иман и благие дела. Спасаешься сам — укажи путь спасения другим.

Во-вторых, терпение. Человека на протяжении жизни одолевают трудности, беды и болезни. Его нафс пытается помешать ему совершать благое и склоняет к запретному. Сомнения в вере могут угрожать его иману. Выдержать все это и уберечь себя от гибели помогает терпение. Человек должен воспитывать его в себе и призывать к терпению окружающих.

«Аллах говорит в этой суре, что все люди в убытке, кроме тех, кто придерживается этих четырех положений: вера, благие дела, призыв к истине и призыв к терпению. Спасение человека в совершенствовании себя через веру и благие дела и через наставление окружающих. Совместив это, человек соблюдает права Аллаха и права Его рабов»[2].

«Эта сура закладывает очень важный принцип: наставлять других, призывать их к вере и поклонению для мусульманина не менее важно, чем самим следовать Корану и Сунне. Без искренних усилий к призыву других, только через свою веру и свое собственное поклонение, человек не может спастись. Если человек не заботится о моральном состоянии своей жены, детей и близких, он закрывает для себя пути к спасению, каким бы благочестивым он сам ни был. Таким образом, Коран и Сунна обязывают каждого мусульманина призывать других людей к благому и предостерегать от дурного. К сожалению, многие забывают об этом, считая, что для спасения достаточно заботы о личном благе и духовном благополучии, и не заботясь о духовном благополучии своей семьи. Просим у Аллаха дать нам тауфик следовать этой суре»[3].

Транскрипт суры аль аср. Разъяснение суры «Предвечернее время

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

Читать еще:  Андрей Максимов: Придите к себе, и все будет в порядке!

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы) милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

    Главная
  • Духовное управление

Cура «аль-Аср» – четыре принципа счастья

В нашей прошлой проповеди, посвященной наступлению нового года по хиджре, мы отметили, что это событие является очевидным напоминанием быстротечности времени. Содержащиеся в Священном Коране, в особенности в его коротких сурах, которые мы постоянно читаем в наших молитвах-намазах, многочисленные клятвы различными временными промежутками, такими как ночь, день, утро, рассвет, также обращают наше внимание на особую ценность этого невосполнимого дара Всевышнего – времени.

Одна из таких сур – это многим из нас известная сура «Аль-Аср». Несмотря на то, что она является одной из самых коротких глав нашего Священного Писания, ее смыслы настолько глубоки, что выдающийся мусульманский учёный имам Аш-Шафии говорил: «Если бы Всевышний ниспослал только эту суру, то и ее было бы достаточно людям»[1].

Сура начинается с клятвы временем: والْعَصْر [2] . Хотя комментаторы (муфассиры) называли разные значения этого слова, такие как определенная историческая эпоха, столетие, эра, жизнь, день и ночь или же какой-то определенный час суток, все они отражают тот или иной оттенок понятия времени. Мусульманские учёные единогласно указывали на то, что эта клятва, как и другие подобные в Коране, обращают внимание на самый ценный капитал, данный нам Господом, в отношении которого многие из нас обманываются и не ценят. В одном из своих изречений заключительный Божий Посланник (мир ему и благословение Всевышнего) предупреждал: «Есть два блага, в отношении которых многие люди обманываются – это здоровье и свободное время»[3].

Знакомое всем нам значение слова «аль-аср» как послеполуденное время и название соответствующей молитвы-намаза также упоминается рядом комментаторов. Однако и это значение содержит в себе призыв внимательно и бережно относиться к своему времени, правильно использовать каждую минуту своего дня, успев уделить внимание как мирскому, так и вечному.

Еще много веков назад наши праведные предшественники заметили, что в суете трудового дня именно исполнение послеполуденной молитвы «аль-аср» вызывает наибольшую сложность у верующих. Так, выдающийся толкователь Корана, прозванный «гордостью Хорезма», имам Замахшари в своём комментарии к этой суре отмечал, что «выполнение послеполуденного намаза «аль-аср» тяжелее всего для людей, так как в это время они больше всего заняты своей торговлей и другими делами». Думаю, что в эти короткие зимние дни в суете многомиллионного мегаполиса этот упрёк приобретает для нас еще большую актуальность.

Однако далее великий учёный указывает, что поклявшись этим временем в суре «Аль-Аср», а также особо выделив этот намаз в аяте:

حَافِظُواْ عَلَى الصَّلَوَاتِ والصَّلاَةِ الْوُسْطَى وَقُومُواْ لِلّهِ قَانِتِينَ

«Оберегайте намазы, и особенно, средний (послеполуденный) намаз. И стойте перед Аллахом смиренно»[4],

Всевышний отметил особое достоинство этой молитвы.

Благословенный Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) говорил, что «тот, кто оставит молитву «аль-аср», не будет иметь успех в делах»[5], а «тот, кто пропустит ее, словно обидел своих родных и нанес урон своему имуществу»[6].

Также необходимо отметить, что послеполуденное, или как его еще называют предвечернее время – это особенная часть суток, когда солнце приближается к горизонту и день плавно «уступает свое место» ночи. Эти красивейшие природные явления, ежедневно представляющиеся нашему взору, содержат в себе знамения безграничного могущества и абсолютного знания Всевышнего. В Священном Коране говорится:

إِنَّ فِي خَلْقِ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ وَاخْتِلاَفِ اللَّيْلِ وَالنَّهَارِ لآيَاتٍ لِّأُوْلِي الألْبَابِ

«Воистину, в сотворении небес и земли, а также в смене ночи и дня заключены знамения для обладающих разумом»[7].

В заключении нашего разговора о первом аяте этой священной суры, провозглашающей величайшую ценность времени, хотел бы напомнить известную историю об одном багдадском праведнике, который упал в обморок, увидев однажды, как лёд мгновенно тает под палящим солнцем. Придя в себя, на вопрос собравшихся о причине произошедшего праведник изрек: «Я увидел, как тает не лёд, а моя жизнь».

Да, каждая минута жизни любого человека невозвратно уносится в прошлое, и ее уже невозможно вернуть назад. Люди любой национальности, социального положения и материального достатка постоянно несут убыток своего главного капитала – времени жизни. Именно об этом Всевышний клянется в суре «Аль-Аср», возглашая в ее втором аяте:

إِنَّ الْإِنسَانَ لَفِي خُسْرٍ

«Поистине, человек ведь в убытке» [8] .

Однако Всемилостивейший Творец всего сущего предлагает людям максимально эффективно использовать невосполнимый ресурс времени земной жизни, так, чтобы обратить ее в прибыль и взамен этого капитала получить наилучшую выгоду, которая не только возместит потери, но и тысячекратно превысит утраченное. В третьем – последнем аяте этой суры Священный Коран предлагает четырёхпринципную программу, следуя которой человек сможет удостоиться счастья земной жизни и Вечности.

إِلَّا الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ وَتَوَاصَوْا بِالْحَقِّ وَتَوَاصَوْا بِالصَّبْرِ

«Кроме тех, которые уверовали, совершали добрые дела, заповедали между собой истину и заповедали между собой терпение!» [9]

Первый принцип этой программы – это вера (иман), являющаяся основой всей жизнедеятельности человека, ибо совершая тот или иной поступок каждый из нас руководствуется своими убеждениями и мыслями. Искренне верующий в существование и единственность Всевидящего и Всезнающего Бога, убежденный в истинности воздаяния Судного дня будет сторониться любых проявлений зла и безнравственности, старясь наполнить свою жизнь лишь добродетелью, посвятит свой земной путь служению Богу и людям.

Именно поэтому вторым принципом, упомянутым в этом священном аяте, как впрочем и во многих других стихах Корана, является добродетель. Это ёмкое и многозначное понятие не ограничивается лишь молитвами и постами, а вбирает в себя самые различные формы благотворительности и добра, способствующих нравственному совершенствованию самого человека, помощи ближнему или прогрессу всего человеческого общества во всех направлениях. Оно охватывает все добрые дела, начиная с таких мелочей, как, например, удаление мусора, лежащего на дороге, и включает в себя такие великие добродетели, как, например, медицинская помощь больным и строительство социальных объектов. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) говорил: «Лучшие из людей – те, кто более полезен людям»[10].

Ряд комментаторов (муфассиров) обращал внимание на тот факт, что словосочетание добродетель – الصَّالِحَاتِ – употребляется в священном аяте именно во множественном числе, что указывает не на одно или два добрых дела, совершаемых от случая к случаю, а на постоянную и неизменную доброту всех поступков.

Читать еще:  Преодолевая разочарование: от «гражданского брака» к церковному

Упомянутое в третьем принципе последнего аята этой суры слово الحق имеет различные значения, одним из которых является честность и справедливость. На основе данного толкования этот принцип можно сформулировать как честные и справедливые взаимоотношения со всеми людьми. Ярким примером таких отношений служит история об одном молочнике-мусульманине, жившем в сельской местности по соседству с христианами. Однажды молочник пришел к соседу с огромным бидоном молока, заявив, что оно по праву принадлежит христианину. Удивленный сосед стал расспрашивать о причинах такого решения молочника. Мусульманин ответил, что не уследил за своими коровами и те забрели на соседское поле, где паслись целый день, и теперь он сорок дней, в течение которых эта пища будет перевариваться в их желудках, будет приносить соседу принадлежащее ему по праву молоко.

Некоторые усматривают в этом аяте заповедь о проповедовании истины, однако, эта проповедь должна проходить не столько словами, сколько делами и своей жизнью, так, как это делал благочестивый молочник.

Последний упомянутый в этой священной суре принцип заключается в заповеди терпения. Раскрытию этого важного качества можно посвятить многие и многие проповеди. В силу ограниченности времени я лишь отмечу, что терпение также имеет очень широкое значение и включает в себя как терпеливое отношение к жизненным трудностям и испытаниям, к греховным соблазнам и искушениям, так и терпеливое отношение к другим людям, их мировоззрению и поступкам. Один из мусульманских учёных прошлого столетия Мухаммад Аль-Газали отмечал, что «Терпение – это один из знаков величия и признаков совершенства, а также один из показателей главенства души над окружающим ее миром… Терпение – это один из элементов зрелого мужества и высокого героизма»[11].

Резюмируя эти принципы, хотел бы привести одно из назиданий выдающегося средневекового учёного Абу Хамида Аль-Газали, который напутствовал своих учеников: «Помогайте людям едой, деньгами, всем необходимым для жизни, поддерживайте их морально, навещайте их, когда они больны, оказывайте им помощь, когда они заняты, напоминайте им, когда они забыли, относитесь к ним с уважением, не жалуйтесь на их недостатки ни им самим, ни другим, не давайте им недельных советов. Будьте внимательны друг к другу, отмечайте положительные качества своих спутников, и давайте им знать, что любите их. Прощайте людям их недостатки, молитесь об их благополучии и будьте тверды в дружбе».

Дорогие мои братья и сестры!

Время жизни быстротечно. Иногда случается так, что подводя ее итог, люди вторят герою одного из произведений классика русской литературы, который на смертном одре восклицал: «Собственно говоря, я растратил себя по мелочам. Кажется – жил, жил, и даже очень, а вот вспоминаешь – и все хлам, пустяки все»[12].

Поэтому очень важно внимательно относиться к каждой минуте своей жизни, стремясь наполнить ее максимально возможной добродетелью, прожить всю свою жизнь честно, терпеливо пройти все ее испытания и удостоиться таким образом счастья земного и Вечного.

Ислам Зарипов,

Имам-хатыб Московской Соборной мечети

Пятничная проповедь 7 ноября 2014 г.

[1] М.А. Ас-Сабуни. Саффат Ат-Тафасир. Т. 3. Бейрут: Дар Ихья Ат-Турас Аль-Араби, 2004. – С. 537.

Транскрипт суры аль аср. Разъяснение суры «Предвечернее время

Сура «АСР»

Ниспослана в Мекке. Состоит из 3 аятов.

Эта священная сура также названа по первому аяту. Слово аср означает «время», «век», «жизнь», а также это название и время третьего, послеполуденного намаза — намаза аср. Сура начинается с клятвы асром, чем подчеркивается его значение.

Несмотря на свою краткость, эта сура содержит очень глубокий смысл. Имам Шафиъи рахматуллахи алайхи сказал: «Людям достаточно было бы одной этой суры, даже если бы не были ниспосланы другие».

В преданиях сообщается, что, повстречавшись, два сподвижника Пророка саллаллаху алайхи васаллам не расходились, не прочитав друг другу суру «Вал асри» (то есть суру «Аср»).

Эта сура вобрала в себя руководство, которое Ислам указал для всего человечества. Сущность всей исламской уммы, ее качества, истины и задачи охарактеризованы в одном аяте суры «Аср». А это является чудом Священного Куръана.

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО

وَالْعَصْرِ

1. Клянусь асром!

По мнению некоторых муфассиров, в этом аяте под словом «аср» подразумевается столетие, время, намаз аср или его время.

То, что Аллах клянется временем, свидетельствует о том, что оно полно загадок и чудес, назиданий и напоминаний. После клятвы Аллах утверждает смысл следующего аята:

إِنَّ الْإِنْسَانَ لَفِي خُسْرٍ

2. Поистине, человек действительно в убытке!

Убыток означает потерю, ущерб, утрату. Да, каждый человек пребывает в убытке…

إِلَّا الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ وَتَوَاصَوْا بِالْحَقِّ وَتَوَاصَوْا بِالصَّبْرِ

3. Кроме тех, которые уверовали и творили праведные деяния, и заповедали друг другу истину, и заповедали друг другу терпение!

Следовательно, чтобы человек не оказался в убытке и пребывал счастливым и в довольстве в обоих мирах, он должен обладать следующими четырьмя качествами:

— уверовать в Аллаха;

— творить праведные деяния;

— призывать к терпению.

Уверовать в Аллаха — главная, первая обязанность человека, его долг. Вера безмерно влияет на жизнь человека. Она разбивает оковы темного мирского невежества и вселяет в сердца людей надежду. В трудные минуты жизни человек вспоминает, что у него есть Всемогущий его Создатель, и думает о получении от Него воздаяний за перенесенные тяготы, и с этой мыслью он легко преодолевает все трудности и преграды на своем жизненном пути. Именно поэтому истинно верующие люди живут, пребывая в умиротворении, в душевном спокойствии. Вера в Аллаха раскрывает в сердцах людей путь к благим деяниям и отвращает от грехов и скверных поступков. Верующий человек знает и верует, что Аллах ведает о его положении, он считает: Всевышний Аллах видит мои дела, знает о моем состоянии, в грядущем Судном дне я предстану перед Ним и за все буду держать ответ. Поэтому он всегда стремится совершать добро и избегает зла.

Да, вера всегда ведет человека к праведным деяниям. Именно по этой причине в Священном Куръане после веры — иймана — следуют праведные деяния. В том числе это отражено и в рассматриваемой нами суре. Праведные деяния — это все добрые дела, что Аллах повелел делать.

Призывать на путь Истины — великое человеческое достоинство. В Исламе человек не должен ограничиваться тем, что сам идет по пути Истины, он должен призывать к этому пути и других. Идти по пути Истины и призывать к этому других — задача не из легких. Человек, выбравший такой путь, должен действовать стойко и терпеливо, во многом отказывая себе, своим низменным желаниям, порой выступая против безнравственной гордыни обладателей чинов, беззакония людей и многого другого. Поэтому в заключении аята звучит призыв к терпению.

Терпение бывает нескольких видов.

Исполнение ибадатов — это терпение.

Подавление своих порочных страстей и низменных желаний — терпение.

Преодоление несчастий, стойкость и выдержка в беде — терпение.

Самая высокая степень терпения — это проявление стойкости и терпения при первых порах проявления горя.

Терпение — основа всех людских достоинств. Именно поэтому в Куръане раз за разом повторяется, что одним из самых главных качеств верующего является терпение.

Из книги Тафсир Хилал.

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector