Токарев ранние формы религии читать онлайн. Токарев с.а
Содержание
- 1 Токарев ранние формы религии читать онлайн. Токарев с.а
- 1.1 Сергей Токарев — Ранние формы религии
- 1.2 Сергей Токарев — Ранние формы религии краткое содержание
- 1.3 Ранние формы религии — читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)
- 1.4 Сергей Токарев: Ранние формы религии
- 1.5 Ранние формы религии: краткое содержание, описание и аннотация
- 1.6 Сергей Токарев: другие книги автора
- 1.7 Ранние формы религии — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком
- 1.8 Ранние формы религии.
- 1.9 Скачать книгу в формате:
- 1.10 Аннотация
- 1.11 Токарев ранние формы религии читать онлайн. Токарев с.а
Сергей Токарев — Ранние формы религии
- 100
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Сергей Токарев — Ранние формы религии краткое содержание
Ранние формы религии — читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)
Возьмем в качестве примера солнце как объект религиозных представлений. Казалось бы, здесь перед нами твердая и надежная точка опоры для классификации: солнце — одно для всех, смешать его с другим предметом нельзя. И однако насколько же неодинаковы, почти несравнимы те религиозные представления и обряды, которые у разных народов связаны с солнцем! В истории хорошо известны развитые формы культа солнца как государственной религии: вспомним хотя бы поклонение солнцу в государстве инков, культ солнечной богини Аматерасу в Японии или попытку установления официального культа солнца в Египте в эпоху Эхнатона.
Иной характер носит почитание солнечного божества в народных религиях земледельческих племен: таков был древнегерманский культ Бальдера, древнеславянский культ Дажьбога и Хорса и многие другие: здесь культ солнечного божества тесно связан с обрядами плодородия, образ его нередко сливается с олицетворением духа растительности (Озирис, Таммуз, Ярило), и весь этот клубок верований и ритуала имеет все черты типичной земледельческой религии.
Несколько труднее уяснить себе роль солнца в религиях североамериканских индейских племен, в особенности племен прерий; здесь солнце занимает видное место в ряду великих явлений природы, рассматриваемых как ваканда (тайна, таинственная сила); оно выступает на первое место в общеплеменном культе («пляска солнца»— ежегодный летний племенной праздник); но наряду с этим солнце считается личным покровителем отдельных индивидуумов, оно является им в видении в период, когда каждый юноша, достигший зрелости, уединяется для поисков личного божества-покровителя. Здесь наиболее характерно включение солнца в ту своеобразную систему культа личных покровителей («нагуализм»), которая является такой яркой отличительной чертой в религиях индейских племен Северной Америки. У некоторых калифорнийских племен — у винтун — мы находим нечто опять иное: солнце здесь фигурирует иногда как дух-покровитель шамана, наряду с такими более обычными шаманскими духами-покровителями, как волк, койот, собака, лосось и пр. Здесь, таким образом, солнце занимает место в системе демонологии шаманизма.
Наконец, совсем уже особый характер получает почитание солнца у некоторых народов, где преобладает тотемизм и где солнце выступает как один из тотемов. Так, например, у тех же австралийцев некоторые из племен — правда, очень немногие — имеют в числе своих тотемов солнце; это имеет место, у племен вотжобалук, кариера, аранда, унматчера. В связи с солнечным тотемом исполняются религиозные обряды, вполне аналогичные тотемическим обрядам змеи, муравья, кенгуру и других тотемов. Сверх того, у многих, если не у всех австралийских племен имеются мифы о солнце, обычно олицетворяемом в виде женщины, но эти мифы едва ли имеют какое-либо религиозное значение.
Включение солнца в тотемическую систему можно наблюдать и у некоторых народов гораздо более высокой стадии развития, в частности у народов Южной Индии; но здесь роль солнца как тотема одного из кланов переплетается с общеплеменным почитанием его как покровителя плодородия. Так, у племени бирхор есть тотемический клан солнца, но наряду с этим солнце почитается всем племенем; то же самое имеет место у племени хариа; у племени нагалов солнце чтится членами тотемического рода солнца, и представители этого рода после смерти подвергаются сожжению, тогда как все другие роды закапывают своих умерших в землю.
И вот, имея перед собой все эти столь непохожие друг на друга явления, объединенные только одним — отношением к солнцу как к сверхъестественному существу, мы вполне законно можем задать себе вопрос: какой смысл имеет соединение этих разнородных вещей в одну общую группу, обозначаемую термином «культ солнца»? Такой термин, вообще говоря, вполне допустим и в известных случаях даже полезен, но в качестве рубрики для основной группировки материала по истории религии понятие «культ солнца», как мы видим, подходит весьма мало.
Совершенно то же самое нам пришлось бы обнаружить при попытке применить для классификации материала такие упомянутые выше понятия, как культ неба, культ животных, культ камней и т. д., и это несмотря на то что эти предметы почитания имеют по большей части вполне конкретный характер и легко поддаются выделению. Подобные понятия сами по себе, конечно, законны и в известных случаях могут применяться с пользой. В частности, при описании верований какого-нибудь одного народа вполне допустимо группировать их по объектам религиозного поклонения. Но для общей систематики явлений истории религии подобный принцип классификации — по указанным выше мотивам — не может считаться уместным[36].
Фетишизм, анимизм, магия не могут быть
положены в основу классификации
Если так обстоит дело с теми предметами религиозного почитания, которые сами по себе наглядны, материальны и не представляют никаких неясностей, то очевидно, что еще меньшую таксономическую ценность представляют такие понятия, которые обозначают неопределенные и расплывчатые категории почитаемых предметов и которые, однако, очень часто фигурируют в качестве классификационных рубрик при изучении истории религии. Наиболее известным из таких понятий является понятие фетишизма.
Уже много раз в литературе указывалось на неясность термина «фетишизм», которому придают то одно, то другое значение. Действительно, в то время как одни исследователи (Шульце) называют фетишизмом почитание любых материальных предметов (включая небесные тела, людей и животных), другие (Штернберг, Той) склонны ограничивать объем этого понятия, включая в него только почитание неодушевленных и притом земных предметов. Одни авторы при этом называют фетишем самый материальный предмет, которому воздается почитание (де Бросс), другие относят это название не к самому предмету, а к духу, пребывающему в нем (Тэйлор, Спенсер, Шурц), тогда как третьи считают характерной особенностью фетишизма именно неотделимость предмета от обитающего в нем духа (Вайц, Харузин, Зеленин). Мало того, хотя большинство авторов называют фетишем материальный объект культа, есть исследователи, склонные настолько расширять это понятие, что в него включаются не только объекты, но и материальные принадлежности культа (например, церковная утварь, одежда), сами по себе не служащие предметом почитания (Ю. П. Францев). Наконец, для иных исследователей — как Лёббок — термины «фетиш», «фетишизм» означают не какой-либо определенный вид почитаемых предметов, а определенное отношение человека к сверхъестественному миру, именно то отношение, при котором человек верит в свою способность принудить сверхъестественные существа служить себе[37].
Сергей Токарев: Ранние формы религии
Здесь есть возможность читать онлайн «Сергей Токарев: Ранние формы религии» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. Город: Москва, год выпуска: 1990, ISBN: -250-01234-5, издательство: «Политиздат», категория: Религия / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:
Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:
- 60
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- Описание
- Другие книги автора
- Правообладателям
- Похожие книги
Ранние формы религии: краткое содержание, описание и аннотация
Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Ранние формы религии»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.
Сергей Токарев: другие книги автора
Кто написал Ранние формы религии? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.
Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.
В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.
Ранние формы религии — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком
Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Ранние формы религии», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.
Истории этнографических исследований в европейских странах он посвятил две книги, вышедшие в 1978 г. Одна из них охватывает огромный отрезок времени — от начала эмпирического знания в Древнем Египте до середины XIX в. Это неторопливый и обстоятельный рассказ о том, как народы впервые заинтересовались обликом, языком и культурой друг друга, какую богатую этнографическую информацию мы получаем из сочинений античных хронографов и историков, как медленно, но неотвратимо накапливалась этнографическая информация в эпоху средневековья и какое революционизирующее влияние на ее прирост оказала эпоха Великих географических открытий, как, наконец, оформились контуры науки в современном ее понимании в XVIII–XIX вв. Наряду с историко-этнографической литературой автор широко использовал тексты источников, и это доносит до нас неповторимый образ прошлого, выстраивает непрерывный ряд от свободных и вольных описаний Геродота до стройной этнографической прозы, позволяет увидеть в воззрениях древних прообразы многих близких к современности идей.
Вторая книга, если можно так выразиться, более «этнографична». Это — история уже оформившейся этнографической науки, ее методологических установок и методических достижений. Демонстрируя широчайшую эрудицию, переходит С. А. Токарев от характеристики одного направления этнографической мысли к другому, легко и свободно ориентируется в различиях взглядов ученых разных школ, как бы малы эти различия ни были, тактично и спокойно излагает свои критические соображения. Эта книга — превосходный образец объективного изложения развития огромной и важной области гуманитарного знания, свободного от предвзятых суждений и пристрастных личных оценок.
В последние два десятилетия своей жизни Сергей Александрович занимался типологией культуры, что нашло отражение в ряде статей и особенно в подготовленном под его редакцией четырехтомном коллективном труде «Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы» (1973–1983), Нельзя в этой связи не упомянуть и о том, что возглавлявшийся С. А. Токаревым до его кончины 19 апреля 1985 г. сектор зарубежной Европы Института этнографии АН СССР — первое структурное объединение этнографов-европеистов не только в СССР, но и в Европе — охватывал в своей работе всю тематику европейской этнографии и во многом предвосхитил те формы европейских этнографических исследований, которые развиваются ныне.
Но пожалуй, наибольшую известность у разных категорий читателей принесли С. А. Токареву его труды по истории религии. Почти одновременно с «Этнографией народов СССР» в 1957 г. выходит первая его книга о религии. Речь идет о «религиозных верованиях восточно-славянских народов XIX— начала XX в.». Сергей Александрович заинтересовался религиоведческой тематикой с первых шагов своей научной деятельности, постоянно рецензировал зарубежную религиоведческую литературу, написал семь очерков с характеристикой роли традиционных верований народов Сибири для книги «Религия народов СССР», вышедшей в 1931 г. Уже в первой его монографии по истории религии пережитки языческих верований и культур русских, белорусов и украинцев охарактеризованы с исключительной подробностью не только на основе этнографических наблюдений в узком смысле слова, но и с использованием сведений из письменных источников и на фоне всех достижений славяноведения в изучении религии славянских и соседних с ними народов Европы. Продемонстрировал в ней автор и широкое понимание проблем этнографии восточнославянских народов в целом.
Книга о восточнославянских верованиях открывает список обобщающих работ С. А. Токарева по истории религий и их места в обществах различной географической приуроченности и разных этапов исторического развития. В 1964 г. вышли в свет книги «Ранние формы религии и их развитие» и «Религии в истории народов мира». Последняя выдержала три издания и переведена почти на все основные европейские языки. Оба эти труда — историко-культурные исследования чрезвычайно широкого содержания, включающего рассмотрение условий появления и структуры ранних религиозных верований, исторических обстоятельств возникновения мировых религий, их пантеона, идеологической роли религии в разных общественно-исторических формациях, многих вопросов социологии религии. С. А. Токарев показал себя в этих книгах и востоковедом, и историком общественного сознания, и представителем сравнительного культуроведения, во многом предопределив основные направления исследования истории религии в последующие десятилетия.
Ранние формы религии.
- 735
Скачать книгу в формате:
- fb2
- epub
- rtf
- mobi
- txt
Аннотация
Имя историка и этнографа С. А. Токарева известно читателю по книге «Религия в истории народов мира», которая пользуется огромной популярностью. Предлагаемое издание знакомит читателя с работами С. А. Токарева, посвященными происхождению религии и ее ранним формам. С некоторыми из них любители истории познакомятся впервые.
Книга рассчитана на всех, кто интересуется историей культуры и религии.
Отзывы
Популярные книги
- Читаю
- В архив
- 40243
- 7
- 2
Ренсом Риггз Город пустых Побег из Дома странных детей Посвящается Тахерен И вот в ладье.
Город пустых. Побег из Дома странных детей
- Читаю
- В архив
- 53174
- 83
- 12
Я — игрушка, отданная за долги собственным отцом. Я — всего лишь человек, а они — из древней расы, к.
Назови меня своей
- Читаю
- В архив
- 40130
- 16
- 5
Предложение, полученное на королевском празднике мной, Розалиндой Торвальди, выпускницей пансиона .
Право Черной Розы
- Читаю
- В архив
- 82423
- 27
- 20
Джордж Оруэлл 1984 ЧАСТЬ ПЕРВАЯ 1 Был яркий холодный апрельский день, часы били тринадцат.
1984 (новый перевод)
- Читаю
- В архив
- 60490
- 9
- 1
Павел САНАЕВ ПОХОРОНИТЕ МЕНЯ ЗА ПЛИНТУСОМ Меня зовут Савельев Саша. Я учусь во втором классе и ж.
Похороните меня за плинтусом
- Читаю
- В архив
- 53844
- 10
- 5
Всемирно известный психолог Эрик Берн — создатель трансакционного анализа и основанной на нем знаме.
Люди, которые играют в игры
Дорогой читатель. Книгу «Ранние формы религии.» Токарев Сергей Алксандрович вероятно стоит иметь в своей домашней библиотеке. Финал немножко затянут, но это вполне компенсируется абсолютно непредсказуемым окончанием. В рассказе присутствует тонка психология, отличная идея и весьма нестандартная, невероятная ситуация. Данная история — это своеобразная загадка, поставленная читателю, и обычной логикой ее не разгадать, до самой последней страницы. Темы любви и ненависти, добра и зла, дружбы и вражды, в какое бы время они не затрагивались, всегда остаются актуальными и насущными. Зачаровывает внутренний конфликт героя, он стал настоящим борцом и главная победа для него — победа над собой. Основное внимание уделено сложности во взаимоотношениях, но легкая ирония, сглаживает острые углы и снимает напряженность с читателя. Благодаря живому и динамичному языку повествования все зрительные образы у читателя наполняются всей гаммой красок и звуков. Через виденье главного героя окружающий мир в воображении читающего вырисовывается ярко, красочно и невероятно красиво. Отличительной чертой следовало бы обозначить попытку выйти за рамки основной идеи и существенно расширить круг проблем и взаимоотношений. Благодаря динамичному и увлекательному сюжету, книга держит читателя в напряжении от начала до конца. «Ранние формы религии.» Токарев Сергей Алксандрович читать бесплатно онлайн необычно, так как произведение порой невероятно, но в то же время, весьма интересно и захватывающее.
- Понравилось: 0
- В библиотеках: 0
- 735
Новинки
- 1
В Москве две криминальные гупировки,между ними конфликт. Полиция намерена посадить всех кто причас.
Токарев ранние формы религии читать онлайн. Токарев с.а
Навигация
- Новые книги
- Жанры
- Авторы
- Сериалы
- Издательства
- Города
- Случайная книга
- Фильтр книг
- Библиотечное
- Авторы на КулЛиб
- Инструкция FTP
- Коды языков
- Софт
- Теги книг
- Карта сайта
- Ссылки
- Требуется OCR
- Memory
- Статьи
Последние комментарии
- Re: В гостях у Посторонним В. (Van Levon)
6 часов 3 минут назад - Re: В гостях у Посторонним В. (ANSI)
6 часов 38 минут назад - Re: В гостях у Посторонним В. (ANSI)
6 часов 48 минут назад - Re: В гостях у Посторонним В. (Van Levon)
8 часов 8 минут назад - Re: В гостях у Посторонним В. (Van Levon)
8 часов 25 минут назад - Re: В гостях у Посторонним В. (ANSI)
8 часов 53 минут назад - Re: В гостях у Посторонним В. (SubMarinka)
9 часов 52 секунд назад - Re: В гостях у Посторонним В. (ANSI)
9 часов 22 минут назад - Re: В гостях у Посторонним В. (Van Levon)
9 часов 53 минут назад - Re: В гостях у Посторонним В. (ANSI)
10 часов 7 минут назад
Новое на форуме
- V522253 Первый меч (СИ)
- B534919 Люди Путина. Как КГБ вернул себе Россию и перешёл в наступление на Запад
- О ненависти 🙂
- B534382 1918 год: Расстрелянное лето
- Кто-нибудь пишет сам?
- Создание сносок в файлах epub в редакторе Sigil
- Лингвистический анализ
Новое в блогах
- Рукописи // Андрей Ангелов // 1995 год
- Практическая режиссура кино // Буктрейлер
- Полезные программы для работы с fb2
- Любимый урок
- Конструктор
- Конструктор
- Жанры библиотеки CoolLib для FictionBookEditor
- Азбука 18+ // Буктрейлер
- Профессор медицины избрала слоганом лекции — афоризм Андрея Ангелова
- Две Евы
Впечатления
Спасибо большое за прекрасную книгу. Отлично!
Рейтинг: +1 ( 1 за, 0 против).
без картинок ((( втопку!
Рейтинг: 0 ( 1 за, 1 против).
Сильная штука. Как и Скрут.
Рейтинг: 0 ( 0 за, 0 против).
Большое спасибо, уважаемый Поручик!
Рейтинг: +1 ( 1 за, 0 против).
«осталась лишь в аналогах истории континента.»
Может всё же в АННАЛАХ истории?!
Рейтинг: +3 ( 3 за, 0 против).
Знания в технике и физике автора потрясают. За 10 лет с нуля создать паровой двигатель, дизель, электродвигатель, электросварку и даже радиосвязь — в конце XVIII века — это надо быть даже не сверхоптимистом, а.
При том, что тогда Вольта только начинал свои исследования, Фарадей бегал в коротких штанишках, а до рождения Максвелла были еще десятилетия.
Словом, автор совершенно не понимает, как развивается наука и техника, и уверен, что если бросить пару намеков — то люди, которые вообще не знают об электричестве ничего, тут же создадут все это в промышленных масштабах.
«Дядя Петя, ты дурак, да?» (с) 🙁
О политике и российском государстве от Познани до Нового Орлеана скромно умолчу.