0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Таинство странное и преславное: когда вертеп становится небом. Традиции и история рождественского вертепа Каким животным в вертепе отведено центральное место

Содержание

Таинство странное и преславное: когда вертеп становится небом

В предпраздничные и праздничные дни на приходе, похоже, родилась новая многообещающая традиция. Впервые о фестивале рождественских вертепов заговорили еще в сентябре. В ноябре и декабре встречались преподаватели воскресной школы и руководители мастерских, обсуждали «концепт и детали» мероприятия. Возможность по-настоящему взяться за дело появилась только в конце декабря, после благотворительной акции «Подари радость на Рождество».

Святые ясли (Презепе). Современный итальянский мастер.

Выставка на солее

Почему бы не синий осел и фиолетовый вол? Фестиваль вертепов. Челябинск. Январь, 2018

И вот на солее одиннадцать «творений рук и сердец». Лаконичные экспромты участников молодежного сбора и многофигурные композиции мастерских. Есть находки и неожиданные решения. Почему бы не синий осел и фиолетовый вол, если рядом желтый посох Иосифа и оранжевый омофор Богородицы? [1]. Богомладенец родился в загоне для скота? Изгородь из реек выглядит убедительно и правдоподобно. А сверху густая звездная россыпь осеняет Младенца и всю экспозицию, и это значит, что приклоняются небеса и вертеп становится небом.

Об этом поется в ирмосе рождественского канона: «Таинство странное вижу и преславное: небо вертеп, престол херувимский Деву, ясли вместилище, в нихже возлеже невместимый Христос Бог, Егоже воспевающе величаем».

Время покажет, станет ли начинание доброй традицией. Конечно, для этого нужно хорошо поработать. А пока от выставки на солее невозможно оторвать детей. Уж кто-кто, а они-то лучше всех разбираются в чудесах.

Почему именно вертепы?

Святой вертеп — пещера в базилике Рождества. Вифлеем

В переводе со старославянского «вертеп» – это пещера. Под алтарем современной базилики в Вифлееме находится Святой вертеп. Здесь устроен небольшой подземный храм с престолом над местом рождения Спасителя. Серебряная звезда в полу имеет 14 лучей и символизирует Вифлеемскую звезду, которая вела волхвов. На ней надпись по-латински: здесь родился Иисус Христос от Девы Марии.

Святой вертеп – первообраз всех пещер в многочисленных изображениях Рождества: на иконах, в монументальной живописи и скульптуре, вертепном театре, рождественских вертепах всех размеров, выполненных в различных техниках.

Звезда над местом рождения Спасителя.

Вифлеемская базилика, где находится Святой вертеп, построена около 326 года, в эпоху равноапостольного Константина (306-337). Это вторая по значению христианская святыня после храма Воскресения (Гроба Господня) в Иерусалиме. В 529 году базилика пострадала от пожара, но была восстановлена и расширена императором Юстинианом (527-565) и в таком виде с небольшими изменениями сохранилась до нашего времени. В ночь Рождества здесь собираются христиане со всего мира, чтобы почувствовать «молочную вечность» – самое начало воплощения Бога, Его младенчество на земле. Попасть в это время в Вифлеем – непростая задача.

Из истории рождественских вертепов

В каждом храме в святую ночь за богослужением тоже вспоминаются и переживаются события, о которых говорят евангелисты Матфей и Лука (Мф. 1, 18-23; 2, 1-12; Лк. 2, 1-20). Посреди храма – икона, где есть и пещера, и ясли со спеленатым Младенцем. Кроме того, существует обычай ставить в домах рождественские вертепы. Появились они, по мнению исследователей, еще в раннехристианскую эпоху. Известный российский ученый-театровед Б.П. Голдовский пишет по этому поводу: «В V в., во времена Папы Сикста III, при праздновании Рождества в церквах устраивались панорамы – «Рождественские ясли»… Вертепная панорама в то время представляла собой Вифлеемскую пещеру, в которой находились ясли с куклой-младенцем. Над яслями склонились вол и осел. Рядом – спящая Богоматерь и задумавшийся Иосиф. Все фигуры были неподвижными» [2].

Джотто ди Бондоне. Чудо в Греччо. Фрагмент росписи базилики Сан Франческо в Ассизи. 1300 г.

В 1223 г. святой западной церкви Франциск Ассизский [3] устроил у себя на родине панораму «Рождение Христа». Произошло это в Греччо (провинция Риети в Италии). Незадолго до этого он совершил паломничество на Святую землю, где долго молился в пещере Рождества. И вот, чтобы отпраздновать рождение Младенца, «вспомнить тяготы Его первых дней, когда Он положен был в ясли, и плотскими очами увидеть, как это Он лежал на сене, а рядом стояли вол и осел» [4], св. Франциск устроил наглядную проповедь о Рождественской тайне. Собрал животных и людей и как бы повторил то, что происходило в Вифлееме. Здесь были и нищета, в которой родился Иисус, и атмосфера любви, и все те люди, которые окружали Его и верили, что Он Бог. В пещере, где был устроен вертеп, св. Франциск совершил праздничное богослужение, во время которого произошло «чудо в Греччо» – явление в яслях Богомладенца. Весть о чуде разнеслась далеко за пределы Греччо, люди стали стекаться к пещере, а вертепы [5] обрели популярность в Италии, а затем по всей Европе.

Миниатюрный вертеп Современный итальянский мастер.

Традиция сооружения вертепов там никогда не прерывалась. В различных областях Италии на протяжении столетий проходят ежегодные конкурсы вертепов. Они самые разные: «деревянные резные, из картона и папье-маше, глины, фарфора, гипса… Изысканные и незамысловатые, большие и маленькие панорамы, воспроизводящие сцену Рождения Спасителя» [6]. Когда-то они были Библией для неграмотных, а сейчас свидетельствуют о Боге, пришедшем на землю ради спасения человека.

Марина Казанцева-Политанская. Современный мастер вертепов. Москва.

В России вертепы появились в XVIII веке и были особенно популярны в XIX-начале XX вв. Их покупали на ярмарке или мастерили сами. После 1917 года под запрет попали и вертепы, и рождественские елки [7]. В постсоветское время происходит возрождение. Вертепы устанавливают дома, в храмах или возле храмов. Это самая любимая зимняя тема в художественных кружках многих воскресных школ. Дома вертепы готовят всей семьей: персонажей много, и каждому найдется занятие. В Москве и Петербурге есть художники, которым особенно близка рождественская тема. Они специализируются на изготовлении вертепов, это замечательные произведения, которые можно рассматривать часами.

Русский вертепный театр

В XVIII—XIX веках в России были распространены театральные вертепы – кукольные представления с рождественским сюжетом. Вертепами назывались и деревянные «двух- или трехэтажные переносные ящики-домики, где, собственно, и разыгрывался спектакль». Рождественскую мистерию показывали «не только в светских домах, но и в домах священников. А к концу XVIII века в Петербурге сложилась династия вертепщиков – семья Колосовых, на протяжении почти целого столетия хранившая традиции исполнения спектаклей» [8].

Барочный вертепный театр. Германия, 1704 г .

Чаще всего вертепы были двухэтажными. Верхний этаж – это «небо». Здесь, как и на иконах, располагались привычные рождественские персонажи. Туго спеленатый Младенец в яслях, вол и осел, Богоматерь со св. Иосифом, волхвы, пастухи и ангелы. Все куклы самого простого изготовления, кроме Спасителя и Божией Матери. Их вертепные мастера готовили «с особой тщательностью. Иногда вместо куклы Божьей Матери ставили икону» [9].

Вначале действие разворачивается в верхнем ярусе, на «небесах». Звучит церковное пение. Ангел зажигает свечи и сообщает о рождении Бога. Пастухи и три Волхва поклоняются Младенцу. Пастухи радуются и пляшут, приносят в дар Новорожденному ягнят. Волхвы говорят о встрече с Иродом, о том, что рассказали ему про рождение великого Царя. Ангел просит их идти другим путем и не возвращаться к Ироду.

Затем события переносятся на «землю» – в нижний ярус. Действие происходит во дворце царя Ирода. Он в гневе и приказывает Воину избить вифлеемских младенцев. Рахиль тщетно умоляет пощадить ее чадо: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Иер. 31, 15, Мф. 2, 18). Ангел утешает Рахиль. А к Ироду приходит Смерть и ни за что не хочет дать отсрочки. Отсекает голову, зовет Черта, и тот утаскивает его в преисподнюю. Так заканчивается первая часть представления, точнее сказать, – первая пьеса.

Современный вертепный театр. Идет представление .

Спектакль сопровождается инструментальной музыкой, пением кантов. Звучат народные песни и веселые танцевальные мелодии. Вторая часть представления (вторая пьеса) идет на нижнем ярусе. Разыгрываются бытовые комические сценки с участием Солдата, Цыганки, Крестьянина, Барыни, Генерала. Затем герои прощаются со зрителями.

Как и в жизни, земное и небесное в вертепном театре незримо соединялось. Рождественскую мистерию, «являющуюся по своей пространственно-временной, стилевой организации продуктом средневекового театра… отличала обобщенность характеров, свобода места действия. Вторая же пьеса – импровизационная народная кукольная комедия – гротесково подчеркивала и национальные особенности, и характеры персонажей-типажей, и конкретность образов… Тем не менее, несмотря на принципиальные различия этих двух пьес, они сливались в некую двуединую модель, дополняя друг друга» [10].

В XVIII в. кукольный вертеп становится популярным не только в Новгороде, Смоленске, Москве и Киеве, но и в городах Сибири – Иркутске, Тобольске, Енисейске. Центром распространения школьной вертепной драмы была Киевская духовная академия. Еще одним центром стала Тобольская славяно-греческая семинария, где уже в первой четверти XVIII в. «с успехом игрались школьные драмы Феофана Прокоповича, Дмитрия Ростовского, Симеона Полоцкого… Тобольские семинаристы, подобно киевским семинаристам и школярам, также устраивали вертепные кукольные представления. Позже их стали показывать мещане, солдаты, разночинцы, дети» [11].

Вертеп был и остается одной из любимых традиций празднования Рождества Христова. Он может быть статичным, механическим, даже живым, с участием актеров. Для зрителя это прежде всего – «чудесный знак, указывающий на ту самую, Вифлеемскую, пещеру» [12]. Как и иконы, он свидетельствует о воплощении «нашего ради спасения» Сына Божия[13].

Для путешествующих

С 5 января в Патриаршем музее церковного искусства в храме Христа Спасителя в Москве проходит выставка рождественских вертепов, созданных скульпторами-ремесленниками Трентино – Альто-Адидже (автономной области на севере Италии). Представлены 23 вертепа работы итальянских мастеров. Выставка продлится до 28 февраля. Вход в Патриарший музей свободный. Кто будет в Москве, особенно с детьми, – зайдите, не пожалеете.
_____________________________________________

1. Фиолетовый и желтый, синий и оранжевый – т.н. «дополнительные», то есть взаимодополняющие цвета.
2. Голдовский, Б. Школьная вертепная драма // История драматургии театра кукол. – М., 2007.
3. Франциск из Ассизи (Италия, 1182-1226) – основатель нищенствующего монашеского ордена, названного по его имени францисканским.
4. Фома Челанский. Первое житие св. Франциска (1228/1229).
5. Рождественский вертеп по-итальянски – «presepe» (презепе) или «presepio», т.е. «ясли».
6. Митрофанова, А. Традиции и история рождественского вертепа // Журнал «Фома». – №1(153) – январь 2016. – С.70
7. С 1935 г. в СССР вновь стали устраивать для детей общественные новогодние елки.
8. Митрофанова, А. Указ. соч. – С.70
9. Там же.
10. Голдовский, Б. Указ. соч.
11. Там же.
12. Митрофанова, А. Указ. соч. – С.71
13. Успенский, Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. – М.: Дар, 2008. – С. 9. Автор пишет: «Икона (Сына Божия) является свидетельством истинного, а не призрачного Его воплощения».

Все о рождественском вертепе: от истории до традиций современности

Значение слова «вертеп»

На языке древних славян термин значит «пещера». Иными словами, это место, где на свет появился Иисус Христос. В Вифлеемском храме оно обозначено серебристой звездой, которая находится перед главным иконостасом и освещается 16 лампадками.

Сегодня под этим словом понимается театральное, художественное или скульптурное олицетворение рождения Христа. Чаще всего действо представлено именно кукольным театром, где главные роли играют артисты из народа. Однако у слова существуют и другие значения, например, «бедное жилище».

История вертепа

По мнению историков, первое вертепное представление было показано в XIII столетии. Автором сего действа был монах Франциск Ассизский, который позже был причислен к рангу святых. Чтобы напомнить людям о Рождестве Христовом, он воссоздал события давно минувших дней посредством живой панорамы. Со временем такие вертепы распространились по всему Старому Свету, став просветительским инструментом для малограмотного народа.

На Руси рождественские театральные представления стали популярными спустя три века после Крещения. Зачастую они представляли собой кукольные спектакли, где герои рассказывали людям об истории рождения Спасителя. Они пользовались таким успехом, что спустя некоторое время стали появляться целые династии вертепщиков. К концу XIX столетия основной сюжет стал дополняться бытовыми сценками и юмором, которые вскоре оттеснили на второе место главную идею представления.

Популярность таких спектаклей пошла на спад только с приходом коммунистической власти. Православие в Советском Союзе не приветствовалось, церкви уничтожались, а все, что было связано с религией, каралось законом. Возрождение вертепных представлений началось только к концу ХХ века.

Вертепное представление

Реаниматором рождественского театра стал режиссер Виктор Новацкий, который по крупицам собрал, а затем воссоздал прежние традиции вертепов. С тех пор именно его сценарий стал основой для современных представлений.

Устройство

Кукольный вертепный театр – это большой ящик с двумя отверстиями, где участники водят прикрепленных к шестам персонажей. Празднично украшенное сооружение поделено на три зоны, каждая из которых имеет свое значение:

  • верхняя часть – пещера, где на свет появился младенец Иисус;
  • нижняя часть – Иродов дворец, а также бытовые сценки;
  • дыра – ад, куда в конце бес забирает царя.

Кукольный театр – это большой ящик с двумя отверстиями

Устройство является настолько простым, что раньше бродячие артисты с легкостью путешествовали с ним по всей Руси. Чтобы начать представление, им достаточно было разложить ящик и устроить импровизированный зрительский зал.

Куклы

Персонажей для рождественского представления, как правило, делают своими руками из подручных материалов. Все они дополнены длинной палкой для более удобного управления.

Образ Богородицы делают по особым правилам, а потому она отличается от других кукол вертепа. Часто вместо нее можно увидеть настоящую икону Царицы Небесной.

Герои театрального представления, в отличие от традиционных кукольных спектаклей, практически неподвижны во время рассказа. Этот прием используется для того, чтобы сделать больший акцент на ведущем персонаже. Со времен создания вертепа герои остаются неизменными:

  • Ирод – один из главных героев, который до самого конца остается на виду у зрителя и покидает сцену только после того, как Смерть отсекает ему голову косой;
  • Смерть – призвана страшить публику, а потому ее образ воспроизводится наиболее зловеще;
  • воин – олицетворяет всю царскую рать, которую коварный Ирод послал убить новорожденных мальчиков;
  • Рахиль – женщина, потерявшая единственного сына и символизирующая общее горе всех иудейских матерей, чьи дети были убиты по приказу царя;
  • Бес – очень подвижная кукла, что подчеркивает скользкость героя;
  • волхвы – три куклы, прикрепленные к одному шесту, как символ триединства персонажа;
  • пастухи – зачастую этих героев наряжают в традициях той местности, где дают представление, чтобы олицетворить весь народ;
  • куклы Святого семейства – статичные персонажи, не имеющие реплик на протяжении всего спектакля;
  • Ангелы – куклы, облаченные в белоснежное одеяние, крестообразно перепоясанное специальной лентой;
  • Звезда Вифлеема – главный атрибут рождественского представления, призванный вызывать у зрителя восхищение своей красотой.
Читать еще:  Ненасытная монашка, дешевые Сереги и йогурт с мыслями

Есть еще один персонаж, который был придуман специально для придания вертепу большей зрелищности – Пономарь. Именно он зажигает и тушит свечи, а также может перемещаться по этажам, чего не могут делать другие герои. Чтобы Пономарь смог выполнять свои функции, ему делают длинные руки или оборудуют куклу особым механизмом.

Вертепное действо

Основой для рождественского спектакля послужила библейская история о рождении Иисуса Христа. Начинается представление с зажигания свечей, что погружает зрителей в волшебную, сказочную атмосферу.

Изначально вертеп состоял только из одного акта, однако позже добавился второй, где актеры показываются бытовые сценки из обычной жизни людей. В первом акте герои рассказывают о появлении на свет Сына Божьего. Ангел разносит всем благую весть, а к новорожденному младенцу приходят Пастухи, которых привела к пещере Вифлеемская Звезда. Туда же являются и три Волхва со святыми дарами (смирной, ладаном, золотом). Они ведают, что сообщили радостную новость царю Ироду, однако Ангел строго предостерегает их от такого поступка.

Основой для рождественского спектакля послужила библейская история о рождении Иисуса Христа

Властитель Иудеи боится, что Сын Божий заберет у него бразды правления, а потому отдает Воину жестокий приказ убить всех новорожденных. Испугавшись, к царю приходит Рахиль с младенцем на руках. Она просит того не совершать детоубийство, однако Ирод остается неумолим. Явившийся после смерти ребенка Ангел утешает убитую горем женщину.

За совершенный грех правителя Иудеи настигает Смерть. Она приходит к нему, чтобы забрать его с собой, однако царь уговаривает ее немного повременить. Не слушая царские мольбы, Смерть убивает Ирода, а явившийся Бес забирает его с собой в пекло. По окончании спектакля все персонажи являются на помост, чтобы принять благодарность зрителя и попрощаться. Пономарь тушит свечи, после чего действо официально завершается.

Видео «Рождественский вертеп своими руками»

В этом видеосюжете показано, как сделать вертепный театр.

Роль рождественского вертепа в христианском воспитании детей

Малыши, родившиеся в верующей семье, с детства учатся почитать Бога и познавать Библию. Чтобы наглядно показать малышу историю рождения Христа, дома часто устраивают вертепы, участниками которых становятся сами родители, иногда вместе со старшими детками. Такое сказочное представление помогает лучше усвоить знания, а личное участие дает возможность глубже понять смысл происходящего.

У малыша с ранних лет закладываются понятия рая и ада, он узнает об Иисусе Христе, ангелах, а также становится свидетелем того, что зло никогда не остается безнаказанным.

Рождественский вертеп играет важную роль в христианском воспитании

Рождественский вертеп имеет богатую историю. На протяжении многих веков действо вбирало традиции разных времен и народов, обретая форму, в которой мы видим представление сегодня.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рождественский вертеп: из истории возникновения символа чудесного праздника

Рождество Христово — удивительное время, когда сердце наполняется ожиданием чуда. И это чудо происходит.

Есть прекрасная старинная традиция — под Рождество ставить в доме вертеп.

Вертеп — древнерусское слово. Обозначает оно пещеру. Согласно Священному Писанию, Сын Божий — Младенец Иисус Христос — родился в вертепе, где остановились на ночлег Дева Мария и праведный Иосиф.

В русской православной традиции рождественские вертепы никогда не почитались так, как на западе, откуда они пришли. Сначала на Украину и в Белоруссию, потом — в Россию. В России впервые театральные представления получают благословение только в XVII веке с приходом царя Алексея Михайловича, любившего театральные представления и с удовольствием приглашавшего актеров. Расцветом для российского вертепа становится восемнадцатый век.

Рождественский вертеп — это модель Вифлеемской пещеры с куколками внутри или можно назвать это рождественским театром кукол. Его можно также сравнить с рождественской домашней литургией для детей: воспоминание о рождении Христа, проведенное через куколок, через маленький театрик.

Прошло время, и вот из-под рук мастеров стали выходить вертепы деревянные резные, из картона и папье-маше, глины, фарфора, гипса… Изысканные и незамысловатые, большие и маленькие панорамы, воспроизводящие сцену Рождения Спасителя, были своего рода Библией для неграмотных.

Именно с этого рождественского вертепа и начинается история кукольного театра на Руси. Ходили по домам христославы, славившие рождение спасителя, а среди них и те, кто вновь и вновь рассказывал вечную историю о рождении Сына Божия.

Вертеп переходил из деревни в деревню, защищая землю от всего злого, что происходит в мире и символизируя собой ковчег спасения. Зимой его возили на санях, переносили из избы в избу, показывали представления на постоялых дворах. Вокруг вертепа расставлялись лавки, зажигались свечи, и сказка начиналась.

Что же собой представлял рождественский вертеп? Вертеп был простым деревянным или картонным ящичком с прорезями, открытый с бока зрителя, он мог быть до 2 метров в высоту и одного метра в ширину. Сам вертепный ящичек представлял собой домик в два этажа, которые по христианской традицией трактовались как «небо» и «земля», а внизу была дырка — «ад», куда проваливается Ирод. Вертепник размещался сзади и водил куклу по прорезям в полу, наблюдая за действием в специальные окошечки.

Соответственно рождественской сцене оформлялся и весь верхний ярус домика. Его оклеивали бумагой синего цвета или окрашивали в синий цвет. На крышу домика вырезалась рождественская Вифлеемская Звезда, возвестившая всему миру о чудесном рождении Сына Божия. Эта Звезда была сквозной. С внутренней стороны домика ее подсвечивали свечой. И она действительно сияла мерцающим светом во время рождественского представления.

С внутренней стороны ящик обклеивали белой заячьей шкуркой. Белый цвет символизировал чистоту. В то же время заячья шкурка скрывала прорези в ящике, по которым двигались фигурки.

Вечером для освещения по бокам и вверху ящика подвешивали несколько разноцветных фонариков.

Сцена закрывалась ярким тканевым занавесом или ставнем, скрывавшими от зрителей перестановки между сценками.

Каждый персонаж имел своё игровое пространство и двигался строго в его пределах. Верхний ярус этого домика, собственно, и представлял пещеру Рождества. В нем размещались маленькие ясли, в которых лежал спеленатый Младенец Христос; фигурки Иосифа и Девы Марии, склоненные над ясельками; вол и ослик, согревающие Спасителя своим дыханием.

Эти фигуры нельзя было назвать просто куклами: в них никогда не играли как в куклы, не произносили за них речи. Они изображали рождественскую сцену и были знаками, символами Рождества. Порой вместо фигурок в верхнем ярусе ставили икону праздника Рождества.

Куклы изготавливались из дерева, иногда из глины. Им раскрашивали лица, одевали героев в одежду из ткани и бумаги; к ноге крепили деревянный или проволочный стержень. Вертепщик сам «играл» за всех, меняя голос в зависимости от характера персонажа. За ящиком также также могли находиться музыканты и хор.

Классическая «труппа» вертепа — Богоматерь, Иосиф, Ангел, Пастух, три Царя-волхва, Ирод, Рахиль, Солдат, Черт, Смерть и Пономарь, в обязанность которого входило зажигать свечи на вертепе перед представлением. Каждая кукла крепилась на штыре, за который снизу, как за ручку, может взяться кукловод и передвигать ее по специальным щелям в полу сцены.

Младенец в вертепе, как правило, — туго скрученный жгутик из белой материи; овечки, с которыми приходит поклониться Христу пастух, — кудрявый комочек пряжи. Как правило, герои в вертепе деревянные или тряпичные, из простого дешевого материала — их легко смастерить, легко переносить.

Однако среди вертепщиков существовало неписаное правило: кукла, изображающая Богородицу, должна быть сделана иначе, нежели все остальные, как будто ее мастерил другой художник. Поэтому образы Богородицы и Спасителя создавались мастерами-вертепщиками с особой тщательностью. Иногда вместо куклы Божьей Матери ставили икону.

Существовали некоторые незатейливые хитрости вертепа. Например, как волхвы становятся перед Младенцем на колени? (Как оказалась, чурочка, из которого изготавливался волхв, была короче одетой на него драпировки). Как у Ирода голова с плеч слетает, когда Смерть ее срезает косой? (Кукла Ирода делалась не из цельного куска дерева, а прикреплялась на штырек, за который водят персонажа. Чуть потянешь штырек вниз — и голова с плеч!)

Как же происходило действо?

Верхний ярус вертепного ящика назывался «небом», «пещерой» или «хлевом»; изнутри он оклеивался голубой бумагой со звездочками из фольги; на задней стене изображалась сцена Рождества, либо рядом с ней устраивалось подобие пещеры или хлева с яслями, а также неподвижные фигурки Марии, Иосифа, младенца Иисуса Христа, домашних животных.

Нижний ярус назывался «землей» или «дворцом»; здесь разыгрывались эпизоды злодеяний и наказания царя Ирода, а также бытовые сценки комического и сатирического характера. «Дворец» украшался яркой цветной бумагой, блестками; в центре располагался трон, на котором сидел Ирод. Около трона с обеих сторон иногда закреплялись неподвижно по три воина, вооруженных пиками и мечами. Остальные куклы «входили» и «выходили» через две двери в боковых стенках ящика.

Во второй части представления показываются бытовые сценки, затем герои «прощаются» со зрителями.

По свидетельству современников, вертеп был любимой святочной забавой и нравился самым разным зрителям, вне зависимости от возраста, происхождения и социального положения.

Со временем вертеп превращался в привычный для нас кукольный театр, ведь с годами куклы обрастали различными механизмами, позволяющими двигать конечностями.

Хотя украшение церквей рождественскими сценками сейчас плотно ассоциируется в нашем сознании с католической традицией, но в XVIII–XIX веках на Украине, в Белоруссии, на Псковщине и в Сибири в рождественские дни можно было встретить детей и взрослых, ходящих с вертепом и дающих незамысловатые представления. Это были предвестники кукольных театров — их более назидательный, но не менее красочный и любимый народом вариант.

Обычная картина для деревенского предрождественнского пейзажа: ребятишки в высоких самодельных коронах с палками в руках представляют «персидских царей», которые пришли поклониться маленькому ребенку. С ними путешествует украшенный позолоченной бумагой и неприглядными рисунками маленький деревянный ящик, рукотворный вертеп или праздничный театр для кукол с крышей из двух досок. Обычно дети в костюмах возили свой рождественский короб на санках, а поднявшись на крылечко, просили у хозяев домов разрешения колядовать. Если они были согласны принять колядки, малыши вносили свой театр в домишко, клали его на два стула либо стол, и сказка начиналась.

Уже к концу века балаганные сценки, игравшиеся в нижнем этаже, оказались более значимы, чем события «горнего яруса». Вертепщики же стали носить чудесный ящик по ярмаркам не только на Святки, но ходили с ним вплоть до Масленицы. Известно, что некоторые артисты ездили с вертепами даже на Нижегородскую ярмарку. К слову, «уставщица всей российской торговли» открывалась 15 июля!

Октябрьская революция 1917 года и последовавшая вслед за ней антирелигиозная кампания решили судьбу рождественских представлений. Они, как и традиционная Елка, оказались под строгим запретом. Вскоре были утрачены тексты вертепных спектаклей и забыты секреты вождения кукол. Только в 1980 году началось возрождение традиционного вертепа.

Главные зрители и посетители рождественских вертепов — дети. И не нужно долго объяснять, почему: глядя на таинственные вертепы, они словно переносятся умом и сердцем в Вифлеем, к яслям Младенца Христа.

Вертеп в Псково-Печерском монастыре

Вертеп в Киево-Печерской лавре

Снежный вертеп у Свято-Троицкой Церкви в Томске

Снежный вертеп в Академгородке, Томск

Снежная часовня у храма Смоленской иконы Божией Матери, Дубна

Вертеп изо льда. Екатерининский собор в Царском Селе

Вертеп с настоящими животными в Пятигорске.

Софийский собор, Царское Село

Кто-то покупает вертеп в магазине или на ярмарке, кто-то предпочитает мастерить сам. В Европе эта традиция никогда не прерывалась, ей уже много веков.

Как прикоснуться к чуду Рождества — особенно если в доме есть маленькие дети? Одно из возможных решений — сделать вертеп. Совместный труд вместе с детьми и другими домочадцами в любом случае подарит радость.

Можно всей семьей сделать вертеп, а потом читать добрые рождественские рассказы, иногда, по возможности, оживляя действие.

Но при изготовлении вертепа нужно знать некоторые правила его построения. Символика осталась неизменной: рай вверху, ад внизу. Фигурки святого семейства располагают на верхнем ярусе, если вертеп двухьярусный и слева, если он одноярусный. А озвучивают только земных существ.

Вертеп был и остается одной из любимых традиций празднования Рождества. И каким бы он ни был, статичным, механическим или даже живым, с участием актеров-людей, для зрителя он, прежде всего, — чудесный знак, указывающий на ту самую, Вифлеемскую, пещеру.

Рождественское

В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен его волос.
Бык дохнул в лицо младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.
Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть дитя бочком.
Присмиревший белый козлик
На чело его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал:
«Посмотреть бы на ребенка
Хоть минуточку и мне!»
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине.
А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: «Смотри скорей. »
С. Чёрный

Традиции и история рождественского вертепа

Приблизительное время чтения: 8 мин.

Есть прекрасная старинная традиция – под Рождество ставить в доме вертеп. Это модель Вифлеемской пещеры с куколками внутри. Кто-то покупает его в магазине или на ярмарке, кто-то предпочитает мастерить сам. В Европе эта традиция никогда не прерывалась, ей уже много веков.

В России вертепы был популярны до революции. Но с 1917 года началась антирелигиозная пропаганда и первыми под удар попали традиции и обряды, связанные именно с Рождеством. Увы, многие из них были забыты на многие годы.

Возрождение вертепа приходится на 1980-е годы. Идеологический прессинг ослабел, и у фольклористов появилась возможность открыто заняться изучением традиционной народной и религиозной культуры. Вертепы бывают разные. В тех, что устанавливают дома, чаще всего можно увидеть фигуры Младенца Христа, Богородицы, Иосифа, ангелов, пастухов, волхвов и животных. В храмах мастерят вертепы из еловых веток – своеобразный шатер. Его устанавливают над праздничной иконой Рождества, и все, кто подходит поклониться иконе, оказываются таким образом внутри рождественской пещеры. А в самых холодных регионах, например, в Якутии, на городских площадях и у церквей можно увидеть очень красивые вертепы изо льда.

Вертеп в переводе со старославянского — пещера. Как правило, так называют ту единственную пещеру, в которой родился Христос.

Пещера Рождества, или Святой Вертеп, находится под амвоном храма Рождества Христова в Вифлееме. Место рождения Спасителя отмечено на полу серебряной звездой и надписью на латыни: «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии». В полукруглой нише над звездой теплятся шестнадцать лампад. А чуть поодаль находится Придел яслей — место, куда Дева Мария положила Христа после рождения. Сами Ясли — кормушка для домашних животных, которую Богородица использовала в качестве колыбельки, была вывезена в VII веке в Рим как великая святыня. А нишу, где некогда стояли ясли, обложили мрамором.

Читать еще:  Как работает магический квадрат? Быстрые кубические корни.

Этот Вертеп и стал первообразом для всех последующих, созданных искусством людей.

Прошло время, и вот из-под рук мастеров стали выходить вертепы деревянные резные, из картона и папье-маше, глины, фарфора, гипса. Изысканные и незамысловатые, большие и маленькие панорамы, воспроизводящие сцену Рождения Спасителя, были своего рода Библией для неграмотных. Появление таких панорам некоторые ученые приписывают Франциску Ассизскому, который в 1223 году встречал святую ночь в селении Греччио. Для напоминания о празднике он создал живую «инсталляцию» вертепа (по-итальянски — «презепе», «ясли»). С тех пор не только в Италии, но и во всей Европе и во многих странах мира существует традиция устанавливать вертепы в церквях и домах верующих. Образы Младенца Христа и Богородицы, Иосифа, ангелов, пастухов в этих статичных композициях нередко переносят зрителя из древней Иудеи в реалии современных городов. Кстати, в итальянском Неаполе есть целая улица, на которой и сейчас размещаются многочисленные вертепные мастерские.

В России, конечно же, имели место и презепе. Однако более популярны (особенно в XVIII—XIX вв.) были вертепы театральные — короткие кукольные представления с рождественским сюжетом. Вертепами также назывались деревянные двух- или трехэтажные переносные ящики-домики, где, собственно, и разыгрывался спектакль. Публике показывали сцены из Священного Писания – рождественскую мистерию. Причем рождественскую драму показывали не только в светских домах, но и в домах священников. А к концу XVIII века в Петербурге сложилась династия вертепщиков — семья Колосовых, на протяжении почти целого столетия хранивших традиции исполнения спектаклей.

Расцвет вертепов пришелся на XIX век, когда они стали популярны не только в центральной России, но и в Сибири. Вплоть до конца столетия вертеп странствовал по городам и селам, вместе с тем переживая «обмирщение» и превращаясь из кукольной драмы с библейским сюжетом в светское народное представление. Вертеп стал состоять из двух частей: рождественской мистерии и веселой музыкальной комедии с местным колоритом. Но уже к концу века балаганные сценки, игравшиеся в нижнем этаже, оказались более значимы, чем события «горнего яруса». Вертепщики же стали носить чудесный ящик по ярмаркам не только на Святки, но ходили с ним вплоть до Масленицы. Известно, что некоторые артисты ездили с вертепами даже на Нижегородскую ярмарку, которая открывалась… 15 июля!

Октябрьская революция 1917 года и последовавшая вслед за ней антирелигиозная кампания решили судьбу рождественских представлений. Они, как и традиционная Елка, оказались под строгим запретом. Вскоре были утрачены тексты вертепных спектаклей и забыты секреты вождения кукол. Только в 1980 году Фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского занялся восстановлением традиционного вертепа. Покровский обратился за помощью к известному исследователю кукольного театра режиссеру Виктору Новацкому. Фольклорист изучил белорусский, украинский и русский вертепы, тщательно исследовал вертепные ящики в Театре имени Сергея Образцова, в Бахрушинском музее. Собирая по крупицам элементы вертепной традиции, выявляя характерные особенности отдельных вертепов, Новацкий отреставрировал текст представления и «оживил» рождественских кукол. Его вариант действа стал образцом.

Как устроен вертеп?

Устройство вертепа очень интересно. В ящике-домике, живописно украшенном изнутри, есть специальные прорези для вождения кукол. Переходить с одного этажа на другой куклам нельзя. В верхнем ярусе разыгрывались сцены, связанные со Святым Семейством, а нижний изображал дворец царя Ирода. В этой же части в более поздние времена показывались сатирические сценки и комедии. Однако вертеп — это не просто волшебный ящик, это маленькая модель мироздания: мир горний (верхний этаж), дольний (нижний этаж), и ад — дырка, куда проваливается Ирод.

Зимой вертеп возили на санях, переносили из избы в избу, показывали представления на постоялых дворах. Вокруг вертепа расставлялись лавки, зажигались свечи, и сказка начиналась.

Классическая «труппа» вертепа — Богоматерь, Иосиф, Ангел, Пастух, три Царя-волхва, Ирод, Рахиль, Солдат, Черт, Смерть и Пономарь, в обязанность которого входило зажигать свечи на вертепе перед представлением. Каждая кукла крепилась на штыре, за который снизу, как за ручку, может взяться кукловод и передвигать ее по специальным щелям в полу сцены.

Подробнее об устройстве вертепа:

Младенец в вертепе, как правило, — туго скрученный жгутик из белой материи; овечки, с которыми приходит поклониться Христу пастух, — кудрявый комочек пряжи. Как правило, герои в вертепе деревянные или тряпичные, из простого дешевого материала — их легко смастерить, легко переносить.

Однако среди вертепщиков существовало неписаное правило: кукла, изображающая Богородицу, должна быть сделана иначе, нежели все остальные, как будто ее мастерил другой художник. Поэтому образы Богородицы и Спасителя создавались мастерами-вертепщиками с особой тщательностью. Иногда вместо куклы Божьей Матери ставили икону.

Как происходит действо?

В основе вертепного представления лежит сюжет о приходе на землю Спасителя. Ангел возвещает о рождении Бога. Новорожденному Младенцу приходят поклониться Пастух, три Волхва. Последние рассказывают о встрече с Иродом, которому они сообщили о рождении будущего великого Царя. Ангел предупреждает Волхвов, чтобы они «не ходили к Ироду», не выдавали ему Христа (Ирод боится, что родившийся Царь отнимет у него власть). Разгневанный Ирод повелевает Воину «избить младенцев» в Вифлееме. К нему приходит Рахиль, умоляя не убивать ее чадо: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Иер. 31:15, Мф. 2:18). Но Ирод глух к ее мольбам. Ангел утешает Рахиль. К Ироду же приходит Смерть, он просит у нее отсрочки, но Смерть зовет Черта, и тот утаскивает Ирода в преисподнюю.

Во второй части представления показываются бытовые сценки, затем герои «прощаются» со зрителями.

Как пишет исследователь традиции вертепа Борис Голдовский, музыка в обоих действиях спектакля представления была не менее важна, чем текст. Она всегда давала очень точные характеристики героям и насыщала само представление праздником. Особенно популярны были канты, в которых соединялись народные песни и светские танцевальные мелодии.

Вертеп был и остается одной из любимых традиций празднования Рождества. И каким бы он ни был, статичным, механическим или даже живым, с участием актеров-людей, для зрителя он, прежде всего, — чудесный знак, указывающий на ту самую, Вифлеемскую, пещеру.

Знаете ли вы, что…

Прообразы вертепа можно найти еще в античности — древние эллины знали нечто подобное. На колонне устанавливалась доска, на которой демонстрировались сценки, сменявшиеся, когда занавески закрывались.

Двухэтажный ящик, подобный вертепу, был описан в I веке механиком Героном Александрийским, куклы в нем были механические, приводились в движение с помощью специальной рукоятки. В верхнем этаже находились боги, в нижнем — аргонавты.

По мнению исследователя Бориса Голдовского, первые сценические представления с рождественским сюжетом появились еще в V веке, во времена папы Сикста III. Понтифик разумно рассудил, что к сердцам простых людей, не знавших грамоты, самый прямой путь — наглядная иллюстрация библейского сюжета. Примерно тогда в храмах стали появляться объемные панорамы Вифлеемского Вертепа с Младенцем в яслях и склонившимися над ним животными.

По мнению некоторых ученых, на Русь вертеп пришел вместе с принятием христианства и, вероятнее всего, был в виде панорамы. Тем не менее, первые достоверные сведения о существовании вертепов относятся к концу XVI века. На территории Российской империи был обнаружен вертепный ящик с указанной датой изготовления — 1591 год.

Вертеп своими руками (по инструкции «Фомы»):

Виктор Новацкий разгадал некоторые незатейливые хитрости вертепа. Например, как волхвы становятся перед Младенцем на колени, если они — статичные куклы? — Оказалось, деревяшка, из которой изготавливался волхв, была короче одетой на нее драпировки. Или вот еще: каким образом голова Ирода слетает с плеч, когда смерть срезает ее косой? — А дело в том, что куклу Ирода изготавливали не из цельного куска дерева: голова крепилась на штырек, за который водили персонажа, и стоило за него потянуть — как голова летела долой.

Таинство странное и преславное: когда вертеп становится небом. Традиции и история рождественского вертепа Каким животным в вертепе отведено центральное место

Есть прекрасная старинная традиция – под Рождество ставить в доме вертеп.

Это модель Вифлеемской пещеры с куколками внутри. Кто-то покупает его в магазине или на ярмарке, кто-то предпочитает мастерить сам. В Европе эта традиция никогда не прерывалась, ей уже много веков.

В Российской империи вертепы были популярны до революции. Но с 1917 года началась антирелигиозная пропаганда и первыми под удар попали традиции и обряды, связанные именно с Рождеством. Увы, многие из них были забыты на многие годы.

Возрождение вертепа приходится на 1980-е годы. Идеологический прессинг ослабел, и у фольклористов появилась возможность открыто заняться изучением традиционной народной и религиозной культуры. Вертепы бывают разные. В тех, что устанавливают дома, чаще всего можно увидеть фигуры Младенца Христа, Богородицы, Иосифа, ангелов, пастухов, волхвов и животных. В храмах мастерят вертепы из еловых веток – своеобразный шатер. Его устанавливают над праздничной иконой Рождества, и все, кто подходит поклониться иконе, оказываются таким образом внутри рождественской пещеры. А в самых холодных регионах, например, в Якутии, на городских площадях и у церквей можно увидеть очень красивые вертепы изо льда.

Вертеп в переводе со старославянского — пещера. Как правило, так называют ту единственную пещеру, в которой родился Христос.

Пещера Рождества, или Святой Вертеп, находится под амвоном храма Рождества Христова в Вифлееме. Место рождения Спасителя отмечено на полу серебряной звездой и надписью на латыни: «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии». В полукруглой нише над звездой теплятся шестнадцать лампад. А чуть поодаль находится Придел яслей — место, куда Дева Мария положила Христа после рождения. Сами Ясли — кормушка для домашних животных, которую Богородица использовала в качестве колыбельки, была вывезена в VII веке в Рим как великая святыня. А нишу, где некогда стояли ясли, обложили мрамором.

Этот Вертеп и стал первообразом для всех последующих, созданных искусством людей.

Прошло время, и вот из-под рук мастеров стали выходить вертепы деревянные резные, из картона и папье-маше, глины, фарфора, гипса. Изысканные и незамысловатые, большие и маленькие панорамы, воспроизводящие сцену Рождения Спасителя, были своего рода Библией для неграмотных. Появление таких панорам некоторые ученые приписывают Франциску Ассизскому, который в 1223 году встречал святую ночь в селении Греччио. Для напоминания о празднике он создал живую «инсталляцию» вертепа (по-итальянски — «презепе», «ясли»). С тех пор не только в Италии, но и во всей Европе и во многих странах мира существует традиция устанавливать вертепы в церквях и домах верующих. Образы Младенца Христа и Богородицы, Иосифа, ангелов, пастухов в этих статичных композициях нередко переносят зрителя из древней Иудеи в реалии современных городов. Кстати, в итальянском Неаполе есть целая улица, на которой и сейчас размещаются многочисленные вертепные мастерские.

В России, конечно же, имели место и презепе. Однако более популярны (особенно в XVIII–XIX вв.) были вертепы театральные — короткие кукольные представления с рождественским сюжетом. Вертепами также назывались деревянные двух- или трехэтажные переносные ящики-домики, где, собственно, и разыгрывался спектакль. Публике показывали сцены из Священного Писания – рождественскую мистерию. Причем рождественскую драму показывали не только в светских домах, но и в домах священников. А к концу XVIII века в Петербурге сложилась династия вертепщиков — семья Колосовых, на протяжении почти целого столетия хранивших традиции исполнения спектаклей.

Расцвет вертепов пришелся на XIX век, когда они стали популярны не только в центральной России, но и в Сибири. Вплоть до конца столетия вертеп странствовал по городам и селам, вместе с тем переживая «обмирщение» и превращаясь из кукольной драмы с библейским сюжетом в светское народное представление. Вертеп стал состоять из двух частей: рождественской мистерии и веселой музыкальной комедии с местным колоритом. Но уже к концу века балаганные сценки, игравшиеся в нижнем этаже, оказались более значимы, чем события «горнего яруса». Вертепщики же стали носить чудесный ящик по ярмаркам не только на Святки, но ходили с ним вплоть до Масленицы. Известно, что некоторые артисты ездили с вертепами даже на Нижегородскую ярмарку, которая открывалась. 15 июля!

Октябрьская революция 1917 года и последовавшая вслед за ней антирелигиозная кампания решили судьбу рождественских представлений. Они, как и традиционная Елка, оказались под строгим запретом. Вскоре были утрачены тексты вертепных спектаклей и забыты секреты вождения кукол. Только в 1980 году Фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского занялся восстановлением традиционного вертепа. Покровский обратился за помощью к известному исследователю кукольного театра режиссеру Виктору Новацкому. Фольклорист изучил белорусский, украинский и русский вертепы, тщательно исследовал вертепные ящики в Театре имени Сергея Образцова, в Бахрушинском музее. Собирая по крупицам элементы вертепной традиции, выявляя характерные особенности отдельных вертепов, Новацкий отреставрировал текст представления и «оживил» рождественских кукол. Его вариант действа стал образцом.

Как устроен вертеп?

Устройство вертепа очень интересно. В ящике-домике, живописно украшенном изнутри, есть специальные прорези для вождения кукол. Переходить с одного этажа на другой куклам нельзя. В верхнем ярусе разыгрывались сцены, связанные со Святым Семейством, а нижний изображал дворец царя Ирода. В этой же части в более поздние времена показывались сатирические сценки и комедии. Однако вертеп — это не просто волшебный ящик, это маленькая модель мироздания: мир горний (верхний этаж), дольний (нижний этаж), и ад — дырка, куда проваливается Ирод.

Зимой вертеп возили на санях, переносили из избы в избу, показывали представления на постоялых дворах. Вокруг вертепа расставлялись лавки, зажигались свечи, и сказка начиналась.

Классическая «труппа» вертепа — Богоматерь, Иосиф, Ангел, Пастух, три Царя-волхва, Ирод, Рахиль, Солдат, Черт, Смерть и Пономарь, в обязанность которого входило зажигать свечи на вертепе перед представлением. Каждая кукла крепилась на штыре, за который снизу, как за ручку, может взяться кукловод и передвигать ее по специальным щелям в полу сцены.

Младенец в вертепе, как правило, — туго скрученный жгутик из белой материи; овечки, с которыми приходит поклониться Христу пастух, — кудрявый комочек пряжи. Как правило, герои в вертепе деревянные или тряпичные, из простого дешевого материала — их легко смастерить, легко переносить.

Однако среди вертепщиков существовало неписаное правило: кукла, изображающая Богородицу, должна быть сделана иначе, нежели все остальные, как будто ее мастерил другой художник. Поэтому образы Богородицы и Спасителя создавались мастерами-вертепщиками с особой тщательностью. Иногда вместо куклы Божьей Матери ставили икону.

Как происходит действо?

В основе вертепного представления лежит сюжет о приходе на землю Спасителя. Ангел возвещает о рождении Бога. Новорожденному Младенцу приходят поклониться Пастух, три Волхва. Последние рассказывают о встрече с Иродом, которому они сообщили о рождении будущего великого Царя. Ангел предупреждает Волхвов, чтобы они «не ходили к Ироду», не выдавали ему Христа (Ирод боится, что родившийся Царь отнимет у него власть). Разгневанный Ирод повелевает Воину «избить младенцев» в Вифлееме. К нему приходит Рахиль, умоляя не убивать ее чадо: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Иер. 31:15, Мф. 2:18). Но Ирод глух к ее мольбам. Ангел утешает Рахиль. К Ироду же приходит Смерть, он просит у нее отсрочки, но Смерть зовет Черта, и тот утаскивает Ирода в преисподнюю.

Во второй части представления показываются бытовые сценки, затем герои «прощаются» со зрителями.

Читать еще:  Нельзя вешать зеркало напротив входной двери. Зеркало напротив входной двери как вешать

Как пишет исследователь традиции вертепа Борис Голдовский, музыка в обоих действиях спектакля представления была не менее важна, чем текст. Она всегда давала очень точные характеристики героям и насыщала само представление праздником. Особенно популярны были канты, в которых соединялись народные песни и светские танцевальные мелодии.

Вертеп был и остается одной из любимых традиций празднования Рождества. И каким бы он ни был, статичным, механическим или даже живым, с участием актеров-людей, для зрителя он, прежде всего, — чудесный знак, указывающий на ту самую, Вифлеемскую, пещеру.

Знаете ли вы, что.

Прообразы вертепа можно найти еще в античности – древние эллины знали нечто подобное. На колонне устанавливалась доска, на которой демонстрировались сценки, сменявшиеся, когда занавески закрывались.

Двухэтажный ящик, подобный вертепу, был описан в I веке механиком Героном Александрийским, куклы в нем были механические, приводились в движение с помощью специальной рукоятки. В верхнем этаже находились боги, в нижнем — аргонавты.

По мнению исследователя Бориса Голдовского, первые сценические представления с рождественским сюжетом появились еще в V веке, во времена папы Сикста III. Понтифик разумно рассудил, что к сердцам простых людей, не знавших грамоты, самый прямой путь — наглядная иллюстрация библейского сюжета. Примерно тогда в храмах стали появляться объемные панорамы Вифлеемского Вертепа с Младенцем в яслях и склонившимися над ним животными.

По мнению некоторых ученых, на Русь вертеп пришел вместе с принятием христианства и, вероятнее всего, был в виде панорамы. Тем не менее, первые достоверные сведения о существовании вертепов относятся к концу XVI века. На территории Российской империи был обнаружен вертепный ящик с указанной датой изготовления — 1591 год.

Виктор Новацкий разгадал некоторые незатейливые хитрости вертепа. Например, как волхвы становятся перед Младенцем на колени, если они – статичные куклы? — Оказалось, деревяшка, из которой изготавливался волхв, была короче одетой на нее драпировки. Или вот еще: каким образом голова Ирода слетает с плеч, когда смерть срезает ее косой? — А дело в том, что куклу Ирода изготавливали не из цельного куска дерева: голова крепилась на штырек, за который водили персонажа, и стоило за него потянуть — как голова летела долой.

Рождественские вертепы

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Рождественский вертеп

Безусловно, это традиция, которая пришла к нам с Запада.

Именно поэтому наибольшее распространение она получила на Украине и в тех областях России, которые граничат, например, с Эстонией

Вертеп в Псково-Печерском монастыре

Вертеп в Псково-Печерском монастыре

Такие вертепы можно увидеть на Украине

Вертеп в Киево-Печерской Лавре

Этот вертеп выставляется у Крестовоздвиженского храма на территории Ближних пещер. Фото: lavra.ua, 2010

Вертеп на Крещатике

Впервые вертеп на Крещатике установили в 2012 г. – еще в мирном Киеве Фото: Интернет

Этот вертеп был установлен во время Майдана

Но, конечно, теперь вертепы ставят во многих храмах

У храма иконы Божией Матери «Утолия моя Печали» в Марьино, Москва. Фото: clir.ru

Вертеп в Марьино

У храма иконы Божией Матери «Утолия моя Печали» в Марьино, Москва Фото: clir.ru

Ставят их и в далекой Австралии

У храма святого Харлампия Элладской Православной Церкви

И в Казахстане

Вертеп у Вознесенского храма в Алма-Ате. Фото: traveladventures.org

Особая русская традиция и радость – вертепы из снега

Снежный вертеп у Свято-Троицкой Церкви в Томске. Фото: pravoslavie.tomsk.ru

А вот что видно, если заглянуть внутрь

Снежные вертепы-пещеры выглядят очень таинственно

Снежный вертеп в Академгородке, Томск Фото: pravoslavie.tomsk.ru

Под снежной шапкой вертепа

Снежная часовня

У храма Смоленской иконы Божией Матери, Дубна

А бывают вертепы и изо льда

Екатерининский собор в Царском Селе Фото: aquaviva.ru

Новая для нас традиция – вертепы с настоящими животными

Первый такой вертеп появился в Пятигорске в 2013 г. у Кафедрального собора. Что интересно: овечки ложились все время у ног фигурки Младенца-Христа Фото: blago-kavkaz.ru

Вертепы с животными очень нравятся детям

Софийский собор, Царское Село Фото: mitropolia.spb.ru

Обитатели вертепов – овечки, козы, коровы

Софийский собор, Царское Село Фото: aquaviva.ru

И ослики. Вертеп в Одессе, на Дерибасовской

Есть даже маленькие ягнята

Вертеп на улице Дерибасовской, Одесса, Украина

Вертепы – это незабываемая атмосфера рождественских дней

У Константино-Елениского собора в Костанае, Казахстан Фото: pravosakh.ru

Вертеп в Томске

Вертеп храма святителя Николая в Камышовой бухте, Севастополь

Тольятти, во дворе храма св. прав. Иоанна Кронштадтского

Михайло-Архангельский храм в Рубцовске

Лагерь беженцев в Ирбиле, Ирак

Ни в коем случае в эти святые дни не будет забывать о тех, кому плохо. Этот вертеп был устроен в 2013 г. христианами, бежавшими от ИГИЛ, для своих детей. Фото: Мэтт Карди / Getty Images

Фотографии рождественских вертепов взяты с епархиальных сайтов, портала «Вода живая» и других открытых интернет-источников.

скрыть способы оплаты

Рождественские вертепы одна из немногих традиций запада,которые мне, как православному человеку,-нравится. Это одно из приятных приготовлений и ожидания Рождества Христова! А как здорово делать вертеп вместе с ребенком, по ходу рассказывая о Событии Рождества! Вертеп с фигурками Святых, людей из Вифлеема и животных, можно расположить: в коробке, в ящике из-под фруктов и овощей, в деревенской печке, камине, на пне, и еще многом другом. Не забудьте положить фигурку Младенца только накануне Праздника Рождества, до этого же, Рождественские ясли — пустуют. Очень украшают вертеп, расположенные внутри его маленькие лампочки. С этим пожелаю всем приятного создания вертепа с детишками, своими руками и у себя дома.
Спаси Господи.

Рождественский вертеп: история и интересные традиции

Совсем скоро весь христианский мир будет отмечать самый светлый день в году — Рождество. И хотя у католиков и православных этот праздник приходится на разные даты, многие традиции и обычаи очень схожи.

Мы уже говорили о таких замечательных рождественских атрибутах как адвент-календарь и венок, а сегодня расскажем об еще одной традиции, которая имеет многовековую историю — вертеп. Путь, который он прошел, очень интересный и захватывающий. Много раз вертеп пытались запретить, но он выстоял, чтобы радовать нас снова и снова.

Вертеп и его виды

Вертеп — это изображение сцены рождения Иисуса Христа при помощи художественного творчества (театр, скульптура и т. д.).

Различают несколько видов вертепов:

  1. Живой вертеп — праздничное представление при участии актеров, символических животных и с использованием декораций.
  2. Вертепная композиция — это изображение сцены рождения Иисуса Христа при помощи фигурок, скульптур, которые могут быть выполнены из различных материалов. Такая форма наиболее распространена в странах, где большая часть населения исповедует католичество.
  3. Вертепный театр — рождественские сценки, для разыгрывания которых используются куклы. Наибольшей популярностью эта форма пользуется на Украине, в Польше, Беларуси и в некоторых областях России.

Как правило, вертепные композиции начинают устанавливать еще в начале декабря, а театры и живые вертепы показываются непосредственно на Рождество.

История возникновения и развития вертепа

Живой вертеп

Как уже говорилось выше, живой вертеп отображает сцену рождения Иисуса Христа, которая показывается при участии актеров. Первым, кто организовал живой вертеп, был Франциск Ассизский (Святой Франциск) (1182 — 1226), который в 1223 году за две недели до 25-го декабря прибыл в городок Греччо, чтобы отпраздновать там Рождество. Франциск договорился с правителем местности, что он воссоздаст атмосферу пещеры и все бытовые элементы, в которой родился Иисус. Эта идея так понравилась населению, что они помогли Святому Франциску воплотить ее в жизнь, так и появился первый в истории живой вертеп.

Позже живые вертепы стали популярны и среди аристократов. Так, например, в XVIII веке в Италии богатые люди заказывали у портных специальные костюмы и разыгрывали рождественские сценки.

Сейчас живые вертепы, как правило, организовываются под открытым небом. Заранее делаются декорации, макеты животных, шьются костюмы для актеров. Иногда в качестве декораций используют старинные здания, а вместо макетов «приглашают» живых животных.

В некоторых странах распространены целые «Рождественские деревни» (иногда их называют «Вифлеемскими»). Здесь несколько сотен актеров занимаются бытовыми делами или ремеслами. Время от времени показывают сцену рождения Иисуса и приход волхвов. При этом зрители имеют возможность свободно перемещаться внутри «деревни» и наблюдать за исполнителями.

Как и вертепные композиции, живые вертепы чаще всего можно встретить в католических странах.

Вертепная композиция

Сразу следует отметить, что это не только самая распространенная форма вертепа, но и одна из самых старых. На итальянском языке слово «вертеп» звучит как «presepio», что может быть переведено как «ясли» или «стойло» — т.е. то место, где и находился маленький Иисус, когда пришли волхвы.

Первые композиции были вырезаны из дерева в Италии в 1280 году известным скульптором Арнольдом ди Камбьо. Некоторые из фигурок сохранились до наших дней, и хранятся они в известной римской базилике Санта Мария Маджоре.

Изначально вертепные композиции изготавливались известными мастерами исключительно для церквей, но со временем эта традиция начала приживаться и в домах богатых граждан. Так, известно, что король Карл III Бурбон собственноручно вырезал вертепные фигурки из дерева, а придворные дамы украшали их и наряжали.

Начали появляться мастера, которые изготавливали вертепные композиции из глины, обжигали их, а после этого отдавали на роспись художникам. Появились даже портные, которые шили праздничную одежду для рождественских фигурок. Некоторые украшали ее аксессуарами из драгоценных металлов (золота, серебра) и камней.

Сегодня можно увидеть вертепные композиции из самых разных материалов: традиционных дерева и глины, а также гипса, папье-маше, бумаги, текстиля. Также следует обратить внимание и на размеры фигурок: одни помещаются в яичную скорлупу или лампочку, другие выполнены в человеческий рост и более.

Автором самого маленького рождественского презепе является художник из Неаполя Альдо Карило — он сделал вертеп размером с булавочную головку! Самый большой вертеп, который был занесен в Книгу рекордов Гиннеса, находится в Колумбии — его площадь составляет 18000 кв.м.

Ниже смотрите подборку вертепных композиций, которые при желании можно сделать своими руками:

Вертепная композиция из дерева

Рождественский вертеп из глины

Вертепная композиция из бумаги

Вязаный рождественский вертеп

Вертепная композиция из полимерной глины

Вертепная композиция из ткани

«Пряничный» рождественский вертеп

Вертепная композиция из шерсти

Вертепный театр

Второе название вертепного театра — «кукольный вертеп». Эта традиция появилась в западных областях Украины в XVII веке, куда она пришла из Польши, а потом распространилась по территории Беларуси и в некоторых областях России. Интересно, что и назывался этот тип вертепа в вышеназванных странах по-разному:

  • на Украине — «вертеп»;
  • в России — «петрушка»;
  • в Беларуси — «батлейка» («бетлейка»);
  • в Польше — «шопка»;
  • в Закарпатье — «бетлегем».

Вертепный (кукольный) театр состоит из специального ящика (также иногда называемого «вертепом») и персонажей, изготовленных из дерева, текстиля или гипса. Все куклы приводятся в действие одним кукловодом, который изменяет интонацию и тембр голоса, что помогает наделить каждого героя представления индивидуальными чертами характера и поведения.

Ящик для вертепа обычно был выполнен из дерева (в современных вариантах иногда из картона) и чаще всего имел два яруса:

  • верхний — пещера, в которой родился Иисус;
  • нижний — царство Ирода или место действия «народных сценок».

Стенки ящика часто были расписаны вручную. На верхнем этаже красовались религиозные сцены, нижний был украшен картинками из бытовой жизни. Между этажами были отверстия, через которые куклы могли перемещаться. На нижнем этаже также была дырка, символизирующая ад, в который провалился царь Ирод. Часто верхушка ящика была украшена восьмиконечной Вифлеемской звездой.

Чаще всего ящики были переносные, но существовали и стационарные варианты.

Герои

В первой части был неизменный состав героев. Это Дева Мария, маленький Иисус, Ангел, три Волхва, Пастух, Ирод, Рахиль (женщина, ребенка которой приказал убить царь Ирод), Воин, Смерть, Черт, Овечки, Вол, Осёл. Иногда к этой классической «труппе» присоединялся и Пономарь, который перед каждым представлением зажигал свечи. Вместо фигурки Марии иногда ставили икону, так как среди кукловодов-вертепщиков было неписаное правило — фигура Богородицы должна отличаться от всех других — как будто она была изготовлена другим мастером.

Что касается Волхвов, то это известные в католической традиции Мельхиор, Каспар и Бальтазар. Также следует сказать и о символичности подарков, которые принесли маленькому Иисусу пришедшие:

  • Мельхиор преподнес золото, что предвещало вечное царствование;
  • Каспар — ладан — это символ божественности и почитания;
  • Бальтазар — мирру, что пророчило смерть Иисусу Христу, так как это растение использовалось для бальзамирования тел покойных.

Символичны также образы животных. Согласно словам Исайи в образе Вола изображены евреи, а в образе Осла — язычники.

Во второй части не было жестких правил, поэтому набор героев мог меняться. Но наиболее часто используемыми персонажами были Дед и Баба, Цыган и Цыганка, Козак-запорожец, Бедняк, Еврей-шинкарь, Ксёндз, Барин и Мужик и т. п.

Как проходило представление

Как правило, представление делилось на две части: первая отображала непосредственно сцену рождения Спасителя, вторая же представляла собой народную интермедию, которая не имела ничего общего ни с Рождеством, ни с рождением Иисуса. Со временем вторая часть начала вытеснять первую, а сама интермедия превратилась в сатирическую комедию.

Но начнем с первой части. В основе сюжета лежит рождение Спасителя. Представление начинается с того, что Мария сидит возле яслей, в который лежит новорожденный Иисус. Сюда приходят Волхвы и Пастух, чтобы поклониться Спасителю. В пещере также находится Ангел. Волхвы рассказывают, что они встречались с Иродом и рассказали ему о рождении нового Царя. Ангел предупреждает Волхвов, чтобы они ни в коем случае не сообщали Ироду, где находится Иисус, ибо у царя есть подлый план убить Спасителя, который может отобрать у него трон.

После этого действие переходит на нижний этаж. Ирод очень разгневан, поэтому приказывает Воину избить всех младенцев в Вифлееме, чей возраст от двух лет и младше (знаменитое «избиение младенцев»). К жестокому царю приходит женщина по имени Рахиль и умоляет не убивать ее дитя. Однако Ирод неприступен. Прилетает Ангел и утешает бедную женщину. После этого на сцене появляется Смерть. Ирод просит дать ему отсрочку, однако Смерть взмахивает косой, и голова Ирода слетает с плеч. После этого Черт утаскивает Ирода в преисподнюю. На этом первая часть заканчивается.

Во второй части разыгрываются сценки из бытовой жизни. Здесь основными героями были фольклорные персонажи: Баба и Дед, Запорожец, Жид-шинкарь, Барин и Мужик, Ксендз, Дьячок, Цыган и т. д. По окончанию второй части один из персонажей «выходил» в аудиторию и собирал оплату со зрителей. В некоторых случаях вторая часть разыгрывалась не при помощи кукольных фигурок, а живыми исполнителями.

Особую роль во второй части играла народная музыка. Так, за кукловодом часто стояла целая группа музыкантов с самыми разными инструментами, среди которых стоит называть скрипку, свирель, бандуру, цимбалы, лиру.

Кроме того, некоторые куклы были механизированные: Смерть взмахивала косой, Запорожец танцевал гопак, голова Ирода слетала с плеч. «Анимировать» персонажей удавалось при помощи специальных штырей.

История и современность

На территории Российской империи вертеп процветал, так как Петр I хотел привить своей стране европейские традиции. Однако когда к власти пришли коммунисты, которые были атеистами, вертепный театр был по запретом, потому что расценивался как религиозная пропаганда. Поэтому среди жителей СССР вертеп не был распространен, однако он сохранился в западных областях Украины, где было сильное сопротивление советской власти на протяжении практически всего пребывания Западной Украины в составе Советского Союза. Отсюда в середине 1980-х годов вертеп постепенно начал распространяться и в других республиках СССР. Кроме того, отдельные российские и украинские фольклористы провели грандиозную работу по восстановлению этой древней и интересной традиции.

Сегодня праздничный вертепный театр можно увидеть на западе Украины и в Польше с 25 декабря по 7 января, а также в Восточной, Центральной Украине, в Беларуси и некоторых областях России в период празднования православного Рождества.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector