0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Святитель Николай Японский: жизнь и равноапостольное служение

Содержание

Святитель Николай Японский: жизнь и равноапостольное служение

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Япония вплоть до начала XX века была настроена враждебно по отношению ко всему чужеземному. С особенной настороженностью японцы смотрели на веру в Христа. Серьезную роль в этом сыграло первое столкновение «страны Ниппон» с религией Христа, которое произошло в XVI веке через португальских и испанских иезуитов. Однако, появился человек, который не только сумел примирить Страну Восходящего Солнца с христианством, но и обратить в православие более 30 тысяч ее жителей. Этот подвижник – святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский (до пострига Иван Дмитриевич Касаткин).

Николай, архиепископ Токийский и Японский

Содержание страницы

  • Детство и юность
    • Полезные материалы
  • Приезд в Японию
  • Первые крещения
  • Создание духовной миссии
  • Во время войны
  • Кончина святителя
  • Наследие Николая Японского
    • Похожие статьи

Биографическая справка

Настоящее имя Николая Японского – Иван Касаткин. Он прошел долгий путь от простого верующего человека до титулованного служителя церкви.

Происхождение

Николай родился под Смоленском в семье простого дьякона. С ранних лет мать и отец прививали сыну основы православия. Мальчику удалось поступить в богословскую школу на казенное отделение. Сначала он окончил Бельское духовное училище, затем поступил на отделение Смоленской духовной семинарии.

Информация! Николая Японского часто называют «православным самураем».

Житие святителя

Во второй половине 1850 года Николай был принят на факультет Санкт-Петербургской семинарии как один из лучших учеников Смоленска. Он поразил учителей и соратников своей настойчивостью, тягой к знаниям и тактичностью.

Его жизненный путь как служителя церкви начался после назначения настоятелем церкви в город Хакодатэ, расположенный на территории Японии. Миссионерская деятельность была смыслом жизни молодого специалиста. Он сам просил о ходатайстве митрополита Григория, рассчитывал, что соратники окажут ему поддержку.

Николай отправился в Японию, когда был подписан указ о его назначении. Ему пришлось добираться до места службы 12 месяцев. Самым сложным периодом для него стал период, когда в Японии начались гонения на христиан. Это произошло вскоре после его приезда на территорию страны. Николай в чине архимандрита терпеливо общался с подстрекателями, одновременно строил церковь. Через несколько лет ему удалось договориться о начале строительства духовного училища.

Одновременно с миссионерской деятельностью Николай трудился как переводчик. Он переводил христианские тексты на японский язык и распространял их среди местного населения. Этот путь был важен как первопроходческий, миссионер помогал людям обрести веру, познать заповеди Божьи и не потерять собственное «я».

К Николаю Японскому обращались русские эмигранты, которые жили в Японии. Многие из них выступали спонсорами строительства церквей или училищ. За время работы священнику удалось построить несколько церквей и 6 духовных училищ для молодежи.

На протяжении русско-японской войны 1905 года св. Николай отважно помогал русским военнопленным, а также продолжал миссионерскую деятельность. После войны он помогал солдатам восстанавливаться, призывал их перейти к собственной вере.

Справка! Проповедь христианства в Японии каралась смертной казнью на протяжении нескольких десятилетий.

Кончина святого

Весной 1912 года архиепископ Японской православной церкви скончался. Перед смертью он был окружен заботой и любовью своих учеников и друзей. Его смерть была легкой, он умер во сне. На похороны был привезен венок из цветов от российского императора – это стало особым знаком уважения, которого удостаивались немногие служители, проживавшие вдали от страны. Старец был похоронен на японском кладбище Янака. Во второй половине 1970 года единогласным решением комиссии Николай Японский был причислен к лику равноапостольных святых.

Николай Японский: житие православного самурая

16 февраля – день памяти равноапостольного Николая, архиепископа Японского .

Святитель Николай Японский (в миру Иван Дмитриевич Касаткин (1836-1912) родился 1(13) августа в семье сельского диакона Дмитрия Касаткина в Смоленской губернии. Его мать Ксения Алексеевна умерла 34 лет от роду, когда ему было всего пять лет. Несмотря на крайнюю бедность, мальчика отдали учиться сначала в Вельское духовное училище, а затем в Смоленскую семинарию, после блестящего окончания которой будущего святителя отправили в Петербургскую духовную академию, где он учился до 1860 года.

Решение поехать в Японию пришло совершенно неожиданно. Для посольской церкви в Хакодате требовался настоятель. Несколько товарищей Касаткина уже выразили желание ехать в Японию в сане священника. Юношу приглашение не заинтересовало, и он спокойно пошел ко всенощной. Но во время богослужения он вдруг решил, что должен ехать в Японию. В самый непродолжительный срок судьба Ивана Дмитриевича Касаткина была решена. В конце июня 1860 г., после возведения в сан иеромонаха, о. Николай покинул Петербург. Простившись с родными, взяв с собой Смоленскую икону Божией Матери, он отправился в далекий путь.

Аварема – помилуй

Первые семь лет своего пребывания в Хакодате настоятель консульской церкви серьезно занимался изучением японского языка, истории и культуры, а в часы досуга пытался делать переводы из некоторых священных и богослужебных книг. Поначалу за неимением перевода богослужение совершалось на церковнославянском языке, на японском же языке пелись и читались только «Господи, помилуй», «Святый Боже», «Верую» и «Отче наш». При переводе молитвы «Господи, помилуй» возник вопрос, как следует переводить слово «помилуй», которое зачастую воспринимается как помилование преступника. Епископ Николай говорил: «У нас таких отношений с нашим Богом нет. Мы возьмем слово «аварема». Так мать «милует» ребенка, «жалеет» в исконном древнерусском смысле».

Переводы текстов осложнялись спецификой грамматики японского языка, полностью противоположной русской. По-японски поставить подлежащее надо впереди, а между ним и сказуемым необходимо вместить все, что есть в переводе, и сколько бы ни было придаточных и вводных предложений, все они должны встать впереди главного сказуемого; в каждом придаточном и вводном предложениях – то же расположение частей.

В Токио

В 1869 г. по совету епископа Иннокентия о. Николай обратился в Санкт-Петербург с просьбой открыть миссию, на что получил положительный ответ.

В 1870 году о. Николай вернулся в Хакодате уже в сане архимандрита, возглавив Русскую духовную миссию в Японии.

Архимандрит Николай принялся за создание духовной семинарии, катехизаторской школы, стал издавать первые в Японии русские журналы «Православный вестник» (на русском и японском языках) и «Уранисики» («Скромность»), знакомивший японских читателей с историей, культурой, литературой России.

Кафедральный собор в честь Воскресения Христова, построенный им в Токио, до сих пор называется «собором Николая», что по-японски звучит как «Николай-до».

Христианство, по внутреннему настрою, сродни борьбе самбо — самообороне без оружия. Христианство — это борьба с самим собою, со своими пороками, недостатками, страстями: с грустью и печалью, недомоганием и унынием. Христианство — это воспитание в себе самодисциплины, собранности и любви. Православный христианин – тот же воин. В этом нас убеждает жизнь святителя Николая Японского, который трудился на своем поприще в Японии и похоронен там. Он настолько почитаем этим народом, что японцы даже отказываются передать мощи святого России.

Первый православный японец

Первым православным японцем стал Такума Савабе, бывший самурай клана Тоса, жрец старой синтоистской кумирни в Хакодате. Савабе то и дело сталкивался с иеромонахом Николаем в доме консула, где давал уроки фехтования сыну русского консула И. А. Гошкевича, и всегда смотрел на святителя с такой ненавистью, что однажды тот не выдержал и спросил: «За что ты на меня так сердишься?» Последовал совершенно определенный ответ: «Вас, иностранцев, нужно всех перебить. Вы пришли выглядывать нашу землю. А ты со своей проповедью всего больше повредишь Японии».

Читать еще:  Большой взрыв и происхождение Вселенной. Загадки Вселенной: что было во Вселенной до Большого взрыва

– А ты разве уже знаком с моим учением?

– Нет, – смутился японец.

– А разве справедливо судить, тем более осуждать кого-нибудь, не выслушавши его? Ты сначала выслушай, да узнай, а потом и суди.

Слова иеромонаха Николая потрясли самурая. Он испросил дозволения встретиться с русским священником вновь и продолжить беседу.

Савабе тайком читал Евангелие во время службы в своем языческом храме, положив перед собой Евангелие вместо языческого служебника и постукивая в обычный барабан. Никто и не думал, что он читал иностранную «ересь».

В апреле 1868 года, во время начавшихся гонений на католиков, иеромонах Николай тайно крестил трех друзей в своем кабинете. Это были Павел Савабе, который в 1875 году стал первым японским православным священником, Иоанн Сакаи и Иаков Урано. Именно тогда, за пять месяцев до наступления эпохи Мэйдзи, зародилась Японская Православная Церковь.

И христианин – воин

.

С обострением отношений между Россией и Японией православных японцев волновал вопрос, должны ли они участвовать в войне против России. На это Владыка отвечал своим духовным чадам, что долг каждого христианина защищать свое отечество. В случае начала войны японцы должны будут относиться к России как к неприятелю, но «воевать с врагами не значит ненавидеть их, а только защищать свое отечество. Доселе я молился за процветание и мир Японской империи. Ныне же, раз война объявлена между Японией и моей родиной, я, как русский подданный, не могу молиться за победу Японии над моим собственным отечеством. Я также имею обязательства к своей родине и именно поэтому буду счастлив видеть, что вы исполняете долг в отношении к своей стране».

Последние годы жизни

15 февраля Владыка, страдавший сердечной астмой, потребовал возобновления проходивших обычно в соседней комнате и отмененных по рекомендации врачей занятий хора и попросил исполнить любимое им «На реках Вавилонских». Ночью начался бред, во время которого умирающий несколько раз произнес слово «Воскресение». 16 февраля в четверть восьмого зазвонил большой храмовый колокол, извещавший о кончине святителя Николая.

Об упокоении Владыки на четырех престолах было отслужено четыре литургии. Отпевание совершалось в соборе Воскресения Христова, главным образом по-японски. Среди прочих венков выделялся венок от императора Японии – этой чести иностранцы удостаивались исключительно редко. В похоронной процессии, растянувшейся на десять километров, шли воспитанники и воспитанницы святителя Николая. «У всех в руках пальмовые ветви, символ веры в победу дела Владыки в Японии. Многочисленные цветы, сотни венков. Святые иконы, кресты. Иереи, диаконы в священных облачениях… В заключение колесница с дорогим гробом, представитель России в шитом золотом придворном мундире. И лента, бесконечная лента христиан…»

«…Роль наша не выше сохи. Вот крестьянин попахал, соха износилась. Он ее и бросил. Износился и я. И меня бросят. Новая соха начнет пахать. Так смотрите же, пашите! Честно пашите! Неустанно пашите! Пусть Божье дело растет! А все-таки приятно, что именно тобой Бог пахал. Значит – и ты не заржавел. Значит, за работой на Божьей ниве и твоя душа несколько очистилась, и за сие будем всегда Бога благодарить».

«Вместе с мягкостью, он был железным человеком, не знавшим никаких препятствий, практичным умом и администратором, умевшим находить выход из всякого затруднительного положения. Вместе с любезностью в нем была способность быть ледяным, непреклонным и резким с людьми, которых он находил нужным воспитывать мерами строгости, за что-либо карать или останавливать. Вместе с общительностью в нем была очень большая, долгим опытом и горькими испытаниями приобретенная сдержанность, и нужно было много времени и усилий, чтобы заслужить его доверие и откровенность. Наряду с какой-то детской наивностью веселого собеседника в нем была широта идеалов крупного государственного ума, бесконечная любовь к родине, страдание ее страданиями и мучение ее мучениями… Широкие и святые идеалы, железная воля и неистощимое трудолюбие – вот сущность архиепископа Николая».

Д. М. Позднеев, востоковед

«Я тогда прозрел»

Тем временем родные Николая Гусака и Ильи Сысоева переживали из-за долгого отсутствия обоих мужчин. Жена Ильи Виктория побежала по пляжу за мыс их искать и благодаря этому услышала доносившиеся с моря отчаянные крики. На её просьбу помочь купавшийся поблизости незнакомец ехидно ответил, что он не спортсмен, и тогда Виктория сама поплыла на голос. Издалека она не могла ничего разобрать и была очень удивлена, когда увидела Николая с живой девочкой. Но ни подменить его на камне из-за роста, ни забрать ребёнка она не могла. Девочка была очень слаба, да и без неё Виктории было трудно бороться с волнами. Женщина поплыла обратно за лодкой, хотя уже само её появление в тот критический момент стало судьбоносным.

«Когда Вика подплыла, она меня вдохновила и дала надежду, что мы спасены, — говорит Николай Гусак. — Тогда у меня как будто открылось второе дыхание. Нас заметили, нас увидели, всё нормально».

Когда Виктория Сысоева доплыла до берега, у неё уже не было сил бежать за помощью. Но она встретила маму девочки и всё рассказала. В тот момент лодки искали ребёнка далеко от берега, и связи с ними не было. А как только они показались из-за горизонта, все стали махать им руками в сторону Николая с девочкой. В итоге их очень вовремя достали из воды, потому что оба уже были на грани. Ксюшу, пробывшую в море более полутора часов, увезли в больницу. После этого она две недели пролежала с пневмонией. Госпитализировать хотели и Николая, который был практически без сознания, но он отказался. Благодаря нашатырю, уколам и капельнице ему вскоре стало лучше.

Через некоторое время нашёлся и Илья Сысоев. Он тоже пытался вплавь догнать надувного единорога с девочкой, пока его не вырвало из-под неё ветром. Когда Ксюша исчезла из вида, Илья вернулся и залез на скалу, чтобы оттуда за всем наблюдать и указывать направление лодкам.

«Чудо, что на пути у ребёнка попался рыбацкий буёк, — говорит мама Ильи Ольга Сысоева. — Чудо, что Николай увидел мелькнувшую среди морских волн руку. Чудо, что под ногами оказался камень среди моря. Чудо, что Вика побежала за мыс искать мужа, услышала крики, поплыла и этим обнадёжила и придала сил Николаю. Чудо, что подоспели плавсредства, когда силы покинули Николая».

Николай Гусак согласен с Ольгой. Он поражён тем, насколько вовремя каждый раз появлялась спасительная соломинка.

«Я думаю, это действительно чудесное спасение, — говорит Николай Гусак. — Уже с того момента, как девочка оказалась на буйке, началась какая-то фантастика. Всего метр в сторону — и она бы на него не попала. И как могло быть такое, что я на этот камень наткнулся. Были бы ещё силы, ещё бы я метр-два проплыл — и уже бы на него не попал. Потом Вика появилась в последний момент. Я тогда прозрел. Честно говоря, после этого я сильно поверил в Бога».

Такие же чувства испытывают и родители девочки. Недавно они специально приезжали с ней в Краснодар, чтобы вместе поблагодарить спасителя Ксюши. В подарок ему они привезли икону Николая Чудотворца.

Святитель Николай Японский: Сначала любовь

16 февраля — день памяти равноапостольного Николая, архиепископа Японского .

Решение поехать в Японию пришло совершенно неожиданно. Для посольской церкви в Хакодате требовался настоятель. Несколько товарищей Касаткина уже выразили желание ехать в Японию в сане священника. Юношу приглашение не заинтересовало, и он спокойно пошел ко всенощной. Но во время богослужения он вдруг решил, что должен ехать в Японию. В самый непродолжительный срок судьба Ивана Дмитриевича Касаткина была решена. В конце июня 1860 г., после возведения в сан иеромонаха, о. Николай покинул Петербург. Простившись с родными, взяв с собой Смоленскую икону Божией Матери, он отправился в далекий путь.

Аварема — помилуй

Первые семь лет своего пребывания в Хакодате настоятель консульской церкви серьезно занимался изучением японского языка, истории и культуры, а в часы досуга пытался делать переводы из некоторых священных и богослужебных книг. Поначалу за неимением перевода богослужение совершалось на церковнославянском языке, на японском же языке пелись и читались только «Господи, помилуй», «Святый Боже», «Верую» и «Отче наш». При переводе молитвы «Господи, помилуй» возник вопрос, как следует переводить слово «помилуй», которое зачастую воспринимается как помилование преступника. Епископ Николай говорил: «У нас таких отношений с нашим Богом нет. Мы возьмем слово «аварема». Так мать «милует» ребенка, «жалеет» в исконном древнерусском смысле».

Читать еще:  Дитер Хаттруп: Учение Дарвина и христианство

Переводы текстов осложнялись спецификой грамматики японского языка, полностью противоположной русской. По-японски поставить подлежащее надо впереди, а между ним и сказуемым необходимо вместить все, что есть в переводе, и сколько бы ни было придаточных и вводных предложений, все они должны встать впереди главного сказуемого; в каждом придаточном и вводном предложениях — то же расположение частей.

В Токио

В 1869 г. по совету епископа Иннокентия о. Николай обратился в Санкт-Петербург с просьбой открыть миссию, на что получил положительный ответ.

В 1870 году о. Николай вернулся в Хакодате уже в сане архимандрита, возглавив Русскую духовную миссию в Японии.

Архимандрит Николай принялся за создание духовной семинарии, катехизаторской школы, стал издавать первые в Японии русские журналы «Православный вестник» (на русском и японском языках) и «Уранисики» («Скромность»), знакомивший японских читателей с историей, культурой, литературой России.

Кафедральный собор в честь Воскресения Христова, построенный им в Токио, до сих пор называется «собором Николая», что по-японски звучит как «Николай-до».

Христианство, по внутреннему настрою, сродни борьбе самбо — самообороне без оружия. Христианство — это борьба с самим собою, со своими пороками, недостатками, страстями: с грустью и печалью, недомоганием и унынием. Христианство — это воспитание в себе самодисциплины, собранности и любви. Православный христианин — тот же воин. В этом нас убеждает жизнь святителя Николая Японского, который трудился на своем поприще в Японии и похоронен там. Он настолько почитаем этим народом, что японцы даже отказываются передать мощи святого России.

Первый православный японец

Первым православным японцем стал Такума Савабе, бывший самурай клана Тоса, жрец старой синтоистской кумирни в Хакодате. Савабе то и дело сталкивался с иеромонахом Николаем в доме консула, где давал уроки фехтования сыну русского консула И. А. Гошкевича, и всегда смотрел на святителя с такой ненавистью, что однажды тот не выдержал и спросил: «За что ты на меня так сердишься?» Последовал совершенно определенный ответ: «Вас, иностранцев, нужно всех перебить. Вы пришли выглядывать нашу землю. А ты со своей проповедью всего больше повредишь Японии».

— А ты разве уже знаком с моим учением?

— Нет, — смутился японец.

— А разве справедливо судить, тем более осуждать кого-нибудь, не выслушавши его? Ты сначала выслушай, да узнай, а потом и суди.

Слова иеромонаха Николая потрясли самурая. Он испросил дозволения встретиться с русским священником вновь и продолжить беседу.

Савабе тайком читал Евангелие во время службы в своем языческом храме, положив перед собой Евангелие вместо языческого служебника и постукивая в обычный барабан. Никто и не думал, что он читал иностранную «ересь».

В апреле 1868 года, во время начавшихся гонений на католиков, иеромонах Николай тайно крестил трех друзей в своем кабинете. Это были Павел Савабе, который в 1875 году стал первым японским православным священником, Иоанн Сакаи и Иаков Урано. Именно тогда, за пять месяцев до наступления эпохи Мэйдзи, зародилась Японская Православная Церковь.

И христианин — воин

.

С обострением отношений между Россией и Японией православных японцев волновал вопрос, должны ли они участвовать в войне против России. На это Владыка отвечал своим духовным чадам, что долг каждого христианина защищать свое отечество. В случае начала войны японцы должны будут относиться к России как к неприятелю, но «воевать с врагами не значит ненавидеть их, а только защищать свое отечество. Доселе я молился за процветание и мир Японской империи. Ныне же, раз война объявлена между Японией и моей родиной, я, как русский подданный, не могу молиться за победу Японии над моим собственным отечеством. Я также имею обязательства к своей родине и именно поэтому буду счастлив видеть, что вы исполняете долг в отношении к своей стране».

Последние годы жизни

15 февраля Владыка, страдавший сердечной астмой, потребовал возобновления проходивших обычно в соседней комнате и отмененных по рекомендации врачей занятий хора и попросил исполнить любимое им «На реках Вавилонских». Ночью начался бред, во время которого умирающий несколько раз произнес слово «Воскресение». 16 февраля в четверть восьмого зазвонил большой храмовый колокол, извещавший о кончине святителя Николая.

Об упокоении Владыки на четырех престолах было отслужено четыре литургии. Отпевание совершалось в соборе Воскресения Христова, главным образом по-японски. Среди прочих венков выделялся венок от императора Японии — этой чести иностранцы удостаивались исключительно редко. В похоронной процессии, растянувшейся на десять километров, шли воспитанники и воспитанницы святителя Николая. «У всех в руках пальмовые ветви, символ веры в победу дела Владыки в Японии. Многочисленные цветы, сотни венков. Святые иконы, кресты. Иереи, диаконы в священных облачениях… В заключение колесница с дорогим гробом, представитель России в шитом золотом придворном мундире. И лента, бесконечная лента христиан…»

«…Роль наша не выше сохи. Вот крестьянин попахал, соха износилась. Он ее и бросил. Износился и я. И меня бросят. Новая соха начнет пахать. Так смотрите же, пашите! Честно пашите! Неустанно пашите! Пусть Божье дело растет! А все-таки приятно, что именно тобой Бог пахал. Значит — и ты не заржавел. Значит, за работой на Божьей ниве и твоя душа несколько очистилась, и за сие будем всегда Бога благодарить».

«Вместе с мягкостью, он был железным человеком, не знавшим никаких препятствий, практичным умом и администратором, умевшим находить выход из всякого затруднительного положения. Вместе с любезностью в нем была способность быть ледяным, непреклонным и резким с людьми, которых он находил нужным воспитывать мерами строгости, за что-либо карать или останавливать. Вместе с общительностью в нем была очень большая, долгим опытом и горькими испытаниями приобретенная сдержанность, и нужно было много времени и усилий, чтобы заслужить его доверие и откровенность. Наряду с какой-то детской наивностью веселого собеседника в нем была широта идеалов крупного государственного ума, бесконечная любовь к родине, страдание ее страданиями и мучение ее мучениями… Широкие и святые идеалы, железная воля и неистощимое трудолюбие — вот сущность архиепископа Николая».

Д. М. Позднеев, востоковед

Житие Николая Чудотворца

Многие жители России считают Николая Чудотворца истинно русским святым. Однако он ни разу не бывал в нашей стране.

Родился он в 270 году в Римской империи, в древнем ликийском городе Патары. Это в те времена была греческая колония. Его родители были людьми состоятельными и глубоко верующими христианами. Свое первое чудо и принадлежность жизни Богу Николай показал во время Таинства Крещения , когда младенец, не умеющий говорить и ходить, простоял в купели целых три часа, славословя Творца.

Дальше он все больше показывал пример веры своим родителям: в постные дни ребенок отказывался брать грудь, как будто время постов было начертано в его сердце с рождения! Когда Николай подрос, он стал все больше молиться, особенно по ночам. Детские игры его не интересовали, большую часть времени он проводил в храме. Его дядя был епископом Патарским, он возвел Николая в сан чтеца, а затем диакона в довольно юном возрасте, зная о его благочестии.

Помощь соседу

Вскоре Николай стал священником. Когда его родители преставились, он все имение раздал нищим. Известен его подвиг, когда он в шестнадцатилетнем возрасте узнал о своем обнищавшем соседе, который решил отдать своих дочерей в древнейшую профессию. Николай с детства знал этих девочек, и ему было их очень жалко. Тогда он решил ночью подбросить им в окно мешочек с золотыми монетами, которые остались от наследства. Николай наблюдал затем, как потратит деньги хозяин. Обрадованный отец на эти средства устроил свадьбу для старшей дочери.

Читать еще:  Пушкин, Собчак или Тирион Ланнистер? Отличаете ли вы цитаты поэта

Тогда Николай в следующую ночь снова бросил им в окно мешочек с золотом. Отец выдал вторую дочь замуж, но недоумевал, кто им помогает. Он очень хотел увидеть своего благодетеля, поэтому спрятался и ждал, когда неизвестный придет бросить им в окно третий мешочек. Так Николай был рассекречен. Отец со слезами благодарил доброго юношу.

На иконах обычно изображается епископ, который подбрасывает в окно мешочек с золотом. Но на самом деле Николай не был тогда в сане. С тех пор святой стал прообразом Санта Клауса (или Деда Мороза), который кладет ночью подарки под елку.

Когда в городе Миры скончался епископ, жители в один голос пожелали иметь на этом посту Николая, зная о его добродетельном житии. Став епископом, Николай сразу же издал указ о прекращении гонения на христиан. Также он боролся с язычеством, защищал веру от ересей. Известен случай, как святитель на Вселенском соборе дал пощечину еретику Арию.

Главные почитатели Николая Угодника

Наибольшую любовь снискал Николай среди моряков, незамужних девушек и детей. расскажем вкратце, как все происходило.

Чудо на корабле

С морем связала Святителя одна история. Однажды корабль, отправившийся к христианским местам, попал в шторм. Ветер был настолько силен, что судно швыряло как щепку.

Моряки уже перестали надеяться на спасение. Один из них полез на мачту снимать паруса, и сбитый морской волной, упал на палубу замертво. Николай проникся симпатией к этому смелому человеку, упал перед ним на колени и взмолил Бога пощадить того.

Произошло невероятное: матрос открыл глаза. А вся команда спаслась чудесным образом и, прибыв в порт назначения, приняла Крещение — так сильно поразил их случай на корабле. С тех пор все мореплаватели считают своим покровителем Святого Николая и берут с собой в плавание икону с ликом Угодника.

Выручил из беды незамужних девушек

Однажды у соотечественника Николая произошло следующее событие, тесно связавшее Святого с замужеством одиноких барышень. Его подросшие три дочери красавицы, хорошо воспитанные, скромные и рукодельницы, не имели приданого, чтобы составить достойную партию мужчинам.

В таких ситуациях девушки отдавались в услужение или на содержание. Не желая рабской участи, которая должна была постичь юных красавиц, Николай принял решение об их спасении.

Ночью он подбрасывал мешочки с золотом: сначала для старшей, затем средней и младшей дочерей. Когда в третий раз мешочек бросался в окно, отец это увидел, о чем впоследствии и рассказал своим друзьям и знакомым.

Девушки, благодаря помощи святителя, быстро вышли замуж и не лишили чести себя и своего родителя. С тех пор существует молитва с просьбой на замужество и любовь. Много еще чудес и при жизни, и после смерти совершил этот любимый во всех странах святой , за что его почитает народ и молится постоянно о своих бедах и проблемах.

Правда ли, что Николай II сходил по нужде на японскую святыню, за что был чуть не убит?

В 1891 году во время визита царевича Николая II в Японию произошел вопиющий случай. Один из местных полицейских, отведенных для охраны августейшего гостя, неожиданно выхватил саблю и попытался его убить. Что вывело из себя японского жандарма?

Восток — дело тонкое

Поездка Николая II в страну Восходящего Солнца проходила в рамках девятимесячного Восточного путешествия. Подобно Великому посольству Петра I в Европу, царевич стремился повысить уровень своих знаний, ознакомиться с государственным устройством азиатских стран и перенять всё лучшее для России.

Японцы встретили наследника русского престола, а также присоединившегося к нему в путешествии греческого принца Георга, с небывалой радостью и ажиотажем. К ним еще никогда не приезжали гости столь высокого уровня. Специально к приезду гостей в Киото была воздвигнута триумфальная арка. Дома и улицы украшены тысячами российских, греческих и японских флагов, фонариками и красочными лентами. Японские газеты пестрили самыми возвышенными похвалами гостям.

Чиновники всех мастей, священники и простой народ проявили небывалое гостеприимство, проявляя уважение к царевичам, подобно богам, спустившимся с небес.

Всем жителям было приказано снимать головные уборы при приближении царственных особ и, ни в коем случае, не смотреть на кортеж со второго этажа. Поскольку ни один человек не мог располагаться выше членов императорских семей. Полиция должна была рьяно наблюдать за соблюдением этикета. Посетив достопримечательности Киото, гости направились в следующий город Оцу.

Нападение произошло во втором часу дня, когда императорский кортеж уже возвращался обратно в Киото. Один из полицейских по имени Цуда Сандзо, стоявших в оцеплении, выхватил саблю, подбежал к коляске Николая и нанес ему два удара. Один удар пришелся по голове, другой — по блокирующей голову руке. Цуда попытался добить принца, но был остановлен греческим принцем Георгом и подоспевшим ему на помощь двум рикшам (толкачи, которые тянули коляски). Спустя мгновение, на помощь принцам подбежали другие полицейские, арестовав разъяренного коллегу.

Неприятный осадок

Инцидент вызвал бурю эмоций. Жители Японии массово извинялись перед Николаем, присылая ему письма и подарки десятками тысяч. Некая девушка даже покончила с собой, не выдержав позора за соотечественника. Японская администрация была в ужасе и уже ждала объявления войны. Император Мэйдзи, члены правительства и врачи окружили принца заботой и расплылись в сожалениях.

Сам Николай оказался ранен не серьезно. Однако, несмотря на просьбы хозяев остаться, засобирался домой. Император России Александр III настаивал на возвращении сына на родину.

Что же могло побудить японского стража порядка к столь неожиданному поступку?

На самом деле, существует масса версий и догадок

Цудо Сандзо назвали фанатиком с психическими расстройствами. Японцем старой закалки, ненавидящим любых иностранцев. Торжественная встреча, оказанная царевичам в исключительной форме, вывела такого человека из себя.

По другой версии, Цудо решил, что Николай хитрый шпион, который привез с собой Сайго Такамори — главу недавнего восстания, чтобы организовать в стране деструктивную деятельность.

Есть гипотеза, что полицейский хотел напасть на гостя еще раньше, во время посещения кортежем памятника Сацумского восстания, когда Николай не оказал должного почтения погибшим воинам, а Цудо, находившийся среди охраны, пришел в бешенство.

Самая оригинальная теория гласит о том, что во время посещения буддийского храма Мии-дэра, русский принц, по глупости, почувствовал нужду и справил её за углом прямо на стену сооружения. Процессия, включая монахов, закрыла на это глаза, а полицейский простить не смог. Выждав подходящий момент, жандарм выплеснул всю накопившуюся за эти дни злобу.

Судьба Цудо оказалась незавидной. В мгновение ока он стал самым презираемым человеком в Японии. Его осудили на пожизненную каторгу. Однако долго он не прожил. Через несколько месяцев после инцидента он скончался в тюрьме на острове Хоккайдо.

Суд над самураем

Тем временем Цуда Сандзо попал на скамью подсудимых. В какой-то степени ему даже повезло: министр иностранных дел Японии предлагал его убить сразу без суда и следствия, а потом сообщить о смерти «в результате болезни». Большинство же других высокопоставленных лиц, включая министра юстиции, высказывались за проведение военного суда с применением высшей меры наказания.

Проблема была только в том, что японский уголовный кодекс не предусматривал смертной казни за покушение на убийство. Конечно исключением в 116 статье были члены императорской крови. Но японской императорской крови. Расширенное толкование статьи верховный суд посчитал антиконституционным и, несмотря на внешнее давление правительства, остался при своем.

Так, японская судебная власть показала, что она независима от исполнительной, а Цуда Сандзо был осужден на пожизненную каторгу, чем Петербург остался вполне доволен.

Впрочем, жить Сандзо оставалось всего четыре месяца. После избиения рикшей и пребывания в тюрьме, Цуда подорвал здоровье и умер 27 сентября 1891 года от воспаления легких.

Позже в своем дневнике Николай II писал, что он вовсе не держит зла на японцев после «отвратительного поступка одного фанатика», однако его министры отмечали, что отношение императора к японцам было всегда настороженным.

Инцидент в Оцу часто упоминался в связи с русско-японской войной 1904-1905 годов, и некоторые историки считают, что Николаю легче было дать согласие на эту войну, учитывая его недоверие к японцам.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector