7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Свобода и необходимость в человеческой деятельности эссе. Свобода и необходимость в человеческой деятельности

Содержание

Понятия свобода и необходимость. Свобода и ответственность.

Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: «Понятия свобода и необходимость. Свобода и ответственность.« из раздела кодификатора (1.7 Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность)

Содержание:

  • 1 Понятие «свобода»
  • 2 Свобода как необходимость
  • 3 Свобода и ответственность
  • 60
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 28-05-2020, 01:55
  • ЕГЭ по обществознанию / Человек и общество ЕГЭ
  • pushkin
  • 21 868

↑ Понятие «свобода»

В древние времена свободным был тот, кто не являлся рабом. С юридической точки зрения, свобода — это закрепленная в законе возможность определенного поведения человека, с точки зрения политики — отсутствие вмешательства или помех, а в философии принято считать, что свобода — это возможность проявления индивидом своей воли. В наши дни самое обыденное представление о свободе — это «делать все, что хочу», но очевидно, что если каждый будет делать все, что он захочет, то в мире будет хаос и это может привести к гибели человечества, поэтому абсолютной свободы нет. Истинная свобода всегда ограниченна внешними факторами (законами, обстоятельствами, другими людьми) и внутренними (моральными принципами, долгом, совестью). Без защиты и ограничения законов свобода зачастую приводит к гнету сильных над слабыми и рабству.

Свобода — это способность и возможность человека осознанно выбирать решение и поступать в соответствии со своими желаниями, целями, идеалами, оценками и интересами.

Свобода состоит не в воображаемой независимости от объективной необходимости, а в умении принимать решения со знанием дела. Познавая законы и процессы природы, человек действует не слепо, не стихийно, а со знанием дела, свободно.

Свобода в этом смысле доступна человеку только как общественному существу. Быть свободным вне общества невозможно. Совершенно изолированный человек, даже если он сумел познать объективную необходимость, вряд ли может осуществить и самое мудрое решение.

Свобода возможна лишь при условии, если каждый человек в состоянии ограничивать свои действия и намерения самостоятельно, без внешнего принуждения, с тем чтобы не ущемлять свободу других.

Свобода внутренне самопротиворечива: с одной стороны, свобода — это отсутствие внешнего принуждения; с другой стороны, свобода одного кончается там, где начинается свобода другого. Свобода возможна лишь там, где есть самоограничение. Когда этого нет, свобода превращается в произвол. А там, где произвол, там начинается несвобода.

Ядро свободы — выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека (бремя выбора). Способность осуществлять выбор — это и есть самостоятельность. Чем больше возможность выбора есть у человека, тем более самостоятельным и свободным он считается. Существует крылатое выражение «буриданов осел», смысл которого заключается в том, что зачастую столкнувшись с выбором, человек не может принять решение (например, выбор в каком учебном заведении учиться, какую получить специальность). Существует мнение, что в XIV веке философ Жан Буридан, объясняя своим ученикам проблему свободы выбора человека, рассказывал следующую притчу: перед голодным ослом положили две абсолютно одинаковые охапки сена, он долго крутил головой то налево, то направо и никак не мог сделать выбор, в результате чего он умер.

Свобода может быть экономической, политической, духовной, индивидуальной, гражданской, правовой, национальной и т п.

Свобода человека во многом зависит от количества и уровня знаний, накопленного жизненного опыта, так как это дает ему возможность лучше ориентироваться в социуме и принимать наиболее оптимальные для него решения.

↑ Свобода как необходимость

«Свобода как познанная необходимость» — сформулированное Б. Спинозой понимание свободы. Ход его рассуждений таков. Обычно люди убеждены, что они наделены свободой воли и их поступки осуществляются ими совершенно свободно. Между тем свобода воли — иллюзия, результат того, что подавляющее большинство людей осознает свои поступки, не вникая глубоко в причины, их обусловливающие.

Свобода и необходимость — философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и общества.

Многие философы считают, что человек не может быть поистине свободным, он подчинен законам, действующим в обществе, и поступает в большинстве случаев, так как необходимо, а не так как хотелось бы.

В реальной жизни не все зависит от человека, есть силы, влияние которых человек не может предотвратить, а, следовательно, не может принять то решение, которое ему хочется. Когда человек не осознает этого, он как бы становиться «рабом» данной ситуации. Но когда он понимает границы данного влияния, он уже может осознанно принять решение.

Необходимость, считает ряд философов, существует в природе и обществе в виде объективных, те. независимых от сознания человека, законов. Помимо объективной природной необходимости человека побуждают действовать определенным образом и сложившиеся общественные условия. Существуют нормы морали и права, традиции и общественное мнение. Под их влиянием и складывается модель «должного поведения». С учетом этих правил человек поступает и действует, принимает те или иные решения.

В понимании свободы можно выделить несколько точек зрения — волюнтаризм и фатализм.

Волюнтаризм — (от лат. «voluntas» — «воля») направление в философии, которое признает волю человека высшей ценностью, основой развития общества и всего существующего. Волюнтаризм рассматривает волю в качестве принципа жизни человека как «хозяина своей судьбы». Основоположниками данной идеи являются Ж.Ж.Руссо и И. Кант. Ж.Ж.Руссо утверждал, что основополагающий признак отличия человека от животного — это наличие силы воли и стремление к постоянному самосовершенствованию, что впоследствии приводит к развитию остальных способностей.

Фатализм — (от лат. «fatalis» — «определенный судьбой») философское учение, которое утверждает, что существует предопределённость всех событий в жизни человека и окружающем мире, те. вера в судьбу, рок. Фатализм исключает любую случайность, а также возможность свободного выбора. Все подчиняется некоторой всеобъемлющей могучей силе, которая воспринимается либо как сверхъестественная, божественная воля, либо изначальное устройство мира, представленная в виде непреложных вечных законов бытия. Так, например, в индийской философии и религии распространены такие понятия как «карма» (судьба) и «сансара» («колесо перерождений»).

↑ Свобода и ответственность

Социальная природа свободы чётко выявляется в сопоставлении её с ответственностью.

Свобода и ответственность тесно связанны между собой, так как один из парадоксов (противоречий) нашей жизни заключается в том, что для того чтобы соблюсти свободу всех людей необходимо создать общие ограничения или другими словами, правила поведения. Человек, нарушающий правила несет ответственность за свои поступки.

Свобода порождает ответственность личности за принятое решение и поступки перед обществом и самим собой. Свобода и ответственность — две стороны сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.

Ответственность — это осознанная готовность человека отвечать за свои поступки и действия, а также их последствия.

Ответственность регулирует не только поведение отдельно взятого человека, но и общества в целом и не дает возможность рассматривать свободу как вседозволенность.

Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.

Ответственность — это чувство зависимости от чего-либо (закона, обстоятельств, других людей, животных и т.д.), которое является весомым основанием при принятии решения или совершении последующих действий. Ответственность подразделяется на большое количество видов, в зависимости от того, кто и перед чем или кем несет ответственность.

Виды ответственности

  • Индивидуальная (персональная), групповая, коллективная,
  • Внутренняя (перед самим собой: чувство долга, справедливости и т.д.).
  • Внешняя (перед руководством, окружающими людьми, законами государства).
  • Историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.
  • Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.

Свобода и необходимость в деятельности человека

Свобода личности – одна из высших ценностей человека и это понятие рассматривается разными науками: философией, политологией, социологией. Но существуют различные взгляды и интерпретации этой категории. Рассмотрим эти трактовки и узнаем кратко о свободе и необходимости в деятельности человека.

Понятие свободы

Свобода – это возможность человека действовать по своему желанию, беспрепятственно реализовывать интересы и потребности.

Основные признаки свободы:

  • эта категория закреплена Всеобщей декларацией свободы;
  • она не безгранична, так как полная свобода действия одного человека может нарушить права другого;
  • ограниченность свободы для уважения прав других людей также призвана облегчить выбор человека.

Человек, обладая полной свободой действий, не сможет сделать выбор. Например, философ Ж. Буридан написал рассказ, иллюстрирующий это утверждение. В нем осел, стоявший между двумя одинаковыми стогами сена, не смог определиться и умер от голода.

Понятие необходимости

Этот термин можно определить как то, что непременно должно произойти в силу определенных закономерностей.

Существует много точек зрения по вопросу, что такое необходимость.

которые читают вместе с этой

  • религиозная теория

Некоторые люди считают, что свободы не существует, а жизнь человека полностью зависит от воли Бога. Другие все же разделяют божественное предопределение и свободу, которая, по их мнению, состоит в том, что человек может выбирать между добром и злом.

  • философская теория

Сторонники данной теории утверждают, что в природе есть законы, которые действуют независимо от человека и неподвластны его воле.

Это, например, явления природы. Все, что мы можем сделать – это узнавать и учитывать эти закономерности.

Ответственность

Ограничение свободы связано с влиянием на человека внешней и внутренней ответственности. Разберемся в этих понятиях.

  • внешняя ответственность

В обществе действуют установленные и признанные нормы. Если человек их не соблюдает, то это вызывает осуждение. Например, нормы морали требуют от человека вежливого отношения к пожилым людям. Если кто-то проявляет грубость и пренебрежение по отношению к старшим, это вызывает негативную реакцию окружающих.

  • внутренняя ответственность

Под внутренней ответственностью понимают внутреннее осознание человеком важности соблюдения правил и норм, его готовность не только принять существующие законы, но и те санкции (наказания), которые к нему применят в случае нарушений. Например, человек понимает, что всегда нужно переходить дорогу по зебре, так как это правило установлено для его безопасности.

Что мы узнали?

Свобода – это возможность человека реализовывать интересы и потребности, не нарушая при этом прав других людей и учитывая свою ответственность перед обществом. В этом состоит необходимость, то есть те законы, которые действуют независимо от человека, но должны им соблюдаться. Свобода и необходимость в деятельности человека признаны современными государствами как значимые и закреплены в официальных документах.

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность.

    Опубликовано 16.09.2020Подготовка к ЕГЭ

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность.

Тема 1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность

Мы с вами продолжаем подготовку к ЕГЭ по обществознанию. Сегодняшняя тема будет довольно короткой и философской, поэтому вам не придется запоминать большое количество информации. Достаточно будет лишь разобраться в том, что же такое “свобода”, “ответственность” и “необходимость”. С этой темой, как и со всем блоком Человек и общество, проблем возникнуть не должно. Приступаем к теории!

Читать еще:  10 книг, которые обязательно надо прочитать с ребенком
Понятие “свободы

Обладает ли человек свободой, или все, что с ним происходит обусловлено внешней необходимостью: Божьей волей, судьбой или предопределением? Именно с этим вопросом всегда была связана проблема свободы человека. Данный вопрос является философским, поэтому дать на него четкий ответ довольно сложно.

Давайте же разберемся, что такое свобода. Свобода — слово многозначное, однако все же есть два главных определения, которые стоит запомнить:

  1. Свободаесть познанная необходимость.
  2. Свободавозможность поступать так, как хочется.

Первое означает, что мир устроен необходимым образом. Иначе говоря, мир представляет собой цепочку последовательных событий, происходящих в силу необходимости. В данном случае человек является роботом, действующим по определенной программе. Сюда же можно отнести понятие “фатализм”.

Фатализмэто мировоззрение, в основе которого лежит убежденность человека в том, что события уже давно предопределены и неизбежны, что все, что происходит в мире, подчиняется господству необходимости.

Второе определение означает, что человек является свободным существом и может делать все, что захочет. У него есть свобода выбора: пойти в кино или в тренажерный зал, заняться учебой или пойти на прогулку с друзьями. В данном случае сам человек является создателем своей жизни, а не судьба или предопределенность.

Сюда же относится понятие “волюнтаризм”. Волюнтаризмэто мировоззрение, в основе которого лежит человеческая воля и осознание того, что именно она является первоосновой всего сущего.

Необходимостьустойчивая и существенная связь между явлениями, объектами и процессами, обусловленная причинами, вытекающими из внутренней природы вещей. Другими словами, необходимость — это то, что закономерно; то, что обязательно должно произойти.

Социальные условия реализации свободы

В основе свободы лежит выбор. Получается, что человек, который не может из двух выбрать что-то одно, не может реализовать свою свободу. Но так как мы живем в обществе, то каждый наш выбор является определенной социальной ситуацией.

К социальным ситуациям можно отнести:

  1. Социальные нормы (например, закон);
  2. Место человека в обществе (статус);
  3. Социализация. Есть люди, у которых социализация прошла намного лучше других: такие люди не боятся высказывать свое мнение, не боятся того, что о них подумают другие. Такие люди в необходимой ситуации всегда могут сказать “нет”. А есть, наоборот, люди, которые боятся выделяться или выходить из зоны комфорта, им легче подражать другим.
  4. Уровень развития общества (например, место, где ты проживаешь: богатая и развитая ли это страна или нет; есть ли у тебя социальные и экономические условия для реализации своего желания);
  5. Формы общественной деятельности (борьба за защиту окружающей среды, помощь детям-сиротам, инвалидам и нуждающимся).

Виды свободы
  1. Экономическая: свобода от эксплуатации, свобода предпринимательства, равноправные экономические отношения;
  2. Политическая: организация политической партии, всеобщее избирательное право, набор гражданских прав;
  3. Духовная: свобода выбора мировоззрения, свобода вероисповедания.
Понятие “ответственности”

У каждого человека есть свои желания, но осуществление этих желаний должно соответствовать общепринятым социальным требованиям. Чем больше свобод дается человеку, тем выше становится его ответственность за пользование этими свободами.

Ответственностьэто необходимость отвечать за свои действия, поступки, а также быть ответственным за их последствия.

Виды ответственности

По сферам ответственности выделяют следующие виды:

  1. Юридическаяответственность, осуществляемая на основе закона;
  2. Нравственная — ответственность на основе собственных нравственных установок;
  3. Социальнаяответственность перед всем обществом;
  4. Моральнаяответственность на основе норм морали.

Рассмотрим примеры тестовых заданий

С теорией мы закончили, теперь пора начинать практику. Приступайте к выполнению типовых заданий самостоятельно, а затем проверяйте свои ответы.

Правильный ответ: №1

Правильный ответ: №1

Правильный ответ: №4

Правильный ответ: №2

Тема 1.6. Системное строение общества: элементы и подсистемы
Понятие “общество”

Общество (в широком смысле слова) — обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя устойчивую систему связей, взаимодействий и отношений между людьми. Еще можно сказать, что общество — человечество в целом.

Общество (в узком смысле слова) — это круг людей, объединенных общими целями, интересами или происхождением. Кроме того, общество— страна, государство и регион, а также отдельное конкретное общество.

Как видите, понятие “общество” довольно обширное. На экзамене могут попасться задания как с широким, так и с узким значением слова, поэтому на всякий случай запомните оба этих определения.

Функции общества

Выделяют следующие функции общества:

  1. Распределение продуктов труда (деятельности)
  2. Производство материальных благ и услуг — создание благ для удовлетворения потребностей людей;
  3. Воспроизводство и социализация человека — рождение себе подобных и прохождение процесса социализации т.е. формирования личности;
  4. Духовное производство и регулирование активности людей — духовная деятельность, например, церковь или образование;
  5. Регламентация и управление деятельностью и поведением людей — установление правил поведения в обществе.

Обществу свойственны динамичность (постоянное развитие, движение и изменение) и целостность (общество состоит из сложных взаимосвязанных компонентов и элементов).

Общественные связи

Общественные связимногообразные формы взаимодействия людей, а также связи, которые возникают между группами и индивидами.

Общественные связи, как и человеческая деятельность, делятся на материальную и духовную.

К материальным отношениям можно отнести:

  1. Производственные — все, что сделано руками человека в результате производства;
  2. Экологические — отношения человека и природы;
  3. Отношения по делопроизводству — юридический аспект деятельности, связанный с документированием и работой с официальными документами.

К духовным отношениям относятся:

  1. Моральные — отношения, возникающие в процессе нравственной деятельности;
  2. Политические — отношения, связанные с политической властью;
  3. Правовые — отношения между субъектами права;
  4. Художественные — отношения по поводу произведений искусства;
  5. Философские — отношение к миру, другим людям и к самому себе;
  6. Религиозные — отношения в духовной сфере.

Обществоэто динамическая саморазвивающаяся система.

Системакомплекс взаимодействующих элементов.

Элементнекоторый компонент системы, который принимает участие в ее создании.

Подсистемы общества

Основными подсистемами общества являются:

  1. Экономическая (заводы, банки, фирмы);
  2. Политическая (правительство, партии);
  3. Духовная (школы, библиотеки, театры);
  4. Социальная (системы здравоохранения, коммунальные службы).
Рассмотрим примеры тестовых заданий

С теорией мы закончили, теперь пора начинать практику. Приступайте к выполнению типовых задания самостоятельно, а затем проверяйте свои ответы.

Свобода и необходимость в человеческой деятельности эссе. Свобода и необходимость в человеческой деятельности

Раздел ЕГЭ: 1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность

Свобода — возможность совершения человеком активной творческой деятельности, совпадающей с его мировоззрением и желаниями и основанной на внутренних убеждениях.

Поскольку у каждого человека своё представление о свободе, в обществе принято добровольно ограничивать себя во избежание нарушения свободы других людей.

СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В цивилизованном обществе практически невозможно разделить между собой понятия свободы и необходимости.

Необходимость — неизбежная обязанность выполнять те или иные действия. Поскольку каждый член общества предстаёт перед обязанностью действовать в соответствии с принятыми общественными нормами поведения и законами, свобода каждого индивида ограничивается необходимостью их соблюдения. В таком случае можно говорить о некоторой предопределённости человеческого существования.

Детерминизм (фатализм) — принцип закономерности и причинной обусловленности всех событий и явлений.

При таком подходе к свободе позитивным является организованность общества согласно общественной необходимости, а отрицательным — ограничение человека в собственной воле и постановка его в рамки действующей общественной программы.

СВОБОДА и ВОЛЯ

Некоторые философы считают основой существования и развития человека его волю.

Воля — сознательное стремление к осуществлению чего-либо.

В случаях когда человек действует исходя только из своих собственных интересов и потребностей, мерилом свободы становится воля, а такой стиль поведения называется волюнтаризмом.

Волюнтаризм — философское направление, согласно которому отрицаются объективные закономерности и необходимости в природе и обществе, а основная роль в развитии человека приписывается воле. В узком смысле волюнтаризм — метод командного управления, при котором человек принимает произвольные решения наперекор объективным условиям и обстоятельствам.

При подобном подходе к свободе позитивным считается возможность поступать каждому человеку так, как нравится ему самому, ставить собственную волю превыше интересов остальных, а отрицательным — возможность игнорирования и произвола по отношению к другим людям и их свободе.

СВОБОДА и ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Если бы действия каждого человека совершались только на основе его свободы, мир погрузился бы в хаос. Многообразие людей подразумевает под собой многообразие интересов, желаний, ценностей и идеалов. Поэтому свобода неотделима от ответственности, которая позволяет регулировать взаимоотношения между людьми.

Ответственность — необходимость понимания и принятия обязательств перед обществом за свою деятельность.

  • Политическая — ответственность политических сил перед обществом, её несут все члены правительства. Государство должно строить свою линию, основываясь на потребности всех граждан. Президент страны выполняет действия исходя не из личных интересов, а из воли народа.
  • Юридическая — ответственность людей перед законом. Общество ставит перед индивидуумом некоторые требования. Индивид в свою очередь также предъявляет требования обществу. Таким образом, ответственность является обоюдной.

ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Понятие ответственности включает в себя различные варианты её применения.

  • Историческая — ответственность народа за свою судьбу. (Выбор определённой политической партии, президента. Участие в референдумах).
  • Политическая — ответственность политических сил перед обществом, её несут все члены правительства. (Президент страны выполняет действия исходя не из личных интересов, а из воли народа).
  • Юридическая — ответственность людей перед законом. (Человек, укравший вещь, несёт юридическую ответственность).
  • Индивидуальная — ответственность человека за свои поступки. (Ученик не выполнил домашнее задание и получил отрицательную отметку).
  • Групповая — ответственность двух и более людей за совершаемые действия одного, нескольких или всех членов группы. (Вратарь пропустил мяч, но проиграла вся команда).

Вы смотрели конспект «Свобода и необходимость».

Эссе по обществознанию «Свобода и необходимость»

Диана Никандрова, 10 класс

«Человек раб потому, что свобода трудна, рабство же легко» Н.Бердяев.

Рассмотрим высказывание известного русского философа Н. Бердяева в разных аспектах. Проблема свободы и независимости всегда актуальна в обществе, но существует ли она вообще? На мой взгляд, свобода существует и она необходима для человека, однако вопрос заключается в том, нужна ли она людям? Рассуждая на эту вечную тему, мы неизбежно впадаем в состояние антиномии, выделяя как положительные, так и отрицательные стороны свободы. «Антиномия чистого разума» — термин философии немецкого философа Иммануила Канта, который в своём знаменитом труде «Критика чистого разума» выделяет четыре антиномии. Тезис одной из них звучит так: «Причинность по законам природы есть не единственная причинность, из которой можно вывести все явления в мире. Для объяснения явлений необходимо еще допустить свободную причинность», а антитезис ему: «Нет никакой свободы, всё совершается в мире только по законам природы». Данную тему также анализируют многие известные писатели и мыслители. Лев Николаевич Толстой, автор романа-эпопеи «Война и мир», в своем произведении выражает свою позицию касательно фатализма, то есть веры в неотвратимую судьбу. » . как только нет свободы, нет и человека». Писатель также обращается понятие детерминизма, учения о взаимосвязи всех явлений, повествуя в 3 томе романа о том, что война 1812 года имела определенные причинно-следственные связи. Рассуждая над мотивами Наполеона, Л.Н. Толстой обращается к волюнтаризму, стремлению реализовывать желаемые цели без учета объективных обстоятельств, что подтверждает цитата «Каждый человек живет для себя, пользуется свободой для достижения своих личных целей и чувствует всем существом своим, что он может сейчас сделать или не сделать такое-то действие; но как скоро он сделает его, так действие это становится невозвратимым и делается достоянием истории, в которой оно имеет не свободное, а предопределенное значение». Так нужна ли современному человеку и обществу свобода?

С одной стороны, свобода – это благо, при котором человек сам является причиной своих действий, то есть он не ограничен различными факторами. Свобода – это не список привилегий, а огромнейший список обязанностей, то есть это состояние, при котором человек имеет возможность поступать по своему усмотрению и обязан нести ответственность за каждый совершенный поступок. Что же так привлекает людей в свободе? На этот вечный вопрос никогда никто не даст ответа.

Читать еще:  Пощусь, молюсь, каюсь – а где же обновление?

Во все времена люди готовы были умереть за свободу. Сколько было революций, обусловленных борьбой за свободу? Не счесть! Вспомним знаменитую картину Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ», посвященную июльской революции 1830 года во Франции. В центре картины изображена женщина, символизирующая свободу и самоотверженность, а фигуры вокруг – олицетворения французского народа. К теме свободы обратился также французский поэт Поль Элюар в своем знаменитом политическом стихотворении «Свобода», написанном во время оккупации Франции нацистами, и вдохновлявшим жителей Франции в тяжелое военное время на борьбу за свободу и независимость.

И силой единого слова

Я вновь возвращаюсь к жизни

Я рожден для того, чтобы знать тебя

Чтоб тебя называть

Обращаясь к политике, нужно отметить, что свобода является источником демократии, режима коллективного принятия решений. Вспомним демократию в Афинском полисе, длившуюся с 500 по 321 г. до н.э. Ее называли первой в мире демократической системой. В то время любой гражданин был обязан участвовать в работе Народного собрания, которое являлось высшим органом власти для решения важных проблем. Свободу выбора также имела жители Новгородской республики, в которой было Новгородское вече, форма государственного управления в виде народных собраний, существовавшее до 1478 года.

Борцы за свободу существовали, существуют и будут существовать. Вспомним систему Монтессори итальянского педагога Марии Монтессори, основными приципами которой являются самостоятельность и независимость, а также естественное психологическое, социальное и физическое развитие детей в детских садах. Данной системой Мария Монтессори доказывает, что свобода – биологический принцип человеческой жизни, который развивается в нас с ранних лет.

Таким образом, мы понимаем, что свобода – цель индивидуального развития и необходимо для всего человечества в целом.

Но не меньше аргументов можно привести в пользу противоположной точки зрения относительно свободы. Докажем антитезис, что свобода – бремя, тяжёлое и ненужное человеку. Несмотря на то, что сейчас демократия, поддерживающая свободу, считается идеальным политическим режимом, некоторые мыслители выступали её противниками.

Например, древнегреческий философ и учитель Аристотеля Платон. В своем диалоге «Государство» он выступил противником данного режима, аргументируя это тем, что люди при демократии становятся эгоистами и потребителями, а их крайняя свобода оборачивается рабством, следствием чего является переход от справедливой демократии к тирании, то есть несовершенной и несправедливой власти одного человека. «Граждан, послушных властям, там смешивают с грязью, как ничего не стоящих добровольных рабов, зато правителей, похожих на подвластных, и подвластных, похожих на правителей, там восхваляют и почитают».

Позицию Платона поддерживает известный русский писатель и драматург А.И. Солженицын в своем публицистическом эссе «Как нам обустроить Россию», в котором он размышляет о путях возрождения страны и основах жизни народа и государства после коммунизма. В эссе автор указывает, что демократия — это не единственное средство достижения свободы личности. «Каждая партия старается прежде всего не для всей нации, а для себя и своих. Национальный интерес затмевается партийными целями».

Демократия – не есть путь к свободе. Обратимся в периоду германской истории 1919-1933 годах – Веймарской республике с демократической конституцией. Демократия не принесла жителям Германии свободы и спокойствия после Первой мировой войны, однако она стала причиной инфляции и восстаний, а также безработицы.

Еще одним аргументом, подтверждающим антитезис «Свобода не есть благо», является логический эксперимент «Буриданов осел», в котором животному был предложен выбор из двух одинаковых угощений, однако осел не смог сделать выбор и умер от голода из-за отсутствия способности рационально принимать решения в подобных ситуациях. Следовательно, мы понимаем, что свобода выбора в некоторых случаях просто губительна.

Проблема свободы и принуждения раскрывается в притче «Великий Инквизитор» знаменитого русского философа и писателя Ф.М. Достоевского. Притча представляет собой рассказ Ивана Карамазова из романа «Братья Карамазовы» Алеше Карамазову о христианской свободе воли и свободы совести в виде разговора Великого Инквизитора с Христом, которого он заключил в тюрьму. Инквизитор считает свободу проклятием из-за бунтовщиков. «Нет у человека заботы мучительнее, как найти того, кому бы передать поскорее этот дар свободы, с которым это несчастное существо рождается», «Человек не может вынести страданий своих и чужих, а без страданий невозможна свобода, невозможно познание добра и зла». Таким образом, Ф.М. Достоевский в своей притче раскрывает проблему выбора — отказаться от свободы ради собственного счастья и спокойствия или страдать во имя свободы.

Проблему отсутствия физической и духовной свободы раскрывает немецкий социолог и философ Эрих Фромм в своей книге «Бегство от свободы», написанной во время Второй Мировой войны. Автор выделил три способа бегства от свободы в современном обществе:

1. Авторитаризм. При авторитаризме личность добровольно отказывается от независимости.

2. Деструктивность. Целью деструктивности является уничтожение объекта, его свободы и прав.

3. Конформизм. При автоматизирующем конформизме, то есть приспособленчестве, человек теряет индивидуальность и бездумно принимает господствующий порядок.

По мнению Эриха Фромма множество людей на словах признают свободу, но на деле воспринимают ее как тяжкое бремя. Он приравнивает её к одиночеству, в котором человек ставится неуверенным и нерешительным.

В заключение хочется сказать, что к свободе нужно быть готовым и уметь ею распоряжаться в зависимости от ситуации, в который ты находишься. Многие люди к сожалению к ней не готовы, что подтверждают революция 1917 года и распад СССР в 1991 году, приведшие к беззаконию и анархии.

Свобода и необходимость в человеческой деятельности.

  • Лекции по обществознанию
  • ОБЩЕСТВО
  • ЧЕЛОВЕК
  • ПОЗНАНИЕ
  • ДУХОВНАЯ СФЕРА
  • СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
  • ЭКОНОМИКА
  • ПОЛИТИКА
  • ПРАВО
  • ВСЕ О ЕГЭ
  • ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ В ШКОЛЕ
  • РАЗНОЕ

Самый ТОП в обществознании

Здесь все, что надо знать
по обществознанию

Самый ТОП в обществознании

Здесь все, что надо знать
по обществознанию

Свобода и необходимость в человеческой деятельности.

Свобода человека — это возможность выбирать линию поведения.

Волюнтаризм (свобода) – признание воли как первоосновы всего сущего.

Необходимость — неизбежная обязанность выполнять те или иные действия.

Детерминизм (фатализм) — принцип закономерности и причинной обусловленности всех событий и явлений.

Фатализм (необходимость) – все процессы в мире подчинены господству необходимости.

Выбор – принятие кем-либо одного решения из имеющихся множества вариантов.

Осознанный выбор – это принятие на себя ответственности за все последствия своего выбора, вне зависимости от того, предвидел ты их заранее или нет.

Нравственный выбор – это процесс нравственной оценки того, что вы собираетесь почувствовать, подумать, сказать, сделать или не сделать на основе своего выбора.

От чего зависит выбор:

А) природная необходимость;

Б) общественные условия;

В) право, мораль, обычаи;

Комформное поведение -поведение индивида под влиянием давления общества «стадное чувство», отказ от своего мнения, своей

индивидуальности в угоду другим.

Свобода одного человека ограничена свободой другого человека.

Свобода и необходимость в человеческой деятельности — означает, что свобода человека всегда ограничена свободой другого человека.

Абсолютной свободы не существует, т.к. свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Нельзя ущемлять права и свободы людей.

Свобода представляет собой одну из традиционных проблем этики, возникающую в связи с проблемой морального выбора, а именно, с проблемой ответственности личности за результаты ее выбора.

1.7 Свобода и необходимость в человеческой деятельности

Свобода — специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира. 1

Необходимость — это устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловленная всем предшествующим ходом их развития. Необходимость существует в природе и обществе в виде объективных, т. е. независимых от сознания человека, законов. Мера необходимости и свободы в ту или иную историческую эпоху различна, и она задает определенные типы личности. 2

Противопоставление свободы и необходимости и их абсолютизация привели к таким двум противоположным решениям проблемы свободы, как фатализм и волюнтаризм.

  • Понятием «фатализм» обозначают воззрения на историю и жизнь человека как на нечто заранее предопределенное Богом, судьбой или объективными законами развития. Фатализм рассматривает каждый поступок человека как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор. Фаталистическими являются, например, философия стоиков, христианское вероучение. Древнеримские стоики утверждали: «Судьба направляет того, кто ее принимает, и тащит того, кто ей сопротивляется».
  • Учения, в которых абсолютизируется свобода воли и игнорируются реальные возможности, получили название волюнтаризма. Волюнтаризм полагает, что в мире «правит воля», то есть жизнеспособность того или иного существа, индивида, сообщества зависит исключительно от силы воли. Реализуется и побеждает то, что обладает достаточной волей.

Если волюнтаризм ведет к произволу, вседозволенности и анархии, то фатализм обрекает людей на пассивность и покорность, снимает с них ответственность за свои поступки. Свобода выбора и принятия решений требуют от человека мужества, творческих усилий, постоянного риска и личной ответственности.

Ответственность — это сознательное осуществление предъявляемых к личности, коллективу и обществу взаимных требований. 3

Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.

По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека (индивидуальная, персональная ответственность).

Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени. 4

Свобода и необходимость в человеческой деятельности

Свобода — это специфическая форма человеческого бытия, которая находится в непосредственной связи с умением принимать решения и делать выбор с учётом имеющихся целей или интересов. Свобода является естественным правом человека и является значимой ценностью в человеческой жизни.

Свобода человека — ключевой принцип существования демократических режимов. Она декларируется на законодательном уровне с помощью закрепления основных прав и свобод граждан в конституциях разных государств, а также в международных соглашениях и декларациях. На современном этапе развития общества всё более отчётливо проявляется тенденция к расширению прав и свобод человека. В свою очередь, государственное вмешательство в жизнь человека происходит всё меньше. Свобода должна проявляться во всех сферах жизни общества — в политической, экономической, социальной. Истинной свободы деятельности не бывает в условиях отсутствия выбора.

Человеку всегда было присуще стремление к свободе, в то же время человеческий опыт демонстрирует, что даже иррациональные действия человека всегда обусловлены какими-либо внешними обстоятельствами. Абсолютно свободным человек быть не может. Невозможно жить в обществе и быть полностью свободным от него. Свобода любого человека в обществе ограничена определёнными правилами, свободами и интересами других людей. Основными ограничителями свободы являются внутренние убеждения человека.

На сегодняшний день выделяют несколько типов взаимоотношений личности и социума в плане свободы:

  • борьба за свободу: люди вступают в конфликтные ситуации с социумом и добиваются поставленных целей любой ценой;
  • бегство от мира — происходит тогда, когда человек не может обрести свободу в обществе и уходит от него, чтобы самому обрести способ свободной самореализации;
  • адаптация к обществу, при этом человек чем-то жертвует, например стремлением обрести свободу; он уходит в добровольное подчинение, чтобы обрести новый уровень свободы в модифицированном варианте;
  • полное совпадение интересов личности и социума.

Любое свободное действие человека это симбиоз свободы и необходимости.

Необходимость кроется в виде объективно данных человеку условий существования. Некоторые философы считают, что необходимость — это выражение закономерного хода развития событий. Сторонники этой концепции полагают, что всё в нашем мире, особенно в общественной жизни, однозначно определено и не существует случайностей. Но при этом, на их взгляд, общая закономерная линия развития событий всё-таки может иметь определённые отклонения, однако всё равно в дальнейшем сохраняет некое приоритетное направление.

Читать еще:  Стихи пожелания удачи. Лучшие пожелания удачи Самые лучшие пожелания удачи

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Какие из высказываний о свободе являются верными?

А. Абсолютно свободным человек быть не может.

Б. Возможно жить в обществе и быть полностью свободным от него.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. оба высказывания верны
  4. оба высказывания неверны

Свобода и необходимость

Урок 7. Обществознание 10-11 классы. Человек. Общество. Духовная культура ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Свобода и необходимость»

Человек — разумное, активное существо. Он сам определяет цели своей деятельности и способы её достижения. Он созидатель, творец. Значит ли это, что человек свободен? И что такое свобода?

«Свобода — это то, когда я могу делать всё, что хочу», — писал знаменитый французский философ Вольтер.

И многие люди подпишутся под этим заявлением: «Да, это и есть настоящая свобода!» Но вдумайтесь, как следуют. Если свободу понимать именно так, то тогда она не достижима. Почему? Давайте рассуждать.

Вы уже знаете, что у каждого человека есть множество самых разнообразных потребностей. Одни из них — прежде всего, физиологические — он обязательно должен удовлетворять, хотя бы на минимальном уровне, иначе просто не выживет. Но минимальный уровень достаточен лишь до тех пор, пока он не достигнут. Если вы умираете от жажды, мечтаете о глотке воды. Нет, глотка, пожалуй, недостаточно. Лучше целый стакан, или даже целую бутылку, а ещё лучше — цистерну, чтобы был запас, и чтобы никогда больше вам не приходилось испытывать жажду. Но вот ваши мучения в прошлом. Вы живёте около водоёма или артезианской скважины. Воды всегда в достатке. Но почему я должен всегда пить только воду? Вот бы стаканчик апельсинового сока. Или лучше крепкого кофе!

И чтобы пить его из полупрозрачной фарфоровой чашечки, сидя в удобном кресле. И чтобы вокруг были друзья, с которыми можно было бы вести неспешный разговор о чём-то очень увлекательном.

А ещё хорошо бы хоть разочек попробовать знаменитый кофе лювака. Это самый редкий и самый дорогой кофе в мире! Он растёт только на индонезийских островах Суматра, Ява и Сулавеси.

Но дело даже не в этом. Просто собирают его не люди. Ну, то есть люди, конечно, но не с кофейных деревьев. Лювака — это хищный зверёк.

Его ещё называют мусанг, или малайская пальмовая куница. Кроме насекомых, птичьих яиц, разнообразных тропических плодов, он любит полакомиться зёрнами кофе, причём выбирает самые лучшие и самые спелые. Чаще всего он съедает их больше, чем может переварить. Зёрна, которые не перевариваются, тем не менее, обрабатываются веществами, имеющимися в пищеварительном тракте зверька, и выходят наружу естественным путём. Вот их как раз и собирают, очищают и предлагают ценителям. Вкус, говорят, умопомрачительный, с шоколадными нотками, без лишней горечи. И аромат!

Наши потребности постоянно растут. Редкий человек может сказать о себе: «Всё, я полностью удовлетворён, мне больше ничего не нужно».

То есть для подавляющего большинства людей ситуация — я делаю всё, что хочу и получаю всё, что хочу — не возможна.

Кроме противоречия между ростом потребностей и вечной ограниченностью ресурсов, необходимых для их удовлетворения, есть и другие. Человек живёт в определённом природном и социальном окружении. Он — часть природы и часть общества. И там, и там действуют определённые объективные законы — это законы, действующие, независимо от наших желаний и от нашего к ним отношения. Нам может не нравиться закон всемирного тяготения, и более конкретно, та сила, с которой нас притягивает к себе наша родная планета. Мы, может быть, хотели бы прыгнуть с крыши дома и лететь, как птицы.

Полетим, конечно, если прыгнем, но полёт будет недолгим, и направление его мы не сможем выбирать. Как и скорость, кстати. То же самое можно сказать и об общественных законах. Те, которые вырабатываются людьми, мы, в принципе, можем нарушить, если не считаем нужным их выполнять. Если речь идёт о нравственных нормах, то в этом случае нас ждёт лишь общественное осуждение. Хотя почему «лишь»? Если человек станет изгоем, ему несладко придётся! Ну а если мы станем нарушать правовые нормы, то придётся нести ответственность: гражданскую, административную, уголовную. На нас обрушится вся мощь государства. Даже маленькой её части будет достаточно, чтобы нас раздавить.

А ведь есть ещё объективные законы общественного развития. Те, которые не придуманы людьми, а действуют сами по себе.

Их нельзя нарушить так, чтобы никто об этом не узнал. Например, вы знакомились с некоторыми законами рыночной экономики. Император Диоклетиан решил, что может управлять ценами. И издал эдикт, который запрещал их повышать под страхом смертной казни. И для тех, кто пытался продавать товары по завышенным ценам, и для тех, кто их покупал. Цены не росли. Товаров, правда, не стало.

Вообще, вопрос о том, есть ли какие-то закономерности в человеческой истории — дискуссионный. По этому поводу есть разные точки зрения.

Одни считают, что жизнь человека и человеческого общества жёстко запрограммирована. Тут даже не суть важно, кем или чем именно: творцом, роком, расположением звёзд или объективным ходом истории. Люди могут пытаться изменить эту программу, но только расшибут себе лоб о железную закономерность. Всё, чему суждено сбыться, обязательно произойдёт. Такой подход получил название фатализм (от латинского «fatalis» — роковой, определённый судьбой). Фаталисты считают свободу иллюзией, которой не существует в реальном мире.

Фаталистичны многие религии. Древние греки верили, что жизнь людей определяется тремя богинями судьбы — Мойрами.

Одна из них — Клото — прядёт нить человеческой жизни, то ровную, то с узелками. Другая — Лахесис — определяет, какой ей быть. А третья — неумолимая Атропос — перерезает эту самую нить, когда человеку пришло время умирать.

Пророк Мухаммед в 7 веке учил, что все дела человека известны Аллаху заранее и записаны в Книге Судеб. Идеологи протестантского движения в Западной Европе Мартин Лютер и Жан Кальвин проповедовали похожую мысль в 16 веке: Божий промысел исключает свободу воли человека.

Подобные идеи получили широкое распространение в восточных философиях, основанных на религиозных учениях. Например, центральным понятиям даосизма является «дао» — путь. Мир изначально создан гармоничным, каждому предназначен свой путь. Не надо пытаться свернуть с него, что-то изменить в окружающей действительности. Сделать мир более гармоничным не в силах человека. Своими активными действиями, попытками стать свободным он может лишь разрушить первоначальную гармонию.

Следуй своему дао, своему пути, и всё будет в порядке, так, как надо. «Цель достигается недеянием», — учил древнекитайский мыслитель Лао-цзы.

Распространена и противоположная точка зрения: человек может получить всё, что хочет, если обладает достаточно сильной волей, чтобы настоять на своём, преодолеть встречающиеся на пути препятствия. «Voluntas» в латыни — воля. Отсюда и название — волюнтаризм. Его сторонники противопоставляют волю человека объективным законам природы и общества и утверждают, что она независима от окружающей действительности. Человек может быть абсолютно свободен.

Между этими противоположными друг другу полюсами — фатализмом и волюнтаризмом — существуют и иные взгляды на проблему свободы.

«Свобода есть познанная необходимость», — заявлял нидерландский философ 17 века Бенедикт Спиноза.

Необходимость — это устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов действительности, которая обусловлена всем предшествующим ходом их развития.

То есть эти самые объективные законы, о которых мы с вами уже вспоминали. Они существует, и с этим ничего нельзя поделать. Но если человек поймёт, в чём они заключаются, он может понять и то, каким образом эти законы влияют на его жизнь. И тогда он может действовать, ясно представляя, к каким последствиям его действия приведут. Именно так характеризовал свободу известный немецкий психолог Эрих Фромм: «Свобода — это действия на основе осознания альтернатив и их последствий». Свобода — это возможность делать выбор, самостоятельно и осознанно. Это не попытка игнорировать необходимость, объективные законы, а принятие факта их существования и использование знаний о них в своих действиях.

Если мы знаем, с какой силой нас притягивает Земля, то для того чтобы преодолеть земное притяжение, надо всего лишь создать силу равную или большую по значению, но направленную в противоположную сторону. Ну, или придумать, каким способом уменьшить её действие. Птицы же как-то летают.

Если нам известны причины, вызывающие инфляцию, то мы будем бороться не с ценами, а с тем, что приводит к их росту. Государство может, например, ограничить эмиссию бумажных денег. Или снизить налоги для предприятий, чтобы они могли сократить издержки производства.

Зная, какие действия запрещены законами, и какое наказание грозит за нарушение этих законов, мы будем вольны выбирать любую линию поведения. «Бери, что хочешь, сказал Бог, только плати за это», — гласит мудрая испанская пословица.

Про Бога упоминание вовсе не случайно. Есть в христианстве такой постулат — о свободе выбора. В мире есть добро и зло, между ними идёт постоянная борьба. Человек волен решать, чью сторону он примет, и тем самым определить свою судьбу: воскреснет ли его душа для вечной жизни после Страшного Суда или навсегда погибнет.

Ответственность за свой выбор — неизбежная обратная сторона свободы. Чем более мы свободны на этапе принятия решения, тем более полную ответственность несём за последствия своих действий.

Именно поэтому законодательно закреплено наступление юридической ответственности за те или иные поступки по достижению определённого возраста. Дети, из-за отсутствия жизненного опыта, незрелости мышления, не всегда в состоянии представить себе возможные последствия своих действий.

Психологи говорят, что свободным и самостоятельным поведение человека можно считать в том случае, если ему присущи следующие черты. Позиция — осознанное отношение к своему действию, осмысление себя и своего отношения к миру. Произвольность — действия по собственной воле, подчинение усилий сознательно поставленной цели. Опосредованность — учёт внутренних и внешних обстоятельств. Нельзя считать свободными действия, совершённые под гипнозом или в состоянии аффекта, когда эмоции захлёстывают и выключают контроль разума. Несамостоятельным является и поведение человека в толпе.

Феномен потери личной ответственности в этом случае — научный факт. Его изучением занимается целое направление — «психология масс», появившееся ещё в начале 20 века.

Степень свободы человека во многом зависит от общества, в котором он живёт. Есть такое понятие в обществознании: реальная мера свободы. Экономическая независимость базируется на защите права собственности и права на труд. Тогда человек может самостоятельно обеспечивать свои потребности. Политическая свобода неразрывно связана с демократией и плюрализмом — правом каждого участвовать в решении государственных вопросов и иметь собственную точку зрения по поводу направления развития своего государства. Социальная основа свободы — равенство возможностей и партнёрство — то, что называют социальной справедливостью.

Итак, абсолютная свобода человека, полная независимость ото всех и от всего, невозможна. Непонимание этого ведёт к абсолютному хаосу. «Чтобы свободой можно было обладать, её тоже надо ограничивать», — писал английский политик 18 века Эдмунд Бёрк. Когда мы понимаем необходимость этих ограничений, и внутренне принимаем их, тогда мы свободны в своём выборе. Может быть, именно это имел в виду Вольтер? Осознавать ситуацию, в которой приходится действовать, возможные последствия своих действий — и делать то, что хочется.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector