0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Свобода и необходимость человеческой деятельности. Свобода и необходимость в человеческой деятельности 1 свобода и необходимость в человеческой деятельности

Содержание

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность.

    Опубликовано 16.09.2020Подготовка к ЕГЭ

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность.

Тема 1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность

Мы с вами продолжаем подготовку к ЕГЭ по обществознанию. Сегодняшняя тема будет довольно короткой и философской, поэтому вам не придется запоминать большое количество информации. Достаточно будет лишь разобраться в том, что же такое “свобода”, “ответственность” и “необходимость”. С этой темой, как и со всем блоком Человек и общество, проблем возникнуть не должно. Приступаем к теории!

Понятие “свободы

Обладает ли человек свободой, или все, что с ним происходит обусловлено внешней необходимостью: Божьей волей, судьбой или предопределением? Именно с этим вопросом всегда была связана проблема свободы человека. Данный вопрос является философским, поэтому дать на него четкий ответ довольно сложно.

Давайте же разберемся, что такое свобода. Свобода — слово многозначное, однако все же есть два главных определения, которые стоит запомнить:

  1. Свободаесть познанная необходимость.
  2. Свободавозможность поступать так, как хочется.

Первое означает, что мир устроен необходимым образом. Иначе говоря, мир представляет собой цепочку последовательных событий, происходящих в силу необходимости. В данном случае человек является роботом, действующим по определенной программе. Сюда же можно отнести понятие “фатализм”.

Фатализмэто мировоззрение, в основе которого лежит убежденность человека в том, что события уже давно предопределены и неизбежны, что все, что происходит в мире, подчиняется господству необходимости.

Второе определение означает, что человек является свободным существом и может делать все, что захочет. У него есть свобода выбора: пойти в кино или в тренажерный зал, заняться учебой или пойти на прогулку с друзьями. В данном случае сам человек является создателем своей жизни, а не судьба или предопределенность.

Сюда же относится понятие “волюнтаризм”. Волюнтаризмэто мировоззрение, в основе которого лежит человеческая воля и осознание того, что именно она является первоосновой всего сущего.

Необходимостьустойчивая и существенная связь между явлениями, объектами и процессами, обусловленная причинами, вытекающими из внутренней природы вещей. Другими словами, необходимость — это то, что закономерно; то, что обязательно должно произойти.

Социальные условия реализации свободы

В основе свободы лежит выбор. Получается, что человек, который не может из двух выбрать что-то одно, не может реализовать свою свободу. Но так как мы живем в обществе, то каждый наш выбор является определенной социальной ситуацией.

К социальным ситуациям можно отнести:

  1. Социальные нормы (например, закон);
  2. Место человека в обществе (статус);
  3. Социализация. Есть люди, у которых социализация прошла намного лучше других: такие люди не боятся высказывать свое мнение, не боятся того, что о них подумают другие. Такие люди в необходимой ситуации всегда могут сказать “нет”. А есть, наоборот, люди, которые боятся выделяться или выходить из зоны комфорта, им легче подражать другим.
  4. Уровень развития общества (например, место, где ты проживаешь: богатая и развитая ли это страна или нет; есть ли у тебя социальные и экономические условия для реализации своего желания);
  5. Формы общественной деятельности (борьба за защиту окружающей среды, помощь детям-сиротам, инвалидам и нуждающимся).

Виды свободы
  1. Экономическая: свобода от эксплуатации, свобода предпринимательства, равноправные экономические отношения;
  2. Политическая: организация политической партии, всеобщее избирательное право, набор гражданских прав;
  3. Духовная: свобода выбора мировоззрения, свобода вероисповедания.
Понятие “ответственности”

У каждого человека есть свои желания, но осуществление этих желаний должно соответствовать общепринятым социальным требованиям. Чем больше свобод дается человеку, тем выше становится его ответственность за пользование этими свободами.

Ответственностьэто необходимость отвечать за свои действия, поступки, а также быть ответственным за их последствия.

Виды ответственности

По сферам ответственности выделяют следующие виды:

  1. Юридическаяответственность, осуществляемая на основе закона;
  2. Нравственная — ответственность на основе собственных нравственных установок;
  3. Социальнаяответственность перед всем обществом;
  4. Моральнаяответственность на основе норм морали.

Рассмотрим примеры тестовых заданий

С теорией мы закончили, теперь пора начинать практику. Приступайте к выполнению типовых заданий самостоятельно, а затем проверяйте свои ответы.

Правильный ответ: №1

Правильный ответ: №1

Правильный ответ: №4

Правильный ответ: №2

Тема 1.6. Системное строение общества: элементы и подсистемы
Понятие “общество”

Общество (в широком смысле слова) — обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя устойчивую систему связей, взаимодействий и отношений между людьми. Еще можно сказать, что общество — человечество в целом.

Общество (в узком смысле слова) — это круг людей, объединенных общими целями, интересами или происхождением. Кроме того, общество— страна, государство и регион, а также отдельное конкретное общество.

Как видите, понятие “общество” довольно обширное. На экзамене могут попасться задания как с широким, так и с узким значением слова, поэтому на всякий случай запомните оба этих определения.

Функции общества

Выделяют следующие функции общества:

  1. Распределение продуктов труда (деятельности)
  2. Производство материальных благ и услуг — создание благ для удовлетворения потребностей людей;
  3. Воспроизводство и социализация человека — рождение себе подобных и прохождение процесса социализации т.е. формирования личности;
  4. Духовное производство и регулирование активности людей — духовная деятельность, например, церковь или образование;
  5. Регламентация и управление деятельностью и поведением людей — установление правил поведения в обществе.

Обществу свойственны динамичность (постоянное развитие, движение и изменение) и целостность (общество состоит из сложных взаимосвязанных компонентов и элементов).

Общественные связи

Общественные связимногообразные формы взаимодействия людей, а также связи, которые возникают между группами и индивидами.

Общественные связи, как и человеческая деятельность, делятся на материальную и духовную.

К материальным отношениям можно отнести:

  1. Производственные — все, что сделано руками человека в результате производства;
  2. Экологические — отношения человека и природы;
  3. Отношения по делопроизводству — юридический аспект деятельности, связанный с документированием и работой с официальными документами.

К духовным отношениям относятся:

  1. Моральные — отношения, возникающие в процессе нравственной деятельности;
  2. Политические — отношения, связанные с политической властью;
  3. Правовые — отношения между субъектами права;
  4. Художественные — отношения по поводу произведений искусства;
  5. Философские — отношение к миру, другим людям и к самому себе;
  6. Религиозные — отношения в духовной сфере.

Обществоэто динамическая саморазвивающаяся система.

Системакомплекс взаимодействующих элементов.

Элементнекоторый компонент системы, который принимает участие в ее создании.

Подсистемы общества

Основными подсистемами общества являются:

  1. Экономическая (заводы, банки, фирмы);
  2. Политическая (правительство, партии);
  3. Духовная (школы, библиотеки, театры);
  4. Социальная (системы здравоохранения, коммунальные службы).
Рассмотрим примеры тестовых заданий

С теорией мы закончили, теперь пора начинать практику. Приступайте к выполнению типовых задания самостоятельно, а затем проверяйте свои ответы.

Понятия свобода и необходимость. Свобода и ответственность.

Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: «Понятия свобода и необходимость. Свобода и ответственность.« из раздела кодификатора (1.7 Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность)

Содержание:

  • 1 Понятие «свобода»
  • 2 Свобода как необходимость
  • 3 Свобода и ответственность
  • 60
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 28-05-2020, 01:55
  • ЕГЭ по обществознанию / Человек и общество ЕГЭ
  • pushkin
  • 21 878

↑ Понятие «свобода»

В древние времена свободным был тот, кто не являлся рабом. С юридической точки зрения, свобода — это закрепленная в законе возможность определенного поведения человека, с точки зрения политики — отсутствие вмешательства или помех, а в философии принято считать, что свобода — это возможность проявления индивидом своей воли. В наши дни самое обыденное представление о свободе — это «делать все, что хочу», но очевидно, что если каждый будет делать все, что он захочет, то в мире будет хаос и это может привести к гибели человечества, поэтому абсолютной свободы нет. Истинная свобода всегда ограниченна внешними факторами (законами, обстоятельствами, другими людьми) и внутренними (моральными принципами, долгом, совестью). Без защиты и ограничения законов свобода зачастую приводит к гнету сильных над слабыми и рабству.

Свобода — это способность и возможность человека осознанно выбирать решение и поступать в соответствии со своими желаниями, целями, идеалами, оценками и интересами.

Свобода состоит не в воображаемой независимости от объективной необходимости, а в умении принимать решения со знанием дела. Познавая законы и процессы природы, человек действует не слепо, не стихийно, а со знанием дела, свободно.

Свобода в этом смысле доступна человеку только как общественному существу. Быть свободным вне общества невозможно. Совершенно изолированный человек, даже если он сумел познать объективную необходимость, вряд ли может осуществить и самое мудрое решение.

Свобода возможна лишь при условии, если каждый человек в состоянии ограничивать свои действия и намерения самостоятельно, без внешнего принуждения, с тем чтобы не ущемлять свободу других.

Свобода внутренне самопротиворечива: с одной стороны, свобода — это отсутствие внешнего принуждения; с другой стороны, свобода одного кончается там, где начинается свобода другого. Свобода возможна лишь там, где есть самоограничение. Когда этого нет, свобода превращается в произвол. А там, где произвол, там начинается несвобода.

Ядро свободы — выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека (бремя выбора). Способность осуществлять выбор — это и есть самостоятельность. Чем больше возможность выбора есть у человека, тем более самостоятельным и свободным он считается. Существует крылатое выражение «буриданов осел», смысл которого заключается в том, что зачастую столкнувшись с выбором, человек не может принять решение (например, выбор в каком учебном заведении учиться, какую получить специальность). Существует мнение, что в XIV веке философ Жан Буридан, объясняя своим ученикам проблему свободы выбора человека, рассказывал следующую притчу: перед голодным ослом положили две абсолютно одинаковые охапки сена, он долго крутил головой то налево, то направо и никак не мог сделать выбор, в результате чего он умер.

Читать еще:  10 причин, почему чтение новостей делает вас несчастнее

Свобода может быть экономической, политической, духовной, индивидуальной, гражданской, правовой, национальной и т п.

Свобода человека во многом зависит от количества и уровня знаний, накопленного жизненного опыта, так как это дает ему возможность лучше ориентироваться в социуме и принимать наиболее оптимальные для него решения.

↑ Свобода как необходимость

«Свобода как познанная необходимость» — сформулированное Б. Спинозой понимание свободы. Ход его рассуждений таков. Обычно люди убеждены, что они наделены свободой воли и их поступки осуществляются ими совершенно свободно. Между тем свобода воли — иллюзия, результат того, что подавляющее большинство людей осознает свои поступки, не вникая глубоко в причины, их обусловливающие.

Свобода и необходимость — философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и общества.

Многие философы считают, что человек не может быть поистине свободным, он подчинен законам, действующим в обществе, и поступает в большинстве случаев, так как необходимо, а не так как хотелось бы.

В реальной жизни не все зависит от человека, есть силы, влияние которых человек не может предотвратить, а, следовательно, не может принять то решение, которое ему хочется. Когда человек не осознает этого, он как бы становиться «рабом» данной ситуации. Но когда он понимает границы данного влияния, он уже может осознанно принять решение.

Необходимость, считает ряд философов, существует в природе и обществе в виде объективных, те. независимых от сознания человека, законов. Помимо объективной природной необходимости человека побуждают действовать определенным образом и сложившиеся общественные условия. Существуют нормы морали и права, традиции и общественное мнение. Под их влиянием и складывается модель «должного поведения». С учетом этих правил человек поступает и действует, принимает те или иные решения.

В понимании свободы можно выделить несколько точек зрения — волюнтаризм и фатализм.

Волюнтаризм — (от лат. «voluntas» — «воля») направление в философии, которое признает волю человека высшей ценностью, основой развития общества и всего существующего. Волюнтаризм рассматривает волю в качестве принципа жизни человека как «хозяина своей судьбы». Основоположниками данной идеи являются Ж.Ж.Руссо и И. Кант. Ж.Ж.Руссо утверждал, что основополагающий признак отличия человека от животного — это наличие силы воли и стремление к постоянному самосовершенствованию, что впоследствии приводит к развитию остальных способностей.

Фатализм — (от лат. «fatalis» — «определенный судьбой») философское учение, которое утверждает, что существует предопределённость всех событий в жизни человека и окружающем мире, те. вера в судьбу, рок. Фатализм исключает любую случайность, а также возможность свободного выбора. Все подчиняется некоторой всеобъемлющей могучей силе, которая воспринимается либо как сверхъестественная, божественная воля, либо изначальное устройство мира, представленная в виде непреложных вечных законов бытия. Так, например, в индийской философии и религии распространены такие понятия как «карма» (судьба) и «сансара» («колесо перерождений»).

↑ Свобода и ответственность

Социальная природа свободы чётко выявляется в сопоставлении её с ответственностью.

Свобода и ответственность тесно связанны между собой, так как один из парадоксов (противоречий) нашей жизни заключается в том, что для того чтобы соблюсти свободу всех людей необходимо создать общие ограничения или другими словами, правила поведения. Человек, нарушающий правила несет ответственность за свои поступки.

Свобода порождает ответственность личности за принятое решение и поступки перед обществом и самим собой. Свобода и ответственность — две стороны сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.

Ответственность — это осознанная готовность человека отвечать за свои поступки и действия, а также их последствия.

Ответственность регулирует не только поведение отдельно взятого человека, но и общества в целом и не дает возможность рассматривать свободу как вседозволенность.

Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.

Ответственность — это чувство зависимости от чего-либо (закона, обстоятельств, других людей, животных и т.д.), которое является весомым основанием при принятии решения или совершении последующих действий. Ответственность подразделяется на большое количество видов, в зависимости от того, кто и перед чем или кем несет ответственность.

Виды ответственности

  • Индивидуальная (персональная), групповая, коллективная,
  • Внутренняя (перед самим собой: чувство долга, справедливости и т.д.).
  • Внешняя (перед руководством, окружающими людьми, законами государства).
  • Историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.
  • Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.

Свобода и необходимость человеческой деятельности. Свобода и необходимость в человеческой деятельности 1 свобода и необходимость в человеческой деятельности

Раздел ЕГЭ: 1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность

Свобода — возможность совершения человеком активной творческой деятельности, совпадающей с его мировоззрением и желаниями и основанной на внутренних убеждениях.

Поскольку у каждого человека своё представление о свободе, в обществе принято добровольно ограничивать себя во избежание нарушения свободы других людей.

СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В цивилизованном обществе практически невозможно разделить между собой понятия свободы и необходимости.

Необходимость — неизбежная обязанность выполнять те или иные действия. Поскольку каждый член общества предстаёт перед обязанностью действовать в соответствии с принятыми общественными нормами поведения и законами, свобода каждого индивида ограничивается необходимостью их соблюдения. В таком случае можно говорить о некоторой предопределённости человеческого существования.

Детерминизм (фатализм) — принцип закономерности и причинной обусловленности всех событий и явлений.

При таком подходе к свободе позитивным является организованность общества согласно общественной необходимости, а отрицательным — ограничение человека в собственной воле и постановка его в рамки действующей общественной программы.

СВОБОДА и ВОЛЯ

Некоторые философы считают основой существования и развития человека его волю.

Воля — сознательное стремление к осуществлению чего-либо.

В случаях когда человек действует исходя только из своих собственных интересов и потребностей, мерилом свободы становится воля, а такой стиль поведения называется волюнтаризмом.

Волюнтаризм — философское направление, согласно которому отрицаются объективные закономерности и необходимости в природе и обществе, а основная роль в развитии человека приписывается воле. В узком смысле волюнтаризм — метод командного управления, при котором человек принимает произвольные решения наперекор объективным условиям и обстоятельствам.

При подобном подходе к свободе позитивным считается возможность поступать каждому человеку так, как нравится ему самому, ставить собственную волю превыше интересов остальных, а отрицательным — возможность игнорирования и произвола по отношению к другим людям и их свободе.

СВОБОДА и ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Если бы действия каждого человека совершались только на основе его свободы, мир погрузился бы в хаос. Многообразие людей подразумевает под собой многообразие интересов, желаний, ценностей и идеалов. Поэтому свобода неотделима от ответственности, которая позволяет регулировать взаимоотношения между людьми.

Ответственность — необходимость понимания и принятия обязательств перед обществом за свою деятельность.

  • Политическая — ответственность политических сил перед обществом, её несут все члены правительства. Государство должно строить свою линию, основываясь на потребности всех граждан. Президент страны выполняет действия исходя не из личных интересов, а из воли народа.
  • Юридическая — ответственность людей перед законом. Общество ставит перед индивидуумом некоторые требования. Индивид в свою очередь также предъявляет требования обществу. Таким образом, ответственность является обоюдной.

ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Понятие ответственности включает в себя различные варианты её применения.

  • Историческая — ответственность народа за свою судьбу. (Выбор определённой политической партии, президента. Участие в референдумах).
  • Политическая — ответственность политических сил перед обществом, её несут все члены правительства. (Президент страны выполняет действия исходя не из личных интересов, а из воли народа).
  • Юридическая — ответственность людей перед законом. (Человек, укравший вещь, несёт юридическую ответственность).
  • Индивидуальная — ответственность человека за свои поступки. (Ученик не выполнил домашнее задание и получил отрицательную отметку).
  • Групповая — ответственность двух и более людей за совершаемые действия одного, нескольких или всех членов группы. (Вратарь пропустил мяч, но проиграла вся команда).

Вы смотрели конспект «Свобода и необходимость».

Лекция 7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности

Деятельность человека предполагает выбор средств способов, приёмов, желаемых результатов деятельности. В этом праве – проявление свободы человека. Свобода- способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять свой осознанный выбор и создавать условия для самореализации.

В философской науке проблема свободы обсуждается давно. Чаще всего она сводится к вопросу о том, обладает человек свободной волей или большинство его поступков обусловлены внешней необходимостью (предопределением, Божьим промыслом, роком, судьбой и т.п.).

Необходимо отметить, что абсолютной свободы не существует в принципе. Жить в обществе и быть свободным от него невозможно – эти два положения просто противоречат друг другу. Человека, который систематически нарушает общественные установления, общество просто отторгнет. В древности такие люди подвергались остракизму – изгнанию из общины. Сегодня чаще применяются моральные (осуждение, общественное порицание и т.п.) или юридические методы воздействия (административные, уголовные наказания и т.п.).

Поэтому следует понимать, что под свободой чаще понимают не «свободу от», а «свободу для» — для саморазвития, самосовершенствования, помощи другим и т.п. Тем не менее, в обществе пока понимание свободы не устоялось. Можно выделить две крайности в понимании этого термина:
— фатализм– представление о подчинении всех процессов в мире необходимости; свобода в этом понимании иллюзорна, в реальности не существует;
— волюнтаризм– представление об абсолютности свободы, основанной на воле человека; воля в этом понимании – первооснова всего сущего; свобода абсолютна и изначально границ не имеет.

Часто человек вынужден совершать действия по необходимости – т.е. в силу внешних причин (требования законодательства, указания вышестоящих, родителей, учителей и т.п.) Противоречит ли это свободе? На первый взгляд да. Ведь человек совершает эти действия ввиду внешних требований. Между тем, человек же по своему нравственному выбору, понимая сущность возможных последствий, выбирает путь исполнить волю других. В этом тоже проявляется свобода – в выборе альтернативы следовать требованиям.

Сущностное ядро свободы — выбор. Он всегда связан с интеллектуальным и волевым напряжением человека — это т.н. бремя выбора. Ответственный и продуманный выбор часто даётся нелегко. Известна немецкая пословица — «Wer die Wahl hat, hat die Qual» («Кто стоит перед выбором, тот испытывает мучения»). Основа этого выбора — ответственность. Ответственность- субъективная обязанность человека отвечать за свободный выбор, поступки и действия, а также их последствия; определенный уровень негативных последствий для субъекта в случае нарушения им установленных требований. Без свободы ответственности быть не может, а свобода без ответственности превращается во вседозволенность. Свобода и ответственность — две стороны сознательной деятельности человека.

Видеолекция по теме:

Вы можете поделиться материалом лекции в социальных сетях:

© 2016-2021 ООО «Центр образовательных и социальных технологий» (ОГРН 1164827050761, ИНН 4826121750); © 2014-2021 В.В. Ковригин. Все права защищены. Копирование материалов сайта без разрешения правообладателя и указания ссылки не допускается. Сайт зарегистрирован как средство массовой информации (свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-67396 от 13.10.2016, выданное Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций).
Материалы сайта предназначены для лиц старше 6 лет

1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности

1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности

В настоящее время в философии свобода личности рассматривается как исторический, социальный и нравственный императив, критерий развития индивидуальности и отражение уровня развития общества.

В повседневной жизни человек сталкивается с давлением внешних для него обстоятельств. Люди не вольны в выборе времени и места своего рождения, объективных условий жизнедеятельности и пр. Человек не волен изменить социальные рамки выбора; они ему даны, с одной стороны, в наследство всей предыдущей историей развития человечества, с другой – наличным бытием конкретной социальности, в которой существует субъект выбора. Но бытие человека – это всегда альтернативы, предполагающие выбор, который характеризуется как разными средствами достижения поставленных целей, так и разными результатами реализации поставленных целей.

Читать еще:  Почему приличный человек может быть христианином?

Некоторые современные философы считают, что человек «обречен» на свободу, так как преобразование мира является способом человеческого существования, и этим создает объективное (независимое от воли и сознания человека) условие для свободы. Проблема возникает перед ним тогда, когда он узнает о существовании других жизненных путей и начинает их оценивать и выбирать.

Свобода – 1) это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира; 2) это умение познавать объективную необходимость и, опираясь на это познание, вырабатывать правильные цели, принимать и выбирать обоснованные решения и на практике воплощать их в действительность.

Ядро свободы – это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека. Свобода личности в обществе имеет не абсолютный, а относительный характер. Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Этот диапазон обусловливается: условиями реализации свободы, сложившимися формами общественной деятельности, уровнем развития общества и местом человека в общественной системе, целями человеческой деятельности, которые формулируются в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека, правами и свободами других людей.

В истории общественной мысли проблема свободы всегда была связана с поиском разного смысла. Чаще всего она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью (предопределением, Божьим промыслом, судьбой, роком и т. д.). Свобода и необходимость – философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и общества.

Необходимость – это устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловленная всем предшествующим ходом их развития. Необходимость существует в природе и обществе в виде объективных, т. е. независимых от сознания человека, законов. Мера необходимости и свободы в ту или иную историческую эпоху различна, и она задает определенные типы личности.

Фатализм (лат. fatalis – роковой) – мировоззренческая концепция, согласно которой все процессы в мире подчинены господству необходимости и исключают всякую возможность выбора и случайности.

Волюнтаризм (лат. voluntas – воля) – мировоззренческая концепция, признающая волю как первооснову всего сущего, пренебрегает необходимостью, объективными историческими процессами.

Свободу как познанную необходимость трактовали Б. Спиноза, Г. Гегель, Ф. Энгельс. Трактовка свободы как познанной необходимости имеет огромное практическое значение, так как предполагает постижение, учет и оценку человеком объективных пределов своей деятельности.

Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед собой, перед обществом и перед другими его членами. Ответственность – социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически-конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. Ответственность личности имеет две стороны:

внешняя: возможность применить к личности определенные общественные санкции (личность ответственна перед обществом, государством, другими людьми при соблюдении возложенных на нее обязанностей; несет моральную и правовую ответственность);

внутренняя: ответственность личности перед собой (развитие чувства долга, чести и совести человека, его способность осуществлять самоконтроль и самоуправление).

Виды ответственности: 1) историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.; 2) индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.; 3) социальная (выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей).

Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы дает человеку общество, тем больше и его ответственность за пользование этой свободой. Ответственность – саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности, может проявляться в разных характеристиках поведения и действия человека: дисциплина и самодисциплина, организованность, умение предвидеть последствия своих собственных действий, способность к прогнозу, самоконтроль, самооценка, критическое отношение к самому себе.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

“ЭМПИРИЗМ И СУБЪЕКТИВНОСТЬ: ОПЫТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ ПО ЮМУ”

“ЭМПИРИЗМ И СУБЪЕКТИВНОСТЬ: ОПЫТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ ПО ЮМУ” (“Empirisme et subjectivite: Essai sur la nature humaine selon Hume”) — книга Ж. Делёза (см.), опубликованная в 1953.Согласно Делёзу (первая глава “Проблема познания и проблема морали”), “Юм предполагает создать науку о человеке. В чем же

3. Понимание человеческой речи

3. Понимание человеческой речи О способности собак понимать речь людей сложено множество легенд. Но, к сожалению, это всего лишь легенды. Собака воспринимает человеческую речь совершенно иначе, чем сам человек, это в значительной степени именно восприятие, а не понимание.

7.1 Взаимодействие человеческой самки с разными самцами

7.1 Взаимодействие человеческой самки с разными самцами С точки зрения биологии, если вас что-нибудь кусает, то оно, скорее всего, женского пола. Скотт Круз Как мы показали в предыдущих главах, биологическая роль человеческой самки заключается в поиске генетически

13. ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД И ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУБИНШТЕЙНА-ЛЕОНТЬЕВА

13. ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД И ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУБИНШТЕЙНА-ЛЕОНТЬЕВА Теория деятельности, которая была создана С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым, помогает раскрыть не только структуру и содержание психологической деятельности

58. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ КОМПОНЕНТОВ

58. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ КОМПОНЕНТОВ Н.И. Вессель в воспитательном процессе выделял две стороны – субъективную (формальную) и объективную (материальную). Вессель

9. ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД И ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУБИНШТЕЙНА-ЛЕОНТЬЕВА

9. ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД И ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУБИНШТЕЙНА-ЛЕОНТЬЕВА Теория деятельности, которая была создана С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым, помогает раскрыть не только структуру и содержание психологической деятельности

56. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ КОМПОНЕНТОВ

56. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ КОМПОНЕНТОВ Н.И. Вессель в воспитательном процессе выделял две стороны – субъективную (формальную) и объективную (материальную). Вессель

Феномен человеческой памяти

Феномен человеческой памяти По мнению ученых, человеческий мозг может вместить 1020 единиц информации. В переводе на общепринятый знак это означает — каждый из нас может запомнить всю информацию, содержащуюся в миллионах томов крупнейшей в мире библиотеки имени Ленина в

Свобода слова. Свобода совести

Свобода слова. Свобода совести См. также «Цензура» Милостью Божьей в нашей стране мы имеем три драгоценных блага: свободу слова, свободу совести и благоразумие никогда не пользоваться ни тем, ни другим. Марк Твен Бороться за свободу законным образом можно лишь в том

Свобода слова. Свобода совести См. также «Цензура»

Свобода слова. Свобода совести См. также «Цензура» Милостью Божьей в нашей стране мы имеем три драгоценных блага: свободу слова, свободу совести и благоразумие никогда не пользоваться ни тем, ни другим. Марк Твен Бороться за свободу законным образом можно лишь в том

Совесть См. также «Раскаяние. Покаяние», «Свобода слова. Свобода совести», «Стыд»

Совесть См. также «Раскаяние. Покаяние», «Свобода слова. Свобода совести», «Стыд» Совесть – тысяча свидетелей. Квинтилиан Совесть – это тоненький голосок, который просит тебя не делать того, что ты только что сделал. NN* Совесть – это дворняжка, которая свободно дает вам

Цензура См. также «Свобода слова. Свобода совести»

Цензура См. также «Свобода слова. Свобода совести» Ни одно правительство не может существовать без цензуры: там, где печать свободна, никто не свободен. Томас Джефферсон* Я только не имею права касаться в моих статьях власти, религии, политики, нравственности,

Свобода и необходимость в деятельности человека

Свобода личности – одна из высших ценностей человека и это понятие рассматривается разными науками: философией, политологией, социологией. Но существуют различные взгляды и интерпретации этой категории. Рассмотрим эти трактовки и узнаем кратко о свободе и необходимости в деятельности человека.

Понятие свободы

Свобода – это возможность человека действовать по своему желанию, беспрепятственно реализовывать интересы и потребности.

Основные признаки свободы:

  • эта категория закреплена Всеобщей декларацией свободы;
  • она не безгранична, так как полная свобода действия одного человека может нарушить права другого;
  • ограниченность свободы для уважения прав других людей также призвана облегчить выбор человека.

Человек, обладая полной свободой действий, не сможет сделать выбор. Например, философ Ж. Буридан написал рассказ, иллюстрирующий это утверждение. В нем осел, стоявший между двумя одинаковыми стогами сена, не смог определиться и умер от голода.

Понятие необходимости

Этот термин можно определить как то, что непременно должно произойти в силу определенных закономерностей.

Существует много точек зрения по вопросу, что такое необходимость.

которые читают вместе с этой

  • религиозная теория

Некоторые люди считают, что свободы не существует, а жизнь человека полностью зависит от воли Бога. Другие все же разделяют божественное предопределение и свободу, которая, по их мнению, состоит в том, что человек может выбирать между добром и злом.

  • философская теория

Сторонники данной теории утверждают, что в природе есть законы, которые действуют независимо от человека и неподвластны его воле.

Это, например, явления природы. Все, что мы можем сделать – это узнавать и учитывать эти закономерности.

Ответственность

Ограничение свободы связано с влиянием на человека внешней и внутренней ответственности. Разберемся в этих понятиях.

  • внешняя ответственность

В обществе действуют установленные и признанные нормы. Если человек их не соблюдает, то это вызывает осуждение. Например, нормы морали требуют от человека вежливого отношения к пожилым людям. Если кто-то проявляет грубость и пренебрежение по отношению к старшим, это вызывает негативную реакцию окружающих.

  • внутренняя ответственность

Под внутренней ответственностью понимают внутреннее осознание человеком важности соблюдения правил и норм, его готовность не только принять существующие законы, но и те санкции (наказания), которые к нему применят в случае нарушений. Например, человек понимает, что всегда нужно переходить дорогу по зебре, так как это правило установлено для его безопасности.

Что мы узнали?

Свобода – это возможность человека реализовывать интересы и потребности, не нарушая при этом прав других людей и учитывая свою ответственность перед обществом. В этом состоит необходимость, то есть те законы, которые действуют независимо от человека, но должны им соблюдаться. Свобода и необходимость в деятельности человека признаны современными государствами как значимые и закреплены в официальных документах.

Свобода и необходимость в человеческой деятельности

Содержание:

Личность рассматривается через хронологические и моральные нормы поведения, развития субъективности и уровня развития социума.

На протяжении человеческой жизни присутствуют факторы, на которые невозможно повлиять – дата рождения, раса и пол, семья. Социальные нормы невозможно изменить, они принимаются как данность. Жизнь индивида – это количество альтернатив, целей и путей достижения, результатов поставленных задач.

Философы полагают, что человечество всё-таки придёт к свободе, потому что преобразование реального мира ведёт к созданию объективных предпосылок свободы. Препятствие появляется на этапе, когда человек осознаёт наличие иных жизненных путей.

Свобода – это

  1. житие человека, в ходе которого происходит выбор решений и совершаемых поступков через личное понимание норм, идеалов, оценок, интересов индивида;
  2. навык познавания окружающего мира, с помощью которого вырабатываются истинные цели, принимаются решения и воплощаются в жизнь.

Ядро свободы – выбор, основанный на эмоциональном и интеллектуальном напряжении сознания. Свобода носит не абсолютный характер, а относительный. Уровень свободы определяется системой норм общества.

В общественной мысли поиск свободы человека являлся главным элементом изучения. Ставится вопрос: присуща ли человеку свобода или поступки вызваны некими необходимостями (судьбой, Богом, кармой)

Читать еще:  Святитель Николай — бывают ли такие епископы?

Необходимость – связь между явлениями и процессами объектов действительности, обусловленная историческим развитием. Необходимость повсюду и определяется законами, самостоятельными от сознания человека. Критерий свободы различен в каждую эпоху, это связано с типом личности.

Фатализм – разновидность мировоззрения, согласно которой явления и процессы подчинены необходимости, где исключается свобода выбора и случайности.

Волюнтаризм – разновидность мировоззрения, где воля приходится основой действительности.

Такие учёные как Б. Спиноза, Г. Гегель, Ф. Энгельс трактовали свободу как необходимость. Свобода неделима от обязанности перед собой и членами социума, отсюда вытекает ответственность – характеризуется видом взаимоотношений между человеком, коллективом и обществом с точки зрения предъявляемых требований друг другу. Ответственность делится на:

  • Внешнюю – допустимость применения санкций к индивиду;
  • Внутреннюю – ответственность перед собой.

Выделяют следующие виды ответственности:

  1. Историческая, нравственная, политическая, экономическая;
  2. Индивидуальная, коллективная, общественная;
  3. Социальная.

Наличествует зависимость между свободой и ответственностью – чем больше свободы даёт социум индивиду, тем больше человеческая ответственность.

Свобода и необходимость человеческой деятельности. Свобода и необходимость в человеческой деятельности 1 свобода и необходимость в человеческой деятельности

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Свобода и ответственность». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитывается:

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

— корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

1. Понятие свободы.

2. Подходы к пониманию свободы:

а) абсолютная свобода;

б) свобода как познанная необходимость;

3. Причины невозможности абсолютной свободы:

а) человек ограничен в своих действиях существующими социальными нормами;

б) человек ограничен в своих действиях физическими законами;

в) человек зависит от уровня научно-технического прогресса и т.д.

4. Понятие свободного общества, его основные модели:

а) общество, где господствует приоритет прав и свобод отдельных личностей;

б) общество основано на коллективизме и взаимопомощи;

5. Взаимосвязь ответственности и свободы.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2—4. пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «свобода»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о причинах, почему невозможна абсолютная свобода;

− одно предложение, раскрывающее связь свободы и ответственности.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

1) Свобода — это возможность выбора видов деятельности в соответствии со своими желаниями, интересами и целями, формируемых в рамках существующих общественных отношений.

2) Абсолютная свобода личности невозможна, так как ее выбор ограничен действующими физическими законами и социальными нормами регламентирующими общественную жизнь.

3) Ответственность предполагает готовность человека принять на себя последствия своего свободного выбора.

Какой смысл авторы вкладывают в понятие «свобода человека»? Можно ли приведённый ими пример из жизни И. Канта рассматривать как проявление свободы? Аргументируйте свой ответ, опираясь на текст. Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «личность».

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Человек принадлежит к животному царству и подчиняется биологическим законам; более того, как телесно-материальное образование он — как любой вид материи — подвержен вещественным и энергетическим воздействиям. Но человек обладает мышлением, речью и сложной структурой мыслительной и эмоциональной деятельности, которую мы называем сознанием. Люди способны осознавать факт своего существования, выдвигать и реализовывать жизненные цели, соответствующие системе их ценностных установок. В поведении человека присутствуют биологические инстинкты, но они контролируются законами сообщества людей. Поведение же животных жёстко запрограммировано системой условных и безусловных рефлексов, не дающей им возможности выйти за рамки своего биологического естества. Каким бы сложным ни казалось нам поведение животного, оно остаётся поведением инстинктивно-биологическим.

Обратимся в подтверждение к примеру жизни человека, имеющего большой авторитет в философской антропологии. Мы имеем в виду Иммануила Канта. От рождения он был таким слабым и болезненным, что его жизнеспособность вызывала у окружающих большие сомнения. Кант же смог так организовать свою жизнь, так неукоснительно следовать им самим сформулированным принципам, что не только прожил восемьдесят лет, но и явил пример преданнейшего служения науке.

С другой стороны, природные задатки способствуют интеллектуальному развитию людей, во многом определяют их склонность к творческим формам деятельности. Таким образом, в понимании человека важно избегать двух крайностей: «биологизации» и «социализации» человеческой природы.

И всё же нельзя утверждать, что человек обладает двумя самостоятельными сущностями. Сущность человека едина, и её образует совокупность надприродных свойств, благодаря которым мы преодолеваем свою биологическую определённость. Свобода воли, проявляющаяся в способности выбирать свою судьбу, пути своей жизни, — главное и основное из этих свойств человека. Смысл жизни человека как раз и заключается в том, чтобы самостоятельно, усилием своей воли преодолевать или пытаться преодолеть все сопротивления и обстоятельства, реализуя свою жизненную программу. В этом случае человек становится действительно свободным, поскольку способен властвовать над внешними обстоятельствами и условиями.

Обществознание. 10 класс

Конспект урока

Обществознание, 10 класс

Урок 10. Свобода и ответственность

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Свобода и ответственность в деятельности человека
  2. Свобода и необходимость в человеческой деятельности.
  3. Свобода как осознанная необходимость.

Глоссарий по теме

Свобода — это возможность выбора видов деятельности в соответствии со своими желаниями, интересами и целями, формируемыми в рамках существующих общечеловеческих ценностей гражданского общества.

Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои действия и поступки.

Необходимость — то, что обязательно должно произойти в данных условиях; внутренние устойчивые связи предметов и явлений, определяющие их закономерное изменение и развитие.

Ключевые слова

Свобода, ответственность, абсолютная свобода.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского. Москва. Издательство «Просвещение», 2014.

О.А. Чернышёва, Р.В. Пазин. Обществознание. ЕГЭ. Работа с текстом. Решение познавательных задач. Легион. Ростов-на-Дону, 2017. С. 5- 35.

П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017. С. 63 – 70.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Можно ли быть свободным от общества, живя в нём?

Одна из самых важных ценностей современного мира — свобода личности. Понятие свободы в современном понимании появилось в эпоху Ренессанса. Тогда человека провозгласили мерой всех вещей, а свободу личности неотъемлемым правом.

Эпоха Реформации сузила понятие свободы до права выбора дороги к Богу.

В XIX веке материалистическое понимание мира привело к восприятию свободы как права на свободную экономическую деятельность, передвижения и выбора образа жизни. Век Прогресса привел к сомнению в необходимости в духовной свободе. Английского философ Гоббс говорил, что люди ищут обеспеченности, а не свободы. Его слова стали основой программы наступающей материалистической цивилизации. Так что же такое свобода и есть ли в ней необходимость?

Осмысливая свободу, философы отводят ей центральное место в своих исканиях, но подходят к этой категории по-разному.

Люди, стремясь к свободе, понимают, что абсолютной свободы не может быть. Например, желание человека включить громкую музыку ночью нарушает право и свободу других людей получить полноценный сон и отдых. Или курящий рядом человек лишает другого возможности дышать свежим воздухом.

Французский философ Жан Буридан рассказал об осле, которого поставили между двумя равноудаленными друг от друга стогами сена. Обладая абсолютной свободой, не решив какую съесть, осел умер от голода.

Это говорит о том, что абсолютно свободным человек быть не может. Главный ограничитель свободы — свобода других людей.

Немецкий философ Г. Гегель сказал, что свобода есть осознанная необходимость . Этими словами философ хотел сказать, что все в мире подчинено необходимости. Если человек осознает ее, то он становится свободным в принятии решения. В этом выражается свобода воли личности.

Какова же природа необходимости?

Часть философов говорят о Божьем промысле.

Так религиозный реформатор Мартин Лютер говорил об абсолютном предопределении, что люди ничего не совершают по своей воле. А только по предопределению божьему. В данном понимании свобода полностью отсутствует. Существует другой, отличный от этого, религиозный взгляд на предопределение, что Вселенная задумана богом так, что самое ценное в ней – это свобода выбора между злом и добром.

Ряд философов считают, что необходимость – это объективные законы природы и общества, независящие от сознания человека.

Например, в сейсмоопасных зонах люди подвергаются опасности, чтобы уменьшить риск они должны строить сейсмоустойчивые здания. Об этом писал Ф. Энгельс, немецкий философ, что свобода не в независимости от законов природы, а в том, как их заставить работать в целях человека.

Сегодня человек находится в постоянном стрессе. Существуют разные средства, с помощью которых человек может расслабиться, в том числе алкоголь и наркотики.

Человек делает выбор, зная об опасности расплаты самым дорогим – собственным здоровьем.

Подлинно свободный человек не станет рабом сиюминутных настроений и изберёт здоровый образ жизни. Отклонение поведения человека от принятых социальных норм вызывает реакцию общества. А негативное отклонение влечёт за собой санкции, т.е. наказание. Такое наказание называют ответственностью человека за свои поступки и их последствия. Это вид внешнего воздействия на человека.

Но есть вид ответственности — внутренний регулятор наших действий – т.е. чувство ответственности и долга. Тогда человек поступает сознательно в соответствии с установленными нормами.

Бывает так, что чувство ответственности притупляется. Человек в толпе может повести себя совсем иначе. Это связано с влиянием массовости, чувства безнаказанности и потерей индивидуальности. Формируя свое чувство ответственности, мы защищаем себя от превращения в существо без самосознания.

Итак, рассмотрим внутренние ограничители свободы, которые человек устанавливает сам.

Христианский богослов Климент Александрийский (Тит Флавий), живший во II—III вв. правильно заметил, что ничто, ни похвала, ни порицание, ни просьбы не заставит человека сопротивляться, если его душа сама к этому не стремится и не сопротивляется.

Подлинная свобода в выборе поступка, принципов, действий, которые превращаются в убеждения. Такой человек даже при экстремальных общественных условиях, тоталитарном режиме не изменит своим принципам, веря в их торжество. Свобода означает состояние человека способного действовать на основе выбора.

Какое же общество может обеспечить такой выбор?

Свободное общество. Можно ли считать свободным общество, в котором государство не вмешивается в частную жизнь? В этом ли подлинная свобода? Не только. Дополнением к сказанному является ответственность, справедливость, т. е. ценности, которые должно обеспечить общество. Государство в таком обществе должно выполнять регулирующую роль, обеспечивая благосостояние и свободное развитие граждан.

Разбор типового тренировочного задания

  1. Выберите верные суждения о свободе личности:

1). Одним из проявлений свободы личности является осознанный выбор в соответствии с принятыми нормами.

2) Политика государства не влияет на свободу выбора человека в обществе.

3). Свобода личности — неотъемлемое право на проявление его внутренней духовной жизни.

4) Понятие «свобода» не является философской категорией.

Правильный вариант/варианты: 1,3.

  1. Восстановите смысловое значение предложения.

При осуществлении своих прав и ______ (А) каждый человек должен подвергаться только таким ____________ (Б), которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение ____ (В) других.

Варианты ответов: взглядов, действий, свобод;

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector