0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сущность духовной жизни общества культуры. Духовная жизнь общества: понятие и структура

Как определяется понятие «духовная жизнь общества» в обществознании?

Содержание:

Духовная жизнь — это обществознание, социология, религия и в некоторой степени философия. Она объединяет в себе множество сфер общественной жизни людей и обладает тремя характерными особенностями:

  • Социальные институты. Для данной сферы характерно наличие социальных норм, учреждений, которые будут регламентировать действия объединений. Например, у индивида духовная ценность — религия и вера, он отправляется в храм.
  • Общественные отношения и связи. Человек потребляет духовные ценности, распределяет и создает их. В ходе этого процесса он заводит друзей, знакомиться с новыми людьми.
  • Деятельность. Даже самый сложный жизненный урок человек может усвоить, если у него в приоритете духовность. Люди изучают методики, традиции, способы получения результата. Итогом этой деятельности становится созданная, изученная продукция.

Что такое духовная жизнь общества

Духовный уровень жизни – это отдельный мир, который является незаменимой частью жизни в социуме. Он основан на распределении и производстве ценности, которая способна удовлетворить потребность индивида. Общество нуждается в духовном спокойствии, понимании. Каждый находит его в своей сфере.

Понятие духовной жизни общества описывает действия человека, который стремится потреблять и производить духовные ценности. Этот термин не используется для описания благ материального характера. Бытие основывается на совокупном опыте людей, их духовной и познавательной деятельности и ее итогах.

Самое большое значение для духовной жизни социума играет культурная сфера. Она является основой культуры. Мировоззрение и духовность формируются под влиянием:

  • Нравственных взглядов.
  • Художественной и правовой культуры.
  • Моральных ценностей.
  • Религиозных направлений.

Религия также считается значимой основой духовности социума. В целом все материальные, духовные успехи и достижения людей формируют его культурный уровень. Они определяют общественную деятельность индивидов. Исторические факторы и развитие также сказались на культурной среде. Как связана культура и духовная жизнь людей:

  • Задание культуры и духовности не ограничивается возвышенными ценностями. Они подталкивают людей к развитию. В итоге зачастую получаются бесценные результаты творческой работы – картины, музыка, скульптуры.
  • С одной стороны культура развивает личность и общество, с другой она сама продукт, возникший в результате такого развития.
  • Человек в ходе жизни осваивает ряд норм и правил. Он становится социально адаптированным, культурным. В процессе изучения приоритетов прошлых поколений, историй, формируется духовно-культурная личность.
  • Ни одно общество не существует без культуры, которая ценится на духовном уровне. Она помогает людям организовывать свою жизнь, выбирать правильное направление.
  • Духовная культурная среда особенная, она отражает бытие человека, его личность. Бытие социума сказывается на его жизни, привычках, достижениях и развитии.

Что значит духовная жизнь личности

Духовная жизнь личности – это направление социальной деятельности индивидов, задачей которого является создавать, изучать, распространять и хранить культурные ценности социума. Она состоит из следующих элементов:

  • целей и стремлений;
  • убеждений;
  • переживаний;
  • веры, моральных и нравственных ценностей;
  • способностей и потребностей;
  • чувств, познаний.

Класс духовных ценностей говорит о внутреннем мире людей, их нравственности и интеллекте. Формирование духовной жизни связано с практической деятельностью индивида. Она отражает окружающий мир, помогает взаимодействовать с ним. Существует два типа действий индивидов, через которые проявляется духовность:

  1. Человек сам производит, создает духовные и культурные ценности. Сюда относятся научные исследования, исторические памятники и здания, технологии, произведения искусства, музыкальные композиции и другое.
  2. Люди усваивают, сохраняют и воспроизводят культурные ценности, духовные аспекты. Они остаются следующим поколениям.

Обществознание. 10 класс

Конспект урока

Обществознание, 10 класс

Урок 4. Духовная культура и Духовная жизнь человека

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Понятие духовной культуры.
  2. Культурные ценности и нормы.
  3. Институты культуры. Многообразие культур.
  4. Духовная жизнь и духовный мир человека.

Духовная культура общества — совокупный духовный опыт человечества, включающий познавательную и духовную деятельность и её результаты.

Институты культуры — учреждения и организации, создающие, исполняющие, хранящие, распространяющие художественные произведения, а также обучающие население культурным ценностям.

Духовный мир человека — это знания, вера, чувства, потребности, способности, стремление, цели людей.

Духовная жизнь — это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, удовлетворением духовных потребностей человека.

Культурные ценности — это незаменимые материальные и нематериальные предметы и произведения культуры, созданные человеком в результате творческого процесса, имеющие художественную и имущественную ценность, универсальную значимость и оказывающие эстетическое, научное, историческое воздействие на человека.

Культурные нормы — правила или стандарты поведения, принятые обществом и определяющие мотивы поведения.

Ключевые слова

Духовная культура, материальная культура, институты культуры, духовные ценности, духовная жизнь.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского. Москва. Издательство «Просвещение», 2014.

О.А. Чернышёва, Р.В. Пазин. Обществознание. ЕГЭ. Работа с текстом. Решение познавательных задач. Легион. Ростов-на-Дону, 2017. Стр.47 — 64; 203 – 210.

П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017. Стр. 12-14; 20-24; 29-31.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Что такое духовная культура. Этот вопрос волновал многих философов. Согласно теории немецкого философа Вильгельма фон Гумбольдта, всемирная история есть результат деятельности духовной силы. Эта сила заключается в творческих способностях человека. Результаты этого творчества и представляют собой духовную культуру. Внутренний мир человека и его духовная деятельность, например, обычаи, традиции, созданные им законы, достижения науки все вместе являются духовными ценностями.

Разнообразные формы общественного сознания – правовое, нравственное, философское, политическое – это тоже проявление данной культуры. А также она реализуется через искусство, литературу, архитектуру. Кроме этого, духовную культуру составляют правила, ценности, символы, письменность, образование, язык. Духовная культура как результат деятельности людей, в отличие от материальной культуры, является творением разума, но не рук. Следовательно, духовная культура – это собрание духовных ценностей, которые называются «вечными», потому что составляют основу любой культуры, являясь представлением о добре, истине, справедливости и ориентиром для всех людей.

Основные духовные ценности:

Мировоззренческие – формируют взгляд на целостность картины мира. Это прошлое и настоящее, память. Это ценности, которые определяют место человека в мире и его отношение к нему. К ним относятся творчество, гуманизм, свобода. Они очень близки к нравственным ценностям, которые определяют поведение человека, предписывая ему как должно быть.

Эстетические ценности дают представление о прекрасном и безобразном, трагическом и комическом и связаны с гармонией жизни, стремлением к равновесию, совершенству.

Религиозные ценности связаны, прежде всего, с такими понятиями как вера, смирение, любовь к Богу, ближнему.

Для удовлетворения своих потребностей люди создают культурные институты, которые выполняют определенные функции. Это социальные институты, призванные удовлетворять потребности общества в новых знаниях и их передачи последующим поколениям, также потребности решения духовных вопросов. К институтам культуры относят созданные обществом формы организации духовной жизни людей: научную, художественную, религиозную, образовательную. Соответствующие им институты: наука, религия, мораль, образование, искусство.

Библиотеки, музеи, школы, телевидение, радио – это коммуникативные культурные институты. Через них распространяется информация.

Всеми социальными институтами, в том числе и культурными, осуществляется такая важная функция как социализация – усвоение норм и освоение социальных ролей.

Институты носят нормативный характер. Заставляют людей подчиняться принятым нормам, являясь совокупностью норм и образцов поведения. Следовательно, они выступают инструментами социального контроля.

Разбор типового тренировочного задания

1. Выберите верные суждения о функциях культуры и запишите цифры, под которыми они указаны:

1) Познавательная функция духовной культуры дает целостное представление о народе, стране.

Читать еще:  Святый крепкий. Молитва господи помилуй

2) Оценочная функция не имеет отношения к отбору ценностей, обогащению традиций

3) Функция социализации направлена на усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей.

4) Роль информационной функции в обмене знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений незначительна.

Правильный вариант/варианты: 1,3

2. Прочитайте и вставьте пропущенные слова.

Прекрасное и возвышенное, трагическое и комическое – вот основные ____________ ценности.

_________________ ценности, определяющие отношение к человеку и его месту в мире.

Правильный вариант/ варианты: эстетические; мировоззренческие.

ОГЭ. ТЕОРИЯ.Сфера духовной культуры. 2.1 Сфера духовной культуры и ее особенности.

2.1 Сфера духовной культуры и ее особенности.

План.

  • Сущность понятий «духовная культура» и «духовная сфера общества».
  • Культурное наследие, духовные ценности.
  • Особенности духовных ценностей.
  • Культурный человек.
  • Функции культуры.
  • Формы и разновидности культуры.
  • Диалог культур.
  • Искусство и его направления.
  • Особенности духовной жизни современной России.

Духовная культура.

Человек как существо духовное не может ограничиваться только материальным существованием. Можно говорить, что истинно человеческое в человеке тесно связано с духовной сферой общественной жизни.

Духовная сфера жизни общества (духовная жизнь общества) включает язык, мораль, право, религию, образование, науку, искусство, философию, т. е. духовную культуру в различных её проявлениях и организациях, а также творческую деятельность людей.

Духовная культура (от лат. возделывание, обработка) – это совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству , освоению и применению.

Культура в узком смысле — степень воспитанности человека.

Культурное наследие-часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое (творчество Пушкина).

Культурные ценности – это не только отдельные объекты — памятники архитектуры, скульптуры, живописи, письма, печати, археологии, прикладного искусства, музыки, фольклора, которые могут быть отмечены в списках, каталогах и т. п., но и явления, такие, как традиции и навыки в области искусства, науки, образования, поведения, обычаев, культурных индивидуальностей народов, групп населения, отдельных людей и т. д.

Особенности духовных ценностей.

  • Долговечны (даже ели не сохранились до наших дней многие шедевры мировой культуры, но память о них передаётся из поколения в поколение через легенды, предания, воспоминания и т. п.).
  • Безграничны потребности людей в духовных ценностях.
  • Запечатлевают особенности личности автора.
  • Могут иметь автора, а могут быть анонимными.
  • Созданием, сохранением, распространением ценностей духовной культуры непосредственно занято немало людей различных профессий (учителя, библиотекари, музейные работники, учёные в самых разных областях знания, писатели, художники, артисты, музыканты.)Для этого создаются многочисленные специализированные учреждения: библиотеки, архивы, школы и высшие учебные заведения, научные институты, консерватории, театры, клубы, филармонии, музеи и выставочные залы.
  • Для их создания существуют учреждения, готовящие кадры профессиональных работников культуры (музыкальные и художественные школы и училища, консерватории, колледжи и институты культуры и др.)
  • Участие в создании духовных ценностей не профессиональными работниками: занятия художественной самодеятельностью, создание в свободное от основной работы время произведения искусства и т.д.

Культурные универсалии — нормы, ценности, традиции, присущие всем культурам, независимо от географического положения, исторического периода и социального устройства общества (мировая мода).

Какого человека можно назвать культурным?

Культурный человек – это…

  • Образованный, стремящийся получить знания и применять и в жизни.
  • Не замыкающийся только в узких рамках специальных знаний, интересующийся не только тем, что практически полезно, то есть широкообразованный человек.
  • Ценящий и понимающий красоту и богатство произведений культуры.
  • Человечный, порядочный, не позволяющий унижать и оскорблять себя и других.
  • Знающий правила поведения и следующий им.

Основные функции культуры.

  • Познавательная — формирование представлений о народе, стране, эпохе
  • Оценочная – определение системы ценностей
  • Регулятивная – формирование системы норм и требований
  • Информативная – передача опыта, ценностей
  • Коммуникативная – тиражирование культурных ценностей, их распространение
  • Социализирующая – усвоение норм и культурных ценностей, приучение его к социальным ролям, нормативному поведению

Формы и разновидности культуры.

Типология культур:

  • по связи с религией: религиозная и светская;
  • по региональному признаку: культура Востока и Запада;
  • по национальному признаку: русская, французская и т.д.;
  • по принадлежности к историческому типу общества: культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества;
  • по связи с территорией: сельская и городская культура;
  • по сфере общества или виду деятельности: культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.;
  • по характеру удовлетворяемых потребностей: материальная и духовная.
  • по уровню мастерства и типу аудитории: элитарная (высокая), народная, массовая.

Элитарная, массовая и народная культуры

Элитарная

  • создаётся привилегированной частью общества либо по заказу профессиональными творцами.
  • её девиз: «Искусство для искусства».
  • трудна для восприятия неподготовленного человека
  • не имеет коммерческой выгоды
  • стремится к новаторству, постоянному поиску нового, эстетической свободе

Массовая

  • Сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления в индустриальном обществе
  • Не выражает изысканных вкусов или духовных поисков.
  • Самая широкая аудитория.
  • Утверждает простые и понятные представления.
  • Редко или почти не поднимает вечных проблем
  • Демократична, легко воспринимается, не требует специальной подготовки
  • Цель — получить коммерческую выгоду.
  • Сленговое название- кич, китч (в переводе с нем.)- дешёвка
  • Занимательна.
  • Серийная. Тиражируемая.
  • Пассивное потребление.

Народная

  • Культура конкретного народа, основанная на национальных традициях, обычаях, ценностях
  • Создана анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.
  • Может быть индивидуальной (изложение легенды), групповой (исполнение песни), массовой ( карнавал).
  • Связана с религиозной субкультурой.
  • Является частью мировой культуры.
  • Существует преимущественно в устной форме. Может существовать в двух видах: популярная – отражает современный быт, обычаи, нравы, фольклорная – обращается к прошлому

Кроме уровней культуры, выделяют также виды культуры.

Доминирующая культура – это совокупность ценностей, верований, традиций, обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества. Например, большинство россиян любят ходить в гости и принимать гостей, стремятся дать своим детям высшее образование, доброжелательны и дружелюбны.

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций и обычаев, присущих определенной группе людей. Например, национальная, молодежная, религиозная.

Контркультура — вид субкультуры, которая противостоит доминирующей. Например, хиппи, эмо, уголовный мир.

Искусство.

Искусство – образное и наглядное отражение жизни людей в художественных образах, имеющее специальные средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объемно-пространственные формы.

Основные направления искусства.

  • Танцы,
  • Музыка,
  • Живопись, скульптура,
  • Архитектура,
  • Литература и фольклор,
  • Театр и кино,
  • Спорт и игры.
  • СМИ – это средства массовой информации: периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроника и т. д. Положение СМИ в государстве характеризует степень демократизации общества. В нашей стране положение о свободе СМИ закреплено в Конституции РФ.

Формы духовной культуры

  • Мораль— совокупность правил поведения, представлений человека о добре и зле.
  • Миф – сказания, предания, передающие первичное представление человека о мире, о происхождении всего сущего, о месте человека в мире.
  • Религия — мировоззрение, мироощущение, основанное на вере в сверхъестественное, существование Бога или богов.
  • Искусство— отражение окружающего мира при помощи системы образов.
  • Философия – «любовь к мудрости», наука о наиболее общих вопросах и проблемах бытия
  • Наука — теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, основанные на результатах научных исследований.
  • Идеология – система взглядов, убеждений, установок, ценностей, цели и программа деятельности.

Духовный мир человека — это его взгляды, мировоззрение, ценности, идеалы, социальная деятельность, направленная на созидание, сохранение, распространение культурных и духовных ценностей.

Духовность – это одухотворённость, опора на высокие нравственные, религиозные принципы и идеалы.

Бездуховность — отсутствие высоких нравственных, гражданских, культурных качеств, эстетических потребностей, преобладание биологических инстинктов.

Особенности духовной жизни современной России

  • Широкое использование достижений мировой культуры
  • Формирование новых духовных ценностей на базе старых
  • Диалог религий
  • Возрождение национальных культур
  • Интеграция культурного наследия
  • Приоритет западных культурных ценностей

Национальная культура— ценности, нормы, образцы поведения, которые характерны для представителей определённой нации.

Национальное самосознание— совокупность взглядов и оценок, выражающих содержание, уровень и особенности представлений представителей нации о своей истории, современном состоянии, перспективах развития.

Национальный менталитет – склад ума, стереотипы, жизненные установки членов нации.

Тенденции развития национальных культур

  • Интеграция — взаимообогащение культур разных национальностей
  • Дифференциация — стремление обособиться, неприятие другой культуры
Читать еще:  Клуб многодетных: Погодки — секреты воспитания

Диалог культур – это взаимное обогащение различных культур, их влияние, проникновение, уважение ценностей других культур, толерантное к ним отношение, стремление понять и принять лучшее.

Культурная среда.

Культурная среда — среда, необходимая для здорового личного и общественного развития:

  • Культура труда – организация труда, позволяющая человеку максимально и эффективно проявить свои творческие способности, реализовать себя в профессиональной и трудовой деятельности.
  • Культура быта— совокупность предметов быта, их эстетика, а также отношения между людьми в сфере быта.
  • Культура общения – гуманное отношение человека к человеку, соблюдение норм вежливости, форм приветствий, благодарности, извинений, правил поведения в общественных местах и т.д.
  • Культура поведения – совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят своё внешнее проявление моральные и эстетические нормы.
  • Культура языка и речи – уровень речевого развития человека, степень владения нормами языка, выразительность речи, умение использовать большой словарный запас, убедительность, выразительность речи
  • Культура питания – осознание человеком необходимости питания для продолжения жизни, необходимости здорового питания, умение организовать правильно своё питание
  • Культура чувств — степень эмоциональной одухотворённости человека, его умение чувствовать, улавливать оттенки чувств других, тактичное отношение к людям

Культура мышления — способность к саморазвитию, умение выходить за рамки стереотипов мышления.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Понятие, сущность и структура духовной жизни общества

Духовная сфера является возвышенной сферой жизнедеятельности общества и человека. Именно духовная деятельность отличает человека от других живых существ. Будучи порождением общественной практики, исторически духовная сфера жизни завершает собой формирование социума, достраивая его доверху.
Источником существования, развития, активности индивида и общества выступают потребности (материальные и духовные). Материальные потребности исторические предшествуют духовным, но они не определяют последние, а вступают лишь в качестве условия, создающего возможность их появления, развития и потребления. Ради удовлетворения духовных и материальных потребностей осуществляется духовное производство, представляющее собой в своем современном виде производство многофункциональное и многоотраслевое. Главной целью духовного производства является воспроизводство общественного сознания в его ценности.

Структура духовной сферы жизни общества. Совокупным продуктом духовного производства является общественное сознание. Общественное сознание представляет собой очень сложное в структурном отношении образование. Формы общественного сознания: политическое сознание, правосознание, религиозное сознание, эстетическое, философское.
Политическое сознаниеесть совокупность чувств, устойчивых настроений, традиций, идей и цельных теоретических систем, отражающих конкретные интересы больших социальных групп, их отношение друг к другу и политическим институтам общества. Политическое сознание отличается от других форм сознания специфическим объектом отражения (политическое бытие общества) и – соответственно – специфическим категориальным аппаратом, а также более конкретно выраженным субъектом познания. В политическом сознании общества определенное место занимают категории, отражающие общецивилизационные политические ценности (демократия, разделение власти, гражданское общество и т.д.), однако в нем превалируют те чувства, традиции, взгляды и теории, которые, циркулируют короткое время и в более сжатом социальном пространстве.
Правосознаниеобщества включает систему общеобязательных социальных норм и правил, установленных в законах, а также систему взглядов людей ( и социальных групп) на право, оценку ими существующих в государстве норм права как справедливых или несправедливых, а также поведения граждан как правомерного или неправомерного. Правовое сознание определяется при этом как совокупность прав и обязанностей членов общества, убеждений, идей, теорий, понятий и правомерности или неправомерности поступков, о законном, должном и обязательном отношении между людьми данного общества. Выделяют два уровня правосознания социально-психологический и идеологический.
Религиозное сознание составная часть, общественного сознания, сфера духовной жизни общества, основанная на вере в сверхъестественное.Оно включает два взаимосвязанных уровня явлений: обыденный и концептуальный (идеологический), или религиозную психологию и религиозную идеологию. Религиозная психология представляет собой совокупность религиозных представлений, потребностей, стереотипов, установок, чувств, привычек и традиций, связанных с определенной системой религиозных идей присутствующих в массе верующих, она формируется под влиянием непосредственных условий жизни и религиозной идеологии.Религиозная идеология – это более или менее стройная система понятий, идей, принципов, концепций, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации в лице профессиональных богословов и служителей культа.
Для религиозного сознания характерны такие особенности:

· в нем в большей мере, чем в других формах общественного сознания людей, идеология связана с психологией;

· его содержанием, цементирующей основой является религиозная вера, т.е. вера в сверхъестественное;

· основными предпосылками формирования и развития религиозного сознания выступают религиозная деятельность (культ) и религиозный опыт.

Философское сознание имеет в центре своего проблемного поля вопрос об отношении человека и мира. Оно есть система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. По определению В.С. Степина философия есть «особая форма общественного сознания и познания мира вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих существенных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни».
Эстетическое или художественное сознаниепринадлежит к числу древнейших форм общественного сознания. Эстетическое сознание есть осознание общественного бытия в форме конкретно-чувственных, художественных образов. Эстетическое сознание подразделяется на объективно-эстетическое и субъективно-эстетическое. Объективно-эстетическое связано с гармонией свойств, симметрией, ритмом, целесообразностью, упорядоченностью и т.д. Субъективно-эстетическое предстает в форме эстетических чувств, идеалов, суждений, взглядов, теорий. Духовный мир человека не безразличен ко всему , с чем он встречается в практической деятельности с чем он взаимодействует в своем существовании. Сталкиваясь с прекрасным, как и с другими сторонами мира, он переживает его. Прекрасное вызывает в нем чувство удовлетворения, радости восторга потрясения.
Идеология есть система теоретических взглядов отражающих степень познания обществом мира целом и отдельных его сторон, и как таковая она представляет более вы кой по сравнению с общественной психологией уровень общественного сознания – уровень теоретического отражения мира. Если при анализе психологии социальных групп мы пользуемся эпитетом «общественная», ибо существует еще психология возрастная, профессиональная и т.д., то понятие «идеология» в таком дифференцирующем эпитете не нуждается: нет идеологии индивидуальной, она всегда носит общественный характер.
Необходимо иметь ввиду, что понятие «идеология» употребляется в социальной философии в еще одном, более узком смысле – как система теоретических взглядов одной большой социальной группы, прямо или опосредованно отражая ее конкретные интересы. Таким образом, если в первом случае доминирует познавательный аспект, выявляется уровень общественного сознания, то при втором варианте применения акцент смещается в сторону аксиологического (ценностного) аспекта, причем оценка тех или иных социальных явлений и процессов дается с узкогрупповых позиций.
Особую роль в жизни общества, в регулировании поведения его членов играет мораль. Мораль – форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.
Наряду с правом мораль выполняет роль регулятора поведения людей, но вместе с тем имеет отличительные особенности.

1. Мораль — такая регулятивная система, которая обязательна для каждой формационной и цивилизационной ступеней развития общества. Право же является атрибутом только «государственных» формаций, в которых мораль, сама по себе не может обеспечить соответствующее данному общественному порядку поведение людей.

2. Нравственные нормы поведения поддерживаются лишь общественным мнением, правовые нормы – всей силой государственной власти. Соответственно и нравственная санкция (одобрение или осуждение) имеет идеально-духовный характер: человек должен осознавать оценку его поведения общественным мнением, понять его внутренне и скорректировать свое поведениена будущее. Юридическая же санкция (награда или наказание) принимает характер принудительной меры общественного воздействия.

3. Принципиально отличаются друг от друга и категории правовых и моральных систем. Если основными категориями права выступает законно и незаконное , правомерное и неправомерное, то основными оценочными категориями морали и этики (науки, изучающие моральные отношения и моральное сознание) являются: добро, зло, справедливость, долг, счастье, совесть, честь, достоинство, смысл жизни.

4. Моральные нормы распространяются и на такие отношения между людьми которые не регулируются государственными органами (дружба, товарищество, любовь и т.д.)

Основными понятиями морали являются «добро» и «зло», «справедливость», «правильное» и «неправильное», «честь», «долг», «стыд», «совесть», «счастье» и др.

Культура и духовная жизнь общества

Средняя оценка: 4

Читать еще:  Экономист Алексей Ульянов: Классического дефолта в России не будет

Всего получено оценок: 1878.

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 1878.

Понятие культуры достаточно широко и охватывает все общественные нормы, ценности личности и созданные человеком вещи. Рассмотрим кратко понятие духовной культуры общества.

Культура и духовная жизнь общества

Сейчас уже является общепринятой классификация культуры на материальную и духовную.

Материальная культура – это все, созданные человеком вещи и предметы. Сюда входят техника, автомобили, одежда, книги и другие вещи. Духовная культура – это нормы, ценности, представление о красоте, религиозные, научные взгляды.

В целом духовная культура выражается в двух составляющих:

  • внутренний мир личности и его деятельность по созданию духовных ценностей;
  • продукты такой деятельности, то есть произведения искусства, научные теории, обычаи, законы.

Также она воплощается в религии, образовании, языке и составляется правилами, законами, ценностями, знаниями, обычаями, нормами морали.

Таким образом, духовная культура, как и материальная, появляется в результате деятельности людей, но создается не руками, а разумом. Объекты данной культуры нельзя увидеть и подержать в руках в чистом виде, так как они существуют лишь в сознании. Но они непременно воплощаются в материальных предметах: знания – в книгах, научные теории – в экспериментальных моделях и так далее.

которые читают вместе с этой

Духовные ценности

Многообразие духовных ценностей легче представить, если разделить их на группы.

Рассмотрим классификацию духовных ценностей:

  • Мировоззренческие(связанные с понятиями жизни и смерти – время, судьба, прошлое, соотношением человека и природы). Данная группа отражает понимание человеком своего места в мире;
  • Нравственные(Связанные с категориями добра и зла – долг, ответственность, верность, честь, любовь, дружба).

Функции культуры

Культура играет особую роль в обществе. Ученые выделяют следующие функции:

  • познавательная;
  • оценочная;
  • регулятивная;
  • информативная;
  • коммуникативная;
  • функция социализации человека.

Типы культуры:

  • народная

Чаще всего автор продуктов данной культуры неизвестен. Это могут быть литературные произведения устного творчества, которые передаются из поколения в поколение, например, сказки, мифы, песни.

Народная культура отражает особенности жизни общества, действующие в нем нормы, характерные ценности.

  • элитарная

Произведения создаются отдельной группой населения, как правило, самой образованной для привилегированных слоев. Это такие виды искусства, доступ к которым имеет меньшинство. Это может быть, к примеру, классическая музыка и литература.

  • массовая

Появилась в XX веке как отражение потребности больших групп населения в досуге. Продукты массовой культуры характеризуются простотой форм, понятностью для большинства людей независимо от возраста, образования и профессии.

Формирование духовной культуры личности в современном обществе происходит под влиянием разных факторов. Особую роль в этом процессе играют средства массовой информации, интернет, телевидение, газеты, которые оказывают сильное влияние на мировоззрение людей, навязывают ценности.

Что мы узнали?

Изучив тему по обществознанию 10 класса, мы выяснили, что культура и духовная жизнь общества – взаимосвязанные понятия. Культура имеет различные проявления в виде материальных и духовных объектов. Духовная культура – это совокупность нематериальных ценностей, созданных разумом.

Конспект по теме «Духовная жизнь общества: культура, ее виды и функции. СМИ»

Духовная жизнь общества — это деятельность людей, связанная с производством и потреблением духовных (т.е. идеальных, в отличие от материальных) ценностей.

Термин «культура» произошел от латинского слова cultura , что в переводе означает — возделывание, воспитание, развитие. В самом общем смысле под культурой понимают совокупность видов и результатов производственной, общественной и духовной деятельности человека и общества. Наука, изучающая культуру, называется культурологией . Как правило, выделяют материальную культуру (то, что сделано руками человека) и духовную культуру (то, что создано человеческим разумом).

В качестве духовного образования культура включает в себя несколько основных элементов .

Познавательный, знаково-символический элемент — знания, сформулированные в определенных понятиях и представлениях и зафиксированные в языке.

Знаки и символы выступают в процессе общения в качестве заместителей других предметов и используются для получения, хранения, преобразования и передачи информации о них. Люди усваивают это значение знаков и символов в процессе воспитания и образования. Именно это позволяет им понимать смысл сказанного и написанного.

Ценностно-нормативная система . Она включает в себя социальные ценности и социальные нормы.

Социальные ценности — это жизненные идеалы и цели, которых, по мнению большинства в данном обществе следует достигнуть. В систему ценностей социального субъекта могут входить различные ценности:

смысложизненные ценности — представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни;

универсальные ценности — жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, образование, квалификация, правопорядок;

ценности межличностного общения — честность, бескорыстие, доброжелательность;

ценности общественного признания — трудолюбие, социальное положение;

демократические ценности — свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет.

На основе социальных ценностей формируются социальные нормы. Социальные нормы рекомендуют или требуют соблюдение определенных правил и тем самым регулируют поведение людей и их совместную жизнь в обществе.

Выделяют неформальные и формальные социальные нормы.

Неформальные социальные нормы — это естественно складывающиеся в обществе образцы правильного поведения, которых люди должны придерживаться без принуждения (этикет, обычаи и традиции, обряды, хорошие привычки и манеры). Соблюдение неформальных норм обеспечивается силой общественного мнения (осуждение, неодобрение, презрение).

Формальные социальные нормы — это специально разработанные и установленные

правила поведения, за несоблюдение которых предусматривается определенное наказание (Воинский устав, юридические нормы, правила пользования метро). За соблюдением формальных социальных норм следят государственные органы.

Культура — постоянно развивающаяся система. Каждое поколение привносит свои, новые элементы, как в материальную, так и в духовную сферу.

Субъектами (творцами) культуры являются :

общество в целом; — социальные группы; — отдельные личности .

Выделяют три уровня культуры

Элитарная культура

Народная культура

Массовая культура

Кроме уровней культуры, выделяют также виды культуры

Доминирующая культура — это совокупность ценностей, верований, традиций, обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества. Например, большинство россиян любят ходить в гости и принимать гостей, стремятся дать своим детям высшее образование, доброжелательны и дружелюбны.

Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, традиций и обычаев, присущих определенной группе людей, например, национальная, молодежная, религиозная.

Контркультура — вид субкультуры, которая противостоит доминирующей, например, хиппи, эмо, уголовный мир.

Одним из видов культуры являются также средства массовой информации (СМИ) .

СМИ — это периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроника и т.д. Положение СМИ в государстве характеризует степень демократизации общества. В нашей стране положение о свободе СМИ закреплено в Конституции РФ. Но законодательство налагает определенные запреты на эту свободу.

Запрещается:

1) использование в программах скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей;

2) пропаганда порнографии, насилия и жестокости, национальной розни;

3) распространение информации о способах разработки и местах приобретения наркотиков и психотропных препаратов;

4) использование СМИ в целях совершения уголовных преступлений;

5) разглашение сведений, содержащих государственную тайну.

Культура играет огромную роль в общественной жизни. К ее функциям относятся:

1) трансляционная функция — передача социального опыта от поколения к поколению;

2) познавательная функция — создает благоприятные возможности для познания и освоения знаний о мире;

3) нормативная функция — регулирует поведение людей в обществе, опираясь на право и мораль;

4) знаковая функция — без изучения соответствующих знаковых систем невозможно овладеть достижениями общества;

5) ценностная функция — формирует ценности и ориентации людей.

В каждом обществе складывается своя, неповторимая культура. В вопросе об отношениях между различными культурами просматриваются три подхода :

1) этноцентризм — оценка культуры других народов по культурным стандартам своей нации;

2) культурный релятивизм каждая культура своеобразна и ее можно оценивать только через призму ее собственных норм и ценностей;

1. Культура как социальный институт духовной сферы

2. Разновидности культуры
2.1 Материальная и духовная культура
2.2 Национальная и мировая культура

3. Формы культуры
3.1 Понятие и признаки массовой культуры
3.2 Понятие и признаки элитарной культуры
3.3 Понятие и признаки народной культуры
3.4 Взаимовлияние и взаимопроникновение форм культуры

4. Роль культуры в жизни общества
4.1 Познавательная функция
4.2 Информационная функция
4.3 Коммуникативная функция
4.4 Регулятивная функция
4.5 Функция социализации
4.6 Компенсаторная функция

5. Пути накопления и передачи культурных ценностей:

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector