0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Существует ли истина? Абсолютная и относительная истина. Отличие относительной истины от абсолютной Что есть истина существует ли абсолютная истина

Содержание

Абсолютная и относительная истина. Отличие относительной истины от абсолютной

В течение всего своего существования люди пытаются ответить на множество вопросов об устройстве и организации нашего мира. Ученые постоянно совершают новые открытия и с каждым днем приближаются к истине, разгадывая тайны устройства Вселенной. Что же такое абсолютная и относительная истина? Чем они различаются? Удастся ли людям когда-либо достичь абсолютной истины в теории познания?

Понятие и критерии истины

В различных областях науки учеными дается множество определений истины. Так, в философии это понятие трактуется как соответствие образа предмета, формируемого человеческим сознанием, реальному его существованию вне зависимости от нашего мышления.

В логике под истиной понимаются суждения и умозаключения, являющиеся достаточно полными и правильными. В них должны отсутствовать противоречия и несоответствия.

В точных науках суть истины трактуется как цель научного познания, а также как совпадение имеемых знаний с реальными. Она представляет огромную ценность, позволяет решать практические и теоретические задачи, обосновывать и подтверждать полученные выводы.

Проблема того, что же считать истинным, а что нет, возникла так же давно, как и само это понятие. Основным критериями истины считаются возможность подтвердить теорию практическим путем. Это может быть логическое доказательство, опыт или эксперимент. Этот критерий, разумеется, не может быть стопроцентной гарантией истинности теории, так как практика привязана к конкретному историческому периоду и со временем совершенствуется и преобразовывается.

Абсолютная истина. Примеры и признаки

В философии под абсолютной истиной понимается некое знание о нашем мире, которое не может быть опровергнуто или оспорено. Оно является исчерпывающим и единственно верным. Абсолютная истина может быть установлена только опытным путем или с помощью теоретических обоснований и доказательств. Она должна в обязательном порядке соответствовать окружающему нас миру.

Очень часто понятие абсолютная истина путают с вечными истинами. Примеры последних: собака – животное, небо голубое, птицы умеют летать. Вечные истины применимы лишь в отношении какого-либо конкретного факта. Для сложных же систем, а также для познания всего мира в целом они не подходят.

Существует ли абсолютная истина?

Споры ученых о природе истины ведутся с момента зарождения философии. В науке имеется несколько мнений по поводу того, существуют ли абсолютная и относительная истина.

Согласно одной из них, все в нашем мире относительно и зависит от восприятия реальности каждым конкретным человеком. Абсолютная истина при этом не достижима никогда, ведь узнать точно все секреты мироздания человечеству не под силу. Прежде всего это обусловлено ограниченными возможностями нашего сознания, а также недостаточным развитием уровня науки и техники.

С позиции других философов, напротив, все является абсолютным. Однако такое относится не к познанию устройства мира в целом, а к конкретным фактам. К примеру, доказанные учеными теоремы и аксиомы считаются абсолютной истиной, но они не дают ответов на все вопросы человечества.

Большинство же философов придерживаются такой точки зрения, что из множества относительных складывается абсолютная истина. Пример подобной ситуации — когда с течением времени некий научный факт постепенно усовершенствуется и дополняется новыми знаниями. В настоящее время достичь абсолютной истины в вопросе изучения нашего мира невозможно. Однако, вероятно, когда-нибудь наступит момент, когда прогресс человечества достигнет такого уровня, что все относительные знания суммируются и образуют целостную картину, раскрывающую все тайны нашей Вселенной.

Относительная истина

В связи с тем, что человек ограничен в способах и формах познания, он не всегда может получить полную информацию об интересующих его вещах. Смысл истины относительной состоит в том, что это неполные, приблизительные, требующие уточнения знания людей о том или ином объекте. В процессе эволюции человеку становятся доступны новые методы исследования, а также более современные приборы для измерений и вычислений. Именно в точности знаний состоит главное отличие относительной истины от абсолютной.

Истина относительная существует в конкретный временной промежуток. Она зависит от места и периода, в которые получено знание, исторических условий и прочих факторов, которые могут оказать влияние на точность результата. Также относительная истина определяется восприятием реальности конкретным человеком, проводящим исследования.

Примеры относительной истины

В качестве примера относительной истины, зависящей от местоположения субъекта, можно привести такой факт: человек утверждает, что на улице холодно. Для него это — истина, казалось бы, абсолютная. Но у людей в другой части планеты в это время жарко. Следовательно, говоря о том, что за окном холодно, подразумевается лишь конкретное место, а значит, эта истина относительная.

С точки зрения восприятия человеком реальности можно также привести пример погоды. Одинаковая температура воздуха разными людьми может переноситься и ощущаться по-своему. Кто-то скажет, что +10 градусов – это холодно, а для кого-то это вполне теплая погода.

С течением времени относительная истина постепенно преобразуется и дополняется. К примеру, еще несколько столетий назад туберкулез считался неизлечимой болезнью, и люди, заразившиеся им, были обречены. На тот момент смертельность этой болезни не подвергалась сомнению. Сейчас же человечество научились бороться с туберкулезом и полностью излечивать заболевших. Таким образом, с развитием науки и сменой исторических эпох поменялись представления об абсолютности и относительности истины в этом вопросе.

Понятие объективной истины

Для любой науки важно получить такие данные, которые бы достоверно отражали действительность. Под объективной истиной понимаются знания, не зависящие от желания, воли и других личных особенностей человека. Они констатируются и фиксируются без влияния мнения субъекта исследования на полученный результат.

Объективная и абсолютная истина – это не одно и то же. Эти понятия совершенно не связаны друг с другом. Объективной может быть и абсолютная, и относительная истина. Даже неполные, до конца не доказанные знания, могут быть объективными в том случае, если они получены с соблюдением всех необходимых условий.

Субъективная истина

Очень многие люди верят в различные приметы и знамения. Однако поддержка со стороны большинства вовсе не означает объективности знания. Людские суеверия не имеют научного доказательства, а значит, являются субъективной истиной. Не могут выступать в качестве критерия объективности полезность и значимость информации, практическая применимость и прочие интересы людей.

Субъективной истиной считается личное мнение человека по поводу той или иной ситуации, не имеющее весомых доказательств. Все мы слышали выражение «У каждого своя правда». Именно оно относится в полной мере к субъективной истине.

Ложь и заблуждение как противоположность истины

Все, что не является правдой, считается ложным. Абсолютная и относительная истина являются противоположными понятиями для лжи и заблуждения, означающими несоответствие действительности неких знаний или убеждений человека.

Различие между заблуждением и ложью состоит в преднамеренности и осознанности их применения. Если человек, заведомо зная, что он не прав, доказывает всем свою точку зрения, он говорит ложь. Если же кто-то искренне считает свое мнение верным, но на самом деле оно таковым не является, то он просто заблуждается.

Таким образом, лишь в борьбе с ложью и заблуждением может быть достигнута абсолютная истина. Примеры подобных ситуаций в истории встречаются повсеместно. Так, приближаясь к разгадке тайны устройства нашей Вселенной, учеными отметались различные версии, считавшиеся в древности абсолютно верными, но на деле оказавшимися заблуждением.

Философская истина. Ее развитие в динамике

Современными учеными под истиной подразумевается непрерывный динамический процесс на пути к абсолютному знанию. При этом на данный момент в широком понимании истина должна быть объективной и относительной. Основной проблемой становится возможность отличить ее от заблуждения.

Несмотря на резкий скачок человечества в развитии за последнее столетие, наши методы познания до сих пор остаются достаточно примитивными, не позволяющими людям приблизиться к абсолютной истине. Однако последовательно двигаясь к цели, вовремя и полностью отсеивая заблуждения, возможно, когда-нибудь мы сможем узнать все секреты нашей Вселенной.

Истина абсолютная и относительная

Абсолютное – то, что не имеет границ. Постижение истины есть процесс и результат одновременно. Поскольку познание истины бесконечно и безгранично, то абсолютная истина абсолютно недостижима. Это первый доказанный философский тезис. Если принять за абсолютную истину этот тезис, то он согласно философскому принципу «абсолютного отрицания абсолютного утверждения» формально-логически опровергает себя и, в результате, абсолютная истина, на самом деле, существует. Это второй доказанный философский тезис.

Итак, абсолютная истина не существует и, всё же, она есть. Возникает непримиримое объективное противоречие, которое, в принципе, является содержанием истины вообще. Без противоречия нет истины. Она является таковой по природе своей. Однако же всякое бесконечное (абсолютное), не имеющее никаких внешних ограничений и существующее «для себя», имеет бесконечное же количество границ внутренних, в которых содержится огромное множество процессов и результатов конечных. Так, к примеру, развитие органического мира Земли – это бесконечный процесс, который включает в себя бесчисленное количество конечных событий – прожитых жизней различных биологических организмов.

Таким образом, сам собой, напрашивается вывод об относительности абсолютной истины. Абсолютная истина, в действительности оказывается истиной относительной, то есть переходит в свою противоположность. Противоречие конкретной истины в том, что она абсолютна и относительна одновременно. В этом объективном противоречии «абсолютное» и «относительное» становятся моментами, которые находятся в борьбе и единстве. В процессе становления конкретной истины возникает новое качество как снятое (философская категория) становление. В этом качестве, согласно диалектической логике, борьба и единство (то есть множество) переходят в результат (БЫТИЕ) с противоположными свойствами – спокойствием и простотой.

Дело в том, что абсолютная истина содержит в себе множество относительных истин (конечных событий) не как их арифметическую сумму (такую бесконечность Гегель называл ДУРНОЙ БЕСКОНЕЧНОСТЬЮ), а как диалектическое единство «конечного» и «бесконечного». В диалектическом единстве «конечное» и бесконечное» являются моментами, вследствие чего, в становлении, различие их исчезает: «абсолютное» становится «относительным», а «относительное» — «абсолютным». Мы понимаем теперь, что философские категории «абсолютное» и «относительное» становятся тождественными (философский принцип «тождества различия»), хотя и отличаются одна от другой. «Иное иного есть иное (то же самое – А.З.)» — Гегель.

Истину абсолютную и истину относительную разделяет постоянно исчезающая граница. По этой причине абсолютная истина всегда содержится в истине относительной, а относительная истина – в абсолютной. Следовательно, в процессе познания относительная истина становится всё более абсолютной, а абсолютная истина – всё более относительной, будучи всегда конкретной. Не следует, однако, доводить сказанное до абсурда: можно говорить об относительности абсолютной истины, но философски безграмотно утверждать абсолютную относительность истины, что является грубой логической ошибкой, которая приводит к релятивизму и агностицизму (невозможности познания вообще).

Абсолютная истина – категория сферы сущности, а относительная конкретная (истина всегда конкретна) истина – категория сферы бытия. Известно, что Бытие по форме есть отрицание сущности. Следовательно, понятие (бытие, истина) – отрицание сущности с удержанием (созиданием, синтезом). «Понятие (истина) – БЫТИЕ, через которое просвечивает СУЩНОСТЬ». – Гегель. Конкретная истина относительна бытия и сущности. Для того, чтобы сущность (абсолютная истина) явилась в Бытие действительным содержанием (конкретной истиной), необходимы условия. Конкретная, то есть действительная истина возникает только в конкретных условиях. Если таких условий нет или они были, но исчезли, то истина становится не действительной, а относительной.

Истина, как и всякое бытие в принципе, постоянно развивается с изменением условий в жизни общества. То, что было ранее конкретной истиной, здесь и сейчас, в новых условиях и обстоятельствах, становится истиной относительной. Истина, осознанная в конкретных условиях, здесь и сейчас, является действительной и конкретной истиной, которая всегда одна, но содержит в себе относительную истину в качестве результата её развития. Таким образом, конкретная истина одновременно относительна и абсолютна. Конкретная истина, как и всякое «конечное» достигает своего предела – границы, которую переходят, — и становится моментом истины абсолютной уже в качестве истины относительной. Бытие истины конкретно-относительной благодаря исчезающей границе превращается в инобытие истины абсолютной.

1. Истина – соответствие понятия объекту и объекта понятию – есть процесс и результат одновременно. Как и всякое бытие она находится в перманентном развитии.

2. Истина в соответствующих условиях и обстоятельствах всегда конкретна и одна.

3. Здесь и сейчас истина конкретна (по определению), относительна и абсолютна одновременно. Это одна и та же развивающаяся истина.

4. Объективный мир, благодаря истине, познаваем.

5. Истинное знание абсолютно, то есть объективно, действительно, конкретно и относительно.

Что такое истина — ищем истинное трактование, определяем ее критерии и изучаем виды (абсолютная и относительная истины)

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Понятие истины часто упоминают преподаватели, учёные, религиозные деятели и другие представители интеллектуальной элиты.

Дать ей точное определение так же трудно, как и объяснить, что такое свобода или что такое любовь. В литературе вы встретите несколько десятков разных трактовок. Так что же такое истина? Давайте разбираться.

Понятие истины в философии

Истина – это центральная проблема в философии. Ведь философы всегда пытались описать мир на самых абстрактных (отвлечённых от конкретики) уровнях.

Читать еще:  Президент ввел 5 новых мер поддержки семей с детьми

Основоположником классический трактовки стал Аристотель. Именно его определение вы встретите в школьных и университетских учебниках. Другими сторонниками классического подхода были Платон, Демокрит, Фома Аквинский. Если перевести философский язык на человеческий, то получим вот такую формулировку:

«Истина – это соответствие знания объективной реальности».

Приведём простой пример. На столе лежит круглый оранжевый цитрус с кисло-сладким ароматом. Петя смотрит на него и думает: «Это апельсин». Его знание о фрукте соответствует реальности, а значит истинное. Таким образом, истина – это формула: «Реальный апельсин = Знание об апельсине».

Но это не единственная философская трактовка данного понятия. Существуют ещё и такие определения понятия:

  1. истина — это доверие авторитетному источнику;
  2. истина — это утверждение, подтверждённое опытным путём;
  3. . — практически полезное знание;
  4. . — результат соглашения;
  5. . — ясное представление о чём-либо;
  6. . — отдельное суждение, согласующееся со всей системой.

Таким образом, истина в философии – это абстрактное понятие, которое используется для описания процесса познания.

Окружающий мир сложный и многогранный. Чем больше люди о нём знают, тем выше шансы на выживание, комфортное существование, тем быстрее развиваются технологии.

Если говорить простыми словами, то истина – это 100% понимание мира. Люди заинтересованы в том, чтобы к ней стремиться.

Истина и её критерии

Как понять что-то сложное? Научиться отличать его от противоположного. Обычно истину противопоставляют с ложью, неопределённостью, тайной, заблуждением.

Признаки, которые характерны только для истинного знания, называют критериями истины.

    Общественная практика.

Именно практика толкает людей к познанию мира, поэтому выступает главным критерием. Истина – это знание, проверенное обществом во времени.

Например, учёные сделали утверждение о том, что Земля имеет форму шара (немного приплюснутого с боков). Спустя несколько веков люди полетели в Космос и убедились в этом. «Земля имеет форму шара» — это истинное суждение.

Логичность.

Один из известных законов логики – непротиворечия. Если есть два противоположных суждения, то оба из них истинными быть не могут.

Например, студент Вася не пришёл на лекцию. Его друг сказал преподавателю: «Василий отравился, он плохо себя чувствует», на что получил ответ: «Опять! Твой товарищ – симулянт». Очевидно, что оба этих суждения не могут быть истинными. А вот ложью – да (возможно, Вася вообще уехал из города навестить больную бабушку).

  • Ясность.
    Помните цитату: «Ученье – свет, а неученье – тьма»? Это в полной мере относится и к понятию, рассматриваемому в этой статье. Чем более запутанно человек говорит о чём-либо, тем больше вероятность, что он сам не понимает предмета разговора.
  • Различные философские теории выделяли и другие критерии, в частности, полезность, необходимость, экономность, эстетичность.

    В буддизме, например, истина – это освобождение от частных желаний и страданий, единство с миром. Ее осознание отождествляется с просветлением (нирваной). Человек начинает ясно понимать свою природу.

    Виды истины — абсолютная и относительная

    Самая распространённая классификация предполагает деление категории на абсолютную и относительную.

    Абсолютная истина – это полное соответствие знания реальным объектам и явлениям. Её критерий – неизменность. Истинные знания невозможно опровергнуть.

    Многие любят утверждать, что это нечто недостижимое. Мнение спорно. Понятно, что трудно найти ответы на вечные вопросы о мире и обществе, жизни и смерти. Но процесс познания охватывает и маленькие кусочки реальности.

    Примеры абсолютной истины:

    1. на «0» делить нельзя;
    2. в 3 часа ночи темнее, чем в 14 часов дня;
    3. день рождения только раз в году;
    4. живой пингвин не умеет летать сам (и никогда не научится);
    5. комары смертны.

    Абсолютных истинных знаний в мире не так много. В основном люди описывают предметы и явления под каким-то одним углом, опуская незнакомые детали.

    Относительная истина – это неполное соответствие знаний реальности. Со временем суждения могут быть откорректированы или заменены на новые. Их подлинность недоказуема на 100%, зависит от временного отрезка и социально-исторических условий.

    Примеры относительно истинных знаний:

    1. зимой холодно (как правило, да, но иногда в ноябре или марте бывают морозы, а в период с декабря по февраль стоит плюсовая температура, так что при сравнении суждение это будет относительным);
    2. вещества состоят из молекул (знание не полное, ведь позже оказалось, что молекулы состоят из атомов, а атомы – из электронов);
    3. Лиза Петрова – девушка (девушки бывают разные: подростки, 18-25 лет и даже старше).

    Также истина бывает объективной и субъективной в зависимости от того, пропущена ли реальность через сознание человека.

    Вот есть Вселенная, а в ней – Солнечная система. Вокруг Солнца вращается Земля. Это объективная истина. Неважно, что думает о ней человек. Земля всё равно будет вращаться вокруг Солнца.

    А теперь ближе к жизни. В школу пришла новая ученица. Большинство мальчиков подумали: «Лена – красивая». Это субъективная истина, потому что прошла через сознание людей. С точки зрения объективной реальности, нет понятия красоты. Одним мальчикам нравятся худенькие девочки, другим – спортивные, третьим – с округлыми формами.

    Частный случай субъективной истины – это правда.

    Она характеризует отношение человека к событиям, которые происходили в действительности. Не зря говорят: «У каждого своя правда».

    Выводы

    В этой статье вы прочитали более 10 определений этого сложного понятия. И во всех из них было кое-что общее. Истину нельзя потрогать или увидеть.

    Люди придумали это абстрактное понятие для того, чтобы было удобно описывать свои стремления к познанию мира, проделанные в этом направлении шаги и достигнутые результаты. Стремление к истинному знанию – это топливо в двигателе познания мира.

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (8)

    Написано много, некоторые утверждения справедливы, другие выражают лишь субъективные представления. Но нет главного — определения истины. Видов правды очень много, у каждого человека есть своя правда, у каждого сообщества — своя (скомбинированная).

    Но истина ОДНА, она не может быть ни объективной, ни субъективной. Истина одна и она всеобъемлюща: «Я есть Путь и Истина, и Жизнь». Истина — Бог и Его Промысел, или план всего творения, план Вселенной, ее суть от элементарной частицы до сверхгалактик, а на земле — от элемента до земного шара. В ней все: и законы бытия, и предназначения, и цели, и пути развития. Можно, конечно, и нужно изучать и рассматривать отдельные части и даже частицы, не забывая при этом о единстве мироздания и его разумном устройстве. Нельзя игнорировать Создателя!

    «Но истина ОДНА, она не может быть ни объективной, ни субъективной.» — разумеется она одна, по вашей, мало чем обоснованной вере, где в противовес можно поставить другую веру, что бога нет и не может существовать в природе. У всех людей единственная истина, своя. Где для всех существ без исключения истина идёт в первую очередь из себя. Со своим поиском своего raison d’être. (Смысла существования)

    Патриция, прошу без домыслов! Истина и вера — разные понятия. Законы природы не верою утверждаются. «Истина идёт в первую очередь из себя»? Каждый сам устанавливает силу тяготения, свой молекулярный состав, придумывает закон сохранения и превращения энергии?! Вы большой ученый! Пора выдвигать Вас на Нобелевскую премию.

    Михаил, отличный комментарии! Я с вами абсолютно согласна. Истина ОДНА! Всё остальное это мнения и отклонения от Истины.

    Большинство, даже верующие в Создателя, не видят / не знают Истины полностью, т.к. очень много мусора было придумано, чтобы затмить Истину. Столько учений о Создателе и его плане, но большинство лживы и противоречивы. Необходимо, много времени и терпения изучая, сравнивая и анализируя на пути к Правде. Но замечательно то, что если действительно хочется «докопаться» до Истины, то нужно просто попросить Создателя помочь в этом. «Двери» к истинному знанию необыкновенно чудным образом начнут открываться.

    Спасибо за материал!

    Без человека нет понятия об истине, потому суждение, что Земля вращается вокруг Солнца — это истина независящая от сознания человека, само по себе ложно.

    На самом деле, все утверждения, что у каждого есть собственная истина, можно назвать ложными! Истина может быть только одна. А вот личные меркантильные интересы, действительно, могут быть у каждого свои.

    У нее есть 2 фундаментальных свойства. Она вечна и неизменна. Она же есть Абсолютная. Относительной истины нет по самому определеию

    Познание истины

    «Если бы человеческое общество стало зрелым и совершенным и если бы каждый человек с детства знал хотя бы все то, что знаю я сегодня, то все люди прожили бы на этой бренной Земле по 1000 лет. Несовершенство среды и незнание истины сокращает жизнь современного человека по меньшей мере в 12-15 раз. Поэтому познание истины является первостепенным и священным долгом каждого человека…»

    Оглавление

    • Сведения об авторе
    • 1. Смысл жизни
    • 2. Проблемы бессмертия (Постановка задачи)
    • 3. Проблемы счастья. (Постановка проблемы)
    • 4. Невозможность индивидуального счастья
    • 5. Объективная и субъективная истина
    • 6. Абсолютная и относительная истина

    Приведённый ознакомительный фрагмент книги Познание истины предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

    6. Абсолютная и относительная истина

    Абсолютная истина есть предел, к которому относительная истина всегда приближается, но которого она не достигнет никогда

    Объективная истина выступает как предел, к которому в процессе познания стремится субъективная истина, если степень ее искажения непрерывно уменьшается. Если степень искажения субъективной истины становится равной идеальному нулю, то субъективная истина соответствует объективной истине в идеальной точности.

    Но тогда возникает вполне уместный вопрос: возможно ли уменьшить в сознании человека степень искажения истины до нуля? Другими словами: может ли человек познавать объективную истину?

    Как бы точно мы ни определили длину карандаша или какого-либо другого предмета, всегда можно найти более точные измерения. Чтобы в процессе развития шаг за шагом довести погрешность наших измерений до идеального нуля, нам бы понадобилась вечность, которой у нас нет. Поэтому абсолютно точная (объективная) истина о размерах какого-либо предмета выступает как недосягаемый предел, к которому в процессе вечного и непрерывного уточнения приближается относительно точная (субъективная) истина, но которого она никогда не достигнет. Такого рода объективная истина в абсолютной точности не познаваема, то есть степень ее искажения в сознании субъекта невозможно уменьшить до абсолютного нуля.

    Субъективная истина о размерах предметов может быть только лишь относительно более точной или менее точной, но она не может быть абсолютно точной. Однако, нужна ли нам такого рода абсолютная точность? Нет, не нужна.

    «Целью познания является достижение истины» ([88] стр. 318) с такой степенью точности, в какой это нужно для нашей практической деятельности и нашего дальнейшего развития. Если речь идет о размерах квартиры, то мы можем их определить с точностью до 1 см, а этого для нашей практической жизни вполне достаточно. Определение размеров квартиры с точностью до 1 мм нам не нужно, а потому оно недоступно для нас. Если речь идет о чертежах, то мы можем наносить на них изображения с точностью до 1 мм, а этого вполне достаточно для нашей инженерной деятельности. Нанесение линий на чертеже с точностью до 1 микрона нам не нужно, а потому оно недоступно для нас. Если речь идет о диаметре шариков в подшипниках качения, то мы можем измерить их с точностью до 1 микрона, а этого вполне достаточно даже для ракетной техники. Измерение шариков с точностью до тысячных долей микрона нам не нужно, а поэтому оно недоступно для нас.

    Относительной истиной мы называем такую субъективную истину, которая соответствует объективной истине с точностью, достаточной для целесообразной практической деятельности человека на данном этапе его развития. Такого рода относительная истина может быть познана и вполне успешно использована человеком. Излишняя точность потребовала бы от нас дополнительных (неоправданных) затрат и поэтому оказалась бы нецелесообразной.

    Относительная истина всегда субъективна, ибо существует она только лишь в сознании субъекта. Она зависит от его способностей и воли. Она может быть дополнена, углублена, расширена и уточнена, но не может быть объективно опровергнута никем и никогда в будущем. Она охватывает одну или несколько сторон действительности, а не всю ее исчерпывающую полноту.

    Но это вовсе не означает, что объективная истина якобы непознаваема всегда. Субъект может дать объективный (абсолютно правильный) ответ, например, на такие вопросы, как: «Сколько карандашей я держу в руке?» или «Сколько учеников в классе?» и т. д. В таких случаях объективная (абсолютно верная) истина познаваема, а степень ее искажения в сознании человека может быть равна абсолютному нулю.

    Абсолютная и относительная истина

    В течение всего своего существования люди пытаются ответить на множество вопросов об устройстве и организации нашего мира. Ученые постоянно совершают новые открытия и с каждым днем приближаются к истине, разгадывая тайны устройства Вселенной. Что же такое абсолютная и относительная истина? Чем они различаются? Удастся ли людям когда-либо достичь абсолютной истины в теории познания?

    Понятие истины

    Познание является творческой духовной деятельностью, цель которой — постижение истины.

    Истина традиционно понимается как соответствие мыслей и высказывании действительности. Такая концепция истины называется классической и восходит к идеям древнегреческих философов Платона и Аристотеля. Приведем их высказывания по этому поводу:

    Платон: Тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе, — лжет. Аристотель: Говорить о сущем, что его нет, или о несущем, что оно есть, — значит говорить ложное; а говорить, сущее есть и не-сущее не есть, — значит говорить истинное.

    Польско-американский логик и математик Альфред Тарский (1902-1984) выразил классическую формулу истины таким образом: высказывание «Р есть С» истинно, если Р есть С. Например, высказывание «Золото — металл» истинно, если золото действительно является металлом. Таким образом, истинность и ложность выступают характеристикой наших мыслей и высказываний о реальности и невозможны вне познавательной деятельности человека.

    Свойства и виды истины

    Помимо критериев истины, теория познания также исследует различные ее свойства и разновидности. К числу наиболее важных свойств истины относят:

    • конкретность, то есть зависимость истины от места, времени и других условий ее получения;
    • объективность — независимость истины от индивидуальных свойств познающего субъекта, воспроизведение объектов и явлений так, как они существуют в действительности.
    Читать еще:  Успенский пост: питание, история, проповеди

    Существуют различные классификации видов истины. Выделяют истину обыденного знания, опирающуюся на повседневный опыт, и научную истину, предполагающую систематизацию знаний в целях выявления действующих в мире законов и закономерностей, объяснения и предсказания различных явлений.

    Различают также абсолютную и относительную истины. Под абсолютной истиной понимают полное, исчерпывающее знание о каком-либо объекте или явлении, которое не может быть опровергнуто дальнейшим развитием познания. Абсолютные истины — это истины установленных фактов. Однако получение абсолютной истины является весьма непростой задачей. Уровень наших знаний, их точность зависят от многих обстоятельств. Окружающий нас мир не является застывшим, он изменяется, развивается. Также развиваются и познавательные способности человека, но их уровень не позволяет нам одномоментно проникнуть в сущность всех процессов и явлений. Человек постепенно накапливает знания о действительности, корректирует их, уточняет. Каждый познавательный акт дает нам знание о тех или иных сторонах, свойствах изучаемых объектов, явлений. Это знание характеризуется той или иной степенью полноты, точности. Знание, достигнутое на данном этапе познавательной деятельности, называется относительной истиной.

    Таким образом, абсолютная истина является тем предельным знанием, к которому стремится человек, накапливая относительные истины.

    Относительная и абсолютная истины

    Для закрепления знаний установим соответствие между признаками и видами истины.

    Относительная истина — это знание, которое приближенно и ограниченно воспроизводит действительность. Она:

    • содержит неполное, изменяемое знание о предмете;
    • имеет возможность корректировки при дальнейшем развитии науки;

    Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о действительности, которое нельзя опровергнуть. Она:

    И абсолютная и относительная истины обладают такими признаками как:

    • объективный характер;
    • проверяемость знания;
    • отражение свойств познаваемого объекта.

    Развитие науки характеризуется стремлением к абсолютной истине как к идеалу, однако окончательное достижение этого идеала невозможно. Действительность невозможно исчерпать до конца, и с каждым новым открытием возникают и новые вопросы. Помимо этого недостижимость абсолютной истины обусловлена несовершенством средств познания, доступных человеку. В то же время каждое открытие одновременно является шагом к абсолютной истине: в любой относительной истине есть какая-то часть истины абсолютной.

    В высказывании древнегреческого философа Демокрита (V в. до н.э.) «мир состоит из атомов» содержится момент абсолютной истины, однако в целом истина Демокрита не абсолютна, поскольку не исчерпывает реальность. Современные представления о микромире и элементарных частицах более точны, однако и они не исчерпывают реальность в целом. Каждая подобная истина содержит в себе элементы как относительной, так и абсолютной истины.

    Подходы, согласно которым истина только относительна, ведут к релятивизму, если считается, что она только абсолютна, — к догматизму.

    Абсолютную истину в широком ее понимании нельзя путать с вечными или банальными истинами, такими, как «Сократ — человек» или «Скорость света в вакууме 300 тыс. км/с». Вечные истины являются абсолютными только по отношению к конкретным фактам, а для более существенных положений, например для научных законов, а тем более для сложных систем и действительности в целом, не существует полных и исчерпывающих истин.

    В русском языке помимо понятия «истина» также употребляется понятие «правда», которое гораздо шире по своему смыслу: правда есть соединение объективной истины и моральной справедливости, высший идеал не только для научного познания, но и для поведения человека. Как говорил В. И. Даль, правда есть «истина на деле, истина во благе».

    Ложь и заблуждение

    Ложь и заблуждение выступают противоположностью истины и обозначают несоответствие между суждением и действительностью. Различие между ними заключается в факте преднамеренности. Так, заблуждение есть непреднамеренное несоответствие суждений действительности, а ложь — преднамеренное возведение неверных представлений в истину.

    Поиск истины, таким образом, может пониматься и как процесс постоянной борьбы с ложью и заблуждением.

    Теория философии

    Познание

    Объективная и субъективная истина

    Объективная истина — это существующее в реальности и не зависящее от человека и его познавательного уровня содержание знаний. К объективной истине можно отнести весь окружающий мир. Кроме того, многие объекты и явления в мире объективно существуют, но человечество не познало их и может никогда не познать. Но объективная истина всё равно будет существовать вне зависимости от человеческого разума.

    Субъективная истина – это знания, которые человечество получило впоследствии познавательной активности. Это все факты и наблюдения реальной действительности, которые прошли через человеческое сознание и были приняты им.

    Ложь и заблуждение как противоположность истины

    Все, что не является правдой, считается ложным. Абсолютная и относительная истина являются противоположными понятиями для лжи и заблуждения, означающими несоответствие действительности неких знаний или убеждений человека.

    Различие между заблуждением и ложью состоит в преднамеренности и осознанности их применения. Если человек, заведомо зная, что он не прав, доказывает всем свою точку зрения, он говорит ложь. Если же кто-то искренне считает свое мнение верным, но на самом деле оно таковым не является, то он просто заблуждается.

    Таким образом, лишь в борьбе с ложью и заблуждением может быть достигнута абсолютная истина. Примеры подобных ситуаций в истории встречаются повсеместно. Так, приближаясь к разгадке тайны устройства нашей Вселенной, учеными отметались различные версии, считавшиеся в древности абсолютно верными, но на деле оказавшимися заблуждением.

    Виды истины — абсолютная и относительная

    Самая распространённая классификация предполагает деление категории на абсолютную и относительную.

    Абсолютная истина – это полное соответствие знания реальным объектам и явлениям. Её критерий – неизменность. Истинные знания невозможно опровергнуть.

    Многие любят утверждать, что это нечто недостижимое. Мнение спорно. Понятно, что трудно найти ответы на вечные вопросы о мире и обществе, жизни и смерти. Но процесс познания охватывает и маленькие кусочки реальности.

    Примеры абсолютной истины:

    • на «0» делить нельзя;
    • в 3 часа ночи темнее, чем в 14 часов дня;
    • день рождения только раз в году;
    • живой пингвин не умеет летать сам (и никогда не научится);
    • комары смертны.

    Абсолютных истинных знаний в мире не так много. В основном люди описывают предметы и явления под каким-то одним углом, опуская незнакомые детали.

    Относительная истина – это неполное соответствие знаний реальности. Со временем суждения могут быть откорректированы или заменены на новые. Их подлинность недоказуема на 100%, зависит от временного отрезка и социально-исторических условий.

    Примеры относительно истинных знаний:

    • зимой холодно (как правило, да, но иногда в ноябре или марте бывают морозы, а в период с декабря по февраль стоит плюсовая температура, так что при сравнении суждение это будет относительным);
    • вещества состоят из молекул (знание не полное, ведь позже оказалось, что молекулы состоят из атомов, а атомы – из электронов);
    • Лиза Петрова – девушка (девушки бывают разные: подростки, 18-25 лет и даже старше).

    Также истина бывает объективной и субъективной в зависимости от того, пропущена ли реальность через сознание человека.

    Вот есть Вселенная, а в ней – Солнечная система. Вокруг Солнца вращается Земля. Это объективная истина. Неважно, что думает о ней человек. Земля всё равно будет вращаться вокруг Солнца.

    А теперь ближе к жизни. В школу пришла новая ученица. Большинство мальчиков подумали: «Лена – красивая». Это субъективная истина, потому что прошла через сознание людей. С точки зрения объективной реальности, нет понятия красоты. Одним мальчикам нравятся худенькие девочки, другим – спортивные, третьим – с округлыми формами.

    Частный случай субъективной истины – это правда.

    Она характеризует отношение человека к событиям, которые происходили в действительности. Не зря говорят: «У каждого своя правда».

    Критерии истинности

    К основным критериям истинности относят:

    • проверяемость на практике (этот принцип лежал изначально в основе науки);
    • совокупность теоретических доказательств (логическая непротиворечивость, аргументированность и т.п.);
    • очевидность, соответствие знаний и мнений здравому смыслу;
    • эмпирический (чувственный) опыт (то есть даже теоретическое предположение не должно противоречить данным, поступаемым от органов чувств);
    • власть авторитетов (часто мнения людей со значительным опытом, более высоким уровнем обучения, учёной степенью рассматриваются как доказательства, а это уважение порой позволяет не замечать истину);
    • последовательность, согласованность (этот критерий ставит условием истинности однородность и способность объяснить логически все факты, которые должны быть организованы последовательно и слаженно, чтобы создать единое целое);
    • всеобщий консенсус (в соответствии с этим критерием есть мнения, с которыми согласны все люди, что можно назвать всеобщим консенсусом; этот критерий можно считать оправданным, когда речь идёт о законах логики или математики, но часто бывают общие соглашения, не соответствующие действительности (примером может быть бывшее убеждение про плоскостность Земли);
    • привычка и утилитаризм (многие люди использовали привычку как критерий истинности, а истинным знанием считали то, которое приносит пользу, однако это не может рассматриваться как серьёзный критерий истинности).

    Важно. Получи бесплатно самую полезную информацию для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию —>>

    Существует ли истина? Абсолютная и относительная истина. Отличие относительной истины от абсолютной Что есть истина существует ли абсолютная истина

    Существует ли абсолютная истина / универсальная истина?

    Для того чтобы понять, существует ли абсолютная / универсальная истина, нам следует начать с определения истины. Согласно словарю, истина определяется как «соответствие действительности; заявление, доказанное или принимаемое как правда». Некоторые люди утверждают, что истинной реальности нет – лишь субъективные взгляды и суждения. Другие утверждают, что абсолютная реальность или истина должна существовать.

    Сторонники одной точки зрения утверждают, что абсолютов, определяющих реальность, нет. Они считают, что всё является относительным, и, таким образом, фактической реальности не может существовать. Из-за этого, в конечном счете, нет никаких моральных абсолютов, никакого авторитета, на основании которых можно было бы принимать решения о том, что является положительным, а что – отрицательным, правильным или неправильным. Это мнение ведёт к «ситуативной этике» – убеждению, что «правильность» или «неправильность» зависит от ситуации. В таком случае, правильным будет считаться то, что кажется правильным в определённый момент или в определённой ситуации. Этого рода этика ведет к такой ментальности и к такому образу жизни, в которых правильным является то, что приятно или удобно, а это, в свою очередь, оказывает разрушительное воздействие на общество и отдельных лиц. Это – постмодернизм, создающий общество, в котором все ценности, убеждения, образ жизни и истина абсолютно равнозначны.

    Иная точка зрения предполагает, что абсолютная реальность или стандарты, определяющие то, что справедливо, а что – нет, существуют на самом деле. Таким образом, в зависимости от этих абсолютных стандартов, действия могут быть определены как правильные или неправильные. Если б не существовало ни абсолютов, ни реальности, воцарился бы хаос. Возьмем, к примеру, закон притяжения. Если б он не был абсолютным, то можно было бы сделать один шаг, и оказаться высоко в воздухе, а в следующий раз вы бы даже не смогли сдвинуться с места. Если бы 2+2 не всегда равнялось четырем, это привело бы к разрушительным последствиям для цивилизации. Законы науки и физики были бы лишены смысла, коммерческая деятельность была бы невозможна. Что это был бы за беспорядок! К счастью, два плюс два всегда равно четырём. Абсолютная истина существует, и её можно найти и понять.

    Заявление о том, что абсолютной истины не существует, является нелогичным. Тем не менее, сегодня многие люди поддерживают культурный релятивизм, отрицающий любой тип абсолютной истины. Людей, которые утверждают, что абсолютной истины нет, следует спрашивать: «Вы абсолютно уверены в этом?». Ответив «да», они сделают абсолютное заявление, которое предполагает существование абсолютов. То есть, по сути, заявление об отсутствии абсолютной истины само по себе является абсолютной истиной.

    Кроме проблемы внутреннего противоречия, существует ещё несколько логических проблем, которые следует решить, чтобы поверить в отсутствие абсолютной или универсальной истины. Одна заключается в том, что люди имеют ограниченные знания и умственные способности и, соответственно, не могут делать абсолютных отрицательных заявлений. Согласно логике, человек не может сказать: «Бога нет» (хотя многие именно так и говорят) – чтоб утверждать это он должен владеть абсолютными познаниями обо всей Вселенной, от начала до конца. Так как это невозможно, наиболее логичной формулировкой была бы следующая: «Основываясь на ограниченных знаниях, которыми я владею, я не считаю, что Бог существует».

    Иная проблема состоит в том, что отказ от абсолютной истины не выдерживает того, что подсказывает нам наша собственная совесть, наш опыт, и то, что мы наблюдаем в реальном мире. Если абсолютной истины не существует, то, в конечном итоге, нет ничего правильного или неправильного. Если что-то правильно для меня, это еще не значит, что оно будет также правильно и для вас. Хотя при поверхностном рассмотрении этот тип релятивизма кажется весьма привлекательным, предоставляя каждому человеку возможность устанавливать свои правила в жизни и делать то, что, по его мнению, является правильным. Тем не менее, рано или поздно правила одного человека начнут конфликтовать с правилами другого. Представьте, что случится, если я решу, что могу игнорировать сигналы светофоров, даже если они – красные? Этим я подвергаю опасности жизни многих людей. Или, возможно, я решу, что имею право обворовать вас, в то время как вы будете считать это абсолютно неприемлемым. Если не будет абсолютной истины, абсолютных стандартов того, что правильно, а что – нет, и всё будет относительным, тогда мы никогда не сможем быть уверенными в чем-либо. Люди будут делать то, что им заблагорассудится – убивать, насиловать, воровать, обманывать, жульничать и так далее, и никто не сможет сказать, что это неправильно. Не будет ни правительства, ни законов, ни справедливости, потому что большинство людей не будет иметь права избирать и учреждать стандарты для меньшинства. Мир без стандартов будет самым страшным местом, которое только можно себе вообразить.

    С духовной точки зрения этот тип релятивизма приводит к религиозному беспорядку, предполагающему, что не существует ни одной верной религии, и нет правильного пути для установления близких отношений с Богом. Именно поэтому сегодня нередко встречаются люди, одновременно верящие в две диаметрально противоположные религии. Люди, которые не верят в абсолютную истину, следуют универсализму, учащему, что все религии равны, и все они ведут к небу. К тому же, люди, которые предпочитают это мировоззрение, будут решительно выступать против христиан, которые верят Библии, когда она говорит о том, что Иисус – «путь и истина и жизнь», и что Он является наивысшим проявлением истины и единственным путем в небеса (Иоанна 14:6).

    Читать еще:  Как рассказать ребенку о Распятии и Воскресении Христовом?

    Терпимость стала единой ключевой ценностью общества, единой абсолютной истиной, и, следовательно, нетерпимость является единым злом. Любое догматическое убеждение – особенно убеждение в существовании абсолютной истины – рассматривается как нетерпимость, абсолютный грех. Отрицающие истину часто говорят, что хорошо верить тому, чему вы хотите, до тех пор, пока вы не попытаетесь навязать свои убеждения другим. Но это мнение является убеждением о том, что является правильным и неправильным, и его сторонники совершенно определённо делают попытки навязать его другим, тем самым нарушая отстаиваемые ими принципы. Они просто не хотят нести ответственности за свои действия. Если есть абсолютная истина, то существуют и абсолютные стандарты, и тогда мы несём ответственность соответственно с ними. Эта ответственность является тем, чего люди на самом деле пытаются избежать, отвергая существование абсолютной истины.

    Отказ от абсолютной истины и всеобщий культурный релятивизм, исходящий от него, является логическим для общества, которое следует теории эволюции в качестве объяснения возникновения жизни. Если эволюция является правдой, то жизнь не имеет смысла, у нас нет цели, и не может быть ничего абсолютно правильного или неправильного. Человек имеет право жить, как ему заблагорассудится, и не обязан отвечать перед кем-либо за свои действия. И, тем не менее, независимо от того, как далеко греховный человек готов зайти в отрицании существования Бога и Его правды, он всё равно когда-нибудь предстанет перед Его судом. Библия говорит: «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели» (Римлянам 1:18-22).

    Есть ли какие-нибудь доказательства существования абсолютной истины? Во-первых, свидетельства о существовании абсолютной истины проявляются в нашем сознании. Наша совесть подсказывает нам, что мир должен быть построен «определенным образом», что определённые вещи являются правильными, а другие – нет. Это помогает нам понять, что что-то не так со страданиями, голодом, изнасилованиями, болью и злом. Она заставляет нас осознать, что есть любовь, благородство, сострадание и мир, к которым мы должны стремиться. Это относится ко всем людям, жившим во все времена, независимо от их культуры. О роли человеческого сознания говорится в Послании к Римлянам 2:14-16: «Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую, – в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа».

    Второе доказательство существования абсолютной истины содержится в науке. Наука – это стремление к знаниям, это исследование того, что мы знаем, и попытки знать больше. Поэтому все научные исследования должны обязательно быть основаны на убеждённости в том, что в окружающем нас мире существует объективная реальность. Что можно было бы исследовать без абсолютов? Как можно было бы узнать, что сделанные выводы верны? На самом деле, законы науки должны быть основаны на существовании абсолютной истины.

    Третьим доказательством существования абсолютной истины является религия. Все религии мира стремятся передать смысл и определение жизни. Они рождаются из того факта, что человечество стремится к чему то большему, чем просто существованию. При помощи религии люди ищут Бога, ищут надежду на будущее, прощение грехов, мир и ответы на наши самые глубокие вопросы. Религия воистину является доказательством того, что человечество – это не просто развитой вид животных. Это свидетельствует о более высокой цели, а также о существовании целеустремленного творца, который вложил в разум человека желание познать его. И если творец существует на самом деле, то он является стандартом для абсолютной истины, и именно на его авторитете основана эта истина.

    К счастью, у нас есть такой Творец, и Он открыл Свою истину через Его Слово – Библию. Если мы хотим знать истину, единственный способ сделать это – через личные отношения с Тем, Кто является Истиной – Иисус Христос. «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, кроме как через Меня» (Иоанна 14:6). Тот факт, что абсолютная истина существует, указывает нам на то, что существует Господь Бог, Который создал небо и землю и открыл нам Себя, чтобы мы могли познавать Его лично через Его Сына Иисуса Христа. Это – абсолютная истина.

    Авторские права

    При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта

    Материалы размещены с разрешения правообладателя.

    Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

    Абсолютная и относительная истина

    Истинное знание, как и сам объективный мир, развивается по законам диалектики. В средние века люди считали, что Солнце и планеты вращаются вокруг Земли. Было ли это ложью или истиной? То, что человек наблюдал движение светил с единственного «наблюдательного пункта» — Земли, приводило к ложному выводу о том, что Солнце и планеты вращаются вокруг нее. Здесь видна зависимость наших знаний от субъекта познания, но было в данном утверждении и содержание, не зависящее ни от человека, ни от человечества, а именно, знание о том, что светила Солнечной системы движутся. В этом заключалась крупица объективной истины.

    В учении Коперника утверждалось, что центром нашей планетарной системы является Солнце, а планеты и Земля вращаются вокруг него по концентрическим окружностям. Здесь уже доля объективного содержания была гораздо выше, чем в прежних представлениях, но далеко не все полностью соответствовало объективной реальности, так как для этого не хватало астрономических наблюдений. Кеплер, опираясь на наблюдения своего учителя Тихо Браге, показал, что планеты вращаются вокруг Солнца не по окружностям, а по эллипсам. Это было еще более истинным, еще более верным знанием. Современная астрономия вычислила траектории и законы вращения планет еще точнее. Из данных примеров явствует, что объективная истина исторически развивается. С каждым новым открытием ее полнота возрастает.

    Форму выражения объективной истины, зависящую от конкретных исторических условий, характеризующую степень ее точности, строгости и полноты, которая достигнута на данном уровне познания, называют относительной истиной. Таким образом, все развитие человеческого познания, в том числе и науки, есть постоянная смена одних относительных истин другими, более полно и точно выражающими объективную истину. Процесс познания представляет собой все более полное и точное познание объективной истины.

    Совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о каком-либо явлении называют абсолютной истиной. Часто спрашивают, можно ли достичь и сформулировать абсолютную истину? Агностики на этот вопрос отвечают отрицательно. В доказательство они ссылаются на то, что в процессе познания мы имеем дело лишь с относительными истинами. Каждая из них, рассуждают они, оказывается со временем не вполне точной и полной, как в примере с Солнечной системой. Следовательно, полное, исчерпывающее знание недостижимо. И чем сложнее то или иное явление, тем труднее достичь абсолютной истины, то есть полного, исчерпывающего знания о нем. И тем не менее абсолютная истина существует; и ее надо понимать как тот предел, ту цель, к которой стремится человеческое познание. Каждая относительная истина — это ступенька, шаг, приближающий нас к этой цели.

    Истина и ее критерии

    О чем эта статья:

    10 класс, ЕГЭ/ОГЭ

    Понятие истины

    Рассмотрим краткое определение истины в обществознании.

    Истина — это знание, которое соответствует объекту познания и отражает его реальные качества и свойства.

    Есть и другие определения истины:

    • соответствие знаний действительности;
    • то, что подтверждено опытом;
    • соглашение, конвенция;
    • свойство самосогласованности знаний;
    • польза полученных знаний для практики.

    Виды истины

    Истина едина, но в ней можно выделить объективный, объективный, абсолютный и относительный аспекты. Каждый из них рассматривается как относительно самостоятельные истины.

    Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

    Абсолютная истина — это исчерпывающие достоверные знания о природе, человеке и обществе. Такие знания никогда не могут быть опровергнуты.

    Относительная истина — это неполное, неточное знание, которое соответствует определенному уровню развития общества. При этом способы получения этого знания зависят от определенных условий, места и времени их получения.

    Разница между абсолютной и относительной истинами в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна: связана с определенным местом, временем, обстоятельствами. Например, изменение представлений о положении Солнца и Земли относительно друг друга — от геоцентрической системы Птолемея до гелиоцентрической системы Коперника.

    Субъективная истина — та, которая зависит от сознания субъекта познания, то есть от человека.

    Критерии истины

    Ученые до сих пор ведут споры о критериях истины. Одни считают, что у такого многозначного понятия не может быть критериев. Другие говорят, что даже у истины есть особые черты, которые выделяют ее среди других видов знаний.

    Критериями истины являются:

    Соответствие логическим законам.

    Соответствие ранее открытым и доказанным законам и теоремам наук.

    Простота, общедоступность формулировки.

    Соответствие фундаментальным законам и аксиомам.

    Конспект 36. «Истина абсолютная и относительная»

    Конспект 36. «Истина абсолютная и относительная»

    Абсолютная истина – это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание.

    Абсолютная истина полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. Достижимо ли такое знание? Можно ли считать им, например, утверждение о том, что сумма внутренних углов треугольника всегда равна 180º? Да, для евклидовой геометрии это бесспорное утверждение. Однако в других геометрических системах оно ошибочно. Кроме того, претензия на абсолютное знание противоречит установке на критичность – необходимой черте научного познания. Ведь знание предполагает активную работу мысли, а думать – значит сомневаться.

    Большинство философов рассматривают абсолютную истину как образец или предел, к которому стремиться наше знание. На пути к этой цели мы получаем относительные истины, т.е. неполное, ограниченное знание. Относительность наших знаний обусловлена рядом причин:

    1) сам мир бесконечен и изменчив;

    2) возможности познания зависят от реальных исторических условий своего времени и определяются уровнем развития производства, духовной культуры, имеющимися средствами наблюдения, эксперимента.

    В итоге на каждом этапе мы получаем знания неполные, незавершенные, невечные. Но по мере накопления знаний одни относительные истины заменяются другими, более полными и глубокими.

    Обратимся к конкретному примеру. Проследим, как менялись знания и представления людей об устройстве Вселенной. Уже древние люди, наблюдая за небесными явлениями, обнаружили, что, кроме Луны и Солнца, есть еще пять светил, постоянно перемещающихся по небу. Их назвали планетами. Астрономические наблюдения позволили определить продолжительность года, составить первые календари. При этом господствовало представление о том, что Земля – неподвижное плоское тело, вокруг которого обращаются Солнце, Луна и планеты. Во II в. до н. э. древнегреческий астроном Птолемей выдвинул свою «систему мира»: шарообразная Земля – неподвижный центр Вселенной. Эти взгляды продержались почти полторы тысячи лет. И дело не только в том, что эти представления согласовывались с религиозной картиной мира. Они содержали в себе определенные элементы истинных знаний, в частности, касающихся траекторий планет. Это позволяло заранее вычислять движение планет, что было необходимо для ориентировки в пути во время путешествий и для календаря. В XIV в. польский ученый Н. Коперник на основе наблюдений и сложных математических расчетов убедительно показал, что Земля лишь одна из планет и все планеты обращаются вокруг Солнца. При этом, однако, звезды Коперник считал неподвижными, а орбиты движения планет круговыми. Драматична была судьба этого подлинно новаторского учения. Защита и пропаганда его сурово карались католической церковью. Спустя три четверти века немецкий ученый И. Кеплер доказал, что орбиты планет представляют собой эллипсы, он же вывел законы движения планет. Итальянский ученый Г. Галилей своими наблюдениями подтвердил правильность учения Коперника. Новая страница в исследовании Вселенной была открыта в конце XVII в. английским ученым И. Ньютоном. Именно ему, открывшему закон всемирного тяготения, удалось выяснить истинную причину движения планет (Кеплер ошибочно сравнивал Солнце с гигантским магнитом и полагал, что планеты движутся по орбитам под влиянием магнетического действия Солнца). В процессе накопления знаний было установлено, что галактики удаляются друг от друга. Сегодня ученые, используя новейшие методы исследования, пытаются выяснить, почему началось расширение Вселенной, что было до этого, как образовались галактики.

    Таким образом, получая ответы на одни вопросы, познающий разум человека ставит новые проблемы и ищет способы их разрешения.

    Вопросы и задания

    1. Раскройте сущность понятия «истина». Как вы понимаете древнее изречение: «Платон мне друг, но истина дороже»?

    2. Каковы доводы агностиков и модно ли с ними согласится? Свой ответ обоснуйте.

    3. Охарактеризуйте позиции философов разных направлений по вопросу о критериях истины.

    4. Какова роль практики в процессе познания?

    5. Истинное знание в отличие от ложного:

    А) добывается в ходе познавательной деятельности;

    Б) соответствует самому предмету познания;

    В) абстрагируется от второстепенных черт;

    Г) изложено научным языком.

    6. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины?

    Практика – это относительный критерий истины, потому что:

    А) Не все явления могут быть оценены как истинные или ложные;

    Б) существуют явления, недоступные для практического воздействия на них.

    1) верно только А;

    2) верно только Б;

    3) верны оба суждения;

    4) оба суждения неверны.

    7. Что такое абсолютная истина? Какую роль она играет в познании?

    8. В чем причины относительности наших знаний?

    9. Сравните два высказывания. Определите свое отношение к ним.

    «Самая горькая истина лучше самого приятного заблуждения» (В.Г. Белинский).

    «От светлых лучей истины не всегда исходит тепло. Блаженны те, кто не заплатил за благо знания своим сердцем» (Ф. Шиллер).

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector