0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Староверы и старообрядцы если у них священник. Старообрядцы.(Староверы)

Содержание

В чем разница между староверами и старообрядцами

Старообрядческая вера в недрах православия существует несколько веков. Ее последователей называют староверы и старообрядцы. В чем разница между этими определениями? Для понимания двух слов необходимо ознакомиться с их происхождением.

  1. История
  2. В чем отличие староверов от старообрядцев
  3. Старообрядчество в современном мире

История

В середине 17 века в Российской империи была проведена церковная реформа. Во главе перемен встали царь Алексей Михайлович и патриарх Никон. Изменения во многом касались обрядовой части богослужений. Отныне полагалось креститься не двумя, а тремя перстами, написание «Исус» сменилось на «Иисус», изменилось число и вид просфор и прочее.

В подобных переменах заметен был курс на сближение с Византией и на укрепление Русской православной церкви в мировом религиозном сообществе. Принятие греческих канонов православия роднило восточное и западное христианство.

Но не все приняли новые нормы, остались твердые приверженцы старых традиций. Это привело к расколу Русской церкви. Тех, кто не признал новый порядок, стали называть «раскольниками». Они становились изгоями общества, подвергались преследованию и казни.

Лишь в начале XX века людей старой веры перестали именовать «раскольниками» и дали им официальное название – старообрядцы.

Семья старообрядцев

Старообрядная традиция делится на течения:

  • беспоповство (обходятся без духовенства);
  • поповство (считают священство необходимым);
  • отдельно можно выделить — единоверие (признание юрисдикции Московского Патриархата при сохранении обрядовых отличий).

В чем отличие староверов от старообрядцев

В современном обществе слова «староверы» и «старообрядцы» воспринимаются как синонимы, но не все с этим согласны. Есть несколько теорий о том, в чем принципиальное различие данных понятий.

  1. Существует мнение, что староверы существовали обособленно еще до раскола Русской церкви, и основу их веры составляли древнеславянские, часто языческие, учения, давшие впоследствии материал для исследования славянских вед. Раскольники были вынуждены бежать в глухую местность, спасаясь от преследователей, где их и приютили староверы.
  2. Более традиционной считается теория, что «староверы» — это самоназвание беспоповцев. Они наиболее далеко отошли от общепринятых канонов и традиций православия. Не согласные с остальными старообрядцами, признающими священство (в некоторых случаях даже священников РПЦ), беспоповцы предпочитали себя называть «староверами».
  3. Часто «староверами» себя называют старообрядцы самых разных течений, не признавая термин «старообрядчество», поскольку он указывает на разницу лишь в обрядовой части служения Богу, в то время как отличие от никонианского православия затрагивает и духовные аспекты веры.
  4. Ну и, наконец, среди приверженцев дораскольной религии часто ставится вопрос о том, что неправомерно называть их религию «староверной» или «старообрядческой». Поскольку не может быть веры старой или новой, она во все времена одна и единственно истинна.

Старообрядчество в современном мире

В настоящее время древнеправославие существует не только на постсоветском пространстве, но также в Латинской Америке, Австралии, США, Польше, Болгарии и др. странах. Однако крупнейшей остается Русская православная старообрядческая церковь.

Подсчитать даже приблизительное количество старообрядцев практически невозможно. Основная их часть, чаще всего именующая себя староверами, селится в глухих местах, сократив связи с цивилизацией до минимума.

Обособленные общины староверов свято хранят религию, не допуская ни малейших её видоизменений. Также почитаются и соблюдаются ими нормы нравственности и семейные порядки, позаимствованные в Домострое.

Мужчины у старообрядцев почти все носят бороды, женщины покрывают голову платком. Дети воспитываются в строгости и с малых лет приучаются к соблюдению религиозных обычаев и изучению Библии.

Как мы видим, на тему отличия староверов и старообрядцев существуют разные взгляды и позиции. Но несмотря на это, сейчас понятия «староверы» и «старообрядцы» можно считать тождественными или же исходить из самоназвания каждой старообрядческой общины.

Видео по теме: Кто такие староверы и старообрядцы?

Наука и религия: история взаимоотношений в древности и в современности. Об этом в статье ранее.

Староверы и старообрядцы: в чём разница?

Староверов нередко называют старообрядцами (раскольниками) или наоборот. Многим людям и в голову не приходит, что речь идёт о совершенно разных направлениях. «Староверы и старообрядцы: в чём разница между этими людьми?» – задаются вопросом несведущие.

Как возникла путаница?

Староверы и старообрядцы имеют разное мировоззрение. Путаницу в терминологии создали не слишком образованные работники СМИ, сделав эти слова синонимами. Неправильному их употреблению также способствовал тот факт, что раскольники вынуждены были бежать на Беловодье и в Приморье после проведения реформ Никона. Староверы дали старообрядцам приют и помогли укрыться от гонений. Этих людей связала не общая вера, а принадлежность к одному этносу.

Старообрядцы и староверы: отличия

Чтобы понять, в чём отличие между этими людьми, для начала нужно уяснить, к какому мировоззрению принадлежат представители одного и второго направления. Старообрядцами называют русских христиан, отказавшихся принять реформы патриарха Никона. Людей, которые не захотели подчиниться новым правилам, называли раскольниками. Их всячески преследовали и притесняли. Многие семьи были вынуждены бежать за границу. Современных потомков старообрядцев можно встретить даже в Бразилии. Только в ХХ веке к «вероотступникам» стали относиться более снисходительно. В 1905 году Николай II подписал указ, согласно которому неполиткорректное слово «раскольник» было заменено более нейтральным «старообрядец».

Нежелание части православного населения страны принять нововведения Никона было связано со значительными изменениями в проведении обрядов. Эти изменения, по мнению раскольников, оскверняли истину:

  • В старообрядческих книгах имя Спасителя пишется с одной буквой «и», то есть, Исус. После проведения реформ имя получило современное написание.
  • До нововведений Никона креститься полагалось двумя пальцами. Согласно новому канону, крестное знамя накладывалось тремя пальцами.

  • Патриарх-реформатор постановил, что ходить вокруг церкви можно только против часовой стрелки.
  • При Никоне были переписаны богослужебные книги. Различия появились не только в проведении богослужений. Некоторые термины были заменены: слово «правоверный» было заменено на «православный». Были и другие значительные перемены.

Староверами называют приверженцев дохристианского мировоззрения. Эти люди верят в Славянские Веды. Последователей традиции не стоит считать отсталыми, невежественными людьми. Их мировоззрение намного более масштабно, чем у христиан. Староверы ближе к природе и лучше понимают её законы.

Раскольники, как и любые христиане, разделяют Творца и то, что им создано. Дохристианская традиция роднит человека с природой, заставляет вернуться к ней. Соединение с естественной средой необходимо для самопознания и нахождения своего места в этом мире. Веды зачастую называют не религией, а древним мудрым знанием. Согласно староверческому летоисчислению, в настоящее время жители планеты проходят через эпоху, которая называется ночь Сварога. Это один из самых трудных периодов в истории человечества, характеризующийся всевозможными бедствиями и кризисами. С точки зрения Славянских Вед, всё происходящее сегодня в мире вполне объяснимо и не должно вызывать удивления или недоумения.

Читать еще:  Ватикан. Факты о самой маленькой стране

Знания, полученные нами в школе, не всегда находят своё применение в жизни. Давая готовый материал, учитель не всегда может ответить на вопрос ученика. Например: «Староверы и старообрядцы: в чём разница?». Эти термины не синонимичны. Знание родной истории поможет избежать недоразумений.

В чем разница между старообрядцами и староверами

Большинство людей путает понятия «старовер» и «старообрядец», кто-то считает что это – одно и то же разными словами. Правда в том, что речь идет о двух совершенно разных религиозных течениях, со своими взглядами и укорененными нормами. Стоит узнать об этом детальнее.

Разница между староверами и старообрядцами

Итак, для начала надо разобраться, кто такие староверы, а кто – старообрядцы. Старообрядцами называют христиан, воспротивившихся принятию реформ патриарха Никона. В 50-х годах XVII века эти реформы повлекли за собой раскол Русской церкви, и тех, кто отказывался им подчиняться, объявляли раскольниками, предавали анафеме и всячески притесняли. Многие погибли, кому-то удалось бежать за границу, и там уже продолжать свой род. Только в прошлом веке отношение к ним смягчилось. Указ царя Николая II от 1905 г. предписывал слово «раскольник» заменить нейтральным «старообрядец».

А против чего же так восстали эти люди в те смутные времена, когда Никон расколол церковь? По их убеждению, большинство нововведений не соответствовали истине и оскверняли ее. Например:

  1. Согласно реформам, имя Бога стало писаться как Иисус. А книги старых обрядов предусматривали одну «и» в начале – Исус.
  2. Новый канон говорил креститься тремя пальцами, а не двумя, как ранее.
  3. Ходить вокруг церкви теперь можно было лишь противосолонь (против часовой стрелки).
  4. Серьезным правкам подверглись книги богослужений. В частности, слово «правоверный» заменили на «православный».

Староверами же называют тех, кто придерживается дохристианских взглядов на мир. Большим заблуждением будет считать их какими-то закостеневшими, погрязшими в далеком прошлом нелюдимами, которые презирают современную религию и уклад жизни в целом. Эти люди имеют намного более сильную связь с природой, их мировоззрение более широкое, чем у обычных христиан. Они чувствуют себя последователями древних славян, верят в Славянские Веды и особую неразрывную связь между человеком и природой. В этом коренное отличие между староверами и старообрядцами, которые проводят четкую грань между Создателем и тем, что он создал.

Вот так выглядит типичный старовер

Староверы убеждены, что, только уединившись с природой, человек способен познать свою истинную суть и смысл нахождения в этом мире. Староверское летоисчисление говорит, что сейчас человечество проходит через эпоху Ночь Сварога (Кали Юга), один из труднейших периодов в современной истории: экономические кризисы, военные конфликты, природные катаклизмы, торжество корпораций-гигантов. Согласно Ведам, все происходящее в мире можно объяснить, и ничего случайного нет.

Обычаи староверов

Молитв, в традиционном понимании слова, у староверов нет. По их убеждению, молитва – нечто унизительное по отношению к обеим сторонам: самому молящемуся и тому, кому (чему) он молится. Вместо этого староверы совершают собственные родовые обряды, но о них не может знать не то, что простой мирянин, а даже представитель другого рода. У каждого рода свои уникальные обычаи, которые люди надежно хранят в тайне.

Подобное отношение у староверов и к иконам – они считают это идолопоклонничеством. Стены их домов украшены не образами, а фотографиями предков, их письмами, какими-то личными вещами. Так сохраняется сильнейшая духовная связь между поколениями, что для староверов является основой мировоззрения. Как и ощущение принадлежности к природе.

Староверы идентифицируют себя с природой, но не преклоняются перед ней, как перед Богом

Вообще, староверие характеризуется отсутствием общих жестких правил и догм, которых неукоснительно стоит придерживаться. Не обязательно носить специальные одеяния, принимать участие в обрядах. Главное для староверов – жить по совести, в ладу с ней.

Что отличает старообрядцев от православных

Стоит заметить, что среди старообрядцев существует несколько течений. Два главных – поповцы и безпоповцы. Вторые признают только 2 таинства: Крещение и Исповедь (Покаяние), в некоторых случаях еще таинство Брака и Освящение воды. Поповцы же признают 7 таинств древней церкви и еще ряд менее значимых таинств.

В целом все течения старообрядцев имеют общий ряд принципиальных отличий от православных. Вот к чему сводится их суть:

  1. Крест старообрядцев имеет не 4 конца, а 8.

К четырехконечному кресту добавляются еще 2 маленькие перекладины: прямая около верха и косая внизу

Есть и другие разновидности старообрядческих крестов, но они распространены в меньшей степени.

  1. Православные используют земные и поясные поклоны, старообрядцы – только земные.
  2. Эти люди по-прежнему крестятся двумя пальцами. Троеперстное знамение старообрядцы изначально считали похожим на дулю.
  3. В течение богослужения старообрядцы держат руки скрещенными на груди, в то время как православные выпрямляют их по швам.
  4. Во время крестных ходов старообрядцы ходят посолонь (по часовой стрелке), в отличие от представителей нового обряда, ходящих против часовой стрелки.
  5. Адепты старого обряда по-другому записывают имя Бога. В молитвах и священных книгах, по словам специалистов, встречается свыше 50 различных вариаций.
  6. Следование старому обряду подразумевает, что табак и алкоголь – вето. Лишь несколько течений старообрядцев допускают употребление совсем небольшого количества алкоголя в самые главные религиозные праздники – не больше 3 рюмок!

Где живут старообрядцы

Настоящей вотчиной старообрядцев России является Сибирь и, в частности, долины Енисея. Их там, по подсчетам, десятки тысяч. Большинство – потомки раскольников, оставшихся на этих землях. Но нередко там оседают потомственные старообрядцы, родившиеся и выросшие за границей.

Внешний вид

У старообрядцев есть огромные отличия от православных во внешнем облике. Это проявляется в следующем:

  • Мужчины обязательно должны носить большие бороды. Сбривать их строго запрещено;
  • Стандартное одеяние мужчины – большая неопрятная рубаха навыпуск, как носили на Руси встарь;
  • Рубаху дополняет затянутый пояс. Его наделяют функцией разделения тела на верхнюю часть – духовную, стремящуюся к Творцу – и нижнюю, которая символизирует все земное и низменное;
  • Никаких ярких цветов в одежде! Только строгие, одноцветные вещи;
  • Галстук – недопустимый аксессуар для старообрядца. Он ассоциируется с Иудой, и оттого галстук называют Иудиной удавкой;
  • У православных женщина может приходить в храм, укрыв голову платком или косынкой, завязанной в узел. В храме же старообрядческом женщине разрешено находиться лишь в платке, который заколот булавкой под подбородком.

Так обычно выглядят старообрядцы

Обычаи старообрядцев

У старообрядцев существовали следующие обычаи.

Крещение у поповцев

Старообрядцы-поповцы могут совершать таинство крещения, по желанию, в природном водоеме либо в купели. Проводить таинство должен священник. Исключение составляет ситуация, когда человек при смерти и боится уйти некрещеным, а старообрядческого священника в тот момент не найти в окрестностях. Тогда ритуал совершают миряне.

Человек трижды окунается в чистую воду. Священник при первом омовении произносит: «Крещается Раб Божий … во имя Отца, аминь», при втором: «и Сына, аминь», при третьем: «и Святого Духа, аминь». Омовение в воде символизирует очищение от греховности и соединение с Богом.

При крещении младенца необходимо прочесть молитвы родильнице и при наречении имени младенцу. Так делается, чтобы здоровье матери укрепилось после родов, а дитя прожило свою жизнь по совести и заслужило Царство Небесное. На 8-й день над окрещенным следует провести обряд Миропомазания.

Крещение у безпоповцев

У старообрядцев-безпоповцев таинство Крещения проходит похожим образом. Так же разрешается крещение как в природном водоеме, так и в купели.

Важно! Воду в купели после каждого крещеного следует менять, чтобы там не оставались грехи человека. Если крестится взрослый, то в помещении с купелью может присутствовать только он и священник, для младенца разрешено присутствие родственников.

Совершаются три окунания, во время которых священник произносит благословение. В течение 8 дней после крещения не рекомендуется мыть тело полностью и снимать рубаху, в которой окрестили. На 8-й день осуществляется Миропомазание.

Читать еще:  Епископ Панкратий: Если плохой монастырь — разбегайтесь!

Венчание

Ритуал венчания по старому обряду заметно отличается от того, что принят современным православием. Их разницу демонстрирует таблица.

Старый обрядНовый обряд
Чтение Апостола и ЕвангелияВ самом началеПосле возложения венцов
Пение 127 псалмаДобавились припевы, которых не было в старом обряде
Вопросы венчающимся о добровольности их намеренийНетЕсть
Регистрация в ЗАГСеПосле венчанияДо венчания
Повойник на голову невестыНадевается в конце обрученияНе используется

Бракосочетание старообрядческой пары

Похороны

У старообрядцев принято хоронить покойного на 3 день. Накануне погребения, утром того дня и перед захоронением проводятся панихиды. Чем дольше длится отпевание, тем более чистой душа предстанет перед Богом. Отпевания заслуживают только те, кто прожил жизнь достойно и праведно.

Голова покойного в гробу должна смотреть на запад, ноги – на восток. На похоронах проводится последняя служба, Лития. После нее символы веры достают из гроба, заколачивают и опускают его в землю. Поминки сразу после похорон у старообрядцев не заведены. Они проводятся на 3, 9 и 40 дни после смерти.

Как молятся старообрядцы

Известно, что последователи старообрядчества предпочитают креститься так, как это делали их прапрадеды, то есть двумя пальцами. После Никоновских реформ двуперстное знамение было заменено трехперстным, что символизирует Святую Троицу: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа. Старообрядцы же веруют в Единого Бога-Творца, и не наделяют божественными свойствами смертного Иисуса и, по их мнению, придуманного христианами Святого Духа. Больший из двух пальцев в их знамении наделяется символизмом Бога, меньший же символизирует пророка Божия Иисуса из Назарета.

Старообрядец сложил пальцы для двуперстного знамения

Поклоны на старообрядческих службах могут совершаться только земные, поясные запрещены. Земные поклоны делятся на 4 вида:

  • обычный – поклон до грудей либо до пупа;
  • средний – до пояса;
  • «метание» (от греч. metanoia – покаяние) – малый земной поклон;
  • проскинеза – великий поклон до самой земли, с целованием ног.

Могут ли старообрядцы посещать православную церковь

Нет никаких существенных помех для посещения старообрядцами православных храмов. То, что они будут там креститься двумя перстами, а не тремя, может представлять неудобство лишь для них самих: вдруг кто криво поглядит или подумает чего? Но бояться нечего. Современное христианство признает и двуперстное, и троеперстное знамение: они оба имеют право на жизнь.

Старообрядцы могут при желании посещать православные храмы

Может ли старообрядец быть крестным у православного

Человек собирается крестить своего ребенка, и намерен сделать крестным хорошего, проверенного друга. Все бы ничего, но у них принципиальное различие в мировоззрении: один – православный христианин, другой – старообрядец. Как разрешить эту ситуацию?

Такой вариант возможен лишь в одном случае. Второй крестный обязательно должен быть православным, а крестный-старообрядец должен пообещать, что никак не будет препятствовать воспитанию малыша согласно традициям, предусмотренным нынешними православными канонами.

Может ли старообрядец перейти в православие

Если сторонник старого обряда по каким-либо причинам желает принять православие, у него есть возможность сделать это. Человеку надо будет принять обряд Миропомазания, и так он соединится со своей новой ипостасью.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • (0)
  • Бурятия (16)
  • Вязание (80)
  • Вязание крючком (24)
  • тапочки-носочки (10)
  • для чайника))) (64)
  • здоровье (150)
  • зрение (13)
  • лекарственные травы (42)
  • массаж, биоточки (31)
  • о воде (3)
  • о питании (20)
  • о соли (4)
  • первая помощь (5)
  • упражнения, гимнастика (20)
  • интервью (54)
  • исторические портреты (350)
  • история руси (62)
  • история с иллюстрациями (1123)
  • О городах-1 (2)
  • археология (30)
  • женщины в истории (50)
  • женщины в истории-1 (50)
  • женщины в истории-2 (50)
  • женщины в истории-3 (50)
  • женщины в истории-4 (20)
  • история дореволюционной России (179)
  • история религии и религиозные праздники (92)
  • история СССР (61)
  • история СССР-1 (56)
  • история СССР-2 (50)
  • История СССР-3 (50)
  • Китай (48)
  • музеи (90)
  • О городах (50)
  • О городах-1 (54)
  • О городах-2 (50)
  • Япония (50)
  • Япония 1 (4)
  • Кошки (135)
  • лекции по фольклору (93)
  • маленькие заметки (1179)
  • даты, даты (544)
  • наш двор, наш город (76)
  • о детях и внуках (125)
  • погода (275)
  • Мир искусства (929)
  • живопись (620)
  • миниатюра (13)
  • мои тематические подборки (49)
  • мои тематические подборки1 (47)
  • мои тематические подборки2 (49)
  • мои тематические подборки3 (49)
  • Мои тематические подборки4 (43)
  • рисунки (344)
  • скульптура (39)
  • статуэтки, малая скульптура,куклы (54)
  • ювелирное искусство (51)
  • Мир книг (489)
  • Ахматова (21)
  • Бродский (9)
  • Лермонтов (26)
  • Марина Цветаева (27)
  • Михаил Булгаков (10)
  • Поль Верлен, Артюр Рембо (7)
  • Пушкин (49)
  • Пушкин 1 (6)
  • Сергей Есенин (7)
  • стихи (228)
  • Тютчев (6)
  • Федерико Гарсиа Лорка (9)
  • Мир музыки (244)
  • Бетховен (8)
  • Верди (10)
  • И.С.Бах (13)
  • Моцарт (10)
  • Перголези (2)
  • Чайковский (12)
  • Шопен (7)
  • Мир танца (81)
  • фламенко (16)
  • новости (162)
  • обучение (421)
  • Природа (619)
  • космос (33)
  • птицы (50)
  • птицы1 (15)
  • стихия (123)
  • фауна (247)
  • флора (153)
  • притчи, афоризмы (68)
  • пропавшие люди (430)
  • Родная сторона (73)
  • рукоделие (76)
  • джинсовые идеи (4)
  • Прически (4)
  • рукоделие (58)
  • шитье (12)
  • сатира в политике (26)
  • спектакли, кино (86)
  • украина (23)
  • Юмор, сатира, пародия (74)

Музыка

  • Все (4)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Трансляции

Статистика

Различные течения в старообрядчестве

Старообрядцы: какие они бывают?

Раскол, вызванный реформами Никона, не просто разделил общество на две части и вызвал религиозную войну. Из-за гонений старообрядцы разделились на великое множество разнообразных течений.

Основными течениями старообрядчества являются беглопоповщина, поповщина и беспоповщина. Беглопоповщина – это наиболее ранняя форма старообрядчества. Название свое это течение получило из-за того, что верующие принимали священников, переходящих к ним из православия. От беглопоповщины в первой половине XIX в. произошло Часовенное согласие. Из-за отсутствия священников они стали управляться уставщиками, которые вели богослужение в часовнях.

Группы поповцев по организации, вероучению и культу близки к православию. Среди них выделялись единоверцы и Белокриницкая иерархия. Белокриницкая иерархия – это старообрядческая церковь, возникшая в 1846 г. в Белой Кринице (Буковина), на территории Австро-Венгрии, в связи с чем старообрядцев, признающих Белокриницкую иерархию, называют также Австрийским согласием.

Беспоповщина в свое время была наиболее радикальным течением в старообрядчестве. По своему вероучению беспоповцы дальше других старообрядцев отошли от православия.

Появляться разнообразные ветви старообрядцев прекратили лишь после революции. Тем не менее, уже к тому моменту всевозможных старообрядческих течений возникло столько, что даже просто их перечислить — довольно затруднительная задача. В нашем списке далеко не все представители старообрядческих конфессий.

Русская православная старообрядческая церковь.

На сегодняшний день — это самая многочисленная старообрядческая конфессия: по словам Павла, около двух миллионов человек. Изначально возникла вокруг объединения старообрядцев-поповцев. Последователи считают РПСЦ историческим наследником русской православной церкви, существовавшей до реформ Никона. РПСЦ находится в молитвенно-евхаристическом общении с Русской Православной старообрядческой Церковью в Румынии и Уганде. Африканская община была принята в лоно РПСЦ в мае нынешнего года. Угандийские православные во главе со священником Иоакимом Киимбой отделились от Александрийского патриархата, из-за перехода на новый стиль. Обряды РПСЦ схожи с другими старообрядческими течениями. Никонианцев признают еретиками второго чина.

Распространение в мире: Румыния, Уганда, Молдавия, Украина. В России: по всей стране.

Читать еще:  Евангельский свет. Истории об Иисусе Христе для детей

Вторая по количеству прихожан старообрядческая конфессия. Единоверы — единственные старообрядцы, пришедшие к компромиссу с РПЦ.

Это течение поповцев возникло в конце 18 века. Гонения на староверов привели к серьёзной нехватке священников у старообрядцев. Одни смогли с этим примириться, другие — нет. В 1787 году единоверы признали иерархическую юрисдикцию Московского патриархата в обмен на некоторые условия. Так, они смогли выторговать старые дониконовские обряды и богослужения, право не брить бород и не носить немецкие платья, а Священный Синод обязался присылать им мирр и священников. Обряды единоверов схожи с другими старообрядческими течениями.

В мире: США. В России: по данным РПЦ в нашей стране действует около 30 единоверческих общин. Сколько их точно, и где они находятся сказать затруднительно, так как единоверы предпочитают не афишировать свою деятельность.

Течение поповцев, которое из-за гонений в первой половине XIX века вынужденно превратилось в беспоповское, хотя сами часовенные себя беспоповцами не признают. Родина часовенных — Витебский район Белоруссии.

Оставшись без священников, группа беглопоповцев отказалась от иереев, заменив их уставщиками из мирян. Богослужения стали проводить в часовнях, так и появилось название течения. В остальном, обряды схожи с другими старообрядческими движениями. В восьмидесятые годы прошлого века часть часовенных из Северной Америки и Австралии решили восстановить институт священничества и присоединились к русской православной старообрядческой церкви, похожие процессы наблюдаются сейчас и в нашей стране.

В мире: Австралия, Новая Зеландия, Бразилия, США, Канада. В России: Сибирь, Дальний Восток.

Древлеправославная поморская церковь.

ДПЦ — современное название крупнейшего религиозного объединения поморского согласия. Это — беспоповское течение, поморы не имеют трехчинной иерархии, Крещение и Исповедь совершаются мирянами — духовными наставниками. Обряды схожи с другими старообрядческими конфессиями. Центр этого течения находился в Выжском монастыре в Поморье, отсюда и название. ДПЦ — достаточно популярное религиозное течение, в мире существует 505 общин.

В мире: Латвия, Литва, Белоруссия, Украина, Эстония, Казахстан, Польша, США, Киргизия, Молдавия, Румыния, Германия, Англия. В России: русский север от Карелии до Урала.

Это беспоповское течение имеет много других названий: сопелковцы, скрытники, голбешники, подпольники. Возникло в конце 18 века. Главная идея состоит в том, что для спасения остался лишь один путь: «не имети ни села, ни града, ни дома». Для этого нужно принять новое крещение, порвать все связи с обществом, уклониться от всех гражданских повинностей.

По своему принципу бегунство — это аскетизм в самом жестком его проявлении. Уставы бегунов очень строги, особенно тяжелы наказания за прелюбодеяние. При этом не было ни одного страннического наставника, который не имел бы нескольких наложниц. Едва возникнув, течение начало делиться на новые ветви. Так появились следующие секты:

Неплательщики отвергли богослужения, таинства и почитание святых, поклонялись только отдельным «старым» мощам. Не совершают крестного знамения, не носят креста, не признают посты. Молитвы заменили на религиозные домашние беседы и чтения. Общины неплательщиков до сих пор существуют в Восточной Сибири.

Пустынники заменили странничество удалением в отдаленные леса и пустыни, где организовывали общины, живя по таким аскетическим нормам, которые бы и Мария Египетская назвала бы излишне жесткими. По непроверенным сведениям, общины пустынников существуют и по сей день в сибирских лесах.

Аароновцы.

Беспоповское течение аароновцев возникло во второй половине 18 века.

Один из лидеров движения имел прозвище Аарон, по его «погонялу» и стали называть эту конфессию. Аароновцы не считали необходимым отречение и удаление от жизни в обществе и разрешали вступать в брак, который венчал мирянин. К вопросам брака они вообще относились весьма благосклонно, например, разрешили совмещать брачную жизнь и пустынножительство. Впрочем, венчание, совершенное в РПЦ, аароновцы не признавали, требовали развода или нового брака. Как и многие другие старообрядцы, аароновцы чурались паспортов, считая их «печатями Антихриста». Грехом, по их мнению, было дать какую-либо расписку в суде. Кроме того, почитали двоеданов за отступников от Христа. Еще в семидесятые годы прошлого века несколько общин аароновцев существовало в Вологодской области.

Ничего общего с масонами и их символами эта беспоповская религиозная конфессия не имеет. Название происходит от древнерусского обозначения гористой местности — камень. В переводе на современный язык — горцы.

Каменщики сформировались в труднодоступных горных долинах юго-западного Алтая из всяких беглецов: крестьян, дезертиров. Обособленные общины следовали обрядам, характерным для большинства старообрядческих течений. Во избежание близкородственных связей помнили до 9 поколений предков. Внешние контакты не приветствовались. В результате коллективизации и прочих миграционных процессов каменщики рассеялись по всему миру, смешавшись с остальными русскими этническими группами. В переписи 2002 года лишь два человека указали себя каменщиками.

Родина кержаков — берега реки Керженец в Нижегородской губернии. По сути, кержаки это не столько религиозное течение, сколько этнографическая группа русских старообрядцев северорусского типа, вроде каменщиков, основу которых, кстати, составили как раз кержаки.

Кержаки — русские старожилы Сибири. Когда в 1720 году разгромили Керженские скиты, кержаки десятками тысяч сбежали на восток, в Пермскую губернию, и уже оттуда расселились по всей Сибири, до Алтая и Дальнего Востока. Обряды такие же, как и у других «классических» старообрядцев. До сих пор в Сибирской тайге существуют Кержацкие заимки, не имеющие контактов с внешним миром, вроде знаменитой семьи Лыковых. В переписи 2002 года кержаками себя назвали 18 человек.

Эта беспоповская секта отличается от других тем, что ее последователи крестили себя сами, без священников, через троекратное погружение в воду и чтение Символа веры. Позднее самокрещенцы перестали совершать этот «самообряд». Вместо этого они ввели обычай крестить младенцев так, как это делают повивальные бабки при отсутствии священника. Так самокрещенцы получили второе название — бабушкины. Бабушкины-самокрещенцы исчезли в первой половине 20 века.

Это — течение беспоповцев-самокрещенцев. Название секты появилось из-за характерного способа молиться. Дырники не почитают икон, написанных после церковной реформы патриарха Никона, поскольку некому их было освятить.

Вместе с тем, они не признают и «дореформенные» иконы, поскольку они осквернены «еретиками». Чтобы выйти из затруднительного положения, дырники начали молиться как мусульмане, на улице лицом на восток. В теплое время года это сделать нетрудно, зима же у нас здорово отличается от ближневосточной. Молиться глядя на стены или застекленное окно — грех, поэтому дырникам приходится делать специальные отверстия в стенах, которые затыкаются затычками. Отдельные общины дырников существуют и по сей день в Республике Коми.

Федосеевцы — приверженцы беспоповского старообрядческого течения. Их взгляды в чем-то схожи со убеждениями современных российских протестующих.

Федосеевцы убеждены в исторической испорченности Российского государства. Кроме того, они верят, что наступило царство Антихриста и придерживаются безбрачия. Название возникло по имени основателя общины — Феодосия Васильева из рода бояр Урусовых. Обет безбрачия не помешал общине привлекать новых сторонников. В течение ста лет — со второй половины 18 до второй половины 19 веков федосеевцы были самым многочисленным и влиятельным направлением в беспоповстве, общины появились по всей стране. В начале 20 века из-за внутренних противоречий федосеевцы разделились на несколько направлений: либеральных Московских (принимают «новожен» на исповедь, позволяют им участвовать в службах не совершая крестного знамения), консервативных Казанских («новожен» не принимают, петь и читать в храме могут только несостоящие в браке), филимоновцев и необщинников.

Не исчезли они и после революции. В 1941 году в одном из центров федосеевского течения, деревне Лампово под Тихвином, федосеевцы проявили себя злостными коллаборационистами.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector