0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Социальная философия нового времени классическая и неклассическая. Основные направления неклассической философии

Понятие «классической» и «неклассической» философии, их основные черты.

Классическая философия (философия немецкого классического идеализма) стремилась к систематической целостности, завершенности, монистичности. В основе этого стремления лежала вера в естественную упорядоченность мироустройства, доступную рациональному постижению. Она исходила из представления о гармонии между организацией бытия и субъективной организацией человека. Человек рассматривался как укорененный в этом миропорядке, обладающий гарантированным местом в прогрессивно развивающемся потоке истории. Все глубины мировых связей, включая внутренний мир самого человека, доступны для самосознающего субъекта. В основе традиционной этики либерального общества лежали идеи главенства человека над природой, главенства разума в человеке и вера в неудержимый прогресс общества на началах разума, свободы и справедливости.

С конца 19 века эти традиционные ценности оказались под угрозой. Развитие общественных наук привели к открытию цивилизаций, основанных на иных моральных ценностях, а развитие психологии привело к пониманию факта того, что наше поведение зачастую обусловлено причинами неосознаваемыми. Область бессознательного оказывается шире области сознания и гораздо шире области разума. Сознание, разум не могут более претендовать на единственно правильную оценку реальности. Отсюда и изменение наших качественных критериев. На место морали самоограничения, ущербности и неподвижности приходит этика индивидуальной свободы, полной самореализа-ции. Появилась, оформилась неклассическая философия.

Т. обр., водораздел между классической и неклассической философией в первую очередь проходит по вопросу об отношении к традиционному рационализму и его противоположности – иррациональному. Немецкая классическая философия (олицетворением которой стало творчество Канта, Фихте, Шеллинга и особенно Гегеля) внесла большой вклад в развитие мировой философии и максимально полно для своего времени объяснила сущность бытия, познания, других философских проблем с позиций идеализма. Кроме того, надо отметить следующие достижения Канта, повлиявшие на последующее развитие философии. 1. Разграничение ценности и бытия. 2. Создание этики долга как учения о нравственной сущности личной свободы. З. Построение эстетики как науки. Однако с идеалистическим объяснением картины окружающего мира классиками немецкой философии согласились не все.

Неклассическая философия, оформившаяся во второй пол. 19 века, ставила своей целью критиковать немецкую классическую философию, особенно Гегеля, используя не новые подходы (как это делали материалисты и позитивисты), а старые. Представители некласс. философии пытались объяснить мир (как и «классики») с позиций идеализма, но идеализма старого, догегелевского и доклассического (например, платоновского и др.) и найти в рамках него новые, оригинальные подходы.

Неклассическая философия отвергает логические связи в природе, восприятие окружающего мира как целостной и закономерной системы, критикует диалектику Гегеля и саму идею развития. Основная идея неклассической философии в том, что окружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, не подконтро-лен разуму и подчиняется другим движущим силам, например аффектам, воле.

К неклассическому типу философии относят «философию жизни» в различных ее проявлениях (это направление представлено творчеством Шопенгауэра, Ницше, Дильтея), экзистенциализм, персонализм, постмодернизм. Философия жизни в противовес классической философии говорит о сомнительности исторического прогресса, относительности истины, иррациональности истории и самой души человека. Выдвигается идея изучения жизни отдельного человека и важности ее анализа для философии. Подсознание и интуиция становятся центрами философской антропологии.

В22

Основные идеи философии марксизма.

Преодолевая гегелевский идеализм и созерцательно-метафизический характер фейербаховской философии, К. Маркс и Ф. Энгельс унаследовали рациональные зерна их учений – диалектику Гегеля и материализм Фейербаха. Они сохранили и развили в своем учении диалектику Гегеля и диалектический метод познания. Человеческие понятия истолковываются уже как отражение реальных вещей. Так начиналась новая философия – диалектический материализм. Основной вопрос философии решается следующим образом. Первичной признается диалектически развивающаяся материальная действительность, отражением которой выступают категории и законы человеческого мышления. В диалектике понятий отражается диалектика вещей.

Энгельс писал, что мир состоит не из законченных вещей, а являет собой совокупность процессов, в которой предметы, кажущиеся неизменными (как их мысленные снимки), находятся в непрерывном изменении, то возникают, то уничтожаются, причем поступательное развитие при кажущейся случайности прокладывает себе путь.

Нужно было закончить диалектический материализм и распространить его в обществе, сделать его универсальным методом познания не только природы, но и общества. Надо было перестроить науку об обществе в соответствии с материалистическим основанием. Этим основанием стала практика (пр. вс. производство материальных благ и складывающиеся на его основе производственно-экономические отношения). Все эти факторы воздействуют на содержание познавательной деятельности. Оторванная от практики теория превращается в мистику. Но и теория влияет на практику; она [теория] становится материальной силой, когда она овладевает массами. Это происходит, если теория выражает интересы масс. Философы объясняли мир, а марксизм стремился его изменить. Изменить мир в своих интересах должен пролетариат, вооруженный теорией революционного переустройства.

Марксизм исходит из того, что мир познаваем; объективные явления материального мира более или менее правильно отражаются в сознании. Бытие вечно, а отдельные явления ограничены во времени. Бытием обладают и материальные, и духовные явления. Сознание реально существует, т.к. отражает реальный мир, но в то же время оно вторично по отношению к материи – объективной реальности, данной нам в ощущениях. Марксизм отвергает субстанциальную концепцию пространства и времени и утверждает единство материи, движения, пространства и времени. Пространство и время – свойства самих материальных явлений, формы их существования.

Сознание – способность людей отражать окружающую действительность. Существуют естественные и социальные предпосылки сознания. Естественные предпосылки – это способность мозга как высокоорганизованной материи отражать окружающую действительность. Социальные предпосылки – практика и речь. Содержание практики и ее субъективное осмысление – две стороны одного познавательного процесса. Преобразуя мир, человек познает его. Подчеркивается диалектическая взаимосвязь чувственного и рационального познания. Общественное сознание определяется развитием материального производства.

В23

«Философия жизни».

В 19 веке в естествознании все с большей силой начинает обнаруживаться несостоятельность одностороннего механистического подхода. В середине 19 века создается эволюционная концепция жизни. Именно в это время возникает иррационализм, который к концу 19 века оформляется в отдельную школу – «Философию жизни». Ее представители (Шопенгауэр, Ницше, Дильтей, Бергсон) сходились в том, что в основе развития мира и человека лежит не рациональное основание, а иррациональная реальность – жизнь как творческая эволюция, целостный, органический поток (длительность), в котором не разделимы материя и сознание, логическое и интуитивное. Этот целостный поток жизни необъясним в рамках рационализма, позитивизма, механицизма, т.к. мышление и жизнь не тождественны.

Поэтому утрачивают значение декартовское «мыслю, следовательно, существую» и гегелевское «все действительное разумно». Жизнь – это процесс, свободное стихийное и инстинктивное творчество, характеризующееся не научно объясняемой протяженностью, а длительностью, которая не поддается научному анализу. Жизнь в этом понимании суть бытие. Это онтология философии жизни.

Гносеология. На место логики и рационализма заступает вчувствование в жизнь, ее переживание и понимание. Главное в жизни – не материя, а дух, который выражает подлинное изменение мира. Музыке, поэзии отдается предпочтение, ибо они более адекватно жизни выражают саму эту жизнь.

Шопенгауэр: в качестве главного принципа жизни и познания он рассматривает волю, которая изначально враждебна разуму. Воля – это вещь сама в себе, она не зависит от времени и пространства, не исправляется сознанием, а действует слепо, инстинктивно. Воля составляет сущность всякой вещи в себе и единственное ядро всякого явления. Мир же – это мировая, всеобщая воля. Мир есть наше представление о нем. Познание служит воле, а т.к. воля инстинктивна и ей чужд рационализм, то лучший способ познании – не наука, а искусство.

Ницше утверждал, что в основании всего мира лежит воля к власти. Все стимулы в жизни происходят из-за власти. Познание – орудие власти. Дильтей трактует жизнь как поток культурно и исторически обусловленных переживаний человека, подчеркивая ее сложность, многогранность и противоречивость. Бергсон понимает жизнь как непрерывный творческий поток, бесконечное становление, некую космическую силу, «творчество ради творчества».

В24

Философия позитивизма.

— направление в философии 19 – первой половины 20 вв., объявляющее единственным источником истинного знания конкретные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Возникновение позитивизма было своеобразной реакцией на неспособность «метафизики» (спекулятивной философии) (напр., нем. классического идеализма) решить философские проблемы, выдвигавшиеся развитием наук. Впадая в другую крайность, позитивизм вовсе отверг умозрение как средство получения знаний.

Традиционные проблемы философии (о бытии, сущностях, причинах и т. п.), которые в силу их высокой абстрактности не могут быть ни разрешены, ни проверены посредством опыта, позитивизм объявил бессмысленными. Позитивисты стремились подняться над материализмом и идеализмом, найти «третий путь». Сам позитивизм претендовал на звание принципиально новой, “неметафизической” (“позитивной”) философии, построенной по подобию эмпирических наук и являющейся их методологией. По своей сути позитивизм есть эмпиризм, в определенных отношениях доведенный до крайних логических выводов: коль скоро для него всякое знание есть эмпирическое (опирающееся на опыт) знание, то никакая спекуляция не может быть знанием.

Основателем философии позитивизма был Огюст Конт, который ввел и термин “позитивизм”. Исторически выделяют три этапа в развитии позитивизма. Представители «первого» позитивизма – Конт, Литтре, Лаффит (Франция), Милль, Спенсер (Англия). Наряду с проблемами гносеологии (закон трех стадий развития познания — Конт) и логики (Милль) позитивисты важное место отводили социологии (идея о преобразовании общества на базе науки Конта, органическая теория общества Спенсера). Возникновение второго этапа П.— эмпириокритицизма относится к 70–90-м гг. 19 века и связано с именами Маха и Авенариуса, отказавшихся даже от формального признания объективно реальных предметов, которого еще придерживались представители раннего позитивизма. В учении Маха проблемы познания истолковывались с позиций крайнего психологизма, переходящего в субъективизм.

Возникновение и формирование новейшего позитивизма, или неопозитивизма, связано с деятельностью Венского кружка (Нейрат, Карнап, Шлик и др.) и берлинского общества эмпирической философии (Рейхенбах, Крауз и др.). Основное место на данном этапе позитивизма занимают философские проблемы языка, символической логики, структуры научного исследования и др. Отвергнув психологизм, представители этого направления пошли по линии по линии формализации гносеологических проблем. Физикализм – физика провозглашается основой всех наук, а язык физики должен стать универсальным языком всех наук.

В25

Философия экзистенциализма.

Это одна из самых модных философских школ на Западе в середине 20 века. Ее наиболее крупные представители: Хайдеггер и Ясперс в Германии; Сартр, Марсель, Камю во Франции; Аббаньяно в Италии. Исходные идеи экзистенциализма взяты из сочинений датского религиозного мыслителя – С. Кьеркегора, резко выступавшего против философии Гегеля, который растворил конкретного человека в мировом духе, абсолютной идее.

Экзистенциализм заимствует у Кьеркегора прежде всего идею экзистенциального мышления. В отличие от научного мышления, исходящего из теоретических принципов, экзистенциальное мышление связано с внутренней духовной жизнью личности, с ее интимными переживаниями. Объективное мышление безразлично к субъекту и его существованию; субъективный же экзистенциальный мыслитель заинтересован в своем мышлении (он в нем существует). В силу этого он не может относиться к реальности как к чему-то объективному, не затронутому субъективностью. Жизнь человека противоречива и неустойчива. В силу этого рассудок бессилен понять ее.

Читать еще:  Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Меркурий

По экзистенциализму, задача философии – заниматься не проблемами науки, а вопросами сугубо человеческого бытия. Человек помимо его воли заброшен в чуждый ему мир; жизнь его окружена таинственными знаками, она иррациональна, в ней преобладает страдание и страх. Мир тем более страшен, чем он непостижим. Люди под доброй маской действуют друг против друга.

Экзистенциализм исходит из того, что человек живет прежде всего эмоционально. Под существованием понимается духовное бытие личности, ее сознание. Человек существует как сознание. Чтобы осознать себя как нечто существующее, человек должен оказаться в пограничной ситуации (борьбы, вины, бытия перед лицом смерти). Тогда мир оказывается очень близко. Наиболее надежна интуиция как способ постижения мира. Свобода трактуется вне всякой закономерности и причинности. Свобода – это не свобода деятельности, а свобода отношения к окружающему миру. Сама свобода превращается в мучительную необходимость.

Экзистенциализм немыслим без страха, ощущения кризиса. Выход из кризиса экзистенциалисты ищут не в изменении общественных отношений, а в индивидуальной духовной жизни (религиозное крыло – в мистическом общении с Богом). Экзистенциалисты настаивали на необходимости сохранения личностной уникальности, в ее неприобщенности к социальному контексту.

Социальная философия нового времени классическая и неклассическая. Основные направления неклассической философии

§ 1 Классическая и неклассическая философия

С давних времен, а особенно в Новое время, в центре философских размышлений находилась проблема разума (ratio). Наиболее выраженной эта тенденция становится в немецкой классической философии, которая выделяет два уровня мышления:

♦ смысл, базирующийся на опыте, рассуждениях и расчетах;

♦ ум — мышление абстрактное, что поднялось выше опыта.

Интеллект — единство Рассудка и разума. Разум представляется не только индивидуальным, но и позаіндивідуальним, что существует в культуре человечества в виде понятий, идей, теорий, норм и ценностей.

Еще в XVIII в. возникает культ разума — вера в возможность справедливого, разумного устройство жизни на основе идеалов Свободы, Равенства, Братства. Путь достижения этих идеалов — образование народа, развитие науки (это направление мысли и получает название Просвещения). Философию рационализма развивали французские, английские, немецкие и российские просветители и материалисты.

Рационализм предполагает следующее:

♦ рациональность (закономерность, причинность) бытия;

♦ рациональность (закономерность, прогресс) хода истории;

♦ человек рассматривается как рациональное существо (homo sapiens) , откуда вытекает уверенность в возможности неограниченного познания мира, прежде всего, с помощью науки;

♦ итак, философия обязана заниматься проблемами познания.

В XX в. ряд философских направлений продолжает линию классического рационализма, и поэтому их называют неокласичними (неокантіанство, неогегельянство, диалектический материализм, натурализм и научный материализм).

Но самой влиятельной становится в XX в. неклассическая философия, которая выступает против классического рационализма, продолжает линию иррационализма А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше.

Большое влияние на формирование неклассической философии оказал основатель феноменологии Эдмунд Гуссерль (1859-1938 гг.), который выступил против натурализма и психологизма с целью преобразования философии в точную науку, для чего следует выделить основные категории, очищенные от наслоений культуры путем «феноменологической редукции» — выявление чистых феноменов и устранения элементов их произвольного толкования. На первый план при этом выдвигается смысловой связи сознания и мира, направленности сознания (интенциональность), за которой анализируются все отношения человека и мира. Нужно не быть заглубленным в мир, а осознавать его как заранее данный и соотнесен с нашей субъективностью. Проще говоря, первичная реальность — это «жизненный мир», а не противоположность материи и сознания, согласно классической дихотомии. Сама же сознание рассматривается как поле смыслов, и этим открывается возможность для толкования того, что было дальше развитое в герменевтике.

Наука не должна стремиться устранить субъективное восприятие со своих процедур, потому что оно является основой образования абстракций и конечным пунктом верификации теории. Гуссерль видит в об’єктивізмі причину кризиса всей европейской культуры.

Четко сформулировал антикласичні позиции испанский философ Хосе Ортега-И-Гасет (1883-1955 гг.), за которым, в массовом обществе культура мелкая и обезличена, бытия человека непостижимое умом. Да и вообще, никакого «чистого разума» нет. Его место должен занять «жизненный разум». Кризис рациональности Ортега считает кризисом культуры, а главную слабость классической философии он видит в понимании человека не как живого существа, а только как мыслящего.

Эта антикласична тенденция тиш ходит свое выражение и развитие в разнообразных философских течениях XX в., которые, так или иначе, тяготеют к трем основным полюсов или направлений:

♦ религиозный (продолжение традиционных, а также попытки создания неортодоксальных философских учений на основе некоторых традиционных религиозных ценностей);

♦ антропоцентричный (направление или «философия жизни»,

исходным для которого есть существование — экзистенция — человека);

♦ разнообразные течения, что ориентируются в своих методах на современное научное познание — сцієнтизм.

Четвертым будет новейший направление, который несколько выделяется среди других, — постмодернизм.

В противовес классической философии, для неклассических направлений характерны следующие черты:

♦ В бытии психическое и физическое неразрывно связаны, но исходить нужно из психического. Бытие хаотичное и не определено. Мир нестационарный, бесконечно сложный, процессы, протекающие в нем, многовариантные. Это индетерминизм в понимании бытия.

♦ История человечества также кажется індетермінованою и бессмысленной, в социальных процессах первенство предоставляется личности. Решающим фактором развития истории становится внутренняя духовная жизнь личности.

♦ Человек является живым существом, и жизнь ее, прежде всего, является психическим, разум при этом играет несущественную роль.

♦ Поэтому познание должно быть направлено внутрь себя, а научное познание изучает только внешнее, «ненастоящее» жизнь и в лучшем случае, не дает ничего существенного, а в худшем — заводит человечество в тупик и кризис.

♦ Путь философии — от бытия человека к бытию вообще, и главными философскими вопросами становятся смысложизненные вопросы и, прежде всего, проблема смерти. Темпы развития материальной культуры росли на протяжении всей истории человечества, и в XX в. они достигли максимума. Но прогресс происходил, к сожалению, в основном в экономической, технологической и социальной сферах. Духовное же развитие намного отставал. Именно это определило трагическую ситуацию конца второго тысячелетия: с одной стороны огромные достижения в области энергетики, переработки информации, новых промышленных технологий, с другой — мировые войны, увеличение разрыва в уровне жизни богатых и бедных стран, экологическая катастрофа, возникновения общей деградации человечества, что проявляется в росте бездуховности, преступности, наркомании, алкоголизма, числа самоубийств.

Человечеству, миру сейчас угрожает серьезная опасность: истощение природных ресурсов и озонового слоя атмосферы, глобальное потепление, разрушение биосферы и др.

В этой ситуации все человеческие ресурсы должны быть направлены на преодоление кризиса. А кризисные явления охватили не только бытия человека, а также ее дух, культуру. Итак, самое важное задача философии в наше время — осмыслить ситуацию и помочь человечеству найти выход из этого положения.

Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Главное меню

  • Главная
  • Новости
  • Программные документы
  • Манифест 2000
  • Заявления
  • Видео
  • Здравый смысл
  • РГО
  • Труды В.А. Кувакина
    • В.А. Кувакин. Неизвестность
    • В.А. Кувакин. Твой рай и ад.
    • В.А. Кувакин. Стать собой
    • В.А. Кувакин. Религиозная философия в России
  • Дискуссии
  • Центр исследований
  • Центр образования
    • Правила
    • Программа
    • Курсы
      • Основы гуманизма
      • Статус гуманизма
      • Гуманистические ценности
      • Квазиценности
      • Антиценности
      • Гуманистическая психология
      • Гуманистическая педагогика
      • Практическое мышление
    • Спецкурсы
      • Гуманизм и критическое мышление
      • Русская философия и культура
    • Семинары
  • Институт гуманистических исследований
  • РГО-пресс
  • Гуманистические сайты
  • Гуманистические школы
  • Современный гуманизм
  • Библиотека
    • П. Куртц. Запретный плод
    • Об атеизме, религии и светском гуманизме
    • П.Куртц. Искушение потусторонним.
    • Ф.В. Цанн-кай-си. Исторические формы бытия философии.
    • Дмитрий Крылов
    • Анна Кудишина. Экзистенциализм и гуманизм в России.
  • Видеотека

Поиск по сайту

1. Две эпохи в истории западной философии

1. Две эпохи в истории западной философии: классическая и неклассическая философия

В истории классической философии выделяют две эпохи: эпоху классической и эпоху неклассической философии[1].

Начало классической философии положили философские системы Бэкона и Декарта. Ее окончанием является немецкая классическая философия. Таким образом, во времени это ХVII– первая половина ХIХ в. Точную разграничительную линию между двумя периодами в истории мысли провести трудно: невозможно указать конкретную дату начала или конца философской эпохи. Но вместе с тем интересное суждение на этот счет высказал А. Богомолов. В качестве точной даты окончания классической философии он берет 1865 г., когда в ряде стран Европы (Германия, Англия) одновременно появилось несколько книг, положивших начало новым философским течениям, явно отличавшимся от систем классической философии[2].

Время с середины ХIХ в. до 20-х гг. ХХ в. принято рассматривать как переходный период от классической к неклассической философии ХХ в. – современной западной философии. В этот период идет формирование новых философских принципов, на основе которых сложится облик современной философии.

В качестве собственно философского критерия выделения эпох в западной философии берутся специфические способы мышления, характерные для каждой из них. Существенные черты способов мышления обнаруживаются при сравнительном анализе философских систем разных эпох. М. Мамардашвили точно подметил, что при сравнении мы как бы испытываем наличную западную философскую мысль на «верность и преемственность» по отношению к классической философии, которая «есть «тайна» современной западной философии[3]. Но одновременно происходит и прояснение самой классической философии, что делает ее специфику более очевидной.

Итак, западная классическая философия – это европейская философская мысль от Бэкона и Декарта до Гегеля и Фейербаха. Разумеется, что ни один из великих мыслителей этого периода не может рассматриваться как единолично олицетворяющий философскую классику: в философии каждого из них можно обнаружить отклонение от классической линии. И все-таки в своей совокупности их философские учения образуют цельное, единое духовное образование, которое можно охарактеризовать общими типологическими чертами. Одной духовной формацией их делает принадлежность к общей философской культуре мышления: способы, схемы, механизмы мыслительной деятельности, структура мышления. Объединяет их всех в широком плане принадлежность к европейской культуре в целом.

Обо всем этом свидетельствует наличие общих родовых черт. Отметим некоторые из них.

1. В качестве такой первой черты западной классической философии отметим ее гносеологизм. Главное свое внимание она уделяла анализу гносеологического отношения субъекта к миру. При этом познающий субъект рассматривался преимущественно со стороны всеобщих форм мышления или со стороны всеобщих познавательных способностей. То есть познающий субъект сводился к разуму в его всеобщей или индивидуальной форме.

Классическая философия отождествляла автономного и суверенного познающего субъекта с «чистым сознанием», с «чистым рассудком». Субъект представал в виде гносеологического Робинзона. Создавалась такая модель сознания, которая была свободна от глубинных, дорефлексивных пластов. Таким образом, центральным понятием всего классического философского мировоззрения ялялось понятие Разума.

В тех случаях, когда «чистый разум», «мыслящий рассудок» оказывались отягощенными предрассудками, «идеалами» (Бэкон), аффектами (Спиноза), стеснены границами познания (Кант), или разум не умел пользоваться правильно своими способностями – все это ничего не меняло в его природе, в самой сути разума.

У классической философии существовали способы «исправления», «научения» разума: существовали правила для руководства ума (Декарт), методы познания (Бэкон, Локк) и т.д. В конечном итоге путь к истинному знанию всегда существует, надо только внимательно прислушиваться к голосу разума. Разуму надо доверять. Назначение философии в том и заключается, чтобы разработать теорию правильного, нормативного сознания.

Читать еще:  Редкое имя для ребенка – признак гордости родителей?

2. Другой важнейшей чертой классической философии было ее твердое убеждение в разумности мира. В мире господствует разум! Это было не только мнение Гегеля, но точка зрения классической философии в целом. Разумность мира понимается как его организованность, упорядоченность, наличие в нем причинности и закономерности. Разумность мира – его естественность. Поэтому и общественная жизнь может быть устроена не разумно: на основе естественного права можно разработать и заключить общественный договор. Как пишут немецкие философы М. Бур и Г. Иррлиц, представители классической философии «воспринимают объективную реальность по образцу математической схемы и геометрической конструкции, сотворенной, созданной разумом, как его продукт, благодаря чему ею и может овладевать человек[4].

Следовательно, в мире существует гармония: рационально организованный мир соразмерен с человеческим разумом. Мир человека и мир природы одинаково разумно устроены и соразмерны. Поэтому в мире действуют некие универсальные принципы, доступные разуму и постижимые им.

3. Из этих двух особенностей философской классики вытекала ее третья родовая черта: классическая философия стремилась к созданию абсолютной, универсальной системы знания о мире. Поскольку познание есть отношение разумного, правильно мыслящего субъекта к рационально организованному объекту, то это отношение отличается исключительной прозрачностью и поддается самоконтролю. Следовательно, познающий субъект обладает ясным представлением о своем «Я». «Чистое сознание», «чистое мышление» – это есть, по существу, философская рефлексия по поводу сознания, познающего мир и отдающего полный отчет о процессе познания[5]. Рациональная гармония мира – парадигма всей европейской культуры, но обоснована она прежде всего в философии.

4. Теперь становится понятным тот пафос, дух просветительского миссионерства, который пронизывает всю европейскую классическую философию. На этом основываются ее попытки создания такой теории воспитания, которая реализовала бы найденные философией принципы. Вся философия воспитания и образования строилась на принципе, что человека можно научить рационально понять свой интерес и реализовать его не в ущерб другим. Даже индивидуализм («эгоизм») может быть разумным.

Западная классическая философия представляет собой мыслительную культуру эпохи классического капитализма. Но в середине ХIХ в. проявились первые существенные признаки кризиса классического капитализма, который затронул и сферу культуры. Начался этап «разрушения разума». Обозначился кризис классической философии.

Мы уже не раз говорили, что эпохи в философии не совпадают с эпохами социально-экономическими. О начале философской эпохи можно судить по появлению книг, трудов, в которых манифестируются идеи, выводящие за рамки предшествующих философских парадигм. Эти работы оказываются источниками новых философских течений и школ. Правда, иногда такие труды оказываются незамеченными на первых порах и только позднее обнаруживается, что с них начался поворот в истории философской мысли.

[1] Впервые убедительное обоснование необходимости такого деления истории европейской философии дали М.К. Мамардашвили, Э.Ю. Соловьёв, В.С. Швырев в статье «Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии». [См.: Философия в современном мире. Философия и наука. М., 1972]. Историю появления статьи можно прочитать в журнале «Вопросы философии». 2002. № 9. С. 43.

[2] См.: Богомолов А.С. Немецкая буржуазная философия после 1865 года. М., 1969. С. 4–5.

[3] Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М., 1996. С. 414–415.

Социальная философия нового времени классическая и неклассическая. Основные направления неклассической философии

Если доклассическую и классическую философию лучше всего рассматривать по этапам развития, то в неклассической, а затем и в постнеклассической философии удобнее и нагляднее выделять направления и концепции. Впрочем, такой подход к неклассической и постнеклассической философии является единственно возможным, поскольку именно так по направлениям и в рамках отдельных концепций происходило развитие философии на этом этапе. Определяющее значение имело также взаимное воздействие философии и науки

В.С. Степин выделяет три этапа развития философско-методологической рефлексии над наукой: центрированной на онтологической проблематике (классика), переносящий акцент на анализ процедур и операций построения знания (неклассика) и акцентирующий проблематику социокультурной детерминации науки (постнеклассика). Им соответствуют три типа научной рациональности. Классическая наука предполагает, что субъект дистанциирован от объекта, как бы со стороны познает мир, а условием объективно-истинного знания считала элиминацию из объяснения и описания всего, что относится к субъекту и средствам деятельности (Степин В.С. Наука / НВФ, Т. III, С. 27).

В рамках классической философии (главным образом XVII-XIX вв.) сложились метафизика, диалектика, классические рационализм и детерминизм, представления о взаимодействии субъекта и объекта. Метафизика Нового времени стала метафизикой познания опирающейся на рационализм и эмпиризм, а не метафизикой бытия как в предыдущие эпохи. В XVII веке великие философы были одновременно и великими естествоиспытателями, особенно сильное влияние на становление метафизики в это время оказали классическая механика и математика. Традиционная классическая философия претендовала на то, чтобы быть именно метафизикой, то есть знанием, более глубоким, чем самые фундаментальные естественнонаучные («физические», в самом широком смысле этого термина) теории. Она, подобно античным философам, ставила «логику» выше «физики», теоретическую истину – выше практического достижения. Гегелевская философия уже была «философией перехода», «философией компромисса», которую теперь можно было критиковать и «слева» (например, за излишнюю приверженность к созданию универсальных все объясняющих систем), и «справа» (например, за признание относительной истины, что, конечно же, означает не что иное, как несовершенство истины) (Зотов А.Ф. Современная западная философия, C. 14-15).

Кризис основных концепций и методов классической философии обусловил её переход к неклассической философии, у истоков которой стоят Шопенгауэр, Кьеркегор, философия жизни, школы неокантианства, позитивизм. Развитие критики философской системы Гегеля выдвинуло в философии на первый план исследования человеческой интерпретации мироздания, выявление связи между природой и описывающей её языком, так что такая философия может быть только открытой системой. Кроме того классическая философия передала неклассической философии было предложено много фундаментальных идей содержащихся в философских системах Канта, Фихте, Шеллинга, в концепциях представителей первого этапа позитивизма и многих других.

Классические философия и наука имеют дело с простыми системами, когда суммарные свойства частей исчерпывающе определяют свойства целого. Часть внутри целого и вне целого обладает одними и теми же свойствами, связи между элементами подчиняются лапласовской причинности, пространство и время предстают как нечто внешнее по отношению к таким системам, состояния их движения никак не влияют на характеристики пространства и времени. Нетрудно обнаружить, что все эти категориальные смыслы составляли своеобразную матрицу описания механических систем. Показательно, что образ часов – простой механической системы – был доминирующим в науке XVII-XVIII вв. и даже первой половины XIX столетия. Мир устроен как часы, которые однажды завел Бог, а дальше они идут по законам механики. Категориальная сетка описания малых систем была санкционирована философией механицизма в качестве философских оснований науки этой эпохи. Но при переходе к изучению больших систем, развитый на базе классической механики категориальный аппарат становится неадекватным и требует серьезных корректив (Степин В.С. Саморазвивающиеся системы, Ростов-на-Дону, 2003, С. 42-43).

Традиционно основными направлениями неклассической философии принято считать: феноменологию, аналитическую философию, фундаментальную онтологию, основные этапы позитивизма конца XIX начала XX веков (эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм), критический рационализм, экзистенциализм, персонализм, прагматизм, психоанализ, герменевтику. Принципиальное влияние на её развитие оказали неокантианство, неореализм, неорационализм, некоторые культурологические и религиозные течения.

Неклассическая философия рассматривает познающий разум не как дистанциированный от мира и извне постигающий его, а как находящийся внутри мира. Разум с этой точки зрения не является абсолютно суверенным и беспредпосылочным. Он укоренен в человеческом жизненном мире. Между ним и бытием есть опосредующее звено, которое различает, но вместе с тем связывает их. Таким звеном, по мнению Ю. Хабермаса выступают человеческая деятельность и язык. Причем язык здесь следует понимать в широком смысле, включая не только естественный язык, но и все типы языков культуры, все разновидности социокодов, закрепляющих и транслирующих социально-исторический опыт.

В неклассическом подходе ключевой становится проблематика социокультурной обусловленности философского знания. Она приводит к новому пониманию предмета и функций философии. Стремление философии найти предельные основания познания и деятельности в классический период выражалось в создании относительно замкнутых философских систем. Каждая из них выдавала свои принципы за абсолютные истины, последние основания бытия. На базе этих принципов создавалась система представлений о мире, включая понимание природы, человека, человеческого познания, социальной жизни и идеалов общественного устройства. Развитие философии осуществлялось через конкурентную борьбу таких систем, их взаимную критику и порождение новых систем.

В неклассическом подходе отвергается сама возможность создать последнюю и абсолютно истинную систему философского знания. Признание социокультурной обусловленности любого вида познания предполагает, что философия на каждом этапе своей истории детерминирована особенностями культуры своей эпохи, которая определяет те или иные возможности (часто не осознаваемые) и ограничения философского поиска. Эти возможности и границы могут быть раздвинуты в иную историческую эпоху, но там появятся новые детерминанты философского творчества, а значит, его новые и возможности, и ограничения (Степин В.С., Наука / НФЭ, Т. III, с. 198-199).

Неклассическая философия развивалась гораздо более непредсказуемо и разветвлено, чем классическая, будучи тесно связанной со случайностью, стохастическими процессами, бифуркациями. Особое значение здесь приобретает эпистемологический принцип, афористически выраженный Ф. Ницше: «все самое главное рождается вопреки» (Башляр Г., Новый рационализм, с. 32). Категориальная структура знания неклассической философии стала четырехмерной, включив в себя следующие нередуцируемые сферы: онтологическую, гносеологическую, аксиологическую, праксеологическую.

Классическая и неклассическая философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 11:13, реферат

Краткое описание

Чтобы разобраться в вопросе – что же есть классическая и неклассическая философия, стоит обратиться к основным постулатам и ценностям того и другого течения и подробно рассмотреть их. Классическая философия, с точки зрения современной, характеризуется как некая общая ориентация, суммарная тенденция или стилистика мышления, свойственная в целом примерно трехсотлетнему периоду развития западной мысли. Мыслительная структура классики была пронизана оптимистическим чувством присутствия естественного порядка, рационально постижимого в познании. Классическая философия полагала, что разум есть главный и лучший инструмент преобразования человеческой жизни.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Klassicheskaya_i_neklassicheskaya_filosofia.docx

Чтобы разобраться в вопросе – что же есть классическая и неклассическая философия, стоит обратиться к основным постулатам и ценностям того и другого течения и подробно рассмотреть их.

Классическая философия, с точки зрения современной, характеризуется как некая общая ориентация, суммарная тенденция или стилистика мышления, свойственная в целом примерно трехсотлетнему периоду развития западной мысли. Мыслительная структура классики была пронизана оптимистическим чувством присутствия естественного порядка, рационально постижимого в познании. Классическая философия полагала, что разум есть главный и лучший инструмент преобразования человеческой жизни. Знание и рациональное познание провозглашались решающей силой, позволяющей надеяться на разрешение всех проблем, которые встанут перед человеком.

Во второй половине 19 века постепенно подготавливается переход к неклассической философии, происходит отход от классики, осуществляется смена принципов, образцов, парадигм философствования. Классические философские построения не удовлетворяли многих философов в виду, как они считали, потери в них человека. Специфичность, многообразие субъективных проявлений человека, полагали они, не «схватывается» методами разума, науки. В противовес рационализму стали развивать неклассическую философию, в которой в качестве первичной реальности

стали представлять жизнь (философия жизни), существование человека(экзистенциализм). Произошло «разрушение разума» вместо разума на первый план выдвинулись воля, инстинкты и т.д.

Более подробно предлагаю вам узнать из данной работы, ведь задачей данного реферата является анализ классической и неклассической философии.

Читать еще:  Крыса восточный. Китайский гороскоп крыса, (мышь)

Актуальность классической и неклассической философии состоит в том, что они легли в основу популярных современных философских направлений. Ведь нельзя создавать новые знания, не опираясь на старое.

Глава 1. Классическая философия.

1.1. Формирование классической философии в эпоху нового времени

Ренессанс и философия Ренессанса знаменовали поиски новых путей, нового способа, а также и нового содержания философствования. Этот поиск был реакцией на длительный период гегемонии схоластики. Выливается он во вновь сформировавшийся способ философского мышления, который можно определить как философскую мысль Нового времени. Если окончательное расхождение мышления Ренессанса и его философии с томистски- схоластическим средневековьем проявлялось как отвержение тогдашними прогрессивными общественными слоями феодальных отношений и «феодального» мышления, то философия Нового времени в собственном смысле слова является их программным выражением в значительной мере уже «осознанных» интересов и взглядов.

Впервые в цельной теоретической форме интересы и воззрения нарождающегося класса — буржуазии были выражены в философии Бэкона и Декарта. Период формирования их систем (приблизительно в последние годы XVI и в первой половине XVII в.) является временем постепенной стагнации экономического расцвета итальянских городов, а центр экономического развития постепенно перемещается в Англию, Голландию и частично во Францию. 1

Быстрое экономическое развитие происходит во второй половине XVI в. в Нидерландах. С развитием производства формируются новые общественные отношения и одновременно обостряются противоречия между Нидерландами и Испанией. Во второй половине XVI в. происходит ряд выступлений и восстаний против испанской гегемонии, которой сопротивлялись практически все слои нидерландского общества. Эти выступления завершаются в 1609 г. первой буржуазной революцией в Европе.

Нидерландская буржуазная революция была первым политическим выступлением во многом еще не созревшего общественного класса — буржуазии.

Во второй половине XV в. державой первостепенного значения становится и Англия, она становиться значительной колониальной и торговой державой. Все это ведет к быстрому развитию мануфактурного производства, которое основывается на наемном труде, т. е. на тех общественных отношениях, которые в сущности чужды феодализму.

Нарождающаяся буржуазия и включенное по сути дела в буржуазное производство дворянство имеют не вполне тождественные, но совпадающие интересы, в частности в области экономического предпринимательства. Экономическая деятельность, интересы реальной практической жизни ведут этот общественный слой (и не только в Англии) к ориентации на действительное познание мира, в частности природы, к ориентации на познание, которое не было бы основано лишь на цитатах из Библии или на высушенном схоластикой Аристотеле, но которое опиралось бы на практический опыт. Рост социальной значимости класса, связанного с развитием хозяйственной и промышленной жизни, развитие научного, в частности естественнонаучного, познания, опирающегося на эмпирию и опыт, представляют социальную и гносеологическую основу, из которой возникла и черпала силы как конкретная философия Бэкона, так и вообще вся философия Нового времени.

Для формирования науки Нового времени, в частности естествознания, характерна ориентация на познание реальности, опирающейся на чувство. Поворот к чувственному познанию действительности приносит с собой небывалый рост фактических данных в различных областях как формирующейся науки, так и производственной и социальной (ремесленной) практики.

Формирование естествознания в этот период связано с тенденцией познания не единичных, изолированных фактов, но определенных систем, целостностей. Одновременно с этим перед философами и учеными встает вопрос о сущности и характере самого познания, что приводит к повышенной значимости гносеологической ориентации новой философии.

Ориентация на чувственность и практичность познания не является, однако, единственной выразительной чертой формирующейся науки Нового времени, которая повлияла на характер философского мышления того времени. Стремление к систематизации, количественный рост и усиливающаяся дифференциация познания вызывают развитие теоретического мышления, не только ищущего причинно-следственного (связанного с законами) объяснения взаимосвязи между отдельными явлениями и областями явлений, но и стремящегося к созданию целостного образа мира, опирающегося на новую науку и ее данные. Если ориентация на чувственность и практичность познания проецируется на развитие опирающейся на науку эмпирии, то стремление к выяснению взаимосвязей и взаимодействий закономерно ведет к повышению роли рационального рассмотрения. 2

Поэтому с развитием чувственного, эмпирического познания мира развивается и точное, рациональное, математическое мышление. Как эмпирическое, так и рациональное познание ведут к развитию науки как целого, формируют ее характер и проецируются на складывающиеся основные направления философского мышления Нового времени.

1.2. Философия Декарта

Декарт был одним из тех мыслителей, кто тесно связывал развитие научного мышления и общие философские принципы. Поначалу при формировании его философии важную роль играл способ мышления, воплощённый в современном ему естествознании. Значение развития естественных наук нельзя ограничивать лишь новыми открытиями. То новое, что приносит естествознание, чем знаменуются все сферы духовной жизни, есть новый способ понимания мира и самого процесса познания. Естествознание 16-го – 17-го столетий ещё не формулирует эти новые принципы познания (по крайней мере, без соответствующей степени общности). Оно скорее реализует их непосредственно в процессе овладения своим предметом. Если философия Бэкона является предвестником нового (его философия скорее симпатизирует естествознанию Нового времени, чем создаёт для него философское обоснование), то в философии Декарта уже закладываются основания (достаточно общие) новой теории света, в которой не только обобщены, но и философски разработаны и оценены все полученные к тому времени результаты нового естествознания. Поэтому философия Декарта представляет собой новый, цельный и рационально обоснованный образ мира, не только соответствующий актуальному состоянию естествознания, но и полностью определяющий направление его развития. Одновременно она вносит и основополагающие изменения в развитие самого философского мышления, новую ориентацию в философии, которую Гегель характеризует словами: «Декарт направил философию в совершенно новое направление, которым начинается новый период философии… Он исходил из требования, что мысль должна начинать с самой себя. Всё предшествующее философствование, в частности то, которое исходило из авторитета церкви, было, начиная с этого времени, отвергнуто».

Первую и исходную определённость всякой философии Декарт видит в определённости сознания – мышления. «Требование, что должно исходить из мышления как такового, Декарт выражает словами: «De omnibus dubitandum est» (во всём должно сомневаться); это абсолютное начало. Таким образом, первым условием философии он делает само отвержение всех определений» – так характеризует исходный путь философии Декарта Гегель.

Декартово сомнение и «отвержение всех определений» исходит, однако, не из предпосылки о принципиальной невозможности существования этих определений. Это не скепсис, с которым мы встречались, например, в античной философии. Принцип Декарта, согласно которому во всём следует сомневаться, выдвигает сомнение не как цель, но лишь как средство. Как пишет Гегель, этот принцип «имеет скорее то значение, что мы должны отречься от всяких предрассудков, то есть от всех предпосылок, которые бывают принимаемы непосредственно как истинные, и должны начать с мышления и лишь отсюда прийти к чему-то достоверному, чтобы обрести подлинное начало». Скепсис Декарта, таким образом, по своей сути является скепсисом методологическим. Он выступает как скепсис, который рушит всякие (мнимые) достоверности, чтобы найти единственную (действительную) достоверность. «Первичная» достоверность может быть краеугольным камнем, положенным в основание всей конструкции нашего познания. К этим выводам Декарт приходит на основе исследований и собственного личного опыта. 3

Первичную достоверность Бэкон находит в чувственной очевидности, в эмпирическом, смысловом познании. Для Декарта, однако, чувственная очевидность как основа, принцип достоверности познания неприемлема. «Всё, что я до сих пор полагал наиболее истинным, я получил либо от чувств, либо при их посредстве. Но чувства я иногда уличал в обмане, и разумно будет не всегда крепко верить тем, кто хотя бы раз нас обманул». Нельзя также основывать достоверность познания на «авторитетах». Моментально возник бы вопрос, откуда берётся достоверность этих авторитетов. Декарт ставит вопрос о постижении достоверности самой по себе, достоверности, которая должна быть исходной предпосылкой и поэтому сама не может опираться на другие предпосылки. Такую достоверность он находит в мыслящем Я – в сознании, в его внутренней сознательной очевидности. «Если мы отбросим и провозгласим ложным всё, в чём можно каким-либо способом сомневаться, то легко предположить, что нет бога, неба, тела, но нельзя сказать, что не существуем мы, которые таким образом мыслим. Ибо является противоестественным полагать, что то, что мыслит, не существует. А поэтому факт, выраженный словами: «я мыслю, значит, существую» (cogito ergo sum), является наипервейшим из всех и наидостовернейшим из тех, которые перед каждым, кто правильно философствует, предстанут».

Факт, что Декарт находит первичную достоверность в «ego cogito» (мыслящем Я) и что, исходя из этой достоверности, он выдвигает свою первую философию, связан в определённом смысле с развитием естествознания или, точнее сказать, с развитием математических конструкций естествознания. Математика, в которой основой является идеальная конструкция (а не то, что этой конструкции соответствует в реальной природе), считается наукой, достигающей своих истин с высокой степенью достоверности. «Вероятно, мы не будем судить превратно, если скажем, что физика, астрономия, медицина и все остальные науки, зависящие от наблюдения сложных вещей, имеют сомнительную цену, но что арифметика, геометрия и другие науки, которые рассуждают лишь о вещах наипростейших и наиболее общих и мало беспокоятся о том, есть ли эти вещи в природе или нет, содержат нечто достоверное и несомненное. Ведь и во сне и во бдении два плюс три дают всегда пять, а прямоугольник имеет не больше четырёх сторон. Кажется невозможным, чтобы такие очевидные истины подозревались в неправильности». Декарт здесь указывает, что достоверность арифметики, геометрии и им подобных наук заключается в том, что по сравнению с другими науками они больше всего зависят от мыслящего Я и менее всего от «внешней реальности». Принятие Декартом мыслящего Я как первичной достоверности, достоверности с наивысшей возможной очевидностью, направлено против схоластического спекулятивного философствования. Как отмечает Гегель, у Декарта «философия лишается религиозных предпосылок, ищет лишь доказательности, а не абсолютного содержания».

Из понимания Декартом первичной достоверности, из его «ego cogito, ergo sum» вытекает ряд существенных характеристик его понятия субстанции. Само понятие субстанции Декарт характеризует так: «Каждая вещь, в которой нечто непосредственно содержится как в субъекте или если при её посредстве существует нечто, что мы воспринимаем, то есть и некое свойство, качество, или атрибут, а её действительная идея есть в нас, которая называется субстанцией». Здесь заметно различие в понятии субстанции по сравнению с предшествующей философией.

Декартово мыслящее Я является, как мы видели, чем-то, что для своего существования не нуждается ни в чём, кроме самого себя, не нуждается «ни в каком месте и не зависит ни от какой материальной вещи». В этом смысле здесь нет никакой иной характеристики (материальной, пространственной или какой-либо иной), кроме мышления. Поэтому он определяет его «res cogitas» – как мыслящую вещь, духовную субстанцию.

Напротив, «субстанция, которая является непосредственным субъектом распространённости по месту и акциденцией, предполагающей распространённость (форма, положение, движение на месте и т. д.), именуется телом». Так же как substantia cogitas для своего существования не нуждается ни в какой из материальных вещей, характеризуемых распространённостью, так же и тело – substantia extensa – не требует для своего существования «субстанций духовных». Они, таким образом, могут существовать независимо друг от друга.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector