1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Соотношение права и веры. Соотношение права и религии

Право и религия: общие черты и отличия, соотношение и взаимодействие.

Общетеоретические аспекты соотношения права и религии получили исследование в трудах Д.А. Вовк [5] , А.Л. Посашковой[6] и др.

Религия это форма общественного сознания, основанная на вере в священное; система духовных представлений и соответствующих им норм поведения верующих, которые направлены на объяснение главных вопросов бытия человека, а также на поддержание в обществе единства и стабильности.

Особенности религии:

Ø ее сакральный характер (от лат. sacer — священный, святой, посвященный божеству, неприкосновенный) – наделение святостью определенных предметов, существ, институтов;

Ø универсальность – она выступает не только регулятором общественных отношений, но и способом постижения целостной картины мира, формирования определенного мировоззрения.

Религиозные нормы – это разновидность социальных норм, которые устанавливают модель поведения, основанную на вере в Бога, и направлены на регулирование как внутренней, так и внешней жизни человека.

Признаки религиозных норм:

1. формируются на основе религиозных представлений;

2. их источниками выступают священные тексты, откровения как особая форма познания и связи с божественным;

3. направлены на регулирование как внутренней, так и внешней жизни человека;

4. основываются на сакральном авторитете (Бога или личности, например, святых, пророков и т. д.);

5. имеют свою санкцию;

Общие черты права и религии:

1. выступают формами правосознания. В структуре правового и религиозного сознания выделяют:

Ø идеологический уровень – систематизированные представления о правовой или религиозной действительности;

Ø психологический уровень – совокупность чувств, эмоций, переживаний по поводу права или религии;

2. выполняют регулятивную функцию, устанавливая общеобязательные правила (модели) поведения, имеющие императивный, безусловный характер;

3. значительная формализация (нормы большинства правовых и религиозных систем закреплены в соответствующих текстах, которые имеют иерархичный характер);

4. возникают в результате распада первичных мононорм;

5. наличие институционных образований, имеющих официальный статус (совокупность государственных управленческих структур и церкви соответственно), которые обеспечивают реализацию правовых и религиозных норм.

Различие права и религии:

Критерии отличияРелигиозные нормыНормы права
1. по формам сознанияв религиозном правосознании преобладает психологический аспект, который находит свое проявление в феномене религиозной верыправовая идеология характеризует рациональный, научный подход к осмыслению права; осознание обязательности правовых предписаний
2. по способу оценкииндивидуальная ценность; авторитарность религиозного сознания (верующий человек постоянно ощущает влияние божественного авторитета и религиозной громады)общественная ценность, большинство людей воспринимает право как собственную ценность (право не утрачивает своей общеобязательности в случае непризнания его ценности отдельным индивидом) и обуславливает определенную автономию, свободу субъекта права от внешнего авторитета
3. по способу легитимацииавтономный регулятор; ощущение индивидом необходимости связи со священным; цель религии – общее единение в священномобеспечивается внешним авторитетом и регулирует конфликтные по своей природе отношения; цель — определить правовой статус человека в обществе и модель должных отношений между людьми
4. по соотношению прав и обязанностейпреобладание обязанностей; личный характер религии (религиозные, культовые действия совершаются исключительно лично)субъекты права наделены корреспондирующими правами и обязанностями (нет прав без обязанностей); преобладание прав над обязанностями
5. исходя из особенностей ответственностирелигиозная ответственность возникает в случае признания верующим обязательности религиозных предписаний; религиозная санкция связана с духовным миром человека, утратой его связей со священным, выступает проявлением власти религиозной громадыюридическая ответственность имеет ретроспективный характер – это реакция государства на уже совершенное индивидом деяние (субъект не может нести юридическую ответственность за свое поведение в будущем); наказание не зависит от отношения лица к праву и всегда влечет ограничение социального статуса, возможностей и свобод человека
6. исходя из особенностей формализациирелигиозные нормы статичны, священные тексты консервативны, они не могут быть изменены и отменены, даже если содержат противоречивые, устаревшие положения

правовые нормы – динамичны и подвержены изменениям
7. по особенностям регулирования общественных отношений

не только воздействуют на общество и индивида, но и формируют у человека этические ориентиры, мировоззрение; основаны на строго дифференцированной системе ценностей, направлены на преобразование внутреннего мира человека

воздействуют на общество и индивида как путем закрепления и регулирования определенных отношений, так и их охраны

Формы влияния религии на право:

1) идейно-моральное влияние (при этом религиозные нормы играют значительную роль в формировании правовой культуры, правового поведения). Религия объявляет грехом нарушение не только религиозных, но правовых норм и способствует тем самым исполнению последних. Так, религия осуждает преступления;

2) реализация религиозных норм в праве в процессе регулирования отношений верующих между собой и со светской властью (предмет регулирования религиозных и правовых отношений может совпадать, например, законодательство охраняет многие освященные религией ценности: семью, детство, собственность, свободу, оплачиваемый труд, равенство людей и т.д.). Религия сама выступает в качестве предмета правовой охраны;

3) опосредованное влияние религиозных норм на право, которое имеет место в процессе правотворчества и правоприменения. Например, христианские каноны служили первоосновой принципов семейного права европейских стран; принцип недопустимости двойной ответственности за одно и то же правонарушение заимствован из канонического права, норма которого «Бог не наказывает за одно и то же преступление дважды» была основана на трактовке принципов наказаний Ветхого Завета.

В настоящее время в мире наблюдаются следующие формы взаимоотношений

государства и религиозных объединений:

ü полное умолчаниео статусе религии (Босния и Герцеговина, Венгрия, Венесуэла);

ü в ряде стран употребляется формула «церковь (религиозные организации, учреждения или общины) отделена от государства» (Гондурас, Латвия, Португалия, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Хорватия, Югославия), либо «религия (или религиозные культы) отделена от государства» (Азербайджан, Молдавия), либо «государство и церковь отделены друг от друга» (Словения);

ü в Греции Конституцией установлена господствующая религия;

ü официальная (государственная) религияпризнается в Великобритании, Дании, Лихтенштейне;

ü статус традиционных религий законодательно оформлен в Андорре, Болгарии, Грузии, Индии, Литве;

ü особую поддержку одной церкви оказывают на законодательном уровне Аргентина, Боливия, Гаити, Испания, Италия, Кипр, Колумбия, Македония, Польша;

ü запрет на официальность или доминирование какой-либо религии установлен в Албании, Ирландии, Литеа, Никарагуа, Словакии, США, Таджикистане, Эстонии, Японии;

ü светский характер государства декларируется в Турции, Франции.

Взаимосвязь правовых и религиозных норм:

а) аксиологический подход: подавляющее большинство ценностей, которые обеспечиваются правом, являются производными от религиозных ценностей, в частности христианских;

б) антропологический подход: сосуществование религии и права обусловлено в первую очередь внутренними потребностями человека.

Право и религия

Религия (от лат. «religio» — набожность, святыня, предмет культа) — мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. По предположению ученых, религия возникла в эпоху верхнего палеолита (каменный век) 40-50 тыс. лет назад на относительно высокой ступени развития первобытного общества.

На первоначальной стадии человеческой истории религия выступает как форма практического и духовного овладения миром, в которой проявилось осознание людьми их зависимости от природных сил. Первоначально объектом религиозного отношения был реально существующий предмет, наделяемый сверхчувственными свойствами, — фетиш. Фетишизм связан с магией, стремлением оказать влияние на ход событий в желаемом направлении при помощи колдовских обрядов, заклинаний и т. п. В процессе разложения родового строя на смену родовым и племенным религиям пришли политеистические (политеизм — многобожие) религии раннего классового общества. На более поздней стадии исторического развития появляются мировые, или наднациональные, религии — буддизм (VI-V вв. до н. э.), христианство (I в.) и ислам (VII в.). Они объединяют людей общей веры независимо от их этнических, языковых или политических связей. Одной из важнейших отличительных особенностей таких мировых религий, как христианство и ислам, является монотеизм (вера в одного бога). Постепенно складываются новые формы религиозной организации и религиозных отношений — церковь, духовенство (клир) и миряне. Получает развитие теология (учение о боге).

Маркс утверждал, что «религия будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм». Однако «история показывает, что государственное разрушение религии неизбежно влечет за собой нравственную деградацию общества и никогда не приносит пользы праву и правовому порядку, ибо, в конечном счете, и право и религия призваны закреплять и утверждать нравственные ценности, в этом основа их взаимодействия» (проф. Е.А. Лукашева).

На основе религиозных представлений складываются религиозные нормы как одна из разновидностей социальных норм. Религия и религиозные нормы возникают позднее первичных мононорм, но быстро проникают во все регулятивные механизмы первобытного общества. В рамках мононорм были тесно переплетены моральные, религиозные, мифологические представления и правила, содержание которых определялось сложными условиями выживания человека того времени. В период распада первобытнообщинного строя происходит дифференциация (разделение) мононорм на религию, право, мораль.

На различных этапах развития общества и в разных правовых системах степень и характер взаимодействия права и религии были различными. Так, в некоторых правовых системах связь религиозных и правовых норм была настолько тесной, что их следует считать религиозными правовыми системами. Древнейшая из таких правовых систем — индусское право, в котором тесно переплетались нормы морали, обычного права и религии. Другой пример — мусульманское право, которое, по существу, является одной из сторон религии ислама и называется «шариатом» (в переводе — «путь следования»). Таким образом, религиозная правовая система — единый религиозно-нравственный и правовой регулятор всех сторон жизни общества.

В период феодализма в Европе были широко распространены каноническое (церковное) право и церковная юрисдикция. Каноническое право, как и право религиозной правовой системы, — это право церкви, право общины верующих, однако оно никогда не выступало всеобъемлющей и законченной системой права, а действовало лишь как дополнение к светскому праву в данном конкретном обществе и регулировало те вопросы, которые не охватывались светским правом (церковную организацию, правила причастия и исповеди, некоторые брачно-семейные отношения и др.).

В процессе буржуазных революций теологическая идеология сменялась «юридическим мировоззрением», в котором возвышалась роль права как созидательного начала, обеспечивающего гармоничное развитие общества.

Характер взаимодействия норм права и религиозных норм в системе социальной регуляции того или иного общества определяется связью правовых и религиозных норм с моралью и связью права с государством. Так, государство посредством правовой формы может определять свои отношения с религиозными организациями и их правовой статус в данном конкретном обществе. Статья 14 Конституции Российской Федерации гласит: «1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

Правовые и религиозные нормы могут совпадать с точки зрения своего морально-нравственного содержания. Например, среди заповедей Нагорной проповеди Христа — «не убий» и «не укради». При этом нужно также учитывать, что с точки зрения механизма действия религиозные нормы — мощный внутренний регулятор поведения. Поэтому они — необходимый и важный инструмент поддержания и сохранения нравственного и правового порядка в обществе.

Право и религия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

В современном обществе право и религия казалось бы значительно разошлись друг с другом и почти не пересекаются. Однако, это впечатление лишь первого взгляда на проблему. В данной работе поставлена цель – исследовать проблему соотношения права и религии, выделить их общие черты и различия, рассмотреть место, которое они занимают, в жизни современной России.

Содержание

Введение 3
1. Понятие права и его роль в нормативном регулировании отношений в обществе. 5
2. Понятие религия и ее роль в нормативном регулировании отношений в обществе. 8
3. Общие черты права и религии. 14
4. Различия между правом и религией. 16
5. Соотношение права и религии в современной России. 18
Заключение 24
Литература.

Работа содержит 1 файл

Соотношение права и религии Курсак.doc

В-пятых, религии способствуют объединению людей, помогают складыванию наций, образованию и укреплению государств (например, когда Русь переживала период феодальной раздробленности, отягощенный иноземным игом, наших далеких предков объединяла не столько национальная, сколько религиозная идея — «все мы — христиане»). Но тот же самый религиозный фактор может приводить к разделению, распаду государств и обществ, когда большие массы людей начинают противостоять друг другу по религиозному принципу. Напряженность и противостояние возникает и тогда, когда из какой-нибудь церкви выделяется новое направление (так было, например, в эпоху борьбы католиков с протестантами, всплески которой ощущаются в Европе и по сей день).

Среди последователей разных религий периодически возникают крайние течения, члены которых считают, что только они живут по божеским законам и правильно исповедуют свою веру. Нередко эти люди доказывают правоту жестокими методами, не останавливаясь перед террористическими актами. Религиозный экстремизм, к сожалению, остается и в XX в. довольно распространенным и опасным явлением — источником общественной напряженности 6 .

В-шестых, религия является вдохновляющим и сохраняющим фактором духовной жизни общества. Она сберегает общественное культурное наследие, подчас буквально преграждая дорогу всякого рода вандалам. Хотя церковь чрезвычайно неверно воспринимать как музей, выставку или концертный зал; приезжая в любой город или в чужую страну, вы наверняка одним из первых мест посетите храм, который вам с гордостью покажут местные жители. Обратите внимание, что само слово «культура» восходит к понятию культ. Мы не будем вдаваться в давний спор о том, является ли культура частью религии или, наоборот, религия частью культуры (среди философов бытует и та, и другая точка зрения), но совершенно очевидно, что религиозные идеи со времен глубокой древности лежали в основе многих сторон творческой деятельности людей, вдохновляли художников. Конечно, в мире существует и светское (внецерковное, мирское) искусство. Иногда искусствоведы пытаются столкнуть светское и церковное начала в художественном творчестве и утверждают, что церковные каноны (правила) мешали самовыражению. Формально это так, но, если проникнуть в глубину столь непростого вопроса, мы убедимся, что канон, отметая все лишнее и второстепенное, наоборот, «раскрепощал» художника и давал простор его самовыражению.

Философы предлагают четко различать два понятия: культура и цивилизация, относя к последней все достижения науки, техники, расширяющие возможности человека, дающие ему жизненный комфорт и определяющие современный образ жизни. Цивилизация подобна мощному орудию, которое можно употребить во благо, а можно превратить в средство убийства: в зависимости от того, в чьих руках оно находится. Культура, как медленная, но могучая река, вытекающая из древнего истока, весьма консервативна и часто вступает в конфликт с цивилизацией. А религия, составляющая основу и стержень культуры, — один из главных факторов, который предохраняет человека и человечество от распада, деградации и даже, возможно, от нравственной и физической гибели — то есть всех угроз, которые может нести с собой цивилизация.

Таким образом, религия выполняет в истории созидательную культурную функцию.

В-седьмых (это связано с предыдущим пунктом), религия способствует упрочению и закреплению определенных общественных порядков, традиций и законов жизни. Так как религия более консервативна, чем любой другой общественный институт, она в большинстве случаев стремится к сохранению устоев, к стабильности и покою 7 .

Также нужно отметить существенное влияние религии на процесс возникновения государственности, особенно у наиболее древних народов. Большую роль сыграла религия в объединении отдельных родов и племен в единые народы. В первобытном обществе каждый род поклонялся своим языческим богам, имел свой тотем (своего идола). В период объединения племен религиозные нормы содействовали укреплению власти «царей», базилевсов, верховных (часто военных) вождей. Династии новых властителей стремились объединить племена общими религиозными канонами. Такое значение имели Артхашастра в Древней Индии, культ Солнца и бога Осириса в Древнем Египте, культ покровительства богов греческим полисам и т.п. Происходило постепенное приспособление религиозных норм к закреплению верховной власти господствующих племен у индейцев майя и инков, у скифов. Эта власть связывалась с передачей ее от богов и закреплялась сначала продлением выборного срока, а затем — пожизненно и наследственно (например, род инков).

Религия — одна из древнейших нормативных систем. Еще в первобытном обществе зародились четыре основные формы религии: тотемизм (вера в сверхъестественную силу животных, очеловечивание их), анимизм (вера в одухотворенность окружающей природы), фетишизм (вера в сверхъестественную силу неживой природы и отдельных ее предметов), первобытная магия (вера в сверхъестественную силу различных ритуалов и действий). Современные религиозные нормы не являются едиными, поскольку их воздействие определяется вероисповеданием человека. Естественно, атеисты не подвержены влиянию религиозных норм.

Зафиксированы религиозные нормы современного общества, как правило, в письменных носителях. К их числу относятся: Библия, Коран, Талмуд, Веды и т.д. Нормы языческих религий, характерных для многих народов Африки и Латинской Америки, не имеют пока письменного закрепления и существуют в сознании верующих. Таким образом, нормы религии нельзя считать универсальным регулятором, поскольку даже в пределах одного государства, где охраняется свобода вероисповедания, наблюдается многообразие религиозной принадлежности. Нормы одной религии не распространяются на лиц, исповедующих иную религию. Таким образом, христиане не должны совершать хадж, а мусульмане не обязаны праздновать Пасху, корова, являясь священным животным в Индии, не становится таковой в Китае и т.п.

Религиозные нормы достаточно консервативны, на их формирование уходят столетия и тысячелетия. Однако этот недостаток может рассматриваться и как достоинство: религиозные запреты и требования несут в себе тысячелетний опыт общения людей, выражают элементарные нормы человеческого общежития.

За чистотой веры, за неизменностью религиозных норм строго следит церковь. Это сближает нормы религии и нормы права, поскольку и в том и другом случае в обществе существует особый институт, обеспечивающий действие указанных норм и применение санкций в случае их нарушения. Наиболее опасным нарушением норм права является преступление, в то же время нарушение религиозных запретов — грех.

Нарушение религиозных норм влечет за собой негативные последствия для нарушителя, но эти последствия выражаются или в церковном порицании (самое строгое наказание — отлучение от церкви), или же в угрозе суда Божьего. Подобное обстоятельство делает санкции религиозных норм менее реальными (а что если загробной жизни не существует?), менее объективными, чем санкции правовых норм.

Религиозные нормы имеют достаточно специфическое словесное и смысловое выражение. Текст религиозных источников во многих случаях является либо двусмысленным, либо требующим специального толкования, которое могут дать лишь священнослужители.

Однако следует признать, что главные заповеди большинства мировых религий имеют много общего друг с другом, а также с моралью и правом («не убий», «не укради»), что свидетельствует об их общем исходном начале, сформировавшемся в первобытную эпоху 8 .

В современном мире имеется ряд государств, где право и религия теснейшим образом связаны. Речь идет о мусульманском праве и индусском праве, объединяемых в религиозную правовую семью. В европейских государствах право и религия все больше обособляются друг от друга, но это обособление не должно приводить к противостоянию. Правовые и религиозные нормы должны дополнять друг друга. Полное разрушение основ религии не принесет пользы праву, поскольку оставшиеся без защиты формировавшиеся тысячелетиями ценности будут либо забыты, либо получат несвойственную им (а посему и малоэффективную) правовую или иную регламентацию.

3. Общие черты права и религии.

Каждое исторически конкретное общество требует строго определенной меры социального регулирования общественных отношений.

Религиозные нормы – правила поведения людей, которые устанавливаются в обществе в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинства и охраняются силой общественного мнения, внутренним убеждением и деятельностью конкретной церковной организации.

Наиболее распространенным и аргументированным является представление об абсолютном характере религиозных норм и отсутствии в них какого-либо индивидуального фактора. Не человек определяет, как он должен относиться к другому человеку, не отдельный индивид оценивает свое поведение как хорошее или плохое, а общество, которое может признать какой-либо поступок нравственно хорошим, хотя он не хорош для индивида, и оно же может считать поступок недостойным с нравственной стороны, хотя последний вполне одобряем с индивидуальной точки зрения.

С другой точки зрения, нравственные законы заложены в самой природе человека. Внешне они проявляются в зависимости от той или иной жизненной ситуации, в которой оказывается индивид. Другие же категорически утверждают, что нормы нравственности – это требования, обращенные к человеку извне.

Элементами религиозного регулирования являются 9 :

  • идеал, выражающий представление общества о нравственном совершенстве;
  • система норм, соблюдение которых является необходимым условием функционирования общества и жизни человека, достижения им Спасения.
  • особые формы социального контроля, обеспечивающие реализацию религиозных норм, в том числе общественное мнение.

Право и религия имеют общие черты, свойства. Главные их общие черты проявляются в том, что они входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат регуляторами поведения людей. И право, и религия влияют на социальные, экономические, политические условия жизни общества, служат общей цели – согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию общественного порядка.

Единство правовых норм и норм религии, как и единство всех социальных норм цивилизованного общества, основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости 10 .

4. Различия между правом и религией.

Наряду с общими чертами существуют и отличительные особенности религии и права.

Религия появилась еще до разделения общества на классы на классы и становления государства. Нормы религии складывались в общественном мнении, но потом на века и даже тысячелетия становились незыблемыми и неизменяемыми. Принципы и нормы религии могут быть систематизированы, собраны в особых «кодексах», но в целом воззрения, представления, требования выражаются в общественном мнении, передаются им.

До наступления эпохи Современности религия являлась основой морали и охватывала область отношений более широкую, нежели сфера отношений, регулируемая правом. Многие взаимоотношения людей в быту, коллективе, семье являлись объектами религиозных норм, но не подлежали правовому регулированию. В современном мире ситуация радикально изменилась. Однако также как и в Древности, содержание норм права характеризуются большей конкретностью, в правовых нормах в ряде случаев предусматриваются весьма подробные детали, связи. В правовых нормах выражен государственный подход к оценке конкретных общественных отношений.

Религиозные требования отличаются более широким содержанием, дают больший простор для толкования и применения. Например, религия осуждает все виды обмана и лжи. В праве же осуждение конкретизируются применительно к отдельным видам неправомерного обмана.

Отличие норм права от религии проявляется также в характере гарантий выполнения этих норм. Требования религии и права выполняются большинством людей добровольно в силу понимания их справедливости. Нормы религии исполняются в силу личной убежденности, привычек человека. Внутренним гарантом религии выступает совесть человека, а внешним — общественное мнение 11 .

Нарушение норм права предполагает строго определенный процессуальный порядок привлечения виновного лица к юридической ответственности. Нарушение же религии норм такого порядка не предполагает. Хотя нужно согласиться, что это стало отражением секуляризации общественной жизни в Новое и Новейшее время. В своем каноническом варианте любая религия предполагает четкий порядок привлечения виновного к ответственности и к наказанию.

Различие между правом и религией проявляется в оценке мотивов поведения лица. Право предписывает необходимость всесторонней оценке поведения человека, совершившего правонарушение или преступление. Но с правовой точки зрения безразлично, какими мотивами руководствовался человек в конкретном случае, если его поведение по своим результатам было правомерным, законным 12 .

Читать еще:  Славянские обереги. Воинские амулеты и обереги у древних славян Амулет для воина защита от смерти
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector