0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание духовного регламента по разделам. Церковная реформа Петра I

Содержание

Реформы Петра I в отношении Церкви — упразднение патриаршества

Причины и предпосылки

Духовенство не одобряло проводимых Петром I реформ — многие монахи считали царя антихристом, о чем не боялись говорить вслух и даже раздавали рукописные листовки в городах и деревнях.

Чрезмерный авторитет церкви — Патриарх имел не меньшую чем сам Петр I возможность влиять на обычных людей, это не вписывалось в абсолютистскую модель государства, где император — единственный полноправный властитель.

Экономическая независимость церкви — многочисленные войны и развитие промышленности требовали все больше финансовых и человеческих ресурсов, часть из которых находилась во владении монастырей и церквей неподотчетных государству.

Цели и задачи

Ликвидация экономической и административной автономии — подробная ревизия имущества, с последующей секуляризацией, внедрение должностей назначаемых государственным аппаратом, а также четкое регламентирование финансовых потоков и обязанностей возлагаемых на церковь.

Снижение численности духовенства — определение необходимого количества церковников и монахов исходя из числа обслуживаемых граждан, ограничение «странствующих» священников и запрет на строительство монастырей.

Борьба с нищенством — царь был категорическим противником стихийного нищенства, считал что только «блаженным» и откровенным инвалидам может быть позволено жить на подаяние.

Таблица «Содержание и ход церковной реформы»

Год/СобытиеЦельСодержание
1700

Назначение «Блюстителя и управителя Патриаршего Престола»

Секуляризация крестьян и земель

Увеличение эффективности использования земель и налоговых поступлений

Запреты касающиеся монашества

Контроль со стороны Сената над делами церкви

Указ об ограничении численности священников и дьяконов

Подготовка главной части реформы

Монастырский приказ переходи под управление Синода

Введение надзорно-охранительной функции церкви

Введение при Синоде должности обер-прокурора

Суть и значение церковной реформы Петра I

Основная суть предпринимаемых Петром I церковных преобразований заключалась ликвидации автономии и встраивании института церкви в государственный аппарат, со всеми сопутствующими характеристиками — ведение отчетности, ограниченное число персонала и т.д.

Создание Духовной Коллегии, или Святейшего Синода

25 января 1721 года Пётр подписал манифест об учреждении Духовной Коллегии, получившей вскоре новое наименование Святейшего правительствующего Синода.

Состав Святейшего Синода определялся по регламенту в 12 чиновников, из которых три непременно должны были носить сан архиерея.

Перед вступлением в определённую ему должность, каждый член Синода, должен был принести присягу и поклясться в верности служения царствующему государю и его преемникам, обязывались доносить заблаговременно об ущербе его величества интереса, вреде или убытке.

11 мая 1722 года было приказано присутствовать в Синоде особому обер-прокурору. Главной обязанностью обер-прокурора было вести все сношения Синода с гражданской властью и голосовать против решений Синода, когда они не согласовывались с законами и указами Петра. Обер-прокурор подлежал суду только государя. Сначала власть обер-прокурора была исключительно наблюдательная, но мало-помалу обер-прокурор становится вершителем судеб Синода и его руководителем на деле.

Любые решения, принимаемые Синодом, контролировались обер-прокурором, а значит и самим Петром I. Активная борьба с нищенством, распределение численности священнослужителей и монахов в зависимости от количества прихожан и распространение единых налогов и рекрутских наборов на церковных крестьян — все эти меры превращали церковные службы в еще один институт, очередной и полностью зависимый от императора винтик в общем механизме страны.

Административное значение реформы церковного управления в общем ключе политики Петра I — централизация власти в руках монарха, становление церкви на службу царя (а после — императора) и государства.

Экономическое значение — оптимизация человеческих и финансовых ресурсов, повышение эффективности налогообложения и использования имущества ранее полностью подконтрольного церкви

Сословное значение — снижение влиятельности сословия духовенства.

ДУХОВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ

«Духовный регламент». 23 февраля 1722 года. Оборот титульного листа — с. 1 (РГБ)

«Духовный регламент», законодательный акт, главный юридический документ, определявший правовой статус Церкви в России в синодальный период вплоть до 1917 года.

«Духовный регламент» утвержден царем Петром I, введен в действие манифестом от 25 января 1721 года, которым учреждалась Духовная коллегия как высший орган церковной власти и одновременно государственное ведомство, с момента открытия 14 февраля — Святейший Правительствующий Синод. «Духовный регламент» определял структуру и функции Святейшего Правительствующего Синода и устанавливал систему государственного контроля над деятельностью Церкви. Первая публикация «Духовного регламента» последовала 16 сентября 1721 г. Его значение вышло за рамки инструкции для одной из петровских коллегий.

Основой «Духовного регламента» была составленная Псковским архиепископом Феофаном (Прокоповичем) по заданию Петра I «Книга сия, Духовнаго коллегиума описание и рассуждение содержащая. » (1718-1720). Она была отредактирована и дополнена царем. В феврале 1720 г. текст был заслушан и одобрен Сенатом и архиереями, находившимися в Санкт-Петербурге, а затем подписан Петром I. В том же году в Москве, Казани и Вологде были собраны подписи других архиереев, архимандритов и игуменов. Всего под документом подписались 87 духовных лиц, большинство из которых с текстом детально не знакомились и своего отношения к нему не выразили. Позже других подпись поставил местоблюститель Патриаршего престола Рязанский митр. Стефан (Яворский), который ссылался на неясность отдельных положений «Духовного регламента». Петр I обратился к Константинопольскому патриарху Иеремии III с просьбой, чтобы он, посовещавшись с другими патриархами, подтвердил признание Синода. При этом текст «Духовного регламента» не был выслан в Константинополь. В 1723 г. Иеремия III прислал утвердительную грамоту, в которой извещал о признании Синода своим «во Христе братом». Аналогичные грамоты были получены и от других патриархов.

Создание «Духовного регламента» вытекало из общего направления церковной политики Петра I, которую он формулировал как «исправление духовного чина». Она заключалась в ликвидации патриаршей системы управления Церковью, устранении возможности оппонирования царю со стороны Церкви, результатом чего явилось снижение влияния Церкви на общество. Идейным источником «Духовного регламента» послужили протестантские теории о верховенстве светской власти в духовных делах. На их основе архиеп. Феофан (Прокопович) выработал обоснование прав российского царя как верховного блюстителя «правоверия и всякого в Церкви святой благочиния», имеющего власть над Церковью, подобно германским протестантским князьям, распространявшим свою светскую и одновременно духовную власть на принадлежащие им территории. Кроме того, архиеп. Феофан исходил из положений популярной тогда в Западной Европе теории «естественного права», правовых концепций «полицейского государства», которые не оставляли Церкви и вере самостоятельного места в обществе. Церковь рассматривалась как один из инструментов достижения «общего блага», как элемент государственной системы воспитания, образования подданных и контроля над ними. Текст «Духовного регламента» местами приближается по форме к политическому трактату, содержит резкую критику прежних порядков церковного управления и образа жизни духовенства.

В «Духовном регламенте» определен состав Синода — 12 человек, в т. ч. 3 архиерея, а также архимандриты, игумены и протопопы. Его возглавлял президент (председатель). Однако, согласно манифесту от 25 января 1721 г., в Синод входили президент, 2 вице-президента, 4 советника и 4 асессора, т. е. всего 11 человек. На практике состав и структура неоднократно менялись. При этом все члены Синода, включая президента, имели равные голоса, каждый из них подлежал суду Синода. Президент лишь символически представлял собой первоиерарха, а на практике не отличался по своим правам от других членов Синода. Являясь высшим административным и судебным органом Русской Церкви, Синод не обладал властью патриарха, действовал от имени царя, получал от него к исполнению указы и повеления по всем церковным делам. Вошедшая в «Духовный регламент» присяга членов Синода мало отличалась от присяги военных и гражданских служащих, обязывала высших церковных иерархов быть «верными, добрыми и послушными рабами и подданными» царя, делать все, что служит к укреплению самодержавной власти. Так, члены Синода обязывались объявлять о любых полученных ими сведениях «о ущербе. Его Величества интереса, вреде и убытке». Царь считался «крайним судией» Духовной коллегии и именовался, в частности, «христом Господним». В 1901 г. Синод отменил эту форму присяги.

Основной текст «Духовного регламента» состоит из трех частей. В первой обосновываются преимущества коллегиального органа перед единоличной системой управления делами Церкви. Аргументация строится на упрощенном представлении о малоэффективности патриаршей власти, о ее подверженности бюрократическим порокам, некомпетентности, о пристрастности и даже об опасности для существования самодержавного государства. В качестве примеров опасного усиления церковной власти приводятся указания на византийскую историю, историю папства и подобные «у нас бывшие замахи». Учрежденный же царем Синод сравнивается с соборной практикой прошлого, с «соборным духовным правительством». Выражается уверенность, что он станет «школой правления духовного», школой будущих архиереев, благодаря которой «скоро от духовного чина грубость отпадет». Все же архиеп. Феофан не сумел найти убедительного канонического оправдания отмены Патриаршества и замены его Синодом, его аргументы не выдержали критики с канонической точки зрения.

Во второй части определяется круг полномочий Синода, связанных с общецерковными проблемами и церковным управлением. Признавалось необходимым активно бороться с суевериями, тщательно проверять на предмет соответствия христианскому учению бытующие молитвы, акафисты, издаваемую церковную литературу, осуществлять духовную цензуру, проверять известия об обретении мощей, о чудесах, происходящих от икон, и т. п. Требовалось упорядочить правила церковной службы, в частности не допускать двоегласия и многогласия. Для просвещения народа предписывалось составить три книги: с изложением главных христианских догматов и десяти заповедей; «о собственных всякого чина должностях»; сборник высказываний св. отцов о грехах, добродетелях и т. д. Эти книги следовало распространить и читать в церквах прихожанам в воскресные и праздничные дни. Далее формулировались обязанности епископов. Архиереи должны были знать правила Вселенских и Поместных Соборов. От них требовалось не реже чем раз в два года объезжать свою епархию, долгое отсутствие в епархии осуждалось. При невозможности управлять епархией следовало назначить несколько человек из духовенства для ведения дел. В случае возникновения вопросов по управлению нужно было сноситься с архиереями из соседних епархий, а затем с Синодом. Епископы должны были следить за поведением духовенства своей епархии, вершить духовный суд, в т. ч. над мирянами, при этом объявлять анафему они могли только с разрешения Синода. Суд Синода — высшая судебная инстанция, куда, в частности, следовало направлять жалобы на епископов. Архиерей должен был два раза в год посылать в Синод рапорты о положении дел в епархии. В «Духовном регламенте» есть пункты, запрещающие оказывать излишние почести архиереям (водить их под руки, кланяться им в землю). Еще большей критике подвергаются архиерейские слуги, за которыми нужно следить, чтобы при посещении городов и монастырей они «благочинно и трезво пребывали и не творили б соблазна».

Во второй части также приводится подробная программа создания духовных училищ. На первое место ставилась проблема отбора учителей. Согласно «Духовному регламенту», училища должны были быть закрытыми учреждениями монастырского типа во главе с ректором и префектом, содержаться на средства архиерейских домов и сборы с церковных и монастырских земель. При училищах открывались общежития («семинарии») с церквами, библиотеки. Предусматривались редкие свидания учащихся с родными, распределение времени по точным «регулам», строгий надзор за учениками. Курс обучения разделялся на восемь классов, преподавались латинский, греческий, древнееврейский и церковнославянский языки, география, история, арифметика, геометрия, логика, диалектика, риторика, пиитика, физика, метафизика, политика и богословие (в течение двух лет). Обучать следовало детей священнослужителей и «прочих, в надежду священства определенных». Окончившие училища становились священниками, а если принимали монашеский постриг, — игуменами и архимандритами. Отдельно говорилось о «проповедниках слова Божия». Произносить проповеди могли лишь те, кто обучался в духовных училищах. Указывались цели проповеди: побуждение к покаянию, к исправлению, к почитанию власти, искоренение суеверий и т. д. В качестве образца всем рекомендовалось читать труды свт. Иоанна Златоуста. Проповедники призывались к скромности и сдержанности. Заключение второй части посвящено статусу мирян, их отличиям от духовенства. Миряне должны были причащаться не менее одного раза в год. Запрещались все домовые храмы, кроме принадлежавших членам царской фамилии. Помещиков призывали посещать приходские церкви и не стыдиться «быть братиею, хотя и крестьян своих, во обществе христианстем». Прихожане могли сами избрать кандидата в священники, при этом они должны были подать епископу сведения, что избранный «жития доброго и неподозрительного», и указать, какая ему полагается руга или земля. Венчаться можно было только в приходе жениха или невесты. Кроме того, упоминалась борьба со старообрядчеством. Так, старообрядцев запрещалось «возводить на власти, не токмо духовные, но и на гражданские». Следовало выявлять тайных старообрядцев, их укрывательство строго осуждалось.

Третья часть определяет функции и обязанности членов Синода, координирует его деятельность с работой других учреждений. Члены Синода должны были, в частности, рассматривать богословские сочинения перед их опубликованием, проверять кандидатов на епископскую хиротонию, контролировать использование церковного имущества, защищать духовенство перед мирскими судами. Еще одной обязанностью была борьба с подаянием милостыни трудоспособным людям, «прошакам», а также с корыстолюбием священников, требующих платы за совершение треб (добровольное пожертвование не возбранялось).

В «Духовном регламенте» было предусмотрено, что члены Синода могут дополнять его текст с согласия царя. Поскольку в первоначальном варианте очень мало говорилось о белом духовенстве и монашестве, члены Синода составили «Прибавление о правилах причта церковного и чина монашеского» и опубликовали его в 1721 и 1722 гг. без ведома Петра I. В 1722 г. «Прибавление. » было переработано Петром I и опубликовано в окончательной редакции [1]. В первом разделе речь идет о правилах поставления священников, их отношениях с причтом, духовной и светской властью. Кандидат в священники и диаконы должен был хорошо знать вероучительные книги, в перспективе предполагалось избирать только из окончивших духовные училища. Перед поставлением требовалось публично проклясть все «раскольнические согласия» и принести присягу императору. Не следовало ставить к одной церкви много священников и диаконов, еще больше осуждались те, кто оставлял свою церковь и «волочился семо и овамо», им грозило наказание вплоть до лишения сана. Декларировался принцип соблюдения тайны исповеди, за исключением тех случаев, когда кто-либо, не раскаиваясь, сообщал о своем намерении совершить преступление против государственной власти или монарха или собирался сознательно оповестить о «ложном чуде»,- священники были призваны объявлять об услышанном. «Прибавление. » предписывало применять правила о епитимиях с рассуждением, учитывая конкретную ситуацию (например, не накладывать епитимию, если кающийся при смерти). Священники предостерегались от протежирования своим родственникам при выборе церковнослужителей, а также от различных «бесчинств»: пьянства, ссор, участия в кулачных боях и т. д. Кроме того, приходские священники должны были вести метрические книги.

Раздел о монашестве приводит правила пострига. Возраст постриженика должен был быть не менее 30 лет (для женщин — не менее 50 или 60 лет). Запрещалось постригать воинов, крестьян или приказных без отпускного свидетельства, лиц, имеющих долги, избегающих суда. Нельзя было понуждать детей, а также вдовых клириков к постригу. Постриг лиц, состоящих в браке (даже при условии развода и совместного пострижения), не одобрялся. Ужесточалась борьба за дисциплину в монашеской жизни. Вступивший в монастырь передавался под надзор опытному монаху и должен был пройти трехлетнее послушание перед постригом, который совершался только с разрешения епископа. Монахи должны были причащаться не менее четырех раз в год во время постов. Отлучаться из монастыря без серьезных причин не рекомендовалось, ходить в гости разрешалось не более четырех раз в год. Переход в другой монастырь допускался лишь в крайнем случае. Принимать пищу следовало только во время общей трапезы. Неграмотные монахи должны были учиться читать, для этого надлежало устроить особые кельи для занятий. После смерти монаха его имущество переходило монастырю (имущество епископа — Синоду). Настоятели должны были избираться братией. Они не могли принуждать монахов приходить к себе на исповедь, в обители назначался общий духовник. Казна монастыря находилась в ведении казначея, а не настоятеля. В «Прибавлении. » отмечалось, что «в монастырях подобает общему житию быти». Предписывалось сводить братию малочисленных монастырей в одну обитель, освободившиеся церкви обращать в приходские, не строить уединенные скиты. Новые монастыри можно было строить только с разрешения Синода. При монастырях рекомендовалось открывать «странноприимницы» и больницы. Следовало вести запись всех постриженных в монахи, а также монастырских доходов и расходов.

«Духовный регламент» переиздавался в XVIII-XIX вв. не менее 20 раз. В 1917 г. он был отменен Поместным Собором Православной Российской Церкви.

Литература

  • ПСЗ. Т. 6. № 3718, 4022
  • Верховской П. В. Учреждение Духовной коллегии и «Духовный регламент». Р.-н/Д., 1916. Т. 2.
  • Кедров Н. И. «Духовный регламент» в связи с преобразовательною деятельностью Петра Великого. М., 1866
  • Чистович И. А. Феофан Прокопович и его время. СПб., 1868
  • Востоков Н. М. Свят. Синод и отношения его к др. гос. учреждениям при имп. Петре I // ЖМНП. 1875. Июль. С. 52-85; Авг. С. 153-198; Дек. С. 358-378
  • Морозов П. О. Феофан Прокопович как писатель. СПб., 1880
  • Попов Вл. И. О Свят. Синоде и установлениях при нем в царствование Петра (1721-1725 гг.) // ЖМНП. 1881. Февр. С. 222-263; Март. С. 1-51
  • Темниковский Е. Н. Один из источников «Духовного регламента» // Сб. Харьковского ист.-филол. об-ва. 1909. Т. 18
  • Голубинский Е. Е. О реформе в быте Рус. Церкви: Сб. ст. М., 1913
  • Верховской П. В. Учреждение Духовной коллегии и «Духовный регламент». Р.-н/Д., 1916. Т. 1
  • Cracraft J. The Church Reform of Peter the Great. Stanford, 1971
  • Смолич. История РЦ. Кн. 8. Ч. 1. С. 88-102 и др.
  • Живов В. М. Неизв. соч. митр. Стефана Яворского с протестом против учреждения Синода // Петр Великий: Сб. ст. М., 2007. С. 241-333.

Церковная реформа Петра I — причины, цели и последствия

Исторические предпосылки

К 1701 году российский император был очень недоволен отрицательным отношением духовенства к преобразованиям, проводившимся в государственной и общественной жизни. Служители церкви считали, что все новшества разрушали старый строй и обычаи, которым они были привержены. Религиозная политика духовенства мешала Петру 1 создавать абсолютистское государство по образцу стран Западной Европы.

Еще в молодости император желал патриарху Адриану привести в порядок духовный чин, но церковный глава был против каких-либо изменений в государственном устройстве России. К началу XVIII века сложились предпосылки принятия реформ против патриаршества:

  • Большинство монахов считали императора антихристом и были против его преобразований.
  • Чрезмерный авторитет церкви, который выражался в сильном влиянии на обычных людей.
  • Во владении монастырей и церквей находились большие финансовые и людские ресурсы, которые были неподотчетны государству.

С каждым годом недовольство Петра религиозной политикой только усиливалось, поэтому он свои ошибки и неудачи зачастую приписывал сопротивлению служителей духовенства. Если кратко, то церковные реформы Петра 1 были направлены на предотвращение противоборства священнослужителей, а именно:

  • Устранение возможности вырасти Московскому патриарху до второго государя, равносильного императору.
  • Подчинение духовенства государственным законам и царю.
  • Устранение экономического и административного самоуправления посредством подробной ревизии имущества, назначения государственным аппаратом должностей, строгого регламентирования обязанностей духовенства и проведения финансовых операций.
  • Снижение количества церковников и монахов в патриаршестве, введение запрета на строительство монастырей.
  • Борьба со стихийным нищенством, так как император считал, что на подаяния могут жить только блаженные и инвалиды.

Петр 1 очень тщательно готовился к реорганизации церковного управления, проводя частые встречи с восточными патриархами. Суть их состояла в решении духовных и политических вопросов.

Причиной обращения императора именно к восточным священнослужителям стало то, что они находились на содержании российского правительства, а патриарх Досифей информировал обо всем происходящем в Константинополе.

Проведение реформы

После смерти патриарха Адриана император всячески стал препятствовать избранию нового главы духовенства. Одновременно был создан Монастырский приказ, которому отошли земли монастырей и архиерейское имущество. Руководил им светский человек, то есть фактически весь контроль и судебные дела над священнослужителями осуществляло государство.

Петра 1 больше всего интересовало церковное богатство, поэтому первые преобразования носили больше материальный интерес, чем духовный. Было издано несколько указов, которые ограничивали деятельность духовенства:

  • из монастырей были выгнаны все инакомыслящие;
  • в монахини разрешалось вступать только после 40 лет;
  • монахам запрещалось владеть земельными участками;
  • запрещено было подавать милостыню, а добровольные взносы можно было сделать только в богадельнях.

Решению царя о дальнейшей судьбе церковного устройства помешала Северная война, а после победы в ней император вернулся к реформированию. Для решения некоторых нюансов он привлек к помощи епископа Нарвского и Псковского, на которого была возложена разработка регламента взаимодействия государства и церкви.

Согласно этому документу царь издал указ об упразднении патриаршества и образовании высшего органа духовенства — Синода. Схема церковной иерархии при Петре 1:

  1. Император.
  2. Синод.
  3. Митрополиты и епископы.
  4. Священники.
  5. Диаконы.

Синод, который зависел от Петра 1, представлял собой коллегиальную структуру, состоявшую из епископов. В итоге создание нового органа привело к отмене существования соборов и патриаршества почти на 200 лет. В 1722 году император утвердил должность обер-прокурора, который был обязан осуществлять контроль деятельности Синода.

Таким образом, церковная жизнь была полностью подчинена государству. Одновременно Петр 1 издал указ об ограничении вступления в духовенство. Были открыты специальные школы для обучения будущих священнослужителей. Количество монастырей по стране было существенно сокращено, а кроме того, прошла реорганизация их деятельности.

Во время проведения церковной реформы положение традиционных конфессий (мусульманство, католицизм) стало широко распространяться в России, но ведущей считалось православие. Поэтому мусульмане, владеющими земельными участками, не имели права владеть православными крестьянами.

Итоговые результаты

Последствия церковных реформ обладают как положительными, так и отрицательными результатами. Ниже представлена таблица с минусами и плюсами преобразований.

ДостоинстваНедостатки
В государственную казну стали поступать деньги с духовенства. Церковные земельные участки начали продавать всем желающим, а монастырский доход стал облагаться налогом.Стали более жесткими правила посещения церквей. Каждый гражданин раз в год обязан исповедоваться, что контролировалось очень строго. При этом тайна исповеди не соблюдалась.
Велась борьба с нищенством, а в богадельни стали допускаться только действительно немощные люди.Граждане другого вероисповедания в течение полугода должны были принять православие. За это полагались некоторые поощрения.
Уменьшилось количество священнослужителей, что позволило более эффективно распределить человеческие ресурсы.На улице нельзя больше было подавать милостыню.
Преобразование календаря было связано с проведением реформ, а дата 1 января стала наступлением нового года.Женщинам в монастырях разрешили постриг только после 40 лет.
Сократилось число бродячих священнослужителей. На дому они могли посетить только больных и умирающих людей.Несмотря на реформы, число бедных и попрошаек все равно росло. Их насильно отлавливали, избивали и отправляли назад хозяину.

​Итоги реформ показывают, что Петр 1 хорошо продумал все нюансы преобразований и по основным вопросам добился положительных результатов.

Реформа Русской православной церкви: историческое значение духовного регламента

Жизнь духовенства в любой конфессии всегда строго регламентирована. Это касается как внешних атрибутов (облачение, использование предметов культа, правила поведения и т. д.), так и всех сфер жизни священников в целом. Все нормы и правила отражаются в нормативных документах: кодексах, регламентах, положениях. Таким документом для русского духовенства на протяжении многих лет, начиная с петровских времен и вплоть до переворота 1917 года, являлся «Духовный регламент или устав Духовной коллегии».

  1. Что такое духовный регламент
  2. Происхождение слова
  3. Значение понятия
  4. Духовный регламент 1721 года
  5. История подготовки и создания
  6. Цель документа
  7. Основные положения
  8. Историческое значение
  9. Разработчики и авторы регламента
  10. Феофан Прокопович
  11. Петр I
  12. Видео

Что такое духовный регламент

Регламент представлял собой юридический документ, изданный в виде манифеста. С его помощью утверждался правовой статус церкви в России, а также была учреждена Духовная коллегия в качестве высшего органа церковной власти и Святейший Правительствующий Синод, как государственное ведомство.

Уставом определялись структура и функции Синода, устанавливалась система государственного контроля над деятельностью священников и монахов.

Данный документ фактически сделал из священнослужителей государственных чиновников. Это обстоятельство усугублялось тем, что контроль деятельности Синода осуществлял светский служащий — обер-прокурор.

Происхождение слова

Само слово регламент имеет польские корни (от польского reglament — правило). В Петровскую эпоху оно прочно вошло в русскую речь в значении «свод правил».

Значение понятия

Регламент предполагает свод каких-либо правил и законов, но здесь мы видим некие «рассуждения», которые скорее являются комментариями к закону, чем самим законом. Это попытка декларировать правила новой жизни в русском обществе, навязать новое мировоззрение.

Духовный регламент 1721 года

В основу устава легла «Книга сия, Духовнаго коллегиума описание и рассуждение содержащая. » (1718—1720 гг.), составленная архиепископом Феофаном Прокоповичем. После редактирования и внесения царем дополнений регламент заслушали на заседании Сената в присутствии столичных архиереев. Затем он был подписан Петром. Впоследствии и в других больших городах Российской империи 87 представителей священства подписали документ. По-видимому, никто из них детально с ним не знакомился и поэтому не мог сформировать своего к нему отношения.

История подготовки и создания

Долгое время после восшествия на престол Петр I довольствовался полумерами в отношении реорганизации церкви. И только в 1718 году император дал поручение Феофану Прокоповичу разработать проект закона для Духовной коллегии. Государь считал, что реформы государственного и церковного управления имели одинаковую важность для империи и должны были осуществляться совместно.

И чем больше государственного контроля будет в делах церкви, тем лучше.

Эта установка была озвучена разработчикам устава Духовной коллегии.

Вообще царь считал очевидным необходимость введения коллегиального управления церковью и подчинение ее монаршей воле. Петр I знал, что такая позиция вызовет яростное сопротивление духовенства, поэтому проект закона прошел формальное согласование у духовных иерархов. Регламент был утвержден указом царя от 25 января 1721 года, а опубликован в окончательной редакции 16 сентября того же года.

Цель документа

Издание «Духовного регламента» поддерживало политику царя, которая определялась как «исправление духовного чина». Под этим подразумевалось искоренение системы управления с помощью патриаршей власти, устранение самой возможности для священников выступать в качестве оппонентов царя. Безусловно, это ослабило влияние духовных деятелей на русское общество.

Идея о верховенстве светской власти в религиозных делах созрела под влиянием протестантских теорий, которые в то время считались прогрессивными. Кроме того, архиепископ Феофан активно использовал тезисы «естественного права» и юридических концептов «полицейских государств». Вера постепенно теряла свое самостоятельное место в обществе.

Таким образом, царь получал все основания для того, чтобы объявить себя единоличным блюстителем веры и постепенно подчинить себе духовенство. В таком контексте вера и священство рассматривались в качестве инструментария для осуществления контроля над подданными.

Основные положения

Устав разделен на три части. В первую часть вошли положения, которые объясняют преимущества коллегиального управления православной паствой по сравнению с единоличным. Если говорить коротко, то «соборное» управление должно было уберечь державу от мятежей и смут, которые могло спровоцировать правление одного сановника. Также упоминается о том, что единоличный церковный владыка становится подобным самодержцу. Синод, в свою очередь, сравнивается с соборами духовенства в прошлом. Однако авторы документа не смогли найти убедительных аргументов за отмену института патриархата на Руси.

Вторая часть определяла круг полномочий членов Синода, которые связаны с проблемами церкви. В частности, предлагалось активно искоренять суеверия и тщательно отбирать духовную литературу, которая подлежит распространению. Это означало введение цензуры духовных текстов. Кроме того, упорядочению подлежали правила церковных служб.

А для просвещения простых людей надлежало составить три книги:

  • с основными христианскими догматами и десятью заповедями;
  • с изложением должностей и чинов;
  • с извлечениями из жития святых о грехе, добродетели и т. д.

Книги надлежало распространить и читать по воскресеньям и праздникам в храмах.

В составе Синода было двенадцать представителей церковной элиты того времени. Руководство осуществлял президент, но власть его носила во многом номинальный характер. У всех архиереев, входящих в состав, было равное право голоса, и каждый из них мог быть подвергнут синодальному суду. То есть, этот орган не был обличен патриаршей властью: действуя от имени царя, он исполнял его указы и повеления во всех религиозных сферах. Примечательно, что присяга клириков немногим отличалась от той присяги, которую приносили военные и государственные служащие. В соответствии с присягой иерархи должны были выполнять роль послушных рабов и подданных царя, а также служить на благо укрепления монаршей власти.

Царь становился «судом в последней инстанции» в делах религии и веры. Такая форма присяги просуществовала около 180 лет. Отменили ее только в 1901 году.

Далее формулировались обязанности православных епископов. Они должны были хорошо ориентироваться в правилах Вселенских и Поместных соборов. Дважды в год им предписывалось инспектировать свою епархию и тщательно следить за поведением представителей ее духовенства. Епископ в своей епархии вершил духовный суд, анафема объявлялась только с позволения Синода.

Синодальный суд представлял собой высшую судебную инстанцию, куда направлялись и жалобы на епископов. Архиерей два раза в год направлял в Синод отчеты, которые содержали подробные сведения о том, как обстоят дела в епархии. Некоторыми пунктами регламента запрещалось оказание архиереям излишних почестей, а их слуги подвергались жесткой критике.

Во второй части также описано создание духовных училищ. Особенно разработчики были озабочены проблемой отбора педагогических кадров. Училища должны были представлять собой заведения монастырского типа с соответствующими правилами.

Программа обучения предполагала разделение на восемь классов и изучение следующих предметов:

  • латыни;
  • греческого;
  • древнееврейского;
  • церковнославянского;
  • географии;
  • богословия;
  • истории и т. д.

По окончании обучения выпускники становились священниками или постригались в монахи. Также говорилось о том, что проповедовать могли только те, кто получил образование в духовном училище.

Третья часть документа содержала сведения о мирянах и их отличиях от священства. Им предписывалось ходить к причастию не реже одного раза в год. Помещикам запрещено было строить домовые храмы, им следовало быть с «братиею» и посещать приходские церкви. Кроме того, необходимо было бороться со старообрядцами и всячески способствовать их выявлению.

В положениях третьей части также содержится подробное описание функций и обязанностей, которыми наделены синодальные чиновники. Например, они рассматривали сочинения духовного содержания перед публикацией, проверяли кандидатов на епископские должности, контролировали использование приходского имущества, боролись с корыстолюбием священников, требовавших оплату за совершение треб.

Документ предусматривал для архиереев возможность внесения дополнений с согласия государя.

Первоначальный вариант регламента содержал очень мало сведений об институте монашества, и синодальные чиновники, составив соответствующее добавление, опубликовали его без ведома царя. В дальнейшем эти добавления к каноническому тексту были переработаны и опубликованы Петром. Речь в них, в основном, шла о взаимоотношениях светских и духовных властей, о правилах пострига монахов и рукоположения священников, о предостережениях духовенства от разного рода бесчинств, пьянства, ссор. Кроме того, раздел содержал подробные сведения о порядке наложения епитимьи.

Историческое значение

По мнению современных исследователей, введение этого документа привело к ряду существенных изменений в отношениях русской православной церкви и государства.

К их числу можно отнести:

  1. Введение жесткого контроля над духовенством.
  2. Превращение церковной власти в подобие светской: фактически церковь встраивается в государственный аппарат.
  3. Формирование Святейшего Синода как государственного учреждения.
  4. Постепенное ослабление связи духовенства с православной паствой.

Но нельзя не сказать о том, что этот период подарил миру множество святых, которые жили подлинно духовной жизнью: Серафим Саровский, Оптинские старцы, святитель Игнатий (Брянчанинов).

Разработчики и авторы регламента

Проект закона был разработан по поручению императора епископом Фео­фа­ном Про­ко­по­ви­чем. Этот документ считается одним из ярчайших образцов творчества автора.

Феофан Прокопович

О происхождении епископа известно мало. По историческим сведениям, он был выходцем из Смоленска, родители его были мелкими торговцами. Мальчик рано осиротел, и его взял на воспитание родной дядя, ректор Киево-Братской коллегии. Ребенок получил хорошее духовное образование. Будучи уже взрослым, он окончил полный курс иезуитской коллегии в Риме.

Архиепископ обладал широким кругозором и был выдающимся государственным деятелем своего времени.

Одним из постулатов, активно защищаемых Феофаном, было почитание царя главой не только над мирянами, но и над всем духовенством.

Петр Великий, убедившись в столь лояльном отношении монаха, вызвал его в столицу для реализации реформы. После образования Святейшего Синода Феофан Прокопович некоторое время возглавлял его, а затем стал его первенствующим членом. Он также являлся активным сподвижником и соратником Петра I в реформировании управленческого аппарата церкви с целью ликвидации ее автономности от государства и полного подчинения духовенства императору.

Петр I

Петр родился от второго брака царя Алексея Михайловича с Натальей Нарышкиной в 1672 году. В детстве получил хорошее домашнее образование. С юных лет владел немецким, голландским, английским и французским языками. Кроме того, царевич в дальнейшем освоил множество разноплановых ремесел, уделяя особое внимание военно-морскому делу. Был чрезвычайно волевым, целеустремленным и работоспособным человеком.

Государь представлял собой не совсем привычный для того времени тип личности: в силу особенностей воспитания, он не имел большой склонности к старым обычаям и московским придворным порядкам, но был очень чуток и восприимчив к немецкой и вообще заграничной культуре.

Масштаб изменений, произошедших в русском государстве по воле императора, трудно оценить однозначно.

Совершенно новая форма армии и флота, значительное увеличение масштабов государства, наличие выхода к морю, отношения с Европой, изменения внешнего вида русских придворных — все эти изменения давали повод для горячих дискуссий о деятельности правителя. Даже при жизни Петра мнения о его правлении и реформах были противоречивы. Ближайшие соратники во всем поддерживали и считали все начинания успешными. Народ в большинстве своем соглашался с раскольниками и считал Петра «антихристом».

Но и те, и другие признавали, что в государстве произошли радикальные перемены. Они дали толчок к развитию новой России, которая уже никогда не будет похожа на прежнюю.

Видео

Из этого видео вы подробнее узнаете о проведении церковной реформы Петром Великим.

ДУХОВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ 1721

ДУХОВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ 1721 года — законодательный акт, реформировавший систему управления Русской православной церкви.

Про­ект Духовного регламента по по­ру­че­нию ца­ря Пет­ра I со­став­лен епископом Псков­ским Фео­фа­ном Про­ко­по­ви­чем, яв­лял­ся од­ним из яр­ких об­раз­цов литературного твор­че­ст­ва ав­то­ра. По­сле мно­го­численных ис­прав­ле­ний и по­пра­вок ца­ря, а так­же са­мо­го ав­то­ра, се­на­то­ров и ду­хо­вен­ст­ва (епи­ско­пов, ар­хие­ре­ев, ар­хи­ман­д­ри­тов) был ут­вер­ждён ука­зом Пет­ра I от 25 января (5 февраля); в окон­ча­тель­ной ре­дак­ции опуб­ли­ко­ван 16(27) сен­тяб­ря.

Ис­точ­ни­ка­ми для Духовного регламента по­слу­жи­ли «Сто­глав» (до­ку­мент, при­ня­тый на Сто­гла­вом со­бо­ре 1551 года), Корм­чие кни­ги XIII-XVII веков, про­тес­тант­ские цер­ков­ные ус­та­вы (Kirchenordnungen) и др. Духовный регламент со­став­лен по об­раз­цу рег­ла­мен­тов ра­нее об­ра­зо­ван­ных гражданских уч­ре­ж­де­ний.

Со­сто­ял из трех час­тей: в первой час­ти да­но об­щее оп­ре­де­ле­ние но­во­го уст­рой­ст­ва цер­ков­но­го управ­ле­ния, во второй — оп­ре­де­лены обя­зан­но­сти Си­но­да, в третьей — свя­щен­ни­ков. Со­глас­но Духовному регламенту, цер­ковь бы­ла под­чи­не­на го­су­дар­ст­ву, пат­ри­ар­ше­ст­во уп­разд­не­но, вме­сто не­го уч­ре­ж­дён кол­ле­ги­аль­ный ор­ган управ­ле­ния РПЦ — Ду­хов­ный кол­ле­ги­ум (Си­нод). Царь объ­яв­лял­ся «край­ним су­ди­ёю» ду­хов­но­го ве­дом­ст­ва, блю­сти­те­лем «пра­во­ве­рия и вся­ка­го в церк­ви Свя­той бла­го­чи­ния». Си­нод воз­глав­лял­ся пре­зи­ден­том (с мая 1722 года обер-про­ку­ро­ром Си­но­да, свет­ским чи­нов­ни­ком, пред­став­ляв­шим ин­те­ре­сы им­пе­ра­то­ра).

Духовный регламент пред­пи­сы­вал свя­щен­ни­кам за­бо­тить­ся о нрав­ст­вен­ном со­стоя­нии при­хо­жан, усерд­но чи­тать им про­по­ве­ди или цер­ков­ные кни­ги («…все­ко­неч­ная ну­ж­да есть име­ти не­кия крат­кия и про­стым че­ло­ве­кам ура­зу­ми­тель­ныя и яс­ныя кни­жи­цы, в ко­то­рых за­клю­чит­ся всё, что к на­род­но­му на­став­ле­нию до­воль­но есть; и тыя кни­жи­цы про­чи­то­вать по час­тям в не­дель­ные и празд­нич­ные дни в церк­ви пред на­ро­дом»); вме­нял при­ход­ско­му ду­хо­вен­ст­ву док­ла­ды­вать гражданским вла­стям о «зло­умыш­лен­ни­ках го­су­дар­ст­вен­ных», ко­то­рые «на ис­по­ве­ди не изъ­я­вят рас­кая­ния и от­ка­за от сво­его на­ме­ре­ния» (тре­бо­ва­ние прак­ти­че­ски не ис­пол­ня­лось).

Ду­хо­вен­ст­во долж­но бы­ло вес­ти мет­рические кни­ги. Ус­та­нав­ли­вал­ся воз­рас­тной ценз для по­стри­га в мо­на­ше­ст­во (30 лет для муж­чин и 50 для жен­щин). Так­же Духовный регламент обя­зы­вал Си­нод осу­ще­ст­в­лять цен­зу­ру всех ду­хов­ных со­чи­не­ний («Аще кто о чем Бо­го­слов­ское пись­мо со­чи­нит, и тое б не пе­ча­тать, но пер­вее пре­зен­то­вать в Кол­ле­ги­ум»). В 1917 году Духовный регламент был от­ме­нён По­ме­ст­ным со­бо­ром РПЦ

Ис­торические источники:

Пол­ное со­б­ра­ние за­ко­нов Рос­сий­ской им­пе­рии. Со­б­ра­ние 1-е. СПб., 1830. Т. 6. № 3718.

Церковная реформа Петра 1

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 633.

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 633.

Говоря кратко о ходе церковной реформы Петра I, важно отметить ее продуманный и целенаправленный характер. По окончанию реформы, Россия, в результате, сложилась абсолютная монархия, а церковь окончательно потеряла свое влияние на власть.

Церковная реформа Петра I

С 1701 по 1722 годы Петр Великий пытался снизить авторитет Церкви и установить контроль над ее административно-финансовой деятельностью. Предпосылками к этому стал протест Церкви против происходящих в стране изменений, называя царя антихристом. Имея огромный авторитет, сравнимый с авторитетом и полнотой власти самого Петра, Патриарх Московский и Всея Руси был главным политическим конкурентом российского царя-реформатора.

Кроме всего прочего, у Церкви были накоплены огромные богатства, которые были необходимы Петру для ведения войны со шведами. Все это связывало руки Петру для использования всех ресурсов страны ради желанной победы.

Перед царем стояли задачи ликвидировать экономическую и административную автономии Церкви и снизить численность духовенства.

Таблица “Суть проводимых реформ”

События

Содержание

Назначение «Блюстителя и управителя Патриаршего Престола»

Заменить избрание Патриарха Церковью императорским назначением

Петром лично был назначен новый Патриарх

Секуляризация крестьян и земель

Ликвидация финансовой автономии Церкви

Церковные крестьяне и земли переданы в управление Государству.

Уменьшить количество священнослужителей

Нельзя строить новые монастыри и проведение переписи монахов

Контроль Сената над Церковью

Ограничение административной свободы Церкви

Создание Сената и передача в его управление церковных дел

Указ об ограничении числа священнослужителей

Повышение эффективности распределения человеческих ресурсов

Служители прикрепляются к определенному приходу, им запрещено странствовать

Подготовительный этап упразднения Патриаршества

Получить всю полноту власти в империи

Разработка проекта учреждения Духовной Коллегии

25 января 1721 года является датой окончательной победы императора над патриархом, когда патриаршество было упразднено.

которые читают вместе с этой

Актуальность темы была не только при Петре, но также и при большевиках, когда упразднялась не только церковная власть, но и сама структура и организация Церкви.

Духовная Коллегия имела и другое название – Правительствующий Синод. На должность обер-прокурора Синода назначался светский чиновник, а не духовное лицо.

Как следствие, реформа Церкви Петра Великого имела свои плюсы и минусы. Так, Петр открыл для себя возможность вести страну к европеизации, однако в случаях, если этой властью начать злоупотреблять, в руках другого человека Россия могла оказаться в деспотическом режиме. Тем не менее, последствиями являются снижение роли церкви в жизни общества, сокращение ее финансовой независимости и количества слуг Господа.

Постепенно все учреждения начали сосредотачиваться вокруг Санкт-Петербурга, в том числе и церковные. За деятельностью Синода велось наблюдение фискальными службами.

Петром были также введены церковные школы. По его замыслу, каждый епископ обязан был иметь дома или при доме школу для детей и давать начальное образование.

Итоги реформы

  • Упразднена должность Патриарха;
  • Увеличены налоги;
  • Ведутся рекрутские наборы из церковных крестьян;
  • Снижено число монахов и монастырей;
  • Церковь зависима от императора.

Что мы узнали?

Петр Великий сосредоточил в своих руках все ветви власти и имел неограниченную власть, установив в России абсолютизм.

Содержание духовного регламента по разделам. Церковная реформа Петра I

Церковная реформа — комплекс мер, проведенный Петром I в период 1701-1722 годов для снижения влияния церкви, её независимости и усиления контроля над её административными и финансовыми вопросами. Одним из главнейших преобразований стала фактическая ликвидация должности Патриарха и утверждение 25 января 1721 года нового высшего церковного органа — Святейшего правительствующего Синода, или Духовной Коллегии.

Причины и предпосылки реформы

Духовенство не одобряло проводимых Петром I реформ — многие монахи считали царя антихристом, о чем не боялись говорить вслух и даже раздавали рукописные листовки в городах и деревнях.

Чрезмерный авторитет церкви — Патриарх имел не меньшую чем сам Петр I возможность влиять на обычных людей, это не вписывалось в абсолютистскую модель государства, где император — единственный полноправный властитель.

Экономическая независимость церкви — многочисленные войны и развитие промышленности требовали все больше финансовых и человеческих ресурсов, часть из которых находилась во владении монастырей и церквей неподотчетных государству.

Цели и задачи

Ликвидация экономической и административной автономии — подробная ревизия имущества, с последующей секуляризацией, внедрение должностей назначаемых государственным аппаратом, а также четкое регламентирование финансовых потоков и обязанностей возлагаемых на церковь.

Снижение численности духовенства — определение необходимого количества церковников и монахов исходя из числа обслуживаемых граждан, ограничение «странствующих» священников и запрет на строительство монастырей.

Борьба с нищенством — царь был категорическим противником стихийного нищенства, считал что только «блаженным» и откровенным инвалидам может быть позволено жить на подаяние.

В 1700 году – назначение «Блюстителя и управителя Патриаршего Престола». Целью было – не допустить избрания нового Патриарха после смерти Патриарха Адриана. Царь лично назначил на новую должность митрополита Стефана Яворского.

24 января 1701 секуляризация (изъятие в государственный оборот) церковных и монастырских крестьян и земель. Ликвидация финансовой автономии церкви. Увеличение эффективности использования земель и налоговых поступлений в государственную казну. Церковные крестьяне и земли были переданы в управление к восстановленному Монастырскому приказу, доходы перечислялись в казну из которой по строго установленным штатам выплачивались оклады прежним владельцам (монастырям и церквям).

30 декабря 1701 года – уменьшение числа монахов и запрет на строительство новых монастырей.

Суть и значение церковной реформы Петра I

Основная суть предпринимаемых Петром I церковных преобразований заключалась ликвидации автономии и встраивании института церкви в государственный аппарат, со всеми сопутствующими характеристиками — ведение отчетности, ограниченное число персонала и т.д.

Создание Духовной Коллегии, или Святейшего Синода

Административное значение реформы церковного управления в общем ключе политики Петра I — централизация власти в руках монарха, становление церкви на службу царя (а после — императора) и государства.

Экономическое значение — оптимизация человеческих и финансовых ресурсов, повышение эффективности налогообложения и использования имущества ранее полностью подконтрольного церкви

Сословное значение — снижение влиятельности сословия духовенства.

Итоги и результаты реформы Церкви

Фактически была ликвидирована должность Патриарха;

Церковь начала терять финансовую и административную автономию;

Снижено количество монахов и монастырей;

Увеличено число налогов, поступающих в казну;

Стали производиться рекрутские наборы из церковных крестьян.

Примечания.

П.Н. Милюков. “Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и

реформа Петра Великого”, “Очерки по истории русской

Погодин М.П. «Петр Великий»., СПб., 2011

Соловьев С.М. «История России с древнейших времен по конец XIX в.», М., 2006

Читать еще:  Единое на потребу. Чистое сердце
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector