3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Соборность и первенство в Православной Церкви

Содержание

Соборность и первенство в Православной Церкви

  • Рубрики
  • Библеистика
    • Новый Завет
    • Ветхий Завет
    • Текстология
    • Исагогика
    • Экзегетика и герменевтика
    • Библейская археология
    • Греко-еврейская литература эллинистического периода и апокрифы
    • Библейская история
  • Богословие
    • Догматическое богословие
    • Патрология
    • Апологетическое (основное) богословие
    • Сравнительное богословие
    • Вероучение Восточнохристианских (нехалкидонских) Церквей
    • Нравственное богословие
    • Литургическое богословие
  • История
    • История Древней Церкви
    • История поместных и автономных Церквей
    • История Русской Православной Церкви
    • Агиология и агиография
    • Церковная археология
    • История религий
    • История сект и новых религиозных движений
    • История протестантизма
    • Монастыри и монашество
  • Практика
    • Литургика
    • Гомилетика
    • Церковное право
    • Церковные искусства
    • Пастырское богословие
  • Религия и мир
    • Миссия Церкви
    • Социальное служение
    • Церковь и государство
    • Религия и наука
    • Религиозное образование и воспитание
    • Экуменизм
  • Вспомогательные дисциплины
    • Всеобщая история
    • Отечественная история
    • Славяноведение
    • Византология
    • Вспомогательные исторические дисциплины
    • Философия
    • Религиоведение
    • Психология
    • Культурология
    • Искусствоведение
    • Литературоведение
    • Антропология
    • Социология
    • Политология
    • Филология
    • Экономика
    • Педагогика
    • Логика
    • Естествознание
    • Библиотечное дело
    • Журналистика

Идея первенства в Церкви в истории и богословии

Аннотация проекта

Тема первенства в Церкви долгое время оставалась неотъемлемой частью православной полемики с католиками, однако с начала XX века она внезапно стала разделяющим фактором внутри самой Православной Церкви.

Более того в ходе православно-католического богословского диалога на современном этапе просматриваются попытки согласовать позиции двух сторон в понимании церковного первенства и прийти к консенсусу, невозможность которого вроде бы должна вытекать из всей предшествующей истории богословской полемики. Наблюдаемые сдвиги нуждаются в осмыслении и надлежащей оценке.

В рамках данного проекта внимание сосредоточено на развитии богословия первенства и проистекающих из него принципов межцерковного взаимодействия на христианском Западе, а также на существенном сдвиге в понимании темы первенства в Церкви, произошедшем в греческой богословской школе на рубеже XIX–XX веков.

Отдельное внимание уделяется осмыслению темы первенства в русском богословии, внутриправославным дискуссиям вокруг данного вопроса и современному состоянию православно-католического богословского диалога.

Подпроекты

Формирование концепции первенства (примата) римской кафедры и ее влияние на межцерковные отношения в первом тысячелетии по Р.Х.

Развитие и функционирование института провинциального церковного первенства (примата) в западных Церквах V–VII вв.

Развитие идеи первенства константинопольской кафедры в XVI–XX вв.

Участники

Михаил Грацианский к. и. н., в. н. с.

Константин Норкин м. н. с.

Павел Кузенков к.и.н., СевГУ

Павел Ермилов Заведующий лабораторией, руководитель секции общих проблем экклезиологии

Публикации и выступления

Статьи

Грацианский М. В. Юрисдикция константинопольского патриарха в Восточном Иллирике по данным «Фессалоникского собрания» // Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2020. Т. 22. № 1 (196). С.11–28. DOI 10.15826/izv2.2020.22.1.001

Грацианский М. В. Экклесиологические источники современных претензий Константинополя на первенство в Православной Церкви // Причины и вызовы текущего кризиса межправославных отношений: Материалы научно-практической конференции (ПСТГУ, 25–26 февраля 2019 года). М., 2020. C. 114–134.

Грацианский М. В. Акты 531 г. как обрамление «Фессалоникского собрания»: экклесиологические и канонические аспекты дела Стефана Ларисского // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 92. С. 19–38.

Кузенков П. В. Понимание «вселенскости» в православной традиции // Причины и вызовы текущего кризиса межправославных отношений: Материалы научно-практической конференции (ПСТГУ, 25–26 февраля 2019 года). М., 2020. C. 97–113.

Чибисова А. А. Представления польского правительства о роли Константинопольского патриархата в православном мире в контексте переговоров с патриархом Мелетием IV (Метаксакисом) об автокефалии Польской православной церкви (1922–1923) // Славяноведение. 2020. № 5. С. 99–111. doi: 10.31857/S0869544X0011095-7.

Грацианский М. В. Исторический и идейный контекст послания папы Геласия I «Famuli vestrae pietatis» // Византийский временник. 2019. Т. 103. С. 85–112

Ермилов П. В. «Да не возникнет другая глава»: Об одной неясной фразе в хронике псевдо-Дорофея // Русь, Россия: Средневековье и Новое время. Выпуск 6: Шестые чтения памяти академика РАН Л. В. Милова. Материалы к международной научной конференции. Москва, 21–22 ноября 2019 г. Москва: Издательство Московского университета, 2019. С. 117–120.

Ермилов П. В. Учреждение московского патриаршества и Константинопольские соборы 1590 и 1593 гг. // Византийский временник. 2019. Т. 103. С. 153–178

Норкин К. В. Становление церковного первенства Арля в Галлии и Римские папы (398–432 гг.) // Византийский временник. 2019. Т. 103. С. 53–69

Солошенко Д. А. Причины греко-болгарской схизмы 1872–1945 гг. // Актуальные проблемы гуманитарных наук: Труды V Всероссийской научно-практической конференции (г. Евпатория, 16 мая 2019 г.). Санкт-Петербург, 2019. С. 141–147

Грацианский М. В. Властные прерогативы римской кафедры в пределах Италии в понтификат Льва Великого (440–461) // Византийский временник. 2017. Т. 101. С. 28–46.

Грацианский М. В. Акакианская или всё же феликианская схизма? Проблема обоснованности одного историографического клише // Византийский временник. 2016. Т. 100. С. 44–63.

Грацианский М. В. Папа Геласий I (492–496) и его экклезиологические воззрения // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. 2016. № 65. С. 25–41.

Грацианский М. В. «Secundum Calchedonensem synodum haec ab apostolica sede gesta»: Папа Геласий I и «ересь» Акакия Константинопольского // Византийские очерки. Труды российских ученых к XXIII Международному конгрессу византинистов. СПб., 2016. С. 62–74.

Грацианский М. В. Папа Лев Великий и его толкование 6-го Никейского канона // Церковь в истории России. Сб. 11. К 70-летию Н. Н. Лисового. М., 2016. С. 159–175.

Грацианский М. В. Апостол Петр и «Акакианская схизма» // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. 2015. № 59. С. 9–19.

Грацианский М. В. Дело Иоанна Талайи и начало «акакианской схизмы» (484 г.) // Византийский временник. 2015. Т. 74. С. 31–46.

Грацианский М. В. Каноническая позиция папства в деле патриарха Акакия Константинопольского // Античная древность и Средние века. 2015. № 43. С. 53–72.

Грацианский М. В. Причины и обстоятельства начала «Акакианской» схизмы (484 г.) // Иресиона. Античный мир и его наследие. Вып. 4. Белгород, 2015. С. 188–200.

Грацианский М. В. Возникновение и развитие концепции папского примата в I–V вв. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. 2014. № 52. С. 9–29.

Кузенков П. В. Канонический статус Константинополя и его интерпретация в Византии // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. 2014. № 53. С. 25–51.

Понятие кафоличности (соборности) в России [ править | править код ]

Русское школьное догматическое богословие XIX века давало вполне консервативное и корректное толкование термина:

…она [Церковь] не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов [10] .
Соборной, Кафолической или Вселенской Церковь называется и есть:

  1. по пространству. Она предназначена обнимать собою всех людей, где бы они ни обитали на земле;
  2. по времени. Церковь предназначена приводить к вере во Христа всех людей и существовать до скончания века;
  3. по своему устройству. Церковь не связывается ни с какими условиями гражданского устройства, которые она считала бы для себя необходимыми, ни с каким определённым языком или народом [11] .

Соборность Церкви или диктат Фанара: Состоится ли Собор Предстоятелей

Предстоятель Элладской Церкви уже заявил, что проигнорирует мероприятие, так как подобные встречи, по его мнению, может созывать только Константинопольский патриарх.

Кто на самом деле имеет право созывать Вселенские (Всеправославные) Соборы? Каковы были исторические прецеденты? Что говорил о первенстве и отношениях между апостолами Христос? И каковы шансы на успех начинания Патриарха Феофила III?

Зачем нужна встреча предстоятелей

Когда Фанар создал Православную церковь Украины (ПЦУ), многим сторонним наблюдателям могло показаться, что дело просто в конфликте Константинопольского и Московского патриархатов за Украину. И проблему можно решить дипломатическими средствами, уладив этот конфликт.

Однако после признания ПЦУ Элладской и Александрийской Церквами стало совершенно очевидно, что дело не в Украине. Украинский вопрос обнажил гораздо более глубокую проблему, а именно проблему первенства в Церкви. С тем, что глава Церкви – Христос, спорить трудно. Но что это означает в земном, административном значении? Должен ли быть у нашей земной Церкви некий первоиерарх, наделенный исключительными полномочиями? Константинополь и его сторонники говорят, что да: «Хотя вообще Главой нашей Церкви мы считаем Христа. Но на земле это Вселенский патриарх» (митрополит Монемвасийский и Спартанский Элладской Православной Церкви Евстафий (Спилиотис)).

Читать еще:  Почему нельзя в церковь с месячными. Можно ли женщинам во время месячных ходить в храм и причащаться? Нечистота отменяется Новым Заветом

Но дело в том, что 2 000 лет люди, называющие себя православными, так не считали. Они полагали, что не только «Христос глава Церкви» (Еф. 5, 23), но и «се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28, 20).

После признания ПЦУ Элладской и Александрийской Церквами стало совершенно очевидно, что дело не в Украине. Украинский вопрос обнажил гораздо более глубокую проблему, а именно проблему первенства в Церкви.

Ни один канон Церкви не содержит даже намека, что у Нее на земле должен быть какой-то видимый глава. Т.е. налицо попытка Фанара и его сторонников изменить само двухтысячелетнее учение о Церкви. И это уже не конфликт Константинополя с Москвой, а дело, касающееся всей Церкви. Поскольку сомнительно, чтобы, отстранив Господа нашего Иисуса Христа от земного, действенного управления, Церковь смогла бы остаться Церковью.

На наших глазах возник вопрос такого уровня, который в истории Церкви решали не иначе как соборно. И вот Иерусалимский Патриарх Феофил III сделал попытку созвать такой… даже не Собор, а всего лишь встречу Предстоятелей. Кстати, выбор для встречи Иордании, а не Иерусалима, где родилась Церковь, наводит на мысль, что ее задумывают как подготовительную к настоящему Вселенскому (Всеправославному) Собору, который состоится в будущем в Иерусалиме.

Глава Элладской Церкви тут же ответил на призыв Патриарха Феофила, что подобные встречи может созывать только Константинопольский патриарх.

Предстоятель Албанской Церкви архиепископ Анастасий заявил, что Собор по украинскому вопросу нужно созывать немедленно, правда не уточнил, имеет ли он ввиду предложение Патриарха Феофила.

Кто имеет право созывать Вселенский Собор

Если речь именно о Соборе всей Церкви (в наших понятиях всех Поместных Церквей), то свод канонических правил на этот вопрос не дает не только прямого ответа, но даже намека на его решение. Нет даже прямого указания, кто имеет право созывать Собор какой-либо Поместной Церкви.

Но есть 34-е Апостольское правило: «Епископам всякого народа подобает знать первого в них, и признавати его яко главу, и ничего превышающего их власть не творити без его рассуждения: творити же каждому только то, что касается до его епархии, и до мест к ней принадлежащих. Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех. Ибо тако будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец и Сын, и Святый Дух».

Из этого правила вытекает, что этот первый епископ (Предстоятель Поместной Церкви) имеет право созывать Собор. Однако здесь речь только о Соборе Поместной Церкви. Да и это право первого епископа отнюдь не исключительное. Примеров в истории – множество.

Кстати, отсутствие в корпусе канонического права определения того, кто созывает Вселенские Соборы, указывает на то, что у Церкви в целом не было этого первого епископа, коим сейчас себя хочет выставить патриарх Варфоломей.

Кто исторически созывал Вселенские Соборы

Первым историческим Вселенским Собором являлся Собор Апостольский в Иерусалиме в 49 или 51 году. Священное Писание не содержит прямых указаний, кто именно его созывал. Сказано просто: «Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела» (Деян. 15, 6).

Святые отцы, оставившие толкования 15-й главы книги Деяний, также обошли этот вопрос стороной, что указывает на то, как мало он вообще значил.

Председательствовал на Апостольском Соборе первый Иерусалимский епископ Иаков, брат Господень, и это косвенно может указывать, что именно он Собор и созывал. По праву председательствующего он говорил на Соборе последнее слово. «Иаков был епископом Иерусалимской Церкви, – потому он и говорит последний» (Свт. Иоанн Златоуст).

Святой апостол Петр не имел первенства ни на Апостольском Соборе, так как его речь звучит в середине обсуждения, ни в Церкви вообще. Тексты Священного Писания не дают нам оснований говорить даже о нравственном первенстве святого апостола Петра.

Святой апостол Павел, не входивший даже в число 12, не смущаясь, обвинял апостола Петра вместе с апостолом Варнавой в лицемерии: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием» (Гал 2:11-13).

Тем более апостол Петр не имел тех полномочий, которые сегодня присваивает патриарх Варфоломей: право верховного суда над всеми, право созывать Вселенские Соборы, даровать автокефалию, вмешиваться в дела других Поместных Церквей.

Отсутствие в корпусе канонического права определения того, кто созывает Вселенские Соборы, указывает на то, что у Церкви в целом не было этого первого епископа, коим сейчас себя хочет выставить патриарх Варфоломей.

Все семь Вселенских Соборов с 325 по 787 гг. созвали, организовали и профинансировали византийские императоры. То, что каноны не говорят об отсутствии у императоров такого права, никого не смущало.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод: Священное Писание, история Церкви и корпус канонического права дают лишь косвенное указание, что Вселенский Собор может созывать… Иерусалимский епископ, коим сейчас и является Патриарх Феофил III. Думается, на должность Византийского императора сейчас никто не претендует. Но это отнюдь не означает, что только Иерусалимский Патриарх может созывать Вселенские Соборы.

Дерзнем утверждать: Вселенский Собор может созывать тот, по зову которого Вселенский Собор соберется, а затем будет признан Вселенским всей церковной полнотой.

Поэтому слова предстоятеля Элладской Церкви Иеронима II (Лиаписа), что только Константинопольский патриарх имеет право созывать Соборы всей Церкви, не имеют под собой ни малейшего основания.

Как не имеют и претензии патриарха Варфоломея на первенство в Православной Церкви. Вообще, вопрос о первенстве Господь наш Иисус Христос решил раз и навсегда: «И, сев, призвал Двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк. 9, 35). Даже первенство чести не очень-то согласуется с этими словами, не говоря уже о первенстве власти. И эти слова Господь сказал именно тогда, когда апостолы спорили, кто из них больше: «Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою? Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше» (Мк. 9, 33-34).

Кто первый в Православной Церкви

Что касается попыток Фанара обосновать свои притязания на первенство священными канонами, то и здесь он попадает впросак. Основной канон, на который ссылаются фанариоты, – это 3-е правило II Вселенского Собора: «Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по римском епископе, потому что град оный есть новый Рим».

И что бы там ни выдумывали фанариоты, смысл этого правила вовсе не тот, что Константинопольский епископ якобы владычествует над всеми. Все гораздо прозаичней. До 381 г., когда состоялся этот Собор, Константинопольской патриархии не существовало вовсе. Организационно Церковь в Константинополе входила в Ираклийскую митрополию, что, конечно, не соответствовало положению Константинополя как столицы Византийской империи.

Об этом пишет в толковании правила византийский канонист XII века Феодор Вальсамон: «Город Византия не имел архиепископской чести, но епископ его в прежнее время рукополагался митрополитом Ираклийским». Вот и постановил II Вселенский Собор, чтобы епископ Константинополя имел второе место по чести после епископа Рима.

А 2-е правило Собора, которое установило так называемую Пентархию, пять патриархатов, во-первых, не упоминает, а только подразумевает Константинопольскую Церковь, а во-вторых прямо запрещает епископам одних Поместных Церквей вмешиваться в дела других: «Областные епископы да не простирают своея власти на церкви за пределами своея области, и да не смешивают церквей: но, по правилам, александрийский епископ да управляет церквами токмо египетскими; епископы восточные да начальствуют токмо на востоке, с сохранением преимуществ антиохийской церкви, правилами никейскими признанных; также епископы области асийския да начальствуют токмо в Асии; епископы понтийские да имеют в своем ведении дела токмо понтийския области, фракийские токмо Фракии».

Чего ждать от встречи Предстоятелей

Соберется ли по зову Патриарха Иерусалимского Феофила III Всеправославное совещание предстоятелей Поместных Церквей, покажет время. Вероятно, Элладская и Александрийская Церкви, признавшие ПЦУ, на такое совещание не приедут. Собственно говоря, так как они признали первенство Константинопольского патриарха в Церкви, им этот совещание и не нужно, как не нужен и какой-либо Собор. Зачем Собор, если все решает патриарх Варфоломей в последней инстанции?

А вот те, кто понимает, что Церковью управляет все же Христос, вполне могут на такое совещание приехать. Но вот вопрос: что будут обсуждать на таком совещании? Решение «украинского вопроса» или настоящую причину нынешней кризисной ситуации – притязания патриарха Варфоломея на первенство?

Вероятно, Элладская и Александрийская Церкви, признавшие ПЦУ, не приедут на встречу. Зачем им какой-то Собор, если все решает патриарх Варфоломей в последней инстанции?

И здесь нужно обратиться к заявлению Предстоятеля Албанской Церкви Архиепископа Анастасия. В нем он ничего не говорит о новой экклезиологии Фанара. Наоборот, он порой подчеркивает, что именно Константинополь должен играть первую скрипку: «инициатива врачующего рецепта нынешней ситуации должна принадлежать без сомнения Вселенской патриархии». То, что эта нынешняя ситуация, которая может привести к пагубным последствиям для всего Православия, и произошла по инициативе «без сомнения Вселенской Патриархии», Архиепископ Анастасий дипломатично умалчивает. Есть в его письме и обнадеживающие слова: «Основной принцип соборности, на котором утверждался с течением времени путь Православной Церкви, в конце концов, единственный, который может открыть выход из существующего кризиса».

Есть большой риск, что на созванном совещании (если оно состоится) речь будет идти не о врачевании болезни, а о борьбе с симптомами. Пока из высказываний представителей Поместных Церквей нельзя заключить, что большинство из них вполне осознают пагубность нынешней фанарской экклезиологии. Вероятно, еще должно пройти время. Вероятно, Фанар еще должен всем показать своими дальнейшими действиями настоящее лицо Константинопольского папизма.

Читать еще:  28 января именины. Именины января, православные праздники в январе

Что ж, во времена перед I Вселенским Собором тоже далеко не все осознавали пагубность арианской ереси. Но Бог все управил так, как Ему было угодно. Нет сомнений, что так будет и на этот раз. Просто из нашего 2019 года еще не видно, что будет в итоге.

Первые десять лет работы комиссии отразили растущий консенсус между двумя общинами и стали свидетелями публикации трех согласованных заявлений по таким вопросам, как отношения между Троицей, Церковью и Евхаристией; таинства посвящения и связь между общей верой и таинственным общением; и богословие рукоположенного служения.

Комиссия провела следующие пленарные заседания:

  • 1-й Патмос и Родос, Греция (1980) «Тайна Церкви и Евхаристия в свете Тайны Святой Троицы»
  • 2-й Мюнхен, Германия (30 июня — 6 июля 1982 г.) «Тайна Церкви и Евхаристия в свете Тайны Святой Троицы»
  • 3-й Крит, Греция (1984) «Вера, таинства и единство церкви»
  • 4-й Бари, Италия (9–16 июня 1987 г.) «Вера, таинства и единство церкви»
  • 5-е заседание Валамо, Финляндия (19–27 июня 1988 г.) «Таинство порядка в сакраментальной структуре церкви с особым упором на важность апостольской преемственности для освящения и единства народа Божьего»
  • 6-й Фрайзинг, Германия (1990) «Униатизм»
  • 7-й Баламан, Ливан (17–24 июня 1993 г.) «Униатизм: метод единения прошлого и поиск полного единения в настоящем»
  • 8-е Эммитсбург, Мэриленд, США (9–19 июля 2000 г.) «Экклезиологические и канонические последствия униатства»
  • 9-й Белград, Сербия (2006) «Экклезиологические и канонические последствия сакраментальной природы церкви; соборность и власть в церкви на трех уровнях церковной жизни: местном, региональном и универсальном»
  • 10-е Равенна, Италия (8–14 октября 2007 г.) «Экклезиологические и канонические последствия сакраментальной природы Церкви — церковное причастие, соборность и власть»
  • 11-е Пафос, Кипр (2009 г.) «Роль епископа Рима в церковном общении в первом тысячелетии»
  • 12-я Вена, Австрия (2010) «Роль епископа Рима в церковном общении в первом тысячелетии»
  • 13-й Амман, Иордания (2014) «Первенство и соборность в Церкви»
  • 14-й Кьети, Италия (2016) «Первенство и синодальность в Церкви»

Чины в православии

Православная церковь состоит из народа божьего. Его делят на 3 типа:

  • миряне,
  • церковнослужители,
  • священнослужители.

Начинают чины в православной церкви миряне. Так называют обычный народ, который не призван к священнослужению. Именно из мирян Церковь выбирает служителей на все необходимые ступени. Именно эта часть людей играет наиважнейшую роль в жизнедеятельности церкви.

К церковнослужителям относят тип служителей, которые редко выделяются из мирян. Они также играют важную роль в жизни церкви. К этому типу относят:

  • сторожа,
  • чтецы,
  • певчие,
  • алтарники,
  • старосты,
  • трудники,
  • катехизаторы и прочие.

Этот тип людей может иметь определенные знаки отличия на одежде или никак не отличаться.

Заканчивают церковные чины православной церкви по возрастанию священнослужители. Их принято называть клиром или духовенством. Также есть разделение на черных и белых:

  • белое носит женатое духовенство,
  • черное – те, кто монашествуют.

Управлять церковью может лишь черное духовенство, которое не имеет семейных забот. Клир также имеет определенную иерархическую степень. Итак, чины в церкви по возрастанию подразделяются на 3 степени:

Первые 2 категории могут включать в себя как монашествующих, так и женатых. А вот в третьей группе могут быть только те, кто приняли монашеский постриг. Относительно этому порядку располагаются и все церковные звания, а также должности у православных.

Иерархия в церкви: священные чины

Никто из перечисленных выше категорий не считается служителем церкви. Речь идёт об обычных людях, желающих стать ближе к Богу и помогать храму. Батюшка решает, могут ли они быть приняты на свою должность. А теперь поговорим о тех санах, которые относятся к священнослужителям.

Диаконы (служители)

Их задача – оказывать помощь в церковном служении священнику, в основном – читать Евангелие. Но сами они не могут вести богослужение или представлять церковь в социуме.

В современном мире должность диакона становится всё менее востребованной, поэтому их количество в храмах уменьшается.

Протодиаконы

Выступают самыми главными дьяконами в храме или соборе. Протодиаконы носят орарь, на котором написаны слова «Свят! Свят! Свят!». Сегодня, чтобы получить данный сан, диакону придётся отслужить при храме от 15 до 20 лет.

Также ему необходимо обладать певчим голосом, знать наизусть много молитв, псалмов, ведь он будет петь на церковных служениях.

Иереи

Иерей – кто это в православии? Это представитель самого низкого сана священника. У иерея есть такие полномочия:

  • совершения богослужений и прочих таинств;
  • донесение людям информации из Библии;
  • проведение таинства причастия.

При этом иереи не освящают антиминсы, не проводят таинства рукоположения священства. А клобук на их голове заменён камилавкой.

Протоиереи

Чтобы получить такой сан, нужно совершить какие-то заслуги перед церковью. Протоиерей – это самый главный среди иереев, а также это настоятель прихода. На священные таинства протоиереи облачаются в ризу с епитрахилем.

При одной церкви может быть одновременно несколько протоиереев.

Протопресвитеры

Получение данного сана возможно исключительно от патриарха Московского и всея Руси. Естественно, для этого необходимо прославиться добрыми и полезными делами, совершёнными на благо РПЦ (Русская православная церковь).

В категории белого духовенства протопресвитер является высшим саном. А представители более высоких санов относятся уже к группе чёрного духовенства. Но нередко случается, что протопресвитеры решают расстаться с мирской жизнью – оставляют жену, детей и уходят в монастырь. Супруги чаще всего следуют их примеру, становясь монахинями.

Реферат»Влияние православных церквей на русскую культуру»

Особенности работы со слабоуспевающими и одаренными детьми в школе

свидетельство каждому участнику

скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции

13 – 15 октября 2020г 19:00 (МСК)

Издавна в культуре России существовала непрерывная связь с христианством. П осле массового крещения восточных славян, проведенным в 988-989 годах князем Владимиром Святосла во вичем христианство на Руси приобретает первенство. Принятие христианства привело к изменениям в культуре древнерусского общества и ее обогащению. Из Византии на Русь пришли живопись, архитектура, письменность и письменная литература.

С Крещения Руси началась ее подлинная культурная и государственная жизнь. Под влиянием христианства жестокие нравы смягчились, потому что Церковь принесла с собой учение о любви и милости. Принятие Православия стало определяющей чертой духовного облика русского человека, как его культуры, так и культуры Государства российского в целом.

Цель моей работы – узнать как повлияла Православная церковь на развитие русской культуры, для чего необходимо рассмотреть следующие вопросы:

1)Место и роль христианства в русской национальной культуре: письменности и образовании, истории, литературы, зодчества,

2) культурологическая роль православия в современной России

Письменность и образование

После принятия христианства остро ощущалась необходимость в священнослужителях. Для этого были организованы школы, в которых обучались дети представителей разных социальных групп.

Навсегда в русской культуре останутся Кирилл и Мефодий (братья Солунские), славянские просветители, православные проповедники, создатели славянского алфавита. Кирилл и Мефодий в 863г. были приглашены из Византии князем Ростиславом для введения богослужения на славянском языке. Перевели с греческого на старославянский язык основные богослужебные книги.

С принятием христианства появилось большое количество переводной литературы. Первыми проникли на Русь книги, переведенные с греческого языка на старославянский. Среди них были собрания служб на весь год, тексты праздничных служб до и после Пасхи, различные служебники. Появились Евангелие, тексты апостольских деяний, жития, в которых ставились и разрешались вопросы христианской морали, монашеской жизни, описывались жизнь и подвиги деятелей Церкви . Книги носили, главным образом, поучительный характер.

История, литература

Появление христианства кроме распространения письменности, во многом способствовала и появлению первых литературных произведений. Потребность в которых испытала прежде всего церковь для изложения христианского вероучения. С конца X и до начала XII в. в культуре Киевской Руси появляется несколько литературных жанров. Здесь были и проповеди и летописи и жития святых.

Читать еще:  Гороскоп на следующую неделю для льва мужчины. Гороскоп на неделю: Лев

Выдающимся литературным памятником того периода, относящимся к летописному жанру, является «Повесть временных лет» монаха Киево-Печерского монастыря Нестора. Главная цель этой летописи состояла в том, чтобы показать место Русской земли среди других держав, доказать, что русский народ имеет свою историю. Вводная часть начинается с описания всемирной истории, но на сей раз от «всемирного потопа» и распределения земли между сыновьями Ноя. Нестор передает библейскую историю о Вавилонском столпотворении, во время которого люди разделились на народы и заговорили на разных языках.

«Повесть временных лет» определяет место русского народа среди народов мира, описывает происхождение славянской письменности, образование Русского государства.

После крещения киевлян великий князь велел рубить храмы и ставить их на местах, где раньше стояли идолы. Первым из них стал храм святого Василия, чье имя получил Владимир при Крещении. Другой великолепный каменный храм князь воздвиг во имя Пресвятой Богородицы. Для храма он выбрал место, где были убиты первые христианские мученики — варяги Федор и Иоанн. В Суздале, Переславле, Ростове, Белгороде и других городах Руси стали возводиться храмы во времена княжения Владимира и после него.

В основном это были небольшие четырехстолпные одноглавые храмы без притворов. В них уже заметен отход от крестообразной композиции и влечение к более классическим кубическим формам. Эти постройки очень гармоничны, производят впечатление уравновешенной пирамиды. Излюбленным строительным материалом стал белый камень (известняк) — наследие владимиро-суздальской традиции. Так строятся первые каменные постройки в Московском Кремле — храм Успения Богородицы, Рождественский храм, Благовещенская церковь.

Идея соборности («собор –соединени» воплотилась в самом русском храме, который понимался как объединяющее начало, призванное господствовать в мире. Сама вселенная должна сделаться храмом Божьим. Это стало тем духовным идеалом, к которому стремился русский человек. Из скудости и бедности повседневной жизни, к богатству потусторонней, духовной жизни, ее образом служили горящие на фоне неба золотые главы белокаменных храмов, «луковицы» русских церквей, воплощающие идею молитвенного горения. Так появляется русский храм — гигантская свеча-напоминание, что высшее еще не достигнуто здесь, на земле. Основная идея русского религиозного искусства — соборное единение мира людей и ангелов, а также любого живого создания на земле.

От Византии искусство Киевской Руси восприняло не только главные жанры живописи (мозаика, фреска), но и станковую живопись — иконопись. Еще задолго до крещения Руси христианские богословы, обосновывая культ почитания икон (икона рассматривалась как видимый символ невидимого мира), выработали жесткую систему их написания — иконографический канон. Согласно преданию древнейшие христианские иконы либо появлялись чудесным образом (Спас Нерукотворный), либо были написаны с натуры (изображение Богоматери, созданное евангелистом Лукой). Поэтому христианская церковь никогда не допускала написания икон с живых людей или по воображению художника, а требовала четкого соблюдения иконописного канона.

Первые христианские храмы Киевской Руси строили и украшали иконами византийские мастера.

Выразителем новгородского стиля в живописи стал Феофан Грек, великий византиец, нашедший на Руси свою вторую родину.

В общей сложности в Новгороде, Нижнем Новгороде и Москве Феофан Грек расписал около сорока церквей, в том числе церковь Спаса ,часть фресок которой сохранилась до наших дней.

Выразителем этих идей стал гениальный русский живописец Андрей Рублев, на все последующие эпохи определивший стиль иконописи. В основе творчества Андрея Рублева лежит иная, чем у Феофана Грека, религиозная концепция. Она лишена идеи мрачной безысходности и трагизма. Это философия добра и красоты, гармонии духовного и материального начал. В христианском учении Рублев, в отличие от Феофана, видел не идею беспощадного наказания грешного человека, а идею любви, всепрощения, милосердия. И его Спас — не грозный вседержитель и беспощадный судья, а сострадающий, любящий и всепрощающий Бог

Главным памятником творчества Андрея Рублева в области монументальной живописи признаны фрески Успенского собора во Владимире.

Основным творческим открытием Андрея Рублева стал новый идеал искусства, пришедший с ним в русскую художественную культуру. В его творчестве глубокое выражение получила высокая нравственная ценность человека.. Благодаря творчеству Андрея Рублева, Феофана Грека, Даниила Черного, Дионисия русская иконопись достигла непревзойденных высот. В этом виде изобразительного искусства за Русью признается такое же первенство, как за Древней Грецией — в скульптуре, Византией — в мозаике.

Не менее значимой в искусстве, характерном для русской культуры, была музыка, особенно важная в церковном богослужении. По сути дела, икона и звучащее перед ней песнопение, молитвы составляли основу духовной культуры Древней Руси. Древнерусское богослужение носило характер волшебства, во время которой человек мог получить духовное очищение, освободиться от тяготивших его забот и суеты, нравственно просветиться.

Как для иконописных, так и для музыкальных изображений был обязателен канон. Как и подлинники икон, канон был творением соборным. Соборность присуща русской культуре. Также церковное пение не имело инструментального сопровождения .

Русское церковно-певческое искусство развивалось в непрерывном взаимодействии византийского начала с исконно русской певческой природой. Это и породило такое величайшее явление русской музыки, как знаменный распев — величественное творение древнерусских музыкантов, обладавшее поразительной внутренней мощью, эпической силой и строгостью.

Творчество русских распевщиков (композиторов) отразило важнейшие события истории того времени. Особенно это заметно в службах, написанных в честь русских святых. Первой была создана служба первым русским мученикам Борису и Глебу. Позже в службах отразились самые яркие страницы русской жизни.

Церковь , государственная политика и культура России.

В России в её политической истории отмечалось противостояние двух ветвей власти — духовной и светской, где наблюдается или борьба или взаимовыгодное сотрудничество между их идеями.

В современном российском обществе произошел пересмотр основополагающих идеологических ценностей, повлекший за собой изменение мировоззрения на религиозное и культурное наследие. Это способствовало тому, что утвердилось мнение о единении религиозных и культурных ценностей. Неоспоримостью является, что гражданин и патриот формируется в лоне национальной культуры. Русская же культура глубинными своими корнями уходит в Православие.

Важнейшей частью православной культуры являлось то, что она способствовала единению русского народа , который и есть часть Государства российского.

В наше время с поддержки Государства церковь начинает свою «вторую» жизнь, восстанавливаются разрушенные храмы—обители духовной жизни на земле .Если взять наш родной город, то за последнее десятилетие возросло количество святых обителей .Это уже построенные и действующие церкви Дэержинска:

Церковь Антония Великого Церковь Всех Святых Церковь Иоанна Предтечи Церковь Сергея

Радонежского

Православный киот Ц ерковь иконы часовня Архистратига Благовещенская церковь

Владимирской Богоматери Михаила в Желнино

Достраиваются

Храм Серафима Саровского Собор Воскресенья Христова

Появление святых обителей несомненно имеет большое значение в современной России и повлияет на духовное развитие будущих поколений дзержинцев и развитие российской культуры в целом..

Заключение

С тех пор как население Руси приняло христианство церковь играла важнейшую роль в истории России. Религией была пронизана вся русская культура: от крошечной буковки от азбуки Кирилла и Мефодия до великих полотен Андрея Рублёва и величественного храма Христа Спасителя.

Тысячелетняя Русская Церковь достойно выдержала все испытания. И сегодня она по-прежнему крепка своей верой, живет любовью к миру и надеждой, что Господь и Матерь Божия и в будущем не оставят Е ё.

Нет и не может быть истории России без истории Русской Православной церкви.

1. Аничков Е.В. Язычество и древняя Русь.

2. Карташев А.В. Очерки но истории русской церкви.

3.Нечволодов А. Сказания о Русской земле Памятники литературы Древней Руси.

4.Танчер В.К. Христианство и общественное развитие

Православная церковь признается кафолической по 3 признакам

Православная церковь соответствует названным выше признакам и признаётся кафолической или соборной потому, что:

  • имеет иерерахию, обладающую апостольским преемством благодати;
  • сохраняет неизменными символы и догматы, утверждённые на Вселенских Соборах;
  • соблюдает принятые на Вселенских Соборах обязательства «преподавать догматы» и «врачевать всякого рода заблуждения» только соборно.

Во время пребывания на земле Иисус Христос говорил о том, что придет Царство Небесное — Царство Божие. Оно невидимо и духовно. Для достижения этого царства Им на земле основана Святая Церковь.

Она имеет две природы: Божественную и человеческую. Божественность Церкви проявляется, в том числе через её кафоличность как Тела Господня. Внешнее же проявление — это церковные обряды и иерархия.

Тайная вечеря. Икона. Наше время. Кафоличность Христианской Церкви проявляется в таинстве евхаристии, которое установили Иисус Христос на тайной Вечери

К сожалению, люди часто грешат и ставят на место видимую часть Церкви. Проявляется это в выдвижении на первый план национальных принципов в церковной жизни. Именно по этой причине провозглашена, например, автокефалия в Болгарской и Грузинской Церквах.

В этой связи необходимо отметить, что Церковь Христова не знает национальных и государственных границ.

Она кафолична, то есть едина и деление её на поместные церкви не может нарушить этот принцип, ведь он зиждется на евхаристической апостольской преемственности. Отпадение от этого принципа означает отпадение от Христа.

Именно поэтому необходимо всегда помнить о том, что любая национальная автокефальная Церковь должна действовать не как совершенно обособленная единица, а как часть единой Святой, Кафолической, Апостольской Церкви.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector