4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Славянские волхвы и жрецы. Волхвы и друиды

Содержание

Волхвы, друиды и шаманы это всё языческие жрецы? Какая между ними разница?

Кельтский аналог слова «волхв» — «друид» . Это одно и тоже.
Шаман — согласно религиозным верованиям, человек, наделённый особыми способностями общаться с духами и сверхъестественными силами, входя в экстатическое состояние, а также излечивать болезни.

А вы поживите с одними и со вторыми с пол-годика — узнаете))

Они у разных наций были и в разное время!!

Волхвы — служители древнеславянского языческого культа, особый класс людей, пользовавшийся большим влиянием в древности. Это были мудрецы, сила которых заключалась в знании ими тайн, передаваемых из поколения в поколение, требующих длительного специального учения и потому недоступных обыкновенным людям. Таким образом, сообщество волхвов было у древних народов своеобразной «академией всех тогдашних наук» , включая науку управления людьми. Славянское слово «волхвы» (иное написание «волсвы» ) имеет значение «жрецы Велеса» , наиболее почитаемого у славян языческого бога домашнего скота. Кельтский аналог слова «волхв» — «друид» . Существовала четкая иерархия волхвов (друидов) по степени знания, на которые поднимались постепенно по мере обучения. Волхвы могли представлять собою разные степени «мудрости» — от простого невежественного знахарства до действительно научного знания. Далеко не каждый современный человек, даже имеющий высшее образование, может самостоятельно точно определить в году дни солнцестояния и равноденствия, а «квалифицированные» волхвы вполне справлялись с этой задачей, т. к. именно эти дни были самыми священными языческими праздниками и на них строился астрономический солнечный календарь волхвов/друидов. В славянском языческом обществе волхвы выделились как особая группа, связанная с проведением религиозных обрядов, предсказаниями, гаданиями, умением ведения рунических записей, владением счётом и искуссным врачеванием.
Друи́ды (галльское druidae, древнеирландское druí, мн. ч. druid) — жрецы и поэты у кельтских народов, организованные в виде замкнутой касты и тесно связанные с королевской властью. Друиды были хранителями героических преданий и мифологических поэм, которые они передавали молодёжи изустно. Школы друидов существовали и у островных кельтов. Однако у ирландцев и бриттов друиды рано утратили свою функцию поэтов (уступив её бардам) , а после введения христианства IV—V века быстро выродились в деревенских знахарей. Высказывались предположения, что институт друидов перешёл к кельтам от первобытного населения.
О шаманах слышали все. Но что же все-таки представляют собой эти «служители духов? На этот счет единого мнения нет. Многие исследователи считают шаманизм особым вариантом религии, который предшествовал монотеистическим религиям (буддизм, христианство, ислам) , отчасти сформировавшимся на его основе. Другие исследователи видят в шаманизме скорее стихийно-природное явление, которое во многом предопределяется особенностями и состоянием человеческой психики. В любом случае, с древнейших времен и до сего времени шаманы являются носителями сверхъестественных способностей, ясновидящими, заступниками людей. Прежде всего надо отметить широкое, хотя и не беспредельное распространение шаманских практик. Шаманизм практиковали народы Сибири, Урала, Севера. Под именем нойдов существовали шаманы у лапландцев, у финнов они исчезли где-то в XI в. , у венгров талтосы существовали вплоть до XVIII в. У казахов и киргизов шаманов называют бакши или бахши — одаренный чародейской силой и знанием врач, поэт и музыкант в одном лице. К сибирским шаманам близки в формах своей деятельности цыганские шаманки-човали. В Турции существует клан танцующих дервишей-суффиев — бекташей, мистерии и ритуалы которые весьма сходны с шаманскими. По мнению авторитетных исследователей, все эти формы, вплоть до сибирской, восходят к древнему культу Митры, который был занесен в Центральную Азию из античного мира в форме мало известной религии «бон» , в которой слились элементы митраизма и староиранского зороастризма. Из бона шаманский элемент проник в культы Тибета, Бутана, Сиккима, Внутренней Монголии. Китайские ву, малайские по-янш, эскимосский ангакок, грузинские кадаги, сибасо с Суматры — все это воплощения шамана. Нечто подобное шаманизму существует и у племен Австралии, Южной Африки и Америки. Одно из замечательнейших свойств шаманских методов — их сходство во всех концах планеты.

уж очень большая. .

кому продались.. (продались ли) за что продались.. на кого работают.. и самое главное-цена вопроса.

Территориальная. Одни в степи живут, одни — в горах, а третьи — в лесах.

Волхвы — это древнеславянские, или если угодно, древнерусские мудрецы. Друиды — каста поэтов у древних кельтов. А шаманы — типа экстрасенсов у индейцев и чукчей..

у каждого своя религия и идолы.

Да языческие и разница между ними заключается в том, что они поклонялись разным богам и призывали разные силы. Но в одном они похожи — в том, что черпали свои силы от природы и не надеялись на какого то доброго дядю.

Волхвы древней Руси — не жрецы, не колдуны.

Прежде чем мерить верстами Русь: от Киева, через Новгород да на остров Рюген прыгать… закопаемся в более дремучие времена. Нового Завета. Вспомним времена правления царя Ирода, которого крайне недолюбливал народец. Его трон под закат жизни еще больше зашатался, когда неких три волхва возвестили о скором приходе Мессии. Не погружаюсь в доказательную базу, сообщу: волхвы, пришедшие с дарами (власти, божественности, посмертного подношения) к семье Иисуса — не были правоверным иудеям. Они находились вне системы.

Волхвами на Востоке называли ученых людей, наблюдавшими за звездами и дававшие по ним предсказания. Но не были астрономами, ближе находились в народном понимании — к колдунам и магам. По ночному небу толковали важные события в жизни людей и государства, чаще оставаясь непонятными никому язычниками.

У славян

было полным полно сельских знахарей и знахарок, колдунов и ворожей. Они существовали веками, лечили людей и скотину, заговаривали от болезней, насылали порчу или благословение в делах, возились с травами и зверушками, предсказывали будущее. Еще в XVII веке их гуртом называли волхвами. Но это, скорее всего, ошибка.

Есть любопытная близость двух слов у западных славян: «knez» — волхв, жрец и «knize» — князь.

Доподлинной и подробной литературы в вопросе до-христианских верований и ритуалов славян у нас нет, остается только реконструкциями пользоваться, фольклор лопатить и понимать по скупым летописным известиям: волхвы обладали очень большим влиянием. Если могли поднимать против князей и Церкви города и целые регионы. Чем они владели, каким таким знанием? По аналогии с европскими коллегами-жрецами: они помнили традиции предков, укоряли реформаторов в отступничестве от «отчего».

Вряд ли на такое способны были деревенские колдуны и знахари. Волхвы еще в I тысячелетии до нашей эры были главными действующими лицами на общеплеменных «соборах и толпах». Важные события отмечали сложными по сценарию языческими ритуалами. Наизусть знали комплексы обрядов, имели очень дорогой реквизит. Чтобы стать кастой избранных и неподсудных жрецов им не хватило совсем немного. Это можно понять, как волхвы стали значимой политической и общественной силой на острове Рюген, собрав железной рукой воедино немало славянских племен Поморья.

Если помните, католики-миссионеры XI-XII века оставили подробное описание общеславянского святилища верховного бога тех земель Свентовита. Каменный четырехликий идол стоял в деревянном храме города Аркон. Должно быть, выглядело это впечатляюще. Выше человеческого роста, со священным рогом в правой руке, в окружении неугасимого пламени алтарей. Рядом находилась божественная амуниция: седло и узда, огромный меч и щит, знамя-станица. В отдельном помещении был белоснежный конь Свентовита, предназначенный для гаданий.

По словам хрониста Гельмольда, арконские волхвы (гадатели и предсказатели) были главными среди своих коллег, другие святилища в округе ставились «полубогам». В знак особого почета славяне всех племен Поморья присылали в Аркону богатые подношения. Не по доброй воле, это было обязательством. Саксон Грамматик говорит об иерархии: был на острове главный Волхв. Ему одному дозволялось носить длинные волосы. Он владел обширными поместьями и дружиной из трех сотен всадников. Верховному Волхву принадлежали все награбленные в набегах и войнах драгоценности.

Остров Рюген был каким-то исключением? Да, так оно и было. Понятно, что в славянском родоплеменном обществе волхвы обязательно принадлежали к знати. Это люди, принимающие решения. Разработка и совершенствование системы обрядов, тексты ритуалов и песен, формулы обращения к богам. Судя по разнобою у племен славян их верований, процесс был творческим. Вековая традиция поклонения божествам постоянно развивалась, проводились даже смелые эксперименты. Но только святилище в Асконе смогло выстроить жесткую иерархию подчинения. Другим славянским и финно-угорским волхвам этого не удалось.

Функции волхвов .

Тут немного поможет археология, хотя толкование ее крайне путаное. В первую очередь, волхвы следили за славянскими календарями. Судя по их сложности и высокой астрономической точности — процесс наблюдения велся сотнями лет, постоянно и внимательно. Пахарь и воин на такой системный труд не способен, как и знахарь деревенский.

Уже в IV веке до нашей эры на священных календарных кувшинах отмечались даты «священной воды», четыре периода дождей. Были точные сроки появления первых ростков (1-2 мая), начала и окончания жатвы, важные праздники. Ярилин день (4 нюня), день летнего солнцестояния (24 июня — Иван Купала). Был в календарях День Перуна (20 июля), какие-то предшествующие ему особые приготовления.

Для фиксации наблюденного использовалась особая знаковая система «черт и резов». О ней говорил черноризец Храбр, писавший в X веке:

«Прежде убо словене не имеxу къниг, но чрьтами и резами чьтяху и гадааху погани сущее».

Волхвы, знающие «волшебные» заклятия от засухи, производящие точные расчеты сезонов дождей, были для темного народа особой кастой. С кучей дополнительных магических опций: умели превращаться в животных, повелевать облаками, устраивать затмение луны или солнца. Серапион Владимирский писал об их способности заговаривать обильные урожаи. Но и проколы бывали знатные, в другой раз расскажу.

Читать еще:  Во сколько начинается очередь к николаю чудотворцу. Доступ паломников для поклонения мощам николая чудотворца открылся на час раньше

Немалую роль в авторитете волхвов играло «чародейство», способность проводить магические действия с водой, отварами из трав в специальных емкостях — «чарах». Известны «заздравные круговые чары», рассчитанные на сотню пирующих, наподобие «кубка-чары» черниговского князя Владимира Давыдовича (с пожеланиями добра и здоровья). Иногда пользы эти посудины не приносили, «чародейство» было понятием отравлений.

«… исходят … чаровници по лугам и болотам … ищуще смертные травы».

Немаловажный функционал волхвов касался «коби» — гаданиях о судьбе по полету птиц или внутренностям животных. Фольклористы бьются о немалый пласт «гадательных обрядов». Но продвинулись мало. Скорее всего, это были сложные, необычные ритуальные танцы или затейливые узоры хождений по рисованным на земле магическим символам. Совершенно точно именно оттуда вышло слово «кобениться» — совершать необычные телодвижения.

Вотчиной волхвов тысячелетиями было понятие «хранилышкы». Это археология подробно изучила. Изготовление магических предметов, талисманов и оберегов. В глазах церковников сие ремесло стояло рядом с чаровничеством и волшебством. Не буду подробно останавливаться на полу-разгаданных сложных космологических композициях, хорошо известных науке по зооморфным и антропоморфным фибулам V-VII веков и амулетам.

Знаки Земли и Солнца, птицы и змеи (с неизменным Ящером) — это не фантазии искусных мастеров. А точное воспроизведение картины Мира. Именно она толковалась, обобщалась, воплощалась в конкретные образы многими поколениями волхвов-мастеров. Фибулы (филактерии) были предназначены не для эстетики. Это были охранительные предметы, защищавшие владельца от невидимых вредоносных навий, прочей нечисти.

Вот почему вплоть до XIX века кузнецы считались «пособниками нечисти», якшающимися с этой силой. Все виды работ с металлом (в языческие времена) были связаны с множеством обрядов, поверий и мифов. Это еще от скифов могло (через ряд промежуточных этапов) к славянам попасть. Поскольку получилась интересная калька: образ волка, обращающегося в человека-кузнеца («волкодлака»).

Из исконно-славянского можно вспомнить мастера Кузмодемьяна. Как его звали в языческие времена, не ведаю. Но позже, составив из двух христианских имен (Кузьмы и Демьяна) словесный конструкт, народ назначил этого кузнеца волшебником. То плуг в 40 пудов изготовит, то людей земледелию научит. Мифический кузнец восточных славян всегда побеждает страшного Змея, пропахивает на нем гигантские борозды («Змиевы валы»). Из умений волхвов выросли поверья про «свадебного кузнеца», изготовителя колец для молодоженов, гаранта и покровителя крепкого брака.

Коварные…

Так могли называть эту касту мастеров-волхвов. Если высшие или старшие их коллеги гоняли облака и гадали о будущем, то кузнецы имели узкую специализацию, закрытый для непосвященных цех. От глагола «ковать» (работать с металлами) получилось слово «коварство». Усилиями церковников оно стало нарицательным, но в языческое время означало более достойные качества: мудрость, умение. Замысловатость может быть, тому есть греческие соответствия: panourgos — мудрый; mechanikoi — умелые.

«Корень премудрости, кому открылся, и коварство (премудрости), кто уразуме».

Именно эти «коварные кузнецы» столь долго изготавливали (даже во времена христианства) искусные языческие и полуязыческие «змеевики», о самом знаменитом из них, Владимира Мономаха — можно почитать здесь . Вряд ли обычный золотых дел мастер XI-XIII веков мог знать в совершенстве древнюю символику. Тем более весь ее огромный спектр: от деревенских простеньких амулетов мелким духам — до великолепных и сложных украшений с оберегами всего пантеона божеств славян. Отдельная песня — это «гривная утварь» знатных женщин, Великих княгинь.

Кстати, о женщинах. Колдовством и они заведовали. Были ведуньи-ведьмы (от слова «ведать»), «чаровницы», «обавницы», «потворницы», «наузницы». Это низшая ступень иерархии. Были загадочные тетки под прозванием «вълхва» (волхва). Каков был статус в касте — неизвестно. Большинство исследователей выделяют им семейный, домашний религиозный обиход волхования. Гадания, знахарство, лекарское искусство. Церковники их лютой ненавистью… Еще в XVII веке считали «бабами богомерзкими». В летописи под 1071 годом сказано:

«Паче же женами, бесовьская вълшвения бывають; искони бо бес жену прельсти, си же — мужа. Тако и в си роды (в нашем поколении) мъного вълхвують жены чародействъмь и отравою и инеми бесовьскыми къзньми».

Выводы

пора промежуточные делать, другими статьями еще догонимся… Ничего почти науке неизвестно о «жреческом сословии» волхвов, к сожалению. Понятно, что в XI-XIV веках было много людей, причастных к языческим культам славян и их соседей: волхвы, хранильники, волшебники, потворники, гонители облаков, кощунники, чародейки, баяны, ведуны, кудесники, обавницы… и многая-многая еще. Узкая специализация или «на все руки мастера» они были — никто не скажет.

Но волхвы сначала органично вплелись в мир насаждаемого христианства Руси. Археологи раскопали один домик интересный в Новгороде. Там жил волхв, причем довольно уважаемый. Имел среди прочего набора языческих амулетов — восьмиконечный крест на серебряной оправе. Любопытный синкретизм колдуна-знахаря, ага. В любом случае, это не было жреческое сословие с его железной дисциплиной. Также неприемлем взгляд на волхвов, как на прослойку деревенских колдунов, знахарей мелкого пошиба.

Это потом они такими стали, полностью выродившись к XVI-XVII векам. Хотя древнее имя сохранили — «волхвы». Но отрывочные сведения XI века говорят: изначально это была могучая сила, отступившая на окраины славянских земель, способная поднять руку на местную знать («старую чадь»). Или на знатного воеводу Рюриковичей с его железной дружиной.

Почему проиграли? Дело не в грубой воинской силе, думаю. И не любви народа к купаниям с принятием новой веры. Волхвы восточных славян (подобно рюгенским коллегам) не сумели создать организованный культ. Подкрепить его храмовым строительством. Религиозные представления племен были расплывчаты, временами противоречивы, обряды — невыразительны (судя по археологии). Эксперименты Владимира Красно Солнышко это подтверждают. Вполне может быть, он замыслил новым пантеоном создать касту славянских жрецов нового типа. Или объединить служителей культа в одном пантеоне. Не срослось…

Этого было нельзя сделать в принципе. Волхв — не жрец. Он всего лишь гадатель, хранитель многих знаний и умений, живет порой трудом. Жрецы позиционируют себя избранниками богов, действуют по их наущению и воле. Огромная разница. Если статус волхва постоянно нуждался в материальном и метафизическом подтверждении его способностей, остро необходимых обществу… то жрецу это не нужно. Его избирают особые люди, старшие коллеги. Монополисты. С исключительным правом общаться с богами только через их посредничество.

Поэтому волхвы на Руси проиграли. Оказались неспособны поддерживать многочисленные культы, противоречивые, сложные… и очень туманные. Мало разъяснять идеи, помнить старину и следить за птицами и звездами. Чтобы стать несгибаемой теократией, действительно защитить народ — другие премудрости изучать надобно. Утверждать догматы, унифицировать ритуалы, давать простые и отчетливые образы потустороннего, создавать новую или упрощать старую мифологию. Это называется… культивировать религиозные верования, применимые к текущему политическому моменту. Иначе всё на зыбучих песках будет построено.

Продолжение, само собой, напрашивается…

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Знание (181)
  • Мудрость, традиции, вера (37)
  • Эзотерика (35)
  • Практики (34)
  • Чакры, аура, третий глаз (14)
  • Заговоры, мантры (11)
  • Лечебник (147)
  • Народная медицина (42)
  • массаж, акупрессура (26)
  • Оздоровление (20)
  • Лекарственные растения (20)
  • История (119)
  • Наследие (52)
  • Археология (8)
  • Интересное (103)
  • Русский язык (44)
  • События, современная история, мир (43)
  • Размышления (40)
  • Общество (35)
  • Работа в ЛИРУ (33)
  • Наука, техника (29)
  • Города (23)
  • Питер (18)
  • Кулинария (19)
  • Полезное для ПК (19)
  • Работа в сети (2)
  • Фотографии (16)
  • Оружие (16)
  • Руны (16)
  • Полезные советы (15)
  • Мастерская (9)
  • Психология (15)
  • Путешествия, страны, народы (14)
  • Полезные знания (14)
  • Юмор (14)
  • Афоризмы, притчи (12)
  • Поэзия (11)
  • Библиотека (9)
  • Барды (8)
  • Архитектура (8)
  • Аудиокниги (6)
  • живопись (97)
  • Современная (43)
  • Русские художники (32)
  • Акварель (9)
  • музеи (5)
  • Уроки (4)
  • Русская икона (2)
  • Музыка (131)
  • Классическая музыка (40)
  • Любимые исполнители (31)
  • Инструментальная (18)
  • Музыка для медитации (13)
  • русские песни (7)
  • Музыка народов мира, народные инструменты (5)
  • Гитара (4)
  • Одна песня (3)
  • Джаз (3)
  • Русский романс (3)

Цитатник

  • Все (851)

Правила работы с рунами (футарк) Правила работы с рунами (футарк) Bast Ког.

Как появились латыши, эстонцы и литовцы Сейчас к прибалтийским государствам относят три страны.

Ещё 7 падежей русского языка, которыми нас не мучили в школе. Вы их не видите, а они есть. 7 п.

РАБОТА С ХРУСТАЛЬНЫМ ШАРОМ Хрустальный шар и сегодня известный реквизит многих предсказателей .

Таволга -врач от 100 болезней

Метки

Музыка

  • Все (2)

Видео

  • Все (2)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

ВОЛХВЫ и ДРУИДЫ

ВОЛХВЫ и ДРУИДЫ

Славянский волхв

Волхвы — служители древнеславянского языческого культа, особый класс людей, пользовавшийся большим влиянием в древности.

Это были мудрецы, сила которых заключалась в знании ими тайн, передаваемых из поколения в поколение, требующих длительного специального учения и потому недоступных обыкновенным людям.

Таким образом, сообщество волхвов было у древних народов своеобразной «академией всех тогдашних наук», включая науку управления людьми.

Славянское слово «волхвы» (иное написание «волсвы») имеет значение «жрецы Велеса», наиболее почитаемого у славян языческого бога домашнего скота.

Кельтский аналог слова «волхв» — «друид».

Кельтский друид

Существовала четкая иерархия волхвов (друидов) по степени знания, на которые поднимались постепенно по мере обучения.

Волхвы могли представлять собою разные степени «мудрости» — от простого невежественного знахарства до действительно научного знания.

Далеко не каждый современный человек, даже имеющий высшее образование, может самостоятельно точно определить в году дни солнцестояния и равноденствия, а «квалифицированные» волхвы вполне справлялись с этой задачей, т.к. именно эти дни были самыми священными языческими праздниками и на них строился астрономический солнечный календарь волхвов/друидов.

В славянском языческом обществе волхвы выделились как особая группа, связанная с проведением религиозных обрядов, предсказаниями, гаданиями, умением ведения рунических записей, владением счётом и искусным врачеванием.

Волхвование — это синоним колдовства, предсказания. Волхв одновременно являлся пророком, сведущим звездочетом, шаманом, правильным предсказателем погоды, знатоком когда и что следует сеять, когда и как добывать и сохранять дары природы, умелым целителем и мудрым составителем снадобий, искушенным психологом и знатоком управления человеческими сообществами.

В древнеславянской иерархии волхвы традиционно занимали высокое место рядом с правителем. («Волхвы не боятся могучих владык» — А.С.Пушкин.) И после принятия христианства князья частенько приходили к волхвам за предсказаниями, указаниями в сложных обстоятельствах и духовной помощью.

Волхвы почитались хранилищем мудрости и носителями связи Рода и Вселенского Разума (т.е. природы).

Русь языческая. Реконструкция храма Световита (Свентовида) в Арконе.

Город Аркона был построен на высоком скалистом берегу острова Рюген и со стороны Балтийского моря был неприступен. В городе находилось множество храмов всех племенных славянских богов.

Главным богом Арконы был Световит, чья статуя была установлена в специальном храме. Статуя Световита была выше человеческого роста, с четырьмя головами на четырех отдельных шеях с остриженными волосами и обритыми бородами. Четыре головы символизировали власть бога над четырьмя сторонами света и четырьмя сезонами времени, то есть определяли Световита как космического бога пространства-времени (подобным богом был и двуликий древнеримский Янус, одновременно глядящий в прошлое и в будущее).

Читать еще:  Настоящие фильмы о войне: 10 фильмов, снятых фронтовиками

В правой руке Световит держал рог, выложенный разными металлами и ежегодно наполнявшийся вином, левая рука была изогнута дугою и упиралась в бок. Рог символизировал власть бога над урожайностью и плодородием, то есть как бога жизненной и растительной силы. Поблизости от статуи находились узда, седло и огромный боевой меч и щит (символы бога войны).

В храме стояло священное знамя Световита, называемое «ст а́ ницей». Эту ста́ницу раны чтили, как самого Световита, и неся ее перед собой в походе или сражении, считали себя под покровом своего бога.

При храме содержался священный конь Световита, белой масти с длинными, никогда не подстригавшимися гривой и хвостом. Один только жрец Световита мог кормить и садиться на этого коня, на котором по верованию ранов сражался сам Световит против своих врагов.

После уборки хлеба в Аркону стекалось множество народа и привозилось много вина для жертв и пира. Это происходило в сентябре, называвшегося по-древнеславянски Рюен, откуда и второе название острова — Руян (позднее в русских сказках название острова «Руян» превратилось в «Буян», что было удобнее для детского произношения).

Накануне праздника жрец Световита с веником в руках входил во внутреннее святилище и, задержав дыхание, чтобы не осквернить божество, начисто выметал пол. Веник и выметание символически означают конец временного цикла, в данном случае годового, ибо на следующий день проводится гадание по пирогу, сходное с восточнославянской рождественской колядой. Ранские жрецы применяли сентябрьский стиль времяисчисления (год начинался с осеннего равноденствия).

На другой день в присутствии всего народа жрец вынимал из рук идола Световита рог с вином и, тщательно рассмотрев его, предсказывал: быть или не быть урожаю на будущий год. Вылив старое вино к ногам идола, жрец наполнял рог новым вином и осушал его одним духом, испрашивая всяческих благ себе и народу. Затем он опять наливал рог новым вином и влагал его в руку истукану. После этого приносили идолу пирог из сладкого теста выше человеческого роста. Жрец прятался за пирогом и спрашивал народ, видно ли его. Когда отвечали, что виден лишь пирог, жрец просил бога, чтобы и на другой год они могли сделать такой же пирог.

В заключение именем Световита жрец благословлял народ, наказывал впредь чтить арконского бога, обещая в награду обилие плодов, победу на море и на суше.

Затем все жители целую неделю весело пировали, пили и ели до отвала, ибо воздержание принималось за обиду божеству.

1169 год. Воинствующие христиане под предводительством епископа Абсалона уничтожают статую бога Световита в Арконе.

С приходом христианства на Руси стало традицией уничтожать все прежние памятники культуры.

Такие уничтожения успешно продолжаются и в нынешней России.

После введения христианства на Руси (см. стр. Три Масленицы на Руси ) волхвы бесстрашно боролись за независимость славян и стали участниками многих восстаний против поработителей-варягов (викингов), поддерживали оппозиционные киевскому князю силы.

Волхвы сблизились с семьей полоцкого князя Брячислава Изяславича, боровшегося против Ярослава Мудрого. Ярослав Мудрый известен разрушением храма Велеса на месте будущего Ярославля (ок. 1010 г.) и подавлением восстания в Ростовской земле во главе с волхвами в 1024 году.

Сын Брячислава — Всеслав Полоцкий — был рожден «от волхования», носил на шее «рубашку» (пелену), в которой родился, из-за чего, по словам летописца, он был «немилостив на кровопролитие». «Слово о полку Игореве» приписывает князю умения волхвов: оборотничество, гадание и наваждение.

Одновременно с неудачной борьбой Всеслава Полоцкого за Новгород и Киев по Руси прокатывается ряд народных выступлений во главе с волхвами (ок. 1071 г.): в Новгороде (подавлено князем Глебом), около Ярославля и Белоозера (подавлено Яном Вышатичем); подбивающий к неповиновению варягам-князьям волхв объявился и в Киеве, но бесследно исчез в одну из ночей.

Волхвы проиграли почти столетнюю борьбу против пришлых варягов за свободу и независимость славян.

Последние «настоящие» волхвы упоминаются в XIII—XIV вв. в Новгороде и Пскове. К этому времени язычество на Руси было практически ликвидировано. Вместе с волхвами исчезли их древняя руническая письменность, их знания.

Практически все рунические записи, включая исторические хроники, были уничтожены христианами. Изначальная письменная история славян до VIII века стала неведомой. Археологи изредка находят лишь разрозненные фрагменты надписей на камнях разрушенных языческих храмов и на черепках глиняной посуды.

ПРИМЕЧАНИЕ К РИСУНКУ.

Свои записи волхвы не переплетали в книги, а хранили в свитках.

Впрочем, у последнего волхва в XIV веке записи могли быть оформлены и в виде книги.

Кто такие славянские волхвы?

Славянские волхвы (др.-рус. вълхвъ «кудесник, волшебник, гадатель») — древнерусские жрецы, осуществлявшие богослужения и прорицавшие будущее. Слово волхв родственно старо-славянскому «говорить сбивчиво, неясно; бормотать», из чего следует, что волхвы выполняли роль прорицателей и лекарей, главным средством магической практики которых было слово.

Славянский волхв — и учитель, и целитель, и хранитель традиций. Вероятно, выбор и проверка способностей мальчиков проводились в раннем детстве, до имянаречения. Длительное обучение старшими волхвами и последующие взрослые инициации приводили к тому, что славянские волхвы обладали большой личной силой, служили посредниками между людьми и Богами, проводили магические обряды для благополучия всего селения и отдельных людей.

Славянские волхвы обладали знаниями того, как исцелять от всех болезней, защищать поселение либо город от враждебной силы, привлечь удачу, а также призывать нужные силы Природы для лучшего будущего урожая.

Кто такие славянские волхвы?

Славянские волхвы – это люди, которые получили особые знания от богов, хранящие их, использующие на благо общества. Они совершают обряды подношений Родным Богам, треб (бескровных жертв), следят за чистотой кумиров (изображений богов), алтарей и капищ (места поклонения богам) на материальном и тонком плане.

  • проведение общественных кологодных праздников;
  • изготовление амулетов, оберегов, идолов, кумиров, алтарные и иные сакральные украшения;
  • составление календарей;
  • имянаречение;
  • участие в свадьбах, освещении построенного дома, похоронах;
  • исцеление людей и животных;
  • проведение гаданий о судьбоносных вопросах людей;
  • пророчества;
  • защита деревни, либо людей от нападок злых сил;
  • участие в войнах силами магии, заклинаний и взаимодействие со стихиями и иными природными силами.

Знания волхвов поражают своей глубиной и многогранностью. Славянские волхвы ведали:

  • ход проведения обрядов;
  • символику богов, стихий, духов разного уровня (домашних, природных, ратных, местных и прочее);
  • ритуальные тексты – песни, славления, заговоры, молы (ударение на «о»);
  • свойства лекарственных и магических трав;
  • способы и методы волшбы;
  • технику оборотничества (превращения в разных животных, птиц), создания иллюзий и прочих искусств;
  • астрологию, вычисления по календарям событийных дат;
  • магию стихий – например, вызывание дождя во время засухи.

На практике волхвы должны уметь общаться с силами Природы, духами и, конечно же, с Богами славян. Некоторые считают, что среди мужчин-волхвов были также и женщины-волхвы, которых называли:

  • ведуньями («ведать» — значит «знать»);
  • знающая,
  • чаровница,
  • волшбица,
  • волхитка,
  • волхида,
  • влхва,
  • и даже «старая женщина».

Мужчины-волхвы решали задачи общины, женщины-волхвы (женщина-влхва) брали на себя заботы о вопросах семей, домашнего, хозяйственного обихода, лекарства, знахарства, гаданий. Славяне шли к ним, когда нужно было помочь разрешиться родами, запросить охрану домашнего скота от злобных духов и в других случаях.

Где встречаются волхвы в сказаниях, документах

Из оставшихся до сегодняшнего дня древних источников можно найти сведения, как в Царьграде совершались сделки с обязательным присутствием русского императора и волхвов.

В летописях отмечено, как волхвы совершали благодарственные молы (молебны) за то, что корабли благополучно проходили многочисленные пороги Днепра в районе Хортицы:

Русы совершают свои жертвоприношения, так как там растет огромный дуб (дерево Перуна). Они приносят в жертву живых петухов, кругом втыкают стрелы, а иные кладут куски хлеба, мяса.

Нужно отметить, что мясо и приношение петуха закланием в честь Перуна (либо Волоса – Велеса) было популярно у западных славян и южных в более поздние времена. Ранее Богу Громовержцу кровных жертв не приносили. Предполагают, что это связано с тем, что большая часть волхвов уходила подальше от христианизации на север и в тайгу. Народ знания постепенно утрачивал, в связи с чем отмечалось искажение обрядовости и ритуальных служб славянским богам.

Наличие среди славян волхвов наблюдалось еще и после христианизации Руси, но в уже меньшем количестве. И это несмотря на то, что волхвы встречаются в христианском Евангелии, где приносят дары рожденному младенцу Иисусу. Есть задокументированные церковные источники, где говорилось о том, как христианская Церковь осуждала людей за доброе отношение к волхвам и обращению к ним за помощью. До самого XIII века волхвы еще активно проявляли себя в Новгороде, а среди балтийских славян они встречаются до XI-XII веков. О них известно из источников следующее:

Жрецы имели значение особого, строго отделенного от народа сословия… они совершали в святилищах всенародные моления и те гадания, которыми узнавалось воля богов… Они пророчествовали и говорили народу от имени богов… Они пользовались особенным почетом и богатством, распоряжались и доходами с поместий, принадлежавших храмам, и обильными приношениями поклонников.

Самым известным храмом, где волхвы почитали Святовита (некоторые славяне отождествляли его с самим Родом Прародителем, одной из Его форм), считался Храм в Арконе, стоящий на берегу Балтийского моря. Аркона – город жрецов, волхвов на о. Рюгене. Город был сожжен и взят датским королем Вальдемаром I в июне 1168 года. Храм Святовита, его идол был уничтожен, а сокровища – обрядовые вещи, украшения и утварь, были им увезены в Данию.

Встречаются упоминания о волхвах в древних летописях, былях и даже исторических документах. Среди русских князей даже встречается князь-волхв, которого именовали – Вольга Всеславович (Волх Всеславьевич). Он умел оборачиваться волком, щукой, птицей, был предводителем дружины и умел волховать для воинских дел.

Современные волхвы у славян

Общие понятия о волхвах остались, но множество деталей канули в лету. Сегодня по местам славянских народностей Восточной Сибири, особенно в старых деревнях, до сих пор накануне Крещения (Водокреса), волхитки чертят кресты на косяках дверей, чтобы оградить скот от хвори. Необходимость в таких людях, обладающих знаниями предков, отмечается исследователями этноса до сих пор:

Волхвы приходят на Чистый четверг, на Егорий, на Ивана, на Пасху.

Волхида, то есть человека, умеющего наговаривать, знают далеко в окрестности и часто приезжают к нему по делу из дальних местностей. Обыкновенно волхидов недолюбливают и побаиваются, но часто просят их научить какому-нибудь наговору, платя за это деньгами или натурой.

Сейчас те, кто сегодня называют себя волхвами, далеко не всегда обладают теми способностями, силой и знаниями, которыми обладали их древние предшественники. Тем не менее, современное движение волхвов, жрецов в разных немногочисленных славянских общинах выполняет сегодня важную роль – они помогают пробудиться славянскому самосознанию, вспомнить знания предков, обратить внимание на полноту древних знаний Вед и почитать единый Кон Мироздания.

Читать еще:  Убивает не холод и не голод, убивает страх

Исследователи славянской мифологии полагают, что волхвы играли одну из важнейших ролей для истории национального самосознания – передавали из поколения в поколение фольклор, обрядовость, наследие культурных ценностей славян. К ним обращались за помощью, когда нужно было кого-то излечить от болезни, разрешить стратегию и тактику войны, если недруги нападают на родную землю. Без присутствия волхва никогда не проводились никакие славянские празднества, особенно, касающиеся почитания богов.

Кого называли волхвами в Древней Руси, что умели эти люди? Упоминание в Библии и чародейство в наши дни

О тех, кого славяне называли волхвами, осталось очень мало задокументированных сведений – при этом они являлись героями легенд и устных преданий, окруженные мистическим ореолом. Волхвов считали любимцами богов, им благоволил сам повелитель мудрости Велес – кто же они?

Кого так называли в Древней Руси — определение

Несмотря на то что одной из функций древнерусских ведунов было осуществление поклонения богам, выполнение треб (подношений) и уход за капищами, было бы неправильно назвать их жрецами – между этими классами существовал ряд отличий.

Волхвов считали наделенными сверхъестественными способностями, благодаря которым они имели способность врачевать болезни, предсказывать судьбу, давать магическую защиту.

Волхование или волшба – по определению примерно то же самое, что колдовство, предсказание, чародейство. За помощью и советом к волхвам могли прийти как простые крестьяне, так и влиятельные люди, представители власти.

Где жили и чем они занимались?

Уважение к ведунам на Руси было огромным – к их мнению могли прислушиваться сильнее, чем к княжескому слову. Несмотря на такую всенародную любовь и почтение, селиться славянские чародеи предпочитали вдали от селений, в лесах, неподалеку от алтарей и капищ. Некоторые волхвы жили в деревнях – тогда они выбирали себе жилище на окраине.

Круг обязанностей славянских волхвов в дохристианские времена был очень обширным:

  • уход за капищами, поддержание в порядке идолов и алтарей;
  • наречение имен новорожденным;
  • участие в обрядах на свадьбах, похоронах, новоселье;
  • гадание и предсказания;
  • врачевание, составление лекарств;
  • создание календарей;
  • защита поселений от нечистой силы и негативных влияний извне.

Исследуя мифы и легенды древних славян, можно сделать вывод, что волхвы – это не просто мудрецы, наделенные особыми знаниями, их наделяли магическими качествами, доверие к ведунам было практически безграничным.

Сохранились упоминания не только о мужчинах-волхвах. Ведуньями (или влхвами, волхидами) могли быть и женщины. Различие между ними заключалось в том, что мужчины решали более глобальные вопросы общины, в то время как женщины были сосредоточены на проблемах семей, сельского и домашнего хозяйства.

Что умели?

Для того, чтобы называться волхвом, полагалось обладать очень большим объемом знаний и умений. Зачастую старцы и мудрецы готовили себе последователей, выбирая наиболее смышленых маленьких мальчиков, которых затем обучали – это считалось крайне почетной судьбой.

В первую очередь, ведун должен был знать все тонкости поклонения богам, доскональный ход всех ритуалов и обрядов, правила порядка на капищах. В традиции это прежде всего верное соблюдение всех ритуалов Годового Круга, связанных с почитанием тех или иных божеств.

Это включало также подробное знание символов и знаков, обережных орнаментов, рунического алфавита для гаданий и составления амулетов. Волхвы помнили наизусть огромное количество текстов песнопений и заговоров на все случаи жизни – от гимнов на великие празднества до нашептываний на исцеление от недугов.

Также волхв должен был обязательно знать методы лечения при помощи трав, правила приготовления отваров и настоев, сочетания тех или иных натуральных лекарственных компонентов. Других врачей, помимо волхвов, у древних славян не было, поэтому именно на ведунах лежала ответственность за здоровье подопечных крестьян.

Наши предки верили, что ведуны наделены знаниями о том, как обращаться в животных и управлять погодой, по поверьям они могли вызывать дожди и укрощать метели.

Агмы: что это такое и работа с энергией

В жреческой и мистической практике волхвы использовали слова власти или агмы – что это такое, потребуется разобрать немного более подробно, чтобы иметь представление о деятельности древнерусских ведунов.

Итак, агмы – это слова или сочетания слов, а также особые комбинации звуков, направленные на обращение к высшим силам с целью получения защиты и помощи.

Волхвы на Руси знали, что через тело человека проходит определенная энергия, и умели с этой энергией работать – на такой практике и строилось врачевание и защита от дурных влияний. Агмы они использовали в качестве одного из самых сильных инструментов воздействия, с их помощью можно было управлять внутренними и внешними энергетическими потоками, упорядочивать их и направлять нужным образом.

Также волхвы знали определенные правила чтения агм – обладали сведениями о том, как должно быть очищено пространство при проведении ритуала, как правильно дышать в ходе чтения и многое другое.

Маги в Библии

Три волхва, пришедших с дарами к младенцу Иисусу – это маги с востока («волхвы» в данном случае – это русский перевод с греческого языка, магами же называли жрецов, пророков и звездочетов у персов). Согласно библейскому преданию, эти языческие мудрецы принесли Божьему сыну священные дары:

  • ладан;
  • смирну;
  • золото.

Так, образ восточных мудрецов перекликается со славянским описанием волхвов в древних преданиях. Нет известной информации о том, сколько именно было волхвов в Библии, поэтому традиционно их число определяется по количеству поднесенных даров – три. Именно так их изображают на картинках и библейских иллюстрациях.

Существует также другая версия, согласно которой этими магами были жрецы другой монотеистической религии – зороастризма, которая также предполагает приход Мессии и Спасителя.

Волхование в наше время

Сегодня большая часть знаний древних славян, особенно касающихся волшбы и колдовства, утеряна, поэтому современные практики нельзя в полной мере считать аналогичными тем, которые существовали до Крещения Руси.

Несмотря на это, по сей день в деревнях, где влияние цивилизации проявляется не очень сильно, существуют хранители знаний, передаваемых из поколения в поколении.

Волхвы, ведуны, хранители тайных знаний – этот образ до сих пор остается наиболее загадочным, однако он хорошо известен нам по былинам, преданиям и легендам. Даже с учетом того, что в современном мире такие понятия, как ведовство и волшба в их исконном понимании, сохранились слабо, они все равно помогают поддерживать славянское самоосознание и связь с предками.

uCrazy.ru

  • Войти через Соц.сети
  • Регистрация
  • Забыли пароль?

Навигация

  • 3D игры
  • Фотоприколы
  • Фотоподборки
  • Гифки
  • Демотиваторы
  • Видео
  • Знаменитости
  • Интересное
  • Фильмы и трейлеры
  • Анекдоты и истории
  • Хайтек
  • Авто / Мото
  • Спорт
  • Музыка
  • Флеш игры и ролики
  • Всячина
  • Животные
  • В хорошие руки
  • Жесть
  • Девушки
  • Конкурс
  • Новости сайта
  • On-Line Игры
  • Реклама на сайте

ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ

  • Откровенные фото женщин за.
  • Гифки
  • Гифки
  • Картинки и мемы для настро.
  • Всякое
  • Весёлые
  • Большая подборка секси мод.
  • Гифки
  • Так себе картинки
  • Картинки разные
  • Гифки
  • Так себе картинки
  • Картинки
  • Всяческие картинки
  • Просто гифки
  • Бредзона
  • Весёлые
  • Так себе картинки
  • Картинки и мемы для настро.
  • Гифки
  • Есть еще лучше!

ОПРОС

СЕЙЧАС НА САЙТЕ

  • 7 пользователей

КАЛЕНДАРЬ

Сегодня день рождения

Рекомендуем

Кем были волхвы на Руси и почему их боялись и уважали?

Судьба сурово распорядилась со славянской мифологией и людьми, которые её хранили. Не было у славян своего Гомера, который бы написал о жизни античных людей и их богах. Не сохранились, как у викингов, легендарные саги. Христианство почти полностью уничтожило все свидетельства о древних языческих верованиях.

Волхвы – языческие жрецы, первыми попали под удар новой религии. Информацию об этих людях, современные ученые собирают по крупицам. Как выглядели славянские волхвы? Кто мог стать языческим жрецом, и чем он занимался?

Славянские жрецы

Пожалуй, наиболее известный пример, демонстрирующий власть волхвов в древнерусском обществе, является эпизод из летописи о Вещем Олеге. Киевский князь объединил большую часть восточнославянских племен, успешно воевал с Хазарским каганатом и Византийской империей, обладал огромной властью и народной поддержкой.

Однако стоило князю узнать, что волхвы предрекли ему гибель от коня, как он тут же от него отрекся. Конь для воина в Древней Руси был не просто животным, это был верный друг и соратник. Заставить самого влиятельного человека в государстве бросить своего друга могли только еще более влиятельные люди. Самое удивительное, пророчество сбылось, а христианский летописец Нестор, записавший историю, подтвердил могущество волхвов.

Князь тронул ногой конский череп и сказал, усмехнувшись: «От этого ли черепа смерть мне принять?». Но тут из конского черепа выползла ядовитая змея – и ужалила Олега в ногу. И от змеиного яда умер Олег.

Волхвы в славянском обществе занимались проведением религиозных обрядов, предсказаниями, врачеванием и колдовством. Кроме того, они хранили знания о богах и истории, рассказывали былины, умели играть на музыкальных инструментах. Жрецы считались посредниками между людьми и богами. В древнеславянской иерархии занимали высокое место рядом с правителем.

Традиционно считается, что волхвы жили уединенно в глухих лесах, лишь изредка посещая города и поселения. Во внешнем виде жрецы стремились соответствовать какому-либо зверю, символизирующего определенного языческого бога. Носили длинные волосы и бороду, звериные шкуры, отличались свирепой, внушающей страх, внешностью.

По мнению советских лингвистов В.В. Иванова и В.Н. Топорова само слово «волхв» на древнеславянском языке означало «волосатый».

Жрецам приписывалась способность превращаться в зверей – волков, медведей, быков и разнообразных птиц. Они обладали нечеловеческой силой, могли управлять животным миром и погодой, видеть будущее, посещать загробный мир и т.д. Учитывая, как суеверны были все древние народы, власть жреца была на уровне богов.

Летописи сообщают, что жрецы молились за благополучный исход военного похода, торговой миссии, дальнего плавания, присутствовали при переговорах между киевскими князьями и византийскими императорами, а порой поднимали антиправительственные восстания.

Перед любым серьезным делом, простые люди и князья обращались к волхвам, желая узнать волю богов. Если ответ жреца был отрицательным, мероприятие откладывалось.

При этом стать волхвом мог любой человек. Среди языческих жрецов были даже женщины. Волхвом также считался князь Всеслав Полоцкий. Согласно летописям, мужчина умел колдовать и превращаться в зверей.

Волхвы, как сословие, оказали активное сопротивление распространению христианства, за что были полностью уничтожены. Вместе с ними сожжению подверглись языческие идолы, культурные и исторические памятники. В это же время, всё, что известно о волхвах, подчеркнуто из христианских летописей. К сожалению, объективной оценки их деятельности и какой-либо детальной информации летописи не отражают.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector