3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Синтоизм время возникновения. Отличия буддизма от синтоизма — две религии в сравнении

Содержание

О синтоизме, буддизме, дзэн-буддизме и бусидо

Синто («путь богов»)

Синтоизм — национальная религия японцев, возникшая на основе тотемистических представлений древности, инкорпорировавшая культ предков и развившаяся под влиянием буддизма, конфуцианства и даосизма. Объектами синтоистского культа являются как предметы и явления природы, так и души усопших, включая души предков — покровителей семей, родов, отдельных местностей. Верховным божеством («ками») синтоизма считается Аматэрасу Омиками (Великая священная богиня, сияющая на небе), от которой, согласно мифологии синто, ведет свое происхождение императорская фамилия и все ее японские императоры. Главная специфическая особенность синтоизма — глубокий национализм. «Ками» породили не людей вообще, а именно японцев. Они самым интимным образом связаны с японской нацией, отличающейся вследствие этого уникальным характером. В Японии насчитывается около 80 тыс. синтоистских святилищ (дзиндзя), в которых отправляют обряды свыше 27 тыс. священнослужителей (каннуси). В то время как крупные храмы обслуживают десятки каннуси, на несколько десятков мелких приходится по одному священнослужителю. Большинство каннуси сочетает служение синтоизму с мирскими занятиями, работая в качестве учителей, служащих местных муниципалитетов и других учреждений. Дзиндзя, как правило, состоит из двух частей: хондэн, где хранится предмет, символизирующий объект культа (синтай), и хайдэн — зал для молящихся. Обязательным атрибутом дзиндзя служит устанавливаемая перед ним арка П-образной формы — тории.
Главным источником доходов крупных храмов служат традиционные новогодние паломничества, когда количество посетителей каждого из них колеблется от сотен тысяч до миллионов. Солидную прибыль приносит и торговля амулетами, заклинаниями, предсказаниями судьбы. При этом одни из них «специализируются» на предотвращении дорожных катастроф, другие «уберегают» от пожаров, третьи «обеспечивают» сдачу экзаменов в учебные заведения и т. п. Внушительный доход синтоистскому духовенству приносят и находящиеся в ведении храмов залы для свадебных церемоний.
Синтоистский культ отправляется не только в дзиндзя. Его объектом может быть любой предмет, «святость» которого обозначается сплетенной из рисовой соломы веревкой — симэнава. Во многих семьях имеются домашние алтари — камидана, в которых объектами почитания служат таблички с именами предков.
Синтоистский обряд начинается с очищения, заключающегося в омовении водой рта и рук. Его обязательным элементом является чтение обращенных к божеству молитв. Завершается обряд ритуалом, в ходе которого каннуси и верующие выпивают по глотку рисовой браги, что символизирует вкушение «вместе с божеством» сделанных ему подношений.

Буддизм

Буддизм наряду с синтоизмом — национальной японской религией — исповедуют большинство верующих японцев.

В процессе утверждения буддизма в Японии сформировалось несколько его сект, или школ, которые, в отличие от новых религий буддийского происхождения, называются традиционными. Все они принадлежат к махаяне, или так называемой северной ветви буддизма. Самые древние по происхождению секты (Кэгон, Рицу, Хоссо), образовавшиеся еще в период Нара, со временем утратили свое влияние.

Наиболее распространенным направлением буддизма в Японии является амидаизм, в котором основу культа составляет поклонение Будде Амитабха (яп. Амида) — повелителю Чистой земли — буддийского рая. Самые популярные амидаистские школы Дзёдо сю (Школа Чистой земли) и Дзёдо син сю (Истинная школа Чистой земли) были основаны в ХIII веке проповедниками Хонэном и Синраном. Культовая практика амидаистов — традиционное обращение верующих к Будде Амида за помощью.

Большое распространение в Японии получила школа Дзэн, проповедующая достижение идеала буддизма — выявление в себе сущности Будды — путем погружения в углубленное самосозерцание.

Дзэн-буддизм

Дзэн-буддизм получил широкое распространение в ХII–ХIII вв. В дзэн-буддизме выделяются две основные секты: Риндзай, основанная Эйсаем (1141–1215), и Сото, первым проповедником которой был Догэн (1200–1253).

Особенность этого вероучения состоит в усиленном подчеркивании роли медитации и других способов психотренинга в достижении сатори. Сатори означает душевное спокойствие.

Особенно широкое распространение дзэн получил в ХIV–ХV вв. среди самураев, когда его идеи стали пользоваться покровительством сёгунов. Идеи жесткой самодисциплины, постоянного аутотренинга, непререкаемости авторитета наставника как нельзя лучше отвечали мировоззрению воинов. Дзэн нашел отражение в национальных традициях, оказал глубокое влияние на литературу и искусство Японии. На основе дзэн культивируется Чайная церемония, складывается методика аранжировки цветов, формируется садово-парковое искусство Японии. Дзэн дает толчок особым направлениям в живописи, поэзии, драматургии, способствует развитию боевых искусств.

Влияние мировоззрения дзэн и сегодня распространяется на значительную часть японцев. Приверженцы дзэн утверждают, что сущность дзэн можно только почувствовать, ощутить, пережить, ее нельзя понять разумом.

Все организации традиционных школ буддизма входят во Всеяпонскую буддийскую ассоциацию. В настоящее время буддийские храмы занимаются не столько проповедью буддийского вероучения в интерпретации той или иной школы, сколько религиозными обрядами и прежде всего — поминально-заупокойными ритуалами. Это служит главным источником доходов подавляющего большинства буддийских храмов. Немало средств эти японские храмы получают и от продажи амулетов, календарей, предсказаний судьбы. Для храмов, имеющих древнюю историю, основным источником денежных поступлений стал туризм.

Духовенство традиционных школ буддизма не проявляет интереса к общественной жизни.

Бусидо

Бусидо («Путь воина») — морально-этическое учение о нормах поведения самураев (буси).
Основными идейными источниками для возникновения кодекса чести воина, как часто называют Бусидо, явились конфуцианство, синтоизм и буддизм (особенно секты Дзэн). Основные морально-этические нормы конфуцианства, прежде всего верность долгу, чести, понятие и характеристики «благородного мужа», сочетались с буддийским трепетным отношением к смерти и, как следствие, равнодушием к жизни, верой в возможность перерождения в лучшем качестве в зависимости от того, как удалось прожить и завершить свою жизнь.

Что такое синтоизм: основные понятия и принципы религии Японии

Один из символов японской культуры – учение синтоизма . Как самостоятельная мировоззренческая система синтоизм выделился в XIII веке. До этого он скрывался в тени иных верований в неоформленном виде. На данный момент синтоизм – наиболее распространенная религия Японии, которую исповедуют до 90% населения.

  1. Что такое синтоизм
  2. Основы синтоизма
  3. Мифология синтоизма
  4. Взаимоотношения с другими религиями
  5. Синтоизм и буддизм
  6. Синтоизм и христианство
  7. Современный синтоизм
  8. Синтоизм в России

Что такое синтоизм

Культура синтоизма берет свое начало тысячи лет назад – при наступлении новой эры. В каком-то смысле её можно назвать древнейшей известной нам религией, имеющей своих адептов в современности.

Сложившийся на основе анимистических древних верований, синтоизм и сейчас сохранил многие характерные для первобытных обществ особенности. Это отличает его от других культур, где анимистическая стадия была пройдена и забыта давным-давно.

Впитав некоторые знания из соседних религий, синтоизм окончательно утвердился к VIII в. Главной характеристикой религии можно назвать ее учение о духовной природе всего сущего.

Название «синтоизм» происходит от слова «синто», что означает «священный путь» или «путь богов» («путь ками»). Примечательно, что для восточных религий характерна метафора пути. К этому символу обращаются также буддизм, даосизм.

Основы синтоизма

В основе синтоизма лежит представление о «ками». Оно центральное во всей религии, поэтому нередко синтоизм называют «религия ками». Ками – это душа, духовная сущность объекта. Дух ками может быть не только у живых существ или частично примыкающих к ним растений, но и у прочих предметов, явлений.

Ками бывают добрыми и злыми. У добрых просят защиты, от злых пытаются защититься с помощью амулетов. Тотемизм – одна из характерных особенностей синтоизма, наряду со множественными магическими практиками.

Понятия о добре и зле в японском веровании сильно отличаются от европейских, не имея однозначного характера. Универсальных определений богоугодных поступков не существует, исходить следует из собственной морали. Главное благо – умение жить в гармонии с собой и окружающим миром.

При этом важно заметить, что изначально плохого не существует. Мир априори создан идеальным, а люди безгрешными. Но злые духи приносят разлад как в сердца, так и в течение жизни.

Окружающий мир населен духами – ками, которые наряду с людьми полноправные члены жизни. Они воплощают собой души умерших предков, которые все время находятся рядом со своими потомками, наблюдают за ними, оценивают их поступки. Последователь синтоизма должен противостоять демоническим силам, искать защиты у мудрых ками и не нарушать ход жизни, задуманный природой.

Для молитвы синтоисты ходят в храмы, хотя это не обязательно. Считается, что в каждом доме живет ками – люди сооружают маленький алтарь этому духу и приносят ему подношения, чтобы он хранил семью.

Можно найти алтари некоторым ками, которые не обслуживаются жрецами, но люди сами о них заботятся. Например, часто встречается алтарь Инари, покровительницы дома и ремесел. Его можно узнать по изображению лисы, которая символизирует данную богиню.

Алтарь Инари

Важно перед обращением к богам пройти обряд очищения. Он включает в себя умывание, смену одежды, мытье рук, полоскание рта. Человека, который недавно касался чего-то запретного (крови, трупа) или даже видел это – к алтарю не допускают.

Понятия чистого и нечистого имеют в синтоизме огромное значение, также синтоисты регулярно проходят обрядовое очищение у жреца – таким образом от скверны освобождается их внутренний мир.

Мифология синтоизма

Мифы, демонстрирующие идеи синтоизма, содержатся в сборниках «Нихонги» и «Кодзики». Возникновение синтоизма описано в них наряду с описаниями жизни двух эпох. Первая из них это так называемая «Эра Богов», затем – время правления императора, на котором сборники заканчивают повествование.

Нигде не упоминается о том, сколько времени длилась эра богов. Известно только, что она началась с сотворением мира и продолжалась до тех пор, пока боги не передали власть своим потомкам – императорам.

Согласно синтоистской мифологии, возникновению мира предшествовал хаос. Он содержал в себе все сущее, но в бесформенном, беспорядочном виде. Постепенно он разделился на равнину и острова. Затем возникли боги, которые быстро создали пары. От брачных союзов рождались новые природные объекты и явления, а также ками – их души.

Наиболее известная мифическая божественная пара – боги Идзанаги и Идзанами. Именно от их союза произошли острова, позже заселенные людьми. От них же появились другие боги. Отдельно возникновение людей в синтоистских мифах не оговаривается. Особой разницы между живыми людьми и ками японцы не видят, их существование всегда было параллельным. Из мифов происходят истоки многих обрядов, который по сей день строго соблюдаются.

Миф о Сусаноо положил начало обрядам жертвоприношения. Сусаноо – бог ветра, однажды серьезно обидел свою сестру Аматэрасу недостойным поведением. Чтобы заслужить прощение, он принес ей в дар тысячи столов с самыми изысканными яствами.

С тех пор накрытие богатого стола для милости богов – одна из традиций. Жертвенная пища должна относиться к разным категориям, быть как приготовленной, так и подаренной живыми существами (икра, яйца). Японцы даже закапывают угощения в землю, полагая, что там ими угощаются ками, или же выставляют перед храмами. Духи обитают везде, и пищу им подносят тоже повсюду.

Более поздние мифы повествуют о борьбе богов и ками между собой за власть над территориями. Оттуда же мы узнаем про бога Ниниги, который первый спустился на землю, чтобы править людьми. Именно от него пошел род императоров. В некоторых легендах есть информация еще о пяти правящих на земле богах, которые положили начало другим императорским кланам.

Взаимоотношения с другими религиями

Синтоизм не несет в себе цель противоречить иным верованиям и никогда не говорит об их ложности. В его недрах свободно существуют проявления многих религиозных учений.

Синтоизм и буддизм

Для Японии характерен религиозный синкретизм (явление, при котором люди исповедуют сразу несколько религий). Поэтому наряду с синтоизмом подавляющее число японцев исповедуют также и буддизм. Это проявляется в соблюдении обрядов двух религий одновременно. Подавляющая часть японцев празднует синтоистские традиционные свадьбы, а похороны проводят по требованиям буддийского учения.

Буддизм, пришедший в Японию из соседнего Китая, привнес свои черты и сам позаимствовал некоторые нормы у синтоизма. Он отвел внимание от культа мертвых предков, переключив его на более прагматичные вещи. Вместе с буддизмом пришли представления о государственности и общественном порядке.

Учитывая, что истоки синтоизма в его нынешнем виде во многом происходят из буддизма, эти две религии имеют немало общих черт.

  • религии объединены темой «Пути». В первом случае это путь Будды, во втором – путь ками;
  • наличие храмом и жрецов, похожее стилистически оформление молитвенных мест;
  • общие боги и обряды, перекочевавшие из одной религии в другую в результате смешения.

Но у двух религий остаются различия:

  • синтоизм не имеет основателя и более того – невозможно достоверно вычислить даже век его появления. В то время как эра буддизма начинается с просветления Будды;
  • буддизм не приемлет культа душ умерших предков;
  • несмотря на признание некоторых синтоистских богов, почитание не распространяется на священные для синтоистов неодушевленные предметы.

Было немало попыток препятствовать смешению синтоизма и буддизма – синкретизм не устраивал то одну, то другую сторону. Но ассимиляция все равно произошла. Сейчас людям, исповедующим обе религии, уже невозможно сделать выбор в пользу лишь одной из них.

Синтоизм и христианство

На первый взгляд эти две религии не имеют ничего общего. Их невозможно объединить ни в одну категорию. Общее у них лишь массовость последователей. Хотя христианство в данном отношении выигрывает, тем более, что для него характерны разные формы и общность для множества людей на разных континентах.

Синтоизм тоже имеет несколько течений, но сосредоточены они, в основном, в одной стране. Также он не монотеистичен – нет создателя и начинателя религии. Кроме того, синтоизм предполагает наделение духовностью неодушевленных предметов, что христианство считает страшных грехом.

Но все же некоторые общие черты выделить можно. В первую очередь обе религии говорят о душе и считают важным заботу о ней. Также поощряется скромность, стремление не осуждать окружающих, быть щедрыми и бескорыстными. В храмах проходят обрядовые очищения, которые имеют общие черты. Похожий символизм характерен для многих религий.

Читать еще:  «Свиной» грипп как зеркало, в котором видно все

Что касается отношению синтоистов к христианству, то оно всегда было настороженным. Необходимость служить лишь одному богу с точки зрения монотеистов кажется предательством по отношению ко всем остальным богам. Поскольку синтоизм – больше чем религия (это мировоззрение, часть культуры), христианство на японской земле не прижилось.

Современный синтоизм

В настоящее время синтоизм продолжает играть важнейшую роль в духовной жизни Японии. По всей стране находятся десятки тысяч храмов, два университета обучают синтоистское духовенство. В храмах регулярно совершаются традиционные обряды, широко празднуются религиозные праздники.

Но традиции соблюдаются не только в храмах. Синтоистские обряды прочно вошли в жизнь современного японца, и он им следует. Примечательно, что даже та часть людей, которая не считает себя синтоистами, не может избежать того, чтобы не выполнять традиционные обряды: очищение дома, завершение сделок громким хлопком в ладони и пр.

Несмотря на высокую развитость Страны восходящего солнца, более 90% формально выполняют все требования синтоизма. Это во многом связано с тем, что синтоизм не препятствует развитию высоких технологий и не выдвигает никаких запретов общественной жизни. Данная религия – сугубо индивидуальная вера, которая обращается к личной моральной составляющей человека.

Более того, даже отрицая свою религиозность – невозможно отрицать культуру и не выполнять те культурные требования, которые были впитаны с детства. Именно поэтому настоящим синтоистом может быть лишь воспитанный характерной средой человек.

Синтоизм в России

В России синтоистские святыни в виде многочисленных храмов представлены, конечно, на Сахалине. Спорный остров одно время был населен японцами и здесь остались свидетельства их религиозной жизни.

Что касается самой веры, до настоящего времени она не была популярна в России. Это связано с разницей менталитетов русских людей с азиатами. Духовные представления формируются с детства, их сложно перестроить на что-то принципиально новое.

Но в последнее время небольшие сообщества синтоистов появляются по всей стране. В редких случаях в их составе есть небольшое количество японцев, проживающих в России. Чаще же там собираются люди с большим интересом к японской культуре и религии, которые готовы ее принять, погрузившись с головой в новую для себя духовную парадигму.

Но подобные сообщества подвергаются критике. Распространено суждение, что не этнические японцы не могут проникнуться идеями синтоизма в полной мере и не могут считаться представителями религии.

Религия синтоизма остается одним из ярких символов Японии – она волнует умы множества людей во всем мире. Тысячелетняя история тщательно изучается, публикуется во многих научных и популярных изданиях. На эту тему сняты художественные и документальные фильмы. Но сможет ли человечество разгадать сокровенную тайну, открывающуюся японцу с детства, но недоступную европейскому уму? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Предлагаем посмотреть видео о синтоизме:

Список рекомендованных источников:

  1. Боги, святилища, обряды Японии. Энциклопедия синто / Отв. ред. А. Н. Мещеряков. — М. : РГГУ, 2010. — 310 с. — (Orientalia et Classica: Труды Института восточных культур и античности. Вып. XXVI).
  2. Лепехова Е. С. Взаимодействие буддийских и синтоистских ритуалов в Японии // «Orientalistica Iuvenile» (сборник научных статей молодых ученых Института Востоковедения РАН). Выпуск IV / Гл. ред. В. М. Алпатов. — М.: Институт востоковедения РАН, 2012. — С. 123—137. — 196 с.
  3. Национальная религия японцев. Синто / Науч. ред. Э. В. Молодякова. — М. : Крафт+, 2008. — 224 с.
  4. Синто — путь японских богов: В 2 т. / Отв. ред. Е. М. Ермакова, Г. Е. Комаровский, А. Н. Мещеряков. — СПб. : Гиперион, 2002. — Т. Том I. Очерки по истории синто.
  5. Hardacre H. Shinto : [англ.]. — Oxford University Press, 2017. — 704 с.

Религия Японии

Слово синто (буквально «путь ками») — термин, сегодня обозначающий религию синтоизм. Этот термин довольно древний, хотя и не получил широкого рас­пространения в давние времена ни среди населе­ния, ни среди богословов. Впервые он встречается в письменных источниках в Нихон секи — «Анналах Японии», написанных в начале VIII века. Там его употребили для того, чтобы отделить традиционную местную религию от буддизма, конфуцианства и дао­сизма — континентальных верований, проникших в Японию в предыдущие столетия.

Слово «синто» составлено из двух иероглифов: “син”, символизирующего исконно японское ками, и “то”, что значит «путь». Соответствующее китай­ское слово «шэньдао» в конфуцианском контексте ис­пользовалось при описании мистических законов при­роды и дороги, ведущей к смерти. В даосской тради­ции оно означало магические силы. В китайских буд­дийских текстах однажды словом «шэньдао» названо учение Гаутамы, в другом случае этот термин подраз­умевает мистическую концепцию души. В японском буддизме слово «шэньдао» использовалось значитель­но шире —для обозначения местных божеств (ками) и их царства, причем под ками подразумевались су­щества призраки более низкого порядка, чем будды (хотокэ). В основном именно в этом смысле слово «синто» употреблялось в японской литературе на протяжении столетий, последовавших за Нихон секи. И наконец, начиная примерно с XIII века словом синто именуют религию ками, чтобы отличать ее от буддизма и конфуцианства, широко распространившихся в стране. В данном значении оно используется и по сей день.
В отличие от буддизма, христианства и ислама, у синтоизма нет основоположника, такого, как просветленный Гаутама, мессия Иисус или пророк Мухаммед; нет в нем и священных текстов, таких, как сутры в буддизме, Библия или Коран.
С точки зрения личности, синто предполагает веру в ками, соблюдение обычаев в соответствии с разумом ками и духовную жизнь, достигаемую через поклонение ками и в слиянии с ними. Для тех, кто поклоняется ками, синто — собирательное имя, обозначающее все верования. Это всеобъемлющий термин, охватывающий самые разные религии, интерпретируемые согласно идее ками. Поэтому те, кто исповедует синтоизм используют данный термин иначе, чем принято использовать слово «буддизм» при разговоре об учении Будды и слово «христианство» — об учении Христа.
В широком понимании, синтоизм есть нечто большее, чем просто религия. Это сплав воззрений, идей и духовных методов, которые за два с лишним тысячелетия стали неотъемлемой частью пути японского народа. Таким образом, синтоизм — и личная вера в ками, и соответствующий общественный уклад жизни. Синтоизм сформировался в течение многих столетий под влиянием различных слившихся воедино этнических и культурных традиций, как коренных, так и чужеземных, и благодаря ему страна достигла единства под управлением императорской семьи.

Исэ-дзингу в Миэ святилище Аматэрасу

Типы синтоизма

Народный синтоизм.

Существует несколько типов синтоизма. Самый доступный из них — народный синтоизм. Вера в ками глубоко укоренилась в сознании японцев и накладывает отпечаток на их повседневную жизнь. Множество представлений и обычаев, присущих этой религии в древние времена, сохранялись веками и передавались в виде народных традиций. Сочетание этих традиций с заимствованиями из иностранных источников привело к появлению так называемого «народного синтоизма» или «народной веры».

Домашний синтоизм.

Под домашним синтоизмом понимают совершение религиозных обрядов у домашнего синтоистского алтаря.

Сектантский синтоизм.

Сектантский синтоизм представлен несколькими разнородными религиозными группами, оказавшимися под надзором специального ведомства в правительстве Мэйдзи, которое национализировало храмы и сделало синтоизм государственной религией. Впоследствии основные отколовшиеся группы стали независимыми религиозны¬ми организациями и получили официальное название «сектантский синтоизм». В довоенной Японии насчитывалось тринадцать таких сект.

Синтоизм императорского двора.

Это название получили религиозные церемонии, которые проводятся в трех храмах, расположенных на территории императорского дворца и открыты только для членов императорской семьи и служащих при дворе людей. Центральный храм — Касико-докоро, посвященный мифологической прародительнице императорской семьи, возник благодаря наследству Ниниги-но-ми-кото, внука Богини Солнца, которому было подарено священное зеркало — Ята-но-кагами. В течение нескольких веков зеркало хранилось во дворце, потом была изготовлена его точная копия, которую поместили в храм Касико-докоро, а сам священный символ перенесли во внутренний храм (найку) Исэ. Это зеркало, символизирующее дух Богини Солнца — одна из трех императорских регалий, передаваемых императорами от поколения к поколению. В западной части комплекса находится Святилище Духов Предков — Корэи-дэн, где (о чем говорит название храма) обрели покой священные духи императоров. В восточной части комплекса расположено святилище Ками — Син-дэн, являющееся святыней всех ками — и небесных, и земных.
В древние времена ответственность за проведение синтоистских церемоний при дворе возлагалась на семьи Накатоми и Имбэ, причем эта почетная миссия передавалась по наследству. Сегодня данная традиция уже не существует, однако церемонии, которые проводятся в дворцовых храмах, почти полностью соответствуют императорскому закону о церемониях, принятому в 1908 году. Иногда торжественные обряды осуществляют знатоки ритуала — служащие императорского двора, но в большинстве важнейших церемоний, согласно древней традиции, священнодействие возглавляет сам Император. В апреле 1959 года святилища привлекли всеобщее внимание во время свадьбы наследного принца, которая проводилась во дворце. В традиции синтоизма императорского двора сохранился обычай отправлять гонцов с приношениями в определенные храмы, у которых сложились особые отношения с императорской семьей.

Священники синто открывают праздник лучников Момотэ-сики в храме Мэйдзи

Храмовый синтоизм.

Самый древний и распространенный тип веры в ками — это храмовый синтоизм. Храмы в стране начали возводить с незапамятных времен, еще до начала японской государственности. В течение столетий, по мере того как кланы расширяли свои владения, число храмов возрастало и к началу XX века их насчитывалось уже около двухсот тысяч. После Реставрации Мэйдзи храмы были национализированы и включены в так называемую «Систему храмов», после чего их количество постепенно сократилось до ста десяти тысяч. После Второй мировой войны храмы утратили государственный статус и стали частными организациями. Сейчас их примерно восемьдесят тысяч.
Великий Храм Исэ. Великий Храм Исэ считается уникальным и заслуживает отдельного рассказа. Его главное божество, Богиня Солнца, первоначально была ками — хранителем рода Ямато, из которого происходит императорская семья, управляющая Японией на протяжении всей ее истории. Когда в руках клана Ямато оказались бразды правления всей страной, храм, в некотором смысле, стал главным национальным храмом. Великий Храм Исэ, по всеобщему признанию, превосходит все остальные святилища. Службы в нем выражают не только веру в ками, но и означают проявление глубочайшего уважения к Императору, ко всему лучшему, что есть в культуре, истории страны, выражая национальное самосознание японцев.

Государственный синтоизм.

На основе синтоизма императорского двора и храмового синтоизма в сочетании с определенными идеями, тенденциозно трактующими происхождение и историю Японии, сформировался еще один тип синтоизма, до недавнего прошлого известный как «государственный синтоизм». Он существовал в то время, когда храмы имели государственный статус.

Что такое Синтоизм

Синтоизм (или синто) — это национальная религия жителей Японии.

Синтоизм в японском языке означает «путь богов».

В синтоизме нет правил того, чего делать нельзя. Религия содержит, скорее, этические нормы и правила поведения. Синтоизм — это образ жизни, манера поведения японца-синтоиста, способ мыслить, которые формируют его характер.

Во что верят синтоисты?

Синтоисты (то есть последователи этой религии) верят в ками.

Ками может принимать любую форму. Это не только дух. Ками может быть и камень, и какое-то красивое место, и любое природное явление.

Если заботиться о ками, то они будут помогать: приносить удачу, деньги, счастье.

История возникновения синтоизма

В Японии синтоизм существует совместно с другой национальной религией — буддизмом.

Хотя буддизм возник в Китае, в 6 веке его идеи достигли Японии. Идеи синтоизма, который уже существовал среди японцев, смешались с некоторыми идеями буддизма.

У синтоизма нет основоположника. До того, как синтоизм стал официальной религией, он, скорее, был культом.

Его последователи были анимистами. По идеям анимизма у всего вокруг есть душа.

Синтоизм и буддизм

С появлением буддизма, а затем и конфуцианства менялся и синтоизм. Так, считалось, что ками — это одна из форм Будды.

Идеи буддизма всё более активно принимались на уровне государства и даже внедрялись в политику. Чтобы усладить ками, император должен был выполнять определённые ритуалы.

Синтоизм и буддизм существовали неразрывно друг от друга вплоть до середины 19 века.

Затем произошло разделение двух религий. Святилища синтоизма, обряды и идеи перестали включать буддистские элементы.

Сейчас же синтоизм — это этический кодекс японцев. Но он признан и на государственном уровне.

Читайте подробнее про Буддизм.

Основные идеи синтоизма

Хоть синтоизм и называется религией, он отличен от нашего понимания религии.

1. Синтоизм — это образ жизни, поведение и мысли, которым следуют японцы и которые являются частью их менталитета.

2. Синтоизм — это очищение от всего плохого, забота о здоровье и соблюдение гармонии, уважение семейных ценностей.

3. У синтоизма нет основателя. К тому же эта религия не пропагандируется в других странах, а передаётся из поколения в поколение в Японии.

4. В синтоизме есть святилища (дзиндзя). Это храм для синтоистов.

5. В синтоизме есть многочисленные обряды и фестивали (мацури).

Мацури — это красочные, полные радости и очень шумные праздники. Торжественные церемонии сочетаются с бурным весельем.

Во время мацури по улицам проносят макеты дзиндзя или их изображения.

6. В синтоизме нет другого мира, кроме нашего. Ками существуют в одном мире с людьми.

7. В синтоизме нет богов. Есть только ками. Ками — это и духи, и места, и природа — горы и реки, и природные явления.

8. Ками — это не какое-то всемогущее существо. Они могут быть плохими и хорошими.

Читайте подробнее про Анимизм. Узнайте также, что такое Этика.

СИНТОИЗМ — религия Японии. Развитие и обряды

Синтоизм. Редко встречаются движения философского или религиозного характера, которые имели бы такую национальную направленность, как синтоизм. Синтоизм – это прежде всего глубокое выражение древней культуры японцев. В этом отношении его можно сравнить со многими анимистскими религиями черной Африки, обряды которых ограничиваются определенной этнической группой.

Синтоизм, что это

Синтоизм («синто» – буквально «путь богов») – религия, возникшая в Японии и распространенная исключительно среди японцев. Древнейшие свидетельства о вероучении синтоизма запечатлены в книге «Кодзики» («Запись о древних делах», 712 г.). Существенной стороной синтоизма является поклонение красоте природы (гора Фудзи, цветущие деревья и т.п.).

Синтоизм сложился в VI-VII вв. Верховным божеством в синтоизме считается богиня Аматэрасу, (Аматэрасу-о-миками – «великая священная богиня, сияющая на небе», либо «владычествующая на небе») – богиня солнца, глава пантеона синтоистских богов, положившая начало божественной императорской династии. Можно сказать, что флаг Японии – символ синто. Само название страны (Нихон) состоит из двух китайских иероглифов: «ни» («солнце») и «хон» («восход»), откуда возникло название «Страна восходящего солнца». Однако солнце не играет главную иерархическую роль среди божеств синтоизма: каждое божество независимо и имеет свое место.

Читать еще:  Философия эллинизма кинизм стоицизм эпикуреизм стоицизм скептицизм. Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм)

Будучи языческой религией, синтоизм представляет собой чистый политеизм – в его вероучении «путь богов», т.е. совокупная воля всех божественных существ, признается единственной определяющей силой человеческой судьбы. Религия синтоизма обожествляет силы природы, животных и знаменитых людей. Эти божества по-японски называются «ками» (китайский эквивалент – «син»). «То» или «до» означает «путь» или «метод» (кит.-яп.). Буквально «синто» – «путь богов».

«Ками» («боги») чаще всего внушают почтительный страх. Среди них находятся горы, животные (например, тигр, змея, волк) и сам император. Один из имперских министров IX в. признается ками каллиграфии. Количество ками составляло 800 млн, и Японию называют «Синкоку» – «страна божеств».

Синтоизм не знает верховного Бога, а небо, вопреки китайским верованиям, является не божеством, а обителью ками.

Ками в синтоизме не разделены на добрых и злых и не ограничены никаким стоящим над ними законом; в то же время они жестко привязаны к конкретным природным стихиям, во многих случаях даже топографически. Такое дробление божественных сил, с одной стороны, не позволяет выстроить четкой иерархии синтоистских богов, а с другой – ограничивает пантеон синтоизма богами, олицетворяющими исключительно местные, характерные именно для Японии природные стихии, что и замыкает синтоизм национальными рамками.

Одной из могучих стихий Японии, равносильной природным, но не природной, а социальной, стал император, культ которого прочно вошел в практику синтоизма и приобрел наибольший размах и теоретическое обоснование в конце XIX – начале XX вв. в вероучении тэнноизма (так называемый «имперский синтоизм»). Почитание императора обязано своим существованием концепции «Исэ синто», возникшей в период монгольского нашествия (1261-1281 гг.) и придававшей наибольшее значение почитанию «прародительницы» императорского дома Аматэрасу (центр этого почитания находился в святилище Исэ дзингу. Развитие «Исэ синто» во второй половине XVI в. привело к возникновению нового культа, допускающего обожествление какого-то лица при жизни, при этом основанием была не принадлежность к императорскому роду, а крупные политические и общественные деяния.

Историческое развитие синтоизма

До первого контакта Японии с китайской цивилизацией, к V в. н. э., синтоизм был лишь комплексом верований, мифов и обрядов. Это была разновидность политеистического анимизма, которая по обилию божеств напоминает как некоторые античные религии, так и анимизм черной Африки.

В эту эпоху Япония практически не знала ни письменности, ни живописи, ни скульптуры, чем, возможно, объясняется отсутствие идолов.

Китай, способствуя введению буддизма в Японии в 552 г., вызвал двойной эффект: с одной стороны, создалась амальгама синтоистских и буддистских обрядов, а с другой стороны, возникла защитная реакция синтоизма с оттенком национализма. Религия синтоизма сформировалась к VIII в., мифы объединились, и ками-хранители различных племен или деревень были возведены в национальный ранг.

Это движение, призванное укрепить имперское правительство сопровождалось стремлением записать древние традиции и составить мифологию, учредить корпус служителей культа и «официальные» ритуалы. Увеличивалось также количество храмов.

Вся история религии Японии с тех пор – сменяющие друг друга тенденции то в сторону буддизма, то в сторону синтоизма. Первые упоминания в источниках о проникновении буддизма относятся к началу VI в. В 538 г. посольство корейского королевства Пэкче, прибывшее в Ямато, преподнесло царю несколько буддийских сутр. Начиная с VIII-IX вв. для Японии характерен буддийско-синтоистский синкретизм.

Под термином «синкретизм» понимается, во-первых, выражение одной религии на языке и в культовых действиях другой, во-вторых, симбиоз двух или более религий в рамках одного общества, в-третьих, непротиворечивое соединение двух вероучений. В первом смысле говорят, например, об афрохристианстве, во втором – о рёбусинто, в третьем – о любом комбинированном язычестве.

Рёбусинто («путь буддизма в синто») – вероисповедный комплекс, возникший из соединения буддизма и синтоизма. Согласно представлениям рёбусинто, прилагая усилия одного рода, вы, благодаря ответу богов, получаете приятное обыденного опыта, а прилагая усилия иного рода вы, благодаря закону кармы и помощи бодхисаттв, приближаетесь к свободе от всех стремлений. При этом силы богов, бодхисаттв, и кармы признаются в равной степени реальными, поэтому в той или иной ситуации человек может смело опираться на каждую из этих сил, однако на всю жизнь он может избрать только одну миссию – миссию успеха в этом мире (синтоизм) или миссию освобождения от стремлений (буддизм).

Синтоизм и буддизм поделили между собой жизненный путь японца: светлые радостные события – рождение, вступление в брак – остались в ведении местных богов, возглавляемых солнечной богиней Аматэрасу; смерть, трактуемая в синтоизме как скверна, взял под защиту буддизм, представив концепцию «возрождения», «спасения в раю Будды». Несмотря на устойчивый процесс синкретического смешивания этих двух религий, можно отметить рост защитной реакции синтоизма в XIII и XVIII вв. В этот последний период буддизм был государственной религией, и синтоизм выступал в некотором роде оппозицией против центральной власти.

В эпоху Мейдзи, в 1868 г., когда Япония была открыта для западной цивилизации, правительство приняло решение о разделении синтоизма и буддизма. Буддистским служителям культа было запрещено совершать богослужение в синтоистских храмах.

Синтоизм в этот период проявляется в четырех формах:

  1. синтоизм императорского дворца, включающий ритуал поклонения Аматэрасу – богине Солнца. Этот некогда публичный культ в наши дни является сугубо личным;
  2. храмовый синтоизм. Это ритуалы, совершаемые в тысячах японских храмов, образующих ассоциацию «Дзиндзя хонто». Эти две формы синтоизма образуют то, что называется «государственный синтоизм». Они оформились окончательно в начале правления Мейдзи и просуществовали до конца Второй мировой войны. Это был институт, призванный укрепить национальное самосознание японцев и их преданность императору;
  3. сектантский синтоизм. Это движения, зародившиеся в XIX в. Наиболее известное среди них – тенкирио – было основано женщиной в 1838 г. и насчитывает более 3 млн. приверженцев.
  4. народный синтоизм. Это распространенные народные верования, иногда сопровождающиеся магическими обрядами.

Четыре формы синтоизма смешиваются и составляют основу системы духовных ценностей страны. Вот почему синтоизм стал привилегированной сферой партикуляризма и, следовательно, японского национализма. Только синтоизм мог способствовать обожествлению императора, что помогало реализации устремлений японского империализма.

Поражение Японии в 1945 г. привело к ослаблению влияния этого инструмента синтоизма, действовавшего со времен Мейдзи. Император Хирохито согласился ограничить синтоизм ролью такой же религиозной организации, как и другие. Он утверждал, что преданность своему народу не зависит от веры подданных в его божественность и отменил дотации, предоставляемые правительством синтоистским храмам. Приверженность синтоистов к императору от этого не уменьшилась, а храмы по-прежнему процветают и сегодня.

В сущности, синтоизм не имеет установленного вероучения, а включает в себя обряды, имеющие характерные особенности для каждой из деревень..

Обряды синтоизма

Общественная жизнь японцев намного больше пронизана религией синтоизма, чем их личная жизнь. Эта религия общения с природой, где все священно: небесные светила, реки, предки, выдающиеся люди – присутствует во всех японских традициях. В борьбе сумо, в которой сталкиваются два полуобнаженных колосса, пытающихся вытолкнуть друг друга из круга, – спорт почти вторичен по сравнению с ритуалами: борцы бросают горсть соли, чтобы очистить арену, они балансируют то на одной, то на другой ноге, чтобы сокрушить силы зла, а что касается арбитра, то он происходит из семьи, специализирующейся в этом ремесле, и одет как синтоистский жрец.

Театр но, созданный в XV в., — не что иное, как чтение эпических легенд синтоистского толка. И «икебана» (искусство цветочного оформления) толкуется в терминах синтоизма: цветы должны располагаться так, чтобы подчеркивать три плоскости: небо, человека и землю. Икебана может также трактоваться в терминах буддистской медитации. Совместное купание (о-фуро), существовавшее до американской оккупации 1945 г., также представляет собой ритуал общения с природой.

В наши дни практика синтоизма не требует никакого особого верования. Современные японцы очень мало верят в ками и не ищут какого-либо рационального объяснения ритуалов. Однако для них синтоизм – это выражение их единения с национальной общиной; и участие в церемониях, совершаемых в храме их деревни или квартала, выражает их желание поддерживать гармонию жизни нации. Японцы используют ритуал синтоизма для празднования значительных событий в жизни людей, общины или нации. Речь идет о так называемых мацури – праздниках, на которых люди радуются своему существованию, стремятся быть чистосердечными, выражают свою благодарность за все доброе, что есть в мире, и желают, чтобы счастье сохранилось. Это случай, чтобы пригласить души умерших предков на веселый праздник, в котором они могут принять участие. Однако в самом синтоизме отсутствует культ предков: почитание предков происходит из конфуцианства, то есть из китайской культуры. От будущей (посмертной) жизни не ожидают ничего. Смерть в синтоизме переживается как трагедия, и за утешением люди иногда обращаются к буддистскому культу.

Зато атмосфера веселья, царящая на синтоистских церемониях, хорошо подходит к таким событиям, как рождение или свадьба; 90% японских свадеб совершаются по синтоистскому ритуалу.

Союз супругов скрепляется тем, что они трижды отпивают саке из одной чаши. Однако традиционный банкет, на который приглашают семью и сослуживцев, стоит дорого, поэтому многие молодожены предпочитают свадьбу за рубежом по другому ритуалу. Это дешевле и включает свадебное путешествие.

Семьи охотно посещают синтоистский храм по воскресеньям. Удовольствие доставляет прогулка в его садах, во время которой совершается ритуал очищения: пьют воду из священных фонтанов, пользуясь деревянными стаканчиками, надетыми на длинные жердочки.

Синтоизм предусматривает многочисленные паломничества, часто в горы, где, по преданию, находятся ками. Мораль синтоизма очень простая, она заключается в том, что следует избегать больших грехов: лжи, убийства, прелюбодеяния и т. д.

По своей природе синтоизм является совместимым с другими религиями, так как он не отличается цельностью. На протяжении всей своей истории синтоизм приспособился к буддизму и конфуцианству, а сегодня у него не возникает проблем в отношении христианства. Современная жизнь еще больше освободила его от сверхъестественного, однако он остается цементирующей силой, обеспечивающей единство японской нации.

Можно удивляться тому, что такая примитивная религия, как синтоизм, выжила в такой высокоразвитой стране, как Япония. Синтоизм по своему представлению о вселенной очень отставал от технической эволюции Японии. Сельское хозяйство и социальная структура Японии достигли уровня (насколько можно судить со стороны), намного превышающего духовное состояние, выражаемое синтоизмом.

Можно провести интересную параллель с японской письменностью, которая одновременно и примитивна, и сложна. Ее без труда можно было заменить латинским алфавитом, более совершенным и лучше приспособленным к японской фонетике. Тем не менее японцы предпочитают сохранять архаичную систему, которая принадлежит им и позволяет защитить свою индивидуальность. Это же характерно и для синтоизма.

Однако синтоистское мышление легко приспосабливается к современному обществу, помогая моделировать и развивать его: любовь к природе способствует экологическим движениям, необходимость постоянного обновления способствует развитию общества потребления, а забота о красоте не могла не повлиять на дизайн и красоту японских изделий.

Синтоизм — путь Богов

Синтоизм – это исконная религия Японии, с точки зрения научного определения термина. Однако, Синто (как обычно говорят японцы) – это скорее образ мышления, нежели религиозное воззрение. В Синто нет священных текстов, четко прописанных молитв, постов и ограничений в отношении какой-либо пищи. Синто (神道) – это Путь Богов.

В Синтоизме, в отличие от Буддизма (второй религии Японии, пришедшей из Китая), нет основателя, и определить точное время его зарождения, также не представляется возможным, так как «Синто» является результатом, или лучше сказать высшей точкой развития анимистических верований древних народов, когда-то проживавших на территории Японии (период Дзёмон (13 000 г. до н.э. — 300 г. до н.э.)).

Синто предполагает, что у всего, что окружает человека есть духовная сущность «Ками» (神).

Ками могут обитать как в одушевленных, так и в неодушевленных предметах, также они могут управлять природными явлениями или олицетворять отдельные ее элементы. Также Ками могут быть покровителями и защитниками рода.

В противовес Ками (которые не являются воплощением ни добра, ни зла, так как они олицетворяют все сущее), есть еще «Они» (鬼) – демоны, которые могут превращаться в людей. Изначально были невидимыми, однако, под влиянием Буддизма, часто изображаются в виде огроподобных краснокожих существ с громадными клыками. Считается, что злые люди могут превратиться в Они.

Ежегодно 3 февраля, в Японии отмечается праздник Сэцубун (節分), который связан с ритуалом Мамэмаки (豆撒き) для изгнания демонов Они.

Основной принцип философии Синто — жизнь в согласии с Природой, Ками и людьми. Изначально, в этом мире все гармонично; зло – это нарушение гармонии или вовсе ее отсутствие. На данном утверждении, строятся основные принципы Синто:

  • Духовная чистота (способствует обретению гармонии с собой и окружающим миром);
  • Жизнь в гармонии (осознание и понимание того, что мир дуален, то есть все в мире имеет потенциал как к хорошему, так и плохому);
  • Почитание Природы (Ками, ее олицетворяющих);
  • Почитание предков (так как души умерших, также могут становиться Ками, и служить защитниками рода).

Богов в Синтоизме много и спектр их влияния весьма разнообразен (от масштабных геометеорологических явлений до мелочей повседневной жизни).

В Синто богами-создателями считаются Богиня творения и смерти – Идзанами (イザナミ) и ее муж Идзанаги (イザナギ). Именно они создали «Великую цепь восьми островов» (японские островов):

Авадзи, Иё (Сикоку), Оки, Цукуси (Кюсю), Ики, Цусима, Садо, Ямато (Хонсю). Однако острова Хоккайдо и Окинава в древности не являлись частью японского архипелага.

Особо почитаются верховные божества: Богиня Солнца Аматэрасу (天照) и ее братья — Бог Луны Цукиёми (月読) и Бог Моря и Ветра Сусаноо (須佐之男).

Значимую роль в Синто имеет и Богиня-Бог Инари (稲荷) (может изображаться как в образе мужчины, так и женщины), которая считается божеством изобилия и покровительницей риса (злаковых культур), плодородия, ремесленничества.

Также с особым почтением в Синто относятся к Ситифуку-дзин (七福神) «Семь богов счастья»:

  • Эбису (えびす) – бог удачи и трудолюбия; покровитель рыбаков и торговцев;
  • Дайкоку-тэн (大黒天) – «Великий Черный», считается кухонным богом, а также богом богатства; покровитель крестьян;
  • Бисямон-тэн (毘沙門天) – бог богатства и процветания; покровитель воинов, врачей и служителей закона;
  • Бэндзай-тэн (弁才天) – божество воды, а также мудрости, искусств, любви и знаний;
  • Фукурокудзю (福禄寿) – бог счастья, долголетия и мудрости;
  • Хотэй или Будай (布袋)– бог сострадания, добродушия и благополучия;
  • Дзюродзин (寿老人) – бог долголетия.

Стоит отметить, что в японской культуре Аматэрасу Омиками (天照大神) отождествлена с Буддой Неизмеримого Света Махавайрочаной (Будда Великое Сияющее Солнце), и является прародительницей японского императорского рода. Также, согласно философии Синтоизма, не только император, но и все японцы имеют божественное происхождение (во что они (японцы) действительно верят).

Читать еще:  Легенда о происхождение названий цветов. Легенды о садовых цветах

Однако в 1946 году, после окончания Второй Мировой войны, под давлением правительства Соединенных Штатов, император Сёва (Хирохито) в документе «Нингэн-сэнгэн» (人間宣言), что означает «Декларация о человеческой природе» опроверг концепцию божественного происхождения.

Но в данном документе, как отмечают многие эксперты, был использован термин акицумиками (現御神), что можно перевести как «божество» или, более точно «воплощенное божество», но есть и другой термин арахитогами (現人神), который означает «живой Бог» или «Бог, воплощенный в облике человека». Таким образом Император не является акицумиками (божеством), но это не мешает ему оставаться арахитогами (Богом, в обличие человека). Поэтому, фактически, император не отрекся от своего божественного происхождения.

Главной святыней Синтоизма является Святилище Исэ-Дзингу (伊勢神宮), посвященное Богине Солнца Аматэрасу Омиками (天照大神) и Богине урожая Тоёукэ бимэ (トヨウケビメ).

В общем, в Японии насчитывается около 90 тыс. синтоистских святилищ, среди которых даже природные объекты (горы, реки и т.д.).

В Синтоизме неотъемлемой частью любого святилища являются: алтарь для подношений и ритуальные врата (Тори), которые отгораживают святыню от внешнего мира.

Также, практически во всех японских домах имеются небольшие алтари, в знак уважения и почитания предков.

Синтоизм тесно перекликается с язычеством, чем, вероятно, он и являлся в начале своего формирования, и это дает основание полагать, что одно проистекает от другого. То есть, мифологические аспекты жизни древних народов Японии сформировались в определенную концепцию, которая и послужила естественному становлению философии Синто.

В целом, отношение японцев к религии существенно отличается от отношения к религии в западных странах. Оно проще. А с точки зрения европейца, даже несколько атеистическое (но, это уже вопрос менталитета).

В Японии «уживаются» одновременно две религии: Синтоизм (исконно японская религия, суть которой — одушевление окружающего мира) и Буддизм (пришедший в Японию из Китая в середине VI века, основой философии которого являются самопознание и просветление).

Однако, несмотря на все отличия, данные религии не только смогли интегрироваться, но и качественно дополнить друг друга. А поскольку в Стране Восходящего Солнца они «взаимодействуют» уже очень давно, большинство современных японцев даже и не задумываются об их различиях, и воспринимают этот синтез как единую религию.

Религия в Японии

В большинстве статей, посвященных Японии, упоминается о присущем японскому обществу религиозном синкретизме. И о том удивительном факте, что согласно опросам и переписям населения число сторонников синтоизма составляет 84% населения, буддизма – 71%. А еще ведь в Японии живут почти 3 миллиона христиан, есть последователи различных сект. Это не путаница и не арифметическая ошибка.

Для японцев совершенно естественно молиться в синтоистском храме, венчаться по христианскому обычаю в церкви, а прощаться с близким человеком навсегда – в буддистском. Это и есть пример религиозного синкретизма – соединения в жизни человека и всего общества различных религиозных положений и их взаимного влияния. Речь идет, прежде всего, о синтоизме и буддизме. Такое соединение и взаимовлияние порождают веротерпимость, уважительное отношение к чужим религиозным взглядам.

У японского общества есть печальный опыт кровавой религиозной войны в VI веке между сторонниками общепринятого тогда культа предков синто (синтоизма) и поборниками проникшего с Корейского полуострова буддизма. В действительности, эта была

борьба двух могущественных родов Мононобэ и Сога за власть в стране. Победил тогда род Сога, буддизм был провозглашен государственной религией. Ради победы «правильной» новой религии Сога не пожалели даже императора. На престол впервые в истории Японии была возведена женщина по имени Суйко, а принцем-регентом стал ее племянник Сётоку. Он был ярым сторонником рода Сога и буддизма, правителем, основавшим в стране несколько десятков буддистских храмов. И человеком, добровольно оставившим пост принца-регента и проведшим последние 15 лет своей в жизни в молитвах в храмовом комплексе Хорюдзи. Самое любопытное, что основы религиозной терпимости заложил в японском обществе именно принц Сётоку. Поддержав «буддистскую» группировку и поднявшись благодаря ее победе на самую вершину власти, он осознал размер возможной катастрофы для страны в случае продолжения религиозной резни. Принц предпринял попытки примирить победителей с оставшимися в живых синтоистами. Ему принадлежит фраза: «Буддизм – это ветви на дереве синто, а конфуцианство – листья на этих ветвях».

Религия в Японии. Синтоизм

Культ предков синто (синтоизм) – это японская национальная религия, в отличие от привнесенного в страну буддизма или христианства.

Название этой религии «синто»(神道) пишется двумя иероглифами, первый из которых означает «божество», второй – «путь», а вместе «путь богов». Согласно мифологии синто, японские острова создала супружеская пара божеств Идзанаги и Идзанами. Их дочь Аматэрасу, богиня Солнца, отправила на Землю своего внука Ниниги, завещав его потомкам править Страной восходящего солнца до скончания веков. Завет был скреплен передачей символов власти императоров Японии. Эти символы – меч, ожерелье и зеркало – сохранились в синтоистском храме Исе до наших дней. Выполнить завет смог правнук Ниниги по имени Дзимму-тэнно, который стал первым императором, основав государство в 660 году до н.э. в завоеванной им священной местности Ямато. Отсюда следует догмат об исключительности Японии и божественном происхождении императорского рода.

У древних японцев был культ обожествления усопших предков и окружающей природы. Божествами (их называли «ками» 神) могли стать деревья, реки, озера, горы, явления природы. Чтобы указать, что это ками, японцы ограждали место его нахождения канатом, который украшали бумажными флажками белого цвета. Канат плели из рисовой соломы. Ками можно задобрить жертвоприношениями и выполнением ритуальных обрядов. Чтобы ками обратили на человека внимание, он должен перед алтарем дважды хлопнуть в ладоши.

Богов и духов в синтоизме великое множество. Каждый японец ведет свое происхождение от одного из этих духов. После смерти японца его душа может превратиться в ками, но только при определенных обстоятельствах.

Для нас покажется странным и необычным, однако в синтоизме не существует канонических книг. У каждого синтоистского святилища свои предписания, свои мифы. В других святилищах о них могут просто не знать. В исторической летописи «Кодзики», которая написана на смеси китайского и японского языков и датируется VIII веком, собрана часть общих мифов синто. Летопись создавалась на основе преданий, которые до этого передавались из уст в уста. В «Кодзики» впервые озвучена мысль о божественном происхождении микадо (императора) и о превосходстве японцев над другими народами. Часть мифов попала в знаменитые «Нихон Сёки» («Записанные кистью анналы Японии»). Любопытно, что анналы и мифология японские, но записаны они на китайском языке.

Синто проникнут националистическим духом. Божественное происхождение имеет только японская нация, в силу этого остальное человечество исповедовать синтоизм не может. Целью жизни последователя культа синто должно стать осуществление идеалов предков. А предки видели это в духовном слиянии с божеством при помощи молитв и обрядов. Таким путем спасения души можно достичь уже в нашем, а не в потустороннем мире.

После «Реставрации Мэйдзи» синтоизм в 1868 году провозглашается государственной религией. Создается министерство по делам синто. Главным культом провозглашается культ микадо. Для поддержания боевого духа своих солдат в начавшихся войнах с Россией и Китаем погибших бойцов стали сразу объявлять ками. К чему это все привело, общеизвестно. После капитуляции император отказался от своего божественного происхождения, а синтоизм по новой конституции стал одной из религий.

Составляющие службы в синтоистском храме: очищение (хараи), жертвоприношение (синсей), молитва (норито), возлияние. Таких храмов в стране насчитывается более 80 тысяч. Обычно храмы посвящают одному ками, но есть и такие, где почитаются несколько ками. Построены храмы в очень живописных местах. Есть святилища, которые не имеют построек. Это участки, замощенные галькой и огороженные соломенным канатом. Перед входом на территорию основного строения в храмовом комплексе (оно называется «хондэн») обязательно ставят так называемое «тории»(鳥居). Это сооружение, похожее на ворота. Когда-то боги выманивали скрывшуюся в небесном гроте богиню Аматэрасу, отчего весь мир погрузился в темноту, с помощью петухов. Петухов посадили перед гротом на насест, который со временем принял у японцев форму тории.

Отправляют службу в храмах священники, которых называют «каннуси». Их готовят два университета. Раньше должности каннуси передавались по наследству. В храме каннуси одевают белое кимоно, белую или цветную плиссированную юбку и черную шапочку.

Давайте прогуляемся по одному замечательному храму в Киото!

Религия в Японии. Буддизм

Буддизм проник на территорию Японии в VI веке из Кореи. В ту далекую эпоху государство Ямато поддерживало одно из корейских государств в войнах с соседями. По преданиям, именно тогда на острова прибыло несколько буддистских монахов. Безусловно, влияние на благосклонное восприятие буддизма частью японской знати был тот факт, что эта религия уже укоренилась к тому времени в Китае. Так сложилось исторически, что «японский» буддизм сложился из соединения буддистских идей, мифов синтоизма и японской культуры.

Неожиданно появившийся в жизни страны буддизм был использован одной из дворцовых группировок во главе с родом Сога для укрепления своих позиций при дворе императора. Сога настолько вошли во вкус, что этим не ограничились, императора убили и фактически захватили власть в стране. В самом начале VII века Сётоку объявил своим указом, что отныне все японцы должны почитать три новые святыни: Будду, дхарму (учение) и сангху (община, храм). В 685 году императорским указом буддизм фактически объявлялся государственной религией.

«Равновесие» в положении двух религий власти страны установили только к концу VIII века, повелев буддистским монахам и синтоистским каннуси совместно проводить богослужения и вместе участвовать в празднествах. Было также объявлено, что старые божества культа синто – это перевоплощение буддистских богов, а некоторые из ками смогли достичь просветления, то есть объявлялись бодхисатвами.

В Японии буддизм получился очень «пестрым»: постоянно возникали, исчезали все новые секты. Самой известной стала разновидность буддизма «дзэн-буддизм». Ее догматы во многом совпадают с догматами китайского чань-буддизма. Цель человека – достижение просветления (сатори). Это возможно только путем духовного общения.

Со временем буддистские монастыри превратились в серьезную силу. Начались стычки, а потом и настоящие войны монастырей между собой и с феодалами. Япония погрузилось в эпоху Смутного времени. В попытке положить конец смуте и снова объединить страну крупный феодал Ода Нобунага умело воспользовался преимуществами огнестрельного оружия, которое стал получать от первых проникших в Японию европейцев, и нанес удар по многочисленным недругам и по буддийским монастырям. В них он видел одну из причин раздробленности страны. Он не только нападал и разрушал самые крупные и богатые из них, но и приказал истреблять буддистских монахов. Счет шел на десятки тысяч убитых и замученных. Буддизм перестал существовать как политическая сила, с которой власти раньше должны были считаться, и стал инструментом управления в руках правителей эпохи Токугава.

Однако с упадком последнего в истории сёгуната пришла в упадок и буддийская церковь. Окончательно буддизм лишился своего привилегированного положения в Японии с началом «Реставрации Мэйдзи».

Религия в Японии. Христианство

Появление на островах первых европейцев, привезенное ими огнестрельное оружие сыграло заметную роль в истории Японии. Именно благодаря поддержке европейцев Ода Нобунага стал одерживать свои победы. Он был близок к объединению страны, но был убит. К этому моменту в Японии активно продвигали христианство многочисленные миссионеры, в том числе иезуиты. Остров Кюсю фактически стал христианским – новую религию приняли местные феодалы. Такое сверх активное проникновение не понравилось новым властям, которые взяли курс на самоизоляцию стран от чуждых и вредных иностранных влияний. Иностранцы были изгнаны из страны, отныне им разрешалось торговать только в строго ограниченных местах под контролем сёгунов. Миссионеров убили, христианство запретили. Победивший клан видел в нем инструмент влияния европейских держав. В ответ вспыхнули восстания в «христианских» областях. Власти смогли быстро и с невиданной жестокостью подавить.

Когда контакты под дулами пушек «черных кораблей» американского командора Перри возобновились в 1853 году, новую волну миссионеров (теперь протестантских) массы встретили враждебно, дело часто доходило до их убийства и террористических акций против христианских миссий. По словам прибывшего в Японию в 1860 году иеромонаха Николая (Касаткина), для японцев иностранцы были просто зверьми, а христианство – злодейской сектой чародеев. Япония в ту эпоху оставалась последним островком, который еще не захлестнула волна протестантско-католической экспансии.

Христианство было разрешено официально в 1873 году, а уже через два года епископ Николай открывает духовную семинарию. В 1891 году в Токио завершается строительство первого православного Собора Воскресения Христова. На его освящении должен был присутствовать сам наследник русского престола, будущий император Николай II. Однако известное покушение заставило наследника свои планы изменить.

Несмотря на довольно многочисленное число христиан в современной Японии (звучат разные цифры от 2 до 3 миллионов человек), отношение японского общества к этой религии носит скорее поверхностный характер и ограничивается любопытством. И еще модой. Именно по этой причине проводятся свадьбы в христианских храмах.

Секты в Японии

Когда разговор заходит о сектах в Японии, сразу вспоминается печально известная Аум Синрикё. Создал ее Сёко Асахаро в 1987 году, а через 8 лет своим террористическим актом в метро японской столицы секта «прославилась» на весь мир. Запрещена во многих странах мира. Кроме… Японии. Японское правительство не смогло добиться решения суда об объявлении секты вне закона. Новое название – Алеф.

Есть в Японии секта «Учение цветка». За лжепредсказательства, шарлатанство и вымогательство руководство секты пошло под суд, заплатило огромный штраф и сейчас продолжает свою деятельность под названием Yorokobi Kazoku no Wa.

Религия в Японии продолжает играть огромную роль в жизни очень однородного по национальному составу и закрытого японского общества. Многовековая история синтоизма и буддизма оказали огромное влияние на судьбу страны Восходящего солнца. Религия в Японии сильно изменилась, но осталась очень почитаемой.

Если вы читаете данную статью, то, возможно, мечтаете когда-нибудь поехать в Японию. Возможно, вы уже даже выбрали время и место. Но знаете ли вы, что бОльшая часть населения Страны Восходящего Солнца не говорит по-английски? Чтобы сделать ваше путешествие незабываемым, я бы советовала выучить хотя бы основы японского языка. Знаете, японцы очень радуются, когда иностранцы говорят им даже самые простые фразы! Как выучить японский язык? Для начала я вам предлагаю вступить в наш Закрытый клуб любителей Японского языка, где вы сможете учиться по таким направлениям, как Разговорный японский язык, Расширение словарного запаса, Изучение ключей японских иероглифов и пр. Эти знания сделают вашу поездкой незабываемой и помогут завести вам друзей-японцев!

Чтобы узнать больше о нашем основном курсе для начинающих учить японский язык, пройдите по ссылке.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector