1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Символы евангелистов. На иконах рядом с евангелистами часто изображают орла, тельца, льва и ангела

Символы евангелистов

Си́мволы евангели́стов – ико­но­гра­фи­че­ские сим­волы, пред­став­ля­ю­щие изоб­ра­же­ние четы­рех живых существ, свя­зан­ные с виде­ни­ями про­рока Иезе­ки­иля ( Иез.1:4-11 ) и апо­стола Иоанна Бого­слова ( Откр.4:6-8 ), кото­рые древ­няя хри­сти­ан­ская тра­ди­ция усво­ила еван­ге­ли­стам. Сим­волы рас­кры­вают раз­лич­ные сто­роны иску­пи­тель­ного подвига и учения Спа­си­теля в изло­же­нии еван­ге­ли­стов.

При еван­ге­ли­сте Матфее изоб­ра­жа­ется Ангел, как символ мес­си­ан­ского послан­ни­че­ства в мир Сына Божия, пред­ре­чен­ного про­ро­ками. Еван­ге­лист Марк сим­во­ли­зи­ру­ется львом, в озна­ме­но­ва­ние могу­ще­ства и цар­ствен­ного досто­ин­ства Христа. Еван­ге­ли­ста Луку изоб­ра­жают с тель­цом, под­чер­ки­вая жерт­вен­ное, иску­пи­тель­ное слу­же­ние Спа­си­теля. Орел при еван­ге­ли­сте Иоанне изоб­ра­жает высоту еван­гель­ского учения и сооб­ща­е­мых в нем боже­ствен­ных тайн.

На неко­то­рых древ­них иконах и фрес­ках эти сим­волы, имея тот же смысл, соче­та­ются в другом порядке.

Изоб­ра­же­ния четы­рех еван­ге­ли­стов и сим­во­ли­зи­ру­ю­щих их существ в тра­ди­ци­он­ной ком­по­зи­ции рос­пи­сей пра­во­слав­ного храма обычно поме­ща­ются по четы­рем сто­ро­нам кре­стово-куполь­ного свода, на так назы­ва­е­мых «пару­сах», под­дер­жи­ва­ю­щих купол, внутри кото­рого обычно изоб­ра­жают Гос­пода Все­дер­жи­теля.

Также образы четы­рёх еван­ге­ли­стов с четырьмя «живот­ными» Апо­ка­лип­сиса по тра­ди­ции нахо­дятся на Цар­ских вратах вместе с обра­зом Бла­го­ве­ще­ния.

В первые века хри­сти­ан­ства сим­во­лами еван­ге­ли­стов слу­жили 4 рай­ские реки.

На смену им в том же пери­оде яви­лись сим­волы четы­рех живот­ных, окру­жа­ю­щих пре­стол Иеговы, по опи­са­нию про­рока Иезе­ки­иля.

Сим­волы отно­сит к еван­ге­ли­стам уже Ириней Лион­ский; Матфей – чело­век, Марк – орел, Лука – вол, Иоанн – лев.

Бла­жен­ный Иеро­ним пред­ла­гает рас­пре­де­ле­ние сим­во­лов, при­ня­тое у нас в насто­я­щее время: Матфей – чело­век, Марк – лев, Лука – телец, Иоанн – орел.

Изъ­яс­не­ние сим­во­лов в смысле ука­за­ния на искуп­ле­ние Иисуса Христа, Кото­рый воче­ло­ве­чился (чело­век), поко­рил врагов (лев), принес Себя в жертву за род чело­ве­че­ский (телец) и воз­несся на небеса (орел), не дости­гает цели: оно не опре­де­ляет, почему именно символ чело­века усвоен еван­ге­ли­сту Матфею, лев – Марку и т.д.

Объ­яс­не­ние бла­жен­ного Иеро­нима: в еван­ге­лии Матфея родо­сло­вие Иисуса Христа, в еван­ге­лии Марка – голос льва, рыка­ю­щего в пустыне: глас вопи­ю­щего в пустыни..; в еван­ге­лии Луки речь о свящ. Заха­рии, в еван­ге­лии Иоанна о недо­ся­га­е­мой высоте Слова. С этим послед­ним объ­яс­не­нием согласно и объ­яс­не­ние св. Гри­го­рия Двое­слова, допус­ка­ю­щего, впро­чем, и воз­мож­ность дру­гого объ­яс­не­ния в при­ло­же­нии к Иисусу Христу, Кото­рый принял плоть (чело­век), принес себя в жертву (телец), рас­торг­нул узы смерти (лев) и воз­несся на небо (орел).

У Софро­ния, пат­ри­арха иеру­са­лим­ского: лев – сила и началь­ство Иисуса Христа; телец – свя­щен­ни­че­ское слу­же­ние Иисуса Христа; чело­век – явле­ние во плоти; орел – нис­хо­дя­щая сила Свя­того Духа.

В этом раз­но­об­ра­зии обна­ру­жи­ва­ется также раз­ли­чие част­ных мнений. Оно про­ис­хо­дит также и в памят­ни­ках изоб­ра­зи­тель­ного искус­ства – моза­и­ках, фрес­ках мини­а­тю­рах. Нередко все четыре сим­вола объ­еди­нены в одну группу и состав­ляют так назы­ва­е­мый тет­ра­морф. К этому тет­ра­морфу древ­ние отно­сят слова литур­гии: «поюще (орел), вопи­юще (вол), взы­ва­юще (лев) и гла­го­люще (чело­век).

Символы апостолов-евангелистов: Ангел, Лев, Телец и Орел

В христианстве множество символов. Мы уже писали о самых распространенных из них, связанных с Господом Иисусом Христом, Церковью и Евхаристией.

Наверное, многие задавались вопросом: что означают изображения, которые находятся рядом с образами апостолов-евангелистов? В храмах и часовнях часто можно встретить на разных стенах (чаще под куполом или на царских вратах) Ангела, Льва, Тельца и Орла. Как и все символы, эти изображения несут свой сакральный смысл.

Конечно, каждый верующий знает, что существует 4 Евангелия, написанные разными апостолами. Это Матвей, Марк, Лука и Иоанн. Несложно догадаться, что по той причине, что эти четыре апостола писали Евангелие, их стали звать евангелистами. Кстати, слово «Евангелие» переводится как «благая весть», апостолы в своих книгах несли «благую весть» об учении Христа.

Стоит отметить, что символы не сразу закрепились за апостолами-евангелистами, многие богословы спорили относительно принадлежности и трактовки этих символов. Однако приблизительно со II века (впервые символика появилась у священномученика Иринея Лионского) появилось обоснование аллегорических образов, связанных с евангелистами, которое мы используем и сегодня. Матфей изображается рядом с Ангелом (Человеком), Марку соответствует Лев, ЛукеТелец (Вол), а Иоанна символизирует Орел.

Считается, что эти символы берут начало из видения ветхозаветного пророка Иезикииля (Книга пророка Иезекииля, гл. 1, стих 10), который увидел существо, спустившееся с небес. Оно имело тело человека, и четыре лика: лицо человека, морду льва, тельца и голову орла. Изначально образ этот трактовался как обозначение четырех Ангелов, которые окружали престол Бога. Позднее эти четыре образа образовались в один термин – тетроморф (с греч. «четырехвидный»). Такое единство можно встретить в древних росписях храмов, на иконах, а также считается, что слова литургии «поюще (орел), вопиюще (вол), взывающе (лев) и глаголюще (человек)» также относятся к древнему тетроморфу.

Тетроморф Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 г.


Лепнина с изображением Льва, Орла, Ангела и Тельца на Кафедральный соборе в г.Бургос Испания


В Откровении Иоанна Богослова эти четыре ипостаси упоминаются порознь. Подобно четырем сторонам света, четырем временам года, четыре символа евангелистов образуют единство Евангелия, изложенного в четырех книгах. Любопытно, но многие исследователи-богословы (например, Григорий Двоеслов) сравнивают образы евангелистов с Самим Господом Иисусом Христом. Он был рожден как Человек, искупил грехи человечества Своей Кровной Жертвой, подобно Тельцу, далее воскрес и разорвал узы смерти, будто Лев и вознесся на небо, подобно Орлу.

Похожее сравнение встречается и у патриарха Софрония. Он считал, что Человек — это символ явления во плоти Господа Иисуса Христа, Лев – сила и слава Господа, Телец – служение и жертва Христа, Орел – символ сошедшего Святого Духа.

Итак, расскажем о евангелистах и их символах немного подробнее.

Первое каноническое Евангелие было написано Левием Матфеем, ученые считают, что это приблизительно 41-55 гг.

Матфей был среди 12 ближайших избранных учеников Иисуса Христа. До того, как он уверовал в Господа и последовал за Учителем, Левий Матфей был мытарем, т.е. сборщиком налогов.

Символом евангелиста Матфея считается Ангел (Человек), как символ Мессии, Сына Божьего, который был послан на землю. Евангелие от Матфея начинается с родословной Иисуса Христа, как будто бы тем самым вновь подтверждается Его человеческая природа.

Евангелие от Марка второе и самое короткое из четырех Евангелий, вероятно, было написано в 60-70 е гг.

Марк был апостолом от 70, учеником апостола Петра. Марка отождествляют с мощным и сильным Львом, символом царственности и могущественности Иисуса Христа. Как Всемогущий Царь славы, Спаситель победил смерть и открыл врата Рая.

Третье Евангелие от Луки датируется приблизительно в диапазоне от 70 до 100 гг. Это Евангелие отличается историческими подробностями, яркими притчами и событиями, которых нет в других Евангелиях (например, рассказ о родителях Иоанна Крестителя).

Лука был одним из 70 апостолов, ближайший соратник апостола Павла. В своем Евангелии Лука описывает и растолковывает читателям главное: смысл спасительной жертвы Иисуса Христа. Сын Божий ценой собственной жизни искупил все грехи человечества: «так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» (Лк.24:46).

Именно потому, что в этом Евангелии подчеркивается жертвенное страдание Господа Иисуса Христа, символом апостола Луки является жертвенный Телец (Вол).

Читать еще:  Кто родился 6 июня знак зодиака. Мобильный гороскоп — Близнецы

Последнее Евангелие от Иоанна повествует о Божественной природе Господа Иисуса Христа. Точная дата его написания неизвестна, вероятней всего, оно было написано в самом конце I века.

Мы знаем, что Иоанн был самым близким и любимым учеником Иисуса Христа, его называют «апостолом любви», и в его Евангелии много внимания уделено учению Христа о любви. Именно он вместе с Божией Матерью находился рядом с распятым Господом и именно Иоанну Спаситель, пребывая на кресте, доверил заботиться о Пресвятой Богородице.

Апостол Иоанн стал единственным апостолом из 12, который не принял мученическую кончину за Христа, а умер своей смертью (кстати, как и Божию Матерь, Бог забрал на небо и тело апостола Иоанна). Господь подготовил ему особое служение, часто на иконах евангелист Иоанн изображается с Ангелом на плече, который диктует ему Божественное Откровение.

Символом апостола Иоанна является Орел, это символ высоты учения, которое изложил в своем Евангелии апостол, а также символ Святого Духа, которого удостоились люди, очистившись от своих грехов.

В нашей мастерской есть замечательный крестик, на котором изображены символы четырёх евангелистов. Четыре рельефа создают здесь единый замкнутый круг, подобно тому, как четыре Евангелия образуют единую Книгу Жизни Господа Иисуса Христа.

Символы евангелистов. На иконах рядом с евангелистами часто изображают орла, тельца, льва и ангела

Тетраморф. Келлская Книга ( Book of Kells ) . Ирландия. VI–XI вв.

Иллюстрация с сайта:

Е вангельский тетраморф – иконописная версия видения пророка Иезекииля, узревшего четырех крылатых существ, окруженных огнем, «великим облаком» и четырьмя колесами: «Облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их – ноги прямые, и ступни ног их – как ступня ноги у тельца» (1.4–7). У них были человеческие руки, а лица у каждого с правой стороны человеческие, а с левой, как у тельца. И при этом «подобие лиц их – лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех» (1:10).

Эту сюрреалистическую данность можно написать словом, а не кистью и красками. В Откровении Иоанна Богослова находим рационализированный вариант той же картины: евангелист увидел водруженный на небе престол Христа «и перед престолом море стеклянное, подобно кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему» (4:6-7).

Видение Иоанна Богослова, конечно, восходит к видению пророка Иезекииля, но именно оно стало основой для евангельского тетраморфа.

Во II в. Ириней Лионский, чьим духовным наставником был ученик Иоанна Богослова святитель Поликарп Смирнский, предложил свое понимание описанных в Апокалипсисе существ: лев у Иринея символизирует Иоанна Богослова, телец – Луку, человек – Матфея, орел – Марка. Того же мнения придерживались Анастасий Синаит, Арефа и некоторые другие богословы. Эта традиция и была сохранена на христианском Востоке в малоазийских церквях [1] .

Но, к сожалению, в книге А. В. Подосинова нет указания на то, что именно такая система тетраморфа была принята и в Древней Руси. Потому предпримем собственное исследование.

Вот точка зрения Иринея:

«Невозможно, чтобы Евангелий было числом больше или меньше, чем их есть. Ибо, так как четыре страны света, в котором мы живем, и четыре главных ветра, и так как Церковь рассеяна по всей земле Первое животное – говорится – подобно льву (Апок. 4:7) и характеризует Его действенность, господство и царскую власть; второе же подобно волу, и означает Его священнодейственное и священническое достоинство; третье имело лице человека, и ясно изображает Его явление, как человека; четвертое же подобно летящему орлу; и указывает на дар Духа, носящегося над Церковью. Посему, Евангелия согласны с тем, на чем восседает Христос Иисус. Ибо одно из них излагает Его первоначальное, действенное и славное рождение от Отца, говоря так: в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Бог было Слово. И все произошло чрез Него и без Него ничто не произошло (Ин. 1:1). Поэтому, Евангелие cиe полно всякой достоверности, ибо таков его характер. Евангелие Луки, нося на себе священнический характер, начинается с священника Захарии, приносящего жертву Богу. Ибо уже готов был телец упитанный, которому предстояло быть закланным ради обретения младшего сына. Матфей же возвещает Его человеческое рождение, говоря: Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, сына Авраамова. И еще: Рождество Иисуса Христа было так (Мф. 1:1,18). Это Евангелие изображает Его человечество; поэтому, по всему Евангелию Он представляется смиренно чувствующим и кротким человеком. А Марк начинает с пророческого Духа, свыше приходящего к людям, говоря: Начало Евангелия, как написано у пророка Исаии (Мк. 1:1), и указывает на крылатый образ Евангелия; поэтому, он сделал сжатый и беглый рассказ, ибо таков пророческий Дух» [2] .

Иоанн Богослов не мог присвоить себе образ, крепко связанный с именем последнего библейского пророка и ангела пустыни. (Тем более что согласно его Апокалипсису, лев – это пришедший на смену Предтече и крестившийся от него Христос.) Но, видимо, не случайно именно ученик ученика Иоанна Богослова, пользуясь совпадением имен, передал автору Апокалипсиса символ Иоанна Крестителя (формально за последним не закрепленный).

Однако в конце II в. появляется новое распределение тетраморфа: лев – Марк, телец – Лука, человек – Матфей, орел – Иоанн. (Эту версию поддержали Викторин из Петтау, Епифаний Кипрский, Иероним, Григорий I и др.).

Вот как аргументирует это православный священник отец Александр Мень:

«Традиционные толкования сводятся к тому, что символом евангелиста Матфея является человек, потому что он начинает Евангелие с человеческой родословной Христа. Евангелиста Марка изображают со львом, так как он описывает в начале Евангелия пустыню и Иоанна Крестителя. Евангелист Лука изображается с тельцом, потому что он начинает Евангелие с описания жертвоприношения в храме, совершаемого Захарией. А апостол Иоанн, как орел, возносится в горние сферы» [3] .

За второй версией последовала и третья, которой придерживались Ипполит Римский и Блаженный Августин: лев – Матфей, телец – Лука, человек – Марк, орел – Иоанн). Вот как ее аргументирует Блаженный Августин в книге «О согласии Евангелистов»:

«Поэтому мне кажется, что при объяснении значения четырех животных из Откровения в отношении к евангелистам, более правы были те, которые отнесли льва – Матфею, человека – Марку, тельца – Луке и орла – Иоанну, нежели те, которые приписали человека – Матфею, орла – Марку, льва – Иоанну. Действительно, последние искали основания в начальных словах книг, а не в целостном направлении мысли, которое одно и должно было исследоваться. Ведь гораздо естественнее, чтобы тот, кто изобразил преимущественно царственное лицо Христа, был обозначен львом. Поэтому и в Откровении вместе с царственным коленом упомянут лев, когда сказано: «Вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил. » (Отк. 5.5). У Матфея же повествуется, что и волхвы пришли с Востока для поклонения Царю, который был указан им звездой как уже рожденный; и сам Ирод страшится царственного Дитяти и, чтобы умертвить Его, убивает всех младенцев (Мф. 2.1–18).

А что тельцом обозначен был Лука, ввиду величайшей жертвы Первосвященника, в этом никто не сомневался, ибо повествователь начинает свою речь с первосвященника Захарии; там же напоминается о родстве Марии и Елизаветы; там же повествуется об исполнении над младенцем Христом первого священнодействия. И еще можно привести немало примеров того, что Лука обращает внимание прежде всего на то, что связано со священничеством. Таким образом Марк, не имевший в виду повествовать ни о царственном роде, ни о священническом родстве и служении, и тем не менее оказывающийся занятым тем, что Христос совершал как человек, из четырех вышеназванных образов, по-видимому, мог быть обозначен только образом человека. Но эти три: человек, лев и телец, живут на земле, и именно три названные евангелиста заняты преимущественно тем, что Христос совершал во плоти и теми заповедями, которые Он преподал носящим плоть для благочестивого провождения смертной жизни. Иоанн же парит, как орел, над мраком человеческой немощи и созерцает свет неизменной истины острейшими и сильнейшими своими очами». (Глава VI; 9.)

Читать еще:  Основы социальной концепции русской православной церкви. XV

Логика Блаженного Августина, полемизирующего с неназванным им прямо Иринеем, целиком построена на индивидуальных ассоциациях, а потому не безупречна. (На том же основании можно приписать Матфею символ человека, как это делал отец Александр Мень). Однако нас сейчас интересует не богословский спор, а русская история этого вопроса.

Полагаю, авторство второй и третьей версий тетраморфа вряд ли когда-либо будет установлено: перед нами не иные системы, а, скорее, плод двух сделанных последовательно правок (или даже ошибок), ведь вторая версия восходит к первой (инверсия двух строк; см. таблицу), а третья – ко второй (к первоначальной инверсии добавилась еще одна).

Рубрика | Религия

Символы евангелистов

Опубликовано: 22 Октябрь 2014. Автор: reader

На иконах и других священных предметах часто можно увидеть изображения символов евангелистов. Это изображения четырех живых существ – ангела, льва, тельца (быка), орла. Символы раскрывают различные стороны искупительного подвига и учения Спасителя в изложении евангелистов.

При евангелисте Матфее изображается Ангел, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия, предреченного пророками. Евангелист Марк символизируется львом, в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа. Евангелиста Луку изображают с тельцом, подчеркивая жертвенное, искупительное служение Спасителя. Орел при евангелисте Иоанне изображает высоту евангельского учения и сообщаемых в нем божественных тайн.

Восходят символы к пророческим видениям четырех животных. Пророку Иезекиилю при реке Ховаре отверзлись небеса и он увидел из среды огня четырех животных: «Подобие лиц их – лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех»(1:10). Видение таинственных животных было и св. апостолу Иоанну Богослову: «и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему» (Откр. 4: 6-7).

Изображения четырех евангелистов и символизирующих их существ в традиционной композиции росписей православного храма обычно помещаются по четырем сторонам крестово-купольного свода, на так называемых «парусах», поддерживающих купол, внутри которого обычно изображают Господа Вседержителя.

Также образы четырёх евангелистов с четырьмя «животными» Апокалипсиса по традиции находятся на Царских вратах вместе с образом Благовещения.

В первые века христианства символами евангелистов были 4 райские реки. На смену им в том же периоде явились символы четырех животных, окружающих престол Иеговы, по описанию пророка Иезекииля.

Изначально, по Иринею Лионскому, трактовка этих символов была такой: лев – Иоанн, орел – Марк, человек – Матфей, вол – Лука.

Блаженный Иероним предлагает распределение символов, принятое у нас в настоящее время: Матфей – человек, Марк – лев, Лука – телец, Иоанн – орел.

Изъяснение символов в смысле указания на искупление Иисуса Христа, Который вочеловечился (человек), покорил врагов (лев), принес Себя в жертву за род человеческий (телец) и вознесся на небеса (орел), не достигает цели: оно не определяет, почему именно символ человека усвоен евангелисту Матфею, лев – Марку и т.д.

Объяснение блаженного Иеронима: в евангелии Матфея родословие Иисуса Христа, в евангелии Марка – голос льва, рыкающего в пустыне: глас вопиющего в пустыни..; в евангелии Луки речь о свящ. Захарии, в евангелии Иоанна о недосягаемой высоте Слова. С этим последним объяснением согласно и объяснение св. Григория Двоеслова, допускающего, впрочем, и возможность другого объяснения в приложении к Иисусу Христу, Который принял плоть (человек), принес себя в жертву (телец), расторгнул узы смерти (лев) и вознесся на небо (орел).

У Софрония, патриарха иерусалимского: лев – сила и начальство Иисуса Христа; телец – священническое служение Иисуса Христа; человек – явление во плоти; орел – нисходящая сила Святого Духа.

В этом разнообразии обнаруживается различие частных мнений. Оно происходит также и в памятниках изобразительного искусства – мозаиках, фресках миниатюрах. Нередко все четыре символа объединены в одну группу и составляют так называемый тетраморф. К этому тетраморфу древние относят слова литургии: «поюще (орел), вопиюще (вол), взывающе (лев) и глаголюще (человек).

Больше информации Вы найдете в нашем издании «Мир с Богом»

Символы Четвероевангелия (Человек, Телец, Лев, Орёл)

Основы святоотеческой православной психологии

Все верующие люди знают о четырёх символах Четвероевангелия — Человек, Телец, Лев и Орёл, соответствующие каноническим Евангелиям от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, которые со II века но нашей эры неразрывно связаны с христианством, но мало кто из верующих знает о сакральном значении данных символов и о том, что они символизируют в духовном понимании.

Данные символы в научной литературе именуются тетраморфом т.е. (четырёхвидным) и считаются важнейшими архетипами иудео-христианства. Исследованию тетраморфа посвящено множество трудов, они изображены на полотнах лучших византийских мастеров живописи (Рафаэля), им посвящены стихотворения, они воспеты лучшими исполнителями мира.

По поводу значения и смысла этих символов по сей день ходит множество мифов и легенд. В Каббале эти существа носят название «хайот а-кодеш», что буквально обозначает «святые животные». Об этих символах говорится и в Ветхом и Новом Заветах. Большинство исследователей Библии и богословов понимание сакрального смысла этих животных связывают с двумя цитатами из Священного Писания, принадлежащими пророку Иезекиилю и Иоанну Богослову:

«И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, – и таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их – ноги прямые, и ступни ног их – как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь, (и крылья их легкие). И руки человеческие были под крыльями их, на четырех сторонах их; и лица у них и крылья у них – у всех четырех; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего. Подобие лиц их – лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех. И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их. И шли они, каждое в ту сторону, которая пред лицем его; куда дух хотел идти, туда и шли; во время шествия своего не оборачивались. И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня. И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния». (Иезек. 1:5-14)

«…перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.» (Откр. 4:6-8)

Читать еще:  Лейтенант Булюбаш: французский русский герой

В основе понимания данного видения четырёх сакральных символов Четвероевангелия в большинстве исследований лежит толкование преп. Макария Египетского о том, что эти животные символизируют тайну души, имеющей (готовность) принять Святой Дух (Господа):

«Пророк созерцал тайну души, имеющей принять Господа своего и сделаться престолом славы Его» (Добротолюбие, Т.1., Преп. Макарий Египетский, Наставления о христианской жизни)

«Четыре животные, носящие колесницу, представляли собою образ владычественных сил разумной души. Как орел царствует над птицами, лев — над дикими зверями, вол — над кроткими животными, а человек — над всеми тварями: так и в разумной душе есть более царственные силы, то есть, воля, совесть, ум и сила любви. Ими управляется душевная колесница, в них почивает Бог». (Добротолюбие, Т.1., Преп. Макарий Египетский, Наставления о христианской жизни)

В данном откровении преп. Макарий образ владычественных сил души (волю, чувство, ум и любовь) напрямую связывает с символами тетраморфа. Т.е. Вол (Евангелие от Луки) символизирует вожделевательную силу души (волю), Лев (Евангелие от Марка) является символом раздражительной силы души (чувства), Орёл (Евангелие от Иоанна) символизирует познавательную силу души (ум), а Человек (Евангелие от Матфея) символизирует силу любви.

Есть и другие подходы к толкованию данных символов и в частности точка зрения на то, что четыре священных животных раскрывают нам четыре грани Личности Спасителя и Его служения: Человек – это Сын Человеческий, Лев – это символ колена Иудина, Телец – символ Жертвы Христовой, Орёл – символ возвышенной Божественной премудрости. Вместе с тем, и образ готовности души и образ владычественных сил души и образ служения Господня не раскрывают глубинной сути и сакральной взаимосвязи символов Четвероевангелия.

И только в одном источнике и цитате основателя монашества Антония Великого можно найти наиболее полное и точное определение природы этих символов, которые отражают в наиболее абстрактном смысле главные вехи восхождения души к престолу Господа или, говоря языком христианской психологии, символизируют процесс поэтапного совлечения «ветхого» человека для формирования и раскрытия потенциала «нового человека» духовного:

«Серафим, которого видел Пророк Иезекииль (Иезек. 1:4. 9), есть образ верных душ, кои подвизаются достигнуть совершенства. Имел он шесть крыльев, преисполненных очами; имел также четыре лица, смотрящих на четыре стороны: одно лицо подобно лицу человека, другое – лицу тельца, третье – лицу льва, четвертое – лицу орла. Первое лицо Серафимово, которое есть лицо человеческое, означает верных, кои живя в мiре, исполняют заповеди на них лежащие. Если кто из них выйдет в монашество, то он подобным становится лицу тельца, потому что несет тяжелые труды в исполнении монашеских правил и совершает подвиги более телесные. Кто, усовершившись в порядках общежития, исходит в уединение и вступает в борьбу с невидимыми демонами, тот уподобляется лицу льва, царя диких зверей. Когда же победит он невидимых врагов и возобладает над страстями и подчинит их себе, тогда будет восторгнут горе Духом Святым и увидит Божественные видения; тут уподобится лицу орла: ум его будет тогда видеть все, могущее случиться с ним с шести сторон*, уподобясь тем 6-ти крылам, полным очей. Так станет он вполне Серафимом духовным и наследует вечное блаженство.» (Добротолюбие, Т. 1, Наставления св. Антония Великого)

* – шесть сторон обозначают север, юг, восток, запад, верх и низ.

В этой цитате преподобного уже совершенно чётко определены 4 ступени восхождения души к совершенству духовному:

  • — 1-я ступень (Евангелие от Матфея – Человек) — символ ступивших на путь веры и исполнения заповедей. «Первое лицо Серафимово, которое есть лицо человеческое, означает верных, кои живя в мiре, исполняют заповеди на них лежащие.»
  • — 2-я ступень (Евангелие от Луки – Вол) — символ выходящих в монашество для обретения совершенной веры. «Если кто из них выйдет в монашество, то он подобным становится лицу тельца, потому что несет тяжелые труды в исполнении монашеских правил и совершает подвиги более телесные.»
  • — 3-я ступень — (Евангелие от Марка – Лев) — символ выходящих из киновии (общежития) в анахоретство (уединение) и вступающих в брань с духами злобы и тьмы мира сего. «Кто, усовершившись в порядках общежития, исходит в уединение и вступает в борьбу с невидимыми демонами, тот уподобляется лицу льва, царя диких зверей.»
  • — 4-я степень — (Евангелие от Иоанна – Орёл) — символ победивших природу ветхого человека и выходящих на уровень святости, благодати и даров Святого Духа. «Когда же победит он невидимых врагов и возобладает над страстями и подчинит их себе, тогда будет восторгнут горе Духом Святым и увидит Божественные видения; тут уподобится лицу орла: ум его будет тогда видеть все, могущее случиться с ним с шести сторон, уподобясь тем 6-ти крылам, полным очей. Так станет он вполне Серафимом духовным и наследует вечное блаженство.» *

* Ступени 2 и 3 в Четвероевангелие изложены не в той последовательности, о которой говорит преп. Антоний Великий.

Таким образом, сакральный смысл символов Четвероевангелия с точки зрения христианской психологии отражает сущностную последовательность главных ступеней обожения или преображения души на пути духовного спасения. Это своего рода калька или «матрица» основных вех жизни и возрастания души от плоти к духу, которые можно определить, как четыре ступени освящения, соответствующие четырём различным видам знания и откровения:

1-я ступень – телесное знание («ветхий человек»),

2-я ступень – душевное знание (трудник),

3-я ступень – душевно-духовное знание (анахорет),

4-я ступень – духовное знание («новый человек»).

Евангелие от Матфея есть символ кодекса человеческой нравственности, придерживаясь которого, «ветхий» человек становится человеком нравственным и, тем самым, встаёт на путь духовно-нравственного развития и спасения.

Евангелие от Луки есть символ трудничества и перехода от веры повседневной к вере совершенной через становление на путь монашества и киновии.

Евангелие от Марка есть символ обретения в монашеском подвиге действенности духа с выходом в анахоретство и священнобезмолвие для брани с духами тьмы.

Евангелие от Иоанна символизирует победу над злыми духами с обретением даров Святого Духа и раскрытием потенциала (крыльев) духовных возможностей «нового» человека.

Овладение всеми 4-мя уровнями знания и совершенствования души и составляет полное понимание Евангелия. Вот откуда происходит цитата Варсонофия Оптинского о том, что в Евангелии нет дна:

«Видели ли вы искусственные цветы прекрасной французской работы? Сделаны они так хорошо, что, пожалуй, не уступят по красоте живому растению. Но это — пока рассматриваем оба цветка невооруженным глазом. Возьмем увеличительное стекло и что же увидим? Вместо одного цветка — нагромождение ниток, грубых и некрасивых узлов; вместо другого — пречудное по красоте и изяществу создание. И чем мощнее увеличение, тем яснее проступает разница между прекрасным творением рук Божиих и жалким ему подражанием.

Чем больше вчитываемся мы в Евангелие, тем явственнее разница между ним и лучшими произведениями величайших человеческих умов.

Как бы ни было прекрасно и глубоко любое знаменитое сочинение — научное или художественное, но всякое из них можно понять до конца. Глубоко-то оно глубоко, но в нем есть дно. В Евангелии дна нет. Чем больше всматриваешься в него, тем шире раскрывается его смысл, неисчерпаемый ни для какого гениального ума». (Преп. Варсонофий Оптинский)

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector