0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Символ добра и зла. Инь-ян

Инь-ян: значение

«Единство — в многообразии», — гласит один известный афоризм. Что это значит? Это значит, что воспринимать мир несовершенным и думать, что в нём есть нечто лишнее, мешающее и вредоносное, — мягко говоря, начальный уровень развития. Более того, такая позиция, если человек в ней надолго застрял, закрывает путь к дальнейшему развитию. Потому что считать, что в мире есть нечто мешающее развитию, — это неконструктивно. Можно сказать, что комары — это зло, и начать истреблять всех комаров. Но ведь если они существуют, значит это кому-то нужно. Как минимум они служат пищей для других форм жизни, и исчезновение комаров станет причиной вымирания и других видов живых существ. Поэтому любая борьба со злом изначально обречена на провал.

Именно о принципе гармонии нам и говорит символ «инь-ян». Это один из самых узнаваемых символов — круг, разделённый на две половины. Одна из них — чёрная, а другая — белая. О чём говорит этот символ, откуда он к нам пришёл, какие тайные смыслы может в себе содержать? Попробуем разобраться.

  • Значение инь-ян
  • Что такое инь-ян
  • Какие смыслы содержит в себе символ инь-ян

Постараемся разобраться в этих и других вопросах и выяснить, как принцип инь-ян можно применять в реальной жизни и чем это может помочь на пути развития.

Значение инь-ян

Инь и ян — это две противоположности. Как зима и лето, день и ночь, жара и холод. И истина, зашифрованная в знаке инь-ян, состоит в том, что одно не существует без другого, а вместе они объединены в нечто гармоничное. Символ инь-ян напоминает нам о том, что свет существует лишь там, где есть тьма. Иначе, если бы не было тьмы, в чём был бы смысл света?

Принцип единения ян и инь пришёл к нам из китайской философии, где он символизирует суть творения Вселенной: во всём проявлены обе эти силы. Первое упоминание символа инь-ян встречается в «Книге перемен», которая гласит, что инь отвечает за тьму, мрак, пассивность и символизирует стихию воды. А ян — это свет, активность, солнце и символизирует стихию огня.

Что же означает знак инь и ян? Смысл данного символа в том, что во всём творении присутствуют обе силы. Возьмём, к примеру, такое проявление принципа инь, как пассивность, и такое проявление принципа ян, как активность. Казалось бы, тут всё очевидно: активность — это хорошо, а пассивность — плохо.

Но, как писал мудрейший царь Соломон, «есть время собирать камни и есть время разбрасывать камни». К примеру, без пассивности мы бы не могли банально заснуть вечером, а без активности — проснуться утром. Отсутствие пассивности — это бессонница, болезнь, и ничего хорошего в этом нет. И так во всём.

Нет ничего хорошего и плохого, есть лишь гармоничное сочетание двух противоположностей, так называемая золотая середина. А всё зло берётся лишь из дисбаланса двух противоположностей. Например, когда у нас слишком проявлена пассивность, это приводит к сонливости, лени и апатии, а когда слишком выражена активность – к бессоннице, нервозности, психомоторному возбуждению и так далее.

Что такое инь-ян

Итак, значение символа инь-ян — в гармоничном сосуществовании противоположностей. Инь и ян — это реализация принципа так называемого чистого видения, то есть понимания того, что нет ни добра, ни зла, есть лишь две разнонаправленные силы, которые воздействуют на окружающую нас действительность с целью привести её к гармонии. Проще говоря, обе силы исходят из единого источника. Как писал царь Соломон, «всё соделал он прекрасным в своё время и вложил мир в сердце их, однако же человек не может постичь дел, которые Бог делает от начала и до конца».

Инь-ян даёт нам понимание, кто есть кто. Как верно подметил царь Соломон, всё исходит от Творца, именно поэтому инь и ян заключены в один круг, гармонично дополняя друг друга. То есть обе эти разнонаправленные силы призваны лишь созидать, пусть порой и через разрушение. Это весна и осень. Осень разрушает, чтобы весна могла созидать.

Какие смыслы содержит в себе символ инь-ян

Существует большое количество пониманий того, что означает знак инь и ян. Есть множество разных школ, учителей, концепций. Попробуем порассуждать на эту тему. Помимо того, что инь-ян — это символ гармонии противоположностей, также можно сказать, что инь-ян означает переменчивость. На знаке чётко можно видеть, как одно перетекает в другое, если вести взглядом по окружности знака. То есть всё изменяется.

Также можно сказать, что знак инь-ян — это символ круговорота рождений и смертей. Жизнь заканчивается смертью, перетекает в новую жизнь, которая постепенно приходит к смерти и рождается новая жизнь, и так — до бесконечности. День перетекает в ночь, добро — в зло, тепло — в холод и так далее.

Но самое интересное — это точки в знаке инь-ян. На чёрном знаке — белая, на белом — чёрная. Они сделаны явно не для красоты; в таких символах всегда во всём есть смысл. Скорее всего, речь о том, что в любой тьме всегда есть свет, а в любом свете всегда есть тьма. Понятия добра и зла весьма относительны и всё зависит от условий и обстоятельств. И как очень точно подмечает символика знака инь-ян, в природе ян часто можно увидеть проявление инь, а в природе инь может проявиться ян.

Ещё одна интерпретация точек состоит в том, что иной раз в чём-то условно негативном рождается нечто созидательное. Ведь часто именно страдания являются кратчайшим путём к развитию. К примеру, суровые погодные условия Тибета вынуждают тибетских монахов практиковать сложную медитативную практику «туммо», которая позволяет обрести устойчивость к холоду.

В данном случае холод является лучшим учителем, он просто вынуждает прикладывать усилия к практике. Это тот случай, когда во мраке инь рождается точка света ян.

Также инь и ян часто интерпретируют как единение мужского и женского начала. Как мы можем видеть, гармония — именно в объединении мужской и женской природы. Поэтому идея о том, что надо быть «настоящим мужчиной» или «настоящей женщиной», — это однобокий взгляд на реальность. Задача в том, чтобы одинаково развить в себе качества и мужчины, и женщины и гармонично уметь проявлять их в соответствии с обстоятельствами.

Речь в данном случае, разумеется, не о каких-то извращениях, когда мужчина одевается, как женщина, и так далее. Единство инь-ян — это вообще не об этом. Речь не о материальных проявлениях, а о духовных. То есть там, где нужно, проявить твёрдость, а где нужно, – мягкость. Это и есть гармоничное сочетание инь и ян.

Что такое инь и ян в повседневной жизни? Это понимание того, что всё переменчиво, всё перетекает из одного в другое. И самое главное, всё стремится к развитию. Именно в бесконечном круговороте иньской и янской природы происходит эволюция. Что означает инь и ян, говоря простыми словами? Это гармония. Реализация принципа инь и ян — это достижение баланса. Баланса между мужским и женским, материальным и духовным, трудом и отдыхом и так далее.

Читать еще:  Противоречит ли Теория Эволюции Божественному Откровению?

Взять, к примеру, комфортную температуру. Холод часто приносит страдания, но разве можно сказать, что от этих страданий избавляет жара? Крайне высокая температура так же неприятна, как и крайне низкая. А комфорт достигается именно в балансе, в гармонии между теплом и холодом. Это и есть принцип инь-ян. И так во всем: голод приносит страдания, но если человек съел слишком много, у него начинается страдание уже от излишества пищи. А комфорт — именно в балансе голода и насыщения.

Итак, мы рассмотрели, что означает инь и ян. Этот простой символ на самом деле содержит в себе глубокую философию гармоничного бытия, единства, взаимозависимости вещей и явлений и понимание того, что всё в этом мире преходяще и лишь сам источник, сама сила, которая порождает всё, является вечной. Из принципа инь-ян рождаются пять первоэлементов, из которых создаётся всё остальное. Но исходит всё из единого источника, из взаимодействия двух противоположностей — тьмы и света, невежества и знания, зла и добра, холода и тепла и так далее.

Принцип инь-ян говорит нам о том, что не стоит делить мир на добро и зло, разделять на нечто правильное и неправильное. Всё относительно, и истина — как раз в балансе. К примеру, медитация — это ведь тонкое балансирование между сном и бодрствованием. С одной стороны, присутствует глубинный покой, с другой стороны, сохраняется внимание и концентрация. Любое нарушение этого баланса — уход в сон или в возбуждение ума — нарушает принцип инь-ян и прерывает медитативное состояние.

Наша задача искать тонкую грань баланса между противоположностями. Абсолютной истины, абсолютного добра и абсолютно верного пути не существует. Если, конечно, этим абсолютом не считать баланс между противоположностями.

Стоит отметить ещё один момент. Часто говорят, что противоположности притягиваются. Обычно это говорится в контексте взаимодействия между совершенно разными людьми. Но это не совсем так. Если люди слишком разные, у них разные цели в жизни, они по-разному смотрят на мир, то принципа инь-ян между ними, скорее всего, не будет.

Важно понимать, что, говоря о противоположностях, мы имеем в виду те разнонаправленные энергии, взаимодействие между которыми должно привести к созиданию, а если людям просто не по пути, то это немного из другой басни. Из басни про лебедя, рака и щуку.

Принцип инь-ян — это то, что нужно взять себе на вооружение, чтобы смотреть на мир через призму этой концепции. Сейчас очень модно делать тату со знаком инь-ян. Как обычно, люди гоняются за формой, пренебрегая сутью. Смысл не в том, чтобы нанести знак на тело, а в том, чтобы постичь его суть. Самое главное, чтобы эта суть не осталась мёртвой философией, которая неприменима к жизни.

Можно прочитать сотни философских трактатов, а в жизни так и остаться несчастным человеком. Диплом философского факультета ещё не делает человека ни мудрым, ни счастливым, ни хотя бы гарантированно адекватным. Поэтому реализация принципа инь-ян заключается в том, чтобы видеть руку Творца во всех явлениях, какими бы негативными они нам ни казались, и понимать, что без зла нет добра, а без тьмы нет света. Всё остальное из этого понимания следует.

«Свет – левая рука тьмы. », или Что означает символ «Инь-Ян»?

С одной стороны, древнекитайскому символу «Инь-Ян» повезло гораздо больше, чем свастике. В его графическом выражении уже был заложен определенный смысл. Сами понятия «Инь» и «Ян» с момента своего возникновения тотчас попали в руки китайских философов, поэтому их значение не столько принципиально менялось с течением времени, сколько расширялось и углублялось.

Однако на Западе изящество и экзотическое очарование этого кружка, разделенного волнообразной линией на черно-белые стороны (с вкраплением на каждой стороне маленьких точек противоположного цвета) приобрело такую популярность, что символ был растиражирован не хуже, чем знаменитая улыбка Моны Лизы. «Инь-Ян» лепят на майки, его можно заметить среди обильной бижутерии чернокожих рэпперов, без него не обходится практически ни одна книга о восточных единоборствах. В результате смысл знака упрощается, искажается, а чаще всего — полностью нивелируется.

Поэтому нам придется вернуться к исходной точке — в Древний Китай времен создания знаменитого трактата «И-цзин» («Книга Перемен»). Именно в этом «пособии по гаданию» понятиям «Инь» и «Ян» был впервые придан серьезный космогонический смысл, как двум противоположным началам мироздания. Те, кто еще получал советское образование, наверное помнят один из трех основных законов диалектического материализма — закон единства и борьбы противоположностей. Интуиция китайских мудрецов, по сути, открыла этот закон еще в XII веке до н.э.

Считается, что сперва слова «Инь» и «Ян» означали просто «теневой» и «освещенный» склоны горы. Если это так, то трансформация этих понятий была весьма логична — ведь по-разному освещенная гора не перестает быть единой цельной горой, к тому же освещение — процесс не статичный и способен к изменению. Китайские философы фактически с самого начала дали понять, что все противоположности не только части единого целого, не только части взаимосвязанные, но и части взаимодействующие, взаимопереходящие. Чаще всего их трактовали как разные проявления сути мира — энергии «ци», по сути, и определяющие его развитие.

Подтверждений этому вокруг было предостаточно: зима сменялась летом, семена возвращались в почву, племена и государства распадались и собирались. В «И-цзин» и была сделана попытка установить причины и ход этого мирового циклического движения. Для этого «Ян» обозначали сплошной, «Инь» — прерывистой линией. Затем они собирались во всевозможные тройные сочетания — триграммы.

Первые восемь триграмм открыл легендарный император Фу-си (правил 2852−2737 гг. до н.э.). Считается, что на эту мысль его натолкнули трещины на панцире черепахи. За каждой из триграмм было закреплено определенное значение.

Сын Фу-си — Цзи-Чану, пытаясь охватить все разнообразие мирового процесса, сдвоил триграммы отца. В результате получилось 64 гексаграммы, гадая на которых, старались определить тенденции «нынешнего момента» и действовать исходя из этого знания.

Постепенно значения двух противоположностей расширялись и вскоре охватили почти все основополагающие понятия. На схеме приведены некоторые из них.

Несмотря на то что оба противоположных начала практически изначально мыслились как равные, китайские школы нередко отдавали предпочтение одному из них в ущерб другому. Так, конфуцианцы, помешанные на иерархии всего сущего, особо привечали «Ян», считая светлое небесное активное начало «благородным», на которое стоит равняться (в отличие от презренного «Инь», хотя… куда уж без него?).

Даосы, как бы в пику нелюбимым ими конфуцианцам, напротив, более привечали стихию «Инь» — пассивную, пустую, мягкую, водную.

Лао-цзы «Дао дэ цзин», гл. 76, 78:
«Человек при своем рождении нежен и слаб, а при наступлении смерти тверд и крепок. Все существа и растения при рождении нежные и слабые, а при гибели сухие и гнилые. Твердое и крепкое — это то, что погибает, а нежное и слабое — это то, что начинает жить. Поэтому могущественное войско не побеждает и крепкое дерево гибнет. Сильное и могущественное не имеют того преимущества, какое имеют нежное и слабое.
…Вода — это самое мягкое и самое слабое существо в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима, и на свете нет ей равного.
Слабые побеждают сильных, мягкое преодолевает твердое. Это знают все, но люди не могут это осуществлять».

Основанные дзэн-буддистами (оригинальное сочетание буддизма и даосизма) боевые искусства были самым ярким подтверждением того, как можно грамотно и гармонично использовать стихию «Инь». Вспомним хотя бы айкидо, принцип которого — «Победа над агрессором — дело рук… самого агрессора».

Читать еще:  Страшный суд или самый лучший день в нашей жизни?

Основатель даосизма Лао-цзы считал, что гармония между первоначалами не постоянна, равновесие периодически нарушается и восстанавливается. А философ Ван Чун считал, что именно во время нарушения гармонии «Инь-Ян» в природе появляются всяческие противоестественные создания — призраки, драконы, ядовитые растения и животные.

«Чжуан-цзы», гл. 11:
«Когда силы Инь и Ян не находятся в равновесии, нарушается круговращение времен, холод и тепло пребывают в разладе, и здоровье человека терпит ущерб. Тогда люди перестают к месту радоваться и к месту печалиться, лишаются постоянства в жизни, много умствуют, но не могут достичь удовлетворения и бросают дела на полпути».

Более-менее стройную философскую концепцию символ «Инь-Ян» получил у Чжоу Дуньи (1017−1073). Философ попытался синтезировать все многообразие китайских мировоззрений: конфуцианство, даосизм и дзэн-буддизм.

В первую очередь он связал «Инь-Ян» с пятью первоэлементами. По его космогонической схеме сперва был Великий Предел — источник всего-всего-всего (изображался в виде пустого круга), затем Предел начинал двигаться, являя собой стихию «Ян», а, истощаясь, переходил в «Инь», которая, накапливаясь, порождала «Ян» Даосы поясняли этот принцип примерами: мол, вода (Инь), сжимаясь, становится твердой (Ян), а твердое при чрезмерном напряжении ломается (вновь Инь).

Взаимодействие же «Инь-Ян» порождает пять элементов: воду и металл (Инь), огонь и дерево (Ян) и промежуточный элемент — землю. А уж «Инь-Ян» вместе с элементами порождает остальную «тьму вещей».

Мудрому человеку, чтобы пребывать в гармонии с миром, требуется лишь разумно и вовремя использовать особенности каждого из первоначал.

«Чжуан-цзы», гл. 15:
«Посему говорится: «В жизни мудрец идет вместе с Небом, в смерти он превращается вместе с вещами, в покое он причастен к силе Инь, в деянии причастен к силе Ян».

Как человек западной цивилизации, я не могу претендовать на доскональное понимание восточной мудрости. «Восток — дело тонкое» и западному человеку трудно оценить всю гениальность хайку (трехстишия) Басе о прыгнувшей в пруд лягушке или в полной мере осознать, как может существовать религия без Бога (даосизм и буддизм).

Однако в отношении к концепции «Инь-Ян» хотелось бы предостеречь от одной пагубной тенденции, особенно часто проявляющейся в художественной псевдоглубокомысленной беллетристике. Если бы речь шла о простой глупости, возможно, это бы и не стоило внимания, но дело в том, что символика «Инь-Ян» нередко приобретает крайне неприятные черты.

Каждый, знакомый с литературой «фэнтези», наверное, частенько наталкивался на следующие «мудрые» выводы (якобы подкрепляемые авторитетом древнекитайского символа): «Без добра нет зла», «Нет ни зла, ни добра», «Добро и зло — одно и тоже», «Зло — есть добро, добро — есть зло», в общем, как сказал герой В. Пелевина — «Сила ночи, сила дня — одинакова… фигня».

При этом как-то забывается, что идея «Инь-Янского» равновесия не имеет никакого отношения к человеческой этике. Если вы заметили, на протяжении всей статьи касательно «Инь-Ян» я ни разу не упоминал этические категории «хорошо-плохо», «полезно-вредно»… Потому что понятия «Инь-Ян» — космогонические природные противоположности, не имеющие отношения к нравственности. Скинув человека со скалы, мы совершаем зло, а сбросив груз с падающего воздушного шара — добро. Но разве сам закон всемирного тяготения становится от этого нравственным или безнравственным?

Недаром на Востоке так распространено представление о Срединном Пути. Настоящий мудрец невозмутим и не стоит на стороне какой-либо природной силы. Он сам отвечает за гармонию «Инь» и «Ян» в своем сердце. Зло и добро — это неправильный выбор, диссонанс, нарушение гармонии, несоответствие поступков (глупо плавать на суше и бегать по воде).

И если какому-нибудь безумцу, решившему, что, мол, и хирурги, и наемные убийцы равно полезны и необходимы, вдруг взбредет в голову прицепить к этому мировоззрению «Инь-Ян», то этот символ вполне может разделить печальную судьбу свастики.

«Чжуан-цзы», гл. 23:
«Нет разбойников более опасных, чем силы Инь и Ян, — от них никуда не скроешься в целом мире. Но Инь и Ян не сами лишают нас дарованного нам — наше сердце побуждает их к этому».

«Чжуан-цзы», гл. 11:
«Умей быть господином Неба и Земли. Умей вместить в себя и силу Инь, и силу Ян».

Что такое Инь и Янь и что этот символ означяет?

Наверное, нет ни одного человека, который бы не слышал о китайских символах Инь Янь: женском и мужском начале, светлой и темной стороне жизни. Но глубинное понятие Инь Янь никогда не было закреплено за парами противоположностей, оно находится далеко за рамками упрощенного представления о биномах горячего-холодного, дневного-ночного. Это целая философия.

Но нас интересует практическая сторона понятия. Почему мы не можем быть только хорошими или только плохими? Как примирить противоположности в самом себе? Как обрести долгожданную гармонию? В магическом пространстве инь янь ни одно явление не бывает постоянным. Все меняется, перетекает, порождает новые формы. Вот это состояние и стоит научиться ловить.

Что такое Инь и Янь?

Инь Янь — это концепция двух диаметрально противоположных и взаимодополняющих начал, идеальный инструмент, порождающий все в нашем мире (явление, материю, силу). Эти начала или энергии есть внутри каждого из нас, в жизни, семье, мире, космосе. Крайние состояния – это состояния ограничения, некая «конечная остановка». Истинное развитие происходит только при постоянном взаимодействии противоположных сил, их гармоничном взаимодействии.

Самое образное описание энергий инь янь – это сравнение с переменным током. Энергия Ян – это положительный заряд. Он полон необузданной энергии, которая в любой момент может привести к взрыву. Энергия Инь – холодный отрицательный заряд, способный заморозить все вокруг. Пока сила зарядов одинакова, системой правит дух равновесия. Но достигнутое равновесие – отнюдь не статическая величина. Достигнув пика, одна из энергия идет на спад, другая нарастает. Как и переменный ток, движение инь-янь происходит не одномоментно, а волнообразно. В какие-то моменты одна из сил превышает другую, но в итоге они снова уравновешиваются.

Для человека важно научиться принять это в себе, не бороться с внутренними энергиями, а следовать им. Так, с наступлением белого дня кипучая энергия Янь усиливается: улучшается пищеварение, мозговая и физическая активность. Когда энергия бьет через край, можно смело идти в бой, решать проблемы. С наступлением ночи на первое место выходит энергия спокойствия Инь. Температура тела слегка понижается, пищеварение практически замедляется, мозг засыпает от усталости. Не нужно сопротивляться, лучше успокоиться, дать себе отдохнуть. Но это касается жаворонков. У сов пики энергии приходятся на другие часы. И в этом снова проявляются противоположности.

Происхождение понятия инь и янь.

Хотя исследователи утверждают, что понятие было заимствовано из буддизма, описание понятия инь янь были одним из древнейших космологических символов в китайской культуре. Понятие в первую очередь описывалось как периодическая смена хаоса и порядка. Но явление нельзя считать исключительно китайским. В религиях многих стран на этапе зарождения описывалась дуальная система борьбы добра со злом. Знакомое нам графическое изображение появилось намного позже.

Что такое инь янь впервые было описано в традиционном китайском учении Даосизма, включающего элементы религии и философии. Как религиозно-философское течение даосизм возник где-то в VI-V веке до нашей эры. Создателем учения считают философа Лао-Дзы, написавшего книгу «Дао Дэ Цзин». Но о жизни этого мыслителя доподлинно ничего не известно. Есть мнение, что авторство книги принадлежит не одному человеку, а целой группе философов.

Читать еще:  ФСО поделилась знаниями об истории кремлевских монастырей

В теории даосизма инь и янь описывают так: центральное место занимает Дао как сущность бытия. Само по себе понятие Дао рассматривается как двойственная и противоречивая сущность (одинокая и всеохватывающая, бездеятельная и деятельная). Дао – это дух, порождающий субстанцию Ци. Именно из Ци выделяются две противоположные энергии: ин и ян. Эти две энергии порождают пять стихий, из которых и зарождается все сущее на Земле. Все сущее проходит круг развития и возвращается в небытие Ци, а жизнь — это бесконечный круговорот стихий и энергий. В отличие от других религиозных учений, где Высшие силы – это борющиеся со злом силы добра, даосизм призывает познать обе стороны, чтобы обрести себя. «Мудрый человек гибок» говорят последователи даосизма.

Значение Инь и Янь.

Из современных авторов-исследователей учений Дао чаще цитируют востоковеда, доктора исторических наук Маслова А. А. В своих книгах он рассказывает об «ИньЯнь» как о сложной китайской концепции восприятия мира снаружи и внутри себя. Одновременно автор считает, что в большинстве публикаций понятие слишком примитизированно.

Например, описание энергии человека чаще всего разделяют на:

Ян (светлая сторона)Инь (темная сторона)
МужскоеЖенское
Небо (более легкое)Земля (более тяжелое)
Движение (активное)Бездействие (спокойствие)
Максимальная силаБессилие
ГорячееХолодное
День (свет)Ночь (отсутствие света)
ПресыщениеГолод

Автор называет такое деление не более, чем мифом, хотя подобную трактовку можно встретить даже в популярной китайской литературе. Глубинное понимание лежит далеко за рамками такого упрощенного описания. Оно находится на уровне философского мировоззрения о духовном-материальном, добре-зле. Мистическое кольцо на изображении Инь и Янь символизирует постоянное порождение противоположных сил, которые по отдельности существовать не могут.

Так что упоминание об инь и янь как о женском и мужском начале не означает отдельно мужчину и отдельно женщину. Мужское и женское присутствует внутри каждого человека: в характере, эмоциях, организме, поступках, отношениях личной жизни, карьере. Эти понятия не взаимоисключающие, а взаимодополняющие. Когда мы учимся признавать в себе одновременно две энергии инь янь, значение этого символа становится объемным, целостным.

Сегодня существует много психологических тренингов, книг и материалов, муссирующих одну из сторон. На женских тренингах, например, не рассказывают, что означает инь янь в полной мере. Участниц учат искать и развивать в себе женское начало, но не говорят, что делать с мужским. На семинарах обучают позитивному мышлению, но не вспоминают о пользе негативных мыслей или эмоций. Но ведь именно золотая середина позволяет отыскать внутреннюю гармонию, о которой мечтают усталые жители планеты.

Принципы Инь Янь.

Считается, что большинство болезней уйдут после восстановления душевного равновесия. Это действительно так. Но вот как обрести душевное равновесие – загадка. Сколько людей, столько способов. Если экстраверту для спокойствия достаточно «выйти в люди», поболтать по телефону, то интроверту нужна хорошая книга с полным уединением. Но и до этого нужно дойти самостоятельно. Ведь гармония с миром начинается с гармонии в собственной душе.

1. Отыскать настоящее «Я».

Мы с детства наращиваем слои представлений о самом себе, так что в сознательном возрасте искренне считаем их своими. Но действительно ли качества, которые мы называем личными, отражают наши внутренние стремления? Психологи отвечают «нет». Человек – это сумма моделей поведения и черт характера людей, окружавших его с детства. К ним привыкаешь.

Зато собственное «Я» настолько сложное, многогранное и многослойное, что взрослые предпочитают спрятать его от самих себя и от окружающих. До определенного времени это срабатывает. Но длительное игнорирование своих душевных порывов лишает сна, здоровья, интереса к жизни, счастья.

Как понять, что встреча с собой состоялась? Когда мы действуем в согласии с внутренними порывами, душа начинает звенеть и резонировать. Психологи называют это состоянием потока. В этом состоянии человек постоянно ощущает удовлетворение своей работой, развитием, достижениями, результатом. Он кайфует от жизни, он счастлив.

2. Внешний мир – это отражение внутреннего состояния.

Оказывается, мы сами призываем обиды в свою жизнь. Происходит это бессознательно, но регулярно. Психологи сравнивают новорожденного ребенка с идеальным шариком. Под влиянием разных людей, воспитания, неудач шарик начинает искривляться, получает сильные вмятины от недостатка любви или, наоборот, наросты от ее переизбытка.

Но Вселенная стремится к гармонии, поэтому посылает людей или события, помогающие нам обратить внимание на самого себя и снова принять идеальную форму. Например, гиперответственному человеку приходится работать с безответственными людьми, нетерпеливый все время попадает в пробки или очереди, обидчивого постоянно обижают.

И стрессы продолжаются до тех пор, пока человек не осознает простой, но понятный принцип: причиной всех жизненных неудовлетворенностей является он сам. А Вселенная таким способом указывает на то, что гармония жизни нарушена. Поэтому обижаться на других бесполезно. Все неурядицы – это запросы «деформированной» души.

3. «Другой» внутри нас.

Внутренний дисбаланс не так безобиден, как кажется. Его можно сравнить с включенными фарами в припаркованной машине. Казалось бы, какая мелочь, но через некоторое время водитель садится в машину, но не может ее завести. Потому что маленькие лампочки вытянули весь заряд аккумулятора.

Наше бессознательное – это «другой» внутри нас, которого мы постоянно вытесняем и тратим на это массу энергии. Мы ненавидим готовить, но учимся варить борщи. Мы мечтаем о поездке в горы, но отправляемся с друзьями на море. Но наше настоящее «Я» и те качества, что мы признаем за собой, постоянно конфликтуют. Подобные конфликты деструктивны и чрезвычайно болезненны для души.

«Другой» внутри нас – это наше бессознательное. Оно проявляется во снах, оговорках, незапланированных поступках, иногда пугает или даже бесит. Но это не так уж страшно, ведь мы не обязаны постоянно вести себя хорошо. Даже негатив нужно пережить полностью. а негативные мысли можно научиться работать на благо.

4. Сила негативного мышления.

Пропаганда позитивного мышления продолжает победоносно маршировать по миру, доходя порой до абсурда. Но те, кто действительно стремится найти внутренний баланс, вынуждены учиться мыслить негативно. Не ныть или сетовать на непредвиденные обстоятельства, а учиться видеть опасности заранее, встречать их подготовленным.

Например, не верить всем подряд, учиться видеть темные стороны отношений, других людей и свои собственные, предвидеть возможные ошибки или перестать спасать окружающих без их желания. Да, мы учимся, когда нам больно. Но негативное мышление позволит нам безболезненно принять свое настоящее «Я».

Но не стоит путать негативное мышление с негативными повторяющимися мыслями. Негативное мышление – это, скорее, здравый смысл, умение критически оценить ситуацию. Зато негативные мысли нас угнетают. Перефокусировать мозг на поиск гармонии помогут несколько действенных упражнений для души. Стоит перепробовать несколько, чтобы найти то, единственное:

  • Практиковать медитацию или релаксацию: дает возможность сосредоточиться не на плохих или хороших, а на полезных мыслях.
  • Заняться любимым спортом: помогает скинуть накопившуюся негативную энергию, научиться слушать язык тела.
  • Найти хобби: позволит воплотить мечты, сконцентрироваться на процессе, а не на результате.
  • Завести домашнего питомца: заботы о друге помогут прекратить бесконечные диалоги в голове.
  • Не забывать читать: это отличный способ отвлечься, развить фантазию, пополнить словарный запас.

Выводы

  • Инь Янь – это не популярная теория о мужском и женском начале, а целое мировоззрение, система понятий о добре и зле.
  • Умение выявить и предупредить дисбаланс в любой сфере жизни – наивысшее умение человека.
  • Жизнь многослойна, а слои накладываются с ранних лет жизни. Поиски внутренней гармонии придется начать с разбора детства.
  • Уравновешивая себя, мы добавляем равновесия окружающему миру.
  • Мир справедлив и гармоничен. Если он посылает нам стресс, значит, помогает обрести внутреннее равновесие.
  • Негативное мышление не так бесполезно, как кажется.
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector