0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Симонов мужской монастырь. Симонов монастырь Симоновский монастырь на автозаводской

Содержание

Симонов: самый грозный и самый забытый монастырь Москвы

В Симонов монастырь я приехал делать интервью с человеком, который организовал уникальную общину – слепоглухонемых, глухонемых и слабослышащих христиан. Ей в этом году исполнится 25 лет. Еще до беседы с протоиереем Андреем Горячевым – настоятелем храма Тихвинской иконы Божией Матери Патриаршего подворья в Симоновом монастыре – я немного заблудился. Пришлось обойти все уцелевшие стены древней обители. Хочу поделиться тем, что узнал, увидел и услышал.

Башни и стены Симонова монастыря

От прежнего величия и грандиозного замысла, который воплощался веками, практически ничего не осталось – только три башни из красного кирпича. Они в больших трещинах и нуждаются в срочной реставрации. Обновленный в начале 2000-х шатер еще больше подчеркивает запущенность древних стен: черепица новая – кирпич держится на честном слове.

«Солевая» башня – это первое, что бросается в глаза, если идти по Восточной улице. Она покрыта древней черепицей. С царских времен шатер «Солевой» башни не обновляли. Башня связана массивной южной стеной с двумя остальными. Все это – остатки самого могучего форпоста юга Москвы.

Из-за стен показываются ветхие бесформенные постройки промзоны, складские помещения. Но это по ту сторону. А по эту – аккуратный сквер с детской площадкой и дорожками. На месте бывшего кладбища.

Останавливаюсь у другой башни – «Кузнечной». Она самая маленькая. Пятиугольная. Такая маленькая громадина. Видимо, пару лет назад ее хотели отремонтировать. Но жидкие строительные леса, кажется, скоро сами рухнут. Ее, как и круглую «Солевую», в 1640-е построил архитектор Константинов. В это время обитель активно перестраивали: укрепляли оборонительные сооружения, которые пострадали в Смутное время.

Панорама на Москву с высокого и крутого берега впечатляет до сих пор. Не случайно здесь поставили самую высокую в Москве колокольню. Оценить вид, который открывался с пятого яруса знаменитой и утраченной звонницы, мы теперь можем только по старинным фотографиям.

Подхожу к самой мощной из уцелевших – башне «Дуло». Ее возвел «государев мастер» Федор Савельевич Конь. «Дуло» – это прозвище или имя татарского предводителя. Его убило стрелой, пущенной с этой башни.

Федор Савельевич строил и стены. Высота сохранившейся каким-то чудом южной стены кое-где достигает 7 метров. Но то, что осталось, – это скорее тихий привет из прошлого.

Башня «Дуло» имеет 16 граней. Конь строил с размахом и на века. Ребра башни украшены лопатками. Они придают величавому сооружению стройный вид. Это если говорить языком исторического справочника. А если говорить, как есть, вся башня, несмотря на свою величавость, потихоньку оседает и разваливается.

Стены обители не раз держали оборону, изматывали противника и первыми встречали огонь неприятеля. А неприятелей хватало

Но будем справедливы и аккуратны в выводах: стены и башни Симонова монастыря – настоящий шедевр русской фортификационной мысли. Они не раз держали оборону, изматывали противника и первыми встречали огонь неприятеля. А неприятелей хватало. В 1591 году Симонов монастырь принимал участие в отражении нападения хана Казы-Гирея. Осенью 1606 года монастырь помешал, и весьма небезуспешно, продвижению войск Ивана Болотникова. В 1610–1613 годах был разорен – «едва не до основания» – польско-литовскими интервентами и пришел в упадок. А в 1812 году монастырь пострадал от французов. Тогда были разграблены храмы и ризница, погибли драгоценные рукописи.

Но в XX веке огромный по замыслу и по строительным меркам памятник почти угробили… свои же.

Протяженность монастырских стен составляла 825 метров, высота 7 метров. Подведем итог: в современном архитектурном ансамбле монастыря из пяти башен сохранились три: «Дуло», «Кузнечная» и «Соляная».

Глубокая история поверхностными мазками

А начиналось все в 1370 году. Ученик и племянник Сергия Радонежского Феодор основал Симонов Успенский мужской монастырь. Место для будущей обители выбрано было на живописной возвышенности, расположенной вниз по течению Москвы-реки. Эти земли пожертвовал боярин Степан Васильевич Ховрин. В постриге он получил имя Симон – отсюда и название монастыря. Но это лишь версия.

Из стен монастыря вышла целая плеяда подвижников и патриархов: преподобный Кирилл Белозерский, преподобный Ферапонт Можайский. Еще были святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси, святитель Геронтий – тоже митрополит, и патриарх Иосиф… Кстати, Иона стал первым митрополитом, поставленным на Руси без Константинопольского патриарха. Случилось это в 1448 году. И конечно, нельзя не сказать, что из Симонова монастыря вышел первый патриарх Московский и всея Руси Иов.

Примечательно, что некоторые насельники Симонова монастыря попали сюда по воле государя. Около 1510 года по прямому царскому указу в обитель был определен Василий Косой Патрикеев (в иночестве Вассиан) 1 . И конечно, здесь жил известный Максим Грек.

Преподобный Кирилл именно в Симоновом монастыре услышал голос Божией Матери, приказавшей идти на Белоозеро

Первый в этом списке преподобный Кирилл именно в Симоновом монастыре услышал голос Божией Матери. А чудо случилось так. Он стал архимандритом Симонова монастыря, но вскоре оставил настоятельство и затворился в келье. Однажды ночью за акафистом он и услышал голос Божией Матери: «Кирилл, выйди отсюда и иди на Белоозеро. Там Я уготовала тебе место, где можно спастись».

Симонов монастырь был одним из богатейших на Руси. До 1764 года он владел около 12 тысячами крестьян. К монастырю было приписано несколько мелких монастырей и пустыней.

Известно, что патриарх Филарет в 1624 году написал указную грамоту в Осташков Григорию Васильевичу Замыцкому: он требовал разрешить крестьянам Рожковской слободы, вотчины Симонова монастыря, ловить рыбу в озере Селигер. В документе говорится, что такая практика существовала и раньше, а оброк платился в приказ Большого дворца 2 .

Ловля рыбы крестьянами Симонова монастыря в озере Селигер за оброк не устраивала осташковских (видимо, государевых) крестьян, поэтому симоновским крестьянам было запрещено ловить рыбу в озере 3 . Вот такой конфликт интересов случился четыре века назад.

Еще в Симоновом монастыре собственную келью имел старший брат Петра Великого – Федор Алексеевич. А известный собиратель рукописей и русских древностей граф Алексей Мусин-Пушкин в 1795 году ходатайствовал перед Екатериной II, чтобы Симонов монастырь открыли после упразднения по случаю косившей население чумы. Так чумной изолятор вновь превратили в обитель.

В прошлые века эти пейзажи и эта местность манили больших писателей, великих поэтов и знаменитых художников.

В пруду, который находился недалеко от монастыря, Николай Карамзин утопил свою Лизу. Здесь работал Аполлинарий Васнецов, творил Константин Тон. Был здесь и Александр Пушкин, но это уже грустная история, о которой речь пойдет ниже…

Высокая классика и роскошное барокко

Окончательно ансамбль Симонова монастыря сложился к середине XIX века. Но уже в 1685 году известный московский зодчий Осип Старцев ставит в обители знаменитую Трапезную палату.

Открытый сегодня Тихвинский храм – это и есть та самая Трапезная.

Первоначально за работу по ее сооружению взялся архитектор Парфен Петров. Но заказчик работу мастера не оценил: не понравились мотивы древнемосковской архитектуры. Дошло до суда. Уже через три года другой зодчий, Осип Старцев, переделывает то, что построил Петров, и создает самый внушительный по своим формам и размаху памятник московского барокко.

Архитектор дал волю фантазии и соорудил просторную смотровую площадку. По размерам она не уступала большому четверику церкви. А вот что написал об этом архитектурном решении Михаил Юрьевич Лермонтов:

«Далее к востоку на трех холмах, между коих извивается река, пестреют широкие массы домов всех возможных величин и цветов; утомленный взор с трудом может достигнуть дальнего горизонта, на котором рисуются группы нескольких монастырей, между коими Симонов примечателен особенно своею почти между небом и землей висящею платформой, откуда наши предки наблюдали за движениями приближающихся татар» 4 .

До наших дней сохранилось еще одно смелое архитектурное решение – ступенчатый щипец

Северный фасад был украшен окнами с наличниками замысловатой формы. Это и по дошедшим до нас фотографиям видно. Но до наших дней сохранилось еще одно смелое архитектурное решение – ступенчатый щипец. Его оформление выдержано в духе западноевропейского маньеризма.

Упомянутый выше Аполлинарий Васнецов изобразил как раз описываемую часть здания на полотне «Симонов монастырь. Облака и золотые купола». Это 1927 год. Едва успел.

Даже на черно-белом снимке все сказочно красиво. А так выглядел Тихвинский храм со знаменитым щипцом в советские годы.

А западноевропейский маньеризм, который чудесным образом проник за толстые крепостные стены Симонова монастыря, имеет блестящие образцы во Флоренции. Взять, например, замечательную Библиотеку Лауренциана. Ее строил Микеланджело с учениками – Джорджо Вазари и Бартоломео Амманати. Отголосок той волны в архитектуре теперь застыл на крыше Тихвинского храма. Так до конца, кстати, и не отреставрированного. В этом смысле он недалеко ушел от башен-сестер.

Знаменитой колокольне Симонова монастыря повезло меньше. Точнее – совсем не повезло. А возвел эту пятиярусную колокольню в 1839 году Константин Тон. Говорят, он очень любил Симонов. Колокольня была на 9 метров (а по некоторым данным, и на 12) выше «Ивана Великого». Выдержанная в русско-византийском стиле, она стала самой высокой в Москве: 90 метров. Симонов монастырь превратился в настоящую архитектурную жемчужину.

Теперь можно только представить, что за звон проносился над излучиной Москвы-реки, когда монахи звали людей на богослужения. Кстати, самый большой колокол весил более 1000 пудов – это 16 тонн. Безбожники эту махину сняли и переплавили. Но даже старинные фотографии передают всю грандиозность колокольни. Есть на что посмотреть. Это, к примеру, самый первый ее снимок. Его сделали в 1852 году.

Колокольню взорвут и разберут на кирпич. А потом и уничтожат и некрополь

А вот старинная открытка Симонова монастыря. Автор – художник-гравер Луи-Пьер-Альфонс Бишбуа.. Луи-Пьер-Альфонс, к слову сказать, красоту и масштаб прекрасно понимал и ценил. Благодаря его работам мы знаем, как поднимали Александровскую колонну на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге.

Колокольню взорвут и разберут на кирпич. А через год и уничтожат и знаменитый монастырский некрополь.

Похороненный некрополь

Душа сказала мне давно:
Ты в мире молнией промчишься!
Тебе всё чувствовать дано,
Но жизнью ты не насладишься.

Это строчки замечательного московского поэта Дмитрия Веневитинова. Он умер в 21 год. Но успел состояться как великолепный романтик.

В 1826 году Веневитинов написал блестящее стихотворение, в котором находим строчки:

Вот час последнего страданья!
Внимайте: воля мертвеца
Страшна, как голос прорицанья.
Внимайте: чтоб сего кольца
С руки холодной не снимали; –
Пусть с ним умрут мои печали
И будут с ним схоронены.

«Завещание» Веневитинова не исполнили. Кольцо действительно было. Точнее – перстень из Геркуланума. Его умирающему поэту надел славянофил Алексей Хомяков. На его похороны в Симонов монастырь приехал и Александр Сергеевич Пушкин. После «молниеносной» жизни прах Дмитрия Владимировича потревожили. Страшную «волю мертвеца» нарушили в 1930 году. Кольцо забрали, и теперь оно хранится в Литературном музее.

Потревожили и прах Сергея Тимофеевича Аксакова – автора «Аленького цветочка». Тела обоих литераторов эксгумировали и перезахоронили на Новодевичьем кладбище. А вот родственникам Веневитинова повезло меньше. Их могилы были уничтожены. Как и сотни других. Их не стали переносить. Все останки смешали с землей. Классовые враги – представители старинных дворянских русских фамилии: Загряжские, Оленины, Дурасовы, Вадбольские, Соймоновы, Муравьевы, Исленьевы, Татищевы, Нарышкины, Шаховские, которые были здесь похоронены, – новой большевистской «России» оказались не нужны. А еще под фундаментом библиотеки Дома культуры «ЗИЛ» находится захоронение сподвижника Петра Великого, первого кавалера ордена святого Андрея Первозванного – Федора Головина. Этот Дом культуры был выстроен на фундаменте пятиглавого Успенского собора Симоновой обители.

Вместе с надгробьями навсегда исчезли и Успенский собор, и другие церкви – перед революцией в обители действовали шесть храмов с 22 престолами, – и Сторожевая башня, и Тайнинская.

Приход слепоглухонемых и новая жизнь Симонова монастыря

Симонов монастырь стал оживать в 90-е годы прошлого века. Благодаря огромной энергии и нечеловеческим усилиям протоиерея Андрея Горячева – настоятеля храма Тихвинской иконы Божией Матери. Он начал восстанавливать и разрушенный монастырь, и утраченный некрополь.

Уже проведена большая экспертиза по отделению человеческих останков и останков животных: кости были беспорядочно разбросаны по территории монастыря и засыпаны землей и строительным мусором. После небольшой экскурсии по монастырю мы с отцом Андреем спустились в усыпальницу Мусиных-Пушкиных. Валентина Платоновича, родственника того самого Алексея Ивановича Мусина-Пушкина, который уговорил Екатерину II открыть Симонов монастырь. Валентин Платонович построил два двухэтажных придела храма.

В глаза бросилось еще одно надгробье с фамилией «Толоконников». Из черного гранита. Оно лет 60, как и сотни других, лежало под землей. А прямо напротив входа в Тихвинский храм лежат еще несколько могильных плит. Видимо, чтобы память не отшибло.

Сюда на богослужения приходят люди с ограниченными возможностями: кто-то не слышит, а кто-то не видит и не слышит одновременно

Я пришел в Симонов монастырь, чтобы поговорить с отцом Андреем Горячевым об общине слепоглухонемых. Сюда уже больше 20 лет на богослужения приходят люди с ограниченными возможностями: кто-то не слышит, а кто-то не видит и не слышит одновременно. И здесь очень крепкая община.

Уже после интервью отец Андрей провел небольшую экскурсию по храму. Само интервью об уникальном приходе слепоглухонемых появится позже. Прежде захотелось познакомить читателей с этим удивительным местом, где чудом дошедшие до наших дней стены, башни и храм готовы рассказать много историй. Было бы желание их послушать.

Симонов монастырь

Симонов монастырь в Москве и сегодня пленяет своей архитектурой, хоть от его построек и мало что осталось. Это место не на слуху даже у жителей города, а туристы здесь вообще большая редкость. Но те, кто находят это место, пребывают под впечатлением от него. Это смешанные чувства восторга от облика величественных строений и горечи от их состояния и разрухи вокруг.

Монастырь до сих пор не может оправиться от тех разрушений, которые были ему нанесены в годы советской власти. Однако постепенно собираются средства и готовится план реставрационных работ, которые позволят привести в порядок постройки. В трапезной работает храм Тихвинской иконы Божией Матери, при нем была создана община неслышащих, слабослышащих и слепоглухих.

Панорама архитектурного ансамбля московского Симонова монастыря на Яндекс. Картах:

История Симонова монастыря

Датой основания обители считаются 1370-е годы, изначально она находилась в другом месте — сейчас там располагается церковь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1379 году монастырь перенесли в другое место, его назвали Новое Симоново. В этом же году заложили первый каменный Успенский собор, его освящение состоялось в 1405 году. В нем хранилась Тихвинская икона Божией Матери, ею преподобный Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву.

В середине XV века на территории монастыря начинает возводиться кирпичная ограда. Его владения постепенно расширяются, и он становится одним из самых почитаемых и красивых монастырей страны. Над его архитектурным ансамблем трудились талантливейшие архитекторы того времени. Среди них Федор Конь, прославившийся строительством Кремля в Смоленске, Осип Старцев. Последний построил в обители Трапезную палату в стиле московского барокко. Славился монастырь и своей братией, из их числа со временем многие прославились как подвижники и святые, к примеру святой Кирилл Белозерский, святой Иона, митрополит Московский и всея Руси, преподобный Максим Грек.

Читать еще:  Генетик Егор Базыкин: И Бог есть, и человек от обезьяны произошел

Раньше многие монастыри были не только местом молитвы, но и фортификационными сооружениями, Симонов монастырь не исключение. Наряду с другими обителями он защищал подступы к Москве на южном направлении. Не раз его мощные стены, самоотверженность воинов и монахов спасали столицу. Так, в конце XVI века удалось отразить нашествие войска татарского хана Казы-Гирея, позднее сдержать натиск предводителя восстания крестьян Ивана Болотникова. Сам монастырь много страдал от различных потрясений, наиболее сильны разрушения были после Смутного времени. Почитаемый монастырь восстановили с усердием и любовью.

Тяжелые времена настали для него во второй половине XVIII века, во время эпидемии чумы его закрыли и использовали в качестве изолятора для содержания зараженных этой болезнью людей. В конце XVIII века прошения о восстановлении монастыря были удовлетворены. Сильный удар нанесло обители вторжение армии Наполеона — многие постройки пострадали от пожара, сам монастырь был разграблен. Благодаря пожертвованиям из казны и от частных лиц удалось восстановить утраты.

Времена испытаний сменились периодом процветания и вплоть до начала XX века монастырь преображался. В это время на его территории появилась колокольня, построенная по проекту известного архитектора Константина Тона. Она была архитектурной доминантой всего города, так как являлась самым высоким сооружением.

Коренным образом все поменялось после Октябрьской революции, ценности обители перенесли в Оружейную палату. В 1923 году ее и вовсе закрыли, учредив в стенах Тихвинского храма музей военно-крепостной обороны. Еще сильнее тучи сгустились над монастырем после решения построить на его территории дворца культуры. В 1930 году по приказу властей был взорван Успенский собор вместе с окружавшими его стенами, разрушениям подверглись колокольня, надвратные церкви и другие постройки.

Уцелели трапезная с Тихвинским храмом и южная стена с тремя башнями. В части помещений располагались цеха по производству рыболовных снастей. Постепенно оставшиеся постройки бывшего Симонова монастырь ветшали и разрушались. В 1991 году Храм Тихвинской иконы Божией Матери передали церкви, в нем начала работать община для людей с нарушением слуха. Первые богослужения прошли в 1995 году.

Сейчас ведутся подготовительные работы по реставрации уцелевших построек монастыря, каждый желающий может пожертвовать деньги на восстановление территории бывшего монастыря. Жители и гости города могут посетить экскурсии, знакомящие с архитектурным ансамблем, территорией обители, ее богатой историей. С расписанием экскурсий можно ознакомиться на официальном сайте Тихвинского храма.

Храмы Симонова монастыря

К началу ХХ века на территории действовало 6 храмов с 22 престолами. Первым появился Успенский собор, его иконостас был расписан Максимом Греком и Андреем Рублевым. О богатстве украшения храма можно судить по сохранившимся золоченым Царским вратам, которые сейчас выставлены в экспозиции Эрмитажа. В архитектурном ансамбле монастыря были Спасская церковь, церкви Сошествия Святого Духа, Знамения Пресвятой Богородицы и другие религиозные постройки.

До наших дней сохранился только храм Тихвинской иконы Божией Матери, возведенный при трапезной Симонова монастыря в 1677 году. В нем регулярно проводятся богослужения. В храме 4 придела (Тихвинской иконы Божией Матери, святителя Феодора архиепископа Ростовского, преподобного Сергия Радонежского, Всех Святых) и крестильный храм преподобного Александра Свирского. Среди святынь храма — мерный список с чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери, иконы покровителей Симонова монастыря, «Исцеление глухонемого», «Умягчение злых сердец», Симоновских святых.

Башни Симонова монастыря

В прошлом мощный форпост имел протяженные крепостные стены и 5 башен. Из них уцелели только 3 башни (Дуло, Кузнечная, Солевая) и часть стен.

Считается, что Кузнечная и Солевая башни были построены по проекту зодчего Антипа Константинова в XVII веке. Кузнечная башня пятиугольная, имеет каменный шатер, покрытый красной черепицей. Солевая башня — девятнадцатигранник, имеющий арочные ниши с нижними и средними боями.

Дуло производит впечатление самой крепкой и могучей из башен. Ее авторство приписывают зодчему Федору Коню. По одной из версий, ее название происходит от имени или прозвища татарского предводителя, убитого стрелой, которую пустили с башни. Она имеет 16 граней, ее ребра украшают лопатки, они делают вид башни стройным.

Как добраться

Архитектурный ансамбль бывшего Симонова монастыря находится в Даниловском районе Москвы. К нему примыкает детский парк «Липки» — популярное место семейного отдыха на природе. Он оборудован аллеями для прогулки, спортивной и детской площадками.

До монастыря можно добраться на наземном общественном транспорте, ближайшая остановка — «Завод Динамо». Здесь останавливаются автобусы № 8, 9, 99, 186, 193, т26, т67. От нее до достопримечательности около 450 метров.

Также неподалеку находится станция метро «Автозаводская» (зеленая ветка), расстояние от нее до монастыря составляет примерно 700 метров.

Еще один вариант — поездка на такси, вызвать машину можно с помощью приложения, в городе доступны Ситимобил, Везет, Яндекс. Такси, Максим, Gett и другие.

Аэросъемка территории бывшего Симонова монастыря в Москве, видео:

Симонов монастырь в Москве

Башенки, украшающие Симонов монастырь в Москве (три из пяти, что сохранились до нашего времени), видны издалека и особенно трогательно смотрятся на фоне современного офисного центра «Симонов плаза». Сама плаза разместилась на территории бывшего советского завода «Динамо», в центре которого оказалась церковь Рождества Богородицы, основанная тут еще в 14 веке. Уникальная абсолютно — и не только своей древней историей, не только тем, что в ней молился о победе над монголами Дмитрий Донской, а еще тем, что в ней похоронены останки героев Куликовской битвы — Пересвета и Осляби.

То место, где находится церковь Рождества Богородицы, еле выжившая в советские времена, называется Старый Симонов. А Новый — это там, где башенки и Тихвинский храм, — остатки знаменитого монастыря-крепости, который защищал подступы в Москве. При Екатерине Второй его закрыли, во время наступления Наполеона разгромили, но обитель всякий раз восстанавливалась.

Николай Карамзин придумал в этих краях свою бедную Лизу, «утопив» ее в местном пруду. В конце 19 века в Старом Симонове открыли завод электрооборудования «Динамо», который во времена СССР захватил и старинную церковь, наплевав даже на могилы героев Куликовской битвы. Часть башен снесли вместе с пятью (!) храмами монастыря, и на их месте (плюс на территории бывшего некрополя) построили памятник конструктивизма — Дворец культуры. В него после войны пришел учиться актерству юный Вася Лановой. В общем, это такое место, в котором намешана масса историй. Приезжайте, удивляйтесь, восхищайтесь, фотографируйте.

Адрес: Москва, ул. Восточная, 4

Координаты: 55.713890, 37.657419

Режим работы: ежедневно, экскурсии — по воскресеньям с 12:00

История

Симонов монастырь в Москве начался с церкви Рождества Богородицы, когда в 1370 году 30-летний племянник Сергия Радонежского, будущий преподобный Федор, пришел сюда строить скит. По преданию, земли для будущей обители пожертвовал боярин Степан Ховрин, который принял иночество с именем Симон. Отсюда и название, которое сохранилось до наших времен, — Симонова слобода.

К Федору примкнули другие иноки и богомольцы, построили общими силами деревянную церковь Рождества Богородицы, кельи. Однако племянник Радонежского хотел найти местечко поукромнее и в поисках такого отправился чуть дальше, на возвышенность. Где и основал монастырь. Это место с тех пор называют Новый Симонов. А Старый остался внизу, с церковкой Рождества Богородицы в самом центре, рядом с которой стали селиться монахи-молчальники.

Главный храм в Новом Симонове — Успенский — закончили уже в 15 веке, после смерти основателя монастыря. В 16 веке тут работал богослов Максим Грек. В 1591 году монастырь оправдал свое предназначение крепости и отразил набег крымских татар Казы-Гирея. В 17 веке заново возвели стены башни. А известный по тем временам московский зодчий Осип Старцев построил волшебной красоты трапезную, примыкающую к храму Тихвинской иконы Божьей матери (она сохранилась, к счастью).

И казалось — жизнь монастыря только стала налаживаться, как в 1771 году Екатерина Вторая объявила секуляризационную реформу, по которой у монастырей изымались их владения. Под раздачу попал и Симонов монастырь в Москве, его попросту упразднили. А во время эпидемии чумы устроили тут изолятор, где держали зараженных. Однако наше любимое дело в отечественной истории: строить — ломать — и все-таки снова строить. Следуя этой логике, в 1795 году началась реставрация обители.

Следующее испытание поджидало Симонов монастырь в Москве в 1812 году, когда французы разграбили обитель, как и многие другие. В церкви устроили конюшни, а в кельях поселились сами.

С церкви Рождества Богородицы началась история Симонова монастыря.
Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

В 1820-х началась очередная реставрация монастыря, деньги на которую выделяли и казна, и частные лица. Впрочем, не просто реставрация: в 1830-х архитектор Константин Тон (он же автор первого Храма Христа Спасителя) воздвиг в Старом Симонове колокольню 100 метров высотой (вместе с крестом) — самую высокую в Москве. Знаменитый Иван Великий в Кремле был 81 метр ростом. Но задача тут была не в том, чтобы «победить» Ивана, а в том, чтобы две колокольни, перезваниваясь, разливали над Москвой завораживающие мелодии.

Но после Октябрьской революции колокольный звон запретили. В Тихвинской церкви и в трапезной устроили музей военно-крепостной обороны. А в 1928 году территорию монастыря выбрали для строительства огромного Дворца культуры. Для этого снесли пять из шести храмов обители. Уничтожили все стены монастыря, кроме южной. Две башни из пяти. И колокольню.

А на рабочих субботниках народ вдохновенно ломал надгробия старого некрополя. Достойными перезахоронения на Новодевичьем кладбище посчитали только поэта Дмитрия Веневитинова и писателя Сергея Аксакова. Остальные представители дворянских фамилий (Нарышкины, Шаховские, Муравьевы, Татищевы и прочие) остались лежать аккурат под новым памятником архитектуры — Дворцом культуры — и сквером вокруг него. В уцелевших зданиях монастыря устроили жилье для рабочих.

В церкви Рождества Богородицы устроили компрессорную станцию электромашиностроительного завода «Динамо». Стояла она в том месте, где сейчас мы видим восстановленное надгробие Пересвета и Осляби (церковь удалось вернуть верующим еще в 1980-х).

Интересные факты

  • Недалеко от церкви Рождества Богородицы в 14 веке Сергий Радонежский вырыл прудик. Он назывался Святым вплоть до конца 18 века, пока в эти места не забрел поэт Николай Карамзин. Увидев пруд, он придумал историю про бедную Лизу, которая влюбилась в дворянина Эраста, а тот бросил ее ради богатой невесты. Недолго думая, Лиза кинулась в пруд, возле которого они когда-то гуляли вместе.
    Повесть оказалась популярной, и москвичи стали называть пруд Лизиным. Барышни потянулись сюда поплакать о собственной неразделенной любви, а то и задуматься: не повторить ли путь Лизы? Кто-то, говорят, видя такое паломничество, оставил на одном из дубов ерническую надпись: «Здесь бросилася в пруд Эрастова невеста. Топитесь, девушки, в прудах довольно места!».
    Сейчас этот пруд не увидеть: после революции 1917 года водоем засыпали, посчитав слишком грязным, а над ним воздвигли один из корпусов завода «Динамо».

Сейчас на месте пруда стоит один из корпусов завода «Динамо».
Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

  • Перед Куликовской битвой Дмитрий Донской отправился за благословением к Сергию Радонежскому в Троицкий монастырь (нынешняя Свято-Троицкая Сергиева Лавра). Сергий предрек князю победу и дал ему в помощь двух иноков, которые до прихода в монастырь, в мирской жизни, были воинами, — Пересвета и Ослябю. Помните историю, как перед началом боя сразились главные богатыри двух войск — нашего и монгольского, Пересвет и Челубей, пронзившие друг друга копьями насмерть?
    После победы нашего войска Дмитрий Донской велел захоронить погибших и на Куликовом поле, и в Москве. А иноков Пересвета и Ослябю — при своем любимом храме в Старом Симонове. Ведь церковь Рождества Богородицы была посвящена празднику, в который пришла победа на Куликовом поле (по новому стилю — 21 сентября).
  • Многие задаются вопросом: почему погибших привезли с поля под Тулой в Москву — ведь не ближний свет? Есть версия, что таким образом Донской хотел создать место поклонения для будущих московских князей, чтоб вдохновлялись подвигом воинов-монахов и не страшились в будущем идти на врага. Рядом с Пересветом и Ослябей похоронили порядка 40 ближайших князю Дмитрию бояр, которые участвовали с ним в Куликовской битве.
  • В церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове Дмитрий Донской отвез икону, которой Сергий благословил его и Пересвета с Ослябей на бой. Трехстворчатый складень из ризницы Симонова монастыря сейчас хранится в Третьяковке. В описании так и сказано: этим складенем Радонежский благословил воинов-иноков на битву.

Что посмотреть

Южная стена

К сожалению, уцелела только южная стена, остальные были взорваны.
Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

От Симонова монастыря осталась только одна, южная, стена. Остальные взорвали в 1930-х. Но если пойти вдоль нее (а она довольно длинная), откроются красивые виды с пригорка на Москву. Тут же рассматривайте и фотографируйте старинные башни.

Тихвинская церковь

В Тихвинской церкви сейчас проходят службы.
Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

В монастыре открыта единственная уцелевшая церковь — Тихвинская. В ней сейчас идут службы, в том числе для глухих — с сурдопереводом.

Башенки

Из пяти башен сохранилось всего три.
Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Сохранились три из пяти башенки. Они хорошо видны из современного бизнес-центра — «Симонов плазы».

Трапезная

В Старом Симонове есть трапезная с изумительно вкусными пирожками, которые готовят тут же. В помещении можно посидеть, попить кофе, погреться, а также — обязательно! — поразглядывать на стене старинные фотографии, сделанные до разорения в 1930-х, во время и после восстановления.

Дворец культуры

Дворец культуры — необычный памятник конструктивистских построек в Москве.
Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Рядом с монастырем (или тем, что от него осталось) стоит памятник конструктивизма — необычной архитектуры Дворец культуры, который тут построили в 1930-х братья Веснины. Действительно красивый и наполненный историей. Жаль только, что ради него снесли часть обители и уничтожили старинное кладбище.

Какие святыни хранятся

Церковь Рождества Богородицы (Старый Симонов):

  • в 1990-х сюда вернулась старинная Тихвинская икона в тяжелом окладе, она считается чудотворной. Перед иконой висят колечки, которые люди дарят ей в знак благодарности за избавление от беды;
  • мощи преподобных Пересвета и Осляби. А на территории храма находится мраморный памятник этим инокам;
  • икона великомученика Пантелеимона с частицей мощей.

Храм Тихвинской иконы Божией матери:

  • Тихвинская икона Божией Матери (список, то есть копия с чудотворной иконы);
  • икона Божией Матери «Умягчение злых сердец», вся украшенная драгоценными колечками-кулончиками, которые люди дарят в благодарность за исцеление или исполнение какой-то другой мольбы.

Монастырь в культуре и искусстве

На месте одного из корпусов завода «Динамо», недалеко от старинной церкви Рождества Богородицы, был пруд, вдохновивший Карамзина написать «Бедную Лизу».

На территории Дворца культуры» (Восточная улица, 4к1) снимали помещения Научного универсального института необыкновенных услуг (сокращенно НУИНУ) для фильма «Чародеи».

Интерьеры Дворца культуры можно увидеть и в недавнем фильме Валерия Тодоровского «Оттепель».

После войны в Театральной студии при Дворце культуры занимались Василий Лановой, Вера Васильева, другие будущие знаменитости. А еще сюда приезжал глава Кубы Фидель Кастро.

Симонов монастырь / прогулки по Москве /

«За Таганкой город кончался. Между Крутицкими казармами и Симоновым монастырем лежали обширные капустные поля. Здесь находились также пороховые погреба. Сам монастырь красиво возвышался. на берегу Москвы-реки. От него теперь осталась только половина прежней постройки, хотя архитектурой этого монастыря Москва могла бы гордиться не в меньшей степени, чем гордятся своими замками французы и немцы.»
Историк М.Н. Тихомиров

Улица Восточная, 4. официальный адрес в справочниках старейшего монастыря Москвы — Симоновского. Он расположен недалеко от станции метро «Автозаводская».

Симонов мужской монастырь основан был в 1379 году племянником и учеником преподобного Сергия Радонежского – игуменом Феодором. Построение его благословили митрополит Московский и всея Руси Алексий и преподобный Сергий Радонежский. Новый монастырь расположился в нескольких километрах от Кремля на высоком берегу Москвы-реки на земле, подаренной обители боярином Степаном Васильевичем Ховрой (Ховриным), который впоследствии в этом монастыре постригся в монахи под именем инока Симонона. Рядом – проходила оживлённая Коломенская дорога. С запада – участок ограничивался крутым левым берегом над изгибом Москвы-реки. Местность была наикрасивейшая.

Четверть века постройки монастыря были деревянными. Владимир Григорьевич Ховрин строит в Симоновом монастыре храм Успения Богородицы. Этот храм, один из самых больших тогда в Москве, до сих пор высится на массивном белокаменном подклете и весьма изукрашен по-итальянски ( в его перестройке в конце XV века принимал участие ученик самого Аристотеля Фиораванти). Возведение его было завершено в 1405 году. Видя это величественное сооружение, современники говорили: «Такой ляпоты ещё не бывало в Москве». Известно, что в XIX веке в храме хранилась икона Господа Вседержителя, принадлежавшая Сергию Радонежскому. По преданию, этой иконой Сергий благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. После перестройки в конце XV века Успенский собор стал пятиглавым.

Читать еще:  Николо-шартомский монастырь. Николо-Шартомский мужской монастырь с

Успенский собор Симонова монастыря 1379-1404 гг.

(реконструкция П.Н.Максимова по результатам натурных исследований 1930 г )

Кроме же монастырского Успенского собора, Владимир Григорьевич и «ограду кирпичну около монастыря сделал». Это была первая в московской архитектуре каменная монастырская ограда, возведенная из нового тогда в Москве материала — кирпича. Его производство только что наладил все тот же Аристотель Фиораванти недалеко от Симонова, в селе Калитникове. В XVI веке неизвестные зодчие возвели вокруг Симонова монастыря новые крепостные стены с мощными башнями (некоторые историки предполагают авторство знаменитого русского зодчего Федора Коня, строителя стен Белого города Москвы, Смоленского Кремля и стен Боровско-Пафнутьева монастыря). Каждая из крепостных башен имела своё название – Дуло, Кузнечная, Солевая, Сторожевая и Тайнинская, выходившая к воде.

Башня «Дуло». 1640-е гг.

Вид с колокольни на Москва-реку. На переднем плане башня «Дуло» и «Сушило». Фотография начала XX в.

С момента своего создания Симонов монастырь находился на самых опасных южных рубежах Москвы. Поэтому стены его делали не просто монастырскими, но крепостными. В 1571 году с башни монастыря смотрел на горящую Москву хан Давлет-Гирей. Столица выгорела тогда за три часа, а в огне погибли около двухсот тысяч москвичей. В 1591 году во время нашествия татарского хана Казы-Гирея обитель вместе с Новоспасским и Даниловым монастырями успешно противостояла крымскому войску. В 1606 году в монастырь царем Василием Шуйским были направлены стрельцы, которые вместе с монахами отражали войска Ивана Болотникова. Наконец, в 1611 году, во время сильнейшего пожара в Москве, возникшего по вине поляков, многие жители столицы укрылись за монастырскими стенами.

Царские врата из Симонова монастыря.
Деталь. Дерево. Москва. Конец XVII в

На протяжении всей истории монастырь был самым посещаемым в Москве, сюда приезжали молиться члены царской семьи. Каждый считал своим долгом принять участие в строительстве и украшении обители, когда-то одной из самых богатых в России. Славилась на всю Москву и монастырская колокольня. Так, в Никоновской летописи помещена специальная статья «О колоколах», в которой говорится о сильном и чудном колокольном звоне, доносившемся, по мнению одних, от соборных колоколов Кремля, а по мнению других, от колоколов Симонова монастыря. Существует также знаменитая легенда, что накануне штурма Казани молодому Ивану Грозному ясно послышался звон симоновских колоколов, предвещающий победу.

Поэтому и к самой симоновской колокольне москвичи испытывали почтение. И когда к XIX веку она пришла в ветхость, то известный архитектор Константин Тон (создатель русско-византийского стиля в московской архитектуре) возвел в 1839 году над северными воротами монастыря новую. Крест ее стал самой высокой точкой Москвы (99,6 метра). На втором ярусе колокольни располагались церкви Иоанна, патриарха Царьградского, и святого Александра Невского, на третьем — звонница с колоколами (самый большой из них весил 16 тонн), на четвертом — часы, на пятом — выход на главу колокольни. Построили это величественное сооружение на средства московского купца Ивана Игнатьева.

Симонов монастырь в XVII веке. Реконструкция Р.А.Кацнельсон

Было время, когда Симоново слыло любимым местом загородных прогулок москвичей. Неподалеку от него располагался дивный пруд, по свидетельству летописей выкопанный братией при участии самого Сергия Радонежского. Он так и назывался – Сергиев пруд. В советское время его засыпали, и на этом месте сегодня находится административное здание завода «Динамо». О пруде еще немного чуть ниже.

Начавшаяся в 1771 году эпидемия чумы привела к закрытию обители и превращению её в «чумный карантин». В 1788 году по указу Екатерины II в монастыре организовали госпиталь – шла русско-турецкая война.

Трапезная Симонова монастыря. 1685 год
Фото из Истории русского искусства И.Грабаря

Большую роль в восстановлении Симонова монастыря в своё время сыграл обер-прокурор Москвы А. И. Мусин-Пушкин. По его прошению императрица отменила свой указ и восстановила монастырь в правах. Семейство Мусиных-Пушкиных захоронено в фамильном склепе некрополя храма Тихвинской иконы Божией Матери монастыря.

Первым, в соборе Успения Божией Матери, захоронили вкладчика и строителя этой церкви Григория Степановича Ховру. В дальнейшем собор стал усыпальницей митрополитов Варлаама, сына московского князя Дмитрия Иоанновича (Донского) – князя Константина Псковского, князей Мстиславских, Сулешевых, Тёмкиных, бояр Головиных и Бутырлиных.

До сих пор в земле, под местным Детским парком, покоятся: первый кавалер ордена святого Андрея Первозванного, соратник Петра I, Федор Головин; глава семибоярщины, трижды отказывавшийся от русского трона Федор Михайлович Мстиславский; князья Урусовы, Бутурлины, Татищевы, Нарышкины, Мещерские, Муравьевы, Бахрушины.

До 1924 года здесь стояли надгробия на могилах русского писателя С.Т. Аксакова и рано умершего друга А.С. Пушкина поэта Д.В. Веневитинова (на его надгробной плите чернела эпитафия: «Как знал он жизнь, как мало жил»).

Надгробие над могилами Веневитиновых

Вторично обитель закрыли уже в 1923 году. Последнего её игумена Антонина (в миру Александра Петровича Чубарова) сослали на Соловки, где он и скончался в 1925 году. Ныне игумен Антоний причислен к лику новомученников российских…

А. М. Васнецов. Облака и золотые купола. Вид Симонова монастыря в Москве. 1920

От некогда мощной крепости сохранились лишь немногие строения:
— Крепостные стены (три прясла);
— Солевая башня (угловая, юго-восточная);
— Кузнечная башня (пятигранная, на южной стене);
— «Дуло» (угловая, юго-западная башня);
— «Водяные» ворота (1/2 XVII в.);
— «Келарский корпус» (или «Старая» трапезная, 1485 г., XVII в., XVIII в.);
— «Новая» трапезная (1677-1683 гг., зодчие П. Потапов, О. Старцев);
— «Сушило» (солодежня, XVI в., 2/2 XVII в.);
— Казначейские кельи (1/3 XVII в.).
— Сохранился один закрытый храм с 5-ю престолами, пять же других храмов с 6-ю престолами были разрушены.

Современные фотографии состояния монастыря

Ну, а теперь немного лирики. Этот монастырь знаменит еще и романтическими историями.

Обессмертил Симонов монастырь Николай Михайлович Карамзин:

«. всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные, готические башни Симонова монастыря. Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей, которая представляется глазам в образе величественного амфитеатра: великолепная картина, особливо когда светит на нее солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся! Внизу расстилаются тучные, густозеленые цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов, которые плывут от плодоноснейших стран Российской империи и наделяют алчную Москву хлебом.

На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада; там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них единообразные. Подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь; еще далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьевы горы. На левой же стороне видны обширные, хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали село Коломенское с высоким дворцом своим».

В своей повести «Бедная Лиза» Карамзин весьма достоверно описал окрестности Тюфелевой рощи. Лизу с ее престарелой мамой он поселил возле стен расположенного неподалеку Симонова монастыря. Водоем у монастырских стен в южном предместье Москвы стал вдруг самым знаменитым прудом, местом массового паломничества читателей в течение долгих лет. Назывался пруд Святым, или Сергиевым, потому что, по монастырскому преданию, его выкопал сам Сергий Радонежский, основатель и первый игумен Троицкого монастыря по Ярославской дороге, ставшего знаменитой Троице-Сергиевой лаврой.

Симоновские монахи разводили в пруду какую-то особенную — размерами и вкусом — рыбу и угощали ею царя Алексея Михайловича, когда тот, проездом в Коломенское, останавливался для отдыха в покоях здешнего настоятеля. Вышла в свет повесть о несчастной девушке, простой крестьянке, которая жизнь свою кончила совсем не по-христиански — богопротивным самоубийством, и москвичи — при всей их богомольности — сразу же переименовали Святой пруд в Лизин пруд, и о прежнем названии вскоре помнили лишь старые насельники Симонов монастыря.

Многочисленные деревья, окружавшие его, были исписаны и изрезаны надписями сострадания к несчастной красавице. Например, такими:

В струях сих бедная скончала Лиза дни,
Коль ты чувствителен, прохожий, воздохни!

Впрочем, по свидетельству современников время от времени здесь появлялись и более ироничные послания:

Погибла здесь в пруду Эрастова невеста,
Топитесь, девушки, и вам тут много места.

В двадцатых годах прошлого века пруд сильно обмелел, зарос, стал похож на болотце. В начале тридцатых годов при строительстве стадиона для рабочих завода “Динамо” пруд был засыпан и на этом месте высажены деревья. Сейчас над бывшим Лизиным прудом высится административный корпус завода “Динамо”. Еще в начале 20 века на картах значился пруд ее имени, и даже железнодорожная станция «Лизино».

Симонов мужской монастырь. Симонов монастырь Симоновский монастырь на автозаводской

lapka » 31 май 2012, 17:47

Симонов (Успенский) монастырь — мужской монастырь, основанный в 1370 году вниз по течению Москвы-реки от Москвы учеником и племянником св. прп. Сергия Радонежского — свт. Федором, уроженцем города Радонежа на землях, которые пожертвовал боярин Степан Васильевич Ховрин.

В 1379 году монастырь перенесен на нынешнее место; на прежнем месте (в Старом Симонове) сохранилась церковь Рождества Богородицы, в которой в XVIII веке были обнаружены захоронения героев Куликовской битвы — Александра Пересвета и Андрея (Родиона) Ослябы, сохранившиеся и поныне.

Преподобный Сергий Радонежский считал Симонов монастырь «отраслью» своей Троицкой обители и всегда останавливался здесь во время приездов в Москву. Из стен Симонова монастыря вышла целая плеяда выдающихся подвижников и церковных деятелей: св. Кирилл Белозерский (1337—1427), св. Иона, митрополит Московский (?—1461), патриарх Иосиф (?—1652), митрополит Геронтий, архиепископ Ростовский Иоанн. В XVI веке в монастыре проживали и работали знаменитый деятель нестяжательства инок Вассиан (в миру — князь Василий Иванович Косой-Патрикеев) и богослов прп. Максим Грек.

По выражению летописца, Симонов монастырь неоднократно служил «щитом Москвы против врагов». За долгие годы своего существования Симонов монастырь не раз принимал на себя натиск вражеских полчищ, подвергался татарским набегам, в Смутное время был разорен и разрушен едва не до основания.

В прежние времена монастырь был одним из самых известных и почитаемых в России: сюда стекалось и огромное количество людей, и богатые материальные вклады. Особенной любовью монастырь пользовался у царя Федора Алексеевича (старшего брата Петра I), который имел здесь собственную келью для уединения.

Симонов монастырь на плане Москвы 1739 года:

Симонов монастырь на плане Москвы 1838 года:

Симонов монастырь на плане Москвы 1852 года:

Симонов монастырь на плане Москвы 1888 года:

В 1771 году монастырь был упразднен Екатериной II и по случаю распространившейся в то время эпидемии чумы был обращен в чумной изолятор. Лишь в 1795 году он был восстановлен в своем исконном качестве ходатайством графа Алексея Мусина-Пушкина. При этом его первым настоятелем стал архимандрит Игнатий (Ушаков), перемещенный из Большого Тихвинского монастыря Новгородской епархии.

После установления советской власти в 1920 году монастырь был вновь упразднен. В 1923 году в монастыре был учреждён музей, просуществовавший до 1930 года. Директор музея, Василий Иванович Троицкий (1868—1944), наладил отношения с церковной общиной: разрешил службы в одном из храмов монастыря в обмен на предоставление сторожей и дворников за счёт общины. В 1920-е годы архитектором С. К. Родионовым была проведена реставрация построек монастыря.

В январе 1930 года правительственная комиссия признала, что часть древних сооружений на территории монастыря могут быть сохранены как исторические памятники, но собор и стены следует снести.

Взрыв прогремел в ночь на 21 января, точно в шестую годовщину смерти В. И. Ленина. На воздух взлетели пять из шести церквей, в том числе Успенский собор, колокольня, надвратные церкви, а также башни Сторожевая и Тайницкая с прилегавшими к ним постройками. На рабочих субботниках были разобраны все стены монастыря, кроме южной, а также стерты с лица земли все могилы на территории обители. На месте развалин «крепости церковного мракобесия», как писал журнал «Огонек», в 1932—1937 годах поднялся Дворец культуры ЗИЛ.

Монастырь вернули церкви и начали восстанавливать в начале 1990-х.

Симонов монастырь в Москве: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Адрес Симонова монастыря: г.Москва, Восточная ул., д.4. Добраться до Симонова монастыря просто. Метро Автозаводская (последний вагон из центра). Потом идете по улице Мастеркова, после пересечения с улицей Ленинская Слобода идете также прямо уже по улице Восточной. И впереди слева видите Солевую башню Симонова монастыря. Основан монастырь в 1370 году южнее Москвы на землях боярина Степана Васильевича Ховрина. Став монахом, Степан Васильевич получил имя Симон, отсюда и название монастыря. Монастырь был одним из самых почитаемых в России. Но в 1920-м его упразднил. А в 1930-м часть построек и вовсе взорвали. А на их месте возвели ДК ЗИЛ. А в другой части устроили какие-то производства. История монастыря – богатейшая. Да все просто: набираете в любом поисковике «Симонов монастырь» – и открываются сотни ссылок с обилием исторических фактов. Там на десять передач хватит. Я о другом хочу сказать. Вот, казалось бы – ну, что здесь смотреть? Из построек сохранились немногие. Один храм — церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Из стен — целиком лишь южная, фрагмент западной да малая часть восточной. Три башни. Реставрация? Ну, так… идет ни шатко, ни валко… МОГУТ ОБИДЕТЬСЯ НАСЧЕТ НИ ШАТКО… И все-таки. Ни один монастырь не вызывал у меня таких эмоций, как Симонов. Попробую объяснить. Знаете, ведь монахи не были кроткими агнцами, и наряду с церковными книгами и четками столь же умело держали в руках и меч, когда речь шла о свободе страны. И монастыри далеко не всегда были тихими обителями, но чаще – мощнейшими крепостями. И вот в Симоновом монастыре… В нем это есть… Дух народа, дух непокорной и непокоренной Руси… Он, этот дух в каждом кирпичике, он струится из каждой трещины в стенах монастырских башен… И не зря именно в Симоновом монастыре похоронены иноки Ослябя и Пересвет… Да-да, те самые, герои Куликовской битвы… Уточним, однако, что их захоронение находится недалеко от нынешнего… в Старом Симоновом, это на улице Восточной, 6, на территории , в Церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и к ней можно свободно пройти… Так вот… стоишь посреди, казалось бы, разрушенных построек… И понимаешь, что по большому-то счету, не это главное… важное, но не главное… Дух… вот пока он есть… Ведь стоит Симонов монастырь… И осаждали его, и разрушали, и грабили, и взрывали… А – стоит! Стоит Симонов монастырь! Строки-то пушкинские помните? «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…»: Стоит Симонов монастырь! Как символ Руси. И будет стоять. Отныне и навеки.

Посещение обители

Поскольку на сегодняшний день монастырь не действует, побывать на его территории можно в любое время. Если вы хотите не только полюбоваться сохранившимися остатками архитектурного комплекса обители, но и больше узнать о ее истории, ознакомиться со святынями, посетите монастырскую библиотеку, которая действует на территории. Открыта она ежедневно, кроме пятницы,

  • в будние дни – с 15.00 до 19.00;
  • в выходные – с 10.00 до 19.00;
  • по воскресеньям здесь проводятся православные беседы, начало которых – в 15.00.

Важно! Отправляясь в эту обитель, помните, что всем паломникам и туристам следует соблюдать определенную форму одежды: женщинам необходимо покрыть голову, надеть юбки или платья, которые закрывают колени, не оголять плечи; мужчинам нельзя находиться на территории в шортах, с оголенным торсом, в головных уборах.

История Симоновского монастыря

Стоит отметить, что в Симонов монастырь являлся одним из самых богатых и велико почитаемых не только в Московии, но и по всей Руси. В местном некрополе вплоть до конца XIX столетия предавали земле самых известных представителей дворянского сословия. В монастырских стенах получали образование многие церковнослужители, которые впоследствии внесли огромный вклад в могущество Русской Православной церкви.

Первой значимой постройкой обители стал храм Успения, выстроенный из камня. Его заложили в 1379 году, и после окончания строительства он немногим уступал по размерам соборам Кремля, которые являлись самыми большими в Москве.

В 1485 году на территории обители была возведена Трапезная палата, а немногим позже и Преображенская церковь с высокой колокольней.

В 1593 году в Симоновском монастыре у входных ворот построили очередную церковь, а спустя еще 40 лет — в 1643 году — рядом с главным собором подняли церковь Знамения. Защитные кирпичные стены с устроенными сторожевыми башнями возвели в XVI столетии.

Новую трапезную с использованием фундамента и части стен прежней возвели в 1680 году по указу самодержца Федора Алексеевича. Руководил строительством зодчий Петр Петров. Однако и она вскоре была вновь перестроена под руководством архитектора Осипа Дмитриевича Старцева в стиле «нарышкинского» барокко.

С восточной части этого сооружения со временем появилась Тихвинская церковь, которую возвели благодаря Марии Алексеевне, приходившейся родной сестрой императору Петру I.

В период с 1832 по 1839 годы по проекту архитектора Константина Андреевича Тона на монастырской территории построили 90-метровую колокольню, получившую формы и декор русско-византийского стиля. Являясь самой высокой в Москве и превышавшей высоту колокольни Ивана Великого в Кремле (удивительно, что было дано разрешение на такое строительство со стороны светских властей), она стала доминантой этого района города.

Средства на колокольню, напоминавшую своим видом подобное сооружение на территории Новодевичьего монастыря, выделил московский купец Игнатьев.

Расписание богослужений в Симоновом монастыре

День неделиСлужбаВремя начала
Понедельник-пятницаОбедница9.00
Суббота, воскресеньеИсповедь Литургия8.30 9.00

На текущий момент богослужения проходят не во всех храмах обители, а лишь в церкви Тихвинской иконы Богоматери. Учтите этот момент, собираясь посетить монастырь с паломничеством.

Важно! Богослужения в храме ведутся как словами, так и жестами, что позволяет посещать их даже глухим или людям с сурдологическими проблемами. Также в храме есть резные иконы для слепоглухих.

Настоятели

  • свт. Феодор (1370 — 1386)
  • cвт. Геронтий (упом. 1447 — 1453)
  • свт. Вассиан (Санин) (ок. 1502 — 1506)
  • Иоанн (1514 — 9 февраля 1520)
  • Филофей (1560 — 1562)
  • Павел (сентябрь 1612 — август 1613)
  • Левкий (1620 — 6 июля 1634)
  • Иосиф (Дьяков) (1639 — 1642)
  • Павел (май 1671 — 15 сентября 1674)
  • Рафаил (Краснопольский) (нач. 1704 — 1708)
  • Иосиф (Туробойский) (1708 — 1710 [1])
  • Дорофей (Короткевич) (1710 — 1712)
  • Кирилл (Флоринский) (? — июль 1741)
  • Павел (Пономарев) (27 ноября 1783 — 13 октября 1785)

  • Аполлоний (Матвеевский) (1851 — 1861)
  • Иоанн (Митропольский) (26 марта 1881 — 12 августа 1889)
  • Андрей (Садовский) (1889 — 1893)
  • Александр (Закке-Заккис) (16 апреля — 3 сентября 1893)

  • Иоанн (Кратиров) (12 марта 1903 — 5 декабря 1908)
  • Мисаил (Крылов) (4 декабря 1908 — ?)
  • Филипп (Перов) (не ранее 1912 — 1917)
  • Иаков (Пятницкий) (1921 — март 1922)
  • Петр (Руднев) (1923 — 1927 [2])
  • Фото обители

    • Лучше всего сохранились монастырские башни.
    • Остатки архитектурного ансамбля соседствуют с современными зданиями.
    • Представить общий вид Симонова монастыря сегодня можно лишь по его старым изображениям.
    • Отреставрированная трапезная обители привлекает внимание посетителей.
    • Далеко не все строения получили «вторую молодость».
    • Солодежня – одно из немногих сохранившихся зданий монастыря.
    • Церковь Рождества Божьей Матери, расположенная на территории Старо-Симонова монастыря в Москве, сохранила свой облик.
    • В храме Рождества Богородицы хранятся останки героев Куликовской битвы.
    • Между строениями, которые относятся к ансамблю обители, возвышаются и жилые дома.

    Некрополь

    Красноармейцы на субботнике выносят церковное имущество из Симонова монастыря, 1925 год

    В монастырском соборе похоронили Симеона Бекбулатовича — крещёного касимовского царевича. В 1606 году он был пострижен на Соловках и умер в Симоновом монастыре под именем схимника Стефана. Здесь же были захоронены сын Дмитрия Донского Константин Дмитриевич (Кассиан), князья Мстиславские, Темкины-Ростовские, Сулешевы, бояре Головины и Бутурлины[4].

    На территории Симонова монастыря находился обширный некрополь, в котором были похоронены поэт Дмитрий Веневитинов, писатель Сергей Аксаков, его сын Константин Аксаков, композитор Александр Алябьев, коллекционер Алексей Бахрушин, сподвижник Петра I Фёдор Головин, а также многочисленные представители старинных русских дворянских фамилий — Загряжские, Оленины, Дурасовы, Вадбольские, Соймоновы, Муравьёвы, Исленьевы, Татищевы, Нарышкины, Шаховские, Петрово-Соловово[4][54].

    В 1930-х годах одновременно с монастырём уничтожили и некрополь. С разорённого кладбища на Новодевичье перенесли останки поэта Дмитрия Веневитинова и писателей Аксаковых. На месте захоронений устроили гальванический, а потом столярный цеха. После передачи монастыря Церкви, во время строительных работ 1990-х годов, некоторые останки были найдены и вновь захоронены[55].

    Симонов монастырь — видео

    Симонов монастырь, который был одной из богатейших и красивейших московских обителей, постепенно возрождается силами общины слабослышащих. Хотя храмы и некрополь, где были родовые усыпальницы многих дворян, еще не восстановлены, территория бывшей обители уже не выглядит заброшенным пустырем, а в храме Тихвинской иконы Богоматери снова звучит молитва.
    https://youtu.be/xboawmLgdgI

    Бывали ли вы в этом монастыре, видели ли три сохранившихся башни и Солодежню? Поделитесь своими впечатлениями в комментариях.

    Примечания

    1. Рудаков В. Е.
      Симонов монастырь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
    2. Никон, архимандрит.
      Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца // Житие и подвиги преподобного Сергия Радонежского. Репринт с издания 1904 года. — Изд. Троице-Сергиевой лавры, 1990. — С. 229.
    3. Клосс Б.
      Избранные труды. — М., 1998. — Т. 1. Житие Сергия Радонежского. — С. 45.
    4. Кучкин В.
      Начало московского Симонова монастыря // Культура средневековой Москвы XIV—XVII вв.. — М., 1995. — С. 119.
    5. Борисов Н.
      Сергий Радонежский. — 3-е. — Москва: Молодая гвардия, 2006. — С. 288. — (Жизнь замечательных людей).
    6. 1234Низовский А. Ю.
      Самые знаменитые монастыри и храмы России. — «Вече», 2001. C. 464. ISBN 5-7838-0578-5
    7. 1234
      [www.msk-guide.ru/page_160.htm Симонов монастырь]
    8. Шаблон:Книга:Нащокина М. B.: Архитекторы московского модерна
    9. 12
      [www.bytic.ru/compsc/2002_dip/Moscow/Simon.htm Московские монастыри и храмы]
    10. По преданию, выкопан Сергием Радонежским.
    11. 12
      [nashenasledie2008.ya.ru/replies.xml?item_no=1913&ncrnd=4832 Симонов монастырь на сайте «Наше наследие»]

    Как добраться до монастыря?

    Добраться до Симонова монастыря, часы работы которого — с 8.30 до 19.30, совсем несложно. Если вы пользуетесь общественным транспортом, то садитесь на метро до станции «Автозаводская». Далее следует пройти по улице Мастеркова в направлении улицы под названием Ленинская Слобода. Как только вы окажетесь на перекрестке, увидите Солевую башню, которая принадлежит Симонову монастырю. Адрес: город Москва, улица Восточная, дом 4.

    Время в пути от метро до самого монастыря составит около восьми минут пешком.

    Ссылки

    Афанасьевский • Богоявленский Троицкий • Вознесенский • Спас на Бору • Чудов
    Прочее:
    Алексеевский (старый) • Варсонофьевский • Крестовоздвиженский • Моисеевский • Новинский • Страстной

    Симонов монастырь

    Адрес:
    115280, Московская область
    г. Москва, ул. Восточная, д. 4

    Время работы:
    ежедневно, 8:30–19:30

    Телефоны:
    +7 495 675‑45-54,
    +7 495 675‑21-95

    Общая информация

    Симонов Успенский Монастырь входит в число самых богатых и посещаемых монастырей ближнего Подмосковья. Расположен в южном административном Московском округе. Монастырь входит в круг укрепленных монастырей, которые издревле защищали окраины Москвы с юга. На данный момент обширная территория застроена лишь частичного, так как в 1930 году большинство второстепенных застроек было решено снести.

    Расположенный в живописном месте вниз по течению Москвы-реки близ Москвы, основан мужской монастырь свт. Федором племянником и учеником св. прп. Сергия Радонежского. Уроженец города Радонежа, на земле, которую подарил боярин Степан Ховрин, был после прозванный и принят именем Симон, в следствии чего и возникло название монастыря. Позднее в летописях сохранились записи о сохранности связей монастыря с родом Ховриных (Головиных), где была построена усыпальница для его представителей.

    Считается, что основан монастырь был в 1370 году. Если верить современным исследователям обитель воздвигли к 1375 – 1378 годам, либо осенью или весной 1377 года.

    Ранее монастырь находился в отдаленности в Старом Симонове, где по сей день сохранилась старая церковь Рождества Богородицы, в которой в начале XVIII века археологи обнаружили захоронения легендарных героев Куликовской битвы – Андрея Осляби и Александра Пересвета. К нынешнему месту монастырь был перенесен к концу 1379 года. Преподобный Сергий Радонежский часто останавливался в обители во время своих визитов в Москву, и считал Симонов монастырь «душой» своей Троицкой обители. Стены Симонова монастыря славятся выходцами известных церковных деятелей: св. Кирилл Белозерский, архиепископ Ростовский Иоанн, патриарх Иосиф, митрополит Иона, митрополит Геронтий. За годы существования Симонова обитель не раз подвергалась набегам и погромам, была полностью разорена в Смутные времена.

    Монастырь был одним из самых узнаваемых и уважаемых в ближнем Подмосковье; сюда стекалось и большое количество людей, и внушительные материальные взносы. Особую любовью монастырь вызывал у старшего брата Петра I царя Федора Алексеевича, которому была отведена собственная уединенная келья.

    Монастырь был упразднен Екатериной II в 1771 году и сообразно случаю распространившейся в те времена эпидемии чумы был переделан в чумной изолятор. В 1920 году обитель была опять упразднена, после чего монастырь был переквалифицирован в музей, который просуществовал до конца 1930 года.

    В 1930 году правительственная комиссия согласилась, что часть древних построек на территории Симонова монастыря имеет все шансы существовать, остались сохранены исторические памятники, однако храм и основание было решено снести. В результате снесли 5 из 6 церквей, а также главный Успенский собор, колокольню, надвратные церквушки, Сторожевую и Тайницкую башню со всеми прилегавшими к ним сооружениями. Одноименное кладбище было закрыто. На месте снесенного строения в 1937 годах выстроили Дворец культуры ЗИЛа.

    В 1990 году уцелевший монастырь было решено передать церкви.

    Симонов монастырь находится в очень живописном месте, которое издавна привлекало внимание поэтов, художников и людей иных творческих профессий. Царящая кругом атмосфера навевает романтичное и немного меланхоличное настроение. Неудивительно, что Карамзин выбрал пруд у монастыря в качестве места скорби и последнего вздоха бедной Лизы.

    Во владениях Симонова монастыря располагался довольно большой некрополь. В нем были захоронены поэт Д. В. Веневитинов ( 1805 — 1827 гг.), композитор А. А. Алябьев ( 1787 — 1851 гг.), Н. Л. Пушкин — дядя поэта Александра Сергеевича Пушкина, писатель С. Т. Аксаков и многие другие люди, представляющие старинные русские дворянские фамилии — Дурасовы, Соймоновы, Муравьевы, Татищевы и др. Также в монастырском соборе были захоронены Симеон Бекбадатович, Константин Дмитриевич — сын Дмитрия Донского, князья Сулешевы, Темкины — Ростовские, Мстиславские и бояре Головины, Бутурлины.

    Некрополь вместе с монастырем был разрушен в 1930-х годах. С уничтоженного кладбища перенесли на Новодевичье останки писателей С. Т. и К. С. Аксаковых и поэта Д. В. Веневитинова. Позже на этом месте были установлены гальванический, затем столярный цеха. В 1990-х гг. когда во время строительных работ монастырь был передан церкви. Здесь были найдены некоторые останки и перезахоронены.

    Из уст протоиерея Андрея Горячева было ясно, что все могилы здесь были осквернены и часть останков были найдены во время строительных работ. Позже произвели большую работу по идентификации и разделению останков людей и животных, затем останки людей были захоронены в некрополе с отданием почестей и обрядов.

    Структура архитектурного ансамбля

    На протяжении всей истории своего существования Симонов монастырь как единый историко-архитектурный комплекс подвергался неоднократным перестройкам и реконструкциям. Так, в 1405 году было закончено строительство первого фундаментального строения — соборной церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы, заложенной еще в 1379 году. Однако в своем первоначальном виде она простояла недолго – вследствие удара молнии в 1476 году был сильно поврежден купол, что потребовало перестройки всей церкви. Перестройка заняла практически 70 лет и в 1543-1549 гг. миру была явлена новая соборная церковь. Построенная на старом фундаменте, она, тем не менее, стала пятиглавой и значительно увеличилась в размерах.

    В конце XVII века собор украсили художественной росписью, над которой работала артель московских мастеров. В тот же период в соборе начал функционировать резной золоченый иконостас, жемчужиной которого стала главная реликвия монастыря – икона Тихвинской Божьей Матери.

    Это интересно
    По преданию именно иконой Тихвинской Божьей Матери Сергий Радонежский благословил на Куликовскую битву князя Дмитрия Донского. Не менее важное значение имел золотой крест, искусно инкрустированный алмазами и изумрудами, — дар монастырю от царевны Марии Алексеевны.

    В XVI веке, во время правления Бориса Годунова, были построены стены и башни. Считается, что их возводили под руководством Коня Федора Савельевича, также построившего Смоленский кремль. Благодаря укреплению монастырь выстоял во время нападения крымского хана Газы II Гирея.

    В 1630-40 гг. монастырь еще больше укрепили за счет возведения новых башен и стен. В часть новой крепости вошли как новые постройки, так и фрагменты старой. После реконструкции окружность монастырских стен составила 825 м, а высота — 7 м. До наших дней дошли фрагменты стен XVII века, в частности, широко известная угловая башня «Дуло». Ее отличительная черта – высокий шатер с двухъярусной дозорной башней. Также уцелели башни «Кузнечная» (пятигранная) и «Солевая» (круглая).

    В 1680 году артелью каменщиков во главе с зодчим Парфеном Петровым была сооружена Трапезная (получила название «Новая»). Средства на ее строительство монастырю пожаловал царь Федор Алексеевич. В состав «Новой» Трапезной вместе с церковью Св. Сергия Радонежского вошли фрагменты старой постройки 1485 года.

    Это интересно
    Не обошлось без недоразумений. При строительстве нового здания прославленный мастер Парфен Петров использовал элементы древней московской архитектуры, что вызывало возмущение со стороны монастырской братии. В отношении архитектора три года велась судебная тяжба, итогом которой стала перестройка здания в стиле московского барокко. Правда, в этот раз работами руководил Осип Старцев – известный московский зодчий XVII века. Новая Трапезная была причудливо украшена – Старцев умело воплотил в декоративном оформлении сооружения стиль «в шахмат» (имитация каменной ограненной кладки).

    Позднее в 1700 г. при трапезной построили Церковь Сошествия Святого Духа. Основную лепту в строительство внесла царевна Мария Алексеевна, которая также даровала монастырю ранее упоминавшийся золотой крест. Спустя столетие к церкви пристроили два придела.

    В середине XIX века было принято решение возвести новую колокольню. Средства на строительство жертвовал известный меценат купец Иван Игнатьев. Первоначальный проект колокольни авторства Н.Е. Тюрина предлагал сооружение в стиле классицизма, но в последующем проект был изменен и за основу взят традиционный «русско-византийский стиль» (проект К.А. Тона). К 1839 году колокольня представляла собой пятиярусное сооружение высотой 90 метров и во многом формировала облик Москвы того времени. К сожалению, в 1929 году по распоряжению советских властей она была взорвана и разобрана на кирпичи.

    Изначально в монастырь вело трое ворот: западные, восточные и северные. В 1591 году в память об отражении нападения крымского хана Газы II Гирея была возведена надвратная церковь Всемилостивого Спаса, а в 1834 году надвратная церковь Св. Николая Чудотворца.

    Годы гонений и войн оставили свой след в облике Симонова монастыря – для потомков сохранилась лишь малая часть построек. Из единого историко-архитектурного ансамбля уцелели: • южная стена с тремя основными башнями (угловая «Дуло», пятигранная «Кузнечная» и кругла «Солевая»); • «Новая» трапезная с церковью Св. Духа; • братский корпус (XVII в.); • «старая» трапезная (1485, XVII в.); • мастеровая палата; • хозяйственная постройка («солодежня» или «сушило»).

    Сегодня на территории Симонова монастыря реставрационные работы проводятся только в трапезной. Братский корпус и хозяйственные постройки задействованы в качестве мастерских, а башни и стены заброшены.

    Как добраться?

    Адрес Симонова монастыря: г. Москва, ул. Восточная, д. 4
    Координаты Симонова монастыря: 55.713752, 37.656095

    Детальный маршрут проезда до г. Москвы можно посмотреть в разделе Москва-Как добраться?

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector