1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Шафиитский мазхаб. Краткие сведения

Этапы, которые прошел Мазхаб имама аш-Шафии

Мазхаб имама аш-Шафии прошел несколько этапов:

Первый этап – основание мазхаба. Затем был этап распространения и передачи мазхаба. Далее прошел этап расширения мазхаба и выведения решений учеными – асхабуль вуджух (ученые шафииты, которые выносили решения согласно основным правилам мазхаба) на основах и правилах имама аш-Шафии. И на этом этапе в Шафиитском мазхабе появились два основных направления: Иракское и Хорасанское.

Во главе Иракского направления был имам Абу Хамид аль-Исфарайини и его два ученика: Абу ат-Тайиб ат-Табари и Абульхасан аль-Маварди – автор книги «аль-Хави». А во главе Хорасанского направления стояли имам Абу Бакр аль-Маррузий, известный, как аль-Каффаль младший, и его два ученика: Абу Мухаммад аль-Джувайни (отец имама аль-Харамайни) и Кади Хусейн.

Имам ан-Навави в своей книге «Аль-Маджму шарх аль-мухаззаб» об этом пишет следующее:

واعلم: أن نقل أصحابنا العراقيين لنصوص الشافعي و قواعد مذهبه و وجوه متقدمي أصحابنا.. أتقن و أثبت من نقل الخراسانيين غالبا، و الخراسانيون أحسن تصرفا و بحثا و تفريعا و ترتيبا غالبا

«Знай, что передачи [цитирование] изречений имама аш-Шафии и правил его мазхаба и вуджух (мнения, вынесенные по правилам мазхаба) более ранних больших крупных ученых мазхаба (асхаб) учеными иракского направления в большинстве случаев более совершенны и достоверны, чем то, что передают ученые хорасанского направления. А ученые хорасанского направления в большинстве случаев лучшие в преподнесении, исследовании, разделении (по второстепенным вопросам) и упорядочении этих изречений и правил». (Аль-Маджмуъ шарх аль-Мухаззаб 1/105; Ан-Навави)

Таким образом и продолжался этот этап. Каждый, кто желал вносить в книгу какое-либо мнение, следовал одному из двух направлений – либо иракскому, либо хорасанскому, пока не появился следующий новый этап, в котором были объединены эти оба направления. Этот этап завершился на двух больших имамах мазхаба: имам Ар-Рафии и имам Ан-Навави, которые и объединили эти оба направления – иракское и хорасанское.

Они вывели из обоих направлений одно мнение муътамад (мнение, на которое опираются в мазхабе), и на этом мнении утвердился мазхаб имама Аш-Шафии. Хотя до имамов Ар-Рафии и Ан-Навави другие ученые, такие как Аш-Ширази, Аль-Газали и др., написали книги, в которых были объединены мнения обоих направлений, они выбирали одно из двух мнений с добавками вуджух, так как они были из числа асхабуль вуджух. А этап тарджиха (выбора более обоснованного мнения) был начат только имамами Ар-Рафии и Ан-Навави.

А после того, как эти два шейха (Ан-Навави и Ар-Рафии) вывели мнения муътамад, все последовали за этими мнениями, и так это продолжалось долгое время. Но вместе с этим в некоторых вопросах появились разногласия между имамами Ар-Рафии и Ан-Навави, или же в разных книгах у самого Ан-Навави мнения иногда расходились. Некоторое время в мнении муътамад Шафиитского мазхаба существовали эти незначительные расхождения. Одни ученые считали одно мнение сильным, другие – второе, и это продолжалось, пока не появились Шейхуль Ислам Закаря Аль-Ансари и его ученики. У него учились большие ученые нашего мазхаба. И самыми известными из них являются имам Ибн Хаджар аль-Хайтами и имам Шамсуддин ар-Рамли (сын), они оба написали толкования (шарх) на книгу Имама Ан-Навави «Мирхадж ат-талибин» – Ибн Хаджар «Тухфат аль-мухтадж», Шамс ар-Рамли (сын) «Нихаят аль-мухтадж». Такой же шарх к книге написал и имам аль-Хатыб аш-Ширбини – «Мугъни аль-мухтадж».

В дальнейшем в Шафиитском мазхабе утвердилось правило, что решение по тому или иному вопросу следует выносить исходя из того, что считают предпочтительным эти три имама в своих шархах. Затем появились разногласия в некоторых вопросах между Ибн Хаджаром аль-Хайтами и Шамсуддином Ар-Рамли. Причиной этого разногласия ученые считают то, что в некоторых вопросах один из них брал мнение имама ан-Навави с одних его книг, а другой брал мнение из других его книг. Но иногда они говорили и о новых вопросах, в которых не было высказано мнение со стороны имамов Ан-Навави и Ар-Рафии, и в этом вопросе их мнения разошлись. То есть они расходились в своих собственных решениях [иджтихад]. Из-за этого после них люди стали разделяться на две группы:

Одни последовали за имамом Ар-Рамли. Это были ученые Мисра (Египет). А другие последовали за мнениями ибн Хаджара аль-Хайтами, такие как ученые Шама, Хадрамаута, Йемена, Дагестана, курдов и Хиджаза. Да, в начале ученые Хиджаза следовали за мнением Ибн Хаджара. Но потом, когда на земли Хиджаза прибыли ученые Египта и распространили там мнение имама Ар-Рамли, тогда более поздние ученые Хиджаза стали упоминать мнения обоих имамов Ибн Хаджара и Ар-Рамли, не отдавая предпочтении одному мнению перед другим. Они просто выбирали одно из двух мнений и однозначно не опирались на противоречащие им мнения.

Крупный шафиитский ученый Шейх Сулайман Аль-Курдий (умер в 1194 г.) сказал:

و عندي أنه لا يجوز الفتوى بما يخالفهما، بل بما يخالف «التحفة» و «النهاية» إلا إذا لم يتعرضا له. فيفتى بكلام شيخ الإسلام، ثم بكلام الخطيب،ثم بكلام «حاشية الزيادي» ثم بكلام «حاشية ابن قاسم»، ثم بكلام عميرة، ثم بكلام «حاشية الشبراملسي» ثم بكلام «حاشية الحلبي»، ثم بكلام «حاشية الشوبري» ثم بكلام «حاشية العناني» ما لم يخالفوا أصل المذهب »

Далее он (Мухаммад ибн Сулайман аль-Курди, умер в 1194 г.) сказал:

«По моему мнению, нельзя выносить фетву, противоречащую мнению обоих ученых (Ибн Хаджара и Ар-Рамли), более того не допускается, чтоб это противоречило тому, что приведено в книгах «Тухфат аль-мухтадж» (автор Ибн Хаджар) и «Нихаят аль-мухтадж» (автор Ар-Рамли), за исключением тех случаев, когда они оба не затронули этот вопрос (по которому необходимо вынести фетву). В таком случае фетва выносится, опираясь на мнение Шайхуль-ислама (Закаря Аль-Ансари), далее, согласно словам Аль-Хатиба Аш-Ширбини, берутся слова «Хашия аз-Зияди», затем берутся слова «Хашия Ибн Къасима», затем фетва дается словами «Хашия «Умайра», после него идет «Хашия Аш-Шабрамаласи», затем берется слова «Хашия Аль-Х1аляби», далее идут слова «Хашия Аш-Шавбари», потом идет «Хашия Аль-Инани». Все эти мнения берутся во внимание, если они не входят в противоречие с основами мазхаба, подобно тому, как не берется мнение: «Если с горы Арафа перенесут скалу в другое место, стояние на этой скале будет действительным для хаджа».То есть это и подобные ему мнения однозначно не берутся во внимание.

Мухтассар Аль-Фаваид аль-Маккия стр. 76 – 78

Автор: Аляви ибн Ахмад ас-Сакъкъаф аш-Шафии аль-Макки

То есть, как упомянул Аль-Курди, берутся оба мнения без предпочтения (тарджих) одного мнения над другим. Некоторые другие ученые тоже считают оба мнения равными. Также из его слов мы понимаем, каков порядок мнений, на которые опираются (муътамад) для вынесения фетвы по тому или иному вопросу в мазхабе Имама Аш-Шафии.

В итоге у нас получается следующий порядок:

1. Это мнение, на котором сошлись оба шейха – Ан-Навави и Ар-Рафии.

2. Это мнение, которое предпочел (тарджих) имам Ан-Навави, если имеется разногласие между обоими шейхами.

3. Это мнение имама Ар-Рафии, то есть, если имам Ан-Навави умолчал в том или ином вопросе, предпочтение отдается мнению Ар-Рафии.

4. Это мнение, на котором сошлись Ибн Хаджар и Ар-Рамли.

Если они оба (ибн Хаджар и Ар-Рамли) расходятся в мнении, то издавна сложилось, что ученые Дагестана и некоторых других стран дают предпочтение мнению Ибн Хаджара, а ученые Египта предпочитали следовать мнению Ар-Рамли.

А если они оба не затронули тот или иной вопрос или не вдавались в подробности в каких-то вопросах, то предпочтение отдается мнению и книгам других крупных ученых мазхаба в следующем порядке:

5. Шейх уль Ислям Закаря Аль-Ансари

6. Аль-Хатыб Аш-Ширбини

7. Хашия Аз-Зиядий

8. Хашия Ибн Касим

9. Хашия Умайра

11.) Хашия Аш-Шибрамаласи

12.) Хашия Ал-Халяби

13.) Хашия аш-Шавбари

14.) Хашия аль-Инани.

А что касается мнений, которые упоминаются в ранних книгах шафиитского мазхаба, написанных до обоих шейхов – имама Ар-Рафии и имама Ан-Навави, – то на них нельзя опираться, пока не выяснится точно, на чем утвердился мазхаб, как об этом упомянул ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Тухфаьт аль-мухтадж» (1/105 стр.) Хвала Аллаху.

Ибн Ахмад аль-Цеко

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Имам аш-Шафии и особенности его мазхаба

Первые столетия распространения ислама были расцветом богословской мысли. В этот период интенсивно развивались разнообразные сферы коранических наук, хадисоведения и фикха. Интеллектуальное продвижение часто происходило через очные диспуты величайших мусульманских учёных, среди которых были основатели мазхабов.

Богословом, который совершенствовал своё учение не только посредством скрупулёзного исследования источников, но и через открытые дебаты с коллегами, был Мухаммад аш-Шафии. В честь этого учёного назван один из самых распространённых суннитских мазхабов в фикхе.

Читать еще:  Свет христианской святости. Святость – это радость

Жизненный путь имама аш-Шафии

Абу Абдулла Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии появился на свет в 150 году по Хиджре (767 году по Милади) в городе Газа. Родители были родом из Священной Мекки и оказались в Палестине, поскольку глава семейства занимался военным делом. Отец Мухаммада умер, когда сын был в двухлетнем возрасте. И его мать приняла решение вернуться обратно в Мекку. Сам Мухаммад аш-Шафии был из числа курайшитов, при этом его родословная соприкасается с кланом Бану Хашим, от которого происходит Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.).

В Мекке будущий основатель нового религиозно-правового мазхаба посвящал всё своё время учёбе и науке. Согласно некоторым источникам, уже в восемь лет Мухаммад аш-Шафии знал наизусть Священный Коран. К десяти годам он выучил фундаментальный труд «Аль-Муватта». Переехав из Мекки в Медину, Мухаммад стал ходить на уроки автора этой работы имама Малика ибн Анаса, которого поразила широта познаний и способности ученика.

Уже в более зрелом возрасте аш-Шафии посещал занятия одного из основателей ханафитского мазхаба Мухаммада аш-Шайбани. С последним его связывает любопытная история. Находясь в Наджране, имам аш-Шафии был обвинён в распространении призывов к смещению существующей в государстве власти. Кроме того, его поспешили причислить к шиитам, что ещё больше усугубило и без того непростое положение учёного. Имама аш-Шафии перевезли в Сирию, где у него состоялся разговор с главой государства Харуном ар-Рашидом. Взгляды имама вызвали у халифа симпатию, однако освобождение из тюрьмы наступило только после заступничества Мухаммада аш-Шайбани, работавшего в то время главным судьёй (кадыем) в Багдаде. Аш-Шайбани настоял на том, чтобы Мухаммад аш-Шафии перебрался к нему в город.

Вместе с тем посещение уроков багдадского кадыя оставляло у имама неоднозначные впечатления. С одной стороны, аш-Шафии с глубочайшим интересом открывал для себя тонкости ханафитского мазхаба, а с другой – ему решительно не нравилась критика имама Малика ибн Анаса, которая часто звучала из уст Мухаммада аш-Шайбани. При этом имам аш-Шафии не хотел устраивать публичный спор со своим другом. Аш-Шайбани, узнав о возражениях своего ученика, настоял на том, чтобы их интеллектуальный диспут могли наблюдать все желающие. В итоге победа на дебатах о наследии имама Малика ибн Анаса осталась за Мухаммадом аш-Шафии. Примечательно, что исход богословского противостояния никак не сказался на дружбе двух учёных. Мухаммад аш-Шайбани признал своё поражение, но добрые чувства по отношению к аш-Шафии у него только усилились. Этот пример хорош тем, что он показывает то, каким образом должны вестись дискуссии среди мусульман. Имеющиеся разногласия по поводу второстепенных моментов не должны становиться настоящим яблоком раздора между людьми, исповедующими одну веру.

Одновременно с этим основатель шафиитского мазхаба получил покровительство со стороны халифа Харуна ар-Рашида. Это заметно отразилось на его финансовом положении, что, в свою очередь, сказалось на возможности имама путешествовать и обогащать свои представления об окружающем мире. Впоследствии Мухаммад аш-Шафии обосновался в Каире, где и умер в 204 году по Хиджре (820 год по Милади).

Что отличает шафиитский мазхаб

Мазхаб имама аш-Шафии представляет собой своеобразную реакцию на ханафитскую и маликитскую богословско-правовые школы, под влиянием которых он первоначально образовался. В его рамках была проведена попытка снять некоторые противоречия между сформированными ранее мазхабами и упростить их. Так, например, шафииты в выведении богословско-правовых суждений обращаются к словам Пророка Мухаммада (с.г.в.) и практике мединских ансаров, не обращая на это слишком пристального внимания, как маликиты. Кроме того, находит своё отражение в рамках шафиитского мазхаба и маликитское положение о богословских решениях, принятых для общественной пользы (истислах). Не будет ошибочным утверждение, что шафиитский мазхаб занял промежуточное положение между сторонниками использования разума при выведении суждений (асхаб ар-райи) и лагерем буквалистов (асхаб аль-хадис).

Естественно, Священный Коран и Благородная сунна не перестают оставаться главными источниками права в рамках этого мазхаба. Однако к хадисам шафииты обращаются только в том случае, если соответствующие аспекты не отражены в Коране. При этом важно, чтобы хадисы передавались через мединских сподвижников. Единое мнение мусульманских учёных (иджма) также занимает отдельное место в иерархии методов шафиитского мазхаба. Из созданных ранее богословско-правовых школ перекочевали такие источники, как кыяс (суждение по аналогии) и истихсан (исправление кыяса, если его нормы не работают в новых условиях).

Шафиитский мазхаб в настоящее время является одной из наиболее распространённых богословско-правовых школ. Его последователей можно встретить в самых разных уголках планеты: Малайзии, Индонезии, Египте, Восточной Африке, Ливане, Сирии, Пакистане, Индии, Иордании, Турции, Ираке, Йемене, Палестине. Кроме того, представлен этот мазхаб и в России – чеченцы, аварцы и ингуши традиционно придерживаются именно его положений в религиозной практике.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Различия между мазхабами состоят в выборе источников и приемов при решении различных правовых вопросов, возникающих в жизни. Кияс — суждение по аналогии, иджма — согласованное мнение законоведов, истихсан — предпочтительное решение и истислах — суждение ради пользы. Именно в употреблении этих решений и отличаются мазхабы. Например, истислах — является изобретением маликитского мазхаба. В ханафитском мазхабе иджма применяется с некоторыми ограничениями, в шафиитском — иджма используется довольно широко.

Думаю много бидъата делают нынешние последователи этого масхаба. Пример Чеченцы крутятся, кричат и топают по полу. Что это? Зикр? Такое ни в одном хадисе от посланника Аллаха нет, насколько я знаю.

Эрлан, В зикре упоминается имя Пророка(салоллох1у 1алайх1и васаллям)и имя Всевышнего.И что там вам не нравится и чем ?

Шафиитский мазхаб. Краткие сведения

Истоки мазхаба

Свое начало шафиитский мазхаб берет от его основателя – имама Мухаммада ибн Идриса ибн аль-Аббаса ибн Усмана ибн Шафи’а ибн Ас-Саиба ибн ‘Убайда ибн Абду-язида ибн Хашима ибн Абдуль-Мутталиба ибн Абдуманафа. Таким образом имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, был представителем племени Курайш, к которому относился посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.

Имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, родился в 150 году по хиджре в секторе Газа. В малолетнем возрасте мать забрала его в Мекку, где он вырос и начал изучать азы исламской науки. В семилетнем возрасте он уже знал наизусть Коран, а достигнув четырнадцатилетнего возраста – получил разрешение на вынесение фетв. Будучи еще юношей, имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, приобретал знания и посещал уроки ведущих ученых своего времени. Уже в тринадцатилетнем возрасте он отправился в Медину, чтобы стать учеником одного из светил исламских наук того времени – имама Малика, да будет доволен им Аллах. Он учился у имама шестнадцать лет (с 163 по 179 г.х), до тех пор, пока Малик, да будет доволен им Аллах, не покинул этот мир. После смерти своего учителя он не покинул Медины, пока не обучился у других ученых этого почтенного города и вобрал в себя их знания.

Когда имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, постиг всего, что мог, из исламских наук в Медине, Всевышний Аллах предрешил, чтобы он попал в другой научный центр того времени – Ирак. Впервые он прибыл в Багдад в 184 году, куда он был доставлен по приказу Халифа из Йемена по причине несправедливых обвинений. После разрешения некоторых проблем Аш-Шафии стал обучаться у великих ученых этого города. Пожалуй, самым выдающимся из них был имам Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шайбани, да будет доволен им Аллах, который был учеником имама Абу Ханифы, да будет доволен им Аллах. Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, изучил все его произведения и стал расширенно изучать ханафитский мазхаб. После обучения у этого великого ученого имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, стал набираться знаний у остальных выдающихся ученых Багдада, которые в основном были блестящими знатоками хадисов посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Среди них были такие хафизы, как: Ваки’ ибн аль-Джаррах, Абдуль-Ваххаб ас-Сакафи, Абу Усама Хаммад аль-Куфи и другие.

После длительного промежутка времени он вновь отправился на свою Родину в Мекку, где провел уже свой первый урок в качестве ученого. В 195 году, в 45-летнем возрасте имам Аш-Шафии, отправляется в Багдад, но на этот раз он уже был состоявшимся имамом, основавшим свой полноценный мазхаб. Проведя там немного времени и внеся в научную жизнь Ирака существенный вклад, имам Аш-Шафии возвращается в Мекку, чтобы в 198 году вновь вернуться в Багдад со своим последним визитом, в течение которого он проведет там всего лишь несколько месяцев, так как будет готовиться к поездке в Египет.

Имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, покинул Ирак, распространив в нем свой мазхаб и оставив огромное количество учеников, которых впоследствии будут называть представителями «иракской ветви».

После прибытия в Египет, где на тот момент были распространены два мазхаба: ханафитский и маликисткий, – имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, дал мусульманам новый мазхаб, который они с удовольствием приняли. Однако, стоит заметить, что встретившись с учеными Египта и ознакомившись с новыми хадисами, имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, поменял свое мнение относительно некоторых вопросов фикха. Обновленный египетский мазхаб имама Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, в последствии так и назовут – «джадид» (новый), а мазхаб, на котором имам был в Ираке, будет назван – «к’адим» (старый).

Читать еще:  Сон бабушка и дедушка покойные. Умершие дедушка и бабушка снятся живыми

Проведя огромный труд в распространении знаний Ислама, образовав новый мазхаб, оставив после себя гигантское научное наследие и огромное количество последователей, имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, покинул этот мир. Это произошло в 204 году по хиджре. На момент смерти имама ему было всего 54 года. Да будет доволен им Всевышний Аллах и воздаст ему благом от Ислама и всех мусульман!

Начальное распространение мазхаба

Как уже было сказано, имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, оставил после себя множество учеников, среди которых особенно можно выделить двух великих имамов – имама Аль-Бувайты и имама Аль-Музани, да будет доволен Аллах ими обоими. Однако, кроме двух самых сильных учеников у него были и другие, которые после него начали усердно распространять шафиитский мазхаб. Так получилось, что наибольшее распространение мазхаб получил в Ираке и Хорасане. Два этих направления в дальнейшем получили названия: «Иракская ветвь» и «Хорасанская ветвь». Обе эти мини-школы шафиитского мазхаба имели небольшие разногласия между собой, но все они завершились в эпоху имама Ар-Рафии, да помилует его Аллах.

Авторитетные ученые шафиитского мазхаба

Ученые шафиитского мазхаба получили широкую известность по причине своих огромных знаний. Многие из них были известны всем мусульманам, а их труды стали книгами, которые заучивали наизусть представители всех мазхабов. Также следует отметить, что среди шафиитских ученых больше всего муджтахидов-мутляк, муджтахидов мазхаба, ученых усуль аль-фикх и так далее. Выделим некоторых из них, не углубляясь в их биографии:

Аль-Маджму’, имам Ан-Навави

имам Аль-Бувайты(ум. 231),
имам Аль-Музани (ум. 264),
Раби’ ибн Сулейман аль-Муради (ум. 270),

Абуль-Аббас ибн Сурайдж (ум. 306),
Ибн Хузейма (ум. 311),
Абу бакр аль-Исмаили (ум. 371),
Абу Исхак аль-Исфарайини (ум. 418),
Абу Усман ас-Сабуни (ум. 449),
Абуль-Хасан аль-Маварди (ум. 450),
Аль-Байхаки (ум. 458),
Аль-Хатыб аль-Багдади (ум. 463),
Абу Исхак аш-Ширази (ум. 476),
имамуль-харамейн Аль-Джувайни (ум. 478),
Ас-Сам’ани (ум. 489),
Абуль Махасин Ар-Рувьяни (ум. 502),
Абу Хамид аль-Газали (ум. 505),
Аль-Багави (ум. 516),
Абуль-Хусайн Аль-‘Имрани (ум. 558),

Ар-Рафии (623),
Ибн ас-Салях (ум. 643),
Иззу-д-Дин ибн Абду-с-Салям (ум. 660),
Абу Шама аль-Макдиси (ум. 665),
имам Ан-Навави (ум. 676),
Ибн Дакик аль-‘Ид (ум. 702),
Ибн ар-Риф’а (ум. 710),

Шамсу д-Дин аз-Захаби (ум. 748),
Такию-д-дин Ас-Субки (ум. 756),
Джамалю-д-Дин аль-Иснави (ум. 772),
Исмаиль ибн Умар ибн Касир (ум. 774),
Шихабу-д-Дин Аль-Азра’и (ум. 783),
Бадру-д-Дин Аз-Заркаши (ум. 794),
Сираджу-д-Дин Аль-Бульк’ини (ум. 805),

Ахмад ибн Али аль-Макризи (ум. 845),
Ибн Хаджар аль-‘Аскалляни (ум. 852),
Шамсу-д-Дин Ас-Сахави (ум. 902),
Джалалу-Дин Ас-Суюты (ум. 911).

Без сомнений, большинство этих имен известно не только студентам, приобретающим шариатские знания, но и простым мусульманам, читающим исламскую литературу. Все они оставили весомый вклад в развитии исламской уммы в общем иисламского права (фикх) в частности.

Некоторые ученые, перешедшие в шафиитский мазхаб

1. Умар ибн Абдуль-Азиз ибн Имран ибн Микляс аль-Хуза’и (ум. 234). Он был одним из больших ученых маликитского мазхаба, но когда имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, переселился в Египет, он встретился с ним, и аль-Хуза’и стал его учеником и перешел в шафиитский мазхаб.

2. Имам Абу Савр Ибрахим ибн Халид аль-Багдади (ум. 240). Вначале был ханафитом, но перешел в шафиитский мазхаб после того, как встретился с имамом Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, в Багдаде.

3. Аль-Хатыб аль-Багдади (ум. 463). Известный ученый, который вначале был представителем ханбалитского мазхаба, но потом перешел в шафиитский.

4. Абуль-Музаффар Мансур ибн Мухаммад ас-Сам’ани (ум. 489). Перешел в шафиитский мазхаб из маликитского.

5. Сайфуд-Дин аль-Амиди (ум. 631). Перешел в шафиитский мазхаб из ханбалитского.

Авторитетные книги шафиитского мазхаба

Череда книг по шафиитскому мазхабу началась с самого имама Аш-Шафии, написавшего свой главный труд по исламскому праву – книгу «Аль-Умм». Развивая его мазхаб, книги составили и два его главных ученика, но говорить о полноценном завершении мазхаба на их книгах, конечно, нельзя.
Если разбить формирование мазхаба по книгам его ученых, то можно привести следующую цепь произведений, которая в конечном итоге завершила формирование и систематизацию шафиитского мазхаба:

• «Нихаятуль матляб». Это книга, написанная имамом Аль-Джувайни, да помилует его Аллах, которая вобрала в себя главную мысль четырех базовых книг шафиитского мазхаба на тот момент.

• Далее его ученик имам Аль Газали, да помилует его Аллах, сократил книгу «Нихаятуль матляб» в книгу «Аль-Басыт», потом сократил ее в книгу «Аль-Васыт», а её – сократил в книгу «Аль-Ваджиз», которую впоследствии сократил в книгу «Аль-Хуляса».

• Позднее имам Ар-Рафии, да помилует его Аллах, сократил книгу «Аль-Ваджиз» и назвал свой труд «Аль-Мухаррар».

• Книгу «Аль-Мухаррар» позднее сократил имам Ан-Навави, да помилует его Аллах, составив свое великолепное произведение «Минхаджу т-талибин».

• Далее Закарийа аль-Ансари сократил книгу «Минхадж» и составил свою книгу, назвав ее «Аль-Манхадж», которую в свою очередь сократил Аль-Джаухарий и составил книгу «Ан-Нахдж».

• Также известным сокращением на книгу «Минхаджу т-талибин» является книга «Умдату с-салик» Ибн Накиба.

• Перу имама Ар-Рафии также принадлежат два толкования (шарх) книги «Аль-Ваджиз». Это малый сборник, которому он не дал названия, и большой сборник, который он назвал «Аль-Азиз». Эту книгу имам Ан-Навави сократил и назвал свое произведение «Ар-Рауда», ставшее одним из известнейших книг в шафиитском мазхабе.

• Несмотря на обилие произведений и книг, составленных великими учеными шафиитского мазхаба, основным стержнем мазхаба стали книги Имама Ан-Навави, в частности книги «Минхадж», «Ар-Рауда», «Аль-Маджму’» и толкования книги «Минхадж», которые были составлены позже.

• Основными шархами (разъяснениями) книги «Минхадж» стали произведения Ар-Рамли «Нихаятуль мухтадж», Ибн Хаджара Аль-Хайтами «Тухфатуль мухтадж», Хатыба Аш-Ширбини «Мугниль мухтадж».

• Также важными книгами по фикху шафиитского мазхаба являются: «Аль-Хави», Аль-Маварди; «Кифаяту н-набих шарху т-танбих», Ибн ар-Риф’а; «Бахру ль-мазхаб», Ар-Рувьяни; «Аль-Баян», Аль-Имрани; «Аль-Мухаззаб», Аш-Ширази;

• Среди современных книг по шафиитскому фикху можно выделить «Аль-Фикху ль-манхаджи», Мустафа аль-Хин, Мустафа аль-Буга, Али аш-Шурбаджи и «Аль-Му’тамад», Мухаммад аз-Зухейли.

Некоторые термины имама Ан-Навави в книге «Минхадж»

Равдату т-талибин, имам Ан-Навави

«Аль-азхар» и «аль-машхур». Два этих термина указывают на более достоверное мнение из слов имама Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах. Если разногласие будет сильное, и второе мнение тоже

будет иметь вес, то будет упоминаться термин «аль-азхар». Если же разногласие будет слабым, то будет упоминаться термин «аль-машхур».

«Аль-асахх» и «ас-сахих». Эти термины употребляются для указания на более достоверное мнение из слов ученых мазхаба. Если разногласие будет сильным, то употребляется термин «аль-асахх», а если разногласие будет слабым, то термин «ас-сахих».

«Аль-мазхаб». Данный термин указывает на более достоверное мнение из передач учеными мазхаба слов имама Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах.

«Ан-насс». Данный термин обозначает цитату (слова) имама Аш-Шафии.

«Аль-джадид». Указывает на новое мнение имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, которое он взял в Египте.

«Аль-к’адим». Это термин, противоположный «аль-джадид», указывающий на старое мнение имама Аш-Шафии, которого он придерживался в Ираке.

«К’иля каза…». Слабое мнение, которому противоположно «ас-сахих» или «аль-асахх».

«К’ульту». Мнение самого имама Ан-Навави в рассматриваемом вопросе.

Распространенность шафиитского мазхаба

На сегодняшний день шафиитский мазхаб распространен во всех странах, где проживают мусульмане, и занимает второе место по численности последователей после ханафитского. Он распространен в таких странах как Сирия, Палестина, Ливан, Иордания, Египет, Малайзия, Индонезия, а также на Кавказе и многих других уголках исламского мира.

Что это — шафиитский мазхаб?

Ислам как религия в последние десятилетия становится объектом пристального изучения со стороны не только мусульман, но и представителей других конфессий. Этому способствуют мировая политическая ситуация, литература и кинематограф. Кратко рассказать об исламе вряд ли получится, но для начального знакомства можно изучить мазхабы — религиозно-правовые школы. Один из популярных в мире, и в частности в России, — шафиитский мазхаб. Кто его основатель и что он собой представляет?

Общая информация об исламе

Ислам — одна из трех мировых монотеистических религий, которая была создана в VII веке. Основоположником был пророк Мухаммед. По преданию, он потомок пророка Исмаила, который со своим отцом Ибрахимом построил на территории нынешней Мекки Каабу — святыню всех мусульман мира. Интересная особенность этого города заключается в том, что на его территорию допускаются только мусульмане. Ислам, несмотря на множество исторических и географических изменений, остался практически в первозданном виде, благодаря тому что основные религиозные источники — Коран и Сунна — написаны на арабском языке.

Что представляет собой шафиитский мазхаб?

В исламе под мазхабом понимают религиозно-правовую школу, основанную на понимании имамом священных текстов Корана и Сунны. В начале формирования исламской правовой школы появились сотни мазхабов, но распространение получили всего четыре — ханбалитский, маликитский, шафиитский и ханафитский.
В данный момент шафиитский мазхаб — одна из распространенных школ, но самое большое количество ее последователей живут в Сирии, Палестине, Ливане, Иордании, Египте, Малайзии, Индонезии, Индии, Пакистане, Ираке и на Кавказе. Основная масса суннитов шафиитского толка проживает в Йемене и Иране.

Читать еще:  Можно ли пить после вечерних молитв. О молитве

Имам Аш-Шафии: биография

Основателем шафиитской правовой школы был имам Аш-Шафии — потомок из семьи пророка Мухаммада. Этот факт часто упоминается в хадисах, и как доказательство можно указать родственную связь между родителями Али ибн Абу Талиба и матерью имама. Он родился в Газе, но после смерти отца, еще в младенческом возрасте, был перевезен матерью в Мекку, к семье отца. Город оказал значительное влияние на становление его как богослова, так как находился в среде знатоков фикха, хадисов и арабского языка.

Для углубления знаний в 20 лет переехал в Медину, где изучил тонкости арабского языка и маликитский фикх. Его учителем стал Малик ибн Анаса — создатель маликитской религиозно-правовой школы. В 796 году его учитель умер, и имам вернулся в Мекку, где его назначили на должность судьи в Наджране (Саудовская Аравия). Но позже был арестован по ложному обвинению и освобожден благодаря заступничеству багдадского верховного судьи Аш-Шайбани, бывшего ученика Абу Ханифы. Изучив ханифитский мазхаб, разработал собственный, в котором объединил основы маликитской и ханифитской школ. Его шафиитский мазхаб обрел популярность.

После переезда в Египет он вносит изменения в свои сочинения и фетвы, так как знакомится с ранним богословским наследием. По этой причине работы Аш-Шафии делят на ранние и поздние, что приводит к спорам внутри мазхаба.

Общие черты мазхабов

Все мазхабы имеют одну информационную базу — Коран и Сунну (сборник хадисов — историй из жизни пророка Мухаммада), и поэтому их объединяет несколько общих черт:

  • Шахада — формула, после произнесения которой человек становится мусульманином. Звучит она так: «Я свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха. И я свидетельствую, что Мухаммад — его раб и посланник».
  • Совершение намаза — пятикратной молитвы.
  • Пост в месяц Рамадан предполагает отказ от еды, воды, курения и полового акта в дневное время. Носит духовный характер, так как предназначен для воспитания и укрощения нафса (отрицательных желаний и страстей, присущих нечистой силе). Таким образом мусульмане желают добиться довольства Всевышнего.
  • Выплата закята — ежегодного налога мусульман в пользу неимущих.
  • Совершение хаджа — паломничество в Мекку к Каабе 1 раз в жизни. Одно из обязательных условий — материальная возможность для совершения путешествия.

Отличительные черты шафиитского мазхаба

Несмотря на обязательность соблюдения столпов, основатели мазхабов и их последователи до нынешнего времени расходятся во мнениях по соблюдению религиозных ритуалов. Это объясняется тем, что столпы ислама прописаны в Священной книге, а их исполнение растолковывается в Сунне, и некоторые истории из жизни пророка до одних богословов могли дойти, а другие — нет. Таким образом, между мазхабами имеются различия. Так как шафиитский мазхаб базируется на правовой школе Абу Ханифы, в частности, следует рассмотреть, чем отличается ханафитский мазхаб от шафиитского:

  • При вынесении правовых предписаний Коран и Сунна являются информационной базой с одинаковой ролью и ценностью. Но если какие-то хадисы противоречат, то главную роль занимает Коран, а хадис считается слабым. Большой ценностью обладают хадисы от сподвижников пророка и единичных передатчиков.
  • Иджма разделена на 2 категории: решения, основанные на прямом и недвусмысленном доводе из Откровения, и решения, имеющие неоднозначную и спорную основу.
  • При отличии мнений отсутствует предпочтение одного высказывания другому.
  • Кияс, или суждение по аналогии из ситуаций, описанных в Коране или Сунне. При этом методе отсутствует предпочтение при несоответствии кияса какому-либо постулату религии и учет интересов в соответствии с главными целями шариата.

Совершение намаза. Омовение

Совершение намаза по шафиитскому мазхабу — обязательное условие для мужчин и женщин, достигших 14-15 лет, имеющих рассудок и находящихся в ритуальной чистоте. Таким образом, омовение — обязательное условие для совершения намазов. Оно бывает полным (гусль) и малым (вуду). Вуду-омовение по шафиитскому мазхабу имеет следующий порядок:

  • Ният (намерение) совершить намаз ради Аллаха. Например: «Я намереваюсь совершить фарз (суннат) фаджр намаз ради Аллаха».
  • Умывание лица следует начинать со лба и продолжать по границе, где начинается линия волос. Если на лице есть борода или усы, через которые видно кожу, их нужно полностью намочить, чтобы вода коснулась кожи.
  • Умывание рук с локтями. Если на ногтях или под ними есть лак или грязь, то от них нужно избавиться, чтобы вода попала под них.
  • Протирание головы следует делать с намоченной рукой от начала границы волос в районе лба и до затылка. Если волос нет, то нужно протереть кожу.
  • При мытье ног и щиколоток вода должна попасть между пальцами, под ногтями, а при наличии ран и трещин и на них.

Омовение считается принятым, если совершено в данном порядке.

Гусль — полное омовение, совершаемое после половой близости, семяизвержения, менструального цикла и родовых кровотечений. Порядок гусля:

  • Сделать ният о совершении полного омовения и произнести «Бисмиллях».
  • Умыть руки и промыть половые органы.
  • Сделать малое омовение, промыть рот и нос.
  • Трижды облить и промыть водой голову, правое и левое плечи. По остальным частям тела пройтись рукой, чтобы не осталось ни одного непромытого места, включая ушные проходы и пупок.

Условия для намаза, читаемого мужчинами

Основные условия намаза одинаковы для обоих полов, но есть некоторые различия в совершении ритуала, которые исходят из сущности мужчин и женщин и их роли в исламе. Итак, во время молитвы следует:

  • прикрывать аурат с пупка до колен;
  • в поясных и земных поклонах не нужно касаться бедер животом и оставлять локти широко расставленными;
  • во время сунна намазов мужчины могут вслух читать суры и дуа;
  • в джамаат-намазе должны стоять близко к имаму;
  • во время молитвы должны стоять позади имама;
  • произносят азан и икамат в сунна-намазе.

Условия для намаза, читаемого женщинами

Намаз по шафиитскому мазхабу для женщин имеет следующие отличительные черты:

  • Все тело должно быть покрыто свободно одеждой, кроме лица и кистей рук.
  • В поясных и земных поклонах следует максимально близко держать живот к бедрам, а локти — к телу.
  • Во время сунна-намазов нельзя читать суры и дуа вслух, если голос может услышать посторонний мужчина.
  • В джамаат-намазе женщины должны стоять от имама как можно дальше.
  • В намазе с женщиной-имамом выстраиваются в одну линию по правую и левую стороны от нее, но чуть дальше, чтобы пальцы ног не были в одном ряду с пальцами имама.
  • В обязательных намазах при отсутствии посторонних мужчин можно произносить икамат.
  • В сунна-намазе ни азан, ни икамат не произносится.

Таравих-намаз

Таравих-намаз по шафиитскому мазхабу относится к категории сунна, то есть желательный, и совершается каждую ночь во время поста в Рамадан. Включает 8 или 20 ракатов — 4 или 10 намазов по 2 раката. Завершить следует дополнительными намазами витр из 3 ракатов — 2 раката и 1 ракат. Как делать таравих намаз? Порядок совершения по шафиитскому мазхабу следующий:

  • Выполняются ночной (Иша) фард и ратиба намазы, читается следующее дуа (1) — «Ля хавля ва ля къуввата илля биллях. Аллагьумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин ва саллим. Аллаумма инна насъалукаль джанната фана’узубика минаннар».
  • Выполняется таравих намаз из 2 ракатов и читается дуа из первого шага.
  • Повторяется шаг 2, трижды читается следующее дуа (2): «Субхана ллахи вальххамду лилляхи ва ля иляха илля ллаху ва ллаху акбар. Субхана ллахи ‘адада халкъихи ва ризаа нафсихи ва зината ‘аршихи ва мидада калиматих». Читается дуа из первого шага.
  • Повторяется шаг 2, и читается дуа 1.
  • Повторятся шаг 3.
  • Совершается витр намаз из двух ракатов, и читается дуа из шага 1.
  • Совершается витр намаз из 1-го раката, и читается следующее дуа: «Субханаль маликиль къуддус (2 раза). Субханаллахиль маликиль къуддус, суббухун къуддусун раббуль маляикати варрух. Субхана ман та’аззаза биль къудрати валь бакъаъ ва къахараль ‘ибада биль мавти валь фанаъ. Субхана раббика раббиль ‘иззати ‘амма ясифун ва салямун ‘аляль мурсалина вальхамду лилляхи раббиль ‘алямин».

Таравих-намаз по шафиитскому мазхабу — одна из особенных молитв, так как состоит из 20 ракатов и является одним из почтенных суннат-намазов для верующих мусульман.

Важные сведения о совершении поста

Пост в месяц Рамадан обязательный для всех совершеннолетних мусульман, независимо от пола. Главное требование — отказ от еды, воды, курения и полового акта со времени намаза субх до намаза магриб. Что нарушает пост по шафиитскому мазхабу?

  • Вода или еда, проглоченная намеренно, независимо от размера.
  • Проникновение какого-либо физического тела через задний проход, половые органы, уши, рот или нос.
  • Намеренная рвота.
  • Половой акт или семяизвержение в результате мастурбации или поллюции.
  • Менструальные и послеродовые выделения.
  • Потеря рассудка.

Если какое-то из действий было совершено по забывчивости или независимо от постящегося, то пост не нарушается. В противном случае нужно возместить пропущенный день или выплатить штраф, если это возможно. Кроме этого, таравих при шафиитском мазхабе — одно из желательных действий именно в Рамадан.

Книги по шафиитскому мазхабу

Основы мазхаба можно изучить по книгам, которые написаны имамом Аш-Шафии и его последователями:

  • “Аль-Умм” Аш-Шафии.
  • “Нихаятуль матляб” Аль-Джувайни.
  • “Нихаятуль матляб” Аль Газали.
  • “Аль-Мухаррар” Ар-Рафии.
  • “Минхаджу т-талибин” Ан-Навави.
  • “Аль-Манхадж” Закарийа.
  • “Ан-Нахдж” Аль-Джаухарий.

Книги шафиитского мазхаба невозможно представить без их толкований:

  • “Аль-Ваджиз” и “Аль-Азиз” Ар-Рафии.
  • “Ар-Рауда” Ан-Навави.
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector