2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Серафимо знаменский скит расписание богослужений. Серафимо-Знаменский скит — особое святое место…

Содержание

Серафимо-Знаменский скит

Серафимо-Знаменский скит — православная женская обитель в Московской области, основанная в 1912 году схиигуменией Фамарью.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Храмы
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Фото
  • 7 Видео
  • 8 Как добраться
  • 9 Паломнику
  • 10 Ссылки

История [ править ]

Серафимо-Знаменский скит расположен на берегу реки Рожайки, у села Битягово.

История создания Серафимо-Знаменского скита связана с жизнью схиигумении Фамарь (в миру Тамары Александровны Марджановой), которая в 1910-1912 годах основала Серафимо-Знаменский скит.

Для постройки скита было выбрано место в Самойловском лесу, в двух километрах от деревни Заборье и в полукилометре от села Битягово, на горке в правобережье реки Рожайки среди древних славянских курганов.

В создании Серафимо-Знаменского скита на землях Покровской общины в 1910—1912 гг. матушке активно помогала великая княгиня Елизавета Федоровна.

Большинство сестер скита были духовными чадами наместника кремлевского Чудова монастыря епископа Серпуховского Арсения (Жадановского).

После революции скит был закрыт.

В сентябре 1993 года верующими было получено разрешение на ремонт Знаменского храма, при котором был открыт скит Серафимо-Дивеевского монастыря.

В декабре 1994 года в храм была перенесена чтимая икона «Знамение» Пресвятой Богородицы. В 1994 и 1996 годах освящены престолы в честь святой равноапостольной княжны Ольги и преподобного Серафима Саровского. В 1995 году был восстановлен источник святых равноапостольных царей Константина и Елены.

В декабре 2005 года завершались работы в летней части храма, к этому времени было построено два сестринских дома. В хозяйстве скита был коровник и 70 га обрабатываемой земли. В 2006 году в скиту проживало 30 насельниц.

30 мая 2013 года митрополит Георгий совершил Великое освящение левого придела церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение». Придел был освящен в честь святых равноапостольных императора Константина Великого и его матери царицы Елены.

Современное состояние [ править ]

В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день.

Возрастает число насельниц обители.

Совершенствуются формы социального служения.

Монастырь активно занимается сельским хозяйством.

Также, в скиту занимаются больными детьми, уже помогли встать на ноги многим ребятишкам с помощью иппотерапии (катания на лошадях).

Женский монастырь Серафимо-Знаменский скит Епархиальные монастыри РПЦ

История

История создания скита связана с жизнью схиигумении Фамари (Марджановой). В 1907 году матушку, бывшую тогда игуменией Бодбийского монастыря святой Нины в Грузии, переводят для служения в Россию. Она становится игуменией Покровской общины сестер милосердия в Москве (до пострига в схиму в 1916 году матушка носила монашеское имя Ювеналия).

В создании скита на землях Покровской общины в матушке активно помогала великая княгиня Елизавета Федоровна.

На освящении вновь созданной обители 6 октября 1912 г. митрополит Московский Владимир (Богоявленский), будущий священномученик, сказал проникновенные слова: «Я считаю себя счастливейшим из людей, потому что Господь привел меня освятить чудный храм и побывать в уголке, напоминающем земной рай. Храм ваш к Богу зовет…»

Большинство сестер скита были духовными чадами наместника кремлевского Чудова монастыря епископа Серпуховского Арсения (Жадановского). В эпоху гонений на веру и Церковь, по благословению Патриарха Тихона, Владыка Арсений со своим духовным другом архимандритом Серафимом (Звездинским), будущим священномучеником Дмитровским, безвыездно жили в скиту в полузатворе с июля 1918 по 1919 г.

В 1924 году скит был закрыт. Сестры жили тремя общинами: в Аносиной Борисоглебской пустыни, в Серпухове, в Марфо—Мариинской обители, впоследствии переехали в Перхушково с матушкой Фамарью.

В 1931 году матушка Фамарь находилась в ссылке в Иркутском крае, но благодаря хлопотам брата — режиссера Константина — в 1934 году вернулась. Скончалась матушка 23 июня 1936 года среди близких людей. Отпевал ее тайно прибывший Владыка Арсений. Могила схиигумении Фамари находится на Введенском (Немецком) кладбище в Москве. Каждый год в воскресенье , на день ее ангела, и 23 июня, в день кончины, служатся панихиды, приезжают ее почитатели.

В наше время начало монашеской жизни в скиту было положено 17 января 2000 года, в день празднования святой равноапостольной Нины, которой посвящен нижний придел храма. По благословению митрополита Ювеналия в скит перевели несколько сестер из Коломенского монастыря. К этому времени в скиту сохранилась половина зданий в полуразрушенном виде, еле угадывалась былая красота храма, построенного архитектором . За 10 лет удалось отчасти воссоздать облик одного из уникальных монастырей Подмосковья. Проведены подъездная дорога через лес, вода, электричество и газ.

В целом воссоздан облик архитектурного ансамбля скита: отреставрированы верхний и нижний храмы, по фотографиям годов воссоздана звонница со святыми вратами, 11 келейных домиков из 12.

5 июня 2011 года были освящены престолы верхнего храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» и нижнего — в честь святой равноапостольной Нины.

На малом входе был совершен чин возведения в сан игумении настоятельницы скита монахини Иннокентии (Поповой). Ей был вручен игуменский жезл.

В храмах обители богослужения совершаются каждый день. Возрастает число насельниц обители. Совершенствуются формы социального служения. Монастырь активно занимается сельским хозяйством.

Настоятельница

Святые и подвижники благочестия

Праздники и чтимые даты

Святыни и святые источники

Храмы и Богослужения

Престолы в верхнем храме в честь иконы Божией Матери Серафимо-Понетаевской и преподобного Серафима Саровского,

Нижний храм освящен в честь равноапостольной Нины, просветительницы Грузии.

Служение

— У нас есть книги, которые матушка Фамарь читала, придя совсем юной в монастырь святой равноапостольной Нины в Бодби, — сказала игумения Иннокентия. — Настоятельницей Бодбийского монастыря в Грузии была в то время игумения Ювеналия (Ловенецкая). Она приняла княжну, рано осиротевшую, как мать. И подарила ей книги святителя Игнатия (Брянчанинова) со своей дарственной надписью, пожелав стремившейся к богообщению девушке полюбить этого автора так же, как полюбила его она. Еще матушка Ювеналия пожелала послушнице, чтобы сей дивный святитель вел ее по жизни.

По словам нынешней настоятельницы скита, в этих бесценных есть пометки самой матушки Фамари. Недавно сестры решили в хронологической последовательности распечатать пометки. Распечатали и увидели: особо выделенные места в тексте или отклик в слова на мысль, назидание настолько сильно, убедительно отражают высокий духовный строй схиигумении Фамари! То есть итог этой работы для потрудившихся сестер оказался плодотворным и радостным, еще больше приблизив к ним основательницу родного скита.

— Удалось сохранить матушкино кресло из карельской березы, небольшой ее комод и диванчик, — продолжила игумения Иннокентия. — Есть личные вещи матушки. Например, белый апостольник и кусочек шали, в которой она была в ссылке, где заболела туберкулезом горла.

Признаюсь, что этот простенький кусочек шали, эта материальная вещь из прошлого особенно взволновала душу. Многое вспомнилось из прочитанного и обжегшего сердце трагизмом событий, погрузивших Россию в пучину горя и невыносимых страданий. Конец XIX в.: девушка с красивым голосом, музыкально одаренная и готовившаяся поступать в консерваторию, попадает в Бодбийский монастырь на экскурсию и выходит оттуда с совершенно иными намерениями. Отныне ее сердце навсегда с Богом. Теперь она думает только об одном: как послужить Господу здесь, в женской обители, где находится гробница святой равноапостольной Нины — просветительницы Грузии. Спустя годы горячо любимый православным русским народом святой праведный Иоанн Кронштадтский символически предречет ей игуменство в трех местах и великую схиму. И действительно она станет игуменией Бодбийского монастыря, где к тому времени уже подвизалось около 300 сестер, затем — Покровской женской общины в Москве и в начале XX в. — настоятельницей созданного ею (с активной помощью преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны) скита, который просуществовал 12 лет и был закрыт в 1924 г.

Фамарь, правда, не сразу арестовали после закрытия скита. Ей дали пожить на свободе и только в 1931 г. забрали в Бутырку, затем сослали в Иркутскую область, где она провела три года в тяжелом для нее климате. В ссылке не было ни лекарств, ни теплой одежды и обуви, но схиигумения не роптала, а писала из Сибири: «Я рада, что чаша испытания мне досталась сильнее моих деток. Так и должно быть… Все, что за годы случается, вся жизнь — разве это не чудо?!»

— Мать Фамарь постоянно присутствует в нашей повседневной жизни, — сказала игумения Иннокентия. — Мы поминаем ее на Литургии, частенько воздыхаем к ней, прося о помощи, ездим к ней на Введенское (Немецкое) кладбище в Москву. Она была похоронена рядом с московским старцем — святым праведным Алексием Мечевым, чьи мощи находятся теперь в столичном храме святителя Николая в Кленниках. Собираясь здесь, у матушки Фамари в этой уютной, милой сердцу скита, сестры вольно или невольно поглядывают на вериги, которые она носила. Сделаны вериги из металла и весят до трех килограммов. Это — крест праведника.

Моя собеседница призналась, что когда ее организм порой не выдерживает напряжения — начинает скакать давление и побаливать сердце, она остается тут ночевать, среди реликвий, укрепивших живую потаенную связь с основательницей скита. А утром отмечает, что и сердце перестало болеть, и с давлением все в порядке — словом, пришла в норму!

Еще об одной бесценной реликвии музея хочу сказать. Это небольшой деревянный сундучок, с которым священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский, был в ссылках, когда его «перебрасывали» из одного конца страны в другой — из холодного края в знойные места. Открыв сундучок, мать Иннокентия достала оттуда многостраничное письмо, написанное святителем матушке Фамари, в котором он ласково называет ее «мамуся», «родная» и подробно рассказывает о дивном сне на Лубянке, в котором ему явился Господь. В скиту подвижник веры нашел убежище с осени 1918 г. по 1919 г. В пик гонений на Церковь схиигумения Фамарь приютила у себя епископа Серпуховского Арсения (Жадановского), бывшего наместника Чудова Кремлевского монастыря, и тогда еще архимандрита Серафима (Звездинского), построив близ скита киновию с домовой церковью преподобного Арсения Великого. Полтора года эти близкие по духу люди жили в полузатворе, ежедневно совершая Божественную литургию, занимаясь науками и церковным творчеством. А еще они копали грядки и рубили дрова…

Письмо святителя Серафима к матушке Фамари опубликовано в книге «Все вы в сердце моем», имеющейся в скитской библиотеке. Но какое волнение испытываешь, когда берешь в руки исписанные красивым мелким почерком листочки бумаги и понимаешь, что над ними склонялся святой, на долю которого выпало столько страданий и в то же время столько Божией и людской любви!

Серафимо-Знаменский скит

Серафимо-знаменский скит находится в Домодедовском районе Московской области, в селе Битягово. Он включает в себя женский монастырь и церковь. Обитель была основана матушкой Фамарью в 1912 году. В миру матушка — грузинская княжна Тамара Александровна Марджанишвили (Марджанова). Название скита сложилось из имени преподобного Серафима Саровского, которого очень почитала схиигумения, а также из названия иконы Божьей Матери «Знамение».

У скита очень непростая история. Были годы, когда монастырь работал и там жили сёстры. Затем его закрывали, здания отдавали то под больницу, то под пионерский лагерь. Да и саму настоятельницу, схиигумению отправляли в ссылку. Сейчас Серафимо-Знаменский скит включает женский монастырь и действующую церковь.

Читать еще:  А где Христос? Христа нет.  Главное — что бы такого освятить

Расписание богослужений

В храме скита ежедневно проводятся богослужения. Утренняя служба начинается в 8:00. Только по воскресеньям её начало смещается на час позже, поскольку сначала молебен. Есть дни, когда проводятся всенощные бдения. Расписание может меняться по праздникам и другим причинам. Уточнить его можно как в самой церкви, так и в группе социальной сети ВКонтакте. Там же принимаются записки о поминовении или о здравии. Официального сайта у самого монастыря нет.

История

Игумения Фамарь, основательница и первая настоятельница Серафимо-Знаменского скита, приехала в Россию в 1907 г. Её служба началась с Покровской общины сестёр милосердия в Москве. Тогда она ещё не постриглась в схиму — это произошло только в 1916 г. Женский монастырь строился с 1910 по 1912 гг., обустраивать его помогала великая княгиня Елизавета Фёдоровна.

Работал Серафимо-Знаменский скит 12 лет — до 1924 г., когда его постигла участь многих церквей и монастырей. Он был закрыт и с 1925 по 1965 гг. помещения скита занимала Заборьевская больница. В 1931 г. была арестована сама матушка Фамарь. Её сослали в Иркутск. Возращению схиигумении из ссылки поспособствовал родной брат Константин. В 1966 г. на месте скита открылся пионерский лагерь «Спутник», существовавший на этом месте до 1974 г.

Фамарь не дожила до дней, когда Серафимо-Знаменский скит возродился — она умерла в 1936 г. Только в 1997 г. в ските вновь была зарегистрирована православная община. Монашеская жизнь здесь возобновилась в 2000 г., решением Синода Русской православной церкви.

В настоящее время настоятельница скита — игумения Иннокентия, очень добрая открытая женщина, по отзывам паломников. Находится обитель практически посреди леса. Все приезжающие отмечают удивительную тишину и спокойствие этого места. При этом нельзя сказать, что скит находится где-то в глуши: до трассы М-4 Дон здесь не более 2 км, да и от аэропорта Домодедово обитель отделяет всего 9–10 км.

Устройство Серафимо-знаменского скита

Церковь по виду напоминает шатёр со светлыми стенами и зелёной крышей. Любопытны детали, которые придали этому месту ещё больше религиозности. Например, ограда монастыря квадратная и равна 33 саженям — по числу лет Христа, проведённых на земле. Сестёр по уставу ранее также было 33. Церковь Знамения украшена 24 кокошниками — это число символизирует апокалипсических старцев. На территории скита находятся 12 келий-домиков — столько же было апостолов. Каждый домик имеет своё имя — соответствующий имени апостола. Сегодня здесь живут 18 насельниц.

Центр Серафимо-Знаменского скита — двухъярусный каменный храм. Первый, верхний ярус — престолы преподобного Серафима Саровского и иконы Божией Матери «Знамение». Нижняя часть — храм святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Эта часть задумывалась как усыпальница и напоминает пещерные храмы римских катакомб.

На территории монастыря есть музей, посвящённый основательнице обители Фамари. Здесь есть книги, которые читала первая настоятельница монастыря, с её собственными пометками на полях. Сохранились некоторые вещи, предметы мебели. Например, уцелело кресло из карельской берёзы, небольшой комод, диванчик.

Ещё одно интересное место для паломников в обители — собственная конюшня. Здесь можно покататься на лошадях — особенно этой возможности радуются дети. Рядом со скитом протекает речка Рожайка. Раньше это была полноводная река, но со временем она обмелела и превратилась в небольшой ручей.

Святыни

Серафимо-Знаменский скит имеет собственные святыни. Здесь можно поклониться мощам преподобномученницы Фамари — это одна из главных реликвий монастыря. В храме находятся иконы Божьей Матери «Знамение» и «Покрывающая», икона Серафима Саровского с частичкой мощей.

Здесь же находятся частички мощей Сергия Радонежского, Александра Свирского, мученицы Татианы, Оптинских, Дивеевских и Киево-Печерских святых.

Панорама Серафимо-Знаменского скита на Яндекс. Картах

Как добраться

Серафимо-Знаменский скит находится в 50 км от Москвы, в селе Битягово. Доехать можно на электричке, а затем на автобусе.

Из Москвы до железнодорожной станции Домодедово можно доехать с Павелецкого вокзала. Далее автобусом № 32 — он едет прямо до остановки в селе Битягово. Или автобусами № № 18, 31, 32, 58 до остановки «Заборье», а потом идти пешком 2,5 км.

На автомобиле до монастыря нужно ехать по трассе М4-Дон. Двигаясь по указателям «Кашира/Видное» нужно ехать до Каширского шоссе. Там съехать с трассы в сторону аэропорта и ехать по улице Заборье. На перекрёстке с ул. Новой повернуть направо. Далее до ул. Синяя — свернуть на неё и ехать до Серафимо-Знаменского скита (270 м).

Видео о Серафимо-Знаменском ските

Серафимо-Знаменский скит

Дорога к селу Битягово, что к югу от Домодедово, очень живописна. Небольшая и пустынная, она идет сквозь дремучий лес и ехать по ней хочется бесконечно долго. В нескольких километрах от села она поворачивает к юго-западу, а на север уходит другая — поменьше. Невнимательный путник может не заметить этот поворот и табличку на развилке, спрятавшуюся среди ветвей, но если все же обратит на нее внимание и пройдет по дороге, то увидит один из самых необыкновенных подмосковных храмов с не менее необыкновенной историей.

Когда-то я тоже, как тот невнимательный путник, ходил через эти места, чтобы искупаться в реке Рожайке, и ни разу не видел ни той таблички, ни самого храма. Тем больше было мое удивление, когда я нашел в Интернете несколько фотографий уединенного и очень красивого лесного скита, а посмотрев на карту, внезапно обнаружил, что несколько раз уже бывал буквально в полукилометре от этого места. Не откладывая дело в долгий ящик, я собрался и поехал заполнять пробел в своих знаниях о Подмосковье.

Скит по определению должен представлять собой уединенное место в глуши, обитель отшельников и пустынножителей. Я хорошо знал скиты на Соловецких островах — надежно укрытые в лесах, они вполне отвечали этим характиристикам. Другое дело Подмосковье, да еще и ближнее — какой тут может быть скит? — думал я. Но все мои сомнения быстро рассеялись, как только я оказался на месте.

Все скитские постройки и церковь расположились на невысоком холме посреди векового бора — огромные сосны растут буквально в нескольких метрах от стен.

Людей вокруг мало, точнее сказать — почти совсем нет. Дорога здесь кончается, село осталось в стороне, а отдыхающих на реке, что бежит примерно в километре от скита, не видно и не слышно. Гуляя по территории, я увидел лишь только нескольких прихожан и монахиню (Серафимо-Знаменский скит является небольшим женским монастырем).

Храм поражает своей необыкновенной архитектурой. Высокий шатер, увенчанный двадцатью четырьмя кокошниками, устремлен подобно свече к небу.

Шатровый тип храмового строительства был распространен на Руси в XVI-XVII веках, но в данном случае первый камень в основание скита был заложен относительно недавно — в 1910 году. Устроители хотели создать прекрасный образ Небесного Иерусалима и у архитектора Алексея Викторовича Щусева это неплохо получилось — он построил храм в лучших традициях древнерусского зодчества.

Неподалеку от стен храма расположился небольшой ухоженый огород и красивый цветник.

Вокруг скита возвышается внушительная каменная стена, образующая квадрат. Каждая из сторон равна тридцати трем саженям — по числу лет земной жизни Христа. К слову, раньше в этом маленьком монастыре сестер по уставу тоже было тридцать три. В стену встроены маленькие домики-келии — всего двенадцать, по числу апостолов. Каждая келия носит имя своего апостола.

Как видите, все в ските находится на своем месте и имеет свой смысл. Даже двадцать четыре кокошника, венчающие храм, были сделаны не случайно, а по числу апокалиптических старцев, которые, в свою очередь, символизируют победу добра над злом и непрестанную молитву, возносящуюся Господу круглые сутки — двадцать четыре часа. Несомненно, основатели скита подобным символизмом хотели придать еще большую святость своему творению. Но, как вы скоро поймете из краткой истории, приведенной в этой небольшой статье, Серафимо-Знаменский скит и без того является одной из тех особых святынь русской земли, о которых, к сожалению, все еще мало кто знает.

Тамара Александровна Марджанишвили родилась в 1868 году в Кварели в грузинской княжеской семье, получила хорошее светское воспитание и образование. Потеряв к двадцати годам родителей, она нашла отраду и утешение в стенах Бодбийского женского монастыря — одного из крупнейших монастырей Грузии. Однажды оказавшись под его сводами, она сразу почувствовала, что место ее там. Уговоры родственников, озаботившихся правильностью выбранного ею пути, действия не возымели.

Придя в монастырь юной послушницей, спустя несколько лет Тамара приняла постриг под именем Ювеналия, а в 1902 году за молитвенные подвиги, чистоту и высоту духовной жизни была назначена игуменией Бодбийского монастыря, в котором на тот момент было 300 сестер и две женские школы. Молодой матушке было непросто принять такой высокий пост и она даже хотела от него отказаться. Укрепил ее в тот момент своим благословением Иоанн Кронштадский, к которому Ювеналия приехала в числе других послушниц. Старец более чем за два десятка лет предсказал ей игуменство в трех монастырях и пострижение в великую схиму.

В 1905 году Ювеналия против собственной воли по новому назначению Синода уезжает в Москву, чтобы стать настоятельницей Покровской общины сестер милосердия. Спустя три года, во время паломнической поездки в Саров — на родину преподобного Серафима Саровского — во время молитвы у иконы Божией Матери «Знамение» ей является Богородица и призывает основать скит для более уединенной жизни «не только себе, но и другим».

Поначалу приняв это за искушение, Ювеналия не решается действовать по своему усмотрению и отправляется за советом к нескольким известным старцам: отцу Анатолию из Оптиной пустыни, затворнику отцу Алексию из Зосимовой пустыни и наместнику Троице-Сергиевой лавры — отцу Товии. И от всех троих получает благословение на устройство скита.

Два года шло строительство. Место было выбрано в Подольском уезде, в 36 верстах от Москвы, в лесу близ станции Востряково. Внезапно появились и средства на постройку, и участие таких людей, как княгиня Елизавета Федоровна. Храм освятили в честь преподобного Серафима Саровского и иконы Божией матери “Знамение”. Отсюда и название скита — Серафимо-Знаменский. Святил новосозданную обитель лично сам митрополит Московский Владимир. Внизу под храмом была устроена церковь в стиле грузинского православия в честь Святой равноапостольной Нины — просветительницы Грузии, чьи мощи покоятся в Бодбийском монастыре.

В 1916 году по благословению митрополита Макария игумения Ювеналия принимает постриг в великую схиму — высшую степень монашества — с наречением имени Фамарь. Возглавляемый ею небольшой монастырь продолжает жить своей скромной и праведной жизнью вплоть до 1924 года, когда большевики решают его упразднить и разворовать, а затем сделать из скита сначала больницу, затем пионерлагерь и базу отдыха завода «Криптон».

С этого момента в миру начинает действовать монастырь, замаскированный под артель. Матушка Фамарь, 10 сестер и священник поселяются недалеко от Москвы в поселке Перхушково, где продолжают свой монашеский подвиг. В 1931 году их арестовывают, заключают в тюрьму, а матушку Фамарь отправляют в ссылку в Сибирь. Оттуда она пишет такие строки: «Я рада, что чаша испытания мне досталась сильнее моих деток. Все, что за годы случается, вся жизнь, – разве это не чудо?!».

Благодаря ходатайству ее брата Константина — известного советского режиссера театра, ссылка матушки закончилась в 1934 году. Из Сибири она вернулась тяжело больная туберкулезом и поселилась в небольшом домике неподалеку от станции Пионерская Белорусской железной дороги.

За несколько дней до ее смерти художник Павел Корин закончил портрет «Схиигуменья Фамарь», ставший впоследствии одной из величайших его работ. Ему удалось увидеть и передать сокровенную красоту духа подвижницы. Именно этот портрет, наряду с двадцатью восемью другими, вдохновил художника на создание грандиозного по замыслу и размерам полотна «Русь уходящая», которое он так и не успел дописать. Но сам Павел Корин никогда не верил в окончательный уход Святой Руси, в исчезновение православной духовности. Он страстно верил: «Русь была, есть и будет. Все ложное и искажающее ее подлинное лицо может быть пусть затянувшимся, пусть трагическим, но только эпизодом в истории этого великого народа». И словно в подтверждение его слов, Серафимо-Знаменский скит снова вот уже более пятнадцати лет используется по истинному своему назначению. Так же, как когда-то давно, здесь ежедневно проходят службы, живут, работают и молятся сестры. Все так же неподалеку бежит быстрая река и шумит на ветру сосновый бор.

Читать еще:  Идеалы и жизненные принципы фамусовского общества. Сочинение по произведению на тему: Нравственный облик и жизненные идеалы Фамусовского общества

Координаты Серафимо-Знаменского скита: 55°23’13″N 37°44’59″E

Серафимо-Знаменский скит

Серафимо-Знаменский женский скит.

Адрес Серафимо-Знаменского скита: Московская область, Домодедовский район, с. Битягово
Как проехать к Серафимо-Знаменскому скиту.
Проезд на общественном транспорте: с Павелецкого вокзала до станции «Домодедово», далее автобус № 23 до с. Битягово или автобусы № 31, 32, 58 до с. Заборье, потом пешком 2,5 км (не доходя до с. Битягово 500 м).
Расписания автобусов — в полезных ссылках.
Посмотреть все монастыри Московской области на карте яндекса.

Серафимо-Знаменский скит основала в 1910 г. игуменья Ювеналия (в миру княжна Т.А. Марджанишвили, с 1916 г. схиигуменья Фамарь), он был заложен в 1910 г.

Строительство скита продолжалось два года. Скит освятил в 1912 г. митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский).

Серафимо-Знаменский скит занимает особое место среди монастырей и других религиозных центров Подмосковья. Его история связана с двумя очень яркими историческими личностями — схиигуменьей Фамарь (грузинская княжна Тамара Александровна Марджанова или Марджанишвили, 1869—1936), великой княгиней Елизаветой Федоровной (1864—1918 гг., канонизирована Русской православной церковью в 1992 г.) и митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленский, умер в 1918 г., канонизирован Русской православной церковью, священномученик). Кроме того, в архитектурно-художественном плане это единственный ансамбль неорусского стиля, замечательный своей художественной цельностью и продуманностью.

Игуменья Ювеналия, а затем матушка Фамарь, была очень дружна с великой княгиней Елизаветой Федоровной, основательницей и настоятельницей Марфо-Мариинской обители в Москве. Обе они рано осознали краткость земной жизни и непредсказуемость большинства событий в ней. Стремились к служению Богу, людям, обе намеревались создать и создали женские общины. В 1909 г. начала действовать учрежденная Елизаветой Федоровной в 1907 г. Марфо-Мариинская обитель, в 1910 г. она стала настоятельницей этой обители.


Церковь Знамения Божией Матери и преподобного Серафима, с шатром из 24 поднимащихся ажурными ярусами кокошников. Архитектор собора — А.В. Щусев.

Крест на алтарной стороне храма.

В 1918—1919 гг. в Серафимо-Знаменском скиту по благословлению святого патриарха Тихона игуменья Фамарь укрывала епископа Серпуховского Арсения (Жадановского) и архимандрита Серафима (Звездинского) — впоследствии епископа Дмитровского; позже они были названы новомучениками российскими.

Скитские монахини благополучно жили всего пять лет — до конца 1917 г., а затем еще семь лет терпели притеснения от новой власти ради сохранения скита, и все-таки в 1924 г. его закрыли. Затем в строениях скита разместили больницу, потом с 1965 г. — пионерский лагерь и базу отдыха завода. В советский период сломали три из 12 келейных корпусов, их осталось девять. Все строения скита постепенно приходили в упадок.


Купол церкви во имя Знамения Божией Матери и преподобного Серафима.

24 белых кокошника.

Когда в 1920-е гг. Серафимо-Знаменский скит был закрыт, матушка Фамарь жила в комнатах ее казненной большевиками подруги — великой княгини Елизаветы Федоровны, в Марфо-Мариинской женской общине. В те тяжелые 1920-е гг. матушка Фамарь организовала кооперативы, в которых монахини изготовляли мягкие игрушки и стегали одеяла; при этом в этих кооперативах тайно велись богослужения. В 1931 г. матушку Фамарь арестовали, заключили в Бутырскую тюрьму, а затем сослали в Иркутскую область, где она заболела горловой чахоткой. Вскоре после возвращения из ссылки в 1936 г. матушка Фамарь умерла в Подмосковье в возрасте 67 лет. Она была похоронена в Москве на Введенском кладбище, где ее могила сохранилась до наших дней (участок № 14).


Церковь во имя Знамения Божией Матери и преподобного Серафима.


Мозаичная икона Знамения Божией Матери.

В 1999 г. здания Серафимо-Знаменского скита вернули Русской православной церкви. А в 2000 г. этот религиозный центр был возрожден как скит, т.е. малый женский монастырь.


На территории Серафимо-Знаменского скита расположены 12 небольших домиков-келий — по числу 12 апостолов, и каждый имеет собственное название.

Приехав в наши дни в Серафимо-Знаменский скит можно увидеть храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» и во имя преподобного Серафима Саровского, в подклети — усыпальница с престолом святой равноапостольной Нины. (Основательница монастыря особо чтила эту святую.) В скиту бьет безымянный почитаемый источник.


Колодец на территории Серафимо-Знаменского скита.
Вдали слева видна надвратная звонница.

Надвратная звонница и келия.

Две келии.

Серафимо-Знаменский скит представляет несомненный интерес с архитектурно-художественных и планировочных позиций. Уникальный проект комплекса скита создал архитектор Л.В. Стеженский. Комплекс скита имеет квадратный план, в центре его поставлен ярусный шатровый храм, играющий роль высотной доминанты. Домики келий симметрично размещены по периметру глухой кирпичной стены, из 12 зданий сохранилось девять. Здания в комплексе скита в основном кирпичные, неоштукатуренные, их декоративные элементы выделены побелкой. В составе Серафимо-Знаменского скита, кроме церкви Знамения и Серафима, сохранились кельи двух типов и вне скита — дом священника и дом причта.


Келии в Серафимо-Знаменском скиту.

Одноэтажный деревянный дом священника создан под влиянием архитектуры стиля модерн.

Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» и во имя преподобного Серафима Саровского является самым оригинальным зданием в комплексе скита, в нем декоративные мотивы московской и псковско-новгородской архитектуры переработаны в стиле модерн. Храм из красного кирпича имеет крестчатый объем, он увенчан стройным световым шатром с четырьмя рядами кокошников. Здесь престолы в верхнем храме в честь иконы Божией Матери Серафимо-Понетаевской и преподобного Серафима Саровского; в цокольной части храма находится нижний храм-усыпальница с престолом в честь святой равноапостольной Нины (этот храм своим видом напоминает катакомбный храм первых веков христианства).


Ажурные кованые ворота звонницы.

Ажурные Святые ворота звонницы. Звонница со Святыми вратами воссоздана заново по фотографиям 1920-х годов.

Голубь на Святых воротах звонницы.

Равновеликие одноэтажные кельи обращены внутрь скитской территории, они различаются числом жилых помещений и могут быть оценены как два типа келий. В одном случае в их убранстве преобладают мотивы стилизованного русского кокошника, а в другом — формы модерна.

В советский период были утрачены Святые ворота, часть ограды, здания келий, некоторые здания были перестроены.

В планировке скита и в визуальном облике его строений много значимой символики. Так, ограда скита задумана как квадрат в 33 сажени — в память о 33 годах земной жизни Иисуса Христа Скитский храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» имеет 24 кокошника по числу 24 апокалипсических старцев. В ограде вокруг храма были расположены 12 небольших домиков-келий — по числу 12 апостолов, — каждый из этих келейных корпусов был посвящен одному из этих апостолов. В скиту должны были жить только 33 сестры — по числу лет земной жизни Иисуса Христа.

С использованием материалов из книги «Монастыри подмосковья».

Обитель матушки Фамари

Картина П.Д. Корина «Схиигумения Фамарь» Подводя итоги года, можно обратить внимание на одно отрадное событие: 14 июня состоялось перенесение ставших мощами останков схиигумении Фамари (Марджановой) с Введенского кладбища Москвы в основанный ею в 1912 году Серафимо-Знаменский скит (ныне Домодедовского района Московской области). Этот акт явился следствием причисления матушки Фамари Русской Православной Церковью к лику святых в конце 2017 года.

Схиигумения Фамарь (1869–1936) – знаковая фигура Церкви и общества рубежа эпох: предреволюционного времени и последующих смутных лет.

Будучи по происхождению грузинкой Марджанишвили (по матери – княжной Чавчавадзе), она благодаря духовному ее авторитету стала заметным деятелем Русской Церкви в начале ХХ века, ибо ее духовное становление происходило на плодородной, непотревоженной почве Святой Руси. Она была духовно близка к таким значительным фигурам нашей Церкви того времени, ныне святым, как праведный Иоанн Кронштадтский, великая княгиня Елизавета Феодоровна, иным новомученикам и исповедникам Российским, пока еще индивидуально непрославленным. В частности, она общалась с духовником обители, епископом Серпуховским Арсением (Жадановским), который до революции многие годы был наместником Чудова монастыря в Московском Кремле (расстрелян в Бутове в 1937 году).

Серафимо-Знаменский скит матушка организовала с целью молитвенного уединения, спасения о Господе, обретения покоя и радости «о Дусе Святе».

Перед этим горячо молилась перед иконой Знамения Матери Божией в Понетаеве, желая остаться в скиту рядом с этой обителью. Но дважды услышала глас как бы от Царицы Небесной: «Устраивай свою обитель не только для себя, но и для других».

Сначала принимая все это за искушение, просила совета у старцев – о. Алексия Засимовского и о. Товия в Троице-Сергиевой лавре, которые настоятельно советовали ей последовать наставлению Божией Матери.

— Где же мне устраивать скит? У меня ни места нет, ни средств, – вопрошала матушка.

— Господь, Царица Небесная и место изберет, и средства даст. А вы будете только служкой, исполнительницей воли Божией, — отвечал, в частности, о. Алексий.

На то время (1908 г.) матушка Ювеналия (ее имя до принятия схимы в 1916 году) являлась настоятельницей Покровской общины сестер милосердия в Москве. И вот вскоре ей пришла бумага из консистории с просьбой поехать и оценить принадлежавший общине Хутор с целью его продажи. Этот земельный участок под названием Хутор был расположен в тридцати с лишнем километрах к юго-востоку от Москвы, матушка никогда там не бывала, знала о его существовании лишь по планам.

И только по приезде туда ей пришло понимание, что это и есть то место, где предстоит создать скит. Она отказалась от продажи, и с этого времени началась ее энергичная, подвижническая деятельность по строительству и обустройству скита. Ездила она в это время за благословением и к оптинским старцам, и к отцам Алексию и Товию, – и везде получала слова поддержки и благословение.

Скит строился с июля 1910-го по сентябрь 1912 года. За эти два года возникло много интересных замыслов и дополнений к ним.

В итоге Серафимо-Знаменский скит получил строго продуманное воплощение. Ограда его протянулась на 33 сажени в квадрате в память тридцати трех лет жизни Спасителя. В центре высился храм пирамидальной формы в стиле XVII века во имя Знамения Божией Матери и преподобного Серафима Саровского, с усыпальницей и престолом внизу в честь равноапостольной Нины.

Снаружи храм имел кверху 24 уступа, по числу 24 апокалипсических старцев, и венчался одной главой, знаменующей Господа Иисуса Христа.

С правой и левой стороны помещались храмовые иконы Знамения Божией Матери и преподобного Серафима понетаевской работы.

В ограде были расположены, по числу 12 апостолов, 12 небольших домиков, каждый из которых находился под покровительством того или иного апостола, а потому назывался Иоанно-Богословским, Андреевским и т.д., и имел на наружной стене, составляющей часть ограды, изображение святого покровителя.

В центральной части скита у стены был расположен большой образ Спасителя с неугасимой лампадой.

Над святыми воротами помещалась звонница с мелодичным набором небольших колоколов. Звонница служила и наблюдательным сторожевым пунктом.

По углам ограды были выстроены четыре башни; на них укреплены гипсовые, лепной работы, архангелы с трубами, как бы готовящиеся возвестить второе пришествие Христово.

Читать еще:  Педиатр Сергей Бутрий: Я был полноценным антипрививочником

Помимо святых ворот, имелись еще добавочные, с правой стороны – для хозяйственных надобностей, а с левой — небольшая «лесная» калитка, названная так потому, что открывалась прямо в рощу. Отсюда ровная дорожка шла к кургану, около которого было поставлено изображение преподобного Серафима (которого глубоко почитала матушка всю свою жизнь) на цинке в натуральный рост, идущего с топориком и котомкой за плечами.

Фигуру преподобного можно было заметить от самой калитки, и отворявший ее получал полное впечатление, что Саровский подвижник направляется в скит. Здесь было излюбленное место матушки и сестер, где они поверяли угоднику, как живому, свои мысли и чувства.

Внутри ограды не было никаких других вспомогательных построек — все они находились вне скита. Сам же он, – поросший сосной и березой, с цветниками по местам, при необыкновенной чистоте, – являлся как бы земным раем, и должен был напоминать своим обитательницам о вожделенном рае Небесном.

До революции скит посетила Комиссия по охране памятников искусства и была поражена высокой идеей, вложенной в него, и выдала настоятельнице особую грамоту, в которой значилось, среди прочего, следующее: «Серафимо-Знаменский скит по своему индивидуальному самобытному внутреннему и внешнему устройству заслуживает особого внимания и подлежит сохранению как редкий церковный памятник» (из воспоминаний епископа Арсения).

23 сентября 1912 года скит и храм в нем освятил митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский, 1848–1918, новомученик Церкви Русской), оценивший скит так: «Это духовно счастливое место». Интересно, что ранее в этом же году, в апреле, владыка Владимир освятил Покровский храм в «обители милосердия» — Марфо-Мариинской.

Но в отличие от доступной для общества московской обители Серафимо-Знаменский скит представлял собой внутренне замкнутый круг тридцати трех монахинь (опять же по числу лет земной жизни Спасителя), — помимо тех лиц, кто имел послушание и помещение на Хуторе, — со строгими правилами пустынножительства.

В келиях не разрешалось никого принимать, встречаться же дозволялось только с родственниками и — в гостинице. Предписывалось довольствоваться общей трапезой, не иметь ничего съедобного в келиях. Пробуждение и бодрствование — с 5 часов утра, в 5.45 — начало утренних молитв, утреня и литургия. После — исполнение келейных правил. Насельницы должны были постоянно творить молитву Иисусову и не расставаться с нею на послушаниях, общая же работа сопровождалась тихим пением псалмов или чтением акафистов.

Строгий порядок скита соответствовал внутреннему настрою настоятельницы, стремившейся в конечном итоге к схиме. Хотя сама игуменья какое-то время колебалась, находя малосовместимым пострижение в великий ангельский образ с настоятельским послушанием. Однако после совета со старцами-затворниками подала прошение митрополиту Макарию и получила благословение. Пострижение игуменьи Ювеналии в схиму с усвоением имени Фамарь совершил 20 сентября 1916 года викарий Московской епархии епископ Серпуховской Арсений (Жадановский).

В 1924 году Серафимо-Знаменский скит подвергся разграблению; сестер разогнали. Началось для матушки хождение по мукам. До 1926 года она жила в Марфо-Мариинской обители в Москве, в комнатах расстрелянной великой княгини Елизаветы Феодоровны. Вместе с другими монахинями она организовала кооператив — в то, весьма непростое для них время — по выделыванию детских тряпичных кукол. Когда же и эту обитель закрыли, матушка с самыми близкими ей сестрами нашла приют под Москвой у своих духовных детей: несколько лет прожила она в поселке Перхушково по Белорусской ж/д. Живя в Перхушкове, сестры-монахини не переставали трудиться — состояли в артели, стегали одеяла на продажу. В 1931 году схиигуменью и сестер арестовали и сослали в Сибирь, в Иркутскую область сроком на пять лет.

Благодаря хлопотам ее брата, известного театрального режиссера Константина Марджанова (Котэ Марджанишвили), а также художника Павла Корина, написавшего позже ее замечательный портрет, матушка провела в ссылке лишь два с половиной года. Но и этого оказалось достаточно, чтобы она, человек по природе южный, с трудом переживавшая сибирские морозы, заболела горловой чахоткой.

Вернувшись, она поселилась в знакомых местах по Белорусской ж/д, близ станции Пионерская. Это стало возможным благодаря тому же заступничеству, ибо «лишенцам» (лишенным прав) тогда не разрешалось селиться ближе, чем 101 километр от столицы. Но здоровье схиигумении уже было подорвано. 23 июня 1936 года она скончалась. Отпевание на дому совершил епископ Арсений в сослужении других священников.

В 2000 году по благословению Священноначалия Серафимо-Знаменский скит начал свое возрождение. Трудами игумении Иннокентии (Поповой) многое уже сделано в скиту, отреставрировано. Положено начало и иноческой жизни. Во многом стараниями матушки Иннокентии (присланной сюда из Коломенского женского монастыря) произошло и прославление первоосновательницы обители схиигумении Фамари.

23 июня 2018 года, в день памяти преподобноисповедницы Фамари, торжество по случаю новообретенной святой Русской Православной Церкви возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

Мощи преподобноисповедницы помещены пока во временную деревянную раку и выставлены для поклонения в обительском храме иконы Знамения Божией Матери и преподобного Серафима.

Тропарь преподобноисповеднице схиигумении Фамари

Иверии благословенныя дщерь благородная,/ восприимши дух великой Угодницы Божией Нины,/ в годину гнева Господня/ прошедши мужественне узилища и изгнания,/ возсияла еси паче милосердием и любовию/ утешительнице наша, мати Фамарь,/ под кровом Пречистыя и старца Серафима/ слезами создала еси монашеское пристанище/ моли Всемогущего Бога/ сохранити Иверию и Россию многострадальныя/ верными Христу во веки.

Кондак преподобноисповеднице схиигумении Фамари

Яко крин благоуханный,/ посреде пустыни безбожия/ в земном Отечестве твоем процвела еси,/ преподобныя мати Фамарь,/ и подвиги воздержания исповеданием веры украсивши,/ востекла еси к Небесному Жениху Христу,// Иже увенча тя красотою славы нетленныя.

Величание:

Ублажаем тя,/ преподобная мати Фамарь,/ и чтим святую память твою,/ ты бо молиши за нас// Христа Бога нашего.

Серафимо-Знаменский скит — отзыв

Покой и благость

Про Серафимо-Знаменский скит, расположенный совсем рядом с Москвой в нескольких километрах от оживлённой трассы М-4 хочется сказать, что он затерялся в дремучем лесу. Конечно, никто его не терял. Да и до ворот монастыря проложена асфальтовая дорога. Но когда сворачиваешь на узкое шоссе, пробитое между высокими деревьями и через пару-тройку минут оказываешься у высоких ворот, тебя охватывает ощущение нереальности происходящего. На ум сразу приходит сказка «Спящая красавица». Помните? Принц продирался сквозь чащу и вдруг увидел окружённый высокими деревьями замок. Точно такие же ассоциации возникают, когда ты входишь в гостеприимно распахнутые ворота монастыря. Даже ищешь глазами дворец, где могла бы почивать столетним сном спящая красавица. Но дворца нет, есть удивительная церковь.

Территория скита (женского монастыря) совсем не большая. По форме — это прямоугольник. В центре стоит красивейший одноглавый собор, освященный во имя иконы Богородицы Знамение. Храм совершенно дивный! Начало ХХ века -интересное время в культовой архитектуре. Тогда позволялось отступление от канона и модерновые вольности. Глядя на церковь хочется увидеть в ней руку А.В.Щусева. Но нет, его авторство не доказано.

По периметру стоят одноэтажные домики. Их 12, по числу апостолов. Один из них, видимо, разрушенный, недавно восстановили. На некоторых из них восстановили изображения апостолов, я прикрепила мозаику с изображением апостола Фомы.

Мы долго ходили вокруг церкви, рассматривая стилизованные под древнерусские детали. Сочли число кокошников на храме — их 24. Подивились покрытию купола, напоминающего осиновый лемех.

Внутрь не зашли, в храме шла служба.

Мне очень понравилось композиция «Вход Господний в Иерусалим» на воротах. С одной стороны арки изображён Спаситель на осляти, с другой — град Иерусалим. Получилось, что Иисус Христос въезжает в Иерусалим через ворота Серафимо-Знаменского скита.

Расположен скит недалеко от деревни Битягово. Официальный адрес — Россия, Московская область, городской округ Домодедово, село Битягово. Если соберетесь, вбивайте в навигатор «Серафимо-Знаменский скит». Яндекс-карты его знают и точно приводят к месту.

Место дивное и благодатное! Если ехать не на службу, а взглянуть на архитектуру построек, имейте ввиду, что на время пандемии зайти туда можно только во время службы. То есть он открыт с 8 утра примерно до полудня.

Серафимо-Знаменский скит

Мы собирались посетить Серафимо-Знаменский скит во время поездки по Каширскому шоссе. Но не учли, что порядки там довольно строгие и для посторонних его открывают только на службу. Спустя две недели мы вернулись и не пожалели.

Серафимо-Знаменский скит. История

В отличие от Кирилло-Белозерского или Толгского монастыря скит не может похвалиться древностью. Матушка Фамарь основала его в 1912 году. Она была родом из Грузии. В миру она звалась Тамарой Марджановой (Марджанишвили) и происходила из княжеского рода. В юности она приехала в Бодбийский монастырь на экскурсию и… навсегда осталась в лоне Церкви.

Игуменья Фамарь. Фото с сайта logoslovo.ru

В этом монастыре покоится святая Нина — покровительница Грузии. Из Бодбийского монастыря игуменья Фамарь переезжает в Москву — в Покровскую общину сестёр милосердия. Третьим место её служения стал Серафимо-Знаменский скит.

Скит строили в 1910-12 годах. Самое горячее участие в его создании принимала великая княгиня Елизавета Фёдоровна. В 1924 году коммунисты закрыли скит. С 1925 по 1965 год здесь была Заборьевская больница. С 1966 по 1974 — пионерский лагерь.

Саму матушку Фамарь не миновали репрессии. Её арестовали в 1931 году и сослали в Сибирь. Три года она провела в ссылке. За неё просил брат Константин — известный театральный режиссёр. Он приехал в Тифлис в 1922 году и фактически создал грузинский советский театр. Поэтому ему удалось уговорить Сталина вернуть его сестру из Сибири. Матушка Фамарь умерла в 1936 году.

Архитектурный ансамбль скита

В интернете распространена информация, что строил скит сам Алексей Викторович Щусев. Учитывая его интерес к церковному зодчеству и любовь к неорусской ветви модерна, это кажется вполне правдоподобным. Однако специалисты Музея архитектуры не нашли никаких документов, подтверждающих его авторство. Серафимо-Знаменский скит построен по образу «Горнего града Иерусалима», то есть рая. В центре его — храм Божий, а по краям четверообразно стоят жилища праведников.

Собор скита освящён во имя иконы Богородицы Знамение. В подклете находится нижний храм святой Нины — покровительницы Грузии. Церковь невелика, но выглядит торжественно.

Шатёр украшает пирамида стилизованных кокошников. Её венчает изящная луковичная глава, покрытая глазурованной черепицей. Число кокошников — двадцать четыре — соответствует числу апокалиптических старцев.

Широкие арочные окна прорезают четверик храма.

Декоративные детали, напоминающие древнюю кладку, искусно вставлены в кирпичную стену.

Серафимо-Знаменский скит. Кельи

Ансамбль скита глубоко символичен благодаря своим размерам и числу домиков-келий. Его построили в виде квадрата со строной 33 сажени, что соответствует земной жизни Христа. По сторонам квадрата стоят 12 домиков, по числу апостолов. Каждый домик назван в честь одного из учеников Иисуса.

Схема Серафимо-Знаменского скита Экспликация к схеме

Облик домиков повторяет архитектуру Знаменской церкви.

На некоторых есть современные фрески и мозаики с ликами апостолов.


Совсем маленький домик апостола Филиппа выглядит особенно изящным.

Один из домиков выделяется современной кладкой из красного кирпича. Позади него находится очень приличный бесплатный туалет.
Стоит обратить внимание на ворота, обращённые на запад. Их венчает небольшая звонница. Рядом с воротами видны современные мозаики, изображающие вход Господень в Иерусалим.
Мы приехали во время службы. В маленькой церкви было очень много народу, поэтому посмотреть интерьер нам не удалось. Старинное убранство не сохранилось. Интересны современные перила, изображающие процветшую виноградную лозу.

Серафимо-Знаменский скит является великолепным образцом стиля модерн в храмовом зодчестве. Облик храма напоминает церковь Спаса Нерукотворного в Клязьме. Однако последняя гораздо выше и украшена керамическими панно. По сравнению с ней Знаменская церковь выглядит скромнее. Но это не умаляет её художественных достоинств. Любителям модерна и храмовой архитектуры настоятельно рекомендуем там побывать. Скит находится поблизости от Домодедово рядом с трассой М4 «Дон».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector