0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

С н виноградов а ф кузьмин. Логика

Содержание

Логика

В труде и в быту, в учебной и общественной работе, в научном трактате и в школьном сочинении – везде и всегда необходимо правильное, т. е. определённое, непротиворечивое, последовательное, обоснованное, мышление. Без правильного мышления, которое осуществляется с помощью языка, человек не мог бы ни трудиться, ни общаться с другими людьми.

Содержание

Глава I. Предмет и задачи науки логики

§ 1. Логика мышления и наука логика

§ 2. Логические законы и формы

§ 3. О материалистическом понимании мышления

§ 4. Мышление и язык

§ 5. Значение логики

Вопросы для повторения

Глава II. Логические приёмы

§ 1. Мышление – опосредствованное и обобщённое познание действительности

§ 3. Анализ и синтез

§ 4. Абстрагирование и обобщение

Вопросы для повторения

Глава III. Понятие

§ I. Сущность понятия

§ 2. Понятие и представление

§ 3. Понятие и слово

§ 4. Содержание и объём понятий

§ 5 Соотношение между содержанием и объёмом понятия

§ 6. Ограничение и обобщение понятия

§ 7. Родовые и видовые понятия

§ 8. Основные классы понятий

§ 9. Отношения между понятиями

Вопросы для повторения

Глава IV. Определение и деление понятия

§ 1. Сущность определения понятия

§ 2. Правила определения

§ 3. Генетическое определение

§ 4. Номинальное определение

§ 5. Значение определений

§ 6. Приёмы, заменяющие определение

§ 7. Сущность деления понятия

§ 8. Правила деления

§ 9. Дихотомическое деление

§ 10. Приёмы, сходные с делением

Вопросы для повторения

Глава V. Суждение

§ 1. Сущность суждении

§ 2. Состав суждения

§ 3. Суждение и предложение

§ 4. Виды суждений

§ 5. Утвердительные и отрицательные суждения

§ 6. Единичные, частные и общие суждения

§ 7. Соединение делений суждений по количеству и по качеству

§ 8. Условные, разделительные и категорические суждения

§ 9. Суждения возможности, действительности и необходимости

§ 10. Объём подлежащего и сказуемого в суждении

§ 11. Отношения между суждениями

Вопросы для повторения

Глава VI. Преобразование суждений

§ 1. Уточнение логического смысла суждений

Вопросы для повторения

Глава VII. Основные законы логического мышления

§ 1. Понятие о логическом законе

§ 2. Закон тождества

§ 3. Закон противоречия

§ 4. Закон исключённого третьего

§ 5. Закон достаточного основания

§ 6. Значение логических законов

Вопросы для повторения

Глава VIII. Дедуктивные умозаключения

§ 1. Понятие об умозаключении

§ 2. Определение силлогизма

§ 3. Состав силлогизма

§ 4. Аксиома силлогизма

§ 5. Правила силлогизма

§ 6. Понятие о фигурах силлогизма

§ 7. Разновидности силлогизма

§ 8. Характеристика фигур

§ 9. Познавательное значение силлогизма

§ 10. Условно-категорический силлогизм

§ 11. Разделительно-категорический силлогизм

§ 13. О сложных силлогизмах

Вопросы для повторения

Глава IX. Индуктивные умозаключения

§ 1. Сущность индукции

§ 2. Полная индукция

§ 3. Неполная индукция

§ 4. Научная индукция

§ 5. О причинной связи явлений

§ 6. Методы исследования причинной связи явлений

§ 7. Условия применения методов индукции

Вопросы для повторения

Глава X. Аналогия

Вопросы для повторения

Глава XI. Гипотеза

§ 1. Определение гипотезы

§ 2. Проверка гипотезы

§ 3. Гипотеза и теория

Вопросы для повторения

Глава XII. Доказательство

§ I. Определение логического доказательства

§ 2. Состав доказательства

§ 3. Доказательства прямые и косвенные

§ 4. Правила доказательства

Вопросы для повторения

Приложение. Логические упражнения

Источник: Логика : учебник для средней школы / С.Н. Виноградов А.Ф. Кузьмин. – Изд. 2. – Москва: ГУПИ МП РСФСР. 1954. – 175 с.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Логика

Авторы: С Н Виноградов , А Ф Кузьмин
Жанры: Научная литература: прочее , Учебники
Год:1954

ЦК ВКП(б) в постановлении «О преподавании логики и психологии в средней школе» от 3 декабря 1946 года признал совершенно ненормальным, что в средних школах не изучается логика и психология, и счел необходимым ввести в течение 4 лет, начиная с 1947/48 учебного года, преподавание этих предметов во всех школах Советского Союза.

В 1959 году преподавание логики в средней школе отменили. А зря.

Это тот самый учебник для средней школы 1954 года издания.

В труде и в быту, в учебной и общественной работе, в научном трактате и в школьном сочинении — везде и всегда необходимо правильное, т. е. определённое, непротиворечивое, последовательное, обоснованное, мышление. Без правильного мышления, которое осуществляется с помощью языка, человек не мог бы ни трудиться, ни общаться с другими людьми.

Если кто-либо неясно, путано высказывает свои мысли, противоречит самому себе, о таком человеке говорят: «Его нельзя понять, в его рассуждениях нет логики».

Логика скачать fb2, epub бесплатно

Учебник для средней школы, 1954 год, 8-е издание.

АТЛАНТИДА, АТЛАНТЫ, ПРААТЛАНТЫ.

Как я могу сказать, что я думаю,

пока размышляю о том, что говорю.

Как много дел считалось невозможным,

пока они не были осуществлены.

Гай Плиний Секунд Старший

Как часто, дорогой читатель, мы встречаем в книгах, статьях, заметках фразу, похожую на эту: ученые не могут объяснить это явление. И чего не могут они, порой успешно «решают» фантасты. И вот что интересно: там, где полет фантазии одного человека когда-то нарисовал нечто немыслимое, сегодня — реальность, знакомая и понятная почти каждому. Пример? Да сколько хотите! Хотя бы гиперболоид инженера Гарина — лазер. И какую воплощенную фантазию подарит нам завтра, предугадать бы там кого-нибудь, кто идет дальше» — эти слова американского мыслителя XIX века Генри Дейвида Торо как нельзя лучше говорят о вечном стремлении человека к новому знанию. Англичанин Сэмюэл Батлер утверждает: «Жизнь — это искусство делать верные выводы из неверных посылок». С этим трудно не согласиться, как, впрочем, и с убеждением Альберта Эйштейна, что «вечная загадка мира — его познаваемость». И продолжим фантазировать дальше. Последствия мировой термоядерной, химической, биологической, геофизической, биогенной (как ни называй следующую войну) катастрофы современному человеку не легко представить или предсказать. Как мы знаем, применение даже и одной атомной бомбы повлекло за собой колоссальные человеческие жертвы и разрушения. Пятитонная атомная ^бомба «Малыш» мощностью около 20 килотонн, сброшенная над Хиросимой, взорвалась на высоте около 550 метров. Однако пострадал фактически весь город: в радиусе до 8 километров полностью или частично были разрушены 60 тысяч домов. Возник огненный шторм, длившийся 6 часов. Поднялся сильный ветер, дувший со скоростью 50-60 километров в час в направлении горящего города, в зону разрушений и пожаров. Железо и другие металлы вблизи эпицентра испарились, поверхностный слой грунта сплавился на значительную глубину. Под воздействием ударной волны и теплого излучения из 506-тысячного населения Хиросимы сразу погибло 78 тысяч человек и было ранено 64 тысячи человек. В последующем, с учетом воздействия проникающей и остаточной радиации, количество пострадавших возросло до 163 тысяч, а погибших — до 240 тысяч человек. И это последствия одного сравнительно небольшого взрыва. А если. Предположим, что первая ракета-носитель с термоядерной боеголовкой мощностью 20 мегатонн выведена на орбиту Земли и через несколько минут должна поразить цель. Возможны два варианта (с вероятностью 99%) развития событий: или ракета поражает цель, или ее сбивают в полете. В первом случае наличие таких поражающих факторов как ударная волна, световое излучение, проникающая радиация и последующее радиоактивное заражение местности приведет к гибели всего живого на обширной территории. Эпицентр взрыва будет одновременно и эпицентром сильнейшего землетрясения. Произойдет массовое убийство людей. Представьте, сколько их погибнет под руинами зданий крупного города, сгорит в испепеляющем огненном шквале в городе и окрестных лесах, погибнет в результате наводнений. Токсичные жидкости и газы разрушенных предприятий химической и оборонной промышленности заражают местность, воздух. Разрушена ближайшая к городу атомная электростанция. Второй вариант также губителен. Поврежденный носитель с источником «ядерной смерти» станет своего рода миной замедленного действия, способной взорваться в любой момент. Одновременно существует некоторая вероятность того, что в сбитой вакете при падении произойдет инициирование зарядаооевой части. В этом случае возможный высотный взрыв нанесет повреждения озоновому слою — защитнику живого мира планеты от жесткого губительного ультрафиолетового излучения. Кроме того, повышенную опасность будут представлять радиоактивные зараженные части разрушенной ракеты, как стремительно несущиеся к земле, так и лежащие на поверхности планеты. В течение последующих нескольких десятков минут массовый обмен ядерными взрывами приведет к тотальному разрушению природы. Применение ядерного, химического, биологического, геофизического оружия резко изменит газовый атмосферный состав. Неминуема экологическая катастрофа, гибель цивилизации. Если примерно одновременно взорвутся сотни сверхмощных боеприпасов, то это приведет к непредсказуемым геологическим, климатическим и прочим катаклизмам, в том числе сдвигам земной коры, и никто не может гарантировать, что Земля не развалится на множество кусков-астероидов. Какой выбор может сделать человечество, если гонка вооружений перенесена в космос (еще в середине 80-х гг. проходила информация о том, что при разовом запуске космического корабля «Челленджер» на околоземную орбиту могут быть выведены три платформы, каждая из которых несет по 25 ракет с .ядерными боеголовками), если один залп современной атомной подводной лодки несет миру 960 Хиросим? Уже сейчас на Земле накоплено ядерных боеприпасов общей мощностью свыше 50 000 мегатонн. Для сравнения напомним, что за всю вторую мировую войну было израсходовано взрывчатых веществ общей мощностью немногим более 5 мегатонн. Применение даже 1/10 современного арсенала термоядерного (ядерного) оружия приведет к «ядерной ночи» и далее- к катастрофической для всего живого «ядерной зиме». Итак, последствия третьей мировой войны невообразимы и труднопредсказуемы, и пережившие войну будут завидовать мертвым. И действительно, кто знает, не уподобится ли Земля Марсу? В любой войне были победители. Значит, должны быть победители и в третьей мировой войне (если только, разумеется, планета не будет разнесена в «пух и прах»)? Наиболее вероятно, что на Земле останутся — по крайней мере — хотя бы несколько сотен миллионов человек цивилизованного общества. Что же будет дальше? «Отсидевшись» в подземельях и в космосе, победители станут хозяевами Земли, природные условия которой будут значительно изменены. На первых порах они будут продолжать развитие своей цивилизации главным образом в недрах планеты, так как в подземельях будет поддерживаться нужный им микроклимат. Поскольку на планете никто не будет им препятствовать из также оставшихся (выживших и адаптировавшихся в новых условиях) представителей рода человеческого (которых победители могут добить полностью, ^исходя, допустим, из тех соображений, чтобы на планете осталась одна нация), то на Земле будут параллельно сосуществовать и развиваться цивилизации двух уровней:

Читать еще:  Роль религии в видеоиграх и как студенты-атеисты пишут слово «Бог»

ОБ ОПЫТЕ СТЕФАНА МАРИНОВА

В «ТМ», No10за 2002 г., напечатана статья физика Юрия Обухова и радиофизика Игоря Захарченко «Эфир или физический вакуум?», в которой рассказывается об эксперименте австрийского физика Стефана Маринова и вытекающих из этого опыта фундаментальных следствиях.

К сожалению, авторами допущены, на мой взгляд, серьезные неточности, которые могут дезориентировать читателей.

Зачем нужен «эфир», якобы заполняющий все мировое пространство? Ничего дурного в этой идее нет, так как без подобной странной, всепроникающей и неуловимой, субстанции трудно понять многие известные факты. В древности его существованием объясняли движение планет, а после работ Галилея и Ньютона планеты перестали нуждаться в таком «двигателе». Но мысль о существовании «мирового эфира», хотя и в новой ипостаси, возникла вновь, когда началось планомерное изучение свойств света. Так, голландский физик Христиан Гюйгенс (1629 — 1695) показал, что свет имеет волновую природу (кстати, тот же Ньютон никак не мог решить, представляет свет волны или некие корпускулы) и что в пространстве, где он распространяется, что-то должно колебаться. А это значит, что должна существовать некая материальная среда, пронизывающая все пространство, в которой подобные колебания могут происходить.

МЕЧТА ПРОКЛАДЫВАЕТ ПУТЬ

кандидат геолого-минералогических наук

Космические корабли над Древним Римом

Принципиальная возможность связи космических цивилизаций с помощью автоматических зондов наукой признана давно.

Ее разделяет, в частности, и сторонник идеи «уникальности» земной разумной жизни во вселенной член-корреспондент АН СССР И.С.Шкловский, о чем он пишет в 21-и главе 4-го издания своей книги «Вселенная, жизнь, разум», опубликованной в 1976 году одновременно со статьей об «уникальности» в «Вопросах философии» № 6, 1976.

ЕМЕЛЬЯНОВ ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ

О войне 1812 года написаны тысячи книг у нас и за рубежом. Многочисленные исторические исследования, художественные произведения в стихах и прозе рассказывают о героизме наших предков. Каждый актор стремится передать свое мнение о войне и се участниках.

Большинство из нас знают о войне 1812 года из художественных произведений и из школьных учебников, В школе изучаются гениальные произведения о войне 1812 года: стихотворение «Бородино» М.К.Лермонтова и роман «Война и мир» Л.Н.Толстого. Великим писателям земли Русской удалось понять то, что недоступно многим ученьш-иеториким.

Логика. Учебник для средней школы

Учебник для средней школы, 1954 год, 8-е издание.

Глава I — Предмет и задачи науки логики 1

Глава II — Логические приёмы 2

Глава III — Понятие 4

Глава IV — Определение и деление понятия 7

Глава V — Суждение 10

Глава VI — Преобразование суждений 15

Глава VII — Основные законы логического мышления 17

Глава VIII — Дедуктивные умозаключения 20

Глава IX — Индуктивные умозаключения 25

Глава X — Аналогия 28

Глава XI — Гипотеза 28

Глава XII — Доказательство 29

Приложение — Логические упражнения 33

Логика

Глава I
Предмет и задачи науки логики

§ I. Логика мышления и наука логика

В труде и в быту, в учебной и общественной работе, в научном трактате и в школьном сочинении — везде и всегда необходимо правильное, т. е. определённое, непротиворечивое, последовательное, обоснованное, мышление. Без правильного мышления, которое осуществляется с помощью языка, человек не мог бы ни трудиться, ни общаться с другими людьми.

Если кто-либо неясно, путано высказывает свои мысли, противоречит самому себе, о таком человеке говорят: «Его нельзя понять, в его рассуждениях нет логики».

Здесь словом «логика» называют правильность построения мыслей. Правильное построение мыслей изучается наукой логикой.

Таким образом, следует различать: 1) логику мышления (правильность построения мыслей) и 2) науку логику ‘.

Кратко науку логику можно определить так:

Логика есть наука о законах и формах правильного построения мыслей.

§ 2. Логические законы и формы

Логические законы. Определённость, непротиворечивость, последовательность и обоснованность являются обязательными качествами правильного мышления. Эти качества имеют значение законов правильного мышления.

Сознательное или несознательное нарушение логических законов ведёт к неправильному выводу. Человек, который нарушает логические законы, неизбежно оказывается побеждённым в споре, дискуссии.

Кто читал роман Тургенева «Рудин», тот помнит горячие споры между двумя героями этого известного произведения. Рассмотрим отрывок из беседы Рудина с Пигасовым:

— Прекрасно! — промолвил Рудин. — Стало быть, по-вашему убеждений нет?

— Нет — и не существует.

— Это ваше убеждение?

— Как же вы говорите, что их нет? Вот вам уже одно, на первый случай.

Все в комнате улыбнулись и переглянулись.

Легко понять, что Пигасов потерпел поражение. Зная логику, можно определить и характер его ошибки. Пигасов противоречит самому себе. Признав в начале беседы, что убеждений не существует, он тут же отказывается от своей первой мысли и утверждает совершенно противоположное.

Один из логических законов, который называется законом противоречия, указывает на недопустимость подобной ошибки в рассуждениях.

Логика имеет своей задачей изучение законов правильного построения мыслей и логических форм.

Логическая форма — это структура, строение наших мыслей.

Возьмём для примера две такие мысли:

Медь — проводник электричества.

Пшеница — растение семейства злаковых.

Каждая из этих мыслей представляет собой отражение в нашем мышлении определённых фактов действительности. Так как факты эти различны, то и содержание мыслей об этих фактах различное. Но, несмотря на это, в обоих случаях мы видим общее строение, единую структуру этих мыслей.

Наука логика, исследуя логические формы, отвлекается от конкретного содержания той или иной мысли.

Рассматривая приведённые примеры, логика интересуется не свойствами меди (ими занимается физика) и не принадлежностью пшеницы к семейству злаковых (это область ботаники). Логику интересует структура мысли.

Возьмём ещё для примера два таких рассуждения:

Все граждане СССР имеют право на образование.

Мы — граждане СССР.

Следовательно, мы имеем право на образование.

Все звёзды являются раскалёнными газовыми шарами.

Следовательно, Сириус — раскалённый газовый шар.

Содержание этих двух рассуждений разное, но ход мыслей в обоих примерах одинаков. В первом случае мы мыслим о нашем праве на образование, закреплённом в Конституции СССР. Во втором случае мы мыслим о структуре Сириуса, которую он имеет, как и всякая звезда.

Однако, являясь разными по содержанию, эти два рассуждения сходны между собой в отношении своего строения. Логическая форма этих рассуждений одинакова: от общего положения мы идём к частному выводу.

Если в процессе рассуждения наши мысли облекаются в неправильные формы, то в таком случае прийти к истинным выводам невозможно.

Сравним два следующих рассуждения:

Во всех городах за полярным кругом бывают белые ночи.

Город Игарка находится за полярным кругом.

Следовательно, в Игарке бывают белые ночи.

Во всех городах за полярным кругом бывают белые ночи.

Читать еще:  Надо ли говорить школьникам, что между религиями нет разницы

Ленинград не находится за полярным кругом.

Следовательно, в Ленинграде не бывает белых ночей.

В первом случае вывод и ход рассуждений правильный. Во втором случае, несмотря на правильность исходных положений, заключение получилось ошибочным: известно, что в Ленинграде бывают белые ночи. Неверный вывод есть результат того, что рассуждение облечено в неправильную логическую форму .

Таким образом, логика изучает формы мышления. Но это не значит, что логика не интересуется содержанием мышления. Изучение формы мысли вне связи с содержанием не имело бы для нас никакого смысла. Однако изучение её в связи с содержанием не означает, что мы не можем в необходимых случаях в целях изучения мысленно отвлекать эту форму.

Логические законы и формы, т. е. законы и формы правильного построения мыслей, являются общечеловеческими. Это значит, что люди различных эпох и стран независимо от своей классовой и национальной принадлежности строили и строят свои рассуждения по одним и тем же логическим законам, мыслили и мыслят в одних и тех же логических формах. Если бы не было единых и обязательных для всех людей логических законов и форм, то люди не понимали бы друг друга.

Человеческое мышление развивается, изменяется, т. е. становится более совершенным. Но изменение форм мышления в течение длительного времени мало заметно. Логические формы и законы обладают устойчивостью, постоянством.

§ 3. О материалистическом понимании мышления

Начиная с древнейших времён люди интересовались вопросом об отношении мышления к бытию. В зависимости от решения этого вопроса различаются в философии два направления — материалистическое и идеалистическое.

Последовательное, единственно научное разрешение вопроса о материи и сознании, о материи и мышлении, об источнике наших ощущений, представлений, понятий даётся лишь марксистским философским материализмом, разработанным великими учителями трудящегося человечества К. Марксом, Ф. Энгельсом, В.И. Лениным и И. В. Сталиным.

В противоположность идеализму, утверждающему, что материальный мир существует лишь в нашем мышлении, сознании, материализм исходит из того, что источником ощущений, представлений, понятий, мышления, сознания является материя. Материя первична, а мышление, сознание вторично.

Мышление — это свойство высокоорганизованной материи, а именно — свойство мозга. Мышление не существует и не может существовать само по себе. Оно является отображением материального мира в человеческой голове.

Мышление возникло и развивается в процессе общественно-трудовой деятельности людей. В самом деле, психические процессы свойственны и животным, но мышление присуще только человеку. Объяснение этого мы находим в труде. Животные не производят орудий труда. Они лишь пассивно приспособляются к природе. Человек же активно преобразовывает природу, приспособляет её при помощи орудий труда к своим потребностям. В процессе производства человек ставит конкретные цели, обдумывает пути и способы их осуществления.

Деятельность человека требовала от него всё более глубокого осмысливания связей и отношений между предметами и явлениями внешнего мира. «Труд, — говорит Энгельс, — создал самого человека».

Практика, трудовая деятельность, является и мерилом истинности наших знаний о законах природы и общественной жизни.

Библиотека старых советских учебников по Логике и Психологии

Старые учебники СССР

Назначение: УЧЕБНИК ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ СССР

Авторство: С.Н. Виноградов, А.Ф. Кузмин

Формат: PDF, Размер файла: 1.09 MB

Содержание:

Предмет и задачи науки логики.

Логика мышления и наука логика.

Логические законы и формы.

О материалистическом понимании мышления.

Мышление и язык.

Вопросы для повторения.

Мышление — опосредствованное и обобщённое познание.

Анализ и синтез.

Абстрагирование и обобщение.

Вопросы для повторения.

Понятие и представление.

Понятие и слово.

Содержание и объём понятий.

Соотношение между содержанием и объёмом понятия.

Ограничение и обобщение понятия.

Родовые и видовые понятия.

Основные классы понятий.

Отношения между понятиями.

Вопросы для повторения.

Определение и деление понятия.

Сущность определения понятия.

Приёмы, заменяющие определение.

Сущность деления понятия.

Приёмы, сходные с делением.

Вопросы для повторения.

Суждение и предложение.

Утвердительные и отрицательные суждения.

Единичные, частные и общие суждения.

Соединение делений суждений по количеству и по качеству.

Условные, разделительные и категорические суждения.

Суждения возможности, действительности и необходимости.

Объём подлежащего и сказуемого в суждении.

Отношения между суждениями.

Вопросы для повторения.

Уточнение логического смысла суждений.

Вопросы для повторения.

Основные законы логического мышления.

Понятие о логическом законе.

Закон исключённого третьего.

Закон достаточного основания.

Значение логических законов.

Вопросы для повторения.

Понятие об умозаключении.

Понятие о фигурах силлогизма.

Познавательное значение силлогизма.

О сложных силлогизмах.

Вопросы для повторения.

О причинной связи явлений.

Методы исследования причинной связи явлений.

Условия применения методов индукции.

Вопросы для повторения.

Вопросы для повторения.

Гипотеза и теория.

Вопросы для повторения.

Определение логического доказательства.

Доказательства прямые и косвенные.

Вопросы для повторения.

Приложения. Логические упражнения.

КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать Советский учебник Логика 1954 года (формат DjVu, 1.72 Mb):

Скачать.

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ НАУКИ ЛОГИКИ

§ 1. Логика мышления и наука логика

В труде и в быту, в учебной и общественной работе, в научном трактате и в школьном сочинении — везде и всегда необходимо правильное, т. е. определённое, непротиворечивое, последовательное, обоснованное, мышление. Без правильного мышления, которое осуществляется с помощью языка, человек не мог бы ни трудиться, ни общаться с другими людьми.

Если кто-либо неясно, путано высказывает свои мысли, противоречит самому себе, о таком человеке говорят: «Его нельзя понять, в его рассуждениях нет логики».

Здесь словом «логика» называют правильность построения мыслей. Правильное построение мыслей изучается наукой логикой.

Таким образом, следует различать: 1) логику мышления (правильность построения мыслей) и 2) науку логику.

Кратко науку логику можно определить так:

Логика есть наука о законах и формах правильного построения мыслей.

§ 2. Логические законы и формы

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ. Определённость, непротиворечивость, последовательность и обоснованность являются обязательными качествами правильного мышления. Эти качества имеют значение законов правильного мышления.

Сознательное или несознательное нарушение логических законов ведёт к неправильному выводу. Человек, который нарушает логические законы, неизбежно оказывается побеждённым в споре, дискуссии.

Кто читал роман Тургенева «Рудин», тот помнит горячие споры между двумя героями этого известного произведения. Рассмотрим отрывок из беседы Рудина с Пигасовым:

— Прекрасно! — промолвил Рудин. — Стало быть, по-вашему убеждений нет?

— Нет — и не существует.

— Это ваше убеждение?

— Как же вы говорите, что их нет? Вот вам уже одно, на первый случай.

Все в комнате улыбнулись и переглянулись.

Легко понять, что Пигасов потерпел поражение. Зная логику, можно определить и характер его ошибки. Пигасов противоречит самому себе. Признав в начале беседы, что убеждений не существует, он тут же отказывается от своей первой мысли и утверждает совершенно противоположное.

Один из логических законов, который называется законом противоречия, указывает на недопустимость подобной ошибки в рассуждениях.

ЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА — это структура, строение наших мыслей.

С. Виноградов — Логика. Учебник для средней школы. [Издание восьмое. Утверждён Министерством просвещения РСФСР.]

  • 100
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Описание книги «Логика. Учебник для средней школы. [Издание восьмое. Утверждён Министерством просвещения РСФСР.]»

Описание и краткое содержание «Логика. Учебник для средней школы. [Издание восьмое. Утверждён Министерством просвещения РСФСР.]» читать бесплатно онлайн.

ЦК ВКП(б) в постановлении «О преподавании логики и психологии в средней школе» от 3 декабря 1946 года признал совершенно ненормальным, что в средних школах не изучается логика и психология, и счел необходимым ввести в течение 4 лет, начиная с 1947/48 учебного года, преподавание этих предметов во всех школах Советского Союза.

В 1959 году преподавание логики в средней школе отменили. А зря.

Это тот самый учебник для средней школы 1954 года издания.

С. Н. ВИНОГРАДОВ и А. Ф. КУЗЬМИН

УЧЕБНИК ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Утверждён Министерством просвещения РСФСР
ИЗДАНИЕ ВОСЬМОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР М О С К В А * 1 9 5 4

От издательства Настоящее (восьмое) издание учебника печатается по седьмому изданию.

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ НАУКИ ЛОГИКИ

§ 1. Логика мышления и наука логика

В труде и в быту, в учебной и общественной работе, в научном трактате и в школьном сочинении — везде и всегда необходимо правильное, т. е. определённое, непротиворечивое, последовательное, обоснованное, мышление. Без правильного мышления, которое осуществляется с помощью языка, человек не мог бы ни трудиться, ни общаться с другими людьми.

Если кто-либо неясно, путано высказывает свои мысли, противоречит самому себе, о таком человеке говорят: «Его нельзя понять, в его рассуждениях нет логики».

Здесь словом «логика» называют правильность построения мыслей. Правильное построение мыслей изучается наукой логикой.

Таким образом, следует различать: 1) логику мышления (правильность построения мыслей) и 2) науку логику[1].

Кратко науку логику можно определить так:

Логика есть наука о законах и формах правильного построения мыслей.

§ 2. Логические законы и формы

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ. Определённость, непротиворечивость, последовательность и обоснованность являются обязательными качествами правильного мышления. Эти качества имеют значение законов правильного мышления.

Сознательное или несознательное нарушение логических законов ведёт к неправильному выводу. Человек, который нарушает логические законы, неизбежно оказывается побеждённым в споре, дискуссии.

Читать еще:  Собор христова воскресения. Храм воскресения христова в подгорице Кафедральный храм воскресения христова в подгорице

Кто читал роман Тургенева «Рудин», тот помнит горячие споры между двумя героями этого известного произведения. Рассмотрим отрывок из беседы Рудина с Пигасовым:

— Прекрасно! — промолвил Рудин. — Стало быть, по-вашему убеждений нет?

— Нет — и не существует.

— Это ваше убеждение?

— Как же вы говорите, что их нет? Вот вам уже одно, на первый случай.

Все в комнате улыбнулись и переглянулись.

Легко понять, что Пигасов потерпел поражение. Зная логику, можно определить и характер его ошибки. Пигасов противоречит самому себе. Признав в начале беседы, что убеждений не существует, он тут же отказывается от своей первой мысли и утверждает совершенно противоположное.

Один из логических законов, который называется законом противоречия, указывает на недопустимость подобной ошибки в рассуждениях.

Логика имеет своей задачей изучение законов правильного построения мыслей и логических форм.

ЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА — это структура, строение наших мыслей.

Возьмём для примера две такие мысли:

Медь — проводник электричества.

Пшеница — растение семейства злаковых.

Каждая из этих мыслей представляет собой отражение в нашем мышлении определённых фактов действительности. Так как факты эти различны, то и содержание мыслей об этих фактах различное. Но, несмотря на это, в обоих случаях мы видим общее строение, единую структуру этих мыслей.

Наука логика, исследуя логические формы, отвлекается от конкретного содержания той или иной мысли.

Рассматривая приведённые примеры, логика интересуется не свойствами меди (ими занимается физика) и не принадлежностью пшеницы к семейству злаковых (это область ботаники). Логику интересует структура мысли.

Возьмём ещё для примера два таких рассуждения:

Все граждане СССР имеют право на образование.

Мы — граждане СССР.

Следовательно, мы имеем право на образование.

Все звёзды являются раскаленными газовыми шарами.

Следовательно, Сириус — раскалённый газовый шар.

Содержание этих двух рассуждений разное, но ход мыслей в обоих примерах одинаков. В первом случае мы мыслим о нашем праве на образование, закреплённом в Конституции СССР. Во втором случае мы мыслим о структуре Сириуса, которую он имеет, как и всякая звезда.

Однако, являясь разными по содержанию, эти два рассуждения сходны между собой в отношении своего строения. Логическая форма этих рассуждений одинакова: от общего положения мы идём к частному выводу.

Если в процессе рассуждения наши мысли облекаются в неправильные формы, то в таком случае прийти к истинным выводам невозможно.

Сравним два следующих рассуждения:

Во всех городах за полярным кругом бывают белые ночи.

Город Игарка находится за полярным кругом.

Следовательно, в Игарке бывают белые ночи.

Во всех городах за полярным кругом бывают белые ночи.

Ленинград не находится за полярным кругом.

Следовательно, в Ленинграде не бывает белых ночей.

В первом случае вывод и ход рассуждений правильный. Во втором случае, несмотря на правильность исходных положений, заключение получилось ошибочным: известно, что в Ленинграде бывают белые ночи. Неверный вывод есть результат того, что рассуждение облечено в неправильную логическую форму[2].

Таким образом, логика изучает формы мышления. Но это не значит, что логика не интересуется содержанием мышления. Изучение формы мысли вне связи с содержанием не имело бы для нас никакого смысла. Однако изучение её в связи с содержанием не означает, что мы не можем в необходимых случаях в целях изучения мысленно отвлекать эту форму.

Логические законы и формы, т. е. законы и формы правильного построения мыслей, являются общечеловеческими. Это значит, что люди различных эпох и стран независимо от своей классовой и национальной принадлежности строили и строят свои рассуждения по одним и тем же логическим законам, мыслили и мыслят в одних и тех же логических формах. Если бы не было единых и обязательных для всех людей логических законов и форм, то люди не понимали бы друг друга.

Человеческое мышление развивается, изменяется, т. е. становится более совершенным. Но изменение форм мышления в течение длительного времени мало заметно. Логические формы и законы обладают устойчивостью, постоянством.

§ 3. О материалистическом понимании мышления

Начиная с древнейших времён люди интересовались вопросом об отношении мышления к бытию. В зависимости от решения этого вопроса различаются в философии два направления — материалистическое и идеалистическое.

Последовательное, единственно научное разрешение вопроса о материи и сознании, о материи и мышлении, об источнике наших ощущений, представлений, понятий даётся лишь марксистским философским материализмом, разработанным великими учителями трудящегося человечества К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. И. Лениным и И. В. Сталиным.

В противоположность идеализму, утверждающему, что материальный мир существует лишь в нашем мышлении, сознании, материализм исходит из того, что источником ощущений, представлений, понятий, мышления, сознания является материя. Материя первична, а мышление, сознание вторично.

Мышление — это свойство высокоорганизованной материи, а именно — свойство мозга. Мышление не существует и не может существовать само по себе. Оно является отображением материального мира в человеческой голове.

Мышление возникло и развивается в процессе общественно-трудовой деятельности людей. В самом деле, психические процессы свойственны и животным, но мышление присуще только человеку. Объяснение этого мы находим в труде. Животные не производят орудий труда. Они лишь пассивно приспособляются к природе. Человек же активно преобразовывает природу, приспособляет её при помощи орудий труда к своим потребностям. В процессе производства человек ставит конкретные цели, обдумывает пути и способы их осуществления.

Деятельность человека требовала от него всё более глубокого осмысливания связей и отношений между предметами и явлениями внешнего мира. «Труд, — говорит Энгельс, — создал самого человека».

Практика, трудовая деятельность, является и мерилом истинности наших знаний о законах природы и общественной жизни.

§ 4. Мышление и язык

Мышление развивалось вместе с языком, с которым оно неразрывно связано. Только язык делает возможным обмен мыслями в человеческом обществе.

Логика. Учебник для средней школы. (Издание восьмое. Утверждён Министерством просвещения РСФСР.)

  • 2252

Скачать книгу в формате:

  • fb2
  • pdf
  • epub
  • rtf
  • mobi
  • txt

Аннотация

ЦК ВКП(б) в постановлении «О преподавании логики и психологии в средней школе» от 3 декабря 1946 года признал совершенно ненормальным, что в средних школах не изучается логика и психология, и счел необходимым ввести в течение 4 лет, начиная с 1947/48 учебного года, преподавание этих предметов во всех школах Советского Союза.

В 1959 году преподавание логики в средней школе отменили. А зря.

Это тот самый учебник для средней школы 1954 года издания.

Отзывы

Популярные книги

  • Читаю
  • В архив
  • 52748
  • 7
  • 9

Пока набросок. Если перерастёт по объёму из рассказа в роман, то будет под подписку .

Парный танец

  • Читаю
  • В архив
  • 53173
  • 83
  • 12

Я — игрушка, отданная за долги собственным отцом. Я — всего лишь человек, а они — из древней расы, к.

Назови меня своей

  • Читаю
  • В архив
  • 47857
  • 22
  • 3

Анна Тодд После ссоры С огромной любовью и благодарностью к каждому, кто читает эту книгу. Anna.

После ссоры

  • Читаю
  • В архив
  • 49764
  • 27
  • 7

Все думают, что она обычная студентка, дочь обеспеченных родителей, которая живёт в своё удовольстви.

Аромат невинности

  • Читаю
  • В архив
  • 57483
  • 6
  • 5

Трогательная история говорящего Лабрадора Мани, который оказался настоящим финансовым гением, в д.

Пёс по имени Мани

  • Читаю
  • В архив
  • 63556
  • 32
  • 19

Essential Grammar in Use

Здравствуй уважаемый читатель. Книга «Логика. Учебник для средней школы. (Издание восьмое. Утверждён Министерством просвещения РСФСР.)» Виноградов С. Н. относится к разряду тех, которые стоит прочитать. Данная история — это своеобразная загадка, поставленная читателю, и обычной логикой ее не разгадать, до самой последней страницы. Написано настолько увлекательно и живо, что все картины и протагонисты запоминаются на долго и даже спустя довольно долгое время, моментально вспоминаются. С невероятным волнением воспринимается написанное! – Каждый шаг, каждый нюанс подсказан, но при этом удивляет. Сюжет произведения захватывающий, стилистически яркий, интригующий с первых же страниц. На протяжении всего романа нет ни одного лишнего образа, ни одной лишней детали, ни одной лишней мелочи, ни одного лишнего слова. С невероятной легкостью, самые сложные ситуации, с помощью иронии и юмора, начинают восприниматься как вполнерешаемые и легкопреодолимые. Попытки найти ответ откуда в людях та или иная черта, отчего человек поступает так или иначе, частично затронуты, частично раскрыты. Через виденье главного героя окружающий мир в воображении читающего вырисовывается ярко, красочно и невероятно красиво. Небезынтересно наблюдать как герои, обладающие не высокой моралью, пройдя через сложные испытания, преобразились духовно и кардинально сменили свои взгляды на жизнь. Глубоко цепляет непредвиденная, сложнопрогнозируемая последняя сцена и последующая проблематика, оставляя место для самостоятельного домысливания будущего. «Логика. Учебник для средней школы. (Издание восьмое. Утверждён Министерством просвещения РСФСР.)» Виноградов С. Н. читать бесплатно онлайн приятно и увлекательно, все настолько гармонично, что хочется вернуться к нему еще раз.

  • Понравилось: 0
  • В библиотеках: 0
  • 2252

Новинки

  • 2

— Ты долго ещё будешь издеваться на до мной . — прохрипел мне в лицо . — Ты же измотала мою душу .

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector