0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Когда начинается Рождественский пост? Как подготовиться и как держать его правильно

Содержание

Когда начинается Рождественский пост? Как подготовиться и как держать его правильно

Уже совсем скоро, буквально, через десять дней, весь православный мир начнет подготовку к одному из самых почитаемых на Руси праздников — Светлому Христову Рождеству.

Перед Рождеством православные держат пост. Длится он, также, как и Великий Пост, целых 40 дней. Начинается пост 28 ноября и заканчивается накануне Рождества, 6 января.

Рождественский пост еще зовут «Филипповским» , потому что заговенье (канун начала поста) приходится на день памяти апостола Филиппа.

Считается, что Рождественский пост не такой строгий, как Успенский или Великий, потому что в этот период разрешено есть рыбу и морепродукты. Исключение составляют среды и пятницы каждой недели, а также Сочельник, когда верующие готовятся к встрече Рождества.

Как подготовиться к Посту?

Священнослужители говорят, что, прежде всего, человек должен обратиться к себе самому и честно ответить на вопрос – для чего ему нужно держать пост? Ведь подразумевается, что люди в это время не только отказываются от пищи, но и перестают посещать увеселительные и развлекательные мероприятия, а также много времени проводят в молитве и за чтением духовной литературы. «Пост без молитвы – просто диета», — говорят верующие.

Если вы готовы, если вы правильно себя замотивируете – значит, поститься вам будет намного проще. «Помните, что Господь ни от кого не требует невозможного», — именно так поддерживают священники своих прихожан.

Рождественский пост: что и когда можно есть?

Во время любого православного поста под запретом остаются продукты животного происхождения: мясо, птица, яйца, молоко и его производные.

Рыба и морепродукты разрешены «условно» — их можно употреблять в пищу в любые дни, кроме среды и пятницы (это по так называемому «мягкому» уставу). Согласно более строгим правилам, рыбу и морепродукты во время поста можно есть только по православным праздникам: ведение в храм Богородицы, день памяти святого Николая, день святой Варвары и в другие дни.

По средам и пятницам правила ужесточаются: под запретом остается постное масло и вино.

Что есть можно?

В рационе постящегося преобладают овощи, фрукты и крупы, сухофрукты . Сюда же попадают соленья, орехи, бобовые, грибы, хлеб . На завтрак можно есть кашу на воде без добавления масла , сдобренную сухофруктами. Разрешены постные сладости (мармелад, сухарики с изюмом, постное печенье). Если вы не уверены в том, что блюдо постное – лучше отказаться от него вовсе.

Еще несколько вопросов о Рождественском посте

Многие задаются вопросом – а нужно ли заставлять детей держать пост? Священники не дают однозначного ответа, однако, предлагают альтернативу: вместо отказа от мяса детям предлагается меньше смотреть телевизор (как вариант – сидеть в интернете), такой осознанный шаг будет гораздо большим «подвигом» для ребенка.

Если вы не готовы держать пост – то лучше не начинать. Больные, дети, старики, беременные женщины пост также могут не соблюдать. Всего вам хорошего!

Рождественский пост — путь к великой радости

28 ноября у православных христиан начинается Рождественский пост, который продлится до 6 января включительно. Это один из четырех многодневных постов, установленных православной церковью (второй пост — Великий, затем следует Апостольский пост и, наконец, Успенский пост). Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за сорок дней и называется также постом Филипповым, поскольку начинается после дня памяти апостола Филиппа. Зачем установлен данный пост, как следует подготовить себя к великому христианскому празднику, как правильно провести сочельник — канун Рождества Христова? На эти и многие другие вопросы корреспонденту нашего агентства ответил секретарь Курского епархиального управления протоиерей Олег Чебанов.

Два крыла Рождественского поста

Установление Рождественского поста, как, кстати, и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Этот пост является строгим, причем, если до 1 января еще разрешается употреблять в пищу рыбу, исключая при этом из рациона питания мясную и молочную продукцию, а также яйца, то последняя неделя — это время особой строгости.

Но не стоит забывать о том, что пост не сводится только лишь к ограничению пищи. Пост имеет два крыла: телесное воздержание и духовное возрастание. И одно без другого невозможно. Не будет пользы от поста, если вы будете потреблять скоромную пищу, но при этом станете осуждать своих знакомых, друзей, соседей. Помните: пища не приближает к Богу и не отдаляет от Него, во время поста она является лишь средством для укрепления духовных сил.

Надо сказать, что впервые принимая решение поститься, нужно посоветоваться со своим духовником или с приходским священником, который благословит на пост, будет молиться за вас на протяжении всего поста, даст вам конкретные рекомендации. Очень важно, если по истечении поста человек скажет, что за это время он стал хотя бы чуточку лучше, добрее, стал более отзывчивым, менее раздражительным, завистливым и горделивым.

«Основная цель любого поста, в том числе и Рождественского, — это воспитание души человека, возможность задуматься о своих недостатках, о своей греховной сущности, изменить свое поведение, помириться с людьми, которых вольно или невольно обидел, — поясняет отец Олег Чебанов. — Это период, когда следует больше времени уделять своей душе, молиться, посещать богослужения».

Кроме того, во время поста рекомендуется отказаться от просмотра телевизора, от всевозможных увеселительных мероприятий, от интимных отношений — то есть от всего того, что может отвлекать человека от работы над своей душой. «Пост — это время более скудное для чувственной сферы человека, но более насыщенное для его духовной сферы», — подчеркивает наш собеседник.

Возьмем простой пример: когда мы готовимся встретить дорогого нам гостя, то стараемся тщательно убрать квартиру, приготовить самые лучшие блюда и с чувством благоговения ждем этого гостя. Со сходным ощущением в нашей душе мы должны готовиться и к приходу в этот мир Господа Иисуса Христа, который, как нам известно, пришел сюда беспомощным младенцем. «Он родился не в палатах, и не в убранных домах. Там не видно было злата, где лежал Он в пеленах. Невместимый Он вместился в тесных яслях, как бедняк. Для чего же Он родился? Для чего же бедно так? Для того, чтоб нас избавить от диавольских сетей, возвеличить и прославить нас любовию своей», — говорится в одной из колядок, прославляющих Иисуса Христа.

Старинный обряд на новый лад?

Кстати, о колядках. Сегодня обычай колядовать, то есть в канун Рождества Христова ходить по домам с поздравительными песнями, по-прежнему вызывает интерес у молодежи и детей. Однако, по словам секретаря Курского епархиального управления протоиерея Олега Чебанова, к истинному прославлению Христа это колядование не имеет никакого отношения. «Ребята облачаются в карнавальные костюмы, раскрашивают себе лица, принимая таким образом на себя образ ряженых, что всегда, к слову, было чуждо христианству. И в таком виде молодежь ходит по домам, рассказывает простые рифмованные строки и получает взамен угощение либо деньги», — рассказывает наш собеседник.

То ли дело ранее, когда настоящие христославы ходили в праздник по домам с пением церковных песен. Держа в руках вертеп, зажженную свечу, дети и взрослые пели тропарь, прославляя Христа, и гостеприимные христиане одаривали их деньгами, пирогами, медовыми пряниками. А вот не принять христославов считалось большим грехом для хозяина дома.

Таким образом, мы видим, что форма этого старинного обряда до сегодняшнего дня сохранилась, а вот содержание, к сожалению, совершенно утратилось.

Сочельник — время особенное…

Канун Рождества Христова, 6 января, принято называть сочельником. Это название связано со словом «сочиво». Сочиво — особое кушанье, которое готовят из пшеничных или рисовых зерен, размоченных водой.

Рождественский сочельник — это время строго поста, когда принято отказываться от пищи до появления первой звезды. Традиция поститься «до первой звезды» связана с преданием о появлении Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Христа, однако уставом Церкви эта традиция не предписана.

В канун Рождества Христова следует посещать богослужения в храме, завершить все праздничные приготовления — постирать, убраться в своем жилище, нарядить рождественскую елку, если кто-то до этого времени еще не украсил ее, приготовить еду.

Кстати, последнему пункту хозяйки, как правило, уделяют особое внимание. Рождество Христово традиционно считается семейным праздником, поэтому в этот день многие семьи собираются за праздничным столом. Считается, что он должен быть полным разнообразных яств. У каждой хорошей хозяйки, наверняка, имеется свое традиционное рождественское блюдо: у кого-то это фаршированные яблоками гусь или утка, у кого-то студень или заливная рыба, у кого-то пироги… Нередко бытует мнение, что на рождественском столе должны обязательно присутствовать 12 блюд — якобы в честь каждого месяца нового года.

Одним словом, в каждой семье сложились свои собственные традиции празднования Рождества Христова, однако протоиерей Олег Чебанов напоминает, что мы не должны забывать главного: состояние нашей души не зависит от того, сколько и какие блюда будут присутствовать на праздничном столе, в каком платье или костюме мы будем встречать праздник. «Все, что происходит в человеческой жизни, зависит от нашего отношения к различным событиям, в том числе и к событиям далеко не радостным. Без невзгод мы бы не почувствовали всех радостей в нашей жизни», — подытоживает отец Олег Чебанов.

Что вы еще хотели узнать про Рождественский пост

— Во время святок, то есть 12 дней от праздника Рождества Христова до наступления праздника Крещения, издревле принято гадать. Можно ли это делать?

— Церковь говорит, что святочные гадания — это грех. На первый взгляд может показаться, что это всего лишь безобидная традиция или игра, однако это не так. Все эти гадания вредят душе человека. Помните: будущее человека Премудрым Творцом скрыто.

— Как быть, если в семье жена постится, а муж нет?

— В таком случае следует прибегнуть к раздельному питанию. По опыту прихожан моего храма, довольно-таки тяжело, когда кто-то из членов семьи постится, а кто-то нет. Но опять-таки не забывайте, что пост не сводится только лишь к ограничению качества и количества пищи. Акцент прежде всего должен быть на духовной составляющей.

— Можно ли повару, если он постится, снимать пробу с пищи?

— Да, можно, ведь это его непосредственные служебные обязанности.

— Рождество Христово выпадает на Новый год, когда принято накрывать пышные столы со всевозможными яствами, веселиться всю ночь напролет. Что говорит Церковь по этому поводу?

— Какого-то официального церковного определения на этот счет нет, но только как священник я могу высказать свою точку зрения. В современном обществе, к несчастью, несколько извращенное понимание веселья. Почему-то многие считают, что для того чтобы почувствовать праздник в своей душе, надо обязательно как следует выпить, приготовить, как говорится, тазик оливье. Кроме того, новогодняя ночь не обходится без пиротехники, нарушающей покой многих людей, которые могут в это позднее время уже спать — дети, старики. Я хочу напомнить, что когда у человека радость на душе, то это вовсе не означает, что она должна сопровождаться обильной едой и горячительными напитками, плясками и прочим.

— В преддверии новогодних каникул в городе можно увидеть поздравительные баннеры и растяжки со словами «Поздравляем с Новым годом и Рождеством!» При этом почему-то с каким именно Рождеством (то есть Христовым) не уточняется. Верно ли это?

— Действительно, многие забывают о том, что «Рождество» — это слово славянское, и в переводе на современный русский язык оно означает «день рождения». Получается, что нас поздравляют с Новым годом и днем Рождения. Возникает вполне логичный вопрос: с днем Рождения кого? И если мы откроем церковный календарь, то среди множества праздников увидим Рождество Христова, Рождество Пресвятой Богородицы, Рождество Иоанна Крестителя. Таким образом, надо обязательно писать и говорит: «Поздравляем с Рождеством Христовым!»

Рождественский пост и Адвент: два пути к Рождеству

МОСКВА, 28 ноя — РИА Новости, Милена Фаустова. Рождественский пост, который у православных продлится 40 дней и завершится 7 января праздником Рождества Христова, начался в субботу 28 ноября. Готовиться отпраздновать пришествие в мир Спасителя будут и католики: Адвент, что в переводе с латинского означает «пришествие» — время подготовки к Рождеству, которое наступит у них 25 декабря, начинается в воскресение 29 ноября.

Читать еще:  Жизнь Джоди, или о детях, которых не усыновили

Однако, хотя последователи обеих ветвей христианства ждут приближения одного и того же праздника, ожидание это окрашено у них по-разному — некоторой печалью у Востока и сдержанной радостью у Запада.

Пост как духовная тренировка

Установление Рождественского поста относится к первым векам христианства — в исторических источниках он упоминается с IV века. В разные века он длился то 5, то 7, то 21 день, и только в XII веке по решению Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга для православных он стал 40-дневным. В католической же церкви Адвент начинается за четыре воскресенья до Рождества Христова, которое по григорианскому календарю празднуется 25 декабря.

Для православных, по словам настоятеля храма святого Александра Невского при МГИМО протоиерея Игоря Фомина, пост — это некая «тренировка человека и его возможностей отказываться в малом, чтобы противостоять большему».

«Когда человек перестает утучнять себя всякими яствами, он начинает более четко созерцать духовные глубины своей жизни. Пост — это необходимое для христиан состояние, когда они воспитывают свое тело, воспитывают свой дух, возвеличивают свою душу. Это тот момент тренировки, когда воздерживаясь от употребления чего-либо вожделенного, человек ограничивает себя, что дает возможность в будущем отказаться от больших соблазнов», — объясняет Игорь Фомин.

Но если для светского сознания любое ограничение, тем более столь длительное, зачастую ассоциируется с некой печалью, то православный священник, напротив, утверждает, что любой пост, а тем более Рождественский — «это всегда радость».

«Есть даже такой критерий: если ты во время поста начинаешь хмуриться, гневаться и становишься нелюдимым, значит, ты как-то неправильно постишься. Иными словами, пост — это тренировка себя на лучшее, на добро. Это не галочка, которую надо ставить перед Богом — вот, мол, пощусь. Пост — это всегда время радости, радость — необходимое условие любых постов», — утверждает он.

Радостная печаль или печальная радость?

И тем не менее, рождественское ожидание в восточном христианстве все-таки несет в себе привкус скорби. Ведь рождается Младенец, который заведомо станет жертвой, взойдя на Голгофу и мученически умерев на кресте ради искупления человеческих грехов и спасения людей.

Несмотря на то, что по своему внутреннему наполнению Рождественский пост значительно отличается от предпасхального Великого поста, некоторые «параллели» между ними все же есть, считает профессор Московской духовной академии и семинарии богослов протоиерей Максим Козлов.

«В православии Рождественский пост имеет особые дни предпразднества Рождества Христова — они начинаются по новому стилю 2 января. Тут можно говорить о некой параллели с днями Страстной седмицы. Каждый день этих Рождественских предпразднеств так или иначе по смыслу богослужений является вехой не пути к встрече воплотившегося Богомладенца. И богословский акцент ставится здесь на Боговоплощении — то есть на «истощании» Бога нашего ради нашего спасения. В определенные моменты эта параллель особенно чувствуется: например, когда поют ирмосы «Волною морскою», которые поются также в Великую субботу, накануне Пасхи. То есть мысль о том, что пришествие Бога в мир с приятием нашей человеческой ограниченности есть такой же жертвенный подвиг Божественной любви, как и Голгофская жертва, эта мысль, несомненно, присутствует в богослужениях Рождественского поста», — поясняет Максим Козлов.

От первого до второго пришествия

Католический Адвент, начало которого в западной христианской традиции соответствует началу литургического года, не содержит в себе ни особого скорбного покаяния, ни каких-либо гастрономических ограничений. Это время сугубо радостного ожидания как первого (Рождество), так и второго (в конце земной истории) пришествия Христа, рассказал РИА Новости директор информационной службы римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве священник Кирилл Горбунов.

«Адвент делится на две части. Первая — когда мы размышляем о втором пришествии Христа, о конце мира. Христианин должен переживать эту перспективу окончания истории не со страхом и ужасом, а с надеждой и радостью — поскольку таков замысел Бога о мире. И центральный момент этого времени — третье воскресение Адвента, когда читаются слова апостола Павла: «Всегда радуйтесь». После третьего воскресения Адвента начинается подготовка непосредственно к празднику «, — поясняет католический священнослужитель.

И, по его словам, сосредоточенность латинской литургической традиции на радости в этот предрождественский период — не что-то новое, привнесенное в угоду желанию современного человека всячески избегать печальных мыслей.

«Это распространенное заблуждение, мол, если у католиков что-то отличается от православных, то это обязательно означает, что они отошли от какой-то древней традиции. На самом деле этот акцент на радости существовал изначально именно в римской традиции. В отличие от византийской, или традиций, которые существовали в Галлии и на Севере Италии, в римской, как говорят историки литургии, всегда было подчеркнуто радостное переживание Адвента. Уже в древности полагали, что именно в духе радости и надежды нужно ждать приближения пришествия Господа в мир», — утверждает он.

Впрочем, некоторая печаль сквозит и у католиков — она и в фиолетовых облачениях священнослужителей, и в отсутствии гимна «Слава в вышних Богу» во время воскресных месс, и в скромности украшения храмов и музыкального сопровождения богослужений, которую предписывает церковь во время Адвента.

Символика внешняя и внутренняя

Кстати, об украшении и символах. Если в восточном христианстве акцент в большей степени делается на внутреннюю, духовную составляющую Рождественского поста, то в католицизме немаловажное значение имеют внешние символы Адвента. Один из них — так называемый Адвентовский венок, который в эти дни выставляется в католических соборах.

«Это строгий венок круглой формы — символ вечности. Он сплетен из вечнозеленых растений, которые символизируют жизнь. На нем установлено четыре свечи — по числу воскресений Адвента. Каждое воскресенье на венке зажигается новая свеча — сначала одна, затем две и так далее», — рассказывает Кирилл Горбунов.

Он пояснил, что свет свечей Адвента — один из главных его символов. «С древних времен были распространены мессы, которые служатся на заре. Они начинаются в полумраке. Это так называемые «роратные» мессы, которые начинаются со слов Rorate caeli desuper — «Кропите небеса свыше». Этим мессам присуще особое праздничное настроение: несмотря на то, что время Рождества еще не пришло, мы уже сейчас празднуем милосердие Бога, который идет навстречу человечеству», — добавляет он.

А поскольку в западноевропейской традиции Рождество — праздник семейный, то и дома украшают всевозможными гирляндами, еловыми или сосновыми лапами, свечами, елочными игрушками с религиозной символикой.

Непременный атрибут праздника — Рождественская лестница, своеобразный календарь Адвента: число ее ступеней равно предрождественскому периоду ожидания. Обыкновенно, у верхней ступеньки вешают Вифлеемскую звезду — символ Рождества, а у нижней — пустые ясли с сеном. И каждый день верующие двигают вниз по ступенькам фигурку Младенца Христа, которая 25 декабря должна очутиться в своей земной колыбели. Правда, сегодня больше в ходу укороченный вариант: всего четыре ступени — по числу воскресений Адвента.

Рождество как подготовка к Пасхе

Рождественские атрибуты и символика давно стали частью и светской западной культуры, и до сих пор бытует мнение, что в римско-католической церкви именно Рождество, а не Пасха является главным праздником и «торжеством торжеств». Впрочем, у этого заблуждения есть свои основания, считает директор информационной службы римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве.

«Надо признать, что с течением веков в латинском обряде торжественность и центральность литургического празднования Пасхи была несколько утрачена. Но проведенная в середине XX века папой Пием XII литургическая реформа сделала именно Пасхальную ночь центральным событием всего литургического года — богослужебная практика была приведена в соответствие с тем достоинством, которое надлежит Пасхе как «празднику праздников и торжеству торжеств», — подчеркивает Кирилл Горбунов.

Еще одну причину ложного стереотипа о главенстве Рождества для католиков священник видит в его усиленной «коммерциализации», когда задолго до наступления самого торжества начинаются всевозможные распродажи, ярмарки, фестивали. «Из него (Рождества) пытаются выдавить максимум удовольствия и выгоды, потому субъективно и представляется, что это такое главное время года для западных христиан. С с Пасхой этого не происходит, и кажется, что она имеет меньшее значение «, — считает католический священник.
А между тем, по его словам, «для каждого католика именно пасхальное торжество является и источником, и центром, и вершиной его веры, а Рождество — лишь этапом подготовки к Пасхе, без которого сама Пасха невозможна.

Особенности поста:

Во все дни Рождественского поста церковный устав Типикон предписывает воздерживаться от мяса, яиц и молочных продуктов. По понедельникам (до дня памяти святителя Николая — 19 декабря) можно есть горячую пищу без масла; во вторник, четверг, субботу и воскресенье — рыбу и постную пищу с растительным маслом; самый строгий пост традиционно — в среду и пятницу (сухоядение: овощи, фрукты, хлеб). Впрочем, если на среду или пятницу попадает праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря (в этом году это как раз среда), то разрешается рыба.

После дня памяти святителя Николая и до дней предпразднства Рождества (2–6 января) рыба разрешается только в субботу и воскресенье, а пост в другие дни становится строже. В дни предпразднства пост самый строгий: рыба не вкушается вообще, пища с маслом — только в субботу и воскресенье. А в сочельник (с вечера 5 января до вечера 6-го) существует традиция не есть ничего до появления первой звезды, после чего принято подавать на стол сочиво — вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом и другими сухофруктами.

Но нужно обязательно учитывать, что все эти правила — строгий монастырский устав. Миряне (не монахи), как правило, постятся мягче, советуясь насчет питания со своим духовником и в зависимости от своих жизненных обстоятельств. Традиционно мирянами не практикуется сухоядение (или практикуется только в дни строгого поста со 2-го по 6-е января), рыба исключается из пищи только в среду и пятницу (и со 2-го по 6-е января).

Рождественский пост: дорога к радости

28 ноября в Православной церкви начинается один из четырех «долгих» постов – Рождественский. Он продлится целых сорок дней и закончится в праздник Рождества Христова, в ночь на 7 января. Рассказываем, как возник этот пост, какие на него приходятся праздники, как его правильно провести, и, в особенности, как поститься в новогоднюю ночь.

Рождественский пост – один из самых древних в истории Церкви. Первые упоминания о нем встречаются в источниках IV в. О нем упоминают свт. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин. Это означает, что пост, возможно, появился еще раньше, во времена римских гонений на Церковь.

Как семь дней превратились в сорок

Изначально он длился всего лишь семь дней (у некоторых христиан – больше), но в 1166 году, при императоре Мануиле Комнине Константинопольский патриарх Лука Хрисоверг определил держать Рождественский пост сорок дней. Это имело свой резон: праздник Рождества Христова по своему значению для дела нашего спасения почти не уступает празднику Воскресения, и путь подготовки к нему должен нести определенное символическое значение. А именно сорок дней в Писании всегда предваряют великие события: вспомнить хотя бы посты пророков Моисея и Илии или сорокодневное воздержание от пищи Самого Иисуса Христа перед выходом на проповедь… Если сам по себе пост подчеркивает значимость события, то сорок дней означают особое приготовление к нему, необходимость сугубой духовной «настройки».

Итак, с XII века Рождественский пост в Православной Церкви стал «малой» четыредесятницей, уступающей лишь четыредесятнице «великой» – посту перед Пасхой. В прежнем виде пост сохранился до наших дней у некоторых дохалкидонских церквей. Так Армянская Апостольская Церковь держит Рождественский пост «по-старинке», семь дней, с 30 декабря по 5 января. Рождество у армян также, в соответствии с древним обычаем, объединено в один праздник с Крещением Господним и празднуется шестого января. В тот же день, что отмечают Крещение и поместные Православные Церкви, использующие новый стиль.

Другое название этого поста – Филиппов, или, по-простонародному – Филипповки. Связано это с тем, что за день до его начала, 27 ноября, празднуется память одного из двенадцати Христовых апостолов – апостола Филиппа. Этот день считается заговением перед постом (если только не выпадает на среду или пятницу, в таком случае заговение переносится на сутки назад – на 26 ноября).

Интересно, что два древних литургических памятника – отрывок Готского месяцеслова IV – V веков и Типикон императора Константина VII Багрянородного, написанный в X веке, относят день памяти апостола Филиппа на 28 ноября (15 по ст.стилю). По всей видимости, в то же время, когда пост стал сорокадневным, дата воспоминания об апостоле была «сдвинута» на день для того, чтобы предварять собой Рождественский пост, а не накладываться на него. Все-таки странно начинать пост с праздника.

Филипп – не единственный апостол, чей день памяти приходится на Рождественский пост. 29 ноября Церковь празднует память апостола и евангелиста Матфея, а 13 декабря, почти ровно посредине поста – апостола Андрея Первозванного.

Читать еще:  В ментальный мир человека и. Ментальный уровень: его характеристика, особенности, ментальные связи
В ожидании Спасителя

Непременно надо вспомнить, что именно Рождественским постом 4 декабря празднуется один из великих двунадесятых праздников Православной Церкви – Введение во Храм Пресвятой Богородицы.

Неслучайно дата, связанная с прекрасным преданием о Деве Марии, ее введении первосвященником в Святая Святых иерусалимского храма, и проведенных при храме детстве и ранней юности, попала именно на дни, предваряющие Рождество. Когда же еще вспоминать о земной истории Матери Спасителя? Можно сказать, что вся Ее жизнь до самого дня Рождества была непрерывным Рождественским постом, приготовлением к величайшему событию истории.

«…почему Избранная с начала века среди избранных оказалась Святою из святых. Имевшая Своё тело чище самих очищенных добродетелью духов, так что оно могло принять Само Ипостасное Слово Пребезначального Отца, — Приснодева Мария, как Сокровище Божие, по достоянию ныне помещена была во Святое святых, чтобы в надлежащее время, как и было, послужить к обогащению и к премирному украшению», – писал о Пречистой Деве свт. Григорий Палама.

На Введение впервые поется радостная песнь, которая будет звучать до Рождества и возвещать о скором рождении в мир Спасителя: « Христос рождается, славите! Христос в небе, срящите (встречайте – церковнослав.)! Христос на земле, возноситеся! Пойте Господеви, вся земля, И веселием воспойте, людие, Яко прославися».

Пост буквально усыпан днями памяти ветхозаветных пророков. Здесь и Даниил, первым открывший, что Сын Человеческий придет в мир, и «малые» пророки – Авдий, Наум, Аввакум, Софония. Это безупречно с точки зрения символики и церковной истории: ведь именно писания пророков предваряли воплощение Бога Слова, и весь Ветхий завет усеян предсказаниями о том, что Он станет плотью и будет обитать с нами. Недаром Сам Господь призывает: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне». (Ин., 5:39).

Иными словами, Рождественский пост весь словно соткан из дней памяти тех, кто готовил народ Израиля к явлению Мессии-Спасителя. И нам он дается как «краткий курс» подготовки к Рождеству: надлежит вспомнить, что писали по этому поводу ветхозаветные пророки, вспомнить, как жила Матерь Божия.

Как поститься в Рождественский пост

На Рождественский пост выпадают не только церковные, но и светские праздники. И в первую очередь это, конечно же, главный «камень преткновения» – Новый год. Как назло, празднуется он за неделю до Рождества – в то время, когда православным христианам следует держать пост особенно сурово.

Кстати, а как же следует его держать? Схема, которую предписывает Церковь, весьма сложна: она делит пост на три отрезка, и у каждого свои правила. Они так многочисленны и строги, что мирянам удержать их весьма сложно. В определенные дни дозволяются рыба и вино (в умеренных дозах!), зато по средам и пятницам положено строгое сухоядение, в зависимости от праздников и дней недели рассчитывается: можно ли горячую растительную пищу с растительным маслом или без него…

Но что же делать православному, если хочется и пост держать – и с ближними, за накрытый новогодний стол зовущими, не рассориться? Мнения, конечно, на этот счет есть разные – от самых радикальных, до самых «толерантных», поэтому лучше всего посоветоваться со своим духовником, как провести Новый год.

Впрочем, возможно, что главное искушение праздничного новогоднего стола – не зазывно выглядящее мясо, не аппетитная курочка и не сыры-колбаски, а собственное настроение и отношение к невоцерковленным ближним, которые едят всякую вкуснятину без малейших угрызений совести.

Наверное, нет ничего хуже «правильно постящегося» христианина, который сидит за новогодним столом с видом великого святого и в душе (а то и вслух) осуждает веселящихся. Мяса не поел, зато осуждением нагрешил «от души». Много ли пользы в таком посте? Недаром же старцы говорят, когда их настойчиво спрашивают о «диете» поста: «Вы хоть мясо ешьте, только друг друга не ешьте».

Вспомним пример святителя Спиридона Тримифунтского, чья память приходится на 25 декабря, т.е. на время Рождественского поста. Он сам постился строго, но, когда к нему пришли усталые странники без колебаний поставил перед ними запасенное свиное мясо, и сам ел вместе с ними, чтобы не смущать их. В Церкви есть такое определение: «царский путь», ровное поступательное движение вперед без уклонения направо или налево. Применительно к посту этот царский путь состоит в строгости к себе и милости к ближнему, установленном при обсуждении с духовником подвиге в меру, без надрыва и экзальтации, но и без неоправданного послабления.

Главный смысл поста – совсем не довести себя до голодного истощения. Это даже Церковью осуждается, а если, не дай Бог, кто насмерть себя во время поста уморит – так и вовсе считается за самоубийство. Суть в том, чтобы дисциплинировать организм, взять себя в руки, от обычного расслабленного, потакающего себе состояния перейти в иной, духовный режим.

Но это вовсе не значит, что можно совершенно расслабиться и во всем себе попустительствовать, держа лишь «духовный пост». Каждый сам определяет для себя, можно или нет уступать просьбам пойти за праздничный стол и разделить праздничную трапезу. Главное – чтобы от отказа никому не было больно и обидно. Можешь держать пост, не осуждая и не превозносясь, умеешь тактично отказать тем, кто зовет тебя оскоромиться – делай так. Не можешь – тогда лучше сотворить «меньшее зло», чем большее.

В конце концов, не все бегуны, бегущие марафон, получают медали, а только самые стойкие. Но до финиша доходят все-таки все, и то, что ты не первый и не лучший – вовсе не повод сходить с дистанции.

Но на что точно следует положить для себя строгий запрет – так это на излишнее бездумное веселье, на неумеренные возлияния и, конечно же, на всякие языческие игрища вроде встречи «года Крысы», «Дракона», «Змеи» или еще какой восточной живности. А то в праздничной суматохе того и гляди ненароком отречешься от христианства ради всеобщего веселья. Для души это будет травма куда серьезнее, нежели небольшое отступление от поста.

Ну, а чтобы надежно воздержаться от искушений (по крайней мере, в саму новогоднюю ночь) – можно провести праздничные часы в храме. Ежегодно в самых разных церквях служится ночная «новогодняя» Литургия, начинающаяся как раз в полночь. Там-то уж точно не предложат ничего скоромного, да и что может быть лучше, чем начать год общецерковной молитвой и причаститься.

Но до новогодней ночи еще далеко, а пока что мы только вступаем на дорогу Рождественского поста. И впереди, как теплые огоньки в зимнем окне, нам светят праздники: Введение во храм Богородицы, день апостола Андрея Первозванного, день святителя Николая – «Никола Зимний» (19 декабря), как любовно звали его на Руси и святителя Спиридона… Пусть они помогут не сбиться с пути, а если кто и оступится – снова выбраться на прямую дорогу, ведущую к светлому празднику Христова Рождества.

Дария СИВАШЕНКОВА

  • %0D%0A28%20%D0%BD%D0%BE%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8F%20%D0%B2%20%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B2%D0%B8%20%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F%20%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD%20%D0%B8%D0%B7%20%D1%87%D0%B5%D1%82%D1%8B%D1%80%D0%B5%D1%85%20%C2%AB%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%B8%D1%85%C2%BB%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%20%E2%80%93%20%D0%A0%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9.%20%D0%9E%D0%BD%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BB%D0%B8%D1%82%D1%81%D1%8F%20%D1%86%D0%B5%D0%BB%D1%8B%D1%85%20%D1%81%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BA%20%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B9%20%D0%B8%20%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%87%D0%B8%D1%82%D1%81%D1+%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C+%D0%A3%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%86%D1%8B&subject=%D0%A0%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%3A%20%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B0%20%D0%BA%20%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8+

Find more like this: АНАЛИТИКА

История Рождественского поста

Этот пост был известен уже в IV веке. Он носит также название Филиппов пост, так как следует за днем памяти апостола от двенадцати — Филиппа, празднование которого по новому стилю приходится на 27 ноября.

Ранее Рождество Иисуса Христа и событие Богоявления составляли один праздник. И этому дню посвящался пост как образ того поста, который был перед Пасхой и заключался в воздержании от пищи в течение как минимум одних суток. После разделения этих двух праздников Рождество обрело собственный сочельник. Через некоторое время один день сочельника перерос уже в несколько постных дней, подобно тому как в раннехристианский период перед днем Пасхи было принято поститься. В том же веке возник и Великий пост.

В V веке пост перед Рождеством уже составлял пятидневный срок. В это время еще нет указаний на то, что необходимо воздерживаться от какой-либо пищи, но делается упор на воздержание от собственных греховных мыслей и поступков.

Более однозначные свидетельства о посте перед праздником Рождества появляются к X веку. Именно с этого времени стали известны практики Константинополя и Палестины, которые и стали основой для православной традиции.

Само понятие «пост» за всё существование христианства подверглось изменению. В первые века это слово подразумевало полный отказ от пищи до самого вечера, после чего вкушалось лишь малое количество, а неупотребление скоромного считалось только «воздержанием», то есть имело совсем иное, более высокое, значение.

С развитием монастырских уставов период воздержания, а именно отказ от скоромного, становился длиннее. Но с увеличением праздничных дней всё меньше оставалось именно постных дней.

Положение о том, чтобы христиане постились перед великим праздником Рождества Христова в течение сорока дней, было озвучено на Соборе 1166 года.

В связи с тем, что длится он сорок дней, его также принято называть Четыредесятницей, как и Великий пост.

Рождественский пост в этом году

Рождественский пост в 2018 году начинается 28 ноября и закончится 6 января 2019 года.

По строгости в пищевом воздержании Рождественский пост подобен Петрову посту. Надлежит отказаться от продуктов животного происхождения: вся молочная продукция, а также яйца и мясо. В некоторые из дней этого поста монастырским уставом запрещено вкушать рыбу, а также растительное масло. Норму строгости своего поста мирянам нужно оговаривать со священником.

Во все субботние и воскресные дни, а также в великие праздники Рождественского поста разрешается есть рыбу.

Монастырский устав трапезы
в Рождественский пост

28 ноября, среда — начало Рождественского поста — горячая пища без масла.

29 ноября, четверг — вкушается рыба.

30 ноября, пятница — горячая пища без масла.

1 декабря, суббота — вкушается рыба.

2 декабря, воскресенье — вкушается рыба.

3 декабря, понедельник — горячая пища без масла.

4 декабря, вторник, Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — вкушается рыба.

5 декабря, среда — горячая пища без масла.

6 декабря, четверг — вкушается рыба.

7 декабря, пятница — горячая пища без масла.

8 декабря, суббота — вкушается рыба.

9 декабря, воскресенье — вкушается рыба.

10 декабря, понедельник — пища с растительным маслом.

11 декабря, вторник — пища с растительным маслом.

12 декабря, среда — горячая пища без масла.

13 декабря, четверг, Апостола Андрея Первозванного — вкушается рыба.

14 декабря, пятница — горячая пища без масла.

15 декабря, суббота — вкушается рыба.

16 декабря, воскресенье — вкушается рыба.

17 декабря, понедельник — горячая пища без масла.

18 декабря, вторник — вкушается рыба.

19 декабря, среда — пища с растительным маслом.

20 декабря, четверг — пища с растительным маслом.

21 декабря, пятница — горячая пища без масла.

22 декабря, суббота — вкушается рыба.

23 декабря, воскресенье — вкушается рыба.

24 декабря, понедельник — горячая пища без масла.

25 декабря, вторник — пища с растительным маслом.

26 декабря, среда — пища с растительным маслом.

27 декабря, четверг — пища с растительным маслом.

28 декабря, пятница — пища с растительным маслом.

29 декабря, суббота — вкушается рыба.

30 декабря, воскресенье — вкушается рыба.

31 декабря, понедельник — горячая пища без масла.

1 января, вторник — пища с растительным маслом.

2 января, среда — cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

3 января, четверг — горячая пища без масла.

4 января, пятница — cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

5 января, суббота — пища с растительным маслом.

6 января, воскресенье, сочельник — cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Что такое сочельник?

Сочельник — последний день Рождественского поста. В этот день готовят такое блюдо из зерен пшеницы или риса, как сочиво. По церковному уставу сочиво вкушают только вечером после полного воздержания от пищи в течение дня.

Святые отцы о Рождественском посте

Никто из христиан не гнушался постом, признавая его величайшим даром.

Святой Симеон Фессалоникийский говорил: «Пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. И мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».

«Цель поста — чистое приобщение. Для того отцы и распространили поприще поста и дали нам время покаяния, чтобы мы, очистив и омыв себя, таким образом приступали к таинству. Потому и я уже теперь громким голосом взываю, свидетельствую, прошу и умоляю — не с нечистою, не с порочною совестию приступать к этой священной трапезе, потому что иначе это не будет приобщением. но осуждением, мучением и увеличением наказания». (Святитель Иоанн Златоуст)

«Пост рождает пророков, укрепляет сильных; пост умудряет законодателей. Пост — добрая стража души, надежный сожитель телу, оружие людей доблественных, училище подвижников». (Святитель Василий Великий)

«Пост есть начало и основание всякого духовного делания». (Преподобный Симеон Новый Богослов)

«Касательно образа поста не может удобно соблюдаться одинаковое правило. — различны должны быть время, способ и качество питания, именно по неодинаковому состоянию тел, или по возрасту и полу; но у всех должно быть одно правило укрощения плоти для воздержания сердца и укрепления духа». (Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин)

Читать еще:  Почему армянская церковь отделилась от православной. Чем армянская церковь отличается от православной

«Четыредесятницей не пренебрегайте, она составляет подражание жительству Христову». (Священномученик Игнатий Богоносец)

«Добрый постник есть кто от всякого удаляется зла». (Святитель Тихон Задонский)

«Молитва — бессильна, если не основана на посте, и пост — бесплоден, если на нем не создана молитва». (Преподобный Марк Подвижник)

«Телесный пост ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей. Сей пост внутреннего человека приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста». (Преподобный Варсонофий Великий)

«Каждый в земной жизни должен творить милостыню, воздыхать о грехах и проливать слезы. Но если в этом нам часто мешают прелести мира, то по крайней мере в дни поста исполним сердца наши сладости закона Божия». (Блаженный Августин)

«K чему ведет пост и покаяние? Из-за чего труд? Ведет к очищению грехов, покою душевному, к соединению с Богом, к сыновству, к дерзновению перед Господом». (Праведный Иоанн Кронштадтский)

«С помощью сего святого поста человек возносится на небо и воспаряет в рай, если только постится в совершенной чистоте». (Преподобный Ефрем Сирин)

«Некоторые, соблюдая положенные посты, не отказываются, однако ж, удовлетворять желание поесть вдоволь и сладко, чем вполне уничтожается достоинство поста». (Преподобный Никодим Святогорец)

«Если заповедан пост, то смотри, не презирай его. И хотя бы голод понуждал тебя ежедневно к тому, чтобы уклониться от поста, побеждаясь невоздержанием, но ты лучше приготовляй себя к небесному наслаждению». (Святитель Амвросий Медиоланский)

«Если кого сильно тревожит (борет) нечистый дух, то пусть знает то врачевство, которое находится в словах Господа: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста»». (Святитель Афанасий Великий)

«С постом! Помоги вам, Господи, провесть его душеспасительно». (Святитель Феофан Затворник)

Особенности Рождественского поста

Названия Рождественского поста

Рождественский – т.к. установлен в честь Рождества Христова.

Филиппов или, в просторечии, Филипповки – т.к. начинается после дня памяти апостола Филиппа (27 ноября).

Малая Четыредесятница — т.к. длится 40 дней — с 28 ноября по 6 января (н.ст.).

Установление Рождественского поста

Установление Рождественского поста относится к первым векам христианства — в исторических источниках он упоминается с IV века.

Считается, что эта традиция выросла из поста кануна праздника Богоявления, отмечавшегося с III века, а в IV-V веках разделившегося на праздники Рождества Христова и Крещения Господня.

Изначально Рождественский пост длился семь дней, однако, в 1166 году по решению патриарха Луки Хрисоверга он стал в православии сорокадневным.

Зачем установлен Рождественский пост?

Между Успенским и Рождественским постами более трех месяцев христиане не постятся. Это ведет к духовному и телесному расслаблению, духовному оскудению и обмирщению. Перед Рождеством наступает время внутренне собраться, укоренить и укрепить волю в доброделании.

Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия, и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце, благоухание любви и желание следовать Его учению.

Свт. Лев Великий (V в.) писал: «Хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостыней истреблять грех, который приумножается слабостью плоти и нечистотою пожеланий».
«Рождественский пост — служит для нас к освящению последней (зимней) части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова».
«Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды урожая, дарованного Богом в завершении прожитого года, как дар благодарности Ему».
«Как Господь ущедрил нас плодами земли, так и мы во время этого поста должны быть щедрыми и милосердными к бедным».

По словам Симеона Фессалоникийского: «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово – Богомладенца Христа, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся затем Его Божественной плоти. Сей пост внутреннего человека приятен Богу, он компенсирует и восполнит для тебя недостаток телесного поста» (если ты не можешь соблюдать последний, как бы хотел).

Особенности богослужений Рождественского поста

Церковь приуготовляет к событию Рождества постепенным раскрытием Божественного Домостроительства, начало которому положено праздниками Рождества Пресвятой Богородицы и Ее Введения во храм.

Наибольшего развития внутренняя, духовная подготовка к принятию великой тайны Богоявления и вочеловечения Бога Слова достигает в дни Рождественского поста.

В течение Рождественского поста положен целый ряд торжественных служб. В чередовании праздничных и покаянных дней заключается существенная особенность богослужения Рождественского поста, отличающая его от других дней церковного года, и в особенности от Великого поста.

Начиная с Введения во храм за богослужением поются ирмосы Рождественского канона. «Христос рождается, славите, Христос с небес, срящите. Христос на земли, возноситеся» – этим песнопением начинается наше приуготовление к празднику.

И далее все чаще звучат в церковных службах песнопения, посвященные приближающемуся празднику. В праздники святого апостола Андрея Первозванного (13 декабря), Святителя Николая (19 декабря) и святого пророка Даниила (30 декабря) в службы введены особые предпраздничные стихиры, которые постепенно подводят нас к духовному восприятию праздника.

Период Рождественского поста характеризуется также особым подбором священных памятных дней, предлагаемых нам Церковью. В службах им нам дан пример очищения душ от страстей путем поста и молитвенного подвига.

Особое место среди них занимает память ветхозаветных пророков и праведников, предвозвестивших пришествие в мир Спасителя. В течение поста Церковь вспоминает пророков Авдия, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Даниила и трех отроков – Анании, Азарии и Мисаила.

Два последних воскресенья поста посвящены памяти всех ветхозаветных праведников и пророков. В Церковном уставе они именуются Неделями святых праотец и святых отец.

Святые праотцы – это все святые Ветхого Завета.

Святыми отцами Церковь называет тех, кто входит в родословную Спасителя.

За пять дней до праздника Рождества Христова, со 2-го января — дня памяти св. прав. Иоанна Кронштадтского, начинается его предпразднство и пост устрожается в отличие от предыдущих дней.

А самый строгий день Рождественского поста называется навечерием Рождества Христова, или «сочельником», когда в народной традиции христиане старались, кому посильно, до появления первой звезды на небе не вкушать.

С началом Рождественского поста!

Режим питания в Рождественский пост

Рождественский пост не считается строгим. Для обычных прихожан православных храмов пищевые ограничения касаются только мяса, птицы, молочных продуктов и яиц. Рыба под запретом только по средам, пятницам и в период Предпразднества со 2 по 6 января. Именно поэтому Рождественский пост наши предки называли «рыбным».

Итак, в период поста можно смело употреблять в пищу рыбу, морепродукты, крупы, макаронные изделия, овощи, фрукты, хлеб.

За день до Рождества Христова, в Рождественский сочельник 6 января, принято ничего не вкушать «до первой звезды». В семье могут быть верующие и неверующие люди, а потому тонкости пищевых ограничений поста лучше заранее обсудить со священником. Кроме того, есть категории христиан, которым традиционно пост послабляется. К ним относятся беременные или кормящие мамы, немощные старики, люди, находящиеся в дороге или ослабленные от болезни.

«Болящему Бог вменяет болезнь вместо поста» – пишет святой Варсонофий Великий.

Пост – не диета!

Особо следует сказать, что воздержание от «скоромной» пищи не является главной задачей Рождественского поста. В первую очередь постные дни – это время очищения души, милосердия, покаяния и мира с окружающими. В пост принято помогать одиноким и нуждающимся людям, обратить особое внимание на больных и немощных. Православные христиане стараются чаще, чем в обыкновенное время, молиться за богослужениями и занимаются чтение духовной литературы. Просмотр развлекательных телепередач и посещение зрелищных мероприятий в дни поста ограничивается. Разумеется, это ограничение не касается детских Новогодних елок! Во время Рождественского поста считается необходимым пройти через исповедь и причастие святых Христовых тайн. Верующие внимательно следят за тем, чтобы в общении друг с другом не раздражаться и не ссорится, не болтать попросту и не осуждать других.

«Что толку в том, – пишет великий святой IV века Иоанн Златоуст, – если ты не вкушаешь мяса, а ближнего своего угрызаешь? Истинный пост – это отчуждение от зла, лжи и клятвопреступления».

Если хотите, пост – это некий «тест» для проверки собственной души. Как я буду себя вести, когда вдруг нарушается привычный уклад жизни и рацион питания? Что главное во мне? Любовь, терпение и милосердие к Богу и ближним или эгоизм, раздражительность и мелочность? С чем я встречу рождающегося Христа? Смогу ли оторвать что-то от «себя любимого», чтобы помочь нищему, больному или одинокому человеку? В чем состоит мое христианство? Это благостная видимость или суть моей жизни?

Радость поста

Упоминания о Рождественском посте восходят к самым ранним временам христианства. Уже в III – IV веке он существовал, как установившаяся практика. О Рождественском посте пишут святой Августин Аврелий, святитель Амвросий Медиоланский, римский папа Лев Великий и Иоанн Златоуст. И все они говорят о посте, как особой радости.

Казалось бы, чему радоваться в дни покаяния и плача о грехах? Но когда человек обращает внимание на внутреннее состояние своей души, то он становится светлее, а его жизнь – более осмысленной. В дни Рождественского поста христианин вручает себя Богу, чтобы идти с Ним по жизни рядом. В Боге ничего не может быть грешного и пустого. А потому близость к Богу помогает преодолеть страсти и дурные привычки человека. Человек меняется. И от осознания происходящих изменений начинает испытывать радость. Это радость победы над тем дурным, пустым и греховным, что паразитировало на его душе и камнем давило вниз. Не опуститься до грубости в транспорте, простить обидчика, промолчать, если нас провоцируют на ссору, – разве мы не радуемся, когда преодолеваем себя? Именно во время поста человек призван измениться качественно.

Ведь Бог стал Человеком и родился в маленьком Вифлееме не для того, чтобы быть некой отвлеченной философской истиной. Рождество случилось не для того, чтобы стать красивой легендой и продаваться в шоколадных наборах перед праздником Нового года. Христос родился на Земле, чтобы быть рядом с каждым человеком всегда и везде. В радости и горе, в творческом вдохновении и болезни, в жизни и смерти – Он стоит буквально в двух шагах, и протягивает Свою руку. Он – не Бог далеких звезд или бездонного неба, а Бог каждого человека. Бог – не равнодушный деспот, Бог прежде всего – Любовь. Он, только Он – Путь, Истина и Жизнь. Надо только не отталкивать эту спасающую руку, а взяться за нее и пойти вместе с Ним через Рождество и Распятие – в радость Воскресения Христова.

Радостная полнота жизни с Богом и является главной целью Рождественского поста.

С началом поста и наступающим праздником Рождества Христова, дорогие друзья!

Недели Святых праотец и Святых отец

Верою праотцы оправдал еси, от язык теми предобручивый Церковь: хвалятся в славе святии, яко от семене их есть
Плод благославен, без семене Рождшая Тя. Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас.

Тропарь праотцем

В период Рождественского поста только два последних воскресенья освящаются особой памятью: о святых праотцах и отцах древности. В эти воскресные дни вспоминаются предки Спасителя по плоти и все вообще ветхозаветные праведники, ожидавшие Его Пришествия. Попытаемся разобраться, почему Церковь именно в Рождествен­ский пост приводит нам пример ветхозаветных праведников.

После грехопадения Небеса оказались затворены для человека. Души умерших, даже праведников, нисходили в темницу (ад, шеол ), будучи связаны узами первородной порчи. Человечеству оставалось только с плачем и воздыханием ожидать обещанного еще Адаму Избавителя. Но потребовались многие и многие века, прежде чем Христос пришел на землю. Все это время Господь подготавливал человечество к Своему Пришествию: до Авраама — в лице праотцев, а после Авраама — в лице избранного народа Израиль­ского.

Святые отцы и праотцы, живя напряженным ожиданием Спасителя, были лучшими представителями ветхозаветного человечества. В лице этих праведников, благодаря которым задолго до Рождества Христова люди стали готовиться к принятию Нового Завета, нового Царства любви и благодати, нам дан пример непоколебимой веры и стойкости в испытаниях. Поэтому в Рождественский пост, когда Церковь живет чаянием великого события — Рождества Христова, их подвиг веры и продолжительного ожидания ставится в назидание новозаветному человечеству.

Два тысячелетия назад Спаситель пришел в мир. И теперь ежегодно, очистив свои сердца за время поста молитвой и покаянием, мы переживаем те радостные события, когда сбылись пророчества, когда порабощенное грехом человечество, наконец, встретило Мессию, Который указал путь ко спасению, даровал Новый Завет, сокрушил ад и явил Воскресение.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector