Рояль в кустах
Содержание
- 1 Происхождение
- 2 Определение
- 3 См. также
- 4 Примечания
Фраза происходит из эстрадной миниатюры «Совершенно случайно» (из пародийного обозрения «Тринадцатая программа») [2] [1] , сочинённой Аркадием Аркановым и Григорием Гориным в 1963 году, где пародировались типичные для советского телевидения штампы, присущие документальным передачам [3] . В пародии ведущий встречает на бульваре пенсионера, который «случайно» оказывается бывшим передовиком производства, беседует с ним. В ходе беседы постоянно подворачиваются подходящие персонажи и предметы. Когда, наконец, выясняется, что герой умеет музицировать, оказывается, что он захватил с собой скрипку, на которой играет полонез Огинского, а после этого — что на бульваре в кустах случайно стоит рояль, на котором герой может сыграть телезрителям; последнее он комментирует словами: «Здесь как раз в кустах случайно стоит рояль, я могу сыграть». Комизм ситуации подчёркивался словосочетанием «совершенно случайно», которое ведущий употреблял постоянно [2] .
После выхода рассказа фраза «рояль в кустах» была подхвачена тележурналистами и через какое-то время стала общеизвестным крылатым выражением [2] . По мере распространения она вышла за пределы тележурналистики и стала обозначать «искусственную случайность» в сюжете любого произведения искусства.
Содержание
- 1 Происхождение
- 2 Значение
- 3 Разновидности
- 3.1 Собственно, рояль
- 3.2 Не рояль, а пианино
- 3.3 Рояль только на первый взгляд
- 3.4 Роялепад
- 4 Где встречается
- 4.1 Собственно, рояли
- 4.1.1 Театр
- 4.1.2 Литература
- 4.1.2.1 Русскоязычная
- 4.1.2.2 На других языках
- 4.1.3 Кино
- 4.1.4 Телесериалы
- 4.1.5 Мультфильмы
- 4.1.6 Мультсериалы
- 4.1.7 Комиксы
- 4.1.8 Аниме
- 4.1.9 Видеоигры
- 4.2 Пианино
- 4.2.1 Литература
- 4.2.2 Кино
- 4.2.3 Мультсериалы
- 4.2.4 Видеоигры
- 4.3 Рояль только на первый взгляд
- 4.3.1 Литература
- 4.3.2 Кино
- 4.3.3 Видеоигры
- 4.1 Собственно, рояли
- 5 См. также
- 6 Примечания
Определение
Одному из авторов журнала «Самиздат» [4] , Константину Костину, принадлежит такое определение «рояля» в литературном сюжете [5] :
«Рояль» — недостаток произведения, выраженный в нелогичном, непредсказуемом, никак не вытекающем из предыдущего повествования появлении человека, существа или предмета, догадки или же свойства предмета или человека, оказывающего существенное влияние на сюжет, введённого в книгу только для использования в одной конкретной ситуации и помогающему главному герою.
В данном определении упомянуты все существенные особенности «Рояля в кустах»:
- «Рояль» внешне выглядит как предмет, умение или знание, наличие которого существенно увеличивает способность героев справиться с ситуацией.
- «Рояль» появляется в действии в момент, когда он необходим.
- До момента появления в сюжете «рояля» нет никаких оснований, чтобы предвидеть или хотя бы предположить его существование.
- «Рояль» появляется, чтобы поддержать какой-то конкретный момент в сюжете и зачастую далее никак не влияет на его развитие.
Случайно найденное оружие или амулет от нечисти перед встречей с врагом или походом в «дом с привидениями» — пример «предметного» «рояля в кустах». Если герой — неграмотный крестьянин из муромской глубинки XIX века, но в момент, когда в его руках оказывается документ на суахили, выясняется, что герой умеет читать на этом языке, потому что в детстве его научил этому неведомый странствующий монах — это тоже типичный «рояль в кустах», хотя в данном случае он представлен не в предмете, а в умениях персонажа.
Определение
Одному из авторов журнала «Самиздат» [4] , Константину Костину, принадлежит такое определение «рояля» в литературном сюжете [5] :
«Рояль» — недостаток произведения, выраженный в нелогичном, непредсказуемом, никак не вытекающем из предыдущего повествования появлении человека, существа или предмета, догадки или же свойства предмета или человека, оказывающего существенное влияние на сюжет, введенного в книгу только для использования в одной конкретной ситуации и помогающему главному герою.
В данном определении упомянуты все существенные особенности «Рояля в кустах»:
- «Рояль» внешне выглядит как предмет, умение или знание, наличие которого существенно увеличивает способность героев справиться с ситуацией.
- «Рояль» появляется в действии в момент, когда он необходим.
- До момента появления в сюжете «рояля» нет никаких оснований, чтобы предвидеть или хотя бы предположить его существование.
- «Рояль» появляется, чтобы поддержать какой-то конкретный момент в сюжете и зачастую далее никак не влияет на его развитие.
Случайно найденное оружие или амулет от нечисти перед встречей с врагом или походом в «дом с привидениями» — пример «предметного» «рояля в кустах». Если герой — неграмотный крестьянин из муромской глубинки XIX века, но в момент, когда в его руках оказывается документ на суахили, выясняется, что герой умеет читать на этом языке, потому что в детстве его научил этому неведомый странствующий монах — это тоже типичный «рояль в кустах», хотя в данном случае он представлен не в предмете, а в умениях персонажа.
Содержание
Появился в 1963 году в миниатюре «Совершенно случайно» авторства Григория Горина и Аркадия Арканова. Сама миниатюра по сути — стёб над совковыми типа-документальными передачами, в которых не допускалось каких-либо значительных отступлений от заранее заготовленного сюжета с записанными в нем случайностями, а о том, чтобы действительно допустить какое-либо случайное событие в передаче, советские журналюги даже подумать боялись. Вырезать эти случайности они тоже не могли, поскольку видеозапись на телевидении только-только начинала внедряться. Переизбыток таких «случайностей» на секунду эфирного времени и создавал чувство полнейшей предсказуемости происходящего у зрителей, при том что сюжет претендовал на непредсказуемый и захватывающий.
В миниатюре ведущий передачи встречает гуляющего пенсионера, который ВНЕЗАПНО оказывается бывшим передовиком производства. У него решают взять интервью, в ходе которого продолжают происходить не менее ВНЕЗАПНЫЕ вещи, к примеру, выясняется, что он любит играть на скрипке и что она у него с собой:
Серегин: Да, я случайно взял с собой в сквер скрипку. Я исполню вам на ней «Полонез» Огинского! (Достает из-под лавки скрипку, водит смычком по струнам. Звучит «Полонез» Огинского в исполнении симфонического оркестра.) Ведущий: Превосходно! Браво! Вы, оказывается, талант! Серегин: Да. А еще я играю на пианино. Здесь как раз в кустах случайно стоит рояль, я могу сыграть… Я исполню вам «Полонез» Огинского. Ведущий: Благодарим вас, Степан Васильевич, к сожалению, мы ограничены временем… Скажите пожалуйста, а как отдыхает ваша семья? Серегин: Моя жена всё больше отдыхает по хозяйству. А сын работает на Дальнем Востоке… А! Вот и он приехал. (Поднимается навстречу сыну.) Ведущий: Какая приятная неожиданность…
Для справки: обучение игре на фортепиано занимает, как правило, несколько тысяч часов занятий, столько же — на скрипке. А ещё — сольфеджио, музыкальная теория — тут уж не до работы вовсе, не то что до передовика. А рояль — инструмент недешёвый, кроме того, если оставить его надолго под открытым небом, он в лучшем случае очень скоро потеряет настройку.
Фраза всем понравилась, в особенности журналистам, в адрес которых и была изначально сказана, приобрела достаточную известность и дошла до наших дней без смысловых изменений.
Определение [ | ]
Одному из авторов журнала «Самиздат» [4] , Константину Костину, принадлежит такое определение «рояля» в литературном сюжете [5] :
«Рояль» — недостаток произведения, выраженный в нелогичном, непредсказуемом, никак не вытекающем из предыдущего повествования появлении человека, существа или предмета, догадки или же свойства предмета или человека, оказывающего существенное влияние на сюжет, введённого в книгу только для использования в одной конкретной ситуации и помогающему главному герою.
В данном определении упомянуты все существенные особенности «Рояля в кустах»:
- «Рояль» внешне выглядит как предмет, умение или знание, наличие которого существенно увеличивает способность героев сся с ситуацией.
- «Рояль» появляется в действии в момент, когда он необходим.
- До момента появления в сюжете «рояля» нет никаких оснований, чтобы предвидеть или хотя бы предположить его существование.
- «Рояль» появляется, чтобы поддержать какой-то конкретный момент в сюжете и зачастую далее никак не влияет на его развитие.
Случайно найденное оружие или амулет от нечисти перед встречей с врагом или походом в «дом с привидениями» — пример «предметного» «рояля в кустах». Если герой — неграмотный крестьянин из муромской глубинки XIX века, но в момент, когда в его руках оказывается документ на суахили, выясняется, что герой умеет читать на этом языке, потому что в детстве его научил этому неведомый странствующий монах — это тоже типичный «рояль в кустах», хотя в данном случае он представлен не в предмете, а в умениях персонажа.
Содержание
Появился в 1963 году в миниатюре «Совершенно случайно» авторства Григория Горина и Аркадия Арканова. Сама миниатюра по сути — стёб над совковыми типа-документальными передачами, в которых не допускалось каких-либо значительных отступлений от заранее заготовленного сюжета с записанными в нем случайностями, а о том, чтобы действительно допустить какое-либо случайное событие в передаче, советские журналюги даже подумать боялись. Вырезать эти случайности они тоже не могли, поскольку видеозапись на телевидении только-только начинала внедряться. Переизбыток таких «случайностей» на секунду эфирного времени и создавал чувство полнейшей предсказуемости происходящего у зрителей, при том что сюжет претендовал на непредсказуемый и захватывающий.
В миниатюре ведущий передачи встречает гуляющего пенсионера, который ВНЕЗАПНО оказывается бывшим передовиком производства. У него решают взять интервью, в ходе которого продолжают происходить не менее ВНЕЗАПНЫЕ вещи, к примеру, выясняется, что он любит играть на скрипке и что она у него с собой:
Серегин: Да, я случайно взял с собой в сквер скрипку. Я исполню вам на ней «Полонез» Огинского! (Достает из-под лавки скрипку, водит смычком по струнам. Звучит «Полонез» Огинского в исполнении симфонического оркестра.) Ведущий: Превосходно! Браво! Вы, оказывается, талант! Серегин: Да. А еще я играю на пианино. Здесь как раз в кустах случайно стоит рояль, я могу сыграть… Я исполню вам «Полонез» Огинского. Ведущий: Благодарим вас, Степан Васильевич, к сожалению, мы ограничены временем… Скажите пожалуйста, а как отдыхает ваша семья? Серегин: Моя жена всё больше отдыхает по хозяйству. А сын работает на Дальнем Востоке… А! Вот и он приехал. (Поднимается навстречу сыну.) Ведущий: Какая приятная неожиданность…
Для справки: передовик производства, играющий на скрипке и рояле — уже одной этой фразой можно было вызвать приступы неконтролируемого ржача у любой аудитории того (да и этого) времени. Да и рояль тогда был доступен по цене только для зажиточных слоёв населения, а средним слоям для его покупки приходилось здорово ужиматься в своих прочих затратах, и чтобы рояль так просто постоянно стоял на улице в кустах… В то время это было похлеще, чем сейчас бы на улице в кустах стоял навороченный комп с подведённым электричеством и DSL-интернетом. В конце концов, даже сейчас оставить насовсем рояль в кустах так никто и не соизволил. Поэтому пианины и фортепьяны были нашим всем в любом наукограде или там заводограде даже в глухой тайге.
Фраза всем понравилась, в особенности журналистам, в адрес которых и была изначально сказана, приобрела достаточную известность и дошла до наших дней без смысловых изменений.
Что привлекает посетителей заведений?
В первую очередь это атмосфера – уют, комфорт, необычные аксессуары, украшающие интерьер, интимный полумрак или, наоборот, ярко освещенное помещение. Эти составляющие делают ресторан привлекательным для посетителей, заставляя приходить вновь и вновь.
Во-вторых, немаловажна работа обслуживающего персонала. Приветливая улыбка, внимание и забота о клиентах – вот что нам нравится. А если в ресторане работает удивительный по своим умениям шеф-повар, а гостей встречают недружелюбно настроенные официанты, то заведение потеряет клиентуру.
Вкусные блюда. На сегодня посетители стали весьма переборчивы. Нередко официанты слышат высказывания вроде: «Не макароны, а паста, и обязательно «аль денте». Или: «Почему вы подаете лосось с лимоном, ведь от этого рыба теряет свой цвет?». Если заведение не радует посетителей вкусной едой, необычно украшенной и приготовленной, то клиенты не будут его посещать.
Цены. Сколько бы ни было денег у клиента, он не захочет переплачивать. Стоимость блюд должна быть доступной, не низкой (чтобы не потерять клиентов из бизнес-класса и высокого уровня), но и не высокой (чтобы не лишиться основной аудитории из среднего класса).
Вот так сюрприз!
Представьте себе картину: вы идёте по своим делам, никого не трогаете, не беспокоите, думаете о чём-то своём и тут на вас фактически набрасываются различные люди с непонятными намерениями? Страшно? Конечно, уверен, что так есть, и это вполне нормальная реакция, инстинкт самосохранения так сказать. И лишь потом вам захочется осмотреться по сторонам чтобы попытаться разобраться в том что же собственно происходит. Видео, которое я посмотрел просто взорвало моё эмоциональное состояние, наверное это то немногое, что на самом деле способно вызвать восторг. Лучшее из мира флешмоба, наверное я бы хотел стать участником чего-то подобного, возможно оказаться в центре событий, это непередаваемые ощущения. Смотреть всем без исключения. Кстати, данное видео посмотрело уже почти 500.000 человек.
Метки: сюрприз рояль в кустах эмоции флешмоб красота шок шаолинь подарок как сделать сюрприз | Комментарии (12)КомментироватьВ цитатник или сообщество |