0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Религия в Болгарии. Болгарская православная церковь

Содержание

Трудные судьбы болгарского православия

Православие в Болгарии со стороны понять очень трудно. С одной стороны, каждый русский турист или паломник с радостью, как и в любой православной стране, откроет для себя, что в болгарском храме, все как и в родной России, все — как дома. Но не во всяком храме можно причаститься, даже в воскресный день, в самых больших монастырях едва ли больше 10 монахов…

Мы беседуем с иеромонахом Зотиком (Гаевским) о его пути к вере, к служению во священном сане, служению в Болгарии и о судьбах болгарского православия.

Монашество — это на всю жизнь.
— Батюшка, расскажите, пожалуйста, как Вы пришли к вере?

— Я родился в православной воцерковленной семье. Мама воспитала меня в православной вере. С детства она не просто водила меня в церковь, а приобщала к церковным таинствам, к духовной жизни. Мы старались всей семьей часто причащаться — и не только в Великий пост, Рождественский пост, но и вне пощений.
После школы я решил поступить в Духовную семинарию.

— А как Ваши сверстники относились к тому, что Вы ходите в храм, да еще и в Семинарию решили поступать?

— Нормально, и даже с уважением. Спрашивали, у кого какие были вопросы, о церковной жизни. А я старался по мере возможности отвечать.
— Батюшка, а почему именно монашество, а не белое духовенство? Значит, это призвание?

— Я родился в Молдавии, а народ там православный и отношение к Православной Церкви у него хорошее. После школы я поступил в Кишиневскую Духовную семинарию, которая находится на территории Свято-Вознесенского Ново-Нямецкого Кицканского мужского монастыря. И это очень повлияло на мой выбор. Наблюдение монашеской жизни вблизи сыграло свою роль — я укрепился в своем желании посвятить всю жизнь служению Богу.
Я думаю, что неправильно говорить, что это призвание некоторых. Все мы призваны Богом, и Он всех нас призывает к Себе. Все зависит от того, кто отзовется на этот призыв Божий.

— А как Ваши родители приняли Ваш выбор?

— И мама, и папа нормально отнеслись к этому. Правда, мама переживала, что я был еще молод. Мне было восемнадцать лет, когда я стал послушником. Единственный совет ее был, чтобы я не торопился с принятием монашеского пострига: «Не торопись, потому что монашество — это на всю жизнь. Это ни на день, ни на два, ни на год, на всю жизнь.»

Православие в Болгарии
— Батюшка, расскажите пожалуйста, как Вы оказались в Болгарии?

— После того, как я закончил Кишиневскую духовную семинарию, мой научный руководитель предложил мне обучаться в Болгарии, в Софии, на Богословском факультете.

— Почему в Болгарии, а не в Киеве или в Москве?

— Желающих обучаться в Москве, в Киеве, в Троице-Сергиевой Лавре было много, а поступить в Московскую духовную академию очень сложно. В Болгарию меня бы направили по обмену, то есть я бы учился на Богословском факультете в Софии без поступления. Также мне была очень интересна эта православная страна.

— Болгария похожа на Молдавию?

— Нет, не похожа. Потому что болгары — это славяне, а молдаване принадлежат к другой группе — к романской. Румыны и молдаване похожи между собой по традициям и обычаям, а болгары и молдаване — в вере православной.

— Скажите, пожалуйста, а что Вы думаете делать после окончания обучения на Богословском факультете в Софии?

— Конечно, пути Господни неисповедимы, но думаю вернуться в Молдавию, преподавать в Духовной семинарии или в Духовной академии. Если будет возможность преподавать в светском учебном заведении, конечно же, с удовольствием воспользуюсь ею.

— Когда Вы приехали в Болгарию, что Вас поразило? Есть ли отличия в вере? Многие отмечают, что в Болгарии происходит оскудение веры. Так ли это?

— Да, на самом деле это так. Во-первых, удручающая картина в воскресные и в праздничные дни — храмы в Болгарии полупустые. Нет такой церковной жизни, которую я видел в Молдавии, на Украине, в России, в Греции, в Сербии. Здесь как-будто духовное омерщвление .

— А почему это, на Ваш взгляд, происходит?

— Я искал ответы на этот вопрос, но ответить на него очень трудно. Нужно хорошо знать специфику болгарского народа, менталитет, историческое прошлое.

— Возможно, сказывается зависимость от Турции в течение нескольких столетий?

— Я думаю, что нет. Под турецким владычеством были и греки, и сербы. Но в Сербии и Греции храмы в воскресные дни заполнены до предела.

— В советское время были ли гонения на православных в Болгарии?

— Да, в те времена были. Но не такие, как, скажем, в СССР. Почти ни одного храма в Болгарии не было разрушено. То есть все церкви, все монастыри сохранены. Не было гонений против священнослужителей, против православных. Коммунистический режим в Болгарии довольно лояльно относился к Православной Церкви. Единственный случай, это убийство архимандрита Бориса в Благоевоградской епархии одним ревностным коммунистом. Но это — исключение.

— Батюшка, а молодежь приходит в храм?
— Приходит, но только чтобы зажечь свечку, перекреститься, попросить священника прочитать молитву о здравии.
— А как Вы относитесь к тому, что болгарские прихожанки не носят платков?

— Я думаю, что в каждой православной стране есть свои традиции, свои обычаи. Если в России православные женщины носят платки, то здесь, на Балканах – нет. Почему я говорю на Балканах? Потому что платками не покрывают голову не только женщины Болгарии, но и Греции, Сербии. Это местная традиция – ходить женщинам в храм без головных уборов, без платков. Думаю, не нужно русским туристам, паломникам возмущаться по поводу того, что болгарки не носят платков. Это же их традиция.

— Батюшка, очень многие русские паломники удивляются, почему в болгарских храмах на литургии не всегда причащают. Почему так бывает?

— Да, это проблема в Болгарии. Потому, что в турецкий и в царский период, в период коммунизма люди очень редко ходили в храм и очень редко причащались. Да и в России в советский период православные тоже не всегда имели возможность принять Святых Христовых Таин. Обычно ограничивались причастием несколько раз в году, в том числе в Великий пост. Сейчас же мы замечаем перемены в православной жизни России — духовное возрождение, воцерковление многих. Люди ходят в храм, причащаются часто, чуть ли не каждое воскресенье. А в Болгарии имеется негласное учение, что православные должны причащаться не более четырех раз в год, то есть во время постов. К сожалению, эту точку зрения поддерживают многие священнослужители, архипастыри Болгарской православной Церкви. Хотя мы не находим ни в Священном писании, ни в учениях святых отцов подтверждения того, что православные христиане должны причащаться только четыре раза в год.

Несмотря на то, что и Вы, и я заметили омерщвление духовной жизни в Болгарии, как бы отсутствие церковной жизни, нужно признать, что это — святая земля, здесь чуть ли не на каждом шагу святыни. В этой небольшой стране насчитывается около пятисот православных монашеских обителей. Представляете?

— И все действующие?

— Да, все монастыри действующие, но, к сожалению, полупустые. Самый большой Ставропигиальный монастырь в Болгарии — Рыльский, насчитывает… одиннадцать монахов. Он считается самой большой болгарской обителью. В Болгарии в самом деле очень много святынь и святых – это преподобный Иоанн Рыльский – покровитель болгарской земли, святой Климент Охридкий, святой равноапостольный князь Борис, царь Петр, Преподобная Параскева и многие другие. И мы верим, что молитвами этих святых угодников Божиих и на Болгарской земле произойдет духовное возрождение.

Читать еще:  Призрак на самом деле. Привидения среди людей

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Русская Церковь
  • Поместные Церкви
  • Автономные Церкви
  • Государственные и общественные организации
  • Организации иных конфессий
  • Прочие

Главные новости

В Неделю 16-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

В день преставления преподобного Сергия Радонежского Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

Святейший Патриарх Кирилл поздравил Президента России В.В. Путина с днем рождения

Святейший Патриарх Кирилл: Патриарх Варфоломей отпал в раскол

В праздник Воздвижения Креста Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви»

Болгарская Православная Церковь

На территории современной Болгарии христианство начало распространяться с древних времен. По преданию, епископская кафедра имелась в г. Одес (ныне Варна), где епископом был ученик апостола Павла Амплий. Всеобщее крещение болгарского народа произошло в 865 г., при святом князе Борисе I (†907).

В 919 г. на Соборе в Преславе была провозглашена автокефалия Болгарской Церкви. Собор также заявил о возведении ее в ранг Патриархата. В 927 г. Константинополь признал эти решения.

В Болгарской Церкви особенно почитаются: святой князь Борис — креститель болгарского народа; святые равноапостольные братья Кирилл (†869) и Мефодий (†885) — создатели славянской письменности, переведшие на славянский язык книги Священного Писания и богослужебные книги; святитель Климент, епископ Охридский (†916) — один из учеников святых братьев; Патриарх Тырновский святой Евфимий (XIV в.), служение которого было направлено на духовное возрастание Церкви и укрепление страны; игумен Хиландарского монастыря преподобный Паисий (†1798) и святой Софроний, епископ Врачанский (†1813), прославленные в 1964 г. Основатель одного из известнейших монастырей — преподобный Иоанн Рыльский (†946) почитается как небесный покровитель Болгарии.

Каноническая территория — Болгария; юрисдикция Болгарской Православной Церкви распространяется также на епархии в Европе и Америке.

Титул Предстоятеля: Святейший Патриарх Болгарский, Митрополит Софийский.

Патриаршая резиденция и кафедральный собор во имя св. блгв. кн. Александра Невского находятся в Софии.

В 1992 г. в Болгарской Церкви произошел раскол. Раскольники составили свой альтернативный Синод. Большинство священнослужителей не присоединились к расколу, однако каноническая иерархия официально не признавалась государством, а почти все имущество Церкви было передано в распоряжение раскольников. В 1996 г. бывший Неврокопский митрополит Пимен был провозглашен альтернативным Патриархом.

В 1998 г. в Софии состоялся Всеправославный Собор, в котором приняли участие представители 13 автокефальных Церквей, в том числе семь Патриархов.

Раскольники принесли покаяние, которое было принято Собором; анафема, наложенная на бывшего митрополита Пимена, была отменена, а его епископский сан был восстановлен. Неканонически совершенные епископские, священнические и диаконские хиротонии были признаны действительными.

В 2003 г. каноническая иерархия получила официальную регистрацию и была признана государством. В 2004 г. раскольнические храмы были переданы Болгарской Церкви.

Епархии Болгарской Церкви

  • кафедра и резиденция Патриарха: София
  • Патрирший кафедральный собор: храм св. Александра Невского

Варненская и Преславская митрополия

  • кафедра: Варна
  • кафедра: Велико Тырново
  • кафедра: Видин
  • кафедра: Враца
  • кафедра: Силистра
  • кафедра: Ловеч
  • кафедра: Гоце Делчев (бывший Неврокоп)
  • кафедра: Пловдив
  • кафедра: Сливен
  • кафедра: Стара Загора
  • кафедра: Нью-Йорк

Какая вера, религия и ритуалы в Болгарии?

Республика Болгария объединила в себе несколько мировых религий: православное и католическое христианство, ислам, иудаизм. На вопрос, какая религия в Болгарии основная, есть однозначный ответ — православие. Большинство коренных местных жителей принадлежит к Болгарской православной церкви, хотя есть также небольшое количество мусульман, протестантов и католиков. О том, какая вера в этой стране, какие обряды и ритуалы существуют на сегодняшний день, расскажет наша статья.

Религия и государство

Разобравшись с тем, какое вероисповедание в Болгарии, следует прояснить, как в этой стране все устроено в плане религиозных убеждений. Республика Болгария позволяет свободу выбора религии для своих граждан. Конституция является основным документом, где это право прописано. В стране мирно уживаются представители различных конфессий, очень редки случаи конфликтов на почве веры. Структура объединений различных религий:

  • православную церковь в Болгарии возглавляет патриарх, председательствующий в Священном Синоде (или Церковном Совете). Также существует иерархия региональных архиепископов, епископов и священников. Существуют и православные монастыри, где монахи и монахини практикуют жизнь в преданности религии и учёности, вдали от благ, присутствующих в жизни обычных людей.
  • исламская община управляется Верховным Советом мусульман, которую возглавляет главный муфтий. Существует иерархия региональных муфтиев, имамов (духовенство), а также религиозных учителей.
  • еврейская община на сегодняшний день малочисленна — чуть больше тысячи человек. Но синагога работает, раввин проводит службы, не смотря на то, что приходит не больше 50–60 прихожан.

Также в Болгарии существуют места, куда могут прийти верующие других стран. Например, русские и армянские православные храмы, а также церкви для приверженцев протестантской религии.

Ритуалы и святые места Болгарии

В зависимости от того, какая вера в Болгарии у населения, существуют ритуалы различного характера.Для христиан наиболее значительным является крещение, для мусульман — обрезание. Православные христиане и мусульмане верят в загробную жизнь. Для обоих конфессий надлежащее соблюдение всех необходимых ритуалов, связанных со смертью и погребением, играет решающее значение для правильного прохождения души в загробный Мир.

Христианские праздники включают в себя Рождество, Пасху, посты и дни святых. Богослужения проходят по воскресным дням и часто бывают ежедневными. Люди посещают церкви, чтобы помолиться, поставить свечи за здравие или упокой близких.

Мусульманскими праздниками являются Рамадан (месячный пост) и праздник жертвоприношения (Курбан Байрам). Особо верующие и религиозные мусульмане посещают мечеть по пятницам, а также совершают ежедневные молитвы.

Раньше в Болгарии вера имела огромное значение и влияние на жизнь людей. Этим объясняется множество святынь, почитаемых по сей день. Собор Александра Невского в Софии — главный православный храм страны. Сюда приходят как местные жители, так и приверженцы православной религии со всего мира.

Верования и обряды

Языческие верования и обряды встречаются и по сей день в Болгарии, вероисповедание населения при этом не имеет значения. Есть они и у православных христиан, и у мусульман. Среди помаков ( так называют болгар, относящих себя к мусульманской религии ) и цыган христианское и исламское верования и практики часто сосуществуют. Люди, которые придерживаются иудаизма, православные армяне и протестанты также имеют в своей обычной жизни ритуалы и обычаи, пришедшие от времен язычества. Связаны они, в основном, с праздниками и важными датами для каждого человека. Самые основные из них:

  • Рождество и Новый год. Болгары верят, что наличие на праздничном столе традиционного пирога под названием «баница», являющегося символом достатка, принесет благополучие всей семье в наступающем году;
  • Коляда. В рождественскую ночь колядующие ходят от дома к дому и поют особые песни, приносящие достаток в те семьи, кто наградил поющих угощениями;
  • Кукерские Праздники. Это своего рода карнавал. Все участники надевают маски, танцуют и веселятся, а в конце этого действа происходит символическая вспашка и посев. Таким образом отдается дань плодородию земли.
  • свадебные обряды. Часто на свадьбу приносят петуха в качестве символа плодородия, а молодых родители встречают хлебом-солью, чтобы жизнь у них была сытая и богатая.

Некоторые из православных болгар, а также мусульмане не религиозны, они не совершают обрядов и ритуалов. Государственная политика социалистического правительства всячески дискредитировала в Болгарии религию, этим можно объяснить тот факт, что встречаются и атеисты. После падения социалистического режима интерес к религии частично возродился, но до былого могущества веры в жизни людей очень далеко.

Религия Болгарии

Болгария, согласно Основному закону страны, является светским государством, в котором распространение получили несколько мировых религий. К ним относятся православие, католицизм, мусульманство, иудаизм. Увидеть всю религиозную палитру Болгарии можно по столице страны – городу Софии. Здесь сосредоточено большое количество православных соборов и храмов, протестантских церквей, католических костелов, мечетей, синагог.

Религиозная структура населения

Большая часть болгар – около 83% – исповедуют православие. Другие христианские конфессии представлены католицизмом – около 1% верующих, к протестантам себя относят чуть более 1% верующих. Существуют и другие последователи христианства, среди которых стоит отметить:

  • Сторонников армяно-григорианской православной церкви;
  • Пятидесятников;
  • Методистов;
  • Адвентистов;
  • Баптистов.

Около 13% населения (1 миллион мусульман) Болгарии исповедуют ислам. Их количество с каждым годом увеличивается, что связано с наплывом сирийских беженцев, переездом жителей Турции и Арабского Востока в Болгарию на постоянное место жительство.

Читать еще:  Презентация на тему: Социальная философия. Общество

Есть в стране и представители иудаизма, о чем свидетельствует большое количество синагог в разных регионах Болгарии.

Малочисленными являются общины верующих, которые посещают румынскую, евангелистскую и русскую церкви.

Православие в Болгарии

По устным преданиям, в 1 в. нашей эры в городе Одес (современная Варна) ученик апостола Павла по имени Амплий, создал епископскую кафедру. Через столетие такие кафедры были открыты в соседних городах Болгарии.

Официальное крещение населения Болгарского царства произошло в 865 году, когда царь Борис решил принят христианство. Целью перехода под власть Константинополя заключалась в том, чтобы объединить население государства. Одновременно с этим Борис стремился усилить позиции Болгарии в мире, укрепить единство страны, свой авторитет, власть и влияние.

Болгарская церковь быстро стала независимой, т.е. автокефальной, признавая формально юрисдикцию Константинопольского патриарха. Этот статус несколько раз оспаривался и отменялся, и был окончательно закреплен в 1953 г. Болгарская православная церковь самостоятельно управляет своей структурой, церемониями и ритуалами. Ее название упоминается во время официальных литургий. Во главе церкви стоит патриарх Болгарии, богослужения ведутся только на болгарском языке, священники (имеют право жениться) возглавляют энории.

Православие в Болгарии оказывало влияние на формирование нации и национального самосознания, культуры, языка.

На территории страны можно найти множество старинных церквей и храмов, построенных в конце 1 тысячелетия нашей эры. Центральным храмом Болгарской православной церкви является кафедральный собор святого Александра Невского (имеет статус патриаршего).

В Болгарии распространение получило православие и армянской церкви, количество сторонников которой увеличилось в начале 20 в.

Распространение католицизма

Точная дата появления приверженцев этой конфессии в древнем Болгарском царстве неизвестна. Это произошло до крещения Бориса Первого и всего населения государства. После того, как это произошло, царь поссорился сильно с константинопольским патриархом Фотием. В ответ на это Борис подчинил новую церковь папе Николаю Первого, следствием чего стало заключение унии. Она просуществовала до 870 года, и болгарская церковь перешла в омофор к новому патриарху Константинополя (Игнатию). Именно он предоставил епархии права широкой автономии.

Через несколько столетий Болгарская православная церковь снова пошла на подписание унии с Римом, когда страной управлял царь Калоян.

В 14 в. Болгария попадает под влияние Османской империи, из-за чего связь с Ватиканом ослабевает. Но проникновение католицизма в страну это не остановило, в результате чего сторонники еретического движения павликиане приняли католичество. Из-за преследований они убежали за Дунай, где осели в регионе Банат. Католические костелы, соборы и другие храмы существуют в Софии, Варне, Пловдиве.

Мусульманство

Ислам принесли турки в 14 в., когда Османская империя стала постепенно захватывать территорию Балканского полуострова. Жители Болгарии принимали мусульманство двумя способами – добровольно и насильно, что очень было распространено в городах.

Сторонники ислама в Болгарии отличаются по этническому признаку:

  • Есть этнические турки, проживающие в северо-восточных регионах страны и в приграничных регионах Болгарии, недалеко от Турции;
  • Отдельно выделяют помаков. Это этнические болгары, которые были обращены насильно в ислам в течение 15-17 вв. Локализуются, в основном, в Родопах и около них;
  • Цыгане, которые проживают в разных регионах страны, создавая небольшие общины;
  • Татары;
  • Черкесы;
  • Арабы;
  • Албанцы;
  • Боснийцы.

Приверженцы ислама делятся на суннитов – меньшая часть верующих, и шиитов – большинство. В столице страны расположена самая старая в Европе мечеть. В Софии также находятся красивые мечети Юаня Баши и Бююк; в Шумене расположен целый мусульманский комплекс, который называется «Томбул Джамия»; в Пловдиве, Разграде, Самокове, Варне, многочисленных поселках и селах есть старинные мечети.

Иудаизм

Евреи стали заселять Болгарию 2 тысячи лет назад, которых изгнали их Испании короли-католики. Перед Второй мировой войной в стране проживало почти 60 тыс. евреев, больше 90% из них мигрировали в Израиль, поскольку они и их родные становились жертвами преследований нацистов. Несмотря на немногочисленность, еврейская болгарская община играет активную роль в болгарском обществе. Самые крупные синагоги построены в Видине, Русе, Софии, Пловдиве.

Ива (Ирина) Афонская персональный творческий сайт

поэтесса, художник, фотограф, блогер, литературные произведения, статьи обо всём, картины, фотографии

Христианство и православие в Болгарии

  • Болгария

Болгария — колыбель славянской письменности и культуры и первая славянская страна, принявшая христианство, в православном варианте.
С тех пор, как произошли эти события, прошло много столетий. И многими это может восприниматься сейчас как далёкое прошлое, как что-то ушедшее в глубь веков. Но не в Болгарии. При знакомстве с Болгарией сразу бросается в глаза и впечатляет одна особенность этой страны. Здесь очень распространено называть разные географические жизненные реалии именами святых — места, города, улицы, площади, какие-то общественные здания и учреждения, университеты, школы, больницы, библиотеки… Такие названия встречают тебя повсеместно на каждом шагу. Ты приезжаешь в район города, который называется район Святого Николая, идёшь по улице Святого Георгия, она ведёт тебя на площадь святого Петра, а там стоит больница святой Анны, а дальше школа святой Терезы, а около неё библиотека святого Климентия, и так везде… Я сама живу на курорте, называемом Святой Константин и Елена, рядом со мной в соседнем доме — гостиница Святая Елена, а дальше гостиницы Святой Пётр и Святой Николай, а рядом с ними жилой дом с частными квартирами, называемый Святая Екатерина. Рядом с курортом расположены два хоспеса для пожилых людей, святая Магдалина и святой Николай. Дальше город Варна, где на каждом шагу в каком-то районе или улице какие-нибудь святые. А в другую сторону по побережью есть ещё курорт Святой Влас. И так везде. Святые окружают тебя в Болгарии повсюду, куда бы ты не пошёл, они рядом с тобой, и я уже привыкла жить в их соседстве, как среди своих добрых знакомых, и под их незримым покровительством. Это не просто названия, это не просто география — это создаёт совсем другое, особое ощущение жизни, ощущение христианства не историей, а чем-то живым, живущим рядом с тобой, живущей истории, и необыкновенное ощущение превращения географического пространства в историко-культурное пространство. Само пространство вокруг тебя становится иным, необыкновенным. Земля, по которой ты ступаешь, становиться не просто землёй — она становится материальным и живым воплощением истории и культуры. Ты живёшь как бы внутри пространства культурологического, а не географического, внутри культуры, а не просто страны. Тебе как будто на каждом шагу напоминают о твоих истоках, откуда ты родом, и ты начинаешь жить с этой памятью и этим ощущением христианства рядом с тобой всегда, что меняет сознание и ощущение жизни. И это не имеет отношение к религии и религиозным взглядам человека — речь идёт о культуре, а все мы, верующие и не верующие — дети христианской культуры, которая является нашим историческим базисом. Это проявляется в Болгарии не только в названиях. Это как-то проявляется во всей жизни, трудно выделяемое в какие-то конкретные черты. Здесь христианство и христианская культура — не книги и учебники, не иконы в церкви — здесь оно в жизни, с тобой на каждом шагу. Ни в какой стране мира, включая и Россию, я не испытывала этого чувства живой истории и культуры рядом с тобой, живое присутствие христианства рядом с тобой, на каждом шагу, в твоей повседневной жизни, ощущения жизни не просто в какой-то стране, а в христианском историко-культурном пространстве. Да, у нас стоят в городах и деревнях храмы, и они во всех странах Европы стоят — но это не то, одних храмов не достаточно для такого ощущения. В Болгарии это как-то по-особому, и даже стоящие церкви и монастыри тут по-другому воспринимаются, с большим ощущением воплощения истории. И кажется, ты живёшь как-то по-другому. Ты, может, не можешь чётко объяснить самому себе, как и в чём это выражается. Но как будто у тебя здесь, в этом особом пространстве, какая-то другая особая жизнь.

И удивительно то, что эта христианская культура была сохранена, причём в таких зримых и живых формах жизни, не только за период коммунизма, но и в особых драматических обстоятельствах истории Болгарии — в условиях многовекового порабощения и угнетения мусульманской Турцией. Сохранение своей культуры в такой тяжёлой исторической ситуации — это просто культурный подвиг болгарского народа, аналогов которому нет больше в мировой истории.

Роль православной церкви в Болгарии совершенно особая, тоже не имеющая аналогов в истории никакой другой страны.
В связи со спецификой болгарской истории — длительной оккупацией Турцией, мусульманской страной, проводившей агрессивную политику исламизации, подавления христианства и уничтожения национальной культуры, в Болгарии, как ни в какой другой стране мира, церковь являлась важным символом национального самосознания, духовной и культурной идентичности народа. Болгарская православная церковь способствовала развитию образования, письменности и литературы, была покровительницей искусства и ремёсел.

Читать еще:  Антарктида православная. Рассказы и фотографии полярного дьякона

В Болгарии, небольшой стране, насчитывалось около 500 монастырей. Болгарские монастыри сыграли большую роль в борьбе против турецкого ига и сохраненния национальной культуры. Здесь сохранялись библиотеки болгарской литературы, что была очень важным фактором сохранения национальной культуры, в монастырских библиотеках хранилось много значительных, редких и порой нелегально изданных книг. Их сохранение позволило Болгарии после освобождения от турецкого ига возродить свою культуру, вернуться к своим истокам. Длительное время в период турецкой оккупации школы на болгарском языке существовали только при монастырях, светских школа вообще не было. Деятели церкви стояли у истоков создания болгарской культуры. Сама славянская письменность была создана монахами Кириллом и Мефодием, и с целью перевода библии и других религиозных книг на болгарский язык. Большую роль в развитие литературы и образования сыграл их ближайший ученик и сподвижник, продолжавший их дело создания славянской письменности, священник и потом епископ и одновременно писатель Климент Охридский, чьим именем назван главный университет Болгарии в Софии. Как считают некоторые учёные, он окончательно создал кириллицу, переработав первоначальный вариант азбуки, созданный Кириллом и Мефодием, называвшейся глаголица. Его труд «О письменах» посвящён истории создания славянской письменности. Он и другой ученик Кирилла и Мефодия Горазд Охридский создали известные литературные школы в Плиске, Охриде и Преславле, их труды были известны и популярны и на Руси. Первая книга по болгарской и вообще славянской истории «Болгаро-славянская история» была написана монахом Паисием Хилендарским, и эта книга не только позволила болгарскому народу узнать о своей великой и достойной истории, но стала началом духовного возрождения и самосознания болгарского народа. Неофит Рильский, настоятель Рильского монастыря — один из ведущих деятелей болгарского национального возрождения, основоположник современного болгарского образования, создал первую грамматику современного болгарского языка, которая стала основной создания современного преподавания болгарского языка, возглавил первую школу, где обучали на болгарском языке. Другие деятели церкви также были крупными просветителями и деятелями болгарского национального возрождения, внесли большой вклад в развитие болгарской литературы, формировании болгарского литературного языка, развитие книгопечатания и образования, в их числе основатель Охридского монастыря переводчик священного писания Наум Охридский, епископ и писатель Софроний Врачанский, основатель Килифаревкого монастыря — крупного духовного и образовательного центра — Феодосий Тырновский и др.

памятник Паисию Хилендарскому в Софии

Но более того: поскольку борьба за национальное освобождение была одновременно и борьбой за сохранение своей религии против насильственного насаждения ислама, болгарская православная церковь всячески поддерживала освободительное движение. В монастырях, как правило, расположенных в уединённых местах, в горах и лесах, скрывались революционеры-подпольщики, партизаны, боровшиеся против турецких захватчиков. Многие деятели болгарской православной церкви сами состояли в тайных обществах освободительного движения.
В связи со своей особой ролью в истории страны монастыри и болгарская православная церковь в целом всегда пользовались большим уважением в болгарском народе. Даже коммунистический режим в Болгарии довольно лояльно относился к Болгарской православной церкви, почти ни одного храма в Болгарии не было разрушено, все церкви, все монастыри сохранены. Болгарская православная церковь пользуется уважением болгарского народа и сейчас. В монастырь Святых Констанина и Елены, около которого расположен мой дом, на религиозные праздники приходит много прихожан.

Святые, наиболее почитаемые в Болгарии

Самым почитаемым святым Болгарии является святой Георгий , что объясняется опять же её драматической историей: за время многовековой борьбы с иноземной и религиозной оккупацией Святой Георгий воспринимался как покровитель воинов, борющихся с захватчиками, вдохновляющий их на борьбу. Поэтому в Болгарии особо почитаются все святые, традиционно считающиеся покровителями воинов, например, святой Дмитрий и другие, но Святой Георгий особенно, как самый главный покровитель военных. Ему посвящено большое количество храмов и монастырей. Георгий — самое популярное мужское имя в Болгарии. День святого Георгия 6 мая отмечается широко и был назначен днём Болгарской армии, аналогичным нашему 23 февраля, это праздничный нерабочий день.

Святой Николай — самый почитаемый святой в России — также широко почитается в Болгарии, ему посвящены многие храмы и географические названия.

Почитается также Святой Влас (Власий Севастийский ок. 316), именем которого был назван другой известный курорт Болгарии, он был епископом города Севастия в римской провинции Каппадокии, считается покровителем торговцев и скотоводов, и животных, так как исцелял зверей, его канонизировали как мученика, который претерпел много мук и испытаний за христианскую веру.

Очень почитаются святые Константин и Елена , именем которых назван курорт в окрестностях Варны, где я живу, и где сохранился их средневековый монастырь. О жизни и деятельности этих святых можно прочесть в другой статье сайта «Святые Константин и Елена».

монастырь святых Константина и Елены на курорте Святой Константин и Елена

Сан святых получили также выдающиеся исторические личности Болгарии:

это прежде всего сделавший христианство государственной религией страны царь Борис Первый (865 год) и создатели славянской письменности монахи Кирилл и Мефодий, их ученики и сподвижники Климент и Наум Охридские , основатель Рильского монастыря Иоанн Рильский , религиозные деятели — культурные просветители, о которых писалось ранее — Паисий Хилендарский, Наум Охридский, епископ Софроний Врачанский, Феодосий Тырновский.

Христианские мученики Болгарии

Также история христианства в Болгарии имеет святых почитаемых как христианские мученики.

Енравота (Боян, Воин).
Первый болгарский мученик. Он был сыном хана Омургата, правителя Болгарии с 814 по 831 год. После смерти хана престол наследовал брат Еравоты. Сам Енравота принимет крещение от греческого священника Кинама, заключённого в тюрьму, и просит брата освободить его. Его брат язычник казнил его за отказ отречься от христианской веры.

Анастасий Струмицкий (болг. Спас Струмски (Солунски)
родился в 1794 году, был оружейником, турецкие власти потребовали от него произнести мусульманское исповедание веры, за отказ заключили в тюрьму, пытали и приговорили к казни, он скончался на пути к казни от ран.

Георгий Кратовский (1487 — 1515 г.)
Он прожил всего 17 лет. Он был юношей из бедной семьи. В то время турки насильственно забирали часть мальчиков из болгарских семей, увозили их в Турцию и заставляли вступать в турецкое войско. От Георгия потребовали вступить в турецкое войско и принять ислам, а также жениться на мусульманке. Но юноша отказался и даже проклял Мухаммеда. Мусульмане судили Георгия, обвинив в богохульстве, и бросили в тюрьму, где долго пытали, и не сумев заставить Георгия сменить веру, сожгли заживо на костре. Турки отказались отдавать тело болгарам-христианам, и те ночью тайно выкрали тело, похоронив его. Канонизация Георгия состоялась в 1549 году при митрополите Московском Макарии. Святой почитался также на Руси как символ борьбы христиан против исламского угнетения. Его мощи побывали в XVII веке в Москве, а уже с XVI века стали писаться иконы с изображением святого.

Злата Могленская
Среди болгарских мучеников есть и женщина — Злата Могленская, красивая девушка из бедной сельской семьи, она приглянулась одному турку, который похитил ее и заставлял перейти в ислам, но она не согласилась. В наказание за это иноверцы подвергли Злату пыткам, повесив на груше, изрубили ее тело саблями.

епископ Евгений Босилков
К лику мучеников Болгарии был причислен уже в 20 веке болгарский католический епископ Евгений Босилков (1900-1952). При коммунистической власти он был заключен под стражу и подвергся пыткам, обвиняясь в заговоре католической церкви против свержения коммунистического режима. Не добившись от него признаний, его расстреляли.

Болгарский святой в Русской православной церкви

Святитель Киприан — митрополи́т Киприа́н (ок. 1330 — 16 сентября 1406) — митрополит Киевский и всея Руси и Литовский, единственный из митрополитов Владимиро-Московской Руси XIV века христианский политический деятель, не подчинившийся власти Золотой Орды, писатель, редактор, переводчик и книгописец — по происхождению болгарин из знатного болгарского рода, родившийся в г Велико-Тырново, в то время столице Болгарского царства. Приняв монашество, уехал в Константинополь, где стал келейником константинопольского патриарха, и был послан с важной миссией на Русь для примирения примирения литовских, смоленских и тверских князей с митрополитом всея Руси Алексием, что было важно для укрепления единства всего православного мира. В Руси сыграл большую роль в организации борьбы с татаро-монголами и стал митрополитом всея Руси.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector