0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Религия устанавливает нормы поведения. Религиозные нормы

Право и религиозные нормы

Религиозные нормы – это разновидность социальных норм, установленных различными религиозными конфессиями, и обязательные для исполнения, исповедующих ту или иную веру. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий завет, Новый завет, Коран, Сунна, Талмуд, религиозные книги буддистов и др.), в решениях собраний духовенства (постановления соборов, конференций и др.), а также в произведениях религиозных писателей. Этими нормами регламентируются отправление религиозных обрядов, порядок церковной службы, организация и деятельность религиозных общин, церквей, групп верующих и т. п. Ряд религиозных установлений (заповеди) имеют моральное содержание.

Истории известны целые эпохи, когда религиозные нормы выполняли роль права, регулировали политические, государственные, гражданско-правовые, брачно-семейные и иные общественные отношения. Отделение правовых норм от религиозных произошло тогда, когда стали различать «преступление и грех». Это различие было выработано в римском праве[100].

В некоторых исламских странах и сегодня Коран и Сунна – основа регулирования всех сторон жизни мусульман (Саудовская Аравия и др.).

В Республике Беларусь нормы, установленные религиозными организациями, соприкасаются с правом в ряде общественных отношений. Конституция Республики Беларусь (ст. 31), Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» создают правовую основу деятельности религиозных организаций, гарантируя каждому свободу совести, включая право свободно исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. В Беларуси на 1 января 2001 г. было зарегистрировано 26 религиозных организаций. Из них 80% верующих считают себя православными. В Республике Беларусь Рождество Христово объявлено государственным праздником: у католиков – 25 декабря, у православных – 7 января, поскольку они составляют большинство верующих в республике.

Право в цивилизованном мире относится отрицательно к псевдорелигиозным организациям, в частности, к оккультным религиям и тоталитарным сектам, подавляющим личность и превращающим человека в слепого исполнителя воли «мастера», «учителя» и стоящих за ними псевдопроповедников веры в Бога.

Различие между правом и религией очевидно. Религиозные нормы распространяются только на верующих определенной конфессии. Например, предписания Корана – на исповедующих ислам, и т. д. Различен и механизм действия религиозных норм, которые предписывают вести себя, ссылаясь на высший авторитет – Бога, а правовые нормы – это нормы, установленные и гарантированные государством.

Религиозным объединениям может предоставляться определенный статус, зафиксированный в их уставах. Они на основании нормативных актов могут иметь храмы, молитвенные дома, учебные заведения, культовое и другое имущество, необходимое для религиозных целей.

Верующие могут беспрепятственно совершать религиозные обряды, связанные с вступлением в брак, рождением ребенка, похоронами, и другие, однако юридического значения они не имеют.

По данным «Всемирной христианской энциклопедии», христианство остается в мире самой распространенной религией. За период с 1900 по 2000 г. число христиан в глобальном масштабе увеличилось с 555 млн (32,2% тогдашнего населения) до 1,9 млрд человек (31% населения). За этот же период число лиц, исповедующих ислам, увеличилось с 200 млн (12,3%) до 1,2 млрд (19,6%). Из других религий наибольшее распространение имеют индуизм – 811 млн, буддизм – 60 млн, сикхизм – 23 млн и иудаизм – 14 млн.

Религиозные социальные нормы

Вы будете перенаправлены на Автор24

Социальные нормы в религии

Религиозные социальные нормы выступают в качестве одного из подвидов норм морали. По сути, религия определяется как взаимоотношения человека с предметом его интереса, поклонения. Религия всегда определяется уникальным мировоззрением, а также соответствующим поведением и действиями, в основу которых входит вера в существование высших сил, сверхъестественного.

Религиозные нормы – это совокупность правил поведения, которые устанавливаются в рамках конкретной религии (вероисповедания) через официальное волеизъявление. Они обязательны для каждого последователя определенной религии, и регулируют их отношения в сфере интересов этой религии и вероисповедания.

Социальные нормы в религии обладают двумя ключевыми признаками:

  • во-первых, они обладают абсолютно всеми качествами нормативности и предписанности;
  • во-вторых религиозные социальные нормы выражают принципы того или иного вероисповедания.

Некоторые исследователи этой области выделяют еще несколько признаков социальных религиозных норм. Например, это регулирование широкого круга отношений как религиозных, так и находящихся в пределах интересов того или иного вероисповедания и представителей отдельной конфессии.

Религиозные социальные нормы очень неоднородны. Это связано с индивидуальным характером каждой религии (вероисповедания). Таким образом, авторы подразделяют религиозные социальные нормы на доктринальные (вероучительные), нравственные, правовые и обрядово-богослужебные. Все эти виды очень тесно связаны друг с другом, существуют в определенной взаимозависимости. Конечно, между ними есть определенные отличия, например, по функциональному назначению или по характеру воздействия на социальные отношения между представителями одной или разных религий.

Готовые работы на аналогичную тему

Роль религиозных социальных норм

Безусловно, социальные нормы, которые закреплены в религии, не могут считаться общепринятыми для каждого. Связано это с тем, что в целом современный мир является очень многообразным в плане религий и конфессий, а последние 50 лет характеризуются еще и активным ростом разнообразных религиозных объединений и организаций.

Несмотря на это, каждое сообщество, которое исповедует какую-либо религию (православие, мусульманство, иудаизм и прочие) придерживается конкретных социальных норм. Их роль заключается в регулировании отношений людей именно в религиозной сфере.

К тому же, некоторые исследователи прослеживают взаимозависимость и сходные черты между религиозными нормами и нормами права. Они похожи и с нормами морали, что выражается в четкой санкционированности, нормативность. Нормативность – это совокупность определенных, конкретных норм, которые являются образцом поведения для широких слоев населения.

Также социальные нормы религии и нормы права схожи в своей универсальности, то есть они распространяются на всю совокупность общественных отношений, которые формируются и реализуются в обществе. так же, как и нормы религии, нормы права сообщаются в нормативных и ценностных критериях, которые определяют правомерные и неправомерные действия человека, его поступки и мысли (особенно это прослеживается в нормах морали, где человека учат определять добро и зло и отделять их друг от друга).

Специфика религиозных норм

Но религиозные нормы, несмотря на свою взаимозависимость с правовыми нормами и нормой морали, все же являются очень специфичными и уникальными.

Религиозные социальные нормы – это такие нормы, которые регулируются отношения верующих друг к другу, а также к религиозным организациям и к представителям других конфессий. Отношения также строятся на принципе «верующие-не верующие», «верующий – церковь», «верующий – Бог». Благодаря религиозным социальным нормам происходит закрепление правил становления и распространения разнообразных религиозных культов, а также определяется порядок проведения богослужений, совершение определенных действий (обращение к культу, крещение, причастие).

Религиозная норма по своей сути обладает всеми признаками и функционалом обычных социальных норм. Она выступает как образец (эталон) поведения, когда дело касается каких-либо действий или обстановки. В частности, действия и эталоны поведения относятся к конкретным обрядам, ритуалам, молитвам.

Предписания религиозных социальных норм не относятся только к одному конкретному лицу, так как они затрагивают интересы и мировоззрение более широких слоев населения, где члены сообщества объединены одной идеей (верой, вероисповеданием). Безусловно, за нарушение религиозных норм установлена мера ответственности, причем в каждой религии она своя. Но зачастую человек возлагает все на «волю Божью», то есть только высшие силы вправе оценивать поступки человека и решать, будет он наказан или достоин еще одного шанса. В этом заключается одно из ключевых отличий религиозных социальных норм от норм права: в нормах права есть четко предписанная система наказаний, которая исполняется специальными органами.

Религиозная социальная норма – это не подчинение какому-то установленному социальному порядку: она предполагает, что человек, исповедующий религию, будет подчиняться высшим, сверхъестественным силам, «повиноваться божественной воле и власти».

Иногда человек полностью отдает себя религии, становится набожным, и может даже навязывать свою религию другим людям. Переходя эти рамки, он также попадает под контроль норм права, а не религиозных норм. Теперь уже органы государственной власти следят за его деятельностью, ее правомерностью, а также за тем, чтобы идеи и действия не нарушали общественный порядок и не вредили жизни и здоровью других членов общества.

Средства, которые обеспечивают религиозные нормы, также специфичны. Чаще всего это обещание награды со стороны высших, сверхъестественных сил, или же угроза жизни, кара за неповиновение, нарушений предписанных правил и заповедей.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи

Эксперт по предмету «Социология» , преподавательский стаж — 5 лет

Религиозные нормы

РЕЛИГИОЗНЫЕ НОРМЫ — разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру. Назначением религии является выработка «смыслов», позволяющих человеку так или иначе освоиться и определить свое место в том мире, в котором он живет. Религия, с этой точки зрения выступает мерилом «хорошего» поведения.

Внешне эти нормы имеют определенное сходство с юридическими установлениями: в известной мере формализованы и содержательно определенные; хотя в значительно меньшей степени, но все же определенным образом институционализированы и документально зафиксированы в Библии (Ветхом и Новом Завете), Коране, Сунне, Талмуде, религиозных книгах буддистов и др.; выступают в некоторых случаях в качестве источников права (в качестве иллюстрации таковых являются не только страны мусульманской правовой системы, но и некоторые страны континентальной Европы. В России до 1917 года источниками права признавались Устав Духовных Консисторий, Книга Правил Св. Синода, Кормчая Книга и др. В Германии каноническое право и ныне является частью национальной правовой системы).

В то же время между правом и религией существуют принципиальные различия. Секуляризация общественной жизни, утверждение свободы совести одновременно означает, что сфера действия религиозных норм значительно уже права. Так, предписания «Торы» распространяются исключительно на лиц, исповедующих иудаизм, Корана — соответственно на исповедующих ислам и т.д. Различны механизмы действия религии и права. В частности, религии (в особенности эстетические) обосновывают в своих священных книгах абсолютную непреложность предписываемого ими кодекса поведения ссылкой на высший авторитет или, как сказали бы философы и богословы, «трансцендентное миру начало».

Влияние права на религию имеет место, хотя оно в известной мере достаточно специфично. Конституция РФ (ст. 14), Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» гарантируют свободу совести и вероисповедания, равноправие конфессий, возможность для верующих замены военной службы альтернативной гражданской службой. Действующее уголовное законодательство устанавливает уголовную ответственность за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий (ст. 148 УК РФ). В то же время право не должно быть безучастно к «причудливым» формам пользования свободой совести и, в частности, к оккультным религиям и тоталитарным сектам, подавляющих личность и путем зомбирования превращающих её в слепого исполнителя воли «гуру», «мастера», «учителя», и стоящих за ними темных сил. Право в этой ситуации должно быть правом, иначе неизбежен синдром «Аум Синрике». Вполне закономерно, что в Уголовный кодекс РФ включена специальная норма, в соответствии с которой создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей, а равно участие в деятельности такого объединения карается уголовным законом.

Читать еще:  Гороскоп весы стрелец на 15 октября. Гороскоп — Весы

Элементарные начала общей теории права. — Право и закон, М.: КолосС . под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка . 2003 .

НОРМЫ МОРАЛЬНЫЕ — особый вид норм социальных (см.), нормы поведения людей, формирующиеся без участия к. л. директивных инстанций, совместным творчеством множества людей (масс), как итог естественного отбора их суждений о различн. образах поведения. В основе… … Российская социологическая энциклопедия

религиозные суды — в некоторых странах негосударственный суд, применяющий нормы религиозного права. Различаются два вида этих органов: церковные суды (рассматривают внутрицерковные споры на основе религиозного права), действующие во многих странах мира… … Большой юридический словарь

НОРМЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ — вид соц. норм, устанавливаемых религией. Воздействуя на сознание людей, определяют их поведение. Любая религия включает совокупность Н. р., при помощи к рых регулирует обществ, отношения. Н. р. состоят из правил поведения (предписаний совершать… … Атеистический словарь

ЗАПРЕТЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ — нормы обычного права, закрепленные традицией, осмысляемые как религ. (магич.) запрет, нарушение к рого карается богами, духами или некой сверхъестеств. силой. Большая часть 3. р. (половые, пищевые, промысловые, производственные и др.) имеют… … Атеистический словарь

Марийцев религиозные верования — Марийцы (офиц. название в царской России черемисы), коренной народ Поволжья численностью 670 868 чел. Из них более 48 % (324 349 чел.) живут в Республике Марий Эл. Это составляет 43,3 % от общей численности населения республики. Доля русских в … Религии народов современной России

Регуляторы общественных отношений — Регуляторы общественных отношений совокупность определённых норм, упорядочивающих поведение людей или состояние иных объектов регулирования в различных сферах жизнедеятельности. В любом обществе существует множество самых различных правил… … Википедия

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ — все социальные нормы, действующие в современном обществе, подразделяются по двум основаниям: а) способ создания; б) средства охраны их требований от нарушений. На основе этого выделяются следующие виды социальных норм. Нормы права это… … Энциклопедический словарь экономики и права

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ — все социальные нормы, действующие в современном обществе, подразделяются по двум основаниям: а) способ создания; б) средства охраны их требований от нарушений. На основе этого выделяются следующие виды социальных норм. Нормы права это… … Юридическая энциклопедия

Религия в Израиле — См. также: Иудаизм, Христианство, Ислам, Друзы и Бахаи См. также: Иерусалимская православная церковь См. также: Православие в Израиле … Википедия

Право и религия

В научной и учебной литературе по теории государства и права существует множество дефиниций религиозных норм, что отражает многообразие авторских взглядов на понятие данного вида социальных норм. Приведем некоторые из них.

Е. И. Темнов: «религиозные нормы – правила, регулирующие поведение верующих, принадлежащих к той или иной конфессии»[1].

В. И. Червонюк: «Религиозные нормы есть разновидность со­циальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру»[2].

Н. В. Путило: «Религиозные нормы представляют собой пра­вила, которые распространяются на отношения человека с богом и на связанные с ними общественные отношения»[3].

В. В. Оксамытный: «…нормы религии – совокупность принци­пов и правил, основанных на вере в высшие силы и высший смысл жизни и действующих в отношении представителей определенного вероисповедания…»[4].

С. Н. Кожевников: «Религиозные нормы – это нормы, регули­рующие отношения верующих к Богу, церкви, друг к другу, отношения верующих с неверующими, организацию и функции религиозных организаций»[5].

Как видно из приведенных определений, большинство авторов считают религиозные нормы правилами поведения, регулирующие отношения между людьми, исповедующими определенную конфессию с одной стороны и религиозными организациями, обществом, государством с другой.

Единство права и религиозных норм проявляется в том, что они, представляют собой общие правила поведения людей, носят сознательно-волевой характер, обладают формальной определенностью, системностью, служат критериями для оценки социально значимого поведения людей, соответствуют определенному типу культуры и уровню социально-экономического развития общества, определяют границы поведения людей, направлены на регулирование общественных отношений и др.

Различия права и религиозных норм обусловлены тем, что религиозные нормы по способу создания (формирования, возникновения) возникают в обществе (язычество в первобытном обществе, христианство, ислам) или религиозных организациях («Свидетели Иеговы», «Белое братство», «Адвентисты Седьмого дня» и др.), по форме фиксации (внешнего выражения) закрепляются в священных книгах (Веды, Ветхий Завет, Новый Завет, Коран, Талмуд и др.), либо устной форме (шаманизм, язычество и т.п.); по степени обязательности религиозные нормы обязательны только для верующих, по способу обеспечения религиозные нормы обеспечиваются верой человека в Бога, мнением религиозной общины (священнослужителей), по характеру регулятивного воздействия действуют через установление сформулированных положений религиозных догм, по уровню требований, предъявляемых к поведению человека уровень требований религиозных норм значительно выше, чем у норм права, т.к. религия осуждает любые формы проявления лжи, клеветы, измены, насилия, тогда как право осуждает только наиболее опасные и тяжкие их проявления, по характеру и порядку ответственности за их нарушение неисполнение или ненадлежащее выполнение религиозных норм влечет за собой осуждение со стороны церкви и членов религиозной общины, в т.ч. наступление санкций, носящих духовно-нравственный (выполнение возложенных обетов, чтение молитв, отлучение от церкви) или физический характер (самоистязание, соблюдение наложенного поста, выполнение различного рода работ в пользу церкви или религиозной общины), предусмотренных в каждой конфессии.

Взаимодействие права и религии выражено в закреплении и защите правом социально значимых положений религиозных норм, таких как: «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй» и др., которые признаны обществом полезными и нарушение которых влечет за собой наступление юридической ответственности (например, предусматривается уголовная ответственность за убийство человека – ст.105 УК РФ, за кражу – ст.158 УК РФ и т.д.). В свою очередь, в странах, относящихся к религиозной правовой семье, право основывается на религиозных догмах. Так в большинстве исламских государств, где ислам является государственной религией, нормы мусульманского права основывается на Коране, Сунне, Иджме, Киясе и других религиозных источниках, при этом в странах Ближнего Востока немаловажное значение для юридической практики играют адаты – религиозные обычаи. Нарушение норм шариата (свода мусульманских правил) влечет за собой серьезные наказания, вплоть до смертной казни (например, в 1997 г. по решению шариатского суда Чеченской республики (Ичкерии) было расстреляно несколько человек, включая одну женщину – казнь проводилась публично и транслировалась по телевидению).

Таким образом, воздействие религии на право сильнее всего сказывается в теократических и клерикальных государствах, и это воздействие менее интенсивно в светских государствах, где органы государства отделены от церкви и ни одна религия не является государственной или общеобязательной. В атеистических государствах, где любые конфессии находятся под запретом, религиозные нормы вообще не оказывают никакого влияния на возникновение, развитие и функционирование права.

Российская Федерация является светским государством, поэтому в нашей стране провозглашается свобода совести и вероисповедания. В соответствии со ст. 148 УК РФ «Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий»: Незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов – наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

Кроме того, правовые нормы устанавливают равенство религиозных объединений (следовательно и религиозных норм) перед законом, а также необходимость государственной регистрации религиозных объединений и их учредительных документов[6].

Противоречия между правом и религиозными нормами в демократических государствах наступают, если нормы религии нарушают демократические права и свободы человека и гражданина, наносят вред интересам общества и государства (например, призывают к насилию, национальной или религиозной дискриминации, неподчинению законным требованиям органов власти и должностных лиц, и т.п.). В этом случае право запрещает существование подобных конфессий и деятельность соответствующих религиозных объединений.

Например, согласно ст. 239 УК РФ: «Организация объединения, посягающего на личность и права граждан»:

1. Создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением граж­дан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совер­шению иных противоправных деяний, а равно руководство таким объединением —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Участие в деятельности указанного объединения, а равно пропаганда деяний, предусмотренных частью первой настоящей статьи,-

наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч руб­лей или в размере заработной платы, или иного дохода осужденно­го за период до одного года либо лишением свободы на срок до двух лет.

В антидемократических государствах, где религиозные нормы с их принципиальной позицией по вопросам противостояния злу, социальной несправедливости, уважительного отношения к человеку и его правам, семейным ценностям также вступают в противоречие с правом и правящим режимом, поэтому деятельность церкви может быть ограничена, либо вообще быть запрещена (например, СССР в 1920-30-е годы).

В заключение следует отметить, что право в системе социального регулирования взаимодействует не только с моралью, обычаем, религией, корпоративными нормами. Немаловажное значение в регулировании общественных отношений отводится политическим нормам, т.е. правилам поведения, регулиру­ющим отношения между людьми, группами и их объединениями в процессе достижения, осуществления и удержания государствен­ной власти. В политике имеются свои традиции, принципы, требования, образцы поведения, образующие в совокупности определенный кодекс политической этики, которого должны придерживаться все добросовестные политики (соблюдение требований закона, морали, служение общественным идеалам, уважение представителей других политических партий, добросовестное исполнение гражданских обязанностей, высоконравственное поведение в личной и семейной жизни, безупречная репутация и т.п.). Однако на деле большинство политиков не может похвастаться безупречной репутацией и добрым именем (коррупционные, политические, семейные, личные скандалы), во время предвыборных компаний мы наблюдаем многочисленное использование хитроумных и невсегда законных приемов, способов, средств (от использования услуг имиджмейкеров и пустых обещаний избирателям до клеветы в адрес оппонентов и прямого подкупа избирателей). Это придает политике в глазах граждан достаточно «грязный» и сомнительный характер, что вызывает недоверие к институтам государственной власти, праву и законам в частности.

Кроме политических норм, некоторые авторы в качестве социальных норм и регуляторов общественных отношений рассматривают семейные нормы[7], военно-технические нормы (правила использования военно­служащими военной техники и боевого оружия)[8], эстетические нормы[9], домовые обыкновения[10], деловые обыкновения[11] и др. Однако, несмотря на большой спектр социальных регуляторов, именно правовые нормы, вне всякого сомнения, занимают главенствующее место в системе социальных норм и являются наиболее эффективным инструментом в регулировании общественных отношений.

Контрольные вопросы

1. Что следует понимать под социальным регулированием и ка­ковы его основные разновидности?

2. Что понимается под соци­альными нормами? Какие существуют социальные нормы, и какое место занимает право в системе социально-нормативного ре­гулирования?

3. Назовите основные черты индивидуального регулирования общественных отношений?

4. В чем состоит единство, различие, взаимодействие, противоречие права и морали?

5. В чем заключается единство, различие, взаимодействие, противоречие права и обычаев?

6. В чем выражается единство, различие, взаимодействие, противоречие права и корпоративных норм?

Читать еще:  Переворот спутника юпитера европы. Вода на Европе. Уникальный спутник Юпитера

7. В чем проявляется единство, различие, взаимодействие, противоречие права и религии?

[1] Темнов Е.И. Теория государства и права. – М.: Право и закон XXI, 2004. С.45.

[2] Червонюк В.И. Теория государства т права. – М.: ИНФРА-М, 2003. С.95.

[3] Теория государства и права / под общ. ред А. С. Пиголкина. – М.: ОАО «Издательский Дом «Городец», 2003. С.190.

[4] Оксамытный В.В. Теория государства и права. – М.: Изд-во «Импэ-Паблиш», 2004. С.328.

[5] Теория государства и права / под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 2001. С.285.

[6] О свободе совести и религиозных объединениях: федеральный закон от 26 сентября 1997г. № 125 – ФЗ // СЗ РФ от 29 сентября 1997 г. № 39. Ст. 4465.

[7] Смоленский М.Б. Теория государства и права. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2005. С.126.

[8] Соколов А.Н. Теория права и государства. – Калининград: ФГУИПП «Янтар. Сказ», 2002. С.29.

[9] Темнов Е.И. Теория государства и права. – М.: Право и закон XXI, 2004. С.45. Оксамытный В.В. Теория государства и права. – М.: Изд-во «Импэ-Паблиш», 2004. С.328.

[10] Смоленский М.Б. Теория государства и права. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2005. С.126.

[11] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 2002. С.213.

6.7. Религиозные нормы

Разумеется, религия не была вечным спутником человечества. Однако религиозные нормы появились очень давно, с незапамятных времен. Когда конкретно, сказать трудно. Вероятно, с тех пор, как человек стал рефлексировать (лат.

Вот почему эти неведомые силы человек считал могущественными (и совершенно заслуженно), приписывая им неземную, божественную сущность.

Религиозные нормы — это правила поведения, регулирующие отношения между людьми через призму требований божественных начал.

Отметим наиболее характерные особенности религиозных норм первобытного общества.

1. Сущность религии как системы религиозных норм состоит в том, что религия (лат. religio — святыня, предмет культа) есть духовный союз человека с богами (богом). Этот союз состоит в том, что бог открывает человеку свою сущность и свою волю (отсюда «откровение»), а человек, вступая в этот союз и пребывая в общении с божеством, делает его волю своей нормой и отдает свои силы на ее осуществление. Понятно, что религиозный человек воспринимает волю божью в качестве нормы своего поведения и видит в божестве установителя заповедей. Их смысл сводится к тому, что человек должен служить прежде всего богу, а уже потом людям и обществу. Воля бога пронизывает религиозные нормы.

2. В первобытном обществе было много богов, вероятно, столько, сколько существовало неведомых и страшных для человека сил природы.

Первые же зачатки единой религии появились в Древнем Египте в ХIV в. до н.э., когда правил фараон Аменхотеп IV. Он осуществил религиозную реформу в целях введения культа единого бога Атона — Ра (бога Солнца) и был назван Эхнатоном (буквально «угодный Атону»). Однако почва для принятия единобожия (монотеизма) в Египте в тот период еще не была подготовлена, и реформа оказалась недолговечной. З. Фрейд полагал, что прошедший после смерти фараона исход его сподвижников в Иудею не дал возможности утерять идею единобожия и привел в конце концов к ее торжеству , но не в Египте, не на родине фараона-реформатора1. Единобожие утвердилось в древнееврейском государстве и лишь в X в. до н.э. как культ бога племени Иуды — Яхве. Так начался процесс формирования национальных и мировых религий. В качестве причин утверждения монотеизма можно назвать также и возросшие интеллектуальные способности человечества, повышение уровня абстрактного мышления людей, требовавшего наведения порядка не только на земле, но и на небе.

Итак, представление о десятках и сотнях богов содержалось в сознании первобытных людей.

3. Поначалу языческая религия носила только компенсаторную функцию, т.е. она выступала в качестве объяснителя и утешителя для первобытных людей. Религиозные нормы указывали путь к спасению, избавлению от страданий, достижению бессмертия. В дальнейшем религия начинает играть чисто регулятивную функцию. Ее следует усматривать в том, что религиозные нормы, предписывающие правила поведения через призму божественного начала, адресовались людям и упорядочивали их поведение. Тем самым в обществе устанавливался определенный порядок взамен возможной, при отсутствии каких-либо социальных норм вообще, всеобщей анархии и вседозволенности.

Более того, в определенной степени в создании первобытных религиозных культов следует видеть попытку первобытных людей воздействовать на эти внешние силы, которые господствовали над ними в повседневной жизни, даже как-то управлять ими. Вот откуда появились первобытная магия, жертвоприношения, заклинания. Сложнейшие обряды становятся средствами, с помощью которых человек стремится заставить сверхъестественные существа служить ему.

4. Формы религии чрезвычайно многообразны. Но исследования ученых-этнографов, наших современников, показывают, что духи эскимосов во многом напоминают африканских. В первобытном обществе также наблюдалось сущностное сходство богов. Более того, и сегодня мировые религии при всем их внешнем несходстве между собой имеют не только общие корни, но и множество общих черт.

Поразительное сходство религиозных норм, создававшихся в разных регионах земного шара, объясняется прежде всего единством человечества, сходством в процессах социального развития, общими для всех людей законами психологии. Развитие религиозных представлений и выработка религиозных норм шли во всех культурно-исторических регионах примерно по одному плану, бесконечно различаясь при этом в деталях. Поклонение тотемам мы встречаем и в Южной Азии, и в Северной Америке, и в Центральной Африке, и в Австралии. Схожи как сами боги древних Греции, Индии, Мексики, так и обряды, связанные с поклонением этим богам. Проведя параллель с днем сегодняшним, можем отметить, что «ереси», реформаторские движения встречаются и в христианстве, и в исламе.

5. Поскольку религия всегда есть отражение, пусть фантастическое, действительности, она изменяется вместе с изменением этой действительности, с развитием человеческого общества.

Ранние формы религиозных верований были очень примитивными. У людей среднего палеолита фактически имелись только зачатки религиозных представлений. В период верхнего палеолита уже оформляются магические и тотемические представления, а также погребальный культ. Под магическими верованиями понимают представления о возможности человека влиять на других людей и природу (магия, приносящая вред, лечебная, любовная и др.). Тотемизм — это система верований, включающая виды животных, запрещенных для охоты. В развитых родовых обществах тотемизм изживает себя. Однако на смену ему приходят другие формы верований, например шаманизм, т.е. система представлений, согласно которой считается, что человек может, доведя себя до состояния экстаза, общаться с духами и использовать их в своих целях. Можно отметить и такую форму религиозных верований как фетишизм, т.е. почитание неодушевленных материальных предметов, якобы обладающих сверхъестественными свойствами.

Одним словом, здесь присутствует следующая закономерность. Человек ведет присваивающее хозяйство, важнейшее значение для него имеет охота — он поклоняется животным-предкам. Появилось производящее хозяйство — человек ощутил свое могущество, и его боги теряют черты могучих животных и становятся подобием могущественных людей, а сам он уже венец творения и царь природы, любимое создание господне, животные же созданы только ему на потребу.

6. За нарушение религиозных норм, так же как, и за несоблюдение других социальных норм первобытного общества, предусматривались и налагались санкции. Считалось, что они являются выражением гнева и суда богов над грешниками. Особенность религиозных санкций состояла в том, что они зачастую носили невидимый характер. Ну как в самом деле проследить исполнение такой санкции, как претерпевание вечных мук в загробном мире, или как увидеть то, как творят боги страшный суд над провинившимся. Думается, что никому из соплеменников также не удавалось лицезреть и претворение такой санкции, как небесная кара.

Невидимый характер носило и воздаяние за хорошее отношение и службу богам: благополучная жизнь в загробном мире. Поскольку одной из основных ценностей для людей в первобытном обществе было служение богам, то данная «мера поощрения» была для людей очень значима. Постепенно у первобытных людей приходило понимание того, что религиозный долг имеет преимущество перед долгом человеческим. Это преимущество было основано на чувстве полной зависимости людей от богов, на вере в их сверхъестественное могущество.

7. С развитием религиозной мифологии, первобытных верований связано и выделение первых в истории профессий — колдунов, знахарей, шаманов, наконец, жрецов, священнослужителей, т.е. людей, которым соплеменники доверяли столь важную для племени или народа роль посредника в контактах с миром сверхъестественного — с духами, богами.

Роль жрецов была огромной. Они были и астрологами, и агрономами, и метеорологами для своего племени. Жрец говорил, когда сеять и когда начинать уборку урожая. В сущности, жрец — это хранитель обычаев своего племени, заботящийся о физическом и духовном здоровье соплеменников. Жрецы помогали и в решении чисто практических общественных и личных проблем — «советовались с духами», чтобы узнать, стоит ли предпринимать опасное зимнее путешествие, давали рекомендации по поводу самых разных житейских коллизий, лечили, опираясь на свой опыт и умения.

Кто же они, колдуны?

Страшные испытания проходил у всех народов и племен человек, прежде чем занять место колдуна. Муки инициации (обряд посвящения во взрослые) не могли даже идти ни в какое сравнение с этими испытаниями. В Африке кандидатов в колдуны долгие часы держали в дыму, наносили им раны, заставляли подолгу переносить укусы ядовитых насекомых. Через несколько тяжелых испытаний проходил и кандидат в жрецы южноамериканского племени.

Прежде всего колдуна заставляли провести ночь в лесу. И в зависимости от того, на какое место в жреческой иерархии он претендовал, ему полагалось идти в лес одетым или голым, а там спать или не спать. А ведь в тропическом лесу полно хищников и ядовитых змей. Выйдя из леса (если, конечно, он там не погибал), претендент должен съесть кашицу из растертых с водой листьев некоторых Деревьев.

Уже посвященный в жрецы человек подвергался многочисленным ограничениям. Если он достиг высшего ранга, то должен умываться только левой рукой, ему нельзя было стричь волосы и ногти, употреблять в пищу пряностей, выходить из поселения, где находится место проведения обрядов, разговаривать с другими людьми можно только через специального посредника. Общение с женщиной ему разрешалось лишь раз в несколько лет.

У эскимосов сын шамана, которому тоже суждено было стать шаманом, ибо эта профессия наследственная, шел ранней весной один без запасов пищи и оружия «искать духа». Этого духа он должен был победить и заставить служить себе. Обычно этот «поход» он предпринимал, когда еще стояли морозы. И неудивительно, что человека, который проводит много дней, а иногда и недель без еды под открытым небом, посещают галлюцинации: ему видится дух, он вступает с ним в борьбу и побеждает его.

Цель всех этих испытаний — научить будущего шамана проходить экстатическое состояние, в котором только и можно «общаться с духами». По мнению психолога В. Леви, в этом состоянии резко повышается способность человека моделировать в своей голове психику других людей — свойство, которое называется рефлексией. Если колдун не имеет способности к рефлексии хотя бы на порядок выше, чем его окружение, он не может манипулировать психологической атмосферой и сознанием соплеменников, а следовательно, он не удержится на своем месте. Кроме всего прочего, перенесенные испытания высоко поднимают шамана в глазах соплеменников, убеждают их в том, что человек, добровольно принявший на себя такие тяготы, не такой, как все. От него многого ждут, в него верят, а вера, как известно, творит чудеса. Вера в могущество колдуна, знахаря, шамана нередко исцеляла, но порой и убивала людей.

Читать еще:  Кто такие герои? Остались ли еще они на Руси?

Несомненно также, что шаманы владели искусством гипноза и были неплохими психотерапевтами. Они были и хранителями обычаев, знали народную медицину. Жрецы играли определенную роль и в накоплении первых теоретических знаний (математических, астрономических), и в развитии искусства (поэзии, танца, драматического и изобразительного его видов).

Постепенно религиозные нормы видоизменялись и в конечном счете на заключительном этапе развития первобытного общества, когда начинает зарождаться государство, они стали «поглощать» все другие виды социальных норм и выдвигаться в разряд основных социальных регуляторов.

1См.: Фрейд З. Религия и культура. М., 1991. С 123-151.

Материалы по подготовке к ОГЭ по обществознанию: тема Религия

1.Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия помогает людям обрести утешение в горе, может помочь

в жизненных неурядицах.

Б. Каждая религия содержит правила и нормы, которые должны соблюдать верующие.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

2.К обязательным элементам религии относится

1) вера в существование сверхъестественного.

2) законодательство о свободе совести

3) активное участие деятелей церкви в политике

4) научное доказательство религиозных догматов

3.Что отличает религию от других форм (областей) духовной культуры?

1) многообразие художественных стилей

2) признание существования сверхъестественных сил

3) получение достоверных знаний о природе и обществе

4) формирование представлений о прекрасном

4.Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия, в отличие от других форм (областей) культуры, использует систему доказательств гипотез и теорий.

Б. Религия оказывает серьёзное влияние на отношение верующего к окружающему миру.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

5.Ученик прочитал в учебнике о формах (областях) духовной культуры. Сравните две формы (области) духовной культуры: религию и науку. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку порядковые номера черт отличия.

1) основывается на вере в сверхъестественные силы

2) формирует картину мира

3) влияет на мировоззрение человека

4) подвергает результаты познания критическому анализу

6.Что отличает религию от других форм (областей) духовной культуры?

1) объяснение сущности явлений природы и общества

2) использование художественных образов

3) обращение к сверхъестественным силам

4) оценка поступков людей с точки зрения добра и зла

7.Что отличает религию от других форм духовной культуры?

1) получение достоверных знаний о природе и обществе

2) вера в божественное происхождение мира и человека

3) обоснованность и доказательность выводов

4) создание художественных образов

8.Установите соответствие между признаками и областями (формами) духовной культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАКИ ОБЛАСТИ (ФОРМЫ) ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

А) логичность и доказательство выводов 1) религия

Б) теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир 2) наука

В) вера в сверхъестественное

Г) строгое следование ритуалам и исполнение обрядов

Д) объективное отражение действительности

9.Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия требует от верующих соблюдения определённых правил.

Б. Религия оказывает влияние на отношение верующего к окружающему миру.

1) верно только А2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

10.Описание, объяснение и прогнозирование процессов действительности является непосредственной целью

1) искусства 2) науки 3) морали 4) образования

11.Верны ли следующие суждения о религии?

А.Религия опирается на представления людей о влиянии сверхъестественных сил на их жизнь.

Б.Религия устанавливает определённые нормы поведения верующих и механизм контроля над их исполнением.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

12.Что отличает религию от других форм (областей) духовной культуры?

1) вера в сверхъестественные силы

2) критический анализ результатов познания

3) многообразие художественных стилей

4) формирование представлений о прекрасном

13.Что отличает религию от других форм (областей) духовной жизни общества?

1) создание и использование художественных образов

2) обращение к сверхъестественным силам

3) постоянное обновление знаний о развитии природы и общества

4) приобщение молодёжи к накопленному социальному опыту

14.Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия форма (область) культуры, направленная на выработку системы объективных знаний о мире.

Б. Религия включает в себя определённые нормы и правила поведения.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

15.Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия требует от верующих соблюдения определённых правил.

Б. Религия — это мировосприятие людей, основанное на вере в существование сверхъестественных сил.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

16.Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия помогает людям обрести утешение в горе, жизненных неурядицах.

Б. Религия привлекает внимание общества к социальным и нравственным проблемам.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

17.Верны ли следующие суждения о роли религии в современном обществе?

А. Религия регулирует поведение верующих, воспитывает их.

Б. Важным элементом религии являются религиозные организации, непосредственно

воплощающие в своей деятельности религиозные ценности и установки.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

18.Мужчина развёл костер, взял в руки бубен и начал свой танец. Он обращался к духам неба, реки и леса. Данный пример иллюстрирует деятельность в сфере

1) эстетики 2) религии 3) науки 4) морали

19.Какое из приведенных ниже понятий объединяет все остальные?

20.К обязательным элементам любой религии относится

1) вера в существование сверхъестественного

2) законодательство о свободе совести

3) активное участие деятелей церкви в политике

4) научное доказательство религиозных догматов

21.Учитель на уроке предложил ученикам охарактеризовать науку и религию. Сравните эти две области (формы) духовной культуры.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку порядковые номера черт отличия.

1) объяснение важнейших вопросов в жизни людей

2) вера в возможность взаимодействия человека со сверхъестественными силами

3) поиск объективных теоретических знаний о мире

4) влияние на формирование мировоззрения человека

22.Верны ли следующие суждения о свободе совести?

А. Свобода совести — это конституционная обязанность гражданина иметь убеждения.

Б. Свобода совести предполагает, что гражданин может свободно выбирать, иметь и

распространять религиозные и иные убеждения.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

23.Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия опирается на представления людей о влиянии сверхъестественных сил на их жизнь.

Б. Религия устанавливает определённые социальные нормы и механизм контроля над их

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

24.Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия предписывает верующим соблюдение определённых правил поведения.

Б. Религия предполагает веру в сверхъестественные силы.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

25.Совокупность представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа, которые являются предметом поклонения, называется

26.Учитель объяснял учащимся тему «Духовная культура». Сравните две формы (области) духовной

культуры: науку и искусство. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку порядковые номера черт отличия.

1) способствует познанию мира

2) создаёт художественные образы

3) влияет на мировоззрение человека

4) стремится к объективности результатов

27.Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия предписывает определённые правила поведения для верующих.

Б. Религия влияет на формирование мировоззрения верующих.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

28.Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия основана на вере в сверхъестественные силы, влияющие на судьбы человека и общества.

Б. Религия включает в себя определённые нормы и правила поведения.

1) верно только А

2) верно только Б

верны оба суждения

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

29.Верны ли следующие суждения о мировых религиях?

А. Самая древняя из мировых религий- буддизм возникла в Индии.

Б. Мировые религии распространены на всех континентах земного шара.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

30.Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия помогает верующему найти смысл жизни.

Б. Религия влияет на отношение верующих к миру.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

31.На уроке учитель рассказывал о том, что в мире существует огромное количество религиозных верований. Сравните два типа религии: мировые и национальные религии.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку порядковые номера черт отличия.

1) вера в чудо, в сверхъестественное

2) неразрывная часть с культурой одного народа

3) наличие культа, обрядов, религиозных традиций

4) распространение среди народов различных стран и континентов .

5. Черты сходства: 2,3

Черты отличия: 1,4

8. А-2, Б-2, В-1, Г-1, Д-2

21 Черты сходства: 1,4

Черты отличия: 2.4

26 Черты сходства: 1,3

Черты отличия: 2,4

31 Черты сходства: 1,3

Черты отличия: 2,4

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Ухова Ирина ГенриховнаНаписать 14894 02.04.2017

Номер материала: ДБ-313129

  • Обществознание
  • 9 класс
  • Тесты

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    02.04.2017 401
    02.04.2017 332
    02.04.2017 300
    02.04.2017 225
    01.04.2017 1105
    01.04.2017 354
    01.04.2017 1926

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Путин поручил провести экспертизы учебников для бакалавриата

Время чтения: 1 минута

В Госдуме рассмотрят вопрос верификации образовательных онлайн-курсов

Время чтения: 2 минуты

В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами

Время чтения: 1 минута

Российские студенты стали чемпионами мира по программированию

Время чтения: 1 минута

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector