0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ребе лев. Махараль из праги

Содержание

Рабби Лев

Иехуда́ Ли́ва (Лев, Леб) Бен Бецале́ль (рабби Лёв, известен как מַהֲרַ»ל, Махараль ми-Праг) (1512 (?), Познань — 1609, Прага) — крупнейший раввин и галахический авторитет, мыслитель и ученый в XVI веке. Обладал обширными познаниями не только в области раввинистической литературы, но и в области многих светских наук, в особенности в математике. Дружил со знаменитым астрономом Тихо Браге.

Содержание

Биография

С 1553 г. по 1573 г. был окружным раввином в Моравии, затем переехал в Прагу, где основал иешиву и общество изучения Мишны. В 1584-88 гг. был главным раввином Познани. В 1588 г. вернулся в Прагу, где оставался до 1592 г. (в этом году был принят императором Рудольфом II). С 1592 г. до 1597 г. снова стал главным раввином Познани, а с 1597 года до конца жизни — главным раввином Праги.

Легенды о Махарале

Согласно легенде, Махараль, не испугавшись бушующего пламени, сумел во время большого пожара Праги спасти библиотеку императора Рудольфа II. Позднее во время военного парада он остановил внезапно взбесившегося коня императора одним словом. После этих событий он стал личным другом императора.

Нет достоверных сведений о том, что Махараль занимался «практической каббалой», включавшей элементы магии, хотя легенда и приписывает ему создание пражского Голема — искусственного человека, который предотвращал антиеврейские выступления. Синагога и могила Махараля на Старом еврейском кладбище в Праге до сих пор служат местом паломничества.

К надгробию бен Бецалеля приходят паломники со всего мира, люди разных вер и национальностей. Бытует поверье о том, что если, загадав желание, по древнему еврейскому обычаю положить на могилу камешек — это желание исполнится. Иногда свои мечты и надежды люди записывают на бумажке и кладут под камешек либо засовывают в трещину надгробия. Но каждый, желающий изменить судьбу, должен помнить, что прошения исполняются со своеобразной справедливостью: одни получат буквально то, что загадывали, а не к чему действительно стремилось сердце; другим многое дастся, но и многое отнимется; третьи осознают, что счастье было лишь в погоне за счастьем, а теперь осталось только в воспоминаниях.

Наследие Махараля

Махараль широко известен благодаря своим трудам, в частности суперкомментариям к комментариям Раши на Тору, а также комментариям к апокалиптическим аггадот, работам по этике, философии и Каббале. Самый известный его труд «Нетивот олам» («Тропы мира») оказал большое влияние на последующее развитие еврейской этической мысли.

Большое внимание Махараль уделял вопросам педагогики. Он считал необходимым учитывать возраст учащегося при выборе предметов преподавания, осуждал общепринятые методы изучения и преподавания Талмуда и одобрительно высказывался об изучении светских наук, не противоречащих принципам иудаизма.

В своих многочисленных произведениях Махараль рассматривает проблему взаимоотношений Бога с еврейским народом, а также проблему галута, его причины и пути к избавлению. Наиболее подробно эти вопросы рассматриваются в сочинениях «Тиф’ерет Исраэль» («Слава Израиля») и «Нецах Исраэль» («Вечность Израиля»).

Махараль выступал за полную свободу выражения идей и мыслей, и был идейным предшественником борцов за свободу слова в Европе.

Полемизируя с утверждением христиан, согласно которому изгнание еврейского народа с его родины свидетельствует о том, что Бог оставил некогда избранный им народ, Махараль утверждает, что богоизбранность Израиля является безусловной. Она не зависит ни от заслуг патриархов, ни от исполнения Израилем воли Всевышнего. Избрание еврейского народа Богом вечно и неотменимо, ибо оно вытекает из самой природы Израиля.

Относясь отрицательно к попыткам искусственно приблизить избавление, Махараль призывал к покорности Божьей воле, которая установила естественный порядок в мире. Избавление придет в назначенное время. Ему будут предшествовать небывалые страдания Израиля. В аллегорических толкованиях Махараль апокалиптических аггадот образ Мессии утрачивает личные черты и приобретает более глобальный характер.

В исследованиях, посвященных богатейшему духовному наследию Махараля, поражает разнообразие и противоречивость взглядов на место Махараля в еврейской культуре. Его рассматривают как предтечу хасидизма и популяризатора каббалы; в нем видят гуманиста, но также — наследника средневекового аскетизма и благочестия. Махараль оказал большое влияние на рава А. И. Кука и стал одним из источников религиозного сионизма, но он же с небывалой прежде силой связал состояние изгнания (галут) с самой сущностью народа Израиля. Согласно его трактовке, галут есть нарушение естественного порядка, тройная аномалия: Израиль отторгнут от своего естественного местопребывания (Эрец-Исраэль), подчинен чужеземцам и рассеян. Обычно исследователь (или последователь) Махараля выбирает, в зависимости от собственных интересов, лишь одну из сторон его учения.

Махараля некоторые считают непоследовательным и эклектичным мыслителем, однако эта характеристика относится скорее не к самому Махаралю, а к современному восприятию его наследия. Учение самого Махараля отличается своей последовательностью, и той или иной фразе можно найти почти идентичное толкование в различных его книгах (к примеру, в «Гур арье», «Хидушей аггадот» и «Нетивот олам»). Это дает возможность разъяснять мысли Махараля, исходя из его же книг.

Ученики

Махараль был одиноким мыслителем, многие идеи которого далеко опередили свое время и до сих пор звучат современно. Прямых учеников у Махараля не было. В памяти поколений сохранились многочисленные легенды об Махарале, свидетельствующие о том удивлении и преклонении, которые вызывала его личность, но также и о непонимании современниками глубины и оригинальности его мысли.

В истории еврейской мысли Махаралю принадлежит особое место. У него не было прямых последователей, но практически каждое движение в иудаизме считает его одним из своих предшественников.

Труды Махараля

Свои труды начал публиковать в весьма преклонном возрасте.

  • В 1578 году, в возрасте 66 лет, опубликовал свой первый труд — «Гур арье» («Молодой лев») — суперкомментарий к комментарию РАШИ на Пятикнижие и значительное его расширение.
  • В 1582 — анонимно опубликовал книгу «Гвурот Ашем» («Мужество Всевышнего»), посвящённую Песаху. В предисловии к этой книге описал Махараль свои планы выпустить целую серию книг, которые охватят все сферы еврейской философии. В эту серию он планировал включить: толкования Агады, фундаментальные труды о вере иудаизма и о качествах души, а также семь книг о значении каждого из еврейских праздников.
  • В 1595 году был опубликован труд «Нетивот олам» («Тропы мира») о наилучших душевных качествах в двух томах. Эти книги считаются наиболее простыми для понимания и обычно рекомендуется начинать изучение Маараля именно с них.
  • В 1598 году, в возрасте 86 лет, опубликовал «Тиф’ерет Исраэль» («Слава Израиля»), посвящённый Даровании Торы (Шавуот).
  • В течении двух последующих лет были опубликованы: «Беэр а-Гола» («Колодец изгнания»), «Нэр мицва» («Свеча заповеди») и «Ор хадаш» («Новый свет»).

Вследствие своего преклонного возраста, Махараль не смог завершить свои планы и книги «а-Гдола» о Шаббат, «Сэфер а-Ход» о Суккот и «Шамаим ва-Арец» о Рош а-Шана и Йом Киппур так и не были написаны. Другие книги, которые были написаны, но не были опубликованы (главным образом, галахические труды) погибли в пожаре, во время погрома в 1689 году. Тем не менее, в трудах Махараля содержится немало его высказываний на тему Шаббата и праздников, которые дают возможность получить представление о его воззрениях в этой области.

Как правило, труды Махараля посвящены тем или иным еврейским праздникам.

  • «Гвурот Ашем» (ивр. «גבורות ה» ‎, «Мужество Всевышнего») о Песахе
  • «Тиф’ерет Исраэль» (ивр. «תפארת ישראל» ‎, «Слава Израиля») о Даровании Торы (Шавуот)
  • «Нецах Исраэль» (ивр. «נצח ישראל» ‎, «Вечность Израиля») о Девятом Ава и избавлении (геуле)
  • «Нэр мицва» (ивр. «נר מצוה» ‎, «Свеча заповеди») о Хануке
  • «Ор хадаш» (ивр. «אור חדש» ‎, «Новый свет») о Пуриме
  • «Хидушей аггадот» (ивр. «חידושי אגדות» ‎, «Новые толкования Агады») — серия книг философских толкований Агады в Талмуде.
  • «Нетивот олам» (ивр. «נתיבות עולם» ‎, «Тропы мира») о наилучших душевных качествах в двух томах.
  • «Диврей негидим» (ивр. «דברי נגידים» ‎, «Слова учителей») комментарии к Пасхальной Хаггаде.
  • «Гур арье» (ивр. «גור אריה» ‎, «Молодой лев») — пояснения к комментарию РАШИ на Пятикнижие и его расширение в пяти томах.
  • «Дерех а-Хаим» (ивр. «דרך החיים» ‎, «Жизненный путь») — толкование трактата Мишны «Авот» («Поучение отцов»).
  • «Беэр а-Гола» (ивр. «באר הגולה» ‎, «Колодец изгнания») — сборник статей в защиту Иудаизма от нападок церкви.
  • «Драшот а-Маараль» (ивр. «דרשות המהר»ל» ‎, «Толкования Торы Маараля») — сборник статей, посвященных Торе, Субботе Раскаяния (Шаббат Тшува) и Великой Субботе (Шаббат а-Гадоль).

Махараль из Праги

Иегуда Лива (Лёв) бен Бецале́ль (а ещё его называют Махаралем из Праги) () — знаменитый раввин и знаток еврейского Закона, мыслитель и учёный. Он изучал и светские науки, особенно был продвинут в математике. По преданию, именно он создал первого искусственного человека — голема.

Десять фактов о Махарале из Праги


1. Иегуда родился в 1512 году в городе Познани, в семье прославленных раввинов. Его дядя Яков был главным раввином Священной Римской империи. Согласно семейному преданию, р. Иегуда был потомком самого царя Давида.
Бецалель, отец Иегуды, дал своим детям хорошее еврейское образование. Поэтому все его сыновья стали известными раввинами.

2. В те времена у европейских евреев было принято называть детей двумя именами: ивритским и соответствующим ему идишским или немецким. Например, многих евреев звали — т.е. «медведь» на иврите и идише, или , «олень». Иегуда тоже получил второе имя Лёв, от немецкого Löwe (Лёв) — поскольку Лев был символом колена Иегуды, из которого, по преданию, происходит род Бецалелей.

3. Повзрослев, р. Иегуда задумался о женитьбе. Его невестой стала девушка по имени Перла, дочь богатого торговца Шмуэля Рейха. Незадолго до свадьбы он неожиданно разорился и не смог выплатить обещанного приданого. Это было законным поводом для разрыва помолвки. Однако р. Иегуда согласился подождать, пока Шмуэль поправит свои дела. И действительно, в скором времени фортуна переменилась, и тот вновь разбогател. После чего р. Лёв женился на Перле.

Читать еще:  Что такое истина. Понятие истины в философии

4. Когда в 1584 году скончался главный раввин Праги, Махараль стал одним из кандидатов на эту должность. Однако в последний момент был выбран другой человек. Возможно, это произошло того, что Махараль нередко обличал городских богачей, которые притесняли бедняков, мало платили наёмным работникам и неравномерно распределяли бремя налогов.


5. Лишь в 1588 году р. Иегуда был приглашён возглавить общину Праги. В те времена этот город был одним из интеллектуальных и культурных центров Европы. Здесь находилась резиденция императора Священной Римской империи Рудольфа II, известного покровителя наук и искусств. Император был поражён мудростью пражского раввина и впоследствии нередко беседовал с ним. Кроме того, р. Иегуда подружился со многими учёными, жившими при дворе. Особенно близко он сошёлся со знаменитым астрономом Тихо Браге.

6. Ещё при жизни с именем р. Иегуды было связано множество легенд. Согласно одной из них, однажды во время парада конь, на котором ехал император Рудольф, неожиданно взбесился. Все были в ужасе, но вдруг из толпы вышел раввин и одним словом усмирил разбушевавшееся животное.

7. Самая известная легенда, связанная с именем р. Лёва, — это история о големе, глиняном человеке, которого р. Иегуда слепил и оживил, положив ему в рот записку с непроизносимым именем Всевышнего. Так раввин создал себе слугу, который помогал ему в течение недели. Каждую пятницу Бецалель вынимал записку, и голем «умирал» на всю субботу. Однажды р. Лёв забыл это сделать, и голем, необыкновенно выросший в размерах, начал бегать по городу, угрожая всему живому. Р. Иегуда догнал голема в момент наступления субботы, вырвал у него изо рта магическую записку, и голем превратился в огромную бесформенную массу глины, под которой, согласно одной из версий легенды, и погиб прославленный мудрец.

8. Рабби Лёв был раввином в синагоге. В годы Второй мировой войны практически весь еврейский квартал Праги был разрушен. А синагога уцелела. Среди пражских евреев, переживших Катастрофу, ходили легенды, что голем сам спас свою синагогу.


9. Р. Иегуда — один из немногих раввинов, ставших героями художественной литературы. Ваши родители, да и вы сами наверняка читали роман «Понедельник начинается в субботу», где упоминается средневековый алхимик и маг Лев Бен Бецалель. Как вы уже догадались, этот «волшебник» — р. Иегуда. Вы, должно быть, помните, что есть в этой истории и големы. А ещё — стихотворение «Голем» Хорхе Луис Борхес считал лучшим своим произведением.

10. Р. Иегуда скончался в Праге и был погребён на местном еврейском кладбище. Его могила сохранилась и по сей день. К ней приезжают многочисленные паломники и туристы. Говорят, что праведник спасает от зубной боли и совершает много других чудес. Если будете в Праге, зайдите в еврейский квартал. Там рабби Лёву, прославившему свой город, поставлен замечательный памятник.

Ие худа Лива бен Бецалель

( Löwe] ben Bezalel Yehudah Levai [Loewe ; известен как מַהֲרַ»ל , Ма харал (ми-Праг); 1512?, Познань, — 1609, Прага), раввин, талмудист, мыслитель и ученый.

Родился в семье выходцев из Вормса, давшей еврейству немало известных талмудистов. С 1553 г. по 1573 г. Ие худа Лива был окружным раввином в Моравии, затем переехал в Прагу, где основал иешиву и общество изучения Мишны; занимался также общественной деятельностью. В 1584–88 гг. был главным раввином Познани. В 1588 г. вернулся в Прагу, где оставался до 1592 г. (в этом году был принят императором Рудольфом II). С 1592 г. до 1597 г. Ие худа Лива снова был главным раввином Познани, а с 1597 г. до конца жизни — главным раввином Праги.

Ие худа Лива обладал обширными познаниями не только в области раввинистической литературы но и в области многих светских наук, в особенности в математике; был знаком с гелиоцентрической системой Коперника, однако, подобно своему другу, знаменитому астроному Тихо Браге, хранил верность геоцентрическим представлениям.

Большое внимание Ие худа Лива уделял вопросам педагогики. Он считал необходимым учитывать возраст учащегося при выборе предметов преподавания, осуждал казуистические методы изучения и преподавания Талмуда (см. Пилпул) и одобрительно высказывался об изучении светских наук, не противоречащих принципам иудаизма.

Важнейшее значение в духовном наследии Ие худы Ливы принадлежит его трудам по вопросам этики и философии, основанным на толковании высказываний законоучителей Талмуда. Самый известный труд Ие худы Ливы «Нетивот олам» («Тропы мира»), оказал большое влияние на последующее развитие еврейской этической мысли. Хотя Ие худа Лива нигде не прибегает к открытому изложению каббалистических идей, анализ его сочинений свидетельствует о знакомстве с каббалой. Нет достоверных сведений о том, что Ие худа Лива занимался «практической каббалой», включавшей элементы магии, хотя легенда и приписывает ему создание пражского голема.

В своих многочисленных произведениях Ие худа Лива рассматривает проблему взаимо­отношений Бога с еврейским народом, а также проблему галута, его причины и пути к избавлению. Наиболее подробно эти вопросы рассматриваются в сочинениях «Тиф’ерет Исраэль» («Слава Израиля») и «Нецах Исраэль» («Вечность Израиля»). Оспаривая мнение рационалистических еврейских философов, полагавших, что общение с Богом достижимо только путем интеллектуального совершенства, Ие худа Лива утверждал, что такое общение, являющееся целью человеческой жизни, достигается с помощью изучения Торы и соблюдения ее предписаний.

Под влиянием ренессансных и гуманистических идей Ие худа Лива выступает за полную свободу выражения идей и мыслей, являясь предшественником поборников за свободу слова в Европе. Философские идеи Ие худы Ливы заимствованы преимущественно из средневековых интерпретаций Платона и Аристотеля. К Платону, в частности, восходит разделение людей на три класса: философов (талмудистов), стражей (соблюдающих предписания) и кормильцев (торговцев).

Метафизика Ие худы Ливы основана на учении о двух мирах — естественном и высшем. В природе господствует физическая закономерность; однако причинно-следственная цепь может быть разорвана чудодейственным вмешательством свыше. Сама естественная закономерность основана в конечном счете на воле Бога. Чудо не отменяет естественной закономерности, но подчиняет ее закономерности высшей. Эти мысли Ие худы Ливы предвосхищают многие плодотворные идеи в философии нового времени.

Со времени Ие худы ха-Леви ни один мыслитель не подчеркивал с такой силой, как Ие худа Лива, уникальный характер судьбы Израиля. Полемизируя с утверждением христиан, согласно которому изгнание еврейского народа с его родины свидетельствует о том, что Бог оставил некогда избранный им народ, Ие худа Лива утверждает, что богоизбранность Израиля является безусловной. Она не зависит ни от заслуг патриархов, ни от исполнения Израилем воли Всевышнего. Избрание еврейского народа Богом вечно и неотменимо, ибо оно вытекает из самой природы Израиля.

Различия между евреями и другими народами как в сфере религии, так и в сфере этики имеют метафизические корни. Естественный порядок, согласно учению Ие худы Ливы, распространяется не только на физические феномены, но и на отношения между людьми. Галут есть нарушение естественного порядка, тройная аномалия: Израиль отторгнут от своего естественного местопребывания (Эрец-Исраэль), подчинен чужеземцам и рассеян.

Подчинение одного народа другому противоречит естественному порядку, ибо каждый народ имеет право быть свободным. Рассеяние, отсутствие территориального центра влечет за собой утрату народом своего единства, полноты и цельности бытия. Однако всякое нарушение естественной закономерности преходяще: приход Мессии восстановит естественный порядок и положит конец галуту.

Относясь отрицательно к попыткам искусственно приблизить избавление (см. Мессианские движения), Ие худа Лива призывал к покорности Божьей воле, которая установила естественный порядок и все его последствия. Избавление придет в назначенное время. Ему будут предшествовать небывалые страдания Израиля. В аллегорических толкованиях Ие худы Ливы апокалиптических аггадот (см. Апокалиптическая литература) образ Мессии, в известной мере, утрачивает личные черты и сближается с абстрактной потенцией избавления, заложенной в мире.

Ие худа Лива далек от полного отрицания галута. Хотя он говорит, что стране Израиля принадлежит среди других стран та же роль, что и народу Израиля среди других народов, он видит и положительную сторону галута. Ссылаясь на аггаду, согласно которой Шхина сопровождает еврейский народ в его изгнании (Мег. 29а, и в других местах), Ие худа Лива подчеркивает большую близость Шхины к Израилю в галуте, чем на родине. Народ Израиля, пребывающий в рассеянии, должен бороться за свою жизнь; он должен жить обособленно от других народов, изучать Тору и соблюдать ее предписания. Важное значение придает Ие худа Лива совместным молитвам и благотворительности.

Ие худа Лива был одиноким мыслителем, многие идеи которого далеко опередили свое время и до сих пор звучат современно. Прямых учеников у Ие худы Ливы не было. В памяти поколений сохранились многочисленные легенды об Ие худе Ливе, свидетельствующие о том удивлении и преклонении, которые вызывала его личность, но также и о непонимании современниками глубины и оригинальности его мысли. Лишь в 20 в. среди еврейских мыслителей наблюдалось возрождение интереса к богатейшему духовному наследию Ие худы Ливы.

Махараль из Праги

Махараль из Праги

Дата рождения1512
Место рожденияПознань, Польша
Дата смерти17 сентября 1609 года
Место смертиПрага, Чехия

Йехуда Лива (Лёв, Лев, Леб) бен Бецалель (Рабби Лёв, англ. Judah Loew ben Bezalel, Rabbi Loew, Maharal of Prague , ивр. מהר»ל מפראג , Махарал ми-Праг — «Морену (наш Учитель) Арав раби Лейва из Праги») — чешский раввин и галахический авторитет, мыслитель и учёный XVI века. Персонаж легенд о Големе. Был сведущ не только в раввинистической, но и в светских науках, друг астронома Тихо Браге [1] .

Содержание

[править] Биография

[править] Ранний период

Появился на свет в семье раввина Бецалеля бен-Хайима. Из семьи выходцев из Вормса, давшей немало видных талмудистов. Брат р. Хайима бен-Бецалел, оппонента р. Моисея Иссерлеса. Его дядя Яаков Вормса был главным раввином Священной Римской империи. По семейному преданию, потомок царя Давида.

Занимался самообразованием (по некоторым данным, учился в ешиве в Перемышля), и уже в молодости считался выдающимся талмудистом и знатоком религиозной философии, математики, географии и физики.

[править] Карьера

В 1553—1573 годах — окружной раввин Моравии (в Никольсбурге), затем переехал в Прагу, где основал иешиву и общество изучения Мишны. Собрал статуты моравских общин и дополнил их своими решениями.

В 1584—1588 годах — главный раввин Познани.

В 1588 году вернулся в Прагу, став её раввином. Основал талмудическую школу, общество для изучения Мишны и выработал устав для погребального братства, созданного в 1564 году.

В 1592—1597 годах — главный раввин Познани и Польши.

С 1597 года до последних дней — главным раввином Праги.

К его советам прислушивался Рудольф II, правитель Священной Римской империи. Они часто общались с 1592 года, у императора даже был колокол, созданный рабби с помощью каббалистических сил. Другие легенды сообщали, что рав, не испугавшись сильного пламени, смог во время крупного пожара Праги спасти библиотеку императора. Позже, в ходе военного парада, он остановил внезапно взбесившегося коня Рудольфа одним словом, после этих событий стал его личным другом.

Читать еще:  Перестаньте думать, что вы грязные и окаянные!

По легенде, применив свои знания каббалы создал Голема. В эпоху Рудольфа II пражские евреи подвергались гонениям — их обвиняли в убийствах христианских младенцев. Чтобы обезопасить еврейский народ от преследования, ребе создал из глины/праха истукана — Голема по имени Йозеф, который, становясь невидимым, патрулировал улицы Праги и даже мог поднимать мёртвых на защиту евреев. В конце концов, Голем вышел из-под контроля и начал убивать мирных жителей, поэтому Махараль уничтожил его — вместо слова «эмет» (ивр. — «истина»), давшего Голему жизнь, он начертал на лбу Голема «мет» («смерть»). По другой легенде, Махараль оживил Голема, вложив ему в рот Тетраграмматон. По отнятии жизни Голем опять рассыпался в прах на чердаке Староновой синагоги.

[править] Учёная деятельность

Внёс большой вклад в еврейскую религиозную философию, писал суперкомментарии к комментариям Раши на Тору, и комментариям к апокалиптическим аггадот, работам по этике, философии и каббале. Книга «Нетивот олам» оказала сильное влияние на дальнейшее развитие еврейской этической мысли.

Уделял внимание проблемам преподавания. Полагал нужным учитывать возраст учащегося при выборе предметов преподавания, осуждал общепринятые методы изучения и преподавания Талмуда и одобрительно высказывался об изучении светских наук.

В книгах «Тиферет Исраэль» и «Нецах Исраэль» рассматривал проблему взаимоотношений Бога с еврейским народом, галут, его причины и пути к избавлению.

Выступал за свободу выражения идей и мыслей.

Внес вклад в теорию познания. По его мнению, есть 2 вида знания, которые должны быть чётко разделены, — религиозное знание и научное знание. 1-е абсолютно и приходит от Бога, а 2-е относительно. В качестве яркого примера приводил только что появившуюся в 1543 году систему Коперника, не называя его по имени. По мысли Махараля, появление «мастера новой астрономии» показывает шаткость научных знаний, ведь даже астрономия оказалась сомнительной («Беэр ха-Гола», 1598).

Полемизируя с утверждением христиан, что изгнание еврейского народа из Израиля свидетельствует о том, что Бог оставил некогда избранный им народ, рав Лёва писал, что богоизбранность Израиля является безусловной и вечной.

Его метафизика основана на учении о двух мирах — естественном и высшем. В природе господствует физическая закономерность; но причинно-следственная цепь может быть разорвана чудодейственным вмешательством свыше. Сама естественная закономерность в конечном итоге базируется на воле Бога. Чудо не отменяет естественной закономерности, но подчиняет её закономерности высшей. Эти мысли предвосхищают многие плодотворные идеи в философии нового времени.

Относясь отрицательно к попыткам искусственно приблизить избавление, призывал к покорности Божьей воле, которая установила естественный порядок в мире. Избавление придет в назначенное время. Ему будут предшествовать небывалые страдания Израиля. В аллегорических толкованиях апокалиптических аггадот образ Машиаха у Махараля утрачивает личные черты и приобретает более глобальный характер.

Его иногда считают предтечей хасидизма, популяризатором каббалы, гуманистом и наследником средневекового аскетизма и благочестия. Оказал сильное влияние на р. Кука и стал одним из источников религиозного сионизма.

[править] Семья и личная жизнь

Его супругой была Перла, дочь богатого торговца Шмуэля-Яакова Райха и его жены Дворы. Перл была образованной женщиной, занималась торговлей.

У них родилось 6 дочерей и 1 сын.

Среди его многочисленных потомков был Шнеур Залман из Лиади, основатель хабадского хасидизма, Менахем Мендель Шнеерсон, 7-й Любавичский Ребе, скрипач Иегуди Менухин, Ребе Нахмана из Бреслов и Теодор фон Карман.

Маараль из Праги

Трудно найти в еврейской истории личность более разностороннюю, яркую и в то же время таинственную, чем Маараль из Праги. Автор десятков трудов, освещающих едва ли не все возможные области еврейского познания, – каббалист, философ, талмудист, ученый, создатель легендарного Голема, защитник евреев от преследований, наставник многих учеников и главный раввин трех стран – столь многоликим предстает перед нами великий мыслитель. Его полное имя, длинное, как и прожитая им жизнь – рабби Йегуда-Лейб Ливо Бен Бецалель из Праги – было сокращено потомками до краткого и почтительного титула Маараль – «наставник наш рабби Ливо».

Маараль жил в непростую эпоху – хотя для евреев, наверное, и не бывает простых эпох. 16-й век принес расцвет еврейской жизни в Восточную Европу. В Польше, Чехии, Галиции росли и укреплялись еврейские общины, строились йешивы, писались и издавались книги, определившие духовное лицо и образ жизни народа на многие века. Однако в то же время эпоха Шекспира и Сервантеса принесла евреям новые преследования, новые обвинения со стороны инквизиции и католических монархий…

Маараль происходил из рода царя Давида и был его прямым потомком в 95-м поколении по отцовской линии. Предками рабби Ливо были известные раввины, жившие, начиная с 12-го века, в Эльзасе и Рейнской области. Маараль родился в польском городе Познань, в ночь пасхального седера 1525 года. В возрасте 28 лет он был выбран на должность раввина города Никольсбург и главного раввина всей Моравии. На этом посту он провел 20 лет. В 1573 году рабби переехал в Прагу – город, ставший в то время столицей империи Габсбургов. И хотя Маараль еще несколько раз возвращался в Познань, где сперва был раввином города, а затем пост главного раввина всей Польши, именно Прага стала тем городом, где действовала его йешива и увидели свет все его основные книги. До наших дней в Йозефове – еврейском квартале Праги – сохранилась древнейшая «Старо-Новая синагога», где молился Маараль, а неподалеку от нее – здание йешивы, открытой им в 1573 году и известной как «Клойз». Йешива была построена на деньги банкира и мецената Мордехая Майзеля. Маараль был бессменным главой йешивы в течение 36 лет и воспитал десятки выдающихся учеников. Один из них – рабби Йом-Тов Липман Геллер, автор знаменитого комментария к Мишне.
В 1592 году император Рудольф II, увлекавшийся алхимией и каббалой, пригласил Маараля к себе во дворец на аудиенцию. Личность мудреца произвела огромное впечатление на Рудольфа. Возможно, благодаря этому евреям Праги удалось избежать изгнания из города, которого упорно добивались местная знать и католическая церковь.

Маараль написал несколько десятков трудов, посвященных всем основным аспектам Торы и еврейского мировоззрения: «Гур Арье» – пояснения к комментарию Раши на Тору, «Тиферет Исраэль» – о величии Торы и заповедей, «Нетивот Олам» – книга о еврейской этике, «Беэр а-Гола» – комментарий на мидраши в Талмуде, «Нецах Исраэль» – книга об изгнании и избавлении, «Дерех Хаим» – комментарий к трактату Авот («Поучения отцов»), «Ор Хадаш» – комментарий к Книге Эстер, «Нер Мицва» – о празднике Ханука, «Гвурот А-Шем» – об Исходе евреев из Египта… Этим список трудов Маараля далеко не исчерпывается.
Маараль снискал славу великого каббалиста – знатока тайных аспектов Торы, хотя он, судя по всему, даже не был знаком с учением Аризаля – основоположника «новой каббалы». В отличие от учения Аризаля, каббала рабби Ливо основана не на мистических откровениях, а на глубоком философском понимании священных текстов, способности смело и независимо мыслить. Он резко выступал против «пилпуля» – нового метода изучения Талмуда. Этот метод учебы, разработанный в Польше, заключался в том, чтобы находить противоречия в тексте Талмуда и решать их с помощью логических трюков. Маараль полагал, что при изучении Талмуда учеником должен двигать в первую очередь поиск истины – буквы закона. Он также скептически относился к распространению книги «Шулхан Арух», которая излагает в простом и сжатом виде большинство практически применяемых законов, опасаясь, что из-за подобных книг появится «тысяча людей, которые учат других алахе, вместо одного, кто способен эту алаху вывести из текста».

Учение рабби Ливо стало классикой иудаизма: многие «общепринятые» идеи и комментарии, которые используются повсеместно без указания автора, на самом деле принадлежат именно ему. Например, Маараль впервые написал, что тело человека отражает Вселенную. Каждому из 613 основных органов человека соответствует какая-то часть мироздания и определенная заповедь Торы – ведь Тора, как известно из Мидраша, служила для Творца чертежом при сотворении мира…

Особое внимание уделяется в трудах Маараля проблеме галута и геулы – изгнания и избавления. Он пишет, что изгнание – временное состояние еврейского народа, которое послужит главной причиной для будущего окончательного избавления, более великого, даже чем Исход из Египта, – возвращения народа к своей истинной сущности: «Народ Израиля сам по себе не может вечно находиться в Галуте, ибо это неестественное для их существования место по сравнению с их настоящим местом. Установленным порядком им предназначено пребывать в Эрец Исраэль и быть самостоятельными, а не жить под властью других… Рассеяние среди других народов также не является естественным. И как все в конечном итоге возвращается на свое место, так и части, рассеянные и разъединенные, соберутся в единое целое» (Нецах Исраэль, 1:3-4). Не случайно Маараля считал своим духовным наставником рав Авраам-Ицхак Кук: мудрецов, разделенных тремя столетиями, объединяло умение видеть целое за частностями, внутреннюю суть процессов за их внешней оболочкой.

Существует и иная, легендарная биография Маараля, связанная с историей создания Голема. Искусственный человек из глины был, согласно легенде, создан мудрецом, чтобы защищать жителей гетто от их врагов. На лбу Голема рабби написал одно из тайных имен Б-га – и глиняный человек ожил. Он выполнял различные задания и наводил ужас на врагов пражских евреев. Но однажды великан обезумел: он стал ходить по гетто и крушить все на своем пути. Лишь сам рабби Ливо смог остановить Голема: он стер с его лба Имя, и тот вновь превратился в глиняную куклу. Голема отнесли на чердак Старой синагоги и оставили там. С тех пор ни одна живая душа не поднималась туда…
Можно сколь угодно скептически относиться к истории о Големе, но пожилые горожане помнят, как в 1942 году два пьяных немецких офицера решились сломать дверь и подняться наверх по винтовой лестнице. Через какое-то время они со страшным крик сбежали вниз. Никто не знает, что же увидели немцы на чердаке: один умер на месте, а второй сошел с ума и уже ничего не мог рассказать…

Маараль умер в 1609 году, в возрасте 84 лет, и был похоронен на Старом еврейском кладбище Праги. Его надгробие стоит и по сей день среди 12 тысяч древних надгробий, уместившихся на клочке земли в центре еврейского квартала. Всего же за 500 лет здесь были похоронены около 100 тысяч евреев. Как вместило столько могил маленькое кладбище? Но ведь и душа лежащего здесь Маараля, согласно преданию, вмещала в себя мудрость всех 600 тысяч еврейских душ, стоявших у подножия горы Синай…

Читать еще:  Великий Понедельник. Что происходило на Страстной седмице

Махараль из Праги — 10 цитат великого еврейского раввина и мыслителя

Рабби Йехуда Лива бен рабби Бецалель, Махараль из Праги, написал десятки книг, касающихся мира Торы и укрепления веры. Его книга «Нетивот Олам» (Тропы Мира), помогает нам в понимании души человека. Предлагаем вам ознакомиться с 10-ю цитатами из его книг, которые помогут нам создать достоверный образ Пражского Махараля.

Дополнительный контент от Михаэль Яфе Ноф

1. Нет в мире ничего, кроме Создателя этого мира: Махараль считал, что не только всё в нашем мире имеет Б-жественное начало, а в нём нет ничего, кроме Б-жественного присутствия. (Нетивот Олам, 1, Дорога Правды, глава 2).

2. Этот мир был создан в честь Создателя: В отличии от утверждений, что наш мир это «алма де-шакра» (ложный мир) и следует быть аскетом, Махараль утверждал, что этот подход не отдаёт должного уважения Г-споду Б-гу. «И тот, над кем присутствует «святой дух» не должен относиться к этому миру с таким пренебрежением» (Новый Свет, стр 55).

3. Смех и Радость — совершенно положительные: Махараль считал, что «смех и радость прекрасны, так как указывают на целостность» (Колодец Изгнания, третий колодец).

4. Боишься несчастий? Берегись этой черты характера: Рабби Йехуда Лива бен рабби Бецалель писал, что: «Боязнь беды, является плохой чертой характера, и человек должен избегать её» (Путь жизни 1, 6).

5. Деньги дают человеку силу и помогают проживанию: Отношение Махараля из Праги к этому вопросу, находит своё выражение в его отношении к работе: «Так как работа является важнейшей вещью. Не должен человек говорить, что работа ниже его достоинства, наоборот, работа даёт ему достоинство (Путь Жизни 1, 10).

6. Нельзя отходить от указаний данных нам мудрецами: Махараль говорил о том, что заповедовали нам мудрецы: «Мудрые речи, которые не так то просто объяснить». Он добавлял: «Как можем мы понять тайны мудрецов?» (Вечность Израиля, глава 7).

7. Красота в нашем мире — духовная и Б-жественная: Махараль считал, что красота существующая в нашем мире является духовным понятием. Красота и великолепие являются Б-жественной составляющей в существах живущих в нашем мире, красота совсем не связана с материальным. (Вечность Израиля 7).

8. В будущем, по Махаралю, стены Иерусалима будут отстроены из камней шохама (оникса) и яшпе (яспис). (Вечность Израиля, 55).

9. Следует учить детей в соответствии с их наклонностями и способностями: Махараль из Праги в вопросах образования придерживался мнения, что надо идти от лёгкого до тяжелого. Следует учиться последовательно и получить сначала базовые знания. «Надо дать отроку ношу, когда он сможет нести её, в соответствии со своей природой» (Детёныш Льва).

10. Особенная молитва, которую составил Махараль на окончание изгнания (галута):

«И теперь Б-г Наш, Отец наш, и Имя Твоё названо над твоими сыновьями.

Почему будет осквернено Твоё святое и страшное Имя твоими сыновьями.

Если «Бней Каль Хай» вы, то почему Он скрывает глаза свои от вас все дни, и как стада на убиение вели вас и были вы отданы в руки чужаков.

Если отцы наши и мы преступили пред Тобой,

То в Твоих руках простить нас, и зачем нам мир этот, осквернять имя твоё сыновьями твоими.

Поэтому мы просим перед твоим престолом: Не отдавай нас в руки чужаков, быть на устах у всех народов.

Смилостивься над нами и спаси нас из рук чужаков.». (Вечность Израиля, глава 49)

Еврейское кладбище в Праге

Одним из объектов паломничества в Праге является старое еврейское кладбище. Оно находится в Еврейском квартале Йозефов. Если добираться на метрополитене, то нужно выйти на станции «Желивского» или «Староместска» (зеленая ветка). Кладбищу более 500 лет, во всяком случае, самое старое захоронение датируют 1439 годом. Однако в 1787 году хоронить на нем прекратили. Причин оказалось несколько: «наслоение» одного яруса захоронений на другое и ограниченная территория. Говорят, что под земной корой кладбища порою «скрывается» до 12 могильных ярусов. В наше время, осевшая земля явила миру старые могильные надгробия, которые частично сдвинули «новые».

Рабби Лёв

Вид, конечно, не приятный, но это не мешает тысячам туристов и паломников съезжаться на еврейское кладбище в Праге, чтобы преклониться над могилами Великих евреев, которые здесь были похоронены несколько сотен лет назад. Одним из них являлся Йехуда Лива бен Бецалель или Махараль ми-Праг, более известный, как рабби Лёв. Он жил в XVI столетии и обладал обширными познаниями в области еврейской литературы, светских наук. В 1597 в очень почтенном возрасте он стал главным раввином Праги, а до этого был окружным раввином в Моравии и в Польше.

Махараль был идейным «борцом» за свободу слова и мыслей. И в тоже время он считал, что еврейский народ призван пройти через страдания и многочисленные испытания, покориться Божьей воле, но никак не приближать избавление, ибо этот народ «избранный». Интересно, что Махараль не имел собственных учеников и был, что говорится, одиноким мыслителем. Однако любое движение в иудаизме именно раввина Лёва считает своим предшественником.

В памяти еврейского народа живы легенды о бен Бецалеле, как человеке оригинальных и «смелых» мыслей, тем глубже было преклонение перед ним других людей. Махараль считал, что есть два пути знания: религиозное и научное. Кстати, к «научным» он «приписывали» и учение Коперника, впервые в литературе намекнув на научные знания астронома. Махараль записывал свои мысли и начал публиковать их уже будучи глубоким старцем. Наиболее известные из его сочинений:

  • «Слава Израиля»,
  • «Колодец изгнания»,
  • «Свеча заповеди»,
  • «Новый свет»;
  • «Тропы мира».

Некоторые книги он так и не успел дописать, еще одна часть сгорела в пожаре в 1689 году.

В народе Махараль более всего известен, как «создатель» знаменитого глиняного человека Голема, так как ему приписывали занятия «практической каббалой» на основе магии. Кто такой Голем? Это настоящий герой и боец за евреев. Вымысел, легенда? Да, но этой легенде уже более 4 столетий. Она была нужна, и ее выдумали.

Глиняный человек Махараля

Голем возник в конце XVI века, во времена правления императора Рудольфа II. Евреям, жившим в пражских гетто, стало совсем туго. Гетто, или Еврейский город, – это самое бесперспективное место в общине, куда выгоняли жить евреев. И они там жили, работали, как могли, учились, просвещались. Однако антисемиты распространяли слухи, будто иудеи «режут» христиан и их кровь добавляют себе в пищу. В результате евреи подверглись еще более жестоким притеснениям и гонениям.

Махараль, который тогда как раз проживал в Праге, воззвал к Всевышнему, чем же можно помочь любимому народу. Тогда Господь приказал создать из глины человека, который уничтожит всех еврейских врагов. Махараль вместе с двумя друзьями слепили из глины 1,5 метрового человека и «вдохнули» в него жизнь с помощью шема — записки с непроизносимым именем Всевышнего. Монстр ожил, достиг размеров великана и «выполнял» указания своего повелителя бен Бецалеля, уничтожая угнетателей еврейского народа. В «мирное» время он просто помогал по хозяйству своему хозяину.

По пятницам вечером, перед субботой (священный для евреев день) равви Лёва вытаскивал шем изо рта монстра, чтобы тот не смог натворить каких-нибудь бед, пока Махараль пребывал в Синагоге. Но однажды философ забыл это сделать. Оставшись один, Голем вырвался из дома, стал крушить все, что ему попадалось на пути. А евреи в страхе прятались кто куда. Когда Лёву рассказали, что учиняет его глиняный «защитник», тот прибежал домой и вытащил шем изо рта монстра. Навсегда!

Махараль оттащил глиняное тело на чердак и запретил кому-либо туда наведываться. И только один человек ослушался. Правда, это произошло через три с лишним века, когда журналист Эгон Эрвин Киш поднялся-таки наверх дома и увидел там…строительный мусор. Ни намека на глиняного человека!

По другой версии Бецалель вырвал из пасти Голема магическую записку и тот превратился в кусок глины. А прославленный мыслитель умер от горя над своим созданием.

Легенды, а как же без них! Во время II мировой войны почти весь Еврейский квартал были ликвидирован. Кроме Синагоги, которая странным образом уцелела. Те, кто остался жив, рассказывали, что Синагогу спас Голем. Находились также «очевидцы», которые «видели» глиняного человека, который якобы разгуливал по улицам Праги, и потом внезапно исчезал. Так или иначе, но легенда о глиняном герое имеет место быть, а в Познани (Польша) даже установили ему памятник. Для Праги же Голем стал навсегда «символом» чешской столицы, наравне с Карловым мостом, Собором Святого Вита, самоцветом гранат.

Тени ушедших в Вечность

На еврейском кладбище в Праге похоронены легендарные астрономы, цирюльники, лавочники, ткачи. Одно из «узнаваемых» кладбищенских надгробий – могила еврея Мордехая Майзела. Он был настолько богат, что его «друзьями» были знатные люди и даже члены королевской семьи. А просвещенный император Рудольф II возвел его в ранг «придворного» еврея.

Кстати, именем Мордехая Майзела названа центральная улица Пражского града и одна синагога. Благодаря Майзелу еврейская община в Праге переживала период наивысшего расцвета. «Главный» еврей страны построил Еврейскую ратушу, несколько учебных корпусов, больницу. Его деяния записаны в книге «Потомок Давида» Д.Ганза. Сам Майзел называл себя «мышкой на деньгах». Когда он умер, император лично присутствовал на похоронах – беспрецедентный случай! Но через несколько дней приказал конфисковать все мордехайское имущество в пользу королевской казны, так как богатый еврей не оставил после себя наследников. А состояние его измерялось в 500 тысяч золотых.

Одно из самых красивых надгробий на кладбище – могила рабби Раши. Это был мудрец, который много странствовал и много чего повидал, но кроме того был очень образованным. За это его ненавидели и очерняли перед властями, что якобы он хочет вывести евреев из Праги. И однажды вечером ему нанесли подлый удар ножом в спину. Его спасло чудесное лекарство, которым намазала рану жена рабби. Рана-то затянулась, однако Раши решил инсценировать собственные похороны, а сам тайно покинул Прагу.

Прошли века, минули столетия! Но имена этих людей не стерлись с памяти человеческой. На старом погосте похоронены и добрый мясник, который раздавал беднякам вдоволь мяса, и несчастный любовник, который каждую ночь якобы выходит из могилы и шествует на лодке, управляемой скелетом; поэты, цирюльники, прелюбодейки, самоубийцы. Это старое еврейское кладбище в Праге – немой свидетель цикла человеческой жизни!

Специально для Лилия-Тревел.РУ — Анна Лазарева

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector