1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рафаэль Хакимов: «Тенгрианство – религия тюрков – была достаточно абстрактной и простой. Тенгрианство – основа национального самосознания казахов Как правильно открыть религиозную общину тенгри

Рафаэль Хакимов: «Тенгрианство – религия тюрков – была достаточно абстрактной и простой»

Директор Института истории им. Ш. Марджани Рафаэль Хакимов написал книгу «Хроника тюрко-татарских государств: расцвет, упадок, возрождение». Издание готовится к печати. Специально для «Реального времени» ученый подготовил новый отрывок из этого труда из главы «Великая Степь» (часть 1 см. здесь, часть 2 – здесь, часть 3 – здесь).

Тенгриантство

Религия объединяла древних тюрков. И хотя не сохранились какие-либо священные тексты, но сама вера в верховное существо сохранилась в разговорном языке до сих пор. Даже во времена торжества ислама у татар Аллах и Тенгри считались синонимами. Ханские ярлыки начинались с восхваления Тенгри.

Тенгрианство – традиционная религия всех тюрков, была достаточно абстрактной и простой. Уже гунны поклонялись Тенгри-хану, владыке Верхнего мира, чьими символами были солнце, луна, высокие деревья, особенно те, в которые ударила молния. Особо почитался культ «священной Земли-Воды» (Ер-Су) – божества Среднего мира. Существовал даже особый разряд гуннских «колдунов», «призывающих» Землю, то есть воспевавших Землю в своих гимнах. Характерным персонажем гуннского пантеона был некий «бог путей», который у древних тюрков назывался «йол-тенгри». Во время погребального обряда гунны, нарядившись в лучшие одежды, устраивали конные скачки и игры юношей и девушек, после чего родители молодых договаривались о браках. У древних тюрков (как на востоке, так и у западных булгар) вера была идентична гуннским представлениям.

Тенгри – создатель сущего, источник и причина всего. Он сотворил землю и небеса (күк), и все, что находится на них. Он создал людей, он их покровитель, созидающая и защищающая сила. От него доброта и блага. Тенгри создал некое разумное существо, названное «кеше», для того, чтобы оно жило на земле. Но этот человек забыл, что он обязан богу, он начал считать себя равным богу, считать себя его соперником. Тогда Тенгри бросил этого человека в подземный мир мрака и дал ему имя «Эрклиг». После этого Тенгри создал еще девять человек, от которых и пошли современные люди.

В жизни кочевников важную функцию выполнял ритуальный сосуд, называемый в литературе гуннским котлом (по-татарски казан). Фото wikipedia.org

Тенгри дарует каганам мудрость и власть, дарует каганов народу, наказывает согрешивших против каганов и подсказывает каганам, как решать государственные и военные дела.

В пантеоне тюркских божеств упоминаются «ала атлы йол тенгри» и «кара атлы йол тенгри» – «бог путей на пегом коне» и «бог путей на вороном коне». Они, как посланцы Тенгри, ниспосылают «күт» «божественную благость, душу» и побуждают к созданию государства «тенгри эль» – «божественного эля».

Небо-Тенгри было верой Чингизхана, которая вбирала в себя остальные верования, а потому он был терпим ко всем религиям, что сыграло немалую роль в формировании Монгольской империи.

В жизни кочевников важную функцию выполнял ритуальный сосуд, называемый в литературе гуннским котлом (по-татарски – казан). Он встречается не только у хунну, гуннов, но и саков, половцев и татар. Он выполнял символическую роль для каждого племени, поскольку в нем не просто готовили пищу, а варили жертвенного барана. Вокруг него собирался совет племени и решались важные вопросы. Не случайно столица Татарстан называется Казань, что, скорее всего, связано с традицией жертвенных котлов.

По картам находок котлов можно легко проследить основные этапы бурной истории номадов – от Китая до Дуная.

Идеология Великой Степи

Тюркские степные империи отличались огромными масштабами. Их территорией была вся Великая Степь. Государства создавались одно за другим, то охватывая всю степную зону, то распадаясь на части, которые также отличались масштабностью. Кроме масштабов, для тюркских государств было характерно разнообразие племен, как тюркских, так и иных. Все это нужно было собрать в едином государстве.

Сила китайской цивилизации не единожды приводила к ассимиляции тюрков, которые умели побеждать и даже устанавливали свои династии, но китайская культура неизменно их ассимилировала. Фото wikipedia.org

По мнению Бартольда, «кочевой народ при нормальных условиях не стремится к политическому объединению; отдельная личность находит для себя полное удовлетворение в условиях родового быта и в тех связях, которые создаются жизнью и обычаем между отдельными родами, без каких-либо формальных договоров и без создания определенного аппарата власти. Общество располагает на этой стадии развития народа такой силой, что его воля исполняется, не нуждаясь для этого в поддержке со стороны властей, которые бы располагали определенными законными полномочиями и определенной внешней силой принуждения. Представители государственной власти, ханы, которым при благоприятных условиях удается подчинить себе весь народ или даже несколько народов, появляются только при чрезвычайных обстоятельствах, причем и в этих случаях ханы берут власть сами, никем не назначаются и не выбираются; народ или народы только примиряются с существующим фактом, часто только после тяжелой борьбы, и объединение под властью хана его собственного народа часто бывает связано с более продолжительным кровопролитием, чем потом походы кочевников с ханом во главе на культурные земли; эти походы и связанная с ними военная добыча – единственный способ примирить народ с установлением ханской власти». Интегрирующим фактором было общее мировоззрение в виде религии. Но тенгрианство было всего лишь предпосылкой, а движущим мотивом могла быть добыча или регулирование внутренних отношений при дележе пастбищ.

Важнейшим фактором сплочения выступал внешний враг, в частности, Китай с хорошо обученной армией, мощной экономикой и изощренной дипломатией.

Тема противостояния кочевой и оседлой цивилизаций на протяжении тюркской истории возникала множество раз и во многом определяла политику. Великая Степь сохраняла свою независимость только как кочевая культура, в противном случае растворялась в численно превосходящих государствах.

Китайские императоры, поставили задачу разгрома тюркских государств, считали, «что нужно объединяться с теми, кто находится далеко, против тех, кто находится рядом». Китайцы всячески использовали противоречия в тюркской среде, подкупали тюрков дорогими шелками и молодыми красавицами. Сила китайской цивилизации не единожды приводила к ассимиляции тюрков, которые умели побеждать и даже устанавливали свои династии, но китайская культура неизменно их ассимилировала. Тюрки начинали копировать китайский быт, нравы, титулатуру, выращивать шелковый кокон, учились читать по-китайски и легко ассимилировались.

Племена хунну, которые поддались очарованию китайской цивилизации, исчезли в ней, сохранились только те, которые выработали идеологию сопротивления. После знаменитого вождя Багатура, его место занял сын Каяк. Китайский император немедленно послал ему в жены одну из принцесс в сопровождении евнуха. Этот человек вовсе не был сторонником кочевого образа жизни, но оказавшись не по своей воле в их стане, провозгласил, что станет «занозой в боку Китая».

Он так изложил идеологию кочевников их предводителю: «Ваша полная орда едва ли равна в численности населения пары китайских провинций, однако секрет вашей силы заключается в вашей независимости от Китая по всем вашим потребностям. Я заметил все возрастающую любовь к китайским товарам. Подумай о том, что одна пятая китайского богатства будет досточным для того, чтобы купить всех твоих людей вместе. Шелка и сатины являются даже не половиной того, что так хорошо устраивает фетр в вашей суровой жизни, скоропортящиеся китайские деликатесы не так хороши и потребны, как ваш кумыс и сыр».

Слова евнуха для истинных степняков были по душе.

Они говорили: «Наше естественное бытие заключается в животной силе и активности; мы не приспособлены и презираем бесславное условие рабства и праздности. Сражение на коне является существом нашей политической силы и именно этим путем мы всегда были в состоянии утверждать наше преимущество… Как бы ни был Китай силен, однако он не в состоянии завоевать нас и ассимилировать. Почему должны быть позабыты наши древние обычаи, оказывая почтение Китаю?».

Союз племен хунну с III в. до н.э. не одно столетие держал в страхе Китай. Это стало возможным благодаря идеологии номадизма, от которой не отступали хунну. Великая китайская стена была построена для сдерживания кочевников. Союз племен хунну распался не столько под давлением Китая, сколько из-за внутренних распрей.

Пришедший вслед за гуннским союзом Тюркский каганат страдал от тех же противоречий. С одной стороны, не утихали конфликты внутри государства, с другой, шла борьба с Китаем и другими оседлыми государствами.

Йоллыг-тегин написал на камне: «У народа табгач, дающего нам без ограничения столько золота, серебра, спирта и шелка, речь была сладкая, а драгоценности мягкие; прельщая сладкой речью и роскошными драгоценностями, они весьма сильно привлекали к себе далеко жившие народы. Те же, поселясь вплотную, затем усваивали себе дурное мудрование».

В надписи в честь Кюль-тегина поясняется, что означает «дурное мудрование»: «…вследствие подстрекателей и обмана обманывающих со стороны народа табгач и вследствие его прельщений, а также вследствие того, что они ссорили младших братьев со старшими и вооружали друг против друга народ и правителей, – тюркский народ привел в расстройство свой существовавший эль».

В этих надписях выражена борьба не только двух государств, но и разных идеологий. Один из правителей Тюркского каганата собирался строить крепости и монастыри.

Ему возразил известный советник Тоньюкук, который сам учился у табгачей и прекрасно знал, кем становятся бывшие кочевники при столкновении с земледельческой цивилизацией китайцев: «Нет! Тюркский народ мал, даже не сотая часть Китая, и единственной причиной того, что мы были в состоянии бороться с ним, было то, что мы, кочевые, таскали с собой свои провизии на своих ногах и все мы были сведущи в искусстве войны. Когда мы можем, мы можем грабить, когда мы не можем, мы скрываемся там, где никакая китайская армия не застанет нас. Если мы начнем строить города и менять наши старые обычаи жизни, то мы в один прекрасный день найдем себя всех аннексированными. Более того, главным смыслом монастырей и храмов является внедрение мягкости характера, в то же самое время только жестокие и воинственные правят человечеством».

В этом выступлении концентрированно было выражено мировоззрение номадов.

Великие каганы, основавшие Тюркский каганат в 552 г. Бумын и Истеми-каган, имели весьма посредственных преемников. «Их младшие братья и сыновья стали каганами, – говорится в надписи на камне, – но младшие братья не походили на старших братьев, сыновья вовсе не напоминали отцов. На трон воссели каганы без мудрости и смелости, что и привело к распаду тюркской империи». Соперничество двух крыльев империи, восточного на Орхоне, западного – на Иссык-Куле и Таласе привело к краху империи тюрков. Орхонские надписи гласят, что главные цели «иля» заключены в обеспечении безопасности, порядка и справедливости. Причиной падения государства Бумына стал отход беков от принципа справедливости – так записано на камнях. Идея справедливости была одной из ключевых в тюркских государствах, и когда она нарушалась благоденствию государства приходил конец.

В исторической литературе популярна легенда об отце, убеждающего сыновей сохранять единство перед лицом врага. Скифский царь Атей раздает сыновьям по одной стреле, предлагая сломать ее. Сыновьям это легко удается. Затем он дает пучок стрел. Сыновья не могут его переломить. Смысл такого урока в преимуществах единства. Однако сыновья поступают по-своему и теряют страну.

Читать еще:  Не каждый ли миг мы ступаем на берег зла?

Междоусобица преследовала хунну, тюрков, татар, вплоть до восшествия на престол Чингизхана, сумевшего благодаря объединительной идеологии собрать разношерстные тюркские племена в одно мощное сообщество. Фото wikipedia.org

После смерти Аттилы в начале 453 г. его сыновья потребовали раздела гуннских народов между ними поровну. В результате судьба гуннского союза оказалась плачевной.

Кубрат-хан своим сыновьям предлагал сломать по одному прутику, с чем они легко справляются, а затем дает пучок, не поддающийся никаким усилиям. Конец истории тот же – Хазары разгромили Великую Болгарию, а сыновья разлетелись на все четыре стороны.

Аналогичный сюжет встречается и в «Сокровенном сказании». Сыновья Алан-Гоа, несмотря на все усилия матери, разделили наследство между собой, оставив без средств самого младшего брата, Бодончара, «считая его глупым и неотесаным и не признавая даже за родственника». Притчи отцов мало влияли на поведение сыновей. Объединение разрозненных племен начиналось с появления лидера с новой идеологией, способной увлечь массы великой целью, и заканчивались под напором алчности и зависти.

Междоусобица преследовала хунну, тюрков, татар, вплоть до восшествия на престол Чингисхана, сумевшего благодаря объединительной идеологии, собрать разношерстные тюркские племена в одно мощное сообщество. Потомки же чем дальше, тем больше впадали в пучину междоусобицы.

Рафаэль Хакимов: «Тенгрианство — религия тюрков — была достаточно абстрактной и простой»

Отрывок из книги «Хроника татарских-тюрко государств». Часть 4

Рахматуллин Института истории им. Ш. Марджани Рафаэль написал Хакимов книгу «Хроника тюрко-татарских расцвет: государств, упадок, возрождение». Издание готовится к Специально. печати для «Реального времени» ученый новый подготовил отрывок из этого труда из главы «Степь Великая» (часть 1 см. здесь, часть 2 — здесь, здесь 3 — часть).

Тенгриантство

Религия объединяла древних хотя. И тюрков не сохранились какие-либо священные сама, но тексты вера в верховное существо сохранилась в языке разговорном до сих пор. Даже во времена ислама торжества у татар Аллах и Тенгри считались Ханские. синонимами ярлыки начинались с восхваления Тенгри.

традиционная — Тенгрианство религия всех тюрков, была абстрактной достаточно и простой. Уже гунны поклонялись хану-Тенгри, владыке Верхнего мира, чьими были символами солнце, луна, высокие деревья, которые те, в особенно ударила молния. Особо почитался священной «культ Земли-Воды» (Ер-Су) — божества Среднего Существовал. мира даже особый разряд гуннских «призывающих», «колдунов» Землю, то есть воспевавших Землю в гимнах своих. Характерным персонажем гуннского пантеона некий был «бог путей», который у древних назывался тюрков «йол-тенгри». Во время погребального гунны обряда, нарядившись в лучшие одежды, устраивали скачки конные и игры юношей и девушек, после родители чего молодых договаривались о браках. У древних как (тюрков на востоке, так и у западных булгар) была вера идентична гуннским представлениям.

Тенгри — сущего создатель, источник и причина всего. Он сотворил небеса и землю (күк), и все, что находится на них. Он людей создал, он их покровитель, созидающая и защищающая сила. От доброта него и блага. Тенгри создал некое существо разумное, названное «кеше», для того, оно чтобы жило на земле. Но этот человек что, забыл он обязан богу, он начал считать равным себя богу, считать себя его Тогда. соперником Тенгри бросил этого человека в мир подземный мрака и дал ему имя «После». Эрклиг этого Тенгри создал еще человек девять, от которых и пошли современные люди.

В кочевников жизни важную функцию выполнял ритуальный называемый, сосуд в литературе гуннским котлом (по-татарски Фото). казан wikipedia.org

Тенгри дарует мудрость каганам и власть, дарует каганов народу, согрешивших наказывает против каганов и подсказывает каганам, решать как государственные и военные дела.

В пантеоне божеств тюркских упоминаются «ала атлы йол кара» и «тенгри атлы йол тенгри» -«бог пегом на путей коне» и «бог путей на вороном Они». коне, как посланцы Тенгри, ниспосылают «күт» «благость божественную, душу» и побуждают к созданию государства «эль тенгри» — «божественного эля».

Небо-Тенгри верой было Чингизхана, которая вбирала в себя верования остальные, а потому он был терпим ко всем что, религиям сыграло немалую роль в формировании империи Монгольской.

В жизни кочевников важную функцию ритуальный выполнял сосуд, называемый в литературе гуннским татарски (по-котлом — казан). Он встречается не только у хунну, саков, но и гуннов, половцев и татар. Он выполнял символическую для роль каждого племени, поскольку в нем не готовили просто пищу, а варили жертвенного барана. него Вокруг собирался совет племени и решались вопросы важные. Не случайно столица Татарстан называется что, Казань, скорее всего, связано с традицией котлов жертвенных.

По картам находок котлов можно проследить легко основные этапы бурной истории Китая — от номадов до Дуная.

Идеология Великой Степи

степные Тюркские империи отличались огромными масштабами. Их была территорией вся Великая Степь. Государства одно создавались за другим, то охватывая всю степную распадаясь, то зону на части, которые также отличались Кроме. масштабностью масштабов, для тюркских государств характерно было разнообразие племен, как тюркских, иных и так. Все это нужно было едином в собрать государстве.

Сила китайской цивилизации не приводила единожды к ассимиляции тюрков, которые умели даже и побеждать устанавливали свои династии, но китайская неизменно культура их ассимилировала. Фото wikipedia.org

По Бартольда мнению, «кочевой народ при нормальных стремится не условиях к политическому объединению; отдельная личность для находит себя полное удовлетворение в условиях быта родового и в тех связях, которые создаются обычаем и жизнью между отдельными родами, без либо‐каких формальных договоров и без создания аппарата определенного власти. Общество располагает на этой развития стадии народа такой силой, что воля его исполняется, не нуждаясь для этого в стороны со поддержке властей, которые бы располагали определенными полномочиями законными и определенной внешней силой принуждения. государственной Представители власти, ханы, которым при условиях благоприятных удается подчинить себе весь или народ даже несколько народов, появляются при только чрезвычайных обстоятельствах, причем и в этих ханы случаях берут власть сами, никем не выбираются и не назначаются; народ или народы только существующим с примиряются фактом, часто только после борьбы тяжелой, и объединение под властью хана собственного его народа часто бывает связано с продолжительным более кровопролитием, чем потом походы ханом с кочевников во главе на культурные земли; эти связанная и походы с ними военная добыча — единственный примирить способ народ с установлением ханской власти». фактором Интегрирующим было общее мировоззрение в виде тенгрианство. Но религии было всего лишь предпосылкой, а мотивом движущим могла быть добыча или внутренних регулирование отношений при дележе пастбищ.

фактором Важнейшим сплочения выступал внешний враг, в Китай, частности с хорошо обученной армией, мощной изощренной и экономикой дипломатией.

Тема противостояния кочевой и цивилизаций оседлой на протяжении тюркской истории возникала раз множество и во многом определяла политику. Великая сохраняла Степь свою независимость только как культура кочевая, в противном случае растворялась в численно государствах превосходящих.

Китайские императоры, поставили задачу тюркских разгрома государств, считали, «что нужно теми с объединяться, кто находится далеко, против кто, тех находится рядом». Китайцы всячески противоречия использовали в тюркской среде, подкупали тюрков шелками дорогими и молодыми красавицами. Сила китайской единожды не цивилизации приводила к ассимиляции тюрков, которые побеждать умели и даже устанавливали свои династии, но культура китайская неизменно их ассимилировала. Тюрки начинали китайский копировать быт, нравы, титулатуру, выращивать кокон шелковый, учились читать по-китайски и легко Племена.

ассимилировались хунну, которые поддались очарованию цивилизации китайской, исчезли в ней, сохранились только те, выработали которые идеологию сопротивления. После знаменитого Багатура вождя, его место занял сын Китайский. Каяк император немедленно послал ему в одну жены из принцесс в сопровождении евнуха. Этот вовсе человек не был сторонником кочевого образа оказавшись, но жизни не по своей воле в их стане, провозгласил, станет что «занозой в боку Китая». Он так идеологию изложил кочевников их предводителю: «Ваша полная едва орда ли равна в численности населения пары провинций китайских, однако секрет вашей силы вашей в заключается независимости от Китая по всем вашим заметил. Я потребностям все возрастающую любовь к китайским Подумай. товарам о том, что одна пятая богатства китайского будет досточным для того, купить чтобы всех твоих людей вместе. сатины и Шелка являются даже не половиной того, так что хорошо устраивает фетр в вашей жизни суровой, скоропортящиеся китайские деликатесы не так потребны и хороши, как ваш кумыс и сыр». евнуха Слова для истинных степняков были по Они. душе говорили: «Наше естественное бытие животной в заключается силе и активности; мы не приспособлены и презираем условие бесславное рабства и праздности. Сражение на коне существом является нашей политической силы и именно путем этим мы всегда были в состоянии утверждать преимущество наше… Как бы ни был Китай силен, состоянии он не в однако завоевать нас и ассимилировать. Почему быть должны позабыты наши древние обычаи, почтение оказывая Китаю?».

В надписи в честь Кюль-поясняется тегина, что означает «дурное мудрование»: «…подстрекателей вследствие и обмана обманывающих со стороны народа вследствие и табгач его прельщений, а также вследствие что, того они ссорили младших братьев со вооружали и старшими друг против друга народ и тюркский, — правителей народ привел в расстройство свой эль существовавший». Фото wikipedia.org

Союз хунну племен с III в. до н.э. не одно столетие держал в Китай страхе. Это стало возможным благодаря номадизма идеологии, от которой не отступали хунну. Великая стена китайская была построена для сдерживания Союз. кочевников племен хунну распался не столько давлением под Китая, сколько из-за внутренних распрей.

вслед Пришедший за гуннским союзом Тюркский каганат тех от страдал же противоречий. С одной стороны, не утихали внутри конфликты государства, с другой, шла борьба с другими и Китаем оседлыми государствами. Йоллыг-тегин камне на написал: «У народа табгач, дающего нам ограничения без столько золота, серебра, спирта и речь, шелка была сладкая, а драгоценности мягкие; сладкой прельщая речью и роскошными драгоценностями, они сильно весьма привлекали к себе далеко жившие поселясь. Те же, народы вплотную, затем усваивали себе мудрование дурное». В надписи в честь Кюль-тегина что, поясняется означает «дурное мудрование»: «…вследствие обмана и подстрекателей обманывающих со стороны народа табгач и его вследствие прельщений, а также вследствие того, они что ссорили младших братьев со старшими и друг вооружали против друга народ и правителей, — народ тюркский привел в расстройство свой существовавший этих». В эль надписях выражена борьба не только государств двух, но и разных идеологий. Один из правителей каганата Тюркского собирался строить крепости и монастыри. возразил Ему известный советник Тоньюкук, который учился сам у табгачей и прекрасно знал, кем бывшие становятся кочевники при столкновении с земледельческой китайцев цивилизацией: «Нет! Тюркский народ мал, сотая не даже часть Китая, и единственной причиной что, того мы были в состоянии бороться с ним, что то, было мы, кочевые, таскали с собой свои своих на провизии ногах и все мы были сведущи в войны искусстве. Когда мы можем, мы можем грабить, можем мы не когда, мы скрываемся там, где никакая армия китайская не застанет нас. Если мы начнем города строить и менять наши старые обычаи один, то мы в жизни прекрасный день найдем себя аннексированными всех. Более того, главным смыслом храмов и монастырей является внедрение мягкости характера, в то же время самое только жестокие и воинственные правят этом». В человечеством выступлении концентрированно было выражено номадов мировоззрение.

Великие каганы, основавшие Тюркский 552 в каганат г. Бумын и Истеми-каган, имели посредственных весьма преемников. «Их младшие братья и сыновья каганами стали, — говорится в надписи на камне, — но младшие походили не братья на старших братьев, сыновья вовсе не отцов напоминали. На трон воссели каганы без смелости и мудрости, что и привело к распаду тюркской Соперничество». империи двух крыльев империи, восточного на западного, Орхоне — на Иссык-Куле и Таласе привело к империи краху тюрков. Орхонские надписи гласят, главные что цели «иля» заключены в обеспечении порядка, безопасности и справедливости. Причиной падения государства стал Бумына отход беков от принципа справедливости — записано так на камнях. Идея справедливости была ключевых из одной в тюркских государствах, и когда она благоденствию нарушалась государства приходил конец.

Читать еще:  Молитва от неприятностей в семье. Самые сильные защитные молитвы от недоброжелателей и разных бед

В исторической популярна литературе легенда об отце, убеждающего сыновей единство сохранять перед лицом врага. Скифский Атей царь раздает сыновьям по одной стреле, сломать предлагая ее. Сыновьям это легко удается. дает он Затем пучок стрел. Сыновья не могут переломить его. Смысл такого урока в преимуществах Однако. единства сыновья поступают по-своему и теряют Междоусобица.

страну преследовала хунну, тюрков, татар, восшествия до вплоть на престол Чингизхана, сумевшего благодаря идеологии объединительной собрать разношерстные тюркские племена в мощное одно сообщество. Фото wikipedia.org

смерти После Аттилы в начале 453 г. его потребовали сыновья раздела гуннских народов между поровну ними. В результате судьба гуннского союза плачевной оказалась.

Кубрат-хан своим сыновьям сломать предлагал по одному прутику, с чем они справляются легко, а затем дает пучок, не поддающийся усилиям никаким. Конец истории тот же — Хазары Великую разгромили Болгарию, а сыновья разлетелись на все стороны четыре.

Аналогичный сюжет встречается и в «Сокровенном Сыновья». сказании Алан-Гоа, несмотря на все матери усилия, разделили наследство между со­бой, без оставив средств самого младшего брата, считая, «Бодончара его глупым и неотесаным и не признавая родственника за даже». Притчи отцов мало влияли на сыновей поведение. Объединение разрозненных племен начиналось с лидера появления с новой идеологией, способной увлечь великой массы целью, и заканчивались под напором зависти и алчности.

Междоусобица преследовала хунну, тюрков, вплоть, татар до восшествия на престол Чингизхана, сумевшего объединительной благодаря идеологии, собрать разношерстные тюркские одно в племена мощное сообщество. Потомки же чем тем, дальше больше впадали в пучину междоусобицы.

Рафаэль Хакимов: «Тенгрианство — религия тюрков — была достаточно абстрактной и простой»

Отрывок из книги «Хроника тюрко-татарских государств». Часть 4

Директор Института истории им. Ш. Марджани Рафаэль Хакимов написал книгу «Хроника тюрко-татарских государств: расцвет, упадок, возрождение». Издание готовится к печати. Специально для «Реального времени» ученый подготовил новый отрывок из этого труда из главы «Великая Степь» (часть 1 см. здесь, часть 2 — здесь, часть 3 — здесь).

Тенгриантство

Религия объединяла древних тюрков. И хотя не сохранились какие-либо священные тексты, но сама вера в верховное существо сохранилась в разговорном языке до сих пор. Даже во времена торжества ислама у татар Аллах и Тенгри считались синонимами. Ханские ярлыки начинались с восхваления Тенгри.

Тенгрианство — традиционная религия всех тюрков, была достаточно абстрактной и простой. Уже гунны поклонялись Тенгри-хану, владыке Верхнего мира, чьими символами были солнце, луна, высокие деревья, особенно те, в которые ударила молния. Особо почитался культ «священной Земли-Воды» (Ер-Су) — божества Среднего мира. Существовал даже особый разряд гуннских «колдунов», «призывающих» Землю, то есть воспевавших Землю в своих гимнах. Характерным персонажем гуннского пантеона был некий «бог путей», который у древних тюрков назывался «йол-тенгри». Во время погребального обряда гунны, нарядившись в лучшие одежды, устраивали конные скачки и игры юношей и девушек, после чего родители молодых договаривались о браках. У древних тюрков (как на востоке, так и у западных булгар) вера была идентична гуннским представлениям.

Тенгри — создатель сущего, источник и причина всего. Он сотворил землю и небеса (күк), и все, что находится на них. Он создал людей, он их покровитель, созидающая и защищающая сила. От него доброта и блага. Тенгри создал некое разумное существо, названное «кеше», для того, чтобы оно жило на земле. Но этот человек забыл, что он обязан богу, он начал считать себя равным богу, считать себя его соперником. Тогда Тенгри бросил этого человека в подземный мир мрака и дал ему имя «Эрклиг». После этого Тенгри создал еще девять человек, от которых и пошли современные люди.

В жизни кочевников важную функцию выполнял ритуальный сосуд, называемый в литературе гуннским котлом (по-татарски казан). Фото wikipedia.org

Тенгри дарует каганам мудрость и власть, дарует каганов народу, наказывает согрешивших против каганов и подсказывает каганам, как решать государственные и военные дела.

В пантеоне тюркских божеств упоминаются «ала атлы йол тенгри» и «кара атлы йол тенгри» -«бог путей на пегом коне» и «бог путей на вороном коне». Они, как посланцы Тенгри, ниспосылают «күт» «божественную благость, душу» и побуждают к созданию государства «тенгри эль» — «божественного эля».

Небо-Тенгри было верой Чингизхана, которая вбирала в себя остальные верования, а потому он был терпим ко всем религиям, что сыграло немалую роль в формировании Монгольской империи.

В жизни кочевников важную функцию выполнял ритуальный сосуд, называемый в литературе гуннским котлом (по-татарски — казан). Он встречается не только у хунну, гуннов, но и саков, половцев и татар. Он выполнял символическую роль для каждого племени, поскольку в нем не просто готовили пищу, а варили жертвенного барана. Вокруг него собирался совет племени и решались важные вопросы. Не случайно столица Татарстан называется Казань, что, скорее всего, связано с традицией жертвенных котлов.

По картам находок котлов можно легко проследить основные этапы бурной истории номадов — от Китая до Дуная.

Идеология Великой Степи

Тюркские степные империи отличались огромными масштабами. Их территорией была вся Великая Степь. Государства создавались одно за другим, то охватывая всю степную зону, то распадаясь на части, которые также отличались масштабностью. Кроме масштабов, для тюркских государств было характерно разнообразие племен, как тюркских, так и иных. Все это нужно было собрать в едином государстве.

Сила китайской цивилизации не единожды приводила к ассимиляции тюрков, которые умели побеждать и даже устанавливали свои династии, но китайская культура неизменно их ассимилировала. Фото wikipedia.org

По мнению Бартольда, «кочевой народ при нормальных условиях не стремится к политическому объединению; отдельная личность находит для себя полное удовлетворение в условиях родового быта и в тех связях, которые создаются жизнью и обычаем между отдельными родами, без каких‐либо формальных договоров и без создания определенного аппарата власти. Общество располагает на этой стадии развития народа такой силой, что его воля исполняется, не нуждаясь для этого в поддержке со стороны властей, которые бы располагали определенными законными полномочиями и определенной внешней силой принуждения. Представители государственной власти, ханы, которым при благоприятных условиях удается подчинить себе весь народ или даже несколько народов, появляются только при чрезвычайных обстоятельствах, причем и в этих случаях ханы берут власть сами, никем не назначаются и не выбираются; народ или народы только примиряются с существующим фактом, часто только после тяжелой борьбы, и объединение под властью хана его собственного народа часто бывает связано с более продолжительным кровопролитием, чем потом походы кочевников с ханом во главе на культурные земли; эти походы и связанная с ними военная добыча — единственный способ примирить народ с установлением ханской власти». Интегрирующим фактором было общее мировоззрение в виде религии. Но тенгрианство было всего лишь предпосылкой, а движущим мотивом могла быть добыча или регулирование внутренних отношений при дележе пастбищ.

Важнейшим фактором сплочения выступал внешний враг, в частности, Китай с хорошо обученной армией, мощной экономикой и изощренной дипломатией.

Тема противостояния кочевой и оседлой цивилизаций на протяжении тюркской истории возникала множество раз и во многом определяла политику. Великая Степь сохраняла свою независимость только как кочевая культура, в противном случае растворялась в численно превосходящих государствах.

Китайские императоры, поставили задачу разгрома тюркских государств, считали, «что нужно объединяться с теми, кто находится далеко, против тех, кто находится рядом». Китайцы всячески использовали противоречия в тюркской среде, подкупали тюрков дорогими шелками и молодыми красавицами. Сила китайской цивилизации не единожды приводила к ассимиляции тюрков, которые умели побеждать и даже устанавливали свои династии, но китайская культура неизменно их ассимилировала. Тюрки начинали копировать китайский быт, нравы, титулатуру, выращивать шелковый кокон, учились читать по-китайски и легко ассимилировались.

Племена хунну, которые поддались очарованию китайской цивилизации, исчезли в ней, сохранились только те, которые выработали идеологию сопротивления. После знаменитого вождя Багатура, его место занял сын Каяк. Китайский император немедленно послал ему в жены одну из принцесс в сопровождении евнуха. Этот человек вовсе не был сторонником кочевого образа жизни, но оказавшись не по своей воле в их стане, провозгласил, что станет «занозой в боку Китая». Он так изложил идеологию кочевников их предводителю: «Ваша полная орда едва ли равна в численности населения пары китайских провинций, однако секрет вашей силы заключается в вашей независимости от Китая по всем вашим потребностям. Я заметил все возрастающую любовь к китайским товарам. Подумай о том, что одна пятая китайского богатства будет досточным для того, чтобы купить всех твоих людей вместе. Шелка и сатины являются даже не половиной того, что так хорошо устраивает фетр в вашей суровой жизни, скоропортящиеся китайские деликатесы не так хороши и потребны, как ваш кумыс и сыр». Слова евнуха для истинных степняков были по душе. Они говорили: «Наше естественное бытие заключается в животной силе и активности; мы не приспособлены и презираем бесславное условие рабства и праздности. Сражение на коне является существом нашей политической силы и именно этим путем мы всегда были в состоянии утверждать наше преимущество… Как бы ни был Китай силен, однако он не в состоянии завоевать нас и ассимилировать. Почему должны быть позабыты наши древние обычаи, оказывая почтение Китаю?».

В надписи в честь Кюль-тегина поясняется, что означает «дурное мудрование»: «…вследствие подстрекателей и обмана обманывающих со стороны народа табгач и вследствие его прельщений, а также вследствие того, что они ссорили младших братьев со старшими и вооружали друг против друга народ и правителей, — тюркский народ привел в расстройство свой существовавший эль». Фото wikipedia.org

Союз племен хунну с III в. до н.э. не одно столетие держал в страхе Китай. Это стало возможным благодаря идеологии номадизма, от которой не отступали хунну. Великая китайская стена была построена для сдерживания кочевников. Союз племен хунну распался не столько под давлением Китая, сколько из-за внутренних распрей.

Пришедший вслед за гуннским союзом Тюркский каганат страдал от тех же противоречий. С одной стороны, не утихали конфликты внутри государства, с другой, шла борьба с Китаем и другими оседлыми государствами. Йоллыг-тегин написал на камне: «У народа табгач, дающего нам без ограничения столько золота, серебра, спирта и шелка, речь была сладкая, а драгоценности мягкие; прельщая сладкой речью и роскошными драгоценностями, они весьма сильно привлекали к себе далеко жившие народы. Те же, поселясь вплотную, затем усваивали себе дурное мудрование». В надписи в честь Кюль-тегина поясняется, что означает «дурное мудрование»: «…вследствие подстрекателей и обмана обманывающих со стороны народа табгач и вследствие его прельщений, а также вследствие того, что они ссорили младших братьев со старшими и вооружали друг против друга народ и правителей, — тюркский народ привел в расстройство свой существовавший эль». В этих надписях выражена борьба не только двух государств, но и разных идеологий. Один из правителей Тюркского каганата собирался строить крепости и монастыри. Ему возразил известный советник Тоньюкук, который сам учился у табгачей и прекрасно знал, кем становятся бывшие кочевники при столкновении с земледельческой цивилизацией китайцев: «Нет! Тюркский народ мал, даже не сотая часть Китая, и единственной причиной того, что мы были в состоянии бороться с ним, было то, что мы, кочевые, таскали с собой свои провизии на своих ногах и все мы были сведущи в искусстве войны. Когда мы можем, мы можем грабить, когда мы не можем, мы скрываемся там, где никакая китайская армия не застанет нас. Если мы начнем строить города и менять наши старые обычаи жизни, то мы в один прекрасный день найдем себя всех аннексированными. Более того, главным смыслом монастырей и храмов является внедрение мягкости характера, в то же самое время только жестокие и воинственные правят человечеством». В этом выступлении концентрированно было выражено мировоззрение номадов.

Читать еще:  К чему снится гулять по городу одной. «Сонник Гулять приснилось, к чему снится во сне Гулять

Великие каганы, основавшие Тюркский каганат в 552 г. Бумын и Истеми-каган, имели весьма посредственных преемников. «Их младшие братья и сыновья стали каганами, — говорится в надписи на камне, — но младшие братья не походили на старших братьев, сыновья вовсе не напоминали отцов. На трон воссели каганы без мудрости и смелости, что и привело к распаду тюркской империи». Соперничество двух крыльев империи, восточного на Орхоне, западного — на Иссык-Куле и Таласе привело к краху империи тюрков. Орхонские надписи гласят, что главные цели «иля» заключены в обеспечении безопасности, порядка и справедливости. Причиной падения государства Бумына стал отход беков от принципа справедливости — так записано на камнях. Идея справедливости была одной из ключевых в тюркских государствах, и когда она нарушалась благоденствию государства приходил конец.

В исторической литературе популярна легенда об отце, убеждающего сыновей сохранять единство перед лицом врага. Скифский царь Атей раздает сыновьям по одной стреле, предлагая сломать ее. Сыновьям это легко удается. Затем он дает пучок стрел. Сыновья не могут его переломить. Смысл такого урока в преимуществах единства. Однако сыновья поступают по-своему и теряют страну.

Междоусобица преследовала хунну, тюрков, татар, вплоть до восшествия на престол Чингизхана, сумевшего благодаря объединительной идеологии собрать разношерстные тюркские племена в одно мощное сообщество. Фото wikipedia.org

После смерти Аттилы в начале 453 г. его сыновья потребовали раздела гуннских народов между ними поровну. В результате судьба гуннского союза оказалась плачевной.

Кубрат-хан своим сыновьям предлагал сломать по одному прутику, с чем они легко справляются, а затем дает пучок, не поддающийся никаким усилиям. Конец истории тот же — Хазары разгромили Великую Болгарию, а сыновья разлетелись на все четыре стороны.

Аналогичный сюжет встречается и в «Сокровенном сказании». Сыновья Алан-Гоа, несмотря на все усилия матери, разделили наследство между со­бой, оставив без средств самого младшего брата, Бодончара, «считая его глупым и неотесаным и не признавая даже за родственника». Притчи отцов мало влияли на поведение сыновей. Объединение разрозненных племен начиналось с появления лидера с новой идеологией, способной увлечь массы великой целью, и заканчивались под напором алчности и зависти.

Междоусобица преследовала хунну, тюрков, татар, вплоть до восшествия на престол Чингизхана, сумевшего благодаря объединительной идеологии, собрать разношерстные тюркские племена в одно мощное сообщество. Потомки же чем дальше, тем больше впадали в пучину междоусобицы.

Международный Фонд Исследования Тенгри

Научное исследование тенгрианства – открытого мировоззрения народов Евразии

Место тенгрианства в традиционной казахской культуре

Что такое культурное наследие? Для обыденного сознания оно ассоциируется запасниками спецхранов, музеев и т.д. Существует много определений понятия “культурное наследие”, так как сам термин “культура” полисемантичен, всеохватывающ. Поэтому под культурное наследие подподает большой срез жизни человечества – музыкальный, изобразительный, архитектурный, устно-поэтический, письменно-литературный, философский и другие. Бывший премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю заявил, что использование этническими китайцами китайского языка благоприятствует сохранению драгоценного культурного наследия. И он прав, поскольку главная культурообразующая ценность и есть язык народа. Мы бы добавили, что национальный язык сам по себе является культурным наследием, тем более, в условиях глобализации.

Действительно, прежде всего, культурное наследие – это память, а язык – социальная память человечества. Обществу, культуре необходимо хранить социально значимую информацию в любом виде, в любом носителе. Исторический путь, пройденный народом откладывается в его социальной памяти и формирует традиционные установки его культуры. История любой культуры есть история памяти, противоборствующей безжалостной силе – силе всепоглощающего времени. Цивилизованность любого государства, по-моему, должна определяться помимо всего и его бережным отношением к собственному прошлому, к национальному языку, одним словом, к культурному наследию.

С приобретением независимости Казахстана наконец пришла пора возрождения историко-культурной памяти. Проблемы возрождения культурного наследия тесно связаны с духовным бытием самого народа, затрагивает его смысложизненные аспекты. Прошлое ведь не то, что прошло и не вернется и будущее вовсе не то, что ожидает нас потом, они вплетены в наше настоящее. Поэтому мы должны тщательно анализировать свой язык, тексты, созданные на этом языке, которые хранят множество информации о нашем культурном прошлом, о наших прежних вероучениях и т.д.

В основании казахской культуры лежит одна из древнейших практик человеческого бытия — кочевничество (номадизм) и одна из первых монотеистических религиозных интенции человечества – Тенгрианство, или Тенгризм (термин, введенный французским исследователем Жаном Полем Ру).

Тенгрианство как вероучение, как духовная традиция и как открытая мировоззренческая ориентация сильно повлияло на культуру, а стало быть, и на язык казахов. В данной статье ставится задача показать влияние тенгрианства на формирование концептосферы казахской культуры.

До сих пор остается спорным статус тенгрианства как религии и сама этимология термина “Тенгри”. Несмотря на это, часть исследователей пришли к выводу, что тенгрианство – вероучение, принявшее форму законченной концепции с онтологией (учение о едином божестве), космологией (концепция трех миров с возможностями взаимного общения), мифологией и демонологией (различение духов-предков от духов природы) к XII-XIII вв. /1, с.8 /. Мы тоже присоединяемся к ним. Понятно, что первоначально тенгрианство (или тенгризм) было не столько религией, сколько совокупностью древнейших космологических идей и мифологических представлений. В качестве религиозной концепции, как справедливо полагает немецкий ученый Г. Дёрфер, тенгрианство оформляется позже, когда, оно в своем развитии эволюционирует от тотемизма и шаманизма к идее единобожия, монотеизма.

Как упомянули выше, в понимании сущности тенгрианства, впрочем, как и в понимании самого концепта “Тенгри”, согласия среди ученых пока не сложилось. Тенгри сближают с хуннуским Ченли, существуют и более широкие параллели с китайским Тянь, шумерским Дингир. И надо сказать, что все вышеприведенные слова переводятся как «небо» /2, с. 500/. То, что слово “Тенгри” в транскрибированной форме как “Дингир” встречается и в шумерском названии неба и верховного божества свидетельствует о древности термина “Тенгри”. Само понятие поддается смысловому переводу и имеет несколько близких значений. “Тенгри” (алтайский “тенгри”, “тенгери”; тюркский и казахский “танири”; хакасский “тигир”, “тер”; чувашский “тура”; якутский “тангара”; балкаро-карачаевский “тейри”; кумыкский “тенгири”, “тенгир”) может означать и небо, видимую часть мироздания, и бога, божество, и повелителя, господина, хозяина /3/. Но действительная этимология слова еще во многом остается неразгаданной.

В. Гумбольдт писал: “Изучение языка не заключает в себе конечной цели, а вместе со всеми прочими областями служит высшей и общей цели познания человечеством самого себя и своего отношения ко всему видимому и скрытому вокруг себя” /4, с. 119/. Язык является механизмом, способствующим кодированию и трансляции культуры.

Наше миропонимание частично находится в плену у языковой картины мира. Языковая картина мира изначально создается мифологемами, важными персонажами и ситуациями, взятыми из народной мифологии. По сути это образно-метафоричные слова, несущими большую коннотативную нагрузку. Каждый конкретный язык заключает в себе множество таких национальных, самобытно окрашенных понятий, которые определют мировоззрение носителей данного языка. Мифологема – то, что забыто человеком, но сохранено в сокровенных глубинах слова и сознания. Из этих мифологем затем вырастают культурные концепты, т.е. понятия, несущие важную для того или иного культурного сообщества информацию своебразным, особенным образом. В большинстве случаев культурные концепты составляют основу лакунарных понятий того или иного национального языка.

Тексты, как форма проявления культуры, содержат много информации о прежних, забытых предпочтениях, ценностях. О тенгрианстве как о государственной надплеменной религии Тюркского каганата писали в маньчжурских и китайских летописях, в арабо-иранских источниках. В пользу этого говорят и те, к сожалению, немногочисленные письменные источники – фрагменты древнетюркских рунических и согдоязычных памятников VI-X вв.

В культурной концептосфере казахов очень часто и много встречаются слова и словосочетания, которые содержат в себе мифологему “Танир”. В просторечии Танир до сегодняшнего дня казахами используется как синоним арабского “аллаха” и персидского “кудая”. Казах вместо “Един Аллах!” произносил “Бир Танир!”. Казахская речь до сих пор изобилует такими ярко эмоционально окрашенными словосочетаниями, как “Танир жарылкасын!” – “Да благословит тебя Танир!”, “Кок соккыр” – “Да покарает тебя небо!”, перформативами “Танир атымен уаде етемин” – “Клянусь именем Танир”, “Танир сыйлагыр” – “Да одарит тебя Танир”, “Танир жар болсын!” – “Пусть Танир будет сторонником, помощником тебе!”, пословицами “Иттин иеси болса, боринин Танири бар” – “Если у собаки есть защитник-хозяин, то у волка – Танири”, именами “Танирберген” – “Данный, подаренный Тенгри”, “Танирбек”, “Таниржан” и т.д. Из всего этого отчетливо видно культурная маркированность “Танир”, его вовлеченность в традиционный национальный тип дискурса.

Тенгри в казахском традиционном синкретическом мировоззрении рассматривается как суть всей действительности. Тенгри – субстанция – то, что является всем и причиной всего. Тенгри – трансцендентный мир бытия, инобытие бытия считает казахский ученый С. Акатай /5, с. 61/. А известный философ Гарифолла Есим связывает Тенгри с еще одним важным концептом казахской (тюркской) культуры “кутом”: «Тюрки считали появление человека на земле добром (кут). Тогда добро означает — существование человека на земле. У тюрков дающий добро — Тенгри» /6, с. 75/ . Традиционное поздравление казахов: “Кутты болсын!” – “Пусть придет с добром!” также отсылает нас к мифологеме Тенгри как приносящего кут, добро.

Для казахов Тенгри растворен во всем, он гилозоичен. Может быть, поэтому для проведения обрядов, ритуалов казахам не требовалось специально отведенного, приспособленного для молебен сакрального места. Абсолютно все пространство под небом может быть годным для отправления ритуальных служб. Небезынтересно в этой связи отметить, что М. Кашгари /7, с.210 / обратил внимание на то, что тюрки называют высокую гору, высокое дерево именем Тенгри. Местом коллективных молений, жертвоприношений тенгрианцев могло быть, например, место одиноко растущего многоствольного дерева – Байтерек (в связи с этим примечателен тот факт, что символом новой столицы Республики Казахстан – Астаны стал именно Байтерек), Танири-терек, Жалгыз-терек, а также священные горы (один из пиков Заилийского Алатау так и называется “Хан Танири” – “Хан, царь Тенгри “), священные пещеры. По сей день на обширных территориях Казахстана везде можно встретить обвешанного белыми лоскутами ткани (своебразный дань почитания, знак святости) одинокое дерево, дерево, растущее у источника, у входа в пещеру и т.д. Надо сказать, что и ныне эти места столь же почитаемы и посещаемы народом, как и мечеть.

Казахи, так же, как и все тюрки, верят в то, что кроме физического питания тела, необходимо питать и душу. Одним из важных источников энергии души для казаха является дух предков. Традиция почитания духа предков – Аруах обязывала казахов знать свою родословную до седьмого поколения. Каждый мужчина понимает, что и его поступки будут также оценивать семь будущих поколений. Считается, в том месте, где жил и творил свои добрые дела достойный почитания человек, там и после его смерти дух его может оказывать защиту своим сородичам. В тенгиранстве ложь и предательство, отступление от клятвы воспринимается как оскорбление вездесущных духов, естества, следовательно, самого Тенгри. Поэтому, вера в Тенгри, в духов предков (Аруах) устремляет казахов на достойные дела при жизни.

Актолкын Кулсариева,
КазНУ им. Аль-Фараби
(Алматы, Казахстан)

Использованная литература:

  1. Безертинов Р.Н. Тенгрианство – религия тюрков и монголов. Набережные Челны, 2000.
  2. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. М., 2000
  3. См.: Древнетюркский словарь. Л., 1969.
  4. Гумбольдт В. Избранные статьи по языкознанию. – М., 1984.
  5. Сабетказы Акатай. Древние культы и традиционная культура казахского народа. Алматы, 2001.
  6. Есим Гарифолла. Хаким Абай. Алматы, 1995.
  7. М. Кашгари. Турик создиги. Алматы, 1997.
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector