0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Протоиерей Всеволод Чаплин

Содержание

Протоиерей Всеволод Чаплин. Время обывателя. Навсегда?

В тра­пез­ных, по­но­мар­ках, ку­лу­а­рах цер­ков­ных со­бра­ний все чаще го­во­рят: де­нег в хра­мах и мо­нас­ты­рях ста­но­вит­ся мень­ше. Где-то мень­ше ста­но­вит­ся и лю­дей – не по­сто­ян­ных чле­нов об­щи­ны, а «за­хо­жан» с «про­хо­жа­на­ми». Где-то мень­ше со­вер­ша­ет­ся та­инств и треб. Мас­штаб­ной ста­тис­ти­ки, сос­то­я­щей из твер­дых фак­тов, мы, ко­неч­но, не зна­ем – и это пе­чаль­но. Ведь по­ни­мать, что про­ис­хо­дит с цер­ков­ным со­об­щест­вом и его дос­то­я­ни­ем, по­лез­но не толь­ко из­бран­ным, а всем пра­вос­лав­ным хрис­ти­а­нам – осо­бен­но ми­ря­нам, при­зван­ным под­дер­жи­вать Цер­ковь боль­ши­ми и ма­лы­ми леп­та­ми.

Чуть более системная дискуссия ведется в постах и комментах. В них, впрочем, есть и по-особому заинтересованная сторона: лоббисты реформ церковной практики – и, как ни странно, церковного учения. Первые пеняют духовенству на якобы слишком высокий уровень жизни, на «самолеты Патриарха» и так далее. Но с этими критиками все ясно: они просто лгут или сильно преувеличивают картину «сверхпотребления». Другие по-своему более честны: они считают, что Церкви нужно пересмотреть свой взгляд на аборты, «свободную любовь», демократию, вечную участь иноверцев и неверующих – ну или просто молчать на эти темы. Дескать, не раздражайте людей, и они к вам потянутся.

Вот только мое общение с самыми разными людьми – консерваторами и либералами, пенсионерами и молодежью, «прохожанами» и участниками светских собраний – говорит совсем о другом. Большинству упомянутые «горячие» темы не так уж интересны. Они – удел узкого круга «дрессировщиков» Церкви, гипетрофированно представленных в интернете и умело накручивающих лайки-рейтинги-упоминания себе и своей позиции. Они – это не реальное мнение общества, а фантом «общественного мнения». Ориентироваться на них не надо – скорее следует внимательно их слушать и поступать ровно наоборот.

А вот что происходит с обычными людьми? Агрессии в адрес Церкви они не проявляют: не замечаю ее ни на светских собраниях, ни на улице, хотя уж меня-то по идее должны ненавидеть больше всех, поскольку я не боюсь говорить малоприятные вещи и власти, и народу. Вот что часто слышишь: «Хотел бы прийти в храм, но все не получается».

На День города около церкви, где я служу, ходят толпы народа. Выставили на улицу лоток с книгами — изданными недавно и давно, взрослыми и детскими, толстыми и тонкими, недорогими и просто совсем дешевыми. За пять часов не взяли ни одной. На следующие дни брали по две-три. Нечто «антиклерикальное» сказала лишь пара человек. Остальные проходили мимо – или брали книги в руки, листали, но не приобретали.

Перед праздниками иногда ходим с прихожанами по окрестностям – в школы, музеи, театры, кафе, банки. Объясняем смысл праздника, раздаем листовки, приносим куличи или крещенскую воду, приглашаем на службы. Встречают почти всегда радостно, с улыбками и обещаниями «обязательно зайти». Свечки ставить иногда потом приходят. На службы – единицы из сотен.

Да, наверное, мы всегда недорабатываем – по определению. Никогда не будет «довольно» проповеди, миссионерства, призыва ко Христу. Но люди ясно дают понять: они не против Церкви, они вроде как православные, они просто… слишком заняты. Нынешняя жизнь все более устроена так, что зарабатывание денег, устройство быта, приобретение «необходимых» знаний и товаров отнимает все время – и рабочее, и личное. Даже семейный отдых проходит в торгово-развлекательных центрах. Не так давно побывал в таком «храме XXIвека». Побывал почти случайно – мы с соратниками пошли пикетировать «GogolSchool», устроившую гей-шоу с антироссийским подтекстом на форуме «Таврида», организованном Росмолодежью. «School», близкая к Кириллу Серебренникову, занимает в этом центре небольшой офис. А рядом – не только магазины, рестораны, кафе, но и кинотеатр, спортивный зал, мини-зоопарк, игровые площадки — детские и взрослые — и вообще все, что душе обывателя угодно. Сооружение сияет и блестит, создает ощущение праздника. Воскресным утром родители ведут детей (или наоборот) именно туда, а не в храм. А в остальное время зарабатывают, в том числе на это развлечение.

Кстати, зарабатывать все труднее. Доходы большинства наших сограждан падают гораздо резче, чем докладывают органы власти и прислоненные к ним эксперты. И это тоже отражается на церковных средствах. Хорошо одетые люди, которые еще недавно не брали сдачи, получив свечу или церковную книгу, теперь забирают все до рубля. Многие потеряли работу – и легли на диван. На это жалуются не только сами уволенные, но и их жены, матери, бабушки. Сокращения идут массовые – а устроиться на работу после 45 лет почти нереально. Хорошие места заняты членами стойких «команд», плохие – мигрантами. У многих после недавней реформы – ни пенсии, ни работы. Вынужденную крайнюю прижимистость этих людей ощутили не только приходы, но и рестораны, и магазины. Но если недавно, оказавшись без трудоустройства, люди прилагали свои силы в храмах и монастырях, то теперь они обычно замыкаются в себе – или бьются за каждую копейку.

Словом, наступает время обывателя. Торжествующего или потерпевшего поражение – но в обоих случаях забывшего о Боге. И наши недруги – антирелигиозно настроенные интеллектуалы – зря радуются этому времени. Оно и Никонова с Невзоровым скоро похоронит, как и умные сайты продвинутых либералов. Те тоже, кстати, теряют работу.

Каков должен быть наш ответ? Встроить храмы в торгово-развлекательные центры, чтобы люди ставили свечки между походами в ресторан, игровой зал и кафе? А Церковь, христианство встроить в систему ценностей консьюмеризма, к чему по сути призывают иные «православные с человеческим (простите, глянцевым) лицом»? Нет: у Церкви есть более достойные – и более действенные, проверенные веками – ответы.

Во-первых, надо оставить триумфализм и учиться жить по средствам. Очень скоро их может не хватить ни на «правые» хоры, ни на большое количество церковных служащих, ни на дорогостоящее храмовое убранство, ни на «статусные» трапезы. И ничего страшного: Церковь умела выживать и в очень скромных условиях — вспомним советское время. Нужно вспомнить о солидарности богатых монастырей и приходов с бедными – стимулировать такую солидарность могли бы епархии, да и общецерковные структуры. Очень полезно всей Церковью оценить, сколько у нас денег — и на что их нужно продолжать расходовать, а от чего можно отказаться.

Во-вторых, нужно, сколько ни было разочарований, продолжать проповедь. Пусть не будет никакой победной статистики – пастыри и миссионеры призваны идти и к малому количеству людей, и даже к одному человеку.

И, в-третьих, нужно просить Господа вмешаться в историю. Обыватель – что довольный собой, что замученный проблемами, — дальше от спасения, чем кающийся разбойник или увидевшая бездну греха блудница. Человек, «пекущийся и молвящий о многом», часто не может уже взглянуть на Небо, если не грянет гром. И поэтому, если сыны и дщери нашего некогда богоносного народа увязнут в обывательском мирке, — Господь его разрушит. Для настоящего блага его несчастных обитателей. Даже если им поначалу это очень не понравится. Надеюсь, что так и произойдет. Ведь Бог нас любит, даже если мы отворачиваемся от Него.

Протоиерей Всеволод Чаплин
«Радонеж»
13 октября 2019

Символы и эпохи: протопресвитер Матфей Стаднюк и протоиерей Всеволод Чаплин

28 января 2020 Алексей Марков

Ушли два человека в один день странной зимы. Одному было 94, другому — 51. Они, конечно же, знали друг друга, и их знали многие. Оба явились символами, казалось, несовместимых эпох, случившихся меньше чем за последние полвека.

Отец Матфей Стаднюк поступил на пастырские курсы за год до создания Московской патриархии, в 1942 году, на территории оккупированной тогда Западной Украины. После войны, уже священником, перебрался в Москву. Карьерная лестница. Вот уже и за границей служит, даже в США! В семидесятые — фактически второе лицо в патриархии, одновременно и секретарь патриарха Пимена, и замглавы Хозяйственного Управления МП. Чтобы понимать, Софрино — во многом его детище, а устроиться в Москве священником или дьяконом без его участия было невозможно.

Читать еще:  Марина Журинская: Народ умеет только жечь все, чему поклонялся

Да, все понимали, что он связан с надзиравшими за церковью советскими органами, да, многие были обижены на него за то, что его устами им было отказано в месте, но такие, случалось, устраивались — и неплохо — алтарниками или певчими. Знаю случай, как вот так оставшийся без места в Москве дьякон устроился в один из московских храмов старшим алтарником при хорошей зарплате. Раз в год на престол туда приезжал протопресвитер Матфей, тогда этот алтарник-дьякон непременно шёл держать ему стаканчик с маслом на помазании и сверлил при том выразительным взглядом… Матфей и глазом не моргнул и не попросил постоять с ним другого алтарника — ни разу за много лет… Но, случалось, мог и заступиться за молодого священника перед этими самыми надзирающими; да, этот залётчик был бы, скорее всего, из его западно-украинского фамильного клана или ещё какой сын знакомого священника, но всё же он мог умно и взвешенно вставить слово так, что это спасало от репрессий.

Ещё он считал, что священник не должен владеть машиной, ибо может случайно задавить человека и тогда по канонам не сможет служить. Ещё в восьмидесятых его можно было встретить в троллейбусе по дороге на службу в Елоховский, тогда единственный кафедральный собор Москвы, где он был настоятелем.

Давно не существующая, та — маленькая и тихая церковь советских времён. Не стоит её идеализировать, и да — она была насквозь подконтрольна, особенно в крупных городах, но дикости, дури, откровенного мракобесия и агрессии здесь было очень мало. Москва церковная времён протопресвитера Матфея была куда уютнее и здоровее того, чем она стала при его приемнике епископе Арсении… Заслуга ли в том покойного? Не факт, конечно, но он, безусловно, символ того, не просто уже давно ушедшего, но и почти забытого мира.

Сева Чаплин не только мне фактически ровесник, у нас было очень похожее начало церковного пути. Московские мальчики восьмидесятых, из нецерковных семей советских интеллигентов, ещё в школьные годы начавшие ходить в церковь, мы могли пересекаться там или в тусовках хиппи и сочувствующих у кафе «Турист» или «Джалтаранг», оба туда ходили.

После школы он уже устроился в Издательский отдел МП на Погодинской. Семинария, раннее рукоположение. Молодой священник из Отдела внешних церковных сношений. Даже в умеренно консервативных кругах в начале девяностых он считался слишком либеральным, да и вообще «из этих, экуменистов»…

Что с ним происходит дальше, как меняется то, что о. Всеволод озвучивал по мере карьерного восхождения и падения, я рассказывать не буду. Все знают. Многие, лично с ним имевшие дело, о нём говорят хорошо, тепло и с благодарностью за реальное участие и простую человечность.

Он не был бездушным и обезличенным слугой системы, думаю, он был постмодернистским игроком. Беда таких игр в том, что игрок незаметно для себя может оказаться внутри игры, её частью, стать из художника и наблюдателя — персонажем. Собственно, если всё кругом игра и ничего кроме игры не осталось, то какие к тому препятствия? Насколько он был искренен, верил ли в то, что говорит, когда произносил вещи, назвать которые «христианскими» можно только через задний проход неведомого мрачного мира? Не уверен, что его сознание под конец было достаточно цельным, чтобы он сам мог ответить на этот вопрос…

Конечно, как и в случае с о. Матфеем Стаднюком, мы не говорим о всех живших в такие разные эпохи. Но, думаю, о. Всеволода Чаплина вполне можно назвать символом всей той, столь изменившейся эпохи так называемого «церковного возрождения». От открытия Даниловского монастыря в Москве, с которого эта эпоха и началась, до движения «Сорок сороков», от церкви как прибежища инакомыслящих в тоталитарном, выровненном бульдозерами обществе, до церкви — гонителя инакомыслия и любителей запустить новые бульдозеры…

Кажется, в таком контексте фигура о. Всеволода выглядит куда трагичнее фигуры о. Матфея, и дело тут не в количестве прожитых лет. Теперь они там, где возраст не имеет значения, и где быть нам всем, независимо от достижений и падений, подвигов и ошибок, дурного и хорошего, и от эпох, в которые нам суждено было провести свой отрезок этой жизни… Предстать в надежде на милость и любовь…

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:

Скандальный Всеволод Чаплин. Чем запомнился и отчего скончался известный священник

26 января умер протоиерей Всеволод Чаплин. Долгое время он был правой рукой патриарха и прославился своими язвительными и даже скандальными высказываниями. Вспоминаем биографию этого интересного человека и его знаменитые цитаты.

Всеволод Чаплин – известный священник Русской православной церкви, протоиерей.

С 2009 по 2015 год он был председателем новообразованного Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества. Проще говоря, пресс-секретарем патриарха Кирилла, его соратником и правой рукой. Интересно то, что родители Чаплина были атеистами, которые не одобряли православные взгляды своего сына.

Прославился протоиерей своими скандальными высказываниями. Иногда его цитаты разлетались по всему миру, на них крайне негативно реагировали за рубежом. Это доставляло немало проблем Министерству иностранных дел России, которому порой приходилось опровергать или объяснять слова Чаплина.

После отставки из РПЦ известный священник стал оппозиционером.

Всеволод Чаплин скончался на 51-м году жизни после того, как отслужил службу в храме Феодора Студита у Никитских ворот.

«Все произошло около 16:30. Отец Всеволод сидел на лавочке у своего храма, когда ему вдруг стало плохо, он упал, и через 15 минут приехавшая скорая констатировала смерть», – сообщил «Интерфаксу» прихожанин храма Феодора Студита.

Предварительной причиной смерти протоиерея называют остановку сердца, сообщает ТАСС со ссылкой на источники в медицинских кругах. По одной из версий, смерть могла наступить от приступа астмы.

Про подарки церкви

«Если кто-то украшает храмы, это проявление любви к храмам. Если кто-то дарит патриарху облачение, икону, машину, часы – это проявление любви к патриарху, которое совершенно естественно. Почему вдруг нас стали настойчиво убеждать, что мы должны этого стыдиться и рвать на себе по этому поводу волосы?»

Про женщин

«Развязно себя ведущая и откровенно одетая женщина не права вне зависимости от того, изнасиловали ее или нет. Если женщина одета в офис, как проститутка, то другие женщины должны иметь право ей об этом сказать».

О нравственности

«Мне кажется, что не менее важны вопросы общественной нравственности, когда тот или иной деятель, например, поп-исполнитель, пропагандирует вещи, в корне расходящиеся с нравственным менталитетом нашего народа, будь то однополые браки или пропаганда гомосексуализма среди несовершеннолетних или несовершеннолетними, как происходило на концерте так называемой леди Гаги».

О семье

«Когда под названием «планирование семьи» подразумевается либо контрацепция, либо идея «чайлдфри», либо какой-нибудь однополый брак, это все культ смерти. Все эти презервативы, все эти средства для того, чтобы сделать семью маленькой, – это признаки общественного самоубийства».

О фильме «Матильда»

«Фильм «Матильда» непременно должен быть запрещен, потому что если он будет показан, Россия погибнет, и это будет справедливо в Божьих очах».

Про пост и фастуд

В 2015 году, во время Рождественского поста, Чаплин был замечен в одном из ресторанов «Макдоналдс». Вот что он сказал на это:

«Я не вижу в этом никакого греха. Сейчас в этой сети (McDonald’s) есть постные продукты. В сети Burger King есть постные бургеры, состав которых мы в свое время изучали и по поводу которых писали письмо в эту сеть, поддерживая появление такого продукта».

О Моцарте

«Я не люблю Моцарта, я считаю, что в значительной степени это Бритни Спирс своего времени. За исключением отдельных гениальных озарений, он писал однообразные и попсовые вещи».

О патриархе

«Святейший Патриарх ездит на дорогих машинах и живет в дорогих резиденциях. И это неизбежная часть послушания Церкви ее предстоятеля. Верующие, среди которых чурающиеся богатых вещей интеллигенты постсоветского типа давно уже не составляют большинство, скорее, не понимают и не примут ситуации, когда муфтий или раввин будут ездить на более престижной машине, чем патриарх. Такой уж у него крест».

Всеволод Анатольевич Чаплин родился в 1968 году в интеллигентной семье. Родители его были атеистами, а от духовных взглядов своего сына были, мягко говоря, не в восторге. Сам Всеволод Чаплин рассказывал, что к вере пришел в 1981 году, ему тогда было 13 лет.

«В тринадцать лет я пришел в храм и просто понял, что тут останусь. Надо заметить, что это решение мало было связано с тем объемом знаний о религии, который я успел накопить. Около полугода я был оглашенным, потом в июле 1981 года в Калуге меня крестили», – рассказал протоиерей в интервью порталу «Правмир».

Светское образование Чаплин получать не стал: сразу после школы, в 1985 году, он пошел работать в издательский отдел Московского патриархата.

Читать еще:  Кардинал римско католической церкви 16 века. Почему облачение кардинала католической церкви красного цвета

В 1991 году священник учился в Англии, уже тогда он был сотрудником Отдела внешних церковных связей в сане диакона. В 1991 году он участвовал в организации переговоров между Белым домом и властями России. Он отмечал, что несмотря на занятость, находил время на неформальное общение на той же площадке у Белого дома.

С октября 1990 года по март 2009 года работал в Отделе внешних церковных связей Московского патриархата. Тогда этот отдел возглавлял митрополит (а ныне патриарх) Кирилл. Он обратил внимание на Всеволода Чаплина, и тот на много лет становится его соратником, пройдя путь от рядового сотрудника отдела до замглавы.

В 2009 году он стал председателем новообразованного Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества. Однако из-за скандальных высказываний в 2015 году его освободили от этой должности. В 2016 году он был исключен из состава Межсоборного присутствия и тогда же покинул Патриарший совет по культуре.

Чаплин вел православные программы «Земля и люди», «Вечность и время», «Комментарий недели», на радио «Русская служба новостей», затем на радио «Комсомольская правда» передачу «Время доверия». Постоянно публиковался в газете «Русь Державная».

Всеволод Чаплин с детства болел астмой и сахарным диабетом. Жены и детей у него не было.

В последние годы Всеволод Чаплин был настоятелем московского храма святого Феодора Студита у Никитских ворот.

Публичный призыв извиниться протоиерея Дмитрия Смирнова

Призываю извиниться за слова протоиерея Дмитрия Смирнова.

Цитирую его слова.«У нас женщины сами не понимают, что такое брак. Неохота сказать, что «я бесплатная проститутка», поэтому говорят: у меня гражданский брак. Здрасьте! Да нет, ты просто бесплатно оказываешь услуги — и все, а так тебя никто за жену не считает», – заявил Смирнов.

Считаю что данное высказывание оскорбляет не только «гражданскую» жену но и мужа. Так как получается что муж живет с проституткой.

В противном случае буду призывать всех оскорбленных обратиться в прокуратуру вместе со мной по факту оскорбления.

Отлично подходит статья Частью 2 ст. 130 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации. За совершение данного преступления предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательных работ на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительных работ на срок до одного года.

Ставлю тэг без рейтинга, специально если новость выйдет в топ, то ее подхватит СМИ и отвертеться уже не получится. Прошу вывести в топ.

Всеволод Чаплин: «Скажи об этом Соколовский — и в церкви непременно протянут ему руку»

Известный православный деятель — об уральском «ловце покемонов», оскорблявшем чувства христиан

На днях информационное поле всколыхнуло сообщение об аресте екатеринбургского блогера Руслана Соколовского, который ловил покемонов в православном храме. На защиту парня встали многие общественники, а в некоторых городах появились его последователи. На дискуссию откликнулся и известный служитель РПЦ, колумнист «Реального времени» протоиерей Всеволод Чаплин. Указывая настоящую фамилию «ловца покемонов» (Сайбабталов), он отмечает его пороки, которые могли бы заинтересовать правоохранителей: увлечение наркотиками, богохульные высказывания, оскорбления верующих, беспорядочные половые связи. Хотя молодого человека и поддерживают деструктивные силы, Всеволод Чаплин называет условие, при котором Церковь может быть милосердна к нему.

Дурной пример заразителен

Бурю дискуссий вызвала история со следственными действиями в отношении екатеринбургского блогера Руслана Соколовского (ранее он носил фамилию Сайбабталов, но затем поменял ее вместе с отчеством). Некоторые из его защитников пытаются представить дело так, что милого парня осудили за «ловлю покемонов».

Поддерживающие блогера устремились в храмы повторять его подвиг: подобные акции попытались провести в Санкт-Петербурге и Мурманске, однако ожидаемой бурной реакции не получилось. И это неудивительно: никто не будет возмущаться тем, что человек стоит в церкви и смотрит в свой телефон. Некультурно, странно, но что ж поделаешь… Я сам в прошлое воскресенье был покороблен тем, что один мой знакомый пристально изучал свой телефон перед собственным венчанием. При случае подскажу ему, что это некрасиво — но сначала спрошу, зачем именно он глядел на экран, поскольку знаю: раб Божий переживает нелегкие дни.

«Может возникнуть ситуация, когда ловцов покемонов все-таки надо будет привлечь к ответственности. Это воспрепятствование «проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний». Фото ntv.ru

Кстати, может возникнуть ситуация, когда ловцов покемонов все-таки надо будет привлечь к ответственности. Это воспрепятствование «проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний». Такие действия наказываются штрафом, обязательными или исправительными работами (Статья 148 Уголовного кодекса РФ).

Впрочем, Соколовский-Сайбабталов никому за службой не мешал и обвиняют его не в «покемономании». После акции в храме, которую он анонсировал и позиционировал как провокативную, блогер выложил в Интернет ролики, где православные песнопения пародируются с «помощью» нецензурных слов. Ранее он же в другом ролике употребил бранное слово в адрес Бога. И вот тут речь идет о явном осквернении святынь, которые для верующих людей дороже жизни — недаром они и в древности, и в ХХ веке шли ради священных предметов и символов на бой или на мученичество. Похоже, автор роликов просто решил проверить православных людей на прочность: «снесут — не снесут»…

«Эти люди боятся, что вера и нравственность вернутся в жизнь»

Таким путем идут многие разрушители морали, религии, государства, традиций, семьи. Часто делается это не бесплатно. Некоторые международные структуры всеми средствами поддерживают «деконструкцию» общественных устоев — ведь людьми, лишенными ценностей, легче управлять через политические, информационные и «культурные» манипуляции. А иногда можно и просто снизить их количество — и так, дескать, много в мире лишних ртов, не относящихся к «золотому миллиарду».

Кстати, ценность семьи Сайбабталов-Соколовский деконструирует очень активно. В том же ролике, где Бог назван бранным словом, звучат следующие слова: «Будет удивительно, если во всей России найдется хоть пара девственниц. Наверное, им будет от силы лет шесть. Сам институт брака устарел и на … никому не сдался. Размножаться — для тех еще даунов». Тут оскорблены и родители, и дети, и весь народ нашей страны. Ответом на это могут быть наказание или снисхождение — но смысл ответа в любом случае должен быть в том, чтобы поступки Соколовского-Сайбабталова не повторялись ни им, ни кем-либо еще.

«Я все-таки надеюсь, что выберет он достойное будущее – то есть радость семьи, отцовства, веры, жизни в гармонии со своим народом. Может быть, и фамилию отца-матери вернет, и отчество». Фото twitter.com

Не случайно более умные и честные защитники блогера не прячут его убеждений за разговорами о «невинной» игре в покемоны. Они воспринимают его как символ — «антиклерикализма», «свободолюбия» или просто определенного образа жизни, весьма распространенного среди части наших «элит» и их отпрысков. У блогера нашли наркотики — правда, в небольших количествах, то есть для личного употребления, а не для продажи. Известно его легкое обращение с противоположным полом. Известны многие циничные и провокативные высказывания. Очень многим «особым» людям в России хотелось бы сохранить за собой право на такое же поведение. Они идентифицировали в Сайбабталове-Соколовском «своего» — хотя тот и не может похвастаться элитными цацками. Эти люди очень боятся, что вера и нравственность мощно вернутся в общественную жизнь — а значит, затронут и их жизнь «личную». Именно поэтому они поддерживают блогера столь ожесточенно. И, приставив информационный нож к горлу Церкви и государства, требуют «милосердия».

Выбор — за Русланом

Что ж, милосердие вполне возможно. Только ему должно предшествовать раскаяние — осознание неправильности оскорбительных слов и ясно выраженное намерение больше их не повторять. Скажи об этом молодой человек — и в Церкви непременно протянут ему руку. Но тогда от него точно отвернутся нынешние группы поддержки — и потому перед ним стоит очень нелегкий выбор. Я все-таки надеюсь, что выберет он достойное будущее — то есть радость семьи, отцовства, веры, жизни в гармонии со своим народом. Может быть, и фамилию отца-матери вернет, и отчество.

Другой выбор, конечно, тоже возможен. И тогда яркий ум Руслана будет служить не ему, а играм людей с сожженной совестью, которые делают несчастными и себя, и миллионы своих последователей. Потому что нет счастья в эгоизме, пороках, провокациях, играх со святынями. То есть во всем том, символом чего сегодня делают уральского блогера, обеспечивая ему «героическую» раскрутку.

Справка

Всеволод Анатольевич Чаплин — священник Русской православной церкви, протоиерей; настоятель московского храма Феодора Студита у Никитских ворот. Кандидат богословия.

  • Родился в 1968 году в Москве в семье профессора Анатолия Чаплина.
  • После окончания школы в 1985 году начал работу в издательском отделе Московского Патриархата в отделе экспедиции; поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1990 году.
  • С октября 1990 по март 2009 года работал в отделе внешних церковных связей Московского Патриархата.
  • В 1999 году возведен в сан протоиерея.
  • С 2009 по 2015 год — председатель Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества.
  • Вел несколько передач на ТВ и радио.
  • Публикуется в газете «Русь Державная». Ведет авторскую колонку в интернет-газете «Реальное время».
  • Является автором нескольких фантастических произведений, опубликованных под псевдонимом Арон Шемайер.
Читать еще:  Фейковые новости: учебное пособие для вузов

Чем запомнился протоиерей Всеволод Чаплин

Мечтал вернуть Киев, приветствовал аннексию Крыма.

Мечтал вернуть Киев, приветствовал аннексию Крыма, пишет «Салiдарнасць».

Российский протоиерей, бывший председатель Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества, Всеволод Чаплин умер на 52-м году жизни.

По сообщениям российских СМИ, священник скончался на лавочке у своего храма. Ему внезапно стало плохо, прехавшая через 15 минут скорая помощь констатировала смерть.

Всеволод Чаплин был известен своими неоднозначными и часто скандальными высказываниями. Предлагаем несколько наиболее запомнившихся фактов из его биографии.

Родился в семье атеистов

Всеволод Чаплин родился в 1968 году в интеллигентной московской семье, Его отцом был профессор-радиофизик Анатолий Чаплин, по материнской линии следы ведут к ученому Константину Циолковскому. Родители к вере были равнодушны и от духовных поисков сына были не в восторге, но переубедить не смогли, отмечает «Фонтанка».

В детстве слушал «Голос Америки»

В одном из интервью порталу «Православие и мир» Всеволол Чаплин рассказал о своем детстве:

— Я сам пришел к вере в 1981 году. Мне было тогда тринадцать лет, и я уже очень многим интересовался. С восьми лет слушал «Голос Америки», «Радио Свобода», «Радио Ватикан», «Голос Израиля», «Радио Швеции» и так далее. Мой отец тоже слушал все эти радиостанции, как и многие советские мыслящие люди, но уже в восемь лет я ловил радиоголоса самостоятельно. Более того, придя из школы, ставил приемник на окно, чтобы слышали все.

К разным материалам о религии у меня был доступ с юных лет. Источниками были и те же радиоголоса, и атеистическая советская литература, которой я прочел очень много уже в самые юные годы. В тринадцать лет я пришел в храм и просто понял, что тут останусь.

Разногласия с патриархом

Церковную деятельность Чаплин начал в 1980-е под началом теперешнего патриарха Кирилла. В 2015-м был уволен с должности председателя отдела по взаимодействию Церкви и общества Синода Русской православной церкви, которую он занимал с 2009-го. По его признанию в комментарии ВВС, причиной увольнения стали разногласия с патриархом:

— Я считаю, что церкви нужно больше ярких и самостоятельных голосов, ярких и самостоятельных позиций. Мы не должны подстраиваться ни под мнение власть имущих, ни под мнение тех или иных общественных элит. Я считаю, что в церкви решения — как где бы то ни было — должны приниматься коллегиально, серьезно, с обсуждением. Сейчас у нас многие решения принимаются единолично Святейшим Патриархом. Это неправильно, это должно измениться .

По словам российского диакона Андрея Кураева, последней каплей могло стать возмущение священников на епархиальном собрании в Минске, когда их вопрос о том, нельзя ли как-то найти управу на Чаплина, попал в прессу.

О Крыме и «возвращении» Киева

В 2014-м Чаплин приветствовал захват Крыма, назвав его неплохим, но недостаточным контрнаступлением. При этом протоиерей упомянул и столицу Украины:

— Потеряна наша древняя столица, центр Руси — Киев. Потеряна в результате наступления западных враждебных сил. Мы должны относиться к захвату древнего Киева и окружающих его русских земель так же, как относились предки в 40-е годы. Мы можем изменить эту ситуацию.

О массовых убийствах

В 2016-м протоиерей Чаплин в эфире «Эха Москвы» сделал шокирующее заявление о массовых убийствах. В эфире перед этим шла речь о репрессиях времен Ивана Грозного и Сталина.

― Слушайте, а что, в конце концов, плохого в уничтожении некоторой части внутренних врагов? ― задался вопросом священник. На уточнение, что уничтожать людей плохо и делать этого нельзя, он парировал:

― А что в этом плохого? Почему нельзя? Некоторых убивать можно и нужно.

О роскоши церковников

Чаплин регулярно отвечал на публикации в прессе о лорогих подарках партриарха. Приведем несколько высказываний.

— Когда христиане без конца рассуждают о «блеске и нищете» одежд и часов — это признак духовного нездоровья. Или зависти. Или вечной квазидиссидентской привычки ругать все сильное, дорогостоящее, властное. Привычки, к счастью, уходящей в прошлое вместе с левацким пониманием христианства.

— Если кто-то украшает храмы, это проявление любви к храмам. Если кто-то дарит Патриарху облачение, икону, машину, часы — это проявление любви к Патриарху, которое совершенно естественно. Почему вдруг нас стали настойчиво убеждать, что мы должны этого стыдиться и рвать на себе по этому поводу волосы?

Другие книги

«Красота Бесконечного. Эстетика христианской истины» Дэвида Харта — шедевр современной православной мысли. Если вы вдруг ничего не читали по православному богословию, почитайте эту книгу, хотя бы потому, что она удивительно хорошо написана, чудеснейший красивейший текст, настоящая литература. В плане философии: нет лучшего доказательства, что у Православия есть философия, и философия гениальная. Лучшего источника, чтобы узнать, во что верят православные, православную догматику, как по мне, чем «Красота Бесконечного» — нет.

Центральная и большая часть книги посвящена изложению православной догматики: Троица, Творение, Спасение, Эсхатон (на основе Григория Нисского, Блаженного Августина и др. авторитетов Древней Церкви, но в современном философском и богословском контексте). Первая и последняя части суть полемика против постмодернистской мысли, изложение христианских истин в современных философских, социальных и т. д. условиях.

«Катехизические беседы в кронштадтском соборе» св. праведного Иоанна Кронштадтского: простыми словами здесь излагаются основы православной веры: Бог-Троица, творение мира, грехопадение, Промысел, Бог-Спаситель.

«Старческих советов» св. праведного Алексея Мечева.

«Послания Варнавы», важного раннехристианского текста.

«О христианском браке» — небольшое, очень живое, теплое наставление протоиерея Павла Адельгейма: доверие, верность, счастье, иерерахия семьи, ревность и другие вопросы христианского брака.

Юношеские годы и молодость

Учеба в семинарии, дружба с архиепископом Кириллом сыграли большую роль в становлении Чаплина как священника. Биография священнослужителя отличается стремительным продвижением по карьерной лестнице. Это сделало его заметной фигурой в Русской Православной Церкви .

Обучение в Духовной Семинарии

В 1985 году после окончания школы он начал работать в отделе экспедиции Издательского отдела Московского Патриархата. В 1990 году — окончил Московскую Духовную Семинарию, в которую поступил по рекомендации председателя отдела митрополита Питирима (Нечаева). Уже во время учебы был рукоположен архиепископом Кириллом в сан диакона (1991), а затем — и в сан священника (1992).

В 1994 году окончил Московскую духовную академию. Является кандидатом богословия. Тема его диссертации: «Проблема соотношения естественной и богооткровенной новозаветной этики в современной зарубежной инославной и нехристианской мысли».

Продвижение по карьерной лестнице

Благодаря способностям отца Всеволода, которые не оставались без внимания церковного начальства, его карьерный рост был довольно быстрым.

Всеволод Чаплин, строя свою карьеру, занимал много должностей, в том числе и руководящие посты:

  1. 1990—2009 — служба в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата : прошел путь от рядового сотрудника до заместителя председателя под руководством Смоленского архиепископа Кирилла.
  2. 1996—1997 — член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ.
  3. 1997—2001 — глава новообразованного секретариата Отдела внешних церковных сношений по взаимоотношениям Церкви и общества.

Критика против патриарха

Чаплин утверждает, что у Владыки нет целостных взглядов на происходящее. Много в проповедях и заявлениях было сказано в угоду властям, чтобы понравиться. С письменами дела обстоят ещё хуже. Патриарх самостоятельно не напишет текст складно, так как подводит память. Он не понимает, что вносимая в содержание поправка идет в противоречие со смыслом. Дело не в возрасте, это было постоянно.

Раньше письменные доклады для патриарха создавали люди со сформировавшимися взглядами под руководством отца Всеволода. С уходом идеологической верхушки произошли изменения, стало больше спонтанных безграмотных выступлений по главным вопросам. Святейший заведёт управление РПЦ в тупик. Решения принимаются единолично и без обсуждения, на бегу, убеждал Всеволод Чаплин. Где служит деспотия – будет бардак. Пытаясь остановить сползание в непорочность личной харизмы, священник выражал недовольство, что патриарх не делает резких заявлений в сторону власти из-за нежелания потерять расположения. Разговор церкви с представителями государства должен проводиться открыто.

Олигархи

В июде 2018-го в Москве на митинге против повышения пенсионного возраста протоиерей Русской православной церкви ( РПЦ) Всеволод Чаплин назвал всех участников списка Forbes «жалкими ничтожествами».

«Отец Всеволод был глубоко верующим священником , который искренне переживал за все проблемы в Церкви , в обществе. Он был именно консерватором , очень ультраконсерватором , и поэтому , конечно , многие его мысли вызывали резонанс , многим не нравились. Но , знаете , в наше время , когда очень многие друг под друга подстраиваются , наверное , все-таки отец Всеволод являл пример некоей несгибаемости , с которой , может быть , и правда где-то и я сам не соглашался , но как минимум нам всем будет его не хватать», — сказал настоятель Георгиевского храма в Нахабине Павел Островский.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector