14 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Покаянный канон: служба спасения

Покаянный канон: служба спасения

Об исторических источниках Великого покаянного канона Андрея Критского, его силе и значении рассказал протоиерей Сергий Правдолюбов, профессор Московской духовной академии, настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве.

С Андреем Критским меня связывает гораздо большее, чем просто чтение его трудов. В свое время я провел большую работу и написал диссертацию о его творчестве, в том числе и о Великом покаянном каноне. Я хотел найти разгадку красоты канона в его поэтике, то есть в словесном искусстве. Вместе с тем, у тех, кто пишет диссертацию, кусочек жизни оказывается погруженным в жизнь другого человека, в его творения. Для меня это была возможность прикоснуться к великой и прекрасной тайне.

Откуда такая красота?

Однажды я слышал, как Патриарх Пимен в 1978 году читал Покаянный канон Андрея Критского во Время Великого поста. Это было великолепно. Он читал без всякого логического подчеркивания смыслов, навязывания объяснений. Просто читал. И, слушая его чтение, я тогда подумал: а в чем загадка этого текста? Откуда такая красота? Почему он такой, а не иной? Кто написал этот канон, как написал, почему написал? Думаю, многие великие люди, светские поэты в том числе, многое бы отдали ради того, чтобы хотя бы одна их строфа читалась в храме, вслух. Даже Александр Сергеевич Пушкин. И вдруг столько лет подряд, а Андрей Критский умер в 740 году, читают этот канон. И он для нас такой живой, такой действенный.

Я с головой бросился в тему, хотя и столкнулся со сложностями: большинство творений святителя Андрея были неизвестны, многие тексты утеряны, большая часть не издавалась, очень мало написано о самом святителе Андрее Критском. Несмотря на эти трудности и препоны, я устремился дальше, трудился, искал.

Святитель Андрей Критский

Всеми силами я старался понять красоту творчества Андрея Критского, узнавал его самого. История его жизни проста. Никакой карьеры он не сделал, 20 лет служил дьяконом. Опекал дом престарелых и дом детей-сирот. То есть его деятельность вполне сопоставима с тем, чем занимаются наши современники. Потом уже архидьякона Андрея отправили на Крит (это всё равно, что у нас Дальний Восток), где ему для утешения дали почетный титул «архиепископ Критский», хотя его предшественники и последователи именовались епископами Гортинскими по названию главного города.

Но откуда в нем появилось такое сильное литературное дарование?

Не могу ответить на этот вопрос. Десять лет я им занимался, но так и не смог понять, в чем секрет его воздействия на человека, таинственной красоты его сочинений. Я просмотрел огромное количество древних рукописей, греческие издания канонов, вышедших из употребления, изучил ритмический рисунок многоразличных канонных строф и ирмосов. С разных сторон подошел к проблеме, но суть от этого не стала ясней. Как-то я спросил у одного ученого: «Неужели Андрей Критский высчитывал слоги, проверял ударения?» — «Нет, конечно. Он писал от себя, от сердца». Благодатная сила наполняла его.

Такое же напряжение и возвышенность я почувствовал однажды, переводя текст канона Андрея Критского на Рождество Христово. Мне было очевидно: это такие прекрасные слова, наполненные такой внутренней силой и энергией, что их можно высекать в камне, отливать в золоте и платине. Как крылатые слова. Вот именно об этой загадке я и говорю. Именно ее пытался постичь, но так и не нашел ответа.

Священноисповедник Сергий (Правдолюбов) — протоиерей в Соловецком концлагере

«Не спрашивай у Бога дорогу на небо,
ибо Он укажет тебе самую трудную.»
( Станислав Ежи Лец
писатель, Польша )

«Старинной церковной династии касимовских священников Правдолюбовых уже почти 300 лет. Государственные гонения на церковь, репрессии, несмотря ни на что, не смогли уничтожить веру людей в Бога, ее хранили и поддерживали российские священнослужители. Многие из них наряду с мирянами безвинно пострадали в те годы. И четверо представителей рода Правдолюбовых в 2000-й юбилей Рождества Христова — в числе 1154 святых мучеников и исповедников — Священным Архиерейским Собором были причислены к лику святых.» (Корр. Галина Ларчева, г.Касимов)

Завещание соловецкого узника и исповедника

«Жизненные удары, о которых говорится в завещании протоиерея Сергия Правдолюбова, были испытаны им в полной мере. Началось со страшного 1918 года, когда отец Сергий вместе с другими священниками, согнанными в лес, копал ров, будучи уверенным, что копает себе могилу. Тогда смерть прошла мимо, но ударила по самому дорогому и любимому – умер маленький сынок, младенец Владимир. Смерть еще двух сыновей отец Сергий пережил во время войны. Виктор и Сергей были убиты на фронте. Отец Сергий видел их во сне радостными, сияющими, в белых одеждах. Вот почему он так уверенно говорит о встрече с ними именно в Царстве Небесном.

Если вернуться в его жизнь на десять лет назад, можно увидеть, как эти жизненные удары настигали его один за другим и были приняты им как воля Божия, всеблагая и всесовершенная. В 1930 году – тюремное заключение в Касимове, в 1935 году – снова арест, вместе с братом Николаем и сыном Анатолием.

Тяжелейшие пять лет Соловецкого лагеря особого назначения и лесоповала на материке. Постоянная тревога о судьбе родных и близких. Тяжелее всего переживалась невозможность служить у престола Божия. А когда жизнь стала потихоньку налаживаться и появилась возможность служить – неожиданный вызов в военкомат и отправка на трудовой фронт, в каменоломни поселка Малеево (в десяти километрах от Касимова).

После всех этих испытаний, зная, что больное сердце скоро сведет его в могилу, не имея общения с родными, отец Сергий решает написать что-то очень важное детям и внукам, своеобразное завещание – духовное завещание. Это древнейший жанр, образцы которого рассыпаны в житиях святых, в византийской и русской литературе. И само слово каменоломни, и вид Малеевских каменоломен, и пережитые испытания, вероятно, не раз обращали мысленный взор отца Сергия к временам раннего христианства, к опыту стояния за веру древних подвижников. Невольно возвышается стиль, уплотняются слова, чеканятся фразы, страдания и скорбь пережитого придают словам необычайную силу, исповедническую энергию. Здесь нет никакого желания сказать что-то новое, оригинальное, никакой оглядки на постороннего читателя. Пишется только своим, настойчиво, тревожно, со строгой любовью и решительным требованием. С фанатизмом в лучшем смысле этого слова, ибо фанатос и есть смерть, – а слово смертника всегда имеет особую силу.

Бывают в жизни человека внезапные и сильные потрясения – удары. Течет благополучно жизнь, ничто не предвещает несчастья. Вдруг настигает человека ошеломляющий, неожиданный удар – и вся жизнь перевернулась: человек теряет равновесие от тяжких страданий. Трудно переносятся эти страдания, но когда проходят они, то оставляют в душе человека явственный след, свидетельствующий о том, что эти жизненные удары имеют силу очищать душу человека, приближать ее к Богу, а потому делать ее лучше, чище, возвышенней.
Протоиерей Сергий Правдолюбов. Каменоломни Малеево. 11.1944.

После освобождения – запрещение служить в родном городе. Последний город, приютивший и давший могилу, – Лебедянь. До последнего вздоха – притеснения, гонения, непонимание. Смерть была освобождением – 18 декабря 1950 года упокоился исповедник.

Завещание, по слову дедушки Сергия, было переписано, читалось каждый год, бережно хранилось. У нас, внуков, оно всегда было на слуху. Первую его половину мы знали почти наизусть, вторая половина и читалась, и воспринималась в детстве труднее.

Мы знали Завещание дедушки Сергия по копиям, а оригинал вернулся в нашу семью лишь около десяти лет тому назад. С полной достоверностью установить его историю и пути продвижения нам не удалось, да и вряд ли это теперь возможно.

Будучи уверенным в том, что рукопись была неоднократно скопирована, я, рассмотрев ее, не стал сравнивать с существующими копиями. Это была ошибка. В тексте копий не хватало около восьми страниц! Кем-то, может быть детьми, правился и сильно редактировался текст. Все это в нынешнем издании исправлено и тексту возвращен первоначальный вид с самыми необходимыми поправками и редактированием.

Текст, ранее опубликованный в «Журнале Московской Патриархии» (1985. № 12), не сверялся с рукописью. Нынешняя публикация – полная. (Протоиерей Сергий Правдолюбов, внук священноисповедника Сергия, настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком Голенищеве. Москва. 2007)

Мы получили письмо

«Здравствуйте! С удовольствием высылаю Вам необходимые материалы. Какие нужно — используйте. Акафист и Завещание мне любезно были предоставлены сыном Сергия Правдолюбова (Касимовского ) Владимиром Правдолюбовым. До хранит Вас Господь. С уважением, Алексей Сафронов».

Священноисповедник протоиерей Сергий Правдолюбов (1890-1950), день памяти (кончина):

5 /18 декабря. Обретение св. мощей: 21 сент /4 октября 2001 года, г. Лебедянь. 1-е Перенесение св. мощей: 22 сент /5 октября 2001 года, из Лебедяни в Сынтул (с. Маккавеево). 2-е Перенесение св. мощей: 23 января / 5 февраля 2002 года, из Сынтула в Касимов. 3-е Перенесение св. мощей: 2 / 15 сентября 2002 года, из Никольского храма в новоосвященный Троицкий храм г. Касимова.

Место служения — Соловки

Священноисповедник Сергий был родом из Касимова. Проживал и служил в Сынтуле (с. Маккавеево), Киеве, Слободе Кукарке, Соловках, Малеево, Спасске и Лебедяни.

Ситуация в Среднеуральском женском монастыре «Спорительница хлебов» выходит из-под контроля церковных иерархов. Видимое пока спокойствие может быстро перерасти в конфликт. Почему в ситуацию не вмешиваются светские власти, каковы шансы на мирное урегулирование конфликта и из-за чего началось противостояние схимника Сергия и митрополита Кирилла – в материале «Нового Дня».

Накануне СМИ сообщили о захвате монастыря. Однако говорить о неком силовом конфликте, по крайней мере, на тот момент было нельзя. Как отмечает корреспондент «Нового Дня», побывавший в обители, еще вчера там было настолько спокойно, что человеку со стороны, не осведомленному о деталях происходящего, даже могло показаться, что Среднеуральский монастырь живет своей обычной жизнью. Никаких вооруженных казачьих патрулей обнаружить не удалось – трое или четверо мужчин в камуфляже стояли на самом въезде на территорию монастыря, у Серовской трассы, но на чужаков никакого внимания не обратили. Корреспонденты агентства также спокойно прошли к основным постройкам – лишь у надвратной церкви из будки вышел охранник, окинул взглядом посетителей и удалился к себе. Внутри все тихо – совершались литургии, проводились исповеди, монахини ходили по своим делам, вечером вели беседы на улице, на детской площадке играли подростки, живущие здесь же, на территории.

Впрочем, де факто захват все же есть. Среднеуральский женский монастырь является собственностью екатеринбургской епархии Русской православной церкви. Однако то, что происходит сейчас в обители, РПЦ не контролирует. Об этом говорит уход настоятельницы – если говорить мирским языком, главного управленца в монастыре, назначаемого Священным синодом. Игуменья Варвара и еще несколько монахинь несколько дней назад покинули обитель, не разделяя взглядов заштатного клирика Сергия, которого в епархии называют духовником монастыря (который, кстати, тоже назначается не самовольно, а правящим архиереем – по представлению настоятельницы). Сейчас игуменья и монахини находятся в Ново-Тихвинской обители в Екатеринбурге. Оттуда же в Среднеуральск был направлен протоиерей Георгий, которого, впрочем, оставшиеся в монастыре, то есть те, кто занял позицию Сергия, не приняли. Таким образом, действительно можно говорить о некой попытке рейдерства.

Эксперты говорят, что отказ Сергия покинуть монастырь – это уже принципиально новый уровень конфронтации схимника с епархией. И, несмотря на то, что представители последней пока сдержанно комментируют ситуацию, демонстрируя намерение максимально мирно решить конфликт, дело все же действительно может дойти до применения силы. «Может статься, что туда придут полицейские и возьмут его под арест, поскольку дело уже заводят по определенным статьям», – сказал РИА «Новости» директор правозащитного центра Всемирного русского народного собора, религиовед Роман Силантьев.

Кстати, в понедельник, когда на место выезжал отец Георгий, назначенный митрополитом Кириллом на должность заместителем старшего священника Среднеуральского женского монастыря, сторонники Сергия сообщали, что у обители в числе противников назначенного клирика находился генерал, член общественного совета при Министерстве общественной безопасности Свердловской области Сергей Иванов. Он же, по словам активиста Всеволода Могучева, дал правовую оценку происходящему, заявив, что ничего противозаконного не происходит. Однако в МОБ «Новому Дню» сообщили другое. «Члены общественного совета не являются сотрудниками Министерства общественной безопасности Свердловской области, поэтому содержание их заявлений не может быть приравнено к официальной позиции ведомства. Просьб об участии в каких бы то ни было мероприятиях на территории Среднеуральского городского округа в адрес членов общественного совета со стороны министерства общественной безопасности не поступало», – сказали агентству в МОБе.

Читать еще:  Боги Древней Греции – список и описание. Оберег – символ Бога Квасуры

Источники «Нового Дня», знакомые с ситуацией, утверждают, что масштаб противостояния искусственно раздувается. «Подвели пару ребят под камеру, а настоящие казаки читают и диву даются», – прокомментировал представитель казачества в Свердловской области.

…перед бурей?

Что до самого Сергия, то он, несмотря на запрещение в служении, продолжает носить наперсный крест, совершать службы и, конечно, проповедовать. В одном из последних выступлений он заявил, что раскол в церкви и обществе вносит «епископат, который не встал на защиту веры, боясь лишиться кафедры». «Из дома матери Божьей я никуда не уйду. Совесть меня не обличает, на сердце спокойно. Им, то есть священноначалию, митрополиту Кириллу, придется брать монастырь штурмом», – заявил он в аудио, опубликованным Могучевым.

То, что Сергий провоцирует епархию на силовой конфликт, в котором та может остаться в проигрыше, не вызывает сомнений. Подобные истории уже происходили в Свердловской области в новейшей истории. Более 20 лет назад, в 1999-м, подобное происходило с епископом Никоном. Тогда группа священников написала жалобу в Священный синод. Клирики были недовольны действиями Никона, они обвинили его в содомии и даже нашли тех юношей из семинарии, с которыми он вступал в сексуальный контакт. Однако по началу синодальная комиссия из Москвы не стала прислушиваться к жалобам клириков – отцы Тихон и Авраам были выведены за штат, Фома и Геннадий – самые рьяные – запрещены в служении. «В итоге они свои храмы закрыли и никого из епархиального руководства не пускали. Так же, как и сейчас в Среднеуральском монастыре, с прихожанами заняли оборону. В итоге стало понятно, что у Церкви нет механизма, как выходить из такого конфликта, как это решать. А решать можно только переговорами и компромиссами», – рассказал «Новому Дню» непосредственный участник событий, попросивший сохранить инкогнито.

В итоге для Никона история закончилась плохо – в области даже проходили многолюдные крестные ходы, так что Москве пришлось менять решение. Комиссия синода во главе с отцом Александром принесла извинения группе бунтовщиков, сказав, что первое решение было неправильным, те, в свою очередь, покаялись, что вынесли сор из избы, обратившись в СМИ, а Никон был фактически сослан, на его место пришел Викентий. Он, кстати, рукоположил отца Сергия. По словам собеседника «Нового Дня», на сегодня у РПЦ по-прежнему нет никаких механизмов урегулирования конфликта. Силовые методы сыграют только на руку бунтовщикам. «У Сергия много сторонников, в него не миллионы – миллиарды вложены, причем не местными, а московскими, серьезными людьми, которые тоже, если начнется активная фаза, за него вступятся. Ситуация будет тупиковая – его оттуда не выкурить. Вы были на территории? Там есть все – сельхозугодья, жилье, производство, они даже в длительной осаде прокормить себя смогут», – сказал собеседник агентства.

Причем, по его словам, вмешательство светских властей, которые, в общем, пока заняли выжидательную позицию, может лишь усугубить ситуацию. Сейчас в отношении Сергия есть административные дела, одно из судебных заседаний назначено на следующую неделю. Также его проповедь признана экстремисткой – и если за первый эпизод следует только «административка», то за второй и последующие нарушителю грозит уголовное наказание. Судя по содержанию видеовыступлений Сергия, возбудить дело – вполне реально. Однако последствия такого решения могут быть непредсказуемы. «Будет протест, и протест серьезный, если начнутся подобные действия. Они [сторонники Сергия] будут специально обострять ситуацию до максимума, чтобы его еще и мучеником признать. Его сторонники, казаки – сбегутся за минуту. Они только того и ждут. Особенно на фоне всей ситуации в стране. Поэтому перспектив силового решения, по моему мнению, нет», – добавил собеседник «Нового Дня».

Из-за чего конфликт?

В православных группах в соцсетях ситуацию обсуждают горячо – сторонники Сергия и те, кто придерживается позиции митрополита Кирилла, называют происходящее не иначе как расколом. Причем обе стороны обвиняют в организации раскола оппонентов. У тех, кто на стороне епархии, больше логичных аргументов, у тех, кто на стороне Сергия, – больше пыла. Однако, как утверждают источники «Нового Дня», корень конфронтации кроется не в том, протирать или не протирать спиртом лжицу (ложечка для причастия, с которой верующие пьют разбавленное вино – символ крови Христа), хотя множество споров вертится именно вокруг подобных вопросов. Проблема может носить куда более мирской характер. Речь о деньгах.

Среднеуральский женский монастырь был основан в 2005 году. Во многом стараниями Сергия, бывшего настоятеля мужского монастыря на Ганиной Яме, стал одним из самых процветающих. И, по некоторым данным, весьма доходных. «Нужно держать в уме, что деньги в монастырь жертвуют большие. И дают их именно Сергию», – сказал источник «Нового Дня».

Масштабы территории и стройки на его территории действительно поражают. Монастырь – это фактически автономия. Здесь есть огромное фермерское хозяйство со спецтехникой, повсюду стройматериалы, свидетельствующие о размахе работ, требующих существенного финансирования, ремесленные мастерские, школа, хоспис для тяжелобольных, даже свое кладбище, где покоятся не только монахи, но и те, кто нашел последний приют в обители.

Плюс три церкви и один строящийся двухпрестольный храм, а также постройки на территории, куда нет доступа рядовым паломникам. Возможно, причиной нынешнего конфликта стало нежелание отчислять положенные проценты в головную организацию. Однако для большинства тех, кто сейчас втянут в дискуссии по поводу происходящего в монастыре, – это конфликт канонов и санитарных правил.

Для справки

Несколько лет назад православная журналистка Раиса Ильина обращалась в областную прокуратуру, ГУ МВД России и министерство соцполитики Свердловской области с просьбой проверить деятельность отца Сергия. Журналистка рассказала, что сталкивалась с фактами нарушения уголовного, трудового, семейного, гражданского, конституционного законодательства со стороны представителей Среднеуральского женского монастыря. Ей удалось раздобыть информацию о домонашеском периоде жизни отца Сергия. «Этот человек, в миру – Николай Васильевич Романов (19.03.1955 г.р., родился в селе Криуши, Вознесенского района, Горьковской области) впервые был осужден на четыре года Пушкинским городским судом Московской области за хищение госимущества. Впоследствии также был осужден Московским областным судом на 13 лет за убийство и разбой, писала Ильина. Наказание отбывал в Свердловской области, в колонии № 13 Нижнего Тагила для бывших сотрудников силовых структур. Отбыл наказание в 1997 году. После освобождения начал строительство монастыря в Ганиной Яме.

Официально биографию отца Сергия в епархии не комментируют. «Отец Сергий (Романов) рукоположен Владыкой Викентием во иеромонаха 25 декабря 2001 года, пострижен в схиму в июле 2006 года в честь преподобного Сергия Радонежского, всея России чудотворца, в 2009 году возведен в сан игумена. С 2011 года не является штатным клириком Екатеринбургской епархии», – это справка, которую предоставляют журналистам в епархии.

Однако, как указала в письме Ильина, Сергий «скрыл факт своего тяжелого уголовного прошлого, благодаря которому он, по канонам Православия, ни при каких допущениях не может быть священнослужителем, совершать таинства Православной Церкви». Отметим, что, по канонам церкви, совершивший в прошлом убийство может действительно стать монахом, принять схиму, но не может быть священником. В практике церковных судов есть примеры, когда священников лишали сана. Это одно из самых тяжелых наказаний – серьезнее него только отлучение от Церкви и предание анафеме. Примет ли во внимание этот факт епархиальный суд, который дал еще один шанс отцу Сергию, неизвестно.

Напомним, в минувший понедельник уже состоялось одно заседание. Сергий, временно запрещенный в служении и лишенный права носить наперсный крест, тем не менее, приехал на суд при этом атрибуте священничества, на вопросы судей по существу отвечать не стал, зачитал по бумажке обращение и удалился. Новое слушание назначено на 26 июня.

Екатеринбург, Екатерина Норсеева

«Прозорливый» батюшка Сергий Брусилов: отчитка от сглаза и порчи и лечение копием

20 октября 2020 Ахилла

Нас сегодня «познакомили» с еще одним чудотворяйцем, действующим клириком РПЦ и, как говорят, учеником уже известного нам «старца» Иоанникия из Чихачево.

В Муромской епархии, в Вязниках (Владимирская область) служит некий «прозорливый» батюшка Сергий Брусилов, как уверяют, правнук знаменитого генерала Алексея Брусилова.

К этому прозорливцу и молитвеннику возят паломников не первый год, ведь занимается он очень важными и спасительными делами — лечением копием и отчитками от сглаза и порчи. Вот как о нем пишут на одном из паломнических сайтов, который, будто в насмешку, называется «Просвещение»:

«Существуют великие люди, которые могут поменять традиции семьи на что-то более важное. Служение Богу или военная карьера, которой отдавали предпочтение практически все члены семьи Брусиловых? Иерей Сергий, правнук знаменитого генерала Брусилова, сегодня служит настоятелем Троицкого храма в городе Вязники Владимирской области.

Иерей Сергий сломал традицию Брусиловых. Он сделал свой выбор. В наше нелегкое время, когда непрерывно нас православных одолевает духовная брань, и покой нам только снится, бывает, необходима помощь батюшки-молитвенника, батюшки, имеющего благословение проводить молебен о недужных. Такой молебен помогает снять проклятие (к несчастью, мы стали часто друг друга проклинать). Сглаз, порча, зависть, клевета (зависть и клевета равны колдовству по силе воздействия). Господь дал нам такого «врачевателя».

За молитвенной помощью к батюшке стекаются паломники со всей страны. «Доброе утро, страна», — так приветствует наш батюшка, заходя в храм, щедро раздавая всем желающим свое благословение. Начинается Божественная Литургия. Батюшка Сергий сам проводит общую исповедь, подробно перечисляя и отпуская нам наши грехи, затем причащает. И начинается молебен о недужных. Отец Сергий читает особые, заклинательные и очень древние молитвы, прочитывает каждое имя, записанное на отчитку, лечит копием, индивидуально, каждого из нас, окропляет святой водой. На молебен, на специальный столик, можно поставить лекарство (приобретается желающими самостоятельно), а после отчитки можно лекарство забрать с собой для лечения.

Освобожденные от власти греха, вкусившие Тела и Крови Христова, одухотворенные и окрыленные надеждой к спасению, мы едем домой. Ездить к батюшке лучше не один раз. Паломники приезжают сюда не только ради Святой Литургии, но и для того, чтобы увидеть отца Сергия.

К нему приезжали многие больные для исцеления и получали просимое. Харизма отца Сергия, его доброе слово, жизненный и духовный опыт направляют на правильный путь — это главные причины для того, чтобы посетить храм».

Самое главное, разумеется, в рекламе — «ездить лучше не один раз», ведь денежки хочется получать регулярно от простаков (чудотворцы ныне у нас чахлые, не способны исцелить с одного раза, всегда требуются многократные подходы). Например, еще одно паломническо-мошенническое агентство «Добропут» возит к Брусилову паломников из Москвы за 4300 рублей с носа. Желающих хватает.

Волнует ли муромского епископа Нила (Сычева) то, что у него подобные чудотворяйцы работают под боком, распространяя год за годом мракобесие? Видимо, нет. По крайней мере, в прошлом году епископ Нил наградил Брусилова палицей. «Сильный колдун, однако».

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:

Иерей Георгий Максимов. Конанос снял сан: моё мнение

Примерно в 19:24 Андрей Конанос говорит, что незадолго до того, как он объявил о своём решении, «один духовный человек» сказал: «Послушай, сейчас… станет ясно, кто действительно любит Андреаса как человека… и кто соотносит его исключительно с его ролью». Вспомнились слова, которые не раз доводилось слышать от отца Романа и от других священников — о том, что пастырь должен приводить людей ко Христу, а не к себе самому. Здесь же, как мне кажется, речь идёт о том, что пастырь ожидает: его станут любить независимо от его «роли». Опять что-то из театральной жизни: это там зрители могут спутать актёра и его героя и навсегда наделить человека несвойственными ему чертами. Но какие роли могут быть в Церкви? Разве служение — роль, а не смысл твоей жизни и твоих отношений с людьми? Разве служение не тождественно тебе самому?
Понятно, что паства не может не любить священника и чисто по-человечески (даже и в случае его падения). Но, наверное, в этом случае и мы должны уметь отделять человека от его греха: ему самому сострадать, а грех отрицать. Если же не делать этого, получится, как с духовными чадами схимонаха Сергия: «Мы с отцом Сергием готовы даже в ад!».

С 8:40 минуты отец Георгий Максимов делится впечатлениями от сочинений бывшего архимандрита Конаноса: «И вот здесь я с большим огорчением увидел, что архимандрит Андрей, на тот момент архимандрит, выступает против церковного, святоотеческого и библейского учения о том, что только Христос, Евангелие и созданная Христом Церковь является путём в Царствие Божие. Он не только говорил иначе, он нападал на церковное учение и довольно агрессивно спорил с ним, навязывал читателям модернистское лжеучение о том, что, там, любой хороший человек может спастись».
Возникает вопрос, а что же отец Георгий не стал тогда же звонить в колокола, предупреждая всех о том, что архимандрит пишет ересь? Отец Георгий говорит: «Я абсолютно потерял к нему интерес как к церковному писателю…». А где же забота о духовном спасении читателей, которые могли повредиться и повреждались от чтения книг этого архимандрита? Что касается меня, то я их не читал. Жаль времени. Многое из святоотеческого наследия не прочитано, а тут переводы какого-то греческого проповедника. Да лучше того же Константина Леонтьева прекрасную русскую речь почитать.

Читать еще:  Любовное гадание любит ли он меня. Онлайн гадание на любовь парня, мужчины

Мне подарили его книгу в своё время. Его очень хорошо и легко читать. Смущала правда, что все очень просто как-то, но с другой стороны казалось, почему бы и нет. Да, священники часто советую читать Святых отцов, но времени поговорить с человеком и растолковать, что там написано, у Святых Отцов, и как это в наше время применить и к человеку лично, у них нет. Поэтому люди и читают Андрея (Конаноса), который писал практически на любую тему житейскую. От его статей всегда было радостно и легко и спокойно. И ему доверяли.

Для меня уход его из сана — это очень большой шок. Ощущение, что тебя обманули.

«Один молодой человек написал мне: «Я хотел стать членом церкви и то, что ты ушел, не помешало бы мне войти в церковь. Знаешь, кто мне помешал? Все те, кто пишут про тебя то, что пишут. Я подумал, что если я войду в эту организацию и буду с этими … мерзавцами, то я не хочу быть в церкви». (Андреас Конанос)

Похоже, что бывший архимандрит одобряет мнение этого молодого человека, который считает Церковь «этой организацией», чем-то вроде профсоюза, куда можно не вступать, если кто-то из его членов тебе не нравится.

Не случайно пал Константинополь. С греческими проповедниками надо быть поосторожней, особенно современными.
Читаю сейчас священноисповедника Василия Кинешемского. Беседы на Евангелие от Марка. Удивительный пастырь, жизнью доказавший верность Господу. И очень современен до сих пор.

Хочу заступиться за отца Георгия Максимова. Да, он, наверное,
не должен был молчать о том, что архимандрит распространяет ересь (а может и не молчал), но с другой стороны сейчас столько распространителей ереси, что, если разоблачать каждого из них, то придётся посвятить этому жизнь. Может быть, достаточно рассказать, что является ересью, чтобы люди могли отличить её от Истины самостоятельно. Этим отец Георгий, на мой взгляд, и занимается.

Тоже думаю, что отцу Георгию рук не хватает — бить во все колокола. Он, безусловно, труженик.

Обычно не ищу встреч с проповедниками. Предпочитаю им чтение житий святых. Года три назад духовное чадо оптинцев настоятельно рекомендовала мне книги перешедшего в православие католического монаха. Одну из них я тут же приобрела и приступила к чтению. В основе её оказались творения Евагрия Понтийского (IV в.), христианского богослова, византийского философа, монаха. Из Википедии с удивлением узнала, что на 5 Вселенском Соборе в 553 г. он был осуждён вместе с Оригеном, как еретик. 6 Вселенский Собор подтвердил этот факт. .
Однако, труды Евагрия о духовной жизни, о монашестве нашла и в первом томе «Добротолюбия», издания Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992 г. С. 563-638 (Репринт: М., 1895). .
Мои вопросы к оптинцам через знакомую остались без ответа. С тех пор настороженно отношусь к популярным в наши дни проповедникам.

Для Наталии из Липецка.
Как и Вы с большим интересом прочла книгу Василия Кинешемского «Беседы на Евангелие от Марка» (М., 2007). Спустя некоторое время узнала неприятную новость:
https://www.pravmir.ru/uzhe-nesvyatye-svyatye/

Людмиле из Тулы:
Новость действительно, неприятная. Чувствуется, что Святитель Василий кому-то очень мешает, даже за гробом.
Да и сайт, на который Вы ссылаетесь, вызывает сомнение.
Словом, рада я за Святителя Василия, что из бесноватой он вытащил беса….
Простите…

Уважаемая Наталия из Липецка!
Сайт «Правмир» (Православный мир) создан в 2004 г. и имеет неплохую репутацию. Статья Ксении Лученко «Уже несвятые святые» появилась в связи с исчезновением в церковном календаре на 2013 г. имён 36 новомучеников, в числе которых и свт. Василий Кинешемский, канонизированный в 2000 г.:
«…решение было принято без дискуссий, непублично и не было объявлено». Эта новость стала полной неожиданностью для многих и очень задела меня, как и Вас сейчас. В начале 2013 г вышла моя статья о менее известном, чем Василий Кинешемский, священномученике Иулиании Рязанском, о его тульском периоде. В миру — Евгений Александрович Масловский, прославлен в Соборе Рязанских святых в 1992 году и причислен к лику Святых Новомучеников и Исповедников Российских в 2000 году. Его имя также убрали из календаря на 2013 г. (http://www.pokrov.volkovichi.ru/content/svyashchennomuchenik-iuvenaliy-ryazanskiy-tulskiy-period).

Людмила, дорогая, (Тула), я и сама писала о ещё не прославленных (например, несколько лет назад о схиархимандрите Виталии Сидоренко, он жил какой-то период у нас). Мы не противоречим друг другу.
Просто тяжело осознавать, что эти люди, жившие ради Господа, достигшие по милости Божией благодатных даров, помогавшие многим людям обрести крепкую веру, и сегодня в забвении. По нерадению, лени, а иногда и открытому противлению ныне живущих.
Но не зря говорится, что отмеряно нам будет той же мерою….
Вам спасибо за Ваш труд!

Людмила, Вы пишете об архимандрите Гаврииле (Бунге). Да, его книги издавал «Сретенский монастырь». Я их читала. История архимандрита Гавриила удивительная.

Случившееся с бывшим священником Андреем Конаносом – серьезное предупреждение каждому из нас: «Внимайте себе… как опасно ходите» (Деян.20,28; Еф.5,15)».
Краткое разъяснение по поводу писаний Евагрия Понтийского, мирно скончавшегося будучи членом Церкви. На его сочинениях основывается практически вся последующая аскетическая письменность. Проблема в том, что Евагрий высказал мнение относительно апокатастасиса, близкое к мнениям Оригена, которые в его время осуждены еще не были. Когда осудили ряд мнений Оригена, Евагрий тоже попал «под раздачу». Чтобы сохранить его аскетические сочинения, некоторые из них даже приписали иным авторам, в частности Нилу Синайскому. Евагрий Понтийский оказал заметное влияние на великих отцов Церкви, в том числе на преподобного Максима Исповедника.

Благодарю Вас, отец Андрей! Вы мне очень помогли. Словами «попал «под раздачу» — пролили свет на темное пятно.

Дорогая Людмила, слова «попал под раздачу» надо пояснить. Действительно, Евагрий заблуждался и неправо мыслил относительно серьезного богословского учения. Однако, он не знал, что его заблуждение впоследствии будет признано ересью, поэтому сознательным еретиком не был. Думаю, было бы логичнее признать ересью его ложное мнение, а не его самого, как личность.

Уважаемый отец Андрей! В Вашем первом комментарии «…которые в его время осуждены еще не были» я уловила этот смысл.
Вот и тема для очередного достойного (не критского) Всеправославного Собора — реабилитация имени христианского богослова Евагрия Понтийского.

Уважаемая Людмила (г. Тула), сайт «Правмир» уже потерял свою былую репутацию настолько, что отец Александр Ильяшенко, стоявший у его основания и многие годы его опекавший, заявил о том, что прекращает с «Правмиром» всякое сотрудничество в силу принципиальных расхождений с политикой редакции, подчас не церковной и не православной. Вахтанг Кипшидзе, заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ: «Мы разделяем те оценки деятельности портала “Правмир”, которые даны протоиереем Александром Ильяшенко. Действительно, данный портал вызывает множество вопросов с точки зрения соответствия его содержания православному СМИ. Например, в последнее время приходилось сталкиваться с публикациями, авторы которых публично придерживаются нетрадиционной сексуальной ориентации, а также и другими недопустимыми на православном ресурсе публикациями.»
https://pravoslavie.ru/122365.html

Отменить ответ

О слово!

Просьба

Помогите справиться с мошенником!

Уважаемые читатели, если вы зарегистрированы на «Фейсбуке», просим вашей помощи в борьбе с мошенником, который создал там фальшивый профиль «Роман Матюшин (Иеромонах)». Самозванец публиковал на этой странице свои графоманские стихи, выдавая их за стихотворения иеромонаха Романа, затем отрывки из настоящих произведений отца Романа, а позже попросил присылать пожертвования «на строительство Храма и Поселка».

Мы неоднократно посылали жалобы на «Фейсбук», но успеха добиться пока не смогли. Просим и вас, по возможности, пожаловаться на мошенника. Нажав на три точки в правом верхнем углу фальшивой страницы, можно выбрать раздел «Получить поддержку или пожаловаться на профиль», затем — «Фальшивый аккаунт», «Далее» и «Готово».

Чем больше будет обращений, тем больше надежды на то, что нас услышат! Спаси, Господи!

От молитвы до экскурсии

Семья Головиных не бедствует. На своем YouTube-канале «Жизнь во Христе» Головин регулярно выкладывает видеопроповеди. Последняя — на «горячую» тему «Можно ли коронавирусом заразиться от Причастия?» — от 17 марта собрала 25 тысяч просмотров. Опальный священник-расстрига по-прежнему популярен, и это способствует посещаемости его «неофициального ресурса» (такой статус обозначен на главной страничке сайта с проповедями и беседами Головина).

На этом сайте есть раздел «Молитва по соглашению», где желающему присоединиться предлагают перейти на соответствующий сайт, выбрать, за что молиться, после чего участнику соборного моления выставляют прайс: «ПРЕДЛАГАЕМОЕ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ОДНО ИМЯ: 700 р. за один акафист на один календарный год. При выборе 4-кратного чтения акафиста в течение суток предлагаемое пожертвование на одно имя 1 500 р. за один акафист на один календарный год». Перечислить деньги можно через электронные системы платежей, например, на «Яндекс-кошелек», переводом на банковские карты секретарей о. Владимира, либо через СМС на короткий номер. Имена тех, за кого будут возноситься соборные молитвы, вносятся в список после подтверждения платежа.

Кроме того, в Болгар и Балымеры — в «скит» к Головину — организуются платные экскурсии. Двухдневная автобусная поездка из Казани с ночевкой в «скиту» обойдется в 5 700 рублей с человека, в эту сумму входят «транспортное обслуживание, проживание, трапезы, сопровождение на всем маршруте православным воцерковленным гидом». Для приезжих из других регионов есть дополнительная услуга — экскурсия по храмам столицы Татарстана «Казань православная» стоимостью 4 500 рублей. При желании можно посетить Раифский и Свияжский монастыри — за дополнительные 5 300 рублей.

Владимир Головин устраивает для паломников экскурсии по Болгару и Казани. Фото ansobor.ru

О причине Боговоплощения

Аз есмь Альфа и Омега (Откр. 1:8)

Воплощение для искупления

Х ристианское благовестие изначально было вестью о спасении. О Господе свидетельствовали прежде всего как о Спасителе, искупившем люди Своя от рабства греху и тлению. Раннехристианское богословие рассматривает Воплощение именно в перспективе искупления. Ошибочные представления о Личности Христа, с которыми приходилось бороться древней Церкви, она сурово критиковала и отвергала именно потому, что они могли пошатнуть веру в искупление человека. Смысл спасения Церковь видит в восстановлении нарушенной связи человека с Богом, а это значит, что Искупитель — одновременно и Бог, и Человек: иначе воссоединение было бы невозможно. Такова основная мысль свт. Афанасия в полемике с арианами, свт. Григория Богослова в борьбе с аполлинаризмом и других церковных писателей IV и V веков. «То спасается, что соединяется с Богом», — говорит свт. Григорий Богослов. Отцы Церкви постоянно подчеркивают искупительный смысл Воплощения. И причину, и следствие Воплощения они определяют как искупление человека и возврат его к изначальному состоянию, утраченному после грехопадения. Воплотившийся упразднил и изгладил грехи человечества; сделать это мог только Он, обладающий одновременно и Божественной, и человеческой природой.

С другой стороны, нельзя утверждать, что Отцы Церкви считали спасение единственной причиной Воплощения, то есть полагали, что если бы человек не согрешил, Воплощения не произошло бы вообще. Отцы Церкви не ставили вопроса в такой форме. Проблема изначальной причины Воплощения в ту эпоху вообще не обсуждалась. Отцы Церкви не затрагивали тему связи между тайной Воплощения и изначальной причиной Творения и никогда специально не занимались этим вопросом. «Наверное, справедливо будет заметить, что идея Воплощения, не связанного с грехопадением, вполне согласуется с общим строем византийского богословия. Некоторые высказывания Отцов свидетельствуют о том, что они осознавали и, возможно, обсуждали эту проблему». Эти «высказывания Отцов» предстоит еще собрать и изучить. Цитатами из тех же Отцов можно доказать и противоположное мнение. Недостаточно просто подобрать цитаты, вырывая их из контекста и игнорируя обстоятельства, при которых было написано то или иное сочинение. Многие «высказывания Отцов» имеют конкретную полемическую направленность: их, произнесенных «по случаю», надо использовать с величайшей осторожностью и аккуратностью. Установить истинный смысл каждого замечания мы можем только из контекста, приняв во внимание целостное мировоззрение автора.

Читать еще:  О чем мечтал василий блаженный. Великие сумасшедшие

Мнения западных богословов

Руперт из Дойтца (ум. 1129), судя по всему, первым из средневековых богословов формально поставил вопрос о причине Воплощения. Его идея заключалась в том, что Воплощение было частью изначального плана Творения и, следовательно, не было связано с грехопадением. Воплощение, в его восприятии, завершало исходный творческий замысел Господа: оно само являлось целью и вовсе не было лишь спасительным лекарством от человеческих грехов. Гонорий Отенский (ум. 1152) придерживался того же мнения. Знаменитейшие латинские доктора XIII века — такие, как Александр из Гэльса и Альберт Великий — также считали подход к Воплощению как к независимому от грехопадения Божию деянию наиболее приемлемым.

Иоанн Дунс Скот (ок. 1266–1308) выработал на этот счет целую концепцию с чрезвычайной аккуратностью и совершенством логики. Для него Воплощение, не связанное с грехопадением, — не просто наиболее вероятная гипотеза, но существенный пункт вероучения, который необходимо постоянно иметь в виду. В его понимании Воплощение Сына Божьего — причина всего Творения. В противном случае, считал он, сие величайшее действие Господне было бы чем-то непредвиденным и «случайным». «Если бы грехопадение было причиной пришествия Христа, из этого следовало бы, что величайшее дело Божие было только случайностью; но слава всей твари не так велика, как слава Христа, и кажется нелепым предполагать, что Господь отказался бы от Своего деяния из-за праведности Адама, если бы тот не согрешил».

В целом для Дунса Скота стоит вопрос о порядке внутри Божественного предопределения, то есть о последовательности мыслей на предвечном Совете. Христос Воплотившийся является первой и основной целью творческой воли Бога, и именно ради Христа была произведена вся тварь. «Воплощение Христово не было задумано случайно, Божие предвидение искони имело его непосредственной своей целью. Таким образом, говоря о предопределении, следует сказать, что Христос Вочеловечившийся был предопределен прежде всего, так как Он находится ближе всех к конечной цели». Последовательность «целей», последовательность внутри предвидения, безусловно, чисто логическая. Дунс Скот в первую очередь подчеркивает, что Воплощение было первоначальным, ни от чего не зависящим Божественным замыслом, входящим в целостную картину Творения.

Фома Аквинский (ок. 1225–1274) также достаточно подробно обсуждал эту проблему. Все доказательства, полагал он, на стороне той идеи, что «Господь воплотился бы несмотря ни на что» — вне зависимости от грехопадения, — и как аргумент Фома цитировал блаж. Августина: «Говоря о воплощении Христа, необходимо иметь в виду многое помимо освобождения от греха» (De Trin. XIII, 17). Однако Аквинат не смог найти ни в Писании, ни в творениях Отцов Церкви однозначного подтверждения такой точки зрения; поэтому он всё-таки склонялся к мысли, что Сын Божий не воплотился бы, если б первый человек не согрешил. «Хотя Господь мог воплотиться и без появления греха, всё-таки более верным представляется то, что, если бы человек не согрешил, Господь бы не воплотился, ибо в Священном Писании указывается только одна причина Воплощения — грех первого человека». Человек способен постичь неизреченные тайны Божественной воли, только если они отчетливо разъяснены в Библии, «только в той степени, в какой они переданы в Священном Писании», или, как говорит Аквинат в другом месте, «постольку, поскольку мы узнаем это от святых, через слова которых Господь открыл нам свою волю». И на вопрос о причине Воплощения верный ответ ведом лишь Христу: «Истину здесь может знать только Он — родившийся и вольно принесший Себя в жертву».

Бонавентура (1221–1274) также соблюдал осторожность в этом вопросе. Сравнивая две гипотезы — что Воплощение не связано с грехопадением и что оно прямо зависит от него — он заключает: «Оба мнения, по различным причинам, порождают в душе преклонение: первое созвучнее доводам разума, однако, второе более отвечает благоговению веры». Правильнее было бы полагаться на прямые свидетельства Священного Писания, а не на законы человеческой логики.

За Дунсом Скотом последовало большинство богословов францисканского ордена и немало других философов, таких как Дионисий Картузианский, Габриель Биль, Джон Уэссель и, во времена Тридентского собора, Джакомо Наккьянти, епископ Кьоджии (Jacobus Naclantus), а также кое-кто из ранних реформаторов — например, Андреас Озиандер. Их мнение подвергалось резкому осуждению со стороны всех остальных ученых, причем не только убежденных томистов; в семнадцатом веке о данной проблеме много спорили как римо-католики, так и протестантские богословы. Среди католических сторонников независимости Воплощения особо следует отметить Франциска Сальского и Мальбранша. Мальбранш решительно отстаивал идею метафизической необходимости Воплощения, идею Воплощения, никак не связанного с грехопадением; ибо иначе, считал он, не было бы никакой разумной причины для акта Творения вообще.

В среде католических богословов до сих пор существует противостояние, порой достаточно острое, и вопрос так и не разрешен. Что же касается англикан, в прошлом веке епископ Уэсткотт энергично защищал идею «абсолютности» Воплощения в своем блестящем эссе «Евангелие Творения».

Наконец, ныне покойный отец Сергий Булгаков также твердо держался того убеждения, что Воплощение должно рассматриваться как изначальная воля Господа, предшествовавшая катастрофе грехопадения.

Мнение святого Максима Исповедника

В ходе этого многовекового спора можно наблюдать постоянные отсылки к свидетельствам Отцов Церкви. Но, как ни странно, в этих сборниках цитат отсутствует самая важная.

Поскольку вопрос об исходной причине Воплощения в эпоху Отцов непосредственно не обсуждался, большинство текстов, используемых в позднейших спорах, не дают никаких прямых указаний. И, кажется, единственным из Отцов, кто действительно затронул эту проблему — хотя и в ином контексте, нежели средневековые западные богословы — был преп. Максим Исповедник (580–662).

Максим Исповедник решительно утверждает, что Воплощение — первая и безусловная цель Творения. Как совершилось Воплощение, соединившее Божественное величие с человеческой бренностью, — непостижимая тайна; но мы можем понять причину и цель этого деяния Божия. И эта изначальная причина, и конечная цель, по мнению преп. Максима, — именно само Воплощение, с последующим нашим вхождением в Тело Воплотившегося. Свою мысль преп. Максим излагает с предельной ясностью и определенностью. Обратимся к шестидесятому вопросу из «Вопросоответов к Фалассию», являющемуся толкованием 1 Пет. 1:19–20: «Христа, как непорочного и чистого Агнца, предуведенного еще прежде создания мира. ». Следует вопрос: «Кем предуведенного?» Отвечая, преп. Максим прежде всего кратко излагает православное учение о Личности Христа, после чего продолжает: «Это есть Божественный конец, ради которого и возникло всё (тварное бытие). Это есть Божественная цель, задуманная (Богом) еще до начала сущих, которую мы определяем таким образом: она есть заранее продуманный (Богом) конец, ради которого существуют все (тварные вещи), но который сам существует не ради какой-нибудь одной из них. Имея в виду этот конец, Бог и привел в бытие сущность (всех) сущих. Это есть, в подлинном смысле слова, предел Промысла, а также тех (тварей), о которых Он промышляет, — тот предел, согласно которому происходит возглавление в Боге (всех существ), созданных Им. Это есть объемлющее все века таинство, открывающее сверхбеспредельный и великий Совет Божий, бесконечно и беспредельно предсуществующий векам, Ангелом которого было Само сущностное Слово Божие, ставшее Человеком. Оно явило, если позволительно так сказать, самое глубинное основание Отеческой Благости и показало в Себе Конец, ради которого, как очевидно, твари и восприняли начало своего бытия. Ибо через Христа, или через таинство по Христу, все века и то, что в этих веках, приняли и начало, и конец своего бытия. Ведь еще до веков было продумано (Богом) соединение предела и беспредельности, меры и безмерности, края и бескрайности, твари и Творца, движения и покоя — то соединение, которое было явлено во Христе в конце времен» (Quaest. ad Thalass., 60; PG 90, 621 A–B).

Необходимо четко различать вечное бытие Логоса в лоне Святой Троицы и домостроительство Его Воплощения. «Предвидение» относится именно к Воплощению: «Потому Христос был предопределен — не таким, какой Он есть по Своей природе, но таким, каким позднее воплотился по домостроительству нас ради» (PG 90, 624D). Указание на «безусловное предопределение Христа» совершенно очевидно.

Это убеждение целиком соответствует общему характеру богословской мысли Максима, и он не раз возвращается к нему — как в ответах Фалассию, так и в «Амбигве». Например, в связи с Еф. 1, 9 преп. Максим говорит: «Своим Воплощением Он показал нам, чего ради мы были сотворены и благоволение о нас Бога прежде всех век» (PG 91, 1097C). Человек по самому своему устройству предвосхищает в себе «великую тайну Божественного замысла» — исполнение всей твари в Боге. Вся история Божественного Промысла делится для преп. Максима на два этапа: первый достигает вершины в Воплощении Логоса и является историей нисхождения Бога к людям («через Воплощение»), второй — история восхождения человека к славе обoжения, так сказать, распространение Воплощения на всю тварь. «Итак, разделим и мы в мысли века и определим одни как относящиеся к таинству божественного Вочеловечивания, а другие — как относящиеся к благодати человеческого обoжения. Короче говоря, одни из веков относятся к Божиему снисхождению к людям, а другие — к восхождению людей к Богу. Или лучше: начало, середина и конец всех веков, прошлых, настоящих и будущих, есть Господь наш Иисус Христос» (Quaest. ad Thalass., 22; PG 90, 320B–C).

Окончательное совершение и исполнение для преп. Максима связано с изначальной творческой волей и намерением Бога: таким образом, его концепция строго «теоцентрична» и в то же время — «христоцентрична». В ней, однако, ни на минуту не забывается о тяжкой реальности греха и бесконечной горести греховного существования. Преп. Максим не перестает подчеркивать необходимость обращения и очищения воли, необходимость борьбы со страстями и злом. Но он, тем не менее, пытается взглянуть на трагедию грехопадения и отступничества твари в свете изначального замысла и предвидения Божия.

Заключение

До какой степени мнение преп. Максима является определяющим? Только ли это его личное суждение, и насколько авторитетны такие суждения? Совершенно очевидно, что на вопрос об исходной, основной «причине» Воплощения можно дать не более чем гипотетический, «приемлемый» ответ. Однако многие богословские положения суть такие «гипотезы» или «теологумены». Представляется, что теория Воплощения, независимого от грехопадения, по меньшей мере допустима в православном богословии; она находится в хорошем согласии с общим направлением святоотеческой мысли. И корректно разрешить вопрос о причине Воплощения можно лишь в контексте целостного учения о Творении.

Ректор Международного Института Социальной экологии Вячеслав Губанов вспоминает:

«Однажды, когда я был у него в келии, он подарил мне Библию.

А я как раз искал, где бы её купить. (В то время Библий в продаже почти не было).

Я хотел подарить её своим знакомым.

Он, как будто угадав моё желание, достал из ящика картонного, в котором у него было много книг, Библию.

Потом он достал откуда-то географические карты к Библии и изображения икон.

Я был рад изображениям икон, потому что занимался тогда иконописью и реставрацией.

Но зачем мне эти карты? Зачем он мне их подарил?

Да ещё и убеждал взять их.

Выйдя от батюшки, я сел на лавку, чтобы собраться с мыслями перед возвращением, упаковать подарки.

Неподалёку сидел мужчина — видно, что приезжий, издалека.

Он посмотрел на меня зорко и потом стал бросать вопрошающие взгляды.

Оказалось, что ему были очень нужны именно карты к Библии.

Я охотно отдал ему, благодаря Бога, что помог неизвестному человеку»

«В другой раз, одна женщина пришла к батюшке Науму брать благословение:

— Я хочу в геологическую партию, будем собирать минералы, — сказала она.

— Зачем тебе в партию. — спросил он.

— Деньги нужны, у меня долг несколько сотен рублей.

— Нет, не благословляю, нет тебе пути в геологическую партию.

Она чуть не плакала. Денег достать было неоткуда.

— Нет, нет, — повторял батюшка.

— Тебе это не поможет. Пожалуй, и лотерейные деньги тебе не помогут, — сказал он, задумчиво глядя вдаль. — Бог поможет, иди домой.

«И зачем это он мне про деньги лотерейные говорил», — думала она, возвращаясь домой.

— «Ах, да, у меня же есть лотерейные билеты! На сдачу дали», — вспомнила она.

Самое удивительное, что уже был розыгрыш лотереи, нашлась газета с выпавшими счастливыми номерами, она проверила и ахнула: выигрыш!

Вот так батюшка Наум! Но… лотерейных денег не хватало для покрытия долга!

Радость омрачилась. Но не надолго.

Неожиданно раздался звонок: пришёл гость и достал деньги — отдать старый долг.

Это уже было чудо. Она и забыла об этом долге.

И вот теперь всё вместе сошлось».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector