0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проблема мышления в немецкой классической философии. Проблемы познания в философии И

Важнейшие проблемы немецкой классической философии

Тема. Немецкая классическая философия

  1. Важнейшие проблемы немецкой классической философии
  2. Критическая философия И. Канта.
  3. Система абсолютного идеализма Г. В. Ф. Гегеля.
  4. Антропологический материализм Людвига Фейербаха.

Важнейшие проблемы немецкой классической философии

Немецкая философия (к. 18 в. — первая половина 19 в.) — уникальное явление мировой философии

• В течение 50-ти лет ей удалось глубоко исследовать проблемы, веками мучающие человечество, и прийти к таким выводам, которые определили все будущее развитие философии.

· НФ дает миру целую плеяду ярких, самобытных, выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии и оказали существенное влияние не только на европейскую, но и на мировую культуру (Кант, Фихте, Гегель, Маркс, Энгельс, Шопенгауэр, Ницше и др.).

· Ей удалось совместить в себе почти все известные в тот период философские направления — от субъективного идеализма до вульгарного материализма и иррационализма.

Немецкая классическая философия разработала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о целостном явлении.

1) Философия – это строгая, систематическая, автономная наука, характеризующейся высокой степенью абстрагированности. НКФ значительно обогатила логико-теоретический аппарат философии.

2) Исторический подход: впервые появляется толкование истории как целостного процесса. Человек понимается как культурно-историческое существо, т. е. создающее себя в обществе и истории (Г. В. Ф. Гегель, К. Маркс).

3) НКФ впервые поставила вопрос о сущности знания: «Что есть знание?». Изучение познания как особой деятельности, подчиняющейся своим собственным законам (И. Кант).

4) Впервые в истории философской мысли создается целостная диалектическая концепция развития, новый по отношению к метафизике метод мышления и познания (Г. В. Ф. Гегель). Все существующее представляется в виде системы на основе идеального первоначала, которое развивается поступательно, согласно диалектическим законам.

5) НКФ формирует целостный взгляд на бытие природы, человека и общества как на единое взаимозависимое целое (синтезируя онтологию, гносеологию, антропологию, социальную философию и др.).

Выдающимися представителями немецкой классической философии были

Иммануил Кант (1724 — 1804)считается основоположником немецкой классической философии.

Иоганн Готлиб Фихте (1762 — 1814) внес большой вклад в разработку концепции субъективного идеализма, согласно кото­рой единственной и главной реальностью для человека является он сам, его сознание (так называемая «Я-концепция»).

Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775 — 1854) глубоко обосновал понима­ние природы с позиций объективного идеализма, выдвинул идею, согласно которой свобода и правовой строй изначально заложены в природе.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 — 1831).

Людвиг Андреас Фейербах (1804 — 1872).

NB Необходимо различать представителей НФ (Кант, Фихте, Гегель, Маркс, Энгельс, Шопенгауэр, Ницше и др.) и НКФ (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах).

В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:

• объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель);

• субъективный идеализм (Фихте);

2. Критическая философия И. Канта (1724-1804)

Иммануил Кант – родоначальник немецкой классической философии.

Исходным пунктом его воззрений является утверждение о том, что прежде, чем познавать мир, надо выяснить можем ли мы его в принципе познать. Если да, то насколько. Необходимо установить возможности нашего познания, его границы.

Главное познавательное орудие – это разум, стало быть, прежде всего, необходимо выяснить способности и возможности нашего разума.

Всесторонне их исследование Кант назвал критикой, а философия, по его мнению, должна быть не постижением внешнего мира, а критикой разума, т. е. изучением его устройства, специфики и законов.

И. Кант говорил, что к такому выводу его подтолкнуло учение Давида Юма, который «разбудил его от догматического сна».

Вспомним утверждение последнего, что мир скрыт от нас и поэтому знание возможно не о нем, а о своих собственных состояниях (ощущениях, чувствах, мыслях) или что предметом философии может быть доступная нам субъективная реальность, но ни в коем случае – не объективная.

Так же полагал и И. Кант: откуда нам знать каков мир, если мы имеем дело не с ним самим, а с его отражением в нашем сознании, в силу чего последнее и должно стать главным объектом философского внимания.

В развитии философских воззрений Канта выделяют два качественно различных периода:

1) «Докритический» (до 1770 г.) философский интерес И. Кан­та был направлен на проблемы естествознания и природы (проблемы онтологии: вопросы происхождения и развития Вселенной).

Новаторство И. Канта при исследовании данных проблем заключается в том, что он был одним из первых философов, который, рассматривая данные проблемы, большое внимание уделил проблеме развития.

Водоразделом между этими двумя периодами является 1770 г., когда (в возрасте 46-ти лет) И. Кант защищает профессорскую диссертацию «О форме и принципах чувственного и умопостигаемого миров», в которой принципиально пересматривает свои позиции по ряду фундаментальных вопросов, и, прежде всего, по вопросу пространства и времени.

Читать еще:  Рождество святой богородицы что нельзя делать. Рождество богородицы - история, смысл праздника, что можно и что нельзя делать в это день

С позиций материализма И. Кант переходит на позиции субъективного идеализма. Пространство и время трактуются теперь не как объективные формы внешнего мира, а как априорные, т. е. доопытные, присущие сознанию формы созерцания.

2) «Критический» (на первый план выходят проблемы гносеологии: исследование познавательных возможностей человека, границ познания, структуры мышления и этика).

Свое наименование критический период получил в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных фило­софских произведений Канта:

«Критика чистого разума» (1781), где излагает свои взгляды на процесс познания и свое отношение к предшествующей философии, (гносеология).

«Критика практического разума» (1788) — этика,

«Критика способности суждения» (1790) — эстетика.

Основу этих работ составляет учение о «вещах-в-себе» (ноуменах) и «явлениях» (феноменах).

«Вещь в себе» — одно из центральных понятий всей филосо­фии Канта. Это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.

В «Критике чистого разума» (1781) Кант отстаивает идею агностицизма.

Величайшая заслуга Иммануила Канта заключается в том, что он предложил решение парадоксальной задачи теории познания, которая издавна разделяла мыслителей на приверженцев эмпиризма и рационализма.

До И. Канта трудность процесса познания определялась объектом познания, т. е. окружающим миром, который содержит в себе множество неразгаданных тайн. Кант же предположил, что причиной этой трудности является сам человек, а точнее его разум.

Познавательные способности разума ограничены. Разум постоянно наталкивается на неразрешимые противоречия в процессе познания (антиномии: ограниченность пространства; простое / сложное; свобода / причинность; наличие Бога).

С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий — разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, — доказательство наличия границ познавательных способностей разума.

И. Кант задается вопросом: «Почему до сих пор философские системы дискутируют между собой, и не было выдвинуто единой, общей концепции?». Согласно Канту, сами философы имели неправильное представление о задачах философии.

До сих пор философы исследовали мир с помощью разума, но не исследовали сам разум, т. е. не исследовали сам инструмент познания. Поэтому всю предыдущую философию И. Кант называет догматикой, слепо верящей в способности разума, хотя эти способности никто не проверял:

«Вся предшествующая философия не была наукой и потому была лишь рассуждением на философские темы».

Предметом философии должно стать не изучение мира и его структуры, а исследование познавательных способностей человека.

Кант выделяет два метода познания:

1) догматический (характерный для предшествующей философии) — сводился к выдвижению некоторых положений о мире;

2) критический, который разработал сам Кант и который состоит в исследовании условий возможности познания.

Для исследования условий возможности познания Кант вводит следующие различия.

Знание

По природе происхождения

· априорное (внеопытное, доопытное) — доопытное, то есть то, которое сущест­вует в разуме изначально и не требует никакого опытного дока­зательства.

Например: «Все тела протяженные», «Человеческая жизнь протекает во времени», «Все тела имеют массу». Любое изэтих положений очевидно и абсолютно достоверно как с опыт­ной проверкой, так и без нее. Нельзя, например, встретить тело, не имеющее размеров или без массы, жизнь живого человека, протекающую вне времени. Только априорное (доопытное) зна­ние абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами все­общности и необходимости.

· апостериорное (опытное, эмпирическое) — то знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только предпо­ложительным, поскольку каждое такое утвержде­ние необходимо проверять на практике.

Например, чело­век из опыта знает, что все металлы плавятся, однако теоретиче­ски могут встретиться металлы, не подверженные плавлению; или «все лебеди белые», но иногда в природе могут встретиться и черные, следовательно, опытное (эмпирическое, апостериор­ное) знание может давать осечки, не обладает полной достовер­ностью и не может претендовать на всеобщность.

Опытное знание единично, случайно, априорное – всеобще и необходимо.

Следует оговориться: теория Канта об априорном (изначально истинном) знании была полностью логичной в эпоху Канта, однако открытая А. Эйнштейном теория относительности поставила ее под сомнение.

Знание

· аналитические (разъясняющие, уточняющие)— суждения, в которых мы относительно субъекта высказываем нечто такое, что в нём уже содержится (разъясняющие, уточняющие):

«Любой холостяк не женат»

«Квадрат имеет четыре угла»

· синтетические (расширяющие, информативные)— суждения, расширяющие познание. В них не раскрывается содержание подлежащего, а присоединяется нечто новое (расширяющие, информативные):

«Вторая мировая война закончилась в 1945 году»

Вводит различие между терминами:

Трансцендентный (абсолютный, ноумен, вещь-в-себе) (лат. transcendere – превосходить, выходить за пределы) – пребывающий за пределами чувственного опыта, нечто недоступное человеческому восприятию.

Трансцендентальный (априорный, доопытный, надиндивидуальный) – имманентный человеческому сознанию (присущий изначально); то, что, что не постигается в опыте, что предшествует ему и служит опорой опытному восприятию.

Читать еще:  «Кризис совести»: как свидетель Иеговы стал свидетелем православия

Трансцендентальными являются априорные формы познания, которые обуславливают и определяют возможность всякого опыта, они организовывают наше познание.

· чувственности: пространство и время

· рассудка: категории (субстанция, количество и качество, причинность, единство, множество, реальность, отрицание, причина и действие, возможность и невозможность и др. (всего их 12))

· разума: идеи (идея Бога, бессмертия души, свобода, необходимость, часть, целое).

Таким образом, трансцендентальное противостоит

1) эмпирическому, апостериорному, которое оно систематизирует,

Основные проблемы и идеи классической немецкой философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 22:46, реферат

Краткое описание

Немецкая классическая философия стала одной из вершин развития мировой философии. Она отразила особенности и противоречия Германии, страны, отсталой в социально-экономическом положении, раздробленной на мелкие княжества, расколотой Реформацией и Контрреформацией на католическую и протестантскую церкви, ослабленную Крестьянской войной, в которой немецкая буржуазия не победила силы феодализма, страны, в которой возрождается идеалистическая философия. Но в ней начинает развиваться диалектика, почти забытая со времён греков. Эта особенность немецкой классической философии была отражением компромисса немецкого общества. Немцы сами не смогли осуществить буржуазную революцию. За них это сделали французы, отменившие все феодальные порядки, когда вступали войска Наполеона.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Общее понятие немецкой классической философии.
2. Основные проблемы и идеи классической немецкой философии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат философия.doc

Шеллинг (1775-1354) — известный немецкий философ. Его взгляды менялись, что позволяло выделять четыре периода в развитии его философии: натурфилософский (90-е годы), трансцендентального идеализма (1800г.), «Философия тождества» (первое десятилетие) и философию откровения (последние годы жизни).

В первый период Шеллинг вводит в философию природу, которую он представляет как единство противоположностей в виде мирового закона (полярность полюсов магнита, противоположные электрические заряды, кислота и щёлочи). Противоположности порождены живой силой, бессознательным духовным началом.

Во второй период Шеллинг дополняет свою натурфилософию трансцендентальной философией, выводя природу из субъективно-идеалистического начала — из Я, из непосредственного созерцания субъектом объекта (природы). Сознание через ощущения, рефлексию восходит к воле, к практическому Я, доходит до высшей формы нравственного действия, как единства необходимости и свободы. Два периода в развитии философии приводят Шеллинга к философии тождества природы и духа, ставшей основой всей его философии. Всё существующее, по Шеллингу есть абсолютный разум, в котором объект и субъект едины и нерасторжимы. В Абсолюте тождественно всё. Раздвоение начинается с перехода от единого к множественному. Абсолют — не дух и не природа. Он даёт Вселенную. Мир конечен и преходящ. Абсолют — вечен. Он возможность всего. Порождение Вселенной из Абсолюта – иррационально. Это акт, не поддающийся рациональному познанию. Акт бессознательной воли. Если между первыми тремя периодами в философии была взаимосвязь, то в четвертый период Шеллинг переходит на позиции теософии, соединяя философию, мифологию и религию. Философия Шеллинга в этот период успеха не имела. Шеллинг оказал большое влияние на Гегеля (своего современника) своей диалектикой природы и на философию жизни (Ницше) главным образом своим иррационализмом. Шеллигианство было распространено в России.

Большим постижением всей философской мысли стала Философия Гегеля (1770-1831). Гегель обобщил многие рациональные идеи немецкой классической философии в области диалектики и разработал свой диалектический метод, хотя и на идеалистической основе. Гегель выступил с критикой субъективного идеализма Фихте и агностицизма Канта, заявив, что мир познаваем и не познаваемых «вещей в себе» не существует.

Гегель в качестве первоначала берет объективно- идеалистическую абсолютную идею, которая в своем развитии проходит три ступени: Логическую идею (до сотворения природы); Природа или инобытие идеи; Дух, являющийся не результатом развития природы, а своим собственным результатом, который тоже проходит три ступени: Субъективного духа (индивидуального сознания); Объективного духа (право, мораль, нравственность) и Абсолютного духа (искусство, религия, философия), на которой абсолютная идея приходит к познанию самоё себя. Такова была общая конструкция философии Гегеля. Но в рамках её идеализма самым ценным оказалось рассмотрение всего в виде процесса развития во всеобщей взаимной связи, во взаимопереходах.

Гегель в силу своего идеализма описывал не процесс развития мира, а движение, саморазвитие своей абсолютной идеи. При этом в описании самодвижения абсолютной идеи он высказывает гениальные идеи в теории диалектики. Он развивает идеи Канта, Фихте, Шеллинга: говорит о большой роли противоречия в развитии, о роли скачков в развитии, используя принцип триады, выводит свою систему категорий: бытие и ничто даёт становление, качество – количество — меру. Гегель, выводя категории друг из друга, исследует их взаимопереходы и взаимосвязи, причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительности, общего и особенного, единичного. Все три части «Науки логики», включающие учение о бытии, о сущности и о понятии, содержат разработку диалектического метода — диалектическую логику. В этом состояло рациональное зерно философии Гегеля — в диалектике. Основным недостатком гегелевской философии был её идеализм, основным противоречием — противоречие между диалектическим методом, рассматривающим всё в процессе возникновения и уничтожения, в развитии, и метафизической системой философии Гегеля, понимаемой им как абсолютной истины, дальше которой познавать было нечего, только уточнять и пояснять. В лице его философии абсолютная идея, познав себя, исчерпала познание. Это противоречие будет разрешено Марксом и Энгельсом. Они откажутся от всякой претензии на абсолютное и исчерпывающее познание, освободят рациональное зерно гегелевской философии от идеализма и метафизики. Не их вина, что в их методе снова создадут новую схоластику и поведут борьбу с открытиями в науке, превратят философию в служанку идеологии, превратив в новую религию.

Читать еще:  Земные поклоны в алтаре. Насколько обоснованы запреты земных поклонов в выходные и праздники? Когда по уставу не положено совершать поклонов

Фейербах (1804-1872) — выдающийся немецкий философ и единственный представитель материализма в немецкой классической философии. Фейербах выступил с критикой идеализма и религии, разработал материалистическое учение о природе познания и человеке. Он подверг критике Гегеля за отрыв мышления от человека и превращение его в безличный разум. Идеализм, по Фейербаху — это рационализированная религия. Философия должна расторгнуть союз с религией и заключить с естествознанием. Самым универсальным предметом философии является человек. Философия должна стать учением о человеке, антропологией. Человека Фейербах рассматривал как существо природное, физиологическое, вне связи с историей. Он отрицал какой-либо дуализм души и тела. Мышление не может творить материю, наоборот сама материя на определенной ступени порождает сознание. Фейербах выступал против распространённой в то время формы материализма – вульгарного материализма, сводившего сознание к материальным процессам в коре головного мозга, считавшего и мысль материальной. Поэтому Фейербах называл свою философию не материализмом, а антропологией. Но его философия была материалистической и представляла собой высший этап в развитии домарксовского материализма. Фейербах не сводил все формы движения к механическому движению, но не смог преодолеть метафизического характера старого материализма. Он много говорил о значении открытой Гегелем диалектики, но сам применить её к своему учению о природе и человеке не смог. Поэтому его материализм остался метафизическим. В понимании истории развития общества Фейербах тоже остался на идеалистических позициях, не дойдя до материалистического понимания истории развития человеческого общества. Фейербах, критикуя идеализм, подвергал критике и религию, считая её порождением страха человека перед стихийными силами природы и жизни людей. Бог — отчуждённая сущность человека. Религия вредна и реакционна, так как парализует стремление человека к лучшей жизни в этом мире. Но Фейербах хотел не устранения религии, а её замены религией без бога, религией любви человека к человеку. Свою философию Фейербах называл философией будущего. Фейербах — выдающийся философ, сыгравший большую роль в Германии и в Европе. Благодаря его философии многие мыслители освобождались от идеализма.

2. Основные проблемы и идеи классической немецкой философии.

Немецкая классическая философия разработала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о целостном явлении. Она:

  • повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности;
  • особое внимание уделила проблеме развития;
  • значительно обогатила логико-теоретический аппарат философии;
  • взглянула на историю как целостный процесс.

Выдающиеся немецкие философы того времени выдвинули следующие идеи:

Иммануил Кант (1724 – 1804):

дал объяснение возникновению Солнечной системы в силу естественных причин на основе законов Ньютона – из вращающейся туманности разряженных в пространстве частиц материи;

выдвинул теорию о наличии границ познавательной способности человека и невозможности познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего («вещей в себе»);

выдвинул учение о категориях – основополагающих, предельно общих понятиях, которыми оперирует философия;

сформулировал моральный закон («категорический императив»);

выдвинул идею о «вечном мире» в будущем, основанном на экономической неэффективности войны и ее правовом запрете.

Георг Гегель (1770 – 1831) отождествил бытие и мышление, выдвинул учение об абсолютной идее, независимой от сознания и являющейся первопричиной всего сущего, материального мира, и тем самым глубоко обосновал концепцию объективного идеализма, распространенную в ряде стран Запада.

Исключительная заслуга Гегеля перед философией – разработка диалектики – учения о всеобщем развитии, его основных законов и принципов.

Иоган Фихте (1762 – 1814), наоборот, внес большой вклад в разработку концепции субъективного идеализма, согласно которой единственной и главной реальностью для человека является он сам, его сознание (так называемая «Я – концепция»).

Фридрих Шеллинг (1775 – 1854) глубоко обосновал понимание природы с позиций объективного идеализма, выдвинул идею, согласно которой свобода и правовой строй изначально заложены в природе.

Людвиг Фейербах (1804 — 1872) был представителем материалистического направления в немецкой классической философии. Фейербах подверг критике идеализм и выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира. В своей философии Фейербах выступал как полный атеист, доказывал отсутствие Бога, его искусственность, выдуманность людьми, перенесением на личность Бога нереализованных человеческих идеалов.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector