1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Презентация на тему по философии материализм. Материализм и идеализм в науке

Содержание

Презентация на тему Материализм и идеализм в науке

Презентация на тему Презентация на тему Материализм и идеализм в науке, предмет презентации: Философия. Этот материал содержит 21 слайдов. Красочные слайды и илюстрации помогут Вам заинтересовать свою аудиторию. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций ThePresentation.ru в закладки!

  • Главная
  • Философия
  • Материализм и идеализм в науке

Слайды и текст этой презентации

Материализм и идеализм в науке

Материализм и идеализм в науке

НАУКА* — специализированная когнитивная деятельность сообществ ученых, направленная на получение и использование в практике нового научного знания о различного рода объектах, их свойствах и отношениях.

*Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов

Система, теоретических, объективных знаний о действительности.
Вид общественной деятельности.
Как социальный институт регулирующий научную деятельность.
Общественная функция.*

А.П. Алексеев, Г.Г. Васильев Краткий философский словарь

Материализм и идеализм в науке

Научное знание должно отвечать определенным критериям:
Предметности;
Воспроизводимости;
Объективности;
Эмпирической и теоретической обоснованности;
Логической доказательности;
Полезности.

Материализм и идеализм в науке

Материализм – от лат. materiales вещественный
Теоретическая основа сводится к сведению сущего к материи.

Все что существует материально , хотя и необязательно вещественно.
Бытие определяет сознание.

Материализм и идеализм в науке

МАТЕРИЯ
1) любая объективная реальность как все то, что находится вне человеческого сознания;
2) такая объективная реальность, которая принципиально может быть зафиксирована (отражена, дана) с помощью человеческих ощущений (чувственных анализаторов);
3) объективный субстрат в виде вещества, т. е. то, что обладает свойствами иметь химическую структуру, вес, протяженность, способность к превращениям, движению и т. д.;
4) содержание сознания, полученное в результате внешнего опыта, в ходе взаимодействия чувственной ступени познания с внешним миром, с миром «не-Я»;
5) физическая реальность, то есть аспект бытия, знание о котором может быть получено с помощью использования физических методов и средств познания.

Материализм и идеализм в науке

Эпикур Фалес Демокрит

Материализм и идеализм в науке

Дени Дидро Джон Толанд Поль Анри Тири Гольбах

Материализм и идеализм в науке

Материализм и идеализм в науке

Людвиг Бюхнер Людвиг Фейербах Фридрих Энгельс

Георг Вильгельм Фридрих Гегель Карл Маркс В.И. Ульянов (Ленин)

Материализм и идеализм в науке

ДИАЛЕКТИКА
Философское учение о всеобщем характере развития, его основных закономерностях и их проявлении в различных сферах (мышлении, природе, обществе, духе).
Это понимание диалектики было введено и систематически развито Гегелем, а впоследствии было закреплено в марксистско-ленинской философии.

Материализм и идеализм в науке

Основные положения диалектики Гегеля:
Развитие может быть представлено в форме снятия, когда антитезис снимает тезис.
Отрицание;
Сохранение;
Подъем на более высокий уровень.
2. Труд выступает в качестве взаимного изменения человека и природы.
3. История трактуется как взаимный процесс формирования природы человека.

Материализм и идеализм в науке

МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Система мировоззрения, в основу которой положено понятие общественно-исторической практики, система деятельности по производству и воспроизводству жизни во всех ее социальных аспектах и проявлениях.
Первичным является господствующий в обществе способ материального производства, то есть тот или иной уровень развития производительных сил и производственных отношений.
Все остальные подсистемы общества вторичны по отношению к господствующему способу материального производства и так или иначе (адекватно или менее адекватно) обслуживают и выражают его (государство, политические и правовые институты общества, формы общественного сознания и мировоззрения — философия, религия, мораль, искусство и др.).

Материализм и идеализм в науке

Закон единства и борьбы противоположностей.
Закон перехода количественных изменений в качественные.
Закон отрицания отрицания.

Материализм и идеализм в науке

Идеализм – от лат. idea идея
Теоретическая основа сводится к первооснове духовного миру природы и всего сущего.

Сознание определяет быте.

Материализм и идеализм в науке

Классическая форма идеализма есть философия Платона. Особенность идеализма Платона, сводится к религиозно-мифологическими представлениями. В эпоху кризиса античного общества, развивается неоплатонизм, сросшийся не только с мифологией, но и с крайним мистицизмом. Эта особенность идеализма выражена в эпоху средневековья, когда философия полностью подчиняется теологии.

Материализм и идеализм в науке

Материализм и идеализм в науке

Августин Блаженный Фома Аквинский

Рене Декарт Иммануил Кант Дэвид Юм Джордж Беркли

Материализм и идеализм в науке

Материализм и идеализм в науке

Используемые источники:
1. С.А. Лебедев Философия науки: Словарь основных терминов / М.: Академический Проект, 2004. — 320 с.
2. А.П. Алексеев, Г.Г. Васильев Краткий философский словарь / М.: ТК Велби, Из-во Проспект, 2004. — 496 С.
3. Г. Скирбекк , Н. Гилье История Философии / Перевод с англ. С.Б. Крымского. — М.: ВАЛДОС, 2003. — 800 С.
4. Е.В. Ушаков Введение в философию и методологию науки. / М. : Кнорус, 2008. — 592 С.
5. Марксистско-ленинская философия. Диалектический материализм. / Изд. 2-е. Ред. Коллегия: А.Д. Макаров и д.р. М., 1971 . 335 С.

Материализм и идеализм в античной философии

Материализм и идеализм в античной философии. Материализм. Идеализм. Стихии: вода, земля, воздух, огонь и т.д. Апейрон (Анаксимандр), Атомы (Демокриг). Первооснова мира. Числа (Пифагор) Идеи (Платон). Закономер-ность мира. Осуществление воли, разума надприродного, сверхъестественного, божественного. Естественная, природная, сама по себе существующая. Источник знаний. Мир идей, воспоминания души об идеях вещей. Внешний вещественный мир. 27.

Слайд 28 из презентации «Философия человека» к урокам философии на тему «Философия человека»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке философии, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Философия человека.ppt» можно в zip-архиве размером 827 КБ.

Философия человека

«Смысл жизни» — А бойся равнодушных.». Честность Благородство Смелость Смысл человеческой жизни. Неверно Неверно Неверно Верно Верно Неверно. «Верное – неверное утверждение». И.С.Тургенев писал: «СЕБЯЛЮБИЕ – самоубийство. Три стороны жизни: Пескарь? Премудрый. Ирония. «В чём смысл жизни?» (по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»).

«Философия жизни» — Хайдеггер М. Письмо о гуманизме. Иррационализм Артура Шопенгауэра (1788-1860). Основные направления философии XIX-XXвв. Введение. Бертран Р. История западной философии. Камю А. Абсурдное рассуждение. Литература: М.: Интрада, 2001. 159с. Ясперс К. Схема мировой истории. Научное миропонимание.

«Философия образования» — Писали сочинения в стихах и прозе на латыни. С 7 до 14 лет служили пажом, потом — оруженосцем. Коменский Я.А. Сочинения. Идея университета. Обучение медицине и праву занимало еще примерно шесть лет. Кафедра стала устраиваться на возвышении, под балдахином. Универсальная методология науки, теоретическое обоснование научного знания.

«Свобода в деятельности человека» — 3. «Свобода» в Советском энциклопедическом словаре. 1 э т а п. Сообщения по теме урока: Основополагающий вопрос: Что означает для человека слово «Свобода»? 1. Образовательные: Сформировать знания учащихся по теме «Свобода в деятельности человека. Цели урока: Свобода в деятельности человека. 2 э т а п.

«Русская философия» — По Б. В. Емельянову, заинтересованность в читателе, слушателе, открытость философского знания. В анализ действительности привносится оценочный момент. По В. В. Зеньковскому, антропоцентризм русского философствования. Малые жанры, рецензии, статьи, открытые письма, философская публицистика. Тема человека.

«Сущность человека» — 11. В ХХ веке: Иррационалистическое представление о сущности человека стало наиболее распространенным. Социобиология — научное направление, изучающее влияние биологии на поведение человека. 4. Для всех специальностей. Марксизм отстаивал тезис о социальной природе человека. 12. 7.

Всего в теме «Философия человека» 23 презентации

Презентация на тему: МАТЕРИАЛИЗМ л. Фейербах и к. Маркс

Антропологический материализм Людвига Фейербаха Антропологический материализм Людвига Фейербаха 2. Карл Маркс: диалектический и исторический материализм

Читать еще:  Сами большой мечет в мире. Прекрасные мечети – нежные цветы Ислама

Единство мышления и бытия, о котором трактовала философия тождества Шеллинга и Гегеля, реально лишь в человеке – единственном субъекте мышления. Единство мышления и бытия, о котором трактовала философия тождества Шеллинга и Гегеля, реально лишь в человеке – единственном субъекте мышления. Но человека отличает от животных не только способность мышления: если бы он не отличался от животных в своих ощущениях, то не отличался бы от них и в мышлении. Сущность человека – это прежде всего чувственность, проявляющаяся в многообразии переживаний, стремлении к счастью, любви, т.е. жизни не только ума, но и сердца.

Человек осознаёт себя человеком лишь в общении, в основе своей – чувственном, с другим человеком: самосознание «Я» опосредовано сознанием «Ты». Самосознание, следовательно, сопровождается осознанием человеческой сущности как родовой: Человек осознаёт себя человеком лишь в общении, в основе своей – чувственном, с другим человеком: самосознание «Я» опосредовано сознанием «Ты». Самосознание, следовательно, сопровождается осознанием человеческой сущности как родовой: стремление к единению с другим («Я» с «Ты») пробуждает осознание принадлежности к роду, каковое и есть разум (= любовь); причём эта родовая сущность осознаётся как тождественная во всех индивидах и образующая их родовое единство.

Но между родовой сущностью человека и его индивидуальным существованием имеется противоречие: разум, например (вопреки Канту) ограничен лишь в индивиде, но не в роде. Но между родовой сущностью человека и его индивидуальным существованием имеется противоречие: разум, например (вопреки Канту) ограничен лишь в индивиде, но не в роде. Попыткой преодоления этого противоречия является религия.

Религия – не просто результат корыстного обмана (хотя её и используют в корыстных интересах) и невежества (хотя непонимание её корней и её действительной функции играет существенную роль в её возникновении и в сохранении её в существующей – «отчуждённой» – форме). Религия – не просто результат корыстного обмана (хотя её и используют в корыстных интересах) и невежества (хотя непонимание её корней и её действительной функции играет существенную роль в её возникновении и в сохранении её в существующей – «отчуждённой» – форме). Сущность религии – в перенесении родовой сущности человека, не реализуемой в индивидуальном человеческом существовании, на индивидуальное существо и в поклонении этому существу как своего рода «идеальному человеку».

В результате такого переноса это антропоморфное идеальное существо оказывается наделённым атрибутами человеческого рода, которых лишены действительные человеческие индивиды: бессмертием, могуществом, всеведением и пр., иными словами – традиционными атрибутами Бога монотеистических религий. В результате такого переноса это антропоморфное идеальное существо оказывается наделённым атрибутами человеческого рода, которых лишены действительные человеческие индивиды: бессмертием, могуществом, всеведением и пр., иными словами – традиционными атрибутами Бога монотеистических религий.

Но такое разрешение противоречия между сущностью и существованием человека ведёт к «отчуждению» – отрыву человеческой сущности от самого человека, противопоставлению первой второму и – сначала идеальному, а потом и реальному – порабощению человека плодом его собственной фантазии. Но такое разрешение противоречия между сущностью и существованием человека ведёт к «отчуждению» – отрыву человеческой сущности от самого человека, противопоставлению первой второму и – сначала идеальному, а потом и реальному – порабощению человека плодом его собственной фантазии. Это «отчуждение» должно быть преодолено: необходимо вернуть реальному, живому «ты» его законное место в мыслях, чувствах и сердце «Я», не по праву занятое Богом – этой проекцией вовне человеческих желаний.

презентация Основные философские понятия

Философия и мировоззрение. Предмет, функции и структура философии. Материализм и идеализм. Типология философских систем и учений. Мироздание, бытие, сущность, материя. Диалектика и детерминизм. Философские категории и методология. Познание и его формы.

Нажав на кнопку «Скачать архив», вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку «Скачать архив»

РубрикаФилософия
Видпрезентация
Языкрусский
Дата добавления26.02.2013
Размер файла772,1 K
  • посмотреть текст работы
  • полная информация о работе

Подобные документы

Предмет философии и эстетики. Идеализм и материализм. Философская антропология как школа. Процесс познания с точки зрения гносеологии. Сущность и формы бытия. Смысл понятия «материя». Абстрактное и конкретное мышление. Способности и свойства сознания.

шпаргалка [102,6 K], добавлен 02.05.2015

Мировоззрение, совокупность наиболее общих взглядов и представлений о сущности окружающего нас мира и месте человека в нем. Материализм, идеализм, дуализм — конфликтующие между собой философские мировоззрения. Философские категории в научной картине мира.

курс лекций [119,4 K], добавлен 15.02.2009

Повседневное, религиозное, философское и научное мировоззрение. Предмет и функции философии. Онтология, гносеология, методология. Соотношение сознания и материального мира. Наивный и метафизический материализм. Первые философские школы Древней Греции.

презентация [151,9 K], добавлен 09.10.2014

Сходство и различие религиозного и философского мировоззрения. Назовите исторические формы материализма, идеализма и диалектики. Качества философских знаний, синтез которых делает философию «наукой о мудрости». Внутренняя структура философии, ее теории.

контрольная работа [145,0 K], добавлен 21.04.2008

Общее понятие, предмет и функции философии. Характеристика и особенности античной философии, философских учений, развивавшейся в древнегреческом и древнеримском обществе. Философские идеи и мировоззрение представителей эпохи Возрождения и Нового времени.

реферат [182,5 K], добавлен 09.11.2010

Материализм и идеализм в философии

Есть не так много вопросов в философии, которые столь же фундаментальны и извечны, как вопрос о том, что первично – материя или сознание. Этот вопрос является одним из основных во всей философской науке, и он в значительной мере повлиял на ее развитие и углубление. Мыслители давно пытаются выяснить, что же произошло в самом начале и породило все многообразие жизни и мира. Другими словами, бытие ли определяет сознание или же наоборот? Последователей первой точки зрения называют материалистами, а тех, кто придерживается противоположных воззрений, – идеалистами.

Если суть этих двух философских направлений понять не так уж сложно, то разобраться во всех их нюансах, деталях и подтипах гораздо сложнее. Ориентироваться в теории как идеализма, так и материализма – дело не из легких, и обилие имен представителей обеих позиций, равно как и разнообразие терминов, может сбить с толку. В этой статье мы предлагаем вам вместе с нами попробовать разобраться в главных направлениях философской науки.

Давайте разберем суть обоих подходов к вопросу первичности сущего, их положения и предпосылки, а также познакомимся с их разновидностями и основными представителями. Начнем, пожалуй, с определений и прояснения сути отношения материи к сознанию.

В чем суть материализма и идеализма

Как было указано выше, материализм в корне отличается от идеализма в вопросе о том, что первично: бытие или сознание, материя или мышление. Поясним.

Материалисты убеждены, что материальное первично и объективно, в то время как сознание, мышление, духовное – суть производное этой формы бытия.Сознание зависит от материального и подчинено ему.

В противовес этому, идеалистическая направленность признает первичность мышления, сознания, идеи. Все материальное, все существующее явилось порождением, продуктом сознания, и, таким образом, внешний мир – суть отражение внутреннего. Единственно верным и существующим является то, что мы ощущаем, чувствуем, осознаем, а внешний мир и предметы – это проекция наших внутренних процессов, комбинации наших сенсорных ощущений. В обоих направлениях вопрос отношения мышления к бытию отличается в ряде моментов, и о них стоит поговорить отдельно.

Поскольку к данной теме неприменим строго научный принцип опровергаемости (фальсифицируемости), т.е. невозможно однозначно доказать или подтвердить одну из теорий и опровергнуть противоположную, сам вопрос тоже остается открытым. Споры о том, что было раньше, курица или яйцо, продолжаются по сей день и двигают познание вперед.

Теперь давайте познакомимся с основными представителями идеализма и его формами.

Идеализм

Внутри идеализма выделяют объективный и субъективный идеализм.Различаются эти две точки зрения своим взглядом на существующую материю. Объективный идеализм признает реальный, существующий мир, а наряду с ним и мир идей,некое мировое сознание. Последнее и является формирующим и определяющим все сущее. Те же, кто придерживается субъективного идеализма, считают, что реальность представляет собой лишь наши ощущения и восприятие, и все, что действительно есть, – это наш чувственный опыт, мысли и сознание. Таким образом, внешний мир существует лишь как отражение наших субъективных сенсорных восприятий и переживаний.

Читать еще:  Чтобы отличать добро от зла, разве нужна религия?

Идеализм уходит своими началами вглубь веков, в античную философию. Одним из первых апологетов такого подхода можно назвать Платона (V-IV вв. до н.э.), а среди философов Нового Времени — Лейбница (1646–1716) и Гегеля (1770–1831). Они представляли направление объективного идеализма и признавали наличие некоей души, которая все породила и господствует над всем материальным. Именно благодаря этому идеальному (= нематериалистическому), бестелесному, психическому началу человек способен понимать абстрактные и нематериальные явления, руководствоваться этикой и моралью, испытывать высокие чувства и переживать духовный опыт.

Те философы, которые стояли на позициях субъективного идеализма, настаивали на том, что окружающие нас предметы и мир являются не более чем производными от наших ощущений. К этим философам относились Джордж Беркли (1685–1753), Дэвид Юм (1711–1786), Иммануил Кант (1724–1804) и другие.

Многое в теории идеализма роднит его с религией, и за это он часто подвергался критике. Религиозные и схоластические авторы Средневековья много писали о божественном происхождении всего сущего как творении мышления Бога. Так, идеалистические выкладки в очень большой степени использовались средневековыми схоластами и философами для подтверждения существования бога и религиозных догматов.

Кроме того, другим поводом для критики идеализма становился тот факт, что в нем можно найти продолжение примитивных воззрений мифологического общества. Так, тяготение к анимизму и антропоцентризму высмеивалось противниками идеализма как пережиток первобытного сознания. Напомним, что анимизмом называют представление о том, что все предметы и явления обладают душой, в то время как антропоцентризм – это мировоззренческая позиция о том, что человек является центром мироздания, и мир рассматривается как существующий, в первую очередь, для человеческого блага.

На диаметрально противоположном конце спектра «бытие – сознание» находится материализм. Давайте разберем этот философский принцип освоения реальности.

Материализм

Как ясно из названия, материализм стоит на позиции, что материя являет собой единственное существующее, первичное начало. Мир материален, вещественен – все сущее существует объективно, вне зависимости от сознания. Идеальное, психическое – вторично, и определяется материальной природой мира. Само сознание возникло и развивалось в процессе осознания и восприятия объективно существующей действительности, и является не более чем ее отражением. Таким образом, бытие определяет сознание, и никак иначе.

Подобно идеализму, материализм имеет долгую историю и был присущ ряду античных философов. Демокрит Абдерский (V-IV вв. до н.э.), один из ученых и умнейших мужей Древней Греции, был основоположником атомического материализма. Согласно ему, все состоит из атомов – неделимых частиц вещества, обладающих бытием. Движение этих самых частиц в пустоте и определяет многообразие форм существующих предметов и явлений. Как мы видим, Демокрит во многом предвосхитил современное научное понимание о природе вещей.

Среди других античных материалистов стоит упомянуть грека Эпикура (IV-III вв. до н.э.) и римлянина Лукреция Кара (I в. до н.э.). Помимо теорий этих философов, материалистические представления обнаруживаются и в других учениях, трактующих природу психического. Примером может служить дошедшая до нас идея о том, что темперамент человека определяется характером и соотношением материальных компонентов, таких как стихии или гуморальные жидкости.

Этот подтип материализма получил название стихийного. На следующем витке развития уже философы Нового Времени разрабатывали учение о материалистической природе всего сущего с другой позиции – механистического материализма. Ему не свойственна диалектика, а, наоборот, на первый план выступают такие характеристики материи как устойчивость, постоянство, неизменчивость. Материя – это вещь в себе, спорили материалисты, а сознание – ее атрибут. Таким образом, мир непознаваем.

Представители механистического материализма, также называемого метафизическим, – это Фрэнсис Бэкон (1561–1626), Томас Гоббс (1588–1679), Джон Локк (1632–1704), Жюльен Ламетри (1709–1751), Клод Адриан Гельвеций (1715–1771), Поль Анри Гольбах (1723–1789). Они жили и творили в эпоху больших научных и индустриальных открытий и прогресса, и стремление познать мир с точки зрения точных наук и механики находит отражение в их философских концепциях.

Следующим важным этапом развития материализма явилось создание его диалектической разновидности. Это учение, созданное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом и впоследствии развитое Владимиром Лениным, легло в основу советской научной методологии. Оно соединяет в себе диалектику – учение о развитии через внутренние противоречия, и материализм – признание объективно существующей реальности, независимой от сознания или мышления. Те, кто придерживается этого направления философской мысли, стоят на том, что реальное, бытие принципиально познаваемо.

Сильными сторонами диалектического материализма являются всестороннее рассмотрение предмета, объективность и многосторонность, гибкость и научность подхода, признание внутренних противоречий и конфликтующих начал, а через них и постоянное развитие существующих явлений и вещей и переход на новые витки эволюции.

Таковы три основных варианта материализма. С развитием материалистического подхода к жизни казалось, что он способен объяснить устройство мира, но даже самый объективный и всеобъемлющий материализм не может дать ответы на многие вопросы, затрагивающие идеальное и неосязаемое. То, как охватить оба конца спектра жизни, не давало покоя думающим, размышляющим людям всех веков, и создавались новые концепции, призванные снять противоречие между ними. О некоторых из подобных воззрений в философской теории стоит поговорить отдельно.

Как совместить материализм и идеализм?

В стремлении примирить две противоречащие друг другу точки зрения на материю и сознание философская мысль рождала новые установки и направления познания. К примеру, такое философское учение как пантеизм объединяет все сущее с Богом. Таким образом, материя неотделима от сознания, и противоречие снимается.

Далее стоит упомянуть гилозоизм, согласно которому вся материя тем или иным образом одушевлена. Все тела в мире, природа и космос представляют собой живые организмы, в которых проявляется Мировая душа.

Однако же наибольшей степени гармоничности идея совмещения материализма и идеализма достигла в учении о дуализме. Суть его заключается в том, что оба начала – материальное и идеальное, бытие и сознание – признаются как равноправные и независимые друг от друга. К дуалистам относились такие мыслители как Рене Декарт (1596–1650), Вольтер (1694–1778), Исаак Ньютон (1642–1727) и другие.

Таким образом, философская мысль с древних времен стремилась найти точки соприкосновения идеализма и материализма и даже совместить их. В то же самое время однозначного ответа на основной вопрос философии о соотношении духа к материи, мышления к бытию по сей день нет. Философы продолжают искать ответы и на другую сторону вопроса: а познаваем ли мир вообще? Но это отдельная дискуссия, о которой мы, вполне возможно, поговорим в будущем.

А сейчас предлагаем проверить, насколько вам удалось разобраться в материале статьи, с помощью небольшого теста.

Теперь подведем итоги всему вышесказанному.

Резюме

Итак, главный вопрос, на который философия пытается ответить уже много веков, – это вопрос о том, что первично: материя или дух, бытие или сознание. Здесь существует две диаметрально противоположные точки зрения – материализм и идеализм.

Первый утверждает, что материальное начало первично и доминантно по отношению к идеальному, духовному, психическому. Сознание порождено бытием, которое отражает и стремится осмыслить. Три основные разновидности материализма включают:

  • стихийный материализм Античности;
  • механистический материализм Нового времени;
  • диалектический материализм отцов коммунистической мысли.

Идеализм же в свою очередь признает первенство за сознанием. Первичны и реальны именно наши субъективные ощущения и мышление, с помощью которых мы осваиваем мир, а предметы и прочее – лишь проявления этих ощущений, утверждают идеалисты. Это направление философии подразделяется на объективный и субъективный идеализм.

Оба мировоззрения резко противопоставлены друг другу и несовместимы. Тем не менее дуализм стремился примирить обе эти точки зрения, признавая равнозначность и равноправность обоих начал. Одно остается неизменным – тема, которой сотни лет, и поныне остается актуальной. Таков один из главных вопросов философского знания, который в своей диалектике способствовал развитию и углублению этой дисциплины.

Насколько вам легко ориентироваться в философских учениях и идеях? Возможно, было бы нелишним лучше разобраться в том, что такое научное мышление, а еще лучше развить свое собственное. Обращаем ваше внимание на нашу онлайн-программу «Когнитивистика», призванную обучить эффективным техникам мышления, которые позволяют успешнее рассуждать, принимать решения и находить нестандартные выходы из ситуаций.

Главное, продолжайте задаваться вопросами и искать на них ответы, углубляя свое понимание.

Материалисты Новикова, Шуленина, Трубочева. Что такое МАТЕРИАЛИЗМ Материали́зм филос. мировоззрение, в соответствии с которым материя является онтологически. — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемГалина Ясенева

Похожие презентации

Презентация на тему: » Материалисты Новикова, Шуленина, Трубочева. Что такое МАТЕРИАЛИЗМ Материали́зм филос. мировоззрение, в соответствии с которым материя является онтологически.» — Транскрипт:

1 Материалисты Новикова, Шуленина, Трубочева

Читать еще:  Когда отмечают день святой троицы. Праздник святой троицы

2 Что такое МАТЕРИАЛИЗМ Материали́зм филос. мировоззрение, в соответствии с которым материя является онтологически первичным началом,а идеальное вторичным Материализм признает существование единственной субстанции материи; все сущности образованы материей, а явления являются процессами взаимодействия материальных сущностей..

3 Материализм подразделяют на Стихийный материализм как стихийную уверенность всех людей в объективном существовании внешнего мира Философское мировоззрение научное углубление и развитие точки зрения стихийного материализма.

4 Философский материализм утверждает Первичность материального и вторичность духовного, идеального Сознание как отражение внешн его мира.

5 Древний материализм передовых классов и слоёв общества В истории философии материализм, как правило, было мировоззрением передовых классов и слоёв общества

6 Первые учения материализма

7 Суть древнего материализма Признание материальности мира, его существования независимо от сознания людей Поиск в общего первоначала всего существующего и происходящего Создание гипотезы об атомистическом строении материи (Левкипп, Демокрит). Не проводили чёткого различия между физическим и психическим, наделяя свойствами последнего всю природу Влияние мифологической идеологии

8 Гераклит. 5 доктрин 1. Огонь — первоначальная материальная причина мира. 2. Существуют периодические эпизоды мирового пожара, во время которых космос уничтожается, чтобы возродиться снова. 3. Всё есть поток (Теория потока) 4. Тождество противоположностей. 5. Нарушение закона противоречия. н ения людские — детские забавы. Гераклит Эфесский

9 Учение Гераклита Люди стараются постичь подлежащую связь вещей Люди стараются постичь подлежащую связь вещей Различные виды доказательств сущностного единства противоположностей Различные виды доказательств сущностного единства противоположностей Каждая пара противоположностей т.о. формирует как единство, так и множественность Каждая пара противоположностей т.о. формирует как единство, так и множественность Души состоят из огня Души состоят из огня Добродетельные души не становятся водой после смерти тела Добродетельные души не становятся водой после смерти тела Поклонение традиционной религии – глупость, хотя случайно может указывать на истину Поклонение традиционной религии – глупость, хотя случайно может указывать на истину Мир есть вечно-живой огонь, Мир есть вечно-живой огонь, Мудрость состоит в подлинном понимании того, как устроен мир. Мудрость состоит в подлинном понимании того, как устроен мир.

10 Демокрит. Анатомический материализм «Атом» неделимая частица вещества, обладающая истинным бытием, не разрушающейся и не возникающей Конечность делимости материи Тела это комбинации атомов «Лишь в общем мнении существует цвет, в мнении сладкое, в мнении горькое, в действительности же существуют только атомы и пустота»

11 Анатомизм демокрита Между двумя атомами всегда есть хотя бы маленькие промежутки пустоты, так что даже в обычных телах есть пустота Силы притяжения и отталкивания между атомами Принцип изономии

12 Эпикур Вселенная не создана богами; она вечна, поскольку бытие не может возникнуть из небытия, как и небытие – из бытия. Вселенная не создана богами; она вечна, поскольку бытие не может возникнуть из небытия, как и небытие – из бытия. Атомизм Демокрита Атомизм Демокрита Душа, состоящая из атомов, после смерти рассеивается, как и тело Душа, состоящая из атомов, после смерти рассеивается, как и тело Достижении предела наслаждения – свободы от телесных страданий и душевных тревог Достижении предела наслаждения – свободы от телесных страданий и душевных тревог Не бойся смерти: пока ты жив её нет, когда она придёт, тебя не будет.

13 Анаксимен Анаксиме провозглашает воздух началом сущего Мир возникает из «беспредельного» воздуха Мир возникает из «беспредельного» воздуха Боги происходят из воздуха Боги происходят из воздуха Душа воздушная, жизнь – дыхание Душа воздушная, жизнь – дыхание Солнце тело, которое от быстрого движения раскалилось. Солнце тело, которое от быстрого движения раскалилось. Земля – плоский диск, неподвижный и парящий в воздухе Земля – плоский диск, неподвижный и парящий в воздухе «Знания увеличивают незнание».

14 Анаксагор Мир состоит из бесконечного числа «семян» делимых до бесконечности частиц Мир состоит из бесконечного числа «семян» делимых до бесконечности частиц Он первый был тем, кто предположил, что солнце шар. Он первый был тем, кто предположил, что солнце шар. Бесчисленное множество бесконечно малых первичных материальных частичек Бесчисленное множество бесконечно малых первичных материальных частичек «Вместе все вещи были, ум же их отделил и привел в порядок»

15 Фалес Милетский Созвездие Малой Медведицы как путеводный инструмент Луна светит отражённым светом Объяснил затмения Солнца создал «математический метод» в изучении движения небесных тел Большой вклад в геометрию Земля плавает в воде Все рождается из воды Космос одушевлен и полон божественных сил Вселенная находится внутри человека — в его умственном творчестве.

16 Лукреций Кар Философской поэме «О природе вещей» Материя вечна Вселенная безгранична Все состоит из атомов Когда человек жив – смерти нет, когда он мертв – человека нет Если чувства будут не истинны, то и весь наш разум окажется ложным.

17.Материализм и идеализм

Решению основного вопроса философии посвящена работа Энгельса, Фейербаха и конец классической немецкой философии. Основной вопрос философии — вопрос о соотношении духа к природе, мышления к бытию, сознания к материи, души к телу, человека к миру. Это вопрос о том – создан ли мир богом или он существует вечно, это вопрос о том, как соотносится между собой природа и наши знания о ней. От решения решения основного вопроса философии зависит способ решения всех других философских проблем.

Вопрос о соотношении материи и сознания, т.е. по сути дела об отношении мира и человека есть основной вопрос философии. Основной вопрос имеет 2 свои стороны. 1. Что первично, сознание или материя? 2. Как относятся наши мысли о мире к самому этому миру, т.е. познаваем ли мир.

С точки зрения раскрытия 1-й стороны основного вопроса философии в системе общефилософских знаний выделяют следующие направления: а) материализм; б) идеализм; в) дуализм.

Материализм — философское направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания. Идеализм — философское направление, утверждающее обратное материализму. Дуализм философское направление, утверждающее, что материя и сознание развиваются независимо друг от друга и идут параллельно. (Дуализм не выдержал критики времени)

Материя существует на различных уровнях сложности. Самой сложной и совершенной формой материи является человеческий мозг, который порождает сознание или мышление. Любая мысль является нематериальной. Ведь ее нельзя воспринять органами чувств, и она не обладает никакими физическими свойствами (ее нельзя увидеть, потрогать, измерить, нагреть и т.д. )

С точки зрения материализма материя бесконечна не только в пространстве и времени, но также — в своих свойствах или качествах, а значит бесконечно наше познание окружающего мира, и полных знаний о нем, окончательной истины мы не достигнем никогда.

Выдающимися представителями материализма были французские философы XVIII века Жюльен Ламетри, Клод Гельвеций, Поль Гольбах, а также немецкий философ XIX века Людвиг Фейербах, который утверждал, что основным предметом философии должна быть природа и человек как самое совершенное ее создание. Материализм также представлен идеями Карла Маркса и Фридриха Энгельса – немецких философов XIX века, рассматривавших материю как единственную реальность – бесконечную во времени и пространстве, существующую в безграничном количестве форм и видов, проявлений и состояний, способную к самоэволюции или саморазвитию.

Противоположным материализму философским воззрением является идеализм. Как мы уже знаем, идеальное в философии — это все то, что не воспринимается нашими органами чувств и не имеет физических качеств. Здесь может возникнуть вопрос — если идеальное является невоспринимаемым вообще, то откуда же тогда мы о нем можем что-либо знать? Дело в том, что помимо органов чувств у нас есть еще одно орудие познания — разум, и недоступное для чувств вполне может быть доступным для разума: то что нельзя увидеть, потрогать, услышать и т.д., можно воспринять мыслью, усмотреть умом.

Главным утверждением идеализма является мысль о том, что Сознание вечно, несотворимо и неуничтожимо. Оно есть всё (точно так же, как и материя в материализме). Оно — первоначало мира, которое порождает, создает или творит все материальное, физическое, телесное, чувственное. Таким образом с идеалистической точки зрения Сознание первично, а материя вторична, она существует только на базе Сознания, благодаря ему и после него.

Значительными представителями идеализма были древний греческий философ Платон и немецкий философ Георг Гегель. Так Платон говорил, что все видимые нами вещи физического мира — это всего лишь отражения или тени бестелесных идей, находящихся в высшей и невидимой сфере, а Гегель утверждал, что материальная или чувственная природа — это в иной форме существующий Мировой Разум и называл ее “застывшей мыслью”. Об этих мыслителях и о других представителях идеализма более подробно мы будем говорить в следующих разделах этой книги.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector