0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Преподобный Иустин (Попович), Челийский. Преподобный иустин (попович)

Содержание

ИУСТИН (ПОПОВИЧ)

Прп. Иустин (Попович)

Иустин (Попович) (1894 — 1979), архимандрит Челийский, преподобный

В миру Благое Попович, родился 25 марта 1894 года в местечке Вранье, Южная Сербия, в многодетной семье Спиридона и Анастасии Попович. В семи поколениях семьи Попович были священники, вплоть до его деда — отца Алексия. Маленьким мальчиком Благое часто ездил с родителями в Пчиньский монастырь к мощам святого Прохора, чудотворца Пчиньского, подле которых его мать чудесным образом исцелилась от тяжелой болезни.

В свои школьные годы Благое усердно читал Евангелие и старался жить по нему. Окончив школу он поступил в духовную семинарию святого Саввы в Белграде, где в то время преподавал будущий святитель Николай (Велимирович). Он проучился там с 1905 по 1914 год.

Во время Первой мировой войны был санитаром и пережил отступление сербской армии в Албанию.

1 января 1916 года он был пострижен в монашество с именем в честь святого Иустина, мученика и философа. С группой молодых одаренных семинаристов он был направлен из Скадара в Санкт-Петербург продолжать учебу в духовной академии, откуда вскоре, из-за начавшейся революционной смуты, перешел на богословский факультет в Оксфорд.

По окончании учебы и войны вернулся в Белград.

В 1922 году был рукоположен во иеромонаха сербским первосвятителем Димитрием, и начал преподавать в семинарии в Сремских Карловцах. Здесь он познакомился с митрополитом Киевским Антонием (Храповицким). Душа его искала подвижнической и аскетической жизни. Он преподавал, окормлял многочисленных чад, принимал участие в издании православных газет, но при этом мечтал об уходе на Афон.

Вскоре он отбыл в Грецию, где в 1926 году [1] он защитил в Афинском университете докторскую диссертацию по теме: «Учение святого Макария Египетского о тайне человеческой личности и тайне ее познания» [2]. По возвращении в Сремские Карловцы отец Иустин начал издавать журнал «Христианская жизнь», в котором регулярно по частям печатал свое исследование «Философия и религия Ф. М. Достоевского», написанное под влиянием митрополита Киевского Антония. Вскоре из Карловацкой семинарии он был переведен в Призренскую.

С конца 1930 года был направлен миссионером к возвращавшимся к Православию русинам в прикарпатских городах — Ужгороде, Хусте, Мукачеве и других. Был выдвинут на возрожденную Мукачевскую епископскую кафедру, но по смирению своему отказался от нее.

С августа 1932 года отец Иустин — преподаватель Битольской семинарии. Вскоре вышел первый том его труда — «Догматики» («Православная философия истины»). Спустя два года он был избран доцент богословского факультета в Белграде, профессором догматического и сравнительного богословия.

В 1938 году отец Иустин вместе с другими сербскими мыслителями он основал Сербское философское общество.

В 1946 году по указке новых безбожных властей отец Иустин был уволен с богословского факультета и некоторое время провел в тюрьме. По выходе на свободу он некоторое время скитался из монастыря в монастырь.

Прп. Иустин Челийский

Наконец, с мая 1948 года он обосновался в монастыре Челие близ Вальева, где стал духовником и подвизался до кончины. Здесь он много времени посвятил писательскому труду, богословским изысканиям, переводческой и издательской деятельности, при содействии своих учеников и будущих видных архиереев Сербской Церкви — иеромонахов Амфилохия (Радовича), Афанасия (Евтича) и Артемия (Радосавлевича). Архимандрит Иустин, свободно владевший кроме родного сербского еще русским, греческим, английским и немецким, много потрудился в качестве патролога, агиографа и догматиста. Его труды, доступные современному читателю, думающему о вечности и ищущему смысл жизни, опираются на учение великий святых отцов Церкви и вошли в сокровищницу православной литературы.

Автор многочисленных духовных произведений, святой Иустин был выдающимся подвижником и исповедником Сербской Православной Церкви. Из-за его противостояния экуменизму «опала» в Челийской обители не прекратилась до конца его земной жизни.

Своим наследникам в монастыре он оставил завещание опубликовать его труды, с тем чтобы чистый доход шел в фонд святого Иоанна Златоуста, с целью, по возможности, возведения в Челийской обители храма во имя святого Саввы Сербского с южным приделом во имя мученика Иустина Философа и северным приделом во имя преподобной Марии Египетской.

Скончался в праздник Благовещения, 7 апреля, 1979 года в Челийской обители. Был погребен у южной стороны алтаря монастырского храма. По его указанию, надгробным украшением служил лишь каменный крест и цветы.

Прп. Иустин Челийский. Икона

Почитание

Почитание отца Иустина святым началось сразу по его кончине и широко распространилось далеко за пределами Югославии еще до его канонизации. Стали писаться его иконы, слагаться молитвы к нему, его книги переводились на многие языки. В его родном Вранье его память сохранялась с благоговением: при соборе действовал хор его имени, имелось общество «Святой отец Иустин», его имя было дано одной из улиц. В Челийском монастыре ежегодно совершались встречи его духовных чад и почитателей — в основном из Сербии, Греции и сербского рассеяния. Есть данные, что он был канонизирован уже в 1993 году, вероятно местно где-либо в Сербской Церкви [3]. В начале 2010 года календарь ведущего русского православного сайта Православие.ру приводил дни его памяти как 25 марта, на Благовещение, и 30 августа, вместе с Сербскими святителями [4]. Наконец, Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви на своем рабочем заседании 29 апреля 2010 года единодушно постановил внести в диптихи святых Православной Церкви его имя как преподобного Иустина Челийского. Решением Собора его память была установлена на 1 июня по юлианскому календарю. Чин торжественного прославления был назначен на 2 мая того же года за Божественной литургией в храме святого Саввы на Врачаре. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 июня 2012 года, его имя было включено в месяцеслов Русской Церкви.

12 июня 2014 года в монастыре Челие состоялось обретение мощей преп. Иустина Челийского. Торжественная Литургия по этому случаю была совершена 14 июня, в день памяти святого. По окончании богослужения мощи преп. Иустина Челийского были перенесены с монастырской площади, где совершалась Литургия, в храм св. Саввы Сербского, построенный по завещанию св. Иустина в обители на средства от продажи написанных им книг. Но до завершения росписей храма мощи св. Иустина будут временно находиться в старом храме монастыря — церкви св. Архангела Михаила [5].

Молитвословия

Тропарь, глас 8 [6]

Правосла́вия сла́дость,/ некта́р прему́дрости,/ о́тче преподо́бне,/ излия́л еси́ в сердца́ ве́рных я́ко бога́тство:/ живото́м свои́м и уче́ни́ем показа́лся еси́ жива́я кни́га Ду́ха,/ Иусти́не Богому́дре,/ моли́ Сло́ва Христа́ Бо́га// ословеси́ти чту́щия тя.

Кондак, глас 8 [6]

Богочелове́чно живо́т свой одоброде́тельствовал еси́,/ ме́рилом всего́ име́л еси́ Богочелове́ка,/ И́мже богосло́вия высоты́ дости́гл еси́,/ ны́не Им ве́чно наслажда́ешися./ Да́руй нам благода́ть святы́ми твои́ми моли́твами, ве́рою зову́щим:// ра́дуйся, о́тче Богоно́сне.

Ин кондак, глас 4 (из службы, составленной в Оптиной пустыни [7])

Я́ко Боже́ственную ле́ствицу обрето́хом Иусти́не преподо́бне,/ твоя́ Боже́ственная поуче́ния,/ к небеси́ ны возводя́щия,/ я́коже учи́л еси́,/ житие́м вообрази́л еси./ Те́м ти зове́м:// ра́дуйся, правосла́вне филосо́фе И́стины.

Сочинения

Прп. Иустин (Попович). Икона

Собрание богословских, философский и богослужебных писаний преподобного Иустина составляет 33 тома. Кроме трехтомной «Догматики» надо особо назвать «Свято-Саввие как философия жизни»; «Путь Богопознания»; пять томов толкований Посланий апостола Павла и трех соборных посланий апостола Иоанна Богослова; два исследования о Достоевском; «Философские глубины»; «Человек и Богочеловек» (по-гречески и по-французски); «Православная Церковь и экуменизм» (по-гречески и по-сербски); «Монашеская жизнь»; «Начальное богословие»; «На Богочеловеческом пути». Также, он составил 12 томов «Житий святых», многие из них впервые переведенные на сербский, а также жития святого Саввы и Симеона. Ему принадлежат переводы Божественной литургии, Требника, молитвенника, «Лавсаика» и многих других служебных и церковных книг, текстов и песнопений. Вдобавок он написал многочисленные статьи и небольшие произведения числом около сотни, а также несколько десятков проповедей.

Литература

Использованные материалы

  • Симаков, Н. К., «Житие и труды прп. Иустина (Поповича)» в прп. Иустин (Попович), пер. Даниленко, Л. Н., Достоевский о Европе и Славянстве, СПб.: Издательский дом «Адмиралтейство», 1998, 5-8.
  • «Преподобный Иустин (Попович)» // Православие.Ru
    • http://days.pravoslavie.ru/Life/life6917.htm
  • «Отац Јустин», страница Челийского монастыря:
    • https://web.archive.org/web/20091223103021/http://www.knjiza. tml

[2] Симаков приводит название как «Проблема личности и сознания по святому Макарию Египетскому.»

[3] Так, например, у Симакова указано что «в 1993 году Сербская Православная Церковь прославила угодника Божия и причислила его к лику святых.» Симаков, Н. К., «Житие и труды прп. Иустина (Поповича)» в прп. Иустин (Попович), пер. Даниленко, Л. Н., Достоевский о Европе и Славянстве, СПб.: Издательский дом «Адмиралтейство», 1998, 7.

Преподобный Иустин (Попович) Челийский

Память 25 марта/07 апреля

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Преподобный Иустин (Попович) [1] является выдающимся защитником православной веры в XX веке.

Он родился 25 марта 1894 года в городе Вране на юге Сербии. Из его рода вышло семь поколений священнослужителей. При крещении он получил имя Благое, что означает «благовеститель». Вскормленный благочестием родителей, он стал свидетелем чудесного исцеления своей матери. Когда пришло время ее ухода из этого мира, у Благоя было «физическое ощущение бессмертия», поскольку он увидел лицо матери, излучающее покой. На протяжении всей своей жизни он будет свидетелем и выразителем неколебимой веры в победу над смертью, которую Христос Спаситель пришел нам принести.

Ребенком он часто ходил в Пчинский монастырь и потому благоговейно почитал святого Прохора (память 15 января). С почитанием святых он соединил постоянное чтение Священного Писания и с 14 лет и до конца жизни соблюдал правило: каждый день прочитывать три главы из Нового Завета.

Жаждая изучать таинства Божественного Откровения, Благое поступил в семинарию святого Саввы в Белграде (1905–1914), где его учителем был святитель Николай (Велимирович; память 20 апреля). В начале Первой мировой войны он ушел на фронт военным санитаром и, после того как переболел тифом, в рядах сербской армии отступал в Черногорию, а затем до албанского города Шкодер. Эти ужасные испытания, во время которых более 100 тысяч сербов умерли от голода, холода и истощения, еще более укрепили веру юного Благоя. Ему удалось убедить митрополита Димитрия постричь его в монахи (1916). Его небесным покровителем стал преподобный Иустин Философ, который засвидетельствовал свою любовь ко Христу как философскими рассуждениями, так и мученичеством.

Короткое время Иустин провел в Англии, а затем митрополит и король Сербский направили его в Санкт-Петербург, чтобы он продолжил изучение богословия. Впечатленный благочестием русского народа, святой Иустин испытывал глубокое благоговение перед святыми Сергием Радонежским, Серафимом Саровским и Иоанном Кронштадтским. Значительно позднее, когда он упоминал святых русских новомучеников, особенно патриарха Тихона, слезы лились из его глаз.

Вскоре сербский монах был вынужден покинуть Россию из-за бедствий военного времени и продолжил образование в Оксфорде (1916–1919), где подготовил докторскую диссертацию по Ф.М. Достоевскому. В ней он изложил критическое отношение русского писателя к западному гуманизму и антропоцентризму. Но, поскольку его научные руководители настаивали на внесении в текст изменений, которые были для него неприемлемы как противоречащие истине, он отказался от защиты диссертации и покинул Англию, не получив степени.

По возвращении в Сербию Иустин стал преподавателем в семинарии города Сремски Карловцы, а оттуда отправился в Афины, где защитил диссертацию, озаглавленную «Проблема личности и познания у святого Макария Египетского». Во время учебы он убедился, что вся западная цивилизация, которая стремится превозносить человека независимо от Бога, зашла в устрашающий тупик. С этого времени он стал бескомпромиссным защитником православного «божественного гуманизма», основанного на личности Христа – истинного Бога и истинного Человека, Первого и Последнего, к Которому все стремится, дабы достигнуть своей полноты, и Который остается «высшей ценностью и последним доводом Православия».

По возвращении на родину узы дружбы сблизили его с русскими епископами, нашедшими убежище в Сербии: он часто навещал митрополита Киевского Антония (Храповицкого), которому исповедовался, и архиепископа Кишиневского Анастасия, чьей ангельской молитвой восхищался.

Еще во время учебы святой Иустин вел напряженную духовную жизнь. После смерти преподобного был обнаружен его личный дневник, который он вел в эти годы. В нем святой Иустин отметил, что совершал каждый день от 500 до 1000 поклонов и произносил от 1000 до 2000 раз Иисусову молитву. Во время Великого поста он увеличивал это молитвенное правило так, чтобы к Великой пятнице довести число поклонов до 3200, а Иисусову молитву – до 1800. «Горе любой мысли, которая не превращается в молитву», – говорил он.

В 1922 году митрополит Димитрий рукоположил Иустина в священника против его воли.

В том же году он стал преподавателем экзегезы в семинарии в Сремских Карловцах и занимал эту должность несколько лет. В периодическом издании «Христианская жизнь», которое он основал вместе с несколькими молодыми преподавателями, была опубликована его – в то время сенсационная – статья «Внутренняя миссия нашей Церкви». В ней святой Иустин писал: «Миссия Церкви, божественно-человеческого организма, – органично и лично соединить всех верных с Личностью Христа… Непростительная хула на Христа и Святого Духа – делать из нее национальный институт… Цель ее наднациональная, вселенская, всечеловеческая – соединить всех людей во Христе».

Преподобный Иустин оказал поддержку возникшему Православному народному движению (также называемому Богомольческим) и убедил его членов избрать духовным отцом высокопреосвященного Николая (Велимировича). Отличительными чертами движения были любовь к молитвенному деланию, стремление к частому причащению и перевод или составление песнопений и молитв на сербском языке, а не на церковнославянском. Его участники внесли струю энтузиазма в ту эпоху и вдохнули евангельскую свежесть в Сербскую Церковь.

В 1927 году преподобный Иустин опубликовал исследование по гносеологии святого Исаака Сирина. Вскоре его направили в семинарию города Призрена в Косово, а через год он был назначен в Битолу (бывш. Монастир) в современной Македонии, где преподавал вместе со святым Иоанном (Максимовичем; память 19 июня).

В 1930–1931 годах ему была поручена задача устроить церковную жизнь верующих в Закарпатской Руси (тогда территория Чехословакии), которые вернулись в Православие после того, как во время австро-венгерского владычества были обращены в униатство. Когда ему предложили принять епископский сан, он ответил: «Я долгое время смотрел на себя в зеркало Евангелия и пришел к окончательному решению, что ни в коем случае не приму епископский сан, поскольку не обладаю основными качествами епископа».

В 1932 году он опубликовал первый том своей «Догматики», которую знаменательно озаглавил «Православная философия истины». За этот труд он в 1935 году получил должность профессора догматического богословия богословского факультета Белградского университета.

Однажды летом он отправился в монастырь святого Прохора во Вране на повозке, запряженной волами, и встретил по дороге старую женщину, которая шла туда пешком. Он предложил ей сесть в повозку, но та отказалась со словами: «Спасибо тебе, но я бедна и ничего другого не могу предложить святому, кроме этого труда». Отец Иустин ударил тогда себя по лбу и воскликнул: «Ах, Иустин, ты стал профессором богословия, но у тебя нет благочестия этой старой женщины!» Он отослал повозку и продолжил путь пешком вместе с крестьянкой.

Как преподаватель святой Иустин считал, что «тот, кто не учит вечной жизни, является лжеучителем». Поэтому он вкладывал в учеников не столько различные знания, сколько заботу о поиске Царства Небесного и напоминал им о вопросе юноши, который пришел найти Христа: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Мк. 10: 17). В жизни и в преподавании святой Иустин руководствовался словами святителя Григория Богослова и даже написал их на первой странице своего Евангелия: «Надобно прежде самому очиститься, потом уже очищать; умудриться, потом умудрять; стать светом, потом просвещать; приблизиться к Богу, потом приводить к Нему других; освятиться, потом освящать» [2] . Всюду, где он бывал, и на всех, кто приходил с ним посоветоваться, он производил глубокое впечатление человека, живущего только для Бога и ради защиты истинности Евангелия. Приняв за образцы пророков и отцов Церкви, он непреклонно утверждал, что в Православии все основано на Евангелии: вера, молитва, подвижничество, церковная служба, святые тайны и святые добродетели. Вся традиция Церкви есть не что иное, как живое Евангелие.

Во время тревожных событий, которые предшествовали Второй мировой войне, святой Иустин отказался участвовать в играх политических симпатий, но говорил о евангельской правде без страха перед человеческими притеснениями. Так, он прямо и открыто защищал дело Православия, когда Ватикан посредством конкордата (1937) хотел ввести в Югославии католицизм в качестве государственной религии. Непосредственно перед тем как разразилась война, ему было видение распятого Христа, Который возвестил, что сербский народ ожидают страшные испытания.

Вторжение немцев повлекло за собой закрытие богословского факультета, поэтому Иустин жил в различных монастырях и занимался переводом многочисленных трудов отцов Церкви и составлением комментариев на Священное Писание. Одним из таких исключительно важных трудов было собрание «Житий святых» в 12 томах. Осуществленное в это время, оно было полностью опубликовано лишь в конце его жизни. Только со всеми святыми (см.: Еф. 3: 18) возможно, по мнению отца Иустина, познать и участвовать в Тайне Бога Христа. Жития святых есть «догматы, претворенные в жизнь», и они образуют истинную «энциклопедию Православия».

После установления в 1945 году власти коммунистов преподобный Иустин был изгнан из университета вместе с двумя сотнями других профессоров. Его арестовали в монастыре Суково, близ Пирота, и заключили в тюрьму в Белграде. Он едва избежал смертного приговора как «враг народа» благодаря заступничеству патриарха Гавриила, незадолго перед этим освобожденного из концлагеря Дахау.

Не имея возможности преподавать и будучи лишен всех прав, он находил пристанище в разных монастырях, а затем до конца своих дней (1948–1979) жил практически в заключении в маленьком женском монастыре во имя архангела Михаила в Челие, близ Валево. Но даже здесь коммунисты не оставляли его в покое и часто вызывали в город на допросы. Несколько раз сестры, видя, что он не возвращается, отправлялись в Валево вместе с игуменьей и молча стояли перед зданием политической полиции. Тогда коммунисты, опасаясь восстания местных жителей, освобождали отца Иустина. Неоднократно во время важных событий в жизни Церкви преподобный пытался отправиться в Белград, но всякий раз его силой возвращали обратно.

Свет Христов не мог, однако, остаться сокрытым под спудом. На протяжении этих лет постоянно множество людей приходили за советом к святому исповеднику как из самой Сербии, так и из других стран. Руководствуясь глубоким ощущением единства Православия, которое находится над любым национальным разделением, он отправлял своих лучших воспитанников учиться в Грецию и незадолго до своей кончины сказал тем, кто стоял у его ложа: «Любите греков. Это они наши учителя и наши просветители».

Заключение в монастыре в Челие стало для преподобного Иустина также и возможностью новых духовных восхождений.

Он неукоснительно соблюдал пост, и вся его жизнь была сосредоточена на богослужении и Божественной литургии, которая, согласно его собственным словам, есть «лестница, мост, который ведет на небо». На богослужении он поминал бесчисленное множество имен и проливал обильные слезы. Он сознавал, что современный сербский язык отличается от славянского, и потому перевел литургию и иные церковные тексты поэтическим языком, который был понятен народу, но при этом соблюдал священный характер этих текстов.

Еще в юности отец Иустин горячо почитал святителя Иоанна Златоуста, поэтому составил удивительные молитвы и акафист в его честь. В 1955 году ему явился во сне святой Иоанн Златоуст в богослужебном облачении, возложил ему на голову Евангелие и прочел молитвы, которые тот составил. Проснувшись, святой Иустин почувствовал радостный восторг и невыразимое чувство покаяния, которые долго жили в его душе. В 1936 году ему также являлся святой Серафим Саровский. Преподобный писал: «После этого моя душа была радостна и печальна: радостна, потому что я его видел; печальна, потому что он исчез так быстро».

В 1960-е годы, когда некоторые православные вступили на путь церковного релятивизма, доходя во имя христианского человеколюбия до отрицания единства Церкви Христовой, преподобный Иустин снова выступил глашатаем совести Церкви, дабы показать опасность, ей угрожающую.

Если в своих трудах святой и осуждал решительно, словно ветхозаветный пророк, инославные воззрения, то в жизни он очень сопереживал людям и со слезами сострадал человеческому несчастью. Однажды, когда святой смог покинуть монастырь, машина, на которой он ехал, остановилась, и перед ним появился калека; увидев его, преподобный Иустин разрыдался. Замечали даже, что, идя в церковь, он всегда внимательно смотрел, чтобы не раздавить муравьев. Богослов, которого уважала и побаивалась вся Церковь, нежно любил детей и во время возвышенных бесед с учениками смеялся и играл с их младенцами.

В последние годы жизни, когда условия его заключения несколько смягчились, Патриархия пригласила святого Иустина вновь преподавать на факультете, но он отказался, призвав Патриархию трудиться над единством Церкви, и сказал: «Спасение – в покаянии, универсальном лекарстве». Незадолго до блаженной кончины преподобный с радостью узнал о публикации «Житий святых» и последнего тома «Догматики», посвященного экклезиологии. 40 томов сочинений отца Иустина, из которых 30 опубликованы к настоящему времени, охватывают все области церковной жизни. Но наиболее полно его горячая любовь ко Христу выразилась в «Комментариях на Новый Завет», написанных поэтическим языком, сравнимым с языком его учителя святителя Николая Охридского (Велимировича).

Достигнув конца земного пути, сербский Иеремия почил после непродолжительной болезни 25 марта (7 апреля по нов. ст.) 1979 года, в день своего рождения. Перед тем как отойти ко Господу, он прошептал одному из друзей, который стоял рядом с ним: «Единственный подлинный человек есть Богочеловек Иисус Христос!» Тем самым он подвел итог своего служения, которое состояло в неустанном и бескомпромиссном возглашении благой вести о приходе Спасителя.

Три дня спустя клирики разных национальностей совершили его погребение перед множеством верующих, приехавших со всех концов Сербии, Греции и Западной Европы. Один из учеников святого написал об этом так: «Единство Церкви, о котором печалился в своей жизни отец Иустин и на котором он всегда делал акцент… внезапно осуществилось на его похоронах: в единстве общей веры и любви, в молитвах и совместных песнопениях». С того времени к могиле отца Иустина стали притекать православные паломники из многих стран, по их молитвам в месте упокоения святого произошли многие чудеса.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Прп. Иустин Попович, Челийский

Современное православие невозможно представить без преподобного Иустина Поповича Челийского — сербского священнослужителя, защитника Христовой веры XX века, выступавшего против раскола Церкви. Его богословские труды, послания, письма, молитв ы по праву относятся к христианским духовным ценностям.

Житие преподобного Иустина Поповича

Преподобный Иустин родился 6 апреля 1894 года в городе Вране Королевства Сербии. День рождения совпал с Благовещением Пресвятой Богородицы, поэтому отец-священник назвал ребенка Благое (благовеститель).

Мальчик воспитывался в благочестивом духе, часто бывал в монастыре Прохора Пчиньского на богослужениях. В 14 лет Благое Попович соединил почитание святых с чтением Священного Писания и всю жизнь ежедневно прочитывал три главы Нового Завета.

Образование Преподобный Иустин получил в Белградской Семинарии Саввы Сербского. Там с 1905 года юноша изучал литературу, философию. Наставники отмечали особую любовь к богословию, литературный талант ученика, который непрестанно молился Иоанну Златоусту, мечтая повторить его подвиги, стать монахом.

После учебы Благое попал на войну. В конце 1914 года заболел тифом, затем вместе с сербской армией дошел через Черногорию до Албании. Ужасы военного времени, испытания голодом, болезнью, холодом укрепили решение о монашестве.

Ночью 1 января 1916 года юноша принял монашеский постриг. Основой богословия отец Иустин выбрал смиренномудрие, соединение молитвой мысли, чувства, созерцания. По примеру Иоанна Златоуста он считал, что Христос — не просто историческая личность, а Спаситель мира, Богочеловек.

Через месяц с группой молодых богословов отправился в Петроградскую духовную академию. Из-за военного времени быстро перебрался из Санкт-Петербурга в Англию, но успел полюбить православную Россию, познакомился с русскими святынями. Отец Иустин познал, что подвиг святителей основан на душе народа, а истинное Православие заключается в стяжании Духа. Эти откровения выражались созданными молитвами , богословскими трудами.

Переехав в Афины в 1919 году, убедился, что отчуждение от Бога, декларируемое западной цивилизацией, является тупиковым развитием, еще больше уверился в правильности православного Божественного гуманизма.

Вернулся на родину, с 1921 года преподавал слушателям семинарии Сремских Карловцев догматическое богословие, Священное Новозаветное Писание, патрологию. Был рукоположен во иеромонаха, начал миссионерское служение по Закарпатью.

Решением Священного Синода Церкви Сербии с 1930 года стал помощником епископа Иосифа Битольского, создавал православные приходы в Чехословакии, оказывал помощь словацким христианам. Синод рассматривал вопрос о хиротонии во епископа, но Иустин отказался от сана, сказав, что не готов отвечать за чужие души перед Богом, не познав свою.

В 30-е годы написал «Догматику», стал профессором семинарии, затем доцентом Богословского факультета Белградского университета. Был одним из создателей Сербского философского общества.

Роль учителя видел в учении вечной жизни, поэтому давал студентам не только знания, но и мысли о поиске Царствия Небесного. Его позицией были слова Григория Богослова, что нужно сначала самому очиститься, стать мудрым, приблизиться к Богу, а только потом обучать этому других.

Перед Второй Мировой войной архимандрит открыто вещал о евангельской вере. Когда Ватикан решил сделать государственной религией Югославии католицизм, словом защищал дело Православия. Христос отметил своего служителя, явившись ему перед военными действиями с вестью о страшных испытаниях.

Немецкое вторжение повлекло закрытие факультета богословия. Иустин жил в монастырях, работал над переводами трудов отцов Церкви, создал «Житие Святых ».

После прихода к власти коммунистов, преподобного Иустина арестовали как врага народа, но заступничество патриарха Гавриила помогло избежать смертельного приговора. С 1948 года святой служил наставником женского монастыря Челие. Власть следила за ним: вызывала на допросы, не допускала к участию в важных Церковных событиях.

Годы изгнания стали для богослова духовным восхождением, жизнью из постов, молитв , Божественных литургий. Чтобы богослужение было понятным для народа, перевел множество церковных текстов на современный язык.

К святому исповеднику всегда шли люди за советами и поддержкой. Все, кто общался с ним, отмечали, что он живет для Бога и защиты единства Православия.

В 60-е началось отрицание единства Христовой Церкви, и преподобный Иустин вновь стал глашатаем совести, чтобы показать опасность этого течения. К тому времени условия изоляции смягчились, его пригласили на факультет, но святой отказался, призвав поддерживать церковное единство, подчеркивая, что универсальное лекарство для спасения — покаяние.

Почил богослов после недолгой болезни в 1979 году в день празднования Благовещения. Погребен в монастыре Челие.

В лике п реподобных канонизирован 29 апреля 2010 года. День памяти отмечается 7 апреля.

Широко известен архимандрит Иустин фундаментальными работами:

1. «Житие святых ». Энциклопедия из 12 томов повествует о Христовых подвижниках. Каждая книга содержит описание святых , чья память совершается в одном месяце. Истории сопровождаются фотографиями икон, монастырей. Тома завершаются алфавитным указателем имен.

2. «Догматики Православной церкви». Трехтомник указывает на то, что людям открыты вечные истины Бога. Их живым воплощением являются святые . Через обращения к ним христиане становятся едиными с Господом.

О чем молятся преподобному Иустин у Челийскому

Господь чтит своего рьяного и бескомпромиссного подвижника. Через молитвы нуждающиеся получают:

· успехи в обучении;

С помощью службы « Елицы Записки » вы можете подать записки за своих родных и близких на молебен ко всем святым .

14 июня — День памяти преп. Иустина Поповича (1979)

141 июня — День памяти прп. Иустина Поповича, Челийского (1979). (Серб.)

Архимандрит Иустин (в миру Благое Попович ) (1894-1979) – один из величайших деятелей Сербской Православной Церкви ХХ века. Священнослужитель Сербской Православной Церкви, доктор богословия, архимандрит. Прославлен в 2010 году в лике преподобных.

Родился 6 апреля 1894 года в Варне в семье священника. В честь рождения в день Благовещения Пресвятой Богородицы при крещении был наречён именем Благое. В 1905—1914 годы обучался в семинарии святого Саввы Сербского в Белграде.

1 января 1916 года принял монашеский постриг с именем Иустин в честь священномученика Иустина Философа. После принятия монашества был направлен в Санкт-Петербург для обучения в Духовной академии. В июне 1916 года Иустин уехал в Англию, где поступил в Оксфордский университет (обучался в нём до 1919 года). Из Англии отправился в Афины, где на Богословском факультете Афинского университета работал над докторской диссертацией «Проблема личности и знания по святому Макарию Египетскому» (защитил её в 1926 году). С 1921 года преподавал в семинарии в Сремских Карловцах Священное Писание Нового Завета, догматическое богословие и патрологию.

В 1922 году был рукоположен во иеромонаха. В 1930 году был назначен помощником епископа Битольского Иосифа, начал миссионерскую деятельность в закарпатских городах (Ужгороде, Хусте, Мукачеве). Был кандидатом в епископы возрождённой Мукачевской епархии, но отказался. С 1932 года профессор Битольской семинарии, преподавал догматическое богословие. В 1934 году стал доцентом догматического богословия Белградского университета. Стал одним из основателей, созданного в 1938 году Сербского философского общества.
В мае 1948 года стал духовником женского монастыря Челие близ Валево, где прожил до конца своих дней. Преставился ко Господу, как и родился, в праздник Благовещения в 1979 году, был погребён в монастыре Челие.

В 2010 году канонизирован Сербской православной церковью.

Автор многочисленных духовных произведений, в том числе трёхтомной «Догматики Православной церкви» и двенадцати томов «Житий святых».

? Избранные цитаты из творений преподобного Иустина Поповича.
1. О любви.
Любовь – это единственное равенство, возможное на земле: равенство человека с человеком, человека с лилией; воробья с человеком; равенство всего со всем, всего на земле со всем, что на небе; равенство всеобщее, ибо оно на Боге основано, а Бог един на небе и на земле, в лилии и в человеке. Богом мы равны через любовь.

2. Страдание оправдывается Воскресением.
Страдание – это отрицание жизни, отрицание смысла; страдание отрицает жизнь, человека, – так говорят все Петровы ученики, не ведующие воскресения (ср.:Мф.16:22). Достоевский в страдании видит утверждение, самое глубокое, человеческое – жизни. Оправдание жизни. («В пытке корчусь, но я есмь»). Оправдание страдания возможно только воскресением; воскресение – единственное око, провидящее тайну смерти; вхождение в вечность. Как возможно оправдание страдания для тех, которые завершаются гробом, не идут далее, все сливаются в него?

3. О действии греха.
Грех? – Человек захотел и попытался стать с помощью дьявола Богом. Обманул самого себя: сознательно оставаясь на богоустановленной цели – обожение, становление богочеловеком, он практически стал причастен дьяволу, дьяволочеловеком – внес в себя силу смерти, соделывающую дьяволом. Отсюда распад человеческой личности: «Кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф.12:30)

4. Целостный человек.
Это человек слившейся с целомудрием, стяжавший и хранящий целостность и здравость ума. «Исцели душу мою, яко согреших Тебе»: грех разбивает, рассеивает душу, личность человеческую. Только удалением греха из души человек «исцеляется», становится целым, самим собой, целостным. Отсюда – только безгрешным Богочеловеком человек совершенно целостен. И все Им исцелены; церковь – врачебница. Весь смысл Богочеловеческого домостроительства спасения – это восставить целостность личности человека, которую он имел до падения. Средства – церковь, святые таинства и все, что в ней. Об этом целостном, полноценном человеке говорит и святой апостол Иаков:«Чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак.1:4). (Во время последней войны).

5. Блаженны нищие Духом.
По духу святых отцов: нищета духа потому блаженство, что она постоянно жаждет обогатиться и непрестанно обогащается Духом Святым, а Дух Святой и есть Царство Небесное; богоподобная природа духа человеческого по самой своей природе устремлена к Богу, алчет и жаждет Святого Духа, поэтому жизнь христианина – это не что иное, как непрестанный день Святого Духа. Нищий духом богатится Духом Святым. – Как? – С помощью святых тайн и святых добродетелей.

6. Бессмертность.
У нас, христиан, все вечно: вечна душа, вечно и тело – Воскресение Господа Иисуса Христа это являет и доказывает. Вечно наше добро, вечно и наше зло: свидетельство и доказательство сему – богатый и Лазарь. Все у нас бессмертно, и мы бессмертны – все христиане, а прежде всего монахи. Кто такой монах? Он – не имеющий смерти на земле: живет только бессмертным и вечным, ради бессмертного и вечного.

?Из размышлений преподобного на тему: «Что такое святость и зачем православному христианину читать «Жития святых»»
Вера в Господа Христа соединяет человека с вечным Господом, Который по мере веры человека разливает в душе его вечную жизнь, и он ощущает и сознает себя вечным. Притом тем больше, чем больше человек живет по той вере, которая ему постепенно освящает благодатными божественными силами душу, сердце, совесть, все существо. Соразмерно вере человека растет и освящение естества человека. И чем святее человек, тем в нем все сильнее и живее становится и ощущение личного бессмертия, и сознание своей вечности, и вечности каждого [человека]. Действительно, настоящая жизнь человека начинается его верой в Господа Христа, которая всю душу, все сердце, весь ум, всю крепость его предает Господу Христу, и Он их постепенно освящает, преображает, обожает. И через это освящение разливает по нему благодатные силы божественные, которые дают ему всемогущее ощущение и сознание личного бессмертия и личной вечности. В самом деле: наша жизнь настолько есть жизнь, насколько она во Христе. А насколько она во Христе, она показывает своей святостью: чем святее жизнь, тем она более бессмертна и вечна. Противоположна этому смерть. Что такое смерть? Смерть это созревший грех; а созревший грех есть отъединенность от Бога, в Котором единственно жизнь и источник жизни.
(По материалам сайта Свято-Троицкой Сергиевой Лавры)

Тропарь преподобному Иустину (Поповичу) Челийскому, глас 8
Православия сладость, нектар премудрости, отче преподобне, излиял еси в сердца верных яко богатство: житием своим и учением показался еси живая книга Духа, Иустине Богомудре, моли Христа Бога Логоса да оло́госит тя почитающих.

Кондак преподобному Иустину (Поповичу) Челийскому, глас 4:
Яко Божественную лествицу обретохом Иустине преподобне, твоя Боженственная поучения, к небеси ны возводящия, якоже учил еси, житием вообразил еси. Тем ти зовем: радуйся, православный философе Истины.

Подворье Патриарха Московского и всея Руси Храм Похвалы Пресвятой Богородицы в Зябликове

Икона дня

Православный календарь

Сщмч. Григория епископа, просветителя Великой Армении (ок. 335). Прп. Григория Пе́льшемского, Вологодского, чудотворца (1442). Свт. Михаила, первого митр. Киевского (992).

Мцц. Рипсимии, Гаиании и с ними 35-ти святых дев (начало IV).

Сщмч. Прокопия Попова пресвитера (1918); сщмчч. Петра Соловьева, Вячеслава Занкова, Петра Пушкинского, Симеона Лилеева, Василия Гурьева, Александра Орлова пресвитеров, Серафима Василенко диакона, прмц. Александры Червяковой, мчч. Алексия Серебренникова и Матфея Соловьева, мц. Аполлинарии Тупицыной (1937).

Утр. –Ин., 35 зач. (от полу’), X, 1–9127.Лит. –Еф., 223 зач., III, 8–21.Лк., 21 зач., V, 33–39,и за четверг (под зачало):Еф., 225 зач., IV, 14–19.Лк., 23 зач., VI, 12–19.Свт.:Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2.Ин., 36 зач., X, 9–16.

Архивы

Православный календарь

Июнь 2017

ПнВтСрЧтПтСбВс
« МайИюл »
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
  • Регистрация
  • Войти
  • RSS записей
  • RSS комментариев
  • Работает на Prihod.ru

Статья: Преподобный Иустин (Попович), Челийский «О рае русской души»

Преподобный Иустин (Попович), Челийский

О рае русской души

(ко дню памяти Св. преп. Иоанна Кронштадтского)

Человек всегда – вечное существо, хочет он этого или нет. Сквозь все принадлежащее ему струится некая загадочная вечность. Когда он делает добро, какое бы то ни было добро, человек вечен, потому что любое добро своим самым внутренним нервом связано с вечным Божественным Добром. И когда он делает зло, какое бы то ни было зло, человек и тогда вечен, ибо всякое зло своей таинственной сущностью связано с вечным дьявольским злом.

Преподобный отец Иоанн Кронштадтский – это райский выход для русской души из всех ее трудностей. И не только для русской, но и для всякой души, для всякой человеческой души вообще. Есть ли такая проблема – русская, сербская, человеческая – которая не нашла бы в нем своего райского, своего окончательного, своего вечного решения? Есть ли такая трудная и трагическая мысль, которая не нашла бы в нем своего райского продолжения, углубления, обессмертчивания? Есть ли такое мучительное и тяжкое чувство, которое не нашло бы в нем своего райского преображения, просветления, освежения?
Вопрос, горький вопрос нашей хаотической современности: как русская душа может возвратить свой утраченный рай? – Только одним: если русская душа со всеми своими болями, проблемами, бедами, ранами поверит и предастся Кронштадтскому апостолу, отцу Иоанну, чтобы он провел ее через хаос современности и вывел в вечность Христовой истины и правды. То, что действительно для русской, действительно и для сербской души: только ведомые Святыми, они могут спастись от ада и войти в рай вечной жизни Христовой. Действительно, душа восстанавливает в себе рай, общаясь со Святыми и живя в молитвенном единении с ними. Потому что Святые вытесняют из нее грехи, пороки и страсти, которые делают душу адом, и исполняют ее божественной истиной, любовью и правдой, тем самым превращая ее в рай.
Вся жизнь и деятельность святого подвижника Кронштадтского показывает нам и учит нас, как человек создает рай в себе и в мире вокруг себя, и уничтожает ад в себе и в мире вокруг себя. Если бы мы захотели свести евангелие святого Иоанна Кронштадтского к одной мысли, она бы гласила: грехами и пороками человек создает свой вечный ад, а евангельскими добродетелями создает свой вечный рай.

Преподобный Иустин (Попович), Челийский. Преподобный иустин (попович)

Преподобный Иустин Челийский (Попович)

Рекомендовано к публикации

Издательским советом

Русской Православной Церкви

ИС Р21-102-0041

ДР. ЈУСТИН СП. ПОПОВИЋ

Перевод выполнен в обители преп. Иова Почаевского (Мюнхен) под редакцией митр. Марка (Арндта).

Издается с благословения игуменьи Гликерии, настоятельницы монастыря Челие (Валевская епархия Сербской Православной Церкви)

© Митр. Марк (Арндт), предисловие, общая редакция перевода, 2003

© Монастырь прп. Иова Почаевского (Мюнхен), перевод, 2003

© ООО ТД «Никея», 2021

Предисловие к первому изданию

Преподобие отче Иустине,

моли Бога о нас!

Наш авва, о. архимандрит Иустин, родился на праздник Благовещения в 1894 году, скончался в тот же день Благовещения в 1979 году и в миру носил имя «Благое». Эти знамения не случайны. Поистине, о. Иустин стал новым благовестником христианского просвещения и светоносцем в безбожном мраке ХХ века. О его огромном вкладе в богословскую мысль нашего времени свидетельствуют его книги, статьи и проповеди, переведенные ныне на разные языки.

Отец Иустин любил русский православный народ, его благочестие, русское богословие, русскую православную культуру. Он, естественно, был близок русской церковной эмиграции в Сербии и ее выдающимся представителям, влившимся в жизнь православной Сербии. К первоиерарху Русской Православной Церкви за границей, митрополиту Антонию (Храповицкому), которого он лично знал и высоко чтил, о. Иустин питал горячую любовь.

Он преподавал в Битольской богословской семинарии вместе с тогдашним иеромонахом Иоанном (Максимовичем), будущим святителем Шанхайским, ныне прославленным нашей Церковью[1]. Отец Иустин был уверен в святости владыки Иоанна задолго до его прославления.

Отцу Иустину было предложено епископство, но он воспользовался правом монаха отказаться от этого церковного послушания.

Когда власть в Югославии захватили коммунисты, он был вынужден покинуть пост профессора Богословского факультета при Белградском университете и затем, после скитаний, нашел постоянное убежище в женском монастыре Челие, близ города Валево. Долгие годы о. Иустин не имел права покидать монастырь – там он жил фактически под домашним арестом. Но безбожники его боялись, а монахини делали все для того, чтобы о. Иустин мог служить ежедневно и посвящать время и силы труду над «Житиями Святых» и «Догматикой». С Божией помощью, заботами мудрой игумении монастыря Челие, матушки Гликерии, многие труды о. Иустина были опубликованы еще в тяжелые годы коммунистического ига.

Отец Иустин был негласной совестью Сербской Церкви. Официально о нем не говорили, но на деле все считались с его мнением. Нередко он сам из своего монастырского уединения выступал на злободневные темы церковной жизни. Самым ярким свидетельством такой его деятельности является книга об экуменизме. Но не только книги стали вкладом о. Иустина в богословие нашего времени. Он принес Церкви живое одушевленное приношение: его любимые ученики стали архиереями Сербской Церкви, свято хранящими заветы своего аввы.

Обложка первого издания «Философских обрывов». Белград, 1957·

Факсимиле рукописи преп. Иустина: Начало предисловия к книге «Философские обрывы».

Факсимиле рукописи преп. Иустина: Завершение предисловия к книге «Философские обрывы» (1955 г.).

Факсимиле рукописи преп. Иустина: Окончание последней статьи книги «Философские обрывы», «Серна в потерянном раю».

На страницах журнала Германской епархии «Вестник» издавна публикуются труды о. Иустина, самого глубокого богословского мыслителя и писателя нашего века. В средоточии его молитвы и мысли стоит Богочеловек и Богочеловеческий путь христианина.

Язык о. Иустина своеобразный, исключительный, обновляющий, безбоязненный, творчески новый. Мы, знавшие о. Иустина лично, читая его творения, всегда слышим его незабываемую живую речь. Отец Иустин, можно сказать, всегда проповедовал всем телом, всем существом своим, он весь участвовал в этом, целиком переживая то, о чем говорил. И этот живой характер сильно чувствуется в письменных трудах его. Незнакомому с автором человеку эта черта может мешать. Но просим его вдуматься и вчувствоваться в особый стиль, в богочеловеческий мир о. Иустина и его окружения – и тогда читатель будет вознагражден причастием боговдохновенному богословию.

Когда мы, ученики его, совершали над о. Иустином, предсказавшим свою кончину именно на день Благовещения, за несколько дней до этого Таинство елеосвящения, то, по словам нынешнего епископа Захумско-Герцеговинского Афанасия[2], заметили, что наши молитвы об о. архимандрите Иустине постепенно «превращались и менялись в молитвы ему и Господу его и нашему о нас грешных». Это чувство усилилось во время отпевания, на которое собралось множество священнослужителей из самой Сербии, из Греции и других стран, богословов сербских и иностранных и несметное число верующего народа. Многие чувствовали, что о. Иустин жив. Хотя о. Иустин пока не прославлен, уже появляются иконы его, и православные в разных странах почитают его как святого[3].

Святым Господь открывает будущее. Ныне на наших глазах сбываются пророчества о. Иустина об агонии гуманизма. Он ясно видел, что Европа «минирована вулканическими противоречиями», которые не могут разрешиться ни огнем мировой войны, ни падением тоталитарных коммунистических режимов. И вот уже на наших глазах эти противоречия взрываются смертоносными бомбами в Сербии[4]. Сегодня на земное отечество о. Иустина ополчились не турки, не нацисты и не безбожники-коммунисты, а цивилизованные «гуманисты». Бесстыдно обнажается богоотступническая суть человекопоклоннической западной культуры, трагический портрет которой дан на страницах «Философских обрывов».

Сегодня не только Сербия, но и Россия находится «на опасном водоразделе двух культур», двух миров. От выбора между ними зависит, говоря словами о. Иустина, судьба «народной души и во времени, и в вечности».

Мы надеемся, что предлагаемая книга сербско-вселенского златоуста откроет перед русским читателем возможность истинного – в духе автора – приобщения к спасительным сокровищам богочеловеческого, православного мира.

Преподобне отче Иустине, моли Бога о нас!

Марк, архиепископ Берлинский и Германский[5]

Светлая седмица 1999 г.

Предлагаемая читателю в русском переводе книга архим. Иустина (Поповича) «Философские обрывы» представляет собой сборник статей, написанных, как замечает сам автор, «в промежутке между двумя мировыми войнами» и опубликованных в разное время в сербских периодических изданиях («Пут», «ХришЬанска мисао», «ХришЬанско дело», «ХришЙански живот», «Светосавле», «Весник СПЦ», «Богословле» и др.).

[Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский прославлен Русской Православной Церковью за рубежом в 1994 г., в 2008 г. на Архиерейском соборе РПЦ МП установлено его общецерковное почитание. – Здесь и далее примечания редактора даются в квадратных скобках, примечания оригинального издания оставлены без пометок, отдельно отмечены примечания переводчика. При составлении примечаний к настоящему изданию мы неоднократно использовали справочный аппарат издания: Иустин (Попович), преп. Философские пропасти. М.: Издательский Совет РПЦ, 2004, за что приносим искреннюю благодарность его составителям (переводчик – М. Н. Яценко, ред. – Е. И. Якушкина, А. Г. Дунаев).]

Епископ Афанасий (Евтич), один из наиболее известных богословов Сербской Церкви, с 2010 г. – временный управляющий Рашско-Призренской епархией. Скончался в марте 2021 г.

[Преподобный Иустин Челийский официально канонизирован Сербской Православной Церковью в 2010 г., в месяцеслов Русской Православной Церкви внесен в 2013 г. В 2014 г. в монастыре Челие состоялось обретение его святых мощей. День памяти преп. Иустина – 1 (14) июня.]

[Первая публикация данного перевода происходила в 1999 г., как раз во время воздушной операции НАТО «Союзная сила» (март-июнь 1999 г.), направленной против Союзной Республики Югославия.]

Преподобный Иустин Попович: биография, труды, интересные факты

Преподобный Иустин (Попович) – это один из выдающихся защитников православия XX века. Он родом из Сербии, из южного города Вране, где появился на свет 6 апреля 1894 года в благочестивой семье Спиридона и Анастасии, а потом стал священником в седьмом поколении. В честь праздника Благовещения родители окрестили его с именем Благое, что означает «благовеститель». В их семье было восемь детей, но выжили только трое — дочь Стояна и два сына — Стоядин и Благое. В детстве будущий святитель стал свидетелем чудесного выздоровления своей матери. А когда пришло время ей отойти в мир иной, по ее умиротворенному лицу он понял, что есть физическая смерть, но нет смерти духовной. На протяжении всей жизни он будет выразителем непоколебимой веры в Иисуса Христа – истинного Спасителя, который подарил человечеству победу над смертью.

Детство

Прп. Иустин (Попович), еще будучи ребенком, любил с родителями посещать монастырь Прохора Пчиньского. Он почитал святых отцов и много читал Священное Писание.

Окончив школу, он поступил учиться в Белградскую семинарию Святого Саввы. На Благое особое влияние оказал епископ Николай (Велимирович), который быстро заметил в юноше огромную любовь к богословию и незаурядные литературные таланты.

Окончив учебу в семинарии в начале лета 1914 года, Благое имел решительные намерения стать монахом, но родители резко воспротивились этому и даже написали письмо в Белградскую митрополию.

Война

В Первую мировую Благое Поповича призвали в армию. Он стал служить военным санитаром в госпитале «Челе кула» в городе Нише. Вскоре начался сыпной тиф, Благое переболел им, как и многие другие. Во время краткого отпуска побывал у родителей. С января 1915 года он занимал уже должность фельдшера. Сербская армия несла потери и отступала через Косово в Албанию.

Пройдя все ужасы войны, Благое еще больше стал стремиться к обожению. И в новогоднюю ночь 31 декабря 1915 года архимандрит Вениамин (Таушанович) постригает его в монахи с именем в честь святого мученика Иустина Философа.

Россия

В январе 1916 года особо даровитых богословов, в числе которых оказался Иустин, Сербское правительство с подачи Сербского митрополита Димитрия (Павловича) отправляет в Россию — в Петроградскую духовную академию, чтобы они там продолжили изучать богословие. Святой Иустин был впечатлен благочестием русского народа. Он благоговел перед такими великими русскими сподвижниками, как Серафим Саровский, Сергий Радонежский и Иоанн Кронштадтский. Немного позже слезы лились из глаз святого Иустина при упоминании русских новомучеников, особенно если речь заходила о русском патриархе Тихоне.

Однако из-за бедствий военного положения ему не пришлось там долго пробыть. Летом 1916 года Иустин Попович поступает в Оксфордский университет в Англии и обучается там до 1919 года. Потом он начинает писать докторскую диссертацию по творчеству Достоевского Федора Михайловича. В этой работе он изложил критическое отношение великого классика русской литературы к западному гуманизму и антропоцентризму. Но научные руководители отца Иустина настаивали на том, чтобы он внес некоторые изменения в текст, а для него это было неприемлемо, так как поправки эти противоречили истине. И тогда, не получив докторской степени, он покинул Англию.

Преподавательская деятельность

С 1921 года Иустин Попович в Сремских Карловцах становится преподавателем духовной семинарии. Оттуда же он отправляется в Афинский университет богословия, где опять работает над докторской диссертацией по теме «Проблема личности и познания у святого Макария Египетского». Он защитит ее немного позже, в 1926 году.

Вернувшись к себе на родину в Сербию, он тесно сближается с русскими епископами, нашедшими в его стране убежище, это митрополит Киевский Антоний (Храповицкий) и архиепископ Кишиневский Анастасий.

В 1922 году Иустин Попович был рукоположен в иеромонаха. Затем, в 1930 году, его назначают помощником епископа Иосифа Битольского. С этого момента начинается его миссионерская деятельность в городах Закарпатья — Ужгороде, Мукачево и Хусте. Его хотели назначить епископом вновь созданной Мукачевской епархии, но он отказался.

Иустин Попович, «Догматика Православной Церкви»

С 1932 года святой Иустин выпускает свой первый том «Догматики» — «На Богочеловеческом пути», за что в 1935 году получает звание профессора, и начинает преподавать догматическое богословие в Битольской духовной семинарии.

В 1934 году он уже доцент Белградского университета по догматическому богословию. Иустин Попович стал одним из основателей Сербского философского общества (1938 г.).

Вторая мировая война, когда немцы вторглись в Сербию, повлекла за собой закрытие богословского факультета. Отец Иустин был вынужден жить в разных монастырях, где занимался переводами преданий святых отцов Церкви. Ни минуты не сидел без дела Иустин Попович. Толкование и комментарии Священного Писания, «Догматика Православной Церкви» (второй том — «Бог в самом Себе. Отношение Бога к твари», третий — «Сотериология. Экклесиология»), «Житие святых» в 12 томах стали результатами его трудов. Некоторые из них были опубликованы лишь в конце жизни. Отец Иустин считал, что только со святыми можно познать тайну Господа Христа. Жития святых, по его мнению, — догматы, претворенные в жизнь, которые создали такую необходимую и истинную «Энциклопедию Православия».

Аресты и допросы

Лишенный всех прав, он скитался по монастырям. Потом жил почти как в заключении в женском монастыре. Но и здесь его никак не оставляли в покое и периодически вызывали на допросы. Когда его подолгу не выпускали, сестры вместе с игуменьей отправлялись в Валево и молча стояли перед зданием полиции. Коммунисты опасались волнений местных жителей и сразу отпускали отца Иустина. На протяжении этих долгих лет к святому исповеднику приходили за советом не только земляки, но и духовная братия из других стран. Единство Православия было главным для него, и оно стояло выше любого национального разделения. Своих лучших учеников он отправлял учиться в Грецию, под конец жизни он дал им свои наставления: «Любите греков, так как они наши верные учителя и просветители».

В 1945 году, при коммунистической власти, святой Иустин (Попович) вместе с другими преподавателями был изгнан из университета. Потом его арестовали в одном из монастырей и заключили в Белградскую тюрьму. Его едва не расстреляли как врага народа, но за него заступился патриарх Гавриил.

Святой Иустин (Попович): книги

Уже в последние годы условия заключения святого Иустина немного смягчились, и патриархия пригласила его преподавать на факультете, но он отказался, пожелав им трудиться во благо единства Церкви. В конце жизни он с большой радостью отнесся к публикации «Жития святых» и последнего, четвертого тома «Догматики» — «Пневматология. Эсхатология». Всего было написано отцом Иустином 40 томов, опубликовано к настоящему времени 30. Его труды охватывают всю область церковной жизни. Одним из лучших его произведений стала книга под названием «Комментарии на Новый Завет», написанная с горячей любовью ко Христу настоящим поэтическим языком, сравнимым разве что с языком епископа Николая Охридского (Велимировича), его учителя.

Канонизация

В мае 1948 года он становится духовником женского монастыря Челие, расположенного недалеко от города Валево. Там он и проведет остаток своей жизни и скончается на Благовещенье в 1979 году. Его тело погребут в монастыре Челие.

Канонизация святого Иустина состоялась 29 апреля 2010 года. Это событие произошло по решению Архиерейского Собора Сербской православной церкви.

12 июня 2014 года его святые мощи были обретены в монастыре Челие и на некоторое время помещены в монастырском храме Архангела Михаила, пока не достроился храм Саввы Сербского, который начали строить на средства святого Иустина.

По смерти святого Иустина клирики разных национальностей приехали со всех концов Сербии, Греции и Европы и совершили погребение. Один из его учеников сказал о нем, что главной его печалью было единство Церкви, которое вдруг осуществилось на его похоронах. С того времени к могиле святого потекли потоки православных паломников, по молитвам которых на месте упокоения святого стали совершаться чудеса.

Иустин Попович — об авторе

Информация

Биография

Архимандрит Иустин (серб. Јустин; в миру Благое Попович, серб. Благоје Поповић; 25 марта (6 апреля) 1894 — 25 марта (7 апреля) 1978, Монастырь Челие, Сербия) — священнослужитель Сербской православной церкви, доктор богословия, архимандрит. Канонизирован в лике преподобных.

Родился 6 апреля 1894 года во Вране на юге Сербии в семье священника. В честь рождения в день Благовещения Пресвятой Богородицы при крещении был наречён именем Благое. В 1905—1914 годы обучался в семинарии святого Саввы Сербского в Белграде.

1 января 1916 года принял монашеский постриг с именем Иустин в честь мученика Иустина Философа. После принятия монашества был направлен в Санкт-Петербург для обучения в Духовной…

Архимандрит Иустин (серб. Јустин; в миру Благое Попович, серб. Благоје Поповић; 25 марта (6 апреля) 1894 — 25 марта (7 апреля) 1978, Монастырь Челие, Сербия) — священнослужитель Сербской православной церкви, доктор богословия, архимандрит. Канонизирован в лике преподобных.

Родился 6 апреля 1894 года во Вране на юге Сербии в семье священника. В честь рождения в день Благовещения Пресвятой Богородицы при крещении был наречён именем Благое. В 1905—1914 годы обучался в семинарии святого Саввы Сербского в Белграде.

1 января 1916 года принял монашеский постриг с именем Иустин в честь мученика Иустина Философа. После принятия монашества был направлен в Санкт-Петербург для обучения в Духовной академии. В июне 1916 года Иустин уехал в Англию, где поступил в Оксфордский университет (обучался в нём до 1919 года). Из Англии Иустин уехал в Афины где на Богословском факультете Афинского университета работал над докторской диссертацией «Проблема личности и знания по святому Макарию Египетскому» (защитил её в 1926 году). С 1921 года преподавал в семинарии в Сремских Карловцах Священное Писание Нового Завета, догматическое богословие и патрологию.

В 1922 году был рукоположён во иеромонаха. В 1930 году был назначен помощником епископа Битольского Иосифа, начал миссионерскую деятельность в закарпатских городах (Ужгороде, Хусте, Мукачеве). Был кандидатом в епископы возрождённой Мукачевской епархии, но отказался. С 1932 года профессор Битольской семинарии, преподавал догматическое богословие. В 1934 году стал доцентом догматического богословия Белградского университета. Один из основателей, созданного в 1938 году Сербского философского общества.

В мае 1948 года стал духовником женского монастыря Челие близ Валево, где прожил до конца своих дней. Отец Иустин скончался в 1978 году в праздник Благовещения, был погребён в монастыре Челие. В 2010 году канонизирован Сербской православной церковью.

Автор многочисленных духовных произведений в том числе трёхтомной «Догматики Православной церкви» и двенадцати томов «Житий святых».

Читать еще:  Почему в России мертвых детей выбрасывают на помойку
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector