0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Преподобный феодосий печерский. Житие феодосия печерского Прп феодосий

Содержание

Преподобный ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ (†1074)

Преподобный Феодосий Печерский — основатель общежительного монастырского устава и родоначальник монашества в Русской земле, один из основателей Киево-Печерской лавры, ученик Антония Печерского , третий святой (после Бориса и Глеба), канонизированный Русской Церковью, и первый ее преподобный. Именем Феодосия названы Дальние (Феодосиевые) пещеры Лавры и источник Феодосия на территории Лавры.

Родился около 1008 года в селе Василеве, неподалеку от Киева. Детство провел в Курске, куда, по повелению князя, переселились его родители. С юных лет он обнаружил непреодолимое влечение к подвижнической жизни, ведя аскетическую жизнь еще в родительском доме. Он не любил детских игр и увлечений, постоянно ходил в церковь. Сам упросил своих родителей отдать его для обучения чтению священных книг и, при отличных способностях и редком усердии, быстро выучился чтению книг, так что все удивлялись разуму отрока. На 14-м году он лишился отца и остался под надзором матери — женщины строгой и властной, но очень любившей своего сына. За стремление к подвижничеству она много раз наказывала его, но Преподобный твердо стал на путь подвига.

Будучи с детства набожным, Феодосий носил вериги и мечтал о монашестве. В 1032 году, на 24-м году жизни, тайно покинул родительский дом и ушел с паломниками в Киев. Там он пытался принять постриг в киевских монастырях, но получал везде отказы в силу своего молодого возраста. Узнав о святом Антонии, Феодосий пришёл к нему и принял постриг (пострижение по указанию Антония совершил Никон Печерский) в Киево-Печерском монастыре с именем Феодосий. Поселился в пещере вместе с Никоном Великим и Антонием.

Антоний и Феодосий Печерские

Через четыре года мать отыскала его и со слезами просила возвратиться домой, но святой сам убедил ее остаться в Киеве и принять иночество в обители святителя Николая на Аскольдовой могиле.

Преподобный Феодосий трудился в обители более других и нередко брал на себя часть трудов братии: носил воду, рубил дрова, молол рожь и относил каждому иноку муку. В знойные ночи он обнажал свое тело и отдавал его в пищу комарам и мошкам, кровь текла по нему, но святой терпеливо занимался рукоделием и пел псалмы. В храм он являлся прежде других и став на месте, не сходил с него до окончания Богослужения; чтение слушал с особым вниманием.

В 1054 году преподобный Феодосий был рукоположен в сан иеромонаха , а в 1057 году избран игуменом.

В период игуменства в 1060—62 годах он организовал постройку деревянного здания монастыря, куда и перешли все его тогдашние насельники числом около 100 человек. По инициативе Феодосия Печерского был принят первый Устав Печерского монастыря, составленный на основе студийского общежительного устава, список которого был прислан по просьбе Феодосия из Константинополя около 1068 года. При Феодосии было начато строительство главной монастырской церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы. Преподобный известен также как основатель и руководитель одной из первых церковных библиотек на Руси — библиотеки Киево-Печерской Лавры.

В сане игумена преподобный Феодосий продолжал исполнять самые трудные послушания в обители. Святой обыкновенно вкушал только сухой хлеб и вареную зелень без масла. Ночи проходили у него без сна в молитве, что много раз замечала братия, хотя избранник Божий и старался скрыть свой подвиг от других. Никто не видел, чтобы преподобный Феодосий спал лежа, обычно он отдыхал сидя. Во время Великого поста святой удалялся в пещеру, расположенную недалеко от обители, где подвизался, никем не зримый. Одеждою его была жесткая власяница, надетая прямо на тело, так что в этом нищем старце нельзя было узнать знаменитого игумена, которого почитали все знавшие его.

Св. Феодосий был одним из последовательных борцов с иудаизмом. В «Киево-Печерском Патерике» рассказывается о ночных посещениях прп. Феодосием религиозных собраний иудеев с целью изобличения последних в их замыслах против христианства и спасения русских христиан от иудейских обольщений. «Блаженный, — повествуется в Патерике, — имел следующее обыкновение: многократно ночью он вставал и тайно от всех ходил к евреям и спорил с ними о Христе; укорял их и досаждал им, называя их отступниками и беззаконниками, поелику желал быть убитым за исповедание Христа». В то время в Киеве было много иудеев, притворно принявших Православие, но продолжавших исповедовать иудаизм и всячески вредить христианам. Тайные иудеи проникли даже в Киево-Печерскую лавру и всячески досаждали православным. За этими перевертышами преподобный имел бдительный надзор. Не доверяя монастырской братии, среди которой могли найтись некоторые не вполне благонадежные иноки, преподобный игумен вставал много раз ночью и самолично, тайно от всех, «исходил» (из своих покоев) к сосланным в монастырь для исправления неискренним крещеным иудеям, препирался с ними, укоряя и стыдя их (коряше и досаждаше я) как отступников и изменников христианству, причем действительно рисковал подвергнуться каким-либо со стороны их оскорбительным действиям.

Преподобный Феодосий активно участвовал в политической жизни Киева, решительно выступил против князя Святополка, свергнувшего Изяслава в 1073 году. Однажды преподобный Феодосий возвращался от великого князя Изяслава. Возница, еще не знавший его, сказал грубо: «Ты, монах, всегда празден, а я постоянно в трудах. Ступай на мое место, а меня пусти в колесницу». Святой старец кротко послушался и повез слугу. Увидев же, как преподобному кланялись, сходя с коней, встречные бояре, слуга испугался, но святой подвижник успокоил его и, по приезде, накормил в монастыре. Надеясь на помощь Божию, преподобный не хранил больших запасов для обители, поэтому братия иногда терпела нужду в насущном хлебе. По его молитвам, однако, являлись неизвестные благотворители и доставляли в обитель необходимое для братии. Великие князья, особенно Изяслав, любили наслаждаться духовной беседой преподобного Феодосия. Святой не страшился обличать сильных мира сего. Незаконно осужденные всегда находили в нем заступника, а судьи пересматривали дела по просьбе чтимого всеми игумена.

Особенно заботился преподобный о бедных: построил для них в монастыре особый двор, где любой нуждающийся мог получить пищу и кров.

Заранее предуведав свою кончину, преподобный Феодосий мирно отошел ко Господу в 1074 году. Он был погребен в выкопанной им пещере, в которой уединялся во время поста.

Мощи подвижника были обретены нетленными в 1091 году.

К лику святых преподобный Феодосий был причислен в 1108 году.

Память преподобного Феодосия совершается:

  • 16 мая (3 мая по старому стилю);
  • 27 августа (14 августа по старому стилю) — перенесение мощей;
  • 10 сентября (28 августа по старому стилю) — в составе Собора преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих;
  • 15 сентября (2 сентября по старому стилю) — вместе с преподобным Антонием Печерским.

Из произведений преподобного Феодосия до нас дошли 6 поучений, 2 послания к великому князю Изяславу и молитва за всех христиан.

Житие преподобного Феодосия составлено преподобным Нестором Летописцем, учеником великого аввы, через 30 с небольшим лет после его преставления и всегда было одним из любимейших чтений русского народа.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Молитва преподобному Феодосию, Печерскому чудотворцу
О, священная главо, ангеле земный и человече небесный, преподобне и богоносне отче наш Феодосие, изрядный слуго Пресвятыя Богородицы, во имя Ея святое обитель пречудну на горах Печерских соорудивый, и в ней чудес множеством просиявый! Молим тя со усердием многим, молися за нас ко Господу Богу, и испроси от него великия и богатыя милости: веру праву, надежду спасения несомненну, любовь ко всем нелицемерну, благочестие непоколебимое, душ и телес здравие, житейских потреб довольство, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от щедродательныя Его десницы, но в славу имени Его Святаго, и во спасение наше. Сохрани, угодниче Божий, предстательством твоим святым страну нашу, Церковь Православнороссийскую, град твой, и Лавру твою невредимыми от всякаго зла, и вся люди притекающия на поклонение к честному твоему гробу и пребывающия во святей обители твоей, осени Небесным твоим благословением и от всяких зол и бед милостивно избави. Наипаче же в час кончины нашея покажи нам многомощное твое покровительство: да избавимся молитвами твоими ко Господу власти лютаго миродержца и сподобимся наследити Царство Небесное. Яви нам, отче, благосердие твое и не остави нас сирых и безпомощных, да выну славословим дивнаго во святых Своих Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, и твое святое заступление, во веки веков. А минь.

Тропарь, глас 8
Возвысився на добродетель, измлада возлюбив монашеское житие, к желанию доблественне достиг, вселился еси в пещеру, и украсив житие твое пощением и светлостию, в молитвах яко безплотен пребывал еси, в Российстей земли яко светлое светило просияв, отче Феодосие: моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак, глас 8
Наследник отцев быв, преподобне, тех последуя житию и учению, нраву и воздержанию, молитве же и предстоянию. Тем, яко имея дерзновение ко Господу, прощение прегрешений и спасение испроси вопиющим ти: радуйся, отче Феодосие.

Преподобный Феодосий Печерский

Передача о житие преподобного Феодосия Печерского из цикла «Жития преподобных Печерских».
Производство: телестудия Киево-Печерской Лавры. 2012 год
Автор: Ольга Леонтенко

Феодосий Печерский — родоначальник русского монашества

Преподобный Феодосий Печерский, основатель общежительного монастырского устава и родоначальник монашества в Русской земле, родился в Василеве, неподалеку от Киева.

С юных лет он обнаружил непреодолимое влечение к подвижнической жизни, ведя аскетическую жизнь еще в родительском доме. Он не любил детских игр и увлечений, постоянно ходил в церковь. Сам упросил своих родителей отдать его для обучения чтению священных книг и, при отличных способностях и редком усердии, быстро выучился чтению книг, так что все удивлялись разуму отрока.

На 14-м году он лишился отца и остался под надзором матери — женщины строгой и властной, но очень любившей своего сына. За стремление к подвижничеству она много раз наказывала его, но Преподобный твердо стал на путь подвига.

На 24-м году он тайно покинул родительский дом и постригся, по благословению преподобного Антония, в Киево-Печерском монастыре с именем Феодосий. Через четыре года мать отыскала его и со слезами просила возвратиться домой, но святой сам убедил ее остаться в Киеве и принять иночество в обители святителя Николая на Аскольдовой могиле.

Преподобный Феодосий трудился в обители более других и нередко брал на себя часть трудов братии: носил воду, рубил дрова, молол рожь и относил каждому иноку муку. В знойные ночи он обнажал свое тело и отдавал его в пищу комарам и мошкам, кровь текла по нему, но святой терпеливо занимался рукоделием и пел псалмы. В храм он являлся прежде других и, став на месте, не сходил с него до окончания Богослужения; чтение слушал с особым вниманием. В 1054 году преподобный Феодосий был рукоположен в сан иеромонаха, а в 1057 году избран игуменом.

Слава о его подвигах привлекла множество иноков в обитель, в которой он построил новую церковь и келлии и ввел студийский общежительный устав, списанный, по его поручению, в Константинополе. В сане игумена преподобный Феодосий продолжал исполнять самые трудные послушания в обители. Святой обыкновенно вкушал только сухой хлеб и вареную зелень без масла. Ночи проходили у него без сна в молитве, что много раз замечала братия, хотя избранник Божий и старался скрыть свой подвиг от других. Никто не видел, чтобы преподобный Феодосий спал лежа, обычно он отдыхал сидя. Во время Великого поста святой удалялся в пещеру, расположенную недалеко от обители, где подвизался, никем не зримый. Одеждою его была жесткая власяница, надетая прямо на тело, так что в этом нищем старце нельзя было узнать знаменитого игумена, которого почитали все знавшие его.

Однажды преподобный Феодосий возвращался от великого князя Изяслава. Возница, еще не знавший его, сказал грубо: «Ты, монах, всегда празден, а я постоянно в трудах. Ступай на мое место, а меня пусти в колесницу». Святой старец кротко послушался и повез слугу. Увидев же, как преподобному кланялись, сходя с коней, встречные бояре, слуга испугался, но святой подвижник успокоил его и, по приезде, накормил в монастыре.

Надеясь на помощь Божию, преподобный не хранил больших запасов для обители, поэтому братия иногда терпела нужду в насущном хлебе. По его молитвам, однако, являлись неизвестные благотворители и доставляли в обитель необходимое для братии. Великие князья, особенно Изяслав, любили наслаждаться духовной беседой преподобного Феодосия.

Святой не страшился обличать сильных мира сего. Незаконно осужденные всегда находили в нем заступника, а судьи пересматривали дела по просьбе чтимого всеми игумена. Особенно заботился преподобный о бедных: построил для них в монастыре особый двор, где любой нуждающийся мог получить пищу и кров.

Заранее предуведав свою кончину, преподобный Феодосий мирно отошел ко Господу в 1074 году. Он был погребен в выкопанной им пещере, в которой уединялся во время поста. Мощи подвижника были обретены нетленными в 1091 году. К лику святых преподобный Феодосий был причислен в 1108 году.

Из произведений преподобного Феодосия до нас дошли 6 поучений, 2 послания к великому князю Изяславу и молитва за всех христиан. Житие преподобного Феодосия составлено преподобным Нестором Летописцем, учеником великого аввы, через 30 с небольшим лет после его преставления и всегда было одним из любимейших чтений русского народа.

ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ

Прп. Феодосий Печерский. Икона (Киево-Печерская Лавра)

Феодосий Печерский (ок. 1036 — 1074), игумен, преподобный, основатель общежительного монастырского устава и родоначальник монашества на Руси

Родился в Василеве (ныне город Васильков под Киевом) и происходил из родовитой семьи. Ни мирское имя, ни год рождения неизвестны; последнее приблизительно относят к 1036 году.

Юные годы св. Феодосия протекли в Курске, куда, по повелению князя, переселились его родители: отец был одним из княжеских тиунов у курского посадника. Достигнув 7-ми летнего возраста, он стал учиться грамоте, а потом его определили в училище, где он пробыл до 13 лет. Познакомившись из книг и рассказов с жизнью великих подвижников монашества, Феодосий принял твердое намерение подражать им. 14-ти лет он лишился отца, и это так подействовало на него, что он решился приступить к исполнению своей заветной мечты — отречься от мира. Противодействие аскетическим наклонностям юноши шло со стороны матери: она очень любила своего сына, но не сочувствовала его стремлениям к подвижнической жизни и всеми мерами старалась отклонить его от этого.

Феодосий решился оставить дом матери и, увлеченный рассказами странников о св. местах Палестины, ушел с ними из дома. Попытка пройти со странниками в Иерусалим была неудачна: настигнутый матерью, он, избитый и связанный, был возвращен домой; чтобы он опять не бежал, мать одела ему на ноги оковы и сняла их только тогда, когда он дал слово не бегать из дома. Но эти притеснения только усиливали аскетические стремления юноши. Тайно от матери Феодосий начал носить вериги, но она заметила это и сорвала с него цепи. Феодосий бежал в Киев, где был принят преподобным Антонием и пострижен. Тогда же и дано было ему имя Феодосий; это случилось около 1056—1057 гг. Выcoкиe духовные подвиги преп. Феодосия настолько выдвинули его из ряда других братий, что, по удалении игумена Варлаама, Антоний назначил игуменом Феодосия, несмотря на то, что ему было не более 26 лет.

Прп. Феодосий Печерский. Фрагмент Свенской (Печерской) иконы Божией Матери (Киев, ок. 1288 г.). Москва, Государственная Третьяковская галерея

С самого же начала своего игуменства он принялся за устроение монастыря. Число братий с 20 человек возросло до 100, и вследствие этого явилась необходимость введения строго определенного устава. По просьбе Феодосия ему был прислан из Царьграда список устава Студийского монастыря, который и был положен в основание жизни в Печерской обители. Устав предписывал полное и строжайшее общинножитие; иноки должны были довольствоваться общей трапезой и иметь одинаковую одежду; все имущество у братии должно быть общее; время проводилось в непрестанных трудах. Феодосий к себе был строже, чем к другим; помимо общего подвига, он подвергал себя крайне аскетическим испытаниям и упражнениям воли. Еще юношей он стал носить вериги.

Бояре и князья были особенно расположены к преподобному. Влияние преп. Феодосия на них было очень благотворно. Время монашества Феодосия совпало с тяжелым и смутным периодом в отношениях между князьями. Междоусобия были во всем разгаре. Феодосий пользовался уважением вел. кн. Изяслава, который любил благочестивую беседу с преподобным. Феодосий не оставался пассивным зрителем отнятия Святославом киевского стола у его старшего брата Изяслава и изгнания последнего. Феодосий выступает против насилия с целым рядом обличений; писал также обличительные «эпистолии» к Святославу. Заботясь о внутреннем устройстве своего монастыря, Феодосий много сделал и для внешнего его благоустроения. Чрез 11 или 12 лет игуменства Феодосия, вследствие умножения братии и скудости прежних монастырских зданий, решился построить новый, обширнейший монастырь. Место для него было выбрано близ второй пещеры преп. Антония. На этом месте заложена была великая каменная церковь (1073).

3 мая 1074 г. преподобный Феодосий скончался. Погребен был в той пещере, в которой, под руководством Антония, начал свои подвиги.

Открытие мощей преп. Феодосия последовало в 1091 г. В 1089 г. церковь, заложенная преп. Феодосием, была освящена, и к ней переведен был монастырь; прежний пещерный монастырь сделался теперь усыпальницей для погребения умерших. Основанная преп. Антонием и устроенная преп. Феодосием Киево-Печерская лавра сделалась образцом для всех других обителей.

Молитвословия

Тропарь, глас 8

Возвы́сився на доброде́тель,/ измла́да возлю́бив мона́шеское житие́,/ к жела́нию до́бльственне достиг,/ всели́лся еси́ в пеще́ру/ и, украси́в житие́ твое́ поще́нием и све́тлостию,/ в моли́твах, я́ко безпло́тен, пребыва́л еси,/ в Росси́йстей земли́, я́ко све́тлое свети́ло, просия́в,/ о́тче Феодо́сие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Тропарь на перенесение мощей, глас 8

Правосла́вия наста́вниче,/ благоче́стия учи́телю и чистоты́,/ вселе́нныя свети́льниче,/ архиере́ев [2] богодухнове́нное удобре́ние,/ Феодо́сие прему́дре,/ уче́ньми твои́ми вся́ просвети́л еси,/ цевни́це духо́вная,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 3 (Подобен: Дева днесь:)

Звезду́ Росси́йскую дне́сь почти́м,/ от восто́ка возсия́вшую и на за́пад прише́дшую,/ всю́ бо страну́ сию́ чудесы́ и добро́тою обогати́вшу и вся́ ны́/ соде́янием и благода́тию мона́шескаго уста́ва,// блаже́ннаго Феодо́сия.

Кондак на перенесение мощей, глас 8 (Подобен: Взбранной:)

Насле́дник отце́в бы́л еси́, преподо́бне,/ те́х после́дуя житию́ и уче́нию,/ обы́чаю и воздержа́нию,/ моли́тве же и предстоя́нию:/ с ни́миже, име́я дерзнове́ние ко Го́споду,/ проще́ние согреше́ний и спасе́ние испроси́ вопию́щим ти́:// ра́дуйся, о́тче Феодо́сие.

Тропарь прпп. Антония и Феодосия из службы 2 сентября, глас 4

Зве́зды мы́сленныя,/ просия́вшия на тве́рди Церко́вней,/ и́ноков Росси́йских основа́ние/ пе́сньми, лю́дие, почти́м,/ ра́достныя похвалы́ си́м воздаю́ще:/ ра́дуйтеся, преблаже́ннии отцы́,/ Анто́ние со Феодо́сием богому́дрым,/ при́сно моля́щиися о возсле́дствующих// и чту́щих па́мять ва́шу.

Ин тропарь прпп. Антония и Феодосия из службы 2 сентября, глас 3

Дво́ицу нача́льных росси́йских свети́л почти́м,/ Анто́ния, Бо́гом по́сланнаго,/ и Феодо́сия, Бо́гом дарова́ннаго:/ ти́и бо пе́рвии, равноа́нгельным в России́ житие́м/ просия́вше от го́р Ки́евских,/ освети́ша оте́чествия на́шего вся́ концы́,/ и пу́ть к Небеси́ пра́вый мно́гим показа́ша,/ и, первоотцы́ и́ноком бы́вше,/ ли́ки спаса́емых Бо́гови приведо́ша,/ и ны́не, предстоя́ще в вы́шних немерца́емому Божества́ Све́ту,// мо́лятся о душа́х на́ших.

Кондак прпп. Антония и Феодосия из службы 2 сентября, глас 8

Дво́ицу вели́ких оте́ц и пра́вило и́ноков све́тлое,/ у́мныя зари́, онебе́сившия Росси́йскую Це́рковь,/ кто́ по достоя́нию хвала́ми воспое́т?/ Ти́и бо Престо́лу Бо́жию предстоя́т./ Но, я́ко иму́щии дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице,/ Анто́ние преблаже́нне и Феодо́сие приснопа́мятне,/ моли́теся о моле́бная ва́м принося́щих// и любо́вию пе́сньми ва́с ублажа́ющих.

Ин кондак прпп. Антония и Феодосия из службы 2 сентября, глас 2

Тве́рдыя столпы́ благоче́стия,/ недви́жимая и́ноческих законоположе́ний основа́ния/ и необори́мыя сте́ны Росси́йския восхва́лим:/ Анто́ния, возлю́бльшаго Бо́га,/ и Феодо́сия, возлю́бленнаго Бо́гом:/ труды́ бо о́нех и по́стническия по́двиги прия́т па́че вся́каго всепло́дия// Еди́н во святы́х прославля́емый.

Творения

Прп. Феодосий Печерский

Преп. Феодосий оставил пять поучений к печерским инокам в полном виде (первое и второе — о терпении и любви, третье — о терпении и милостыне, четвертое — о смирении, пятое — о хождении к церкви и о молитве), одно к келарю, четыре отрывка поучений к инокам и мирянам, два поучения к народу «о казнях Божиих» и «тропарных чашах», два послания к вел. князю Изяславу [«о вере крестьянской и о латыньской» и «заклании животных в воскресенье (неделю) и о посте в среду и пятницу»] и две молитвы (одна — «за вся христианы», другая — написанная по просьбе варяжского князя Шимона, так называемая разрешительная молитва).

Из поучений к инокам мы узнаем темные стороны тогдашней монастырской жизни, о которых не говорят ни Нестор Летописец, ни печерский Патерик, занимавшиеся исключительно прославлением знаменитой лавры. Феодосий обличает иноков за леность к богослужению, несоблюдение правил воздержания, собирание имения в келии, недовольство общей одеждой и пищей, ропот на игумена за то, что он на монастырские средства содержал странных и бедных.

Два поучения прп. Феодосия обращены ко всему народу: одно «о казнях Божиих» за грехи, замечательно изображением остатков языческих поверий в народе и господствующих пороков времени, грабежей, своекорыстия, мздоимства и пьянства; другое направлено против пьянства.

Два послания к великому князю Изяславу отвечают на современные вопросы: вопрос о посте в среду и пяток решается согласно Студийскому уставу; в послании о вере варяжской или латинской исчисляются отступления от православия и обычаи латинян, запрещается всякое с ними общение в пище, питье и браках.

В историческом отношении поучения прп. Феодосия имеют большое значение для характеристики нравов того времени. Литературные произведения Феодосия Печерского сделались известными не особенно давно; подлинность некоторых поучений его подлежит сильному сомнению; так напр., новейшие научные исследования считают два поучения — «о казнях божиих» и «о тропарных чашах» — не принадлежащими прп. Феодосию.

Литература

  • Житие Феодосия описано Нестором летописцем (перев. на совр. яз. пр. Филаретом в «Зап. Акд. Наук», 2 отд., кн. II, вып. 2, 1856). См. проф. Голубинский, «История русской церкви» (1901);
  • пр. Макарий, «История русской Церкви» (1868);
  • M. Погодин, «Св. Игумен Феодосий» («Москвитянин», 1850, кн. 23);
  • акад. С. Шевырев, «История русской словесности» (СПб., 1887, изд. II, ч. II);
  • Н. И. Петров, «Источники поучения преп. Ф. Печерского о казнях божиих» (в «Трудах Киев. Дух. Акад.» за 1887 г., т. II — «Археологические заметки»);
  • Н. К. Н. (Никольский), «Памятники древнерусской учительной литературы» (1894, вып. 1);
  • В. А. Чаговец, «Преподобный Феодосий Печерский, его жизнь и сочинения» (1901);
  • еп. выборг. Антоний, «Из истории христианской проповеди» (1892);
  • проф. Максимович, «Лекции по истории древнерусской словесности» (1839, кн. I);
  • Ал. Востоков, «Описание русских и словенских рукописей Румянц. музеума», № CCCCVI;
  • Яковлев, «Памятники древнерусск. письм. ХII—XIII вв.»;
  • митр. Евгений, «Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российск. церкви» (СПб., 1827, изд. II, т. II);
  • рукописные сборники Киево-Печерской лавры №№ 47 и 48.

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
  • http://days.pravoslavie.ru/Life/life4438.htm
  • http://days.pravoslavie.ru/Life/life981.htm
  • Минея-май, ч. 1, изд. Московской Патриархии, с. 137, 144:
    • http://files2.regentjob.ru/minea/may1/may1137.html — тропарь (с исправлением по «Минее Печерской», т. 2, К.: Киево-Печерская Лавра,
    • http://files2.regentjob.ru/minea/may1/may1144.html — кондак
  • Минея-август, ч. 2, изд. Московской Патриархии, с. 20, 24:
    • http://files2.regentjob.ru/minea/aug2/aug220.html — тропарь на перенесение мощей
    • http://files2.regentjob.ru/minea/aug2/aug224.html — кондак на перенесение мощей
  • Минея-сентябрь, изд. Московской Патриархии, с. 59, 63, 68:
    • http://files2.regentjob.ru/minea/sep/sep60.html — тропари прпп. Антония и Феодосия
    • http://files2.regentjob.ru/minea/sep/sep64.html — ин кондак прпп. Антония и Феодосия
    • http://files2.regentjob.ru/minea/sep/sep69.html — кондак прпп. Антония и Феодосия

[1] Эта память отсутствует в официальном календаре Украинской Православной Церкви. По объяснению уставщика Киево-Печерской Лавры, архим. Поликарпа (Линенко), эта память была в 1983 году самовольно помещена редакторами в Церковный календарь Издательства Московской Патриархии. В календарь память попала из Минеи 1978 года издания, где под 2 сентября помещена дореволюционная «Служба преподобным отцем Антонию и Феодосию Печерским», ранее не имевшая, по-видимому, богослужебного употребления. По словам архим. Поликарпа, нет никаких исторических оснований для этой даты и «никаких благословений ни соборных, ни первосвятительских». См. «Комментарий уставщика Киево-Печерской Лавры по поводу «Службы преподобным отцем Антонию и Феодосию Печерским»» на официальном сайте Киево-Печерской Лавры, http://lavra.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=44. 105 .

[2] В некоторых изданиях вместо слова «архиере́ев» стоит слово «мона́шествующих».

Житие преподобного Феодосия Печерского

Преподобного Феодосия Печерского неслучайно называют отцом русского монашества. Так как именно он явился основателем первого общежительного монастыря на Руси, который стал как бы примером и образцом для всех остальных монастырей.

Житие преподобного Феодосия Печерского, написанное Нестором Летописцем, стало одним из любимых чтений русского народа.

Краткое житие прп. Феодосия Печерского

В жизнеописании святого явно выделяется несколько основных сюжетов:

  • взаимоотношение с матерью;
  • поступление в монастырь и монашеские труды в нем;
  • игуменство;
  • отношения с князьями;
  • чудеса.

Отрочество

Родился преподобный в 1008 году в небольшом городке Василев. Его отец был, видимо, дружинником, т. е. принадлежал к привилегированному военному сословию. Свое отрочество и юность Феодосий провел в Курске, куда перебралась семья в 1021 году. Здесь начинаются аскетические подвиги святого.

Статьи о других святых:

Житие Феодосия Печерского отмечает его особую кротость и неотмирность, присущую ему с раннего возраста. То есть желание вести жизнь подвижническую созрело у святого еще в детстве, но на пути к осуществлению заветной цели встала мать преподобного.

  1. Первый раз Феодосий бежал из дому вместе с тремя странниками желая совершить паломничество в Иерусалим. Но мать догнала его, избила и заперла в чулане, хотя вскоре сердце её смягчилось, и она выпустила сына.
  2. Посещая церковь каждый день, Феодосий взялся собственноручно выпекать просфоры. Мать постоянно попрекала его за это, потому что такое занятие недостойно его положения в обществе. В конце концов, преподобный сбежал в соседний город, где поселился у священника, но мать снова его нашла, избила и вернула домой.
  3. Феодосий заказал кузнецу сделать железный пояс себе, который и носил, одевая прямо на голое тело. Пояс растирал кожу и на одежде появилась кровь. Заметив это, мать сильно разгневалась на отрока и велела снять пояс, опять сильно избив сына.

Интересно! Действия матери по отношению к преподобному Феодосию были продиктованы той любовью, которую она питала к своему сыну, боясь его потерять.

Когда он уже постригся, она нашла его в Киеве, виделась с ним и согласилась постричься в монашество в одном из киевских женских монастырей, где и закончила свою жизнь. Интересно, что в житие ни разу не упоминается имя матери преподобного.

Постриг в монахи

После этого случая Феодосий тайно покинул дом и удалился в Киев, где встретился с преподобным Антонием Печерским. Феодосий просил пострижение в монашество, на что святой Антоний отвечал ему, что он еще слишком молод для этого. Но видя непреклонность молодого человека, велел преподобному Никону постричь Феодосия в монашество.

Статьи о храмах в Киеве:

Произошло это событие около 1031 года. При поступлении преподобного в монастырь в нем было 12 монахов, все они жили в вырытых ими пещерах, и в монашеской жизни руководствовались советами преподобного Антония Печерского. Вскоре после поступления Феодосий был посвящен в священники.

Биография Феодосий Печерского изобилует фактами его беспрестанных подвижнических трудов вот только некоторые из них:

  • святой не спал ночами, находясь в постоянной молитве;
  • по ночам исполнял работу за других;
  • летом, в самую жару поднимался на вершину пещеры, здесь обнажался по пояс и его кусали оводы и слепни, на что преподобный не обращал никакого внимания, а погружался в непрестанную молитву.

Игуменство

В 1054 году святого избрали настоятелем монастыря. Но даже будучи игуменом, он продолжал вести тот же образ жизни, что и прежде и ничем не выделялся из братии. Выполнял тяжелые работы, носил самую неприметную и грубую одежду, а сверх того на теле власяницу, которая очень растирала тело. Был кроток и незлобив и со всеми в общении ровен и рассудителен.

В житие есть несколько ярких эпизодов, раскрывающих характер и личность святого.

  1. У святого был обычай обходить кельи своих монахов ночью. Если он видел, что инок молится, то очень радовался этому, если же обнаруживал, что монахи предаются праздности или пустой болтовне, то на следующий день обличал таковых, но не напрямую, а посредством притчей.
  2. Преподобный часто работал в пекарне, месил сам тесто и делал хлебы.
  3. Как-то раз на пекарне не хватало воды, которую надо было носить из дальнего места, никто из братии не вызвался это сделать и игумен сам стал носить воду. Другой раз не хватило дров, и опять из братии никто не вызвался и сам святой отец занялся рубкой дров.

Важно! Данные два случая показывают нам не то, что отец Феодосий был плохим организатором, а больше говорят об его безоговорочном высоком духовном авторитете среди Печерских монахов. Ведь в обоих случаях все они, бросив свои дела стали помогать своему духовному отцу.

Сама деятельность преподобного как настоятеля монастыря стала поистине революционной и для русского монашества и в целом для всей Русской Церкви.

  1. Он стал основателем первого общежительного монастыря на Руси. Когда братия монастыря увеличилась до 100 человек, отец-игумен испросил у великого князя Киевского участок земли недалеко от пещер, где были построены кельи и деревянная церковь Успения Богородицы. Сюда переселились все иноки.
  2. В Печерском монастыре он ввел строгий Студийский устав, который стал основой богослужебной жизни всей Русской Церкви.
  3. При нем началось строительство каменного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Важно! Основной метод руководства монахами, которого придерживался преподобный — это личный пример, который лучше всего действовал на братию. Его никто и никогда не видел гневающимся или раздраженным, он был снисходителен и терпелив.

И еще одна черта в способе управления обителью, безусловная вера в то, что Бог всегда поможет тем, кто к нему обращается искренне от всего сердца, тогда Господь не оставит ни в какой нужде.

Вот только несколько примеров этого:

  • как-то раз к Феодосию пришел пекарь и сказал, что не осталось муки. Но преподобный в твердой вере в помощью Божию отвечал пекарю, что теперь в житницах полно муки. И действительно, когда хлебопек заглянул в житницу, она была наполнена;
  • другое раз один киевский священник обратился к келарю с просьбой дать вина для службы, так как в храме оно кончилось. Но келарь отвечал, что и у него остался только один сосуд вина. Однако преподобный распорядился отдать все и верить в Бога. И действительно на следующее утро в монастырь от благотворителей привезли несколько бочонков вина;
  • еще был случай, когда келарь объявил отцу-игумену, что закончились все съестные припасы и ему нечем кормить братию, преподобный велел келарю сохранять спокойствие и верить в то, что Господь поможет. Сам стал молиться и в этот же день боярин великого князя прислал в монастырь целый воз съестных припасов.

И таких случаев было немало, последний из них свидетельствует об особых отношениях Феодосия с великим князем и киевской знатью.

Отношения с княжеской знатью

В годы игуменства святого на Киевском престоле побывало два князя Изяслав и его младший брат Святослав, который незаконно занял престол, свергнув своего старшего брата. Последнее обстоятельство сильно осложнило отношения князя и святого, так как последний занял непримиримую позицию относительно того, что Святослав поступил с братом беззаконно.

Ещё интересные статьи о православии:

С великим князем Изяславом у Феодосия сложились очень хорошие отношения. Изяслав воспринимал преподобного как своего духовного отца. Вот несколько случаев, характеризующих их общение.

  1. Однажды князь пришел к преподобному и отведал той простой пищи, которую обычно ели монахи. Изяслав заметил, что ничего вкуснее он никогда не ел, хотя его повара готовят самые изысканные кушанья. Феодосий ответил на это: «Это потому что в монастыре все делают с благословения».
  2. Для Изяслава святой стал настоящим духовным учителем и сам князь, беря с него пример, смирялся, несмотря на свое княжеское достоинство. Об этом свидетельствует такой случай: в полуденное время ворота монастыря всегда были закрыты, даже для Изяслава и он смиренно ждал, когда придет Феодосий, чтобы побеседовать с ним.

Непросто складывались у святого отношения с узурпатором княжеского престола с князем Святославом, которого преподобный открыто обличал за то, что он поступил противозаконно. Святослав гневался на святого, даже хотел его заточить в темницу. Но потом примирился с ним и почитал также высоко, как и Изяслав, хотя Феодосий так и не поминал его как правителя Киевского княжества за богослужением.

Чудеса

Современники отмечали, что при жизни преподобного происходило немало чудес, и свидетелями их были разные люди.

Вот только некоторые из них, наиболее яркие:

    не раз видели, как от монастыря исходило свечение. А однажды огненный столб вышел с одного холма на другой на другой, именно тот, где в будущем был построен Успенский храм. В момент кончины преподобного большой огненный столп от монастыря простирался до самого неба;

Житие о Феодосии Печерском во многом построено на описании чудес, связанных с жизнью преподобного, и они дают более полное представление о его личности.

Дни памяти

Память преподобного Феодосия отмечается несколько раз в году. Это связано с тем, что его имя связано не только с собственной его кончиной, но и с историей Печерского монастыря.

  1. Главная дата, связанная с памятью преподобного это 16 мая, день его кончины.
  2. Перенесение мощей святого 27 августа, это событие произошло в 1090 году, когда была построена каменная Успенская церковь, заложенная самим преподобным. В это время были обретены и торжественно захоронены у храма мощи преподобного.
  3. Еще есть две даты, когда вспоминается преподобный:
    • в составе собора всех Киево-Печерских святых, т. е. 10 сентября;
    • также святой почитается вместе со своим учителем преподобным Антонием. Их совместная память отмечается 15 сентября.

Величания

Почитание святого Феодосия началось сразу же после его кончины. Нестор-летописец написал житие его, пользуясь тем, что было много живых свидетелей необыкновенной жизни святого. Вскоре после кончины обретены святые нетленные мощи и все это стало основанием для прославления преподобного Феодосия Печерского в лике святых.

Житие было составлено вскоре после прославления, но и соответствующие песни богословского содержания также составлены: это было величание или прославление преподобного, которое представлено в нижеприведенном тексте:

Ублажа́ем тя,/ преподо́бне о́тче Феодо́сие,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ наста́вниче мона́хов// и собесе́дниче А́нгелов.

Житие Феодосия Печерского

Феодосий Печерский – первый преподобный Русской православной церкви, «отец русского монашества». Этот святой, живший в XI столетии, известен как церковно-политический деятель, автор литературных произведений, основатель Киево-Печерского монастыря. Феодосий был канонизирован в 1108 г. Описанием его жизненного пути занимался Нестор Летописец, посвятивший Преподобному обширный труд. Текст имеет историческую основу, представленную легендами, преданиями, устными рассказами монахов.

Краткая характеристика произведения

«Житие Феодосия Печерского» является ярчайшим образцом древнерусской литературы. Работа имеет не до конца выясненную историю создания. Датой ее написания является год 1080 или начало XII века. Произведение принадлежит к выдающимся литературным памятникам Киевской Руси и Московского Царства. В труде Нестора, являвшегося монахом Киево-Печерского монастыря, описываются разные этапы жизни Святого – от рождения и до самой смерти.

Житие состоит из двух объемных частей. Первая посвящена детству и юности Преподобного, непростым взаимоотношениям с собственной матерью. Содержание второй является его жизнеописанием и историей становления Печерского монастыря.

Начинается житие со вступления, в котором автор просит Господа помочь ему в написании. Основное повествование разбито на ряд небольших рассказов, посвященных центральному персонажу. Каждый из написанных разделов красноречиво иллюстрирует святость и духовные совершенства главного героя.

Если вы хотите прочитать само житие, то сделать это можно например на сайте http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4872.

О чем повествует житие

Дата рождения Феодосия Печерского – 1008 г. Главный герой жития появился на свет в городе Василькове (ранее – Василев), расположенном под Киевом. Будущий святой воспитывался в знатной семье, однако не стремился к роскоши и более всего тяготел к Богу.

Детские годы и юность

Труд, созданный в житийном жанре, сообщает: уже с ранних лет Феодосий был непохож на своих сверстников. Он часто посещал церковь, носил скромную одежду, избегал детских игр и забав. Мальчик рано овладел грамотой и поражал всех необыкновенно мудрыми изречениями.

Когда Феодосию исполнилось 13 лет, его семья перебралась жить в Курск. Вскоре отец мальчика скончался. После этого отрок стал еще больше времени посвящать чтению Божественного писания и посещению церковных служб.

Известно, что мать Феодосия не желала видеть его среди богослужителей. Женщина наказывала сына за его религиозные поступки – попытку отправиться в Иерусалим, ношение вериг (железного пояса и других приспособлений для усмирения плоти). Вместо того чтобы гневаться, юноша терпеливо принимал это, благодарил Бога за посланные испытания и искренне молился за свою мать.

Постриг в монахи

Однажды Феодосий решил тайно покинуть родной дом и отправиться в Киев. Будучи вдохновленным рассказами о преподобном Антонии, он мечтал увидеться с ним. Придя в пещеру к старцу, отрекшемуся от мира, Феодосий стал слезно просить принять его в иночество. Антоний благословил юношу и отдал на попечение блаженному Никону. В скором времени этот священник постриг 23-летнего Феодосия в монахи.

В последующие годы Феодосий с глубокой верою служил Богу, исполнял все наставления старца Антония. Не жалея себя, он молился по ночам, а в дневное время занимался тяжелым физическим трудом. Молодой инок строго соблюдал посты и вызывал огромное уважение верным служением Господу. За его праведную жизнь преподобный Антоний и блаженный Никон неустанно славили Бога.

Мать Феодосия долгое время разыскивала его. Встретив сына в Печерской обители, она стала просить о возвращении домой. В скором времени женщина и сама приняла постриг в одном из женских монастырей, где оставалась до конца своих дней.

Игуменство и основание Киево-Печерского монастыря

В 1057 г. преподобный Антоний призвал к себе Феодосия и благословил его стать игуменом Печерского монастыря, где обитали 12 братьев. В последующие годы было возведено деревянное здание обители и принят ее первоначальный устав. Также Феодосий инициировал строительство церкви в честь Успения Богородицы.

Времена игуменства Преподобного приходились на тяжелый и смутный период. Князья Святослав Черниговский и Всеволод Переяславский отстранили от власти старшего брата Изяслава Киевского. Однажды они пригласили преподобного на обед, однако игумен наотрез отказался. В дальнейшем он открыто изобличал их в незаконном присвоении братнего престола.

Феодосий каждый день приучал иноков к истинному покаянию. Он не боялся надрывного труда, носил жесткую власяницу и питался скромной пищей. Преподобный искренне радовался и славил Бога, когда его ученики читали молитвы, и глубоко огорчался из-за их оплошностей. При жизни Святого монастырь Печерский по-настоящему процветал, и его часто сравнивали с небесной обителью.

Редкое смиренномудрие Феодосия удивляло всех окружающих. Он учил братию не возноситься, избегать прямого осуждения ближних, ставить себя ниже других и подкреплял все сказанное личным примером.

Житие Преподобного было наполнено состраданием к ближним. Феодосий помогал бедным, нищим и больным. Он селил при обители всех нуждающихся, отдавал на их обеспечение десятую часть монастырского дохода. По субботам игумен посылал хлеб заключенным темниц и тюрем. Разбойников он всячески наставлял на совершение праведных дел.

Смерть преподобного Феодосия

Автор текста повествует о том, что, будучи святым, Феодосий заранее знал день собственной кончины. 16 мая (3 мая по старому стилю) 1074 года Преподобный покинул этот мир и отошел к Господу. Игумена похоронили в пещере, которую он выкопал самостоятельно при жизни для пребывания наедине с Богом. В 1091 г. его мощи, ставшие нетленными, принял Успенский собор.

Чудеса святого

Преподобный Феодосий при жизни славился многими чудесами:

  • когда у братии заканчивались припасы или был неурожайный год, после его молитв появлялись люди, желающие помочь, и привозили в обитель необходимый провиант;
  • неоднократно на монастырь пытались напасть разбойники с целью грабежа, однако видели, как здание воспаряет ввысь, и в ужасе отступали прочь;
  • прохожие не раз наблюдали, как Преподобный Феодосий стоял возле церкви и молился, а вокруг распространялся невероятный свет.

Нестор упоминает интересный рассказ жителей, чьи дома находились неподалеку от монастыря. Однажды ночью людей разбудил хор голосов, исходящих от обители. Выйдя узнать, что происходит, они увидели процессию с иконой Пресвятой Богородицы. Возглавлял ее Феодосий, а за ним было множество, как показалось очевидцам, иноков. Окончив шествие, они все вместе помолились, затем вернулись в церковь с пением.

Как выяснилось позже, жители монастыря в описанных событиях не участвовали. Тогда стало ясно, что люди видели Преподобного вместе с молящимися ангелами.

Особенности произведения

Литературный труд Нестора Летописца отличают следующие художественные достоинства:

  • большое количество реалистичных деталей;
  • психологизм характеров;
  • правдоподобные реплики и беседы;
  • разнообразие стилистических средств.
  • яркая символика и метафоричность.

Лексический анализ произведения обнаруживает в нем немало интересного. В тексте органично переплетаются 2 основных языка – старославянский и русский (элементы второго составляют меньшую долю). В некоторой степени в тексте представлены иноязычные слова. Другими языковыми особенностями жития являются:

  • соединение лексики разных стилей (церковные термины повсеместно чередуются с бытовыми выражениями);
  • сложное склонение имен прилагательных и причастий;
  • преобладание простых синтаксических конструкций над сложными;
  • изобилие библейских цитат, молитвословных текстов.

По причине своей богословской глубины и патриотического пафоса «Житие Феодосия Печерского» приобрело огромную популярность. Повествование вошло в состав Киево-Печерского патерика, а также было помещено в отдельные сборники.

Будучи памятником древнерусской письменности, житие стало в последующие эпохи образцом для многих авторов. Благодаря новаторству Нестора стала активно развиваться традиция создания других житийных произведений, в увлекательной форме описывающих деяния православных святых.

Краткое житие и литературные труды преподобного Феодосия Печерского

Жизнеописание Феодосия Печерского

Подробная биография святого, написанная Нестором Летописцем, полностью отвечает композиции жития, включая все вехи, начиная от рождения и до самой кончины. Далее мы кратко познакомимся с ключевыми моментами жизни преподобного.

Феодосий Печерский – отец русского православия

Отрочество

Феодосий произошел из города Василев на 1008 году от рождения Христова. Когда ему исполнилось 13 лет, семья вынуждена была перебраться в Курск, где мальчик начал свой путь к святости. С малых лет он проявлял смиренность и аскетизм, поставив себе цель – служить Богу. Однако родители были категорически против такого решения сына. Однажды юноша сбежал, присоединившись к паломникам, идущим на Святую Землю. Тогда мать догнала беглеца, избила, а затем запретила ему выходить из дому.

Вскоре состоялся второй побег. Феодосий ушел из дому, поселившись у священнослужителя из соседнего города. Однако и на этот раз мать вернула домой. Тогда юноша заказал у кузнеца железный пояс, который носил, растирая до крови кожу. Увидев кровавые пятна на одежде, родительница разгневавшись, вновь сурово наказала сына.

Постриг в монахи

Наконец Феодосию удалось окончательно покинуть город. Он перебрался в Киев, где обратился к Антонию Печерскому, упрашивая того о постриге. Так, около 30-х годов XI века будущий святой стал иноком мужского монастыря Киево-Печерской Лавры.

Вскоре Феодосий принял сан священника, продолжая свои подвижнические труды:

  • неустанно молился по ночам;
  • делал чужую работу;
  • поднявшись на гору, обнажался по пояс и позволял кусать себя насекомым, непрестанно молясь при этом.

Игуменство

В 1054 году преподобный стал игуменом. Он не отказался от привычной жизни, продолжая исповедовать смиренность. Вместе со своими братьями настоятель делал полностью всю работу по монастырю, под простую одежду надевал власяницу, общался со всеми на равных.

В 1054 году Феодосий Печерский стал игуменом

Автор жития Феодосия Печерского приводит несколько примеров, характеризующих личность игумена:

  1. Каждую ночь преподобный обходил кельи. Если видел, что кто-то из монахов вместо молитвы занимается пустыми разговорами, огорчался, а на следующий день обличал их через притчи.
  2. Вместе с пекарями святой собственноручно месил тесто и пек хлеб.
  3. Когда в обители заканчивались дрова или вода, а никто не хотел восполнить запасы, настоятель сам ходил к колодцу или занимался рубкой дров.

Преподобный Феодосий за время своего игуменства сыграл огромную роль для Русской Православной Церкви. Он был первым, кто основал общежительный монастырь. Выпросив у Киевского князя участок, он построил там кельи, куда переселились иноки, а позже возвел церковь Успения Богородицы.

Святой ввел в Печерской Лавре Студийский устав, который позже РПЦ приняла за основу.

Отношения с княжеской знатью

За время своего игуменства Феодосий Печерский был свидетелем правления двух Киевских князей. С Изяславом у святого были доверительные отношения, он даже стал ему духовным отцом. Нестор Летописец упоминает по этому поводу пару сюжетов:

  1. Однажды князь явился к настоятелю, чтобы разделить с ним трапезу. Он был удивлен, насколько вкусной была пища. Выразив свое недоумение, он услышал: «Это потому, что в монастыре все делают с благословения».
  2. От преподобного Изяслав учился смиренности и кротости. Когда пополудни ворота обители были закрыты, он всегда терпеливо ожидал прихода Феодосия, чтобы поговорить с ним.

А вот со Святославом отношения у настоятеля монастыря не складывались. Он был против узурпаторского захвата власти, а потому, не боясь, обличал князя за его противозаконные деяния. Как-то раз владыка Киева даже хотел арестовать преподобного, однако со временем проникся к святому и стал его почитать.

Святой ввел в Печерской Лавре Студийский устав

Кончина и последующая канонизация

Преподобный предвидел свою смерть и за несколько дней до кончины собрал возле себя всю монастырскую братию. Они вместе помолились, игумен дал наставления, благословил, а 3 мая 1074 года покинул сей мир. Похоронили Феодосия на берегу Днепра, в одной из каменных пещер, откуда начинался его путь к святости.

Спустя 15 лет было решено перенести останки в церковь Успения Пресвятой Богородицы. Когда монахи вскрыли могилу, то обнаружили, что мощи остались нетленными. Канонизировали бывшего настоятеля только спустя 34 года.

Видео «Житие Феодосия Печерского»

В этом видеосюжете представлено краткое жизнеописание преподобного святителя.

Чудеса и почитание святого

Страждущие до сих пор приходят к мощам и иконе святого читать молитвы о помощи. Однако даже при жизни с Феодосием Печерским было связано немало чудес:

  1. Свидетели не раз описывали свечение, исходящее от обители. Однажды столп света протянулся к другому холму. На том месте позже был возведен Успенский храм.
  2. Когда преподобный скончался, от монастыря до самого неба исходил огромный огненный столп.
  3. Однажды церковь чуть не ограбили. Воры подошли к воротам храма, однако тот внезапно поднялся над землей, не пустив разбойников внутрь.

Поминают святого Феодосия несколько раз:

  • 16 мая;
  • 27 августа;
  • 10 сентября;
  • 15 сентября.

Литературные труды преподобного Феодосия Печерского

Святому приписывают создание более двух десятков работ, однако из-под его пера вышла только половина. Всю свою жизнь преподобный занимался написанием православных трудов. Среди них есть письмо Изяславу, молитва, составленная самим Феодосием, а также восемь духовных записок с поучениями.

Идея наставлений заключается в призыве молодого поколения к службе Господу. Автор просит потомков бороться с искушениями, остерегаться козней демонов, а также искоренять свои пороки. Он наставляет регулярно исповедоваться и жить по Законам Божьим.

До самой своей кончины Феодосий Печерский проповедовал аскетичный образ жизни. Несмотря на высокий сан, его часто принимали за человека бедного. Однако преподобного такое положение вещей не смущало.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Преподобный феодосий печерский. Житие феодосия печерского Прп феодосий

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО ФЕОДОСИЯ, ИГУМЕНА ПЕЧЕРСКОГО

В пятидесяти поприщах от стольного города Киева есть город Васильев. В том и жили родители святого, исповедуя веру христианскую и сияя всяческим благочестием. Родилось блаженное чадо их, и потом, на восьмой день, принесли его к священнику, как это подобает христианам, чтобы дать ребенку имя. Священник же, взглянув на отрока, провидел мысленным взором, что смолоду он посвятит себя богу, и назвал его Феодосием. Потом же, как минуло их чаду 40 дней, окрестили его. Рос отрок, вскормлен родителями своими, и был отмечен он божественной благодатью, и дух святой от рождения вселился в него.

Кто постигнет милосердие божие! Вот ведь не избрал пастуха и учителя инокам среди мудрых философов или властителей города, но — да прославится этим имя господне — неискушенный в премудрости стал мудрее философов!…

Мы же опять вернемся к рассказу о святом этом отроке. Рос он телом, а душой тянулся к любви божественной, и ходил каждый день в церковь божью, со всем вниманием слушая чтение божественных книг. При этом не подходил он к играющим детям, как это в обычае малолетних, но избегал детских игр. Одежда его была ветха и в заплатах. И не раз уговаривали его родители одеться почище и пойти поиграть с детьми. Но он не слушал этих уговоров и по-прежнему ходил словно нищий. К тому же попросил он, чтобы отдали его учителю, дабы божественным книгам учился, и достиг этого. И так скоро овладел он грамотой, что поражались все, как смышлен он и разумен и как быстро всему научился. А кто расскажет о покорности и послушании, какими отличался он в учении, не только перед учителем своим, но и перед учащимися с ним?

В это время истекли дни жизни отца его. Было же тогда божественному Феодосию 13 лет. И с тех пор стал он еще усердней к труду, так что вместе с рабами выходил в поле и работал там с великим смирением. Мать же удерживала его и, не разрешая так поступать, снова упрашивала его одеться почище и пойти поиграть со сверстниками. И говорила ему, что своим видом он себя срамит и семью свою. Но не слушал он ее, и не раз, придя в ярость и гнев, избивала сына, ибо была она телом крепка и сильна, как мужчина. Бывало, что кто-либо, не видя ее, услышит, как она говорит, и думает, что это мужчина.

А тем временем божественный юноша все думал, как и каким образом спасет он душу свою. Услышал он как-то о святых местах, где во плоти ходил господь наш Иисус Христос, и возжаждал посетить те места и поклониться им. И молился богу, взывая: »Господь мой, Иисусе Христе! Услышь молитву мою и удостой меня посетить святые места твои и поклониться им с радостью!» И постоянно молился он так, и вот пришли в его город странники, и, увидев их, обрадовался божественный гоноша, подошел к ним, поклонился, приветствовал их сердечно и спросил, откуда они и куда идут. Странники отвечали, что идут из святых мест и снова, по божественному велению, хотят туда возвратиться. Святой же стал упрашивать их, чтобы разрешили пойти вместе с ними, взяли бы его себе в попутчики. Они пообещали взять его с собой и довести до святых мест. Услышав обещание их, обрадовался блаженный Феодосии и вернулся домой. Когда же собрались паломники в путь, то сказали юноше о своем уходе. Он же, встав ночью, и втайне от всех, вышел из своего дома, не взяв с собой ничего, кроме одежды, что была на нем, да и та ветха. И так пошел вслед за странниками. Но милостивый бог не допустил, чтобы покинул он свою страну, ибо еще в материнском чреве указал ему быть в этой стране пастырем разумных овец, ибо если уйдет пастырь, то опустеет пажить, благословенная богом, и зарастет тернием и бурьяном, и разбредется стадо. Спустя три дня узнала мать Феодосия, что он ушел с паломниками, и тотчас же отправилась за ним в погоню, взяв с собой лишь своего сына, который был моложе блаженного Феодосия. Когда же после долгого преследования наконец настигла его, то схватила и в ярости и в гневе вцепилась ему в волосы, и швырнула его на землю, и пинала его ногами, и, осыпав упреками странников, вернулась домой, ведя Феодосия, связанного, точно разбойника. И была она в таком гневе, что, и придя домой, била его, пока не изнемогла. А после ввела его в дом и там, привязав его, заперла, а сама ушла. Но божественный юноша все это с радостью принимал и, молясь богу, благодарил за все перенесенное. Через два дня мать, придя к нему, отвязала и покормила, но, еще не остыв от гнева, сковала ноги ему и велела ходить в оковах, опасаясь, как бы он снова не убежал от нее. Так и ходил он в оковах много дней. А потом, сжалившись над ним, снова начала умолять его и уговаривать, чтобы не покидал ее, ибо очень его любила, больше всех на свете, и не смогла бы прожить без него. Когда же Феодосии пообещал матери, что не покинет ее, то сняла с его ног оковы и разрешила ему делать, что захочет. Тогда блаженный Феодосии вернулся к прежнему своему подвижничеству и каждый день стал посещать божью церковь. И, видя, что часто не бывает литургии, ибо некому печь просфоры, очень опечалился этому и задумал, по своему смирению, сам взяться за это. Так и сделал: начал он печь просфоры продавать, и что сверх цены получал, то раздавал нищим. На остальные же деньги покупал зерно, сам же молол и снова пек просфоры. Это уж бог так пожелал, чтобы просфоры, приносимые в церковь, чисты были — дело рук безгрешного и непорочного отрока. Так и провел он лет двенадцать или более. Все отроки, сверстники его, издевались, осуждая его занятия, враг их научал этому. Но блаженный все упреки принимал с радостью, молчанием и смирением.

Искони ненавидящий добро, злой враг, видя, что побеждаем он смирением боговдохновенного отрока, не дремал, помышляя отвратить его от такого занятия. И вот начал он внушать матери Феодосия, чтобы воспротивилась она его подвижничеству. Мать и сама не могла смириться с тем, что все укоряют ее сына, и начала говорить ему с нежностью: »Молю тебя, чадо мое, брось ты свое дело, срамишь ты семью свою, и не могу больше слышать, как все смеются над тобой. Разве пристало отроку этим заниматься!» Тогда божественный юноша, отвечал матери смиренно: »Послушай, мати, молю тебя, послушай! Ведь сам господь Иисус Христос подал нам пример уничижения и смирения. Да и мы, во имя его, должны смириться. Он-то ведь и поругания перенес, и оплеван был, и избиваем, и все вытерпел ради нашего спасения. А нам и тем более следует терпеть, ибо этим к Христу приблизимся. А что до дела моего, мать моя, то послушай: когда господь наш Иисус Христос возлег на вечере с учениками своими, то, взяв в руки хлеб и благословив его, разломил и дал им со словами: »Возьмите и ешьте, это — тело мое, преломленное за вас и за многих других, чтобы очистились они от грехов». Так если сам господь наш хлеб назвал плотью своей, то тем более радостно мне, что сподобил он меня приобщиться к плоти своей». Услышав это, удивилась мать премудрости отрока и с тех пор оставила его в покое. Но и враг не дремал, побуждая ее воспрепятствовать смирению отрока. И как-то, спустя год, снова увидев его пекущим просфоры и почерневшим от печного жара, опечалилась она и с той поры снова стала убеждать его, то ласкою, то с угрозами, а иногда и с побоями, чтобы бросил он свое занятие. Пришел в отчаяние божественный юноша и недоумевал, что же ему делать. И вот тогда ночью тайно покинул свой дом и ушел в другой город, находившийся неподалеку, и, поселившись у священника, принялся за свое обычное дело. Мать же, поискав и не найдя его в своем городе, оплакала отрока. Когда же, много дней спустя, узнала, где он живет, то тотчас же, в гневе, отправилась за ним, и, придя в упомянутый город, нашла его в доме священника, и, схватив, с побоями повела в свой город. Приведя домой, заперла его, сказав: »Теперь уж не сможешь убежать от меня; а если куда уйдешь, то я, догнав и разыскав тебя, свяжу и с побоями приведу обратно». Тогда блаженный Феодосий снова стал молиться богу и ежедневно ходить в церковь, ибо был он смирен сердцем и покорен нравом.

Когда же властелин того города, увидев столь смиренного и послушного отрока, полюбил его, то повелел, чтобы тот постоянно пребывал у него в церкви, и дал ему светлую одежду, чтобы ходил в ней. Но блаженный Феодосий недолго ее носил, ибо чувствовал себя так, будто носит какую-то тяжесть. Потом он снял ее и отдал нищим, а сам оделся в лохмотья, так их и носил. Властелин же, увидев его в рубище, дал ему новую одежду, еще лучше прежней, упрашивая отрока ходить в ней. Но он и эту снял с себя и отдал. Так поступал он несколько раз, и когда властелин узнал об этом, то еще больше полюбил его, поражаясь его смирению. В то же время божественный Феодосий пошел к кузнецу и попросил его сковать железную цепь, и стал ходить, опоясавшись этой цепью. И так сильно стянул себе поясницу, что железо врезалось в тело его, но он ходил так, будто бы ничто ему не мешало.

Читать еще:  О личной совести и «долгах» перед обществом
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector