0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Праздничный намаз – это подарок Всевышнего верующим. Метод совершения праздничного намаза (салят уль-ид) Как делают праздничный намаз

Содержание

Праздничный намаз

Праздничный намаз или ид-намаз, салят уль-ид – это молитва, которую мусульмане совершают в дни основных мусульманских праздников, то есть в дни Ураза-барам и Курбан-байрам. Эти два праздника также называют Идейн. Такая молитва также называется «ид намаз», поскольку слово «ид» ведет свое происхождение от слова «ауд», которое в переводе означает «возобновление» или «возвращение». Связывает эти два понятия тот факт, что мусульмане радуются наступлению праздников, и каждый год в эти дни радость возвращается в их дома.

Ид намаз совершают все мусульмане мира, но по требованиям разных мазхабов выполнение такой молитвы может быть как обязательным, так и желательным. Ханафиты требуют обязательное соблюдение праздничной молитвы как ваджиб, то есть обязательное действие, а представители шафиитского и маликитского мазхабов читают, что совершение такой молитвы – это сунна-муакадда. Ханбалиты же придерживаются мнения, что совершение молитвы в праздник – это фард.

Дни совершения двух праздничных намазов

Ид намаз совершают в течение:

  • первого дня мусульманского месяца шавваль, когда мусульмане всего мира отмечают праздник Ураза байрам или Праздник Разговения, в этот день оканчивается священный месяц Рамадан;
  • десятого дня мусульманского месяца зуль-хиджа, когда мусульмане всего мира отмечают праздник Курбан байрам или Праздник Жертвоприношения, в этот день заканчивается обряд Хаджа.

Когда совершается праздничная молитва?

Совершение праздничного намаза следует начинать через полчаса после того, как взойдет солнце: с этого момента принято читать намаз духа – это период от того момента, когда солнце поднимается на высоту копья, он наступает после восхода солнца через десять-пятнадцать минут, а заканчивается время для праздничного намаза тогда, как начинается зухр намаз.

В хадисе, переданном Абу Даудом и Ахмадом, приводится случай, когда Пророку Мухаммаду ﷺ всадники, вернувшиеся из поездки, сообщили, что увидели в небе молодой серп месяца, и тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал мусульманам, чтобы они начали разговение, а после сказал, чтобы утром мусульмане собрались всем вместе, чтобы совершить коллективную молитву.

Коран о праздничных молитвах

Как сказано Всевышним Аллахом в суре «Высочайший» Священной Книги Коран: «преуспел тот, кто очистился, поминал имя Господа своего и совершал намазы». Всевышний Аллах велит в Коране мусульманам ради Всевышнего совершать намаз и закалывать жертву.

По мнению ряда ученых богословов, в суре «Высочайший» Священной Книги Коран сказано именно о празднике Ид-аль-фитр, и слова «преуспел, кто очистился» сказано о выплате закята, под поминовением имеется в виду возвеличивание Всевышнего Аллаха в ночь накануне праздника Ид аль-фитр, а под совершением намаза подразумевается совершение праздничного намаза.

В суре Корана «Обильный» сказано, по мнению мусульманских учёных, о празднике Ид аль-адха, там также есть слова о совершении намаза ради Всевышнего, что подразумевает ид-намаз, и есть слова о закалывании жертвы, что указывает на праздничное жертвоприношение.

Традиции праздников

После переселения Пророка Мухаммада ﷺ в Медину из Мекки ансары стали праздновать в течение года только два праздника, которые перешли к ним еще из периода джахилии. Всевышний Аллаха сменил эти праздники на Ид аль фитр и Ид аль адха, и эти праздники стали олицетворять окончание хаджа и поста в месяц Рамадан, и эти праздники являются не только двумя великими видами поклонения Всевышнему Аллаху, но входят в два столпа ислама.

Приводится случай, когда по прибытии в Медину Пророка Мухаммада ﷺ жители Медины веселились и развлекались в течение двух дней, и Посланник Аллаха ﷺ поведал им о том, что вместо этих двух дней Всевышний Аллах даровал людям Праздник разговения и Праздник жертвоприношения, Ураза-байрам и Куран-байрам.

Место совершения

Совершают ид-намаз в таком же месте, в каком совершал его Пророк Мухаммад ﷺ – открытом, ведь упоминается в хадисах, переданных в сборниках Бухари и Муслима, что Пророк Мухаммад ﷺ в Праздник Разговения Ураза-байрам и в Праздник Жертвоприношения Курбан-байрам сначала шел на специальное место для совершения молитвы, а потом поворачивался лицом к сидящим за его спиной рядами мусульманам и начинал читать им проповедь, а затем разъяснял интересующие их вопросы и давал необходимые указания. Упоминается также, что это место, в котором совершал молитву Пророк Мухаммад ﷺ, располагалось не в городе: Посланник Аллаха ﷺ вместе с мусульманами направлялся за город, располагался на открытом месте, и такой выбор места подчеркивал праздничную атмосферу этого дня.

В праздновании Ураза-байрам и Дня Жертвоприношения принимали участие мусульмане всех возрастов, как мужчины, так и женщины, дети и старики. Праздничные молитвы в дни Ид аль фитр и Ид аль адха совершали коллективно на открытом месте, и такие молитвы являются своеобразными символами единения мусульман, показывая силу единства ислама.

Праведные халифы Абу Бакр, Умар, Усман и Али также совершали ид-намаз в дни Ураза байрам и Курбан байрам вместе с народом на открытом месте. По мнению ряда ученых, молитву в праздники предпочтительнее совершать в мечети, если нет возможности выйти на открытое место, поскольку оно располагается очень далеко или препятствует тому плохая дождливая погода. В период правления халифа Усмана жители Медины, если праздничный день выдавался дождливым, совершали такую коллективную молитву в мечети.

В праздничной молитве принимают участие все мусульмане общины. Передается со слов Умм Атыйа, что в дни этих праздников следовало выходить на улицу всем мусульманам, и даже те девушки, которые были не замужем, а также те женщины, у кого как раз в этот день шли месячные, тоже приходили к месту совершения праздничной молитвы, хотя и вставали позади всех молящихся, но также произносили такбир и обращались к Всевышнему Аллаху с молитвой.

Особенности дней праздника и действия до и после праздничного намаза

Посланник Аллаха ﷺ в день Ид аль адха (Праздник Жертвоприношения) или Курбан-Байрам торопился совершить поскорее праздничный намаз, но в день Ид аль фитр или Ураза-байрам он не спешил совершить ид-намаз. По мнению ученых, так поступал Посланник Аллаха ﷺ по причине того, что в день Курбан-Байрам жертвоприношение следует совершить в начале дня, поэтому Пророк Мухаммад ﷺ старался сделать так, чтобы все мусульмане успели сделать это.

Завтрак в праздничные дни

  • Мусульманину следует позавтракать перед тем, как начинать совершать молитву в праздник Иду-аль-фитр (Ураза-Байрам).
  • Перед тем, как начинать праздничный намаз в праздник Иду-аль-адха (Курбан-Байрам) мусульманину лучше не кушать.

В качестве примера ссылаются на хадис, переданный Ахмадом и Ат-Тирмизи, в котором указано, что Пророк Мухаммад ﷺ в День Разговения сначала завтракал, и только потом выходил из дома, а в день Праздника Жертвоприношения сначала совершал праздничную молитву, и только потом завтракал.

Желательные и обязательные действия перед праздничным намазом

  1. Мусульманам следует отправляться на праздничный намаз пешком, поскольку это соответствует Сунне, как говорил Али в хадисе, переданном Ат-Тирмизи.
  2. Молящиеся должны отправиться пораньше, имея стремление занять место в первом ряду и заработать награду от ожидания намаза.
  3. Также является Сунной то, что по пути к месту совершения намаза мусульманину следует произнести такбир (слова «Аллаху Акбар») много раз, а также другие зикры.
  4. Перед тем, как идти на праздничный намаз, мусульманам следует помыться, одеться в красивую и чистую одежду, мужчинам следует также умастить себя благовониями.
  5. Мусульманам во время пути к месту проведения праздничного намаза, как и в любой другой день, нельзя быть высокомерными, необходимо проявлять смирение перед Аллахом, а женщины мусульманки должны вести себя скромно, не использовать духи и прочий парфюм при выходе из дома, а также выбирать такую одежду, которая не привлекала бы внимания.
  6. Имаму следует на праздничный намаз выходить из дома позже, чтобы прийти к началу хутбы, как это следует делать и к пятничному намазу, но это не относится к тем случаям, когда у имама есть опасения, что что-то может задержать его и помешать ему прийти вовремя.
  7. Ряд ученых придерживается мнения, что имаму потому не следует приходить заранее перед молитвой, что люди, увидев появление имама, прекращают произносить такбир – так происходило с некоторыми сподвижниками, поэтому имаму желательно не находиться перед началом молитвы вместе с остальными молящимися, это будет больше соответствовать статусу имама.
  8. Имам должен надеть на праздничный намаз лучшую одежду из той, что у него есть, но одежда должна быть не настолько роскошной, чтобы это не расстраивало бедных мусульман и не отталкивало их, но также одежда имама не должна быть и слишком простой, чтобы не отталкивать от него мусульман состоятельных.
  9. Мусульманам следует на праздничный намаз идти по одной дороге, а возвращаться домой по другой дороге, поскольку в хадисе, переданном Аль-Бухари, сказано, что Пророк Мухаммад ﷺ всегда возвращался с намаза другой дорогой.

Произнесение такбиров

Желательно в ночь накануне праздничных дней, произносить как можно чаще такбир, поскольку в Священном Коране в суре «Корова» приведены слова Всевышнего Аллаха о том, что Всевышний желает, чтобы мусульмане «довели до конца определенное число дней», подразумевая дни поста, а также «возвеличили Аллаха», подразумевая такбир.

Также ряд ученых считают, что произнесение такбира – это обязательное действие. Такбир следует произносить громко, делать это следует и дома, и на пути к тому месту, где будет совершаться праздничная молитва, а также во время нахождения в месте совершения праздничного намаза.

Заканчивать произнесение такбира следует тогда, когда имам начнет совершать праздничный намаз.

Такбир следует произносить так: «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илля-Ллаху, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ва ли-Лляхи-ль-хамд».

Для произнесения такбира не следует устанавливать ведущего, договариваться о том, чтобы произносить такбир вместе, поскольку это не соответствует тому, как поступал в этих случаях Пророк Мухаммад ﷺ, а значит является делом, близким к нововведению.

Порядок совершения праздничного намаза

Мусульманам не следует совершать другие намазы после совершения праздничного намаза, а также до него. Для праздничного намаза не читают азан и не читают икамат. В хадисе, переданном Абу Даудом, сказано, что Посланник Аллаха ﷺ совершал праздничную молитву без азана и икамата.

Читать еще:  Я не вижу, я не слышу, мне трудно на службе

Праздничный намаз совершают до начала проповеди или хутбы (в хадисе, переданном Муслимом и Аль-Бухари, упоминается, что как Пророк Мухаммад ﷺ, так и Умар и Абу Бакр, совершали до начала проповеди праздничные молитвы), в отличии от джума-намаза, в котором хутба читается перед пятничной молитвой.

Также в хадисе, переданном Муслимом и Аль-Бухари, сказано, что Посланник Аллаха ﷺ ни до совершения праздничного двухракаатного намаза, ни после него не молился.

Из скольких ракаатов состоит праздничный намаз?

Праздничный намаз включает в себя два ракаата. Существует несколько
вариантов совершения праздничного намаза. Упомянем наиболее
распространенные:
1) в первом ракаате:
1. Произносят такбирату-ль-ихрам (слова «Аллаху акбар», начинающие
любую молитву);
2. Произносят дуа аль-истифтах, которое читают после вступительного
такбира
3. Далее следует произнести такбир «Аллаху Акбар» еще шесть раз, каждый
раз при произнесении поднимая руки. По мнению многих исламских
богословов дозволяется также и другое количество такбиров (например,
три или семь)
4. Далее имам читает суру «Аль-Фатиха» вслух (а мусульмане повторяют за
ним про себя) после чего читается дополнительная сура;
В хадисе, переданном от Ибн Мас‘уда, сказано, что между такбирами Ибн Мас‘уд
говорил слова «Аллаху Акбар кабиран, уаль-хамду лиЛляхи касиран, уа
субханаЛлахи букратан уа асыля», и ученые считают, что мусульманам также
желательно это делать.
После этого праздничный намаз совершают как любой другой намаз до второго
ракаата.
2) второй ракаат:
1. В начале второго ракаата читают не семь, а пять такбиров, хотя в данном
вопросе часть имамов придерживается другого количества
2. Имам читает суру «Аль-Фатиха» и любую другую суру;
3. Далее намаз совершается так же, как и любой другой.
В хадисе, переданном Абу Даудом, сказано, что Посланник Аллаха ﷺ говорил,
что во время праздничной молитвы следует возвеличивать Всевышнего в первом
ракаате семью такбирами, а во втором ракате – пятью такбирами.
Существует также и другой вариант совершения праздничного намаза, при
котором дополнительные такбиры произносятся не до суры «Аль-Фатиха», а
после нее.
После совершения праздничного намаза следует прочитать хутбу (проповедь).
Если мусульманин пропустил праздничный намаз, то ему следует восполнить его
именно в такой форме, в какой совершается праздничная молитва. Если
мусульманин опоздал на один ракаат, то ему следует доделать праздничный
намаз до конца вместе с имамом, а затем встать и во втором ракаате произносить
такое количество такбиров, сколько и положено — пять такбиров.

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

Праздничный намаз – это подарок Всевышнего верующим

Праздничный намаз является крайне важной по шафиитскому масхабу сунной (суннат-ун-муаккадатун). А по ханафитскому – ваджибом (больше чем сунна – меньше чем фард).

Наш любимый Пророк (мир ему и благословение) уделял большое внимание совершению праздничного намаза и не пропускал его. Поэтому тому, кто имеет возможность для его совершения, порицаемо ею пренебрегать.

Сунной по шафиитскому и ваджибом по ханафитскому масхабу является совершение праздничного намаза в мечети коллективно. Желательно отправиться в мечеть длинной дорогой, а вернуться короткой. У кого нет возможности совершить намаз в мечети, и есть на это Шариатом обоснованная разрешительная причина, – тот может совершать праздничный намаз дома.

Этика праздника: действия, являющиеся желательными, но необязательными

В эти дни желательно все то, что и в пятницу: искупаться, использовать сивак, надушиться благовониями, надеть праздничную одежду (лучше белого цвета), отправиться на намаз пораньше. Не стоит слишком много времени и денег уделять для покупки праздничной одежды.ассказывают, что Умар бин Абдуль Азиз (пятый праведный халиф) (раа) в праздничный день увидел своего маленького сына, одетого в изношенную рубашку, и заплакал. Сын спросил: «Что заставило тебя заплакать?» Умар ответил ему: «О сынок, я боюсь, что в этот праздничный день ты будешь в печали оттого, что твои сверстники увидят тебя в этой изношенной рубашке». На что сын ответил: «О Повелитель Правоверных, поистине печалиться стоит тому, кого Аллах не наделил Своим довольством, или же тому, кто заставляет страдать своих родителей, а я надеюсь, что Аллах будет доволен мною, так как ты, мой отец, доволен мною». Прижав его к себе, Умар заплакал, поцеловал в лоб и прочитал дуа за него. И после смерти Умара его сын был самым набожным среди людей.

Также есть поговорка:

«Праздник не у того, кто надел хорошую одежду. Праздник у того, кто проявил больше усердия в поклонении».

Но для праздника есть еще и дополнительные суннаты: перед тем как отправиться на праздничный намаз разговения, желательно что-нибудь съесть, лучше нечетное число фиников. А до намаза Курбан-байрама желательно отложить прием пищи, чтобы затем поесть блюда из жертвенного мяса.

С момента наступления праздничной ночи (а она начинается с азана на магриб) крайне желательно многократное произнесение такбира дома, в дороге, в мечети, на рынке – делая это вслух и громко. Женщинам же в присутствии посторонних мужчин не разрешается произносить вслух такбир. Его время заканчивается, когда имам начинает праздничную службу. Желательно идти на праздничный намаз одной дорогой, возвращаться – другой. Раздать закятуль-фитр (активная ссылка на матерал закят-уль-фитр) до отправления на намаз.

Когда читается ид-намаз?

Во время праздника разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам) и в праздник жертвоприношения (Ид-аль-адха, Курбан-байрам).

Время для обоих праздничных намазов наступает, когда солнце поднимается над горизонтом на размер штыка, спустя 30 минут после восхода солнца. Это время начала зуха (духа)-намаза – Его срок истекает с наступлением обеденного намаза, т. е. когда солнце оказывается в зените – за 15–20 мин до азана.

Праздничный намаз имеет два ракаата, и намерение на его совершение делается следующим образом: «Я намереваюсь совершить двухракаатный праздничный намаз по случаю Уразы-байрама ради Всевышнего Аллаха» .

Если намаз совершается джамаатом (коллективно), то к намерению ещё добавляют «вместе с джамаатом» или «за имамом».

Как и в других намазах, связывая с намерением, произносят «Аллаху акбар», одновременно поднимая руки до уровня ушей, и таким образом приступают к намазу.

Подробное описание праздничного намаза

Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить два рака’ата праздничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».

Затем мужчины, подняв руки на уровень ушей так, чтобы большие пальцы касались мочек, а женщины — на уровень плеч, вслед за имамом произносят такбир: «Аллаху акбар» («Господь превыше всего»). Мужчинам желательно при этом пальцы разъединить, а женщинам — сомкнуть. После этого мужчины опускают руки на живот прямо под пупком, кладя правую руку на левую, обхватывая мизинцем и большим пальцем правой руки запястье левой. Женщины опускают руки на грудь, кладя кисть правой на запястье левой.

Взгляд каждого молящегося должен быть направлен на место, куда он опустит свое лицо во время земного поклона (ас-саджда).

Сразу после этого всеми и про себя читается ду‘а «ас-Сана» («Восхваление Всевышнего»):

«Субхаанакял-лаахумма уа бихамдикь, уа табааракясмукь, уа та‘аляя джаддукь, уа ляя иляяхэ гайрукь»

После прочтения «ас-Сана» имам, а вслед за ним и все молящиеся, проговаривают три такбира («Аллаху акбар») с поднятием кистей рук при каждом такбире, делая это так же, как и в начале молитвы-намаза. После каждого такбира руки свободно опускаются вдоль туловища. Между такбирами имам делает незначительные паузы. По завершении третьего такбира руки принимают исходное положение.

Имам и все молящиеся продолжают намаз со словами «а‘уузу бил-ляяхи минаш-шайтоони рраджиим, бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим» (про себя).

Перевод: «Я удаляюсь от проклятого Сатаны, приближаясь к Всевышнему, и начинаю именем Милостивого Аллаха, милость Которого безгранична и вечна».

Затем имамом читается сура «аль-Фатиха» вслух:

«Аль-хамду лил-ляяхи раббиль-‘аалямиин. Ар-рахмаани ррахиим. Мяялики яумид-диин. Ийяякя на‘буду ва ийяякя наста‘иин. Ихдина ссыраатоль-мустакыым. Сыраатол-лязийна ан‘амта ‘аляйхим, гайриль-магдууби ‘аляйхим ва ляд-дооллиин»

Примечание: Слова «аминь» произносится про себя.

После суры «аль-Фатиха» (как у ханафитов, так и у шафиитов) в первом рака’ате является желательным (только желательным) чтение суры «аль-А‘ля» (она также читается имамом вслух).

«Саббихисма раббикяль-а‘ля. Аллязии халяка фасавва. Вал-лязии каддара фа хэдэ. Вал-лязии ахраджаль-мар‘а. Фаджа‘аляху гусааэн ахва. Санукриукя фа ляя тансэ. Илляя маа шээаллаах. Иннаху я‘лямуль-джахра ва маа яхфа. Ва нуяссирукя лиль-юсра. Фазаккир ин-нафа‘атиз-зикра. Саяззаккяру майяхша. Ваятаджаннабухаль-ашка. Аллязии ясля ннаараль-кубра. Сумма ляя ямууту фиихяя ва ляя яхья. Кад афляха мэн тазаккя. Ва закярасмя раббихи фасолля. Бяль ту’сирууналь-хаяятэд-дунья. Валь-аахырату хайрув-ваэбка. Инна хаазаа ляфис-сухуфиль-ууля. Сухуфи ибраахиимэ ва мууса» (Св. Кур`ан, 87)

Затем имам вместе со стоящими за ним верующими со словами «Аллаху акбар» в обычном порядке делает поясной и земной поклоны, после встают на второй рака’ат.

Во втором рака’ате не читается «ас-Сана» и «а‘узу бил-ляхи минаш-шайтони рраджим».

Имам проговаривает про себя «бисмил-ляхи ррахмани ррахим», читает вслух суру «аль-Фатиха», а затем короткую суру, например «аль-Ихляс»:

«Куль хува ллааху ахад. Аллааху ссомад. Лям ялид уа лям юуляд. Уа лям якул-ляху куфуван ахад»

После этого, прежде чем пойти на поясной поклон, имам, а вслед за ним и все молящиеся проговаривают три такбира («Аллаху акбар») с поднятием кистей рук при каждом такбире, подобно как в первом рака’ате. После каждого такбира руки свободно опускаются вдоль туловища. Между такбирами имам делает незначительные паузы.

По завершении третьего такбира имам проговаривает четвертый такбир и опускается вместе с молящимися на поясной поклон. Затем все делается так же, как при совершении первого рака’ата.

Когда имам, а за ним и молящиеся поднимутся со второго земного поклона второго рака’ата, они садятся на левую ступню и читают ташаххуд.

Ханафиты (кладя руки свободно на бедра, не смыкая пальцев):

«Ат-тахияяту лил-ляяхи уас-солауаату уат-тойибаату, Ас-саляяму ‘аляйкя айюхан-набийю уа рахматул-лаахи ва баракяятухь, Ас-саляяму ‘аляйнаа уа ‘аляя ‘ибаадил-ляяхи ссоолихийн, Ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху уа ашхаду анна Мухаммадан ‘абдуху ва расуулюхь»

Во время произнесения слов «ля иляха» указательный палец правой руки надо поднять вверх, а при словах «илля ллааху» — опустить.

Прочитав ташаххуд, молящиеся, не меняя своего положения, произносят салауат:

«Аллаахумма солли ‘аляя сайидинаа Мухаммадин уа ‘аляя ээли сайидинаа Мухаммад, Кяма солляйта ‘аляя сайидинаа Ибраахиима ва ‘аляя ээли сайидинаа ибраахиим, Уа баарик ‘аляя сайидинаа Мухаммадин уа ‘аляя ээли сайидинаа Мухаммад, Кямаа баарактэ ‘аляя сайидинаа Ибраахиима уа ‘аляя ээли сайидинаа Ибраахиима филь-‘алямиин, иннэкя хамиидун маджиид»

После этого имам, а вслед за ним и остальные молящиеся со словами приветствия «ас-саляяму ‘аляйкум уа рахматул-лаах» («мир вам и благословение Всевышнего») поворачивают голову сначала в правую сторону, смотря на плечо, а затем, повторяя слова приветствия, — в левую.

На этом два рака’ата праздничной молитвы завершаются. Продолжая сидеть, желательно прочитать следующее (про себя):

«Астагфируллаа, астагфируллаа, астагфируллаа»

Воздев руки на уровень груди, молящиеся говорят (про себя):

«Аллаахумма анта ссаляям уа минкя ссаляям, табааракта я заль-джаляяли уаль-икраам. Аллаахумма а‘иннии ‘аля зикрикя уа щукрикя уа хусни ‘ибаадатикь»

Затем опускают руки, проводя ладонями по лицу.

Необходимо заметить, что во время совершения двух рака’атов праздничной молитвы молящиеся, стоя за имамом, все произносят про себя, то есть неслышно, шепотом. После намаза имам читает обе хутбы. После этого он читает проповедь о празднике разговения и.т.д.

Читать еще:  Имена злых духов женские. Демонические имена и их значения

Праздничный намаз в исламе: как его читать на Курбан- и Ураза-байрам?

Богословы выражают различные точки зрения относительно того, какой статус имеют праздничные молитвы в Ураза- и Курбан-байрам. (В 2021 году они приходятся на 13 мая и 20 июля соответственно).

Так, в рамках ханафитского мазхаба совершение праздничного намаза совершеннолетними и дееспособными мужчинами расценивается как обязательное действие (ваджиб). На остальные категории верующих (женщины, несовершеннолетние, физически или психически нездоровые, путники) это обязательство не распространяется.

Шафииты и маликиты считают праздничную молитву (салятуль-ид) сунной муаккада (усиленная сунна), то есть тем действием, которое Милость миров Мухаммад (с.г.в.) никогда не пропускал.

Богословы-ханбалиты определяют этот намаз как общественное обязательство. Их трактовка очень близка к ханафитскому мазхабу. Тем не менее, будет неверным строить во многом искусственные различия между мазхабами по вопросу о важности этого намаза. Содержательно они все занимают очень близкую позицию.

Время молитв, связанных с праздниками разговения и жертвоприношения, наступает после того, как восходит солнце на уровне одного копья (30 минут после восхода солнца). Эти намазы можно читать до того, как солнце окажется в зените. На людей, опоздавших на коллективное выполнение ид-намаза, не возлагается обязанность восполнить его. Такое положение характерно для ханафитского мазхаба, тогда как представители остальных трёх богословско-правовых школ восполняют пропуск и этой молитвы.

Сунна праздничной молитвы

Необходимо осветить также те действия, которые перед праздничной молитвой регулярно совершал Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.). Перед походом в мечеть он всегда совершал полное омовение (гусль), чистил зубы, использовал благоухания и надевал самый красивый наряд. Кроме того, Пророк Мухаммад (с.г.в.), когда праздновался День разговения, перед выходом в дорогу съедал что-нибудь дома. Однако он не практиковал это действие перед Праздником жертвоприношения, потому как предполагалось, что Пророк (с.г.в.), как и все остальные мусульмане, отведает мясо жертвенного животного сразу после намаза.

В месяц Рамазан также практикуется выплата садака фитр, посредством которой верующий избавляет свой пост от возможных мелких прегрешений. Мухаммад (с.г.в.) стремился пожертвовать фитр до начала праздничной молитвы в Ураза-байрам, к чему призывал и своих единоверцев. Помимо этого, в сборнике его изречений, собранных имамом аль-Бухари, можно встретить повествование о том, как он шёл на ид-намаз одной дорогой, а возвращаться из мечети предпочитал другим путём. В этом действии лежит рациональное зерно: идя разными дорогами, он мог увидеть и поприветствовать больше мусульман. Также во время похода в мечеть Заключительный Божий посланник (с.г.в.) делал небольшие паузы, чтобы произнести такбир и слова восхваления Господа миров. Если перед праздником Ид аль-Адха он говорил эти слова громко, то перед праздничным намазом в Ид аль-Фитр предпочитал делать это не вслух.

Порядок совершения праздничных намазов

Эта молитва состоит из двух ракаатов. В самом начале молящийся произносит про себя намерение (ният) на совершение намаза. Далее он вслед за имамом поднимает руки и говорит такбир тахрим. Прочитав молитву сана (её текст приведён здесь), верующий говорит несколько такбиров, количество которых зависит от мазхаба (о чём будет сказано ниже), затем читает суру «Фатиха», дополнительные коранические аяты, делает поясной и земной поклоны и встаёт на 2-й ракаат. Ханафиты продолжают молитву в обычном порядке вплоть до того момента, когда нужно уходить в поясной поклон. Перед этим действием они произносят дополнительные такбиры, а далее завершают намаз так, как это обычно происходит. Маликиты, шафииты и ханбалиты придерживаются несколько иного порядка во втором ракаате – они говорят дополнительные такбиры сразу после выхода из состояния земного поклона в рамках первого ракаата.

Порядок совершения праздничной молитвы во всех мазхабах примерно одинаков, однако количество такбиров, которые должны быть произнесены, различается в зависимости от богословско-правовых школ. Ханафиты полагают, что праздничный намаз содержит в себе 6 дополнительных такбиров: первые три в 1-м ракаате после дуа-сана и во 2-м ракаате – до того, как человек будет совершать поясной поклон. У маликитов и ханбалитов необходимо произнести 11 такбиров. Первые шесть молящиеся говорят после дуа-сана в первом ракаате, последующие пять – после выхода из состояния земного поклона первого ракаата, то есть до того, как имам станет читать суры из Священного Корана.

Богословы-шафииты считают, что праздничная молитва содержит в себе 12 дополнительных ракаатов: 7 произносятся в первом ракаате после дуа-сана, 5 – во втором ракаате до чтения имамом сур в кыяме (стоянии).

О том, как мусульманам следует провести Ураза- и Курбан-байрам, можно прочитать в статье, посвящённой этим праздникам.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Ид-намаз — праздничный намаз в честь Аллаха

Ид — намаз — правила совершения праздничного намаза

Ид-намаз обязательный (ваджиб). Чтобы получить больше вознаграждения, ид-намаз совершают коллективно.

Ид-намаз установился во втором году хиджры. Первым совершил его Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего!) в день разговения.

Жители Медины при переселении Пророка (мир ему и благословение Всевышнего!) в город праздновали 2 дня праздник шариата. В рассказах упоминается, как Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего!) спросил жителей, и те ответили, что веселились 2 дня. Посланник Аллаха сказал, что Аллах дал людям самые лучшие дни — праздник разговения (Идуль-фитр) и праздник жертвоприношения (Идуль-адха).

Кто совершает джума-намаз, обязан совершить ид-намаз. Он состоит из двух ракаата и хутба, как и пятничный намаз. Отличие: хутбу читают после намаза, в пятницу — хутбу читают перед ним.

Какие действия совершают при ид-намазе?

Искупаться, надушиться благовониями, надеть красивую одежду, выйти раньше на намаз. Перед разговением и дорогой в мечеть съесть нечетное количество фиников. Только на намаз Курбан-байрама прием пищи откладывается (съедают жертвенное мясо после намаза).

По дороге читают такбир про себя, вслух — в Курбан-байрам. Идут по одной дороге, а возвращаются по другой. До намаза раздают закятуль-фитр. После молитвы желательно посетить кладбище, раздать больше милостыни. Обе ночи не спят, читают Коран, совершают намаз, поминают Аллаха.

Как совершается коллективный ид-намаз?

Когда солнце поднимется на размер штыка (3,5 метра) над горизонтом, наступает время ид-намаза. Начинается зуха-намаз. Через 30 минут после восхода солнца и до обеденного намаза, когда солнце ближе к зениту.

Намаз праздничный начинают со слов «ассалату джамиа» («приходите на коллективный намаз). Пришедшие выстраиваются рядами. После произнесения «Аллах акбар» совершающие намаз складывают на животе руки и читают дуа «Санаъ». Потом имам читает три такбира. При каждом все поднимают руки вверх, как при вступлении в молитву, опускают и не складывают руки. Такбир произносится с интервалами 3 раза отдельно, чтобы присутствующие могли произнести «Аллах акбар». После третьего такбира руки соединяют на животе. Затем имам читает вслух «Аль-Фатиху» и еще одну суру. Совершают руку’a и сужуд, встают на второй ракаат. После чтения «Аль-Фатихы» и суры идут такбиры (как в предыдущий раз) 3 раза и последний такбир для руку’а.

Потом совершают руку’a, сужуд, «Аттахийяту» читают. Саломом выходят из намаза. Все сидят на местах, имам читает две хутбы. После — проповедь о празднике разговения или о жертвоприношении.

Ид-намаз — подарок Всевышнего верующим.

Если статья была для вас ценной, сделайте репост!

Праздничный намаз

Празднование торжества в той форме, которой доволен Аллах и его Посланник Мухаммад (мир ему и благословение)

Само слово «Ид» происходит от слова «Авд» («повторение», «возвращение») – возможно, из-за повторения праздника в каждом году, или из-за множества вознаграждений, уготованных Всевышним Аллахом Своим рабам в этот день, или из-за возвращения радости по его возвращению. Слово же «аль-фитр» означает «разговение».

Всевышний Аллах заменил для мусульман праздники, которые отмечали во время джахилия (время невежества до прихода Ислама), двумя большими праздниками Ислама:

1) праздником по окончанию священного месяца Рамазан,

2) праздником жертвоприношения.

Одним из значимых особенностей праздничного дня стало совершение коллективной праздничной молитвы.

Совершение праздничного намаза «Салатуль Ид» было установлено во втором году по Хиджре, и первый праздничный намаз, который совершил Пророк(мир ему и благословение), был намаз Ид-аль-фитр в втором году от переселения. Анас ибн Малик сказал, что когда Пророк(мир ему и благословение) пришёл в Медину, у ансаров было два дня, в которые они радовались и праздновали. Пророк(мир ему и благословение) спросил их: что это за два дня? Они ответили: это два дня, в которые мы радовались и праздновали во время джахилии. И сказал Пророк(мир ему и благословение): «Воистину Всевышний Аллах заменил вам эти два дня лучшими другими двумя днями: праздниками разговения и жертвоприношения».

Праздничный намаз по Шариату является сунатун муаккад (усиленно желательным намазом).

Также некоторые учёные сказали, что праздничный намаз является «фарзул кифаятом» из-за большего внимания и усердия Пророка(мир ему и благословение) над его выполнением. Пророк Мухаммад(мир ему и благословение) ни разу до смерти не оставил его, и сподвижники после смерти Пророка(мир ему и благословение) усердствовали над его совершением, из-за того что он считается одним из знамений Ислама.

Желательно совершить праздничный ид-намаз коллективно, как совершал его Пророк(мир ему и благословение), всем тем, которые обязаны совершать пятничный намаз. Также желательно совершить ид-намаз индивидуально тому, у которого не получилось присутствовать на коллективном намазе. Коллективный намаз считается лучше для всех, за исключением паломника, совершающего хадж. Для него же считается желательным совершение индивидуального ид-намаза.

Время совершения ид-намаза

Начало времени совершения ид-намаза наступает с восходом солнца первого числа месяца Шавваль, и длится оно до обеденного азана того же дня. Хадис Пророка(мир ему и благословение) передаёт Аль-Бара ибн Азыба: «Я слышал, как Пророк(мир ему и благословение) сказал: «Воистину первое, с чего мы начинаем сегодняшний день, это совершение намаза», а день начинается с восхода солнца».

Тот, кто упустил совершение ид-намаза коллективно с имамом, пусть совершает один, и его намаз будет считаться совершённым, если он успел совершить его до обеденного азана; если же он не успел, то упустил время его совершения. Но ему желательно совершить его как возмещающий намаз, так как желательно возместить ид-намаз, как другие желательные намазы.

В праздничный день желательно немного отложить совершение ид-намаза на время, пока солнце не поднимется в высоту на размер стоящего штыка. Так делал Пророк(мир ему и благословение).

В этом заключается мудрость того, что в праздничный день желательно раздать закат-сах (обязательную милостыню) до совершения праздничного намаза, а перенос намаза немного расширяет время для раздачи милостыни – закята.

Ид-намаз состоит из двух ракаатов. Сподвижник Умар сказал: «Праздничный намаз жертвоприношения состоит из двух ракаатов, праздничный намаз после месяца Рамазан тоже состоит из двух ракаатов».

Этика и желательные действия в день праздника

Купание и чистота.

Желательно купаться в оба праздника, подобно тому, как купаются в день пятничного намаза. Рассказывают, что Абдуллах ибн Умар «совершал купание в праздничный день Ураза-байрама до рассвета».

Желательно совершить купание человеку, который будет присутствовать на коллективном намазе, и тому, кто не может присутствовать на нём. Желательно подготовиться к праздничному дню: сбрить волосы с мест, где желательно брить волосы, постричь ногти, удалить неприятный запах с тела и одежды. Это праздничный день, и в нём желательно всё то, что желательно совершить в пятничный день.

Читать еще:  Благовещение — педагогика света. Как чудо становится узнаваемым

Употребление пищи.

Желательно, что-то покушать до ид-намаза в праздничный день Ураза-байрама. Наилучшим является покушать то, что человек кушает в обычные дни, или финики, если человек не найдёт то, что упомянуто, желательно покушать по дороге или на месте совершения намаза, если будет возможность, чтобы отличить этот день от других дней.

В хадисе Пророка(мир ему и благословение), рассказанном от Бурайдата, говорится: «Пророк(мир ему и благословение) не выходил из дома в день Ураза-байрама, не покушав что-то…».

Одевание красивой одежды.

Желательно в праздничный день надеть лучшее из одежды. Лучшим из цветов одежды является белый. Праздничные дни, как и пятничный день, равны по желательности надевать красивую одежду, по соблюдению чистоты, по благовонию, бритью волос, удалению неприятного запаха.

Это всё желательно совершать и тому, кто хочет посетить праздничный намаз, и тому, кто остаётся дома и совершает его индивидуально, так как этот день – день приукрашивания, и в нём все равны.

Также желательно участвовать на праздничном намазе маленьким детям вместе с родителями.

Желательно тому, кто идёт на праздничный намаз, пойти в мечеть пешком, кроме как если есть причина не делать этого: например, болезнь или дальность места совершения праздничного намаза или др.

Также желательно тому, кто идёт на праздничный намаз, идти в мечеть или в место, где совершают праздничный намаз, одной дорогой, а возвратиться другой дорогой. Желательно идти туда длинной дорогой, а возвращаться домой коротким путём.

Присутствие женщин на праздничном намазе.

Желательно присутствовать на праздничном намазе и женщинам, кроме тех женщин, которые являются обладательницами красоты. Тем же женщинам, которые являются красивыми и которые притягивают взоры мужчин из-за их красоты, одежды или благовония, то им нежелательно посещать праздничный намаз.

В хадисе Пророка(мир ему и благословение) сказано: «Вы не удерживайте рабынь Всевышнего Аллаха от домов Всевышнего Аллаха, пусть они выйдут не надушившиеся благовониями».

Пребывание в богослужении в праздничную ночь.

Желательно оживить обе праздничные ночи богослужением: совершением намаза, чтением Корана, поминанием Всевышнего Аллаха (зикр), обращением к нему с мольбой о прощении грехов или о чём-то другом, восхвалением Пророка(мир ему и благословение) посредством чтения салавата. Вот как об этом сказано в хадисе Пророка (мир ему и благословение), рассказанном от Абу Умамата: «У того, кто оживит обе праздничные ночи, не умрёт сердце в тот день, когда умрут сердца».

Рассказывает имам аш-Шафии (да смилуется над ним Всевышний Аллах): «До меня дошло, что говорят: воистину на мольбу отвечают в пять ночей:

1) в пятничную ночь

2) в ночь Курбан-байрама

3) в ночь Ураза-байрама

4) в первую ночь месяца Раджаб

5) в серединную ночь месяца Шаабан».

Желательно в этот день вселять радость в сердца близких людей, посетить родных и близких, раздать садака неимущим и бедным.

Всё, что было сказано выше, является той формой празднования торжества, которой доволен Аллах и его Посланник Мухаммад(мир ему и благословение).

Теперь подумайте, братья, что среди нас есть и те, которые соблюдают пост целый месяц, а потом отмечают этот праздник, ставя на стол запретное – спиртное – и подобное этому, или женщины обслуживают гостей, не закрыв свой аврат, и т. д. Всё это, как мы знаем, по Исламу является недопустимым.

Все мы должны стремиться следовать пути, установленному Исламом, и отдаляться от всех запретов, чтобы Аллах принял наши посты и другие богослужения. Да примет Аллах наши посты и благие деяния, озарит наше сердце светом имана и сделает нас из числа Его праведных рабов. Аминь!

Праздничная молитва (салят уль-ид)

Атрибуты праздника

У мусульман есть два праздника: праздник Разговения, который наступает после завершения месяца Рамадан и праздник Жертвоприношения, который наступает после дня стояния на горе ’Арафат.

Аллах посредством этих двух великих праздников заменил нам все, что праздновали во времена невежества, а также все то, что люди выдумали и продолжают выдумывать в последующие времена.

Сказал Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах: “Во времена невежества у людей было два дня в году, в которых они устраивали игры.

Когда же пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пришел в Медину, он сказал: “У вас было два дня, в которые вы устраивали игры, а Аллах вам заменил их на то, что лучше них: день разговения и день жертвоприношения”.[Передал ан-Насаи]

Исходя из этого, не дозволяется мусульманину праздновать и участвовать в праздновании дней, почитаемых неверными, так как праздники являются наиболее явными атрибутами любой религии и любой идеологии.

Сказал Всевышний: “Каждому из вас Мы установили закон и путь”(Трапеза, 48).

Праздники в исламе вмещают в себя два компонента: поклонение и выявление радости. В праздничные дни мусульмане занимаются благим и дозволенным. Поэтому эти дни являются днями еды, питья и поминания Аллаха.

И праздник в исламе не может вмещать в себя те порицаемые действия, которые противоречат его учению и воспитанию.

К таким действиям относятся такие явления, как смешение мужчин и женщин, распитие спиртного, азартные игры, прелюбодеяние и т.д.

И Всевышний Аллах узаконил нам в эти дни праздничную молитву, которая является одним из главных атрибутов праздника.

Шариатское постановление относительно праздничной молитвы

Праздничная молитва является обязательной, так как пророк, да благословит его и приветствует, повелел совершать ее.

Более того, он, да благословит его Аллах и приветствует, повелел приводить на нее женщин и детей.

И даже те женщины, у которых праздничный день совпал с месячным циклом, приходят на эту молитву, несмотря на то, что они ее не совершают, а стоят в сторонке.

И все это по причине твердости праздничной молитвы. И на ее обязательность указывает следующее:

1. Слова Аллаха: “Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву”(Каусар, 2).

2. Пророк, да благословит его и приветствует, повелел совершать ее даже женщинам.

Сказала Умму ’Атыя, да будет доволен ею Аллах: “Нам было велено в праздничные дни выходить из дома вместе с молодыми девушками, женщинами, у которых начались месячные кровотечения и девочками. Что же касается тех, у кого, начались месячные кровотечения, то они стояли в стороне от места молитвы и принимали участие в благе и обращении мусульман с мольбой к Аллаху”. [Передал аль-Бухари]

Как совершается праздничная молитва?

Праздничная молитва состоит из двух рака’атов. При этом в ней нет ни азана, ни икамата, а чтение производится вслух. Выглядит же она следующим образом:

1. После того, как имам произносит вступительный такбир, он читает ду’а аль-истифтах, а затем произносит еще три дополнительных такбира.

2. Затем он обращается к Аллаху с мольбой защиты от шайтана и начинает читать суру аль-Фатиха. После завершения чтения суры аль-Фатиха желательно прочесть в первом рака’ате суру “Высочайший”, а во втором суру “Покрывающее”, или же прочесть в первом рака’ате суру “Къаф”, а во втором суру “Месяц”.

3. Во втором рака’ате после того, как имам произнес такбир выпрямления из второго земного поклона, следует произнести еще три дополнительных такбира. При этом желательно поднимать руки вместе с каждым такбиром.

4. Между дополнительными такбирами желательно восхвалять и прославлять Аллаха, а также произносить слова благословения пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

5. После завершения молитвы имам поднимается на минбар и обращается к людям с двумя короткими проповедями, которые следует разделить непродолжительным сидением между ними.

При этом следует начать первую хутбу с произнесения такбира девять раз, а вторую хутбу с произнесения такбира семь раз.

6. Во время праздника Разговения желательно напомнить людям вопросы, связанные с выплатой закят аль-фитр, а во время праздника Жертвоприношения вопросы, связанные с жертвоприношением.

Место совершения праздничной молитвы

Сунной является совершение праздничной молитвы на открытом пространстве, а не в мечети. Если же ввиду потребности молитва была сделана в мечети, то в этом нет ничего страшного.

Желательные действия во время праздничной молитвы

1. Мужчинам следует тщательно приготовиться к выходу и надеть свою наилучшую одежду. Что же касается женщин, то они выходят не накрашенными и не надушенными.

2. Следует прийти на молитву пораньше и занять место в передних рядах.

3. Следует добраться до мечети одной дорогой, а вернуться другой. И желательно сделать это пешком, если в том нет затруднений.

Сказал Джабир, да будет доволен им Аллах: “Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, возвращался домой не той дорогой, которой шел”. [Передал аль-Бухари]

4. Перед выходом на молитву в день Разговения следует съесть несколько фиников в нечетном количестве (три, пять и т.д.).

Если же дело происходит в день Жертвоприношения, то желательно ничего не есть вплоть до возвращения с праздничной молитвы.

5. С совершением молитвы во время праздника Разговения следует немого повременить для того, чтобы люди успели раздать закят аль-фитр.

А что касается молитвы во время праздника Жертвоприношения, то ее следует выполнить поскорее.

Поздравление неверных с их праздниками

Некоторые вопросы, связанные с праздничной молитвой

1. Совершение дополнительных молитв перед и после праздничной молитвы на том месте, в котором выполняется сама праздничная молитва, является нежелательным.

2. Тому, кто пропустил праздничную молитву или пропустил часть из нее, желательно восполнить ее в той же форме, в которой она совершается.

3. Всевышний Аллах узаконил Своим рабам возвеличивать Его при завершении месяца Рамадан: “…и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь” (Корова, 185).

То есть возвеличили Аллаха в своих сердцах и на своих языках. И следует это делать посредством следующих слов: “Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля илаха илля Ллаху, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, уа лиЛляхи ль-хьамд”.

4. Мужчинам следует произносить праздничные такбиры вслух, а женщинам про себя, так как женщинам велено опускать голос.

5. Во время дня Разговения праздничные такбиры начинаются с момента заката солнца в ночь перед праздничной молитвой, если уже стало ясно, что Рамадан закончился (например, если увиден новый месяц или уже прошло тридцать дней с момента начала Рамадана).

Заканчивается же время праздничных такбиров с момента начала праздничной молитвы.

А что касается дня Жертвоприношения, то время праздничных такбиров начинается с момента завершения утренней молитвы в день ’Арафата и продолжается вплоть послеобеденной молитвы третьего дня ташрика.

Некоторые рекомендации на данную тему

1. Мусульманам следует поздравлять друг друга с праздником.

2. Следует проявлять радость и выявлять ее и при этом поздравлять своих близких, родственников и всех мусульман.

3. Праздник является возможностью для восстановления утраченных и оборванных родственных связей, а также возможностью для примирения между теми, кто был в ссоре.

4. В праздничные дни не следует навещать кладбища, ведь праздник является поводом для радости, а не печали.

5. В праздничные дни следует проявить щедрость в покупке одежды и еды для своих домочадцев, а также развлекать их по мере возможностей, ведь праздник – это радость и веселье.

Сказал Аллах: “Скажи: “Это – милость и милосердие Аллаха”. Пусть они возрадуются этому, ибо это лучше того, что они накапливают”(Йунус, 58)

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector