1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правила серафима саровского чтение. Молитвенное правило

Содержание

Молитвенное правило Серафима Саровского для мирян

Серафим Саровский является важной фигурой в сонме святых, которые почитаются Русской православной церковью. Его жизнь была проведена под девизом «Только к Богу стремиться», поскольку он все свои дни тратил на то, чтобы приблизиться к Небесному Отцу и стать поистине горячим христианином. При жизни он был мудрым наставником для многих, к нему обратившихся людей, а после смерти продолжает помогать людям, выступая их ходатаем перед Господом Богом.

Важность повеления Серафима Саровского

Почему православным христианам необходимо знать о жизни Серафима Саровского и, более того, выполнять его повеления? Для этого надо знать, что за человек был старец и как прошла его жизнь.

Другие статьи о Серафиме Саровском:

Родом Прохор Исидорович (имя, полученное при рождении мальчиком) был из богатой семьи купцов, которые несмотря на свое положение и состояние, заботились о своей душе и всячески помогали церкви. Его отец спонсировал строительство Сергиево-Казанского собора в городе Курске, так что мальчик с рождения был близок к церкви.

В детском возрасте Прохор пережил чудесное исцеление — он тяжело заболел в 10 лет и был исцелен после того, как его мама вынесла его в толпу людей, которая совершала крестный ход с иконой Богородицы. После этого юноша стал все чаще посещать богослужения и принял решение связать свою жизнь с Господом. Он совершил несколько паломничеств, жил в аскезе всю жизнь, несколько лет был столпником. Его жизнь — это пример горячего и самоотверженного посвящение Творцу.

Важно! Главная характеристика жизни Серафима Саровского — его безраздельная любовь к Господу и полное нивелирование собственных желаний и хотений.

Он является хорошим примером для современных христиан отказываться от множества благ земных, которые отвлекают от главного — от пищи духовной. Старец проводил большую часть своей жизни в аскете, питаясь одной травой и живя то в лесной избе без всяческих благ, то в аскетичной келье монастыря. Жизнь святого — это полная аскеза и посвящение Богу. Он проводил свои дни в молитвах и является примером невероятной воли, когда, отказываясь от богатства и благ, человек сознательно выбирает аскетичную жизнь с Господом.

Молитвы святому старцу:

Каждый христианин должен понимать, на примере святого Саровского, что жизнь закончится и все богатства, и блага останутся в прошлом, вечна лишь душа, которая должна быть в единстве с Творцом. Именно поэтому важно ежедневно уделять время общению с Ним и регулярно молиться, и выполнять молитвенное правило.

Для чего необходимо молитвенное правило

Пребывание в молитвенном общении можно сравнить с зарядкой. Кто-то делает ее время от времени, заставляя себя, понимая, что это необходимо ради здоровья, а другие нашли в этом радость и уже не представляют другой жизни.

В течение дня воцерковленный христианин живет внимательной жизнью, проверяя свои действия, насколько они угодны Богу. Намного легче укреплять свою духовную жизнь православным, имеющим своего духовного наставника, который будет направлять и укреплять в вере через чтение молитвенного правила. Святые угодники знали о слабости духа человеческого, поэтому написали правила для молитв как полные, так и краткие, чтобы человек в любое время мог пребывать в присутствии Божьем.

Примером молитвенника может служить Серафим Саровский, познавший радость и важность общения с Господом еще с детства.

Важно! Молитвенное правило Серафима Саровского для мирян — свод утренних, дневных и вечерних воззваний к Творцу, помогающих прожить день в духовной чистоте.

Православная Церковь чтить память святого Серафима 15 января, день смерти преподобного, и 1 августа, в этот день были обретены мощи святого.

Многие православные миряне взяли за основу своей духовной жизни молитвенные правила, составленные преподобным старцем, который на протяжении своей жизни был известен, как смиренный молитвенник.

Как читать молитвенное правило

Всех своих учеников, которые следовали за ним, паломников, которые приходили за благословением, и последователей, которые уже многие годы читают труды Саровского, старец учил одному — проводить регулярно время в общении с Богом, молиться и читать утренние и вечерние правила.

Статьи о других молитвах:

Святой советовал молиться каждый день, непременно с утра, начиная новый день с благословения. Если для христианина важен и необходим Господь, разве он не найдет времени для разговора со Всевышним?

Преподобный Серафим Саровский рекомендовал всем поступать следующим образом:

Встав утром, умывшись и одевшись, перед красным уголком, с зажженной свечой перед образами читать молитвенное утреннее правило. Оно состоит из:

«Отче Наш» — читается три раза;

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Богородице Дево, радуйся Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, Яко Спаса родила еси душ наших.

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единароднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна и воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшего пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

  • В течение всего дня, занимаясь работой или делами по хозяйству, постоянно повторять про себя «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного/ую». Это можно делать вслух или про себя, в зависимости от окружения.
  • Перед принятием обеда следует повторить полностью утренние молитвы. Лучше всего делать это вслух в тихом месте. Если такой возможности нет, можно молиться про себя.
  • В течение остатка дня, после обеда, человек должен произносить вслух или про себя следующие слова «Пресвятая Богородице, спаси меня грешного/ую» и продолжать делать это до отхода ко сну.
  • Перед сном повторить утренние молитвы полностью и осенить себя крестным знамением.

Совет! Святой Серафим рекомендовал делать это регулярно, каждый день, тем самым посвящая свое сознание полностью Богу и не забывая про Него ни на минуту. Если работа человека не позволяет ему постоянно повторять молитвы, то это можно делать в свободные минуты отдыха.

Старец Саровский говорил, что, молясь ежедневно таким образом, можно достигнуть совершенства христианского, насколько это возможно для грешного человека.

Все потому, что эти молитвы утреннего правила представляют собой основу православной веры:

  • первая дана Иисусом Христом и Самим Господом;
  • вторая принесена с неба Архангелом Михаилом Деве Марии;
  • третья включает в себя все основополагающие догматы православной веры.

Проговаривая их каждый день осмысленно, полностью погружаясь в смысл, можно расти духовно, постепенно меняясь и достигая действительно высокого роста духа.

Молитвенное правило прп. Серафима Саровского

Отче наш. Молитва Господня *

(Про­честь три­жды в честь Пре­свя­той Троицы)

Отче наш, Иже еси на небесе́х! Да свя­тит­ся имя Твое, да прии́дет Цар­ствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небе­си́ и на зем­ли́. Хлеб наш насущ­ный да́ждь нам дне́сь; и оста́ви нам до́лги наша, яко­же и мы остав­ля­ем должнико́м нашим; и не вве­ди нас во иску­ше­ние, но изба́ви нас от лукаваго.

Пере­вод: Отче наш, сущий на небе­сах! Да свя­тит­ся имя Твое, да при­и­дет Цар­ствие Твое; да будет воля Твоя и на зем­ле, как на небе. Хлеб наш насущ­ный дай нам на сей день; и про­сти нам дол­ги наши, как и мы про­ща­ем долж­ни­кам нашим; и не вве­ди нас в иску­ше­ние, но избавь нас от лукавого.

Богородице Дево, радуйся

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю, Благослове́нна Ты в жена́х и благослове́н Плод чре́ва Тво­е­го́, я́ко Спа́са роди­ла́ еси́ душ на́ших.

Пере­вод: Бого­ро­ди­ца Дева Мария, испол­нен­ная бла­го­да­ти Божи­ей, радуй­ся! Гос­подь с Тобою; бла­го­сло­вен­на Ты меж­ду жена­ми и бла­го­сло­вен Плод, Тобою рож­ден­ный, пото­му что Ты роди­ла Спа­си­те­ля душ наших.

Символ веры

Верую во еди́наго Бога Отца, Все­дер­жи­те­ля, Твор­ца не́бу и зем­ли, види­мым же всем и неви­ди­мым. И во еди́наго Гос­по­да Иису­са Хри­ста, Сына Божия, Единоро́днаго, И́же от Отца рожде́ннаго преж­де всех век; Све­та от Све­та, Бога истин­на от Бога истин­на, рожде́нна, несотворе́нна, еди­но­сущ­на Отцу, Им же вся бы́ша; нас ради чело­век и наше­го ради спа­се­ния сше́дшаго с небес, и воплоти́вшагося от Духа Свя́та и Марии Девы, и вочелове́чшася; Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила­те, и стра­дав­ша, и погре­бен­на; и воскре́сшаго в тре­тий день, по Писа­ни­ем; и восше́дшаго на небе­са, и седя́ща одесну́ю Отца; и па́ки гряду́щаго со сла­вою суди́ти живым и мерт­вым, Его́же Цар­ствию не будет кон­ца. И в Духа Свя­та­го, Гос­по­да, Животворя́щаго, Иже от Отца исхо­дя­ща­го, Иже со Отцем и Сыном спокланя́ема и ссла́вима, гла­го­лав­ша­го про­ро­ки. Во Еди́ну, Святу́ю, Собор­ную и Апо­столь­скую Цер­ковь. Испове́дую еди́но Кре­ще­ние во оставле́ние гре­хов. Ча́ю воскресе́ния мерт­вых. И жиз­ни буду­ща­го века. Аминь.

Пере­вод: Верую во еди­но­го Бога Отца, Все­дер­жи­те­ля, Твор­ца неба и зем­ли, все­го види­мо­го и неви­ди­мо­го. (Верую) и во еди­но­го Гос­по­да Иису­са Хри­ста, Сына Божия, Еди­но­род­но­го, рож­ден­но­го от Отца преж­де всех веков; Све­та от Све­та, Бога истин­но­го от Бога истин­но­го, рож­ден­но­го, не создан­но­го, одно­го суще­ства с Отцом, через Кото­ро­го все сотво­ре­но; Для нас людей и для наше­го спа­се­ния сшед­ше­го с небес, при­няв­ше­го плоть от Духа Свя­то­го и Марии Девы, и сде­лав­ше­го­ся чело­ве­ком; Рас­пя­то­го же за нас при Пон­тии Пила­те, стра­дав­ше­го и погре­бен­но­го; И вос­крес­ше­го в тре­тий день, соглас­но с Писа­ни­я­ми (про­ро­че­ски­ми). И вос­шед­ше­го на небе­са и сидя­ще­го спра­ва от Отца; И опять име­ю­ще­го прий­ти со сла­вою судить живых и мерт­вых, цар­ству, Кото­ро­го не будет кон­ца. (Верую) и в Духа Свя­то­го, Гос­по­да, пода­ю­ще­го жизнь, исхо­дя­ще­го от Отца, покло­ня­е­мо­го и про­слав­ля­е­мо­го рав­но со Отцом и Сыном, гово­рив­ше­го через про­ро­ков. (Верую) и во Еди­ную, Свя­тую, Собор­ную (Все­лен­скую) и Апо­столь­скую Цер­ковь. Испо­ве­дую одно Кре­ще­ние во остав­ле­ние гре­хов. Ожи­даю вос­кре­се­ния мерт­вых. И жиз­ни буду­ще­го века. Истин­но так. (Подроб­нее см. Сим­вол веры).

Иисусова молитва

(Чита­ет­ся тихо во вре­мя рабо­ты, дома или в пути до обе­ден­но­го времени)

Го́споди Иису́се Хри­сте́, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя́, гре́шнаго (или грешную).

Или крат­ко: Г ́оспо­ди поми́луй.

Молитва Пресвятой Богородице

(Чита­ет­ся после обе­да и до отхо­да ко сну)

Пресвята́я Богоро́дице, спа­си́ мя гре́шнаго (ую).

* Пояснение к правилу

Прп. Сера­фим Саров­ский пре­по­да­вал сле­ду­ю­щее молит­вен­ное правило:

«Вос­став­ши от сна, хри­сти­а­нин, став перед св. ико­на­ми, пусть прочитает:
— молит­ву Гос­под­ню «Отче наш» три­жды, в честь Пре­свя­той Троицы,
— потом песнь Бого­ро­ди­це «Бого­ро­ди­це Дево, радуй­ся» так­же три­жды и
— Сим­вол веры единожды.
Совер­шив это пра­ви­ло, пусть зани­ма­ет­ся каж­дый сво­им делом, на кото­рое постав­лен или призван.
Во вре­мя же рабо­ты дома или в пути куда-нибудь, пусть тихо чита­ет Иису­со­ву молит­ву: «Гос­по­ди Иису́се Хри­сте́, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя гре́шнаго (ую)», а, если окру­жа­ют его дру­гие, то, зани­ма­ясь делом, пусть гово­рит умом толь­ко: «Гос­по­ди поми́луй», и про­дол­жа­ет до обе­да. Перед самым же обе­дом пусть совер­ша­ет выше­ука­зан­ное утрен­нее пра­ви­ло. После обе­да, испол­няя свое дело, пусть чита­ет тихо: «Пресвята́я Богоро́дице, спа­си́ мя гре́шнаго (ую)», и это пусть про­дол­жа­ет до само­го сна.
Отхо­дя ко сну, вся­кий хри­сти­а­нин пусть сно­ва про­чи­та­ет выше­ука­зан­ное утрен­нее пра­ви­ло; после того пусть засы­па­ет, огра­див себя крест­ным знамением».

Тем, кому по раз­ным обсто­я­тель­ствам невоз­мож­но выпол­нять и это­го мало­го пра­ви­ла, прп. Сера­фим сове­то­вал читать его во вся­ком поло­же­нии: и во вре­мя заня­тий, и на ходь­бе, и даже в посте­ли, пред­став­ляя осно­ва­ни­ем для того сло­ва Писа­ния: «вся­кий, кто при­зо­вет имя Гос­подне, спасётся».

Молитвенное правило преподобного Серафима Саровского

В этой статье Вы найдёте краткое утреннее богородичное молитвенное правило для мирян преподобного Серафима Саровского, а также три молитвы святому.

Молитвенное правило Серафима Саровского

Молитвенное правило Серафима Саровского

Преподобный Серафим Саровский преподавал всем следующее молитвенное правило: «Вставши от сна, всякий христианин, став пред святыми иконами, пусть прочитает

молитву Господню Отче наш трижды, в честь Пресвятой Троицы,

потом песнь Богородице Богородице Дево, радуйся также трижды

и, наконец Символ Веры единожды.

— Совершив это правило, пусть занимается своим делом, на которое поставлен или призван.

Во время же работы дома или в пути куда-нибудь пусть тихо читает Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного или грешную, а если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только Господи, помилуй и продолжает до обеда.

— Перед самым же обедом пусть совершает вышеуказанное утреннее правило. После обеда, исполняя свое дело, — читает тихо Пресвятая Богородице, спаси мя грешного или же Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного или грешную, и это пусть продолжает до самого сна.

— Отходя ко сну, всякий христианин пусть снова прочитает вышеуказанное утреннее правило; после того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением».

— «Держась этого правила, — говорит отец Серафим, — можно достигнуть меры христианского совершенства, ибо означенные три молитвы — основание христианства: первая, как молитва, данная Самим Господом, есть образец всех молитв; вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Деве Марии, Матери Господа; Символ же вкратце содержит в себе спасительные догматы христианской веры».

Тем, кому по разным обстоятельствам невозможно выполнять и этого малого правила, преподобный Серафим советовал читать его во всяком положении: и во время занятий, и на ходьбе, и даже в постели, представляя основанием для того слова Святого Писания: Всякий, кто призовет имя Господне, спасется.

Читайте также:

Тексты краткого молитвенного правила Серафима Саровского для мирян

Краткое молитвенное правило преподобного Серафима Саровского, специально составленное для мирян, помогает спасти душу от грехопадения и достичь духовного совершенства. Главное — не забывать о заповедях Господа ни на секунду. Христианин может мысленно обращаться к Богу на протяжении всего дня и просить о защите и помиловании. Если жить с Христом в сердце, можно не бояться никаких бед.

История происхождения молитвенного правила Серафима Саровского

Согласно законам Православной церкви, каждый христианин обязан ежедневно дома (вне церковной службы) читать определенные молитвы. Делается это для того, чтобы уберечь душу от помрачения грехом и направить ум и волю в русло христианских ценностей.

Молитвенное правило включает утренние и вечерние молитвы, бывает кратким или полным, ежедневным или читаемым перед причастием. На протяжении дня желательно молиться каждый раз перед едой и началом всякого дела.

Простым людям (мирянам) Серафим Саровский, монах и основатель Дивеевского монастыря, рекомендовал придерживаться краткого молитвенного правила. Дело в том, что преподобный старец хорошо знал жизнь обычных христиан. К нему в монастырь часто приходили паломники и рассказывали о своих бедах. Простым крестьянам и рабочим нужно было работать с утра до ночи, чтобы прокормить семью. Им просто не хватало времени на прочтение всех молитв, рекомендованных церковью. Да и богатым людям было не до святых текстов.

Читать еще:  Марксистская концепция сущностных сил человека. Марксистская концепция сущности человека и ее противоречие Концепция человека в марксистской философии

Серафим понимал, что без ежедневного общения с Господом человек опустится на дно и окажется в плену Дьявола. Преподобный старец предложил мирянам краткое молитвенное правило, состоящее из трех коротеньких молитв. Эти тексты можно было прочитать минут за 5-10. Ежедневное повторение молитв оберегало христиан от бед и всякого зла, спасало их души от грехопадения.

Краткое утреннее молитвенное правило от преподобного Серафима:

  1. «Отче наш» (3 раза).
  2. «Богородице Дево, радуйся» (3 раза).
  3. «Символ Веры» (1 раз).

Читать эти молитвы, рекомендованные самим Серафимом Саровским, нужно рано утром, сразу после сна. Затем можно спокойно заниматься повседневными делами. Во время работы желательно мысленно повторять: «Господи, помилуй мя грешного». Перед обедом можно еще раз прочитать три коротеньких молитвенных текста. В послеобеденную пору, занимаясь своими делами, желательно мысленно обращаться к Богородице со словами «Спаси мя грешного». Перед сном нужно опять прочитать три коротенькие молитвы. Так рекомендуется повторять каждый день.

Преподобный Серафим был уверен, что, придерживаясь этого правила, можно достигнуть христианского совершенства. Основа основ — «Отче наш». Эта святейшая молитва дарована христианам самим Господом. Прославление Пренепорочной Девы принесено с небес архангелом. В «Символе…» заключены спасительные догматы веры Христа. Серафим советовал мирянам постоянно вспоминать Спасителя. Ведь, согласно Писанию, каждый, кто призовет имя Господне, обязательно спасется.

Полный перечень молитв с текстами для мирян

Молиться Господу желательно ежедневно. Общение с Богом поможет христианину спасти душу от грехопадения и защититься от врагов видимых и невидимых.

«Отче наш»

Каждое утро желательно начинать с прочтения древнейшей молитвы, дарованной всем людям самим Господом. На заре христианства апостолы обратились к Христу и попросили его научить их правильно молиться. Спаситель рекомендовал обращаться к нему словами из «Отче наш». Сама молитва состоит из 7 прошений. Верующие просят, чтобы всегда святилось имя Господне, пришло Его Царство, свершалась воля Иисуса. Христиане молят о даровании им хлеба на каждый день, прощении грехов, защите от греховного искушения, избавлении от лукавого. Заканчивается текст восхвалением Спасителя.

«Отче наш, Иже еси на Небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго».

«Богородице Дево, радуйся»

Ранним утром желательно мысленно обратиться к Пренепорочной Деве словами молитвы, прославляющей ее имя. В этом коротеньком молитвенном тексте вспоминаются слова архангела Гавриила, оповестившего Марию о рождении Спасителя. Господь всегда с тем человеком, который соблюдает его заповеди и хранит верность Христу.

«Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; Благословенна Ты в женах и Благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».

«Символ веры»

Каждый христианин, исповедующий веру Христа, должен понимать, что собой представляет христианский догмат. Святейший «Символ веры» — это краткое изложение главных истин. Читая этот молитвенный текст, христианин поймет, на чем основывается учение Христа.

«Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единароднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога Истинна от Бога Истинна, рожденна, несотворенна, Единосущна Отцу, имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес и воплотившегося от Духа Свята и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писаниям. И взошедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящего, иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшего пророки. Во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресение мертвых и жизни будущего века. Аминь».

«Иисусова молитва»

Самая коротенькая молитва, которую можно мысленно произносить в течение дня несколько раз подряд, звучит так: «Господи, помилуй». С этими словами обращаются к Спасителю, когда нужны защита и спасение.

«Господи, Иисусе Христе, Сыне и Слове Божий, молитв ради Пречистой Твоей Матери и Всех Святых, помилуй меня грешнаго (грешную). Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Пречистыя Твоея Матери и Всех Святых, помилуй нас. Аминь».

Молитва Пресвятой Богородице

Чаще всего верующие обращаются с молитвенными просьбами к Матери Спасителя. На протяжении многовековой истории христианства написано огромное количество молитв к Царице Небесной. Святейшую Богородицу почитают и прославляют за то, что она даровала миру Господа, который ценой собственной жизни спас род людской от греха и показал путь для спасения. Пренепорочную Деву молят о заступничестве перед Богом, а также о прощении грехов и даровании милости.

Молитва первая

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Воздвигни нас, раб Божиих (имена) из глубины греховныя и избави нас от смерти внезапныя и от всякого зла. Подаждь, Госпоже, нам мир и здравие и просвети нам ум и очи сердечныя, еже ко спасению, и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего: яко держава Его благословенна со Отцем и Пресвятым Его Духом.

Молитва вторая

Пресвятая Дево, Мати Господа, покажи на мне, убозем, и рабах Божиих (имена) древния милости Твоя: низпосли дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пречистая! Милостива мне буди зде и на Страшнем Суде. Ты бо еси, Госпоже, слава небесных и упование земных. Аминь.

Молитва третья

Нескверная, Неблазная, Нетленная, Пречистая, Неневестная Богоневесто, Богородице Марие, Госпоже мира и Надежде моя! Призри на мя, грешнаго, в час сей и Егоже из чистых кровей Твоих неискусомужно родила еси Господа Иисуса Христа, милостива мне соделай матерними Твоими молитвами; Того зревшая осужденна и оружием печали в сердце уязвившаяся, уязви душу мою Божественною любовию! Того в узах и поруганиях горце оплакавшая, слезы сокрушения мне даруй; при вольном Того ведении на смерть душею тяжце поболевшая, болезней мя свободи, да Тя славлю, достойно славимую во веки. Аминь.

Молитва четвертая

Заступнице усердная, благоутробная Господа Мати! К Тебе прибегаю аз, окаянный и паче всех человек грешнейший: вонми гласу моления моего, и вопль мой и стенание услыши. Яко беззакония моя превзыдоша главу мою и аз, якоже корабль в пучине, погружаюся в море грехов моих. Но Ты, Всеблагая и Милосердая Владычице, не презри мене, отчаяннаго и во гресех погибающаго; помилуй мя, кающагося во злых делех моих, и обрати на путь правый заблуждшую окаянную душу мою. На Тебе, Владычице моя Богородице, возлагаю все упование мое. Ты, Мати Божия, сохрани и соблюди мя под кровом Твоим, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва пятая

Пресвятая Владычице Богородице, единая чистейшая душею и телом, единая превысшая всякой чистоты, целомудрия и девства, единая всецело соделавшаяся обителию всецелой благодати всясвятаго Духа, самыя невещественыя силы здесь еще несравненно превзошедшая чистотою и святынею души и тела, призри на мя мерзкаго, нечистаго, душу и тело очернившаго скверною страстей жизни моей, очисти страстный мой ум, непорочными соделай и благоустрой блуждающие и слепотствующие помыслы мои, приведи в порядок чувства мои и руководствуй ими, освободи меня от мучительствующаго надо мною злаго и гнуснаго навыка к нечистым предразсудкам и страстям, останови всякий действующий во мне грех, омраченному и окаянному уму моему даруй трезвение и разсудительность для исправления своих поползновений и падений, чтобы, освободившись от греховной тьмы, сподобился я с дерзновением прославлять и песнословить Тебя, единую Матерь истиннаго Света – Христа, Бога нашего; потому что Тебя одну с Ним и о Нем благословляет и славит всякая невидимая и видимая тварь ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва шестая

О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышняго, Заступнице и Покрове всех, к Тебе прибегающих! Призри с высоты святыя Твоея на мя, грешнаго (имя), припадающаго ко пречистому образу Твоему; услыши мою теплую молитву и принеси ю пред Возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа; умоли Его, да озарит мрачную душу мою светом Божественныя благодати Своея, да избавит мя от всякия нужды, скорби и болезни, да низпослет мне тихое и мирное житие, здравие телесное и душевное, да умирит страждущее сердце мое и исцелит раны его, да наставит мя на добрая дела, ум мой убо от помышлений суетных да очистит, исполнению же заповедей Своих мя научив, от вечныя муки да избавит и Своего Небеснаго Царствия да не лишит мя. О Пресвятая Богородице! Ты, “Всех скорбящих Радосте”, услыши и мя, скорбнаго; Ты, именуемая “Утоление печали”, утоли и мою печаль; Ты, “Купино Неопалимая”, сохрани мир и всех нас от вредоносных огненных стрел врага; Ты, “Взыскание погибших”, не попусти и мне погибнути в бездне грехов моих. На Тя бо по Бозе вся моя надежда и упование. Буди мне в жизни временней Заступница, и о жизни вечней пред Возлюбленным Сыном Твоим, Господем нашим Иисусом Христом, Ходатаица. Научи мя Тому убо с верою и любовию служити, Тебе же, Пресвятая Мати Божия, Преблагословенная Марие, благоговейно чтити до скончания дней моих. Аминь.

Пояснения и примечания к Серафимову молитвенному правилу

Преподобный старец, посвятивший всю жизнь служению Господу, предложил мирянам ежедневно читать коротенькие молитвы. Утреннее моление помогает христианину настроиться на совершение богоугодных дел. Три короткие молитвы можно прочитать всего за несколько минут. Вечерние молитвенные тексты помогают успокоить совесть, очистить душу от греха, заручиться поддержкой Господа.

Как правильно молиться согласно рекомендациям старца Серафима:

  1. Утром прочитать коротенькое утреннее правило.
  2. До обеда мысленно произносить: «Господи, помилуй».
  3. Перед принятием пищи прочитать 3 короткие молитвы.
  4. После обеда мысленно произносить: «Пресвятая Богородице, спаси» и «Господи, помилуй».
  5. Перед сном прочитать утреннее правило.

Перед и после прочтения молитвенных текстов желательно перекреститься. Обращаться к Господу рекомендуется исключительно словами молитв. Запрещено требовать от Спасителя исполнения своих желаний. Господь знает, что даровать христианину для спасения его души.

О Серафимовом правиле

О Серафимовом правиле

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Как мы с Вами знаем, каждым утром и вечером мы должны читать молитвенное правило. Утреннее, когда встаем ото сна, и вечернее, когда отходим ко сну. Чтение сиих молитв – очень важное и обязательное условие для нормальной духовной жизни каждого православного христианина.

В катехизисе митрополита Филарета написано: «Кто не молиться – тот не христианин…».

Но, бывают исключительные случаи, когда утренние и вечерние молитвы могут быть заменены на краткие молитвы. Например: особая усталость, болезнь или острая нехватка времени. В таких случаях можно прочесть Серафимово правило, которое осталось нам в наследие от преподобного отца нашего Серафима Саровского Чудотворца.

Молитву преподобный Серафим Саровский считал для жизни столь же необходимой, как воздух. Он просил и требовал от своих духовных детей, чтобы они непрестанно молились, и заповедал им молитвенное правило, оставшееся под именем “Правила отца Серафима”.

Пробудившись от сна и ставши на избранном месте, всякий должен оградить себя крестным знамением и, став на избранном месте, читать ту спасительную молитву, которую людям передал Сам Господь, то есть “Отче наш” (трижды), потом “Богородице Дево, радуйся” (трижды) , и, наконец, единожды Символ веры. Совершив это утреннее правило, всякий христианин пусть отходит на свое дело и, занимаясь дома или находясь в пути, должен читать тихо про себя: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго”. Если же окружают люди, то, занимаясь делом, говорить только умом: “Господи, помилуй”, и так продолжать до самого обеда. Перед обедом совершить утреннее правило.

После обеда, исполняя свое дело, всякий должен читать тихо: “Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго”, что продолжать до самой ночи.

Когда же случится проводить время в уединении, нужно читать: “Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешнаго”, а ложась спать на ночь, всякий христианин должен повторить утреннее правило, и после него с крестным знамением засыпать. При этом св. старец говорил, указывая на опыт св. отeц, что, если христианин будет держаться этого малого правила, как спасительного якоря среди волн мирской суеты, со смирением исполняя его, то может достигнуть высокой меры духовной, ибо эти молитвы суть основание христианства: первая – как слово Самого Господа и поставленная Им в образец всех молитв, вторая принесена с неба Архангелом как приветствие Пресвятой Деве, Матери Господа. Последняя же заключает все догматы веры.

Имеющий время пусть читает Евангелие, Апостол, другие молитвы, акафисты, каноны. Если же кому-то невозможно выполнять и это правило – слуге, подневольному человеку – то мудрый старец советовал выполнять это правило и лежа, и при ходьбе, и при деле, помня слова Писания: “Всяк, иже призовет имя Господне, спасется”.

Нужно помнить, что преподобный Серафим дал это правило еще в далеком 19-м веке, когда большинство людей были неграмотными, и поэтому не могли читать по книге утренние и вечерние молитвы.

Ода православная женщина – С., пишет следующее:

«Серафимово правило, по-моему, было установлено для людей, у кого по разным обстоятельствам нет возможности читать утренние и вечерние молитвы полностью. Правило-то дано в позапрошлом веке, когда среди крестьян, например, грамотных-то было полтора человека и занимались они тяжелыми сельскими работами, которые не укладываются в нынешний 8-часовой рабочий день с двумя выходными в неделю. Они спасались своей простотой, наверное.

Причем ведь правило это надо было выполнять не только утром и на ночь, но и третий раз – днем. И в течение дня с утра до обеда, исполняя свое дело, тихо читать Иисусову молитву, с обеда до ночи – “Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго”. То есть подразумевалось, что это правило для занятых физическим трудом.

Большинству из нас нынешних, если не лукавить и не заниматься самооправданием, можно найти полчаса утром и полчаса вечером для того, чтобы прочитать все положенные утренние и вечерние молитвы.»

Грех ли читать только Серафимовское правило?

«Правило преподобного Серафима читается при недостатке времени, – отвечает протодиакон Димитрий Половников. Неужели у вас не надеться 10 минут утром и вечером, чтобы прочитать молитвенное правило. Не обязательно читать все молитвы, главное, делать это со вниманием и регулярно. Впрочем, вы вольны сами избирать себе молитвенное правило, хотя для этого лучше поговорить лично со священником в храме, который видя ваше духовное состояние, посоветует, что вам лучше делать.

Поэтому, все же следует читать Утренние и Вечерние молитвы. Пусть даже в сокращении: половину, или одну треть. А Серафимово правило читать только в исключительных случаях.

Краткое молитвенное правило Серафима Саровского для мирян

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

День каждого православного христианина начинается и завершается молитвой. Верующий человек так же обязательно произносит молитвы:

  • перед тем, как сесть за стол;
  • перед тем, как приступить к работе;
  • по завершении дела.

Содержание правила

Молитвы, отобранные для конкретных случаев, собранные в устоявшемся порядке, называются «правилом». В самом слове содержится указание на обязательность этого чтения : на то и правило, чтобы его исполнять!

Утреннее

Пробудившись и встав с кровати, следует прочесть:

  • «Отче наш» (3 раза), в честь Святой Троицы.
  • «Богородице, Дево, радуйся» (3 раза).
  • Символ веры.

Преподобный Серафим Саровский считал непрестанную молитву первой необходимостью для любого человека.

Полезные материалы

Однако, некоторым людям, в особенности, новоначальным христианам, запоминать обширные тексты на церковнославянском языке довольно сложно. Учитывая это, святой составил краткое правило для людей, живущих мирской жизнью.

Исполняя сугубый молитвенный подвиг, прп. Серафим молился 1000 дней и ночей на камне в лесной глуши.

В него вошли молитвы, тексты которых известны всем православным воцерковленным христианам. В силу краткости и общеупотребительности, их несложно запомнить. Тем не менее, регулярное их чтение святой почитал делом в высшей степени душеполезным. Эти молитвы иногда называют еще «Серафимовым правилом».

Если такой возможности нет, например, вокруг люди, то следует просто повторять про себя сокращенный ее вариант: «Господи, помилуй!»

Перед самым обедом следует повторить молитвы из утреннего правила.
После того и до самого вечера нужно произносить «Пресвятая Богородица, спаси мя, грешного! Если есть возможность остаться наедине с собой, то можно повторять: «Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного».

Вечернее

  • «Отче наш» (3 раза), в честь Святой Троицы.
  • «Богородице, Дево, радуйся» (3 раза).
  • Символ веры.

Полные тексты молитв, которые преподобный Серафим благословлял читать в течение всего дня

Ниже приведены полные тексты молитв краткого молитвенного правила для мирян.

Молитва

Песнь Богородицы «Богородице, Дево, радуйся!»
«Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю, Благослове́нна Ты в жена́х и благослове́н Плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших» (3 раза)

Символ веры
«Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли,
видимым же всем и невидимым.
И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже
от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и
воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася.
Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
И воскресшаго в третий день по Писанием.
И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже
Царствию не будет конца.
И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего,
Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Исповедую едино крещение во оставление грехов.
Чаю воскресения мертвых,
и жизни будущаго века. Аминь». (1 раз)

Читать еще:  Православные мужские имена на букву а. Православные имена для мальчиков: выбираем редкие и красивые по месяцам

Днем, до обеда

Иисусова молитва «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Или просто повторять в уме: «Господи, помилуй».

После обеда

«Пресвятая Богородица, спаси мя, грешного».
«Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя, грешного».

Перед сном

Повторить утреннее правило.

Богородичное правило

Широко известно молитвенное правило, получившее название «Богородичного». Не нужно путать его с краткими молитвами для мирян, которые благословлял святой Серафим. Правило это в общем виде состоит из молитвы «Богородице Дево, радуйся», повторяемой 150 раз. После каждых 10 молитв читается по 1 разу «Отче наш» и «Милосердия двери». Также через каждые десять молитв добавляют прошения, соответствующие этапу в земной жизни Пресвятой Богородицы. Таким образом, вспоминают всю земную жизнь Царицы Небесной.

Ниже приведено полное Богородичное правило, которым молился священномученик Серафим (Звездинский). Сегодня Богородичное правило широко распространено в таком виде.

Молитва

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. (Читается ежедневно 150 раз).

После каждого десятка надо читать по одному разу «Отче наш» и «Милосердия двери».

После каждого десятка читаются дополнительные молитвы:

Первый десяток.
Вспоминаем Рождество Пресвятой Богородицы. Молимся о матерях, отцах и детях.
О, Пресвятая Владычице Богородице, спаси и сохрани рабов Твоих (имена родителей и сродников), а умерших со святыми упокой в вечной славе Твоей.

Второй десяток.
Вспоминаем Введение во храм Пресвятой Девы Богородицы. Молимся о заблудших и отпавших от Церкви.
О, пресвятая Владычице Богородице, спаси и сохрани и соедини (или присоедини) к Святой Православной Церкви заблудших и отпавших рабов Твоих (имена).

Третий десяток.
Вспоминаем Благовещение Пресвятой Богородицы. Молимся об утолении скорбей и утешении скорбящих.
О, Пресвятая Владычице Богородице, утоли наши скорби и пошли утешение скорбящим и болящим рабам Твоим (имена).

Четвертый десяток.
Вспоминаем Встречу Пресвятой Богородицы с праведной Елисаветою. Молимся о соединении разлученных, у кого близкие или дети в разлуке или пропали без вести.
О, Пресвятая Владычице Богородице, соедини в разлуке находящихся рабов Твоих(имена).

Пятый десяток.
Вспоминаем Рождество Христово, молимся о возрождении душ, о новой жизни во Христе.
О, Пресвятая Владычице Богородице, даруй мне, во Христа крестившемуся, во Христа облещися.

Шестой десяток.
Вспоминаем Сретение Господне, и пророченное святым Симеоном слово: «И Тебе Самой оружие пройдет душу». Молимся, чтобы Матерь Божия встретила душу в час кончины и сподобила при последнем издыхании причаститься Святых Таин и провела бы душу через страшные мытарства.
О, Пресвятая Владычице Богородице, сподоби меня при последнем издыхании причаститься Святых Таин Христовых и Сама проведи душу чрез страшные мытарства.

Седьмой десяток.
Вспоминаем бегство в Египет Божией Матери с Богомладенцем, молимся, чтобы Царица Небесная помогла бы избежать искушений в этой жизни и избавила бы от напастей.
О, Пресвятая Владычице Богородице, не введи меня во искушение в сей жизни и избави меня от всяких напастей.

Восьмой десяток.
Вспоминаем исчезновение двенадцатилетнего отрока Иисуса в Иерусалиме и скорбь Божией Матери по поводу этого. Молимся, испрашивая у Богоматери постоянную Иисусову молитву.
О, Пресвятая Владычице Богородице, Пречистая Дево Марие, даруй мне непрестанную Иисусову молитву.

Девятый десяток.
Вспоминаем чудо в Кане Галилейской, когда Господь претворил воду в вино по слову Божией Матери: «Вина нет у них». Просим у Божией Матери помощи в делах и избавлении от нужды.
О, Пресвятая Владычице Богородице, помоги мне во всех делах и избави меня от всяких нужд и печали.

Десятый десяток.
Вспоминаем стояние Божией Матери у Креста Господня, когда скорбь, как оружие, пронзила Ее душу. Молимся Божией Матери о подкреплении душевных сил и об отгнании уныния.
О, Пресвятая Владычице Богородице, Преблагословенная Дево Марие, укрепи мои силы душевные и отжени от меня уныние.

Одиннадцатый десяток.
Вспоминаем Воскресение Христово и молитвенно просим Божию Матерь воскресить душу и подать новую бодрость к подвигу.
О, Пресвятая Владычице Богородице, воскреси душу мою и даруй мне постоянную готовность к подвигу.

Двенадцатый десяток.
Вспоминаем Вознесение Христово, при котором присутствовала Матерь Божия. Молимся и просим Царицу Небесную вознести душу от земных суетных забав и направить на стремление к горнему.
О, Пресвятая Владычице Богородице, избави меня от помышлений суетных и даруй мне ум и сердце, стремящееся ко спасению души.

Тринадцатый десяток.
Вспоминаем сионскую горницу и сошествие Святаго Духа на апостолов и Божию Матерь и молимся: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене».
О, Пресвятая Владычице Богородице, ниспосли и укрепи благодать Святаго Духа в сердце моем.

Четырнадцатый десяток.
Вспоминаем Успение Пресвятой Богородицы и просим мирной и безмятежной кончины.
О, Пресвятая Владычице Богородице, даруй мне мирную и безмятежную кончину.

Пятнадцатый десяток.
Вспоминаем славу Божией Матери, которой увенчивается Она от Господа после переселения Её от земли на Небо, и молим Царицу Небесную не оставлять верных, сущих на земле, но защищать их от всякого зла, покрывая их Честным Своим Омофором.
О, Пресвятая Владычице Богородице, сохрани меня от всякаго зла и покрый меня Честным Твоим Омофором.

Если не получается исполнить

Если же по каким-то причинам строго придерживаться этого правила не получается, святой Серафим советовал таким людям просто читать эти молитвы про себя при всяком удобном случае: находясь в пути, лежа в постели, делая какую-либо монотонную работу руками и так далее.

Молитвенное правило Серафима Саровского для мирян (видео)

Всем мирянам, которые не могут выполнять полное прочтение вечерней молитвы, Отец Серафим завещал следующее молитвенное правило:

«Отходя же ко сну, всякий христианин пусть опять прочитает трижды Отче наш, трижды Богородице и однажды Символ веры. После того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением».

Содержание правила

Молитвы, отобранные для конкретных случаев, собранные в устоявшемся порядке, называются «правилом». В самом слове содержится указание на обязательность этого чтения : на то и правило, чтобы его исполнять!

Утреннее

Пробудившись и встав с кровати, следует прочесть:

  • «Отче наш» (3 раза), в честь Святой Троицы.
  • «Богородице, Дево, радуйся» (3 раза).
  • Символ веры.

Преподобный Серафим Саровский считал непрестанную молитву первой необходимостью для любого человека.

Однако, некоторым людям, в особенности, новоначальным христианам, запоминать обширные тексты на церковнославянском языке довольно сложно. Учитывая это, святой составил краткое правило для людей, живущих мирской жизнью.

Исполняя сугубый молитвенный подвиг, прп. Серафим молился 1000 дней и ночей на камне в лесной глуши.

В него вошли молитвы, тексты которых известны всем православным воцерковленным христианам. В силу краткости и общеупотребительности, их несложно запомнить. Тем не менее, регулярное их чтение святой почитал делом в высшей степени душеполезным. Эти молитвы иногда называют еще «Серафимовым правилом».

С утра до середины дня, выполняя разную работу, следует произносить Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (грешную)!»

Если такой возможности нет, например, вокруг люди, то следует просто повторять про себя сокращенный ее вариант: «Господи, помилуй!»

Перед самым обедом следует повторить молитвы из утреннего правила.
После того и до самого вечера нужно произносить «Пресвятая Богородица, спаси мя, грешного! Если есть возможность остаться наедине с собой, то можно повторять: «Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного».

Вечернее

Перед тем, как лечь спать, следует прочесть те же молитвы и в том же порядке, что и утром.

  • «Отче наш» (3 раза), в честь Святой Троицы.
  • «Богородице, Дево, радуйся» (3 раза).
  • Символ веры.

Полные тексты молитв, которые преподобный Серафим благословлял читать в течение всего дня

Ниже приведены полные тексты молитв краткого молитвенного правила для мирян.

Богородичное правило

Широко известно молитвенное правило, получившее название «Богородичного». Не нужно путать его с краткими молитвами для мирян, которые благословлял святой Серафим. Правило это в общем виде состоит из молитвы «Богородице Дево, радуйся», повторяемой 150 раз. После каждых 10 молитв читается по 1 разу «Отче наш» и «Милосердия двери». Также через каждые десять молитв добавляют прошения, соответствующие этапу в земной жизни Пресвятой Богородицы. Таким образом, вспоминают всю земную жизнь Царицы Небесной.

Ниже приведено полное Богородичное правило, которым молился священномученик Серафим (Звездинский). Сегодня Богородичное правило широко распространено в таком виде.

Отче наш. Молитва Господня*

(Прочесть трижды в честь Пресвятой Троицы)

Отче наш, Иже еси на небесе́х! Да святится имя Твое, да прии́дет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насущный да́ждь нам дне́сь; и оста́ви нам до́лги наша, якоже и мы оставляем должнико́м нашим; и не введи нас во искушение, но изба́ви нас от лукаваго.

Перевод: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Для чего необходимо молитвенное правило

Пребывание в молитвенном общении можно сравнить с зарядкой. Кто-то делает ее время от времени, заставляя себя, понимая, что это необходимо ради здоровья, а другие нашли в этом радость и уже не представляют другой жизни.

В течение дня воцерковленный христианин живет внимательной жизнью, проверяя свои действия, насколько они угодны Богу. Намного легче укреплять свою духовную жизнь православным, имеющим своего духовного наставника, который будет направлять и укреплять в вере через чтение молитвенного правила. Святые угодники знали о слабости духа человеческого, поэтому написали правила для молитв как полные, так и краткие, чтобы человек в любое время мог пребывать в присутствии Божьем.

Икона Серафима Саровского

Примером молитвенника может служить Серафим Саровский, познавший радость и важность общения с Господом еще с детства.

Важно! Молитвенное правило Серафима Саровского для мирян — свод утренних, дневных и вечерних воззваний к Творцу, помогающих прожить день в духовной чистоте.

Православная Церковь чтить память святого Серафима 15 января, день смерти преподобного, и 1 августа, в этот день были обретены мощи святого.

Многие православные миряне взяли за основу своей духовной жизни молитвенные правила, составленные преподобным старцем, который на протяжении своей жизни был известен, как смиренный молитвенник.

Краткое молитвенное правило Серафима Саровского

Многие, приходя к о. Серафиму, жаловались, что они мало молятся Богу, даже оставляют необходимые дневные молитвы. Иные говорили, что делают это по безграмотству, другие – по недосугу. О. Серафим завещал таким людям следующее молитвенное правило:

“Вставши от сна, всякий христианин, став пред святыми иконами, пусть прочитает

– молитву Господню: Отче наш – трижды, в честь Пресвятой Троицы,

– потом песнь Богородице: Богородице Дево, радуйся – также трижды,

– и, наконец, Символ веры: Верую во единаго Бога – единожды.

Совершив это правило, всякий христианин пусть занимается своим делом, на которое поставлен или призван.

Во время же работы дома или на пути куда-нибудь пусть читает тихо: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго или грешную; а если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только это: Господи, помилуй и продолжает до обеда.

Пред самым же обедом пусть совершает вышепоказанное утреннее правило.

После обеда, исполняя своё дело, всякий христианин пусть читает также тихо: Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго, и это пусть продолжает до самого сна.

Когда случится ему проводить время в уединении, то пусть читает он: Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешнаго или грешную.

Отходя же ко сну, всякий христианин пусть опять прочитает вышепоказанное утреннее правило, т. е. трижды Отче наш, трижды Богородице и однажды Символ веры. После того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением”.

“Держась этого правила, – говорил отец Серафим, – можно достигнуть меры христианского совершенства, ибо означенные три молитвы – основание христианства: первая, как молитва, данная Самим Господом, есть образец всех молитв; вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Деве Марии, Матери Господа; Символ же вкратце содержит в себе спасительные догматы христианской веры.”

Тем, кому по разным обстоятельствам невозможно выполнять и этого малого правила, преподобный Серафим советовал читать его во всяком положении: и во время занятий, и на хотьбе, и даже в постели, представляя основанием для того слова Святого Писания: Всякий, кто призовет имя Господне, спасется.

Молитвы перед сном

Отходя ко сну, всякий христианин пусть снова прочитает вышеуказанное утреннее правило; после того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением.

Отец Серафим говорил, что если христианин будет держаться этого малого правила, то может «достигнуть меры христианского совершенства, ибо означенные три молитвы — основание христианства: первая, как молитва, данная Самим Господом, есть образец всех молитв; вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Деве Марии, Матери Господа; Символ же вкратце содержит в себе спасительные догматы христианской веры».

Тем, кому по разным обстоятельствам невозможно выполнять и этого малого правила, преподобный Серафим советовал читать его во всяком положении: и во время занятий, и на ходьбе, и лежа в постели, помня слова Писания: Всякий, кто призовет имя Господне, спасется.

Дни памяти

Дни памяти преподобного Серафима по новому стилю празднуются 15 января (преставление, второе обретение мощей) и 1 августа (обретение мощей).

Автор: Ольга Ельникова

Как читать молитвенное правило

Всех своих учеников, которые следовали за ним, паломников, которые приходили за благословением, и последователей, которые уже многие годы читают труды Саровского, старец учил одному — проводить регулярно время в общении с Богом, молиться и читать утренние и вечерние правила.

Статьи о других молитвах:

Святой советовал молиться каждый день, непременно с утра, начиная новый день с благословения. Если для христианина важен и необходим Господь, разве он не найдет времени для разговора со Всевышним?

Преподобный Серафим Саровский рекомендовал всем поступать следующим образом:

Встав утром, умывшись и одевшись, перед красным уголком, с зажженной свечой перед образами читать молитвенное утреннее правило. Оно состоит из:

«Отче Наш» — читается три раза;

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

«Песнь Богородице» — читается три раза;

Богородице Дево, радуйся Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, Яко Спаса родила еси душ наших.

«Символ Веры» — читается один раз.

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единароднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна и воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшего пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

  • В течение всего дня, занимаясь работой или делами по хозяйству, постоянно повторять про себя «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного/ую». Это можно делать вслух или про себя, в зависимости от окружения.
  • Перед принятием обеда следует повторить полностью утренние молитвы. Лучше всего делать это вслух в тихом месте. Если такой возможности нет, можно молиться про себя.
  • В течение остатка дня, после обеда, человек должен произносить вслух или про себя следующие слова «Пресвятая Богородице, спаси меня грешного/ую» и продолжать делать это до отхода ко сну.
  • Перед сном повторить утренние молитвы полностью и осенить себя крестным знамением.

Совет! Святой Серафим рекомендовал делать это регулярно, каждый день, тем самым посвящая свое сознание полностью Богу и не забывая про Него ни на минуту. Если работа человека не позволяет ему постоянно повторять молитвы, то это можно делать в свободные минуты отдыха.

Старец Саровский говорил, что, молясь ежедневно таким образом, можно достигнуть совершенства христианского, насколько это возможно для грешного человека.

Читать еще:  Жизнь в эру коронавируса. Самоизоляция, стационары и пустые улицы

Все потому, что эти молитвы утреннего правила представляют собой основу православной веры:

  • первая дана Иисусом Христом и Самим Господом;
  • вторая принесена с неба Архангелом Михаилом Деве Марии;
  • третья включает в себя все основополагающие догматы православной веры.

Проговаривая их каждый день осмысленно, полностью погружаясь в смысл, можно расти духовно, постепенно меняясь и достигая действительно высокого роста духа.

Правило преподобного Серафима Саровского для мирян

Нет времени или лень?

К краткому правилу Серафима Саровского для мирян стоит прибегать в случае крайней необходимости, а не потому, что лень читать утренние и вечерние молитвы.

Святые Отцы говорили о том, что на молитву нужно понуждать себя. Духовная жизнь складывается из понуждения. В противном случае, если позволить себе лениться, никакой духовности не будет. Перед Господом ценен труд.

Есть еще одна сторона молитвы. В молитвенном состоянии есть особая радость, ради которой иногда хочется все бросить. Эта радость внутренняя, и поэтому люди уходят в монастыри, чтобы молиться там. Не будь духовной радости от молитвы, вряд ли можно было бы выдержать суровые монастырские уставы.

О внимании

Оно является душой молитвы. И от внимания зависит, какой будет молитва. Если человек внимателен по жизни, то и на молитве он не станет “рассеиваться умом”. Каков он – внимательный человек? Тот, кто относится к своей жизни со вниманием. Прежде всего – к внутренней. Такой человек не станет пренебрегать молитвенным правилом из-за лени. Если он действительно не может вычитать его из-за времени или по болезни, то внимательно прочтет короткое Серафимово правило для мирян.

Советы начинающим

Как правильно молиться дома? Несколько коротких советов тем, кто только начинает свой путь христианина.

  • Проснулись? Умылись? Встаем перед иконами. Осенив себя крестным знамением, благодарим Господа за пробуждение своими словами. И начинаем читать утреннее молитвенное правило. Или Серафимово правило для мирян, текст которого есть на видео.
  • Женщина молится с покрытой головой не только в церкви. Дома должен быть платок для молитвы.
  • Мужчины головы не покрывают.
  • Если в семье есть дети, то девочкам следует надеть платочек. Мальчики, как и папа, не нуждаются в головном уборе.
  • После совершения правила просим благословения у Бога на день грядущий и отправляемся на работу (учебу).
  • Вечером благодарим Господа за прожитый день, читаем вечернее правило или Серафимово, ложимся спать.
  • Желательно, читая вечернее правило, прочесть молитву “Да воскреснет Бог” и осенить все четыре угла комнаты крестом.

Молитвенное правило прп.Серафима Саровского для мирян

«Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя» (Серафим Саровский)

Серафим Саровский родился в 1754 году в городе Курске в семье купца Исидора Мошнина и Агафии. Рано потерял отца. В отрочестве упал с колокольни строящегося храма Сергия Радонежского, но остался невредим.

В 1776 году совершил паломничество в Киево-Печерскую лавру, где старец Досифей благословил и указал ему место, где он должен принять послушание и постриг. Этим местом была названа Саровская пустынь. Через два года стал послушником у старца Иосифа в Саровском монастыре в Тамбовской губернии. В 1786 году принял монашество и был посвящён в иеродьяконы, а через семь лет рукоположен во иеромонаха.

Имея склонность к уединению, стал жить в лесу в келии, недалеко от монастыря. Уже в это время он проявлял различные подвиги, и в частности: телесные (носил одну и ту же одежду зимой и летом, сам добывал себе пропитание в лесу, спал очень мало, во многом имел строгое воздержание, пост), чтение книг (перечитывание Евангелия, святоотеческого писания),
ежедневная долгая молитва, столпничество.

Около келии Серафим развёл огород и построил пчельник.

Видя подвиги преподобного Серафима, враг человеческого рода вооружился против него и, желая принудить святого оставить безмолвие, решил устрашать его, но преподобный ограждал себя молитвой и силой Животворящего Креста.

Диавол навел на святого «мысленную брань» — упорное продолжительное искушение. Для отражения натиска врага преподобный Серафим усугубил труды, взяв на себя подвиг столпничества Каждую ночь он поднимался на огромный камень в лесу и молился с воздетыми руками, взывая: «Боже, милостив буди мне грешному». Днем же он молился в келии, также на камне, который принес из леса, сходя с него только для краткого отдыха и подкрепления тела скудной пищей. Так молился преподобный 1000 дней и ночей.

Житие сообщает о случае, как преподобный из собственных рук кормил медведя хлебом. Однажды на него в лесу напали разбойники и в великой злобе проломили обухом топора голову. Обыскав келию Серафима для себя они там ничего не нашли. Позже эти люди были установлены, но отец Серафим простил и упрашивал власти не наказывать их.

В 1807 году Серафим принял на себя иноческий труд молчания, старался ни с кем не встречаться и не общаться. Через три года он возвратился в монастырь, но ушёл в затвор на пятнадцать лет (1825г.).

Святой старец в уединении иногда настолько погружался во внутреннюю сердечную молитву, что подолгу оставался неподвижным, ничего не слыша и не видя вокруг

После окончания затвора принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея, как сказано в житии, дар прозорливости и исцеления от болезней. Его посещали знатные особы, в том числе император Александр I.

Ко всем приходящим к нему обращался словами «Радость моя!», в любое время года приветствовал словами «Христос воскресе!».

В 1831 году Cерафим сподобился видения Богородицы в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и 12 дев.

Преподобный Серафим Саровский еще в начале XIX века предсказал расстрел царской семьи, революцию и войны, миллионы жертв, но говорил, что Россию ждет великая слава.
Он говорил: «Будет такое время на Руси, когда ангелы не будут успевать принимать души умирающих».

Скончался Серафим Саровский в 1833 году в Саровском монастыре в своей келии во время молитвы. В 1903 году могила старца была вскрыта, и он был канонизирован.

Согласно пророчеству Серафима Саровского, спустя сто лет после обретения его мощей Россия начнет возрождаться: «Господь через страдания приведет ее к великой славе». Но произойдет это после всенародного покаяния.

Серафим Саровский писал: «Славяне же любимы Богом за то, что до конца сохраняют истинную веру в Господа. И удостоятся великого благодеяния Божия: будет всемогущественный язык на земле, и другого царства более всемогущественного, чем Русско-Славянского не будет на земле».

Молитву преподобный Серафим Саровский считал для жизни столь же необходимой, как воздух. Он просил и требовал от своих духовных детей, чтобы они непрестанно молились, и заповедал им молитвенное правило, оставшееся в памяти церкви под именем «Правила отца Серафима».

Пробудившись от сна и ставши на избранном месте, всякий должен оградить себя крестным знамением и, став на избранном месте, читать ту спасительную молитву, которую людям передал Сам Господь, то есть «Отче наш» (трижды), потом «Богородице Дево, радуйся» (трижды) , и, наконец, единожды Символ веры.
Совершив это утреннее правило, всякий христианин пусть отходит на свое дело и, занимаясь дома или находясь в пути, должен читать тихо про себя: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».
Если же окружают люди, то, занимаясь делом, говорить только умом: «Господи, помилуй», и так продолжать до самого обеда.
Перед обедом совершить утреннее правило.
После обеда, исполняя свое дело, всякий должен читать тихо: «Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго», что продолжать до самой ночи.
Когда же случится проводить время в уединении, нужно читать: «Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешнаго», а ложась спать на ночь, всякий христианин должен повторить утреннее правило, и после него с крестным знамением засыпать.

При этом преподобный говорил, указывая на опыт св. отцов, что, если христианин будет держаться этого малого правила, как спасительного якоря среди волн мирской суеты, со смирением исполняя его, то может достигнуть высокой меры духовной, ибо эти молитвы суть основание христианства:

  • Первая (Отче наш)— как слово Самого Господа и поставленная Им в образец всех молитв
  • Вторая (Богородица Дева радуйся) — принесена с неба Архангелом как приветствие Пресвятой Деве, Матери Господа
  • Последняя (Символ Веры) — заключает все догматы веры

Имеющий время пусть читает Евангелие, Апостол, другие молитвы, акафисты, каноны. Если же кому-то невозможно выполнять и это правило — слуге, подневольному человеку — то мудрый старец советовал выполнять это правило и лежа, и при ходьбе, и при деле, помня слова Писания: «Всяк, иже призовет имя Господне, спасется».

Молитвенное правило Серафима Саровского для мирян

Серафим Саровский – один из самых почитаемых монахов в истории Русской Православной церкви. Он жил в XVIII-XIX веках. Известен тем, что основал Дивеевскую женскую обитель, позже был ее покровителем. Канонизирован в лике преподобных при императоре Николае II.

В годы его жизни многочисленные паломники приходили к Серафиму за советом, жаловались, что не имеют возможности регулярно читать молитвы в храме. Преподобный рекомендовал вместо этого обращаться в Богу на протяжении всего дня, пусть даже с небольшими молитвами. В результате его наставления, которые он давал паломникам, обозначили молитвенным правилом для мирян, названным в его честь.

  1. Житие Серафима Саровского
  2. Богородичное правило Серафима Саровского
  3. Зачем необходимо молитвенное правило
  4. Как читать молитвенное правило

Житие Серафима Саровского

Серафим Саровский родился в семье купца Мошнина, который жил в Белгородской губернии. При рождении мальчика назвали Прохор. Родители воспитывали его в традициях православия. Большую роль в становлении будущего монаха сыграла его мать, так как отец умер, когда Прохор был совсем маленьким.

Известен случай, как в детстве Прохор едва не погиб, упав с колокольни. За чудесное спасение сына мать славила Божью Матерь. Когда мальчик вырос, он решил отправиться в Киево-Печерскую лавру. Мать нисколько не была против, а только благословила его.

После паломничества в Киев отправился в Саровскую пустынь, следуя указанию старицы Досифеи. Здесь он поступил в мужской монастырь, в котором принял постриг. Отныне его стали звать Серафим. Монах отличался стремлением к аскетизму, часто ел только лесные ягоды.

Был знаменит в качестве столпника и целителя, предсказал многие трудности и тяжелые события, с которыми столкнулась Россия. Много сделал для возрождения института старчества, считая себя прямым последователем Нила Сорского – основателя скитов на Руси, жившего в XV – XVI веках. Как и Нил, Серафим не признавал никаких материальных благ, проводя время в молитвах и строгих воздержаниях. Три года Серафим провел, стоя на валуне, следуя традициям столпничества, молясь по ночам. Все это время много общался с паломниками, которые являлись к нему со всех концов страны.

Авторитет Серафима был непоколебимым, слова и поучения преподобного высоко ценились. Отсюда родилось молитвенное правило, которое сегодня носит его имя. Для мирян оно приобрело большое значение. Не теряет своей актуальности и в наше время, когда у людей остается еще меньше времени на посещение храма и размеренную молитву.

Будучи долгое время покровителем Дивеевского женского монастыря, Серафим составил молитвенное правило и для сестер, которые также часто не успевали молиться из-за повседневных дел и забот. Главная идея преподобного состояла в том, что человек, даже целый день проводя в заботах, не должен забывать Всевышнего. Даже если он обращается к Господу с короткими молитвами, это свидетельствует о его благочестии и глубокой вере.

Богородичное правило Серафима Саровского

Известно Богородичное правило Серафима Саровского. Это своеобразный духовный подвиг, который время от времени должны исполнять верующие. Согласно этому правилу, требуется 150 раз за сутки вознести молитву в честь Божьей Матери.

Серафим советовал читать правило за один прием. После каждого десятка молитв произносить «Отче наш», «Милосердия двери…» и тропарь, относящийся к какому-нибудь событию из жизни Богоматери.

Суть этого духовного подвига заключается и в том, чтобы не было произнесено ни одной формальной молитвы. Каждое слово каждой из 150 молитв должно быть пропущено верующим через свою душу и сердце. В это время нужно думать только о духовном, не отвлекаться на посторонние мирские мысли. Христиане верят, что исполнять это правило сама Богородица велела еще в VIII веке. Она призывала молиться, когда:

  • возникает духовная потребность в этом;
  • появляется тяжесть на душе;
  • человек сталкивается с трудной жизненной ситуацией, которую не в состоянии разрешить;
  • хочется вознести благодарность Богоматери.

Творя Богородичное правило, Серафим Саровский, как считается православными, весь мир обнимал своей молитвой.

Зачем необходимо молитвенное правило

В Русской Православной церкви до сих пор существует практика – каждый день обращаться с молитвой к Всевышнему, даже если человек остается дома и не посещает храм. Такая молитва еще называется частной. Принято читать утренние и вечерние тексты, разнообразные последования и каноны. В целом, все это называется молитвенным правилом, которое тематически можно разделить на несколько частей.

Если следовать христианской традиции, исполнение этого правила – обязательное условие для полноценной жизни православного человека в вере к Богу. Молитвенное правило необходимо для исправления души прихожанина.

В православной церкви изначально отмечалась необходимость выполнения мирянами определенным молитвенных правил. Это традиция, которая насчитывает несколько веков. При этом многие современные проповедники и святые отцы, определяющие, каким должно быть поведение прихожан, считают, что сейчас можно допустить неформальное отношение к данному процессу.

Святитель Феофан Затворник писал, что правило не является существенной и определяющей частью молитвы, а только ее внешней стороной. Главным и основополагающим остается искренняя молитва ума и сердца, обращенная непосредственно к Всевышнему. Ее требуется возносить со славословием, прошением и благодарением за все, что было человеком получено от Господа. Только когда слова идут от сердца, молитву можно считать искренней и истинной. Если никаких душевных порывов нет, моление не получится, даже если человек целый день будет повторять священные тексты.

Молитвенное правило призывает мирян в течение дня обращаться к Господу с короткими молитвами, даже не посещая храм. Но это не означает, что священные тексты нужно просто бубнить или «вычитывать», как это делают некоторые православные. Определяющим становится необходимость христианина почувствовать молитву, ощутить потребность ее произнести, выстроить свою жизнь так, чтобы она стала нормой его духовной жизни.

«Вычитывание молитвы» не должно становиться препятствием к самой этой молитве. Конечно, многим тяжело вкладывать искренние чувства и мысли в тексты, написанные другими людьми. Однако, стоит осознавать, что молитвы были сложены святыми, жившими много веков назад. Это были люди, имевшие богатый практический опыт Богообщения. Поэтому если вдумчиво и внимательно отнестись к этим текстам, они смогут многое нам сказать о себе самих, при должном духовном стремлении можно усмотреть созвучность собственным чувствам, ощущениям, представлениям о мире.

Рассуждая о значении молитвенного правила, именно об этом пишет митрополит Антоний Сурожский. Он призывает мирян самим себе задавать вопросы. Определиться с тем, что я сам знаю о целомудрии, как представляю себе смирение, что такое для меня любовь, интересоваться многими другими подобными духовными вопросами. Если христианин начнет внимательно продумывать каждую такую мысль, то со временем ощутит родственную связь с теми святыми, которые составляли слова духовных текстов, выбрали именно их, чтобы выразить свой духовный опыт.

При этом все православные священнослужители подчеркивают, что никто не требует от верующего ограничивать молитву только чужими словами. В частности, об этом пишет Феофан Затворник. Он подчеркивает, что молитвенное правило призвано помочь человеку разобраться в себе, исправить свой внутренний мир, чтобы дисциплинировать душу, обрести в глубине себя готовность и желание во всем следовать за Спасителем. Например, в молитвах, относящихся к утреннему правилу, основополагающей темой становится обращение к Всевышнему с просьбой о помощи для любого благого дела, которое планируется совершить в этот день. Также следует просить укрепить дух и собственную веру, быть готовым ко встрече с Господом. Нужно помнить о том, что Евангелие сказано, что каждый человек должен бодрствовать, так как не знает, когда придет хозяин дома.

Правило преподобного Серафима Саровского для мирян в видео:

Как читать молитвенное правило

Существует особый порядок, как читать молитвенное правило Серафима Саровского. Преподобный призывал всех мирян следовать ему, если они стремятся вести праведную жизнь, быть искренними православными. Читать молитвенное правило преподобного Серафима Саровского требуется следующим образом:

  1. День начать с чтения утренних молитв. Для этого мирянину требуется встать перед иконами, осенить себя крестным знамением и поблагодарить Всевышнего. Затем начинать читать утреннее молитвенное правило Серафима Саровского.
  2. Если женщина читает молитву дома, обязательно должна надеть платок. Это же касается девочек, которых привлекают к православной вере. Мальчикам и мужчинам, как и в храме, разрешается молиться без головного убора.
  3. После завершения чтения молитвенных правил попросить у Бога благословения на начинающийся день. После этого идти на работу, учебу или по другим мирским делам.
  4. В вечернее время поблагодарить Всевышнего за прожитый день, прочитав вечернее молитвенное правило Серафима Саровского, а также молитву «Да воскреснет Бог». В конце осенить крестным знамением все четыре угла комнаты и только после этого отправляться спать.

Преподобный Серафим Саровский отмечал, что миряне должны не забывать на протяжении всего дня, как только выдастся свободная минута, обращать молитвенные слова к Господу, пусть даже совсем короткие. Во время работы, в дороге достаточно произносить: «Помилуй мя грешного» или «Помилуй меня грешную». Это необходимо, чтобы человек не забывал о необходимости вести праведную и честную жизнь.

Правило для мирян, какие молитвы нужно читать каждый день. Об этом по ссылке.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector