1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Постное письмо № 18. Как у нас появляются постные лица

Содержание

Post_recept все записи автора Если во время поста принимаешь гостей, пища для них должна ли быть постной
У меня сильная простуда. Можно ли мне нарушить пост?
Можно ли смотреть в пост образовательные программы
Стоит ли перенести день регистрации брака на непостное время
Почему в Православии столько ограничений в удовольствиях, в еде, половых отношениях.
Если во время поста я нарушила его, можно ли вместо этого дня поститься в другой день?
Батюшка, скажите, можно ли во время Успенского поста посещать концерты? Лирические песни, романсы?
Каким образом можно удержать себя от соблазна супружеских отношений во время поста
Не во время поста по средам и пятницам всегда ли можно есть рыбу?
Можно ли в постные дни есть изделия из слоеного теста (пирожки,печенье-покупные)?
Надо ли попоститься 3 дня перед Причастием новоначальному невоцерковленному христианину
Как правильно проводить сочельник перед Рождеством
Можно ли в среду и пятницу, когда нет поста, употреблять рыбу
В день заговенья на Великий пост дома будет застолье с мясом — что позволительно нам
Как правильно проводить Великий пост — по монастырскому уставу, или просто без скоромной пищи
Как объяснить юноше, который мне нравится, для чего нужно соблюдать посты
Можно ли дарить в пост коробки конфет служащим организаций, с которыми работает фирма
Можно ли выходить во время Петровского поста, но не венчаться

Если во время поста принимаешь гостей, пища для них должна ли быть постной
ВОПРОС ПОЛНОСТЬЮ:
Скажите пожалуйста, если во время поста принимаешь гостей, пища для них должна быть постной? (Гости пост не соблюдают.)

ОТВЕТ:
Желательно угощать гостей постной пищей. Но в любом случае мы сами, принимая таких гостей, должны сохранить пост.

У меня сильная простуда. Можно ли мне нарушить пост?
Будет лучше, если Вы найдете способ лечить простуду, не нарушая поста.

Можно ли смотреть в пост образовательные программы
ВОПРОС ПОЛНОСТЬЮ:
Я в пост стараюсь исключить просмотр развлекательных программ по телевизору. А можно ли смотреть в пост образовательные программы, например, фильмы BBC о природе, культуре и цивилизациях, об истории?

ОТВЕТ:
Мы с детьми смотрим в пост такие фильмы, и думаю, что их действительно можно смотреть в пост (исключая Страстную седмицу).

Стоит ли перенести день регистрации брака на непостное время
ВОПРОС ПОЛНОСТЬЮ:
День нашей регистрации назначена 27 августа, но это последний день Успенского поста. Может быть нам перенести регистрацию на несколько дней позже?

ОТВЕТ:
Да, если получится, лучше перенести регистрацию брака на непостное время. Но главное, чтобы постом не было свадебных торжеств и супружеских отношений, а дата регистрации не столь уж важна. Венчание все равно будет совершаться только когда положено.

Почему в Православии столько ограничений в удовольствиях, в еде, половых отношениях.
ВОПРОС ПОЛНОСТЬЮ:
Почему в Православии столько ограничений в удовольствиях, в еде, половых отношениях? Этим же вроде бы не причиняется вред другим, не нарушается заповедь о любви к ближнему. Почему нужно обязательно «убивать своё тело», свои желания? Зачем такая несвобода?

ОТВЕТ:
Наше тело убивается не ограничениями в еде и других удовольствиях, а излишеством в них. А кроме того, даже если мы и не причиняем вред другим и не нарушаем заповедь о любви к ближнему, нужно еще любить Бога. Отсюда и происходят некоторые ограничения в удовольствиях, поскольку любовь, когда она есть, проявляется в действии, в наших поступках. Например, легко сказать: «Я не люблю себя», но при этом наши дела свидетельствуют, что мы любим себя именно так, как нужно было бы любить Бога. И можно с той же легкостью сказать: «Я люблю Бога», но только нет ничего легче слов, — любовь познается из дел. И если мы, по крайней мере, хотим любить Бога, ограничим себя в том, что нас удаляет от Бога. Нет такой цели — ни в мирской жизни, ни в жизни духовной, ради которой мы не жертвовали бы чем-то другим. Те же, кто не хотят ничем жертвовать, ни с чем и остаются, — не приобретают ничего стоящего, и при этом теряют и то, что имели.

Если во время поста я нарушила его, можно ли вместо этого дня поститься в другой день?
Не надо так делать, если только священник не даст Вам такое послушание. А то так и будем переносить посты по своему вкусу.

Батюшка, скажите, можно ли во время Успенского поста посещать концерты? Лирические песни, романсы?
Таня, не знаю. Может быть и можно, да нужно ли?

Каким образом можно удержать себя от соблазна супружеских отношений во время поста
ВОПРОС ПОЛНОСТЬЮ:
Здравствуйте, отец Михаил! Скажите пожалуйста, каким образом можно удержать себя от соблазна супружеских отношений во время поста? Помогите пожалуйста, не можем решить эту проблему уже долгое время. Заранее благодарны. Р. и Н.

ОТВЕТ:
Человек может сделать только то, что он может себе представить. Представьте себя без супружеских отношений в пост. Без этого и молитва не поможет — она будет молитвой без веры в исполнение того, о чем вы просите.

Не во время поста по средам и пятницам всегда ли можно есть рыбу?
По уставу — только в период от Пасхи до Троицы, или в большие праздники.

Можно ли в постные дни есть изделия из слоеного теста (пирожки,печенье-покупные)?
Если на изделии указан состав, и в нем отсутствуют скоромные продукты, то можно.

Надо ли попоститься 3 дня перед Причастием новоначальному невоцерковленному христианину
ВОПРОС ПОЛНОСТЬЮ:
Благословите, батюшка! Доброго дня! Недавно подходила к нашему приходскому батюшке с вопросом о том, что надо делать, чтобы приобщиться Таинству Причастия. Он посоветовал начать с чтения утреннего и вечернего правила, дабы не сильно обременять человека на начальном этапе воцерковления. На вопрос о том, надо ли попоститься 3 дня перед Причастием, батюшка ответил, что нигде не сказано о необходимости соблюдения 3-х дневного поста. И добавил, что поститься в субботу запрещено; что люди, которые хотят Причаститься в воскресенье на литургии и соблюдают перед этим пост (в том числе и в субботу), согрешают. Вразумите, батюшка. Неужели нигде не сказано о необходимости соблюдения поста перед причастием? Я где-то читала, что раньше православные христиане постились перед Причастием целую неделю, а в наше время в силу нашей немощи уменьшили пост до 3 дней. И какое правило запрещает поститься в субботу? Спаси Господи! Екатерина.
ОТВЕТ СВЯЩЕННИКА:
Катя, о семидневном (!) посте перед Причащением написано в Типиконе, то есть в книге, которая именуется церковным Уставом. Думаю, что Вы можете смело поститься три дня, и батюшка Вас не осудит за это. Если Вам предлагают послабление, это не значит, что нужно им пользоваться. Что касается поста в субботу, то в Апостольских Правилах, коими этот пост запрещается, под «постом» имеется в виду воздержание от всякой пищи до вечера, а не замена скоромной пищи на постную, как постимся мы. Так что запрет поститься в субботу не относится к постам в нашем понимании этого слова.

Как правильно проводить сочельник перед Рождеством
ВОПРОС ПОЛНОСТЬЮ:
Как правильно проводить сочельник перед Рождеством? Что делать как питаться (не есть ничего до первой звезды или только сочиво в течении дня)?

ОТВЕТ:
В сочельник перед Рождеством выберите между едением сочива после первой звезды и обычным постным питанием тот вариант, какой Вам по силам.

Можно ли в среду и пятницу, когда нет поста, употреблять рыбу
ВОПРОС ПОЛНОСТЬЮ:
Подскажите можно ли в среду и пятницу, когда нет поста, употреблять рыбу? Где-то прописано такое правило? Екатерина

ОТВЕТ:
Катя, по Уставу (Типикону) рыбу можно употреблять в среду и пятницу во весь период от Пасхи до Троицы, а также в дни, накануне которых совершалась служба с полиелеем или всенощное бдение (это правило относится и Петровскому и Рождественскому постам).

В день заговенья на Великий пост дома будет застолье с мясом — что позволительно нам
ВОПРОС ПОЛНОСТЬЮ:
У моего мужа 18 февраля — юбилей. В гости приедут родственники. Будет застолье, на столе будет и мясная пища. Я, Ю. и И. (мои дочери) не хотели бы лишний раз брать грех на дущу. Подскажите, пожалуйста, какая пища в таком случае нам позволительна? С уважением, Ира.

ОТВЕТ:
Ира, для вас троих не будет грехом накрыть неверующему мужу и родственникам такой стол, какого они хотят. В этом мне тоже видится любовь к ближнему, ведь они поста не разумеют и отвечать могут за неверие, но не за нарушение устава. Когда станут православными, тогда и будут ответственны за соблюдение поста, а пока будет с ними, как с рабами, которые не исполнили волю господина, потому что не знали ее. Но вам троим 18 февраля, в день заговенья на великий пост, можно будет вкушать только то, что вкушает в этот день вся Церковь, а именно — любую пищу, кроме мяса.

Как правильно проводить Великий пост — по монастырскому уставу, или просто без скоромной пищи
ВОПРОС ПОЛНОСТЬЮ:
Как правильно проводить Великий пост? По монастырскому уставу (например, в понедельник полное воздержание от пищи, во вторник горячая пища без масла и т.д.) или просто воздерживаясь от скоромной пищи?

ОТВЕТ:
Лучше просто воздерживаясь от скоромной пищи. Монастырский устав к нашей жизни не идет, а воздержание от скоромной пищи — идет. И то иногда бывает непросто, но уже не выше наших сил.

Как объяснить юноше, который мне нравится, для чего нужно соблюдать посты
ВОПРОС ПОЛНОСТЬЮ:
У меня в последнее время часто и сильно болит желудок. Я объяснила юноше, который мне нравится,что это из-за бутербродов, которые я употребляю на обед и ужин. Он просто начинает уговаривать меня не поститься в среду и пятницу, и соблюдать только Великий пост (т.к. он человек неверующий). Как ему объяснить, для чего нужно поститься в среду и пятницу и вообще соблюдать все посты? Я пробовала , но у меня не получилось. Подскажите. С уважением, N.

ОТВЕТ:
N, по-моему, объяснять нужно не это. Лучше мягко и доброжелательно дать почувствовать молодому человеку, что ты этот вопрос решаешь не с ним, а он нужен тебе не для того, чтобы решать, когда ты будешь поститься. А если не поймет, сделать это чуть-чуть тверже. Потом, если не поможет, еще тверже. И так до тех пор, пока не подействует. Как, например, твоя мама живет с папой? Она ведь его уважает и любит, но не он же решает, поститься ей, или нет? А вообще бутербродами многие испортили желудок. Это уже проблема не поста, а человеческой лени. А от нормального (без «бутербродной» лени и без крайностей) поста никто еще себе здоровье не повредил.Так что бери с собой нормальную еду и ешь ее. И никому не должно быть до этого дела. Или так всю жизнь и будешь страдать от людей, которые будут решать за тебя, как тебе жить и что делать.

Можно ли дарить в пост коробки конфет служащим организаций, с которыми работает фирма
ВОПРОС ПОЛНОСТЬЮ:
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, 1) можно ли преподносить на гражданские праздники (Новый год, 8 марта) служащим государственных организаций, с которыми работает фирма, подарки в виде бутылки шампанского/коньяка, коробки конфет? Ведь обычно это приходиться делать в пост, а фирма заинтересована в дальнейшем с ними сотрудничестве. 2) является ли стяжательством распечатка нужных тебе лично материалов, копирование документов на работе? И если используешь для этого свою бумагу? Благодарю за ответ. Благослови Вас Господи! Ксения.

ОТВЕТ:
Ксения, здравствуйте! 1) Думаю, не будет греха в том, чтобы подарить коробку конфет в пост Вашим деловым партнерам по одной простой причине: конфеты можно съесть и после поста. А шампанское, как и всякое вино, вообще не запрещается в пост (в некоторые дни и в умеренных количествах). 2) Думаю, не будет греха и в распечатке личных материалов на работе, если это не идет в ущерб самой работе или Вашей организации.

Можно ли выходить во время Петровского поста, но не венчаться
ВОПРОС ПОЛНОСТЬЮ:
Можно ли выходить во время Петровского поста, но не венчаться. Правда, что во время поста нельзя жениться?

ОТВЕТ:
Во время поста нельзя венчаться, а следовательно — и жениться во время поста нежелательно. Лучше выберите день после 12 июля или до поста.

Киевская Русь

Постное письмо № 15. Заложники совести

Поститься по Типикону? Так пробуют многие, особенно новоначальные христиане. Но правильно ли это? Архимандрит Савва (Мажуко) из Беларуси с начала Великого поста начал публиковать на сайте «Православие и мир» цикл статей под названием «Постные письма». Это письмо, которое мы перепечатываем для наших читателей ниже, — о том, что Типикон – это на самом деле не обязательный к исполнению устав для всей Церкви, а один из памятников литургической мысли, который лишь весьма условно регулирует нашу церковную жизнь. Это устав для одного из мужских монастырей, и следование этому уставу для тех, кто не является монахом этого монастыря, а кроме того, живет и в другое время, становится причиной серьезных эмоциональных проблем. В конце концов такой человек начинает отождествлять свой личный и неустранимый комплекс вины с верой православной.

Наш старинный регент проявлял интерес к церковному уставу только в особые «священные времена». Первое воскресенье Великого поста – один из немногих дней в году, когда он брал в руки толстенный фолиант, глубокомысленно его раскрывал на известной странице и торжественно зачитывал настоятелю:

– На трапезе же ядим варение со елеем, а не рыбы. Аще же прилучится, пием вино, уставленное во славу Божию по две чаши. Такожде и в вечер по две.

Все это читалось с ноткой отеческого укора и благочестивого негодования – вы, отец настоятель, пренебрегаете церковным уставом, как вы думаете спасти свою душу и на что вы рассчитываете, я не знаю, но никогда не поздно все исправить. Чаще всего настоятель выбирал путь спасения, и регент одаривал благодарным и покровительственным взглядом и батюшку, и старинную книгу. Книга называлась Типикон. Это и есть тот самый документ, по которому выстраивается дисциплинарная и богослужебная жизнь Русской Православной Церкви.

Типикон – это, прежде всего, устав церковной службы. Как совершать богослужение, какие петь песнопения, что читать из Апостола и Евангелия – всё там. Однако, Типикон – это книга, которая окончательно сформировалась позже всех богослужебных книг. В Русской Церкви существовало множество уставов и дисциплинарных и богослужебных, и это было нормой для церковной старины. С тех древних времен у нас и водится пословица «в чужой монастырь со своим уставом не ходят». Каждая обитель имела свой устав церковной службы, свой устав поста. Сегодня нам даже трудно это представить, но так жили наши предки большую часть церковной истории. Монастыри были очагами просвещения, они могли себе позволить и писать, и записывать. Поэтому не удивительно, что до нас дошли только монашеские уставы. Типиконов приходских церквей у нас практически нет.

Книга Типикон, по которой выстраивается жизнь Русской Православной Церкви, тоже является монастырским уставом. Только это не устав какого-то конкретного монастыря, а свод правил, заимствованных из множества различных уставов, претерпевших неоднократную правку редакторов. Первый печатный Типикон был издан в России в 1610 году и потом на протяжении XVII века он переиздавался семь раз, всякий раз подвергаясь безжалостным исправлениям. Тот устав, которым пользуемся мы сегодня, приобрел свою окончательную форму в издании 1682 года. Позднейшие версии мало чем от него отличались.

Большая часть Типикона посвящена богослужению. Этот аспект устава интересен узкому кругу клиросных эрудитов. А вот дисциплинарный раздел Типикона касается каждого из нас, особенно в той части, где содержатся предписания о посте.

Откуда вы знаете, что в первую неделю поста установлено сухоядение, а рыба постом разрешается только на Вербное и в праздник Благовещения? Кто вам сказал, что в субботу Лазареву предписывается рыбная икра, а в воскресные дни дозволяется вкушать с маслом? Большинство верующих об этих тонкостях знают из церковного календаря.

А как эти предписания попали в календарь? Правильно. Из Типикона. Подозреваю, что со знакомства с этой книгой у некоторых товарищей наконец-то созрел образ личного врага.

Продолжаем разговор. А откуда эти правила попали в Типикон? Официальный ответ: от святых отцов. Почему официальный? Потому что апелляция к святым отцам сразу замораживает дальнейшее исследование и взывает к покаянию. Однако свод дисциплинарных правил – это не творение святых отцов, по крайней мере, канонизированных святых. В современный Типикон постные законы перекочевали из свода правил, составленных Никоном Черногорцем, авторитетным канонистом XI века. Если вы думаете, что Никон канонизирован, вы сильно ошибаетесь. Хотя, на самом деле, это не так уж и важно. А вот что важно, так это понять сам принцип постной дисциплины, чтобы раз и навсегда разобраться в этом вопросе и бросить винить себя в том, чего нам никто не предъявлял.

Для кого писал свои правила Никон Черногорец? Для монахов. Для монахов какого монастыря? Если вы наберетесь терпения и откроете Типикон, по которому якобы живет Русская Православная Церковь, вы найдете там массу правил, относящихся к жизни неизвестного мужского монастыря. Там, в частности, сообщается о том, когда следует отставлять жезлы на богослужении, как трудиться на общих послушаниях, где получать одежду, как себя вести на трапезе. Рядом с этими правилами находятся и предписания о посте. Вот что я хочу сказать: если вы не монах этого мужского монастыря, никто не смеет вам предъявлять строгость их постного устава.

Великий пост – общецерковное дело. Если вы православный человек, вы обязаны соблюдать Великий пост, то есть предаваться вместе со всей Церковью особым духовным упражнениям, связанным с подготовкой к Пасхе Крестной и Пасхе Воскресения. При этом никто не смеет требовать от вас соблюдения буквы Типикона. Вы должны сами найти для себя возможную меру поста. Труд по самостоятельному поиску этой самой меры – дело непростое и требует времени. Первые три поста – учебные. Хотя в моем случае оказалось, что первые двадцать пять постов были учебными, и я не могу поручиться, что освоил предмет.

Читать еще:  Существа из славянской мифологии. Книга: Славянские мифические существа

Почему я на этом заостряю внимание? В нашей Церкви я наблюдаю явление, которое меня глубоко огорчает. Назову его так – заложники совести. Такими заложниками является большинство русских православных людей. Они не знают, им никто не рассказал, что Типикон – это, на самом деле, памятник литургической мысли и регулирует он нашу церковную жизнь весьма условно. К созданию нового современного Типикона, понятного и логичного, наша Церковь, видимо, не готова. Но многие просто и не слыхали о такой книге.

И клонят люди молчаливо головы, как овечки – положено, значит, надо выполнять. А выполнить – невозможно. Это устав для мужского монастыря, а вы – не монах, а даже если и монах, то живете в другом месте и в другое время. И этот жуткий надрыв рождает серьезные эмоциональные проблемы, так что человек начинает отождествлять свой личный и неустранимый комплекс вины с верой православной. Точно также мы путаем богомыслие с самокопанием, наглость с простотой, забитость и трусость со смирением, жестокость с благочестивой ревностью, самодурство с духовничеством.

В юности я очень любил эпиграфы, и к этому разговору у меня тоже был припасен один из Венечки Ерофеева.

Все болезни нашей церковной жизни в одном предложении: «Все должно быть медленно и неправильно, чтобы не возгордился человек, чтобы он был грустен и растерян».

Это не Православие. Православие – религия Пасхи, радости и полноты жизни. А я все чаще встречаю православных, которые признаются, что были бы счастливы никогда не слышать о Церкви. И это не из лености и небрежения, а от простого недоразумения, которое можно и нужно устранить.

Быть православным не значит быть виноватым.

Поститься не означает стать заложником совести.

Пост – это честь быть причастным всецерковному подвигу.

Как быть? Простым верующим – посмеяться над своими страхами и взять на себя труд самим «изваять» свой устав поста, ориентируясь на Типикон. Да-да, я не оговорился, Типикон – книга святая и полезная, и если он рекомендует своим типиконным монахам сухоядение, значит, и нам следует этот день как-то выделить и отметить. Может быть, и не сухоядением, но какой-то маленький подвиг по силам следует понести. Не надо обольщаться. Сегодня мы знаем о свойствах продуктов питания гораздо больше, чем наши предки. Это знание плюс самонаблюдение с ориентиром на Типикон и дают тот самый личный и законный устав поста для мирянина.

Мы себе можем это позволить. Ведь даже в общецерковном документе о посте, принятом в Шамбези в 2015 году, нет определения тому, что считать постными продуктами. Для каждой местности и возраста они свои. Однако церковным богословам и иерархам надо бы найти силы и пастырскую волю объясняться с людьми, может быть, издавая не только пасхальные, но и великопостные послания, разъясняющие не только высокий смысл поста, но и его недоумения. Жить и так не просто, а мы еще и накладываем на людей «бремена неудобоносимые», которых никто от нас и не требует нести.

И, в конце концов, не пора ли дать задание нашим богословам разработать современный работающий и соответствующий церковной реальности Типикон? Не Церковь для Типикона, а Типикон для Церкви.

Не люди должны служить книге, слепо и с запретом на критическую мысль и понимание, а книга должна служить на пользу людям, должна работать. Служебная книга, даже самая уважаемая, должна служить. Типиконопоклонство, как и любой другой вид идолопоклонства, всегда требует человеческой крови, и судьбы заложников совести тому пример.

Если мы принимаем с предельной серьезностью тот факт, что пост – это дело всей Церкви, то мы никак не можем оставлять решение постных вопросов полностью на совести отдельного человека. Допустим, я, «премудрый и разумный», разобрался со своей проблемой «заложника совести», хотя мне и пришлось дорого за это заплатить. Но ведь есть люди, которые так и продолжают жить в этом режиме вечно виноватого, всем должного и обязанного, во всем ошибающегося, непрестанно оступающегося человека. Простой вопрос: как человек с этой исходной установкой будет горячо и радостно свидетельствовать об Истине Христова Благовестия? Способен ли такой христианин смело и решительно влиять на события в стране, изменять жизнь к лучшему, заражать других своим неиссякаемым жизнелюбием и любознательностью? Если у него нет сил даже на то, чтобы благословить собственную жизнь.

Related posts:

  1. Несколько простых правил для хорошего поста
  2. Крестопоклонный перевал. Мысли в третью неделю Великого поста
  3. Великий пост в современной Католической Церкви
  4. Об ожиданиях и нашей вере. Мысли в конце Великого поста

Дата публикации: 16.03.2017

Как правильно поститься. Мнение священнослужителя

Какую роль пост играет в жизни православного человека? Какой смысл вкладывает церковь в понятие поста? Как правильно поститься? На эти вопросы мы попросили ответить священника храма иконы Божьей Матери Живоносный источник в Царицыне Михаила Потокина.

Для чего установлено правило поста, в чем его польза?

Одна из причин в том, что у человека – двоякий состав: он состоит из тела и души, которые находятся в неразрывном единстве. Наши духовные способности могут быть расширены, обострены тогда, когда мы сдерживаем те или иные телесные потребности. Пост способствует углублению духовной стороны жизни. Надо понять, что это не просто период, когда мы не едим каких-то определённых продуктов, иначе бы он ничем не отличался от обычной диеты (хотя, разумеется, воздержание в пище никогда и никому не вредило). Пост – это время покаяния, молитвы и воздержания, причём не только воздержания в еде. Это особое состояние души, в определённой степени – духовный подвиг. Именно поэтому многие стремятся исповедоваться именно в Великий пост.

Наряду с ограничением в пище следует воздержаться и от других телесных удовольствий, в том числе и от просмотра развлекательных телепередач?

Воздержание в пище – лишь часть духовной работы, без остальных составляющих она не имеет смысла – как не имеет смысла заправка для салата без самого салата. В пост следует бывать в церкви: там читаются особенные, очень красивые великопостные службы, а в молитвенных текстах раскрывается смысл поста. Рационально объяснить сам феномен поста невозможно. Мы живём опытом и только в опыте постигаем суть тех или иных явлений. Вы не сможете объяснить, что такое «соль» человеку, который ни разу соль не пробовал. Так же нельзя понять, что такое пост, если не попробовать поститься. Когда мы получаем этот опыт, когда наше сердце его чувствует, тогда уже не надо объяснять, зачем он нужен, как правилно поститься, что он нам даёт, а чего не даёт.

Многие люди допускают для себя более мягкие формы поста. Допустим, человек не ест мяса, не ест масла и яиц, а вот от молока не может отказаться. Как к этому относится церковь?

Каждый человек знает свою меру. И, безусловно, даже малое ограничение даст свой плод. Если мы хотим большего плода, естественно, наши ограничения должны быть больше. Но, опять-таки, всё это должно быть сообразно нашему общему духовному состоянию.

Если человек просто ограничит себя в еде, а в остальной его жизни ничего не изменится, наверное, особого смысла такой пост не имеет.

Если же он ведёт жизнь сообразно посту, отказывается от просмотра весёлых телепередач, читает духовную литературу, но при этом позволяет себе небольшие поблажки в еде (например, пьёт молоко), церковь вряд ли посчитает это великим грехом; здесь главное – это готовность человека к отречению (хоть и к малому), а не формальное соответствие его возможностей и догматических требований.

Представим себе ситуацию. Человек постился несколько недель, а потом не выдержал и сорвался – наелся творога или мяса, выпил кефира. Прошло два-три часа – и вот он уже жалеет об этом. Что ему делать в таком случае?

Есть слова Христовы: «Сколько раз падаешь – вставай». Если человек нарушил правило поста, он может продолжить поститься. Бывают разные обстоятельства, да и сила воли не у всех одинаковая. Возобновить пост в данной ситуации даже труднее, чем просто соблюдать его, не срываясь, ведь морально человек себя уже приговорил к отказу от духа и буквы поста.

Наши с вами усилия никогда даром не пропадают. Каждое новое усилие пойдёт нам на пользу, даже если перед этим мы оступились. Встать после падения труднее, чем стоящему ходить.

Мы же знаем, что человек способен осознать свою ошибку. Мы, разумные существа, покорившие вселенную, и вдруг не можем смирить нашего желудка, который едва ли не заслоняет для нас всю эту вселенную! Увидеть свою слабость и преодолеть её – это и есть проявление силы нашего духа. Вот один из результатов поста: мы осознаём свою земную, слабую природу и учимся её преодолевать, обретаем силу в вере.

Пост соблюдать легко или тяжело?

Человеку несведущему нередко кажется, что поститься очень тяжело. На самом деле это вовсе не так. Люди, которые отказываются на время от пищи, нередко говорят о хорошем самочувствии во время поста. Врачи-диетологи вам скажут, что человеку иногда полезно ограничивать себя в пище. В одном из стихир говорится о «посте приятном». Это не случайно: пост как духовное делание должен доставлять радость человеку. А Христос говорит о том, что не стоит показывать горькое лицо, наоборот – умой лицо, сделай его светлым, радостным, это ведь время радости.

Интересный и для многих неясный вопрос: сколько дней продолжается пост? Строго говоря, пост продолжается сорок дней. Вы спросите: как же сорок, когда семь недель, значит должно быть сорок девять? На самом деле не семь недель, а шесть без двух дней.

В конце шестой недели отмечается Суббота Праведного Лазаря и Вербное воскресенье – они не относятся к Великому посту. В Лазареву субботу дозволяется покушать икру, а в Вербное воскресенье – и рыбу.

Потом начинается Страстная седмица (Страстная неделя), которая как бы присоединяется к посту. Смысл этой недели – воспоминание о страданиях Христовых, так что в эту неделю мы, безусловно, снова постимся. Многие в Страстную неделю стараются поститься строже: это зависит уже от личного благочестия, от стремления быть сопричастным событиям последних дней земной жизни Христа.

В конце Страстной недели празднуется Пасха. Какая связь между постом и Пасхой?

Связь неразрывна: Пост – это, кроме всего прочего, подготовка к Пасхе. Если, допустим, я иду на торжество к какому-то человеку, который мною любим, естественно, что я готовлюсь к этому событию, покупаю подарок, думаю о том, что я скажу ему. Подготовка к событию свидетельствует о нашем к нему отношении: если оно важно для нас, мы к нему и готовимся серьёзно.

Безусловно, Пасха является огромным событием для верующих людей – это Воскресение Христово, и готовимся мы к принятию Пасхального торжества именно постом, поэтому не может существовать пост отдельно от Пасхи.

Почему именно продукты животного происхождения считаются нежелательными в пост?

Мне кажется, что употребляя пищу животного происхождения, мы едим себе подобных, проявляя свою земную природу, плотское начало в себе. Пост же в символическом плане связан с ветхозаветным повествованием о жизни до грехопадения. В земном раю люди не употребляли зверей, ведь первозданная природа не знала самоуничтожения. В этом смысле отказ от пищи животного происхождения очищает нас и возвышает человеческую природу.

Раньше пост казался людям столь естественным явлением, что в Москве в постные дни закрывались все мясные лавки. Но это не значит, что наступали голодные времена. Если почитать литературу о старой Москве – Гиляровского или Шмелёва – мы поймём, что пост отнюдь не означает гастрономического однообразия. В ход шли соленья, варенья, разные заготовки, сытные овощные блюда – ведь растительная пища очень разнообразна!

К тому же спрос на постные продукты в современном обществе рождает многообразное предложение. Почти в каждом магазине – прилавок с постными продуктами, почти в каждом ресторане – постное меню, даже фастфуды как-то стараются соответствовать ситуации.

Правило поста исключает мясные продукты – это мясо млекопитающих и птиц — и рыбу. Между тем многие едят моллюсков, ракообразных, а туристы не прочь попробовать сушёных насекомых или блюда из змей

У нас в России такие продукты появились относительно недавно, раньше не было практики употреблять их в пищу. Если подходить к этому вопросу формально, то различные гады, насекомые, нерыбные продукты моря и не запрещены традицией, и в то же время не разрешены, даже относительно лягушачьих лапок никаких правил не существует. Всё должно определяться вашей совестью, вашим нравственным чувством, ведь – это время воздержания. Можно, конечно, не есть в пост курицу, но объедаться мидиями. Только подумайте сначала, позволит ли вам так поступать ваша совесть.

Некоторые люди отказываются не только от животных продуктов, но и от их заменителей: не едят соевого мяса вместо настоящего, маргарина вместо масла, считают это чем-то вроде обмана.

Я понимаю логику этих людей. Тут двоякая ситуация: с одной стороны, это продукты растительного происхождения (то есть разрешённые в пост), с другой стороны – искусственная подделка под продукты животного происхождения. Думаю, что в этом случае стоит опять же прислушаться к своему внутреннему голосу. Постная пища должна быть более скудной, чем та, которую мы едим в непостные дни. Если вы чувствуете, что подобные «подделки» противоречат данному правилу, то вполне можно обойтись и без них.

Человек, работающий пять-шесть дней в неделю, каждый день по восемь часов, лишён возможности полностью контролировать своё меню. Он покупает булочку или пирожок, в которые могут входить сухое молоко, яичный порошок, какие-то граммы продуктов животного происхождения. Серьёзное ли это нарушение поста?

Смысл поста – отнюдь не в том, чтобы исключить из рациона вообще любую молекулу животного происхождения. Не стоит доводить до абсурда. В целом, мы понимаем, что мясо и молоко – это непостный продукт, а хлеб – постный. Если мы ограничимся подобными общими категориями, этого будет достаточно, чтобы следовать самой идее воздержания. Исключаем непостные продукты, а постные едим умеренно. Ведь смысл поста – отнюдь не в том, чтобы себя заморить физически; пост – не самоцель, а средство духовного очищения.

Каковы количественные ограничения в еде во время Великого поста?

В православной традиции, помимо отказа от пищи животного происхождения, существует и другой вид самоограничения – «кушай недосыта». Это значит, что церковь не приветствует чревоугодие во время поста: до отказа набив желудок растительной пищей, мы вряд ли приблизимся к Богу.

Человек должен контролировать себя, разумно оценивать ту меру пищи, которая не помешает его покаянию и молитвам. В одной из своих бесед святой Иоанн Златоуст говорит, что для постящегося пища имеет другой вкус. То есть когда человек себя ограничивает в еде, даже простые блюда ему будут вкусны. Ведь пресытившись земными радостями, мы не способны чувствовать удовольствие от них – и все земные блага, данные человеку Господом, теряют малейший смысл.

Вспомните, как герой популярной кинокартины с отвращением ел икру без хлеба. Получается, что самоограничение, как это ни парадоксально, обостряет вкусовые ощущения, помогает ценить то, что мы имеем на своём обеденном столе.

А к вину какое у церкви отношение?

Вино – продукт растительный, поэтому относится к постным продуктам. Но, в то же время, оно опьяняет, а опьянение несовместимо с другими постными действиями, не способствует духовному сосредоточению, созерцанию, покаянию и молитве. Поэтому регулярно употреблять вино во время поста нежелательно. Вино пьют в праздничные дни – в Вербное воскресенье, – однако в малых количествах. Всё хорошо в меру. Беда только в том, что не каждый чувствует эту меру. Мой совет в данном случае – такой же, как и во всех остальных, — действовать сообразно своему разуму и совести.

Как должны соблюдать пост дети?

Апостол Павел пишет о том, что когда он был юн, то питался молоком, а когда вырос – потребовалась твёрдая пища. Для человека юного многие вещи не только непонятны, но и зачастую не полезны. Младенца шашлыком не накормишь, а вот без молока он не проживёт.

До поста надо дорасти – и телом, и душой, и разумом. Детям можно объяснить необходимость каких-то минимальных ограничений; нужно только помнить, что мы должны не заставлять, а убеждать. Если он капризничает, мы можем с ним поговорить, объяснить ему преимущества соблюдения поста, но действовать с помощью приказов мы не вправе. И в любом случае мы сами должны быть для наших детей лучшим примером: на кого, как не на родителей, ему равняться?

С какого примерно возраста ребёнок должен поститься?

По поводу возраста нет никаких правил. В ветхозаветной традиции, например, считалось что мужчина становится взрослым к тридцати годам. И, возможно, многие из тех, кто дожил до тридцатилетнего возраста, согласятся с этими словами. Сейчас считается, что взросление происходит раньше.

В любом случае пост – это добровольное сознательное самоограничение, так что поститься нужно начинать с сознательного возраста. Мне кажется, что некоторое ограничение весёлых забав, просмотра развлекательных телепередач, доступа к компьютерным играм для ребёнка будет иметь даже большее положительное значение, чем запреты в пище.

Что бы вы порекомендовали тем, кто решил поститься в первый раз?

Это очень благое намерение, и дай Бог, чтобы оно совершилось. Первый опыт труден, поэтому мой совет: подойти перед началом поста к священнику, который может дать совет и напутствие.

Для первого раза возможны какие-то более мягкие формы поста, допустим, лишь частичный отказ от продуктов животного происхождения. Особенно важна Страстная седмица, поэтому, даже если вы соблюдаете пост лишь частично, в эту неделю желательно более строгое воздержание.

Первый опыт, возможно, довольно щадящий или даже не совсем удачный, всё равно принесёт свою пользу!

Можно ли поститься постными пряниками?

За окном весна. И вместе с солнечными днями наступают дни Великого Поста. Великий пост — время покаяния, ограничения удовольствий, время самопознания. В Греции, где православие является государственной религией, в первую неделю Великого Поста, закрываются все учреждения и приспускаются флаги. У нас, в России, время Великого Поста людьми воспринимается по-разному. Если спросить основную массу населения как они понимают пост, то услышим довольно таки разноречивые ответы. Для кого-то пост — это диета и разгрузочные дни. Для других — это «выдумки попов». Такие считают телесный пост чем-то маловажным, пережитком прошлого, делая акцент на внутренней составляющей поста. Но большинство людей видят пост как запрет вкушать определенную пищу. В частности пищу животного происхождения т.е. содержащие молоко, и мясные продукты. Неядением определенной пищи они надеются приклонить милость Божью к себе.

Пост телесный и духовный

Сформировалось такое отношение к посту, как бы странно это ни звучало, благодаря жизнеописаниям подвижников и святых. Рассказывая о жизни какого либо святого, автор неизменно упоминал, что подвижник был постником и вкушал только одну просфору в несколько дней. И у людей читающих житие, складывалось впечатление, что в этом и заключается смысл поста, в неядении скоромного. Это отношение к посту сохранилось и до сих пор в основной массе людей. Понимая пост не как усиленную работу над своим внутренним человеком, а как просто невкушение определенных продуктов, люди продолжают жить как прежде, с нетерпением ожидая окончания поста. Для такой категории постящихся предприимчивые коммерсанты придумали определенный перечень продуктов. В погоне за прибылью и клиентами, появилась постная колбаса с грибами, постные котлеты и пельмени из соевого мяса, постные пряники и шоколад, постное пирожное на кокосовом молоке и т.д. Как говориться «спрос рождает предложение».

Читать еще:  Подростковый кризис: важно понимать, за что борется ребенок

Возникает закономерный вопрос: «Как относиться православным христианам к этим кулинарным шедеврам постной кухни? В чем смысл телесного поста? И существуют ли условия, при которых пост можно нарушить?».

Смыслом телесного поста является ограничение влияния тела на духовное состояние человека. Человек, по святоотеческому учению, состоит из трех составляющих: тела , души, и духа. Все эти составляющие тесно переплелись между собой. И задача телесного воздержания состоит именно в том, чтобы тело подчинить душе, обуздать его, заставить его служить душе, а не главенствовать в человеке. Это является основной задачей телесного воздержания. Иоанн Лествичник писал, что кто обуздал тело, сможет обуздать и всего человека, имея ввиду душевные страсти человека. У него в «Лествице» есть целая глава посвященная чреву. Она так и называется «О лукавом и любезном для всех владыке чреве».

Действительно, только христианин, ведущий внимательную жизнь знает как тяжело, и почти невозможно молиться и даже мыслить о духовных вещах, при полном чреве. Повторюсь, что это знают только те, которые опытно ведут борьбу с врагом. Для прочих это всего лишь «разгрузочные дни» или «диета». Оно и будет так если брать во внимание только телесную сторону поста, напрочь забывая о существе поста — покаяние и изменение своего внутреннего человека. Если бы суть поста заключалась в неядении мясного и молочного, то по меткому выражению одного священника, «все коровы были бы святыми».

Рассуждение — главная добродетель

Вообще главная христианская добродетель, указанная святыми отцами, это добродетель рассуждения. Это умение отличить главное от второстепенного и расставить все по своим местам. Вот и к вопросу о посте необходимо подходить с рассуждением. Главное в период поста — это внутренняя работа над собой, а телесный пост в этой работе — одно из основополагающих условий. Ведь можно и постной пищей набить брюхо так, что и встать не сможешь. Поэтому христиане, которые строго соблюдают телесный пост и забывают о душе, напрасно изнуряют свое тело.

Есть и другой тип постящихся которые любят приводить слова старца: «Мясо ешь — людей не ешь». Взявши слова старца, как лозунг они телесный пост игнорируют вообще. «К Богу пища не приближает. Зачем нужны эти земные поклоны, посты?». Тяжело объяснить этим людям смысл поклонов. Мне невольно вспоминается эпизод, виденный мною в Почаевской Лавре. Там был один монах о.Роман с очень больными ногами. Он чтобы прийти на службу в храм, выходил за час до начала службы и шел держась за стену. А идти предстояло всего 250-300 метров по крытой галерее. И вот однажды я молился в ризнице рядом с ним. Служили акафист Почаевской иконе Божьей Матери. И вот отец Роман с его больными ногами стал делать земной поклон со словами: «Хоть один поклончик Матушке нашей положу». Мне этот эпизод врезался на всю жизнь. Мы не знаем внутреннего состояния тех людей, которые якобы борются со страстями, и при этом не соблюдают пост и отвергают поклоны. Но как показывает практика ни телесного, ни душевного поста эти люди не соблюдают. Они или лукавят или поруганы врагом.

«Постные» пряники и другие вкусности

Наконец мы подошли к вопросу о всяких постных вкусностях, изобильно предлагаемых нам промышленностью. Человеческая природа так устроена, что она всегда ищет оправдания своим страстям и порокам. В корне всех страстей лежит самость. И одним из производных грехов этой самости является грех самооправдания. Ум человеческий всегда ищет в своей голове подходящее оправдание своим греховным поступкам. В семинарской среде давно ходит байка о студенте, который в среду жевал бутерброд с колбасой, спускаясь по лестнице. На возмущенный и недоуменный вопрос инспектора он ответил: «А я путешествующий. С третьего этажа на второй. А путешествующим пост ослабляется». Так вот ум всегда будет искать оправдания. Поэтому и вертят в руках постящиеся очередную «вкусняшку» из магазина читая состав — есть ли там молоко? И не найдя молока с удовольствием поглощают колбасы, сыры, пряники, шоколад и другие «постные продукты». Меня один знакомый вполне серьезно спрашивал про водку, постная она или нет? Там молока и мяса нет.

Как принимать гостей в пост

Конечно, пост — вещь сугубо индивидуальная. Этот подвиг борьбы знает только Бог и сам человек, ну и, возможно, духовник. Поэтому пусть человек сам себя, и в своей христианской совести спросит о таких продуктах: «А моей душе нужно это? Или это только прихоть утесненного чрева?». Это относится ко всем «постным продуктам».

Но всеми этими правилами руководит один закон — закон любви. По этому закону христиане обязаны оказать гостеприимство и утешить гостя. И пост здесь роли играть не будет. Потому что пост — это дело твое личное, которое необходимо содержать втайне от посторонних глаз. И если придется ради любви вкусить скоромного, можно вкусить и затем просить прощения у Господа. В Древнем Патерике есть рассказ о старце, который угощал гостей вином. И ученики попросили гостей отказать старцу, так как он за каждую подносимую чашу вина, в последствии мучил себя жаждой.

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что пост телесный, без внутренней борьбы не есть настоящий пост. Равно как и внутренний пост без телесного невозможен. А мерилом всего есть закон любви и внутренний голос совести.

Пельмени с грибами

Для теста:

  • 2 стакана муки
  • ¼ стакана кипятка
  • 4 ст. ложки растительного масла

Для начинки:

  • 30 г сухих белых грибов
  • 1 стакан крутой гречневой каши или отварного риса
  • 4 ст. ложки растительного масла
  • 1 луковица

Для отвара::

  • 0,5 л воды
  • 3 лавровых листа
  • 4-5 горошин черного перца
  • 2-3 зубчика чеснока
  • 1 ст. ложка зелени петрушки

Для приготовления теста в подсолнечное масло налить крутой кипяток, всыпать в эту смесь муку и быстро замесить тесто, хорошо размяв его руками, а затем раскатать его в очень тонкий пласт, не подсыпая муки, так как это тесто не прилипает к доске. Для приготовления начинки грибы отварить в воде. Отвар слить в отдельную посуду, а грибы мелко порубить, обжарить с луком на масле, перемешать с кашей и хорошо размять в однородную массу. Раскатанное тесто нарезать небольшими квадратиками или вырезать стаканом кружочки, положить на каждый кусочек начинку и слепить пельмени. Противень или сковородку смазать маслом, уложить на нее одним слоем пельмени и испечь в духовке на умеренном огне в течение 15-20 минут. Затем положить пельмени в горшочек, залить горячим грибным отваром, посолить, добавить пряности и поставить в духовку на 15 минут.

Постное письмо № 24

Любое чтение есть единоборство с автором и его текстом. Настоящее чтение всегда состязание. Чтобы понять писателя, услышать его замысел, надо мужественно броситься в весёлую и дружескую схватку с книгой, и чем сильнее противник, тем больше прока от сражения, даже если исход его будет не в вашу пользу.

«Лествица» – сильный противник. Эту книгу нельзя читать, как мы читаем романы. «Лествица» требует трудолюбия и смирения.

Трудолюбия – потому что книга писалась в глубокой древности, в далёкой стране, на чужом языке, и чтобы понять простые вещи, очевидные для современника этой книги, следует запастись терпением.

Смирения – потому что это воистину святая книга, написанная величайшим из подвижников, и чтобы освоить её надо понимать, кто ты и с кем вступаешь в «тяжбу».

Смирение понадобится ещё и потому, что «Лествица» сразу ввергает читателя в шок. Есть фразы и отдельные положения, которые возмущают до глубины души, и принять их, кажется, совсем невозможно. И, прежде всего, бросается в глаза монашеский шовинизм «Лествицы». Неоднократно миряне, которые читали эту книгу, приходят к выводу, что спастись в миру вообще нельзя, если даже в монастырях спасение даётся с таким трудом. Описание великих подвигов и высоких образцов чистоты и святости уже само по себе может разбудить не только в мирянине, но и в современном монахе комплекс неполноценности. К сожалению, этот комплекс христианской неполноценности закрепился в православной культуре ещё в средневековье. Такова обратная сторона монашеского влияния.

Святость может не только ободрять к чистой и праведной жизни, но и подавлять, ввергать в отчаяние. Об этом эффекте следует помнить.

Вера в монополию монахов на спасение была такой неколебимой, что на Руси в средние века и даже позже пожилые миряне старались принять постриг хотя бы на смертном одре. Вспомните благоверного князя Александра Невского или родителей преподобного Сергия и многих других христиан.

Внимательное изучение «Лествицы» помогает понять причины этого недоразумения. Здесь мы встречаем наставления, вызывающие бурные эмоции у современного читателя. Например:

«Лучше оскорбить родителей, нежели Господа, потому что Сей и создал и спас нас; а те часто погубляли своих возлюбленных и подвергали их вечной муке» (3:12). Вы согласитесь с такой формулировкой? Вы позволите преподавателю воскресной школы зачитать эту максиму вашим детям?

Из того же третьего слова: «Любовь Божия угашает любовь к родителям» (3:15). Запомните хорошенько. И когда мама поинтересуется, почему вы ей уже месяц не звоните, сошлитесь на церковный авторитет.

А здесь о власти духовника: «Лучше согрешить перед Богом, нежели перед отцом своим; потому что если мы прогневали Бога, то наставник наш может Его с нами примирить; а когда мы наставника ввели в смущение, тогда уже никого не имеем, кто бы за нас ходатайствовал. Впрочем, я думаю, что оба эти согрешения имеют одно значение» (4:121). Знаю одного священника, который превратил свою духовную дочь в наложницу и рабыню, руководствуясь этим правилом.

Но ведь святому Иоанну лучше знать, ведь он не какой-нибудь там мирской батюшка, а постник и аскет. Вот он пишет о мирянах: «женатый же подобен имеющему оковы и на руках и на ногах» (1:20) и запрещает своим ученикам иметь с мирянами какое бы то ни было общение.

Кроме того, «Лествица» с одобрением говорит о брезгливости к женщинам, о намеренном поиске унижений и оскорблений, о вреде образования и богословского просвещения, хвалит изуверские условия жизни в монастырях и поощряет садизм игуменов и «крепостное право» духовников.

И, тем не менее, мы называем эту книгу святой. Потому что так оно и есть.

«Лествица» писалась преподобным Иоанном для монахов. Точнее, не для обычных монахов, а для их духовных наставников. В этом специфика «Лествицы».

Если вы ищете в «Лествице» богословскую систему или наставления в воспитании детей, вас эта книга разочарует. Лествичник не метафизик, хотя в его книге есть удивительно глубокие прозрения, например, о богословии смеха. Однако он не философ. Лествичник – педагог-прагматик. Он суров и прост. Как у пастыря-аскета, духовного руководителя молодых монахов у него есть свои конкретные задачи.

Чем отличается онтология от прагматики? Онтология это вопрос о том, что есть на самом деле, как нечто есть на самом деле. Есть – не просто грамматическая связка, а самое главное слово для размышлений о бытии. Прагматик не говорит «это есть нечто», он говорит: «полезно считать, что это есть нечто». Лествичник – святой прагматик, ему нет дело до онтологии и абстракций, у него под началом молодые монахи, за жизнь и нравы которых он несёт ответственность. Как мудрый педагог-прагматик он делится опытом с другими наставниками, поэтому речь Лествичника несколько эзотерична, она для своих. Он позволяет себе намёки, тонкие аллюзии, но редко бывает категоричен, а порой даже выступает как человек ранимый и несведущий, как это допустимо в беседе с коллегами. Относительно некоторых вопросов он колеблется и совсем не стесняется этого.

Лествичник писал книгу для педагогов-монахов, для духовников. Он не учил их гнушаться мирянами и сильно бы удивился, если бы его обвинили в монашеском шовинизме.

Авва Иоанн как раз боролся с проявлениями монашеского превозношения над мирянами. Уклонение от мира – не повод к тщеславию, учит он в третьем слове (3:3), то есть монаху нечем превозноситься перед женатыми людьми. Однако Лествичник раскрывает своим коллегам-духовникам метод, помогающий молодым монахам сохранить верность обетам: «Иное дело по высокомерию своему уничтожать живущих в мире; а иное в удалении от них охуждать их с тем, чтобы избежать отчаяния и стяжать надежду спасения» (2:3). В русском переводе стоит слово «уничтожать», которое следует читать как «унижать», и это одно из мест, которые доказывают нужду в новом переводе. То есть Лествичник «охуждает» мирян не потому, что они такие плохие и спастись не могут, а из педагогических соображений: чтобы поддержать унывающих монахов. Молодым инокам полезно считать, что в миру спасения нет. То же самое – применительно к женщинам: полезно считать, что женщины нечисты и так далее. И порой я задаю себе вопрос: не из этих ли педагогических соображений у некоторых отцов мы встречаем приговор инославным гореть в аду?

Анти-мирянский, как и анти-женский монашеский шовинизм обусловлен не онтологией, а педагогическими задачами. На этих педагогических опытах нельзя строить богословие и, потрясая «Лествицей» или «Добротолюбием», учить жестокости. Святые старцы кротко впустили нас в свою лабораторию, дали подсмотреть, как работает их педагогика, но это именно педагогика, и в период иноческого взросления её «строительные леса» снимаются. Но к «твёрдой пище» человека нужно долго готовить.

И помните, что Лествичник работал не с молодыми людьми, прошедшими школьный или университетский курс. Его послушники не были привычными к чистоте и мягким нравам современными горожанами.

Его ученики – родом из седьмого века с его грубостью, невежеством и суровыми нравами. Для них написана «Лествица», а мы только гости на этом «празднике жизни».

Если подвижник слушался своего духовника, как Бога, значит, на определённом этапе, Лествичник находил это полезным, но сам авва Иоанн указывает на то, что настоящая задача духовника – стать ненужным, отпустить своё чадо, научить его быть свободным. Те священники, которые оправдывают свой духовнический волюнтаризм «Лествицей», просто невежественные самодуры, и к этому добавить можно только то, что духовным чадам не надо забывать о том, что они взрослые люди, а Церковь никогда не молится «да тихое безмозглое житие поживем во всяком благочестии и чистоте».

Если старец учил монаха любить Бога больше, чем родителей, ничего дурного в этом нет. И свидетели мне – жёны находящиеся в постоянной войне со свекровями, которые никак не хотят отпускать своих мальчиков и не желают их делить «со всякими девками». Любовь родителей тоже может быть больной и безумной, она может не только покалечить ребёнка, но и навсегда сломать его судьбу. A boy’s best friend is his mother. Те, кто узнает фразу Хичкока, поймут, о чём я.

Всё слово третье посвящено описанию того, как вредно молодому монаху соприкасаться с миром, как это его расслабляет, расхлаждает, вселяет сомнения, и самое главное – напоминает ему о забытых уже и преодолённых страстях и падениях. Чтобы сберечь огонь любви к Богу, очень трепетный и весьма редкий огонёк в нашем мире, Лествичник советует на определённой ступени подвига научиться отказывать себе в родственных чувствах. Так поступают и солдаты, и никто их в этом не укорит. Причина этого удаления – не жестокость и злоба, а педагогическая задача – помочь молодому иноку закрепить доброе намерение:

«Мы удаляемся от близких наших или от мест не по ненависти к ним (да не будет сего), но избегая вреда, который можем от них получить» (3:13).

«Лествица» вовсе не учит ненависти или садизму – подойдите к иконе Лествичника и попросите у него прощения за такие мысли.

«Лествица» – педагогическая поэма, памятник пастырской любви и подлинной христианской мудрости.

Советы для друзей

Статья опубликована 21 февраля 2018 года в категории «Разное»

Вопрос: «Здравствуйте, дорогая Zima! Нахожусь под большим впечатлением от результатов курса Зимнего йогурта по Вашим рецептам. Представить себе не могла, что такое улучшение состояния со мной возможно и так быстро. Да что я! Муж впечатлился, к моей великой радости настолько, что готов в этом году подключиться к совместному посту, а он у меня мясоед с детства. Для нас это новый опыт, я морально готовилась года так два, страшно рада, что муж решился меня поддержать. У меня к Вам огромная просьба, посоветуйте, пожалуйста, как и чем кормить нашу семью, чтобы было вкусно, полезно и без животных продуктов. Мой героический муж считает, что такое в принципе невозможно, читает церковные календарики про меню и вздыхает, бедняжечка. Жду и надеюсь на Вас и любимые в нашей семье Советы. Спасибо!» (из письма Вероники)

Ответ: без животных продуктов можно прожить, тем более 40 дней. На растительной пище можно даже поправиться телом, о чём в подробностях описано в Библии, книге Даниила. Есть мнение нутрициологии, направления медицинской науки, о постном меню: “В христианстве посты существуют свыше 2 тысяч лет, постные дни и сейчас составляют от 182 до 207 дней в году. Если взглянуть на проблему с точки зрения биологии, мы обнаружим, что это не могло не сказаться наилучшим образом на функциях печени, поджелудочной железы, желудочно-кишечного тракта, почек, всей выделительной системе организма. Благодаря укладу жизни на протяжении веков была заложена определённая гормонально-ферментативная система, которая способствовала сохранению здоровья в поколениях. Но в XX веке с человека были сняты нравственные и религиозные ограничения. И что мы получили, кроме изобилия еды и болезней?” Хороший вопрос, согласитесь! На протяжении веков, всё то время, пока с позволения Ватикана в Европе торговали пленными христианами, лучшим товаром считали русин: «Русины крепки духом и телом, выносливые, могут долго обходиться без еды и воды, не болеют.» В чём секрет их здоровья? Работорговцу так и осталось неведомо. О постном меню, Красоте и Посте в статье далее.

О постном меню

Постное, иначе вегетарианское меню, не что иное, как разновидность лечебно-восстановительного питания в диетологии. Цель которой заключаются в нормализации обмена веществ, общем оздоровлении организма, скорейшем восстановлении больных после перенесенных заболеваний при помощи пищи. Индивидуальный подход к человеку определяет и формирует состав рациона питания. Что из этого следует?

При составлении постного меню следует хорошенько подумать о близких: о состоянии здоровья каждого члена семьи, переносимости блюд из сырой и термически обработанной пищи, надо учесть все показания и противопоказания врачей, диагнозы, основной и сопутствующие. Для примера: солёные и маринованные овощи, квашеная капуста в постном меню при ряде заболеваний органов ЖКТ, опорно-двигательного аппарата, гипертонии способны резко и надолго ухудшить самочувствие, вплоть до больницы. При наличии «букета» хронических заболеваний информации о постном меню, почерпнутой из календариков, явно недостаточно. Не рискуйте, будьте благоразумны.

Что ещё надо знать о постном меню? Немного истории. Рацион питания в эти календарные дни складывался естественным образом, соответствовал природному календарю наших предков. Во времена, когда не было круглосуточных магазинов, люди жили запасами в ожидании будущего урожая, приплода у домашних животных, а потому молока в пище не было. Основу рациона питания составляли корнеплоды, сушёные ягоды, грибы, орехи, травы. Религиозные концессии только воспользовались опытом выживания разных народов в условиях дефицита животных белков и жиров, приурочив сезонные ограничения в пище к посту.

В эпоху пищевого изобилия картина иная: еды много, полезного мало. Для формирования рациона питания на излёте зимы желательно исходить из потребностей организма, насытить его пищей биологически ценной и скромной, раздражать слизистые желудка едой острой, солёной, экзотической и тропической в эту пору никому не советую. Обратите внимание на продукты, Природой созданные для хранения вне холодильника.

Варианты постного меню

  • Блюда из тыквы с айвой, добавляйте эти чудо-плоды, а так же семена и семечки из них в салаты и запеканки, супы и каши.
  • Гранаты зёрнами и свежеотжатый сок из них.
  • Орехи и семечки. За исключением земляного ореха арахиса. По данным Международной продовольственной биржи, до 99% кукурузы в США, арахиса и сои на мировом рынке произведено в Китае с применением ГМО-технологий. Здесь уместно напомнить Евангелие, слова Иисуса: «Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится.» (Здесь и далее цитаты из Библии) Орехи употребляйте правильно, с пользой.
  • Салаты из сырых овощей и корнеплодов с добавлением ростков гречихи, ячменя, тыквы, пшеницы. Детская порция 1 ч.л. в день, взрослая — 1 ст.л. Важно со всем вниманием подойти к процессу проращивания, чтобы избежать серьёзных неприятностей в виде кишечных инфекций. Можно иначе подойти к решению вопроса: приобрести аппарат с УФ-излучением для обработки проростков от патогенных бактерий, наиболее частой причиной ОКИ среди употребляющих в пищу ростки.
  • Супы-пюре из гороха, бобовых с овощами, корнеплодами, сушёными грибами и травами.
  • Цельнозерновые каши, настоенные на воде. Обратите внимание на перловку, незаслуженно забытую, она стала редкостью в рационе питания современной семьи. Хороший повод, наконец, отказаться от использования молока в блюдах с овощами, злаками, крупами.
  • Свежая зелень домашнего огорода «с окна»: перья лука, чеснока, а так же высаженные в ящички мята, укроп, петрушка, пряные травы.
  • Напитки из ягод лесных и садовых.
  • Отвары из лекарственных ароматических трав и сушёных плодов.
  • Компоты-настои на холодной воде из ягод и сухофруктов, сушёных груш с овсом, ячменём.
  • Овсяный, ячменный настой, цвета гречихи — с февраля начинается оптимальное время для очищения организма и, в частности, очищения печени.
  • Ягодные морсы-талицы с мёдом и без.
  • Мёд, соты, пчелопродукты, бальзам-амброзию.
  • Изюм на столе предпочтительней с косточкой, особенно тем, у кого сахар в крови превышает показатели нормы.
  • Сухофрукты, сушёные цветы-лепестки, изюмные, иначе вяленые ягоды вполне могут заменть или дополнить любой приём пищи. Редкое сочетание вкуса и пользы!
Общие рекомендации по употреблению пищи в постные дни
  • Сахар, синтетические сахарозаменители, сладости из меню полностью исключите, сахаров достаточно в сухофруктах и мёде.
  • Потребление соли желательно свести к минимум, раз в неделю — день пресный, то есть совсем без неё, ежедневно завтрак без соли.
  • Из мучных блюд оставьте в меню опресноки — пресные цельнозерновые лепешки на воде без соли и сахара, растительных масел, но с добавлением отрубей и/или ростков. Исключите из рациона питания сладкую выпечку, хлеб дрожжевой, на заквасках.
  • Способы обработки пищи выбирайте щадящие для органов ЖКТ, такие как тушение, запекание, духовая кухня в собственном соку без добавления масел, «на пару», отварные блюда.
  • Базисные растительные масла добавляйте в готовую пищу.
  • Приправы и пряности используйте по вкусу, исходя из реакции на аромат, предпочтение отдавайте сухим травам и заготовкам, растительным пудрам, но не готовым смесям, где помимо соли, присутствуют ненужные организму добавки.

Тому, кто впервые решился вступить на Путь испытания самопознанием, необходимо знать самое главное о Посте — слова Иисуса Христа: «Не хлебом единым жив человек. « «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды»?

О Красоте в Посте

«Я всё и во всём»; — слова Господа. Через Святое Писание, 66 его книг, проходит тема благовоний, тексты буквально звучат ароматами, фимиамы сопровождают молитвы, пение, Рождество и упокоение. Потому тема эта заслуживает особого внимания.

Благоухание – есть состояние Небесного. Библия содержит большой список ароматических веществ, применяемых для всесожжения, умащения, бальзамов для помазания головы, тела, волос. Среди них наиболее часто упоминаются ладан, оних, стакти, мирра, халван, кассия, стиракс, кедр, опопонакс, иссоп. С ароматами в Небеса возносили страждущие молитвы свои и надежды, благодарность и слова славы Ему. «Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. Сотвори, Боже, чистым сердце мое, дай духу правды вновь жить во мне.» Казалось бы, какая связь между ароматами, правдой и чистотой сердца?

Ароматы благовоний по физической природе своей — это волны, вибрации, аналогично цвету, свету и звуку. Как камертон является эталоном для настройки музыкальных инструментов, так ароматические вибрации растений воздействуют через обоняние на мозг, согласуют, гармонизируют, тем самым врачуют, при условии, если им открыться сознанием.

В монастырях с давних пор одни ароматы сопровождают молитвы, другие свадьбы, третьи проводы в иной мир. В каждом случае ароматы разные, общее то, что они не дают психике перейти эмоциональную грань, точнее, выйти за грань, где ждёт разрушение в виде болезни. У тех, кто практикует эфирные масла, обостряются, точнее, могли бы обостриться все органы восприятия. Так, человек с олфактивными природными данными отделяет продукты от псевдопродуктов, без лабораторной экспертизы определяет качество пищи. Совсем как в музыке, когда у человека развитый звуковысотный слух, он слышит фальш исполнителя. Ибо ложь во всех проявлениях иначе звучит, запах у лжи другой: вибрации ароматических волн искажены, поломаны, вывернуты. Это объясняет, почему дикие звери мгновенно решают, опасный перед ними продукт или нет, информацию они извлекают по вибрациям от объекта или явления.

Вот почему принципиально важно использовать эфирные масла и благовония определённого качества и назначения. Какое качество, такие вибрации, таким будет воздействие ароматиков и конечный эффект на организм — во вред ему или на пользу.

В большинстве случаев с людьми подобного не происходит, мозг человека научился блокировать неудобную, а потому неприятную для него информацию. Наталья Петровна Бехтерева называла это блокирование восприятия неприятной информации мозгом «детектором дозволенного» (например, родители-потребители отказываются воспринимать доказанный наукой факт нанесения вреда здоровью детей в результате смены климатических зон, авиаперелёта, режима и рациона питания, потому что знание это не вписывается в их образ жизнепотребления). Или другой пример повседневности: человек может искренне наслаждаться качественными ароматами, в то же время употреблять в пищу псевдопродукты, разницы между подлогом, фальсификатом и подлинным, настоящим не чувствует, не ощущает, где ложь, а где правда. Не может или не хочет? Не мной сказано, но люди всячески избегают правды, предпочитают ей привычную информацию или приятную, и только обстоятельства Высшей силы способны приоткрыть кому-то из них глаза и уши.

«От Бога нас отделяет ложь, и только ложь… Ложные мысли, ложные слова, ложные чувства, ложные желания — вот совокупность лжи, ведущая нас к небытию, иллюзиям и отречению от Бога.»* (Св. Николай Сербский)

Аромат эфирного масла — своего рода освобождение ума от преднамеренного зомбирования, под прессингом которого мы живем всю сознательную жизнь, начиная с государственного образования, навязанных обществом стереотипов и комплексов. Самообман — тот же обман по сути, к хорошему не ведёт. Кто укажет Вам на ошибки, раскроет глаза на заблуждения, ложь?

О главном

Пост — не диета, диета — не Пост. Согласно Писанию, пост — это мирная жертва Господу, в молитве проведённые дни без пищи, воды, умащений, отдыха. Посты упоминаются продолжительностью от одного до нескольких дней или недель, наиболее длительный пост — в сорок суток. Именно в таком посте проводили моления библейские судьи, пророки, цари и царицы, люди, взыскавшие помощи Господа в великой нужде своей, и Иисус.

Пост — не диета, диета — не Пост. Это возможность стать лучше. «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим». Слово Его написано в Библии. Через тексты Писания Он обращается к человеку. «Душа не сможет очиститься от страстей, пока не увидит своей нищеты пред Господом, не сможет воспринять Евангелие, приобрести Евангельскую Любовь. Ибо для очищения сердца нужно пройти горнило искушений, так как искушения показывают, что есть внутри человека. Не любоваться собой, а чиститься, вычищать из себя обиды, высокосердие, бороться с соблазнами, выстоять в искушениях, узреть свои страсти, коих без молитвы и исполнения заповедей Божьих не увидишь.»

Как и сто, двести, тысячу лет назад сегодня не читают Библию, хотя грамоте все обучены. Почему люди в массе своей предпочитают получать информацию через посредников, из календариков, с чужих слов? Не из Источника — из Первых рук. Отчего так? Подумайте!

Пост — не диета. Это попытка приблизиться к Богу вычищением собственной жизни, мыслей, поступков. Ты «хоть опейся святой водой — ничего не будет, если не будешь менять своё сердце, свои мысли, всю свою жизнь. Иначе все свечки, все посты, все причащения — всё мимо».«

Во время Поста каждому дано стать чище, проще, лучше, выше — к Нему приблизиться, пересмотреть свою жизнь, взгляды, привычки. В результате, поверьте, жить как прежде, уже не получится. Рождение новой жизни — всегда испытание, через лишения, дискомфорт, неуют, неуверенность, боль, страх, нежелание расстаться с прежним образом жизни, привычным и устоявшимся. Всю эту гамму чувств ощущает младенец в процессе рождения. Взамен комфорта тёплой утробы он получает свободу, взамен темноты — Свет.

«Любовь да будет непритворна.» Смысл проведения Поста — в очищении сердца. Единственная жертва, которую приемлет Господь, — это испытание нашей Любви.

Друзья, в добрый Путь!

P.S «Кто имеет уши слышать, да слышит!»

Православная трапеза

Статьи/ Православная трапеза/ Пирожки постные с разными начинками

Пирожки постные с разными начинками

Мастер-класс по постным пирожкам от старшей трапезной сестры Обуховой Галины. Пирожки с капустой, красивые пирожки-рыбки, рулет с яблоками. Порадуйте близких вкусными и красивыми пирожками. Приступаем!

Тесто для постных пирожков.

Нам понадобится:

  • Мука пшеничная – 1 кг
  • Дрожжи сухие – пакетик 11г саф-момент или дрожжи сырые – 50 г или любые дрожжи на ваш вкус из расчета на 1 кг муки
  • Маргарин – 130 г
  • Растительное масло – 5 ст.л (60 мл)
  • Вода – 0,5 л
  • Соль – 1,5 ч.л.
  • Сахар – 5-7 ст.л.

Из этого количества пирожков получится много. На небольшую семью можно печь из 0,5 кг муки. Остаток теста можно заморозить и использовать в другой раз.

Если вы используете сырые дрожжи – нужно подготовить опару – в небольшое количество теплой воды раскрошить дрожжи, дождаться пока поднимется шапочка и на этой опаре вымешивать тесто.

С сухими дрожжами готовить проще, поэтому приводим здесь этот способ.

Муку и дрожжи смешать. Маргарин растопить, влить в него воду, добавить сахар, соль. Можно на этом же этапе ввести растительное масло. Можно добавить его позже – при вымешивании.

В полученную жидкость всыпать муку уже смешанную с дрожжами, замесить тесто. Вымешивать до однородности. На этом этапе можно добавить растительное масло, если не добавили его раньше.

Готовое тесто присыпать мукой, накрыть полотенцем или салфеткой, поставить в теплое место (к батарее, на плиту с включенной духовкой и пр.). Когда тесто поднялось в 2-3 раза (20-30 мин.) – еще раз обмять.

Когда подошло второй раз – частями выложить на разделочную доску или стол, лопаткой отделять часть, на муке сделать колбаску и отрывать от колбаски равные кусочки примерно по 50г. Скатать из них шарики, разложить на столе.

Каждый шарик раскатать скалкой.

В центр положить начинку.

Сформировать пирожки, выложить на противень, смазанный маслом, дать постоять (подойти) минут 3-5, пирожки смазать крепким сладким чаем, и выпекать в разогретой духовке на средней температуре 15-20 мин.

После выпекания можно еще смазать растительным маслом.

Важно: если пирожки планируется жарить на сковороде – тесто сделать более жидким (муки 900г) и раскатывать не на муке, а разминать на доске или столе, смазанном растительным маслом.

Варианты начинки постных пирожков:

С капустой – капусту мелко нашинковать, опустить в кастрюлю с небольшим количеством кипящей воды, подсолить, перемешать, довести до кипения, откинуть на дуршлаг или вынуть шумовкой. Морковь натереть на терке, лук нарезать кубиками, обжарить на небольшой количестве растительного масла, перемешать, добавить в капусту. Если слишком много масла – добавить в начинку 1 ст.л муки.

С рыбой – филе (можно несколько видов) отварить, перебрать. Добавить обжаренный лук, посолить, поперчить. Можно добавить отваренный рис или картофельное пюре.

С яблоками – яблоки очистить, мелко нарезать, обильно посыпать сахаром, перемешать, дать постоять, потом дать стечь на сито. Добавить крахмал из расчета на 1 кг яблок (до очистки) – 1 ч.л. крахмала. Можно добавить ванилин или корицу.

Сладкие – с любым не жидким повидлом или вареньем.

Делаем красивые постные пирожки-рыбки:

Выложить начинку. По бокам сделать ножом косые надрезы.

Начиная с конца, поочередно загибать полоски на начинку.

Тесто с другого конца надрезать в виде «хвоста рыбки». Дать подойти, печь.

Делаем постный рулет с яблоками:

Раскатать тесто, выложить начинку.

Свернуть рулет. Нарезать на куски шириной около 3-5 см, выложить на противень на небольшом расстоянии друг от друга в виде плюшки, дать подойти, печь. Во время выпекания кусочки сольются в единую плюшку.

Готовый рулет вынуть из духовки, выложить на тарелку и посыпать сахарной пудрой.

Ангела за трапезой!

Ваш кирпичик в строительстве Дома Милосердия. Продолжаются работы по строительству храма свт.Василия Великого — установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Поддержите это нужное дело! Вложите ваш кирпичик прямо сейчас!

Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!

Похожие материалы:

Печем «кресты». Постный морковный пряник

Рецепт постного пряничного теста и пример выпекания «крестов».

  • Выпечка из постного песочного теста

    Очень простое и быстрое в приготовлении постное песочное тесто для сладкой и несладкой выпечки — печенья, пирогов и корзиночек с вареньем, тарталеток. «Жаворонки» и «крестики» из такого теста.

  • Кухня батюшки Гермогена — постные блюда — ВИДЕО

    Ведущий фильма, иеромонах Гермоген долгое время нес послушание в трапезной московского Данилова монастыря и его блюда славятся далеко за пределами обители. В фильме 16 рецептов блюд, а также наставления святых отцов, интересные исторические факты.

    Постные дрожжевые пирожки с капустой

    • 250 мл воды,
    • 1.5 ч. л. соли,
    • 3 ст. л. сахара,
    • 2 ч.л. масло растительного,
    • 850 г пшеничной муки,
    • 2 ч. л. сухих быстродействующих дрожжей;
    • 0.5 вилка свежей капусты,
    • 1-2 моркови,
    • 1-2 луковицы,
    • Соль – по вкусу,
    • Специи – по вкусу,
    • Растительное масло,
    • Томатная паста или кетчуп – по вкусу (не обязательный ингредиент);

    Для смазывания пирожков:

    • 0.5 стакана крепкой заварки,
    • 1 ст. ложка растительного масла.

    Как приготовить постные пирожки с капустой

    Дрожжевое тесто для постных пирожков можно замесить вручную или при помощи хлебопечки. Порядок загрузки сухих ингредиентов в ведерке тот, что указан у вас в инструкции: либо сначала сухие продукты, вниз дрожжи – сверху вода, либо сначала жидкость, а сверху сыпучие продукты и затем дрожжи. То есть влага и быстродействующие дрожжи не должны соприкасаться.

    При ручном замесе в случае использования быстродействующих дрожжей – смешать их с мукой. Остальные ингредиенты размешать в воде и соединяя с мукой, замесить тесто. Вымешивать руками около 10 минут. Прикрыв салфеткой или пищевой пленкой оставить в теплом месте без сквозняков для расстойки.

    Свежая капуста мелко шинкуется, перетирается с солью и отправляется на сухую сковородку. Помешивая содержимое, выпарить из капусты влагу, а затем сдобрить растительным маслом. На этом же этапе ввести натертую на крупной терке морковь.

    Если предпочитаете капустную начинку с луком, то одномоментно на двух сковородках нужно термически обработать и лук и капусту. Мелко порезанный лук пассируется на постном масле до прозрачного состояния или легкого поджаривания. Когда из капусты выпарится влага – соединяем ее с луком и морковкой.

    Далее капуста с овощами тушится до мягкости на медленном огне под крышкой. По желанию добавляется томатная паста или кетчуп. В процессе приготовления тушеной капусты для пирожков ее нужно помешивать. Специи – на ваше усмотрение.
    Обратите внимание: начинку следует остудить до теплого состояния.

    Пока вы занимались начинкой, пирожковое тесто на воде уже успело подойти. Обминаем его и выкладываем на рабочую поверхность припыленную мукой. Отщипывая маленькие кусочки размером с яйцо или грецкий орех, в зависимости от предпочитаемого размера выпечки, катаем шарики. Каждый комочек теста нужно приплюснуть и раскатать скалкой в тонкую лепешку.

    На каждый кружок уложить капустную начинку. Слепить пирожок, плотно залепив его. Уложить на подготовленный (смазанный маслом или выстеленный промасленной бумагой) противень на расстоянии друг от друга.

    Дать пирожкам подойти в теплом месте. 20-30 минут будет достаточно. Тем временем включить духовку, чтобы она прогрелась.

    Выпекать постные пирожки при 180 градусах, смазав их перед отправкой в печь раствором из черного чая и растительного масла, как это делалось в рецепте постных жаворонков (ТЫЦ—>>). Время приготовления 25-30 минут, в зависимости от размера изделий.

    Пирожки вынуть из духового шкафа, снять на блюдо и накрыть чистой хлопчатобумажной салфеткой или кухонным полотенцем. Так выпечка будет мягкой и нежной.

    Автор рецепта и фото: Юлия Костюкович

    Дрожжевые булочки с морковью, изюмом и черносливом

    Пробуя эти булочки, трудно поверить, что их можно есть даже в строгий пост, когда на многие продукты наложено табу.

    Сладость постной выпечке придают морковь, изюм и чернослив. А также ванильная сахарная пудра, которой посыпан верх изделий.

    Чтобы получить воздушную выпечку, дрожжевое тесто без сдобы должно полностью расстояться. Поэтому спешка при приготовлении теста может сыграть с хозяйкой злую шутку, и выпечка получится тяжёлая и непропечённая.

    Для выпечки таких булочек вам понадобятся

    • 300 мл воды,
    • 4 стакана муки (без горки),
    • неполная чайная ложечка соли,
    • неполная столовая ложка сахара,
    • 80 мл подсолнечного масла,
    • 1,5 чайные ложки сухих дрожжей,
    • 2 средние морковки,
    • горсточка изюма,
    • горсть чернослива,
    • сахарная пудра с ванилином.
    • столовая ложка настоя крепкой заварки,
    • чайная ложка сахара,
    • столовая ложка подсолнечного масла.

    Заранее залейте тёплой водой изюм и чернослив.

    В большую миску налейте теплую воду и насыпьте дрожжи.

    Когда они полностью растворятся,

    насыпьте один стакан муки, соль и сахар.
    Размешайте и оставьте опару для дрожжевых булочек на полчаса для подъёма.

    Натрите на средней тёрке морковь.

    С сухофруктов слейте воду, а чернослив порежьте на кусочки.

    Через полчаса опара хорошо поднимется.

    Положите в неё морковь, подготовленные сухофрукты и масло.

    Тесто размешайте лопаткой.

    Теперь добавьте остальную муку и смешайте с жидким тестом.

    Выложите на стол и замесите упругое, но не сильно крутое тесто. Вы должны учесть, что при выпечке морковь даст сок и тесто станет значительно слабее.

    Дайте тесту ещё раз хорошо подойти.

    Разделите его на кусочки, скатайте колобки и уложите на противень.

    Подождите, пока булочки увеличатся в объёме в два раза. Это обязательное условие, так как в тесте нет яиц и молока, которые делают тесто пышнее.

    Постные булочки выпекайте в духовке (заранее прогретой) 35 минут при 200—210°.

    Готовые булочки с изюмом, морковью и черносливом сложите на блюдо, остудите до тёплого состояния и посыпьте сахарной пудрой.

    За пошаговый фото рецепт сладкой постной выпечки благодарим Загайнову Алину Станиславовну.

    Приятного аппетита вам желает Записная книжка рецептов.

  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector