5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Протопресвитер Александр Шмеман

Протопресвитер Александр Шмеман

Из дневников протопресвитера Александра Шмемана

Великая Пятница, 2 мая 1975

. Закон Церкви: отдаться тому, что дано, действительно не искать «своего». Ибо в том-то и все дело, что все уже «совершилось», все исполнено и все дано. И единственное назначение Церкви в мире: это «совершенство» и эту «данность» являть и давать нам… Все остальное — «от лукавого»…

Опасность: полюбить Церковь как бы «помимо» Христа. Этой любви больше, чем думают. Но Церковь — это только Христос, Его жизнь и Его дар. Искать в Церкви чего-либо кроме Христа (а это значит — опять искать себя и своего) — неизбежно «впасть в прелесть», в извращение и в пределе — в саморазрушение.

  • Подробнее о Любовь к Богу — Христос (Протопресвитер Александр Шмеман)
  • Добавить комментарий

«Давно уже я с духовным наслаждением слушал по «Свободе» в воскресные ночи, когда удавалось, проповеди «доктора философии, отца Александра» (фамилия ни разу не называлась), — и поражался, как неподдельно, современно и высоко его искусство проповеди: ни ноты фальши, ни миллиметра натяжки, без пустой дани обязательной форме, ритуалу, когда слушателю становится неловко или чуть стыдно за проповедника или за себя, — всегда сильная, глубокая мысль и глубокое чувство».

А. И. Солженицын, 1972 г.

Отец Александр Шмеман — великий проповедник и богослов, не только автор популярных и горячо любимых в России книг, но и миссионер, чей голос на радио «Свобода» будил веру, заставлял задуматься над смыслом жизни. Его беседы были посвящены самому главному, центральному в христианской вере — отношениям Бога и человека, мира и Церкви, веры и культуры. Для множества людей в атеистической России эти беседы оказались первым откровением о том, что христианство живёт и действует поныне.

С большим сожалением окончил я в своё время чтение «Дневников» А. Д. Шмемана. Без двух недель полгода читал эту книгу — вдумчиво, неторопливо, с удовольствием. Обычно такие слишком «личные» книги читаю с трудом — в молодости я изучал, в основном, документальную литературу. Помнится, начал читать подаренного Бердяева — не пошёл. Слишком много анализа себя, своих воспоминаний, личного. А тут — на тебе, пожалуйста. Даже расстроился. Как будто не стало в моей жизни кого-то близкого, родного.

Ложку дёгтя в современное отношение к отцу Александру подлил известный современный богослов Алексей Ильич Осипов. «Он умница, я бы сказал так, но он, к сожалению, очень далёк от понимания духовной жизни. В своих дневниках он прямо пишет: «Я не могу принять этих Брянчаниновых, Феофана Затворника. Моя душа не соприкасается с ними, не находит общения». Так вот, пожалуйста, и посмотрите, чтение Шмемана вам даёт импульс к изменению своей жизни или нет?».

Очевидно, что в дневниках автор записывает свои ощущения, отчёт «о проделанной работе» совершенно личного плана, а всё, что он хотел сказать читателю, он уже давно. Хотя если даже опустить то, что «Дневники» писались для себя, без утайки и позирования, при прочтении их мы можем видеть совершенно обратный смысл:

Все размышляю о «духовности». Упрощая, скажу так: меня поражает эгоцентризм этой «духовности», выпячивающее из нее «я». Мой опыт за тридцать с лишком лет: студенты с потугами на «духовность» почти всегда – неприятные, troublemakers. «Я буду писать сочинение об аскетическом богословии» – и сразу, автоматически, душок гордыни (смотрите, какой я!), то есть самого смертельного врага духовности. Священники, ратующие за службы «без сокращений», – почти всегда неважные пастыри. И т.д. Я иногда думаю, что такого рода «духовность» есть самое настоящее искушение, гордыня, самоутверждение. Не знаю. Я знаю, что я человек «не духовный». Знаю точно, что в этой области я чего-то не чувствую (то есть не испытываю никакой тяги к Феофану Затворнику и Игнатию Брянчанинову), что тут что-то меня отталкивает. Но не знаю, ошибаюсь ли я в этом отталкивании. Может быть, чего-то не вижу, не слышу…

Читал, просматривал вчера книгу епископа Игнатия Брянчанинова о смерти. Как можно такие книги писать? Как можно во все это верить ! Ад внутри земли… с цитатами из каких-то странных документов. Решительное непонимание этого подхода.

Впрочем, предлагаю читателю самому ознакомиться с цитатами из «Дневников», чтобы составить своё мнение. Предупрежу — цитировать я буду не всё, а лишь те записи, которые актуальны и происходят сейчас. На наших глазах. В наши дни.

О задачах Церкви

У Церкви только две задачи: быть причастием Духу Святому и являемому и даруемому Им Царству будущего века, свидетельствовать об этом перед «миром сим». А большинство верующих не принимают ни того, ни другого, и вот остается «церковная деятельность».

О патриархе Кирилле

Одиннадцать часов вечера, в резиденции архиепископа Павла в Куопио. Весь день — то есть пять с половиной часов — вчетвером в машине. Оо. Пурмонен, Могилянский и Кирилл Гундяев, утром приехавший из Ленинграда. Осенний, ясный, но с облаками день. Сосны, березы, озера, пустынно — необыкновенно похоже на наши [холмы] Laurentides в Квебеке.

Центр Финской Церкви: архиепископия, правление, семинария — ультрамодерная постройка. Все блещет чистотой, все вылизано. Архиепископ Павел, которого я уже знаю по Аляске, — то же светлое впечатление. Ужин с ним и о. К. Гундяевым. Потом всенощная под Иоанна Богослова в семинарской церкви. Классическая «русская» всенощная, только по-фински. Но этот язык, в котором гласные доминируют над согласными, — красив и удивительно хорошо подходит к нашим мелодиям. После всенощной — прием и чаепитие в семинарии, ректор которой «наш» Матти Сидоров, переводчик моих книг… Все очень дружно и трогательно: студент играет на флейте, другой поет. Все красавцы-блондины…

Под конец прогулка по мокрой, пустой улице с о. Кириллом. Разговор о Церкви в России, о диссидентах. Гундяев — «никодимит» (ему двадцать девять лет, и он уже архимандрит и ректор Академии!), то есть умница и «clever» . Но то, что он говорит и как, кажется мне и искренним, и правильным.

О грешниках

Настоящий грешник кается, и ему все равно, кому или перед кем каяться. А духовного руководства ищут непременно какие-то нарцистические неврастеники, и именно они вечно разглагольствуют о том, «понимает» ли их или не понимает «духовный отец», подходит ли им его руководство или нет… Туман рассеивается от солнца, а не от того, что его обсуждают. Церковь и должна быть этим солнечным лучом… Богословы же наши решили продолжать изучение проблемы греха и исповеди. Среди них сидел и Д. Е. — дважды разведенный, разрушивший дважды свою семью, ранивший двух женщин, заставивший одну из них сделать аборт, — но и он научно рассуждает о «духовных проблемах».

Об исповеди

Лично я вообще бы отменил частную исповедь, кроме того случая, когда человек совершил очевидный и конкретный грех и исповедует его, а не свои настроения, сомнения, уныния и искушения. А что же делать со всеми этими обычными «состояниями»? Я убежден, что подлинная проповедь есть всегда (о чем бы она ни была) одновременно и ответ на них, и их исцеление . Ибо она всегда есть проповедь о Христе, а все это «снимается» только Христом, знанием о Нем, встречей с Ним, послушанием Ему, любовью к Нему. Если же проповедь не есть все это, то она и вообще не нужна. И сила ее в том, что подлинный проповедник и к себе обращает проповедь – на свое уныние, маловерие, теплохладность и т.д. И что же к этому могут прибавить разговоры?.

О «захожанах»

Люди любят дешёвку, лишь бы она была прикрыта бородами, крестами и привычными словесами.

Взыскующим монашества

Если бы я был «старцем», то я бы сказал кандидату, кандидатке, «взыскующим иночества», примерно следующее:

— поступи на службу, по возможности самую простую, без «творчества» (в банк к окошечку, например);

— работая, молись и «стяжай» внутренний мир, не злобствуй, не «ищи своего» (прав, справедливости и т.д.). Воспринимай каждого (сослуживца, клиента) как посланных, молись за них;

— за вычетом платы за самую скромную квартиру и самую скромную пищу — отдавай свои деньги бедным, но именно бедным, личностям, а не «фондам помощи»;

Читать еще:  Иерусалимская икона Божией Матери: история, поклонение

— ходи всегда в одну и ту же церковь и там старайся помочь реально (не лекциями о духовной жизни или иконах, не «учительством», а «тряпочкой» — ср. преп. Серафим Саровский). Этого служения держись и будь — церковно — в полном послушании у настоятеля;

— на служенье не напрашивайся, не печалься о том, что не «использованы твои таланты», помогай, служи в том, что нужно, а не там, где ты считаешь нужным;

— читай и учись в меру сил — но читай не только «монашескую литературу», а шире (этот пункт требует уточнения);

— если друзья и знакомые зовут в гости, потому что они близки тебе, иди — но с «рассуждением», и не часто. Нигде не оставайся больше полутора, двух часов. После этого самая дружеская атмосфера — вредна;

— одевайся абсолютно как все, но скромно. И без «видимых» знаков обособления в «духовную жизнь»;

— будь всегда прост, светел, весел. Не учи. Избегай как огня «духовных разговоров» и всяческой религиозной и церковной болтовни. Если так будешь поступать — все окажется на пользу…

— не ищи себе «духовного старца» или «руководителя». Если он нужен, его пошлет Бог, и пошлет, когда нужно;

— прослужив и проработав таким образом десять лет — никак не меньше, спроси у Бога, продолжать ли так жить или нужна какая-нибудь перемена. И жди ответа: он придет — и признаками его будут «радость и мир в Духе Святом».

О посте

…в настоящее время преобладает и определяет исключительно отрицательное отношение к посту, как к известному «неудобству», на которое мы по своей доброй воле соглашаемся, «страдая», но которое автоматически зачтется нам как наша «заслуга» и доведет нас до «оправдания» Богом. Сколько людей соглашаются с той мыслью, что пост — это время, когда что-то само по себе приятное и хорошее запрещено, как будто Господь находит удовольствие в том, чтобы нас мучить.

О Каддафи

Война между Англией и Аргентиной. Настоящая война. Уже сотни погибших… Опускаются на дно величественные, сказочные крейсеры… Все в этой войне как-то нереально, словно страшный сон…

Если взглянуть на нашу, весной цветущую, планету, выходит так: кровь и мрак в Иране, кровь и мрак в Афганистане, кровь в Ливане, кровь в Палестине, террор в Польше, большевизм в России, сумасшедший Каддафи в Ливии, война в Сахаре, война в Южном Атлантическом океане, террор в Центральной Америке. И спокойные, рациональные советы обо всем этом в передовицах «Нью-Йорк тайме»: сядем и поговорим в духе компромисса, и все образуется… Ах да, забыл еще армянское подполье, решившее перебить всех турецких посланников в мире.

О войне на ближнем Востоке

Война на Ближнем Востоке. И все кричат, включаю Папу, о «just and lasting peace». Но откуда ему взяться? Его отродясь не было на земле. Арабы ненавидят евреев. Евреи ненавидят арабов. Вот это единственная правда, и между ними все больше и больше крови. А другие? По телевизии показывают, как американские танки евреев атакуют те же американские танки арабов. И этим все показано. И даже из телевизора идет удушающий запах нефти. А вся болтовня о «праве» — Израиля на существования, арабов на Палестину — все это чепуха. Евреи пришли и взяли, сказав: «Это наше право». А до них арабы пришли и взяли. А до них турки, Византия, Финикия и т.д. И у всех «права». А вопрос всегда и только в силе…

Совсем недавно Интернет разрывали новостями о Франции. «Франция «тонет» в наплыве гомосексуалистов», «Гомосексуализм в школах», и даже «Скандал во Франции: Ален Делон назвал гомосексуализм «противоестественным»» (вот уж скандал так скандал).

О гомосексуализме

Прочел «Journal d’un Innocent» (забыл имя автора) — своего рода исповедь педераста, книгу, которую очень хвалили во французских журналах. Чувство ужаса — не столько от совершенно отвратительного реализма описаний, сколько от своеобразного и страшного «мировоззрения», эту книгу пронизывающего. Преподносить эту унылую душную, абсолютно закрытую в себе одержимость как освобождение, этот зловонный тупик как какое-то торжество жизни — в этом есть что-то зловещее, дьявольское. А вместе с тем эта книга действительно символична — ибо она являет силу, степень одержимости в нашем теперешнем мире. Она пронизана ненавистью, каким-то экстатическим отрицанием.

О страхе

Люди перестали верить не в Бога или богов, а в гибель , и притом вечную гибель, в ее не только возможность, а и неизбежность и потому – и в спасение. «Серьезность» религии была прежде всего в «серьезности» выбора, ощущавшегося человеком самоочевидным: между гибелью и спасением. Говорят: хорошо, что исчезла религия страха. Как будто это только психология, каприз, а не основное – основной опыт жизни, смотрящейся в смерть. Святые не от страха становились святыми, но и в святости – знали страх Божий. Дешевка современного понимания религии как духовного ширпотреба, self-fulfillment… Убрали дьявола, потом ад, потом грех – и вот ничего не осталось кроме этого ширпотреба: либо очевидного жульничества, либо расплывчатого гуманизма. Однако страха, даже и религиозного страха, в мире гораздо больше, чем раньше, только это совсем не страх Божий.

О смерти

Смерть стоит в центре и религии, и культуры, отношение к ней определяет собою отношение к жизни. Она — “перевод” человеческого сознания. Всякое отрицание смерти только усиливает этот невроз (бессмертие души, материализм и т.д.), как усиливает его и приятие смерти (аскетизм, плоть — отрицание). Только победа над ней есть ответ, и он предполагает transcensus отрицания и приятия (“поглощена смерть победой”).

И, наконец, в заключение хотелось бы разместить здесь последнюю проповедь, произнесённую отцом Александром 24 ноября 1983 г. за литургией в День Благодарения:

«Всякий, кто способен благодарить, достоин спасения и вечной радости.

Благодарим Тебя, Господи, что изволил принять службу сию, Евхаристию, приносимую Св. Троице, Отцу, Сыну и Святому Духу и наполняющую наши сердца радостью, миром и праведностью во Святом Духе.

Благодарим Тебя, Господи, что Ты открыл Себя нам и дал нам предвкушение Твоего Царствия.

Благодарим Тебя, Господи, что Ты соединил нас друг ко другу, в служении Тебе и Твоей святой Церкви.

Благодарим Тебя, Господи, что Ты помог нам преодолеть все трудности, напряжения, страсти и искушения, восстанавливая среди нас мир, взаимную любовь и радость в общении Святого Духа.

Благодарим Тебя, Господи, за посланные нам страдания, ибо они очищают нас от самости и напоминают нам об «едином на потребу», о Твоем вечном Царствии.

Благодарим Тебя, Господи, что Ты нам дал эту страну, где мы можем свободно служить Тебе.

Благодарим Тебя, Господи, за эту школу, где возвещается имя Бога.

Благодарим Тебя, Господи, за наши семьи: за мужей, жен, особенно за детей, — которые учат нас, как славить имя Твое святое в радости, движении и святой возне.

Благодарим Тебя, Господи, за всех и за все. Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои и нет слова, достойного воспеть чудеса Твои!

От молитвы до экскурсии

Семья Головиных не бедствует. На своем YouTube-канале «Жизнь во Христе» Головин регулярно выкладывает видеопроповеди. Последняя — на «горячую» тему «Можно ли коронавирусом заразиться от Причастия?» — от 17 марта собрала 25 тысяч просмотров. Опальный священник-расстрига по-прежнему популярен, и это способствует посещаемости его «неофициального ресурса» (такой статус обозначен на главной страничке сайта с проповедями и беседами Головина).

На этом сайте есть раздел «Молитва по соглашению», где желающему присоединиться предлагают перейти на соответствующий сайт, выбрать, за что молиться, после чего участнику соборного моления выставляют прайс: «ПРЕДЛАГАЕМОЕ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ОДНО ИМЯ: 700 р. за один акафист на один календарный год. При выборе 4-кратного чтения акафиста в течение суток предлагаемое пожертвование на одно имя 1 500 р. за один акафист на один календарный год». Перечислить деньги можно через электронные системы платежей, например, на «Яндекс-кошелек», переводом на банковские карты секретарей о. Владимира, либо через СМС на короткий номер. Имена тех, за кого будут возноситься соборные молитвы, вносятся в список после подтверждения платежа.

Кроме того, в Болгар и Балымеры — в «скит» к Головину — организуются платные экскурсии. Двухдневная автобусная поездка из Казани с ночевкой в «скиту» обойдется в 5 700 рублей с человека, в эту сумму входят «транспортное обслуживание, проживание, трапезы, сопровождение на всем маршруте православным воцерковленным гидом». Для приезжих из других регионов есть дополнительная услуга — экскурсия по храмам столицы Татарстана «Казань православная» стоимостью 4 500 рублей. При желании можно посетить Раифский и Свияжский монастыри — за дополнительные 5 300 рублей.

Читать еще:  Писатель Борис Шергин – как явление он не может повториться

Владимир Головин устраивает для паломников экскурсии по Болгару и Казани. Фото ansobor.ru

«Нужно понимать, что зло есть зло»

Среди прихожан храма есть люди с разной позицией. «Я всегда говорил, что в храм мы идем не для того, чтобы найти единомышленников по политическим убеждениям. Нас объединяет Христос, а дальше — дело каждого, какую гражданскую позицию занимать», — уверен отец Александр.

На одной из проповедей отец Александр вспомнил, что Иоанн Предтеча погиб из-за того, что назвал зло — злом, прямо сказал царю Ироду, что тот грешит. «Я обратился к прихожанам: если в нашей стране сейчас кто-то придумывает злу какие-то оправдания, хотя бы не надо это повторять. Нужно понимать, что зло есть зло». Через два часа кто-то из прихожан позвонил настоятелю собора и пожаловался, мол, священник занимается политикой. Александр Богдан повторил настоятелю слова проповеди — и замечаний не было.

«По церковному уставу мне, как священнику, запрещено проводить политическую агитацию. Я не могу призывать стать на сторону Лукашенко или протестующих, я этим не занимался и заниматься не буду. Но сейчас стоит не вопрос политики, а вопрос совести. Есть жертвы, и до сих пор есть люди, которые страдают от политического кризиса в стране».

Великий Поручитель

В послании к Евреям 7:22 апостол Павел называет Иисуса необычным словом: «поручитель». Поручителем называется человек, добровольно взявшийся отвечать по обязательствам другого. Так, если имеющий поручителя, взял кредит в банке и оказался неспособным его выплатить, то вместо него долг выплачивает поручитель. Или поручитель может ходатайствовать за подозреваемого в преступлении, что тот не скроется от следствия. Если поручитель авторитетен, суд может пойти навстречу и не лишать подозреваемого свободы.

После дела майора Дениса Евсюкова, в 2010 году устроившего стрельбу в супермаркете, МВД России решило, что кандидат на службу в органах внутренних дел должен иметь поручителей, которые гарантировали бы его порядочность. Так что поручительство нормальная практика и нет ничего странного в том, что Иисус принял его на Себя. Хорошей иллюстрацией к Его поручительскому служению является история из жизни сыновей патриарха Иакова.

Я напомню ее суть. В семье патриарха Иакова родилось 12 сыновей от разных матерей. Старшие братья вели себя нечестиво и по своей ненависти к меньшему брату Иосифу продали его в египетское рабство. Бог устроил так, что проданный брат с течением времени занял высокий пост в Египетской империи и во время тяжелого семилетнего голода снабжал хлебом египтян и окрестные народы. К нему-то через пятнадцать лет разлуки и попали на прием родные братья. Они не узнали Иосифа, зато он узнал их и решил испытать их сердца, чтобы видеть, произошли ли там добрые изменения. Он приказал положить в мешок с зерном младшего брата Вениамина чашу, а затем послал слуг задержать «вора».

Во время разбирательства, Иосиф решает оставить младшего Вениамина в рабстве, а прочих братьев отправляет домой. Вот тут и состоялся диалог Иуды, поручителя Вениамина, с Иосифом, который иллюстрирует важность разбираемой нами темы.

Девушка, которая была никому не нужна

  • Автор записи

Автор: Илана
Дата записи

Я собираюсь прочитать вам текст из Ветхого Завета — 29 глава книги Бытие.

Одно из многого, что поражает в Святом Писании, — это то, что Библия, по сравнению с другими книгами, практически лишена сентиментальности в рассмотрении вопроса брака и семьи. В данном отношении эта Книга чрезвычайно реалистична.

В ней говорится, что для человека всегда тяжело и часто разрушительно не состоять в браке, но в то же время она утверждает, что всегда тяжело и иногда разрушительно состоять в браке.

  • Метки

Джон Краудер – Духовная война

  • 12.10.2016
  • No Comments
  • Джон Краудер

В харизматическом мире часто есть увлеченность нацеленной молитвы на регионы с какими-то очищающими ходатайственными ритуалами.

Мы приглашаем вас отдохнуть от вашего изнуряющего духовного составления карт и попробовать воспользоваться вместо этого духовной дремотой, т.е. отдыхать в завершенной работе Иисуса Христа на кресте, в Его полном искуплении планеты Земля.

На этой неделе мы хотим поговорить о духовном построении карт. Есть определенные места в мире, о которых люди думают, что они – более духовные: это могут быть какие-то города, страны или географические места. Которые как-будто более святы, чем другие, а некоторые места (где происходят плохие вещи) люди считают, что они более демонические, люди думают, что там у дьявола стоит трон или летний домик.

И поскольку люди любят методологию (учение о методах, способах, методиках), то харизматы последних десятилетий, произносили целенаправленные молитвы на определенные регионы. У них даже есть очень много духовных терминов: темные порталы, небесные порталы, ворота, стратегическая духовная война.

Схиигумен Сергий (Романов), несмотря на запрет в служении и призыв митрополита Екатеринбургского и Верхотурского вести себя, как подобает монаху и схимнику, продолжает выступать на публику. Очередную видеозапись его проповеди обнародовал паблик «Православная Россия» во «ВКонтакте». На записи Сергий сходу призывает свою паству к активным действиям в адрес президента России Владимира Путина. «Владимир Владимирович Путин говорит одно, утверждает, что он ведет страну по пути рассвета, по пути, который дает возможность быть одной из ведущих стран мира, на самом деле мы узнаем из всего будущего президентства, что он подписал все документы, касающиеся идентификации личности, биометрии, добровольного согласия на обработку персональных данных», – говорит он.

В проповеди он призывает «писать заявления через информационное поле, ютубы и контакты» в ФСБ, прокуратуру, полицию, следственный комитет о привлечении к ответственности Путина, Мишустина, Собянина, всего депутатского корпуса, Совета Федерации и всех, кто участвовал во внедрении цифровой идентификации, искусственного интеллекта, биометрических документов, присвоении номеров человеку, живущему в России. «Это преступление, которое не имеет сроков давности», – заявляет схимник.

Отдельный его призыв касается военнослужащих, офицеров и солдат, которые давали присягу. «Враг уже в России. Мобилизуйтесь у Христа под его знаменем. Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой», – цитирует он слова песни Александрова и Лебедева-Кумача «Священная война», правда, переделывая некоторые слова на свой манер.

В проповеди он комментирует историю с убийством «похитителя обоев» Владимира Таушанкова собровцами. «Говорят, что у нас расширены права милиции, Росгвардии, чтобы охранять права граждан. Что же получается? Ворвались, им показалось, померещилось, что вместо руки у 27-летнего парня гранатомет, а вместо левой руки – пулемет. Убили человека. Всадили три пули. Вместо защиты прав. Вместе с правами отобрали жизнь. А потом разобрали пол и стены и нашли якобы целый арсенал. Ну почему – у меня вопрос – когда ломали дверь, он не стрелял? А ждал, когда его убьют. Это уже начинает стращать весь мир. Какие права у Росгвардии и милиции. Будьте внимательны. Все идет к фашистскому сатанинскому режиму. Чтобы этого не произошло, вставай, страна огромная, вставай на смертный бой с бесовкой силой темною, с жидовскою ордой», – говорит Сергий. И тут же уточняет: «У меня нет неприязни к еврейскому народу. У меня есть к жидам, богоборцам. Что им не нравится? Их Бог обозначил в Евангелии словом «жид». Посмотрите, кто представляет мировое правительство и проталкивает цифровизацию в России. Кому они поклонились, с кем они связаны? Убедитесь сами, посмотрев фрагмент жидовствующих, которые говорят, что мы для них рабы и скоты».

Далее приводится видеофрагмент из блога израильского раввина Даниэля Булочника. В этом видео ведущий говорит, что когда придет «машиах» (то есть Мессия), каждый еврей будет иметь по 2 800 рабов из числа неевреев, которые должны будут обеспечивать жизнь своих хозяев, «лизать им ноги», поскольку «каждый еврей – частица Бога». Это отрывок из почти часового видео хасидского проповедника от 22 июля прошлого года «Народы мира и их будущее». В комментарии к видеофрагменту схиигумен Сергий заявил, что хочет «определить их деятельность против России со стороны закона», и потребовал ответа у ФСБ, прокуратуры, полиции и СКР.

Напомним, после одной из подобных проповедей схиигумена, где он высказывался в адрес властей, ему было запрещено служить. Позднее митрополит Кирилл рассказал, что лично беседовал с Сергием, и тот обещал ему прекратить публичные выступления подобного рода, не подобающие монаху и схимнику, однако он нарушил обещание, осушавшись архиерея. «Если человек утверждает, что он православный, он должен либо принести покаяние, либо разорвать с церковью. Нарушил закон, перешел грань, – либо приди разреши эти вопросы сам, без гонцов, либо определись, нужна тебе наша церковь или не нужна», – ранее сказал митрополит Кирилл.

Читать еще:  Что можно заказать в храме о здравии. Как заказывать молитвы

Новое выступление схиигумена в Екатеринбургской епархии не комментируют. Там готовятся к церковному процессу над Сергием. Когда состоится «заседание» епархиального суда, пока неизвестно. Ранее в пресс-службе епархии уточняли, что это произойдет только после отмены ограничений, связанных с коронавирусом, – сейчас суд просто не может собраться. Однако доступ для СМИ, как обычно и бывает на внутрицерковных процессах, будет на него запрещен – это дела церкви, которые, как правило, решаются за закрытыми дверями. Впрочем, изредка выдержки из решений публикуются.

Епархиальный суд состоит из пяти судей. «Послушание секретаря суда исполняет секретарь Епархиального совета игумен Вениамин (Райников). Также в составе суда – протоиерей Петр Мангилев, проректор по научной работе Екатеринбургской духовной семинарии; протоиерей Сергий Алексеев, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин ЕДС, и игумен Иероним (Миронов), наместник Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря», – ранее сообщали в пресс-службе епархии.

Отметим, что, согласно канонам, для клириков одним из самых тяжких наказаний по решению церковного суда является лишение сана, крайняя мера – пожизненное отлучение от церкви. Также возможно предание анафеме. При этом «подсудимый» впоследствии вправе обжаловать это решение в Высшем общецерковном суде. Надо отметить, что церковные суды, как правило, ставят целью не столько наказание нарушителя, сколько покаяние. «Происходящее участники Церковного суда воспринимают с глубоким прискорбием, молятся о разрешении ситуации. Суд даже в канонических документах – это призыв отеческой любви к покаянию чада Церкви. Участники церковного суда всегда рассчитывают на возможность в рамках разбирательства совершиться покаянию и исправлению человека и всей ситуации», – уточняли в епархии.

Добавим, что отец Сергий (Романов) был рукоположен владыкой Викентием во иеромонаха 25 декабря 2001 года, пострижен в схиму в июле 2006 года в честь преподобного Сергия Радонежского, всея России чудотворца, в 2009 году возведен в сан игумена. С 2011 года не является штатным клириком Екатеринбургской епархии.

Отметим, что Сергию грозит ответственность и в светском суде, т.к. ранее центр «Э» ГУ МВД России провел экспертизу одной из его проповедей по жалобе екатеринбуржца и нашел признаки экстремизма в выступлениях схимника. За первое нарушение подобного плана грозит административное наказание в виде штрафа, а за повторное и последующие – уже уголовное. Материалы переданы в прокуратуру.

Екатеринбург, Екатерина Норсеева

Проповедь «ЧУДЕСНЫЙ ЛОВ РЫБЫ.»

2 Коринфянам, гл. 9, ст. 6-11

От Луки, гл. 5, ст. 1-11

Проповеди священника Сергия Ганьковского
  1. ЧУДЕСНЫЙ ЛОВ РЫБЫ.

ЧУДЕСНЫЙ ЛОВ РЫБЫ.

Неделя 18 по Пятидесятнице.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

На прошедшей неделе мы похоронили одну нашу прихожанку, добрую и славную женщину, жену и мать, оставившую здесь, среди нас, несчастного мужа и двух сирот. Я причащал её за несколько дней до смерти и вместе с её близкими надеялся, что она будет жить, что Бог совершит чудо. На её похоронах отчаявшийся муж сказал мне страшные слова: “Бог не помог”. Я ничего не ответил ему. А сегодня Церковь и ему, бедному, и мне, и всем нам отвечает на наши постоянные просьбы, на нашу извечную тоску о несовершившемся чуде.

Как мы жаждем чуда! Как молимся о нём! Как хотим осязаемого подтверждения нашей веры! Конечно, не только тогда, когда молитва наша – об исцелении болящих. Всегда, при самых простых житейских проблемах, в любых жизненных коллизиях, мы хотим одного: пусть остановится неумолимый рок, пусть будет отменено правило, пусть закон смилуется и неизбежность отступит. И так во всём. Здоровья ли нет у нас, денег ли не хватает, друг ли предал, любимая ли оставила – человек всегда, или по крайней мере очень часто, кричит Богу: “Да не будет! Отмени, Господи, если Ты есть, правило, останови, Господи, неумолимую неизбежность закона, оставь, Господи, всё так, как было, если по нашему разумению всё было хорошо и немедленно измени, если я не могу понести этой тяготы!” Но – “слава не стоит, богатство мимотечет, близкие и друзи смертию отъемлются. ” И в слабой маловерной душе нашей шевелятся эти страшные слова: Бог не помог! А раз не помог, то есть ли Он?

И всё нам кажется, что уж нам-то самим доподлинно известно, как должно быть, какое и какого качества чудо должно случиться. Мы всей своей жизнью как бы говорим Богу: “Вот, я всё расставил по местам, я всё подготовил и устроил. Теперь, Господи, нажми вон на ту красную кнопку, и пусть всё идёт по моему плану”. И как ни наивно такое понимание отношений между падшим человеком и Богом, мы упорно держимся за мысль, что дело Божие – выполнять наши планы. Дело Божие реализовывать наши блистательные предначертания!

Бывают у нас, разумеется, и трезвые минуты. Бывает, что мы вдруг понимаем, что грех – это не только не способность жить по заповедям, грех – это ещё и глубокая повреждённость души, разума, сознания, это радикальная неспособность падшего человека увидеть и понять, что служит его спасению, а что усыпляет душу и тело и превращает крепкий дух в жалкую рухлядь.

Апостол Пётр увидел это чудо, происшедшее у него на глазах, чудо в общем незатейливое, обыденное, такое, которое при желании всё объяснять рационалистически можно было бы списать на так называемую случайность. Всю ночь рыбаки ловили рыбу и не поймали ничего, а тут вдруг в одночасье, ни с того ни с сего, сети наполнились великим множеством рыб. Но вот что поразительно: вместо ликования, вместо криков радости, столь, казалось бы, естественных в такой ситуации, – по словам евангелиста Луки, “ужас объял его и всех бывших с ними от этого лова рыб, ими пойманных.” Люди увидели чудо милости Божией и пришли в ужас от созерцания этого чуда.

“Выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный” (Лк.5.8). Совершённое на наших глазах чудо лишает нас возможности и права сомневаться и требует от нас решительной перемены жизни, решительной и мужественной работы души. Оно как бы говорит нам: “Не спи, просыпайся, оставь духовную дрёму, оставь грех, к которому ты привык, как к старой и ветхой одежде, и работай для своего спасения, ибо теперь, после того, что ты видел, ты не можешь продолжать жить по-прежнему, ты не можешь оправдаться незнанием” Как говорит в Послании к Римлянам апостол Павел: “Ибо, что можно знать о Боге явно для них, потому что Бог явил им” (Рим.1.19).

Но грех – сладок, и бросать его не хочется, жить по заповедям – неудобно и хлопотно, поэтому слабый и привыкший к покою человек в действительности едва ли жаждет чуда, скорее он ищет покоя. Вспомните, как на Фаворе, когда в сиянии Преображения Господь говорил с Илиёй и Моисеем о грядущих Своих страданиях, о страшной Крестной муке, тот же Пётр лепетал нечто невразумительное о кущах, шалашах, в которых хорошо бы остаться навсегда. А жители Гергесинской страны, когда увидели, что два свирепых бесноватых маньяка исцелились, и бесы, покинув их, вселились в стадо свиней, которое в ярости бросилось с крутизны в море, – эти простые люди просто и без затей прогнали Христа из своих пределов. Не надо нам чудес, мы и так проживём! Выйди от меня, Господи! Выйди потому, что я не хочу расставаться с привычным образом жизни – душной атмосферой греха; уйди, я уже принюхался к этому зловонию, не тревожь меня в моей духовной дрёме!

Ах, кабы мы действительно всей душой желали, жаждали подлинного чуда, которое всегда есть не что иное, как посещение Господне. Если бы все наши упования, все наши надежды были устремлены ко встрече с Господом, как бы изменилась жизнь, как бы преобразились мы сами! Разве мы страшились бы смерти, разве боялись бы Страшного Суда? Разве не были бы вместе с апостолом Павлом уверены в том, что “жизнь для нас – Христос, и смерть – приобретение”? Разве не возопили бы вместе с апостолом Иоанном, молясь о Страшном Суде как о желанном и радостном свидании: “Ей, гряди, Господи Иисусе!” (Откр. 22.20).

Пока же эта песня не звучит в нашей душе, пока настоящее желание чуда встречи с Богом не овладело всем нашим существом, будем по крайней мере смиренно принимать всё, что пошлёт нам Бог, утешаясь верой, что Любящий не подвергнет любимых Им бессмысленным и жестоким испытаниям. Аминь.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector