0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Подвиг новомучеников как свидетельство любви

Подвиг новомучеников как свидетельство любви

Кафедра новгородских святителей

Святой архиепископ Василий Калика (на кафедре с 1330 по 1352 гг.)

Сайт Новгородской епархии на карте посещения пользователей со всего мира

Конструктор сайтов

  • Карта сайта

Подвиг новомучеников как свидетельство Любви

Доклад протоиерея Кирилла Каледы, настоятеля храма Свв. Новомучеников и исповедников Российских в Бутове, на IV международной конференции Фонда «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» по наследию митрополита Антония Сурожского «Учиться видеть».

Протоиерей Кирилл Каледа

Духовное и богословское наследие приснопамятного митрополита Антония очень разнообразно. Мы черпаем из него наставления о молитве, о предстоянии перед Богом, о построении взаимоотношений с близкими, о труде перенесения болезней и о подготовке к смерти.

Темой же настоящего сообщения является видение приснопамятного Владыки святости подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской.

К подвигу новомучеников Владыка Антоний неоднократно обращался в своих проповедях и выступлениях, и, несомненно, для него самого осознание этого подвига и их молитвенное предстательство имели важное значение.

Мученичество

Му́ченики — древнейший сонм святых, прославляемых Церковью. Как в греческом, так и латинском языках мученики обозначаются, соответственно, словами: «μάρτυς» (ма́ртис) и «martyr» (ма́ртир), которые при дословном переводе на русский язык соответствует слову «свидетель». Древнецерковная традиция видит в подвиге мученичества в первую очередь подвиг свидетельства о Христе «даже до смерти» (Фил. 2:6–8).

Подтверждение этому мы можем найти в многочисленных богослужебных текстах, посвященных мученикам, в том числе и в службе Новомученикам и исповедникам Церкви Русской (см., например, светилен этой службы). При этом в разных текстах, как в богослужебных, так и богословских трактатах, смысл этого свидетельства обозначается по-разному. Это может быть и прямое свидетельство о Христе Иисусе, Свете Истинном, как в упомянутом выше светильне службы Новомучеников, так и свидетельство мучеников о их верности Христу, как это звучит в молитве Новомученикам.

Следуя церковной, святоотеческой традиции, митрополит Антоний также видел в подвиге мучеников в первую очередь подвиг свидетельства, но он обратил внимание на особый аспект, особую грань этого свидетельства.

Видение подвига мученичества и вообще святости Владыка основывает на словах Ап. Павла из I послания к Коринфянам: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,-то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13:1–3).

По словам Владыки Антония:

«Главное в мученике — не кровь, а неизменная, не изменяющая любовь. Дело не в тиграх и львах. Многие люди погибали, растерзанные хищными зверьми, но только те, чья смерть была проявлением милосердной любви, то есть любви к Богу и любви к людям, погибли мучениками в основном смысле этого слова, μάρτυς, то есть свидетелями».

В проповеди в день памяти новомучеников Российских в 1995 г. Владыка сказал:

Митрополит Антоний Сурожский

«Слава церковная — её мученики, потому что мученики веры — это люди, которые оказались настолько укоренены в любви к Богу и в любви к ближнему, что они были готовы быть свидетелями перед всем миром о Божественной любви. И не только любовь к Богу они проявили, это было личной их любовью. Но и любовь к миру они проявили тоже, потому что они отдали свою жизнь для того, чтобы иметь возможность всем людям, всем, кто только мог услышать их глас, всем, кто мог услышать об их подвиге, засвидетельствовать о том, что Бог есть Бог любви, и что у Него есть на земле свидетели, настолько убеждённые в Его правде и в любви Его, что они готовы отдать и всю жизнь свою во свидетельство тому».

Говоря о святости вообще, владыка говорит:

«Определение святости через чудеса и тому подобные явления — недостаточно». «Святость — любовь Божия, действующая свободно и сознательно». «Евангелие пробуждает любовь, и одна только любовь и определяет святость».

Прославляя подвиг новомучеников Церкви Русской, Митрополит Антоний говорил:

«Мученики, исповедники Российские являются славой русской земли перед лицом Божиим, свидетелями того, что в самые страшные, темные годины нашей истории, издревле и до сих пор, были сонмы людей, мужчины, женщины, дети, которые так Ему поверили, так отдали себя в Его руку на служение, что они до смерти остались Ему верными.

Подумайте, что это значит: Бог так возлюбил мир, что Он Своего Сына Единородного отдал на смерть для того, чтобы мы поверили в Его любовь, поверили в Его учение, последовали за Ним, и стали достойными себя самих и той любви, которую Бог нам подарил. И наша Русская земля ответила на эту любовь Божию, отдав себя. Тысячи и тысячи людей жили достойно этой любви; и тысячи и тысячи людей умерли достойно этой любви».

В подтверждение сказанному Владыка проводит конкретные примеры проявления любви в подвиге мученичества за Христа, явленные в России и минувшем ХХ столетии.

Осталась любовь…

Один из любимых Владыкой примеров это рассказ об одном молодом священнике, которого в ранние годы русской смуты арестовали за проповедь Евангелия. Он провел в тюрьме несколько месяцев, подвергался допросам, пыткам, пережил страх, оставленность, одиночество. Его выпустили. Родственники, друзья его окружили: «Что осталось от тебя?», — спрашивали они человека, который попал в тюрьму молодым, крепким, пламенным, а вышел оттуда изможденным, поседевшим, как будто сломленным. И он ответил: «Страдание поглотило все. Осталось одно: любовь». И он без колебания снова принялся за проповедь среди тех, кто его предал и выдал, и умер в концентрационном лагере.

Другой, любимый Владыкой пример о рабе Божией Наталии, которая ценой своей жизни спасла жену белого офицера с двумя детьми от расстрела. Это произошло в девятнадцатому году, когда один из городов средней России, переходивший раз за разом из одних рук в другие, оказался в руках новой власти; в этом городке находилась женщина, жена русского офицера, со своими двумя детьми. Она спряталась на окраине города, в опустелом домике, и решила переждать до момента, когда сможет бежать.

Однажды вечером кто-то постучался к ней в дверь. Она трепетно ее открыла и оказалась перед лицом молодой женщины, ее же лет, которая ей сказала: вы ведь такая то, не правда ли? Вам надо немедленно бежать, потому что вас предали, и сегодня ночью придут вас брать. Мать посмотрела на нее, показала своих детей: куда мне бежать — они же далеко не пойдут, и нас сразу узнают!

И тогда эта женщина, которая была просто соседкой, улыбнулась и сказала: «Нет! Вас искать не станут, потому что я останусь на вашем месте». «Но вас расстреляют!» — сказала мать. И молодая женщина снова улыбнулась: «Да! Но у меня нет детей». И мать ушла, а молодая женщина осталась. Глубокой ночью пришли, застали эту молодую женщину (звали её Натальей) и расстреляли. Мать с детьми спаслась, и Владыка был лично знаком с ней и её детьми.

Мы знаем, что можно привести и другие подобные примеры. Например, мученическую кончину убиенного в Бутове Сергея Михайловича Ильина, пострадавшего по обвинению в совершении тайных богослужений, которые совершал его брат, известный в Москве священник отец Александр Ильин. Сергей Михайлович не указал на следствии, что предъявленные по документам следствия обвинения относятся не к нему, мирянину, С. М. Ильину, а к его брату, священнику А. М. Ильину, и принял смерть за брата.

Опыт общения с представителями поколения наших отцов и дедов, прошедших через горнило гонений за веру, тюрьма и лагеря, свидетельствует нам, что эти люди были удивительно любвеобильны, светлы и радостны, и, общаясь с ними, мы находились в атмосфере любви и света.

О благодарности

Подвиг Новомучеников и Исповедников Российских

Говоря о подвиге новомучеников, Владыка особо обращал внимание на значение этого подвига для нас. «Мученики являют нам новую высоту любви Божией в человеческих сердцах, новую победу Божию. Бог снова являет Себя, и мученичество одного перерастает в спасение другого».

В другом месте он говорил:

«…из них многие, отдавали свою жизнь за Христа, за веру, были замучены и в застенках, и в тюрьмах, и в лагерях за то, что они верили во Христа, и предпочитали умереть скорее, чем отказаться от Него, от своего Бога, от своего Спасителя, от Того, Кто так их возлюбил, что Он Сам Свою жизнь отдал, чтобы мы не сомневались в Божественной любви и чтобы нам открылись врата вечной жизни»

«Мы должны быть благоговейно благодарны за их подвиг, за величие их души, за дерзновение их жизни; но каким вызовом является их жизнь для нас. Мы живем жизнью серой, часто без подвига внутреннего, и, конечно, без внешнего подвига. Так ли мы отвечаем на любовь Божию? И их память мы должны совершать не только тем, чтобы ликовать о них, чтобы дивиться на них, а тем, чтобы, взглянув в их жизнь, стать подобными им, отдать свое сердце, отдать свою жизнь для служения Тому Богу, Который нас научил такой любви».

Владыка Антоний, был современником новомучеников, человеком перенесшим тяготы эмигрантской жизни, горячо любившим Россию и, несмотря на все искушения, верным сыном Русской Православной Церкви. Он чаял прославления в лике святых новомучеников и исповедников Российских, и канонизацию Собора новых мучеников русских он принял с радостью.

Читать еще:  Вход Господень в Иерусалим: победитель до победы

К сожалению, приходиться признать, что, несмотря на прославление этого великого сонма новых русских святых, при ответе на вопрос, поставленный Владыкой: «Так ли мы отвечаем на любовь Божию, явленную через подвиг новомучеников?», — мы потупляем взоры…

Но, слава Богу, в Церкви происходит осознание этого подвига. В честь новомучеников освящаются храмы, крестятся новопросвещенные. Новым святым пишутся иконы, им совершаются богослужения, в их память проходят крестные ходы, организуются конференции. Ведётся многолетняя полемика о критериях, необходимых для прославления в лике святых того или иного члена Церкви, пострадавшего в те страшные годы гонений. И видение подвига новомучеников как свидетельства о любви, о чём учил приснопамятный митрополит Антоний, — является важным вкладом в соборное осознание значения и величия подвига, совершённого великим сонмом новых мучеников Церкви Русской.

Тропарь Новомученикам и Исповедникам Российским

Днесь радостно ликует Церковь Русская, / яко мати чада, прославляющи новомученики и исповедники своя: / святители и иереи, / царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини, / преподобныя мужи и жены / и вся православныя христианы, / во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во Христа положившия / и кровьми Истину соблюдшия. / Тех предстательством, Долготерпеливе Господи, / страну нашу в Православии сохрани / до скончания века.

О новомучениках

Подробности Просмотров: 2657


Участники Юбилейного Архиерейского Собора Архиерейский Юбилейный Собор, проходивший в Москве 13–16 августа 2000 года, заслушал доклад Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых о результатах деятельности Комиссии за межсоборный период. По докладу Митрополита Ювеналия было принято решение о прославлении для общецерковного почитания в лике святых Собора новомучеников и исповедников Российских XX века, поименно известных и доныне миру неявленных, но ведомых Богу.

Собор рассмотрел материалы о 814 подвижниках, чьи имена известны и 46 подвижников, имена которых установить не удалось, но о которых достоверно известно, что они пострадали за веру Христову. Свидетельства об этих святых поступили из 30 епархий и 5 ставропигиальных монастырей.

Из Послания Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви:

«Юбилейный Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в Москве, в Храме Христа Спасителя 13–16 августа 2000 года, обращается к Полноте церковной со словами апостольского приветствия: «Благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа. Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами» (2 Фес 1, 2).

Архиерейский Собор и последующее освящение Храма Христа Спасителя занимают центральное место в торжествах Великого Юбилея – двухтысячелетия Рождества по плоти Господа и Спасителя нашего. Глубоко символично, что Собор проходил накануне праздника Преображения Господня, когда Церковь воспоминает чудо явления славы Божией в Иисусе Христе, Который просиял божественным и нетварным светом пред Своими учениками. Чудом, символизирующим преображение и возрождение нашего народа, явилось воссоздание Храма Христа Спасителя, построенного в память воинов, за веру и Отечество павших, и разрушенного богоборцами в годину лихолетья. (…)

Важнейшим деянием Юбилейного Архиерейского Собора стало прославление для общецерковного почитания сонма новомучеников и исповедников Российских, поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу. Более тысячи имен новопрославленных святых внесены в святцы Русской Православной Церкви. Причислены к лику святых в чине страстотерпцев Государь Император Николай Александрович и члены его Семьи: Государыня Императрица Александра Феодоровна, Наследник Цесаревич Алексий, Великие Княжны Ольга, Мария, Татиана, Анастасия. Собор выражает надежду на то, что это прославление станет переломным моментом в нашей истории, содействуя покаянию народа в грехе богоотступничества. Молитвами новопрославленных святых да поможет нам Господь стать на путь духовного исцеления и преображения!

Уходящий век и уходящее вместе с ним тысячелетие открывают нам величие судеб Божиих, явленных в истории нашей Церкви. Страшные гонения, пережитые верующими, не смогли сломить крепость человеческого духа, утверждаемого православной верой и надеждой на премудрый Промысл Божий, оживотворяемого любовью к Богу и ближним. Новомученики и исповедники Российские, невероятными страданиями запечатлевшие свою верность Святому Православию, уподобились евангельскому зерну, которое, претерпев смерть, обрело воскресение и новую жизнь (Ин 12, 24). (…)

Церковь не может быть равнодушной к жизни общества. Потому сегодня мы во всеуслышание говорим и власть имущим, и простым людям, и всему человеческому роду: без духовного обновления, без Бога, без исполнения Его заповедей никакие знания и материальные средства, никакие сила и власть не принесут человеку подлинного счастья, полноты и гармонии бытия. Преодоление греховного влечения человека исключительно к земным благам есть одна из самых важных задач духовного воспитания. (…)

Мы, православные христиане, вступаем в третье тысячелетие по Рождестве Христовом с твердой надеждой и упованием на милость Божию, имея обетование Спасителя, что врата адовы не одолеют Церкви. Наше будущее никем не запрограммировано: оно в значительной степени зависит от того, сумеем ли мы сделать выбор между добром и злом, между путем жизни и путем смерти (Втор 30, 19–20); оно зависит от того, насколько активной будет наша христианская жизненная позиция, насколько крепкой и непоколебимой будет наша вера. Именно вера была той духовнонравственной силой, которая неоднократно спасала наших благочестивых предков в самые трудные периоды истории. Этому спасению всегда предшествовало пробуждение духовных сил народа, его возвращение к христианским идеалам. (…)

Сам Пастыреначальник Господь да укрепит всех нас, архипастырей и священнослужителей, монашествующих и мирян, в ожидающих нас трудах. Да подаст Он государственным мужам мудрость, силу и Свою Божественную помощь для созидания благоденствия, мира и согласия в земле нашей. (…)»

Деяние Юбилейного Архиерейского Собора о соборном прославлении Новомучеников и исповедников Российских ХХ века

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

На исходе второго христианского тысячелетия, когда мир празднует Юбилей Боговоплощения, Русская Православная Церковь приносит Христу плод своих голгофских страданий – великий сонм святых мучеников и исповедников Российских ХХ века.

Тысячу лет назад Древняя Русь приняла учение Христово. С тех пор Русская Православная Церковь просияла подвигами святителей, преподобных и праведных. Эпохой мучеников и исповедников для России явился XX век.

Главой сонма Российских мучеников и исповедников за веру Христову явился святой Патриарх Тихон, который, характеризуя эту эпоху, писал: «Тяжкое время переживает ныне Святая Православная Церковь Христова в Русской земле: гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово. Зовем всех вас, верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне Святой Матери нашей. А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою словами святого апостола: «Кто ны разлучит от любве Божия: скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч» (Рим 8, 35)».

Многие из тех, кто пострадал за веру в ХХ веке, ревнуя о благочестии, желали жить в то время, когда верность Христу запечатлевалась мученической кровью. «В детстве и отрочестве, – писал из камеры смертников священномученик Вениамин, митрополит Петроградский, – я зачитывался житиями святых и восхищался их героизмом, их святым воодушевлением, жалел всей душой, что времена не те и не придется переживать, что они переживали. Времена переменились, открывается возможность терпеть ради Христа от своих и от чужих. Трудно, тяжело страдать, но по мере наших страданий, избыточествует и утешение от Бога».

«В наши смутные дни явил Господь ряд новых страдальцев. – писал святой Патриарх исповедник Тихон, – если пошлет нам Господь испытание гонений, уз, мучений и даже смерти, будем терпеливо переносить все, веря, что не без воли Божией совершится это с нами и не останется бесплодным подвиг наш, подобно тому, как страдания мучеников христианских покорили мир учению Христову».

Сбылись чаяния исповедника веры святого Патриарха Тихона – на крови мучеников ныне возрождается Русская Православная Церковь. Святая Церковь, от начала возлагающая упование на молитвенное предстательство пред Престолом Господа Славы Его святых угодников, соборным разумом свидетельствует о явлении в ее недрах великого сонма новомучеников и исповедников Российских, в XX веке пострадавших.

Боголюбивая Полнота Русской Православной Церкви благоговейно хранит святую память о жизни, подвигах исповедничества святой веры и мученической кончине иерархов, священнослужителей, монашествующих и мирян, вместе с Царской Семьей засвидетельствовавших во время гонений свою веру, надежду и любовь ко Христу и Его Святой Церкви даже до смерти и оставивших о себе грядущим поколениям христиан свидетельство о том, что «живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем» (Рим 14, 8). Они были служителями животворящего Духа, явившими духовную силу Церкви в испытаниях недавнего прошлого, и мы не можем предать забвению их подвиг веры, ибо они во всем явили «себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах» (2 Кор 6, 4–8).

Терпя великие скорби, они сохранили в сердце мир Христов, стали светильниками веры для соприкасавшихся с ними людей. Будучи столь стесняемы внешними обстоятельствами, все встречавшиеся испытания они переживали с твердостью и смирением, как это подобает каждому подвижнику и делателю на ниве Христовой, храня в сердце завет святого апостола Петра: «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас» (1 Пет 4, 12–14).

Прославляя подвиг новомучеников, Русская Православная Церковь уповает на их предстательство и молится, да пробавит Господь милость Свою на нас и даст всем нашим соотечественникам время на покаяние, зажжет в их сердцах огонь веры, ревность о возрождении Руси Святой, нашего земного Отечества.

Читать еще:  Молитва иверской божьей матери о материнстве. Иверская икона Божьей Матери

1. Прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века, поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу.

2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских имена пострадавших за веру, свидетельства о которых поступили:
(…)

3. Прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских Царскую Семью: Императора Николая II, Императрицу Александру, царевича Алексия, великих княжен Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию. В последнем православном Российском монархе и членах его Семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 года, был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в ХХ веке.
(…)

4. Внести в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания имена ранее прославленных новомучеников и исповедников Российских в лике местночтимых святых:
(…)

11. Напечатать жития новопрославляемых новомучеников и исповедников Российских для назидания в благочестии чад церковных.
(…)

Предстательством и молитвами сонма новомучеников и исповедников Российских, предстоящих пред Престолом Божиим и молящихся за наш многострадальный народ, за Русскую Церковь и нашу возлюбленную Отчизну, да укрепит Господь веру православных христиан и ниспошлет нам Свое благословение. Аминь.

АЛЕКСИЙ II, Божией милостию смиренный Патриарх Московский и всея Руси

ЧЛЕНЫ ОСВЯЩЕННОГО АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА

Обзор подготовила Людмила Зосимова

Отец Арсений

История написания

Один из глубоких почитателей и «духовных чад» отца Арсения Владимир Владимирович Быков много лет собирал рассказы пострадавших от гонений против церкви, и лично знал многих авторов воспоминаний о святом отце. Он был знаком со старцем Арсением и даже 12 раз исповедовался у него. Свои рукописи Владимир Быков передал в Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. В них собраны описания жизни и испытаний нескольких реальных людей.

При этом у него было одно условие — не называть настоящие имена и даты, которые могли бы определить их личность. Именно поэтому разные подвижники существуют в книге под одним именем иеромонаха Арсения.

Почти 20 лет назад по инициативе университета собирались данные на десятки тысяч человек, пострадавших от гонений на православную церковь. Именно их редактор и составитель книги Владимир Воробьев включил в первое издание. Записи оставили без редактирования, чтобы сохранить максимальную подлинность.

Идея и суть

Читательский интерес к книге «Отец Арсений» связан не только с литературной составляющей. Религиозное восприятие мира в ХХ веке было связано с образом новомучеников, ведь «Отец Арсений» — повествование о выживании подвижников в лагерях, о подвигах веры, о судьбе Церкви в 1920—1950 годы.

В книге стирается грань между документальностью и художественностью. Проза становится достоверным свидетелем страшного времени. Читателю не важна множественность прототипов, значимой является лишь духоподъемность книги. Это надежда на спасение, памятник всем жертвам, замученным и убитым.

Сюжет книги

Каждое событие в этой книге — это рассказ нескольких людей. Истории и исповедания помещены на семистах страницах, включены десятки имен и фамилий.

Важно отметить, что:

  • сам сюжет можно отследить уже по заголовкам, которые имеют литературное назначение;
  • в каждой новелле пространство ада, страшные, трагические события, множество противоположных фигур — все соединено в обыденной обстановке;
  • постепенно читатель знакомится с биографией батюшки, узнает обо всех его ссылках, мучениях в лагерях, знакомствах с разными людьми;
  • каждая глава представлена в форме свидетельства, воспоминания или сообщения;
  • содержатся важные сведения о том, что значимо для духовного развития и выживания в невыносимых обстоятельствах.

Первые главы указывают на темный и трудный период жизни: «Лагерь», «Барак», «Больные», «Вызов майора», «Надзиратель справедливый». Но далее из названий глав становится понятно, что обстоятельства меняются, состояние духа улучшается. Это очевидно, если прочитать «Жизнь продолжается», «Радость», «Все меняется», «Исповедь».

Действующие персонажи

Условия советской эпохи вынуждают скрывать и изменять имена всех персонажей и названий. Первый персонаж — это уголовник Серый, который появляется во второй главе.

В третьей главе появляется заболевший и умирающий Сазиков Иван Александрович, а также идейный коммунист Авсеенков Александр Павлович. За них старец читал молитву о выздоровлении Христу и Пресвятой Богородице.

Данные персонажи выступают мемуаристами уже в следующей главе. Постепенно читатель знакомится с десятком имен и фамилий: Иван Карий, Вера Даниловна, майор Абросимов Сергей Петрович, Алексей (с ним Арсений выжил в карцере в тридцатиградусный мороз), Надежда Петровна, врач Борис Петрович, инок Михаил, Сергей Сергеевич.

Жанр произведения (основные особенности)

Литература второй половины XX века все больше стремится к документальности и достоверности, когда из внешней художественности проглядывает автор и ведет прямой разговор с читателем. При этом он не стремится к персональному авторству или внесению индивидуальности в текст. Задача автора — описать свидетельства очевидцев.

Убедительной является лишь достоверность рассказа. На первое место выходит религиозная тематика и духоподъемность текста.

Структура текста

Со времени выхода из печати первого издания в 1993 г. и до последнего переиздания в 2014 г. книга становилась все более объемной, дополнялась новыми главами.

Следует помнить о том, что:

  1. Три первые части («Лагерь», «Путь» и «Дети») вышли в самиздате в 1975 г. и передавались из рук в руки среди церковных семей. Рукописью восторгались: ранее никто не писал о миллионах верующих, погибших и замученных в лагерях и тюрьмах.
  2. В 1998 г. выходит третье издание с добавленной четвертой частью «Путь к вере». Материалы для нее были собраны Владимиром Быковым.
  3. В новом, переизданном и исправленном издании в 2014 г. появляется пятая часть «Возлюби ближнего своего», материалы к которой ранее не публиковались.
  4. Неизданные ранее 16 глав основаны на рассказах духовных детей батюшки Арсения, солагерников и его собственных воспоминаниях. Здесь появляются имена реальных людей, близко знавших проповедника и общавшихся с ним: епископ Афанасий (Сахаров), протоиерей Сергий (Орлов), Всеволод Шпиллер. Все они тайно общались между собой.

Также в книгу включены фотографии подвижников, знавших иеромонаха Арсения и переживших схожие испытания за веру и Христа. Первая и вторая части имеют отдельные предисловия.

Предисловия к первому и четвертому изданиям написаны редактором-составителем Владимиром Соловьевым. В них он пишет о подвиге неканонизированных подвижников и новомучеников, о вопросе прототипа и его подлинности.

Похожие произведения

В наше время появляются похожие книги о житиях святых, жизнеописания старцев, представление подвигов православной веры в условиях современной эпохи.

  1. «Непознанный мир веры» (переиздается с 2002 по 2010 гг.). Это книга-сборник, заключающая в себе разные рассказы, но все про необыкновенные факты жизни обычных православных христиан и известных людях, обретших веру в Бога.
  2. Подлинная история трех Оптинских новомучеников, убитых на Пасху в 1993 году, описана в повести Нины Павловой «Пасха Красная». Она выступила собирателем воспоминаний о иеромонахах и оставшихся после них рукописях.
  3. Книга «Служитель Божий» представляет собой жизнеописание старца митрофорного протоиерея Николая Гурьянова. Она рассказывает о пастыре 20 века, выдающемся исповеднике, который известен православному миру благодаря своим подвигам, смиренному несению креста и искренней любви к Богу.
  4. Подвиги веры, любви, прощения и жертвенности подвижников нашего времени собраны в книге Александры Никифоровой «Живое предание ХХ века». В ней содержатся рассказы свидетелей о святых старцах, православных мучениках.

В 2011 году был снят фильм о том, как собирались воспоминания, рассказы и письма разных людей, знавших и общавшихся с православным старцем Арсением.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 360

Жития новомучеников и исповедников российских ХХ века

Возлюбленные о Господе служители Алтаря Господня, дорогие братья и сестры!

Все мы являемся свидетелями великого чуда возрождения Русской Православной Церкви. Многие из нас знают не понаслышке о тех испытаниях, которые пережила наша Русская Церковь в ушедшем ХХ веке. Невиданные по масштабу гонения обрушились на Нее, неисчислимые жертвы принесены Ее чадами ради Христа.

Какой урок можем вынести мы из пережитого Церковью Христовой в ХХ веке? Ответить за нас может священномученик Иларион, архиепископ Верейский: «В эти годы лишь окрепла моя вера в Церковь и утвердилось сердце мое в надежде на Бога… Когда очень многое из дел человеческих оказалось построенным на зыбучем песке… Церковь Божия стоит непоколебимо, лишь украшенная, яко багряницею и виссом, кровьми новых мучеников. Что мы знали из церковной истории, о чем читали у древних, то ныне видим своими глазами: Церковь побеждает, когда ей вредят… Не веруем только, но и видим, что врата адовы бессильны пред вечным Божиим созданием. Среди ветров лжеучений, среди мутных яростных волн злобы, лжи и клеветы неистовых врагов как скала стоит Церковь…»

Канонизация новомучеников и исповедников Российских ХХ века, осуществленная Архиерейским Юбилейным Собором в августе 2000 года, бесспорно, является одним из величайших событий за всю историю бытия Русской Православной Церкви. Нам, очевидцам этого события, может быть, еще не вполне ясно, какие духовные перспективы открываются для нас в узнавании подвига неисчислимого сонма подвижников веры.

Среди трудностей современной жизни российского общества, в окружении безбожия, иноверия и сектантства, расколов и ересей, вопреки пропаганде зла, насилия, стяжательства, небывалого разврата и новых, ранее немыслимых соблазнов, перед лицом еще неведомых испытаний наступившего XXI века Русская Православная Церковь подвела итог своему духовному опыту за ХХ столетие. Кровью своих мучеников Русская Церковь приготовила себя к вступлению в III тысячелетие.

Благодарное принятие нами этого опыта святости может вновь объединить нас. Указывая на сонм святых новейшего времени и призывая искать их молитвенного заступничества, Церковь исполняет свой материнский долг по отношению к народу, который ждет от Нее освящения.

«Прославляя подвиг новомучеников, Русская Православная Церковь уповает на их предстательство и молится, да пробавит Господь милость Свою на нас и даст всем нашим соотечественникам время на покаяние, зажжет в их сердцах огонь веры, ревность о возрождении Руси Святой, нашего земного Отечества»[1].

Читать еще:  Ограждение мест производства дорожных работ. Медицинские и санитарные знаки безопасности Знаки мед и санитарного назначения

Желаю всем читателям воспламеняться ревностью о спасении, надеждой на помощь Божию в тесных обстоятельствах нашего жития. По молитвам новомучеников и исповедников Российских ХХ века да даст нам Господь потрудиться во славу Божию и Церкви Христовой для спасения вечного.

С любовью о Господе митрополит Крутицкий и Коломенский Председатель Синодальной Комиссии по канонизации святых

В первую книгу многотомного издания «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии» вошли жизнеописания 62 подвижников, прославленных в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Порядок, в котором расположены жития в сборнике, определен древней агиографической традицией. Все жития помещены в хронологическом порядке по дням памяти подвижников. Данный том включил в себя жития тех, чья память пришлась на месяцы январь май включительно.

Внутри каждого месяца жития распределены по числам датам памяти, которые указаны по старому стилю, а в скобках указывается гражданский новый стиль. День памяти может не совпадать с фактическим днем кончины подвижника в том случае, если кончина случилась в день двунадесятого или другого великого праздника. В этом случае память святого перенесена на другой день.

Память каждого подвижника, согласно Определению Юбилейного Архиерейского Собора о канонизации новомучеников и исповедников Российских ХХ века, совершается в день кончины и в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января (7 февраля), если этот день совпадет с воскресным днем, а если этот день не совпадет с воскресным днем, то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля).

У некоторых мучеников и исповедников пока не удалось установить точный день кончины, поэтому их память совершается только в день Собора новомучеников и исповедников Российских.

Некоторые подвижники объединены в одном житии по причине того, что служили в одном храме или благочинии и (или) были арестованы по одному делу. Они также могли пострадать не в один день, однако память их, согласно церковной традиции, совершается вместе в один день.

В большинстве случаев удалось найти фотографии мучеников и исповедников. Они публикуются в данном сборнике вместе с житием. Поскольку труд создания икон еще ждет своих усердных делателей– иконописцев, составители сборника выражают надежду, что данный материал явится для них неоценимым подспорьем.

Работа по выявлению новых имен новомучеников и исповедников Российских продолжается. Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских). Этот сборник включил в себя жития тех из них, кто был прославлен на Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 года, а также вошедших в Собор новомучеников и исповедников Российских в послесоборный период на основании решений Священного Синода в 2000 и 2001 годах.

В конце книги в качестве приложения помещен список святых, чьи жития вошли в этот сборник, с указанием времени включения их имени в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века.

Свои замечания, предложения и дополнения Вы можете присылать по адресу: 119 435 Москва, Новодевичий проезд 1, Синодальная Комиссия по канонизации святых.

АМП Архив Московской Патриархии

ГАКО Государственный архив Костромской области

ГАРФ Государственный архив Российской Федерации

ОР РГБ Отдел рукописей Российской государственной библиотеки

ПСТБИ Православный Свято–Тихоновский Богословский Институт

РГАЛИ Российский государственный архив литературы и искусства

РГИА Российский государственный исторический архив

ЦА ФСБ Центральный архив ФСБ

ЦГАМО Центральный государственный архив Московской области ЦИАМ Центральный исторический архив Москвы ЦМАМ Центральный муниципальный архив Москвы

От молитвы до экскурсии

Семья Головиных не бедствует. На своем YouTube-канале «Жизнь во Христе» Головин регулярно выкладывает видеопроповеди. Последняя — на «горячую» тему «Можно ли коронавирусом заразиться от Причастия?» — от 17 марта собрала 25 тысяч просмотров. Опальный священник-расстрига по-прежнему популярен, и это способствует посещаемости его «неофициального ресурса» (такой статус обозначен на главной страничке сайта с проповедями и беседами Головина).

На этом сайте есть раздел «Молитва по соглашению», где желающему присоединиться предлагают перейти на соответствующий сайт, выбрать, за что молиться, после чего участнику соборного моления выставляют прайс: «ПРЕДЛАГАЕМОЕ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ОДНО ИМЯ: 700 р. за один акафист на один календарный год. При выборе 4-кратного чтения акафиста в течение суток предлагаемое пожертвование на одно имя 1 500 р. за один акафист на один календарный год». Перечислить деньги можно через электронные системы платежей, например, на «Яндекс-кошелек», переводом на банковские карты секретарей о. Владимира, либо через СМС на короткий номер. Имена тех, за кого будут возноситься соборные молитвы, вносятся в список после подтверждения платежа.

Кроме того, в Болгар и Балымеры — в «скит» к Головину — организуются платные экскурсии. Двухдневная автобусная поездка из Казани с ночевкой в «скиту» обойдется в 5 700 рублей с человека, в эту сумму входят «транспортное обслуживание, проживание, трапезы, сопровождение на всем маршруте православным воцерковленным гидом». Для приезжих из других регионов есть дополнительная услуга — экскурсия по храмам столицы Татарстана «Казань православная» стоимостью 4 500 рублей. При желании можно посетить Раифский и Свияжский монастыри — за дополнительные 5 300 рублей.

Владимир Головин устраивает для паломников экскурсии по Болгару и Казани. Фото ansobor.ru

Иконография

Первая икона семьи царственных мучеников была написана в РПЦЗ к прославлению их в 1981 году. Вскоре она получила широкое распространение также в отечестве, став образцом для написания множества схожих икон. Однако специалисты отмечали, что этот образ не во всём соответствует иконописному канону. В частности, отмечался тот факт, что Романовы изображены в старинных одеяниях, которых они в жизни никогда не носили [9]. Существуют также образцы вполне каноничных икон, на которых царственные страстотерпцы изображены в одеяниях, которые они носили при жизни — либо скромных повседневных, либо парадно-торжественных.

Иконография

Собирательный образ святого Евгения, по армянской иконописной традиции — воин в доспехах. Евгения Севастийского изображают отдельно или в числе пяти мучеников, с Евстратием, Авксентием, Мардарием и Орестом. В Москве их первые изображения появились в 18 веке, после того, как в город доставили голову святого Авксентия.

Отличительная черта мученика Евгения, согласно описаниям к иконам — округлая борода. Его изображают с красным плащом за спиной, копьем или мечом в левой руке и крестом в правой. Встречается икона, на которой мученик придерживает левой рукой щит.

Святого Евгения пишут в полный рост или по пояс, без оружия. В русской иконописной традиции мученик одет в зеленую или голубую одежду.

На поясных изображениях красный плащ украшают кантом с узором. Лик мученика слегка повернут влево или вправо. Плащ ниспадает соответственно с левого или с правого плеча. Святого пишут с крестом в деснице. Иногда в левой руке изображают бумажный свиток. Встречается также обобщенный образ, на котором мученик одет в коричневую одежду, зеленый плащ и держит в правой руке крест.

Запомнить героя

После кошмарного взрыва горцы не сразу пришли в себя, и это дало немногочисленным уцелевшим русским солдатам отойти на последний рубеж обороны, где они и сражались до двух часов дня. Только после этого их, израненных, не имеющих ни пороха, ни пуль, ни сил пойти в штыковую, удалось взять в плен. Выжить в плену суждено было далеко не всем, но вернувшиеся и стали первыми, кто рассказал о подвиге своего сослуживца Архипа Осипова. Весть об этом быстро дошла до Санкт-Петербурга, и вскоре император Николай I, потрясенный случившимся, повелел навечно включить героя в списки Тенгинского полка как «первого рядового» самой почетной, 1-й гренадерской роты. Отныне на каждой перекличке в ответ на окрик «Рядовой Архип Осипов!» надлежало отвечать: «Погиб во славу русского оружия в Михайловском укреплении!» А дата 22 марта навсегда стала в полку особой датой: в этот день в полковой церкви служили особую торжественную панихиду в память о герое и всех его товарищах.

Через три десятка лет на Северном Кавказе появились два памятника, увековечивших славу защитников укрепления Михайловского. Первым в 1876 году стал ажурный чугунный крест, установленный на месте бывшего форта по инициативе великого князя Михаила Николаевича, бывшего в ту пору наместником Кавказа. Крест поставили такого размера и так, чтобы он был виден всем кораблям, проходившим вдоль берега Черного моря мимо устья реки Вулан.

Вид на памятник Николаю Лико и Архипу Осипову во Владикавказе со стороны штаба 20-й пехотной дивизии

Через пять лет во Владикавказе появился второй памятник, возведенный на средства офицеров и солдат 77-го Тенгинского полка. Инициатива эта принадлежала начальнику 20-й пехотной дивизии генерал-лейтенанту Василию Гейману и была озвучена им 29 июня 1873 года во время полкового праздника тенгинцев. Им удалось собрать 9 292 рубля 3 копейки, но этих средств не хватало, чтобы возвести монумент по высочайше одобренному проекту скульптора Феликса Ходоровича, предварительная стоимость которого составляла 75 тысяч рублей! Поэтому 22 октября 1881 года на площадке перед штабом дивизии на Александровском проспекте торжественно открыли памятник, созданный военным инженером капитаном П.А.Лилеевым.

Монумент обошелся всего в 10 370 рублей. Он представлял собой четырехгранную пирамиду серо-синего мрамора с бронзовым орлом на вершине. На передней грани поместили икону Спасителя, на тыльной — приказ с описанием подвига рядового Осипова, а на боковых — бронзовые плиты с надписями: «Штабс-капитану Лико и рядовому Архипу Осипову» и «Погибшим во славу русского оружия в Михайловском укреплении 22 марта 1840 года». До наших дней памятник не дожил: после Октябрьской революции его снесли как наследие самодержавия, а инициатива по его восстановлению в 2014 году почему-то была расценена как попытка внести раскол в отношения народов, населяющих Северный Кавказ. А вот крест на месте бывшего укрепления в деревне Вуланской, которая в 1889 году повелением императора Александра III была переименовала в Архипо-Осиповку, сохранился, и местные жители поддерживают его в полном порядке.

Крест на месте бывшего укрепления Михайловского в честь подвига рядового Архипа Осипова. Фотография начала ХХ века

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector