0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Суицид подростков: причины

Суицид подростков: причины

Согласно статистическим данным, наибольший процент попыток самоубийства приходится на пубертатный период. В подростковом возрасте большинство детей проявляют острую чувствительность к различным ситуациям. Существует множество различных факторов, которые побуждают у подростков желание лишить себя жизни. По мнению специалистов, профилактические мероприятия, позволяющие предупредить подобные трагические события, имеют первостепенную важность для современного общества. В данной статье, мы предлагаем рассмотреть наиболее распространённые причины суицида подростков.

Пубертатный период (ориентировочно от 12 до 16—17 лет) относится к числу переходных и критических периодов жизни человека

  1. Актуальность проблемы
  2. Суицид с научной точки зрения
  3. Истинные причины
  4. Пугающая статистика
  5. Тревожные сигналы
  6. Профилактические мероприятия

Трудный возраст

Исследования проблемы подросткового суицида показали, что самым опасным является возраст 10-14 лет: ребенок переживает острый возрастной кризис, сопровождающийся рефлексией, острым недовольством собой, своими способностями, возможностями и внешностью, поиском ответов на «извечные» вопросы: «Кто я? Зачем я живу? В чем смысл существования?». К тому же, подростки часто романтизируют смерть, чему в немалой степени способствуют молодежные субкультуры, продукция современной киноиндустрии, пропаганда суицида в социальных сетях и средствах массовой информации, месяцами смакующих подробности самоубийств известных людей. Ребенок пока еще не понимает, что смерть – это конец всего. Суицид представляется подростку способом быстро избавиться от душевной боли, сбежать от проблем, а смерть кажется переходом в некую иную форму существования.

Истинные попытки суицида редко встречаются у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Это связано с тем, что маленькие дети практически полностью зависимы от родителей, у них только начинается процесс самоидентификации, поиска своего «Я», а потому мысль, что можно причинить боль самому себе или, в особенности, совершить попытку ухода из жизни, пока не приходит им в голову. С 14-летнего возраста число подростковых суицидов резко возрастает, достигая максимального пика в 16-19 лет. Хотя девушки в три раза чаще пытаются наложить на себя руки, две трети попыток, завершившихся смертью, приходится на юношей. Связано это с тем, что мальчики обычно выбирают жесткие экстремальные способы: прыжки с высоты, повешение, отравление сильнодействующими ядами.

Почему дети решаются на этот отчаянный шаг? В подавляющем большинстве случаев причиной становятся конфликты в семье, потеря доверительной связи с самыми близкими людьми – матерью и отцом, дефицит любви с их стороны, отсутствие поддержки и взаимопонимания, чувство одиночества, сомнения в собственной ценности. На втором месте этого печального рейтинга – проблемы в школе, включающие в себя плохие оценки, конфликты с преподавателями и травлю со стороны сверстников. Чем старше ребенок, тем чаще причиной попыток наложить на себя руки становится несчастная любовь и проблемы в сексуальной сфере.

В своей работе психологи очень часто сталкиваются с тем, что субъективное восприятие подростков очень сильно отличается от той реальной ситуации, которая существует. Например, родители говорят о том, что в семье много уделяется внимания детям, что все выходные проводятся вместе, что все сделано для того, чтобы у их отпрыска была хорошая модная одежда и гаджеты «не хуже, чем у других». Но нечаянно брошенные фразы в беседе с психологом, результаты психологической диагностики, рисунки, которые создает подросток, — все выражает крик о ненужности и непонятности.

Отчасти это происходит потому, что у подросшего ребенка другие критерии любви. Ему может казаться, что запреты и критика родителей, выставление требований к выполнению домашних обязанностей и школьной успеваемости, — придирки. На приеме психолога 14-летний мальчишка, попавший в кабинет специалиста после демонстративной суицидальной попытки, сказал: «Её (мать) волнует только то, что у меня в дневнике и в комнате, а на то, что у меня в душе ей плевать». Неправильное восприятие реальности и сильные душевные переживания приводят к тому, что подросток находит все новые и новые доказательства того, что он ничего не значит для окружающих, что «всем будет легче без него». День ото дня растет уверенность, что ничего изменить нельзя.

Наиболее важный фактор, который приводит к попыткам наложить на себя руки – чувство безнадежности. Ребенок не видит другого выхода, не знает, что его проблемы могут быть решены.

Причины подросткового суицида

Что может спровоцировать ребенка на совершение самоубийства? Причины подросткового суицида часто лежат в адаптированности ребенка к жизни, умении его справляться с проблемными ситуациями и во взаимоотношениях с близкими людьми, друзьями.

Условно всех самоубийц можно разделить на 5 типов:

  1. Эгоист, который думает только о своих желаниях, соответственно, выпадает из социума.
  2. Аномичный самоубийца, который не принимает общественные нормы поведения и правила.
  3. Альтруист, который ориентирован на потребности и желания социума, что может заставить его совершить суицид «за компанию».
  4. Фаталист, который верит в судьбу, рок, предопределенность, не имеет свободы выбора и способов самореализации.
  5. Имитатор, который через самоубийство старается напугать окружающих, заполучив свое, достигнув цели, заставив их что-то сделать ради него.

Если подросток имитирует самоубийство, то некоторые взрослые относятся к этому как к шантажу или игре. Однако нередко демонстративный суицид переходит в истинный, когда подросток не видит выхода из ситуации и замечает равнодушие со стороны взрослых.

Причинами подросткового суицида являются:

  • Проблемные взаимоотношения в семье, наличие конфликтов с родителями. Здесь проблемным становится отсутствие поддержки и внимания со стороны родителей, которые забывают о духовном общении, устремляя все силы на обеспечение детей материальными благами. Частой становится проблема непонимания родителями детских переживаний, когда подросток очень чувствительно относится к некоторым событиям, а взрослые игнорируют или принижают значение его переживаний.
  • Отвержение, игнорирование сверстниками, конфликты с ними.
  • Несчастная любовь. В подростковом возрасте она кажется вечной, романтической, возвышенной. Если подросток сталкивается с разочарованиями в любви, то он может почувствовать ненужность жизни.
  • Одиночество.
  • Унижение.
  • Подражание кумирам, которые также кончают жизнь самоубийством.
  • Влияние СМИ, где культ смерти превозносится. Создаются общества, сайты в Интернете, группы, которые решают вместе покончить с жизнью. Здесь принижается значение жизни и пропагандируется смерть.
  • Завышенные требования, которые выставляются родителями. Если ребенок не может им соответствовать, он ощущает собственную никчемность, что может привести к мыслям о самоубийстве.
  • Проблемы с учебой. Если ребенок пользуется уважением среди подростков и взрослых благодаря своим высоким отметкам, то он может не справиться с проблемой, когда он перестанет их получать.
  • Чувство ненужности.
  • В качестве поступка, чтобы всем отомстить или насолить.
  • Аутоагрессия.
  • Страх перед будущим.
  • Употребление психотропных средств, алкоголя, наркотиков.
Читать еще:  Маски, капли, оксолинка – что реально работает в сезон простуд

Как распознать склонность подростка к суициду

Важно отметить, что ко всем словам со стороны подростка следует относиться серьёзно. Если подросток говорит, что потерял смысл жизни, то это непустые слова. Нельзя игнорировать эти слова, не обращать на них внимания. За ними скрывается серьёзная проблема, и необходимо немедленно обращаться за помощью к специалисту.

Поведение и слова, которые должны насторожить:

  • Если родители или учителя хотя бы однажды услышали от детей СЛОВА ПРОЩАНИЯ, или стали свидетелями, как подросток разговаривал со своими друзьями о том, что они больше его не увидят, то надо действовать немедленно. Подросток может ничего не сделать с собой, но, раз такие слова уже прозвучали, то это свидетельствует о неуверенности в своих действиях. Это может подтолкнуть к мыслям о смерти.
  • САМООБВИНЕНИЯ, мол, я не такой, как все, разговоры о своей никчёмности и неспособности к чему-либо, также являются фактором, который может подтолкнуть к принятию неправильного решения. Таким образом, у подростка, склонного к суициду, вначале наблюдаются изменения в поведении, так как, чтобы открыто заявить о своём намерении уйти из жизни, необходимо большая сила воли. Как правило, такие мысли вынашиваются молча. Тем не менее родители, небезразличные к судьбе подростка, могут заметить изменения в поведении дочери или сына.
  • Подросток постоянно находится в состояние ДЕПРЕССИИ, которая может проявляться в плохом аппетите, обжорстве. Есть проблемы со сном. Может кричать по ночам. Становиться безразличным ко всему.
  • Возможны разговоры на тему смерти. Ему нравится смотреть фильмы и передачи, читать книги, смотреть ролики в интернете, в которых люди лишают себя жизни.
  • Взрослым стоит обратить внимание на парезы, синяки и ссадины на теле подростка. Поинтересоваться их происхождением. Проявить к подростку искреннее внимание и любовь. Предложить помощь, при необходимости.
  • Тревожным звоночком является и поведение подростка, когда он выбрасывает свои любимые вещи. Почему так происходит? Потому что они больше не нужны, оставлять их здесь, в этом мире, не имеет смысла. Очевидно, что с такой проблемой самостоятельно уже не справиться. Только специалист может помочь распутать клубок проблем и подсказать правильный выход из ситуации. Сразу отвести ребёнка к психотерапевту, может, и не получится, поэтому стоит начать со школьных психологов. Как показывает практика, они очень хорошо помогают.

Вот один из примеров психологической помощи для подростков, которые решились на суицид.

Короткометражный фильм Живи!

Кто продал алкоголь?

В моей экспертной практике пока не было случаев суицида подростков, употреблявших курительные смеси. Хотя, действительно, ничего хорошего в этих смесях нет, ведь специалисты считают, что они хуже, чем традиционные наркотики, потому что еще быстрее разрушают нервную систему, мозг…

Что касается вообще наркотизации и алкоголизации при самоубийствах, то они нередко способствуют рискованному поведению и снижают страх смерти. У каждого человека есть определенный страх перед смертью и это достаточно серьезный барьер, который нелегко переступить. Поэтому подростки, которые решаются на такой шаг, иногда употребляют что-то «расслабляющее». В случаях, с которыми доводилось иметь дело мне, чаще таким средством был алкоголь. Причём порой его употребляли даже те подростки, которые раньше не пробовали спиртного.

То, что им не составляло труда получить алкогольные напитки, говорит о слабости закона о запрете продажи спиртного несовершеннолетним. В то же время реальное, действенное ограничение доступа подростков к алкоголю и другим психоактивным веществам позволило бы избежать многих трагедий.

Причины подросткового суицида

Пубертатный период является сложнейшим этапом личностного становления. Одни подростки проходят его беспроблемно и соответственно нормам, а другие намного сложнее. К сожалению, основные причины, провоцирующие подростка на уход из жизни, скрыты в его взаимоотношениях с ближайшим окружением. Не менее важными являются и личностные характеристики индивида, его адаптация к сложным житейским ситуациям и умение им противостоять.

Для того чтобы перечислить причины суицида в подростковом возрасте необходимо обратиться к типологии самоубийц.

Психологи выделяют четыре типа индивидуумов, которые склонны к суицидальным действиям:

— эгоист (т.е. индивид, сконцентрированный на себе и сосредоточенный только на собственных желаниях, выпавший из жизни социума);

— альтруист (т.е. индивид, чересчур серьезно реагирующий на все происходящее вокруг него, излишне предан социуму, вследствие чего способен лишить себя жизни «за компанию»);

— аномичный самоубийца – это индивид, характеризующийся непризнанием общепринятых общечеловеческих ценностей и норм поведения;

— фаталист (т.е. индивид, глубоко верующий в предопределенность, в фатум, характеризуется отсутствием свобод, необходимых для самовыражения).

Еще выделяют отдельно стоящую группу деятелей, называющуюся имитаторами. Именно данный вид получил наибольшее распространение среди ребят подросткового периода. Имитаторы совершают так называемый показной суицид. Для них самоубийство – это средство шантажа для получения того, к чему они стремятся. К сожалению, имитирование суицида большинством взрослых лиц воспринимается именно в качестве шантажа или игры, далеко зашедшей. Нередко, взрослое окружение молодежи игнорирует демонстративный суицид, относясь к нему как к следствию безделья или легкомысленного отношения к жизни. Педагоги и близкие детей далеко не всегда осознают, что причины, провоцирующие имитацию суицида, могут быть следствием совсем уж не детских глупостей. Ведь у детей тоже могут возникать очень серьезные переживания, которые могут казаться взрослым пустяковыми. А между тем, подростки не в состоянии справиться с такими проблемами самостоятельно. Для большинства детей, находящихся в пубертатном периоде, суровая реальность может становиться неодолимым барьером для дальнейшей жизненной реализации. Поэтому следует понимать, что истинный подростковый суицид представляет собой критический шаг личности, демонстрирующий абсолютное отчаяние, а имитация попытки самоубийства является потенциально истинным суицидом.

Читать еще:  Информационный портал Cherry. Древний Израиль и Эфиопия. Империя Рамы в Индии

Имитирование подросткового суицида может быть следствием демонстративного поведения, свойственного всем детям, находящимся на пубертатном этапе. Однако нужно понимать, что за подобными действиями могут таиться серьезные личностные проблемы, которые дети не в силах разрешить самостоятельно.

Ниже приведены типичные причины суицида в подростковом возрасте: семейные отношения, возможные ситуации конфронтации в семье либо же в среде ровесников, участником которых является подросток, одиночество, отвержение сверстниками, унижения, несчастная любовь. Также не следует исключать и влияние массовой культуры, в которой превозносится культ смерти, в почете подражание кумирам, идеализация героев книг, комиксов и кинофильмов.

В основе причин суицидов, связанных с обстановкой в семье и ситуациями конфронтации с родителями, всегда лежит дефицит внимания к собственному чаду. К сожалению, в современный просвещенный век родители собственную деятельность направляют все больше на материальное обеспечение, при этом забывая о духовных ценностях. Вследствие чего в переходной период ребенок вступает без необходимой ему родительской поддержки. Поэтому его система ценностей вырабатывается не в семье и не под влиянием родителей, а посредством воздействия улицы и влияния интернета. В раннем периоде индивид воспринимал всю информацию, поданную либо педагогами, либо близким взрослым окружением в качестве единственно значимой. В пубертатном же периоде он учится формировать собственные суждения, вырабатывает персональную позицию и модель поведения. Именно на данном этапе и происходит подмена авторитетов и ценностных ориентиров.

Взрослым лицам следует правильно относиться к переходному возрасту. Нужно понимать, что это этап повышенных эмоциональных реакций, чересчур чуткой восприимчивости в соединении с детским максимализмом, непробиваемой уверенности в своей правоте, праве на самовыражение и свободу. Отсюда и их восприятие любого ограничения со стороны взрослых лиц в качестве покушения на личностную свободу, что может спровоцировать имитацию суицида.

Невнимание родителей или их легкомысленное отношение к душевным переживаниям и проблемам подростков – это путь к возникновению у них подавленных состояний, часто приводящих к суициду.

Для молодых индивидов несчастная любовь нередко является абсолютной потерей ориентиров и желания жить. В пубертатном периоде любовь представляется подросткам чем-то возвышенным, романтичным и вечным, поэтому разочаровавшись в ней, дети нередко совершают суицид. При этом подобная суицидальная попытка зачастую носит некоторый оттенок театральности. В таких ситуациях, как правило, подростки останавливают выбор на эффектных методах самоубийства, например, на отравлении медикаментами. Также нередко они копируют способы ухода из жизни из художественных произведений или кинофильмов.

Часто родители могут выставлять перед подростком излишне высокие требования, не соответствующие либо возрасту чада, либо их потенциалу. В подобных случаях, когда дети в силу собственных характеристик не в состоянии справиться с требованиями, они начинают ощущать себя никчемными, а, следовательно, не имеющими права на дальнейшую жизнь. Разочарованность в собственном потенциале, неспособность отвечать меркам строгих родителей ведет к депрессиям и возникновению суицидальных наклонностей.

Также распространенным фактором, провоцирующим суицидальные попытки, является учеба и связанные с ней сложности. Это особенно касается индивидов с высоким уровнем умственного развития, которые выделяются среди сверстников своими высокими отметками. А так как в переходном периоде очень развито чувство «стадности», то тот, кто не в состоянии вписаться в принятые стандарты становится изгоем, вследствие чего неизменно подвергается издевкам и унижениям.

Также сегодня существует, как это странно не звучало бы, мода на суицид коллективного характера. Молодые индивиды создают сообщества в интернете, знакомятся на различных сайтах, которые посвящены самоубийству. При помощи сети интернет такие подростки изучают методы самоубийства и могут договариваться о месте, времени и способе коллективного ухода из жизни.

Моде на суицид активно способствуют средства массовой информации и культура. Сегодня в свободном доступе представлен огромный выбор литературы, видеоигр, кинофильмов, в которых смерть становится своеобразным культом.

Кроме этого, пристальное внимание средств массовой информации к подростковым самоубийствам также провоцирует молодежь на суицидальные попытки.

Что делать, если человек говорит о суициде?

Первое – выяснить причины и особенности подобного склада мыслей. Затем необходимо распознать мотив и выделить причины, толкающие на самоубийство. Дети склонны совершать необдуманные противоречивые поступки, как правило, руководствуясь импульсивной эмоциональностью.

Психологическая диагностика у психолога поможет выяснить особенности подобных разговоров, и применить действенные методы. Ключевой фактор – это необходимость: подросток должен чувствовать родительский контроль, и то, что он кому-то нужен.

Действенные методы – это анализ происходящего и заключение. Нужна помощь психолога или близкого человека, который сумеет затронуть струны души и восстановить душевное равновесие.

Выяснить причины – недостаточно, нужна терапия:

  1. Диагностика социального окружения. Важно знать, если ли у детей друзья и чем они занимаются.
  2. Необходимо совместно искать причины плохого настроения и составлять план действий избавления от негатива.
  3. Попросить детей рассказать про самоубийство, как они это понимают не вызывает ли это у них чувство страха.
  4. Узнать, когда в последний раз подросток был счастлив, и что вызвало у него это чувство.
  5. Суицид чаще совершают, если не находят цели дальнейшего существования, поэтому важно, чтобы подросток был увлечен и занят. В помощь спортивные секции и творческие кружки.
  6. Первостепенный аспект счастья – любовь. Не запрещайте любить и встречаться, не пытайтесь расстроить отношения или навредить, даже если избранник (избранница) не вызывают восторга.
  7. Много разговаривайте, интересуйтесь проблемами и всегда поддерживайте.

Подростковый возраст – это сложный переходной период. Все совершают глупости, но смотрят на это по-разному. Распознать депрессивное состояние, выяснить причины и предотвратить самоубийство – главная задача. Важно помнить, что только отсутствие агрессии и положительные эмоции могут излечить раненную душу. Эту способствуют – семейное собрание и теплая атмосфера.

Подростковый суицид — особенность возраста?

Они уходят. Да, мы все знаем, что мысли о самоубийстве свойственны многим детям подросткового возраста. И для этого есть масса причин. Говорить о смерти как о свободе от бессмысленной взрослой жизни было «модно» всегда. И на этом могут играть злоумышленники, это может стать причиной углубленной заинтересованностью проблемой ухода, к этому могут подталкивать и совершенные суициды знакомых и одноклассников. А еще, к этому можем подталкивать мы — взрослые — своей «серой, неинтересной жизнью_которая_борьба_и_зрада». И это огромный простор для работы над собой, для самоанализа, осмысления и конкретных действий каждого из нас.

Читать еще:  Тема урока: « Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики» - презентация

Мне, как маме юноши, одноклассник которого выбрал уход из жизни, важно еще понимать, что и как говорить тем, кто травмирован решением ушедшего. Как помочь прожить травму, справиться с растерянностью и наметить выход, свой путь к Жизни. Думаю, такие вещи нужно знать всем. Поэтому мы и публикуем пост семейного психолога Светланы Ройз.

Светлана Ройз — семейный психолог, мама маленькой дочки и сына-студента.

Как же я не люблю писать на эту тему.

Несколько запросов за неделю. Фактаж — самоубийство подростка. Страшно, что ребёнок выбрал именно такой выход. Но я сейчас о другом.

Запросы были от родителей одноклассников и родителей других школьников. Дети в недоумении и страхе. (Понимаю, что и взрослые тоже). А взрослые — не говорят с детьми. Дети прямо сейчас рядом переживают и приходят к своим выводам. Дети в этой школе сейчас устроили свой опрос «выход ли — выход из окна». Результаты опроса нас всех испугают.

То, чего у нас не хватает на всех уровнях — коммуникации. Ответственной. Внятной. Проясняющей. Поддерживающей.

Как только происходит что-то травматичное, это может стать триггером для непредсказуемых процессов. Чем скорее человек получит поддержку — хоть информационную — тем меньше риск последствий.

Детям нужно сказать (это касается разных трагических информационных поводов) — да, это произошло. Да, это страшно для всех, да, это непредсказуемо. Да, это трагедия и для семьи и для всей школы. Жаль, что мы не смогли вовремя позаботиться.

И важно говорить о чувствах детей — возможно, вам, как и многим взрослым сейчас страшно, больно, возможно, вы ощущаете вину, что не увидели или не принимали всерьез. Возможно, вы злитесь — и это нормально. Если у вас есть какая-нибудь информация — пожалуйста, расскажите об этом. И давайте вместе делать наш общий Мир безопасней и комфортнее для всех.

Комментарии

Павел Миков, уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае:

– В регионе ненадлежащим образом организован учет и регистрация фактов попыток самоубийств среди детей и подростков. Ребята сейчас не могут своевременно получить доступную психологическую помощь из-за того, что школьных психологов становится меньше. Руководители региональных министерств образования и здравоохранения уделяют недостаточное внимание к организации эффективной системы охраны психического здоровья детей и подростков, профилактике саморазрушающего поведения среди несовершеннолетних. Считаю, что необходимо принимать срочные меры. Нужно укреплять социально-психологические службы в образовательных организациях, создавать государственные Центры психолого-медико-педагогической помощи детям, которые испытывают трудности в обучении, развитии и социальной адаптации. Также надо провести массовое обучение специалистов, работающих с детьми, по раннему выявлению признаков суицидального поведения и экстренного оказания помощи. Кроме того, необходимо увеличить количество детских психотерапевтов, которые работают с суицидентами.

Нина Исмаилова, режиссер:

– Порой возникает ощущение, что телевидение и Интернет романтизируют самоубийства. Когда СМИ пишут о подростках-суицидниках, преподносят в таком свете, мол, несчастная любовь, подростки вместе покончили с жизнью. Как будто описывают историю Ромео и Джульетты. Прослеживается некий намек на пропаганду.

Сама я не снимала подростков, склонных к самоубийству. Но общалась с женщиной, героиней моего документального кино «На отшибе». У нее мать и муж повесились. В обоих случаях она говорила: они сделали это ни с того, ни с сего, спонтанно. Ничего не предвещало трагедии. Люди могут казаться жизнерадостными, активными, даже иметь большие планы на будущее. От этого никто не застрахован. Такого поступка можно ожидать от каждого. Даже от того, кто утверждает, что никогда бы так не поступил.

Подростки, которые решаются на самоубийство, делают это только потому, что не понимают, ЧТО конкретно они творят. Мне приходилось сталкиваться с людьми, которые рассказывали, как в подростковом возрасте пытались свести счеты с жизнью, но их вовремя останавливали. Потом, с возрастом, они осознавали, какую глупость пытались совершить и чем все могло закончиться. Все в голос говорили: «Вот я дура/дурак. Сейчас бы не было у меня семьи, замечательных детей, которых больше всего на свете люблю. » и т. д. Спрашивала у них, что их толкало на самоубийство. Они говорили, что шли на это от безысходности и непонимания окружающих, думая, что так решат свои проблемы. Но они переживали этот депрессивный этап, и жизнь продолжалась.

Вячеслав Зуев, священник, руководитель информационно-издательского отдела Пермской епархии:

– Проблема подростковых суицидов решается воспитанием: светским и духовным. Если молодой человек получает начальное знание о христианстве, в переходном возрасте он никогда не будет искать выход в самоубийстве. Человек не выбирает ни время рождения, ни время смерти. Души самоубийц не могут попасть в рай. Рай и ад – это не просто слова, какая-то сказка. Это вполне реальные места, где душе либо комфортно, либо нет. Если человек сам решает, когда ему уйти из жизни, он разрывает связь с Богом.

Церковь говорит: суицид – необратимая вещь. Нужно помнить, что наступит новый день, изменится ситуация и появится решение. В конце концов, можно даже переехать в другой город. Все можно изменить, кроме смерти. Ведь впереди у каждого ребенка большая светлая жизнь, должны быть какие-то цели. Вот этого как раз и не хватает нашему обществу.

Детям обязательно нужно духовное воспитание. Хотя, если родители вышли из 70-80-х гг., когда в Советском Союзе воспитывали в духе материализма, они зачастую сами не могут справиться с накопившимися проблемами, причины которых лежат в духовной плоскости. Даже психологи не всегда могут помочь в этом. Христианство же раскрывает человеку смысл его жизни.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector