0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Православная Жизнь

Сообщения в СМИ, что Архиерейский Собор «запретил браки с еретиками», вызвали в социальных сетях немалое раздражение.

Насколько можно понять из комментариев, одна из причин раздражения и сарказма людей — вера в то, что Церковь что-то может запретить людям внешним; это предположение, видимо, основано на беглом чтении заголовков, которые говорят «Церковь запретила».

«У нас светское государство, — возмущаются некоторые, — как Церковь может нам что-либо запрещать!» Что же, это ложная тревога. Вам, как людям внешним, Церковь ничего запрещать не может — и не собирается, это было бы бессмысленно. Речь идет о внутренних правилах религиозной общины, к которой вы не принадлежите.

Возможно, одна из проблем состоит в том, что венчание воспринимается как обрядовая услуга, а отказ в ней — как оскорбительная и несправедливая дискриминация. Мне дают понять, что я здесь — чужой. Что есть люди, которые здесь свои, которых с радостью обвенчают — а я в их число не вхожу, и мне ставят условия, на которых я мог бы войти. Что Церковь делит людей на «верных» и «внешних», «православных» и «еретиков».

Главные догматы

Наряду с появлением в Средние века главного сословия – духовенства, появились и люди, которые посмели пойти против мнения служителей Господа. Это, пожалуй, самое поверхностное объяснение, что такое еретик. Появление еретиков приходится на тот момент, когда церковь утвердила на своих собраниях главные догматы.

  • Бог един, но может существовать в трех ипостасях (отец, сын, Святой Дух).
  • Церковь является безоговорочным посредником между человечеством и Господом.
  • Непорочное появление Иисуса на свет (по воле Святого Духа) и т.д.

Что такое еретик? Это человек, который был хоть немного не согласен с главными догматами церкви. Еретиками назывались люди, которые выступали против непомерного богатства высшего церковного чина. В те времена, как известно, самыми богатыми были далеко не правители, управляющие государствами, а церковная элита. Огромные богатства и невероятное количество земли – все это принадлежало церкви.

В православии с ересью надлежит бороться только аргументами и добротой

В православии, в его истинной природе, порицаются попытки очернять другие учения и пытаться уничтожить еретические организации. Протоиерей Олег (Стеняев) так говорит об этом:

«Нельзя бороться с сектантами нехристианскими методами, как делают это некоторые миссионеры. Такие миссионеры отодвигают в сторону Библию и берут в руки Гражданский или Уголовный Кодекс. Они занимаются только сбором компромата на руководителей сект и на рядовых сектантов. Что можно сказать об этом? Их изыскания, с религиозной точки зрения, заведомо бесполезны, их деятельность на руку противникам Православия».

Но особенно полезно для православного человека прочесть то, что говорит архиепископ Иоанн (Шаховской):

«Ошибочно думать, что все православные суть действительно не сектанты и что все сектанты суть действительно не православные. Не всякий православный по имени таков по духу, и не всякий сектант по имени таков по духу, и в настоящее время в особенности можно встретить «православного» — настоящего сектанта по духу своему: фанатичного, нелюбовного, рационально узкого, упирающегося в человеческую точку, не алчущего, не жаждущего правды Божией, но пресыщенного горделивой своей правдой, строго судящего человека с вершины этой своей мнимой правды, внешне догматически правой, но лишенной рождения в Духе.

И наоборот, можно встретить сектанта, явно не понимающего смысл православного служения Богу в Духе и Истине, не признающего то или иное выражение церковной истины, но на самом деле таящего в себе много истинно Божиего, истинно любвеобильного во Христе, истинно братского к людям… Тогда как среди иновероисповедных христиан есть множество живущих в истине Православия — духом своим.

Есть сектанты, которые горят духом и любовью к Богу и к ближним гораздо более, чем иные православные, и вот этот дух горения любви к Богу и к человеку есть признак истинного, жизненного Православия. Кто его не имеет среди православных, тот не истинно православный, и кто его имеет среди неправославных, тот истинно православный.

По-человечески он заблуждается, по-человечески он не понимает того или другого, не видит тот или иной цвет в природе мира (духовный дальтонизм; не видит, например, смысла икон, общения со святыми, ушедшими из этого мира); но по духу, по внутреннему человеку он – верный и истинный, нелицемерной любовью преданный Живому Богу Воплощенному Господу Иисусу Христу до смерти»

Православие — это путь доброты, понимания и заботы о ближнем. Потому допустимо попытаться еретика вразумить, но если это не получилось в первые пару бесед, стоит оставить человека в покое:

«Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся»

3 глава послания Титу: Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся

Как боролись с еретиками

Духовенство предпочитало расправляться с инакомыслящими руками мирских правителей. Те чаще всего не возражали, поскольку сами боялись отлучения от церкви. В 1215 году Иннокентием III был создан специальный орган церковного суда – инквизиция. Работникам (преимущественно из ордена доминиканцев – «Псов Господних») следовало отыскивать еретиков, составлять обвинения против них, допрашивать и карать.

Процесс над еретиком обычно сопровождался пытками (палаческое искусство в этот период получило стимул к развитию, и сформировался впечатляющий арсенал пыточных орудий). Но вне зависимости от того, чем завершалось дознание, вынесение приговора и его исполнение должно было осуществлять светское лицо. Какой приговор выносили чаще всего? Сожжение еретика при большом скоплении народа. Почему именно сожжение? Потому что казнь должна была быть такой, чтобы Церковь нельзя было уличить в кровопролитии. Кроме того, пламя наделялось очистительными свойствами.

Чему учили еретики?

Первые христианские ереси появились практически одновременно с официальным христианским вероучением. При всех расхождениях, они все-таки оказали определенное влияние на формирование канонического церковного вероучения.

Период расцвета еретических учений пришелся на 2-4 века н.э., когда появился целый ряд уникальных учений и течений. Некоторые из них сохранились в несколько измененном виде до наших времен.

  • Манихейство. До сих пор идут споры относительно того, что есть манихейство – ересь, ответвление от христианства, парсизм или самостоятельная религия, наравне с мировыми. Появилось манихейство в Месопотамии в 3 веке, затем распространилось по Средней Азии и части Запада. Среди наиболее известных приверженцев данной ереси выделяется Аврелий Августин, около десяти лет бывший сторонником манихейства, позднее обратившийся в официальное христианство и обличавший бывших сторонников.
  • Гностицизм. Данная ересь является смесью христианского и языческого мировоззрений. От язычников пришло неприятие исторических еврейских корней христианства, от христиан – использование некоторых христианских данных в создании собственной системы. Согласно исследованиям некоторых ученых нового времени, гностицизм также испытал определенное влияние буддизма.
  • Арианство – популярная ересь 4-6 веков. Основное отличие от традиционной церкви – неприятие догмата о единосущии. Впервые было признано еретическим учением еще при жизни основателя учения, александрийского священника Ария. Через некоторое время император Константин заинтересовался арианством и начал оказывать поддержку. Особенно распространенным стало арианство в различных германских племенах, представители которых составляли римскую армию. Окончательно учение было признано еретическим на Константинопольском соборе, после этого оно сохранялось в некоторых варварских государствах.
  • Несторианство. Основателем ереси был Константинопольский патриарх Несторий. Учение базировалось на арианстве. Оно было признано ересью в 431 году, патриарх Несторий был сослан, но само вероучение сохранилось до нашего времени, трансформировавшись в Ассирийскую церковь Востока.

Большинство других ересей имели в своей основе несколько основных, перечисленных выше.

Видео о еретиках в Средневековье

Однозначно сказать, в чем состояла суть идей, высказываемых еретиками, нельзя. Некоторые ереси отличались от общепринятой доктрины лишь в нескольких малозначительных нюансах. Другие вероучения развивались в течение нескольких веков, затрагивали глубинные проблемы и постепенно становились самостоятельными и независимыми религиями. Например, согласно православному вероучению последнюю тысячу лет (после Великого Раскола) еретиками являются католики, и наоборот.

Уклоняйтесь от глупых и бесполезных вопросов еретиков

Это одна из основных стратегий еретиков – задавать глупые и бесполезные вопросы с хитростью и коварством, только чтобы заставить детей Божьих сомневаться в здравом учении Священного Писания. Тимофей был служителем Евангелия, пресвитером Церкви, и все таки, Павел говорит ему быть осторожными и уклоняться от опасности, которая идет со стороны еретиков, задающих глупые и бесполезные вопросы.

От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры. (2Тимофея 2:23)

Результатом этих вопросов являются ссоры, а как мы знаем, с момента зарождения ссоры очень трудно выйти из нее, потому что ты хочешь привести свои аргументы. Но в атмосфере ссоры уже никто не слушает аргументы другого, но состредоточен только на своих высказываниях. Не позволяйте быть втянутыми в ссоры глупыми и бесполезными вопросами, но следуй совету Апостола Павла:

Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю. (2 Тимофею 2:24-26)

Итак, если противник открыт слушать то, что вы хотите ему сказать, то воспользуйтесь этим и с кротостью направьте его, надеясь, что Бог даст ему покаяния к познанию истины и придя в себя он освободится от сети диавола, который уловил его, чтобы он исполнял его волю и распространял еретическое учение.

Читать еще:  Молитвы по окончанию рабочего дня. Молитва перед началом и по окончании всякого дела: молитвы

Решение Пятого Вселенского собора 553 года

Известный оккультист Е. П. Блаватская тоже писала о том, что христианство признавало доктрину реинкарнации с самого момента своего зарождения.

Она говорила, что идея реинкарнации как основополагающий метафизический принцип, присуща всем религиям мира. А то, что она отсутствует в христианстве — намеренное искажение первоначального смысла этого учения недобросовестными популяризаторами.

Так и идея реинкарнации существовала лишь до Пятого Вселенского (или Второго Константинопольского) собора 553 года, созванного императором Юстинианом I, который значительно расширил территорию империи, построил храм святой Софии в Константинополе, находился под влиянием своей супруги Федоры, которая в прошлом была наездницей в цирке.

В то время он стремился максимально распространить веру по всей империи, чтобы таким образом контролировать народы. Умер в 565 году.

На этом соборе были осуждены Платон, Ориген, Дидим Слепой, Несторий, их сочинения, платонизм и идеализм в целом, арианство, а также некоторые сочинения близкие к учению Нестория.

Тогда в мире преобладали взгляды, схожие с позицией Оригена, что было совсем не выгодно Юстиниану, потому что человек менее ответствен за свои поступки и менее упорен в жизни, если он знает, что у него будут еще другие жизни. Именно это заставило церковь поставить последнюю точку в спорах о перерождении.

Получается, сугубо корыстный интерес не самого добродетельного человека в истории заставил всех нас ныне веровать в ад, рай и рождение души.

Юстиниан обладал незаурядным умом и использовал религию для объединения масс и управления ими. Для этого он не гнушался управлением законами того же христианства.

И вот, на Втором Константинопольском соборе, который состоялся 5 мая 553 года, где председательствовал патриарх Константинопольский и присутствовали представители церковных властей западной и восточной частей христианского мира, решался вопрос оригенизма и его преемственность для христианства.

Некоторые считают, что на исход повлиял заговор против западных представителей, которые были наиболее подвержены теории переселения душ. И вот результат:

Если кто уверует в немыслимое существование души до рождения и в нелепейшее перерождение после смерти, того надлежит предать анафеме.

С тех пор реинкарнации в христианстве не стало, зато уже точно определилось существование ада и рая. Именно тогда наша непоколебимая вера рассталась с возможностью перерождения души, что было принято фактически голосованием, как на выборах.

starmidgard

«Выбирая Богов – мы выбираем судьбу»

Итак, каким образом церковь уничтожала языческое наследие?

В первую очередь, все церкви строили на бывших капищах, замещая старую веру христианством. Люди были привычны ходить на это место, и само то, что церковь стоит, и ничего с ней не происходит было для них показателем силы христиан.
В древнем мире люди верили, что божество само может себя защитить. Когда они видели мирно стоящую церковь, видели, как обошлись с идолами, и что после этого ничего не произошло, они поневоле начинали сомневаться.

Следующим моментом было уничтожение волхвов и жрецов. Волхвов отлавливали и казнили. В любом случае, христианская церковь являлась организацией, которая просто подавила попытки самоорганизации у волхвов в основном насильственным путём, опираясь на дружину.

Князь Глеб зарубает волхва топором. Летописец плохо представлял одежды волхва.

Но победить язычество было нереально, так как вера была продолжением традиций и быта. Поэтому церковники стали не запрещать быт, а просто накладывать свою веру на традиционный уклад. Подстраивали календарь под праздники, делали пояснения и подмены святых. По сути, говоря, нынешняя РПЦ — гремучая смесь традиционных верований подстроенных под христианство и самого христианства.

Так многие святые стали выполнять функции, которые до этого выполняли боги. К примеру, стали почитать святого Власия. В Новгороде поставили церковь Власия на месте капища Велесу. Мне не кажется странным созвучие имён. Пророк Илья стал заменять Перуна, Параскева Пятница заменять Макошь. Богородица обзавелась атрибутами Лады, к примеру, «волшебным» поясом. Таким хитрым извращением идей старой веры, христианство затягивало людей в свои сети.

Вышивка с Мокошью слева, Деревянная святая Параскева Пятница 16 века справа.

Ещё церковь стала активно плодить святых. Стали появляться «героические» жития святых, которые создавали «эффект присутствия» христианства на руси. Многие святые были просто созданы из существовавших в то время людей: Борис, Глеб, Владимир, различные попы. Позже христиане сделали святыми и различных представителей язычества. Сравните философа Гипатию Александрийскую и святую Екатерину Александрийскую (только в случае Екатерины добавили больше мучений), подобных примеров еще много.

Кроме того, стали повсеместно использовать иконы, которым оказывали почести, жгли свечки вместо огненного жертвоприношения, и складывали требы подобно до этого к идолам. Так со временем иконы переняли функции идолов и кумиров. Сейчас молятся каждой иконе отдельно, отдельной молитвой и с разными целями.

Да и толковые, образованные священнослужители действовали «ради дела», а не ради личной славы. Они советовались между собой и предпринимали различные хитрости, что отражено в письмах епископов того времени.

Детей из лучших родов отдавали учиться грамоте, где естественно преподавался и закон божий неокрепшим мозгам.

Кроме того, дружина в то время была чем-то вроде поп-идолов. Молодёжь хотела им соответствовать и поэтому тоже шла в христианство.

А завоевания христианских князей, постепенно распространяли христианство и на другие племена. Несогласных просто убивали.

Подобная схема навязывания веры была отработана ранее на других народах. Поэтому она была комплексно применена в отношении Руси.

Причины ослабления Старой Веры на Руси.

Их много, но я постараюсь привести основные с моей точки зрения.

Мы не будем рассматривать магические воздействия, чтобы не влезать в дебри. Несомненно они были и требуют отдельной статьи.

Я специально повторил многим известные истины, чтобы обсудить причины, по которым язычество того времени не смогло бороться с христианством.

Когда праславяне «путешествовали» — у них была одна общая вера. Не было особых различий между родами. Все верили в Рода и Богов. Но, когда племена стали вести оседлый образ жизни у них стали появляться различия в пантеонах, увлечения культами отдельных богов, которые разделяли их между собой. И ослабили старую веру.
С появлением центров и государства, процесс обращается вспять, и…
Тут приходит христианство.

Итак, системные причины, по которым вера предков не смогла противостоять христианству:

Первая причина — недостаток носителей информации и правильной подачи. В данном случае носителями являются не только тексты, но и священнослужители. Дело в том, что традиция передавалась в большинстве своём устно, как у индусов. Жрецы в большинстве были местные, обычно это были старейшины в деревнях или в городах. Кроме этого были жрецы, которые путешествовали по селениям (волхвы). Путешествующие жрецы гадали, проводили различные обряды и распространяли информацию. Естественно, когда волхв уходил, всё возвращалось на круги своя. Новости и идеи распространялись медленно. С другой стороны в городах происходило взаимопроникновение культур и идей. И часто, в городах и в глухих деревнях были разные мысли. Новые идеи не могли распространиться на деревни, т.к. не хватало возможностей. Так получалась неразбериха. Единственным критерием распространения идеи был авторитет человека. Христиане первым делом уничтожили волхвов и капища, чем прервали обучение и распространение информации.

Вторая причина — отсутствие организации у представителей старой веры. В более древние времена не было необходимости в сложной организации, в связи с тем, что вера была частью и продолжением культуры и быта нашего народа. Кроме того у каждого племени были свои служители и свой взгляд на божественное. А ещё сказывается появление расслоения общества на сословия и его последствия. Устанавливаются семьи купцов, появляется дружина профессиональных воинов, деревни ремесленников. И в связи с этим появляются местечковые увлечения богами покровителями.
Но когда у славян появляются центры вроде Киева и Новгорода, появляются обширные связи между племенами и с соседними народами посредством торговли. Подходит такое время, когда становится необходима организация, но она не успевает быть создана.

Третья причина — понятия о свободе у славян, которые позволяли другим право на свою веру. Так люди морщились, но мирились с христианами. Так современные христиане морщатся, но мирятся с мусульманами. Так тихой сапой, идея христианства на Руси захватывала новые и новые умы вплоть до крещения.

Это лишь часть причин, которые оказали влияние на проникновение христианской церкви на Русь. Я считаю их основными.

Как обычно, я не просто так поднял тему. Хочу провести сравнение с нашим временем.

Что мы имеем сейчас? Примерно то, что и тогда. Даже князя «Владимир» звать.

Разобщённые группы по всей России. Общины — у каждой свой пантеон и набор идей. Нет ни центра, нет и достойных личностей, чтобы за ними могли все объединиться. Всё это распугивает людей и мешает объединению больше, чем различные политические взгляды. Взгляды можно хоть обосновать, а непонятные догматы — нет.

В общем, не хватает славянских богословов, которые могли бы разъяснить вопросы и организовать идею на должном уровне. Древние идеи родной веры более чем современны. Они как плодородное поле, на котором из идей-семян может взрасти наше величие. Важно не дать ему зарасти сорняками с чужеродных грядок.

Не хватает организации. Имея организацию можно было бы общими усилиями решать многие вопросы, организовывать мероприятия, освещать свою деятельность в прессе. Вполне можно сделать, что-то вроде синтоизма, чтобы обеспечить общинам разные пантеоны. Или же всех привести к одному знаменателю. Или.. Но это тоже отдельный разговор.

А что касается учений, которые есть, в большинстве своём они являются «франкенштейнами религий мира» и не проходят проверку мировоззрения человека старой веры. А лидеры этих учений, только популяризаторы, но никак не вожди. Ими движут различные причины от материальных, до психических. Но никак не стремление к объединению. Они устоялись в своих взглядах, и не способны допустить, что в чём-то ошиблись. Ведь они изначально заявили, что их взгляд — единственно верный.

С нашей стороны мы можем лишь собирать крохи информации из всей охапки различных идей, что высыпали на нас «новые волхвы». Будем блюсти мудрость предков — здравомыслие. И избегать ошибок прошлого. Глядишь, что-то и получится
Для большинства людей того времени христианство сводилось к умению креститься и знанию символа веры. Спросите у знакомых христиан символ веры, для смеху.

Многие люди предпочли притвориться христианами. Они и внесли старые идеи в новую веру.

Церковь: почему из нее уходят и как в нее вернуться. Священник Александр Ермолин

Что значит быть членом Церкви? И есть ли какие-то критерии нахождения в ее лоне? В Евангелии есть прекрасная мысль об этом: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 52).

И Древняя Церковь пользовалась именно этим критерием – участием или неучастием члена общины в Евхаристии. Девятое апостольское правило прямо говорит: «всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и Святом Причащении до конца, яко безчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения Церковнаго». Эта мысль присутствует в постановлениях многих Соборов, которые предписывали отлучать от Церкви тех, кто не причащался без уважительной причины три воскресных дня подряд. Так, 11 правило Сардикийского Собора гласит: «аще кто мирянин, пребывая во граде, в три воскресные дни, в продолжение трех седмиц, не приидет в собрание, да будет удален от общения церковного».

Для Древней Церкви участие в Евхаристии было равно понятию «членства в Церкви». К сожалению, со временем этот критерий стал не таким явным и жестким. И сейчас многие люди убеждены, что быть членом Церкви – это значит «носить крестик», «поставить свечку» и прочие совершенно формальные действия, не требующие внутренней работы человека. Быть православным христианином – значит исповедовать свою веру делом: «вера без дел мертва» (Иак. 2, 26). Это значит последовать за Христом в своей жизни: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). То есть быть христианином означает разделять то, во что верит и что предписывает Церковь. В том числе посты, молитвенные правила и многое другое. И мы помним слова Спасителя: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11, 30). И еще более жесткие слова: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12, 30).

Теперь давайте поговорим о людях, отпавших от Церкви.

Отпавшие

И в этом контексте хотелось бы вспомнить прекрасную притчу о сеятеле. «Вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать» (Мф. 13, 3-8).

По толкованиям святых отцов, семена, упавшие в разные места, – это люди, услышавшие Слово Божие. Кто-то услышал его, но не воспринял. Кто-то также услышал, но не имел духового стержня, не был утвержден в вере и поэтому при первых же испытаниях отпал. Еще одна группа людей – это те, кто с большой радостью услышал о вере и хотел бы соблюдать все ее предписания, но всякие бытовые дела, заботы века сего заглушили религиозный порыв. И наконец, последние – это те, кто смогли принести духовный плод, каждый по своей возможности.

Эту притчу можно применить к тем людям, которые входят в церковную ограду. Кто-то вообще лишь формально был крещен и бывал в храме несколько раз в своей жизни. Некоторые хотели стать верующими, но бытовые дела отвлекли.

Почему уходят?

Тут можно назвать множество самых разных причин, часть из которых будет связана с самим человеком, а часть с внешней средой.

1. Не так посмотрели «злые бабки» и нет лавочек.

Часто приходится слышать от людей, что они ходили бы в храм, если бы не «злые бабки». Видимо, когда-то им сделали замечание, и они сразу же нашли себе прекрасный повод в храм не ходить. Но тут надо вспомнить евангельское «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12). То есть Царство Небесное и вообще церковная жизнь как таковая – это усилие человека, это его работа над самим собой. И на этом пути полно самых разных препятствий. Кстати, и лукавые духи активно используют страхи и комплексы человека для того, чтобы оттолкнуть его от Церкви.

«Если человек не желает совершать усилие над самим собой, если не пытается разобраться в богослужебном языке, то он не сможет ничего понять и в русскоязычном богослужении»

Некоторые также рассуждают в стиле «хорошо бы по-русски». Эти люди утверждают, что если бы богослужение в храме совершалось на русском языке, то они обязательно бы ходили на него. Но это не так. Если человек не желает совершать усилие над самим собой, если не пытается разобраться в богослужебном языке, то он не сможет ничего понять и в русскоязычном богослужении. К тому же опыт Католической Церкви, которая отказалась от латыни и перешла на национальные языки, показывает, что в итоге количество прихожан не только не увеличилось, но еще и уменьшилось.

2. Духовный кризис

Вот об этом стоит поговорить более подробно, так как это действительно серьезная и важная причина ухода из Церкви некоторых прихожан.

В любом деле есть свои точки высшего развития и есть свои границы. Так и в духовной жизни человек постепенно приходит к некоему кризису. Начал ходить в храм, молиться, участвовать в таинствах – и вот через какое-то время возникает первый кризис. Молитва не идет или становится черствой и сухой. А человек уже привык к тому, что все в духовной жизни хорошо, есть радость от молитвы и любовь к ближнему. И тут подкрадывается кризис и приходится вновь осваивать эти высоты: вновь учиться молиться в этих новых условиях.

Или вторая ситуация: человек много времени ходит на исповедь и кается примерно в одних и тех же грехах. Он не чувствует ни слезного покаяния, ни желания изменить свое бытие. Он просто встает и вновь падает. В такие моменты происходят духовные кризисы, и бывает так, что они выводят человека за церковную ограду.

С одной стороны, кризис – это возможность человеку измениться, возможность «взять новую высоту». А с другой – это всегда особые бесовские нападки. Они говорят человеку, что он не сможет, не справится и что ему нужно уходить из Церкви. Кризис – это неизбежный этап духовного роста. Все дело лишь в том, как человек выйдет из него и какой вынесет опыт из этой ситуации.

3. Недостаток внимания

Есть и такая причина ухода из Церкви. Бывает, что человек крестился и хочет что-то делать. Ему хочется совершать духовные подвиги или хотя бы просто активно участвовать в приходской жизни. Хорошо, когда на приходе это есть и когда священник может многое предложить человеку: начиная от духовной жизни и заканчивая всякого рода приходской активностью.

Но бывает и так, что человеку некуда приложить свою силу, и она ищет своего выхода. Прихожанин пошел бы в воскресную школу для взрослых – а ее нет. Хотел бы ходить и изучать Писание – опять же нет ни группы, ни педагога. И тогда энергия этого человека может уйти в другое, внецерковное русло. Например, туда, где будет «бомбардировка любовью» и группа по изучению Писания.

Еще одна составляющая проблемы – это отсутствие у священника возможности и времени на общение с прихожанами. Если этого нет, то начинают нарушаться приходские связи, начинает рушиться община.

Как вернуться?

Об этом скажу кратко. Просто потому, что всё зависит от каждого человека индивидуально. Ведь бывают разные степени отдаления от Церкви!

Кто-то был крещен, но не ходил в храм и теперь хочет начать. Для него достаточно покаяния в таинстве Исповеди, епитимьи за совершенные грехи (если их тяжесть требует епитимьи) – и вот он снова член Церкви.

Бывают люди, которые стали богоборцами и богопротивниками. С ними сложнее, и они требуют куда большего внимания к себе.

И наконец, бывают те, кто осознанно ушел из Православия и стал членом другой конфессии и после этого решил вернуться. Для них существуют особые чины покаяние и воссоединения с Церковью. Это вопросно-ответные последования, в которых человек отрекается от основных аспектов той религии и исповедует православное вероучение.

Но всё это очень индивидуально. Поэтому главное в возвращении в Церковь – это желание самого человека. Ведь Сам Господь сказал апостолу Петру, пожелавшему пойти к Нему по воде, всего одно слово: «Иди» (Мф. 14, 29).

Как произошёл раскол христианской церкви

Главным событием церковной жизни Европы стал окончательный раскол церквей, восточной и западной, на восточно-православную и западно-католическую в 1054 году. Этот раскол завершил почти два столетия церковно-политических споров. Великий раскол стал главной причиной многих войн и других конфликтов.

Почему произошёл Великий раскол

Ещё до 1054 года между двумя столицами христианского мира, Римом и Константинополем, неоднократно происходили споры. И не все они были вызваны действиями римских пап, которые в первом тысячелетии новой эры считались законными наследниками Древнего Рима, первоверховного апостола Петра. Константинопольские церковные иерархи не раз впадали в ересь (отклонение от норм, правил господствующей религии). В частности, в монофизитство — признание Иисуса Христа только Богом и непризнание в нём человеческого начала. Автором считается константинопольский архимандрит Евтихий (около 378—454). Или иконоборчество — религиозное движение в Византии в VIII — начале IX века, направленное против почитания икон и других церковных изображений (мозаик, фресок, статуй святых и пр.). Еретики-иконоборцы считали церковные изображения идолами, а культ почитания икон — идолопоклонством, ссылаясь на Ветхий Завет. Иконоборцы активно громили религиозные изображения. Император Лев III Исавр в 726 и 730 годах запретил почитание религиозных изображений. Иконоборчество было запрещено Вторым Никейским собором 787 года, возобновилось в начале IX века и окончательно запрещено в 843 году.

Тем временем и в Риме вызревали причины для будущего раскола. В их основе был «папский примат», который ставил римских пап практически на божественный уровень. Римские папы считались прямыми наследниками апостола Петра и не были «первыми среди равных». Они являлись «наместниками Христа» и считали себя главой всей церкви. Римский престол стремился к безраздельной не только церковно-идеологической, но и политической власти. В частности, в Риме опирались на подложный дарственный акт – Константинов Дар, изготовленный в VIII или в IX веке. Дар Константина говорил о передаче римским императором Константином Великим (IV в.) верховной власти над Римской империей главе римской церкви Сильвестру. Этот акт служил одним из главных оснований для притязаний римских пап на верховную власть как в церкви, так и высшую власть в Европе.

Кроме папизма, непомерной жажды власти, были и религиозные причины. Так, в Риме изменили Символ веры (т. н. вопрос о филиокве). Ещё на IV Вселенском соборе в 451 году в учении о Духе Святом, говорилось, что он исходит только от Бога Отца. Римляне же своевольно добавили «и от Сына». Окончательно в Риме приняли эту формулу в 1014 году. На Востоке это не приняли и обвинили Рим в ереси. Позднее Рим добавит и другие новшества, которые не примет Константинополь: догмат о «Непорочном Зачатии Девы Марии», догмат о «чистилище», о непогрешимости (безошибочности) римского папы в вопросах веры (продолжение идеи «папского примата») и т. д. Всё это усилит распрю.

Фотиева распря

Первый раскол между Западной и Восточной церквями произошёл ещё в 863—867 гг. Это т. н. Фотиева схизма. Конфликт произошёл между римским папой Николаем и константинопольским патриархом Фотием. Формально оба иерарха были равны – возглавляли две Поместные церкви. Однако римский папа пытался распространить свою власть на епархии Балканского полуострова, которые традиционно подчинялись Константинопольской церкви. В итоге обе стороны отлучили друг друга от церкви.

Началось всё как внутренний конфликт в константинопольской правящей верхушки и церкви. Шла борьба консерваторов и либералов. В борьбе за власть между императором Михаилом III и его матерью Феодорой патриарх Игнатий, представлявший консерваторов, встал на сторону императрицы и был низложен. На его место избрали учёного Фотия. Его поддерживали либеральные круги. Сторонники Игнатия объявили Фотия незаконным патриархом и обратились за помощью к римскому папе. Рим использовал ситуацию для укрепления догмата о «папском примате», пытаясь стать верхом арбитром в споре. Папа Николай отказался признавать Фотия патриархом. Фотий же поднял вопрос о ереси римлян (вопрос о филиокве). Обе стороны обменялись проклятиями.

В 867 году византийского басилевса Михаила, который поддерживал Фотия, убили. Трон захватил Василий Македонянин (соправитель Михаила), основатель Македонской династии. Василий низложил Фотия и восстановил на патриаршем престоле Игнатия. Тем самым Василий хотел укрепиться на захваченном престоле: получить поддержку папы и народа, в которой был популярен Игнатий. Император Василий и патриарх Игнатий в своих письмах к папе признали силу и влияния последнего на дела Восточной церкви. Патриарх даже призвал римских викариев (помощник епископа), чтобы «с ними добре и по надлежащему устроить церковь». Казалось, что это была полная победа Рима над Константинополем. На соборах в Риме и затем, в присутствии папских посланцев, в Константинополе (869 год) Фотий был низложен и вместе со своими сторонниками предан проклятию.

Однако если в делах византийской церковной жизни Константинополь уступил Риму, то в делах контроля над епархиями дело обстояло иначе. При Михаиле в Болгарии стало доминировать латинское духовенство. При Василии, несмотря на протесты римлян, латинских священников удалили из Болгарии. Болгарский царь Борис снова примкнул к Восточной церкви. Кроме того, вскоре царь Василий изменил своё отношение к преданному опале Фотию. Он вернул его из заточения, поселил во дворце и поручил ему образование своих детей. А когда Игнатий скончался, то Фотий снова занял патриарший престол (877— 886). В 879 году в Константинополе был созван собор, который по числу собравшихся иерархов и великолепию обстановки превосходил некоторые Вселенские соборы. Римским легатам пришлось не только согласиться на снятия с Фотия осуждения, выслушать Никео-Константинопольский Символ веры (без прибавленного на Западе филиокве), но и прославить его.

Папа Иоанн VIII, будучи разозлённым постановлениями Константинопольского собора, направил на Восток своего легата, который должен был настоять на уничтожении неугодных Риму постановлений собора и добиться уступок по Болгарии. Император Василий и патриарх Фотий не уступили Риму. В результате взаимоотношения Византийской империи и Рима стали холодными. Затем обе стороны постарались примириться и совершили ряд обоюдных уступок.

Раскол христианской церкви

В X столетии сохранялось статус-кво, но в целом разрыв становился неизбежным. Византийские императоры добились полного контроля над Восточной церковью. Тем временем снова встал вопрос о контроле над епархиями (то есть вопрос собственности и доходов). Император Никифор II Фока (963—969) укрепил византийские церковные организации в Южной Италии (Апулия и Калабрия), куда стало сильно проникать папское и вообще западное влияние, — германский государь Оттон получил императорскую римскую корону, плюс давление норманнов. Никифор Фока запретил в Южной Италии латинский обряд и приказал придерживаться греческого. Это стало новым поводом для охлаждения отношений Рима и Константинополя. Кроме того, папа стал называть Никифора императором греков, а титул императора ромеев (римлян), как официально именовались византийские василевсы, перенёс на германского императора Оттона.

Постепенно противоречия нарастали, как идеологические, так и политические. Так, после Никифора Фоки римляне возобновили экспансию в Южной Италии. В середине XI на папском престоле сидел Лев IX, который был не только религиозным иерархом, но и политиком. Он поддерживал клюнийское движение – его сторонники выступила за реформу монашеской жизни в Западной церкви. Центром движения было Клюнийское аббатство в Бургундии. Реформаторы требовали восстановить павшие нравы и дисциплину, уничтожить укоренившиеся в церкви светские обычаи, запретить продажу церковных должностей, браки священников и пр. Это движение было весьма популярно в Южной Италии, что вызывало недовольство Восточной церкви. Папа Лев планировал утвердиться на юге Италии.

Константинопольский патриарх Михаил Керуларий, раздражённый усилением влияния римлян в западных владениях Восточной церкви, закрыл все латинские монастыри и церкви в Византии. В частности, церкви спорили о причащении: латиняне использовали для евхаристии пресный хлеб (опресноки), а греки — квасной. Между папой Львом и патриархом Михаилом произошел обмен посланиями. Михаил критиковал притязания римских первосвященников на полную власть в христианском мире. Римский папа в своём послании ссылался на Дар Константина. В столицу византийской империи прибыли римские посланники, среди которых был кардинал Гумберт, известный надменным нравом. Римские легаты держали себя гордо и заносчиво, на компромисс не шли. Патриарх Михаил также занял жесткую позицию. Тогда летом 1054 года римляне положили на алтарь храма св. Софии отлучительную грамоту. Михаила и его сторонников предали анафеме. За такое оскорбление народ хотел разорвать римлян, но за них заступился император Константин Мономах. В ответ Михаил Керуларий собрал собор и предал проклятию римских легатов и близких им лиц.

Таким образом, произошёл окончательный раскол Западной и Восточной церкви. Три других восточных патриарха (антиохийский, иерусалимский и александрийский) поддержали Константинополь. Константинопольский патриархат стал независим от Рима. Византия подтвердила положение самостоятельной от Запада цивилизации. С другой стороны, Константинополь лишился политической поддержки Рима (в целом Запада). Во время крестовых походов западные рыцари взяли и разграбили столицу Византии. В дальнейшем Запад не поддержал Константинополь, когда он повергся нападениям тюрков, а затем и пал под давлением турок-османов.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector