11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Традиции в День трех святых

Традиции в День трех святых

Метки

12 февраля 2019 года христиане отмечают большой праздник — День трех святых. Посвящен этот светлый день памяти Василия Великого, Григория Богослова и константинопольского патриарха Иоанна Златоуста. Этих святых принято почитать как вселенских учителей, которые несли слово Божие и завершили догмат о Святой Троице.

Сегодня редакция «Так Просто!» рассказывает историю трех святых и о том, как установился великий праздник.

Как возник праздник

Предыстория возникновения праздника такова. При византийском императоре Алексее I Комнине в Константинополе долго спорили о том, кто из этих отцов Церкви должен считаться первым и главным. Одна часть людей превозносила Василия Великого (память 14 января), другая считала таковым Григория Богослова (память 7 февраля января), а третья – святителя Иоанна Златоуста (память 26 ноября). Но по церковному преданию, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну во сне явились вместе сразу три святителя и повелели установить общий день празднования их памяти:

«Нет ме жду нами ни первого, ни второго. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство». Димитрий Ростовский

Молитва трем Святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту

О пресветлии светильницы Церкве Христовы, Василие, Григорие и Иоанне, светом православных догматов вся концы земли озарившии и мечем слова Божия хульных смущения и шатания ересей угасившии; припадающе к вашему милосердию, с верою и любовию из глубины души вопием: предстояще Престолу Пресвятыя, Единосущныя, Животворящия и Нераздельныя Троицы, за Нюже словом, писанием и житием добре подвизастеся и душы своя полагасте, всегда молитеся Ей, да укрепит и ны в Православии и единомыслии, и непоколебимем даже до смерти исповедании веры Христовы, и во вседушевнем послушании его Церкви Святей: да препояшет ны с высоты силою на вся невидимыя и видимыя враги наша: да соблюдет Церковь свою незыблему от неверия, суеверия, ересей и раскола; да дарует архипастырем нашим здравие, долгоденствие и во всем благое поспешение: пастырем нашим да подаст духовное трезвение и ревность о спасении пасомых, правителем суд и правду, воином терпение, мужество и одоление на враги, сирым и вдовицам заступление, болящим исцеление, юным благое в вере возрастание, старцам утешение, обидимым заступление, и всем вся ко временней и вечней жизни потребная, яко да в мире и покаянии, желанием спасения горяще, Господеви работающе, добрым подвигом подвизающеся, течение наше скончаем и сподобимся в Небеснем Царствии купно с вами всегда пети и славити Пресвятое и Великолепое Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков.

В чем помогает икона «Три святых»

Поскольку эти три святые являются Вселенскими учителями и сами отличались выдающейся ученостью, перед иконой трех святых молятся о хорошей учебе (причем как сами учащиеся, так и их родители). Также каждому из них возносят индивидуальные молитвы:

  • Святитель Григорий Богослов помогает укрепиться в Истинной Вере и обратить в нее иноверцев и тех, кто поддался еретическим заблуждениям, то есть сектантов и раскольников.
  • Святитель Василий Великий помогает добиться успехов в обучении и научной работе, при проведении исследований и изысканий. Он покровительствует также тем, кто начинает свое собственное дело.
  • Святитель Иоанн Златоуст помогает в избавлении как от различных физических недугов, так и от недугов душевных, особенно отчаяния.
Читать еще:  Медико-социальная экспертиза — пытка для инвалидов

Кроме того, перед иконой трех святителей следует непременно помолиться тем, кто собирается строить собственный дом, или перед входом в новую квартиру/дом. Молитва перед этой иконой защитит от искушений и гонений со стороны недоброжелателей или начальства.

Три святителя

История праздника начинается в эпоху правления византийского императора Алексея I Комнина. Тогда в Константинополе шли споры о том, кто среди трех великих святителей прав и чьи учения верны. Каждый из святителей казался своим последователям лучшим, из-за чего произошел церковный раздор.

Одни называли себя василианами, другие — григорианами, а третьи — иоаннитами. Этим противоречиям не было конца. Чем дольше всё это продолжалось, тем больше людей принимали ту или иную сторону, и пререкания продолжались.

По церковному поверью, в 1084 году митрополиту Иоанну Мавроподу явились три святителя и сказали в один голос: «Скажи нашей пастве, что мы у Бога все одинаковы у нас нет соперничества. Каждый из нас, обладая той или иной благодатью Святого Духа, творил необходимое для спасения людей. У нас нет первого, второго, третьего. Если призывают в молитве имя одного святителя, двое других также присутствуют».

Святители повелели митрополиту прекратить раскол церкви и объединить людей, назначив один праздник для всех троих. Они сказали, что если люди начнут почитать их в один день, вознося равную молитву каждому из них, то они будут разом просить Господа о спасении.

Митрополит Иоанн составил службу в память о святителях. С тех пор их память чтят в один день, вознося молитвы каждому. Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст известны каждому верующему как великие богословы и отцы Церкви. Жизнь каждого из них — пример для любого христианина.

Их память чтят до сих пор, а их высказывания стали постулатом для многих христиан. Со временем праздник трех святых наполнился особыми народными традициями и запретами, о которых мы сегодня и поговорим.

В народе этот день еще называют праздником семейной святости. Дело в том, что все три святителя были верующими, как и их семьи. Детей они воспитывали в любви и уважении к вере. Именно поэтому в этот день принято не только вспоминать святых, но и подумать о том, как ты воспитываешь детей, и о семейных ценностях.

Запреты в День трех святых

Также существуют строгие запреты, которые с годами стали неотъемлемой частью этого праздника. Давай узнаем, что же это за запреты.

На самом деле этих запретов не так много, но есть один, который ни в коем случае нельзя нарушать. Святители гневаются на людей, которые затевают ссоры и спорят, поэтому в этот день нельзя злиться, ревновать и кричать. Особенно под запретом ссоры в семье.

Считается, что в этот день необходимо помириться с тем, с кем ты в ссоре, иначе будешь враждовать целый год. Это день, который примирил многих, поэтому нужно забыть о разногласиях и помириться.

Наши предки верили, что, если в этот день выставить за порог старую обувь, можно избежать ссор в семье на весь будущий год. Говорят, что в этот день мужчинам хорошо бы заняться домашней работой, всё хорошо получится. Также сбываются все планы на будущее, намеченные в этот праздник.

Приметы в День трех святых

В этот день наши предки по приметам определяли погоду и урожай на следующий год.

Вот такой праздник отмечаем мы 12 февраля. Приметы приметами, а важнее всего в этот день не забыть помолиться, сходить в церковь и провести день спокойно и без ссор. Хорошего тебе праздника!

Совсем скоро мы будем отмечать светлый весенний праздник Масленицы. Узнай, что нельзя делать в масленичную неделю.

Не все православные праздники приходятся на одно и то же число каждый год. Хочешь знать даты всех праздников? Тогда воспользуйся православным церковным календарем на 2019 год, который мы для тебя подготовили.

Понравилась статья? Обязательно поделись с друзьями!

  • Поделиться на Facebook
Читать еще:  Преподобный онуфрий великий. Преподобный петр афонский Развитие почитания святого Петра Афонского

Вымоленный ребенок

Но что за событие отмечает Церковь 21 сентября? Священное предание бережно доносит до нас сведения о земной жизни Божьей Матери. Согласно ему Мария родилась в семье праведных Иоакима и Анны из Назарета. Иоаким происходил из рода царя Давида, именно из этого рода, по пророчествам, должен был прийти в наш мир Спаситель, Мессия.

Но Иоаким и Анна были женаты двадцать лет, а детей так и не имели. Когда однажды Иоаким пришел в Иерусалим на праздник и принес в храм жертву, первосвященник публично ее отверг: бесплодие в те времена считалось знаком Божьей немилости, наказанием за грехи. Снедаемый болью и стыдом, праведный Иоаким с горечью удалился из храма и не осмелился возвращаться домой. Решил уйти к пастухам и там в посте и молитве провел сорок дней, моля Господа о том, чтобы Тот смилостивился, послал им с Анной ребенка.

До Анны дошли вести о том, что произошло в Иерусалимском храме, и она, опечаленная, тоже молит Бога, чтобы Он даровал ребенка, дает обет, обещая посвятить дитя Господу. Анна вложила в молитву всю свою душу, и, когда она закончила молиться, перед ней предстал Ангел Божий со словами: «Твоя молитва услышана: вопли прошли через облака, слезы упали пред Престолом Господа. Ты родишь дочь благословенную, высшую из всех дочерей земных. Через Нее будет даровано спасение всему миру и наречется Она Марией». Мария на древнееврейском означает «возвышенная», «превознесенная», но, одновременно, имя одного корня с выражением «горькая вода», то есть слезы.

Помня про свой обет, Иоаким и Анна посвящают ребенка Богу.

День трех святителей

Митрополит Сергий (Ляпидевский)

12 февраля (30 января) —
Собор вселенских учителей и святителей
Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.

Отче Святый! Их же дал еси Мне, да будут едино, якоже и Мы (Ин. 17: 11).

Праздник во имя трех вселенских учителей и святителей учрежден по особенному, весьма примечательному обстоятельству. Вскоре после их кончины между православными чтителями их великих подвигов, заслуг и чудес нередко возникал вопрос: который из трех святителей больше и выше? Распря об их достоинстве возрасла наконец до того, что чрез несколько веков, произошло решительное разделение в обществе христиан, и одни начали называться Василианами, другие Григорианами, третьи Иоаннитами. Тогда, в отклонение такого соблазна, сами святители, все трое вместе, явились Иоанну, епископу Евхаитскому, и сказали ему: «Все мы имеем у Бога равное достоинство. Объяви христианам, чтобы оставили спор относительно сего. Как при жизни более всего мы заботились о единодушии, так и по преставлении нашем более всего желаем единомыслия верующим. Установи для нас один общий праздник».

Праздник установлен; спор давно прекращен, и мы ныне триех святителей, «яко апостолам единонравных» и между собою единочестных, призываем, на молитвенное ходатайство, «да дарует Господь мир вселенней и душам нашим велию милость» (Тропарь праздника).

Но повод к установлению сего праздника показывает нам, как иногда далеко может простираться у людей честолюбивый образ мыслей. Любя здесь на земле превосходство пред всем окружающим и первоседания на сонмищах, оно и в царстве небесном хочет разместить небожителей, по своему на них воззрению, и, в чем ограничил некогда Сам Спаситель Иакова и Иоанна, то оно позволяет себе решать, определяя, кому восседать одесную, и кому ошуюю во славе Небесного Царя (Мк. 10: 37).

Правда Сам Спаситель сказал, что в дому Отца Его обители многи суть, следственно есть разность между теми, кому оне уготованы. А апостол изъясняет это тем подобием, что как звезда от звезды разнствует в сиянии, так и души праведных пребывают на различных степенях небесной славы (1 Кор. 15: 41).

Но Сам же Спаситель и объяснил нам сию разность небожителей и их обителей; Сам Он, молясь к Богу Отцу о верных Своих последователях, просил: «да будут едино, якоже и Мы; да будут они во Мне и Аз в них». Посему и апостол присовокупляет, что в будущем веке будет Бог всяческая во всех (1 Кор. 15: 28). Такое соединение всех в Боге и во Христе совершению не благоприятствует честолюбивому предположению о первенстве и превосходстве, в нашем житейском и суетном смысле сего слова.

Читать еще:  Крещение Руси: нет ни русского, ни украинца, ни белоруса

Здесь на земле один возвышается, другой падает; там на небе все возвеличены будут, и никто не будет унижен. Здесь почесть иногда омывается слезами раскаяния и несчастий; там отрется слеза от очию каждого и ни для кого плача не будет ктому (Апок. 21: 4). Здесь на благополучие и предпочтение одного другой, сверстник его смотрит черным оком зависти и отравляет покой его; там при полном довольстве не будет зависти и взаимным сорадованием будет каждый приумножать собственное блаженство свое.

Как в полном свете нет мрака, так во свете лица Божия никто не почувствует ни темноты, ни лишения чего-либо в душе своей. Если будет тогда разность между небожителями; то преимущественно в глубине, или обширности их приемлемости. Источник блаженства один для всех; но каждый будет почерпать из него столько, на сколько приуготовил к тому здесь и предочистил сосуд души своей.

Представим текущий из горы кладезь чистой воды, и два сосуда, большой и малый, наполненные этою водою: в кладезе от того умаления нет; живая вода не удержимо стремится оттуда, и сосуды могли бы черпать еще чистую влагу; но они, от полноты, вмещать более не могут, и меньший хотя вместил менее, но также полон, как и больший. Вот некоторое подобие того, чтó ожидает праведных на небе. Источник блаженства неиссякаем: но каждый будет почерпать по мере своей духовной приемлемости; все будут полны блаженства, хотя будут различаться по степеням славы. И так, только на небе истинный покой и полное наслаждение. Туда будем стремиться чистою мыслию и непорочною жизнию, да «сподобимся со всеми святыми в вечной славе Христа Бога царствовати». Аминь.

Миссия Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста в истории христианства

12 февраля Православная Церковь празднует собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова (Назианзина) и Иоанна Златоуста. Вселенских – имеющих значение как учители для всех времен и народов. Они сыграли исключительную роль в формировании догматики, богослужения и церковной жизни вообще. Достаточно сказать, что из четырех вариантов Божественной Литургии, которая служится в поместных Православных Церквях, две приписываются авторству Иоанна Златоуста и Василия Великого.

Все они происходили из аристократических семей, которые отличались христианским благочестием и стремились дать своим детям как можно более хорошее образование. Например, Василий Великий учился у лучших учителей Кесарии Каппадокийской и Константинополя, а для завершения обучения отправился в интеллектуальную столицу античности Афины, где и познакомился с Григорием Богословом.

Теснейшая дружба, установившаяся между ними, сохранилась на всю жизнь. Григорий и Василий вместе провели юношеские годы и в дальнейшем оказывали поддержку друг другу. Для Златоуста же, который был младше их почти на 20 лет, первые двое были практически живой легендой и предметом глубочайшего почета и уважения. Иоанн много раз ссылается на суждения «блаженнейших, превосходнейших Василия и Григория» и ставит их как пример для подражания.

То общее, что их объединяло – это своего рода цивилизационная, культурно-историческая миссия, которую им предстояло выполнить в истории Церкви. Время государственных гонений прошло, надо было вносить христианство и просвещать им общественную, государственную и культурную жизнь, доносить истину о Боге используя достижения светской философии.

  1. ↑Беседа, в фольклоре // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  2. ↑Кит, в народных сказаниях // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.

Что такое wiki2.info Вики является главным информационным ресурсом в интернете. Она открыта для любого пользователя. Вики это библиотека, которая является общественной и многоязычной.

Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License.

Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак организации Wikimedia Foundation, Inc. wiki2.info является независимой компанией и не аффилирована с Фондом Викимедиа (Wikimedia Foundation).

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector