0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему армянская церковь отделилась от православной. Чем армянская церковь отличается от православной

Содержание

Отличие Армянской Апостольской Церкви от православной

Армяне – это духовно богатый народ, который первым в мире заявил о принятии христианства в качестве государственной религии. В то же время их вера имеет определенные отличия от традиционного православия и католицизма. Сегодня около 95 % жителей Армении считают себя христианами и являются членами Армянской апостольской церкви (ААЦ).

Когда зародилось православие в Армении

По легенде, основоположниками ААЦ стали апостолы Фадей и Варфоломей, жившие во времена прихода Божьего Сына на землю. Именно они проповедовали на землях Армении еще в I столетии нашей эры, благодаря чему в этой стране появились первые христиане. В последующие века все большее количество людей принимали крещение и становились на путь следования Иисусу.

Дальнейшее распространение христианства связано c подвижнической деятельностью святого Григория Просветителя и правлением Трдата III. Утверждается, что этот царь был зороастрийцем, но со временем принял христианскую веру. Затем православие в Армении распространилось повсеместно, однако пошло собственным путем. Одна из версий сообщает: это произошло после того, как Григорий Просветитель чудесным образом спас царя от неизвестной и неизлечимой болезни. По другой, Трдат III увидел в христианстве большие возможности и выбрал именно эту религию для своей страны. По мнению историков, после перехода в новую веру для Армении наступил период процветания.

По официальной версии, христианство было принято армянским народом в 301 году. В то же время некоторые исследователи считают это предположение ошибочным и называют другие даты – 313 или 314 годы.

Главное отличие между ААЦ и Православной церковью

В 451 году по инициативе римского императора Маркиана проводился Халкидонский собор, на котором были приняты новые догмы христианства:

  • в Спасителе гармонично объединяются два начала – Божественное и человеческое;
  • монофизитство, признающее наличие у Христа только духовной сути, является еретическим направлением.

При проведении Халкидонского собора представители Армении отсутствовали, поэтому в дальнейшем они отказались принять новые постулаты и отделились от общей традиции. Уже на протяжении многих веков армяне придерживаются собственной точки зрения о природе Мессии. Они считают, что в период своего пребывания на земле Иисус Христос не имел такого же тела, как обычные люди, а сохранял свою Божественную суть.

Сегодня ААЦ является единственной структурой, придерживающейся древних религиозных догм. По этой причине ее рассматривают как уникальную, аналогов которой не существует во всем мире. ААЦ принято считать разновидностью дохалкидонских или древневосточных церквей.

В отличие от православия, признающего все семь Вселенских соборов, Армянская церковь придерживается только трех из них. Это первые дохалкидонские соборы, проводившиеся в Никее (325 г.), в Константинополе (381 г.) и в Эфесе (431 г.).

Отличия в ритуалах

Армянская церковь отличается от русского православия, где имеется три высших сана (епископ, пресвитер, диакон). В ААЦ их насчитывается пять. Самым высоким считается католикос, за которым следуют епископы, священники, дьяконы и чтецы.

Службы в армянских храмах совершаются по особому принципу:

  • большинство священнодействий на алтаре проводятся таким образом, чтобы молящиеся люди могли наблюдать за ними;
  • службы ведутся на грабаре, представляющим собой древнеармянский язык;
  • литургия проходит с использованием пресной просфоры, которая является квасной в русских ритуалах;
  • в молитвенных текстах восхваляется только одна из ипостасей Господа, а не вся Божественная Троица;
  • богослужения сопровождаются звучанием органа, что во многом напоминает католическую традицию.

Внутри большинства церквей отсутствует иконостас. Иногда его можно заметить в уголке помещения, однако он никогда не занимает основное место в храме. На стенах нет привычных для православия изображений святых. Их могут украшать картинами.

Существует уникальный обряд, который совершается только представителями ААЦ. Это Матах – в переводе «поднесение соли». Согласно ему любой верующий может организовать стол, за который будут приглашаться все нуждающиеся – бедные, больные, одинокие, угнетенные. По древним правилам за таким столом не могут присутствовать богатые люди или родственники того, кто предложил угощения.

Как проводятся празднования и посты

Церковные праздники, отмечаемые ААЦ, проходят в соответствии с григорианским календарем, поэтому их даты в большинстве случаев совпадают с торжествами католиков. По православной традиции религиозные празднования совершаются согласно юлианскому исчислению.

Пост в Армении известен под названием Арачаворк. Он начинается за 70 дней, предшествующих Пасхе, и продолжается в течение 5-дневного периода. Во время поста предусмотрены некоторые послабления. Например, разрешается употреблять яйца и сыр по воскресеньям в четыредесятницу.

Разница в символике

В отличие от православных христиан среди армянских верующих не принято молиться перед иконами. Божественные изображения чаще всего отсутствуют как в храмах, так и в домах верующих. Именно по этой причине считается, что в прошлом ААЦ находилась под влиянием иконоборческого движения. При совершении молитвы принято обращаться к распятию, на котором отсутствует фигура Иисуса Христа. Этим вера армян также отличается от русской.

Крест у армян восьмиконечный. В отличие от православного у него отсутствует нижняя перекладина. Он более крупный, украшен живописными растительными орнаментами, поэтому часто именуется Цветущим. Оконцовки этого символа расширяются и напоминают по форме ласточкины хвосты. Представители Армянской апостольской церкви вкладывают в крест иное значение, чем православные. Для них этот религиозный атрибут символизирует вечную жизнь и процветание, а не казнь и страдания Спасителя.

Крестятся верующие армяне немного иначе, чем православные. Крестное знамение также совершается тремя сложенными вместе пальцами, однако его делают не справа налево, а в противоположном направлении.

В каких отношениях пребывают РПЦ и ААЦ

Русская православная церковь не отвергает армянского христианства. В то же время существуют некоторые ограничения. Представителей ААЦ не хоронят и не поминают по православным традициям, за них не читают молитвы, принятые в славянском мире. Также не рекомендуется совмещать обе веры и посещать поочередно армянские и православные храмы. Что касается Цветущего креста, его не возбраняется носить русскому человеку. Однако перед этим он должен быть освящен в православном храме.

Апостольская церковь Армении известна своим толерантным отношением к представителям различных конфессий. В этом направлении христианства не принято принуждать к принятию собственных догматов. Каждый житель страны вправе самостоятельно определяться, какой путь к Богу ему подходит больше всего и какую религию выбирать.

Духовным центром армянских христиан является собор Эчмиадзин. Великая святыня находится в двух десятках километров от Еревана и является объектом постоянного паломничества. Первоиерархом в Армении выступает Католикос – Верховный патриарх ААЦ.

Армянская церковь. В чем разница между православием и армянским христианством?

Армянская Церковь

Армянская церковь — одна из древнейших христианских общин. В 301 году Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии. Уже много веков между нами нет церковного единства, но это не мешает существованию добрососедских отношений. На прошедшей 12 марта встрече с послом Республики Армения в России О.Е. Есаяном, Святейший Патриарх Кирилл отметил: «Наши отношения уходят вглубь веков… Близость наших духовных идеалов, единая нравственная и духовная система ценностей, в которой живут наши народы, являются фундаментальной составляющей наших отношений».

Читатели нашего портала часто задают вопрос: «В чем различие между православием и армянским христианством»?

Протоиерей Олег Давыденков, доктор богословия, заведующий кафедрой восточно-христианской филологии и восточных Церквей Православного Свято-Тихоновского Богословского Университета отвечает на вопросы портала «Православие и мир» о дохалкидонских церквях, одной из которых и является Армянская церковь.

В чем различие между православием и армянским христианством

— Отец Олег, прежде чем говорить об армянском направлении монофизитства, расскажите о том, что такое монофизитство и как оно возникло?

— Монофизитство — это христологическое учение, сущность которого состоит в том, что в Господе Иисусе Христе только одна природа, а не две, как учит Православная Церковь. Исторически оно появилось как крайняя реакция на ересь несторианства и имело не только догматические, но и политические причины.

Православная Церковь исповедует во Христе одно лицо (ипостась) и две природы – божественную и человеческую. Несторианство учит о двух лицах, двух ипостасях и двух природах. Монофизиты же впали в противоположную крайность: во Христе они признают одно лицо, одну ипостась и одну природу. С канонической точки зрения различие между Православной Церковью и монофизитскими церквами заключается в том, что последние не признают Вселенские Соборы, начиная с IV-го Халкидонского, который принял вероопределение (орос) о двух природах во Христе, которые сходятся в одно лицо и в одну ипостась.

Армянская Церковь. Монофизиты

Название «монофизиты» было дано православными христианами противникам Халкидона (сами себя они называют православными). Систематически монофизитская христологическая доктрина сформировалась в VI в., благодаря прежде всего трудам Севира Антиохийского(+ 538 г.).

Современные нехалкидониты стараются модифицировать свое учение, утверждают, что их отцов обвиняют в монофизитстве несправедливо, поскольку те анафематствовали Евтиха 1 , но это изменение стилистики, не затрагивающее сути монофизитского вероучения. Работы их современных богословов свидетельствуют о том, что принципиальных изменений их доктрины не происходит, существенных различий между монофизитской христологией VI в. и современной нет. Еще в VI в. появляется учение о «единой сложной природе Христа», составившейся из божества и человечества и обладающей свойствами обоих естеств. Однако этим не предполагается признание во Христе двух совершенных природ – природы божественной и природы человеческой. Кроме того, монофизитство почти всегда сопровождается монофилитской и моноэнергистской позицией, т.е. учением о том, что во Христе только одна воля и одно действие, один источник активности, которым является божество, а человечество оказывается его пассивным орудием.

— Отличается ли армянское направление монофизитства от других его видов?

— Да, отличается. В настоящее время существует шесть нехалкидонских церквей (или семь, если Армянский Эчмиадзинский и Киликийский католикосаты рассматривать, как две, де-факто автокефальных церкви). Древние Восточные церкви можно разделить на три группы:

1) Сиро-яковиты, копты и малабарцы (Маланкарская церковь Индии). Это монофизитство севирианской традиции, в основе которой лежит богословие Севира Антиохийского.

2) Армяне (Эчмиадзинский и Киликийский католикасаты).

3) Эфиопы (Эфиопская и Эритрейская церкви).

Армянская церковь в прошлом отличалась от остальных нехалкидонских церквей, даже сам Севир Антиохийский был анафематствован армянами в VI в. на одном из Двинских соборов как недостаточно последовательный монофизит. На богословие Армянской церкви значительное влияние оказывал афтартодокетизм (учение о нетленности тела Иисуса Христа с момента Воплощения). Появление этого радикального монофизитского учения связано с именем Юлиана Галикарнасского, одного из основных оппонентов Севира внутри монофизитского лагеря.

В настоящее время все монофизиты, как показывает богословский диалог, выступают с более-менее одинаковых догматических позиций: это христология, близкая к христологии Севира.

Говоря об армянах, следует отметить, что сознание современной Армянской церкви характеризуется выраженным адогматизмом. Если другие нехалкидониты церкви проявляют немалый интерес к своему богословскому наследию и открыты для христологической дискуссии, то армяне, напротив, мало интересуются собственной христологической традицией. В настоящее время интерес к истории армянской христологической мысли проявляют скорее некоторые армяне, сознательно перешедшие из Армяно-Григорианской церкви в Православие, причем, как в самой Армении, так и в России.

Армянская Церковь. Диалог

Ведется ли сейчас богословский диалог с Дохалкидонскими церквами?

— Ведется с переменным успехом. Итогом такого диалога между Православными христианами и Древневосточными (Дохалкидонскими) церквами стали так называемые Шамбезийские соглашения. Одним из основных документов является Шамбезийское соглашение от 1993 года, которое содержит согласованный текст христологического учения, а также содержит механизм восстановления общения между «двумя семьями» Церквей через ратификацию соглашений синодами этих Церквей.

Христологическое учение этих соглашений имеет целью найти компромисс между Православными и Древневосточными церквами на основе богословской позиции, которую можно было бы охарактеризовать как «умеренное монофизитство». В них содержатся двусмысленные богословские формулы, которые допускают монофизитское толкование. Поэтому реакция в православном мире на них не однозначна: четыре Православные Церкви их приняли, некоторые приняли с оговорками, а некоторые принципиально против этих соглашений.

Русская Православная Церковь также признала, что эти соглашения недостаточны для восстановления евхаристического общения, поскольку в них содержатся неясности в христологическом учении. Требуется продолжение работы по устранению неясных толкований. Например, учение Соглашений о волях и действиях во Христе можно понять и дифизитски (православно) и монофизитски. Все зависит от того, как читающий понимает соотношение воли и ипостаси. Рассматривается ли воля, как принадлежность природы, как в православном богословии, или она усвояется ипостаси, что характерно монофизитству. Второе Согласованное заявление от 1990 года, которое лежит в основе Шамбезийских соглашений 1993 года, не дает ответа на этот вопрос.

Читать еще:  О Дороге, или почему Толкин — не детский писатель

С армянами же сегодня вряд ли вообще возможен догматический диалог, по причине отсутствия с их стороны интереса к проблемам догматического характера. После того, как в середине 90-х гг. стало понятно, что диалог с нехалкидонитами зашел в тупик, Русская Православная Церковь начала двухсторонние диалоги – не со всеми нехалкидонскими Церквями вместе, а с каждой в отдельности. В результате определилось три направления для двусторонних диалогов: 1) с сиро-яковитами, коптами и армянским Киликийским католикосатом, согласившимися вести диалог только в таком составе; 2) Эчмиадзинским католикосатом и 3) с Эфиопской церковью (это направление не получило развития). Диалог с Эчмиадзинским католикосатом не затрагивал вопросов догматических. Армянская сторона готова обсуждать вопросы социального служения, пастырской практики, различные проблемы общественной и церковной жизни, но к обсуждению догматических вопросов интереса не обнаруживает.

— Как монофизиты сегодня принимаются в Православную Церковь?

— Через покаяние. Священнослужители принимаются в сущем сане. Это древняя практика, так принимали нехалкидонитов и в эпоху Вселенских Соборов.

С протоиереем Олегом Давыденковым беседовал Александр Филиппов.

Читайте также:

Христианство в Армении

Христианство на территорию Армении начало проникать очень рано. Существует древнее благочестивое предание, изложенное подробнее в «Церковной истории» Евсевия Памфила и «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци, что еще во время земной жизни Господа армянский царь из династии Арксаидов по имени Авгарь, будучи болен, узнал о чудесах, совершаемых Спасителем в Палестине и направил к Нему приглашение в свою столицу, Эдессу

Армянская апостольская церковь: отличие от православной. Основные аспекты

Одной из самых древних христианских общин считается армянская церковь. Её истоки начинаются еще в 4-м веке. Именно Армения является первой страной, где христианство было признано государством. Но шли тысячелетия, и сейчас уже видны те противоречия и различия, которые имеют русская и армянская апостольская церковь. Отличие от православной церкви стало проявляться в 6-м веке.

Отделение апостольской армянской церкви произошло по следующим обстоятельствам. В христианстве неожиданно возникла новая ветвь, которую отнесли к еретичеству, — монофизитство. Сторонники этого течения считали Иисуса Христа Богом. Они отрицали сочетание в нем божественного и человеческого. Но на 4-м Халкидонском Соборе монофизитство признали ложным течением. С той поры апостольская армянская церковь оказалась в одиночестве, так как она до сих пор смотрит на происхождение Христа не так, как обычные православные христиане.

Основные различия

Русская православная церковь с почтением относится к армянской апостольской, но не допускает многих ее аспектов.

  1. Признание соборов. Так как из-за военных действий армяне не могли попасть на Халкидонский Собор, они полностью проигнорировали и не поддержали христианские постулаты, которые там принимались. В итоге армянская церковь признает только 3 собора (всего их 7).
  2. ААЦ считает Христа этаким эфирным, нетленным существом, которое не нуждается в еде, питье и выполнении других потребностей. А РПЦ основывается на том, что Иисус имел такое же тело, как и простые люди.
  3. Святые образа. Если посетить армянскую церковь, можно увидеть практически полное отсутствие икон. Лишь в уголке в некоторых храмах стоит небольшой иконостас с образами. Бытует мнение, что раньше армянское православие выступало на стороне иконоборцев. Так это или нет, точно не известно. Но правильно одно — армянские христиане не молятся перед иконами. В частных домах верующие обращаются с молитвой к распятию.
  4. Календарное различие. Русские православные традиционно отмечают все основные христианские даты по юлианскому численнику, а армянские — по григорианскому. Соответственно, Пасха или Рождество наступают у всех в разные дни.
  5. Наложение креста. Армяне осеняют себя крестным знамением, так же как и русские, тремя перстами, но отличие состоит в том, что крест накладывается слева направо, а не наоборот.
  6. Духовные степени и саны. В армянской апостольской церкви 5 ступеней. Высшая — это католикос, далее идут по степени значимости — епископ, священник, дьякон и чтец. А в русской церкви всего 3 главных сана — епископы, пресвитеры и дьяконы.
  7. Матах. Этот обряд совершается только в армянской церкви. Дословно он означает «поднести соль». Согласно этому обычаю, любой желающий может дать матах, то есть накрыть стол для всех нуждающихся: бедных, больных и пр. Запрещено приглашать за этот стол родных и богатых людей.
  8. Арачаворк. Это пост у армян, который начинается за 70 дней до Пасхи и продолжается 5 дней.
  9. В песнях и молитвенных словах армянской апостольской церкви превозносится только одно из лиц триединого Бога, а русская православная церковь славит всю Божественную Троицу.
  10. В четыредесятницу в Великий пост армянам не возбраняется по воскресеньям пробовать сыр и яйца.

Взаимоотношения церквей

Русская православная церковь считает армянскую конфессией, поэтому людей этой веры нельзя хоронить по православным обычаям, совершать все таинства, которые проводит русское христианское православие, нельзя просто поминать и молиться за них. Если вдруг православный человек посетит службу в армянском апостольском храме — это повод для его отлучения от русской христианской церкви.

Некоторые армяне посещают храмы по очереди. Сегодня апостольский армянский, на другой день христианский. Этого делать нельзя, следует определиться в своей вере и придерживаться лишь одного учения.

Несмотря на противоречия, армянская церковь формирует в своих учениках веру и сплоченность, с терпением и почтением относится к другим религиозным течениям. Вот такие аспекты имеет армянская апостольская церковь. Отличие от православной ее видимое и ощутимое. Но каждый человек сам вправе выбирать, за кого ему молиться и какой веры придерживаться.

Народный каталог православной архитектуры

Авторские фотографии с описаниями православных монастырей, храмов и других православных строений в России и за её пределами
| СТАТЬ СОАВТОРОМ | ПОИСК ПО САЙТУ | ОГЛАВЛЕНИЕ | КАРТА | УЧАСТНИКИ | О ПРОЕКТЕ | МОНАСТЫРИ РОССИИ | ДЕРЕВЯННЫЕ ХРАМЫ

  • Непрочитанные сообщения
  • Темы без ответов
  • Активные темы
  • Поиск

Об армянской апостольской церкви: православная или нет?

Об армянской апостольской церкви: православная или нет?

Вопрос связан с тем, включать ли храм этой церкви в Каталог sobory.ru или нет?

Армянская апостольская церковь не православная.

Эта церковь отделилась от других на 4 Вселенском соборе (451 г.), то есть еще даже ранее разделения на католицизм и православие, и является отдельной ветвью христианства.

Дополнение

Игорь Демин писал(а): Армянская апостольская церковь не православная.

Эта церковь отделилась от других на 4 Вселенском соборе (451 г.), то есть еще даже ранее разделения на католицизм и православие, и является отдельной ветвью христианства.

Подниму тему. Так то оно так, да не совсем.
На Каринском Соборе 630 года Армянская Церковь официально вернулась в Православие и пребывала в нем еще почти век до того, как после арабских завоеваний на Маназкертском соборе 726 года снова отпала от Вселенской Церкви в монофизитство.

При князе (а впоследствии первом после восстановления независимости армянском царе) Ашоте I в 862 году на Ширакаванском Соборе Церковь Армении снова вернулась в Православие, однако спустя тридцать лет по решению нового католикоса Ованнеса V опять уклонилась к монофизитству.

К XI веку Православие опять стало доминирующим исповеданием среди армян, о чем свидетельствует большой рост епископских кафедр, находившихся в общении с Константинопольским патриархом. После вторжения турок-сельджуков во второй половине XI века византийское присутствие в Армении прервалось, и православные армяне вынуждены были постепенно перейти в юрисдикцию Грузинского патриарха, а в XIII веке их епископские кафедры воспринимались уже как «грузинские».

Во второй половине XII века по инициативе императора Мануила I Комнина произошла последняя значительная попытка к возвращению Армянской Церкви, иерархи которой на Соборе 1178 года объявили о своем согласии с православным исповеданием веры, присланным из Константинополя, но из-за смерти Мануила эта попытка сорвалась: его преемники на троне не испытывали интереса к дальнейшим переговорам с армянами. В 1198 году киликийский князь Левон заключил унию с католиками, однако она не была принята ни народом, ни клиром. Ряд армянских иерархов в начале XIV века также вступили в каноническое общение с Римом.

Как наследие этих периодов единства с Православием в литургической традиции Армянской Церкви до сих пор сохраняются некоторые православные песнопения и тексты, а в чин хиротонии епископов Армянской Апостольской Церкви входит даже признание семи Вселенских Соборов.

Процесс влияния Православия продолжился и после окончательного отпадения Армянской Церкви в монофизитство. Так, в XIII веке в синаксарь вардапета Тер-Исраэля был вставлен переведенный на армянский язык текст жития русских православных святых князей Бориса и Глеба. Под 24 июля память этих святых с житием вошла в сборники армянских богослужебных книг XIV–XV веков.

С XVI века Армения была разделена между Османской империей и Персией, кроме того в Церкви существовал раскол между разными кафедрами, не признававшими друг друга. В XVII–XVIII веках некоторые армянские общины, а также их епископы переходили в католицизм, так что в 1740 году из них была учреждена Армянская Католическая Церковь, подчинявшаяся папе Римскому.

В конце XVIII века армянские общины северного Причерноморья оказались в составе России, благодаря успешному продвижению ее границ, а в 1828 году Восточная Армения вошла в состав Российской империи.

Во второй половине ХХ века начались переговоры по вопросу церковного единства с представителями монофизитских Церквей, в том числе и Армянской. И хотя принятое в Шамбези в 1990 году смешанной богословской комиссией «Второе общее заявление и предложения Церквам» констатировало отсутствие догматических расхождений в области христологии, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1997 года постановил, что «Заявление» «не должно рассматриваться как окончательный документ, достаточный для восстановления полного общения между Православной Церковью и Восточными Православными Церквами, так как содержит неясности в отдельных христологических формулировках». Со своей стороны аналогичное отношение выразила и Армянская Апостольская Церковь. Богословский диалог продолжается и в наше время.

На территории Армении ныне действует пять приходов Майкопской и Армавирской епархии Русской Православной Церкви, в которых служат два священника и один диакон. В православную общину, насчитывающую около 15 тысяч человек, входят русские (за вычетом нескольких тысяч молокан), украинцы, греки, большая часть ассирийцев.

Процесс восстановления православных храмов в Армении начался еще с 1980-х годов. В настоящее время действуют церкви в городах Ереван и Ванадзор (бывший Кировакан), восстановлены храмы в селах Привольное, Димитров, Арзни, Анкаван (в последних трех проживают ассирийцы и греки). Однако недостаток священнослужителей является серьезным препятствием для полноценной жизни православных общин.

Главная православная церковь Еревана – храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы – была построена в Канакере, тогдашнем северном предместье Еревана, в 1913–1916 годах как церковь святого благоверного князя Александра Невского при размещенном здесь казачьем полку. Эта часть стояла здесь с 1828 года – со времен победного завершения русско-персидской войны. В советские годы храм был закрыт и использовался в качестве склада, а затем – полкового клуба и вновь открылся в 1991 году, а девять лет спустя был воссоздан в первозданном виде. Старый Покровский храм Еревана, переделанный в XIX веке из мечети, в советское время был полностью разрушен.

В 2001 году Армению посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Во время визита он объявил о том, что в Ереване будет построен новый православный храм, для которого правительство Армении предоставило земельный участок, а финансирование обеспечит Союз армян России.

Так что вопрос открыт и до сих пор.
От себя замечу, что как то интересовались у священника, может ли армянин армянской апостольской церки посещать православную и может ли быть крестным православному были получены разные ответы в трех местах: посещать может однозначно во всех трех, но не учавствовать в таинствах; крестным — нет; может, но только после исповеди и принятия разногласий между церквями (тоже вот вопрос после того как армянская церковь к этому отнесется).
В общем, вопрос непростой, как и история Армении и Армянской апостольской церкви.

Армянская апостольская церковь

Религия и Церковь Армении считаются первоапостольскими, то есть — непосредственно полученными от святых апостолов, учеников Иисуса Христа. Церковь иногда называют Армяно-григорианской, но среди духовенства самой Апостольской Церкви это название не используется.

Становление христианства в Армении

До принятия христианства, народ, населявший нынешнюю территорию Армении, придерживался язычества. О тех временах осталось мало сведений, ведь армянский алфавит был создан только в V веке. Информация передавалась из уст в уста, поэтому многие факты о дохристианских временах дошли до нас искаженными.

После принятия христианства на месте языческих капищ были построены храмы, поэтому фактические свидетельства о периоде политеизма также были утрачены. Первыми людьми, принесшими новую веру на территорию Армении, были ученики Христа — апостолы Фаддей и Варфоломей. Апостол Фаддей был казнен вместе со своими последователями.

Апостол Варфоломей также принял мученическую смерть по приказу армянского царя. Но гонения не смогли остановить распространение христианства. После подвижничества апостолов в Армении появилось много верующих. Христиане молились тайно, у них не было храмов или других мест для богослужений.

Позже новая религия получила широкую популярность в соседних странах, с которыми Армению связывали торговля, культура и общее прошлое. Это подготовило хорошую почву для распространения христианства на территории Армении.

Ситуация изменилась в 314 году, когда царь Тиридат III принял крещение и отдал указ о строительстве первого христианского храма. Этот год стал официальной датой принятия христианства народом Армении.

Интересно знать! Собор Эчмиадзин, основанный Тиридатом III, до сих пор считается религиозным центром для всех армян. Это главное местопребывание верховного Патриарха и Католикоса.

Разрыв Армянской Церкви с Православием произошел в V веке из-за неточного перевода некоторых решений, принятых Вселенским Халкидонским Собором.

В последующие периоды Армянская Церковь неоднократно искала точки соприкосновения с Католицизмом. В 1198 году была подписана уния между Католической и Армянской Апостольской Церковью, но это привело к расколу и образованию Армянской Католической Церкви. В итоге, Апостольская Церковь осталась отдельной независимой конфессией.

Таинства Армянской Апостольской Церкви

  1. Крещение — самое первое Таинство. Не приняв его, человек не может участвовать в других. Во время проведения Таинства Крещения детей трижды окунают в освященную воду, взрослым омывают лицо или изливают воду на голову. Одновременно с крещением совершается Таинство миропомазания и причащения.

Особенности богослужений

В Армянской Церкви службы разделены на утреннюю, дневную, вечернюю и ночную. Утренняя служба объединяется с ночной и проводится на рассвете. Она посвящена восхвалению подвигов Сына Божьего и символизирует воскресение Христа.

Вечерняя служба проводится на закате. Во время богослужения вспоминают погребение Христа, окончание его земного пути. Верующие просят Бога даровать им добрую ночь и покой в душе.

Главное богослужение в Армянской Апостольской Церкви — Божественная Литургия. Она проводится на армянском языке, дополняется особыми ритуалами и песнопениями. По завершению богослужения верующие причащаются.

Важно! Если человек по каким-то причинам не может причаститься, он все равно может находиться на Литургии. Во время богослужения такие прихожане слушают главы из Священного Писания, молятся и восхваляют Господа Иисуса Христа.

Церковная организация и иерархия

Высшую ступень церковной иерархической лестницы в Армении занимает Католикос. Он обладает такой же централизованной властью, как Папа Римский в Католицизме. В Православии же Патриарх — почетный титул, не наделяющий его носителя особыми полномочиями.

Высший церковный сан после Католикоса — епископ. Епископы стоят во главе епархий, обязаны принять монашеский постриг и иметь ученую степень.

Основное звено церковной жизни — священники. Они отвечают за духовное воспитание верующих, осуществление Таинств и совершение богослужений. Помогают священникам дьяконы и чтецы.

Расхождения с Православием

Несмотря на достаточно теплые отношения Русской Православной и Армянской Апостольской Церквей, между ними существует много разногласий в отношении Евхаристии.

Священники не могут проводить совместные богослужения, в частности — Литургию. Верующие одной из Церквей не могут причащаться или принимать крещение в другой.

Догматические различия

Одним из вопросов, вызывающим наиболее жаркие споры в кругу богословов, является вопрос о божественности плоти Иисуса Христа.

Армянская Церковь считает, что плоть Иисуса была божественной. Он не мог испытывать человеческих чувств, следовательно, его страдания на кресте были символическими. Православие же придерживается учения о двух природах Христа. Будучи Богом, он при рождении принял человеческое тело и испытывал все физические и духовные терзания, свойственные простому человеку.

В те дни, когда эта тема поднималась на Вселенском Соборе, Армения находилась в состоянии кровопролитной борьбы с Персией. Епископы не смогли принять участие в обсуждении и не приняли решение Собора, после чего началось многовековое разделение с Православием.

Важно! В настоящее время между представителями Русской и Армянской Церквей ведутся диалоги о природе Христа. Если им удастся преодолеть противоречия, полное общение между конфессиями будет восстановлено.

Обрядовые особенности

У Армянской Апостольской и Русской Православной Церквей есть небольшие различия в обрядах, но они не могут быть препятствием для общения между верующими.

  • Во главе Армянской Церкви стоит Католикос, обладающий всеобъемлющей законодательной властью;
  • Армянская Церковь признает решения только трех Вселенских Соборов из семи;
  • В армянских храмах мало икон, а дома верующие молятся перед распятием;
  • Русская Православная Церковь ведет летоисчисление по юлианскому календарю, а армянская — по григорианскому. Соответственно, Пасху, Рождество Христово и другие праздники верующие отмечают в разные дни;
  • Верующие в Армении причащаются пресным хлебом и неразбавленным вином. В Православии применяется дрожжевой хлеб, а вино разбавляют водой;
  • Крестное знамение армяне совершают слева направо, а Православные — справа налево;
  • Согласно древним традициям, праздник Рождества и Крещения армяне отмечают в один день;
  • Алтарь в храмах Армении не отделяется иконами, при богослужениях используется органная музыка;
  • Священникам-вдовцам в Армении разрешается жениться во второй раз;
  • Верующие Армении могут венчаться в субботние и воскресные дни Великого Поста;
  • У армянских верующих есть обряд, который называют «матах». Для проведения обряда христианин накрывает стол для бедных, не приглашая за него родных и обеспеченных людей;
  • Армянские христиане соблюдают особый пост — арачаворк. Он продолжается неделю и начинается за 70 дней до Пасхи.

Важно! Несмотря на различия в вероучениях, при переходе из Армянской Апостольской Церкви в Православие, человеку не нужно снова креститься. Над человеком проводится чин присоединения, в ходе которого он отрекается от ошибочного учения монофизитов. После этого христианин может участвовать в Таинствах Православной Церкви.

Епархии Армянской Апостольской Церкви

Армянская диаспора в мире считается многочисленной. В местах постоянного проживания верующие стремятся основать храм, чтобы собираться там для молитвы и во время праздников.

Епархии Армянской Апостольской Церкви располагаются на всех континентах, их количество в других странах зависит от числа верующих. Так, на территории Африки Апостольская Церковь представлена всего одной епархией, а в Европе их больше 10. В России располагаются Ново-Нахичеванская и Епархия Юга России.

Наиболее многочисленными епархиями считаются:

  • Араратская;
  • Армавирская;
  • Грузинская;
  • Украинская;
  • Греческая;
  • Гугаркская;
  • Шведская.

Армянская Апостольская Церковь в России

На территории России храмы Армянской Апостольской Церкви можно увидеть в столице, Ростове-на-Дону, Краснодаре и многих других городах. В Москве есть два храма, принадлежащих Армянской Церкви — Преображенский и Воскресенский соборы.

Интересно знать! Многие армянские храмы называют в честь Георгия Победоносца, так как он — один из наиболее почитаемых Святых среди христиан Кавказа.

Другие наиболее известные храмы Армянской Церкви в России:

  • Церковь святой великомученицы Екатерины в Санкт-Петербурге;
  • Церковь Святого Стефана в Калининграде;
  • Церковь Святого Карапета в Екатеринбурге;
  • Церковь Христа Всеспасителя в Кирове.

Армения стала первой страной, принявшей христианство на официальном уровне, в качестве государственной религии. Уже много веков между нами нет церковного единства, но это не разрушает близость наших духовных идеалов и общую систему ценностей.

Чем армянское христианство отличается от русского православного?

Армяне стали первым народом на земле, официально принявшим христианство еще в IV веке нашей эры.

Сегодня большинство армян — христиане. Львиная доля армянского народа следует собственной древневосточной Армянской Апостольской Церкви (ААЦ). Иногда эту Церковь ошибочно называют монофизитской, т.е признающей в Иисусе Христе только божественную природу.

Но нет. Современные армяне апостольского толка скорее миафизиты — т.е они признают единое гармоничное слияние в Иисусе божественного и человеческого начала. В то время, как православные — диофизиты, т.е признают в Иисусе Христе две различные породы — божественную и человеческую.

Армянскую христианскую церковь называют также григорианской — от имени святого Григора Лусаворича (Просветителя), крестившего вместе с царем Трдатом армян в IV веке н.э

Армянская апостольская церковь возникла одной из первых на планете. Ведет свое происхождение от учеников Христа, апостолов Фаддея с Варфоломеем. И не подчиняется никому, кроме собственного католикоса в священном Эчмиадзине — древнем городе, который еще называют армянским Ватиканом.

Правда, имеется еще Киликийский католикос в Ливане, под чьим ведением находятся армянские христианские епархии Ливана, Сирии и Кипра, но он признает верховенство Эчмиадзина.

Еще хотелось бы отметить особый армянский крест. В армянском христианстве крест — символ жизни. Имеет особую форму с «ласточкиными хвостами» на концах. На армянском кресте практически никогда не увидеть распятия Христа, чаще какой-нибудь растительный орнамент (символ жизни же!)

Богослужения в армянской церкви традиционно ведутся на грабаре — древнеармянском языке, сохранившемся, благодаря письменности Месропа Машотца, еще с IV века н.э.

Интересный факт. В прошлые века армянскому апостольскому христианству следовали и не армяне. К примеру, кавказские албаны, предки современных удин из Азербаджана. Или тюрки в Крыму, жившие долгое время бок о бок с армянской общиной полуострова.

Кроме того, ААЦ отличается от других христианских церквей рядом особенностей — уникальной архитектурой храмов, собственным армянским обрядом, например обрядом матах (жертвоприношением). Церковные праздники ААЦ, живущей по григорианскому календарю, чаще всего совпадают с католическими.

У армянских христиан традиционно в храмах мало икон. А сами храмы довольны скромны в оформлении.

Любопытный факт: в ААЦ еще со времен царя Папа (V век н.э) практически не распространено женское монашество — считается, что армянки должны новых воинов рожать, а не в монастырях томиться.

Современная Русская православная церковь поддерживает дружеские отношения с ААЦ. Но евхаристического общения ААЦ и РПЦ все же не имеют, что подразумевает под собой невозможность православному молиться в армянском христианском храме.

Интересный момент: верующий ААЦ, по православному закону, может перейти в православие без нового крещения — достаточно лишь краткого покаяния.

Впрочем, стоит отметить, что ныне в мире существует также многочисленные (по большей части западные) армяне-католики, появившиеся еще во времена крестовых походов. Армяне-халкидониты, следующие православному учению. Армяне-протестанты из Евангелисткой церкви. И даже немногочисленные хемшилы — потомки армян, принявших в Османской империи суннитский ислам. Правда, насчет последних все время кипит спор — считать ли их вообще армянами.

Армянская Апостольская церковь и Православие

Большинство историков считает, что официально армяне стали христианами в 314 г, причём это самая поздняя дата из предполагаемых. Многочисленные последователи новой веры появились здесь задолго до провозглашения Армянской церкви государственным учреждением.

Вера армянского народа считается первоапостольской, т. е. полученной непосредственно от учеников Христа. Несмотря на догматические различия, Русская и Армянская церкви поддерживают дружеские отношения, особенно в вопросах изучения истории христианства.

История церкви в Армении

До принятия христианства в древнем государстве на берегах Севана царствовало язычество, оставившее скудные памятники в виде каменных скульптур и отзвуков в народных обычаях. По преданию, апостолы Фаддей и Варфоломей положили начало разрушению языческих капищ и водворению на их местах христианских храмов. В истории Армянской церкви можно выделить следующие вехи:

  • I век: проповедь апостолов Фаддея и Варфоломея, определившая название будущей Церкви — Апостольская.
  • Середина II века: упоминание Тертуллиана о «большом количестве христиан» в Армении.
  • 314 г. (по некоторым данным — 301 г.) — мученичество святых дев Рипсиме, Гаиании и других, пострадавших на армянской земле. Принятие христианства царём Армении Трдатом III под влиянием своего слуги Григория, будущего святого Просветителя Армении. Постройка первого храма Эчмиадзин и утверждение в нём патриаршего престола.
  • 405 г.: создание армянского алфавита в целях перевода Священного Писания и богослужебных книг.
  • 451 г.: Аварайрская битва (война с Персией против насаждения зороастризма); Халкидонский Собор в Византии против ереси монофизитов.
  • 484 г. — удаление патриаршего престола из Эчмиадзина.
  • 518 г. — разделение с Византией в вопросах вероисповедания.
  • XII век: попытки воссоединения с Византийским православием.
  • XII — XIV века — попытки принять унию — соединиться с Католической церковью.
  • 1361 г. — удаление всех латинских нововведений.
  • 1441 г. — возвращение патриаршего престола в Эчмиадзин.
  • 1740 г. — отсоединение сирийской общины армян, религией которых стало католичество. Армянская Католическая церковь распространилась в Западной Европе, имеются приходы в России.
  • 1828 — вхождение Восточной Армении в состав Российской империи, новое наименование «Армяно-Григорианская церковь», отделение Константинопольского патриархата, оставшегося на территории Османской империи.
  • 1915 г. — уничтожение армян в Турции.
  • 1922 г. — начало репрессий и антирелигиозного движения в Советской Армении.
  • 1945 г. — избрание нового католикоса и постепенное возрождение церковной жизни.

Расхождение с православием

В настоящее время, несмотря на дружеские отношения между Православной и Армянскими церквями, нет евхаристического общения. Это значит, что их священники и епископы не могут служить вместе литургию, а миряне — креститься и причащаться. Причиной этому служат различия в вероучении или догматах.

Простые верующие, не изучающие богословия, могут не знать об этих преградах или не придавать им значения. Для них важнее обрядовые различия, причиной которых является история и национальные обычаи.

Догматические различия

В III−IV веках споры о вере были также популярны, как сейчас — политические баталии. Для решения догматических вопросов созывались Вселенские соборы, положения которых сформировали современное православное вероучение.

Одной из основных тем обсуждений была природа Иисуса Христа, кто Он был, Бог или человек? Почему Библия описывает Его страдания, которые не должны быть свойственны божественному естеству? Для армян и византийцев авторитет Святых Отцов церкви (Григория Богослова, Афанасия Великого и др.) был непререкаем, но понимание их учения оказалось разным.

Армяне, в числе других монофизитов, считали, что Христос является Богом, и плоть, в которой Он пребывал на земле, была не человеческой, а божественной. Следовательно, Христос не мог испытывать человеческие чувства и даже не чувствовал боли. Его страдания под пытками и на кресте были символическими, кажущимися.

Учение монофизитов было разобрано и осуждено на I. V. Вселенском соборе, где было принято учение о двух природах Христа — божественной и человеческой. Это означало, что Христос, оставаясь Богом, принял при рождении настоящее человеческое тело и испытал не только голод, жажду, страдания, но и душевные терзания, свойственные человеку.

Когда в Халкидоне (Византия) проходил Вселенский собор, армянские епископы не смогли принять участие в обсуждениях. Армения находилась в кровопролитной войне с Персией и на грани уничтожения государственности. В результате решения Халкидонского и всех последующих Соборов не были приняты армянами и началось их многовековое разделение с Православием.

Догмат о природе Христа является главным отличием армянской церкви от православной. В настоящее время между РПЦ и ААЦ (Армянской апостольской церковью) ведутся богословские диалоги. Представители учёного духовенства и церковные историки обсуждают, какие противоречия возникли по недоразумению и могут быть преодолены. Возможно, это приведёт к восстановлению полного общения между конфессиями.

Особенности обрядов

Обе Церкви отличаются и внешней, обрядовой стороной, что не является существенным препятствием для общения верующих. Наиболее заметны следующие особенности:

  • Хлеб, использующийся для служения литургии, у армян пресный, а вино для причастия не разбавляется водой. В Православной литургии применяется исключительно квасной (на дрожжах) хлеб и разбавленное вино.
  • Армяне крестятся тремя пальцами слева направо, а православные — справа налево.
  • Праздники Рождества и Крещения армяне совершают в один день, как это было в древности. В православном календаре они разделены Святками.
  • В армянском храме алтарь не отгорожен иконами, а при богослужении используется музыкальное сопровождение (орган).
  • Армянские иерархи не считают происхождение Благодатного Огня божественным, хотя не отрицают связанных с этой церемонией чудес, происходивших в разное время.
  • С начала XX века священникам-вдовцам ААЦ разрешено жениться во второй раз, а мирянам в крайнем случае — венчаться в субботние и воскресные дни Великого поста.

Существуют и другие особенности в богослужении, облачении священнослужителей и церковной жизни.

Ренегатство армян

Армянам, желающим перейти в православие, не придётся вновь креститься. Над ними совершается чин присоединения, где предполагается публичное отречение от учения еретиков-монофизитов. Только после этого христианин из ААЦ может приступать к православным Таинствам.

В Армянской церкви нет строгих установлений по поводу допуска православных к Таинствам, армянам также дозволяется причащаться в любой из христианских церквей.

Иерархическое устройство

Главой Армянской церкви является Католикос. Название этого титула происходит от греческого слова καθολικός — «всеобщий». Католикос возглавляет все поместные церкви, стоя выше их патриархов. Главный престол находится в Эчмиадзине (Армения). В настоящее время католикосом является Гарегин II, 132-й глава церкви после Св. Григория Просветителя. Ниже Католикоса находятся следующие священные степени:

  • Епископы, власть которых ограничена географическими регионами — епархиями. Сколько епархий, столько и епископов в церкви.
  • Священники, служащие на приходах. Если высшие степени занимают исключительно монахи, то священник может быть женатым, но рукополагается он только после рождения сына.
  • Иеромонахи — неженатые священники, давшие обет монашества. Они могут получать учёные степени архимандрита и протоархимандрита, дающие право учительствовать и проповедовать.
  • Дьяконы и чтецы, помогающие священникам в совершении богослужения и хозяйственных делах прихода.

Общины в России и Иерусалиме

Армянская диаспора в мире насчитывает около 7 миллионов человек. Все эти люди скреплены народными традициями, связанными с религией. В местах постоянного проживания армяне стараются воздвигнуть храм или часовню, где собираются для молитвы и праздников. В России церкви с характерной древней архитектурой можно встретить на Черноморском побережье, в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Москве и других крупных городах. Многие из них называются в честь Великомученика Георгия — любимого святого всего христианского Кавказа.

Армянская церковь в Москве представлена двумя красивыми храмами: Воскресения и Преображения. Преображенский собор — кафедральный, т. е. в нём постоянно служит епископ. Неподалёку находится его резиденция. Здесь расположен центр Ново-Нахичеванской епархии, включающей в себя все бывшие республики СССР кроме кавказских. Воскресенский храм расположен на национальном кладбище.

В каждом из храмов можно увидеть хачкары — каменные стрелы из красного туфа, украшенные тонкой резьбой. Эту дорогую работу выполняют специальные мастера в память о ком-либо. Камень доставляется из Армении, как символ исторической родины, напоминающий каждому армянину в рассеянии о его священных корнях.

Самая древняя епархия ААЦ находится в Иерусалиме. Здесь её возглавляет патриарх, имеющий резиденцию при храме Св. Иакова. По преданию, храм построен на месте казни Апостола Иакова, неподалёку находился дом иудейского первосвященника Анны, перед которым истязали Христа.

Кроме этих святынь, армяне хранят и главное сокровище — пожалованную Константином Великим третью часть Голгофы (в храме Воскресения Христова). Эта собственность даёт право армянскому представителю наряду с Иерусалимским Патриархом участвовать в церемонии Святого Света (Благодатного Огня). В Иерусалиме ежедневно совершается служба над Гробом Божией Матери, принадлежащим в равных долях армянам и грекам.

События церковной жизни освещаются телевизионным каналом Шагакат на территории Армении, а также англо- и армяноязычным каналом Armenian Church на YouTube. Патриарх Кирилл с иерархами РПЦ регулярно принимают участие в торжествах ААЦ, связанных с многовековой дружбой русского и армянского народов.

filaretuos

Реалии нашей жизни

Друзья и враги

Почему Армянскую Церковь именуют Апостольской и Григорианской?

Армянская Апостольская Церковь является одной из древнейших христианских Церквей.

Христианство появилось в Армении во II-III в. , став в начале IV в. (301 г. ) государственной религией.

Армянская Церковь именуется Апостольской потому, что два апостола из 12 учеников Христовых принесли в Армению Христову веру. По преданию, еще в I в. Апостолы Фаддей и Варфоломей прибыли в Армению и проповедовали там христианство. Тогда же в Армении зародились и первые христианские общины, которые распространились во II-III вв.

Апостола Варфоломея распяли вниз головой, но он продолжал свою проповедь, тогда его сняли с креста, сняли кожу, а затем обезглавили. Это произошло на территории нынешней столицы Азербайджана, город Баку, на месте Девичей Башни. Ранее на месте Башни стояла христианская Церковь.

Сейчас небольшой ковчег с мощами апостола Варфоломея находится в Кафедральном Православном соборе Святых жён Мироносец в Баку . Но оснавная часть мощей покоится в Итальянском городе Беневенто.
Мощи святого апостола Фаддея покоятся в главном соборе Армении в Армянской Церкви.

Христиане часто подвергались гонениям, так как армяне в те времена исповедовали преимущественно многобожие, тяготеющее в какой-то степени к эллино-римскому политеизму.

Григорианской Церковь называется благодаря проповедям святителя Григория Просветителя (302-326) — по имени которого Армянская Апостольская Церковь часто именуется Армяно-Григорианской v армянский царь Тиридат III (287-330) принимает со своей семьей крещение. В 301 г. христианство провозглашается официальной государственной религией.

Григорий Просветитель армянами признаётся за первого Патриарха Армении.

Предание повествует о том, что св. Григорию было видение: Христос в нимбе нисходит с небес и золотым молотом указывает место, где должна быть воздвигнута первая армянская церковь .

Именно поэтому построенный здесь храм, ставший кафедральным, был назван Эчмиадзином, что на армянском языке означает «Сошел Единородный«, то есть Иисус Христос .

На этом же месте, где построен собор, Григорий Просветитель несколько лет находился хаключённым пленником в яме.

Честно говоря в Армении три Эчмиадзина: уже знакомый нам город, кафедральный собор и сложившийся вокруг него монастырь. На территории последнего находится резиденция Католикоса — главы Армянской церкви . Для армян Эчмиадзин — центр притяжения, если не мироздания. Побывать здесь обязан каждый армянин, как бы далеко от родины он ни жил, где бы ни родился. Католикос Всех Армян Гарегин II: » Святой Эчмиадзин не только армянская, но и всемирная святыня. Мы рады отметить, что главы братских церквей регулярно посещают святой Эчмиадзин, и совместно мы возносим молитву Господу нашему, прося мир для мира и братства для народов. Чада других Церквей посещают первопрестольный град для того, чтобы приобщиться к нашей истории, церкви и традициям «.

Впечатление паломника: —
Очень красивое, просто потрясающее место. Такое тихое, умиротворенное. Стоит попасть на службу — там очень красивое мужское хоровое пение. Внутри достаточно интересный музей — реликвии, кусочек нового ковчега, копье. Много хачкаров. Территория с какой-то потрясающей атмосферой. Ехать, кстати, не очень далеко от Еревана

Армянская церковь — близка к православной, но влияние католицизма в ней очень заметно . Например, стены в армянских храмах украшают не иконы, а картины. Службу сопровождает орган. Заимствованы у католиков и некоторые элементы церковного облачения. Одежду для священников шьют в мастерской при Эчмиадзине. Конические клобуки характерны только Армянской Церкви.

Женщины как правило в храмах могут пребывать голой головой. Крестятся армяне слева направо, как католики, но тремя перстами, как православные. Потом прикладывают руку к груди — так больше не делает никто. Армянская церковь наряду с коптской, эфиопской и сирийской относится к числу древневосточных ортодоксальных церквей. Поэтому порядок служения в них ближе к православному.

Католикос Всех Армян, Гарегин II: » С 1962 г. Армянская Церковь состоит во Всемирном Совете Церквей и поддерживает связи с другими братскими церквями. Однако более близкие отношения у нас с Русской Православной церковью. Отношения эти отражают теплые отношения между нашими народами и государствами. В смысле богословия наша Церковь, как восточная ортодоксальная, гораздо ближе к семье православных церквей «.

При всей схожести между Армянской апостольской и Русской Православной церквями имеются существенные отличия. Они касаются догматики, особенностей богослужения и обрядов. Армяне, например, по большим праздникам приносят в жертву бычка, барана или петуха . Многие таинства в этих двух церквях совершаются по-разному.

Обряд Крещения младенца совершается троекратным погружением в освященную воду, а когда холодно, омовением лица и частей тела. Все это сопровождается словами: » Сей раб Божий , пришедший от младенчества к крещению, крестится во имя Отца и Сына и Святого Духа… » У армян есть только крестные отцы, крестных матерей нет. Одновременно с крещением совершается миропомазание, по-армянски «дрошм», «печать». Для каждой части тела — своя молитва. К примеру, помазание ног сопровождается такими словами: » Печать сия Божественная да исправит шествие твое в Жизнь Вечную «. В Армянской Церкви Крещение всегда совершается только над одним ребёнком, а не массово и каждому крещаемому уделяется примерно час время.

В Армянской церкви еще со времен Георгия Просветителя практикуются жертвоприношения , матах. Обычно в жертву приносят животных. Родился ребенок — обязательно сходи в церковь и попроси священника провести обряд. Если кто-либо из родственников умирает, то матах совершают за упокой души. В Эчмиадзине при церкви Святой Гаянэ имеется специальное помещение, где мясник закалывает жертвенных баранов и бычков. Другие христианские церкви считают матах пережитком язычества. Армяне с этим не согласны. Ведь мясо достается бедным, а кто как не Христос заповедовал любить ближнего.

Участие в обряде священнослужителя ограничено исключительно освящением соли, с которой приготовляется матах. Животное приводить в церковь запрещено, а потому оно режется жертвователем дома ..

Венчаться по армянским законам можно, если невесте исполнилось 16, а жениху -18 .

Армения не раз теряла государственность. Поэтому церковь для армян — символ единения. Причем не только духовного. В храм приходят чтобы помолиться, поставить свечку, а заодно пообщаться с друзьями . В позапрошлом году в Эчмиадзин съехались тысячи людей со всей страны, сотни представителей армянской диаспоры.

Раз в семь лет тут проводится обряд мироосвящения . Миро — особенный состав из благовонных веществ для священного помазания. В Армении его делают из оливкового масла, к которому добавляют специальный бальзам и 40 видов различных ароматических смесей. Компоненты варят отдельно, затем смешивают и освящают. В церемонии кроме Католикоса участвуют 12 армянских епископов. Приезжают представители Апостольской церкви из Константинополя, Иерусалима и Бейрута. Они по очереди заливают в котел ингредиенты и обязательно старое миро, оставшееся от прошлой церемонии. Считается, что в нем осталось немного масла, освященного еще самим Христом. Затем Католикос погружает в котел копье, якобы то самое, которым римский сотник Лонгин пронзил грудь Спасителя и прекратил Его страдания. Мешают миро Дланью Георгия Просветителя. Так называют раку, в которой хранятся мощи (рука) первого Католикоса Армении .

В 2001 г. Папа Римский Иоанн Павел II привез в Армению мощи первого армянского Католикоса. Пятьсот лет мощи Святого Григория Просветителя хранились в Неаполе, а сейчас находятся в кафедральном соборе Эчмиадзина . Помимо Святого копья и мощей в Эчмиадзине хранится много других святынь, почитаемых во всем христианском мире. Многие из них вывезены из Турции после резни 1915 г.

Самые драгоценные: фрагмент Ноева Ковчега — коленная чашечка Иоанна Крестителя, частица Древа Креста, на котором был распят Иисус, наконец, фрагмент тернового венца Спасителя .

В домашней молитве чаще использовался Крест. Это связано с тем, что икона должна быть непременно освящена рукою епископа святым миром , а потому она является скорее храмовой святыней, нежели непременным атрибутом домашней молитвы.

Трисвятое в Армянской Церкви каждый праздник разное. Так по воскресным дням поют: « Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, Воскрес из мертвых, помилуй нас », в Вознесения вместо «Воскрес из мертвых» добавляют «. Что вознёсся во славе ко Отцу, Помилуй нас «.

Проскомидию разрешено делать как на квасном, так и на пресном хлебе. В вино воду не добавляют . Освящённый евхаристический хлеб (Тело) погружается священником в Чашу с освящённым вином (Кровью) и, преломлённый пальцами на части, подаётся причащающимся .

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector