0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Петропавловский собор. Петропавловский собор Петропавловский собор 18 века похож

Содержание

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге.

Главное сооружение Петропавловской крепости – Петропавловский собор. Это один из немногих в Петербурге хорошо сохранившихся памятников архитектуры начала XVIII в. Когда в 1703 г. Петр решил заложить крепость, прежде всего он повелел построить на этом месте деревянную церковь в знак своего намерения. Через 10 лет по проекту приглашенного царем архитектора Трезини ее начали перестраивать в камне. Сперва Трезини предполагал работать на берегах Невы всего год, и то если «климат не будет зело жесток здравию его», но, начав эту работу, увлекся ею и проникся дерзкими петровскими замыслами. Вероятно, поэтому силуэт возводимого им собора получился похожим на готовый отплыть корабль с высокой мачтой и поднятыми парусами.

Петропавловский собор колокольня.

В первую очередь по желанию царя возвели высокую колокольню со шпилем. Она была необходима Петру как смотровая площадка, откуда можно было бы увидеть приближение шведов. Кроме того, ее строительство имело и политический смысл – она должна была стать доминантой, утвердить возвращение приневских земель России. Петр I лично нередко поднимался с иностранными гостями на стоявшую в лесах колокольню и показывал им оттуда панораму строившегося города. Шпиль колокольни увенчали фигурой ангела с крестом, парящего в вышине.

Ангел Петропавловского собора.

Ангел над городом, по замыслу создателей, должен был оберегать новую российскую столицу от превратностей судьбы. Постройка и отделка собора завершилась только к 1733 г. Петру не удалось дожить до этого знаменательного момента. В том году в День святых апостолов Петра и Павла (29 июня) на освящении собора присутствовала уже императрица Анна Иоанновна, которая, как писали «Санкт-Петербургские ведомости», «принимала от всех иностранных и здешних министров и дам о том поздравительные комплименты».

Петропавловский собор.

Почти четверть века собор сохранял неизменным свой облик. Но в середине XVIII в. от молнии загорелся шпиль колокольни. Поэтому при постройке нового шпиля Екатерина II повелела устроить «электрический отвод отвращению удара и поления от молнии происходящего». Хотя громоотвод и возымел желаемое действие, но над городом часто разражались «великие бури», которые гнули шпиль и портили фигуру ангела с крестом. Так, в 1829 г. во время одной такой бури ангел угрожающе накренился. Кровельщик Петр Телушкин, без лесов, ловко пользуясь приспособлениями из одних веревок, сумел подняться на верхушку шпиля и произвести необходимый ремонт. Этот подвиг потом повторили профессиональные альпинисты, которые во время Великой Отечественной войны закамуфлировали золоченый шпиль, чтобы он не мог служить ориентиром для фашистской авиации.

Шпиль Петропавловского собора.

В XIX в. все сильнее стали чувствоваться разрушения деревянного остова шпиля. Было решено старый шпиль разобрать и заменить деревянные конструкции на металлические. При этом общая высота собора увеличилась на 16 м и достигла 122,5 м. По сей день Петропавловский собор является самым высоким архитектурным сооружением Петербурга и одной из ведущих доминант в панораме невских берегов. Выше его только современная телевизионная башня.

Петропавловский собор в Петербурге.

Во время путешествия по Европе Петр I обратил внимание на часы-куранты, имевшиеся на некоторых европейских храмах. Такие же он захотел иметь и в России. Куранты исполняли церковный и монархический гимн, в советское время их механизм переделали для исполнения гимна Советского Союза, сейчас же они снова играют государственный гимн Российской империи «Боже, царя храни». Был здесь и карильон (колокольный инструмент, на котором играет музыкант). Оригинальный карильон сняли еще в XIX в., а в 2001 г. поставили новый, воспроизведенный для Петропавловского собора в Голландии. Там на средства спонсоров отлили 51 карильонный колокол. На одном из них надпись: «Да звонит сей колокол во славу России». Так что теперь здесь снова можно услышать колокольные концерты.

Петропавловский собор в Петербурге.

Построенный Трезини собор отличается от традиционных старинных православных храмов. В нем явно чувствуется влияние итальянской и североевропейской архитектуры. Вместо обычного пятиглавия собор завершает только один купол. В плане здание имеет форму вытянутого прямоугольника и является сооружением нетрадиционного для тогдашней России «зального» типа. Если внешний облик собора достаточно прост и скромен, то его внутреннее убранство, напротив, отличается пышностью и торжественностью. Огромные окна, дающие много света, лепка, расписанные под мрамор массивные колонны, трофейные вражеские знамена – все это делает интерьер собора более похожим на богато украшенный парадный зал, чем на храм для молитвы. Под сводами находятся 18 картин на евангельские сюжеты – это тоже было новшество, до этого стены православных церквей украшали фресками. Картины доверили написать «иноземцу голландской земли» Георгу Гзелю, с которым Петр познакомился в Амстердаме, и двум русским «живописных дел мастерам» – Василию Игнатьеву и Андрею Матвееву.

Петропавловский собор иконостас.

Деревянный позолоченный иконостас барочных форм, выполненный в Москве по рисунку архитектора Зарудного, также необычен. Он имеет форму пышной триумфальной арки и является своеобразным памятником в честь заключения Ништадтского мира. Иконостас насыщен множеством резных арок, скульптур, поднятых щитов и скрещенных мечей, напоминавших о ратных подвигах России в Северной войне. Он был привезен из Москвы в разобранном виде, в самом соборе собран и здесь же покрыт позолотой.

Петропавловский собор интерьер.

В центре – царские врата с фигурами апостолов, по обе стороны от них — скульптуры благого вестника архангела Гавриила с лилией в руках и покровителя воинства архангела Михаила с мечом. За вратами видна алтарная сень, поддерживаемая резными винтообразными колоннами. 43 иконы для иконостаса были созданы в Петербурге артелью московских художников. Комиссия, принимавшая их работу, признала: «Оные святые образа написаны добрым иконным художеством из добрых красок». Две большие иконы по обе стороны царских врат изображают Богоматерь с Младенцем (по преданию, имеющую портретное сходство с женой Петра Екатериной I) и Иисуса в патриаршей одежде и митре московских царей.

Петропавловский собор интерьер.

Напротив иконостаса – нетрадиционная для православных церквей резная позолоченная кафедра, предназначавшаяся для произнесения проповедей. Ее украшают статуи апостолов Петра и Павла. У противоположного пилона находится царское место – невысокий помост, обитый малиновым бархатом с золотым шитьем и увенчанный золоченой резной короной. Во время богослужения в соборе там стоял император. Кресла здесь никогда не было, во время служб царь не садился.

Императорский собор.

По традиции императоры приходили в собор после коронации, чтобы испросить благословения на царство, а при отъезде из столицы – попрощаться с могилами своих родителей. Храм сочетал в себе функции придворного и кафедрального собора, а также служил усыпальницей российских императоров и членов их семей. Мысль превратить собор в императорскую усыпальницу принадлежала самому Петру. Первую гробницу в еще деревянной Петропавловской церкви установили, когда умерла двухлетняя дочь царя Екатерина. Затем, еще до завершения строительства каменного храма, здесь были похоронены жена царевича Алексея кронпринцесса Шарлотта, сестра Петра I Мария и сам царевич Алексей, умерший в казематах крепости. Они похоронены у входа под лестницей на колокольню.

Читать еще:  Казанская икона Божией Матери: справка об иконе

Петропавловский собор интерьер.

Не был достроен собор и к моменту смерти самого Петра в 1725 г. Под звон колоколов и пушечную стрельбу гроб с его набальзамированным телом перенесли по льду Невы из Зимнего дворца в Петропавловскую крепость. Здесь его временно поставили в «нарочно построенную внутри собора деревянную пристройку», обитую внутри черным сукном, где он и простоял целых шесть лет. После окончания строительства собора гроб был перенесен на выбранное императором еще при жизни место у иконостаса. Могила Петра самая правая в первом ряду, она отмечена бюстом царя, цветами и Андреевским военно-морским флагом. Рядом с ним похоронена его жена Екатерина I, пережившая мужа всего на два года. Третья в том же ряду – могила их дочери Елизаветы Петровны.

Петропавловский собор усыпальница Романовых.

На протяжении двух столетий в соборе хоронили российских императоров и императриц, а также многих членов семьи Романовых. Каждого из них хоронили в отдельном склепе, первоначально отмечая место захоронения только мраморными плитами. Одинаковые беломраморные надгробия появились здесь позже. Надгробия коронованных особ украшены позолоченными двуглавыми орлами. В соборе погребены все русские цари, начиная с Петра I до Николая II, за двумя исключениями. Юный Петр II умер и похоронен в Москве, а младенцем свергнутый с престола и заточенный в Шлиссельбургской крепости внучатый племянник Анны Иоанновны Иоанн VI был убит стражей при попытке освобождения из места заключения и там же предан земле.

Петропавловский собор усыпальница Романовых.

Еще стоит отметить, что муж Екатерины Великой Петр III, убитый в результате дворцового переворота, первоначально был похоронен не здесь, а в Александро-Невской лавре. И только через 34 года, после смерти самой Екатерины, их сын Павел повелел перенести останки отца в Петропавловский собор и похоронить обоих родителей, при жизни не слишком-то жаловавших друг друга, рядом. Их могилы находятся за захоронениями Елизаветы и Екатерины I.

Петропавловский собор усыпальница Романовых.

Места захоронения Александра II и его жены Марии Александровны отличаются от других. Над ними установлены массивные надгробия, сделанные из монолитов зеленой алтайской яшмы и розового уральского орлеца (родонита). Каждое весит порядка 5—6 тонн. Таким образом, в преддверии празднования 300-летия дома Романовых в 1913 г. была отдана дань этому царю, прославившемуся освобождением крестьян от крепостной зависимости, но, несмотря на это, павшему от рук террористов и считавшемуся поэтому еще и царем-мучеником.

Петропавловский собор в советское время.

В советское время в Петропавловском соборе уже никого не хоронили. В 1922 г. он стал музеем. Новая могила появилась здесь только в июле 1998 г., но не в самом соборе, а в находящемся справа от входа приделе Святой Екатерины, где в прежние времена отпевали великих князей. Там были торжественно захоронены останки последнего российского императора Николая II, его семьи и близких людей, расстрелянных в 1918 г. в Екатеринбурге. Но у православной церкви, несмотря на все проведенные экспертизы, есть сомнения в подлинности этих останков, поэтому местом их захоронения был выбран этот боковой придел.

Петропавловский собор в современное время.

В 2006 г. была исполнена последняя воля матери Николая II вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Она умерла в эмиграции в Дании в 1928 г. и там же была похоронена. Но она оставила завещание, где просила, когда появится такая возможность, перенести ее прах в Петропавловский собор и похоронить рядом с мужем Александром III, что и было выполнено после согласования всех деталей между российским и датским правительством.

Петропавловский собор в крепости.

Таким образом, в соборе появилась еще одна могила. Ее легко узнать по новому блестящему мрамору и золотым украшениям. Собор соединен крытой галереей с Великокняжеской усыпальницей, где предполагалось хоронить не коронованных членов императорской семьи. Она была выстроена рядом с собором в начале XX в. по желанию последнего русского царя (авторы проекта – архитекторы Д Гримм, А Томишко и Л. Бенуа). Благодаря умело найденным пропорциям здание усыпальницы и собор снаружи воспринимаются как единое целое. Внутри усыпальницу украсили мрамором и золоченой бронзой, был в ней и свой алтарь с иконостасом и замечательным запрестольным витражным образом «Воскресение Христово».

Усыпальница в советское время.

В советское время судьба Великокняжеской усыпальницы складывалась довольно печально. Она сильно пострадала от наводнения 1924 г., после чего ее здание и интерьер были признаны не имеющими художественной ценности. Бронзовые украшения были сняты и отправлены на переплавку, надгробия разбиты. Позже в здании находилось книгохранилище, склад бумажной фабрики, музейная экспозиция, посвященная истории Петропавловской крепости.

Усыпальница в современное время.

В 1992 г. традиция захоронений в усыпальнице возобновилась: здесь был погребен правнук Александра II Владимир Кириллович. Туда же был перенесен прах его родителей, великого князя Кирилла Владимировича и великой княгини Виктории Федоровны, умерших в 1930-х гг. в эмиграции. В 2010 г. рядом с Владимиром Кирилловичем нашла свое последнее успокоение его вдова великая княгиня Леонида Георгиевна, жившая прежде в Мадриде. В связи с возобновившимися захоронениями в усыпальнице начались реставрационные работы. Великолепный витраж из усыпальницы «Воскресение Христово», разрушенный взрывной волной во время войны, воссоздан современными петербургскими мастерами. Временно, пока была реставрация усыпальницы, он был выставлен в отдельном помещении на выходе из собора.

От церквушки и усыпальницы к музею и храму – Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости

Петропавловский собор (официальное название Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла) – православный собор в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости, усыпальница русских императоров, памятник архитектуры петровского барокко. Здесь не совершали таинств крещения и венчания. Под сводами собора отпевали членов российской правящей семьи и великих князей, близких императорскому дому.

Возникновение Петропавловского собора

В мае 1703 года Петр Великий для защиты земель, отвоеванных у шведов в Северной войне, заложил на Заячьем острове крепость – первую обжитую территорию Санкт-Петербурга. Опасаясь нападения врагов, крепость строили поспешно: царь лично руководил работами.

В Петропавловской крепости, ставшей символом утверждения России на берегах Балтики, размещался Сенат, казначейство, казармы, склады и аптека. Главное сооружение в крепости – церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, заложенная по велению Петра.

Строительство деревянной церкви началось 29 июня 1703 года в день памяти апостолов. 1 апреля 1704 года церковь освятили и провели праздничную службу. 30 мая 1712 года заложили каменный Петропавловский собор, для строительства которого царь пригласил итальянского архитектора Доменико Трезини. Деревянный храм оставили внутри новой постройки.

Трезини, согласившийся поработать на берегах Невы только год, начав работу, проникся дерзким замыслом императора и построил необычный для русского зодчества собор. Строительство продолжалось 20 лет (1712- 1732).

Крепость и собор возводили русские солдаты, пленные шведы и согнанные со всех концов России крестьяне. Они ни на минуту не прекращали работу, тысячами умирая от эпидемий, голода и холода. Силуэт возведенного собора получился похожим на готовый к отплытию корабль с высокой мачтой и поднятыми парусами.

Архитектура собора

Петропавловский собор построен в традициях европейской архитектуры – в форме вытянутого прямоугольника 30 на 60 метров. Здание «зального» типа внешне выглядит просто и скромно. Стены украшены плоскими колоннами – пилястрами – с головами херувимов на наличниках окон. На восточном фасаде – фреска художника П. Титова «Предстояние апостолов Петра и Павла перед Христом». Западный фасад, служащий основанием колокольни, с двух сторон главного входа украшен шестью пилястрами.

Колокольня

По желанию царя сначала возвели колокольню со шпилем: Петру I нужна была смотровая площадка для наблюдения за приближающимися шведами. Колокольня символизировала возвращение России приневских земель. Петр гордился строящимся городом и лично поднимался с иностранными гостями на стоявшую в лесах колокольню, чтобы полюбоваться панорамой столицы.

Многоярусная 100-метровая колокольня, украшенная пилястрами, – главная часть собора. Два нижних яруса, раздаваясь вширь, образуют переход к высокой башне. Устремленный вверх третий ярус увенчан золоченой восьмискатной крышей, которую украшают 4 круглых окна в массивных белокаменных рамах.

Читать еще:  Экстрассенсы как им задать вопрос. Бесплатные консультации экстрасенсов и предсказателей

Над крышей – изящный восьмигранный барабан с узкими вертикальными проёмами. Над ним – высокая золотая корона с тонкой золотой башенкой, на которой установлен 40-метровый шпиль. На колокольне Петропавловского собора 103 колокола, 31 – из первоначальных.

Ангел и куранты Петропавловского собора

Шпиль венчает фигура ангела с 6.5-метровым крестом в руках. Размах крыльев – 3,8 метра. Высота фигуры – 3,3 метра, масса конструкции 250 кг. Ангел над городом, придающий легкость и устремленность постройке вверх, – оберег новой российской столицы от превратностей судьбы.

Петр не увидел парящего ангела, он умер в январе 1725 года, когда колокольня была недостроенной. 29 июня 1833 года поздравления на освящении собора принимала новая императрица Анна Иоанновна.

На колокольне установили часы-куранты, чудо нового города Санкт-Петербурга. Часы исполняли церковный и монархический гимн и останавливались с XVIII века до наших дней 2 раза – в годы революции и во время Великой Отечественной войны.

В революционное время часы расстреливали большевики за ненавистный гимн: сохранились пулевые отметины. 25 июня 1926 года куранты Петропавловского собора в Ленинграде впервые сыграли «Интернационал».

В советское время переделанный механизм часов исполнял гимн Советского Союза. Сейчас куранты снова играют государственный гимн Российской империи. Гимн «Боже, царя храни…» исполняется в 12:00 и в 18:00, а каждые 15 минут – перезвон из 4 музыкальных фраз.

Был на колокольне и корильон – музыкальный инструмент с клавишами и 51 колоколом, привезенный царем из Амстердама и купленный за огромные деньги. С колокольни корильон сняли в XIX веке, а в 2001 году поставили новый, сделанный для Петропавловского собора в Голландии. На средства спонсоров отлили 51 карильонный колокол. На одном из них надпись: «Да звенит сей колокол во славу России!».

Внутренне убранство

Внутреннее пространство, разделенное на 3 части мощными колоннами, напоминает парадный зал, пышный и торжественный, а не храм для молящихся. Колонны оформлены мрамором, яшмой, родонитом. Пол вымощен известняковыми плитами.

Под сводами – 18 картин на евангелиевские сюжеты, новшество, введенное Петром, прежде стены храмов украшали фресками. Картины доверили написать иноземцу-голландцу Георгу Гзелю, с которым Петр познакомился в Амстердаме, и двум русским «живописных дел мастерам» – Василию Игнатьеву и Андрею Матвееву. Лепной декор выполнили Игнацио Росси и Антонио Квадри.

Праздничную атмосферу храма поддерживает обилие света, льющегося из больших окон и пяти паникадил из позолоченной бронзы, цветного венецианского стекла и горного хрусталя. Нарядный декор и трофейные знамена подчеркивают торжественность высотного 122-метрового собора.

Напротив алтаря у левой колонны – позолоченная кафедра для произнесения проповедей, на которую ведет винтовая деревянная лестница, украшенная картинами на тему библейского изречения: «Вначале было слово».

В православных храмах прежде проповедей не читали – ее ввел Петр I. Сень над кафедрой украшена скульптурными изображениями апостолов Петра и Павла и четырех евангелистов. Венчает композицию распростерший крылья голубь – Дух Святой. От слова к Духу – такова идея убранства кафедры.

С противоположной стороны кафедры – царское место, невысокий помост, обитый бархатом с золотым шитьем и увенчанный золоченой резной короной. Рядом – атрибуты власти: скипетр и меч. Там во время богослужений стоял император: кресла здесь нет, в соборе царь не садился.

200 лет в храме хранились трофейные знамена, ключи от захваченных русскими воинами крепостей и городов. В храме два престола: главный во имя святых апостолов Петра и Павла, второй – в честь великомученицы Екатерины.

Иконостас

Главное украшение собора – резной золоченый иконостас и надпрестольная сень, дар храму Петра I и Екатерины I. Деревянный позолоченный иконостас высотой 20 метров исполнен в Москве в Оружейной палате Кремля в 1722 году по чертежам Доменико Трезини, выполнялся под руководством архитектора Ивана Зарудного из липы и лиственницы. 43 иконы, размещенные в киотах, написаны в Петербурге артелью московских живописцев под руководством художников Меркурьева и Артемьева.

– свидетельство того, как в петровские времена в церковное искусство начала вторгаться светскость. Иконостас – своеобразный памятник в честь победы в Великой северной войне и напоминает триумфальную арку, открытую со всех сторон. Поднятые щиты и скрещенные мечи, скульптуры и резные арки, помещенные на иконостасе, напоминают о ратных подвигах России в войне.

В центре – царские врата со скульптурными фигурами апостолов: благого вестника Гавриила с лилией в руках и покровителя воинства архангела Михаила с мечом. Врата увенчаны скрещенными ключами от рая, которыми распоряжается святой Петр.

В то же время – это изображение герба столицы. В центре – икона Воскресения Христова, а по бокам – изображения Давида и Соломона, на верху – ангелы вокруг Господа Саваофа. На иконостасе нет горизонтальных иконных рядов, его украшают скульптуры.

Сквозь ажурные царские врата видна золоченая сень, поднятая над престолом четырьмя резными винтообразными колоннами. По обе стороны царских врат – две большие иконы: Богоматерь с Младенцем (по преданию, имеющая сходство с женой Петра Екатериной I) и Иисуса в патриаршей одежде московских царей.

На иконостасе – иконы Александра Невского, князя Владимира, Ольги и Бориса с Глебом. Много места отведено иконам на ветхозаветные сюжеты.

Императорский собор – усыпальница

Идею превратить Петропавловский собор в императорскую усыпальницу высказал Петр I. Первую гробницу в деревянной Петропавловской церкви установили, когда умерла двухлетняя дочь императора Екатерина.

До завершения строительства каменного храма здесь похоронена жена царевича Алексея кронпринцесса Шарлотта, сестра Петра I, Мария, и царевич Алексей, умерший в казематах крепости. Они похоронены у входа под лестницей на колокольню.

В недостроенный Петропавловский храм под звон колоколов и пушечную стрельбу по льду Невы перенесли тело Петра I, который внезапно скончался в январе 1725 года. Гроб с набальзамированным телом почившего императора временно поместили в «нарочно построенную деревянную пристройку», где он и простоял 6 лет. Затем гроб перенесли в собор на выбранное императором при жизни место у иконостаса.

Могила Петра отмечена бюстом царя, цветами и Андреевским военно-морским флагом. Рядом с ним похоронена жена, Екатерина I, пережившая мужа на 2 года. Далее – могила их дочери Елизаветы Петровны.

Муж Екатерины Великой, Петр III, убитый во время дворцового переворота, был похоронен в Александро-Невской лавре. После смерти Екатерины их сын Павел через 34 года повелел перенести останки отца в Петропавловский собор и похоронить родителей, при жизни не жаловавших друг друга, рядом.

Над могилами Александра II и его жены Марии Александровны установлены массивные 6-тонные надгробия, сделанные из монолитов зеленой алтайской яшмы и розового уральского родонита. Так была отдана дань царю, прославившемуся освобождением крестьян от крепостной зависимости и павшему от рук террористов.

В 1919 году собор был закрыт, а в 1922 году превращен в музей. Ценные предметы – серебряная утварь, книги, облачение, иконы – исчезли. Во время Великой Отечественной войны собор пострадал. В 1954 году здание передано Музею истории города. Первое после 1917 года богослужение проведено в соборе на Пасху 2008 года.

Петропавловский собор и современность

В советское время в Петропавловском соборе никого не хоронили. Новая могила появилась в июле 1998 года в приделе святой Екатерины справа от входа в собор. Там торжественно захоронены останки последнего российского императора Николая II и близких семье людей, расстрелянных в 1918 году в Екатеринбурге. У Православной церкви, несмотря на проводимые экспертизы, сомнение в подлинности останков, поэтому захоронили не в соборе, а в боковом приделе.

В 2006 году исполнили последнюю волю матери Николая II, вдовствующей императрицы Марии Федоровны, умершей в 1928 году в Дании. При жизни Мария Федоровна просила перенести по возможности ее прах и похоронить рядом с мужем Александром III, что и было выполнено. Могилу легко узнать по новому мрамору и золотым украшениям.

Собор соединен крытой галереей с Великокняжеской усыпальницей, где предполагалось хоронить некоронованных членов императорской семьи. Выстроенная рядом с собором по желанию последнего русского царя, усыпальница и собор воспринимаются зрительно как единое целое. Внутри здание украшено мрамором и золоченой бронзой, был здесь и алтарь с иконостасом и образом Воскресения Христова.

Читать еще:  Стихи о ржи, пшенице и прочих колосках для детей. Летние загадки Загадки о пшенице для детей

В советское время усыпальница пострадала от наводнения, надгробия разбили, а бронзовые украшения переплавили. Позднее там устроили книгохранилище и склад бумажной фабрики. В 1992 году захоронения в усыпальнице возобновились и начались реставрационные работы. Современными петербургскими мастерами воссоздан витраж усыпальницы «Воскресение Христово».

Здесь погребли внука Александра II Владимира Кирилловича. Туда же перенесли прах его родителей, великого князя Кирилла Владимировича и великой княгини Виктории Федоровны, умерших в эмиграции. В 2010 году рядом с Владимиром Кирилловичем нашла последнее успокоение его вдова Леонида Георгиевна, жившая прежде в Мадриде.

Царский некрополь притягивает туристов как из России, та и из-за рубежа. С 1990 года в храме регулярно проходят панихиды, посвященные памяти русских императоров. С 2000 года здесь проводятся ежедневные и праздничные церковные службы.

Видео: экскурсия по собору

Петропавловский собор.Императорская усыпальница.Петербург.5 часть.

Всем привет!
Ну вот мы и внутри. То что я увидел, меня впечатлило очень сильно.Доча конечно не дала толком гида послушать и вила верёвки, устала с нами гулять.Позже я уже дома поискал информацию и узнал для своих сделанных фото более точную информацию.Для меня это было важно.А значит Вам покажу, а кому интересно ещё и расскажу, что получилось найти интересного в соц.сетях и не только.Фото без обработок.Они тут не нужны.Сделано их было очень много.Мучительно выбирая, я с трудом влез в 20-ку.

Внутреннее пространство храма разделено пилонами на три нефа мощными колоннами, расписанными под мрамор, и напоминает парадный зал. При его оформлении использовались мрамор, яшма, родонит. Пол собора вымощен известняковыми плитами. Роспись стен принадлежит художникам Воробьёву и Негрубову. Лепной декор собора выполнили И. Росси и А. Квадри, плафоны в центральном нефе — Пётр Зыбин, картины на евангельские сюжеты на стенах собора под общим руководством Андрея Матвеева нарисованы художниками Г. Гзелем, В. Ярошевским, М. Захаровым, В. Игнатьевым, И. Бельским, Д. Соловьевым, А. Захаровым.

Пространство собора освещается пятью люстрами из позолоченной бронзы, цветного венецианского стекла и горного хрусталя. Люстра, висящая перед алтарём является подлинником XVIII века, остальные — восстановлены после Великой Отечественной войны.

Позолоченный резной иконостас высотой почти 20 метров исполнен в 1722—1726 годах в Москве. Первоначальный чертёж иконостаса принадлежит Доменико Трезини. Изготовление иконостаса выполнялось под руководством архитектора Ивана Зарудного резчиками Трофимом Ивановым и Иваном Телегой. 43 иконы, размещённые в киотах, были написаны в 1726—1729 годах московскими иконописцами М. А. Меркурьевым и Ф. Артемьевым. Это образы святых покровителей Петербурга: святого Александра Невского, апостолов Петра и Павла, святых князей из династии Рюриковичей: князя Владимира, княгини Ольги, мучеников Бориса и Глеба. Иконы были написаны по эскизам М. Аврамова, организатора и директора Петербургской типографии и Рисовальной школы. Иконостас был изготовлен в Оружейной палате Кремля, по частям привезён из Москвы, а смонтирован в соборе. Все декоративные детали и скульптурные элементы иконостаса вырезаны из липы, каркас конструкции выполнен из лиственницы.

Это необычное сооружение напоминает триумфальную арку, открытую со всех сторон и выражающую в аллегорической форме идею победы в Великой Северной войне. В иконостас Петропавловского собора, наряду с орнаментальной резьбой, введена объёмная скульптура: по сторонам от царских врат расположены фигуры архангелов Гавриила и Михаила. По бокам от центральной иконы Воскресения Христова находятся изображения Давида и Соломона, а на верху — ангелы вокруг Господа Саваофа. Сквозь ажурные царские врата видена золочёная сень, поднятую над престолом на четырёх витых колоннах.

В соборе у четвертого пилона правого ряда находится императорское место — небольшой невысокий помост, на котором, в случае своего присутствия в соборе на богослужении, стоял император. Над помостом — деревянная резная сень с изображением размещенных на подушке императорских регалий — короны, скипетра и меча. Среди украшений сени вы опять увидите урны и прапорцы. С нее спускаются завесы из малинового бархата; на задней завесе, прикрывающей пилон, вышит государственный орел.
По особенностям изображения последнего можно предполагать, что императорское место, автор проекта которого неизвестен, в нынешнем своем виде было создано не ранее начала 1830-х годов и не позднее середины 1850-х годов, поскольку всадник на московском гербе, находящемся на груди орла, обращен в геральдически левую сторону (так он изображался лишь до 1856 года), а на крыльях орла помещены казанский, астраханский, сибирский, польский, херсонесский и финляндский гербы (впервые эти гербы вместе появились здесь в 1832 году).

Сейчас в средней части Петропавловского собора находятся тридцать два надгробия членов дома Романовых, но погребений под ними тридцать одно, так как надгробие с именем великой княгини Александры Георгиевны, дочери греческого короля Георга I, стоит над пустой могилой: гроб с останками Александры Георгиевны был в 1939 году передан Советским правительством правительству Греции для перезахоронения в королевской усыпальнице в Афинах.

Одиннадцать погребенных из тридцати одного — это правившие в России императоры и императрицы Романовского дома: скончавшиеся в XVIII веке Петр I, Екатерина I, Анна I, Елизавета I, Петр III и Екатерина II (в правом нефе) и скончавшиеся в XIX веке Павел I, Александр I, Николай I, Александр II и Александр III (в левом нефе).

Тридцать из тридцати двух надгробий — беломраморные с бронзовыми вызолоченными досками, где написаны имена покойных, их титулы, даты рождения и смерти и т. д. При этом на углах надгробий, стоящих над могилами правивших в России императоров и императриц, а также супруг правивших императоров (формально — соправительниц последних), укреплены изображения государственного орла. До 1844 года лишь над частью могил в соборе имелись низкие надмогильные памятники.

В 1844—1865 годах над семью новыми захоронениями, появившимися в соборе, были установлены первые беломраморные надгробия. В 1865—1867 годах беломраморными надгробиями заменили и большинство прежних памятников. Текст досок на новых надгробиях Петра I и некоторых других лиц составлял крупный русский историк Н. Г. Устрялов, автор десятитомной «Истории царствования Петра Великого», в которой, в частности, впервые были опубликованы документы, связанные с делом скончавшегося в Санкт-Петербургской крепости в 1718 году царевича Алексея — сына Петра.

Однако десять из них в 1906—1908 годах из собора убрали. Восемь надгробий сняли в связи с переносом останков восьми лиц в построенную рядом с собором Великокняжескую усыпальницу. Два надгробия у северной стены — над могилами императора Александра II и его супруги императрицы Марии Александровны — заменили новыми, резко отличающимися по форме и материалу от всех остальных.

Новое надгробие Александра II высекли из монолита алтайской волнистой яшмы, а новое надгробие Марии Александровны — из монолита уральского розового орлеца. Изготовленные в 1888—1906 годах по проекту архитектора А. Л. Гуна, они представляют собой великолепные образцы русского камнерезного искусства конца XIX — начала XX века. В притворе, под лестницей, ведущей на колокольню, вы можете осмотреть еще три надгробия, но уже иного типа — в виде вделанных в стену мраморных плит. Одна из них отмечает место захоронения царевича Алексея, единственного взрослого сына Петра I. Кроме того, в средней части собора, у его северных дверей, укреплена на стене бронзовая доска с именами погребенных где-то рядом пяти детей Петра, умерших в младенчестве.

Заканчивая осмотр собора внутри, обратите внимание на развешанные по южной, западной и северной стенам точные копии некоторых из тех знамен, которые висели до революции в его средней части (скопированы знамена, являвшиеся трофеями, взятыми русскими войсками во время войн со Швецией и Турцией в XVIII веке).

Следует подчеркнуть, что Петропавловский собор — это своеобразнейший пример необычайно смелого сочетания западноевропейских художественных образцов с традиционными особенностями православных храмов. Это замечательный памятник не только русской, но также и мировой художественной культуры.

На этом пока всё, но я продолжу.Всем спасибо и до встречи.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector