1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Паскаль: философские идеи философа Паскаля. Цитаты про сердце Блез паскаль сердце имеет свои причины

Паскаль: философские идеи философа Паскаля


«ЧЕЛОВЕК – МЫСЛЯЩИЙ ТРОСТНИК» (ПАСКАЛЬ)

Блез Паскаль родился в 1623 году в городе Клермон (Франция) в семье судейского дворянина (дворянство было не родовым, а купленным отцом будущего философа за некоторую сумму денег). Отец Паскаля был одним из сорока богатейших клермонцев, увлекался математикой и даже внес вклад в развитие этой науки. Мать Паскаля тяжело болела – и умерла, когда мальчику было всего около трех лет. Отец взял на себя воспитание сына – и старался как мог развивать его уже в раннем возрасте проявившиеся таланты. Паскаль-сын был не по возрасту умен, часто обращался к отцу с различными вопросами и требовал серьезных, обстоятельных ответов. Помимо этого, юный мыслитель обладал феноменальной памятью. Однако здоровье Паскаля оставалось слабым, он часто болел.

В десять лет он написал свой первый трактат «О звуках», в тринадцать лет получил свободный доступ в философский кружок известного в те времена мыслителя Мерсенна, в шестнадцать же написал трактат «Опыт о конических сечениях», принесший ему известность среди ученых-современников.

Какое-то время Паскаль находился под влиянием религиозной секты янсенистов, в которую вступил по рекомендации своего отца в двадцатитрехлетнем возрасте. Характерным для этой секты было осуждение трех пороков человека: гордыни, любознательности и чувственности. Однако и эти три постулата впоследствии переосмыслены Паскалем и подвергнуты критике. Так, он считал, что любопытство, понимаемое как стремление к новым знаниям, вовсе не является пороком: напротив, даже похвально и вполне достойно добропорядочного субъекта.

Вскоре Паскаля постигло несчастье: из-за своей эмоциональности и сильных переживаний он получил паралич и не мог ходить. Однако сила воли и жажда знаний заставили философа работать над собой, и спустя некоторое время он мог самостоятельно передвигаться. Умер мыслитель в 1662 году.

Основное философское произведение Блеза Паскаля носит название «Мысли» и представляет собой собрание коротких заметок и афоризмов, в которых он выразил свое отношение к природе и сущности человека. Однако этот знаменитый труд был издан только спустя несколько десятилетий после смерти автора, так как власть ранее вынесла приговор осуждения предыдущей книге Паскаля, направленной против иезуитов. Книга была публично сожжена, и это негативно отразилось на восприятии творчества Паскаля современниками. Этот факт позволил Ницше в середине XIX века писать о том, как христианство порой было жестоко по отношению к гениальным людям.

Для философии Паскаля наиболее характерным мотивом является стремление поставить в центр человека. Его чрезвычайно занимает вопрос, как мы можем получать истинное знание об окружающей нас реальности и о самих себе. Ответом на этот вопрос он считает особую возможность познания, а именно – так называемую «интуицию сердца». Именно сердце, как считает Паскаль, чувствует первичные аксиомы и термины, при помощи которых существует знание.

Интуиция сердца обладает способностью выводить человека за пределы ограниченного мира обыденности, даже за пределы его разума, проблематичного и склонного к ошибкам. У сердца свои законы, считает философ, и они не совпадают с законами разума. Этот новый вид чувственной интуиции есть исходный пункт размышления, на который следует опираться каждому, кто стремится мыслить и искать истину.

Помимо интуиции сердца, для Паскаля, как человека и как философа, очень важной является эмоциональная жизнь, которая, как он считает, дает истинное знание и истинное переживание происходящего.

Здесь, в сфере размышлений, касающейся человека и его сущности, перед Паскалем встает проблема бесконечности. Бесконечное для него – это то, что не в состоянии преодолеть человеческий рассудок, то, перед чем индивид пасует, находится в состоянии растерянности и страха. И только при помощи сердца и интуиции сердца мы можем осмыслить бесконечное, проникнуть в него взором, смириться с ним. Проявлением бесконечности в реальности для Паскаля является природа во всем ее многообразии. Поэтому изучение природы и своеобразное вчувствование в нее – это важный и существенный шаг на пути познания бесконечности.

Другой стороной бесконечности является та сложность, с которой устроен каждый живой организм, каждое существо и особенно человек. Как считает Паскаль, в каждом субъекте ведут войну разум и чувства. Разум считает, что только он способен познавать истину и открывать своему обладателю – человеку – тайные стороны реальности. Однако и чувства считают аналогично, стремясь дать истинное знание из собственного опыта. На самом же деле, они не должны конфликтовать между собой, так как знание, даруемое ими, взаимодополняемо и не является полным, существуя одно без другого. Взятые же по отдельности данные чувств и разума легко могут обмануть человека, оставить его в заблуждении.

Читать еще:  Конфуций кун цзы. Конфуций (кит

Но даже то знание, которое возникает в результате соединения данных разума и информации, получаемой чувствами, не является безусловно истинным. Это происходит потому, что окружающий нас мир бесконечен и многообразен, а человек по сравнению с ним ничтожен, подобен крохотной песчинке на берегу океана. Паскаль называет его в своей книге «мыслящим тростником», имея в виду под этими словами хрупкость человеческого существа, колышемого ветром истории. Однако несмотря на свою хрупкость, человек наделен сознанием и стремлением к истине. Его постоянный интерес к происходящему вокруг позволяет хрупкому существу выживать в суровых природных условиях и не только сохранять жизнь, но и побеждать природу, становиться ее господином и повелителем.

Поэтому при всей своей ничтожности человек в то же время велик и могуществен. Он не может знать всего, но стремится к знанию, он не может пересилить стихию, но при помощи созданных своим гением приспособлений он преодолевает ее. Величие человека состоит также в том, что в основе его стремлений всегда лежат добро, красота и любовь. Ни одному другому существу на земле не дано понимание этих трех понятий. Поэтому только человек способен воплотить в жизнь множество прекрасных проектов, изменить мир и самого себя к лучшему.

Только человек может отрешиться от самолюбия и нести любовь другим людям и живым существам. Способность к любви, как считает Паскаль, является самой важной из человеческих способностей. Именно посредством любви мы можем жить и выживать, только через нее мы порождаем новые поколения и создаем произведения искусства, которыми будут восторгаться потомки спустя сотни лет. Только любящий индивид может разглядеть красоту в некрасивом, только любящий может творить добро без корысти и тайного умысла. Именно поэтому добродетель настоящей личности для Паскаля – это ненависть к себе как ничтожному существу и уважение себя как творящего добро, создающего красоту и дарящего любовь.

* * *
Известно, что философ Паскаль был очень впечатлительным человеком, который мог после какого-нибудь события, заставившего его пережить эмоциональное потрясение, по нескольку дней пребывать в состоянии ступора, не видя ничего вокруг и не обращая внимания на людей и происходящее.

.
Фридрих Ницше и другие философы

Паскаль: философские идеи философа Паскаля. Цитаты про сердце Блез паскаль сердце имеет свои причины

Мы должны благодарить тех, которые указывают на наши недостатки.

Мы не живем, мы ждём и надеемся.

Самая большая привилегия, которая дана человеку свыше —
быть причиной добрых перемен в чьей-то жизни.

Мы никогда не живем настоящим, все только предвкушаем будущее и торопим его, словно оно опаздывает, или призываем прошлое и стараемся его вернуть, словно оно ушло слишком рано…

Будучи бытием кратковременным, мы не способны охватить бесконечность.

Основная причина совершаемых человеком ошибок кроется в постоянной борьбе чувств с разумом.

У сердца есть свой разум, который нашему разуму неизвестен.

Кто входит в дом счастья через дверь удовольствий, тот обыкновенно выходит через дверь страданий.

я бы не обобщала

Человек — это сплошное притворство, ложь, лицемерие не только перед другими, но и перед собой. Он не желает слышать правду о себе, избегает говорить её другим. И эти наклонности, противные разуму и справедливости, глубоко укоренились в его сердце.

Если Бога нет, а я в Него верю, я ничего не теряю
Но если Бог есть, а я в Него не верю, я теряю всё.

« Чем больше человек умнее и добрее, тем более добра он замечает в людях» /Б.Паскаль/

Хотите, чтобы о вас хорошо говорили, — сами не говорите о себе хорошо.

Существует достаточно света для тех, кто хочет видеть, и достаточно мрака для тех, кто не хочет.

У сердца есть причины, которые разуму не понять.

Наши ощущения — самая полезная книга в мире… именно ее нужно листать , как можно чаще.

Добродетель человека измеряется не необыкновенными подвигами,
а его ежедневным усилием.

Трагедия не в том , что мы стареем. Трагедия в том , что мы остаемся молодыми.

Люди ищут удовольствия, бросаясь из стороны в сторону только потому, что чувствуют пустоту своей жизни, но еще не чувствуют пустоты той новой потехи, которая их притягивает.

Открыто являясь тем, кто ищет Его всем сердцем, и скрываясь от тех, кто всем сердцем бежит от Него, Бог регулирует человеческое знание о Себе. Он дает знаки, видимые для ищущих Его и невидимые для равнодушных к Нему. Тем, кто хочет видеть, Он дает достаточно света. Тем, кто видеть не хочет, Он дает достаточно тьмы.

Читать еще:  Гадание на обычных картах на бывшего парня. Гадание на игральных картах на любимого

И чувство и ум мы совершенствуем или, напротив, развращаем, беседуя с людьми. Стало быть, иные беседы совершенствуют нас, иные — развращают. Значит, следует тщательно выбирать собеседников.

Блез Паскаль

ТочностьВыборочно проверено

Блез Паскаль (англ. Blaise Pascal ; 1623 – 1662) — французский математик, физик, литератор и философ.

Цитаты [ править ]

Б [ править ]

Будем же учиться хорошо мыслить – вот основной принцип морали. [1] :79

В [ править ]

  • Величие не в том, чтобы впадать в крайность, но в том, чтобы касаться одновременно двух крайностей и заполнять промежуток между ними.
  • В любви молчание дороже слов.
  • Веления разума гораздо более властны, чем приказания любого повелителя: неповиновение последнему делает человека несчастным, неповиновение же первому — глупцом.
  • Взвесим выигрыш и проигрыш, ставя на то, что Бог есть. Возьмём два случая: если выиграете, вы выиграете всё; если проиграете, то не потеряете ничего. Поэтому, не колеблясь, ставьте на то, что Он есть.
  • Воспитательное воздействие вида зла сильнее примера добра, ибо зло обыкновенно, тогда как добро случается редко.
  • Все несчастья человека происходят оттого, что он не желает спокойно сидеть у себя дома — там, где ему положено.
  • Все тела, небесный свод, звезды, Земля и её царства не идут в сравнение с самым низким из умов, ибо ум несет в себе знание обо всем этом, тела же не ведают ничего.
  • Всё наше достоинство — в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы — ничто. Постараемся же мыслить достойно — в этом основа нравственности.
  • Всякий раз мы смотрим на вещи не только с другой стороны, но и другими глазами — поэтому и считаем, что они переменились.

Д [ править ]

  • Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим.
  • Для человека заурядного все люди на одно лицо.

Е [ править ]

  • Если Бога нет, а я в Него верю, я ничего не теряю. Но если Бог есть, а я в Него не верю, я теряю всё.

И [ править ]

  • И те, что пишут не для славы, желают признания, что хорошо написали, а те, что читают их, — похвалы за то, что прочли.
  • Иные наши пороки — только отростки других, главных: они отпадут, как древесные ветки, едва вы срубите ствол.
  • Истина так нежна, что, чуть только отступил от неё, — впадаешь в заблуждение; но и заблуждение это так тонко, что стоит только немного отклониться от него, и оказываешься в истине.

К [ править ]

  • Когда человек пытается довести свои добродетели до крайних пределов, его начинают обступать пороки.
  • Красноречие — это живописное изображение мысли.
  • Кто входит в дом счастья через дверь удовольствий, тот обыкновенно выходит через дверь страданий.
  • Кто не любит истину, тот отворачивается от неё под предлогом, что она оспорима.

Л [ править ]

  • Легче умереть, не думая о смерти, чем думать о ней, даже когда она не грозит.
  • Лучшее в добрых делах — это желание их утаить.
  • Лучшие книги те, о которых читатели думают, что они могли бы написать их сами.
  • Люди делятся на праведников, которые считают себя грешниками, и грешников, которые считают себя праведниками.
  • Люди ищут удовольствий, бросаясь из стороны в сторону только потому, что чувствуют пустоту своей жизни, но не чувствуют ещё пустоты той новой потехи, которая их притягивает.
  • Люди не могут дать силу праву и дали силе право.

М [ править ]

  • Мы должны благодарить тех, которые указывают нам наши недостатки.
  • Мир — это сфера, центр которой повсюду, а окружности нет нигде.
  • Молчание — величайшее из человеческих страданий; святые никогда не молчали.
  • Мы бываем счастливы, только чувствуя, что нас уважают.
  • Мы любим не человека, а его свойства.
  • Мы никогда не живём настоящим, все только предвкушаем будущее и торопим его, словно оно опаздывает, или призываем прошлое и стараемся его вернуть, словно оно ушло слишком рано. Мы так неразумны, что блуждаем во времени, нам не принадлежащем, пренебрегая тем единственным, которое нам дано.
  • Мы познаем правду не только умом, но и сердцем.
  • Мы теряем даже жизнь с радостью — лишь бы об этом говорили.
  • Мысль меняется в зависимости от слов, которые её выражают.

Н [ править ]

Не только сама истина даёт уверенность, но и одно искание её даёт покой. [1] :172

Никогда злые дела не творятся так легко и охотно, как во имя религиозных убеждений. [3]

Читать еще:  Все православные приложения для смартфона windows. Православный календарь

Jamais on ne fait le mal si pleinement et si gaiement que quand on le fait par conscience. [2]

О [ править ]

  • О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни.
  • Общественное мнение правит людьми.
  • Открыто являясь тем, кто ищет Его всем сердцем, и скрываясь от тех, кто всем сердцем бежит от Него, Бог регулирует человеческое знание о Себе. Он дает знаки, видимые для ищущих Его и невидимые для равнодушных к Нему. Тем, кто хочет видеть, Он дает достаточно света. Тем, кто видеть не хочет, Он дает достаточно тьмы.

П [ править ]

  • Познание Бога без сознания нашей немощи производит гордость. Сознание же нашей немощи без познания Иисуса Христа ведёт к отчаянию. Но познание Иисуса Христа ограждает нас и от гордости и от отчаяния, ибо в Нём мы обретаем как сознание своей немощности, так и единственный путь к её уврачеванию.
  • Понятие справедливости так же подвержено моде, как женские украшения.
  • Последний вывод разума — это признание, что есть бесконечное число вещей, превосходящих его. Он слаб, если не доходит до признания этого. Где надо — следует сомневаться, где надо — говорить с уверенностью, где надо — признавать своё бессилие. Кто так не поступает, не понимает силы разума [1] :110
  • Предвидеть — значит управлять.
  • Природа заключает в себе совершенства, чтобы показать, что она есть изображение Бога. Но она же имеет недостатки, чтобы показать, что она — только изображение Его.
  • Прошлое и настоящее — наши средства, только будущее — наша цель.
  • Пусть человеку нет никакой выгодылгать — это ещё не значит, что он будет говорить правду: лгут просто во имя лжи.

С [ править ]

Само собой понятное и очевидное не следует определять: определение лишь затемнит его. [1] :250

Т [ править ]

  • Только Бог может заполнить вакуум в сердце каждого человека. Ничто из сотворённого человеком этот вакуум заполнить не может. Только Бог, Которого мы познаём через Иисуса Христа, заполняет эту пустоту

У [ править ]

  • Ухо наше для лести — широко раскрытая дверь, для правды же — игольное ушко.

Ч [ править ]

  • Человек это тростинка, самое слабое в природе существо, но эта тростинка мыслящая
  • Человек — не ангел и не животное, и несчастье его в том, что чем больше он стремится уподобиться ангелу, тем больше превращается в животное.
  • Человека иногда больше исправляет вид зла, чем пример добра.
  • Чрезмерная краткость речи иной раз превращает её в загадку.
  • Человек — это приговорённый к смерти, казнь которого откладывается.

Э [ править ]

Достопочтенные отцы мои, Письма мои обыкновенно не так часто следовали одно за другим и не были так пространны, как это. Недостаток времени был причиной того и другого. Письмо это вышло более длинным только потому, что мне некогда было написать его покороче. — дословно «Это [письмо] вышло более длинным только потому, что у меня не было свободного времени написать его короче»

Mes Révérends Pères, mes lettres n’avaient pas accoutumé de se suivre de si près, ni d’être si étendues. Le peu de temps que j’ai eu a été cause de l’un et de l’autre. Je n’ai fait celle-ci plus longue que parce que je n’ai pas eu le loisir de la faire plus courte.

Я [ править ]

  • Я слишком хорошо знаю выгоды болезни и недостатки здоровья.

Цитаты о Паскале [ править ]

Я знаю два определения неизменности Вселенной ― художественных, доступных любому воображению: одно принадлежит Паскалю, другое ― Эдгару По. Паскаль сказал, что Вселенная ― это такой круг, центр которого везде, а окружность нигде. Как это гениально! Стало быть, все вместе ― Земля, Солнце, Сириус и те планеты, которых мы не видим, и всё гигантское пространство между телами ― сливаются в одну точку, в которую нужно вонзить ножку циркуля, чтобы описать этот круг. Но ведь мы не видим бесконечных пространств за теми, которых тоже не видим, и ещё, и ещё, мы не видим ― и всё это сливается в одну вырастающую бесконечно точку для вырастающего бесконечно циркуля… И всё он не приходит в действие, этот циркуль, потому что точка всё растёт и сам он растёт, и окружность, таким образом, не описывается! Её нет! Эдгар По предлагает для представления о беспредельности Вселенной вообразить себе молнию, летящую по одному из тех математически крошечных отрезков прямой, из которых составляют окружность Вселенной ― подобно тому, как из отрезков прямой составлена и любая окружность. ― Эта молния, летящая со скоростью молнии по отрезку прямой, будет лететь по прямой, ― говорит Эдгар По, ― будет лететь по прямой вечно! Великий математик, видим мы, был поэтом; великий поэт ― математиком! [4]

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector