0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Культура ВРН

  • Текст: Алексей Евстигнеев
  • Фото: Никита Комаров, Юрий Крапивин

«Под знаком истины, а не пользы: память и беспамятство в современной России» – научно-практическая конференция под таким названием состоялась в Воронеже в областной универсальной научной библиотеке имени И.С. Никитина.

Поль Рикер в своём фундаментальном труде «Память, история, забвение» описывает ситуацию, когда в целях насущной социальной терапии и достижения воображаемого единства выстраивается политика памяти, существующая под знаком пользы, а не истины, призывающая к забвению преступлений и трагических страниц прошлого. В итоге и общество в целом, и любой человек, в частности, будущие поколения лишаются возможности преодолеть «травмирующий опыт истории», понять и обрести себя, своё подлинное место в жизни и её смысл.

Россия вступила в XXI век обременённая «травмирующим опытом» ХХ столетия, в памяти о котором многое до сих пор остаётся недостаточно исследованным, осмысленным, часто предано забвению. Есть и различные искажения памяти или её подмены. Как обретать память истины? Какие проблемы существуют в связи с передачей памяти о трудном прошлом и как их преодолевать?


Над этими и другими вопросами размышляли как ученые-теоретики (историки, филологи, философы, социологи), так и лучшие специалисты-практики из разных городов России (основатели и сотрудники музеев, краеведы, общественные и культурные деятели и др.), имеющие серьёзный опыт сохранения и передачи исторической памяти. Поэтому помимо докладов на пленарных встречах, ключевую роль играли дискуссионные площадки: «Музеи совести: история репрессий в музейных экспозициях», «Как сегодня говорить о репрессиях: документы, мемуары, художественное слово», «Драматургия памяти»: образы трудного прошлого в театре и кино», «Кто выигрывает в памяти о войне?» и «Молитва памяти».


Протоиерей Андрей Изакар, председатель Воронежской комиссии по канонизации святых Воронежской епархии:

— Память церкви отличается полнотой и глубиной, потому что церковь старается хранить память о каждом человеке, и жизнь каждого человека драгоценна в очах Господних. Человеческая же память стирает судьбы, пользуется идеологией, которая является врагом памяти. Церковь хранит память не избирательно, в отличие от человека. Она хранит память и о хорошем, и о событиях, которые были скорбными для неё.


Юлия Балакшина, доктор филологических наук, доцент РГПУ им. Герцена, учёный секретарь Свято-Филаретовского православно-христианского института (Санкт-Петербург-Москва):

— Нужно принять самих себя такими, какими мы являемся. Даже трудное прошлое это наше прошлое, это часть нас. Его нельзя вынести за скобки. Понимать себя вне прошлого невозможно. Конференция — это попытка понять, что сегодня в современной России мы можем сделать для обретения памяти истины и чем мы можем содействовать тому, чтобы памяти истины становилось больше.


Галина Умывакина, поэт, председатель регионального отделения Союза российских писателей (Воронеж):

— Нынешняя конференция подоспела ко времени. Последний год в нашем обществе активно идет дискуссия: какая история нужна нашему обществу, какая должна быть память? Единого ответа в нашем обществе на сегодняшний день нет…

Дмитрий Рогозин, директор Центра методологии федеративных исследований РАНХиГС, преподаватель факультета социальных наук МВШСЭН, старший научный сотрудник Института социологии РАН, один из участников соцопроса «Дилеммы XX века», представленного на конференции (Москва):

— Какое-то время назад возникли вопросы на тему памяти. Как вообще подходить к памяти? Есть такое понятие, как продолженное настоящее. Очень часто не проговорив, не осмыслив, забив в дальний угол то, что происходило в прошлом, мы оставляем это в настоящем. Оставляем через боль, через то, о чём нельзя говорить. Память у нас на уровне семейном довольно странная, построенная через умолчание. Пожилые люди считают, что трудное прошлое не касается их детей, у них своя жизнь. Как своя жизнь? Это общая жизнь.

Сергей Лапенков, один из основателей гражданской инициативы «Бессмертный полк» (Москва):

— Бессмертный полк – это не только колонна. День Победы – не достояние чиновников. Это история многих людей, и не только тех, кто был на фронте – это история поколений. Бессмертный полк – это моя семья и моя память. Народная летопись является приоритетной работой. Бессмертный полк для каждого человека является тем, что он сам находит. Кто-то селфи делает, кто-то использует это как политическую манипуляцию. Человеческая память – лучшая прививка от манипуляции прошлым… Солдаты той войны смогли воспитать нас под девизом «это не должно повториться». Нынешние поколения воспитываются под другими лозунгами: «можем повторить». Это самая опасная мина, которую наша идеология закладывает в будущее.

Уличный театр и «Пункты семейной памяти»

День проведения конференции «Под знаком истины, а не пользы: память и беспамятство в современной России» был выбран не случайно. 7 ноября для истории России – день скорби, если учесть трагические последствия 1917 года. Так он отмечался и в кругах русской эмиграции первой волны.

В знак памяти о миллионах пострадавших устроители и гости конференции прошли по проспекту Революции и улице Кирова с зажженными фонариками, символизировавшими поминальные свечи, раздавая фотографии великой княгини Елизаветы Фёдоровны Романовой, основательницы Свято-Мариинской обители милосердия, живьём сброшенной большевиками в шахту под Алапаевском.


Шествие являлось частью театральной постановки о последних днях мученицы: импровизированный конвой, Елизавета Фёдоровна в монашеском одеянии… Участники напоминали прохожим о трагических итогах 25октября / 7 ноября и приглашали посмотреть сцену из спектакля о последних днях великой княгини и её близких. Шествие завершилось в центре города исполнением фрагмента из спектакля «Живые» по пьесе В. Зуева «Восемь», а также импровизированным совместным пением русского романса, рожденного в изгнании – «Замело тебя снегом, Россия» и пасхального тропаря.

Читать еще:  1500 страниц в неделю. А сколько читаете вы?


В то же самое время в книжном магазине «Амиталь» на Пушкинской и в фойе кинотеатра «Спартак» в рамках конференции работали «Пункты семейной памяти»: известные историки, генеалоги, специалисты по семейной истории помогали всем желающим узнать о судьбе своих родственников, воевавших на фронтах Первой и Второй мировых войн, пострадавших в годы репрессий.

«Молитва памяти»

8 ноября на одном из круглых столов обсуждалась акция «Молитва памяти», которая ежегодно проходит в Воронеже, как и во многих городах России 30 октября. В Санкт-Петербурге, в частности, она называется «Возвращение имён».


Анатолий Разумов, историк, составитель книги памяти жертв сталинских репрессий «Ленинградский мартиролог» и базы данных «Возвращённые имена», руководитель центра «Возвращённые имена» при Российской национальной библиотеке, один из создателей мемориала «Левашовская пустошь» (Санкт-Петербург):

— В 1989 году уже разрешили публиковать имена репрессированных и открыли места массовых погребений. То время было каким-то началом, нулевой точкой для памяти… Алая лента на кладбище несколько лет висела на дереве по пути к центру кладбища. Её повесили в 1990-м году. «Отцу от сына. Отец, прости! Я узнал, что ты расстрелян через 53 года». Сын чувствует необходимость рассказать о своей памяти и как-то ей поделиться. Люди с больной памятью жили десятилетиями, они даже таким же как они не рассказывали. А другие, которым всё равно, в таком месте что-то поймут, что-то переймут… Позже появились объединяющие идеи: единый электронный ресурс «Возвращённые имена», церемония чтения имен. Нам надо только растить это деревце и не останавливаться, и превращать места злодеяний в места Памяти.

Нужно ли нам покаяние?

Конференция завершилась круглым столом о том, в какую конкретную нравственную, духовную, общественную работу могут сегодня воплотиться усилия по преодолению трудного прошлого. Призыв к покаянию, отчётливо прозвучавший в российском обществе в 1990-е годы, сменился замалчиванием этой темы или резко негативным отношением к ней. Каково сегодня отношение к покаянию в различных слоях нашего общества? Большинство участников свидетельствовали о том, что это необходимый этап жизни общества в трудные исторические периоды, он был в русской истории в 17 веке и в опыте новомученников, в труднейшие моменты истории других государств. Были приведены примеры пережитых свидетельств исцеляющей силы личного покаяния за свой род, своих ушедших из жизни родных, готовность взять ответственность даже за их историческую вину. Ведь у них нет возможности просить прощения, а у нас ещё пока есть.

Михаил Ордовский-Танаевский, кинорежиссер-документалист, сценарист (Санкт-Петербург):

— Я хотел бы напомнить каждому сидящему в зале о том сладком моменте в детстве, когда что-то сделал, с твоей точки зрения, страшное, безобразное, когда ты плачешь и кричишь: «Мама я больше не буду!», – в этом призыве чистой и детской души – сладкие слезы. В момент, когда может быть пять минут, может быть десять, а может десять дней, ты больше не будешь. Но потом это проходит, и мы становимся взрослыми. В детском опыте каждого из нас есть такие вещи, когда мы говорили, что мы больше не будем, и есть такие вещи, которые мы действительно больше не делали. Главное, что этот опыт не может быть механическим, внешним. Прежде чем ты не поставишь этот вопрос к самому себе, ты не имеешь права обращать его к кому бы то ни было другому.


Инна Ткаченко, председатель малого православного братства во имя прп. Силуана Афонского:

— Источником темы конференции послужил один из тезисов Форума общенационального покаяния и возрождения «Имеющие надежду», инициатором которого выступило Преображенское братство в 2018 году. Тезисы Форума сформулированы как творческая задача, и один из них звучит так: «Преодолеть историческое, культурное и духовное беспамятство, как в отдельных семьях, так и во всем народе». Мы надеемся, что одним из плодов нашей конференции будет этот вопрос, обращенный к самому себе: нужно ли нам покаяние, и в чём оно может быть для каждого из нас?

В конференции приняли участие: декан факультета истории Европейского Университета Юлия Сафронова (Санкт-Петербург), главный редактор Калининского Мартиролога и книг памяти жертв политических репрессий по Калининской области, сооснователь музея мемориального комплекса «Медное» Елена Образцова (Тверь), настоятель церкви Казанской иконы Божьей Матери в городе Чудово Новгородской епархии, создатель уникального мемориального музея под открытым небом на территории храма протоиерей Сергий Стольников, директор Мемориального научно-просветительского центра «Бутово» Игорь Гарькавый (Москва), кинорежиссер-документалист, сценарист и продюсер Дарья Виолина (Москва) и др.


Также горячо откликнулись представители воронежской общественности: председатель Воронежского историко-культурного общества, доцент кафедры истории России ВГУ Александр Акиньшин, руководитель Научно-образовательного центра устной истории Наталия Тимофеева, директор издательского дома Воронежского государственного университета, публицист Дмитрий Дьяков, председатель Воронежской историко-просветительской организации «Мемориал» Вячеслав Битюцкий, художественный руководитель театра кукол «Шут» Светлана Дремачева, заведующая информационно-аналитическим отделом ВРРО «Историко-патриотическое поисковое объединение “Дон”» организатор музейной экспозиции «История политических репрессий в Воронежской области» Евгения Попова, и др.


Организаторами конференции «Под знаком истины, а не пользы: память и беспамятство в современной России» выступили Преображенское братство, Свято-Филаретовский православно-христианский институт, Воронежское историко-культурное общество и Воронежское региональное отделение Союза российских писателей при поддержке Воронежской митрополии и областной универсальной научной библиотеки им. И.С. Никитина.

Конференция проходила по благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия, главы Воронежской митрополии.

Фома Данилов, замученный русский герой


С картины В. Верещагина «У крепостной стены. “Пусть войдут”»

Могила Фомы Данилова была утрачена в советское время, как и великое множество других. Началась эпоха беспамятства. Но история этого героя всё-таки дошла до нас благодаря человеку, которого потряс этот подвиг, – Фёдору Михайловичу Достоевскому. В его «Дневнике писателя» за 1877 год есть глава, названная «Фома Данилов, замученный русский герой».

Читать еще:  Укол за 150 миллионов. Инъекция спасительна, но цена неподъемна

«В прошлом году, весною, – говорилось в ней, – было перепечатано во всех газетах известие о мученической смерти унтер-офицера 2-го Туркестанского стрелкового баталиона Фомы Данилова, захваченного в плен кипчаками и варварски умерщвлённого ими после многочисленных и утончённейших истязаний 21 ноября 1875 года в Маргелане, за то, что не хотел перейти к ним в службу и в магометанство. Сам хан обещал ему помилование, награду и честь, если согласится отречься от Христа. Данилов отвечал, что изменить он кресту не может и как царский подданный, хотя и в плену, должен исполнить к царю и к христианству свою обязанность. Мучители, замучив его до смерти, удивились силе его духа и назвали его батырем, то есть по-русски богатырём.

Тогда это известие, хотя и сообщённое всеми газетами, прошло как-то без особенного разговора в обществе. Впрочем, может быть, и говорили где-нибудь про себя, у купцов, у духовных, например, но не в обществе, не в интеллигенции нашей. Этот герой принял муки за Христа и есть великий русский; народ это оценит и не забудет, да и никогда он таких дел не забывает.

Фома Данилов с виду, может, был одним из самых обыкновенных и неприметных экземпляров народа русского, неприметных, как сам народ русский. Может быть, в своё время не прочь был погулять, выпить, может быть, даже не очень молился, хотя, конечно, Бога всегда помнил. И вот вдруг велят ему переменить веру, а не то – мученическая смерть. При этом надо вспомнить, что такое бывают эти муки, эти азиатские муки! Пред ним сам хан, который обещает ему свою милость, и Данилов отлично понимает, что отказ его непременно раздражит хана, раздражит и самолюбие кипчаков тем, “что смеет, дескать, христианская собака так презирать ислам”. Но, несмотря на всё, что его ожидает, этот неприметный русский человек принимает жесточайшие муки и умирает, удивив истязателей. Знаете что, господа, ведь из нас никто бы этого не сделал. Пострадать на виду иногда даже и красиво, но ведь тут дело произошло в совершенной безвестности, в глухом углу; никто-то не смотрел на него; да и сам Фома не мог думать и, наверно, не предполагал, что его подвиг огласится по всей земле Русской. Я думаю, что иные великомученики, даже и первых веков христианских, отчасти всё же были утешены и облегчены, принимая свои муки, тем убеждением, что смерть их послужит примером для робких и колеблющихся и ещё больших привлечёт к Христу.

Для Фомы даже и этого великого утешения быть не могло: кто узнает, он был один среди мучителей. Был он ещё молод, там где-то у него молодая жена и дочь, никогда-то он их теперь не увидит, но пусть: “Где бы я ни был, против совести моей не поступлю и мучения приму”, – подлинно уж правда для правды, а не для красы! И никакой кривды, никакого софизма с совестью: “Приму-де ислам для виду, соблазна не сделаю, никто ведь не увидит, потом отмолюсь, жизнь велика, в церковь пожертвую, добрых дел наделаю”. Ничего этого не было, честность изумительная, первоначальная, стихийная. Нет, господа, вряд ли мы так поступили бы.

Ну нам ли учить народ вере в себя самого и в свои силы? У народа есть Фомы Даниловы, и их тысячи, а мы совсем и не верим в русские силы, да и неверие это считаем за высшее просвещение и чуть не за доблесть. Ну чему же, наконец, мы научить можем?»

Детально изучив каждый из существующих сервисов, было выявлено, что кроме Оnline.orfo.ru других качественных программ по проверке русского текста на правописание просто нет (это не касается проверок по другим критериям, например, по ошибкам в тексте). Подтверждается это большим количеством положительных отзывов. На некоторых сайтах проверки пунктуации текста онлайн вообще отсутствует место вставки текста.

Оnline.orfo.ru выполняет проверку текста на пунктуацию, как на русском, так и на других языках. Разработана программа ООО «Информатик». Данная организация начала свою деятельность по разработке лингвистических технологий ещё в 1989 году. В 1994 году компания Microsoft произвела созыв лучших экспертов, для определения самых качественных инструментов, которые можно использовать в качестве инструмента по экспертизе проверяемого текста и дальнейшего внедрения модульных пакетов в Microsoft Word. Было принято решение о выделении лицензии модулям проверки текста ООО «Информатик». С 1995 года их внедрили в русские пакеты текста Microsoft Office.

Проверка текста на данном сервисе ограничена 4000 символами, а значит, для проверки более длинных текстов, придётся вводить частями поочерёдно.

Приступить к проверке текста на правильность расстановки запятых и орфографии (бесплатно)

В ходе проверки нескольких текстов на данном сервисе, были найдены (пример на картинке) следующие вероятные ошибки отсутствия знаков препинания.

Такие же результаты показывает проверка текста в Microsoft Word.

! Другие популярные сервисы отсутствующих запятых не определили , только выявили несколько грамматических и орфографических ошибок.

Конечно, при наличии Microsoft Word, проверка пунктуации в тексте онлайн не потребуется, но не всегда удобно использовать данную программу.

В русском языке существует множество вариантов употребления одних и тех же слов и предлогов. Знают все случаи не многие. Особенно это касается попыток написания простых высказываний, используемых в повседневной жизни. Широкий спектр малоиспользуемых выражений знают только учителя русского языка или просто начитанные люди с хорошей памятью. Благодаря программам проверки пунктуации текста онлайн, теперь можно быстро и качественно проанализировать написанный текст, не тратя время на поиск в справочниках.

Читать еще:  Самые красивые и загадочные индийские храмы. Руку вверх - священный рекорд! Я плакала стоящие монахи в индии

Наедине с собой

Способ №1 — тратака

Поставьте горящую свечу или выберите точку на уровне глаз на расстоянии вытянутой руки. Расслабьте глазные мышцы, чтобы получить четкий фокус объекта. Это однонаправленное внимание.

«Удерживайте фокус без посторонних мыслей и отведения взора хотя бы 15 минут, время можно постепенно увеличивать по мере тренировки. Не следует напрягаться — это может привести к головным болям».

Способ №2 — визуализация

Возьмите любой предмет в руки или сядьте перед картиной, постарайтесь изучить объект в деталях. Потом закройте глаза и восстановите в памяти точную копию объекта. Откройте глаза и попробуйте найти детали, которые вы не вспомнили с закрытыми глазами. Снова закройте глаза и воспроизведите дополненный образ. Можно продолжать до тех пор, пока новое перестанет появляться при проверке.

Способ №3 — последовательность

В одном из стилей випассаны на стадии развития концентрации используется повторение системы точек на теле, которые совпадают с основными сочленениями. Вы можете выбрать другую последовательность, а суть в том, что всякий раз вы добавляете еще один шаг, но неизменно возвращаетесь к началу, если сбились, и внимание ушло в сторону. В идеале, вы всегда доходите до конца.

Способ № 4 — ассоциации

Предметы и люди запоминаются гораздо лучше, если у вас развито ассоциативное мышление, то есть способность быстро находить в памяти нечто подобное и увязывать новый объект в общую линию. Когда нужно запомнить что-то без возможности записать, уделите время тому, чтобы увязать информацию с давно хранящейся в памяти. Тогда по ассоциативному ряду вам будет проще восстановить новый объект.

Способ №5 — осмысление

Как отмечает Мария, в семантическом треугольнике любое название объекта связано не только с назначением, но и со смыслом.

«Вы гораздо лучше запомните название объекта и его назначение, если он действительно имеет для вас некий смысл. Древние греки, наблюдая за разными объектами (например, множеством столов), выделяли идею, их объединяющую («столовость»), которая уже запечатлевалась в памяти».

Спешащий сюжет

Родители 19‑летнего Егора Чудинова (Глеб Калюжный) пропали во время этнографической экспедиции по Пермскому краю. Юноша вместе со своим дядей Николаем (Андрей Мерзликин) отправляется на поиски. Около города Кудымкар они встречают студенток Таню (Ксения Отинова) и Надю (Анастасия Чистякова), которые изучают местный фольклор. Объединившись, герои продолжают исследовать жуткие места, всё больше погружаясь в мир мистических поверий и потусторонних существ.

Основной и пока что единственный недостаток сериала — авторы слишком быстро закидывают персонажей в гущу событий, толком не давая зрителям с ними познакомиться. Как ни странно, поначалу лучше всех прописан не сам Егор, а Николай. Он работает патологоанатомом, отсюда цинизм и резкость, но при этом герой заботлив и очень много знает.

Хотя Егора, скорее всего, осознанно делают загадочным. С его прошлым, странным шрамом и пропажей родителей наверняка будут связаны основные повороты сюжета. Вот только семейная драма, о которой явно хотят рассказать создатели «Территории», может сильно помешать мрачной атмосфере. Мало кому удаётся выдержать необходимый баланс двух жанров.

Кадр из сериала «Территория»

А вот Таня и Надя поначалу выглядят просто дополнительными персонажами, у которых две основные задачи. Во‑первых, они объясняют мистические события. Не зря героинь сделали филологами, изучающими фольклор, — самый простой способ наделить их знаниями. А во‑вторых, они будут попадать в неприятности, чтобы Николай с Егором их спасали. «Девушка в беде» — очень популярное клише в кино.

Но если с основными действующими лицами можно знакомиться по ходу развития сюжета, то различные мистические существа и необычные места сменяют друг друга очень уж быстро. Как мы уже сказали, авторы заявляют жанр «Территории» и как роуд‑муви. После первой серии персонажи перебираются в новое место. Хотя про предыдущую локацию почти ничего не рассказали.

Кадр из сериала «Территория»

Если герои продолжат так же переезжать в каждом следующем эпизоде, есть опасность, что потеряется вся атмосфера. Чтобы зритель поверил в мистические миры ужастика, лучше подробно раскрывать их, а не удивлять количеством локаций. Из‑за подобной ошибки многим не понравились финальные эпизоды другого хита ТНТ и Premier — «Игры на выживание». Из‑за частой смены настроения и местности к концу казалось, что у создателей просто закончились идеи.

Но есть вероятность, что дальнейший сюжет «Территории» пойдёт по другому пути, и сериал окажется очень неплохим.

Краткая биография Сергея Данилова

Сергей Александрович отучился в Высшем Военном Командном Краснознаменном училище, которое находится в Новочеркасске. Затем он пошёл учиться на юриста. В начале 1990 годов Данилов устроился в украинское агентство профессиональной безопасности. Он неоднократно участвовал в криминальных конфликтах. Также Сергей Александрович помогал решать вопросы, связанные с теорией государства и права.

Лекции Сергея Данилова пользуются популярностью и сегодня

В 2012 году Данилов стал организовывать встречи и лекции, посвящённые древнерусской культуре. Помогал ему в этом украинский канал «Русичи». Сергей Александрович утверждал, что банковская система пытается управлять человечеством. Когда на Украине произошёл государственный переворот, вольный казак переехал в Россию.

Данилов пропагандировал воссоединение единой Державы. Он хотел, чтобы россияне, украинцы, белорусы и другие славянские народы вновь объединились, стали одним дружественным народом. На своих семинарах Сергей Александрович рассказывал, почему в мире начинаются войны, как государство управляет своими гражданами, какие у людей есть пути личностного развития.



Лекции Данилова до сих пор пользуются популярностью в интернете, у него появляются новые последователи, которые верят, что русский витязь перевоплотился и продолжает своё благое дело, но уже в другом обличье.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector