1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Паломничество на Святую Землю — как подготовиться

Паломничество

Паломничество – это путешествие верующих по святым местам. В переводе с латинского слово означает «пальма» — ветвь. Те самые пальмовые ветви, с которыми еврейский народ встречал Господа Иисуса Христа при входе в Иерусалим. Вербное воскресенье сейчас отмечается православными на Руси с веточками вербы, поскольку в наших краях трудно найти пальмы, эти южные деревья. Но смысл один – почитание Господа, радость о Его приходе к нам.

  1. Православное паломничество
  2. Немного истории
  3. Паломничество на Руси
  4. Паломничество в наше время
  5. Святые места в России

Православное паломничество

С давних пор на Святой Руси было в почете паломничество. Эта древняя традиция почитается и в наши дни. Несмотря на то, что характер его несколько изменился, суть остается той же.

Благодатью Божией святые места связаны обычно с земной жизнью Спасителя, Божией Матери или святых.

Паломничество распространено не только в православии, но и в других вероисповеданиях:

  • католичестве;
  • мусульманстве (хадж);
  • индуизме;
  • буддизме;
  • иудаизме (паломничество к Соломонову Храму).

В таких далеких путешествиях люди выражают свое сокровенное отношение к вере, к невидимым вещам через поклонение видимым предметам и местам. Паломников иначе называли «пилигримами», что значит – чужестранцами.

Православные уверены, что через посещение святых мест, прикосновение к святыням Господь подаст им Благодать, здравие и исполнение просимого. Это – обычно исцеление от давних недугов, которые не смогли вылечить врачи. Или дарование детей в случае бесплодия. Некоторые получают ответы на вопросы, мучившие их. У некоторых разрешаются жилищные проблемы и т.д.

Господь обильно посылает Свою Благодать на святых местах тем, кто с верою совершает дальнее путешествие с одной целью – прикоснуться к святыням, походить по земле, которой ходил Христос, посмотреть на жилища святых.

Паломничество – доказательство веры человека, уверенность в невидимых вещах, присутствии Божественного в святынях.

Не путайтесь и не путайте. Внешнее присутствие и внутренняя работа

Для начала расставим точки над «ё». Термин «паломничество» – христианский, обозначающий путешествие богомольцев к Святой земле и отдельным святым местам помолиться, покаяться, приложиться к чудотворным иконам, мощам или священному источнику. В других конфессиях религиозные странствия называются своими терминами: например, в исламе – «хадж» или «у́мра», в индуизме и буддизме – «ко́ра» или «парикрама». Однако к ним тоже прижилось понятие «паломничество», поэтому в тут в тексте используем его в широком смысле.

Более того, в обиход вошли еще понятия по типу: паломнический тур, туризм, экскурсия. И «сложности перевода» в том, что каждый слышит в них свое значение. Самая распространенная классификация паломничества в разрезе туризма:

  • Организованные поездки исключительно религиозных людей к культовым священным местам.
  • Экскурсионные туры для широкой аудитории к объектам паломничества.
  • Индивидуальные путешествия пешком или на велосипеде (иногда на лошади) по тропам, которыми издавна ходят религиозные паломники. В них участвуют:
    • глубоко верующие, для которых этот путь, как молитва, большая духовная работа;
    • обыватели, которые идут не из религиозных соображений, а по личным интересам.

Так вот именно на самый последний тип пилигримов обращаем драгоценное внимание читателя. А не на туры, где группу людей погрузили в автобус и повезли зачекиниться на святых местах – это мало похоже на паломничество. В таких вылазках – лишь внешнее присутствие, а где же внутренняя духовная работа личности?

Идея паломничества в напряженной работе тела, ума и духа, во взаимосвязи приложенных физических и умственных усилий, в особом духовном действе, в получении психоделического опыта (без психотропных веществ). А такое наиболее возможно, когда ты один на один с природой, дорогой, с собой и своими мыслями.

Кому подойдут маршруты пилигримов

Тем, кто любит путешествия со смыслом. Кто уже пресытился пакетными турами, экскурсиями, шопингом, знакомством с локальной кухней и достопримечательностями. Тем, кто любит выходить из зоны комфорта и тем, кто не любит, но понимает необходимость.

Влюбленным парам и одиноким. Экстравертам и социофобам.

Тем, кто хочет похудеть, загореть, стать сильнее и выносливее. Поумнеть и просветлиться. Тем, кому нужно подлечить нервишки, залатать душевные раны. Отдохнуть от информационного перегруза и эмоционального выгорания. Кому нужна перезагрузка, «путь героя», трансформация.

Тем, кто любит свободу, но зажат в рамках и ограничениях. Кто хочет порвать с не сложившимися отношениями, с наркотиками, вредными привычками и другими зависимостями.

Тем, кто верит в Бога и не верит в него.

Тем, кто ищет себя и вдохновение. Кто потерял себя и интерес к жизни, веру в людей, в будущее.

Настройтесь на встречу с самим собой

На эту тему есть очень хорошая притча. У одного человека спросили:

— Зачем ты уходишь молиться в пустыню? Неужели там лучше, чем дома?

— Там что, другая молитва?

— Нет, молитва там такая же.

— Тогда почему ты уходишь?

Читать еще:  Нет никакой «тихой революции» в лечении рака

— Там я не такой, как дома.

Здесь, на Святой Земле, человек действительно не такой, как дома. С Евангелием в руках, по мере своих возможностей он погружается в библейские события, сам становится их участником — и это не какая-то виртуальная игра, что вот сейчас мы, мол, погрузились в Евангелие. Это реальное переживание евангельских событий, которые принадлежат вечности — здесь и сейчас.

Если человек едет в паломничество с готовностью встретить себя совсем другого, с молитвой переосмыслить свои житейские вопросы, принципы существования, отношения с людьми, отношения с Богом, то паломничество будет ему во благо.

Где мы были во время поездки?

Программа тура была насыщенной до предела.

Были мы в Вифлееме, где родился Иисус. Кстати, именно там находится единственная икона Девы Марии, на которой она улыбается (до поездки я этого не знала), и в Назарете, где он жил.


Иерусалим, возле Стены Плача

Были в Кане Галилейской, в небольшой арабской деревушке, где Христос совершил свое первое чудо – превратил воду в вино (думаю, об этом чуде слышали даже закоренелые атеисты . Там мы продегустировали множество местных знаменитых вин, и даже приобрели пару бутылочек домой))

Были и в Храме Гроба Господня, где я своими глазами видела две святыни, подтверждающее Воскресение: Гроб Господень и Голгофу.

Также, мы купались в реке Иордан, где Иоан крестил Иисуса, там очень красиво.

Также, мы ходили по иудейским пустыням — незабываемые впечатления!


Мы даже прошли Крестный путь, делая остановки в тех местах, где Иисус падал, не выдерживая тяжести креста. Кстати, очень тяжелая психологически была экскурсия…

Улица Крестного Пути

Конечно, все эти места заслуживают особого внимания в отдельной статье, поэтому о самых интересных и запоминающихся обещаю рассказать в следующих постах! Так что подпишитесь на обновления блога, чтобы не пропустить!

А пока от всего сердца поздравляю вас с Пасхой Христовой!

Паломничество в России

Православный паломник на Руси — это особый вид верующего человека, готового пройти полмира для достижения своей цели. Первоначально подобные поездки были хаотичными и неорганизованными, но уже к двенадцатому веку они получили такое распространение, что священнослужители были вынуждены даже останавливать многих прихожан от долгого и трудного пути. Из своих поездок паломники привозили много интересных вещей. Например, особую одежду, символизирующую свой статус, русские верующие привезли именно из Константинополя. Она «прижилась» на Руси и стала отличительным знаком, по которому один православный паломник узнавал другого.

Конечно, в течение нескольких веков отношение к путешествиям в Святую Землю часто менялось. Они то практически полностью прекращались в связи с нестабильной обстановкой на Ближнем Востоке, то вновь возобновлялись. С середины девятнадцатого века паломнические поездки в Иерусалим становятся все более востребованными в среде православных христиан. Сейчас интерес к паломничеству растет не только среди воцерковленных людей, но и у тех, кто делает свои первые шаги на пути к Богу.

Паломничество или туризм: как следует посещать святые места. Валентин Ковальский

Слово «паломник» происходит от латинского «palmarius» — пальмовник или человек, держащий пальмовую ветвь. У этого понятия существуют и другие синонимы — странничество, поклонничество, богомолье. Они предельно ясно показывают смысл паломничества — поклонение святым местам.

Паломнические хождения известны ещё с глубокой древности. Так, во времена Ветхого Завета упоминаются походы благочестивых израильтян ко главной тогдашней святыне — Иерусалимскому храму – для совершения жертвоприношений и молитв. В Новом Завете паломничество совершал и Господь со Своей Пречистой Матерь и Иосифом–обручником, посетив Иерусалим на праздник Пасхи (Лк. 2:41-52).

«Опыты» Монтеня

Чем отличается христианское паломничество от современного туризма? Несмотря на внешнюю схожесть, их внутренняя суть различна. В то время как туристы любуются историческими достопримечательностями, паломники поклоняются святыням, принимают участие в богослужениях, молятся перед чудотворными иконами и мощами святых.

Нет ничего плохого в том, что турист решил посетить, к примеру, древний монастырь. Но одно дело — познавательная экскурсия, другое — участие в храмовом богослужении. Разумеется, многие люди пытаются совместить полезное с приятным. Это желание уже привело к такому явлению как «религиозный туризм». В итоге паломники часто попадают в сферу интересов туристических фирм, которые не учитывают духовной специфики и интересов верующих. Программы, которые предлагаются верующим, представляют собой развлекательные туры и пребывание в шикарных гостиницах, где светская атмосфера противоречит духу паломничества.

Туристическая деятельность является более молодой по сравнению с паломничеством. Ее зарождение относится к эпохе позднего Возрождения, когда в среде образованных людей появились мотивы к совершению путешествий. На этот момент еще в XVI веке обратил внимание французский философ Мишель Монтень — автор книги «Опыты». Он пишет о путешественнике, который жаждет удовлетворить любознательность, расширить круг впечатлений и приобрести новый жизненный опыт.

С точки зрения Монтеня, путешествие можно рассматривать как освобождение от рутинной повседневности: «Вне дома моя душа быстро и легко распрямляется, но когда я дома, она у меня в беспрерывной тревоге». Или как уход от социальной действительности: «Другая причина, толкающая меня к путешествиям, — отвращение к царящим в нашей стране безобразным нравам. Я легко бы смирился с их порчей, если бы они наносили ущерб только общественным интересам… Но так как они затрагивают и мои интересы, смириться с этим я не могу, уж очень они меня угнетают».

И хотя с эпохи Монтеня прошло уже более 400 лет, «почерк» туризма остался практически неизменным. Такие виды путешествия (в отличие от паломничества) связаны с банальной суетой и не подчинены никаким требованиям благочестия или покаяния. Поэтому о туризме можно говорить лишь как о противоположности паломничеству.

Читать еще:  Пощусь, молюсь, каюсь – а где же обновление?

Хождения в эпоху Византии

Христианское паломничество начало развиваться с получением свободы при Константине Великом. Уже в IV веке в Палестину стали стекаться для поклонения главным святыням христианства тысячи богомольцев. Они положили начало массовому паломническому движению на Святую Землю. Иерусалим стал святым городом, открыл всему миру духовные сокровища и вернул себе древнее название (во времена языческих императоров он назывался Элия Капитолина).

Во времена расцвета Византийской империи паломники начали посещать и Константинополь. Известно, что в 957 году Царьград посетила киевская княгиня Ольга (по преданию ее крестили в соборе Святой Софии). Спустя 30 лет князь Владимир привез из Корсуни (места своего крещения) святые иконы и кресты, а также честные мощи святителя Климента, папы Римского.

До нашего времени дошло немало паломнических воспоминаний. Наиболее значимым является «Хождение игумена Даниила во Святую Землю». В этом описании, относящемся к началу XII века, говорится о Царьграде, из которого Даниил, надо полагать, и отправился в Палестину. Путешествуя вместе с другими паломниками, игумен побывал также в Эфессе, на Крите, Родосе и других греческих островах.

После отплытия в Палестину Даниил высадился в Яффе, затем достиг Иерусалима. Находясь в этом городе 16 месяцев, он совершал длительные прогулки по прилегающим окрестностям. Общий срок его пребывания в Палестине превышает два года. С войском крестоносцев паломник прошел по дороге, ведущей в Галилею. Он побывал на берегах Иордана, Тивериадского озера и морском побережье Кесарии (откуда вернулся в Иерусалим).

Паломничество в Святую Землю совершила и Ефросинья Полоцкая (дочь полоцкого князя Георгия Всеславича) — игуменья, причисленная к лику святых. По ее просьбе византийский император Мануил Комнин прислал для храма святого Спаса одну из трех икон Матери Божьей (созданной, согласно преданию, евангелистом Лукой). Во время паломничества Ефросинья умерла и была похоронена в Иерусалиме. В 1187 году ее мощи перевезли в Киево-Печерскую лавру, а в начале XX века — в Полоцк.

XIII век практически не оставил письменных свидетельств о хождениях русичей во Святую Землю. Это, видимо, объясняется трагическими событиями: монгольское нашествие, установление золотоордынского ига и рыцарские набеги (со стороны Запада) не оставляли возможности для такой формы религиозной деятельности, из-за угроз личной безопасности в долгом путешествии.

Возрождение паломничества относится к середине XIV века. Около 1350 года совершил паломничество новгородский инок Стефан: он перечислил константинопольские святыни. С XV века число путешествий возрастает (они становятся разнообразнее). Первый странник XV века, описавший свое путешествие, — Троицкий иеродиакон Зосима (в 1420 году посещал Царьград, Афон и Иерусалим). Он доверчиво воспринимал и описывал «чудеса», которые показывали ему хитрые греки (секира Ноя, трапеза Авраамова и т.д.).

Золотой век паломничества

К памятникам паломнической литературы XV века приписывают сочинения «Епифания мниха о пути в Св. град Иерусалим». Оно относится к 1415 – 1417 годам, представляя собой простой перечень городов (от Великого Новгорода до Иерусалима). Далее следует «хождение священноинока Варсонофия к Святому граду Иерусалимскому». В нем содержится описание двух странствий: первое — в 1456 году в Иерусалим (из Киева через Белгород, Царьград, Кипр, Триполи, Бейрут и Дамаск), второе — в 1461 -1462 годах (через Белгород, Дамиетту, Египет и Синай).

Долгое время социальный состав паломников оставался традиционным. Большую часть составляли монахи и священнослужители, на втором месте — купцы и посадские люди, гораздо меньше было представителей дворянства. К святым местам добирались стандартным маршрутом: преодолевали Днепр, Буг, Днестр (до городов Яссы или Галац), затем на кораблях двигались по Дунаю и Черному морю до Константинополя. Далее — морским путем по Мраморному и Эгейскому морям, проливу Дарданеллы выходили в Средиземное море: посетив Хиос, Родос и другие острова, прибывали в Египет. Паломники также формировали большие караваны и шли в Иерусалим для празднования Пасхи.

В XVIII веке для многих верующих паломничество стало не разовым путешествием, а образом жизни. В числе таких людей можно отметить Василия Григорович-Барского — выпускника Киево-Могилянской академии. В 1724 году он уехал в город Бари на поклонение мощам св. Николая Мирликийского. Затем посетил Рим, Венецию, Флоренцию и другие города Италии.

В 1726-1728 годах Григорович-Барский путешествовал по Палестине: осматривал Иерусалим, Каир, Бейрут, Дамаск и другие города. В 1729 – 1731 гг. жил в городе Триполи, изучая иностранные языки, литературу и философию. В 1736 – 1743 гг. преподавал латинский язык в училище на острове Патмос. В 1744 – 1746 гг. изучал православную библиотеку Афонских монастырей, посещал Афины, остров Крит и другие достопримечательности.

Подлинный расцвет паломничества, ставший поистине золотым веком, приходится на конец XIX – начало XX веков. Это было связано с деятельностью учрежденного в 1882 году Православного Палестинского общества. При его содействии строились новые приюты для богомольцев, причем не только в Иерусалиме, но и в других палестинских городах, улучшалось медицинское обслуживание, предоставляемое русским паломникам, а также местному населению. Разрабатывались новые паломнические маршруты: в течение сезона в Вифлеем и Назарет, к дубу Мамврийскому, Тивериадскому озеру и на Иордан отправлялось до 50 караванов паломников. Ежегодно устраивали паломничество на Синай: оттуда богомольцы через Александрию направлялись в Италию, город Бари (для поклонения мощам святителя Николая).

Читать еще:  Можно ли увидеть звезды днем? Тема: Видны ли звезды днем

Вместо послесловия

Возрождение паломничества началось в постсоветское время, когда общество освободилось от пут коммунистической и атеистической идеологии. По данным Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, около половины паломников составляют православные из бывших стран СНГ. Большую роль в этом играют монастыри и церкви: они создают паломнические службы.

Однако путешествия к святым местам порой приводят к смешиванию понятий «турист» и «паломник». На наших глазах происходит искажение духа паломничества, о чем еще в XIX веке писал историк Сергей Соловьев: «Умалять его дух, — значило бы подрывать высокое значение паломничества (как подвига) в народной и личной жизни, низводя его до простого путешествия».

Еще одна крайность, которую следует избегать, — чрезмерное увлечение паломничеством. Об этом еще в IV веке писал святитель Григорий Нисский: по его словам, верующие часто совершают путешествия из праздного любопытства, впадают в неприличные истории и искушения.

Чтобы не впасть в сети турфирм и не спутать паломничество с туризмом, нужно руководствоваться многовековой евангельской мудростью: Богу — Божье, а кесарю — кесарево.

Паломничество на Святой Земле

Паломничество в Израиле одно из востребованных видов туризма во всём мире. Само понятие паломничества в изначальном своём значении предусматривает посещение Святой Земли. Паломничество на Святую Землю в Израиле ежегодно притягивает в это место миллионы людей.

Это и священнослужители, и учёные, и верующие, и путешественники. Именно на Святой Земле происходили все знаковые события христианской, иудейской и мусульманской религий. Стандартный тур по святым местам длится восемь дней. Для русских паломников странствие начинается с посещения Русской Православной Церкви в Израиле.

Религиозные туры в Израиль — это стремление верующих обрести связь с Богом, познать святую истину и укрепиться в своей вере. Интересен тот факт, что верующих стали называть паломниками из-за пальмовых веток, которые они приносили с собой из мест Святой Земли.

Пальмовые листья были диковинкой для наших жителей. Со временем, всех путешественников по святым местам стали называть паломниками. Главной целью паломничества является молитвенное поклонение в святых местах, единение с Богом и духовное общение с религиозными наставниками.

Организацией паломничества в Израиль из Москвы занимаются многие туристические фирмы. Большинство паломнических поездок предлагается на Рождество, Крещение Господне, Благовещение Пресвятой Богородицы, Пасху Христову, День Святой Троицы.

Паломничество в Израиль можно найти по самым разнообразным ценам. Есть бюджетные туры, состоящие чаще всего из восьмидневных поездок. Также есть более дорогие туры, состоящие из обширных экскурсий на более длительный период. Как правило, в стоимость поездки включаются питание, медицинское страхование, паломническая программа, трансфер.

Паломничество и отдых в Израиле имеет уникальное и единственное в своём роде значение, ведь нигде в мире нет подобного святого места. Здесь родился и вырос Иисус, произошли все знаковые религиозные события в истории человечества и великие чудеса.

Кроме всего, в городах Израиля есть потрясающие достопримечательности и места для отдыха, высококачественная медицина с первоклассными отелями.

Паломники — это…?

В основу этой христианской традиции ложится желание верующих поклониться святым местам, связанным с земной жизнью Иисуса Христа, Его Матери Пресвятой Богородицы и апостолов, чтобы погрузиться в священные воды реки Иордан и помолиться перед чудотворными святыми образами. У других религий тоже имеются аналогичные обычаи.

В России паломничество к Святой Земле началось с самых первых времен зарождения русского христианства. Путь был трудным и опасными, и главным образом он лежал через Константинополь. К XI веку маршрутами паломников стали Святая Земля, Афон и свои национальные святыни. Но уже к XII веку страсть к паломничеству достигла апогея, и церковная власть вынуждена была сдерживать своих ревностных богослужителей.

К XV веку наступает переломный момент, когда уже православный паломник начинает жаловаться на притеснения его злыми арабами и турками. К тому времени Константинополь пал перед турками, и христианские святыни Востока оказались в руках мусульман.

Сувениры для паломников

Из паломнического тура можно привезти ряд сувениров, которые останутся на память о полном событиями путешествии.

Чаще всего паломники привозят с собой:

  • небольшой крест из дерева (с таким верующие преодолевают Крестный Путь);
  • воду из реки Иордан;
  • 33 свечи – самый популярный паломнический сувенир, символизирующий годы жизни Христа;
  • масло от Гроба Господня;
  • ладан, иконы;
  • вино из Канны Галилейской.

Очень красивый религиозный сувенир из Израиля – Вифлеемская звезда, изображение которой можно увидеть на украшениях, амулетах, декоративных предметах и даже аксессуарах для гаджетов. Популярным подарком из Иерусалима является крест паломника. Христианская церковь категорически против ношения такого символа на теле, его хранят как сувенир, приносящий счастье.

Хорошим вариантом для новичков является набор паломника, который обычно состоит из святой воды, иконок, крестика, ладана, миро и частицы священной земли. Изображения святых и крестик обладают защитными силами, а священную землю можно отнести на могилу близкого родственника. Лучше всего покупать любые сувениры религиозного характера возле церквей, а не в магазинах.

Разница в цене может составлять до 2 раз.

Паломническая поездка в древний город Иерусалим подарит огромное количество эмоций и впечатлений, поможет укрепиться в вере и найти ответы на глубокие внутренние вопросы. Для тех, кто отправляется в такое путешествие впервые, хорошим выбором станет паломнический тур, включающий в себя не только проживание и питание, но и полное сопровождение на всем пути.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector