0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Откуда появились ассасины. Ассасины в реальной жизни: правдивая история

Ассасины в реальной жизни: правдивая история

Наигравшись в популярную игру Ассасин Крид, люди стали часто интересоваться, а в действительности ли существуют бесшумные и проворные убийцы? Да, это абсолютно, правда, в далекой эпохе зародилось братство ассасинов. В данной статье вы узнаете полную историю существования ассасинов в реальной жизни.

К концу 11-го века в горной местности Персии находилась небольшая держава Аламут. Появилось она после распада ислама и по причине развития исмаилитов, как раз, с которыми и шла долгое время борьба за власть. Война в исламских государствах часто перерастала в дилемму о том, жизнь или смерть.

Полководец Хасан-ибн-Саббаха задумывался о создании новой страны, чтобы выжить во враждебных условиях между народами. Вместе с тем, что государство находилась в горах, а все населения рядом были закрыты и недоступны, он часто применял методы разведки и карательных операций против своих заклятых врагов Аламута. После этого, через какой-то срок люди стали узнавать о том, что из себя представляют ассасины и какова их роль в этом мире.

В поместье Хасан-ибн-Саббаха превозносили как короля горы, ведь именно он впервые создал закрытую ассоциацию избранных людей, которые готовы были отдать свою жизнь ради слов султана и бога Аллаха. Секта была выстроена из нескольких ступеней просвещения в ассасины. Самую маленькую ступень принимал отряд карателей-смертников. Их обязательность была выполнить задание ценой собственной жизни. Они могли лгать, прикидываться обычными людьми, долго дожидаться, но после этого, смерть приговоренного, была неизбежна. Мусульманские и Европейские предводители уже задолго до этого знали, кто такие ассасины.

Многие молодые люди из Аламута очень сильно горели желанием попасть в братское сообщество ассасинов. Ведь все потому, что они хотели овладеть тайными знаниями и получить всеобщее согласие. Лишь единицы могли войти во дворец к Хасан-ибн-Саббаха, так как для этого требовалось смелость, настойчивость и рвение к победе. Первым делом, новоприбывший проходил психологический осмотр. Ему давали наркотические средства и внушали, что он побывал в райском месте. Молодые люди под влиянием наркотиков видели, как к ним заходят очаровательные обнаженные барышни, и предлагают шалости со словами: всё райское блаженство будет открыто после того, как воля Аллаха исполниться. Таким явлением объясняют смелые смертники-каратели, которые после успешного задания, принимали это как награду и не старались избежать от наказания.

Ассасины тех времен

Самое первое братство ассасинов вели войну с мусульманскими государствами. Вплоть до того, что даже после появления крестоносцев в Палестину, их главными врагами все равно оставались другие направления ислама и бесчестные мусульманские цари. Какое-то время общество тамплиеров и ассасинов сохраняло союзнические узы, бывало даже так, что орден рыцарей нанимал воинов Хасан-ибн-Саббаха для решения своих проблем. Хоть это положение и продлилось не так уж долго. Ассасины никогда не любили и не отпускали предателей, если кто-то из их братства оказывался предатель, то его просто ждала смертная казнь. Последнее время, секта вела войну со всеми с кем только можно, в их числе были: христиане и единоверцы.

К концу 13 века Аламут был атакован монгольскими войсками. И тут сразу же встает вопрос: это всё, конец секты ассасинов? Некоторые считают, что после атаки на государство, братство бесшумных убийств распалось, другие же наоборот даже утверждают, что видели ассасинов в таких странах, как Персия, Греция, и в западноевропейских государствах.

Ассасины в наше время

Позволено все – произносил каждый раз царь горы, отправляя бесстрашных убийц на охоту. Многие секты славили этот девиз, и стали произносить его в своих сообществах, когда дело доходило до решения проблем, связанных с ними. В остальных же случаях просто были задействованы религиозные чувства, интересы и вера смертников. На последних ступенях просвещения господствует уже религиозная пропаганда.

После прочтения истории про ассасинов в реальной жизни вы наверняка нашли ответ на свой вопрос. Эти подтверждены были правдой, и можно с уверенностью сказать, что в современном мире все-таки существуют ассасины, но просто теперь их называют по-другому. А суть осталась одна и та же: террор и смерть для осуществления своих целей, в частности политических и экономических. Особенно это часто заметно в исламских обществах террористического вида. Также стоит отметить, что личный террор теперь господствует и в общественном мире, а это означает, что любой человек может стать потерпевшим от рук ассасина, проживая в обычной стране.

Настоящие Ассасины

Благодаря серии Assassin’s Creed, практически все слышали о легендарном ордене ассасинов. Каждый геймер, а с недавних пор и любитель кино, знает о скрытых клинках, капюшонах и прочих атрибутах древних убийц. Тайная организация, ведущая долгую войну со злом в лице тамплиеров. Совершенные убийцы, которым сложно противостоять. Но так ли всё было на самом деле? Какими были эти благодетели? И правда ли, что ничто — не истинно, а всё — дозволено?

История тайного ордена берет своё начало в 1090 году нашей эры. Низариты, которые были практически сектантами, в будущем стали теми самыми ассасинами. Они верили в благую цель, чтили некоторые «модификации» Ислама и Корана. Согласно древним сочинениям, впервые их стали называть «хашишийа» в 1122 году.

Термин «ассасин», означающий убийцу или террориста, пришел в английский и французский языки из арабского. Также, по одной из версий, это слово пришло из персидского «асасан», то есть «приверженец главного пути». Связано это с тем, что в рядах древнего «Ордена» по большей части были отбросы общества. Этим людям нужен был хоть какой-то ориентир, который мог бы вернуть их к нормальной жизни. Этим ориентиром для них и становился религиозный орден.

Существует несколько теорий насчет связи слова «хашиши» и «гашиш». Согласно первой, убийц перед заданием опаивали гашишом, и, пока они спали, относили в подготовленное место. Проснувшись, будущие убийцы видели перед собой множество обнаженных девиц и выпивки. Как следует повеселившись, они вновь засыпали, а их тем временем относили назад ко двору. После пробудки им говорили, что они на короткое время по воле Аллаха попали в рай с гуриями, а чтобы попасть туда навсегда, нужно будет кое-кого убить. Так глава ордена получал себе верных слуг, стремящихся к выполнению цели даже ценой собственной жизни.

По второй теории считается, что прозвище «гашишины», что переводится как «травоеды», получили последователи ордена за характерную для низаритов (ассасинов) бедность.

А по третьей теории ассасины и гашиш вообще никак не связаны, и название пошло от имени основателя ордена Хасана ибн Саббаха. Скучно.

Несмотря на всю свою историчность, серия Assassin’s Creed так и не показала основателя ордена — Хасана ибн Саббаха.

Родился ибн Саббах в 1034 году в Персии. О месте рождения этого деятеля учёные спорят до сих пор. Одни считают, что он родился в Рее, другие, что в Куме. Связаны такие сомнения с тем, что был только один источник информации о Хасане ибн Саббахе — «Повествование о господине нашем». И это сочинение, написанное теми самыми низаритами, не сохранилось. Однако тот факт, что его активно использовали персидские историографы в XIII — XIV веках, позволил узнать о «Господине нашем» хоть что-то.

Ранние годы жизни Хасана были ничем не примечательны, а потому и информации о них практически нет. Есть только неподтверждённые и весьма сомнительные истории о его дружбе с Омаром Хайямом и Низамом Аль Мульком.

Согласно мифам, Хасан, Омар и Низам дали друг другу клятву, что если один из них добьётся успеха, то он обязательно поможет остальным. Спустя годы, Низам стал визирем султана, то есть одним из высших министров, и помог Хасану получить должность при дворе. Однако, видимо из зависти и страха соперничества, ибн Саббаха изгнали. Спустя годы Низам Аль Мульк был убит ассасином. Многие не сочли этот случай за совпадение и посчитали его актом мести. Но эта ситуация навсегда окажется всего лишь мифом, так как Аль Мульк родился значительно раньше и Саббаха и Хайяма.

В отличие от юных лет, времена активной общественной деятельности Саббаха обсуждаются до сих пор. Когда Хасан был полководцем, он захотел создать собственное государство. В то время среди гор была небольшая закрытая страна — Аламут. Местоположение и замкнутость территории отлично подходили для целей Хасана. Он хитростью и сговором подчинил себе жителей и стал правителем. После чего он сделал Аламут местом для избранных людей. Они были готовы отдать свою жизнь ради Аллаха и султана. Этой сектой и были те самые ассасины.

Мотивация в случае с убийством Низама Аль Мулька была выдумкой, но сделано это было действительно руками ассасинов. Убийца был в одеянии нищего монаха, что позволило ему незаметно подобраться к цели.

Хасан ибн Саббах интересным способом вербовал убийц в свой орден. Потенциальные киллеры помимо физических качеств, должны были верными, настойчивыми и стремящимися к выполнению задания, любой ценой. Согласно записям путешественника Марка Поло, вербовка проходила тоже не без вмешательства наркотиков.

Однако с каждым днём братство всё больше стремилось к монархии. Некогда простые убийцы-смертники настолько поднимались в иерархии, что новые рекруты просто теряли желание умирать. Так и вышло, что после смерти ибн Саббаха территории перестали расширяться. Идеи и лозунги, которые пропагандировал Горный старец, быстро забылись. И государство Аламут медленно, но верно тонуло в собственных кризисах и проблемах. Хоть ассасинам и удалось пережить практически всех своих врагов, их смерть тоже оказалась неминуемой.

За время существования братства, они успели перевоевать практически со всеми. Первое время их главными врагами были мусульманские государства. Нетерпимость к другим направлениям ислама не давала спокойно спать убийцам-смертникам.

Пик могущества братства пришелся на конец XII века. В то время ассасины подмяли под себя практически все государства. Тамплиерам тоже досталось. Поняв, что если так будет продолжаться, то ничего хорошего не выйдет, крестоносцы вступили в союз с ассасинами.

Да. Ассасины сражались плечом к плечу с тамплиерами, да ещё и выполняли некоторые их задания. Но тут стоит сделать небольшую ремарку: ассасинам было всё равно с кем дружить, а с кем воевать. Одной из главных причин такого союза были деньги, которые исправно платили крестоносцы. Но такая идиллия продлилась недолго.

Точно известно, что от рук ассасинов погибло шесть визирей, три халифа (самый высокий титул), десяти городских правителей и духовных лиц. Помимо этого, в смертном списке братства были и европейские правители, такие как Раймунд II, Конрад Монферратский, Герцог баварский и многие другие.

Многие убийства совершались по политическим соображениям. Многие просто из личной неприятности. Но убийства не приносили пользы никому, кроме феодалов Аламута. Так, в отличие от игровой серии, настоящее братство ассасинов умерло в середине XIII века. И это не единственное отличие реальности от игр.

Все мы привыкли к капюшонам и скрытым клинкам. Эти вещи стали визитными карточками серии Assassin’ Creed. Но, как можно догадаться, все это достаточно далеко от истины.

Если говорить об одежде, то не с проста древних ассасинов считали чернью и отбросами. Зачастую они ходили в рванье, чтобы быть максимально незаметными. Но такой неотъемлемый атрибут скрытности, как капюшон, не упоминался ни в одном из источников. Члены братства тогда ходили в более практичной одежде и использовали кинжалы.

Несмотря на практичность показанного в Assassin’s Creed скрытного клинка, низариты использовали отравленные кинжалы. Причина такого выбора довольно проста: настоящее оружие куда более эффективно, чем выдуманное.

Скрытный клинок невозможно было сделать в то время. Технологий того времени не хватило бы при всём желании. Даже Леонардо да Винчи, вопреки сюжету второй части, не создавал это оружие для ассасинов. Даже сегодня сделать реплику того самого клинка довольно сложно. И при воссоздании клинка невозможно реализовать весь его потенциал без гидравлики или же электроники. Так что приходилось убийцам обходиться обычными кинжалами да саблями.

Прыжок веры тоже имел место быть в реально мире, но нужен он был не для быстрого спуска с синхронизированной точки. Прыжок веры был призван доказать главе братства, что ассасин верит ему. Член ордена не знал, что его ждёт внизу и попадёт ли он в рай. Однако, зачастую, его там всё-таки ждала смерть.

Несмотря на образ, созданный стараниями Ubisoft, древний орден был совсем не таким. Они не носили капюшонов и не знали о такой штуке, как скрытый клинок. Существовали они тоже не так долго, да и зародилось братство не в древнем Египте. Погубили их вовсе не тамплиеры, а монголы. Учитывая все эти расхождения, стоит отметить, что самой правдивой и историчность частью серии является первая. Дальше авторы полностью стали придумывать свой сюжет, без оглядки на историю настоящего ордена. Хотя сегодня тоже существуют ассасины, и по всем признакам вы можете их опознать в различных новостных сводках про террористов.

Читать еще:  Аутизм не может быть от стресса или прививки

Ассасины в Европе и России. Средневековые киллеры, владевшие искусством смерти

Фото © «Кредо убийцы» / «Кинопоиск»

Двести лет секта мусульман-фанатиков ассасинов наводила ужас на жителей Ближнего Востока своей жестокостью и отсутствием запретов. Они прославились как средневековые киллеры, их услугами пользовались не только воюющие семьи монархов на Востоке, но и по всей Европе. Однако помимо карательной функции в литературе и кино им приписывают и другую — охрану неких таинственных артефактов и борьбу с членами закрытых обществ.

Как появились ассасины

Возникновение секты убийц-смертников в конце XI века связано с появлением в Персии горного старца – шейха Хасана ибн Саббаха, шиита, сторонника воинствующего исмаилизма. Шейх в 1091 году с горстью сторонников захватил горную крепость Аламут и приступил к основанию собственного государства.

Хасан ибн Саббах. Фото © Wikipedia

После того как Аламут был объявлен «домом» ассасинов, скончался их враг — султан Мелик-шах, а империя сельджуков (древняя тюркская народность) погрузилась в смуту. Это позволило Саббаху укрепиться в регионе: его воины захватили оборонительные сооружения в горном Курдистане, Приэльбрусье, Ливане и Сирии. Главное, чего он смог добиться, — это фанатичной веры в него рядовых адептов и их абсолютного послушания. Название адептов секты произошло от арабского слова «ассасин», что означало — «хранитель тайн».

Первой жертвой Саббаха стал его враг, сторонник сельджуков визирь Низам аль-Мульк, который велел казнить муэдзина исмаилитов. Оскорблённые ассасины заволновались, но, когда толпа в замке Аламут пришла к дому Саббаха, тот вышел на крышу и, потрясая посохом, закричал: «Убийство этого шайтана предвосхитит блаженство в раю!»

Убийство Низама аль-Мулька исмаилитскими фидаи.
Миниатюра из рукописи XIV века. Фото © Wikipedia

После такого «благословения» жить визирю оставалось недолго. Утром 10 октября 1092 года убийца Тахир Аррани сумел пробраться во дворец, на аллее дождался появления визиря и три раза ударил его отравленным кинжалом. Аррани растерзала охрана, но было поздно — визирь умер, а ассасины сожгли дворец. Этот момент стал поворотным для Саббаха — он понял: чтобы держать в страхе врагов, не нужно содержать армию, достаточно иметь группу фанатиков-террористов.

Вскоре правители Ближнего Востока и Европы тряслись от страха при имени повелителя ассасинов — шейха Саббаха. Спустя некоторе время жертвами убийц стали сотни священников, князей, шахов, герцогов и королей. От рук фанатиков пал даже король Иерусалима Конрад Монферратский: два киллера под видом христиан-паломников настигли его на улочках города, причём одному из убийц удалось бежать, но, услышав, что король ещё жив, он вернулся и добил Конрада.

Семь ступеней в рай

Но как Саббаху удалось добиться повиновения? Гость ассасинов Генрих Шампанский вспоминал, что по одному слову шейха у него на глазах двое ассасинов зарезали себя и упали замертво к ногам повелителя.

Ответ надо искать в прошлом шейха. Шейх был не просто исмаилитом, верившим в переселение душ, он пошёл дальше, основал неоисмаилизм — упрощённый вариант учения, который и стал религией ассасинов. Известно, что будущий повелитель вёл свой род от царей Химьяра до исламского государства в Аравии, где исповедовали то иудаизм, то несторианство — одно из течений христианства. Родился и вырос Саббах в Хорасане, где царили жуткие индуистские культы, смешанные с персидским зороастризмом.

Главной особенностью секты была сеть вербовщиков, которые умело расставляли силки, вербуя юношей из богатых семейств, создавая обширную разведывательную сеть. Об ассасинах ходило столько легенд, что отбоя от желающих не было — из двухсот кандидатов брали пять, в лучшем случае — десять человек. Главное, в чём их убеждали: чтобы попасть в рай, не нужно делать многое, достаточно просто стать ассасином.

Чтобы вступить в орден, надо было пройти семь ступеней. На первой наставник определял характер адепта, на второй — втирался в доверие, на третьей уже заставлял усомниться в правильности Корана, а на четвёртой заставлял клясться в верности. Затем показывал, что в секту входят самые влиятельные лица государства, экзаменовал по разным вопросам и, наконец, давал ключи от рая.

Всё это проходило на фоне жестокой дисциплины и изнуряющих тренировок. Ассасинов учили стрелять, метать ножи, фехтовать и драться. По много часов заставляли стоять под солнцем или в стужу у крепостной стены, воспитывая выдержку. Они учили языки и искусство перевоплощения, притворялись то крестоносцами, то монахами, то цирковыми артистами. Но главное — они были готовы выполнить любой приказ шейха и умереть. Переход на каждую следующую ступень сопровождался впечатляющими магическими ритуалами.

Падение империи ассасинов

Ибн Саббах не оставил без внимания и внешнюю сторону жизни государства. Он отменил налоги, ввёл повинности и заставил жителей строить дороги и укрепления. Он силой свозил в Аламут лучших врачей, химиков, математиков и инженеров, и вскоре ассасины овладели наукой и системой укреплений, которые намного опережали соседей.

Сам Хасан ибн Саббах был жесток и кровожаден. Он убил собственных сыновей, заявив, что его титул должен наследовать достойнейший. Сменивший его Хасан II был ещё более свирепым и при жизни объявил себя Богом.

Третий шейх — Рашид ад-Дин Синан — провозгласил в Сирии учение Кийяма, что означало конец света и прекращение законов шариата. Ассасины объявлялись спасёнными, а все неверные должны были пойти в ад.

Хулагу разрушает крепость Аламут. Персидская миниатюра XVI века. / Руины Аламута (2006 год). Фото © Wikipedia

В 1256 году государство ассасинов пало под ударами армии внука Чингисхана Хулагу, Аламут был разрушен, а последних приверженцев учения перебили в горах Сирии.

Из века в век об ассасинах ходила ещё одна легенда: что они являются хранителями древних ценностей — религиозных артефактов. Одни предписывали им владение и охрану древних артефактов Египта. Другие утверждали, что именно к ассасинам в итоге могли попасть святыни христианского мира. Это произошло после того, как последователи старца перебили на Ближнем Востоке последних рыцарей-тамплиеров и завладели их имуществом. Так что, возможно, величайшие святыни христиан всего мира (Ковчег Завета, пектораль иудейских священников или кубок, из которого пил Христос на Тайной вечере, до сих пор могут находиться на Ближнем Востоке и строго охраняться. Если это так, то пусть они остаются скрытыми от глаз людей, ведь, по пророчествам, появление их будет предшествовать концу света.

С другой стороны, возникает вопрос: откуда же появились несметные богатства современных ассасинов – Ага-ханов? Быть может, их основой стали именно артефакты, собранные в Орлином Гнезде старцем Саббахом? Быть может, они были проданы, после чего лидеры исмаилитов стали богатейшими людьми мира? Ведь недаром говорят, что богатство Ага-ханов возникло ещё в XIII веке и с тех пор увеличилось настолько, что Ага-хан в состоянии влиять на многие политические процессы. Например, когда Турция в 1919 году пожелала сохранить за собой Тсамбул (Константинополь), по слухам, именно Ага-хан заступился за мусульман перед европейскими политиками и Стамбул остался турецким.

Новый дом ассасинов — Европа и Восток

После падения государства ассасины рассеялись по Востоку, часть ушла в Индию и присоединилась к секте-душителей — поклонникам богини Кали. Часть ещё раньше перешла служить в Европу. Римский папа Иннокентий II отлучил от церкви Фридриха II за то, что тот нанял ассасинов для убийства герцога Баварского, в 1158 году под Миланом задержали ассасина, который хотел убить императора Фридриха I.

В XIX веке про ассасинов вспомнила французская богема. Во Франции был создан Клуб ассасинов, в него входили известные писатели и поэты того времени — Бодлер, Дюма-отец, Теофиль Готье, Оноре де Бальзак. Именно Дюма-отец придумал, что ассасины употребляли гашиш. На самом деле зельем злоупотребляли сами поэты и художники.

Но истинные ассасины на Востоке не исчезли. В Средние века некий французский путешественник между Исфаханом и Тегераном набрёл на деревушку, где жил шейх ассасинов, которому поклонялись как богу.

В XXI веке ассасинов часто связывают с лидером исмаилитов-низаритов, считающимся 49-м имамом Времени, уроженцем Женевы принцем Каримом Ага-ханом IV, к которому титул перешёл от деда — Ага-хана III. Исмаилиты верят, что Карим — единственный потомок пророка Мухаммеда, и боготворят его. Принц — венчурный капиталист, руководитель фонда Aga Khan Development Network (AKDN), который имеет 18 филиалов по всему миру.

Его Высочество принц Карим Ага-хан IV. Фото © Wikipedia

Фонд AKDN поддерживает исмаилитов в России: он оплачивает обучение в вузах, даёт возможность выезжать на учёбу за рубеж, активно помогает трудовым мигрантам, приехавшим в Россию на заработки. Филантропия принца никак не вяжется с нищетой, царящей в таджикской и афганской частях Бадахшана, который Ага-хан считает своей «базой».

С династией Ага-ханов связывают смерть знаменитого талиба А хмада Шаха Масуд а — его убил ассасин за несколько часов до атаки на башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Что поделать, Шах не любил делиться доходами от наркотрафика. Династия Ага-ханов держит под прицелом Россию и её «мягкое подбрюшье» — Среднюю Азию. В AKDN действует программа поддержки развития горных регионов, которая финансирует исмаилитов Таджикистана и готовит «новые кадры». В Таджикистане, Киргизии и в Казахстане Ага-хан открыл филиалы Университета Средней Азии.

В династии Ага-ханов есть ещё один человек, которого аналитики называют гением разведки, — Садруддин Ага-хан. Это он провёл операцию «Салам» — под видом беженцев расселил по всему миру талибов из Афганистана. Вместе с британским принцем Филиппом он стал основателем Всемирного фонда природы и в 1983 году добился создания национальных парков в пакистанской провинции Читрал на границе с Афганистаном, где (по странному стечению обстоятельств) моджахеды выращивали опиумный мак, зелье из которого хлынуло в СССР.

Единственная страна, которая отказалась пускать к себе низаритов, – Китай. Китайцы воспринимают Ага-хана как феодала, который держит население своей страны в нищете и покорности.

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Они приходят из ниоткуда, находят выбранную жертву и пропадают в никуда. Не пойманные и не побеждённые. Совершенные убийцы. Тайный орден, ведущий загадочную многовековую войну. Ассасины.

Что в их истории правда, а что заблуждения?

Игры в убийц

Вот уже двенадцать лет, раз в год мир компьютерных игр получает очередной бестселлер: новую игру из серии Assassin’s Creed, рассказывающую бесконечную историю о древнем ордене ассасинов и его борьбе с тамплиерами. Assassin’s Creed стала одной из самых продаваемых игровых серий, принёсшей своим создателями гигантскую прибыль. Для закрепления успеха в 2016 году вышел фильм «Кредо убийцы».

Но какова же история настоящих ассасинов? Где правда, а где вымысел?

Немного истории

В конце XI столетия ещё совсем недавно монолитный и могучий исламский мир раскололся на части и переживал не лучшие времена. Арабский халифат распался, единый ислам раскололся на множество сект и вероучений, которые ожесточённо враждовали между собой.

Едва ли не большей частью мусульман в это время правили исмаилиты: еретики-сектанты, распространившие свою власть от Магриба до Аравии. Учение исмаилитов было очень простым: проклятые шииты лишили Исмаила, законного потомка Мухаммеда, права стать имамом, а затем попытались убить его. Но Исмаил выжил и стал «скрытым имамом», который вернётся в мир перед концом света.

Из всего этого следовал обычный для Средневековья вывод: «Грабь награбленное»!

Историческая справка: в исламе господствуют два вероучения — суннизм и шиизм. В отличие от христианства, разница между ними скорее политическая, нежели богословская. Хотя за столетия исламские мудрецы накрутили вокруг противостояния суннитов и шиитов много умных слов, практические различия этих учений сводятся к ответу на вопрос: кого признать лидером всех мусульман — имама, из числа прямых потомков Мухаммеда, или халифа, которым может стать любой достойный (читай — располагающий достаточной военной силой и деньгами) человек?

Страх и ненависть в мире ислама

Исмаилиты господствовали на обширных территориях, но везде их окружали сунниты и шииты. Эти люди придерживались консервативных воззрений и к попыткам ограбления и убийства относились крайне негативно. Поэтому исмаилитов не любили и старались доставать всюду, где им не удавалось привести своих лидеров к власти.

Воины-сельджуки, XI-XII века

В это время в Персии происходили интересные дела. Там правили сельджуки: тюрки-завоеватели, пришедшие из Центральной Азии. Их государство как раз достигло вершины своего могущества. Но существовала проблема — сельджуки были правоверными суннитами, а править им приходилось государством, где примерно половину населения составляли шииты; среди городов и селений меж тем болезненными язвами распространялись законспирированные общины исмаилитов.

Борьбу суннитов и шиитов усугубляло то, что шииты были персами, носителями древней высокой культуры, и свысока поглядывали на недавно слезших с верблюдов и лошадей суннитов — кочевников-арабов и тюрок. Исмаилиты же просто ненавидели всех, кто не принадлежал к их секте, и страстно желали их уничтожить… а имущество забрать себе. На благое дело, разумеется.

Читать еще:  Блистать и купаться в славе — естественно для человека

Талантливый сектант: Хасан ас-Саббах

В этот момент на политическую сцену вышел Хасан ас-Саббах. Этот незаурядный человек происходил из знатной семьи, получил хорошее образование и во время учёбы в медресе примкнул к секте. В местной общине новообращённый проявил себя талантливым проповедником.

Вскоре Хасан отправился в Египет, где у власти были исмаилиты, чтобы продолжить обучение и обзавестись полезными знакомствами.

Хасан ас-Саббах

Вернувшись на родину, ас-Саббах немедленно приступил к вербовке сторонников. Но он изменил вероучение исмаилитов, доведя его до немыслимого ранее радикализма. Суть его доктрины сводилась к следующему: познание Аллаха и спасение возможны только под руководством имама.

Все, кто не подчиняется имаму беспрекословно, — еретики, их можно безнаказанно грабить и убивать.

А чтобы лучше грабилось, необходимо без рассуждений выполнять приказы и не сомневаться в своих действиях.

А кто имам? Имам, как все знают, скрыт, но сейчас его временно замещает сам Хасан ас‑Саббах.

Аламут — неприступная крепость

Создав вначале небольшую, но лично преданную своему харизматическому лидеру секту, ас-Саббах обзавёлся множеством врагов. Теперь его ненавидели не только власти, считавшие Хассана заговорщиком и агентом враждебных египетских Фатимидов, но и бывшие единоверцы, которые полагали, что появление нового амбициозного лидера и раскол внутри преследуемой секты никак не вписываются в их планы на будущее.

Тогда Хасан принял радикальное решение, изменившее его судьбу.

Вместо проповедей он решил создать собственное государство.

Но нужна была столица. Ей стала крепость в горной долине Аламут, в самом сердце Персии. Это был мудрый выбор — большинство жителей горной долины поверили посланцам ас-Саббаха и приняли его веру, а аламутская крепость стояла на высокой скале и считалась совершенно неприступной.

Комендант Аламута сдал крепость за три тысячи золотых монет, и Хасан ас-Саббах в сопровождении избранных воинов поднялся на гору, чтобы остаться там на всю жизнь. Спустя всего несколько лет он создал незримую империю ассасинов, которая несла ужас по всему Востоку. Их лидеру было только сорок лет, но несмотря на возраст он уже придумал себе необычный титул…

Так появился зловещий Старец горы.

Государство нового типа

Основав государство, состоявшее из Аламутской долины и стоящей там крепости, ас-Саббах не остановился. Он приступил к решению двух важнейших задач: превращению Аламута в укрепление, недосягаемое для любой армии, и созданию других очагов своей секты по всему мусульманскому миру.

К созданию филиалов Хасан так же подошёл весьма обстоятельно. Он впервые в истории разработал концепцию того, что с некоторым допущением можно назвать сетевой структурой. Его империя не обладала земельными владениями. Сила Старца горы заключалась в глубоко законспирированных ячейках секты, рассыпанных по городам и селам. А центрами власти стали крепости, которые люди ас-Саббаха возводили или захватывали повсюду.

Карта расположения крепостей в долинах Аламут и Рудбар

Персидский историк Ала ад-дин Джувейни писал об этом периоде в истории ассасинов: «Завладев Аламутом, Хасан напряг все силы, чтобы захватить округа, смежные с Аламутом, или места, близкие к нему. Везде, где ас-Саббах находил утёс, годный для постройки укреплений, он закладывал фундамент крепости».

Но главное, что придумал Старец горы — новую политическую идею.

Чтобы править, не нужно иметь многочисленную армию и несметные богатства. Достаточно внушать страх.

Ас-Саббах первым в истории превратил террор в обыденную практику правления. Ассасины не вели войн. Они несли смерть всем, кто осмеливался выступить против них и покуситься на право секты сидеть в неприступных крепостях и собирать дань со всей округи.

Ассасины или фидаины

Инструментом террора стали фидаины — от арабского слова «жертвующие» — добровольные мученики за веру, готовые пойти на смерть и выполнить приказ Старца горы. Оказалось, что совсем как в наши дни, от смертников-добровольцев нет эффективных средств спасения.

Исмаилит-фидаин мог обманывать, лжесвидетельствовать, предавать, принимать чужую веру, служить врагам ислама и врагам Старца горы, но все эти грехи прощались ему, как только он выполнял приказ главы секты. Идя на убийство, фанатики жертвовали собой. Их мало интересовала возможность выжить; ведь приняв мученическую смерть они немедленно попадали в рай.

Тайным убийцей мог оказаться кто угодно — слуга, солдат, охранник, придворный, купец или нищий. Фидаин мог выжидать долгие годы, стремясь завоевать доверие своей жертвы, чтобы в удобный момент вонзить в горло кинжал или подсыпать отраву в пищу. Никакая — даже самая умелая служба безопасности тех времён — не могла защитить жизнь человека, приговорённого к смерти Старцем горы. Любого недруга секты, будь он простым горожанином или могущественным визирем, ждала смерть.

Только в середине XII века — в период расцвета могущества ордена ассасинов — от их рук погибли шесть визирей, три халифа, десятки правителей областей и городов, множество лидеров мусульманских общин, а также два правителя государств Крестоносцев: Раймунд Триполитанский и Конрад Монферратский.

Восток накрыла тёмная пелена ужаса.

Мифы об ассасинах

Ассасины враждовали с тамплиерами, сражаясь с ними за мистические артефакты древности. Этот миф, порождённый играми «Кредо ассасина», не опирается ни на какие факты. Ассасины были одним из средневековых мусульманских государств. Они враждовали и вступали в союзы, исходя из собственных представлений о политической целесообразности и не следуя никаким оккультным доктринам. Если требовалось, ассасины поддерживали крестоносцев, чтобы ослабить своих врагов‑мусульман.

Они использовали наркотик гашиш, одурманивая себя, чтобы не бояться смерти. Это очень забавная ошибка, ведь рассказывающие о такой практике не представляют действия гашиша на организм человека. Подобный наркотик вызывает расслабленное состояние, которое вместо боевой ярости и презрения к смерти приводит к желанию лечь и погрузиться в мир самосозерцания.

Нет хуже воинов, чем люди, обкуренные гашишем.

Но вполне вероятно, что наркотики использовались во время вербовки фидаинов, когда их одурманивали и демонстрировали картины рая, вызывая стойкую убежденность, что слова Старца горы — совершенная правда и за них стоит умереть. О таком применении наркотиков писал ещё Марко Поло.

Ассасины действовали по всему Средневековому миру, находя своих жертв далеко за пределами мира ислама… Это ложь. Конечно, влияние исмаилитов и Старца горы было велико, но оно никогда не выходило за пределы Персии и Сирии, где были сосредоточены их крепости. Никакого интереса не было у ассасинов ни в Европе, ни в Индии или Китае. И, разумеется, рассказы о приключениях ассасинов в Италии времён эпохи Возрождения или в революционной России — вымысел сценаристов компьютерной игры. Секта Старца горы прекратила своё существование ещё в XIII веке, и у них нет никаких наследников.

Ассасины не знали поражений. Это почти правда: большая часть врагов исмаилитов пала от руки убийц. Но, например, султан Салах ад-Дин, давний недруг ордена, пережил два покушения и умер своей смертью.

Низаму аль-Мульку, визирю сельджуков, который не слишком любил ассасинов, повезло меньше

Подготовка ассасинов велась долгие годы с помощью особых техник, превращавших простых людей в фантастические машины смерти, которые превосходят даже легендарных ниндзя… Но это тоже не более, чем легенда. Изощрёнными убийцами ассасины становились не потому, что их делали суперменами, отбирая из тысяч кандидатов.

Секрет успеха агентов Старца горы прост: терпение и готовность ко всему. Чтобы убить султана или вельможу нет необходимости быть великим воином. Достаточно стать его поваром или слугой. И, разумеется, не бояться разоблачения и смерти. Тут фидаины всегда демонстрировали редкую решимость.

Конец ассасинов

Но власть террора не может быть бесконечной. В середине XIII века ассасины получили удар с двух сторон. С запада их теснили мамлюки, захватившие власть в Египте, а с востока пришли монголы, которые не терпели никого, кто мог претендовать на власть в землях, захваченных Ордой. Хулагу, внук Чингиз-хана, предложил всем правителям исмаилитских крепостей капитулировать или умереть. Последний имам ассасинов был слабым, любил роскошь и не хотел воевать. Он сдался монголам. Его увезли в монгольскую столицу Каракорум, где имам бесследно пропал.

Аламут держался до 1256 года. Монголы подвели к нему войска и после четырёхдневного штурма неприступная крепость пала. Вместе с ней пала и держава ассасинов, навсегда уйдя в историю и оставив после себя лишь воспоминания о неуловимых и безжалостных убийцах. Последние убежища ассаинов двадцать лет спустя уничтожил египетский султан Бейбарс.

Нашему миру остались только предания, легенды и чрезмерно романтизированный, мистический образ — впрочем, сослуживший современному искусству неплохую службу.

Ассасины: образованы и очень опасны

В ближайшем будущем Запад ожидает переформатирование террористической угрозы

Тысячелетняя спецслужба

3 июня 1804 года родился Жак Жозеф Моро де Тур — французский психиатр, один из основателей клинической психофармакологии и основатель «клуба ассасинов». Считается, что именно он стали пионером европейских почитателей секты тайных убийц — исмаилитов-низаритов (ассасинов), интерес к которым достиг пика в наши дни.

Впервые термин ассасин начал встречаться в 12 веке в сочинениях западных летописцев о походах крестоносцев. Об этом написал доктор Фархад Дафтари в своей книге «Краткая история исмаилизма». По его мнению, речь шла о персидских низаритах аламутского периода, которые назывались еще хашишимами. Впрочем, советский историк-востоковед Илья Петрушевский считал, что название ассасины произошло от арабского хасанийун — по имени основателя государства низаритов — Хасана ибн Саббаха (около 1055−1124 гг.)

Другой советский историк-этнолог, археолог, востоковед Лев Гумилёв утверждал, что государство ассасинов было построено на особом виде геноцида. «Уничтожались только талантливые люди (из стана противников): храбрые эмиры, умные и образованные муллы, набожные отшельники, энергичные крестоносцы и халифы, — писал Гумилёв. — В числе жертв исмаилитов были Низам-уль-Мульк, Конрад Монферратский, халиф Мустансир и многие другие».

Фактически ассасины являлись первой спецслужбой, которая оказалась эффективнее огромных армий. Немецкий летописец Арнольд Любек так характеризовал этих воинов: «…находясь на высокой стене у самой кромки, они смотрели на горного старца. Если тот взглядом указывал, что нужно упасть вниз, то юноши, не задумываясь, умирали этой смертью. С такой же решимостью они исполняли его любой приказ». Немца шокировал фанатизм, которому он не смог дать разумного объяснения. Ведь стоящие молодые люди, судя по всему, были хорошо образованы, отнюдь не выглядели бедняками, их лица имели печать благоразумия.

Одновременно в Европе ассасинов ошибочно считали «наемными убийцами». Кстати, это заблуждение в Старом Свете широко распространено и по сей день. Произошло это потому, что Хасан Саббах для истребления рыцарей зачастую нанимал рядовых крестоносцев (среди которых было много алчных авантюристов).

Европейская мифологизация

Так или иначе, но за ассасинами закрепилась слава людей, которых не могут остановить ни высокие крепостные стены, ни самая верная охрана. Всё потому, что искусством перевоплощения они владели не в меньшей степени, чем отравленными кинжалами.

После смерти Хасана Саббаха над шиитским аскетизмом возобладала суннитская вольница, и 1256 году Хулагу, внук Чингисхана, возглавляющий монгольское войско, прекратил деятельность ослабленного государства исмаилитов-низаритов. Однако впоследствии слава ассасинов не давала покоя не только историкам, но и писателям и даже врачам. Европейцы создали множество мифов о беспощадных и умных убийцах, беспрекословно исполняющих чужую волю, даже если потребуется отдать свою жизнь.

Например, в «Графе Монте-Кристо» повествуется о неком горном старце, который использовал гашиш, вербуя юношей для исполнения своих замыслов. Александра Дюма опирался на психиатра Моро де Тура, — того самого, который, изучив труды венецианского путешественника Марко Поло, жившего в 13 веке, попытался обосновать фанатизм ассасинов некой специальной гашишной методикой. В то же время, доказательств этой версии нет. Фархад Дафтари утверждает, что слово хашишийа, так полюбившее сторонникам Моро де Тура, в действительности не имеет отношение к наркотику, означает «чернь» и является оскорбительным.

Ребрендинг ассасинов

О том, что ассасины вот уже тысячу лет действуют как орудие радикальной исламской теологии, во весь голос заговорили после теракта 11 сентября 2001 года. Фактически стартовал самый настоящий ребрендинг тайных воинов Хасана Саббаха. Всё началось с того, что ЦРУ так и не смогло дать какой-либо ответ на вопрос, кто все-таки виноват в трагедии в Нью-Йорке. Свое «сыскное бессилие» они объяснили высокой конспирацией террористической организации, характерной… для ассасинов. Все остальное «домыслили» всевозможные эксперты. Например, Джеймс Вассерман, в свое время дебютировавший в эзотерической литературе, в 2001 году посвятил ассасинам отдельную книгу, ставшую бестселлером у агентов западных спецслужб.

Опираясь на записи крестоносцев и на книги суннитских ересиологов, датируемых 14 веком, он поведал о «пирамиде» исмаилитов, которая, по его мнению, осталась неизменной с Х века. Согласно его исследованиям, для неё характерно девять ступеней развития. В частности, ученик не только отрекается от суннитской веры, но и познает тайну чисел 7 и 12, а также учение Пифагора и теорию Аристотеля о вечности материи. На шестом уровне ассасин становится карающим убийцей, на седьмом и восьмом входит в элиту, а на девятом становится всемогущим, мол, «истины нет: все разрешено».

Во многом выводы Вассермана копируют Советскую историческую энциклопедию (1961—1976 гг.), в которой сказано, что идеология исмалитов базируется на двух доктринах: захир (внешней) — для большинства и батин (внутренней) — для избранных. При этом советские историки утверждали, что речь идет не теории Аристотеля о вечности материи, а о неоплатонизме, прошедшем тщательную переработку. А что касается вассермановского «истины нет: все разрешено», на самом деле говорится, что «всевышний бог — „Единый“ (Ахад), неопределим и непознаваем для людей; общение с ним для людей и молитва ему невозможны».

Читать еще:  Клуб многодетных: Беременность, которую не ждали

«Спящие ассасины» и секретные воины Аль-Каиды

В свое время Америку потрясла история с Рамзи Юсефем — секретным агентом Бен Ладена. Ничего не говорило о приверженности этого человека к исламу. Юсеф был заядлым бабником, пил спиртное, не пропускал ночные дискотеки и не чтил Рамадан. Тем не менее, он представил себя — в суде и в жизни — как фанатичный воин ислама. Американские СМИ здесь увидели прямую связь с искусством перевоплощения ассасинов. Известно, что тайные убийцы Хасана ибн Саббаха иногда в качестве богомольцев проводили долгие годы в монастырях, чтобы однажды убить видного и тщательного охраняемого христианского деятеля.

Усама бен Ладен в 1997 году репортеру CNN Питеру Арнетту сказал, что в США направляются другие «секретные агенты Ислама», которые будут такими же незаметными для ЦРУ, как и Рамзи Юсеф.

Среди них, как выяснилось позже, были даже организаторы стриптиз-клубов. По мнению Вассермана, это не просто прагматичное и одновременно наигранное игнорирование исламских канонов для достижения цели. Скорее всего, это традиционная практика продуманного теологического проекта, начавшего отчет в ХI-м века низаритами. В то же время ассасины и боевики Аль-Каиды разделены многовековой пропастью глубокого религиозного конфликта между шиитами и суннитами.

Что касается современных исмаилитов, то, по мнению историка Т. С. Каландарова, их «в настоящее время насчитывается около 20 миллионов человек. Они проживают более чем в 20 странах — Индии, Пакистане, Афганистане, Египте, Кении, Сирии и др. Исмаилизм исповедует и большинство памирских народов, живущих в Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) Республики Таджикистан». Историк утверждает, что современные исмаилиты разворачивают широкомасштабную образовательную программу по всему миру. При этом в их лицеи и университеты принимаются все желающие, независимо от вероисповедования.

Образованы и очень опасны

Питер Берген и Свати Пандей, научные сотрудники «Нью-Йорк Таймс», изучив биографии 75 террористов, участвующих в наиболее шокирующих атаках против Америки, пришли к выводу, что современные «воины ислама», как правило, образованные и, более того, умные люди.

«Точка зрения, что бедность приводит к терроризму, развенчана, — утверждают Питер Берген и Свати Пандей. — Идея, что отчаянные и невежественные люди-автоматы нападают на нас, терпит крах. По факту, двое из террористов в нашем исследовании были докторами западных университетов, и двое других — работали научными сотрудниками. Большинство других были инженерами».

В целом, американские эксперты уверены, что вскоре на смену тактике масштабных терактов, характерных Аль-Каиды, придут адресные акты-убийства, совершаемые современными ассасинами, бороться с которыми будет практически невозможно.

Assassin’s Creed в реальном мире: кем были исмаилиты-низариты

Сюрприз: потомки ассасинов по-прежнему среди нас, и их 15 миллионов

Колумнист «Реального времени» Карим Гайнуллин рассказывает об увлекательной истории ордена ассасинов. Если вы думали, что они бесследно сгинули в пучине веков — вы сильно заблуждаетесь. Преемники могущественной знати этого древнего ордена и по сей день ходят по планете — и некоторые из них вершат судьбы.

Игра vs реальная история

Игра Assassin’s Creed посвящена истории таинственного ордена, базировавшегося на Ближнем Востоке и боровшегося с тамплиерами. Прообраз этого ордена существовал в действительности. Разница лишь в том, что в игровой серии орден представляется как организация на страже прав человека и справедливости, использующая насилие как средство социальных изменений. В этом смысле игровые ассасины представляются агентами Просвещения и нового свободного порядка.

В реальности же секта ассасинов была глубоко религиозной группой внутри исмаилитской ветви шиизма. Шиизм — второе по величине исламское течение. Внешне кажется, что ислам довольно однороден, но в действительности существует бесчисленное количество разделений по самым разным вопросам.

Шииты отличаются от апологетов исламского ортодоксального течения — суннитов — тем, что ввели в «основы ислама» (шахада, пост, намаз, хадж, закят) еще один столп — веру в имамат. Имамат, согласно этой концепции, состоит из потомков Али ибн Абу Талиба, зятя благословенного пророка Мухаммада.

В отличие от «классических» пяти столпов, в Коране нет упоминания о принципе имамата. Часть шиитов верят, что из актуальной версии Писания были убраны предания, посвященные имамату, а настоящий Коран скрыт у последнего имама. Другая часть утверждает, что имамат скрыт в сложных аллегориях и «сакральном» смысле аятов Корана (это называется «батынизм», от слова «батын» — скрытый).

Сложности добавляет еще и то, что среди шиитов нет единого представления о сущности имамата. Самая умеренная группа среди шиитов — зейдиты, которые решили, что имамом может быть любой потомок Али ибн Абу Талиба. Ныне зейдиты проживают в основном на территории Йемена.

Откуда взялись исмаилиты

Шиитский же мейнстрим, называемый «имамитами», сакрализировал институт имамата. Так, они сочли, что имамы безгрешны, они даже совершеннее пророков, исключая Мухаммада. Однако и эту группу ждало разделение.

В VIII веке, после шестого имама Джафара ас-Садика (по некоторым преданиям, учителя Абу Ханифы), в имамитской среде произошел раскол. Часть шиитов решила представить имамом Мусу аль-Казима, младшего сына имама Джафара, в обход его старшего сына Исмаила. Источники дают разные причины этого решения. Одни полагают, что Исмаил умер раньше отца. Другие говорят, что причиной послужила его агрессивная позиция по отношению к суннитским халифам. Злые языки даже обвиняли Исмаила в том, что он вел нечестивый образ жизни.

Этот раскол поделил шиитов-имамитов на две части. Двунадесятники признали Мусу аль-Казима, и это самое распространенное течение на сегодняшний день, главенствующее в Иране, Ираке и ряде других стран. Вторая, малочисленная сегодня ветвь — исмаилиты. Они-то нас и интересуют.

Но малочисленными исмаилиты были не всегда. Больше тысячи лет назад, в середине IX века, это было более популярное направление шиизма. Они образовали огромную сеть проповедников (даи), призывавших к восстанию против власти Аббасидского халифата. Вскоре от исмаилитов откололось и радикальное крыло карматов, построивших идеалистическую общину на территории современного Бахрейна — и умудрившихся даже украсть Черный камень из Каабы на 20 лет!

Но наибольшего могущества исмаилизм достиг при династии Фатимидов (X—XII века). Первым его представителем можно назвать Ахмада аль-Вафи, провозгласившего себя потомком Исмаила и восьмым имамом, за что получил нисбу (прибавку к имени) аль-Фатими (Фатими — потомок Фатимы, дочери пророка Мухаммада, да благословит его Аллах). Ахмад аль-Вафи, его сын и внук скитались по землям исламского мира. Его потомок, одиннадцатый имам Убайдаллах, поднял антисуннитское восстание в Тунисе. Очень быстро оно привело к утверждению огромного исмаилитского халифата Фатимидов, включавшего в себя всю территорию Северной Африки (в том числе Египта), Сирии, Палестины и даже Хиджаза (Мекки и Медины).

Источник: runivers.ru

Уже при Фатимидах совершился очередной раскол. После смерти исмаилитского халифа аль-Мустансира началась политическая борьба между его старшим сыном Абу Мансуром Низаром и младшим Абдуль-Касимом Ахмадом аль-Мустали за право быть имамом и халифом огромного фатимидского государства. Соответственно, исмаилиты раскололись на сторонников ан-Низара (низаритов) и аль-Мустали (мусталитов). Именно шииты-низариты впоследствии станут известны как ассасины. И тут мы подходим к сути нашего повествования.

Старец горы: рождение легенды

Ключевой фигурой низаритского движения стал Хасан ас-Саббах (ок. 1050 — 12 июня 1124 г.). Его биография полна легенд. Предположительно, он родился в городе Кум в семье шиитов-двунадесятников. В городе Рей получил образование в этой традиции. Там же ас-Саббах встретил исмаилитского даи (призывающего) Амирэ Зарраба, речи которого увлекли его. Будучи в смятении, он обратился к другому даи, Абу Наджаму ас-Сарраджу, который окончательно ввел его в исмаилитское течение. Тогда Хасан и дал присягу фатимидскому халифу аль-Мустансиру. Ему было 17 лет.

После своего обращения Хасан скитался с проповедями по землям турков-сельджуков. Его учителем был Абдуль-Малик ибн Атташ, главный миссионер в сельджукском государстве. Неприятие к нему со стороны сельджуков росло — это заставило его покинуть их земли и отправиться в Каир.

В Египте, продолжив изучение наук, он снова вступил с конфликт с местными властями. Командир армии Бадр аль-Джамали взял его в плен, но потом Хасан ас-Саббах покинул Египет и вернулся на родину, в Персию. Новость о возвращении исмаилитского проповедника дошла до легендарного суннитского наместника Низама аль-Мулька, который отправил солдат схватить его. Однако Хасану ас-Саббаху удалось скрыться в горах Эльбурса.

«Старец горы». Гравюра XIX века. Источник: wikipedia.org

Возвышение ассасинов

В 1088 году Хасан ас-Саббах обрел в свои владения величественную крепость — легендарный Аламут. Неприступная цитадель была построена еще в IX веке на высоте 2163 метров. К сожалению, в наше время от нее остались лишь руины.

Источники сообщают, что Хасан ас-Саббах захватил форт без кровопролития. Сделал он это через проповедников, обративших в исмаилизм часть форта, что позволило ас-Саббаху проникнуть в него тайно. Хасан выпроводил бывшего владельца из замка, утвердив его как твердыню низаритского движения.

Именно с горной крепостью Аламутом связано прозвище Хасана ас-Саббаха — Старец горы. Впервые его так назвал Марко Поло на рубеже XIII—XIV веков, наслушавшись легенд о низаритах. Правда, венецианский купец и путешественник вовсе не восхищался былой мощью низаритских властителей, а называл старца и его преемников мошенниками, которые обращали молодежь в свою секту ради власти.

Так был гашиш или нет?

Название «ассасины», по некоторым источникам, происходит от арабского слова «хашишиюн», то есть «увлекающиеся гашишем». Конечно, трудно сказать, был ли гашиш действительно распространен в строго религиозной картине исмаилитов-низаритов. Скорее это связано с образами, которые представляли полемисты других течений, желающие очернить их.

Так, в одном из этих образов утверждалось, что молодых низаритов накачивали гашишем и опиумом, после чего предлагали молодому фанатику «рай» со всеми положенными атрибутами — юными девами, вином и обильной пищей. Якобы после такой «промывки» человек был готов совершить любую жертву во славу истинного имама.

По другой версии, «асасийюн» означает людей, верных «асам», то есть основам веры. Некоторые исмаилитские документы подтверждают, что на тот момент исмаилизм еще придерживался обрядовой стороны ислама. В доктринальном плане молодая исмаилитская религия довольно рано попала под влияние эзотерических учений неоплатоников и гностических сект, распространенных в регионе. С другой стороны, это не значит, что «ассасины» активно использовали психотропные вещества.

Фидаи смертельно ранит Низама аль-Мулька, сельджукского визиря, в 1092 году. Источник: wikimedia.org

Зато убийства — были!

А вот то, что «ассасины» массово практиковали политические убийства — факт. Этим занимались фидаи, опытные и дисциплинированные убийцы общины низаритов. Именно фидаи проводили террористические акции на рынках, в мечетях и дворцах Сирии, Ирана и Ирака.

Целями таких акций могли быть разные деятели. Например, в этом длинном списке есть суннитский халиф Абу Джафар Мансур ар-Рашид, сельджукский султан Дауд ибн Махмуд, суннитские и шиитские теологи, государственные деятели. Фидаи умертвили фатимидского имама-мустали Абу Али аль-Мансура (это послужило причиной очередного религиозного раскола, но уже в среде мусталитов). Другой жертвой такой атаки был уже упомянутый сельджукский визирь Низам аль-Мульк. Его убил низарит Бу Тахир Аррани под видом бродячего суфия.

Кстати, Низам аль-Мульк прекрасно понимал, что сила исмаилизма выражена в великолепно построенной сети проповедников и силового ответа будет мало — ему нужна была еще и идеологическая основа. Он развил целую сеть суннитских медресе, получивших название «низамийа». Здание одного из таких медресе сохранилось в Дагестане — в селе Цахур. В таких медресе воспитывались хорошо обученные противники исмаилизма, прекрасно подкованные теоретически. Выходцем из сети низамийа был Абу Хамид аль-Газели, один из выдающихся мыслителей исламской цивилизации, одно из направлений деятельности которого было опровержение теоретических основ исмаилизма.

Карта расположения крепостей в долинах Аламут и Рудбар. Источник: wikipedia.org

Монголы, шесть веков подполья и наши дни

Со временем низаритам удалось восстановить связи с суннитами. Этому поспособствовало появление внешнего врага — монголов. Они и разрушили Аламут в 1256 году. Население крепости было поголовно перебито, а древние трактаты, касающиеся самых разнообразных наук, были сожжены. Через два года такое же бедствие постигло Багдад, жемчужину исламского мира. В 1260 году разрушению подвергается крепость Масиаф (занимающая, кстати, важное место в первой части «Assassin’s Creed»). Монгольское нашествие и стало виновником упадка движения ассасинов.

С этого времени низариты ушли в подполье, но отлично продержались там целых шесть столетий, до XIX века. Тогда иранский шах Фетх-али даровал их имаму Хасану Али Шаху почетный титул Ага Хан и «губернаторство» в провинции Керман. Его влияние выросло при сотрудничестве с британской колониальной администрацией в Индии. От британцев династия исмаилитских имамов даже получила королевский статус. Потомки первого Ага Хана все еще возглавляют низаритское сообщество, которое насчитывает порядка 15 миллионов человек в мире, включая большую общину в Таджикистане.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector