0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности зарождения зороастризма. История зороастризма

Содержание

Религия Зороастризм

Каждая религия начала свое существование в определенный вековой период. Есть те, которые появились еще до нашей эры. Есть такие, которые не так уж и давно начали свое существование. Задумавшись, возникает вопрос: «Какая же религия самая старая?».

Зороастризм — это самая старая религия в мире. Если верить высказываниям ученых, то ей больше 7 тысяч лет. Зародилась она в Иране, и открыл ее миру — пророк Заратуштрой. Именно его и считают основателем этой древней религии. Об этой религии, очень давно была написана книга — Авеста. Язык изложения — авестийский, он больше нигде не используется, можно даже сказать что он мертвый.

История возникновения

Заратуштра (Зороастр) родился очень добрым и светлым ребенком. В то время как его одногодки делали пакости, дрались, издевались над кем-то слабее их, Зороастр думал над смыслом жизни. Из-за постоянных издевательств, Заратуштр подался в путь. Шел куда глаза глядят. Он не мог смириться с этим неправильным миром, где все не по законам, где убивать и унижать это в порядке вещей.

Ахура-Мазда — которого все почитали как Господа Мудрости, пришел на помощь Заратуштра и натолкнул его в правильном направлении. Зороастр стал пророком, который и открыл людям глаза и пытался повести их в нужном направлении. Так и появилась эта очень древняя религия, о которой уже мало кто помнит, а большинство вообще не знают о ее существовании.

Священная книга

Авеста — эта книга была написана золотыми чернилами. Использовали 12 тысяч шкур волов. Так гласит пехлевийский источник. В книге есть три части:

  1. Ясна — собраны все гимны и молитвы;
  2. Яшна — просьбы и мольба всем божествам;
  3. Видевдат — объяснение всех обрядов и религиозных представлений.

Зороастризм основные идеи

Как и в любой религии, у этой есть так скажем свои принципы. Они заключаются в следующем:

  • Борьба со злом и сбережение жизни — это главное;
  • Питаться можно чем угодно, никаких запретов нет;
  • Как только ребенку исполнялось 7-10 лет, проводился обряд который, готовил его к работе;
  • Хаома — это напиток который нужно было пить возле жертвенного огня перед жертвоприношением и произносить молитву;
  • Строились храмы, которые служили для сохранения огня. В этих храмах постоянно горел огонь и 5 раз в день к нему подходили, подлаживали «дрова» и произносили молитвы.

Праздники

Религиозные праздники также присущи и этой религии. Например — вайю. Он отмечается 22 июня, когда Солнце входит в 1 градус Рака. Этот праздник стихийных духов. Это следует отмечать на природе, ну а само название пошло от божества легкого ветра.

Еще одним праздником является Гаханбар Митры. Он отмечается 16 октября. Он празднуется на протяжении всей ночи, аж до восхода Солнца. Есть традиция, по которой в этот день 5 огней должны быть зажжёнными.

Зороастризм по своему интересная религия, со своими праздниками, поверьями и правилами. Некоторые склоняются к тому, что именно от этой религии зародилось христианство и буддизм. Возможно оно так и есть, ведь что-то новое — это хорошо забытое старое.

Зороастризм

Статья из «Этнологического словаря».

ЗОРОАСТРИЗМ. (религиозный и религиоведческий термин)
В V-VI веках до нашей эры (здесь и далее — официальная хронология и версия) в произведениях древнегреческих философов появляется имя персидского мудреца и пророка Заратуштры. Древние греки называли его Зороастр. Лишь на «рубеже старой и новой эры» некоторые элементы учения проникают в Западный мир.

Подлинный интерес к учению Заратуштры пробудился в Европе лишь во второй половине XVIII века. «К этому времени религия Заратуштры, вытесненная со своей родины арабскими завоевателями, насчитывала лишь несколько десятков тысяч последователей, локально проживавших в Западной Индии (См. Индуизм). Парсы сохранили часть священных книг зороастризма, носивших название Авеста. «Французскому ученому Анкетилю Дюперрону, приехавшему в Индию в 1758 году, удалось «каким-то чудесным способом» преодолеть недоверие парсийских жрецов. В марте 1762 года он вернулся во Францию с 180 древними манускриптами. В 1771 году он издал Авесту на французском языке». Лишь много позднее востоковеды признали перевод ученого. Из 21 книги Авесты до нас целиком дошла только одна.
Железные мечи, топоры, плуг, кони, композитные луки привели к образованию империй, которые объединяют разные языки, национальности и культуры. Само это время поставило перед обществом задачу по замене локальных религий универсальной. Возникла потребность в новой идеологии, которая сумела бы объединить и сплотить людей, входящих в империю, независимо от их социо-культурной самоидентификации.

«Такая задача решалась в Персидской державе Ахеменидов (550-330 гг. до нашей эры). Эта огромная держава распростерла свои владения от Индии, Тибета и Памира до Аральского моря, Кавказа, Малой Азии и Египта. В качестве державной идеологии использовался зороастризм.

«Область первичного зарождения Зороастризма считается зона между кочевниками нынешнего Казахстана и нынешней Киргизии. Произошел конфликт между потомками ираноязычных конных воинов, пришедших из восточноевропейских степей, междуречья Дона и Волги (они называли себя ариями, а свою страну – Ариана; отсюда произошло название Иран). Кочевники с севера были выходцами из тех же степей, что и арии.
Греки называли северных кочевников скифами, ахеменидские персы – саками, а оседлые жители Восточного Ирана – Тура. До наших дней сохранился бесконечный эпос о бесконечных войнах Ирана с Тураном. Он известен в изложении Иранского поэта Фердоуси, жившего в X веке нашей эры».

«Существует предположение, что Заратуштра был также тура, т. е. скифом. Однако он покинул свою родину и перебрался в Иран после того, как его проповедь не нашла поддержки среди северных кочевников».

«Очевидно, что Заратуштра жил в XVI веке до нашей эры» (время Эхнатона). «Во главе индо-иранского пантеона стояли Варуна (ворона) и Митра (см. Митраизм). Митра – бог договора и дружбы, а Варуна строго карал (каркал) нарушителей норм поведения. Позднее Варуна у иранцев стал называться Ахурамаздой. Заратуштра сделал Ахурамазду единственным Богом, Создателем Вселенной и всех живых существ: людей, животных и духов. Верховный Бог предоставил свободу выбора между добром и злом, правдой и ложью. (Концепция Единого Бога Творца). Однако, у каждого человека существовали особые временные отрезки, когда он сам мог выбирать дальнейшую судьбу. Эти периоды отражены в русских народных сказках, когда богатырь делает выбор, какой дорогой поехать: направо, налево или прямо».

Заратуштра отменил жертвоприношения скота и людей (совсем как Эхнатон). Он стал учить, что счастливой жизни нельзя достичь жертвоприношениями (полное совпадение с идеологией Псалмов). Вместо жертвоприношений он ввел жертвенный хлеб. Вот что говорит Авеста: «Поклонники дайвов (демонов-грабителей «хабиру, са-гас, и другие названия) стали злейшими врагами мирных скотоводов. Они говорят с презрением о скоте и о Солнце, опустошают пастбища и поднимают оружие против людей Арты (Правды). Они не находят себе иной жизни без насилия над мирными пастухами (гиксосами), хотя те не делают никакого зла ни людям, ни скоту. Нищету и разорение несут они дому, селению, области и стране. С ними надо бороться силой оружия!» (Авеста).

«Мирный, созидающий труд, накопление богатства, бережливость и твердая власть, которая охраняет эти традиционные ценности – вот содержание Арты (Правды) Заратуштры» (ср. с «Правдой, истиной, победой» = МААТ у Эхнатона).
По преданию, 77-летний Заратуштра погиб в сражении с кочевниками Тура, сражаясь на стороне одного местного князя. Однако во время возвышения персидской державы Ахеменидов потребовалась универсальная религия, способная объединить огромные территории под лозунгом борьбы против социального зла».

Согласно официальной персидской летописи и свидетельству Геродота, 11 марта 522 г. до нашей эры маг Гуамата (Гаутама) совершил государственный переворот, выдавая себя за убийцу брата царя, когда сам царь был в отъезде.

После этого царь-самозванец энергично приступил к внедрению в стране Единобожия. Однако реформа самозванца-мага была прервана. Дальний родственник Царя Дарий I убил мага и окружающих его магов во время контрреволюционного мятежа.

Взойдя на трон. Дарий I повелел выбить на Бехиступской скале надпись, которая дошла до нашего времени и стала очень знаменита: «Святилища древних богов, которые Гуатама-маг разрушил, я восстановил». Однако, не встретив поддержки у народа, Дарий I примирился с магами (волхвами) и вернулся к идеям Зоратуштры. Однако, из этой религии был вытеснен сам ее основатель Заратуштра. Его место занял царь. Он провозглашался перед народом не только как царь, но и пророком и спасителем. Ахеменидские цари, начиная с Дария I, наделили себя исключительной возможностью говорить от имени верховного Бога Ахурамазды. Сын Дария I Ксеркс еще более рьяно стал проводить в жизнь принцип единобожия, считая себя помазанником Божьим. В 1935 году на раскопках священного города Персеполя была обнаружена надпись Ксеркса: « Когда я стал царем, была среди стран, которые выше описаны, такая, где было волнение. Потом Ахурамазда мне помог. По воле Ахурамазды эту страну я сокрушил. И среди этих стран была такая, где прежде дайвы (Дэйвы) почитались. Потом, по воле Ахурамазды я разгромил дайвов и провозгласил: «Дайвы да не почитаются!»

Геродот пишет, что в соответствии с идеями Заратуштры персы осуществляют богослужение под открытым небом. Они приносят жертвы на вершинах гор и считают Зевсом весь небесный свод. Воздвигать статуи, храмы, и алтари у них не принято. Они считают греков глупцами, которые верят в то, что боги якобы имеют человекоподобный облик.

По Заратуштре время линейно, а не циклично. После вселенского пожара (конец светы, страшный Суд), земля уже не возродится, а будет вечное царство света для праведников и вечное царство мрака для грешников.

Здесь вспоминается скрежет зубов грешников в аду и жизнь вечная для праведников, а также сцены страшного суда – это уже из арсенала христианской религии.

«После неожиданной гибели Зоратуштры, когда выяснилось, что царство света не наступит так скоро, жрецы зороастризма выработали иную концепцию.

Момент окончательной борьбы с силами зла был отсрочен на 3000 лет. По прошествии этого срока явится спаситель (соащъянт), сын Заратуштры, который будет рожден духом Заратуштры от девственницы. Он и возглавит силы добра. Затем наступит Страшный суд.

Наряду с идеей страшного суда у Заратуштры существовало представление о рае и аде, куда грешники и праведники отправляются непосредственно после тела смерти. Душа после смерти должна пройти по мосту Чинват через глубокую пропасть. Под ногами грешников этот мост сузится до ширины человеческого волоса; и грешники сверзнутся с этого места в ад. Эта идея была воспринята впоследствии мусульманами.

Читать еще:  Мужик, не позорься! Или женщина с третьей рукой

Во время завоевания Ирана Александром Македонским книги Авесты были сожжены, а храмы зороастрийцев разрушены.»

В III веке нашей эры зороастризм опять возрождается. А в VII веке Иран был завоеван арабами, которые принесли с собой ислам. Сегодня в Индии живут около 100000 парсов, исповедывающих зороастризм.

Впервые представление о рае и аде, воскресении из мертвых и Страшном суде появляется в Ветхом Завете только в книге пророка Даниила, как полагают большинство исследователей, под воздействием зороастризма. Свобода выбора между добром и злом также зафиксирована в зороастризме. Идея Спасителя, рожденного девственницей от Духа Святого выражена в зороастризме не менее ярко. Зороастризм связан также с буддизмом и митраизмом. В буддизме появляется фигура грядущего спасителя мира – Будды Майтреи (Митры). Идея священной войны против неверных была заимствована и мусульманами. Коммунистические лозунги типа «Вся власть трудящимся!», «Кто не работает — тот не ест!» — по сути своей тоже заимствованы из зороастризма. (См. Коммунизм). Из зороастризма возникло возвеличивание крестьянства как класса (который коммунисты, при этом, полностью уничтожили, что повлечет за собой вероятное полное уничтожение России, ведь крестьянство за три дня не создашь, а уничтожить за три дня можно запросто).

Зороастрийские жрецы – маги (волхвы) запрещали молиться только о личном благе. Молитвы Единому Господу должны были быть только о всеобщем благе. А это – плоть и кровь религиозных верований скифо-сибирского протоэтноса «кентавров».
(Литература [ ])

Зороастризм (Заратустра). Философия, Главные идеи, Суть и Принципы

Наверное, немногие знают об очень древней религии Зороастризме, и поэтому мы попробуем разобраться в главных идеях, сути, принципах и философии зороастризма, как ранее очень популярного греческо-иранского течения религиозной мысли.

  1. Как переводиться зороастризм?
  2. История Зороастризма
  3. Главные идеи Зороастризма
  4. Суть учения Зороастризма
  5. Принципы Зороастризма
  6. Священная книга Зороастризма
  7. Философия Заратустры
  8. Мы делаем все лишь бы не оставаться в тишине и не услышать себя
  9. Учение зороастризма о награде
  10. Философия зороастризма о познании себя
  11. Как обрести просветление в зороастризме
  12. Заратустра о святых

Как переводиться зороастризм?

А свое название зороастризм получил из-за греческого произношения имени пророка Зороастр.

История Зороастризма

Возникновение зороастризма связывают с жизнью великого пророка Заратустры 754 год до нашей эры и полученных откровений от бога Ахуры Мазды. А вот уже точного места рождения Заратустры ученые определить не могут, скорее всего это нынешний Иран, Афганистан или Пакистан.

Вообще все перечисленные места некоторыми учеными считаются и местом Шамбалы в прошлом, и местом рождения некоторых мастеров Тантры.

Если брать саму жизнь пророка Заратустры, то, как и жизнь многих пророков, она складывалась непросто, пройдя и через этапы унижения и изгнания.

Главные идеи Зороастризма

В основе главных идей зороастризма лежит вера в единого Бога и Создателя – Ахура Мазду (Мудрого Бога), а также вера в Заратустру, как единого пророка, который лично общался с Мудрым Богом и получившим от него учение.

Так же признается Вселенский закон гармонии, установленный Ахурой Маздой. Рано или поздно согласно зороастризму на земле наступит время полной победы Ахура Мазды и зло навсегда покинет планету.

Суть учения Зороастризма

Для того чтобы, достичь праведности в своей жизни зороастризм учит поклоняться единому богу Ахуре Мазде, давшему основы праведной жизни через своего пророка. Причем, учение Заратустры, как и многие другие религии учит личной ответственности за совершенное в этой жизни.

А за неправедную жизнь человека в соответствии с философией зороастризма ожидает Ад, где его ждут ужасные муки и саморазрушение.

Существует также идея так называемого «Моста Чинвад», который проложен между Адом и Раем. Если идет праведник по Мосту, то он становится широким и удобным, а если грешник, то острым, как лезвие и с него он падает в Адскую пропасть.

Принципы Зороастризма

В основе традиции и принципов зороастризма заложена абсолютная вера в Ахуру Мазду и праведность, когда благими делами приближается человек к единому Богу.

Причем учение Заратустра поможет людям победить в последней битве с силой зла, и тем самым разрушить Ад.

Священная книга Зороастризма

В зороастрийских храмах постоянно горит огонь – это символ зороастризма и вечной веры в Ахуру Мазду. В учении зороастризма нет монастырей и безбрачия. Главным, как считается – это накопление благих дел и избегать грехов.

Интересными являются и некоторые положения в зороастризме, согласно которым добродетелью считается также здоровый образ жизни и профилактика болезней.

Однако существует и особый принцип в зороастризме, хотя также не противоречащий другим религиям: «СЧАСТЬЕ ТОМУ, КТО ЖЕЛАЕТ СЧАСТЬЯ ДРУГИМ».

Философия Заратустры

Изначально философия зороастризма строилась на самом пророке Заратустре. Можно сказать, его религиозная мысль взлетала ввысь, туда, где ждет каждого необъятное и немыслимое, но такое родное каждому.

Заратустра говорил, что не призывает любить ближнего, потому что, если человек идет к ближнему, значит он бежит от себя. А если человек идет Богу, значит, он хочет потерять себя и обрести Бога внутри. А обычный неразумный человек стремится к внешним вещам и к другим людям из-за страха одиночества, вот и все.

Потому Заратустра своей философией учит божественной неудовлетворенности и стремлению к звездам. Согласно его философии человек уходит к ближнему не от любви, а от собственной пустоты, а заодно, он еще не хочет и боится познать свою внутреннюю пустоту и слиться с Богом внутри.

Мы делаем все лишь бы не оставаться в тишине и не услышать себя

Так обычно человек идет к соседу так как ему нужны друзья и развлечения, и он хочет жениться или выходит замуж, так как ему нужны отношения и дети. В общем лишь бы занять себя чем-то, не понимая, чем и самое главное зачем, и эта занятость – для того, чтобы убежать от себя самого, а не чтобы соприкоснуться с собой.

И обычно каждый только и занимается чем угодно кроме размышления о самом себе и своей жизни, он идет в кино, на работу, в ресторан или цирк. А затем еще и во сне что-то делает.

Учение зороастризма о награде

Но все же вас любят или уважают, или награждают и это уже не бескорыстие, если уже вас здесь наградили, то зачем вас еще и на небесах награждать? То есть, наградит ли вас Бог за эти дела. Заратустра говорит: «Я советую вам бежать от ближних, чтобы любить дальних».

Смысл в том, что ближний аналогичен вам, он также хитер или гневный, как и вы, и такой же жадный и ревнивый. Это бесконечная игра – ты хвалишь кого-то, а тот тебя в свою очередь. Призыв пророка – это призыв к далекой любви, что значит найти себя.

Далее пророк Заратустра говорит, что если и нужны вам в этом мире люди, то не ближние, а именно друзья, и такие друзья, которые хоть и любят, но не вмешиваются и не ставят условий и оставляют вас независимым.

Философия зороастризма о познании себя

Философия Заратустры очень тонка, он говорит: «Брат мой, ты хочешь уединения? Тогда путь к себе, это созидание – когда вы идете прочь от массы». Художник одинок в своем творении, и танцор тоже.

Когда одного известного танцора спросили, волнуется ли он перед аудиторией, то он ответил, что когда начинает танцевать, не только другие исчезают, но порой и сам исчезает и остается только танец. Иногда люди замечали, что он взлетает очень высоко в танце, несмотря на гравитацию, а приземлялся очень мягко, как пушинка.

Как обрести просветление в зороастризме

Когда человек остается один ему придется посмотреть вовнутрь себя и возникнет желание подняться и взлететь ввысь. И это желание взлететь существует в каждом человеке.

Заратустра о святых

Иногда в своих изречениях Заратустра упоминает о странных святых и праведниках. Он говорит, что это смешно, что у них есть идея Дьявола и они боятся его. Это потому, что у них есть идея Бога.

Это смешно говорит Заратустра, они боятся фикции и порой обычные люди выглядят более зрелыми, чем так называемые святые. Так некогда жил король древней Низам, он был очень свят. Однако он очень боялся привидений и потому, чтобы уберечься от них он каждый день перед сном (а известно, что они нападают по ночам, когда спишь) засовывал ногу в мешок с солью, это считалось, может уберечь от привидений ведь они боятся соли.

Но если это был божий человек. Но если Бог не спасет от привидений, как же может тогда соль спасти? И далее утверждает, что человек пробужденный, уже не будет в своем уме ни бояться Дьявола, ни поклонятся Богу, поскольку стоит на равных с ним.

Заратустра говорит, что многое познал в уединении, пустоте и тишине, но обычные люди не могут его понять. Вот таким был пророк и великий мистик Заратустра, который по сути верил практически в те же истины, которые объясняют и все остальные мировые религии, но о всем так сказать Божественном замысле мы поговорим уже в следующий раз.

Вывод

До встречи в этой самой глубине мистических учений, в том числе и философии и сути зороастризма, где каждый давно знает другого.

Естественно на нашем портале Обучения и саморазвития мы еще будем писать о многих других религиях, Просветленных людях и священных писаниях, так что добро пожаловать в этот огромный мир путей, ведущих вверх к Богу.

И в следующей статье мы поговорим о сути и философии суфизма, как также одного из мудрых религиозных учений среднего востока, а далее вас ждет даже сравнение основных мировых религий и понимание их общей сути, так сказать большого божественного плана и понимания зачем они были созданы, такими похожими, но такими разными.

История Азербайджана

Научно-популярный портал по истории Азербайджана

  • Home
  • /
  • Мировая история
  • /
  • Рекомендуем
  • /
  • Об истории зарождения зороастризма в Азербайджане и в мире

Об истории зарождения зороастризма в Азербайджане и в мире

Г.САЛАЕВ

В разных регионах мира во все времена люди искали причины тех или иных изменений в их судьбах, в окружающем мире. В далекие древние времена появилось понятие божественного начала, его силы и возможности влияния на добро и зло. Появилась масса религий, в том числе и зороастризм. Интерес представляет личность “автора” этой религии и ее суть.

Древние греки называли его Зардушт (Заратустра, на Западе – Зороастр), Ормузд – на древнеперсидском языке. Большинство средневековых мусульманских историков – Бируни, Балазури, Казвини, Ягут аль-Хамави и другие считали, что Зороастр родился на территории Иранского Азербайджана. Ученые место его рождения также находят в Центральной Азии или даже в России.

В то же время сейчас всеми единодушно признается, что Азербайджан с его многочисленными государственными храмами огня сыграл огромную роль в создании и распространении канонизированного текста священного писания зороастрийцев – Авесты.

Читать еще:  Путешествие в древний египет. "черная земля" Почему египтяне называли свою страну черная земля

Любопытна этимология имени Зороастр – (Заратуштра, Зарадустра). По мнению ученых, это обычное иранское имя, вторая часть которого – уштра – означает “верблюд”, (тадж. шутур). У первой части слова различные толкования: и “желтый”, и “старый”, и “погоняющий”. Следовательно, Заратустра примерно означает “обладающий старым верблюдом”. Подобное уничижительное имя относится к так называемым “именам-оберегам”, защитным, охранительным именам, непривлекательность которых рассчитана на то, чтобы отвлечь от ребенка враждебные силы.

Другие ученые связывают это имя с греческим словом “астра” – “звезда”. Дата рождения пророка Спитамы Заратустры, по исследованиям ученых, колеблется в широком диапазоне в сотни лет, многие из которых сошлись на дате 738 год до н.э.

О его жизни рассказывается в средневековой книге “Зардуштнамэ”. По мнению авторов книги, Заратустра родился за 258 лет до Александра Македонского в Южном (Иранском) Азербайджане, около города Урмия. Его отец – некто Пурушаспа, мать по имени Догдо. С раннего возраста мальчик обучался у священнослужителей, а с пятнадцати лет скитался по свету в поисках истины. В возрасте 30 лет он начал выступать в качестве пророка, проповедующего новую религию.

Не найдя у себя на родине последователей, он для проповеди нового учения отправляется на Восток. В это время к нему является небесный дух – Бахман и возводит его к престолу бога Ахура Мазды, Творцу, создателю всех вещей, всеведущему и властителю мира и добра. (Ахура – это божественное, духовное дыхание).

Там Зороастр получает божественное откровение. Затем он попадает в ад, где его хочет отвратить от религии злой дух Ангра-Майнью (Ахриман). Этот дух – олицетворение зла, всего дурного, бог тьмы, противник Ахура Мазды. Но его усилия оказались тщетными. Вернувшись на Землю, Зороастр излагает свое учение в виде священного писания, получившего название “Авеста”. Злые духи преследуют его и на земле, но каждый раз Зороастр отгоняет их молитвами из Авесты.

Получив вдохновение сверху, Зороастр является ко двору царя Виштаспы и обращает его в свою веру. (Виштаспа – в иранской литературе полулегендарный царь, последний правитель из династии Кеянидов. Ни страна, где он правил, ни время его жизни достоверно неизвестны, хотя его реальное существование обычно не подвергается сомнению). Соседние правители требуют возвращения к религии предков и идут войной на Виштаспа, но он одерживает победу и учение Зороастра укрепляется в его стране.

Виштаспа строит в Бактрии храмы огня. Здесь протекают последние годы Зороастра. Он прожил 77 лет, был трижды женат, имел три сына и три дочери. Конечно, все описанное выше выглядит сказочно, неправдоподобно, есть сомнения в существовании этого человека. Но ведь его Гаты, “Авеста” написаны реальным человеком.

Несколько слов об учении Зороастра. Это учение имеет несколько понятий, таких как “Почитание Мазды”, “Благая Вера”, “Благое Сознание”. В соответствии с этим учением, мир представляет собой единое целое. Это значит, что наблюдаемый людьми мир, – космос, земля, океан, растения, животные, человек, все науки – физика, химия, биология, философия и т.д., всевозможные стороны жизни человека (искусство, семья, работа и т.д.) – все это всего лишь разные проявления нашего целостного мира.

Поэтому, изучить какую-то одну грань мира невозможно без знания основополагающих принципов мира в целом. Такой подход к пониманию мира для людей того времени был совершенно новым и неожиданным, поэтому вызывал и восхищение, и неприязнь, и неприятие одновременно.

Учение Заратуштры представляло довольно сложное отвлеченное построение и вряд ли смогло бы быть воспринято в таком виде вчерашними язычниками, привыкшими к почитанию дэвов с кровавыми жертвоприношениями.

Заратустра проповедовал единобожие и существование в мире извечной борьбы двух начал – доброго и злого, правды с ложью. Силы мира Добра, правды, истины (Аша), порядка, гармонии, которыми повелевает Ахура-Мазда, в постоянной борьбе с силами мира Лжи (Друдж), хаоса, которыми правит злой дух (Ангра Маинью). Выбор между добром и злом должен сделать человек.

Других божеств нет, есть дэвы – покровители врагов. Цель жизни человека – это помощь Ахуре Мазде в его борьбе с Ахриманом и Ахура-Мазда должен выиграть эту битву и уничтожить зло в этом мире навсегда. Мораль, проповедуемая Зороастром, включает в себя добрую мысль, доброе слово и дело, предписывает быть щедрым, честным, умеренным в желаниях, избегать жестокости и беззакония.

Человек должен охранять чистоту огня, воды и земли. Землю и огонь нельзя осквернять соприкосновением с трупом. Поэтому труп помещается на возвышенном каменистом месте или на каменном строение – дахма (башня молчания), где его терзают звери или птицы. Кости прячутся в специальных помещениях, чтобы не осквернять землю. Вследствие этого в зороастризме четыре элемента природы (вода, земля, огонь, воздух) считаются почитаемыми.

Но для зороастризма характерно не только единобожье, но и дуализм: весь мир считается разделенным на две сферы: мир вещей и мир душ. В небесном добром мире господствует положительная троица, олицетворяющая стихии природы: Ахура Мазда (Ормузд) – владыка мира и добра; Арту (Аша) Вахишта – дух огня, обеспечивающий наилучший распорядок, доброе дело; Boxy Мана – дух скота, несущий благую мысль. Им противопоставляются духи и божества зла. Во главе стоит Анхра Майныо. Существует триада злых богов: Друдж (бог лжи, злое слово), Ако Мана (злая мысль), Айшма (дух грабежа, злое дело). Им помогают злые духи – дэвы, вредящие людям.

Согласно зороастрийской антропологии, человек – двойственное существо. Помимо тела и души (урван) он имеет дух-душу (фраваши) – хранительницу человека. Зороастризм признавал бессмертие души. Имея свободу выбора своего места в жизни, человек мог стать на сторону добра или зла и, соответственно, заслужить или посмертное блаженство, или страшные муки. То, куда попадет его душа после смерти – в ад или и в рай – зависело от ее поведения при жизни.

Учение зороастрийцев изложено в их священной книге “Авеста”, представляющей собой собрание священных текстов Зороастра. Это старейший памятник древнеиранской литературы, составленный на особом, более нигде не зафиксированном языке, называемом в иранистике “авестийским”. Наиболее архаичная часть “Авесты” называется “Гаты”. “Гаты” – наиболее почитаемая часть всего авестийского собрания, метрические гимны, посвященные Ахура – Мазде.

Они читались при богослужениях, при приготовлении хаомы – священного зороастрийского растения и напитка, и были центральной частью зороастрийского обряда. (Предположительно это смесь нескольких разных растений, обладающих наркотическими, галлюциногенными свойствами).

В Гатах излагается религиозное учение Заратуштры, поклонение верховному богу Ахура-Мазде, свойственному ему Святому Духу (Спента Маинью). Излагается учение о трех эрах истории человечества: приходе Спасителя, судном дне и рае, аде. Основная зороастрийская триада – “благая мысль, благое слово, благое дело”.

Согласно пехлевийским источникам, откровение, полученное Заратуштрой от Ахура Мазды, было собрано его царственным покровителем Кави Виштаспой и записано золотыми чернилами на 12 тысячах воловьих шкур. Его потомок Дарий Дарян (то есть Дарий, сын Дария) разместил две копии “Авесты” и комментарии к ней в хранилищах. Александр Македонский, разрушая державу Ахеменидов, уничтожил “Авесту”, лишь часть из нее приказал перевести на греческий язык. Аршакидский царь Парфии Вологез I в первом веке нашей эры предпринял первую попытку собирания авестийских текстов, сохранявшихся в разрозненных отрывках и в устной передаче.

При нем экземпляры “Авесты” рассылались по городам и передавались для изучения и сохранения. Дело собирания текстов священного предания было продолжено при Ардашире, основателе Сасанидской монархии (III в. н. э.). Его сын Шапур I разместил “Авесту” вместе с выполненными при нем переводами греческих, индийских и иных научных трудов, в хранилище Гандж-и Шапиган. а в VI в. окончательно отредактировали и упорядочили в 21-й книге.

При Шапуре II (IV в.) Адурбад Махраспандан произвел окончательную редакцию авестийского собрания, выполнив полный перевод “Авесты” на среднеперсидский язык, называемый Зандом (Зендом) – “знание”, “толкование”, откуда происходит распространенное название сборника “Зенд-Авеста” (то есть, “Толкование и Канон”). Последняя редакция Зенда была составлена при шахиншахе из династии Сасанидов Хосрове I Ануширване (VI в. н. э.).

Зороастризм владел умами людей не только на Востоке, но и распространялся на Запад. На Западе он назывался также “маздаизм” от имени Ахура-Мазда, “авестизм” – от слова Авеста. Некоторые ученые отнесли зороастризм к огнепоклонству. И это естественно.

В этом учении Ахура Мазда, помимо всего наивысшего, олицетворяет источник света. А источником света является огонь, он дает тепло, жизнь, очищает от всякой скверны.

А главным таким источником является Солнце, без которого нет жизни на Земле. Огонь для зороастрийцев – это символ их веры, а символ веры – это краткое изложение основы любого вероучения. Точно так же, как крест – символ веры в христианстве, полумесяц и звезда – в исламе, звезда Давида – в иудаизме.

Сегодня зороастризм можно назвать вымирающей религией, однако некоторые утверждают, что зороастризм рано или поздно возродится по предсказанию Заратустры. Это самая древняя религия в мире оказала заметное влияние на развитие таких религий, как иудаизм, христианство, мусульманство и буддизм, была первой государственной религией. Современные исследователи зороастризма – это зороастрийцы – бехдины, в Индии они называются парсами, в Иране – гебрами.

Несколько слов об истории зороастризма в Азербайджане

Как было сказано выше, родиной Зороастра считают Иранский Азербайджан. Здесь впервые записывается “Авеста”. Известный историк по древнему Кавказу З.И.Ямпольский считал, что Азербайджан был как бы “папской областью” зороастризма.

Древние хроники сообщают о том, что сасанидский царь Йездигерд II, введя в Кавказскую Албанию войска, привел с ними триста магов и учителей, которые по его приказу говорили: “Если примете добровольно закон Зороастра, получите подарки и почести, царь уволит и освободит вас от всех налогов…”

Через сто лет другой сасанидский правитель Хосров говорит почти то же: “Я приказал построить храмы нашим жрецам… Я повелел им внушить тюркам обязанность любить нас, быть праведными… и я попросил их обучать молодых людей нашим верованиям и обычаям”.

Самые почитаемые зороастрийские храмы находились в Азербайджане, здесь же жили маги – зороастрийские жрецы из азербайджанского племени магов. Маги отличались знанием тайн природы, которыми пользовались для произведения необычайных явлений. К персам маги перешли от ассиро-вавилонян. У персов маг стал считаться жрецом, священником.

У мусульман слово “муган” означало “зороастриец” или “огнепоклонник” и названия эти могут быть связаны с поселениями зороастрийцев среди мусульман. Во времена расцвета зороастризма календарь делился на два сезона, сменявших друг друга в дни весеннего равноденствия (21 марта). Этот день был главным праздником зороастрийцев и назывался Новрузом – Новым днем, Новым годом.

Новруз байрамы один из самых почитаемых национальных праздников в Азербайджане. Кроме того, почитаемые этой религией четыре элемента природы – вода, земля, огонь, воздух – воплощены в четырех последних средах перед праздником Новруз. Это – Су чершенбе (день воды), Одлу чершенбе (день огня), Йел чершенбе (день ветра), Торпаг чершенбе (день земли).

В поселке Сураханы Абшеронского полуострова возвышается храм огнепоклонников “Атешгях”. В переводе с персидского “Атешгях” означает “дом огня”. Этот храм построили в XVII веке индийские паломники. Но еще с далеких времен до нашей эры на этом месте было зороастрийское святилище. Не исключено, что Заратуштра был одним из этих паломников, и именно здесь, на земле Абшерона, задумался о своем учении и начал его созидать. Огонь в храме горел до VIII века, после прихода арабов святилище пришло в упадок, но затем его восстановили.

Читать еще:  Жертвы нацистов: нацистская расовая идеология. Как отличить еврея от остальных Как немцы отличали евреев от русских

В 1858 году этот храм огнепоклонников посетил Александр Дюма-отец. Свои впечатления писатель оставил в книге “Путешествие по Кавказу”. В 1975 году после реставрационных работ храм был открыт для посещения.

Что такое зороастризм — основные идеи вероучения

Зороастризм – религия зародившаяся на территории Древнего Ирана в VII веке н.э. Одна из первых мировых религий, которая носила дуалистический характер: все в мире подчиняется добру (свету) или злу (тьме). Светлая часть вселенной подчинена богу Ахурамазде, тёмная же часть – богу Ахриману.

  1. Что такое зороастризм
  2. Авеста- священная книга зороастризма
  3. Боги зороастризма
  4. Основные философские идеи зороастризма
  5. Символы зороастризма
  6. История зороастризма
  7. Зороастризм и христианство

Что такое зороастризм

Основателем зороастризма является Спитама Заратустра. Именно он систематизировал и облек в нравственно правовые нормы верования и традиции древних иранцев.

Зороастризм лишён цикличности – он прямолинеен. Основная идея зороастризма, его суть, состоит в том, что в мире происходит вечная борьба добра со злом. Эти силы вечно сражаются за власть над землей и человечеством. Война может закончиться только победой одной из сторон. Перемирия быть не может. И победить должна светлая сторона. Тогда и наступит эра вечного блаженства.

Роль зороастрийца в этой борьбе велика. В течение всей своей земной жизни он должен противиться тёмным духам, усмирять их гнев жертвоприношениями, уничтожать вредных животных. Существование зороастрийца должно быть подчинено служению свету, неукоснительному соблюдению священного закона. Его речь должна быть наполнена добром, а помыслы молитвой.

Заратустра считал, что именно чистота помыслов и праведность поступков дает человеку силу противостоять любому злу. Основным символом поклонения зороастрийцев, проводником между Богом и человеком, является огонь.

Заратустра

Авеста- священная книга зороастризма

Священная книга зороастризма носит название Авеста (Зенд-Авеста). Считается, что Заратустра создал 21 текст-книгу, которые вошли в ее состав.

В 19-м веке французский учёный Анкетиль Дюперрон привёз в Европу две переведенные книги из Авесты – Вендидаду и Ясну. Сомнения в их подлинности существуют и сегодня. Хотя ученые признают, что содержание совпадает с тем, как описывали учение Заратустры древнегреческие и древнеримские писатели. Нет, речь не идет о том, что эти две книги написал Заратустра собственноручно. Многое говорит о том, что современная Авеста написана позднее. Она содержит уже уточненную информацию о праздниках, правилах богослужения, списка грехов и порядке и степени наказания за них. Также описан способ богослужения, приведен длинный ряд молитв, которые лишены малейшей эмоциональности и наивной поэтичности, свойственной древним народным верованиям.

Божества, описанные в Авесте, лишены особенностей, присущих живым существам. Они схематичны, бледны, их образы служат олицетворением человеческих нравственных принципов. Все эти черты присущи развитым жреческим религиям.

Зороастризм создавался на основе мифов и легенд. Эта религия должна была быть наделена всеми чертами мифического творчества. Яркого, живого, самобытного и лишенного догм, четких правил и систематизации. Эти книги не мог писать религиозный энтузиаст, которому открылось божье откровение, так как в них отсутствует живое слово.

Несмотря на это, основные догмы и принципы морали в дошедшей до наших дней священной книге принадлежат учению Заратустры и отсылают к староперсидскому культу поклонения огню и свету. Что же касается древней Авесты, то считается, что она написана самыми близкими его учениками-сподвижниками и была утеряна во времена завоевания Персии Александром Македонским.

Итак, Авеста это своеобразный кодекс, который точно регламентирует религиозную жизнь и священные обряды, устанавливает правила морали и повседневной жизни зороастрийцев в соответствии со своими постановлениями. Это свод правил, которым должно было руководствоваться государство и общество.

Страница из Авесты

Боги зороастризма

Зороастризм – дуальная религия. В отличие от монотеизма (поклонения и верования в одного бога), в ней зло почти так же могущественно, как и добро.

Бог добра и света – Ахурамазда. Создатель вселенной. Бог зла, мрака и смерти – Ахриман. Два брата близнеца бога времени Зервана. Они существовали вечно. Ахурамазда был более могущественным и создал мир при помощи священного слова Гоновера.Это была светлая, добрая и чистая вселенная.

Помешать в создании мира Ахриман не мог. Но он дождался времени, когда Светлый Бог удалился в свое небесное жилище. Приняв облик змеи, явился в мир, наполнив его всем тем, что сам олицетворял – вредными животными, злобными духами, наделив человека грехами и пороками.

Ахурамазда создал полезных животных – быка, собаку, петуха. Послал на землю солнечный свет, который способствует росту хлеба на нивах, фруктовых деревьев и травы для пастбищ.

Ахриман же посылает на землю всяческие неприятности и катаклизмы – засуху, бурю, холод, наводнения. Его силой были созданы вредные животные – хищники, змеи, ядовитые насекомые.

В их вечной борьбе каждому из богов помогает его войско. Войско состоит из духов. У Ахурамазды это существа, похожие на христианских ангелов и архангелов – Амешаспенты, Фарваши и Язаты. Они наделенные теми же морально-нравственными качествами, что и их божество. У Ахримана это существа, напоминающие привычных для христианства демонов – Дэвы и Друджи. Они стараются проникнуть в душу человека, чтобы склонить его к тёмной стороне.

Самым страшным и сильным демоном считается Асмодей, главный, из шести архидьяволов, приспешников Ахримана. В окружении Ахурамазды выделяются несколько ангелов-язатов, которых зороастрийцы приравнивали к низшим богам и богиням:

  • Атар – божество огня;
  • Анахита – божество воды и источник плодородия;
  • божество, олицетворяющее солнце – Хоршид;
  • бог истины и света Митра;
  • Сириус – бог Луны и Звёзд.

Основные философские идеи зороастризма

Основной философской идеей зороастризма является свобода выбора. Каждый человек имеет возможность принять ту или иную сторону. Он не рождается злым или добрым, светлым или темным. Он становится тем или иным в процессе жизни. Нравственность и ее требования, определяют сторону, которую выберет для себя человек. Чистота помыслов, богоугодные дела, выращивание полезных растений, содержание и использование полезных животных- вот короткий список того, что приближает человека к свету. Если следовать заповедям Книги Добра, то останешься чистым душой. Самые главные заповеди зороастризма- это сохранять жизнь и сопротивляться злу и его соблазнам. Трудиться во благо достижения великой цели- победе добра и света над злом и тьмой.

Жизнь человека, в понимании зороастрийцев, в принципе тесно переплетена с природой. Именно она дает возможность рождения и жизни, но, может всё это отобрать. Две противоположности одной сущности. Так и в человеке- сущности две. И только от него самого зависит какая именно победит.

Символы зороастризма

Огонь – самый значимый символ этой древней религии. Из-за его тотального главенства над всеми другими явлениями в шкале ценностей зороастрийцев, их иногда называют огнепоклонниками. Именно свет является земным воплощением бога на земле. Огонь самый доступный для человека способ согреться, древний источник света.

Обращаясь в молитвах к богу, зороастрийцы обращают лица к свету. Он не уступает в значимости огню. Свет пользуется таким же уважением у адептов Заратустры.

Так как огонь в представлении зороастрийцев находится во всём, что составляет человеческое бытие (духовное и телесное), он подвергнут четкой иерархической системе:

  • тот, что постоянно горит в раю перед Ахурамаздой, самый главный, Высокоспасительный;
  • тот, что находится во всём живом, в людях и животных – Благодружественный;
  • тот, что не отделим от растений и их жизни – Приятственнейший;
  • тот, что составляет суть молнии – Действеннейший;
  • тот, что сопровождает человечество на протяжении веков, обычный огонь, которым можно согреться, осветить себе путь и зажечь в храме – Победоносный.

В системе религиозных ценностей зороастрийцев огонь играет важнейшую роль. Поэтому им сопровождаются все религиозные церемонии. Да и как может быть иначе, если огонь является живым символом чистоты и веры для приверженцев Зороастра.

Почитаем в системе ценностей зороастризма и белый цвет – символ чистоты и благости. Каждый зороастриец обязан носить священную одежду – седре. Это белая рубаха, сшитая из цельного куска ткани, имеющая девять швов. Она подвязывается на талии тонким поясом – кушти, который сплетен из 72 нитей. Кушти также белый.

Неотъемлемой частью зороастрийской символики стал фаравахар. Крылатый диск – солнце. Он ведет человеческую душу к объединению с Ахурумаздой в течении всей земной жизни человека.

К символам зороастризма можно отнести и двух особенно почитаемых в этой религии животных. Собаку, которая лаем отгоняет злых духов и Петуха, своим криком предвещающего рассвет.

История зороастризма

Своими корнями зороастризм уходит в народные верования древних иранцев. Основателем этой древнейшей религии является Заратустра. Пророк и праведник. Под влиянием откровения от бога Ахурумазды, Заратустра счел необходимым донести его слово и идею людям. Им была создана и Авеста – главный божественный закон зороастрийцев (после того, как Заратустра получил откровение).

Проповеди нового пророка не имели широкого распространения 10 лет. Но по прошествии этого времени Заратустре удалось произвести впечатление на царя Кеянида Кави Виштапсы. Он принял новую веру, проникся божественным словом Ахурумазды и способствовал широкому распространению зороастризма не только на территории Персии, но и направил своих проповедников в другие страны.

До 558 года н.э. зороастризм существовал как некая традиция, передававшаяся исключительно в устной форме. Проповедники распространяли учение Заратустры по востоку. Первые письменные упоминания зороастризма появились в период Ахменидской династии – около 558-330 годы до н.э. В то время, когда на территории древнего Ирана воцарился эллинизм, принесенный сюда с победой Александра Великого, зороастризм переживал период своего упадка. Он длился с 330 до н.э. по 226 н.э.

С 652 года н.э. вплоть до середины XX века зороастризм практически перестал существовать. Последним оплотом этой древней мировой религии был современный Иран. Но с приходом в эту страну Исламской революции в 1979 году был искоренен и там, а его адепты подверглись гонениям и ограничениям.

Зороастризм и христианство

Проводя сравнительную характеристику этих двух религий нельзя не заметить, что они во многом перекликаются. Один и тот же способ создания Богом мира, вселенной, в которой всё подчинено добру и свету. Зло, обманом проникшее в человеческие души. Зороастризм и христианство роднит и их философия – свобода выбора человека. Его умение противостоять всему греховному. Способы сопротивления также очень похожи:

  • молитва;
  • безоговорочная вера в Бога и его постулаты;
  • мораль и подтверждение своей праведности деяниями, на протяжении всего своего земного существования.

Суть зороастризма и христианства – это вечная борьба Добра со Злом, которая должна закончиться безоговорочной победой Света (Божественного начала). Ангелы и Демоны обеих религий представляют собой одни и те же сущности, только называются по-разному. Рай и Ад являются пристанищем для человеческих душ. Поступки и мысли человека определяют, куда именно попадет его душа. И самое главное – каждому будет даровано прощение и воскрешение.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector