0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основные категории античной философии. Кратко об античной философии

Античная философия — общая характеристика, периодизация и представители

Общие сведения

Философия дословно означает «любовь к мудрости». Это форма познания мира, которая выработала систему общих характеристик, знаний и познаний бытия человека, отношения человека и мира. Наука занимается изучение общих законов развития общества и мира, изучение нравственных категорий и ценностей, процесса познания и мышления.

Самое раннее употребление слова «философия» встречается в работах Геродота и Фукидида, в современном значении термин употреблял Сократ.

Античная философия формировалась на основе мистерий (греческое учение VI века до н. э., связанное с именем певца Орфея) и традиций мудрствования мыслителей, политиков и общественных деятелей. Немалое влияние на учение оказали мудрецы и жрецы Месопотамии, Египта, древневосточные страны.

В первые века философия в основном изучалась и записывалась на греческом языке. Начиная со II—I вв. еков до н. э. литература также создавалась на латыни. Многие тексты также переводились на сирийский и арабский языки, что позволило сохранить труды в переводах, в то время как греческие оригиналы оказались утрачены.

Специфика и особенности античной философии следующие:

  1. Она синкретична: проблемы не разделены на отдельные, как в более позднее время, а «слиты» в единое. При этом проблемы исследовались различные: этические, эстетические, правовые, политические и т. д.
  2. Она космоцентрична и пантеистична: охватывает Космос целиком вместе с человеком и исходит из Космоса. При этом признавалось существование богов, близких человеку, как части природы. Сам человек также был частью природы, не выделялся.
  3. Наука функциональна: философы стремились ответить на кардинальные вопросы, помочь людям.
  4. Философия в Античности многого достигла на понятийном уровне: логика этого времени — это логика общих понятий.
  5. Древняя философия имела собственную этику — этику добродетели (в отличие от более поздней этики долга и ценностей). Философское мировоззрение основывалось на мысли, что человек одарен как добродетелями, так и пороками.

Примечательно, что греческие и римские философы в древности оказались оторваны от физического труда. Со временем произошло возникновение отдельной самостоятельной прослойки общества, культурной и с хорошим образованием.

Деление учений

Античная философия представляет собой совокупность учений, зарождение которых произошло на территории древних Греции и Рима в период с VI века до н. э. по VI век н. э. Более точными сроками традиционно называют 585 год до н. э. — 529 год н. э., когда император Юстиниан закрыл в Афинах неоплатоническую школу.

Интересный факт: первым философом считается греческий философ и математик Фалес, который предсказал затмение Солнца, последним — христианский теолог Боэций.

Периодизация античной философии приведена в таблице.

Название этапаВремяПредставителиОписание кратко
Натурфилософский (доклассический)VII—V веков до н. э.Фалес, Пифагор, Диоген АполлонийскийИзучение устройства мира и проблемы первоначал
КлассическийV—IV века до н. э.Сократ, Платон, АристотельПереход к решению проблем человека и общества. Создание первых философских систем.
ЭллинистическийIV—I века до н. э.Пиррон, Эпикур, Диоген Синопский, ГорацийСоперничество разных школ. Изучение проблемы счастья.
Римская и позднеантичная философия (религиозная), неоплатонизмI—V века н. э.Цицерон, Лукреций, Сенека, Плутарх, Марк АврелийЦентр наук переходит в Рим, изучение проблемы религии.

С V века в философии зарождается христианская мысль и монотеистическая религия. К христианским мыслителям относятся Августин Блаженный и Боэций.

Подробнее об этапах

Указанные выше хронологические рамки могут быть изменены: уменьшены до вида «Ранняя классика, средняя и поздняя» или увеличены. Например, выделяют предфилософский этап (VIII—VII века до н. э.), при котором произошло заложение философского учения. Некоторые исследователи увеличивают эллинистический период до 6 столетий (с III века до н. э. по III век н. э.) и называют его римско-эллинистическим, а период III—VI вв. еков считают завершающим этапом.

Но в основном действуют указанные этапы под разными названиями. Ниже дано краткое описание каждого периода и значимые философы античности (список философов более подробно можно посмотреть самостоятельно).

Греческий натурфилософский

Также его называют досократическим, космологическим. Само название «натурфилософы» переводит как «философы природы».

Общей характеристикой античной философии этого периода является переход от космогонии к немифологическим, рационализированным учениям, поиском первоначала и изучением устройства мира, его происхождения в единой системе «природа-человек-боги», причем природа космоса определяла природу человека. Проблемы этики и эстетики не поднимались.

К натурфилософским школам относятся:

  1. Милетская: ее основателем был Фалес. Представители считали, что у всего (богов, природы, человека) есть некоторое общее начало (вода, воздух, иная материя).
  2. Элеаты: сущее непрерывно, вечно, едино и неразрушимо. Изучать можно только бытие, причем изучение возможно только разумом, который познает истину, чувства же формируют мнение, которое может не отражать настоящего положения дел.
  3. Пифагорейцы: сам Пифагор считал мир стойким целым, которое подчиняется законам числа и гармонии.

Школы образовывались в Малой Азии, затем в Италии, в городах-полисах. Названия школы получали по городам, в которых образовывались, или по именам основателей.

Классический, или афинский

Считается расцветом античной философии с центром в Афинах. В это время ученые перешли с вопросов о природе вещей на проблемы этики и морали, вопросы человеческой мысли и проблемы общества. Также происходит систематизация учений и систем.

Главными древнегреческими мыслителями и школами являются:

  1. Софисты: в переводе «мудрецы». Их называют «философами-профессионалами», поскольку они обучали людей логике, ораторству и другим наукам за плату, причем считали особенно важным умение убеждать слушателей даже если высказываемая мысль ложная. К главным особенностям школы также относятся отрицание старых норм и критика религии, признание человека мерилом всего, свободным и независимым, ориентированность на проблемы общества, человека и повседневности. Софисты не оставили единого учения, но побудили интерес к человеку и критическому мышлению.
  2. Сократ: считается основателем классической философии. Изучал внутренний мир человека, считал, что главное — это знания и разум, однако учение софистов находил слишком поверхностным. К принципам Сократа относятся познание самого себя и признание невежества, как стимула учиться, существование высшего, Вселенского, Разума, малая часть которого — человеческий. Сократ передавал знания и получал новые в процессе устной беседы с учениками и оппонентами.
  3. Платон: ученик Сократа, проповедовал его идеи и основал в афинском пригороде школу — Академию. Основу его учения составляли понятия «единое» (основа действительности и бытия), ум и душа, а также поиск соотношения материального и идеального, бытия и мышления. Платон считал, что мир делится на реальный (материальный, изменчивый и несовершенный) и мир идей (первичных образов, которые постигаются разумом). Каждый предмет несет собственную идею, материальные предметы могли возникнуть лишь как подобия идеальных и обладают их чертами.
  4. Аристотель: ученик Платона, ставший впоследствии воспитателем Александра Македонского и основавший собственную школу. Развил идеи учителя, хоть и критиковал многие его мысли: например, считал, что созерцать нужно не абстрактные образы, а реальные, наблюдать за миром.

Важно отметить, что в этот период произошло формирование двух противоположных взглядов — идеализма Платона и материализма Демокрита.

Эллинистический римский

Речь идет о периоде с III века до н. э. до III века н. э. Название произошло от названий греческого государства Эллады и Рима. В этот период развиваются как греческие, так и римские школы, на учения оказывают влияние традиции и идеи покоренных народов Востока и Северной Африки.

Философия понимается в первую очередь как учение, отвечающее за разработку норм и правил жизни, позднее объектом изучения становится познание божественного.

В это время развиваются старые школы и появляются новые. Основными направлениями являются:

  1. Кинизм. Известные киники — Антисфен (ученик Сократа) и его ученик Диоген. Первый считал, что философия должна стать ближе к природе, а жизнь необходимо упростить, убрать богатство и роскошь. Также не признавал философ правительства и государства, а разум считал единственной ценностью. Диоген прославил направление философской мысли и самого учителя.
  2. Скептицизм. Основатель — Пиррон из Элиды, на которого оказали влияние Демокрит, аскеты и сектанты, которых мудрец встретил во время похода Александра Македонского в Азию. Главная идея течения — в текучести всего сущего: все меняется, ничего не стоит на месте. Будучи несовершенным, человек не может постичь истину, а потому ему стоит просто жить, стараясь сохранять внутреннее спокойствие.
  3. Эпикуреизм. Известные представители — Эпикур и Лукреций Кар (автор «О природе вещей»). Первый считал, что смерть не страшна (когда есть жизнь, смерти нет, когда есть смерть — нет человека), а знания представляют собой результат осмысления чувственного опыта. Таким образом, центральной мыслью является гедонизм — стремление к наслаждению. Высшим благом же является избавление от страданий и постоянное ощущение наслаждения, достичь этого можно, живя разумно и нравственно, уважая богов.
  4. Стоицизм. Представители — Цицерон, Плутарх, Сенека, Марк Аврелий. Для стоика идеальный ученый — бесстрастный, свободный от страстей ученый, с сильной волей. Главной целью человека признавалось счастье, благом — все, что направлено на сохранение человека. Философы призывали жить в согласии с совестью и природой, не причинять вреда другим и стараться улучшить их положение. Например, Марк Аврелий считал, что все люди от рождения равны и должны принимать участие в управлении страной, при нем положение женщин и рабов было улучшено.
  5. Неоплатонизм. Появился в III столетии, наиболее влиятельным философом является основатель Плотин, само направление основывается на идеях Платона. Главной идеей учения является наличие некоего запредельного первоначала (Единого), «падение» нашего мира (космоса) из Единого, недоверие к материальным формам, которые являются «тюрьмой для души». Цель направления — конечное слияние с Единой божественной сущностью, возвращение к истоку. К течению принадлежал последний античный философ Боэций.
Читать еще:  О смерти Патриарха Алексия II, или врать нехорошо. В причинах смерти Патриарха Алексия II все больше вопросов

После неоплатонизма появилась христианская философия. Ее главной задачей стала полемика с развитыми в то время философскими направлениями для утверждения своего господства.

Античная философия оказала огромное влияние на жизнь и развитие науки не только своего времени, но и последующих столетий. Она прошла значительный путь от первых попыток поставить природу, человека и общество во главу интересов до мыслей о необходимости слиться с высшим Единым божеством, отказаться от телесной оболочки.

Античная философия: этапы развития, представители и особенности

Античной философией называют совокупность философских учений Древней Греции и Древнего Рима в период с 7-6 веков до н.э. по 6 век н.э. Начало античной философии связывают с образование первых древнегреческих полисов и именем Фалеса Милетского (625-547 гг. до н.э.), а конец – с учением неоплатонизма и декретом императора Юстиниана о закрытии философских школ в Афинах (529 г. н.э.).

В дальнейшем идеи античной философии легли в основу средневековой философии и считаются главным источников развития европейской общественной мысли.

В античной философии выделяют 4 основных периода: Натурфилософский (доклассический) этап (7-5 вв. до н.э., Классический этап (5-4 вв. до н.э.), Эллинистическо-римский этап (4 в. до н.э. – 3 в. н.э.), Завершающий этап (3-6 вв. н.э.).

Натурфилософский (доклассический) этап (7-5 вв. до н.э.)

Доклассическая античная философия возникла в древнегреческих городах-государствах (полисах): Милете, Эфесе, Элее и т.д. Она представляет собой совокупность философских школ, названных по имени соответствующих полисов. Натурфилософы (в переводе –философы природы) рассматривали проблемы мироздания в единстве природы, богов и человека; причем природа космоса определяла природу человека. Главным вопросом доклассической философии был вопрос о первооснове мира.

Ранние натурфилософы выдвигали на первый план проблему космической гармонии, которой должна соответствовать и гармония человеческой жизни (космологический подход).

У поздних натурфилософов созерцательный подход сочетается с использованием логической аргументации, и появляется система категорий.

К натурфилософам относят:

ШколаГлавные представителиОсновные идеиЧто является первоосновой мира
Ранние натурфилософы
Милетская школаФалес (ок. 625-ок. 547 гг. до н.э.) – основатель школыПрирода отождествляется с БогомВода
Анаксимандр (ок. 610-546 гг. до н.э.)Существует бесчисленное множество миров, которые появляются и исчезаютАпейрон –абстрактная материя, находящаяся в вечном движении
Анаксимен (ок. 588-ок. 525 гг. до н.э.)Основал учение о небе и звездах (античную астрономию)Воздух
Эфесская школаГераклит Эфесский (ок. 554-483 гг. до н.э.)Все в мире изменчиво – «в одну реку нельзя войти дважды»Первоогонь – символ всеобщей, разумной и одушевленной стихии
Элейская школа (элеаты)Ксенофан из Колофона (ок. 570-после 478 гг. до н.э.)Человеческие чувства не дают истинного знания, а приводят лишь к мнениям«Единое» – вечное, совершенное бытие, которое и есть Бог.
Парменид (ок. 515 г. до н.э. – ?)Подлинную истину –«алетейю»-можно познать лишь разумомВечное бытие без начала и конца
Зенон Элейский (ок. 490-ок 430 гг. до н.э.)Движения не существует, т.к. движущийся предмет состоит из множества покоящихся точек (Ахиллес и черепаха)
Поздние натурфилософы
Учение Пифагора и его последователей – пифагорейцевПифагор (2-я пол. 6-начало 5 вв. до н.э.)Гармония, порядок и мера – главное в жизни и человека, и обществаЧисло-символ мировой гармонии
Эмпедокл из Агригента (484-424 гг. до н.э.)Движущие силы мира – противостояние Любви и ВраждыЧетыре стихии: вода, воздух, земля и огонь.
Стихийное материалистическое направлениеАнаксагор (500-428 гг. до н.э.)Нус,Ум (интеллект) –упорядочивает хаотичную смесь семян, вследствие чего возникают вещи«Семена» – бесконечное множество мельчайших частичек
Атомистический материализмЛевкипп, Демокрит из Абдер (?-ок. 460 в. до н.э.)Все тела образуются в результате многообразных соединений атомовАтомы – бесчисленные, постоянно движущиеся элементы

Нужна помощь в написании работы?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Классический этап (5-4 вв. до н.э.)

Период расцвета античной философии. На этом этапе центром философской мысли были Афины, поэтому его также называют афинским. Главные особенности классического этапа:

  • появляются систематизированные учения (оригинальные философские системы);
  • переключение внимания философов с «природы вещей» на вопросы этики, морали, проблемы общества и человеческое мышление;

Наиболее известными философами классического периода являются древнегреческие мыслители Сократ, Платон и Аристотель, а также философы-софисты.

Софисты (в пер. с греческого – «мудрецы, знатоки») – группа древнегреческих просветителей середины 5-первой пол. 4 вв. до н.э. Их можно назвать философами-профессионалами, поскольку софисты за плату обучали желающих логике, ораторскому искусству и другим дисциплинам. Придавали особо значение умению убеждать и доказывать любые положения (даже неверные).

Особенности философии софистов:

  • поворот от натурфилософской проблематики к человеку, обществу и проблемам повседневности;
  • отрицание старых норм и опыта прошлого, критическое отношение к религии;
  • признание человека «мерой всех вещей»: свободным и независимым от природы;

Софисты не создали единого философского учения, но они пробудили интерес к критическому мышлению и человеческой личности.

К старшим софистам причисляют (2-я пол. 5 века до н.э.): Горгия, Протагора, Гиппия, Продика, Антифонта, Крития.

К младшим софистам относят: Ликофрона, Алкидамонта, Трасимаха.

Сократ (469-399 гг. до н.э) – считается основоположником классической философии. Как и софисты, он сделал центром своего учения человека и его внутренний мир, однако их учение считал бесплодным и поверхностным. Существование богов он ставил под сомнение, во главу угла ставил разум, истину и знание.

Главные идеи Сократа:

  • Познание самого себя есть одновременно поиск знания и добродетели.
  • Признание своего невежества побуждает к расширению знаний.
  • Существует высший Разум, разлитый по Вселенной, а человеческий разум – лишь ничтожная его доля.

Сутью жизни Сократа были его беседы с учениками и дискуссии с оппонентами. Путем постижения истины он считал майевтику (метод, им же изобретенный, по-гречески означает повивальное искусство) – поиск истины путем диалога, иронии и коллективного размышления. Сократу также приписывают изобретение индуктивного метода, ведущего от частного к общему.

Поскольку свое учение философ предпочитал излагать в устной форме, основные его положение дошли до нас в пересказах Аристофана, Ксенофонта и Платона.

Платон (Афинский) настоящее имя – Аристокл (427-347 гг. до н.э.). Ученик и последователь Сократа, всю жизнь проповедовал нравственный смысл его идей. Основал в пригороде Афин собственную школа, названную Академией, и положил начало идеалистическому направлению в философии.

Основу учения Платона составляют три понятия: «единое» (основа всякого бытия и действительности), ум и душа. Главный вопрос его философии – соотношение бытия и мышления, материального и идеального.

Согласно идеалистической теории Платона мир делится на 2 категории:

  • мир становления – реальный, материальный мир, в котором все изменчиво и несовершенно. Материальные предметы вторичны и являются лишь подобием своих идеальных образов;
  • мир идей, или «эйдосов» – чувственных образов, которые первичны и постигаются разумом. Каждый предмет, вещь или явление несет в себе собственную идею. Наивысшая идея – это идея Бога, творца мирового порядка (демиурга).

В рамках своей философии Платон также разработал учение о добродетели и создал теорию идеального государства.

Свои идеи Платон излагал в основном в жанре писем и диалогов (главным действующим лицом которых является Сократ). Всего его сочинения включают 34 диалога. Наиболее известные из них: «Государство», «Софист», «Парменид», «Теэтет».

Идеи Платона оказали огромное влияние как на последующие философские школы античности, так и на мыслителей Средних Веков и Нового времени.

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Аристотель был учеником Платона и двадцать лет провел в его Академии. После смерти Платона он восемь лет служил воспитателем Александра Македонского, а в 335-334 гг. до н.э. основал в окрестностях Афин собственное учебное заведение – Ликей, где преподавал вместе с последователями. Создал свою собственную философскую систему, опирающуюся на логику и метафизику.

Читать еще:  Русская православная архитектура. История архитектуры православного храма

Аристотель развил основные положения философии Платона, но при этом подверг критике многие ее аспекты. Допустим, он считал, что к высшей истине ведет не созерцание абстрактных «идей», а наблюдение и исследование реального мира.

Основные положения философии Аристотеля:

  • в основе любой вещи лежат: материя и форма (материальная сущность и идея вещи);
  • философия – универсальная наука о бытие, она дает обоснование всем наукам;
  • основой науки является чувственное восприятие (мнение), однако истинного знания можно достичь лишь с помощью разума;
  • решающее значение имеет поиск первой или конечной причины;
  • главная причина жизни есть душа – сущность бытия любой вещи. Существуют: низшая (растительная), средняя (животная) и высшая (разумная, человеческая) душа, придающая смысл и цель человеческой жизни.

Аристотель переосмыслил и обобщил философские знания всех предыдущих античных мыслителей. Он впервые систематизировал имеющиеся науки, разделив их на три группы: теоретические (физика, математика, философия), практические (среди которых одной из главных была политика) и поэтические, регулирующие производство различных предметов). Также он разработал теоретические основы этики, эстетики, социальной философии и основную структуру философского знания. Аристотель является автором геоцентрической системы в космологии, которая существовала вплоть до гелиоцентрической системы Коперника.

Учение Аристотеля явилось наивысшим достижением античной философии и завершило ее классический этап.

Эллинистическо-римский этап (4 в. до н.э. – 3 век н.э.)

Этот период получил свое название от греческого государства – Эллады, но включает также и философию римского общества. В это время в античной философии произошел отказ от создания фундаментальных философских систем и переход к проблемам этики, смысла и ценностей человеческой жизни.

Лукреций Кар (ок. 99 – 55 вв. до н.э.);

Основа человеческого счастья есть стремление к наслаждению, безмятежности и душевному спокойствию (атараксии).

Стремление к наслаждению – не субъективная воля человека, а свойство человеческой природы.

Зенон из Кития (336-264 гг. до н.э.) – основатель школы.

Эпиктет (50-138 гг. до н.э.);

Счастье есть главная цель человеческой жизни.

Благо есть то, что направлено на сохранение человеческого существа, зло – все, что направлено на его уничтожение.

Жить нужно в согласии с естественной природой и своей совестью.

Стремление к собственному сохранению есть не-нанесение вреда другому.

Панетий (ок. 185-110 гг. до н.э.);

Завершающий этап (3-6 вв. н.э.)

Период с 3 по 6 века н.э. включает философию не только греческого, но и римского мира. На этом этапе происходил кризис в римском обществе, что нашло отражение и в общественной мысли. Интерес к рациональному мышлению угасал, росла популярность различных мистических учений и влияние христианства.

Самым влиятельным учение этого периода стал неоплатонизм, наиболее известным представителем которого был Плотин (205-270 гг. н.э.).

Представители неоплатонизма занимались толкованиями учения Платона и критиковали все последующие течения. Главными идеями неоплатонизма были:

  • Все низшее вытекает из Высшего. Высшее – это Бог, или некое философское первоначало. Высшее невозможно постичь разумом, лишь путем мистического экстаза.
  • Суть познания – познание божественного принципа, воплощающего подлинность бытия.
  • Благо – есть духовность, освобождение от телесного, аскетизм.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Античная философия охватывает период с рубежа VII-VI вв. до н.э. до VI в. н.э. В исторических рамках этого долгого периода времени существует своя периодизация, отражающая основные этапы становления и развития философии. Сразу скажем, что речь идет о становлении и первых этапах развития западноевропейской философии как таковой.

Посредством философии с её проблематикой и характерным для неё способом решения проблем в культуре стало активно утверждаться качественно новое начало – рационально-теоретическое, т.е. основывающееся прежде всего на человеческом разуме и развивающееся по его законам (законам разума), познание окружающего мира, а так же места и роли человека в нем. Названная специфика философского мировосприятия привела к появлению науки и современных форм научного знания, что и определило основное направление развития западной техницистской культуры. И хотя ко времени зарождения философии у греческих народов научные знания в зачаточном виде уже существовали на Востоке (например, египетская арифметика и геометрия, вавилонская астрономия и т.п.), однако эти относительно скромные знания преследовали сугубо практические, ограничивающие само познание цели. Греки же в своей познавательной деятельности руководствовались преимущественно теоретическим духом, движимым любовью к чистому знанию.

С самого момента своего возникновения античная философия стремилась постичь сущность мира и человека, раскрыть действительную причину и первооснову всего существующего, понять соотношение материального и идеального начал в кос-мосе, единство многообразных его явлений и процессов. Наряду с указанными онтологическими проблемами философы этой эпохи также ставили и решали проблемы, связанные с генезисом и природой самого знания, выявлением наиболее действенных способов познания окружающего мира, человека и общества. В рамках социально-этической проблематики рассматривались вопросы о цели и смысле человеческой жизни, о тайнах нравственности и справедливом устройстве общества. Не-сомненным достижением греческой философской мысли стала диалектика, лучшие образцы которой мы находим в учениях Гераклита, Парменида, Сократа, Платона, Аристотеля, Плотина и др. Наряду с ней в качестве существенных черт, характеризующих, пожалуй, всю античную философию, можно выделить такие её черты: космоцентризм («Космос всё превосходит») как основной мировоззренческий принцип, приложимый практически ко всем областям знания, в целом натуралистический характер её проблематики, а также влияние мифического мышления, с доминирующим в нём принципом панпсихизма («Всё полно богов»).

Расцвет античной философии приходится на V-VI вв. до н.э. Это время связано с творчеством Демокрита, Платона, Аристотеля и многих других выдающихся философов. Но непреходящее значение имеет вся античная философия, включая период её становления и период упадка. Вся античная философия представляет собой уникальный процесс формирования и развития философии. Последующая философская культура, как и культура в целом, основывается на античной культуре, прежде всего античной философии.

В более чем тысячелетней истории античной греческой и греко-римской философии можно с определенной степенью условности выделить следующие этапы её развития:

1. Первый этап охватывает период примерно с VII в. по V в. до н.э. Этот период принято именовать досократическим пе-риодом, а философов, учивших в это время – досократиками, но так же и физиками. Последнее связано с тем обстоятельством, что центральной проблемой ранней греческой философии была проблема поиска первого основания всего сущего (физиса). К этому периоду относятся деятельность таких мыслителей и философских школ, как Милетская школа (Фалес, Анакси-мандр, Анаксимен), Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон), Пифагор и пифагорейцы, Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор, атомисты (Левкипп, Демокрит).

2. Так называемый гуманистический период развития древнегреческой философии (V в. до н.э.). В философской дея-тельности софистов (Протагор, Горгий, Гиппий, Фразимах) и Сократа ставятся проблемы сущности и смысла бытия чело-века и человеческого самопознания.

3. Период большого синтеза, или, как его обычно характеризуют, классический период (вторая половина V-IV вв. до н.э.). В философских системах выдающихся греческих мыслителей Платона и Аристотеля происходит открытие сверхчувственного (метафизического) мира и связанного с ним понятийного знания. Философия все больше и больше (особенно это относится к творчеству Аристотеля) приобретает характер научного знания.

4. Эллинистический период эпохи завоеваний Александра Македонского и греко-римских школ (конец IV в. до н.э. – III в. н.э.). Для этого периода развития античной философии характерен особый интерес к этической проблематике, развиваемой такими школами, как стоическая (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий) и эпикурейская (Эпикур, Тит Лукреций Кар). Это время также стало периодом развития в философии скептицизма, ярчайшим представителем которого был Секст Эмпирик.

5. В III-V вв. н.э. в античной философии развивается и получает широкое распространение неоплатонизм. Основатель философии неоплатонизма Плотин, а так же его последователи, наиболее значительными из которых были Порфирий, Ямвлих и Прокл, заново переосмыслив и переработав философские взгляды Платона в контексте более поздних учений, создали стройное учение, которое составляло грандиозное завершение всей древней философии. Центральной для неоплатонизма стала проблема познания человеком высшего, божественного мира (Единого) и обретение на основе этого знания опыта подлинного бытия, понимаемого как слияние с божественным началом мира. Неоплатонизм оказал существенное влияние на формирование и развитие христианской средневековой философии.

Рассуждать об античной философии, не обращаясь к конкретным историческим периодам и философам, невозможно. Так же невозможно вне конкретного философского материала делать выводы о том вкладе в философию, который был осуществлен в это время. Можно лишь сделать следующее введение.

  • В период античности происходил процесс становления начальных этапов развития философии.
  • Этот процесс был осуществлен в этот ранний исторический период блистательно. Были не просто заложены основы философского знания, а сформированы основные проблемы философии: проблема сущности философии, предмета её ис-следования, субъекта философского познания, все главные фи-лософские категории в их взаимосвязи. Человеческий разум в эту эпоху достиг глубокого понимания соотношения материального и идеального. Была поставлена проблема Истины и её познания.
  • Это время принесло с собой идею подлинного предназначения человека и связанную с ней идею мудрости.
  • Древнегреческая философия принесла с собой осознание основополагающей значимости проблемы соотношения человека с миром и связанную с этим осознанием проблему внутренней связи единого и многого, т.е. связи единства и многообразия мира.
  • В рамках античной философии были поставлены и глубоко проанализированы проблемы диалектики.
  • Глубина идей философов античности делает их изучение непрерывно актуальным.
  • Необходимо иметь в виду, что на этом раннем этапе развития человеческой культуры философия объединяла в себе всё теоретическое знание, т.е. включала в себя и науку.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ – совокупность философских учений, возникших в Древней Греции и Риме в период с 6 в до н.э. по 6 в. н.э. Условными временными границами этого периода принято считать 585 до н.э. (когда греческий ученый Фалес предсказал солнечное затмение) и 529 н.э. (когда императором Юстинианом была закрыта неоплатоническая школа в Афинах). Основным языком античной философии был древнегреческий, со 2–1 вв. началось развитие философской литературы также на латыни.

Источники изучения.

Большинство текстов греческих философов представлены в средневековых рукописях на греческом языке. Кроме того, ценный материал представляют собой средневековые переводы с греческого на латынь, сирийский и арабский языки (особенно в случае, если греческие оригиналы безвозвратно утрачены), а также ряд рукописей на папирусах, отчасти сохранившихся в г. Геркулануме, засыпанном пеплом Везувия – этот последний источник информации об античной философии представляет единственную возможность изучать тексты, написанные непосредственно в античный период.

Периодизация.

В истории античной философии можно выделить несколько периодов ее развития: (1) досократики, или Ранняя натурфилософия; (2) классический период (софисты, Сократ, Платон, Аристотель); (3) эллинистическая философия; (4) эклектизм рубежа тысячелетий; (5) неоплатонизм. Для позднего периода характерно сосуществование школьной философии Греции с христианским богословием, которое формировалось под существенным влиянием античного философского наследия.

Досократики

(6 – сер. 5 вв. до н.э.). Первоначально античная философия развивается в Малой Азии (Милетская школа, Гераклит), затем в Италии (пифагорейцы, Элейская школа, Эмпедокл) и на материковой Греции (Анаксагор, атомисты). Главная тема ранней греческой философии – первоначала мироздания, его происхождение и устройство. Философы этого периода – преимущественно исследователи природы, астрономы, математики. Полагая, что рождение и гибель природных вещей происходит не случайно и не из ничего, они искали начало, или принцип, объясняющий закономерную изменчивость мира. Первые философы полагали таковым началом единое первовещество: вода (Фалес) или воздух (Анаксимен), бесконечное (Анаксимандр), пифагорейцы считали началами предел и беспредельное, порождающие упорядоченный космос, познаваемый посредством числа. Последующие авторы (Эмпедокл, Демокрит) называли не одно, а несколько начал (четыре элемента, бесконечное множество атомов). Подобно Ксенофану, многие из ранних мыслителей критиковали традиционную мифологию и религию. Философы задумывались о причинах порядка в мире. Гераклит, Анаксагор учили о правящем миром разумном начале (Логос, Ум). Парменид формулировал учение об истинном бытии, доступном одной только мысли. Все последующее развитие философии в Греции (от плюралистических систем Эмпедокла и Демокрита, до платонизма) в той или иной степени демонстрирует отклик на поставленные Парменидом проблемы.

Классика древнегреческой мысли

(кон. 5–4 в.). Период досократиков сменяет софистика. Софисты – странствующие платные учителя добродетели, в центре их внимания – жизнь человека и общества. В знании софисты видели прежде всего средство для достижения жизненного успеха, самым ценным признавали риторику – владение словом, искусство убеждать. Софисты считали относительными традиционные обычаи и нормы морали. Их критика и скептицизм по-своему содействовали переориентации античной философии от познания природы к осмыслению внутреннего мира человека. Ярким выражением этого «поворота» была философия Сократа. Главным он полагал знание добра, т.к. зло, по Сократу, происходит от незнания людьми своего подлинного блага. Путь к этому знанию Сократ видел в самопознании, в заботе о своей бессмертной душе, а не о теле, в постижении сущности главных нравственных ценностей, понятийное определение которых было основным предметом бесед Сократа. Философия Сократа вызвала появление т.н. сократических школ (киники, мегарики, киренаики), различавшихся своим пониманием сократовской философии. Самым выдающимся учеником Сократа был Платон, создатель Академии, учитель другого крупнейшего мыслителя античности – Аристотеля, основавшего перипатетическую школу (Ликей). Они создали целостные философские учения, в которых рассмотрели практически весь спектр традиционных философских тем, разработали философскую терминологию и свод понятий, базовый для последующей античной и европейской философии. Общим в их учениях было: различение временной, чувственно-воспринимаемой вещи и ее вечной неуничтожимой, постигаемой умом сущности; учение о материи как аналоге небытия, причине изменчивости вещей; представление о разумном устройстве мироздания, где все имеет свое предназначение; понимание философии как науки о высших началах и цели всякого бытия; признание того, что первые истины не доказываются, но непосредственно постигаются умом. И тот, и другой признавали государство важнейшей формой бытия человека, призванной служить его нравственному совершенствованию. При этом у платонизма и аристотелизма были свои характерные черты, а также расхождения. Своеобразие платонизма составляла т.н. теория идей. Согласно ей видимые предметы есть лишь подобия вечных сущностей (идей), образующих особый мир подлинного бытия, совершенства и красоты. Продолжая орфико-пифагорейскую традицию, Платон признавал душу бессмертной, призванной к созерцанию мира идей и жизни в нем, для чего человеку следуют отвращаться от всего материально-телесного, в котором платоники усматривали источник зла. Платон выдвинул нетипичное для греческой философии учение о творце видимого космоса – боге-демиурге. Аристотель подверг критике платоновскую теорию идей за производимое ею «удвоение» мира. Сам он предложил метафизическое учение о божественном Уме, первоисточнике движения вечно существующего видимого космоса. Аристотель положил начало логике как особому учению о формах мышления и принципах научного знания, выработал ставший образцовым стиль философского трактата, в котором рассматривается сначала история вопроса, затем аргументация за и против основного тезиса путем выдвижения апорий, и в заключение дается решение проблемы.

Эллинистическая философия

(кон. 4 в. до н.э. – 1 в. до н.э.). В эпоху эллинизма самыми значимыми наряду с платониками и перипатетиками стали школы стоиков, эпикурейцев и скептиков. В этот период основное назначение философии видят в практической жизненной мудрости. Главенствующее значение приобретает этика, ориентированная не на общественную жизнь, но на внутренний мир отдельного человека. Теории мироздания и логика служат этическим целям: выработке правильного отношения к действительности для достижения счастья. Стоики представляли мир как божественный организм, пронизанный и полностью управляемый огненным разумным началом, эпикурейцы – как различные образования атомов, скептики призывали воздерживаться от какого-либо утверждения о мире. Различно понимая пути к счастью, все они сходно усматривали блаженство человека в безмятежном состоянии духа, достигаемом путем избавления от ложных мнений, страхов, внутренних страстей, приводящих к страданиям.

Рубеж тысячелетий

(1 в. до н.э. – 3 в. н.э.). В период поздней античности полемика между школами сменяется поиском общих оснований, заимствованиями и взаимным влиянием. Развивается тенденция «следовать древним», систематизировать, изучать наследие мыслителей прошлого. Получает распространение биографическая, доксографическая, учебная философская литература. Особенно развивается жанр комментария на авторитетные тексты (прежде всего «божественного» Платона и Аристотеля). Это было во многом связано с новыми изданиями трудов Аристотеля в 1 в. до н.э. Андроником Родосским и Платона в 1 в. н.э. Фрасиллом. В Римской империи, начиная с конца 2 в., философия становится предметом официального преподавания, финансируемого государством. Большой популярностью в среде римского общества пользовался стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), но все больший вес приобретали аристотелизм (наиболее яркий представитель – комментатор Александр Афродисийский) и платонизм (Плутарх из Херонеи, Апулей, Альбин, Аттик, Нумений).

Неоплатонизм

(3 в. до н.э. – 6 в. н.э). В последние века своего существования главенствующей школой античности была платоническая, воспринявшая влияния пифагореизма, аристотелизма и отчасти стоицизма. Для периода в целом характерен интерес к мистицизму, астрологии, магии (неопифагореизм), различным синкретическим религиозно-философским текстам и учениям (Халдейские оракулы, гностицизм, герметизм). Особенностью неоплатонической системы было учение о первоначале всего сущего – Едином, которое превыше бытия и мысли и постижимо только в единении с ним (экстазе). Как философское направление неоплатонизм отличался высоким уровнем школьной организации, развитой комментаторской и педагогической традицией. Его центрами были Рим (Плотин, Порфирий), Апамея (Сирия), где была школа Ямвлиха, Пергам, где основал школу ученик Ямвлиха Эдесий, Александрия (главные представители – Олимпиодор, Иоанн Филопон, Симпликий, Элий, Давид), Афины (Плутарх Афинский, Сириан, Прокл, Дамаский). Детальная логическая разработка философской системы, описывающей иерархию мира, рожденного от первоначала, сочеталась в неоплатонизме с магической практикой «общения с богами» (теургией), обращением к языческой мифологии и религии.

В целом для античной философии характерно рассмотрение человека прежде всего в рамках системы мироздания как одного из подчиненных ее элементов, выделение в качестве главного и самого ценного – разумного начала в человеке, признание созерцательной деятельности ума наиболее совершенной формой истинной деятельности. Широкое разнообразие и богатство античной философской мысли обусловили ее неизменно высокую значимость и огромное влияние не только на средневековую (христианскую, мусульманскую), но и на всю последующую европейскую философию и науку. См. также НЕОПЛАТОНИЗМ.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector