0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основные характеристики развития философии 21 века. Глава VII Части четвертой

Актуальные философские проблемы XXI века: открытое будущее человечества

Рубрика: Философия

Дата публикации: 10.06.2016 2016-06-10

Статья просмотрена: 28366 раз

Библиографическое описание:

Еникеев, А. А. Актуальные философские проблемы XXI века: открытое будущее человечества / А. А. Еникеев, В. И. Скрипко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 1542-1545. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31369/ (дата обращения: 13.10.2021).

Философия сегодняшнего дня — это философия XXI столетия. Наш век считается продолжением стремительного научно-технического прогресса и революционных подходов во всех областях жизни, начатых еще в прошлом столетии. С момента первого полета человека в космос и до сегодняшнего дня человечество находится в непрерывном интеллектуальном, культурном, социальном и технологическом развитии. Ученые ставят многочисленные эксперименты, изобретают новые технологии, облегчающие жизнь человека. Психологи и социологи со всего мира рассматривают как преимущества, так и недостатки роста и развития человечества в техническом плане. Обильные предложения товаров и услуг на внешнем и внутреннем рынке способствовали как расширению территорий и установлению новых контактов, так и открыли человечеству новые горизонты развития его возможностей. При этом все чаще отмечаются такие негативные аспекты, как чрезмерное потребление, повышенный спрос на материальные блага и комфорт, падение спроса на духовное развитие. Морально-нравственные ориентиры изменяются, и кажется, что места философским проблемам в мире потребления и развития технологий нет [7].

Можно ли считать философию наукой, которая была актуальна лишь во времена Канта, Гегеля и других представителей классической немецкой школы философии или же она остается актуальной и сегодня? Такой вопрос стоит рассматривать с как с позиции мировоззрения современного человека, так и с позиции самого понятия философии. Данную науку классифицируют как нематериальную, и потому речь в ней идет не о роли и значении «предметного» благополучия. Слово философия переводится как «любовь к мудрости». Мудрость — это то, что приобретает человек, пройдя через определенный жизненный опыт и испытания. Мудрость не трактуется как доступная всем универсальная ценность, мудрость возможна лишь в том случае, если человек изначально стремится к ней. Для определения своего места (топоса) относительно философского процесса современности, важно учитывать характеристики дискурсивного пространства философии и уметь выражать свою позицию, точку зрения, топос мысли [2].

В различные периоды своего развития человечество стремилось к познанию и совершенствованию как своего образа жизни, так и своего внутреннего мира. Если материальные блага определялись как фундамент жизни, то духовные ценности являлись проблемой морально-нравственного развития, этики и философии. Понятие философии соотносится с понятием мировоззрения, мудрости, жизненной позиции, образа мысли. Согласно общепринятому определению, философия — одна из форм общественного сознания — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Во многом философия занимается проблемами и вопросами бытия человека, смыслом этого бытия, назначением, анализом и оценкой непредметных явлений и событий. Из одной эпохи в другую переходили общие понятия и постулаты философии, считающиеся образцом совершенства духа, гармонии разума и тела. Такие философские течения, как постмодерн, постмарксизм, гендерная философия, глобализм, обладают всеми чертами, которые объединяют в себе тенденции развития человечества, перемену взглядов, принципов и приоритетов своего благосостояния. Некоторые исследователи говорят даже о своеобразном «забвении присутствия», которое является синдромом современного состояния мыслящего субъекта [3]. В этом смысле многообразие философских направлений современности может только помешать поиску уникальности и идентичности человека.

Если классическая немецкая и другие философии опирались на поиски взаимосвязи сознания, бытия, потребностей, моральных принципов, то современная философия стремится разрешать проблемы «перенасытившихся» избыточным комфортом и количеством предлагаемых современным миром услуг, проблемы, связанные с новым мышлением, диаметрально противоположным мышлению предков. Кроме того, проблема философии также связана с дисбалансом и дисгармонией, вызванной у человека искусственно навязанными требованиями экономики, политики, социума. Прежние философские школы рассматривали человека в его среде обитания, воспринимая его как индивидуума, которому присущи как черты психической эволюции, так и деградации. Сегодня в духе постмодернизма говорят лишь о множестве жанров философствования, стилей мышления, способов текстопорождения [6]. Философия теперь существует не как реальная практика преобразования окружающего мира, но лишь в качестве совокупности текстов, множество которых требует упорядочения и выбора способа чтения [5].

Мир стал другим — об этом говорят все средства передачи информации, явления природы и события в жизни социума на всей планете, видоизменения которой необратимы по ряду причин. От плуга и мотыги мы перешли к компьютерной технике, телефонам, телевизорам и другим предметам, назначение которых — экономия отсутствующего времени. Экономию отсутствующего времени можно понимать как вихрь скоротечных событий, которые не дают человеку ни секунды на самосозерцание и осмысление происходящего. Таким к нам пришло XXI столетие. Современные технологии философского мышления носят ярко выраженный «гипертекстовый» характер, поскольку предполагают нелинейную, ризоматическую структуру организации знания [1]. Наступила эпоха феноменально быстрого течения времени, сумасшедших потрясений и космической скорости инновации. Сегодня человечество страдает от переизбытка информации и недостатка времени. Обилие возможностей привело к замкнутости и растерянности многих индивидуумов, что является серьезной психологической и философской проблемой нашего века.

Двадцатое столетие ознаменовалось двумя страшными Мировыми Войнами, наследство которых досталось нам сегодня. В период войны человек проявляет свои качества в полном мире, и вновь проблема самого человека становится главенствующей. Если раньше философия говорила о том, что есть человек, то сегодня философия рассуждает с позиции соотношения человека и техники. Как техника влияет на человека и человек на технику? Главным вопросом становится доминирование одного над другим. Какое доминирование актуальнее? Можно ли сказать, что философия человека-творца на сегодняшний момент превращается в философию человека-раба? Раба собственных творений? Отчасти это так, потому что, если взглянуть вокруг, можно наблюдать зависимость людей от научно-технического прогресса абсолютно в каждой сфере его деятельности.

Философские проблемы двадцать первого столетия заключаются в поиске человека и его личности в сетях Всемирной Паутины, которая опутала земной шар с целью предоставлять информацию, и при этом забирать в свои сети ежеминутно все больше людей. Так же стоит подчеркнуть, что массовое потребление товаров и услуг привели к затруднениям при ответе на вопрос: «Зачем?» Мы все же можем наблюдать некоторые аспекты философии прошлых веков — вопросы религии, самореализации, духовных исканий. Сегодня религия для многих людей остается источником умиротворения, успокоения и надежности, и актуальность свою не теряет, хотя все больше скептиков и атеистов возникает на фоне стремительно развивающейся науки, доказывающей тезисы и теоремы от противного. Философия находится в затруднительном положении, стремясь найти человека в том, в чем искала его раньше — среде обитания человека-познавателя, человека-искателя. Сегодняшняя гипертрофированная форма познания во многом наносит вред, так как понятийная сфера трактуется зачастую неверно ввиду многообразия ее определений. Это многообразие вызвано обилием доступной информации, которая не усваивается головным мозгом в полной мере, или сжимается до очень конспектированной формы [См. 7].

Требования к личности двадцать первого столетия настолько высоки, что теперь философии необходимо разрешить еще одну проблему — дисгармонию естественного стремления человека к комфортному выполнению своих изначальных природных функций (деторождение, построение семьи, охрана здоровья) и искусственных принципов успешной жизни (многочасовая работа, деньги, карьера, потребление). На фоне данного дисбаланса человек теряет ориентиры — требования к нему настолько высоки, что соответствовать им становится очень трудно. Нарушены традиции философии, заложенные еще в XIX столетии, учеными России и Европы — человека и природа как единое целое.

Читать еще:  Толкование марка 5 глава. Евангелие от марка

В двадцать первом веке философия рынка доминирует над другими философиями в силу глобального экономического развития, периодически обращающегося в кризис. Рэй Брэдбери, известный американский писатель-антиутопист, говорил о том, что все мечты заканчиваются падением доллара на бирже. Человека периодически выводят из строя понятия девальвация, рост, деноминация, кризис. Сосредоточившись на контроле финансового состояния, человек забывает о том, что духовное развитие не менее важно. Философия сталкивается лицом к лицу с деморализацией человека на фоне информационной войны, блокады, цель которых — столкновение интересов, идеологий, истребление невыгодных мировому сообществу точек зрения.

Таким образом, можно сделать вывод, что духовные и философские проблемы двадцать первого столетия на фоне развития человечества в техническом, научном и экономическом плане во многом связаны с психологическим и психическим состоянием и общим настроением мирового сообщества, завышенным требованиям к личности, сложности осуществления выбора и реализации поставленных целей на фоне информационного перегруза, избыточности товаров и услуг, направленных на человека как на потребителя и источника финансовых средств. Философия актуализируется в рамках тех прав и свобод, которые имеет человек на сегодняшний день. Задачи, которые должна поставить перед собой философия XXI столетия, могут быть заключены в поиске решении проблемы психологического дискомфорта человека, попытке обратить его вновь к природным корням, отставив на задний план классический стиль урбанистической жизни, в которой человек скрывается от собственного предназначения. Общество должно создать такие условия жизни, при которых будет соблюдаться баланс духовного и материального, и все нематериальное будет расцениваться как часть личности человека, иметь равноценное значение, поддерживаться и поощряться философскими учениями двадцать первого столетия [4].

  1. Еникеев А. А. Гипертекст в пространстве современного социально-гуманитарного дискурса: проблема философского обоснования // Гипертекст как объект лингвистического исследования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — Самара: ПГСГА, 2010, с.43–46.
  2. Еникеев А. А. Методология топологической аналитики в социально-гуманитарном дискурсе ХХ века (Исторический экскурс и постановка проблемы) // Культурная жизнь Юга России № 3(54), 2014, с.34–36.
  3. Еникеев А. А. Забвение присутствия как проблема современных исследований в социально-гуманитарных науках // Модернизация гуманитарного и художественного образования: инновационные стратегии развития. Материалы Международной научно-практической конференции. Ч.1. — Краснодар: КГУКИ, 2014, с.198–203.
  4. Трансгуманизм и контуры будущего человечества / А. А. Еникеев, Д. И. Шевченко // Молодой ученый: Вызовы и перспективы: сборник статей по материалам IX Международной научно-практической конференции. — № 7(9). — М., Изд. «Интернаука», 2016, с.332–336.
  5. Еникеев А. А. Хрестоматия как жанр философского текста: проблема выбора чтения / А. А. Еникеев, Д. О. Баранов // Научная дискуссия: вопросы социологии, политологии, философии, истории: сборник статей по материалам XLIX Международной научно-практической конференции. — № 4(44). — М.: Изд. «Интернаука», 2016, с.62–67.
  6. Многообразие жанров философского дискурса. Коллективная монография. Учебное пособие / под ред. д.ф.н., проф. Плотникова В. И. — Екатеринбург: Российское философское общество; Межвузовский центр проблем непрерывного гуманитарного образования при Уральском государственном университете им. А. М. Горького; Банк культурной информации, 2001. — 276с.
  7. Философия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденции развития: монография / под общей ред. проф. О. И. Кирикова. — Книга 15. — Воронеж: ВГПУ, 2008. — 485с.

Научная философия в XXI веке: итоги и перспективы

Основой интеллектуального потенциала общества выступает научная философия, объективный и диалектический взгляд на мир. Проблема научности приобрела острый характер в условиях современной России, в особенности в связи с «безмозглыми» (по оценке А. Солженицына) реформами, разрушившими как экономику, государственность, оборону, так и в значительной мере интеллектуальный потенциал страны. Попытка заменить научную философию мистикой, грезящей философией, религией, означает подрыв интеллектуального потенциала общества. Как известно, основными течениями в современной мировой философии выступают позитивизм, философия жизни и марксизм. Суть проблемы — в оценке научной значимости этих трех конкурирующих концепций. Для этого необходима разработка критериев научной философии.

В Перми 12—13 апреля 2000 года состоялась межвузовская конференция «Научная философия в XXI веке: итоги и перспективы». В конференции приняли участие философы Перми, С.-Петербурга, Череповца, Екатеринбурга, Оренбурга, Новосибирска, Белгорода, Кургана. К конференции был выпущен сборник «Новые идеи в философии» (Вып. 9). К сожалению, по финансовым причинам на конференцию не приехали многие известные философы.

По проблемам становления современной формы научной философии в XXI веке на конференции были высказаны три основные точки зрения. По мнению профессора В. В. Орлова (Пермь), научная философия, в ее наиболее фундаментальной части, есть наука о наиболее общих сущностях: мира, сознания, человека, сущности и смысле человеческого существования. Наиболее сложная проблема философии за всю историю ее существования состоит в том, как может быть понята сущность бесконечного мира, если человек и его опыт всегда конечны? Второй по сложности проблемой, с которой столкнулась мировая философская мысль, является парадокс развития, возникновения нового. Обнаружение способа постижения сущности бесконечного мира и решение парадокса развития является, по нашему мнению, двумя важнейшими открытиями марксизма в философии. Третьим крупнейшим достижением марксистской философии является общефилософская концепция человека. Сущность человека, в ее наиболее общем и концентрированном виде, заключается в том, что человек есть единственная в мире сущность, производящая, творящая самое себя. Человек — концентрированное выражение всеобщего «свойства» материальной субстанции быть «причиной самой себя». Человек в сокращенном и концентрированном виде несет в себе бесконечное многообразие мира. Человек — уникальное единство всеобщего, особенного и единичного, бесконечного и конечного, необходимый продукт бесконечного развития мира. В силу аккумулятивного характера развития человеческая сущность есть аккумулят, концентрат бесконечной последовательности сущностей основных форм материи, из бесконечного числа которых нам известны в настоящее время физическая, химическая, биологическая и социальная. Сущность человека является интегрально-социальной. Как единство бесконечного и конечного человек способен к бесконечному социальному прогрессу.

Во второй половине XX века созрела необходимость перехода к новой форме научного материализма. Концепция этой формы диалектического материализма разрабатывается группой философов Перми и изложена в десятке докторских диссертаций, трех десятках монографий, трех сериях сборников статей. Традиционное содержание и построение научного материализма и диалектики имеет абстрактно-всеобщий характер, основано на стремлении к предельно общим положениям. Оно базируется на понятиях «материи вообще», «развития вообще», «законов развития вообще». Конкретно-всеобщая теория развития, опираясь на абстрактно-всеобщую как первую ступень построения теории, концентрирует свое теоретическое содержание вокруг основной стержневой идеи единого закономерного мирового процесса. Такой подход позволяет обнаружить ряд важнейших законов и закономерностей развития: всеобщую закономерность развития, определяющую последовательность основных форм материи, включая человека (общество); закономерности соотношения высших и низших форм материи; закономерности аккумулятивного и конвергентного развития; всеобщую генетическую закономерность. Конкретно-всеобщая теория также имеет ряд приложений: теорию соотношения пограничных (фундаментальных) наук, концепцию социальной биологии, концепцию соотношения психического и физиологического, концепцию развернутой системы категорий и др.

Основными критериями научности философии, по мнению В. В. Орлова, выступают: 1) наличие достаточной эмпирической базы (суть этого критерия заключается в смысловом, содержательном соответствии теории ее эмпирической базе);

2) наличие адекватного метода исследования, который в свою очередь определяется в конечном счете теорией и, следовательно, совокупной эмпирической базой научного мышления;

3) наличие конечной практической проверки, начиная с научного эксперимента и кончая общественно-исторической практикой в известном философском смысле термина. Критерии научности в философии основываются на общенаучных, но включают в себя признаки всеобщности и бесконечности. На основании этих критериев мы получаем возможность судить о научном содержании и эвристическом потенциале основных философских течений в мировой философии: позитивизме, философии жизни и марксизме.

Читать еще:  Нисхождение во ад. Почему Бог попускает страдание и смерть?

Профессор В. Д. Комаров (С.-Петербург) считает, что современная форма научной философии, определяемая им как «диалектический реализм», формируется в результате синтеза диалектического материализма и русской религиозной философии. Эта гуманистическая философия призвана восстановить как интеллектуальное единство науки, философии и религии, так и единство отечественной философской мысли, утраченное в ходе исторических катаклизмов.

Профессор В. Н. Дубровский (Череповецк) предложил концепцию четырех «корневых» наук, отражающих соответствующие «аспекты» внешнего мира — социальный, биологический, космологический и физический. Философия рассматривается в качестве науки о способах смыслового представления феноменологии понятий (аналитический аспект философии), их отношений (релятивная философия) и движения (динамическая философия). В качестве специфичного элемента научной сферы автор рассматривает познание процессов, характерных для довзрывного космологического вакуума. Подчеркивая «протонаучный» характер этого познания, В. Н. Дубровский связывает последний с хаотичностью, незаконосообразностью данных процессов и, вместе с тем, готов рассматривать объект этого познания в качестве реально существу, ющего, имеющего космологическую экспликацию и определенную семантику. Эти особенности, по мнению автора, позволяют даже интерпретировать принципы функционирования вакуума в качестве основы для выведения высших моральных принципов. Исходя из фундаментальной идеи единства всего сущего, предметы вненаучной сферы также следует согласовывать с предметами научной сферы при соответствующем сопряжении всех экспликативных принципов; соответственно на первый план автором выдвигаются интеллектуальные интуитивные суждения , которые, по его мнению, и составляют главное содержание творческой деятельности интеллекта. Критерий же научности философии вводится автором следующим образом: «философия научна, если семантика понятий, их отношений и их динамика непротиворечиво вписываются в весь спектр научных понятий, их отношений и их динамики». В. Н. Дубровский заявил о ненаучности философии материализма и идеализма, а также философии Канта — в связи с «невозможностью» их центральных понятий и положений («материя», «дух», «вещь в себе»).

На конференции по различным аспектам научной философии выступили философы из различных городов России: B. О. Лобовиков, М. П. Писманик, В. И. Корниенко, О. А. Барг, Ю. В. Засядь-Волк, И. В. Гибелев, Н. Н. Паньков, А. Ю. Внутских, Ю. В. Лоскутов, Ю. В. Василенко, Л. А. Мусаелян, C. Г. Федосин и Л. И. Ломакина, студенты А. А. Корякин и Ю. В. Журавлева.

На конференции состоялась также традиционная дискуссия. Главным предметом дискуссии стали критерии научности философии. В ходе дискуссии не было высказано каких-либо убедительных аргументов против тезиса о том, что полностью критериям научности отвечает лишь концепция диалектического материализма. Так, сложнейшей проблемой философии за всю историю ее существования является проблема бесконечности мира и конечности человеческого опыта. Неспособность решить эту проблему лежит в основе кантовского агностицизма; по тому же пути пошла вся так называемая неклассическая философия XIX—XX веков, включая неопозитивизм, постпозитивизм, философию К. Поппера, экзистенциализм и т. д. Из того, что мир бесконечен, а опыт человека всегда конечен, ближайшим образом следует вывод, что всякое философское знание может быть только знанием конечного, знанием известной конечной части мира. Из этого следует, что все философские заключения о мире являются заведомо ложными, поскольку бесконечное всегда бесконечно, сложнее конечного. Определение способа постижения сущности бесконечного мира на основе «конечного человеческого опыта» — важнейшее открытие диалектического материализма.

Современная форма научной философии, таким образом, включает в себя все положительное содержание различных философских течений и вписывает его в единую общую концепцию. Научная философия выступает как метатеория, разрешающая проблему бесконечности, обладает предсказательными возможностями; от традиционного материализма и диалектики она отличается своим конкретно-всеобщим характером.

Роль философии в XXI веке. Важность постановки вопросов

Роль философии – жива ли она?

Позиция Стивена Хокинга.

С одной стороны, есть г-н Хокинг, который в своей книге «Высший замысел» заявил, что философия устарела. Она не в силах ни ставить, ни решать «великие вопросы человечества. ». А мы знаем, что роль философии именно в этом и состоит.

Причину смерти философии г-н Хокинг видит в том, что она «не может идти в ногу с современными достижениями науки, особенно физики». Иными словами, философия не находится на одном уровне с современной наукой. Однако, лучше бы философии не находиться на одном уровне с тем, что называется «современной наукой». Накопление данных и результатов экспериментов не может считаться «современной наукой» – это научная диктатура, приписавшая себе монополию на знания.

Позиция Марка Цукерберга.

С другой стороны, есть г-н Марк Цукерберг, основатель Facebook, который на выступлении в Гарварде предложил «создать новый социальный договор», крупный проект, объединяющий человечество. Он объявил задачей нашего поколения «создание мира, в котором у каждого человека есть ощущение цели», добавив, что при этом нельзя забывать о возложенной на нас ответственности.

Обновление общественного договора является философской задачей. Но прежде чем философская идея увидит свет, ей предстоит пройти через комитеты редакторов и научные советы, критерии отбора которых напоминают прокрустово ложе. Идеи, отличающиеся яркостью и новизной не публикуются во «всемирно известных» журналах, так как соответствие стандарту считается важнее качества. Как отмечает лауреат Нобелевской премии Рэнди Шекман: ​​«Они похожи на дизайнеров или на приверженцев культуры Уолл-стрит . ». «Как Уолл-стрит нуждается в разрыве с культурой бонусов, так же ученые должны порвать с тиранией роскошных журналов, результатом станет повышение уровня исследований, что принесет пользу и науке, и обществу».

Позиция Силиконовой долины.

Стоит также отметить, что в Силиконовой долине «есть потребность не только в инженерах, но и в философах, которые задают неудобные вопросы», поскольку именно они являются ключом к успеху. В Силиконовой долине считают, что философия способна переосмысливать возможности технологических областей.

Итак, мы видим, что существует большое заблуждение. Реальная проблема, с которой мы сталкиваемся – это глубокий кризис познания и этики в научно-технической сфере, потому что философия забыта, сегодня о ней не вспоминают, объявляют мертвой. Её забвение приводит к противоречиям, непониманию того, как внедрять инновации, решать глобальные и частные проблемы. Пренебрежение философией – опасная ошибка, но еще опаснее смотреть на философию сквозь призму коммерческой выгоды, поскольку философия ценна сама по себе.

«Философия сейчас живее, чем когда-либо» – почему это так?

Осмысляет научные открытия.

Философия не больна и не мертва. Философия сейчас живее, чем когда-либо. Она вбирает в себя квантовые понятия, что приводит к построениям метафизик нового типа, открытиям новых способов философствовать, в рамках которых ранее невыразимое может быть описано, а ранее невидимое показано. Она осмысляет физические открытия, адекватным образом вписывая их в мировоззрение, примером чего может служить:

  1. изменение статуса классических терминов, таких как: модель, бытие, эмпирия, эксперимент, утверждение, разум и т.д.;
  2. признание недействительными и устаревшими таких дихотомий, как: наблюдатель/наблюдаемое, непрерывный/прерывный и т.д.

Выполняет интегрирующую функцию по отношению к разным сферам знания.

Задача современной философии состоит в том, чтобы моделировать такие знания, которые идут вопреки тенденциям коммерциализации и ретроградности, заменять гипотезы ньютоновской аксиомы «non fingo» на обратные ей. Это создает новую аксиому, которая позволяет нам управлять инновационными исследованиями особым способом, благодаря которому станет возможной более полная интеграция различных областей наук, будет учитываться любое знание. Современная философия проблематизирует понятия успеха и неудачи, задавая неудобные вопросы, которые предполагают ответы большой вариативности, что дает нам доступ к возможному многомерному миру, где неописуемое, невидимое и невозможное реально.

Таким образом, философия играет главную роль в обеспечении глубокого понимания явлений, в построении истинной демократии и в воспитании граждан как «активных участников» (Адела Кортина), для которых борьба за власть – не самое главное. Философия превращается в шарнир, на котором обращается гуманизм XXI века. Она позволяет нам находиться за пределами пещеры, и учит, что действовать сообща значит жить, имея возможность реализовать общие для всех устремления и надежды. Это больше, чем эмпатия, это больше, чем понимание других людей. Человек должен чувствовать то, что чувствуют другие. Создание сферы коллективного мышления положит начало новому общественному договору.

Читать еще:  Нейроинтерфейс: как заставить протезы чувствовать

Современная философия использует знания как некий фундамент для совмещения коллективного разума с окружающим миром. Таким образом, она восстанавливает культурное достоинство, целостность и единство людей, а также согласие между ними. Философия дает людям свободу и надежду на установление мира, ведет к уважению культуры и умножению культурного фонда. Речь идет о том, чтобы сделать естественные явления понятными и попытаться объяснить причины нашего появления в этом мире. Философия отступает от прямолинейной логики и обращается к разветвлению взаимосвязанных понятий – модели-концепции-категории. Этот путь приводит философию к работе со сложными, системными проблемами, которые могут применяться в практике коллективной интеграции. Также это приводит к переосмыслению использования технологий и моделей новой этики. Это коллективная этика, благодаря которой воссоздается общество, имеющее ценности, основанные на честности, взаимопонимании и солидарности.

Способствует критическому мышлению.

Принятие философии как основы, порождает культурный спин, который становится причиной новаторских метафизических вопросов, способствующих критическому мышлению. Он основан на следующих принципах:

  1. Взаимосвязь и гетерогенность: все точки соединены друг с другом. Вы можете достичь любой точки, не следуя иерархически определенному пути.
  2. Множественность: нет позиций, нет начала и конца. Взаимодействие возрастает с кратностью.
  3. Концептуальный разрыв: вы можете отказаться на любом этапе и начать с самого начала.
  4. Картография и отличительные знаки: структура изменчива. Это карта с несколькими съемными и подключаемыми входами, которые помогают создавать идеи, гуманизировать лидерство и работать в команде, чтобы превратить управление технологией и информацией в личную цель и социальный проект.

Люди должны научиться взаимодействовать друг с другом, понимать друг друга, чтобы объединившись, разрабатывать идеи и реализовывать проекты для общего блага. Главными принципами должны стать гармония, любовь и доброта – только с их помощью можно преодолеть конфликты и воздвигнуть здание человеческого существования.

Роль философии – в объединении.

Перефразируя физика Нейла Терока, можно сказать, что ощущение участия в таком важном общем деле приводит нас к состраданию и любви к природе, к пониманию и объединению. Настало время, когда предприниматели и бизнесмены осознают, что наука и техника не могут создаваться для общего блага без философии.

Разрабатываемые философией новаторские идеи находят практическое применение в областях, важных для современного общества. Философия стремится показать, как социум может развиваться в духе равенства и справедливости. Как развитие знаний, основанных на устойчивом прогрессе, содействует появлению благополучного общества и достойных граждан. То есть профессионалов-специалистов, которые принимают справедливые решения и целью которых является общее благо.

Основные характеристики развития философии 21 века. Глава VII Части четвертой

Возникновение, развитие и смену философских фактов изучает История философии. Разрозненные теологические комментарии к сочинениям Г. В.Ф. Гегеля (1770-1831) впервые были систематизированы в курс лекций по истории философии («Лекции по истории Философии»).

Эпоха накладывает отпечаток на личность философа, его понимание роли в обществе, приверженность идеалам и ценностям. У каждой эпохи — свой исторический тип философствования и социально-психологический тип личности философа.

Античность (VI в. до н. э. — III в.) — Тип философствования — созерцательный. Главный философский интерес — космос. Присутствует жесткое разделение физического и умственного труда, единственно достойное занятие для гражданина полиса — умственный (абстрактно-духовный) труд.

Безмятежность, невозмутимость духа, спокойное созерцание вечной истины считались высшими ценностями и идеалом свободного человека. Социальная роль философа — объясняющая.

Основные проблемы: поиск первоначала, устройство мира, изучение человека.

Основные особенности:

Космоцентризм – рассмотрение мира через призму космоса.

Антропоцентризм – человек в центре внимания философии.

Рационализм – стремление к разумному объяснению всего происходящего вокруг.

Синкретизм – идеи слияния человека с природой.

Средневековье (IV-XIV вв.). Главный тип философствования — умозрительный, философский интерес (Бог). Человек еще связан узами с природными реалиями и родовыми отношениями, но начинает осознавать свою специфичность. Выделена роль субъекта, но еще не относится к отдельной личности.

Источник бытия, блага и красоты — Бог. Распространение христианства. Монотеизм. Ориентация на иррациональные и сверхрациональные источники познания (интуицию, откровение). Развитие религиозной и религиозно-мистической философии.

Переход от Средневековья к Новому времени — Возрождение (XIV-XV вв.): возникновение городов-государств, становление национальных государств, церковные реформы — поиск новых жизненных ориентиров. Возникновение идеи доверия к естественному человеческому разуму. Человек — творец, художник. Антропоцентризм.

Основная проблема: соотношение мира Небесного и Земного (Бога и человека).

Основные особенности:

Креационизм – представление о том, что все в мире создано Богом.

Теоцентризм – учение о том, что Бог в центре мира.

Провиденциализм – мировоззрение, в соответствии с которым миром и людьми управляет воля Божья.

Возрождение и Новое время (XV-XIX вв.). Тип философствования — деятельностный, философский интерес — человек и общество. Человечество впервые осознало, что оно обречено жить в пределах одного исторического пространства и времени. Европа с XV в. осуществила всемирную экспансию и поняла, что не одна в мире. Европейские ценности – гуманистические идеи, подпитывали рационализм, умеренность, упорство, предприимчивость. Сменившая у власти монархов буржуазия несла новую идеологию: вопросы о месте человека в мире, о новой системе управления обществом — идею народовластия, республики. В борьбу включилась социалистическая идея. Все это отражалось в философской мысли. Человек — автономно мыслящий субъект, нуждающийся в новом юридическом мировоззрении для обоснования и защиты прав гражданина.

Основная проблема Возрождения: человек, проблемы государства.

Основные особенности Возрождения:

Антропоцентризм – учение о том, что человек –центр мира.

Гуманизм – мировоззрение, согласно которому человек –высшая ценность.

Антисхоластика – мировоззрение, направленное против злоупотреблений Церкви, представители данного направления выступали за отделение Церкви от государства, а также развитие светского образования

Основная проблема Нового времени: роль разума в познавательной деятельности человека.

Основные особенности Нового времени:

Наукоцентризм – стремление научно объяснять все происходящее в мире.

Логоцентризм – опора философии на логику.

Рационализм – опора на мышление, разум.

Новейшее время (XX в.). Тип философствования — социально-экологический, философский интерес – язык. Западная философия XIX – XX в.в. отличалось крайним разнообразием. Ее характеризовал интерес к проблемам человека, его экзистенции, к развитию общества и ходу исторического процесса, к сфере иррационального, к субъективному человеческому «Я», а так же к процессу познания, понимания, объяснения и т.д.

С одной стороны, продолжалась предшествующая традиция (неотомизм, например, восходит к средневековой философии, является ее переосмыслением и развитием в иных исторических условиях, а основная часть современных учений возникла на базе философии Нового времени, эпохи Просвещения, немецкой классической философии). С другой стороны, следует отметить стремление «преодолеть», изменить традицию, отойти от нее (философия жизни, экзистенциализм, постмодернизм). Можно сказать, что идет отрицание классической немецкой философии, иногда философии Нового времени в целом, отрицание рационализма вообще.

Проблематика обладает разнообразием.

Основные особенности:

Плюрализм – свобода философского творчества.

Иррационализм — философские концепции и учения, ограничивающие или отрицающие, в противоположность рационализму, роль разума в постижении мира. Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т. п.

Практицизм, т.е. направленность на реальную жизнь человека и общества.

Широкое распространение идей эволюции природы, социума, человеческого познания.

Релятивизм – идея относительности имеющегося знания и ценностей;

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector